Первая названия гор гянджа. Кировабад - оскверненный город детства

Гянджа является вторым по численности населения городом Азербайджана. Он находится на северо-востоке подножья Малого Кавказа, на берегах реки Гянджачай.

Легенда гласит, что город был основан на месте, где путник Мазьяд нашел несколько котлов, наполненных золотом и драгоценными камнями. Гянджа была названа в честь этой находки, и часто Гянджу называют «городом сокровищ».

Этот город играл большую роль в общественной, политической и экономической жизни Азербайджана и находился на пересечении торговых путей. Именно здесь проходил Великий Шелковый Путь. Сегодня Гянджа принимает участие в глобальном туристическом проекте по восстановлению Великого Шелкового Пути, который соединит Гянджу с городами Китая и Азии.

Гянджа знаменита еще и тем, что является родиной всеми любимого азербайджанского поэта Низами Гянджеви. На юго-западе города находится его гробница.

Гянджа — старинный город с уютными домами из красного кирпича, чайханами, мечетями и храмами. Здесь много интересных достопримечательностей. Мечеть Джума, Мавзолей Низами, озеро Гёйгёль — самые знаменитые из них.

Регион
предгорья Малого Кавказа, на западе Азербайджана, в трехстах километрах от Баку

Количество населения

320,7 тыс. чел.

494 г. до н.э.

Плотность населения

1198 чел/км²

азербайджанский манат

Часовой пояс

UTC+4, летом UTC+5

Почтовый код

Международный телефонный код

Климат и погода

Климат Гянджи теплый и сухой. Летом столбик термометра нередко останавливается на отметке +30 °C . Зимой часто бывают небольшие морозы. От ветров город защищает Кавказский хребет. Ветра здесь не слишком приятные: летом они поднимают пыль, а зимой приносят похолодание.

Среднегодовое количество осадков — 286 мм. В основном выпадают они в конце весны и начале лета.

Май, июнь, сентябрь и октябрь — месяцы, когда путешественники в высшей степени смогут насладиться удивительно солнечной и теплой погодой.

Природа

Гянджа привлекает своими прекрасно спланированными улицами и парковыми ансамблями. Вам понравится архитектурный ландшафт города.

Чинары (деревья семейства платановых) — символ Гянджи. Более пятисот стройных деревьев вот уже 200 лет зеленеют на улицах города. Есть тут чинары, возраст которых насчитывает более 1500 лет, местные жители называют их «дюль-дюль» .

Озеро Гёйгёль — одно из самых известных озер Закавказья . Оно расположено у подножия горы Кяпаз , а образовалось вследствие землетрясения 1138 года. Озеро Гёйгёль является частью Гейгельского заповедника, который обеспечивает сохранность и неприкосновенность природы и животного мира Гянджи. Посещение этого заповедника — обязательный пункт туристических маршрутов. Воздух заповедника оказывает целительное действие на людей с болезнями дыхательных путей и расстройством нервной системы.

Гянджа лежит у подножья гор, покрытых удивительной изумрудной растительностью, множеством журчащих ручьев. Здесь, в горах, можно встретить древние каменные изваяния животных.

Достопримечательности

Жители Гянджи гордятся своими достопримечательностями.

При въезде в город путешественников встречает мавзолей поэта Низами. Гянджа неразрывно связана с именем этого поэта, поэтому в городе очень много изображений известного земляка. Мавзолей и по сей день является местом паломничества поэтов со всего мира.

Поистине незабываемым окажется посещение архитектурного ансамбля Шейха Бахауддина . Этот памятник зодчества XVII века включает в себя караван-сарай, мечеть Шаха Аббаса (Джума-мечеть), средневековую баню (Чекяк-Хамам).

Джума-мечеть была построена во времена Шаха Абасса, ее архитектор Шейх Бахауддин был астрономом, поэтому мечеть имеет одну интересную особенность. Ровно в полдень тень, падающая на западную стену строения, исчезает. Это значит, что пришло время полуденного намаза.

Чеяк-Хамам (баня) состоит из двух сообщающихся залов. Эта баня пользовалась особой популярностью среди горожан и проработала до 1963 года. Сегодня Чеяк-Хамам — это, прежде всего, памятник культуры, с 2002 года он находится под охраной ЮНЕСКО.

В городе есть несколько христианских церквей, заслуживающих внимания. На юге города находятся армянская церковь и церковь Александра Невского .

Бутылочный дом — одна из самых диковинных достопримечательностей Гянджи. Этот двухэтажный дом украшен приблизительно 50 000 стеклянных бутылок и камнями, привезенными из разных уголков бывшего СССР.

Недалеко от города находится всемирно известный курорт «Нафталан» . Здесь работает санаторий, в котором активно используют целебные свойства нефти, добываемой здесь же. Санаторий специализируется на лечении болезней опорно-двигательного аппарата и дерматологических заболеваний.

Питание

В Гяндже есть множество мест, где можно вкусно поесть, посидеть с друзьями, отведать национальные блюда. В основном это маленькие тихие кафе, в которых местные жители собираются после работы.

Повара Гянджи — одни из лучших в Азербайджане, и многие гурманы считают, что здесь готовят даже лучше, чем в Баку.

Нет ничего вкуснее тяндирского хлеба, свежевыжатого гранатового сока, мяса на вертеле, наисвежайшего кебаба, поданных здесь, в Гяндже.

Один из лучших ресторанов города — «Айлянджа» — находится недалеко от центра.

Проживание

Гостиничный бизнес в Гяндже развит слабо. Но здесь, как и в любом городе Азербайджана, можно получить неплохой номер в отеле или снять квартиру.

Самыми известными гостиницами города являются My Way и пятизвездочный Ramada Plaza.

Отель My Way находится недалеко от центра Гянджи. Номера, оформленные в классическом стиле, бассейн, бар и ресторан — все это к услугам посетителей. А в каждом номере есть спутниковое телевидение, кондиционер, мини-бар. Всего в 8 км от отеля — Аэропорт Гянджи, в 2 км — железнодорожный вокзал.

Отель Ramada Plaza находится в самом сердце города. Современные номера оснащены жк-телевизорами, беспроводным интернетом. Гости могут посетить бассейн, сауну, теннисные корты, отдохнуть в ночном клубе, воспользоваться услугами массажиста и косметолога. В ресторанах Ramada Plaza можно отведать не только блюда национальной кухни, но и средиземноморские деликатесы. В холле отеля расположены банкомат, парикмахерская, цветочный магазин, салон красоты.

Отличный двухместный номер в отеле обойдется от 200 до 400 $ за ночь.

Отели Гянджи можно бронировать он-лайн.

Развлечения и отдых

Любители природы обязательно должны посетить Ханский сад (Xan bağı) в Гяндже. Там можно полюбоваться редкими деревьями из разных уголков мира. В Ханском саду приятно пройтись по узким улочкам, окруженным деревьями со всех сторон, то тут, то там разбросаны скамейки. В парке четыре чайханы, чай в которых особенный, самоварный с добавлением лимона. Недавно здесь был создан зооуголок, в котором живут кавказские олени, джейраны, фламинго, павлины.

Совершить покупки и просто отдохнуть можно в торгово-развлекательном комплексе Aura Park . Он включает в себя рестораны, кафе, магазины, развлекательные центры.

Желающим подкрепить свое здоровье обязательно нужно посетить курорт «Нафталан» , который находится недалеко от Гянджи. Основной его лечебный фактор — особенная нефть.

Отдых в Гянджи также предполагает экскурсию на озеро Гёйгёль , пешую прогулку в горы к источнику минеральной воды «Турш Су» , джип-сафари, экскурсию на винные заводы Гянджи.

Покупки

Для туристов будут интересны сувенирные лавки Гянджи. В магазинчиках можно купить подносы, вазы, фарфоровые сервизы. В городе не так давно был открыт фарфоровый завод, поэтому фарфора в Гядже очень много.

Еще в Гяндже можно купить отличные шелковые платки и ковры, гравированную посуду, ювелирные украшения и вино, которое нисколько не уступает грузинскому.

Вдоль центральной улицы Гянджи расположены маленькие магазины и бутики, где можно приобрести товары всемирно известных фирм.

Недавно в городе был открыт торгово-развлекательный центр Аura Park . На сегодняшний день это самый крупный торговый центр Гянджи.

Транспорт

В десяти километрах от Гянджи находится аэропорт. Недавно он получил статус международного. Добраться до аэропорта можно на такси, стоимость поездки составит 10-15 $.

Внутри города передвигаться удобнее всего на автобусе. Стоимость билета небольшая — 0,3 $. Еще в городе работают маршрутки и даже электромобили. Их несколько в Гяндже, так власти города заботятся об экологии, но пока это не самый массовый вид транспорта.

Такси также весьма востребовано. Но помните, что договариваться о стоимости поездки следует заранее, в среднем она обойдется в 4-5 $.

Связь

В городе работают три сотовых оператора: Азерсель, Азерфон и Баксель . Цены на услуги связи у них приблизительно одинаковые, а сим-карта обойдется примерно в 5-7 $.Телефоны-автоматы используются очень мало.

В городе также имеется сеть интернет-клубов.

Безопасность

Отдыхая в Гяндже, помните, что вы в исламском государстве. Уважайте и чтите его законы.

Почтительно относитесь к религиозным памятникам, для жителей города это места почитания и искреннего уважения. При их посещении женщинам стоит избегать мини-юбок, мужчинам нужно отказаться от шорт и спортивной одежды.

Горячий кавказский темперамент местных жителей распространяется и на их манеру вождения. Часто встречаются случаи нарушения правил дорожного движения, поэтому на улицах города будьте особенно внимательны.

Бизнес-климат

В Гяндже достаточно хорошие условия для развития бизнеса. Здесь функционирует несколько машиностроительных и металлургических предприятий, химический завод, ковровый комбинат, текстильная фабрика. Есть и предприятия, производящие строительные материалы, керамические изделия. Хорошо развита пищевая промышленность.

Очень перспективными здесь будут реализация продукции оздоровительного характера, строительный бизнес.

Недвижимость

Учитывая, что Гянджа находится в некотором удалении от морского побережья, цены на недвижимость здесь весьма привлекательные.

Цена за квадратный метр недвижимости в Гяндже колеблется от 600 до 800 $.

Иностранную валюту при въезде в страну необходимо декларировать, ввоз ее неограничен, но при выезде из страны ее сумма не должна превышать ту, что была задекларирована при въезде.

В Гяндже иногда допускается расчет в долларах и даже в евро, но предпочтительнее иметь при себе местные наличные.

Торговаться можно и нужно. Цену можно сбить на 30-50 %, особенно если товар недорогой.

При посещении исторических памятников и религиозных мест следует избегать излишне открытой и обтягивающей одежды.

Если планируете поход в гости, лучше иметь при себе запас небольших сувенирчиков.

Гянджа. Низаминский муниципалитет.  (азерб.)   (англ.)   (рус.)
  • C. Edmund Bosworth. GANJA Архивировано 23 августа 2011 года.

    The post-Mongol historian Ḥamd-Allāh Mostawfī says that the Arab town of Ganja was founded in 39/659-60 (i.e., at the time of the first Arab incursions into eastern Transcaucasia) but gives no details (Nozhat al-qolūb, p. 91, tr. p. 93).

  • C. Edmund Bosworth. GANJA (англ.) . Iranica (December 15, 2000). Архивировано 11 января 2013 года.

    A passage of the anonymous Taʾrīḵ Bāb al-abwāb (extant in the Ottoman historian Monajjem-bāšī’s Jāmeʿ al-dowal) states that Ganja was founded in 245/859-60 by Moḥammad b. Ḵāled b. Yazīd b. Mazyad, of the family of Yazīdī governors in Šarvān, who was governor of Azerbaijan, Arrān, and Armenia for the caliph al-Motawakkel, and so-called because of a treasure unearthed there…

  • Хазр - согласно Маркарту от Халд (J. Marquart, Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge, Leipzig, 1903, стр. 462)
  • C. Edmund Bosworth. GANJA (англ.) . Iranica (December 15, 2000). Проверено 5 сентября 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.

    Moḥammad b. Ḵāled’s role as founder (or rather, as re-founder, see below) of Ganja is confirmed by the Armenian historian Movsēs Dasxurancʿi, where he says that the son of Xazr (for Xald, as explained by Marquart, p. 462) Patgos built Ganjak in the canton of Aršakašēn, with the date given in one manuscript as Armenian era 295/846-47 (bk. 3, ch. 20, tr. Dowsett, p. 218).

  • C. Edmund Bosworth. GANJA (англ.) . Iranica (December 15, 2000). Проверено 5 сентября 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.

    The Persian name Ganja/Ganza (

  • C. Edmund Bosworth. GANJA (англ.) . Iranica (December 15, 2000). Проверено 5 сентября 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.
  • Кировабад . «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986
  • Пачкалов А. В. Неопубликованный клад золотых византийских и мусульманских монет из Археологического музея Гянджи // Современное состояние и перспективы развития музеев. Материалы Международной научной конференции. Баку, 2011.
  • Charles Ambrose Storey. Poetry of the Pre-Mongol Period / François de Blois. - 2nd revised edition. - RoutledgeCurzon, 2004. - Vol. V. - P. 363. - 544 p. - (Persian Literature - A Biobibliographical Survey). - ISBN 0947593470 .

    «Nizami Ganja’i, whose personal name was Ilyas, is the most celebrated native poet of the Persians after Firdausi. His nisbah designates him as a native of Ganja (Elizavetpol, Kirovabad) in Azerbaijan, then still a country with an Iranian population… .»

  • О Низами как о персидском поэте:
    • Энциклопедия Британника , статья «Neẓāmī »: «Neẓāmī - Persian poet - greatest romantic epic poet in Persian literature, who brought a colloquial and realistic style to the Persian epic.»
    • Энциклопедия Брокгауз (сайт), статья Nisami : «Nisami, Nezami, eigentlich Abu Mohammed Iljas Ibn Jusuf, persischer Dichter, * vermutlich Gäncä (Aserbaidschan) 1141»
    • Энциклопедия Ларусс (сайт): «Ilyas ibn Yusuf Nezami ou Ilyas ibn Yusuf Nizami - Poète persan (Gandja, vers 1140-Gandja, vers 1209)»
    • Энциклопедия Ираника (сайт), статья «PERSIAN LITERATURE»: «Neẓāmi’s Five Treasures (Panj ganj). Eliās Abu Mo-ḥammad Neẓāmi of Ganja was born around 1141 of a Kurdish mother and a father named Yusof»
    • Chelkowski, P. «Nizami Gandjawi, jamal al-Din Abu Muhammad Ilyas b. Yusuf b. Zaki Muayyad . Encyclopaedia of Islam . Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2008. Brill Online. Excerpt one: „Nizami Gandjawi, Djamal al-Din Abu Muhammad Ilyas b. Yusuf b. Zaki Muʾayyad, one of the greatest Persian poets and thinkers.“
    • Encyclopedia of Literary Translation Into English, Taylor & Francis, 2000, ISBN 1-884964-36-2 , стр. 1005: „Nizami 0.1141-0.1209 Persian poet“
    • Persian Literature: A Bio-Bibliographical Survey, C.A. Storey , Francois De Blois(Professor School of Oriental and African Studies, University of London), Routledge, 2004, ISBN 0-947593-47-0 , стр. 408: „Memoir of the life and writings of the Persian poet Nizami“
    • The Arabian Nights Encyclopedia, Ulrich Marzolph (Akademie der Wissenschaften, Göttingen), Richard van Leeuwen, Hassan Wassouf, ABC-CLIO, 2004, ISBN 1-57607-204-5 , Стр. 225: „Persian poet Nezami (d. 1209)“
    • Encyclopedia of Arabic Literature, Julie Scott Meisami (Lecturer in Persian, University of Oxford, Oriental Institute, Editor „The Journal of Middle Eastern Literatures“), Paul Starkey. Автор статьи Gregor Schoeler (Базельский университет). Стр. 69: „Persian poet Nizami“
    • The Oxford Dictionary of Islam, John L. Esposito, Oxford University Press US, 2003, ISBN 0-19-512559-2 , Стр. 235: „Nizami, Jamal al-Din Abu Muhammad II- yas ibn Yusuf ibn Zaki Muayyad (d. ca. 1209) Persian poet. Author of the Khamsa“
    • Encyclopedia of Asian History: Vols 1-4. Ainslie Thomas Embree (Professor Emeritus of History Columbia University), Robin Jeanne Lewis, Asia Society, Richard W. Bulliet. Scribner, 1988. Стр.55: „..five historical idylls (1299-1302) as a rejoinder to the Khamsa of the Persian poet Nizami…“
    • New Encyclopedia of Islam: A Revised Edition of the Concise Encyclopedia of Islam. Cyril Glasse (Columbia university), Huston Smith . Rowman Altamira, 2003. ISBN 0-7591-0190-6 . „NizamI (Abu Yusuf Muhammad Ilyas ibn Yusuf Nizam ad-Dîn) (535-598l\ 141-1202). A Persian poet and mystic, he was born in Ganja in Azerbaijan.“
    Кроме того, эта характеристика Низами явно повторена в следующих современных монографиях (приведены в обратном хронологическом порядке):
    • Christine van Ruymbeke (University of Cambridge, Doctorat en Iranologie, Université Libre de Bruxelles, Belgium). Science and Poetry in Medieval Persia: The Botany of Nizami’s Khamsa. Cambridge University Press, 2007. ISBN 0-521-87364-9 . Стр. 8. „Nizami is one of the main representatives of Persian poetry at the time“
    • A History of Literary Criticism in Iran, 1866-1951: Literary Criticism in the Works of Enlightened Thinkers of Iran--Akhundzadeh, Kermani, Malkom, Talebof, Maragheʼi, Kasravi, and Hedayat, Iraj Parsinejad (Tokio University of Foreigh Studies), Ibex Publishers, Inc., 2003, ISBN 1-58814-016-4 , Стр. 225: „This is a critique of a new edition of Persian poet Nezami…“
    • Kamran Talattof (Associate Professor, Near Eastern Studies at the University of Arizona, Tucson), Jerome W. Clinton (professor emeritus of Near Eastern studies and a scholar of Iranian culture and society), K. Allin Luthe. The Poetry of Nizami Ganjavi: Knowledge, Love, and Rhetoric. Palgrave, 2001 ISBN 0-312-22810-4 . Стр.2: »…and blameless character in a degree unequaled by any other Persian poet… "
    • Ronald Grigor Suny (редактор), Kennan Institute for Advanced Russian Studies, American Association for the Advancement of Slavic Studies. Nationalism and Social Change: Essays in the History of Armenia, Azerbaijan, and Georgia. University of Michigan Press, 1996. ISBN 0-472-09617-6 . Стр. 20. «…the great Persian poet Nizam ud-Dih Abu Muhammad Ilyas…»
    • History of Muslim Philosophy, M. M. SHARIF (Director of the Institute of Islamic Culture, Lahore Pakistan). 1963. Глава 54: «The most important classical poet of this period is Shaikhi. His version of IChusrau we Shirin of the Persian poet Nizami is more than a mere translation»
    • Johan Christoph Burgel (Editor), Christine van Ruymbeke (Editor), Nizami: A Key to the Treasure of the Hakim (ISS), Leiden University Press (2010) «This „Key“ to the Khamsa consists of thirteen essays by eminent scholars in the field of Persian Studies, each focusing on different aspects of the Khamsa, which is a collection of five long poems written by the Persian poet Nizami of Ganja. Nizami (1141-1209) lived and worked in Ganja in present-day Azerbaijan. He is widely recognized as one of the main poets of Medieval Persia, a towering figure who produced outstanding poetry, straddling mysticism, romances and epics.»
    • Gülru Necipoğlu Julia Bailey. Muqarnas: An Annual on the Visual Culture of the Islamic World. BRILL, 2005, ISBN 90-04-14702-0 . Глава написана Aysin Yoltar-Yildirim (Ph.D. in Art History and Archeology). Стр. 99. «Trying to emulate another great Persian poet, Nizami, Hatifi attempted to write…»
    • Walter G. Andrews, Mehmet Kalpakli. The Age of Beloveds: Love and the Beloved in Early-modern Ottoman and European Culture and Society. Duke University Press, 2005, ISBN 0-8223-3424-0 . Стр. 59. «the fourth in a series of five mesnevi poems (a hamse or „pentad“) intended to match the famed thirteenth-century hamse of the Persian poet Nizami of Ganja.»
    О мнении исследователей по персидской идентичности Низами говорят следующие источники:
    • C. A. (Charles Ambrose) Storey and Franço de Blois (2004), «Persian Literature - A Biobibliographical Survey: Volume V Poetry of the Pre-Mongol Period.», RoutledgeCurzon; 2nd revised edition (June 21, 2004). Pg 363: «Nizami Ganja’i, whose personal name was Ilyas, is the most celebrated native poet of the Persians after Firdausi. His nisbah designates him as a native of Ganja (Elizavetpol, Kirovabad) in Azerbaijan, then still a country with an Iranian population..»
    • Латиф Сингха отмечает, что исследователи персидской литературы считают Низами величайшим представителем персидской лиртературы. Dr. Lalita Sinha (Universiti Sains Malaysia, Senior Lecturer in Comparative Literature and Comparative Religion). Garden of Love. World Wisdom, Inc, 2008. ISBN 1-933316-63-2 . Стр. 24. «Hailed by scholars of Persian literature as the greatest exponent of romantic epic poetry in Persian literature (Levy 1969, XI), Nizami is also referred….»
    • Annemarie Schimmel, «And Muhammad Is His Messenger: The Veneration of the Prophet in Islamic Piety (Studies in Religion)»,The University of North Carolina Press (November 30, 1985) . pg 18: "In Persian sources, his search for knowledge takes precedence over world conquest. In the Iskandar-namah (Book of Alexander) by the Persian poet Nizami, Alexander is depicted as the half-brother of the conquered King "
    • Richard N. Frye Reviewed work(s): The Turkic Languages and Literatures of Central Asia: A Bibliography by Rudolf Loewenthal. Harvard Journal of Asiatic Studies, Vol. 21, (Dec., 1958), p. 186. excerpt: "Many works that appear in this bibliography have no proper place in it; for example, publications on the Persian poet, Nizami (page 73), as well as articles on such political matters as pan-Turkism "
    • Yo’av Karny, «Highlanders: A Journey to the Caucasus in Quest of Memory», Published by Macmillan, 2000. Pg 124: «In 1991 he published a translation into Khynalug of the famous medieval poet Nezami, who is known as Persian but is claimed by Azeri nationalists as their own.»
  • О Мехсети как о персидской поэтессе:
    • Encyclopedia Britannica Persian literature
    • Bruijn, J.T.P. de. «Mahsatī.» Encyclopaedia of Islam, Second Edition. Edited by: P. Bearman , Th. Bianquis , C.E. Bosworth , E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2009. excerpt: «a Persian female poet whose historical personality is difficult to ascertain. *Edward Brown, A literary History of Persia in Four Volumes. Cambridge university Press 1969.
  • Siavash Lornejad, Ali Doostzadeh. On the Modern Politicization of the Persian Poet Nezami Ganjavi. - CCIS, 2012. - P. 154-155.
  • Киракос Гандзакеци. История Армении . - М. : Наука, 1976. - С. 154.
  • Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . - М. : Академкнига, 2003. - С. 199. - 592 с. - 2000 экз. - ISBN 5-94628-118-6 .

    При персидской династии Сефевидов Карабах являлся одной из провинций (бегларбекство), где низменности и предгорья входили в мусульманские ханства, а горы оставались в руках армянских правителей.

  • М. М. Альтман. "Исторический очерк города Ганджи". - Академия Наук Азербайджанской ССР, 1949. - С. 41.

    „Беглярбеком Ганджи Тахмасп I назначил Шахверди-султана, который начал собою целую династию беглярбеков Карабаха и Ганджи - династию Зияд-оглу из племен Каджар. Шахверди. кроме Ганджи и Карабаха, были подчинены Шамшадиль и Казах.“

  • Второй по численности населения после . Находится в 340 километрах восточнее Баку. Население – 322 тысячи человек (2012).

    Ранее также носил названия Елизаветпо́ль (с 1804 по 1918 годы) и Кировабад (с 1935 по 1989 годы).

    Легенда гласит, что прекрасная Гянджа была основана там, где путешествующий Мазьяд обнаружил клад - котлы с золотом и драгоценностями. В честь этой находки и назвали город: «джанза» по-арабски или «гяндза» по-грузински означает «сокровище». Также через Гянджу в свое время проходил Великий Шелковый Путь, который сейчас стараются восстановить.

    Благодаря ухоженности, красивой архитектуре и историческим достопримечательностям в центре города, Гянджа, по мнению многих туристов, является одним из самых красивых городов Азербайджана. Впрочем за пределами центра города всё запущено и довольно ободрано.

    История Гянджи

    Согласно историку Моставфи, город Ганджа появился в 660 году. По другим источникам, город был основан чуть позже, в 9 веке. Город стал расти и крепчать в 10-11 веках во время правления Фадлуна I, но уже в 12 веке подвергся набегам грузин, а также был разрушен мощным землетрясением. В 13 веке Гянджу захватили татаро-монголы. С 16 по 18 века город был центром Карабахского бейлербекства, а впоследствии стал столицей Гянджинского ханства.

    В начале 19 века Гянджа была захвачена Россией и переименована в Елизаветполь - в честь Елизаветы Алексеевны, императрицы и супруги Александра I. В советское время Гянджа стала носить название Кировабад и развилась до уровня промышленного и культурного центра Азербайджана – второго после столицы, Баку. Сейчас город является также важным образовательный центром.

    Климат в Гяндже

    Гянджа встречает туристов мягким континентальным климатом. Летняя температура держится около +25-27, а зима здесь мягкая - температура редко опускается ниже +2-4 градусов. Больше всего осадков приходится на конец весны и начало лета.

    Последние изменения: 03.08.2014

    Достопримечательности Гянджи

    Главными достопримечательностями Гянджи является её исторический центр с ансамблем Шейха Бахауддина - историко-архитектурным комплексом, включающим Джума-мечеть, Караван-сарай и Чёкяк-хамам, построенные Шейхом Бахауддина - зодчим и астрономом.




    Джума-мечеть
    (также известна как Мечеть шах Аббаса ), построенная в 1606 году, украшена двумя минаретами и позволяет точно узнавать наступление полудня – ровно в 12 тень с западной стены мечети исчезает. Это указывало на время полуденного намаза.




    Чёкяк-хамам
    – это баня с двумя залами, где когда-то проводил время шах Аббас. С 2002 постройка охраняется ЮНЕСКО.




    Бутылочный дом
    – одна из наиболее современных достопримечательностей города. Архитектор Ибрагим Джафаров декорировал свой дом 50 тыс. стеклянных бутылок, чем хотел увековечить память о погибших в Великой Отечественной войне. Под карнизом находится портрет основателя.




    Русская церковь
    – этот храм появился в конце 19 века. Из сохранившихся икон здесь можно увидеть икону Александра Невского и икону Святой Марии Магдалины. Церковь работает, и в выходные и праздники в ней проходят службы.




    Парк Хан багы (Xan Bagi)
    или Ханский сад – это довольно большой облагороженный зелёный оазис в южной части Гянджи.





    — был построен в 1991 году при подъезде с юго-западной стороны к городу Гянджа на предполагаемом месте захоронения поэта Низами. Считается, что он жил и умер в этом месте. Мавзолей построили на месте двух более древних мавзолеев.

    Последние изменения: 04.08.2014

    Как добраться до Гянджи

    Из Москвы в международный аэропорт Гянджа летают Utair, VimAirlines и Уральские авиалинии. Время в пути - около 2 часов 50 минут.

    Из Баку до Гянджи можно доехать на поезде или автобусе (5 часов) или долететь на самолёте с Азербайджанскими Авиалиниями – 1 час в пути (летают бразильские самолёты Embraer 190). Расстояние – 340 км.

    По самому городу можно передвигаться на автобусе или маршрутке: сеть общественного транспорта развита и проходит по всем районам города.

    Последние изменения: 04.08.2014

    Гянджа от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Гяндже.

    • Туры на майские по всему миру
    • Горящие туры по всему миру

    Гянджа, как сказочно красивый город, не мог появиться просто так. Согласно легенде, он был основан на том месте, где путник Мазьяд нашел огромный клад - это были котлы, наполненные драгоценными камнями и золотом. Город был назван в честь этой невероятной находки, а через несколько веков стал вторым по значимости в Азербайджане.

    Кстати, знаменитый Великий Шелковый Путь проходил именно через Гянджу. Сегодня город участвует в проекте по восстановлению этого древнего торгового маршрута.

    На осмотр старого города Гянджи достаточно 1 дня, пешком его можно пройти за пару часов, но если не спешить и по-восточному наслаждаться жизнью, ароматным кофе и достопримечательностями, то и двух дней покажется мало.

    Как добраться

    До Гянджи можно добраться на самолете, поезде, автобусе или своим транспортом. Рейс из Москвы лайнер преодолеет за 2,5 часа. Из Баку , столицы Азербайджана, до Гянджи - 370 км. На автобусе путь займет порядка 4 часов. Стоимость билета - 6-8 AZN. Водители обычно делают получасовую остановку возле придорожного кафе, чтобы пассажиры могли отдохнуть и пообедать.

    Между городами Гянджа и Баку также курсирует ночной поезд, стоимость проезда которого 11-34 AZN, отправляется около 23:00 и прибывает 7:00 утра. Купить жд билеты можно онлайн на сайте (есть русскоязычная версия).

    Аэропорт Гянджи

    Несколько лет назад аэропорт Гянджи получил статус международного. Он находится ориентировочно в 10 километрах от города. Добраться до аэропорта можно на такси. Средняя стоимость поездки - 5-10 AZN. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

    Аэропорт принимает рейсы нескольких перевозчиков, среди которых «ВИМ Авиа», «Россия», «Ют Эйр», «Уральские авиалинии» и другие. Из России больше всего рейсов в Гянджу прилетает из Москвы и Санкт-Петербурга. С лета 2017 стал летать лоукостер Buta AZAL.

    Поиск авиабилетов в Гянджу

    Транспорт

    Наиболее развитый вид общественного транспорта в Гяндже - это автобус. Маршруты пронизывают город. Стоимость проезда небольшая - 0,30 AZN. Также в городе работают маршрутки, а пару лет назад в Гянджу поставили несколько электромобилей для поездок по городу. Правда, это не массовый вид транспорта, скорее, как пример заботы об экологии.

    С таксистами Гянджи о стоимости проезда нужно договариваться заранее. В среднем поездка по городу обойдется в 2-3 AZN.

    Погода в Гяндже

    Кухня и рестораны

    В Гяндже есть немало мест, где можно вкусно провести время, посидеть компанией, отведать блюда национальной кухни. В основном, это небольшие тихие кафе, в которых местные жители могут собираться после работы.

    Естественно, здесь просто необходимо попробовать блюда азербайджанской кухни, иначе поездка в этот город будет пропащей. Местные гурманы считают, что в Гяндже готовят намного лучше, чем в Баку. Опросов мнений и официальных соревнований в этой области никто не проводил, но повара Гянджи считаются одними из лучших в Азербайджане. Проверить это утверждение можно только одним способом: попробовать множество блюд.

    Гянджа - один из самых красивых городов Азербайджана, главным историческим памятником которого является ансамбль Шейха Бахауддина.

    Магазины

    Для туристов, в первую очередь, будут интересны сувенирные лавки Гянджи. Магазинчики предлагают сервизы, подносы, вазы. В 70-х годах прошлого века в городе открылся фарфоровый завод. Вот его продукция активно и продвигается среди приезжих.

    Фарфора в Гяндже - полным-полно. Изделия расписаны в азербайджанском стиле, изысканные картины рассказывают об истории республики и национальных героях.

    Также в городе можно приобрести отличные ковры и шелковые платки, гравированную посуду, ювелирные изделия и, конечно же, вино. Азербайджанское вино, которое по своему вкусу не уступает знаменитому грузинскому.

    Гостиницы

    Нельзя сказать, что гостиничный бизнес отлично развит в Гяндже. Как и в любом городе, здесь можно снять номер в неплохом отеле или арендовать квартиру на сутки или несколько часов.

    Самыми известными гостиницами города являются «Гянджа» и пятизвездочный Ramada Plaza. Первый отель расположен в центральной части, в номерах - душ, кондиционер, телевизор. Также можно арендовать конференц-зал и бизнес-центр.

    Отдых в Ramada Plaza обойдется от 126 до 1500 AZN за ночь. За эту сумму можно получить отличный двухместный номер, а также возможность посетить сауну, фитнес-центр, поплавать в отрытом бассейне и поиграть в теннис.

    Экскурсии, развлечения и достопримечательности Гянджи

    Гянджа - один из самых красивых городов Азербайджана. Здесь есть как древние достопримечательности, так и сравнительно молодые, которые отражают недавнюю историю страны.

    Главным историческим ансамблем Гянджи является ансамбль Шейха Бахауддина, куда входят Джума-мечеть, караван-сарай и Чёкяк-хамам. Первой в этой троице появилась мечеть (1606 г.), за ней баня с двумя сообщающимися залами, а после караван-сарай, где расположен музей поэтессы Месхети Гянджеви.

    2 вещи, которые надо сделать в Гяндже

    1. Оставить свой след на одной из мощеных булыгой улиц Гянджи, по которым ходили Катран Тебризи, Абул-Ула, Фелеки, Хагани, Мехсети и другие «звезды» азербайджанского ренессанса.
    2. Откусить кусочек от многотонного торта, приготовленного в честь дня рождения президента Азербайджана Ильхама Алиева (24 декабря). Заметим, что с каждым годом длина торта увеличивается на 1 метр и равняется возрасту президента. Такими темпами, к 2021 году размер его составит 60 метров!

    Джума-мечеть

    Архитектор Джума-мечети Шейх Бахауддин был по призванию астрономом. Во время возведения этого уникального здания из красного кирпича он придумал хитрость: построил ее так, что по ней можно сверять часы. Дело в том, что ровно в полдень с западной стороны на белый кирпич падает солнечный луч, по которому можно настраивать свои тикающие механизмы.

    Усыпальница Джавад-хана

    Усыпальница Джавад-хана была открыта как памятник в 2005 году в честь бесстрашного воина, погибшего при взятии Гянджи русскими войсками в начале 19 века. Эта усыпальница установлена на месте могилы Джавад-хана и выполнена в стиле средневековой архитектурной школы.

    Русская церковь

    Ближе к концу 19 века в Гяндже открылась русская церковь. Храм появился на месте кладбища, а на его строительство сбросились как православные, так и мусульмане. В интерьере церкви сохранились икона Александра Невского и икона Святой Марии Магдалины. Службы здесь проходят по выходным и по православным праздникам.

    Бутылочный дом

    А вот бутылочный дом сравнительно молодая достопримечательность Гянджи. Его придумал архитектор Ибрагим Джафаров, который таким образом хотел увековечить память погибших в Великой Отечественной войне. Дом сделан из зеленых бутылок, скрепленных специальным раствором. Из донышек на фасаде здания выложено слово «Гянджа».

    На возведение дома ушло порядка 50 тысяч бутылок. Сегодня в этом необычном здании живут дети и внуки Джафарова, которые мечтают обновить дом в память о своем деде.

    Гянджа – второй по площади населенный пункт Азербайджана. Возможно поэтому, а может из-за гордого звания «культурной столицы», но мои ожидания оказались несколько завышенными. В культурном плане в Гяндже все отлично, однако создалось впечатление, что на фоне Баку город недополучает заслуженных нефтедолларов. За пределами центра все запущено и ободрано, что при доходах республики и богатстве столицы смотрится странно. Тем не менее, день, проведенный здесь, оказался интересным и насыщенным (надеюсь мои фотографии смогут передать это), и посещение этого города я могу смело рекомендовать тем, кто собирается в Азербайджан.

    Из аэропорта таксист привез меня в самый центр в отель «Гянджа». Отсюда я и начал свое знакомство с городом. «Гянджу» хоть и называют отелем, но внутри пока еще все на уровне средней областной гостиницы, хотя снаружи выглядит пафосно. Реально хороший отель в Гяндже принадлежит известной сети Рамада (в гостиницах этой сети я жил в Катаре, Дубае и в Москве), но цена там слишком высокая для такого города.

    2. Здание с колоннами – мой отель.

    Через дорогу от гостиницы главная площадь Гянджи им. Гейдара Алиева с длинным советским зданием Администрации.

    Если посмотреть направо, то можно увидеть памятник Алиеву, где-то за ним спрятан музей Алиева.

    Реконструкцию площади только что завершили. Осталось нанести последние штрихи и расставить по городу новые урны, ожидающие своего часа рядом с памятником Алиеву. По уже опробованной традиции на старый безликий советский корпус здесь прилепили новый каменный фасад, разнообразив его всевозможными архитектурными элементами. Кто-то критикует такой подход, но однозначно можно сказать, что в таком виде советские хрущевки выглядят гораздо привлекательней. По такой же схеме велась реставрация центральных улиц Батуми, Кутаиси и Тбилиси.

    Поймал в кадр девушку в короткой юбке, но уже позже догадался, что это школьница – по характерному клетчатому материалу, из которого здесь делают школьную форму. Та же самая ткань используется для школьной формы и в Грузии. Причем, всё как в советское время: фасон можно выбрать самому, главное, чтобы была соблюдена цветовая гамма.

    Гянджа – древний город и есть несколько версий о времени его основания, самая распространенная из них гласит, что город основан в 859 году, а имя основателя – Мохаммад бен Халед из арабского рода Йазидидов. К слову, в тот момент он был амиром Тифлиса. Город был заложен как крепость для контроля и охраны Великого шелкового пути – её остатки были найдены на территории Старого города. Несколько столетий город рос и процветал, превратившись в важный культурный и экономический центр. В 11-м веке на Гянджу неоднократно нападали сельджуки, а в 12-м – грузины. В частности в 1139 году грузинский царь Деметре I (1125-1254 гг.) захватил город и в качестве трофея увез ворота Гянджи, одна из створок которых и по сей день хранится в монастыре Гелати. Позже здесь проходили войска татаро-монголов. Об этом периоде лучше всего сказал армянский историк Киракос Гандзакеци: Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. К концу 18-го века здесь существовало Гянджинское ханство, самостоятельность которого мешала России, вступившей в войну с Персией. Городская крепость была взята генералом Цициановым в январе 1804-го года, на ее стенах сложил голову правитель Джавад-хан, его ханство присоединено к Российской империи, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I). Такое название город проносил до 1918-го года, потом ему ненадолго вернули историческое название Гянджа, но уже в 1935-м году вновь переименовали в Кировабад (в честь Сергея Кирова). С 1989-го года Гянджа снова Гянджа. В советское время город стал вторым после Баку промышленным центром Азербайджана.

    По левую руку от Администрации находится небольшая парковая зона, которая неожиданно заканчивается интересным историко-архитектурным комплексом 17 века, созданным Шейхом Бахауддином: Джума-мечеть (мечеть Шаха Аббаса), Чекяк-Хамам (средневековая баня) и караван-сарай.

    8. Мавзолей Джавад-хана – новодел, останки правителя перенесли сюда с городского кладбища в 90-е годы.

    10. Окно мечети:

    Стилизованный ларек, теперь в центре можно встретить только такие ларьки:

    От центра я свернул на второстепенные улочки и погрузился в неприкрытую городскую жизнь:

    13. Множество торговцев лотерейными билетами напоминает о том, что люди здесь живут небогато. Бедняки всегда верят в счастливый случай.

    14. Даже в престижном районе можно заметить дырки для труб печек-буржуек. Это значит, что не все могут позволить себе отапливаться газом.

    15. Увидев эту вывеску, я испытал лёгкий когнитивный диссонанс:

    16. Сколько же лет этим воротам, спрятавшимся в невзрачном переулке?

    Гянджинцы:

    19. Когда я спросил, можно ли вас сфотографировать, бабушка промолчала, а когда я сделал кадр, начала тыкать в мою сторону палкой и что-то недовольно говорить.

    Улица Гусейна Джавида привела меня к одной из достопримечательностей Гянджи – бутылочному дому. На фасаде можно увидеть дату постройки здания – 1966 год. Из под карниза на прохожих смотрит портрет основателя дома Ибрагима Джафарова. Вопреки ожиданиям, дом не весь построен из бутылок, бутылки использованы скорее как декор, но смотрится все равно необычно.

    Два красивых здания. Одно современное:

    А другое времен, когда Елизаветполь был уездным городом в составе Грузинско-Имеретийской губернии:

    Кинотеатр «Низами», похоже, довоенной постройки:

    Дома вокруг соответствующие:

    Вскоре я вышел к парку им. Джавад Хана (Xan Bagi или Ханский сад) – это большой облагороженный зеленый оазис в южной части города.

    С одной из сторон парка можно встретить вот такой кусок стены, на котором написано, что это крепость Гянджа, 16-й век. На пояснительной табличке отмечается, что крепость четыреста лет назад имела протяженность 13,7 км при высоте 12 м. До наших дней сохранилась лишь маленькая часть, называемая Shirali Bay Tower. Сооружение это не понятное – если это кусок стены, то с какой стороны были бругие части? В общем, без хорошего экскурсовода понять что-то сложно, а в интернете даже постфактум информации не нашлось.

    Я вышел из парка в районе старого (еще царского) здания Азербайджанского Национального совета (красное на заднем плане), мое внимание привлекла необычная скульптура, я ее снял не меньше десятка раз, пытаясь подобрать хороший ракурс. Закончив с фотосъемкой, я пошел в сторону центра, но вскоре меня нагнал человек в гражданской одежде, который вежливо представился и спросил меня, что я снимал. Я ответил. Человек сказал, что здание за забором – это КГБ (ну или как оно там у них называется) и, к сожалению, он вынужден меня попросить удалить фотографии. Я что-то там поумничал на тему, что все это глупо, за что будь это в Москве давно бы уже получил по башке, но часть фотографий все же стер. Человек в черном поблагодарил и исчез. Его вежливость глубоко отложилась в моей памяти. Во-первых, приятно, когда представитель органов общается с тобой вежливо. Во-вторых, приятно, когда вежливо с тобой общается представитель органов, имеющих очень дурную репутацию среди путешественников.

    Еще один мини-парк (Cirtdan parki):

    30.. Клуб ветеранов:

    32. Аттракционы:

    Постепенно я вернулся к центру города. Неожиданно я оказался во дворе старого дома, получившего новый фасад с уличной стороны. Здесь можно было полюбоваться всей этой потемкинской деревней без прикрасс:

    Рядом в заброшенном кузове от Рафика обедали строители. Увидев меня, они пригласили разделить с ними трапезу. Очень кстати, кроме самолетной булки в этот день я еще ничего не ел.

    Центр Гянджи. Улица шаха Исмаила Хатаи. Здание государственной академии наук:

    Немного передохнув, я взял такси и попросил отвезти меня за город к мавзолею классика персидской поэзии Низами Гянджеви. Дорога проходит мимо военного полигона:

    И открытого всего год назад аллюминиевого завода:

    К сожалению подойти близко к мавзолею не получилось, шли какие-то восстановительные работы, охранник отказался меня пустить даже за бакшиш. Пришлось возвращаться. На обратном пути на въезде в город снял вот такие ворота. Таксист сказал, что это новодел.

    Еще я попросил таксиста показать мне сохранившиеся здания армянских церквей, если таковые имеются в городе, он привез меня на старую армянскую улицу.

    От Гянджи относительно недалеко до Нагорного Карабаха. Исторически город никогда не был заселен какой-то одной нацией. По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей, из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами, называвшимися в то время татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе начались армянские погромы. Местные армяне, используя компактность проживания, организовали двухнедельную оборону. Усилиями Советской армии масштабное кровопролитие было прекращено, но армянское население было вынуждено покинуть город. При этом население города не уменьшилось, а наоборот выросло за счет азербайджанцев – беженцев из Нагорного Карабаха.

    По дороге я услышал от таксиста рассказ о том, что во время карабахской войны некоторые местные жители помогали своим армянским друзьям покинуть город, а азербайджанские беженцы рассказывали ему о помощи, которую им оказали армяне. Такие же истории мне рассказывали когда-то и с «той стороны» линии фронта. На фоне открытой обоюдной ненависти эти небольшие (хотя, как сказать) проявления человечности, оставшиеся в памяти пострадавших с обоих сторон – единственное, что связывает две нации. Вот, к примеру, история одной из моих читательниц: «Эту церковь построили мои предки по маминой линии и мне хотелось увидеть её хотя бы на фото. Вы правду написали, о том, что взаимопомощь и человечность имела место быть в разгар резни. Мне тогда было 2 года, а жили мы в Баку. И тот ужас, что происходил, не поддаётся ни логике, ни описанию. Убивали всех подряд. В одну из ночей, когда был комендантский час, у меня двухлетней случились судороги и я умирала. Скорая помощь отказалась ехать, сказав моим родителям: «ну вот выживет ваш ублюдок до утра — привозите, если не боитесь, но не гарантируем, что будем лечить». И родители боролись за мою жизнь всю ночь одни. А под утро жившая в нашем же доме молодая семья врачей-азербаджанцев, узнав, что рядом умирает ребенок, пришли и профессионально помогли всё же спасти меня. Вот так человечность в людях, — казалось бы «врагах», — побеждала национальность, веру и мнение толпы. И такое же происходило на армянской половине, где моя родня помогала своим знакомым азербаджанцам на свой страх и риск. Родители же с детства мне говорили: нет плохих наций, есть дурной человек. Так и выросла с этим убеждением. Родители до сих пор дружат в том числе и с азербайджанцами, и ни они, ни их друзья никогда не вспоминают тот кошмар, как враги.» Но подрастает поколение, у которого таких воспоминаний уже нет…

    Храм оказался во дворе какого-то учреждения. Дверь не поддавалась и я долго пытался открыть ее. На шум из здания напротив вышел мужчина, я спросил можно ли проникнуть в храм, Он ответил, что проблем не видит. Правда, после добавил, что это не армянский храм, а киприотский. «Ну-ну,» – подумалось мне.

    В храм я все же попал. Конечно, сейчас это всего лишь здание, с облезжими стенами и заваленное обвалившейся штукатуркой. Но надо отдать должное, что если здесь кто и гадит, то только голуби. Отмечу, что в городе еще есть церковь Святого Иоанна (Ованеса) , основанная в 1633 году и являющаяся в Гяндже одним из старейших зданий, но о ее существовании я узнал уже после поездки.

    Еще немного покатался по городу.

    42. Расширять свою жилплощадь здесь можно до бесконечности.

    43. Стелла в память о событиях 20 января 1990 года , когда войска Советской армии, подавляя митинги убили более ста человек.

    44. Река Гянджачай, один из притоков Куры:

    45. Плотина на реке. Все страшно замусорено:

    46. Советский артефакт – мозаика на торце здания. Если бы авторы переусердствовали с советской символикой, то да наших дней она едва бы дотянула, а так вроде бы нейтральная картинка по сей день украшает город.

    47. На улице Низами есть памятник этому поэту, вокруг него еще несколько каких-то памятных сооружений. У меня сначала разбежались глаза. Такое ощущение, что городские памятники собрали на одной площади. Интересное место. Особенно мне понравилось мозаичное панно.

    48. Гянджинский государственный театр кукол расположен в здании немецкой церкви, построенной в позапрошлом веке:

    49. Еще один памятник Низами возле гостиницы Капаз:

    Я уже было решил, что изучил все, что только можно в этом славном городе и направлялся в сторону гостиницы, как неожиданно вышел на улочку Джавад-хана. И был приятно удивлен: настоящая пешеходная зона, с магазинчиками, кафешками, скамейками и прочими туристическими приятностями. Прогулка по этой улицей стала хорошим окончанием моего пребывания в Гяндже.

    ___________________________________________________________________________

    Бонус. Привычные нам слова, написанные латиницей выглядят забавно:

    За город, в котором встречаются такие трафареты, можно не волноваться.

    Вы можете поддержать блог, сделав перевод c банковской карты или кошелька, через Яндекс.Деньги или PayPal .



    Случайные статьи

    Вверх