Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ – 2018 по химии в 9 классе
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом.
Ответы к заданиям 1-15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 16-19 записываются в виде последовательности цифр.
К заданиям 20-22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и решение задачи.
При выполнении работы можно пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
Часть 1
1.Химическому элементу 2-го периода VIA-группы соответствует схема распределения электронов
1) Рис. 1
2) Рис. 2
3) Рис. 3
4) Рис. 4
Ответ:
2. Неметаллические свойства простых веществ усиливаются в ряду
1) фосфор → кремний → алюминий
2) фтор → хлор → бром
3) селен → сера → кислород
4) азот → фосфор → мышьяк
Ответ:
3. Ковалентная полярная связь реализуется в веществе
1) CuO
2) P 4
3) SO 2
4) MgCl 2
Ответ:
4 . В каком соединении степень окисления хлора равна +7?
1)HCl
2) Cl 2 O
3) KClO 3
4) KClO 4
Ответ:
5. Вещества, формулы которых - ZnO и Na 2 SO 4 , являются соответственно
1) оснόвным оксидом и кислотой
2) амфотерным гидроксидом и солью
3) амфотерным оксидом и солью
4) оснόвным оксидом и основанием
Ответ:
6. Реакция, уравнение которой
2NaOH + CuCl 2 = Cu(OH) 2 + 2NaCl
относится к реакциям
1) разложения
2) соединения
3) замещения
4) обмена
Ответ:
7. Наименьшее количество положительных ионов образуется при диссоциации 1 моль
1) азотной кислоты
2) карбоната натрия
3) сульфата алюминия
4) фосфата калия
Ответ:
8. Необратимое протекание реакции ионного обмена между растворами гидроксида бария и карбоната калия обусловлено взаимодействием ионов
1) K + и OH ―
2) K + и CO 3 2―
3) Ba 2+ и CO 3 2―
4) Ba 2+ и OH ―
Ответ:
9. Медь реагирует с раствором
1) AgNO 3
2) Al 2 (SO 4 ) 3
3) Fe SO 4
4) NaOH
Ответ:
10 . Оксид меди(II) может реагировать с каждым веществом пары
1) HCl, O 2
2) Ag, SO 3
3) H 2 , SO 4
4) Al, N 2
Ответ:
11 . Определите формулу неизвестного вещества в схеме реакции:
KOH + …→ K 2 CO 3 +H2O
1) CO
2) CO 2
3) CH 4
4) C
Ответ:
12. Превратить CaNO3 в CaSO3 можно с помощью
1) сероводорода
2) сульфита бария
3) сульфита натрия
4) сернистого газа
Ответ:
13. Верны ли суждения о способах разделения смесей?
А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.
Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
14. В реакции 3CuO + 2NH 3 =3Cu+ N 2 + 3H 2 O
Изменение степени окисления окислителя соответствует схеме
1) +2 → 0
2) −3 → 0
3) −2 → 0
4) 0 → +2
Ответ:
15 . На какой диаграмме распределение массовых долей элементов
соответствует NHNO
3Часть 2
16. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.
В ряду химических элементов Be- Mg- Ca
1) увеличивается атомный радиус
2) возрастает высшая степень окисления
3) увеличивается значение электроотрицательности
4) увеличиваются основные свойства образуемых гидроксидов
5) уменьшается число электронов на внешнем уровне
Ответ:
18. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ВЕЩЕСТВА | РЕАКТИВ |
|
А) NaNO 3 и Ca(NO 3 ) 2 Б) FeCl 2 и FeCl 3 В) H 2 SO 4 и HNO 3 | 1) BaCl 2 2) Na 2 CO 3 3) HCl 4) NaOH |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых оно может вступать в реакцию.
Ответ:
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
P + H 2 SO 4 →H 3 PO 4 + SO 2 + H 2 0
Определите окислитель и восстановитель
2 , H 2 SO 4 , CaCO 3
Система оценивания тестовой работы по химии
Верное выполнение каждого из заданий части 1 базового уровня сложности (1–15) оценивается 1 баллом.
Верное выполненное каждого из заданий части 1 повышенного уровня сложности (16–19) максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются верно выполненными, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.
Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.
Часть 1
Часть 2
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:
HNO 3 +Zn = Zn(NO 3 ) 2 + NO + H 2 O
Укажите окислитель и восстановитель.
Элементы ответа |
|
1) Составим электронный баланс: S +6 + 2ē = S +4 │2 │5 P 0 - 5ē = P +5 │5 │2 2) Укажем, что S +6 (H 2 SO 4 ) - окислитель, а P 0 (P) -восстановитель 3) Расставим коэффициенты в уравнений реакции: 2P + 5H 2 SO 4 →2H 3 PO 4 + 5SO 2 + 2H 2 0 |
|
Критерии оценивания | Баллы |
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов | |
В ответе допущены ошибки в двух элементах | |
Максимальный балл |
21. При взаимодействии избытка раствора карбоната калия с 10%-ным раствором нитрата бария выпало 3,94 г осадка. Определить массу взятого для опыта раствора нитрата бария.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
Пояснение.
K 2 CO 3 + Ba(NO 3 ) 2 = ↓ + 2KNO 3 2) Рассчитано количество вещества карбоната бария и масса нитрата бария: N(BaCO 3 ) = m(BaCO 3 ) / M(BaCO 3 ) = 3,94: 197 = 0,02 моль n (Ba(NO 3 ) 2 ) = n(BaCO 3 ) = 0,02 моль m (Ba(NO 3 ) 2 ) = n (Ba(NO 3 ) 2 ) M (Ba(NO 3 ) 2 ) = 0,02 261= 5,22 г. 3) Определена масса раствора нитрата бария: M (раствора) = m(Ba(NO 3 ) 2 / ω (Ba(NO 3 ) 2 = 5,22 / 0,1= 52,2 г Ответ: 52,2 г. |
|
Критерии оценивания | Баллы |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы | |
Правильно записаны 2 элемента из названных выше | |
Правильно записан 1 элемент из названных выше (1-ый или 2-ой) | |
Все элементы ответа записаны неверно | |
Максимальный балл |
22. Даны вещества:CuO, NaCl, KOH, MnO 2 , H 2 SO 4 , CaCO 3
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии хлорид меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
Напишем 2 уравнения реакций: 2NaCl + H 2 SO 4 =2HCl+ Na 2 SO 4 CuO +2HCl =CuCl 2 +H 2 O Укажем признаки реакций. Для первой реакции - выделение газа. Для реакции растворения CuO - изменение цвета, образование голубого раствора. Составим сокращённое ионное уравнение для первой реакции: CuO +2H + =Cu 2+ +H 2 O |
|
Критерии оценивания | Баллы |
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы | |
Правильно записаны четыре элемента ответа | |
Правильно записаны три элемента ответа | |
Правильно записаны два элемента ответа | |
Правильно записан один элемент ответа | |
Все элементы ответа записаны неверно | |
Максимальный балл |
2018 год.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.
Таблица 4
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)
Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.
Основной государственный экзамен по химии – один из необязательных экзаменов, который ученики девятых классов могут сдавать в числе других предметов, выбираемых по своему усмотрению. Это довольно сложный предмет, поэтому его выбирает небольшое число школьников, которые планируют учиться в профильных классах или поступать в другие учебные заведения на специальности, связанные с медицинской, химической отраслью, сферой строительства или пищевой промышленности.
Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) не предусмотрено никаких изменений для ОГЭ по химии на 2018 год: контрольно-измерительные материалы (КИМ) сохранят содержание и структуру, аналогичную материалам прошлых лет. Они призваны проверить знание учащихся по программе, пройденной в 8-9 классах: методы изучения химических явлений и веществ, базовые понятия органической и неорганической химии, задачи по расчету химических реакций и другие разделы школьной программы.
Для ОГЭ предусмотрено две модели работы №1 и № 2, на выполнение которых регламентом выделено 120 и 180 минут соответственно (для модели второго типа добавлено 60 минут на проведение и описание химического эксперимента). При этом рекомендовано распределять общий объем времени на выполнение заданий следующим образом:
В процессе экзамена школьникам разрешено пользоваться калькулятором, не оснащенным функцией программирования расчетов, и следующими вспомогательными материалами:
Предметы, справочную литературу, телефоны и другие объекты, которые не значатся в перечне разрешенных, проносить с собой на экзамен запрещается. При их обнаружении или других нарушениях регламента проведения ОГЭ ученик будет удален из класса, а экзаменационная работа не засчитается.
Для проведения ОГЭ по химии в 2018 году Рособрнадзором установлены следующие даты:
Как и прежде, в 2018 году билеты ОГЭ по химии 9 класса включают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предусмотрена для проверки знания девятиклассниками базовых формул и определений органической и неорганической химии, которые нужно использовать в последствии для решения заданий из практической части. Последняя разработана, чтобы проверить способность учеников проводить окислительно-восстановительные и ионно-обменные реакции, понимание взаимосвязей между различными классами веществ, молярной массы и объема веществ.
Структурно каждый билет можно разделить на две части:
Чтобы оценить знания девятиклассников в зависимости от уровня подготовки задания в билетах сгруппированы по трем уровням: простые, повышенной и высокой сложности. Максимальный бал, который можно получить за ОГЭ по химии в 9 классе зависит от выбранной модели экзамена:
Большая часть учеников сдает в 9 классе ОГЭ по химии по модели №1, за которую можно получить максимум 34 балла. Для этого варианта предусмотрена следующая система перевода в оценки по пятибалльной шкале:
Минимальный порог для сдачи ОГЭ по химии – 9 баллов, для получения которых достаточно ответить на первые девять вопросов билета. Но девятиклассникам, которые будут продолжать обучение в профильном классе, необходимо получить не менее 23 баллов.
Чтобы подготовиться к сдаче ОГЭ по химии можно заняться самоподготовкой, дополнительно работать с репетитором или посещать соответствующие курсы.
Для школьников, которые выбирают вариант самостоятельной подготовки пригодятся следующие рекомендации:
На заметку: следует понимать, что заданий, представленных в демонстрационных вариантах, вероятнее всего не будет на самом экзамене, зато будут задачи аналогичной тематики или просто с другими цифровыми данными.
Видео-пример
заданий ОГЭ по химии:
ОГЭ по химии сдается только по выбору ученика, это испытание не входит в перечень обязательных. Выбирают химию ученики, которые после 9-го класса планируют поступать в профильный 10-й класс школы или специализированный колледж, техникум. Для поступления в медицинское училище требуется сдавать не только химию, но и биологию. Экзамен подразумевает ориентацию в теории, успешное применение ее на практике. Испытуемому необходимо решить немало заданий разных уровней сложности из широкого спектра тем. Чтобы определиться в том, на какие темы обратить внимание, ознакомьтесь с Программой подготовки в ОГЭ по химии.
Экзамен состоит из заданий, который делятся на два логических блока:
Данные материалы предназначены для школьников, готовящихся к ОГЭ-2018 по химии . Их также можно использовать для самоконтроля при изучении школьного курса химии. Каждый посвящен определенной теме, которая встретится девятикласснику на экзамене. Номер теста - это номер соответствующего задания в бланке ОГЭ.
Безусловно! Я планирую разместить тесты по 23 темам, по 10 заданий в каждом. Следите за обновлениями!
Вам кажется, что чего-то не хватает? Вам хотелось бы расширить какие-то разделы? Нужны какие-то новые материалы? Что-то надо исправить? Нашли ошибки?
Успехов всем готовящимся к ОГЭ и ЕГЭ!