Ощущения, их виды и основные закономерности. Основные свойства и закономерности ощущений Ощущения пороги ощущений закономерности ощущений

Не все, что действует на наши органы чувств, вызывает у нас ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на нашу кожу пылинок, не видим света далеких звезд, не слышим тиканья часов в соседней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Почему? Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Минимальная величина раздражителя, дающая заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения .

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств или их способность реагировать на минимальные воздействия. Чем ниже величина порога ощущения, тем выше абсолютная чувствительность к данным раздражениям.

Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у людей различна . В мире нет совершенно одинаковых людей, поэтому и пороги ощущения у всех различаются. Так, один человек слышит очень слабые звуки (например, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит. Для того чтобы у последнего возникло слуховое ощущение, необходимо увеличить силу данного раздражителя (например, приближая тикающие часы). Таким образом можно обнаружить, что абсолютная слуховая чувствительность у первого выше, чем у второго, и точно измерить наблюдаемое здесь различие. Или один человек может заметить совсем слабый, тусклый свет, а для другого этот свет должен быть чуть ярче, чтобы его можно было ощутить.

Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека . Чувствительность у детей развивается, к юношескому возрасту пороги становятся ниже, а чувствительность достигает оптимального уровня. К старости пороги чувствительности повышаются. Значительное влияние на изменение порогов оказывает деятельность, в процессе которой человек опирается на данные виды чувствительности.

Природные возможности наших анализаторов значительно шире тех рамок, в пределах которых они работают. Особенно ярко это проявляется у людей, имеющих дефекты того или иного анализатора. Так, известно, что снижение зрения приводит к обострению слуха и обоняния, а снижение слуха повышает вибрационную чувствительность. Такая компенсация недостаточной работы одного анализатора усилением функционирования другого возможна именно в силу подвижности порогов чувствительности . Это открывает новые перспективы в развитии и совершенствовании познавательных процессов человека. Наиболее благоприятным периодом для этого являются детские и школьные годы жизни.

Другая важная характеристика анализатора - его способность различать изменения в силе раздражителя .

Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к различению .

В жизни мы постоянно замечаем изменение освещенности, увеличение или уменьшение силы звука, но почувствуем ли мы разницу в силе источника света в 1000 и 1005 Вт?

Порог различения имеет постоянную для определенного вида ощущений относительную величину и выражается в виде отношения (дроби). Для зрения порог различения 1/100. Если исходная освещенность зала составляет 1000 Вт, то прибавка должна составлять не менее 10 Вт, чтобы человек ощутил едва заметное изменение в освещенности. Для слуховых ощущений порог различения 1/10. Значит, если к хору в 100 человек прибавить 7-8 таких же певцов, то человек не заметит усиления звука, только 10 певцов едва заметно усилят хор.

Развитие различительной чувствительности имеет важное жизненное значение. Оно помогает правильно ориентироваться в окружающем мире, дает возможность действовать в соответствии с малейшими изменениями в нем.

Чувствительность анализаторов может меняться под влиянием действующих раздражителей . Такое приспособление органов чувств к внешним воздействиям называется адаптацией (от лат. adaptare - прилаживать, привыкать). Она хорошо известна каждому. Входим в реку купаться, сначала вода кажется ужасно холодной, затем ощущение холода исчезает, вода становится вполне терпимой, достаточно теплой. Или: выйдя из темной комнаты на яркий свет, мы в первые мгновения видим очень плохо, сильный свет ослепляет, и мы невольно зажмуриваемся. Но через несколько минут глаза привыкают к яркому освещению и видят нормально. Придя с улицы домой, мы ощущаем все домашние запахи, а через несколько минут перестаем их замечать.

Существует общая закономерность изменения чувствительности: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным - снижается . В этом проявляется биологическая целесообразность: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна, когда они слабы, важна способность улавливать их.

Высокой способностью к адаптации обладают зрительные, обонятельные, температурные, кожные (тактильные) ощущения, слабой - слуховые и болевые. К шуму и боли можно привыкнуть, т. е. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестаешь, в то время как кожа перестает чувствовать давление одежды. Наши органы чувств не приспосабливаются к боли потому, что боль - это тревожный сигнал. Его подает наше тело, предупреждая об опасности. Если бы мы перестали чувствовать боль, мы не успевали бы помогать себе.

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение. Обтирание лица прохладной водой (температурные ощущения), слабые кисло-сладкие вкусовые ощущения тоже могут обострить наше зрение.

Закономерности ощущений

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Закономерности ощущений
Рубрика (тематическая категория) Психология

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синœестезия.

Пороги чувствительности . Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определœенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителœей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость : чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Далее ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всœех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений - ϶ᴛᴏ изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений принято называть сенсибилизацией.

Контраст ощущений . Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителœей возникает одновременный контраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синœестезии . Синœестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, к примеру, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синœестезии .

Закономерности ощущений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закономерности ощущений" 2017, 2018.

  • - Общие психофизиологические закономерности ощущений

    Классификация ощущений I. В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы. 1. экстерорецептивные ощущения – ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые... .


  • - Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

    Классификация ощущений производится по нескольким основаниям. Физиологические основы ощущений. Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или... .


  • - Закономерности ощущений.

    Св-ва ощущений. Ощущение – отражение предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раз­дражителей на органы чувств. Тема 10. Ощущения. Значение сенсорных воздействий для... .


  • - Виды ощущений. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

    Виды ощущений.Уже древние греки различали пять органов чувств и соответс­твующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обоня­тельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время...

  • Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация.

    Качество - это свойство ощущения, которое отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д. Качество каждого ощущения определяется свойством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств. Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, данные в ощущениях, входят как составная часть в предметную характеристику восприятий.

    Интенсивность ощущений - это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качественная характеристика раздражителя тесно связаны между собой.

    Для каждого ощущения характерна также продолжительность , что представляет собой его временную характеристику. Продолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя.

    Ощущениям характерна локализация . Это означает, что любой образ ощущения имеет элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения - с той частью тела, которая вызывает данное ощущение. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной.

    Общие закономерности ощущений Пороги чувствительности

    Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности.

    Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения.

    Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности . Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.

    Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот. Наши анализаторы являются очень чувствительными органами. Они возбуждаются очень малой силой энергии соответствующих им раздражителей. Это касается в первую очередь слуха, зрения и обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих ароматных веществ не превышает 8 молекул. А для того чтобы вызвать вкусовые ощущения, необходимо по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности . Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

    Эту психологическую закономерность должен предусмотреть учитель, особенно начальных классов. Некоторые дети имеют пониженную слуховую и зрительную чувствительность. Чтобы они хорошо видели и слышали, необходимо создавать условия для наилучшего отображения языка учителя и записей на доске. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе, интенсивности и качеству.

    Минимально увеличить силу действующего раздражителя, который вызывает едва заметные различия между ощущениями, называется порогом чувствительности различения .

    В жизни мы постоянно замечаем изменение в освещенности, увеличении или уменьшение звука. Это и есть проявления порога различения или дифференциального порога.

    Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра, то увидим, что у каждого будет своя точка деления. Надо измерить результаты линейкой. Кто разделил точнее, у того и лучшая чувствительность различения. Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной величиной. Это установил немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878).

    На основе учения Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801 - 1887) экспериментально показал, что рост интенсивности ощущения не прямо пропорционален росту силы раздражителя, но медленнее. Если сила раздражителя возрастает в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это положение формулируется еще и так: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Оно получило название закона Вебера-Фехнера.

    Работа анализаторов, процесс возникновения ощущений в целом подчинены определенным закономерностям. К ним относятся: пороги чувствительности (или пороги ощущений), адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.


    Пороги чувствительности. Ощущения могут возникать только при раздражении определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога чувствительности. Выделяют порог абсолютной чувствительности и порог разностной чувствительности. Абсолютная чувствительность характеризуется нижним и верхним порогами ощущений. Наименьшая сила раздражителей, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения (чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора). Наибольшая сила раздражителя называется верхним абсолютным порогом ощущений.

    Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей. Например, глаз человека способен отражать электромагнитные волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) ммк; ухо человека способно различать звуковые волны с частотой колебания от 20 до 20 000 Гц.

    Величины абсолютных порогов ощущения изменяются в зависимости от характера деятельности, возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения

    Минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен различить, называется порогом различения, или разностным порогом. Не всякая разница в интенсивности двух однородных раздражителей ощущается. Необходимо, чтобы эта разница достигла определенной величины. Чем меньше величина разностного порога, тем выше чувствительность различения, т. е. способность данного анализатора дифференцировать раздражения.

    Абсолютные и разностные пороги ощущений имеют большое значение в практической деятельности человека, особенно при освоении техники физических упражнений. В величинах абсолютных и разностных порогов ощущений имеются значительные индивидуальные различия. Чувствительность различения развивается в процессе практической деятельности человека. Так, у высококвалифицированных гимнастов разностный порог мышечно-двигательных ощущений значительно выше, чем у новичков.



    Чувствительность можно совершенствовать в двух направлениях: раздвигая границы чувствительности (путем уменьшения нижнего и увеличения верхнего абсолютных ее порогов, а также увеличения порога различения) и сохраняя чувствительность (адекватность реакций) в условиях различного рода помех, в экстремальных условиях (развитие помехоустойчивости ощущений).

    Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий. Для характеристики этого явления используется понятие «адаптация».

    Адаптация. Это приспособление организма к условиям среды, в частности изменение порога чувствительности по мере привыка-


    ния к постоянно действующему раздражителю. В жизни явление^ адаптации хорошо известно каждому. Например, когда человек входит в реку, вода сначала кажется ему холодной, затем ощущение холода проходит, вода кажется теплой. Это относится ко всем видам ощущений, кроме болевых.

    Различают два вида адаптации: негативную, которая выражается в притуплении ощущения под влиянием сильного раздражителя или исчезновении ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (адаптация к яркому свету, к одежде), и позитивную, которая выражается в повышении чувствительности под влиянием слабого раздражителя (адаптация к темноте, к тишине).

    Взаимодействие ощущений. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств вызывается взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в повышении и понижении чувствительности. Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Например, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время чрезмерно сильные звуки, шум резко снижают различительную чувствительность глаза.

    Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

    Синестезия. Возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора, называется синестезией. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда под воздействием звуковых раздражителей у того или иного человека возникают зрительные образы. Однако синестезия проявляется далеко не у всех людей. Известно, что способностью «цветного слуха» обладал композитор Скрябин.

    Контраст ощущений. В практической деятельности большую роль играют контрасты ощущений, которые вызывают изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, чем на белом. Зеленая фигура на красном фоне кажется более насыщенной. Такой контраст при совместном действии двух раздражителей получил название одновременного. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловатый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. Последовательные контрасты подробно изучены в зрительных ощущениях. Если в течение 15-20 секунд фиксировать глазом светлую фигуру и затем перевести взгляд на серую поверхность, то " можно заметить четкое темное пятно. Это и будет последовательный образ. Последовательный контраст может быть и хроматическим. После фиксации фигуры красного цвета глаз видит на сером фоне фигуру голубовато-зеленого цвета и т. д.

    Количественные характеристики ощущений выражаются в порогах чувствительности, интенсивности ощущения, скорости адаптации рецепторов.

    Абсолютный нижний порог ощущений данной модальности – эта такая величина стимула, при которой возникает ощущение. Раздражители меньшей силы называются подпороговые. Они ощущения не вызывают, хотя и не безразличны организму. Для каждого анализатора своя величина порога чувствительности. Между чувствительностью и порогом ощущений существует обратная зависимость: Е = 1 / Р, где Е – чувствительность; Р – пороговая величина.

    Чувствительность анализатора ограничивается не только нижним порогом, но и верхним порогом ощущения – это максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение (а не болевое). Пороги слухового ощущения: от 16 – 20 герц до 20000 герц. Величина абсолютных порогов может изменяться в зависимости от различных условий – характера деятельности, возраста человека, физического состояния, силы и длительности раздражителя.

    Относительный или дифференциальный (разностный)порог – это наименьшая величина различий между раздражителями, когда они ощущаются как различные. Обозначается дельта I , а I – это величина действующего стимула. Между ними существует зависимость:

    дельта I / I = const.

    Это закон Бугера-Вебера. Для одного и того же анализатора эта константа сохраняется, а для разных она различна. Для слухового анализатора const = 0,1; для зрительного 0,01.

    Закон Вебера–Фехнера называют основным психофизическим законом:

    S = K Lg I + C

    где S – интенсивность ощущений; I – сила раздражителя; С – константа; К – коэффициент.

    Согласно этому закону для того, чтобы сила ощущения, т.е. интенсивность (S) выросла от 0 до 1, необходимо, чтобы величина вызвавшего его раздражителя (I ) возросла в 10 раз.

    Формула показывает:

    1) ощущения изменяются непропорционально силе воздействующих стимулов;

    2) сила ощущений растет гораздо медленнее, чем величина стимулов.

    Пороги чувствительности не являются постоянными, они способны изменяться. Законы изменения:

    Адаптация это изменение чувствительности анализаторов под воздействием внешнего раздражителя Она бывает трех видов:

    1. Адаптация как полное исчезновение ощущений

    2. Как притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя – это негативная адаптация.

    3. Повышение чувствительности под влиянием более слабого раздражителя – позитивная адаптация.

    Скорость адаптации различна для различных анализаторов. Чувствительность может изменяться и под влиянием внутренних факторов.

    Сенсибилизация это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов . Под воздействием слабого раздражителя одной модальности благодаря механизму иррадиации возбуждения в коре головного мозга повышается чувствительность другой модальности.

    Синестезия возникновение под влиянием раздражения одного анализатора, ощущения, характерного для другого анализатора . Т.е. из одной модальности в другую. Чаще возникают зрительно-слуховые и слухо-вкусовые синестезии.

    Свойства и виды восприятия

    Отличия восприятия от ощущений.

    1) Результат ощущения воспринимается нами внутри организма, а образ восприятие локализован в пространстве.

    2) Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (холода, высоты звука), а в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс ощущений

    3) Для того, чтобы предмет был воспринят, необходимо совершить встречную активность, т.е. исследовать его, построить и уточнять образ этого предмета.

    4) Ощущения как бы привязаны к специфическим анализаторам, а образ восприятия предполагает взаимодействие сразу нескольких анализаторов.

    Восприятие это отражение в сознании человека целостных предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

    Свойства восприятия

    1. Предметность – это отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.

    2. Целостность . Восприятие – это всегда целостный образ. Мы мысленно достраиваем образ до некоторой целостной формы.

    3. Структурность . Связана с целостностью. Восприятие – это не простая сумма ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

    4. Константность . Способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине и т.д., независимо от меняющихся физических условий.

    5. Осмысленность . Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенному классу предметов, обобщить его в слове.

    6. Избирательность . Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Зависит от интересов и в значительной степени от установок личности.

    Виды восприятия.

    1. По доминирующему анализатору: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и т.д. Обычно комбинируются.

    2. По формам существования материи: восприятие пространства, времени, движения.

    3. Можно выделить восприятия предметов, отношений, себя и другого человека.

    Восприятие пространства – рельеф, удаленность, взаимное расположение.

    Восприятие величины и глубины – движение глаз и руки. Величина: прослеживание по контуру и величина изображение на сетчатке. Глубина: аккомодация и конвергенция.

    Восприятие движений – направление, скорость перемещения.

    Восприятие времени – биологические часы.

    Закономерности и законы восприятия

    1)Апперцепция это зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

    3) Соотношение фигуры и фона . Выделение фигуры из фона – биологическая необходимость. Человек мыслит о фигуре, а не о фоне.

    4) закономерность: восприятие сложных объектов невозможно без его осмысливания .

    6) Восприятие взаимосвязано с речью .

    7) При восприятии контурных и штриховых изображений могут возникать зрительные иллюзии .

    Законы восприятия:

    1. Восприятие непосредственно связано с работой мышц , с разного рода движениями, несущими информацию о воспринимаемых объектах (хотя бы глаз).

    2. Сформировавшийся образ восприятия относительно устойчив , особенно тогда, когда его функционирование связано с мышлением.

    3. Чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток информации .

    4. Характер образов восприятия отчасти определяется внутренними процессами, происходящими в организме . Но! Лишь тогда, когда восприятие уже сформировалось. В процессе же развития образ непосредственно зависит от получаемого опыта.

    Выводы:

    1. Ощущения – это первичный познавательный процесс, основа построения образа мира и нормальной работы психики.

    2. Основными свойствами ощущений являются качество, интенсивность, длительность.

    3. Основные закономерности ощущений: пороги ощущений, зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя, адаптация, сенсибилизация, синестезия.

    4. Восприятие – отдельный познавательный процесс, которыйотличается от ощущений.

    5. Свойства восприятия:предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность.

    6. Закономерности восприятия: апперцепция; зависимость от поставленной задачи, установок и эмоций; соотношение фигуры и фона;невозможность без осмысливания; взаимосвязь с речью.

    Лекция 14: ВНИМАНИЕ

    1. Характеристика внимания

    2. Свойства внимания

    Характеристика внимания

    Внимание – необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. В отличие от познавательных процессов, внимание своего особого содержания не имеет , оно динамическая сторона всех познавательных процессов , их условие и способ регулирования.

    Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

    Направленность и сосредоточенность – это качества внимания. В зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: а) сенсорное; б) интеллектуальное; в) моторное (двигательное). В настоящее время наиболее изучено сенсорное внимание: зрительное и слуховое. Внимание способствует повышению эффективности познавательных процессов, потому что оно как бы проявляется изнутри них.

    Функции внимания.

    1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы.

    2. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

    3. Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

    Рассмотрим основные виды внимания.

    1. Природное дано человеку с рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы новизны. Основной механизм такого внимания – ориентировочный рефлекс.

    2. Социально–обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения.

    3. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

    4. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

    5. Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

    6. Интеллектуальное , связано в основном с сосредоточенностью и направленностью мысли. Здесь объектом интереса является мысль.

    7. Непроизвольное.

    8. Произвольное.

    9. Послепроизвольное.

    Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. Основные условия его возникновения – качества раздражителей и главным образом их новизна для субъекта. Новизна заключается: в появлении какого-то раздражителя; в изменении его физических свойств, в ослаблении или прекращении их действий; в отсутствии знакомых раздражителей, их перемещении . Движущиеся предметы обычно привлекают внимание. Внимание вызывает все необычное. Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах. Значение имеет контраст. Непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимые для него. Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности (его интересами).

    Непроизвольное внимание возникает без каких-либо волевых усилий со стороны субъекта. Его основная функция – быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды .

    Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Эти виды внимания могут поэтому рассматриваться и как уровни внимания . Каждая из форм внимания может проявляться на различных уровнях.

    Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Здесь требуется усилия воли. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов . Благодаря ему человек способен извлекать из памяти нужные сведения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности.

    Понятие «послепроизвольное внимание » ввел Н.Ф.Добрынин. Оно возникает, если в целенаправленной деятельности для личности интересным и значимым становятся не только результат, но и сам процесс деятельности, его содержание. Деятельность так захватывает человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.

    Его отличие от произвольного – появляется вслед за ним и не требует волевых усилий. Отличие от непроизвольного в том, что связано с сознательно поставленной целью и не вызывается непосредственно раздражителями.

    Свойства внимания

    1. Устойчивость внимания. Это временная характеристика внимания. Она определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности личности. Важнейшее условие длительного сосредоточения – изменчивость, подвижность объектов внимания. Чем сложнее объект, тем устойчивее внимание, это вызвано включением активной мыслительной деятельности. Чем сильнее интерес или важность деятельности, тем длительнее сосредоточение.

    Устойчивость внимания связана с колебаниями (или флуктуации ) внимания, т.е. периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Чтобы сохранить внимание, необходима внутренняя и внешняя активность.

    2. Переключение внимания. Проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Причинами переключения внимания могут быть: 1) требования деятельности: переход от одного объекта или действия внутри одной деятельности; 2) необходимость включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями; 3) в целях отдыха.

    Показатели этого свойства внимания:

    1) время, затрачиваемое на переход от одной деятельности или операции к другой;

    2) продуктивность работы: ее объем или время выполнения в сравнении с деятельностью без переключения;

    3) качество, точность работы (наличие ошибок, обусловленных переключением).

    Можно говорить о полном, завершенном переключении либо о неполном, незавершенном. Успешность переключения зависит от ряда условий : 1) особенности предыдущей и последующей деятельности, 2) их сложности, 3) отношение человека к каждой из них – если более интересна предыдущая, то переключение затрудняется. Трудно переключаться, если предыдущая деятельность не завершена.

    Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Связано с особенностями подвижности нервных процессов.

    Переключаемость внимания повышается с помощью упражнений. Для некоторых профессий это свойство входит в профессиональную пригодность.

    3. Распределение внимание. Это свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания – обязательное условие многих профессий.

    Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание. Более эффективно распределение внимание при выполнении двигательной и умственной деятельности и очень трудно совмещать два вида умственной деятельности. Здесь важны навыки. Можно развить с помощью упражнений.

    4. Объем внимания. Определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. У взрослого человека он составляет 5–7 элементов. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, возраста , физического состояния.

    С возрастом объем внимания увеличивается. Основное условие расширения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.

    В деятельности человека переключение, распределение и объем внимания находятся в единстве.

    Выводы:

    1. Внимание своего особого содержания не имеет, оно динамическая сторона всех познавательных процессов.

    2. Основные виды внимания могут рассматриваться как уровни внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

    3. Свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение, объем.

    Лекция 15: ПАМЯТЬ

    1. Понятие и виды памяти

    2. Механизмы памяти и индивидуальные различия

    3. Теории и законы памяти

    4. Правила обращения с памятью

    Понятие и виды памяти

    Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью.

    Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    Основные функции памяти: запоминание , сохранение и воспроизведение информации. Различаются по структуре, исходным данным и результатам, а так же различным индивидуальным развитием.



    Случайные статьи

    Вверх