Обида. Как избавиться от обиды и простить? Обида или гнев

В науке выделяют основные виды эмоций:

  • радость,
  • печаль,
  • страх,
  • гнев,
  • отвращение,
  • удивление
  • обида

Конечно же, оттенков эмоций очень много, в зависимости от их интенсивности. Но мы поговорим сегодня о гневе и обиде.

Для начала разберёмся, что же такое эмоции?

В научной литературе мы можем найти следующую информацию: "Сопровождая практически любое проявление активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции имеют психофизиологическую основу, а это значит, что эмоциональные состояния сопровождаются физиологическими изменениями в организме. Вследствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию. Таким образом, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней деятельности. Помимо этого, только став предметом устойчивых эмоциональных отношений идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Эмоции, регулирующие отношения, служат для определения необходимой близости/дистанции с объектом отношений" .

Таким образом, переосмыслив эту информацию, мы можем сделать вывод, что эмоции — это факт. Неотъемлемая часть человеческой натуры, заложенная в неё природой. Эмоции — это энергия, которая помогает нам жить. Но поскольку эмоции бывают позитивными и негативными, то часто возникает вопрос, что же делать с негативными эмоциями. Как ими управлять? Особенно такие эмоции, как гнев и обида, доставляют массу неудобств.

Для этого стоит разобраться в истории эмоций, как они возникают и почему порой бывают столь неприятными?

Дело в том, что эмоция изначально является продолжением желания, потребности.

  • Когда ребёнок рождается, его желания удовлетворяются непосредственно прямым образом: он проживает стадию всемогущества, когда мама по одному лишь его желанию словно магически управляемая им, оказывается всегда рядом и дарит ему всю свою любовь, всё своё внимание. По сути, ребёнок тонет в удовольствии и удовлетворении всех своих желаний, не прилагая к этому никаких усилий. Бывает такое, что мать плохо ухаживает за ребёнком и это тоже оставляет в дальнейшем след в его душе.
  • Ребёнок растёт, и постепенно начинает отделяться от матери, разделяя себя, её и других людей. И его желания, а, следовательно, и эмоции теперь встречают преломление на пути к удовлетворению, поскольку удовлетворять их напрямую, как раньше, уже не представляется возможным. Наступает стадия приручения аффектов и эмоций. Тогда начинают формироваться запреты, убеждения, нормы поведения. Если родители достаточно внимательны к проявлениям потребностей и эмоций своего ребёнка и достаточно мудры, чтобы конструктивно объяснить ребёнку, что эта эмоция значит и как правильно с ней обходиться, чтобы получить удовлетворение и одновременно соблюсти нормы приличия, то ребёнок формирует здоровую схему удовлетворения желания, а эмоция становится в дальнейшем мотивом, побуждающим к действию. Но поскольку родители сами порой не до конца способны отслеживать свои мотивы и эмоции, то на этой стадии у ребёнка также может быть пробел. Он может, не понимая эмоции, получить на неё запрет и даже травму, не понимая, почему его желание не может быть удовлетворено, но принимая авторитет и давление родителей, он вынужден отказаться от желания. Мало того, первоначальное желание вытесняется сознанием в глубину души, а к нему ещё добавляется боль непонятости, неудовлетворённости. Человек по сути под давлением запрета забывает, что стояло за этой эмоцией. Энергия же в виде эмоции остаётся, так как желание по-прежнему не удовлетворено.

И как вы думаете, куда же уходит эта энергия?

Пожалуй, многим знакомы примеры, когда незакрытый крышечкой тюбик зубной пасты, или неподнятая крышка унитаза становятся в семьях причиной возникновения конфликта. Неужели сами эти мелочи могут быть причиной всплеска гнева? Но если разобраться в том, какой истинный мотив кроется за этими мелочами для самого злящегося человека, то мы обнаружим, что именно неудовлетворённое желание быть любимым, ценным, значимым вызывает в нём подобные вспышки гнева и бессилия.

Мы имеем случай, когда, скорее всего, нет понимания самого желания и способа удовлетворить его конструктивным путём. Такие эмоции, оставшиеся от задавленных желаний в дальнейшей жизни могут приносить немалый вред, если не будут осознаны. Более того, непонимание эмоций может приводить человека ко всяческим ловушкам, которые будут ещё сильнее усугублять его негативные эмоции.

  • Например, гнев и истерика в том месте, где есть неосознанная потребность быть любимым и значимым, приводит к обратному эффекту в виде ответных нападок и ещё сильнее усугубляет боль от неутолённого желания. Вместо удовлетворения человек утверждается в том, что его не слышат и не любят. Таким образом схема деструктивного реагирования укрепляется и загоняет человека в тупик.
  • Или уход в себя и обида тогда, когда нужно говорить о том, в чём ты нуждаешься, об истинном желании чувствовать себя нужным и любимым и в результате этого усиление неудовлетворённости и чувства ненужности, когда желание быть нужным и любимым очень актуально. И здесь человек убеждает себя в том, что он действительно не нужен и не любим, хотя на самом деле его реакция возможно и спровоцировала другого человека не лезть в этот момент к нему или вообще отвернуться. Так как бывает такое, что обида проявляется в активном отталкивании человека, который вызывает обиду.

Человек вырастает, становится взрослым, но детское желание быть понятым без слов, как в младенчестве, когда мама была всегда рядом и удовлетворяла все желания буквально как по волшебству, понимая без слов, чего хочет ребёнок, часто остаётся в подсознании.

И мы уже разобрали, как не получив нужного окультуривания, такие желания могут стать огромной проблемой для всей последующей жизни.

Гнев и обида являются проявлением одной эмоции. Только в первом случае — она активна, во втором пассивна и уходит внутрь. Корень же один — неудовлетворённость желания.

По сути, вся история человечества — это история поиска путей к счастью, к равновесию, к внутренней свободе.

И весь этот путь омрачён страданием. Ещё Фрейд в "Неудобствах культуры" писал о том, что человек зажат в ловушку между своими влечениями (желаниями и потребностями) и запретами, которые налагает на него культура. И если убрать запреты, то мы получим хаос. Запреты же порождают страдания. На наш взгляд, в большей степени это происходит из-за того, что людям не хватает знаний о том, как устроена человеческая душа, о том, как правильно внедрять запреты.

Одним из активно внедряемых в человеческое сознание запретов, является запрет на эмоции . Установка "Быть эмоциональным — значит быть слабым!" , пожалуй, знакома многим, если не каждому. Но не все знают о том, что эта установка разрушительна. Так как подавление и отрицание эмоций может привести к проблемам душевным и даже к телесным заболеваниям. Эмоция, которая блокируется, оседает в теле, создавая предпосылки для заболеваний. А представьте себе, какие последствия даёт данная установка в сочетании с непрожитыми, неосознанными, болевыми эмоциями? Кому знакома ситуация, когда гнев переполняет вас, и вы не можете его выразить, вы словно захлёбываетесь им, будучи не в состоянии выразить эти эмоции? А обида, которую словно невозможно высказать и она вынуждена оставаться внутри?

Так что же делать в таком случае с негативными эмоциями?

  1. Очевидно, что подавление и отрицание негативных эмоций ведёт к проблемам со здоровьем.
  2. Непосредственное же выплёскивание, как в примере с тюбиком зубной пасты, часто ведёт к конфликтам и по-прежнему не удовлетворяет наши истинные мотивы.

Существует тонкая грань между тем, чтобы подавлять и отрицать эмоции и тем, чтобы позволять себе испытывать их в полной мере, но научиться понимать их, проживать и, если это необходимо, выражать конструктивно. Возможно, вы спросите, как можно конструктивно выразить гнев? Подумайте, есть ли разница между тем, чтобы говорить о том, что вы чувствуете и что вам неприятно и оскорблениями, обвинениями и нападками на человека?

  • Скорее всего, в первом случае человек поймёт, что он чем-то вас разозлил или расстроил.
  • Во втором же он с большой вероятностью будет защищать себя от оскорблений и обвинений и скорее всего нападать в ответ.

В первом случае итог — вы выразили чувства и вероятно донесли, что вам неприятно и в случае, если ваш собеседник является адекватным человеком, вы получите возможность вести диалог и прийти к компромиссу. Во втором случае, скорее всего, итогом будет взаимная обида и непонимание.

Поэтому, прежде чем выражать эмоции, особенно сильные, их полезно понять и осознать, какое истинное желание лежит под ними.

А поэтому каждый раз, когда будут возникать сильные эмоции(это касается не только обиды и гнева),попробуйте остановиться и, прежде чем выражать их или выплёскивать, или уходить в себя, обосновать их. Аргументируйте то, что вы чувствуете.

Можно сделать это по следующей схеме:

  1. Назовите эмоцию. Дайте ей обозначение, описание.
  2. Обоснуйте причины её возникновения. "Я чувствую это, потому что…" .
  3. "Чего бы я хотел от человека, по отношению к которому я чувствую негатив?" . Здесь же обоснуйте, почему именно этот человек должен дать вам то, что вам нужно конкретно сейчас.

Если вам удалось ответить на эти вопросы, то смело можете выражать свои эмоции человеку!

Эмоции выражать можно и нужно, так как именно это помогает людям выстраивать отношения и обретать близость. В отношениях с посторонними людьми это помогает выстроить границы, отстоять свои интересы, находиться в диалоге.

Например, нормально дать отпор человеку, который пытается хамить вам или навязать вам что-то, что вам не нужно и не нравится. Нормально говорить о том, что вас не устраивает и не нравится. Но так ли нормально разрушать себя и отношения обидами и гневом?

В науке существует такое понятие, как импринтинг . Это свойство психики сохранять всё, что происходит с человеком с момента рождения. То есть, попросту, все события отпечатываются где-то глубоко. Гипноз основан на том, что человека вводят в состояние транса и извлекают из глубин его души те детали и события, которые он давно уже не помнит.

Так вот, негативные эмоции и аффекты лишь прикрепляются к тем травматичным и неприятным ситуациям из прошлого. Мы можем не помнить этих ситуаций. Мы можем не осознавать тех потребностей и желаний, которые лежат под проявлением эмоций. Мы имеем уже результат — негативная эмоция, возникающая на определённый сигнал, воздействие.

По сути, негативные эмоции — это остатки нашего прошлого негативного опыта .

И то самое равновесие, к которому мы так стремимся, начинается с понимания самого себя и своих слабых мест. Негативные эмоции — это сигнал о том, куда нужно направить своё внимание. При этом объектом для изучения становится ваш внутренний мир, вы сами. Ещё раз обращаем внимание на то, что это не говорит о том, что не нужно реагировать на человека, который причиняет вам боль. Говорить людям о том, что вам неприятно нужно. Особенно близким.

Ведь близкие отношения строятся на искренности. Здесь скорее речь идёт об ответственности за свою собственную жизнь, своё здоровье и душевное равновесие.

И негативные эмоции могут быть для вас невыносимым грузом, от которого хочется избавиться, а могут стать источником роста и изучения. Помимо всего — это прекрасный способ трансформировать негатив в позитив. Ведь уделяя время и внимание изучению своего внутреннего мира, вы, таким образом, даёте себе заботу и любовь, которой, возможно, вы недополучили тогда в детстве.

Пользуясь вышеописанной схемой, вы можете улучшить отношения с самим собой и с людьми.

Подводя итоги, можно сказать, что негативные эмоции наряду с позитивными являются неотъемлемой частью человеческой натуры. И пытаться отрицать их — значит отрицать часть себя. Но обладая пониманием эмоций и их источников, человек имеет возможность не только не разрушать себя и окружающих ими, но ещё и расти на них, принимая свой индивидуальный опыт с его неприятными и болезненными моментами. Научиться относиться с любовью к себе, обрести целостность и начать жить полноценной жизнью.

Успехов всем! И до новых встреч!

«Кто из вас без греха, первый брось в нее камень»
(Св. Евангелие от Иоанна, глава 8)

Наверное, каждому знакомы гнев и раздражительность, чувство обиды и черная зависть, испытываемые к другому человеку. Бывают ситуации, когда даже эти на первый взгляд негативные эмоции необходимы для выживания. Например, гнев — для преодоления острой боли после смерть близкого, обида – чтобы найти силы во время уйти и начать все сначала, зависть – чтобы двигаться вперед, преодолевая свою лень и пассивность.

Однако чаще человек, допуская эти эмоции в сердце, ничего не хочет менять. Для него они становятся чем-то вроде отдушины, поводом для жалости к себе. Можно пойти и поплакаться друзьям на плохую жизнь, порыдать в подушку, обвиняя во всем себя, перевоплотиться в эдакого энергетического вампира. В такие моменты негативные эмоции разрушают человека изнутри, он творит болезни в своем теле и неприятности во внешнем мире.
Контролировать эмоции сложно, но к этому можно стремиться. Испытывая негатив к чему-либо, подумайте, зачем вы выбрали именно такую эмоцию? Для чего она проявилась? Может это толчок, чтобы двигаться вперед? Или это знак, что ваше самоуважение и любовь к себе находится ниже плинтуса?

Отслеживать во время свои эмоциональные состояния очень важно! Во-первых, это дает вам возможность остановиться и не навредить окружающим людям. Во-вторых, предотвратить нежелательные изменения.

Если же гнев или обида уже давно владеет вашим сердцем, а понять произошедшее нет возможно, спросите себя «что я выбираю: жить прошлым или строить будущее?». Имеет ли смысл воскрешать в памяти худое? Будущее – это чистый лист, не рисуйте на нем тени недругов. Каждый из нас имеет право на ошибку, отличное от других мнение, стиль жизни. У вас благородная душа, так простите же обидчиков за их несовершенство, поблагодарите себя за стойкость и великодушие, за умение учиться, за желание добрых перемен. Если вы решились на сильный шаг – отпустить прошлое, делайте это от всего сердца. Прощение является сильным лекарством, очищающим душу!

Прощение любви святой восторг,
Прощенье Божье в мир души дорога.
Прощение с условием есть торг,
Прощенье без условий дар от Бога.

Прощенье есть свобода от оков,
В нём сердце к сердцу льнёт в любви обратно.
Прощенье не накроет тень обид,
Напоминанье это не прощенье.

Прощение возносит душу ввысь,
Оно поднять обидчика желает,
Но если сердцем друга не простишь,
То жар обид в душе ещё пылает.

Весь жар обид любовью погаси,
Проси у Бога сил за всех молиться,
Проси добра и милости проси,
Пусть состраданьем сердце возгордится.

Прощай, как Бог прощает, много раз
И не суди упадшего так строго.
Ведь сколько не простил бы ты сейчас,
Вовеки ты должник святого Бога.

Влияние негативных эмоций на здоровье

Все без исключения врачи говорят, что когда человек болен, самое важное для выздоровления – это позитивный настрой. Если опустить руки и сдаться, то болезнь возьмет верх. Это как в спорте, на конкурсе, на войне, наконец, противник, сомневающийся в победе — уже побежден. То есть понятно, что человек должен вооружиться верой в победу и надеждой на лучшее, и это лучшее, то есть выздоровление, обязательно наступит.

Обида и зависть: последствия для здоровья

Но откуда же взялась сама болезнь? Еще в древности врачи знали, что любое заболевание формируют наши негативные эмоции. Эмоции – это ответ организма на любые внутренние и внешние раздражители, и они строго индивидуальны и заложены в нас на генетическом уровне. Эти эмоции сопровождают нас всю нашу жизнь: это гнев, страх, тревога, зависть, ревность и много-много всего. И они сопровождаются физиологическими реакциями организма.

И чем сильнее эмоция, тем глубже и обширнее организм на нее реагирует. При этом, положительные эмоции подпитывают наш организм, дарят нам новую энергию и желание жить и работать, а негативные, наоборот, разрушают наше здоровье.

Конечно, эмоции нужны, ведь без них наша жизнь была бы серой и унылой, и, кроме того, необходим обмен между внутренней и внешней жизнью нашего организма. Но все хорошо в меру. И слишком эмоциональные люди, не умеющие держать себя в руках и контролировать свою реакцию на происходящее, подвергают большой опасности свое здоровье.

Как же нам в мире, полном стрессов, убежать от них?

Как защитить свое здоровье?

Мы живем в обществе, в семье, среди людей, и эмоции, возникающие у нас, связаны непосредственно с людьми.

  • Подумайте, с какими людьми мы хотим общаться?
  • С кем нам приятнее иметь дело?
  • К кому мы обратимся в случае нужды?

Конечно, к людям дружелюбным, позитивным, легким в общении. Если мы постоянно жалуемся, людям будет с нами тяжело, и, в конце концов, мы останемся в одиночестве. И это приведет к тому, что появятся новые переживания, сомнения, застарелая депрессия. Не нужно ждать постоянно от окружающих сочувствия и помощи, старайтесь надеяться на себя и свои силы.

Как тут не вспомнить постулат И.Канта: относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе .

Или Г.Гегеля: Покажи миру свой улыбающийся лик, и мир в ответ улыбнется тебе .

Помните, ты – счастлив, если считаешь себя счастливым !

А что такое зависть? Может быть это обида? Обида на себя и весь мир?!

«Обида, боль - она пройдет, Об этом в песне так поется. Но жизнь не песня и не лед, На сердце рана остается».

Обида тоже отравляет нашу жизнь постепенно, а если обида от зависти, это еще хуже. Гнев от обиды, обида от зависти - цепочка отрицательного отношения, прежде всего, к самому себе. Она замыкается, образуя круг, из которого невозможно выбраться, в котором погибаешь от отрицательных эмоций, ненависти, страха, алчности, созданных не кем-то на стороне, а самим собой. Эти чувства и приводят человека к болезням, а возможно и к смерти.

«Завистники, на что не взглянут, Поднимут вечно лай. А ты себе, своей дорогою ступай. Полают, да отстанут».

И. А. Крылов

Посмотрим, что такое зависть.

Это сравнение. Я такой - он другой; у него столько — у меня столько; он имеет и умеет, а я не имею и не умею. Так работает наш ум! Человек всегда все сравнивает , «лучше — хуже». Когда человек сравнивает себя с другим человеком и чувствует дискомфорт от этого, внутри зарождается червячок похожий на обиду. Возникает чувство обиды, как мы думаем, а это просыпается зависть. Человек находит в другом человеке качество, которое хотел бы иметь сам. Он задает себе вопрос: «Почему у другого есть, а у меня нет?» Внутри себя обижается, сам не понимает на кого. Обижается на то, что не обладает чем-то, что хочет иметь. Человек думает, что обижается, а оказывается, завидует. Так обида переходит в зависть. Одних людей чувство зависти, которую называют «белой», толкает на великие дела.

«Будь со мною зависть, только белая, К тем, кто не для славы дело делает, Кто открыл дорогу к звездным россыпям, Кто последним шагом стал Матросовым».

Ким Рыжов

Эти люди добиваются больших высот. Они ставят цели, достигают их и идут дальше. Они работают над собой, занимаются своим здоровьем (спорт, аэробика, танцы, йога), пересматривают образ своего питания, отношения с людьми (работают над чертами своего характера). В общем, меняя в себе что-то, меняют все вокруг. Человек радуется изменениям, происходящим с ним и эта «зависть», получается, приносит положительное в жизнь человека. И проходит обида, и исчезает вопрос: «Почему у него так?» , и зависть переходит в восторг и благодарность тому, кто своими действиями, видом, жизнью, стремлениями, подтолкнул человека к изменению себя и своей жизни. Человек видит изменения в себе и благодаря собственной воли, качеству, которое заложено в каждом с рождения, делает себя совершенным, и радуется от этого, больше не обижаясь и не завидуя другим. Он понимает, что все зависит от него самого, что все в нем. И его успешность, и красота, и богатство и вечная молодость. Это, так называемая «белая зависть», зависть, которая приносит радость и удовольствие, которая толкает человека на преодоление трудностей, заставляет его восхищаться другими и идти к совершенству, делать добрые дела и доставлять радость через преодоление.

Но, есть зависть «черная».

«Пусть у других немного лучше, Все получается порой. Ты не страдай, себя не мучай, И не завидуй за спиной».

С. Кадашников

Эта завись самая опасная. Она, как паутина опутывает человека, опустошает, убивает в нем человеколюбие, и, в конце концов, уничтожает его физически.

«Зависть - яд для сердца»

«Она красивее, я испорчу ее красоту - оболью кислотой ее лицо», «Она счастлива в браке - я подкрадусь, прикинувшись подругой, и разрушу ее счастье», «Она молода и красива - я распущу про нее сплетни и оболью словесной грязью». Человек от зависти начинает творить зло. Он не понимает, что творит зло, прежде всего, против себя, превращаясь в существо, живущее и питающееся страхом, сомнениями и неуверенностью. Этот трехглавый монстр поедает его постепенно. Сначала лишая радости, потом лишая друзей, потом покоя, ну а если человек не останавливается во время, то и жизни!

Черная зависть плюс обида - безжалостны. Им всегда всего мало. Они поедают человека изнутри. Человек начинает болеть, страшными болезнями (СПИД, рак, гепатит и т. д.). Это не просто болезни от нервов, неправильного питания, экологии и плохой воды, это болезни, приобретенные от накопления обиды, которая переходит в зависть, а потом съедает того, кто позволил поселиться этим двум монстрам в его Душе. Душа умирает, и вместе с ней умирает и человек. Ведь зависть это обида на самого себя, что не хватает сил и недостаточно желания быть лучше. За место под солнцем надо бороться, но бороться не с людьми и их совершенством, а со своей темной стороной. С отрицательными чувствами, которые время от времени поднимают головы и пытаются завладеть человеком, это обида, зависть, ненависть, страх, распущенность, лень и т. д.

Для того чтобы начать работать с этими отрицательными чувствами необходимо их признать . Это самое трудное для человека, сказать самому себе - «Я завистник(ца)» или «Я обидчив(а)». Но, как только признаешь их в себе - все изменится! Если человек хочет быть счастливым, жить в радости и в окружении людей, быть успешным и здоровым, то, конечно же, в его жизни не найдется место ни обидам, ни «черной», ни «белой» зависти. Его будет вести по жизни к высотам, только Воля, которая позволит ему смотреть всегда на себя и только вперед. Человек поднимется на пьедестал совершенства и человеколюбия, и мир ему отзовется тем же. Зависть правит миром. Любовь и красота - спасет Мир! Каждый человек выбирает свой путь. И дай бог, чтобы это путь позволил каждому стать счастливым. Если этот путь не правильный, в любой момент своей жизни, можно остановиться и выбрать другой.

Счастья вам на пути! Любите Мир, в котором живете, и любовь заполняющая вашу душу не оставит места в ней для зависти, обиды и других, разрушающих человека чувств.

Введение

В Священном Писании и святоотеческом наследии большое внимание уделено борьбе против грехов, наиболее опасным и коварным из которых является гордость. Если человек более или менее успешно преодолевает в себе чревоугодие, блудную страсть, сребролюбие, печаль, гнев, уныние и даже тщеславие – его подстерегает грех гордости. Проявления гордости многоаспектны: это и превознесение себя и своих дел выше прочих, и пренебрежение, презрение по отношению к другим людям, и морализаторство, стремление поучать, и неспособность признавать свои ошибки, и упорство в собственных заблуждениях, и неумение просить прощение, и многое другое, в частности – обиды на ближних.

Исследование чувства обиды (обиженности) и вообще обидчивости как качества души человека весьма актуально, интересно и полезно. Во-первых, несмотря на то, что обида – одна из древнейших проблем, она не потеряла остроты до наших дней. Во-вторых, обида – это не просто чувство, это целая гамма чувств, своеобразное психофизиологическое и душевное состояние, отличающееся устойчивостью и длительностью. В-третьих, во многих случаях, особенно в бытовой и нецерковной практике, обиды расцениваются как обычное, весьма распространённое и вполне нормальное явление. Более того, некоторые люди считают обиду началом формирования характера, вырабатывания воли, развития чувства чести и личного достоинства человека, толчком к самореализации. Разрушительное же начало, содержащееся в обиде и, подобно невидимой радиации, разъедающее душу человека, обычно не принимается во внимание. Или даже считается полезной «прививкой» для поддержания «психологического иммунитета», по ложному принципу: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть» (!)

В-четвёртых, при кажущейся простоте святоотеческой духовной практики во многом остаётся сложным и открытым вопрос о правильном анализе и рассуждении при поиске способов преодоления обид, о правильном их разрешении с точки зрения христианской нравственности вообще и православной психологии в частности.

В-пятых, вопрос важен именно в наше время ещё и потому, что нынешняя идеология через средства массовой информации (СМИ) усиленно культивирует многие ложные ценности, которые являются питательной средой и катализатором всевозможных обид. Всячески раздуваются: корпоративная честь, ложно понимаемое «достоинство» личности, самореализация любой ценой, «правила игры», «права человека», индивидуализм, потребительские инстинкты и рыночная психология. Многочисленные отступления и нарушения этих искусственных правил и догм, частое несоответствие их друг другу, постоянная борьба вокруг них порождают систему непрерывных обид, невротизирующих общество и разделяющих людей.

«Немирный дух, поразивший в последние годы как общество в целом, так и множество отдельных его членов, пытается сегодня, как бы узаконить некоторые, ставшие привычными, грехи против ближнего: мстительность, осуждение, недоверие, недоброжелательность, ненависть» .

Люди верующие более устойчивы, но обиды мешают и им, потому что не дают правильной молитвы, для которой необходимы:

  • внимательность и искренность,
  • сокрушение о своих грехах и покаянное смирение,
  • примирение со всеми и прощение всех обид.

Православие сегодня вновь становится стержнем духовной жизни общества, оказывающим влияние на облик России, её традиции и уклад жизни. Сегодня 75% молодежи признает православие основой русской культуры. Более 58% молодых людей не согласны с тем, что для России будет лучше, если влияние русской православной церкви уменьшится. Важно понимать, что таково мнение россиян в возрасте от 15 до 30 лет, являющихся будущим российского общества.

8% участников исследования отнесли себя к воцерковленным православным, 55% – к невоцерковленным православным. 33% молодых людей, вне зависимости от вероисповедания, заявили о положительном отношении к Русской Православной Церкви и лишь 4% – об отрицательном.

Причина вреда – в самолюбии. Святые отцы вырывали из сердца этот продукт гордыни, а светское искусство, наоборот, всячески взращивает и культивирует его под благовидными вывесками «гордости» и «чести». «Погиб поэт! – невольник чести», – а ведь здесь Лермонтов не вполне точен: если в жизни Пушкин и бывал иногда «невольником чести», то кончина его была истинно христианской, в покаянии и всепрощении.

Другой известный пример – из песни: «Мужчины, мужчины, мужчины к барьеру вели подлецов!» Звучит вроде бы красиво. А если разобраться по существу – это их самих влекли к барьеру гордыня и жажда мести. И где гарантия, что на дуэли восторжествует справедливость?

И ещё об одном следует помнить: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (), – это относится не только к добрым делам, но и к злым. Значит, не просто с огнём, а с геенским пламенем играет тот, кто оскорбляет человека: «А кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» (). Оскорбляя человека, оскорбляют Бога, и дело возмездия уже не в руках обиженного, а выше: «Мне отмщение, и Аз воздам» (). После такого обетования не должно сердце давать место обидам.

Клевета также возмущает мир нашей души, она основана на лжи, раздувании недостатков, искажении и перетолковывании добрых дел и качеств в дурную сторону. Наибольшую опасность представляет не фантастическая ложь, а правдоподобная клевета, умело увязанная с ситуацией и характерными чертами очерняемого человека, причём не важно с какими – положительными, отрицательными или нейтральными. Пытаясь опровергнуть измышления в свой адрес, человек тратит массу энергии, ума, нервов, добиваясь в итоге мизерного результата, а чаще всего – обратного эффекта.

В отношении клеветы архимандрит пишет: «У северных народов был обычай: когда у человека долго не заживала рана, гноилась, в ней появлялись черви, то эту рану давали лизать псам. Псы своими языками вылизывали её, и рана быстро очищалась. Так клеветники устами своими очищают наши души от грязи и от гноя грехов» .

Замечания – это не оскорбления, но и к ним мы бываем нетерпимы. Даже если замечание по сути справедливо, нас коробит сам факт замечания, его форма, его «тон», да и вообще – «кто бы делал замечания, на себя посмотри!». Тем не менее, мы и сами делаем другим замечания, любим замечать непорядок у других. Как здесь не вспомнить вновь Нагорную проповедь Спасителя, где говорится о сучке в глазе чужом и о бревне в собственном!

Важно помнить: мы охотнее всего делаем другим замечания и укоры по поводу именно тех грехов, которые нам самим свойственны. И наоборот, как сказал В. Гюго: безупречный не упрекает, ему просто незачем упрекать, он живёт на более высоком духовном уровне: он прощает. А прощает он по двум причинам: во-первых, имеет любовь к ближнему, во-вторых, сознаёт своё собственное несовершенство.

4.3. Проявление пренебрежения, презрения, усиленного внимания к другому

Читая святоотеческую литературу, почти совсем не встречаем эти понятия, разве что иногда говорится о презрении к врагу рода человеческого. Прикасаясь же к искусству светскому или просто живя в современном обществе, тотчас видим целый клубок страстей, где презрение, пренебрежение сплошь и рядом ведут к переживаниям и драмам.

Человек ставит вас ниже себя, не считается с вами, пренебрегает вашим мнением. Довольно редко это выражается открыто, обычно мы чувствуем скрытое пренебрежение, отчего не менее обидно. Пренебрежение выражается в форме равнодушия, холодности, отчуждения, предпочтения другого, а не вас, в невнимании к вашим делам. «Вот, полчаса холодности терплю», – обижается Чацкий на Софью; «Свою прочитал, а мою даже не разрезал», – горько досадует Треплев на Тригорина в пьесе «Чайка» А.П.Чехова.

«Когда меня не почтили, не оценили, чего-то лишили или унизили, то я в душе возмущаюсь и осуждаю людей, которые не хотят почитать моего идола – моего «я». Сам я ему поклоняюсь и поэтому считаю, что вправе ждать того же от окружающих» .

Классический пример – притча о блудном сыне. Но не о нём самом здесь речь – о его старшем брате. Услышав в доме веселье и узнав причину (возвращение младшего брата), «он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка» (). Почему же не обрадовался старший сын вернувшемуся в отчий дом брату, почему обиделся? Потому что место в сердце, свободном для радости, уже заняла расторопная зависть, а радости и зависти не ужиться вместе .

Характеру самолюбивому, склонному к зависти, трудно выносить внимание к кому-либо другому, а не к нему. Возвратившийся блудный сын явился радостью для отца и серьёзным испытанием для брата, который тут же продемонстрировал весь набор греховных состояний обиженности: 1) гордость, потому что «пение и ликование» не в его честь; 2) гнев – «он осердился и не хотел войти»; 3) осуждение – «этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами»; 4) зависть – «ты заколол для него откормленного телёнка». К этому можно добавить и неуважение к отцу, и отсутствие братской любви (он говорит не «мой брат», а «этот сын твой»), и стремление придать обиде некий «социальный» вес: «чтобы мне повеселиться с друзьями моими».

Нам тяжело переносить чужое пренебрежение, оттого что мы имеем очень завышенную самооценку, ни на чём не основанную (разве что на гордости). Пусть получил человек какое-то образование – это ещё ни о чем не говорит. Весь вопрос – как учился и чему научился. Допустим, делает какое-то дело – вытачивает гайки или пишет романы, так опять вопрос: может быть, зря, в убыток работает или просто себя тешит? Никто от его труда как будто счастливым не становится. Гордиться-то и нечем! Понятно, что и отчаиваться не стоит, потому что Бог зря жизнь не даёт, но «перетряхнуть» своё самолюбие, свой гонор, перевести взгляд со своих интересов на нужды других людей очень душеполезно.

Ведь нас обижает не только пренебрежение к нашей персоне, но также и невнимание к нашим занятиям и увлечениям. У нас, например, все стены завешаны картинами – а гость ноль внимания! Мы любим поговорить о рыбалке, а знакомый пришёл и весь вечер твердит о своей машине, – тоска! Поэтому особенно приятно, если кто-то разделит наши восторги именно по поводу нашего увлечения. Добрая половина (если не больше) практических советов Д. Карнеги основана именно на такой льстивой тактике. В данном случае возможная обида предотвращается лестью – но доброкачественно ли такое «лечение»?

В романе «Мёртвое озеро» Н.А.Некрасова и А.Я.Панаевой встречаем точное наблюдение: «Несчастная слабость, свойственная многим, – придавать излишнюю важность тому, чем занимаешься». Полезно чаще примерять это к себе: не утомляю ли я других своими интересами? Здесь возможны взаимные обиды: один до тошноты навязывает своё, обижая собеседника, а тот может обидеть равнодушием, а то и ответным раздражением. Вот и приходится себя контролировать, избегать выпячивания себя и своих интересов и одновременно не быть глухим к интересам ближних. «Так называемая «психологическая совместимость» для христианина становится практической нравственной проблемой» .

В плане же психологическом и даже физиологическом факты пренебрежения, отталкивания могут объясняться очень просто: неряшливый внешний вид, неприятные запахи изо рта, от потливости тела, ног, обилие слюны, частые отхаркивающие звуки, сопение носом, привычка близко придвигаться к собеседнику, во время разговора – теребить его пуговицу, галстук, воротник, привычка перебивать собеседника, даже соглашаясь с ним, – всё это может вызывать раздражение, брезгливость и нежелание общаться .

Поэтому – спасибо всем, кто нас презирает, это наши врачи и учители! Но сами презирать других всё же не будем, испытав на себе этот гнёт.

4.4. Отсутствие меры, бесцеремонность, необдуманность

Можно быть и не грубым в обращении, но в то же время держать себя сверх меры близким, развязным в словах и манерах – а этим нарушается добрая благородная связь. «Говорить на «ты», когда приличнее было бы сказать «вы»; шутить со своими знакомыми, как бы в кругу своей семьи, избранить другого будто любя; делать крикливые возгласы; небрежно употреблять в разговоре руки; вмешиваться во всё со своим суждением; рассуждать со старшими в духе ложной свободы, – все подобные вольности неприличны христианину» .

Также обижают нас и необдуманные поступки и слова, задевающие нас и наши интересы, когда это не соответствует нашим представлениям и жизненным установкам. За необдуманностью и неосторожностью единичного проявления мы склонны подозревать целую систему выстроенных лично против нас козней и происков. В этом смысле богата измышлениями и фантазиями ревность, она способна всё преувеличивать и доводить до «скрежета зубовного». Вспомним хотя бы внутренние муки Отелло или Арбенина.

Да, мы желаем, чтобы с нами обращались уважительно, тактично, вежливо. Но каждый должен спросить себя честно: так ли уж мы сами блещем этими добродетелями? Всегда ли мы обладаем деликатностью, терпением, сдержанностью? Умеем ли скрывать своё раздражение, дурное настроение? Не срывается ли у нас порой грубое слово, едкая реплика, ранящая другого человека? Обижаясь на необдуманное слово или действие, неужели мы сами всегда бываем «так осмотрительны, так точны», никогда не ошибаемся, ничего не «ляпаем» невпопад? Ведь «несть человек иже жив будет и не согрешит» – это лично к нам относится. Но себето мы обычно прощаем: подумаешь, ошибся! а другому не спускаем: нет, как он мог?! Однако все просим в молитве: остави нам долги наша, якоже и мы… Какое уж тут «якоже и мы»!

Великий сонм святых сияет, прежде всего, своим смирением, кротостью, даром любить ближнего таким, какой он есть. Даже светские люди высокой культуры были прежде всего требовательны к себе и снисходительны к другим. А.В. Суворов наставлял: «Заранее учись прощать ошибки других и никогда не прощай своих собственных», «Не меньше оружия поражай противника человеколюбием». Что же касается бесцеремонности – это опять-таки проверка нашего смирения и одновременно – нашего достоинства, если мы сумеем, не обижая и не обижаясь подправить отношение ближнего к нам.

4.5. Эгоизм и себялюбие

Если кто-то стремится сделать что-нибудь в свою пользу, да ещё за наш счет, если он живёт только своими нуждами, а от наших отмахивается как от несерьёзных («подумаешь, я испачкал его книгу – велика беда!»), – нас это тоже неприятно задевает и обижает. Также довольно часто в досужих разговорах люди, обычно пожилые, любят нагнетать значимость и тяготы прошлых лет своей жизни. И разговор на скамье во дворе превращается в своеобразное соревнование на тему: «Нет, тебе всё-таки легче было, а вот мне!..». Другая характерная черта подобных бесед – стремление возвысить себя и принизить других: я-то всегда поступал разумно, а вот он ошибался; я-то предвидел, а они не понимали… И когда мы обижаемся на это, то забываем, что сами порой поступаем точно так же. Отчего чужой эгоизм обижает нас? Во-первых, если выражен открыто и грубо, он попирает законы морали, по которым мы стараемся жить. А во-вторых (что и бывает чаще всего), даже если эгоизм внешне незаметен, мы всё же чутко воспринимаем его – почему? Потому что чужой эгоизм болезненно задевает наш собственный. Святые подвижники не оскорблялись чьим-либо эгоизмом, так как он не мешал им – ведь своего эгоизма у них просто не было! Его место занимала любовь к человеку, какой бы он ни был.

А когда любви нет, нет и терпения к слабостям человека. Так в отношениях людей появляется та скорлупа, эгоистическая короста, которую очень трудно счищать и удалять. Поэтому понятно, что на такое объективное зло, как эгоизм, люди обычно реагируют не социально, не как члены общества, а чисто личностно: «А почему со мной можно, а он?», «А как же я могу…, а она…?», т.е. человек, верно почувствовав несправедливость в эгоистичном поведении другого, беспокоится прежде всего не о попранной общественной морали, а о своих личных ущемлённых интересах. В таких случаях полезен самоанализ и самоконтроль в самых различных формах: доверительный разговор с другом, ведение дневника, беседа с духовником, исповедь, чтение святоотеческих книг.

4.6. Неблагодарность

У И.С. Тургенева есть стихотворение в прозе о том, как однажды во время пира две прекрасные дамы были представлены друг другу: благодетельность и благодарность. Они очень удивились, что никогда не встречались раньше! Благодарность – свойство благородной натуры. Мы очень многим обязаны друг другу – и всем обязаны Богу, поэтому в принципе вся наша жизнь должна быть сплошным благодарением. Дал мне – спасибо, принял от меня – также спасибо тебе! «Всяк дар совершен свыше есть».

Но беда в том, что слишком многие и слишком рано соблазняются фикцией «прав человека». «Права» – хорошая вещь, но только если они опираются на всю громаду наших обязанностей. Права каждого работают, только если все исполняют свои обязанности. А когда обязанности выполняются кое-как или совсем не выполняются, жажда своих прав не утолена, – вот тогда и возникают болезненные вопросы о неблагодарности других людей. Ведь обида на неблагодарность – это жажда благодарности. Возникают подсчёты своих затрат и ожидаемой отдачи от ближнего, завышается цена своей помощи: «Я столько в него вложил!..». В общем, как говорится: на грош амуниции, а на рубль амбиции. И в итоге нравственная картина искажается: неблагодарность возмущает нас не сама по себе, как грех пред Богом, а как невозвращённый нам долг, да ещё с процентами! Выходит, мы творили добро не бескорыстно, по любви, а как наёмники – за плату. И – увы! – «наши добрые дела часто бывают хуже злых, потому что мы ими гордимся и этим оскверняем. … Случается, конечно, что мы совершаем нечто хорошее, но всегда забываем, что это не наш дар Богу, а, наоборот, Бог по любви своей дарует нам благодатную силу, чтобы мы могли хоть иногда сделать что-нибудь доброе. Было бы естественно за это от души возблагодарить Господа. Но, ослепленные гордыней, мы приписываем всё хорошее себе, своей мнимой доброте, своей фиктивной праведности. Сами дела остаются добрыми (кто-то, положим, ухаживает за больными или благотворит Церкви, кто-то много трудится, много молитвословит), но для вечности они обесцениваются нашим самодовольством» .

4.7. Нарушение обязательств, отказ в просьбе

Конечно, неприятно, когда тебя подводят, когда не сдерживают своих обещаний – а ты на них так надеялся… Наиболее часты недовольства такого рода между родственниками, они связаны тысячами нитей, каждая из которых, напрягаясь, болезненно тянет оба конца. А когда нить рвётся, нам кажется, что это непоправимо, что её уж не связать – «зачем склеивать разбитое?» – и в унынии мы повторяем:

Ты не узнаешь
и не поможешь:
что не сложилось –
вместе не сложишь…

Отказ в просьбе также неприятен и больно задевает нас. Не вдаваясь в тонкости (корректна ли наша просьба, уместна ли она, способен ли человек её выполнить и т.п.), мы и в просьбе «гнём свою линию». Вспомним хотя бы, «как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Если нас в чём-то подвели, нам худо. Конечно, виновник достоин осуждения, считаем мы. Но это поспешное решение. Мы ведь хотим жить праведно, хотим управить жизнь по-христиански. Раскроем же труды святых отцов – и многократно убедимся, что осуждение – грех, а виновник достоин прежде всего — прощения. Как же так? Ведь он обещал – и не сделал, а у нас, например, сорвалась заготовка капусты, поездка за детьми! А если это ещё и родственник – тогда только держись: припоминается всё – и родственные обязанности, и старые грехи… И часто из-за мелочей родные становятся врагами. Прежде всего – из-за неумения и нежелания прощать, неспособности обратить критику на самого себя: а сам-то я каков? Да и в чём трагедия? Капусту можно заготовить и неделей позже, а за детьми съездить другим транспортом, на такси, в конце концов. В мире ничего случайного нет: если так сложились обстоятельства, значит, так надо, и наши переживания Господь всегда претворит в положительный духовный опыт, если мы прибегнем к Его помощи. А если только злиться, подсчитывать промахи ближних и порывать с ними отношения – очень скоро останешься в «гордом» одиночестве, наедине со своим «прекрасным» характером. Надо ли говорить, сколь страшно одиночество без Бога – а оно непременно без Бога, если не умеешь прощать!

4.8. Непонимание, нечуткость

Многие жизненные несоответствия и обиды возникают из-за того, что люди говорят на разных языках, не стремясь вникнуть в состояние другого. Мы слишком живём своим мирком и своими заботами, чтобы соблаговолить встать на место ближнего, на его точку зрения – хоть на миг, хоть в чём-то. Точно так же и мы ждём, чтобы нас поняли, нам посочувствовали – а в ответ глухота или хамскимодное: «это ваши проблемы». Душа человека – инструмент тонкий, прикасаться к его струнам надо очень осторожно, а мы зачастую себя считаем ещё и тоньше иных, возвышеннее прочих, и требуем, конечно, очень бережного к себе отношения. Резким диссонансом отзывается наша душа на непонимание и нечуткость

Это обычная реакция, но встречаются и совсем иные случаи. В Деяниях апостолов описывается, как однажды их били, запретив говорить об Иисусе – «они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (). Оказывается, ради Господа можно всё претерпеть. Могут возразить: совсем иной масштаб, нас обижают нечутким отношением в быту, а там дело шло о вере в Иисуса Христа. Да, масштаб разный, но у Господа нет малых дел — «и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные». Не прощать чью-то нечуткость – это значит в перспективе готовить себе левое место на Страшном Суде: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (). Вообще, обида на чью-то нечуткость – очень чувствительный и достоверный показатель собственной нечуткости, чёрствости. Давно замечено, что именно эгоистичные люди чаще всего упрекают других в неумении проявить чуткость. На эту тему существует масса примеров и в литературе. Взять хотя бы стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи». Своей душевной глухотой барыня не поняла состояние простой крестьянки, однако поспешила обвинить её в нечуткости.

4.9. Различие убеждений, мнений

Люди, часто общающиеся или живущие вместе, имеют много общего, и мнения их по самым разным вопросам часто совпадают, потому что обсуждаются и вырабатываются совместно, возникая и упрочиваясь в едином микроклимате. И мы очень любим получать от других подтверждение наших собственных мыслей. Но вот несогласие или возражение переносим плохо: нервничаем, раздражаемся, возмущаемся – в общем, обижаемся. Особенно если получаем такое от близкого, родного человека.

Все мы прекрасно понимаем, что каждый человек своеобразен. Нет на земле двух одинаковых людей. Как говорится, каждый из нас – это неповторимый мир, «микрокосм». Но мы не изолированы, мы общаемся, привязываемся к кому-то, дружим, любим, зависим от кого-то, а кто-то зависит от нас – мы нужны друг другу. И при общении обмениваемся мыслями и чувствами, познавая друг друга и самих себя. Господь потому и творит наши души разными, чтобы все мы нуждались друг в друге. Конечно, каждый вступает в общение, уже имея кое-какой жизненный багаж, поэтому каждая новая информация воспринимается нами по-своему, в сопоставлении с тем, что уже имеется в «библиотеке» нашей души по данному вопросу. Система ценностей у каждого своя – а это тот «библиограф», который и пополняет «фонды» по своему усмотрению. И часто так получается, особенно в последнее время, с приходом диктата рыночной психологии и конкуренции, что в нашей душе-«библиотеке» лучшие полки и стеллажи отданы на откуп нашему эгоизму и потребительству.

И индивидуальность наша расцветает «махровым цветом», нам дико слышать чужую мысль, не согласную с нашими воззрениями. Неприятие иного мнения тут же персонифицируется – в неприязнь к человеку, высказавшему его. Тебе не понравился мой суп? Ничего не смыслишь в кулинарии. Ты не в восторге от моего костюма? У тебя дурной вкус. Ты не одобрил мою статью? Все ясно – завистник и бездарь!

А то, что и человек, может быть, неплохой, и к нам относится хорошо – но у него просто другое мнение, нам как-то невдомёк. Наше-то мнение кажется нам единственно верным, а «кто не с нами, тот против нас». Вот уже и обида, а там – и вражда. Крайне редко поднимаемся мы до вопроса: а надо ли, чтобы все, всегда, во всём с нами соглашались? И ответ на этот вопрос дан очень давно апостолом Павлом: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (). Разномыслие допускалось у проповедников, и уж тем паче среди паствы. С другой стороны, когда с нами всегда соглашаются, нас развращают гордыней, верой в собственную нашу непогрешимость – обычная болезнь начальников.

Истина одна – а путей к ней множество. Одному лишь Богу ведомо, чей путь лучше, а помогает в пути Он каждому. И нам лучше сверить компасы, а не спорить о маршрутах. То же самое можно сказать и о разнообразии мнений. «Желание настаивать на своем мнении — это проявление гордости, а вовсе не признак сильного и твёрдого характера. … Отстаивать нужно не свое мнение, отстаивать нужно истину. А истина слишком редко совпадает с нашим мнением, особенно если мы на нём настаиваем» .

4.10. Непризнание авторитета, старшинства, лидерства.

Своенравные натуры очень любят видеть действие своей власти, результаты проявления своей воли, это утверждает их в самих себе, поддерживает тонус. Не важно, что чаще всего лидерство их самозваное, а авторитет дутый. Иные привыкли быть центром внимания и поклонения с детства благодаря издержкам воспитания, другие выработали в себе качества лидера в борьбе с трудностями, третьи сочетают эти стороны или ещё как-то ухитрились подчинять себе волю других, – но все переживают, когда ставится под угрозу их влияние, власть, авторитет. Ведь им кажется, что от них исходит порядок, что они знают, как надо и что надо, что они даже отвечают за других – и вдруг эти «другие» (вот дерзость, вот глупость!) осмеливаются не подчиняться, усомниться в «благом» руководстве!.. Обидно? Конечно. Вспомним, как необузданно, до морального садизма, упивался властью в своем провинциальном мирке Фома Фомич Опискин (Ф.М. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели»), как переживала, теряя лидерство, Марья Александровна Москалёва в «Дядюшкином сне». И какой дикой ненавистью загорались они против того, в ком угадывали угрозу своему первенству и авторитету!

Все эти вещи: и старшинство, и лидерство, и авторитет – суть не что иное, как атрибуты власти, власти одного человека над другим или другими. Бесспорно, удерживать такое первенство необходимо некоторой моральной или психологической силой, поэтому лидеры, как правило, натуры волевые. Где не хватает таланта, они берут упорством, если нет особого интеллекта, в ход идет бойкий и едкий язык, колкая насмешка, ходовые речевые штампы, на которые и возражать-то не хочется. И пока человек идёт вверх, во всё влезая и проявляя хоть какую-то ответственность, ему охотно уступают. Но вот авторитет завоёван и тут часто начинается подмена авторитета самовластием, диктатом. Вообще власть, как и слава, страшное дело, немногие выходили с честью из искушения «медными трубами»!.. И Фома Фомич Опискин, и Марья Александровна Москалёва – это случаи крайние, а литературные образы – яркие и гротескные. В жизни всё бывает обыденнее, пошлее, примитивнее. Отвергнутый авторитет глубоко страдает, обида его укореняется, перерастает в замкнутость, холодность, неприязнь, порой в ненависть, он отвергает всякие попытки примирения, естественно, нисколько не считая себя виноватым. Более того – он укрепляется в мыслях о человеческой «неблагодарности», «нечуткости», эгоизме, чёрствости, и т.п.

Как видим, этот тяжкий сорт обид может совмещать в себе все вышеперечисленные. Вот где требуется воля и вера, чтобы всею силою сердца воззвать: «Господи, помоги одолеть мою демонскую гордыню!» – «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (), – таков ответ Господа.

4.11. Отказ от помощи, выход из-под опеки

Лидерство может быть или не быть, но когда бывший подопечный проявляет самостоятельность и смеет отказываться от помощи, – это тоже больно бьёт по нашему самолюбию. Часто нам невдомёк, что надобность в опеке объективно отпала, а наша помощь стала ненужной и даже назойливой и обременительной. Но мы желали бы сохранить статус-кво несмотря ни на что, ибо это втайне льстит нам – вот, мол, какие мы бескорыстные опекуны-добродетели!

Этот вопрос часто бывает связан с непризнанием старшинства (опекуна или помогающего), но важен и самостоятелен сам факт отказа от помощи или пренебрежения помощью. Конечно, пренебрегать или отказываться, когда помощь нужна и предлагается своевременно и бескорыстно, – грешно. В этом усматривается и глупость, и гордыня. Но и обижаться на это тоже грешно: не хотят – не надо, отойди в сторону. Мало ли почему не хотят! Причин масса, а в чужом сердце разобраться трудно. На всё своё время. Перефразируя Екклезиаста, можно сказать: время помогать – и время прекращать помощь, время опекать – и время дать свободу. Процесс становится лавинообразным и необратимым по мере роста навязчивости: чем назойливее помощь, тем интенсивнее отказ – и тем больнее обида. Но не скрывается ли за обидой на отказ от помощи тонкая рвущаяся надежда привязать к себе человека этой самой помощью и жить в вечной его признательности и зависимости, теша свое самолюбие? Тоже ведь известный из жизни аргумент. Неслучайно же, получив отказ в помощи, часто восклицаем: «Ишь, какие мы гордые!» — и это буквальная правда, потому что именно мы этой помощью часто питаем свою собственную гордость. Нет, «пусть левая твоя рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ().

4.12. Обида на обижаемого

Мирская гордость, среди многообразных проявлений, иногда доказывается и обнаруживается гневом на того, кому сделана несправедливость, и ожиданием, чтобы он сам умолял о прощении — сравнительно редкий, но вернейший признак гордости , т.е. мы обижаемся на реакцию обиженного нами же человека, причём совсем не обязательно эта реакция бывает агрессивная или неприязненная по отношению к нам – но мы всё равно недовольны, считая эту реакцию «неправильной», «неадекватной». Например, мать грубо выговорила сыну за малую провинность, он обиделся и замкнулся, а она, усматривая в этом неповиновение и враждебность, распалилась в гневе и обиде ещё больше: «Ишь! Обиделся! На кого обижаешься? На мать обижаешься?!». Это и обида на обиженного, и пример взаимной обиды. Довольно распространена и другая, более тонкая, ситуация: обидчик ждёт от своей жертвы обычного ответного раздражения, злобы, и готов вести войну далее – и вдруг в ответ ни слова, смирение и доброта! В одном ироническом стихотворении А.К. Толстого по этому поводу есть очень верное замечание: «Добра за зло испорченное сердце – ах! не простит». Слова Дмитрия Карамазова также могут быть в какой-то мере пояснением: «Она мне простить не может, что я её благородством превзошёл». Очень показателен в этом отношении рассказ А. Платонова «Юшка», герой которого своей кротостью вызывал злобу у обывателей.

Обида на обижаемого – признак сильной, развитой гордости и одновременно – указание на то, что сама гордость — явление сложное, подчас очень изощрённое. Если, например, в обиде на нечуткость видна «гордость-превозношение», то поводом обиды на обижаемого может быть своеобразная «гордость-зависть», пожалуй, наиболее страшная и саморазрушительная для личности.

Можно с большой долей вероятности предположить: в таких случаях чувство зависти обижающего происходит от интуитивного или явного осознания того, что обижаемый не такой как он, что обижаемый морально выше него. Казалось бы, надо радоваться, что Господь посылает обидчику такого человека – но нет, гордость не позволяет! Прояснить ситуацию может честный ответ на вопрос самому себе: так что же конкретно он мне сделал такого, на что я обиделся? Однако надо признать, что часто человек, находящийся в состоянии обиды на обижаемого, просто не способен задать сам себе такой вопрос или, находясь в сильном раздражении и считая себя правым, не считает нужным задумываться об этом.

В упоминавшемся уже рассказе А. Платонова «Юшка» подобная ситуация развивалась таким образом: «У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или по двору на ночлег, взрослый человек говорил ему: «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?» И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его» .

5. Пути к преодолению обиды

Можно и дальше продолжать многочисленные примеры причин всевозможных обид, но надеемся, что указаны всё же основные – по «степени тяжести». Учтём и то, что, как правило, в «чистом» виде чётко определённых причин обид не бывает, чаще всего какой-либо повод вызывает целый комплекс обид, каждая из которых отталкивается от своей конкретной причины, усматриваемой в первичном поводе обиженной стороной (причины, о которой, кстати, обидчик может и не догадываться).

Возьмем, к примеру, ссору бывших друзей и сослуживцев: Троекурова и старого Дубровского (А.С.Пушкин «Дубровский»). На первый взгляд, в нашей классификации этому случаю нет прямого соответствия. Однако не трудно усмотреть здесь и оскорбление (случай на псарне), и непризнание авторитета, и пренебрежение, и даже измену (старой дружбе). Как видим, настолько многообразны, изощрённы и коварны причины обид человеческих, что воистину мощным всеоружием Божиим надо обладать, чтобы противостоять всем хитросплетенным поводам для обиды. Тут нужны и «пояс истины, и броня праведности, и щит веры, и шлем спасения, и меч духовный» ().

Между тем, к сожалению, существует целый слой людей, которые просто живут обидами, они иначе не могут, потому что привыкли оперировать завышенными требованиями к другим и очень заниженными – к себе. И поскольку требования всё растут, а реализация их не наступает – возникает патологический фон обиды эгоистической натуры на всё и вся. «В ход идут известные принципы: «весь мир во зле лежит», «человек человеку – волк», «каждый умирает в одиночку» и другие подобные самооправдания. Так и хочется сказать по-простому: ну и не лежи во зле! не будь волком! не умирай в одиночку! Не послушает. Привык. Закоснел. Более того – удобно. Когда такой «обиженный» заводится в семье или коллективе, то все окружающие как-то смущаются, тушуются, чувствуют перед ним некую «вину» и неловкость, заискивают порой, в чём-то стесняют себя, уважая его «ранимость». А он-то и рад втайне, получая моральное преимущество, принимая все это как должное и укрепляясь в своей «обиженности» .

Часто приходится слышать мнение: «Ах, она такая ранимая!», «Он такой ранимый!», – иными словами, при этом молчаливо предполагается, что с нами можно и грубить, и хамить – мы, примитивные, выдержим, а вот он (или она) – структура тонкая, хрупкая, чуть что – обижается. Однако, по многочисленным наблюдениям, «ранимость» – это не что иное, как хорошо развитая обидчивость, не более того. Задумаемся: святые были «ранимыми»? Вопрос абсурдный. Прежде всего, они не были обидчивыми, они вообще не знали, что такое обида, они умели прощать – и вопрос «ранимости» даже не возникал: «Не смутихся и не возглаголах!». Можно сказать: в той или иной степени ранимы все, а вот быть необидчивыми умеют немногие.

Вообще, необидчивость – поистине дар Божий, большая редкость среди людей (мы, конечно, не говорим о патологической невосприимчивости, «толстокожести»). Например, Ф.М. Достоевский писал об Алёше Карамазове: «Обиды никогда не помнил. Случалось, что через час после обиды он отвечал обидчику или сам с ним заговаривал с таким доверчивым и ясным видом, как будто ничего и не было между ними вовсе. И не то чтоб он при этом имел вид, что случайно забыл или намеренно простил обиду, а просто не считал ее за обиду (курсив мой – Н.П.), и это решительно пленяло и покоряло детей» .

Вопрос прощения обиды и обидчика очень непростой. Часто мы говорим: «Я всё простил, но забыть не могу» или «Простить-то я простила, но забыть – сверх моих сил». Но представим себе: а что, если нам самим Господь на Страшном Суде скажет: «Прощаю, но не забуду» – будет ли это прощением? И может ли Господь так сказать? В земной жизни Иисуса Христа люди слышали только: «Прощаются тебе грехи твои», «Вера твоя спасла тебя», «И Я не осуждаю тебя», – и ни разу — что простил, но не забудет.

Что касается домашней атмосферы, можно порекомендовать следующее. Прежде всего, желательно не доводить ситуацию до возникновения обиды. И конечно, бороться с обидами в себе самом. Также важно стараться разбирать вместе с детьми причины конфликтов. Ребенок может и должен терпеть скорби – это путь всех людей, но итогом детских переживаний должен быть духовный опыт, а не разъедающие сердце обиды. «Необходимо обращать внимание детей на внутренний мир, приучать их вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного, чувствовать то, что он должен чувствовать» . И самое главное – не поощрять самолюбия, тщеславия, гордости, самолюбования. Больше заботиться о других, чем о своем «Я». И глагол «обидел» произносить о себе, покаянно, и никогда не пользоваться его возвратной формой «обиделся». Очень важной формой борьбы с обидчивостью является почти полностью утраченная сейчас атмосфера домашних бесед, семейного устного чтения, когда нравственные вопросы и коллизии прочитанного переплетаются с жизнью, обсуждаются и разбираются сообща. Не менее важна в семейном укладе привычка просить друг у друга прощение и даже такая, казалось бы, мелочь, как пожелание друг другу доброго утра и спокойной ночи.

Заключение

1. Состояние обиды в психическом смысле аномально, в духовном смысле – греховно.
2. Греховность обиды – сложная, комплексная, обязательно содержащая гордость.
3. Преодоление состояния обиды (и обидчивости вообще) – необходимость нравственной жизни христианина.
4. Преодоление обиды возможно только с помощью Божией.

Главный вывод можно сформулировать таким образом: обида – ропот на Господа, поругание образа Божия в человеке: и в самом себе, и в обидчике. Это страшная нравственная тяжесть, суровое искушение – поэтому долг христианина – не доводить отношения до обид, прежде всего не обижать человека, а свою личную обидчивость вырывать с корнем. Для этого необходимо ориентироваться в основных причинах обид, выявлять механизм действия каждой причины в себе самом и широко использовать святоотеческую духовную практику по преодолению обид, их последствий и самой обидчивости.

Список использованной литературы

1. Священник Сергий Николаев. Если тебя обидели. – М. Даниловский благовестник, 1998.

2. Добротолюбие. Т.2. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1895.

3. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Апокалипсис Мелкого Греха. – СПб: СПб Благотв. общ. во имя Св. Ап. Павла, 1997.

4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: «Питер», 2001.

5. Архимандрит Амвросий (Юрасов). О вере и спасении. Вопросы и ответы. – Иваново: Свято-Введен. жен. мон.,1998.

6. Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л.В.Куликова. – СПб: «Питер», 2001.

7. Протоиерей . Нравственное богословие для мирян. – М.: изд. Донского мон., «Правило Веры», 1994.

8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: «ВЛАДОС», 1995.

9. «Сколько раз прощать брату моему…» / газета «Нечаянная радость» 26 декабря 1997. – Гатчина: изд. Павловского собора.

10. Протоиерей Вл. Свешников. Очерки христианской этики. – М.: «Паломникъ», 2000.

11. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М.: «Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.

12. Хорни Карен. Сбр.соч. в 3 т. Т. 3. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. – М.: «Смысл», 1997.

13. Священник Константин Островский. Жизнь равна вечности. Уроки спасения. – Красногорск: Успенский храм, 1998.

14. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. Репр. – М.: МТЦ «АКТИС», 1991.

15. Путь к совершенной радости. Сост. А. Раков, Б. Семенов. – СПб: АО «СПб типография № 6», 1996.

16. Преподобного отца аввы Иоанна. Лествица. — СПб: Тихв. Усп. муж. мон., 1995.

17. Духовные цветы, или выписки из писаний отцов подвижников о духовной жизни. – Москва-Рига: Благовест, 1995.

18. Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы. – М.: Правосл. Братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001.

19. Поздняков Н.И. Обиды наши. / «Морская газета» 4, 11 сентября 1999 г. – СПб – Кронштадт: изд. ЛенВМБ.

20. Православный молитвослов. – М.: «Отчий дом», 2002.

21. Архимандрит . Проповеди. — М.: изд. Моск. подв. Св.-Тр.-Серг. Лавры, 1997.

22. Сухинина Н.Е. Шашлык для старшего брата. «Русский Дом» № 6, 2003.

23. Платонов А.П. Происхождение мастера. Повести, рассказы. Сост. М.А. Платонова. – Кемерово: Кемеровское книжное изд.,1977.

24. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. – М.: «Художественная литература», 1988.

25. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Сборник статей. – М.: изд. Моск. Патр., 1991.

26. Войди в радость мою. Благочестивые размышления православного христианина о своей душе. – М.: «Светильник», 1996.

27. Василевская В. Учение Ушинского о воспитании / в кн.: С.С.Куломзина. Наша и наши дети. – М.: «Мартис», 1993.

Н.И.Поздняков старший научный сотрудник Военно-морского института радиоэлектроники им. А.С.Попова

Печатается по решению Научно-исследовательской лаборатории
христианской (православной) педагогики ГОУ ВПО РГПУ им. А.И.Герцена
Покровские образовательно-просветительские листки. Вып.29, СПб.: НЕСТОР, 2008. – 26 с. ISSN 5-303-00204-7 © Нестор



Случайные статьи

Вверх