Почему учиться трудно, или что такое ММД? Особенности воспитания гиперактивных детей с диагнозом ммд

В англоязычной литературе для описания структурно-фунциональной недостаточности мозга широко используется термин минимальная мозговая дисфункция (ММД), нередко применяется он и отечественными специалистами. Этиология, патогенез и феноменология ММД изучаются и описываются с позиций различных научных дисциплин: медицины, патофизиологии, нейропсихологии, возрастной и специальной психологии, В то же время необходимо отметить недостаточную клиническую очерченность этого понятия, размытость его границ, в связи с чем оно не рекомендовано к использованию в рамках Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Эта принятая в нашем государстве в настоящее время классификация, предлагав более дифференцированный подход ко все объемлющем у понятию ММД, позволяет врачу выделить именно те составляющие нервно-психического развития ребенка, которые пострадали в первую очередь, увлекая за собой другие, тесно связанные с ними аспекты развития. (А.О.Дробинская. Диагностика нарушений развития у детей: клинические аспекты.- Пособие для специалистов ПМПК. - М.: Школвная Пресса. 2006.)

Ю.В.НАУМЕНКО, Волгоград

Общеизвестно, что незрелый, развивающийся организм наиболее чувствителен к различным вредным воздействиям и менее всего способен противостоять им. Поэтому именно дети, начиная с внутриутробного существования и включая первые голы жизни, получают максимум травм (в широком смысле этого слова), нарушающих их развитие. В то же время благодаря достижениям современной медицины количество детей, погибающих в младенческом возрасте, за последние 10-15 лет существенно сократилось. Медики вполне справедливо считают помощь эффективной, т.к. дети живут и в основном нормально развиваются физиологически. Однако ничто не проходит бесследно. И если физическое развитие и общая жизнедеятельность ребенка достаточно быстро нормализуются, то нарушения и отклонения в работе мозга остаются ещё недолго. Они менее очевидны, некоторые с трудом диагностируются, почти не осложняют повседневную бытовую жизнь ребенка, имеют относительно обратимый характер и поэтому относятся к разделу легких нарушений под общим названием минимальная мозговая дисфункция (ММД). Сегодня именно эти нарушения становятся массовыми. По данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, у 35-40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, в Нижнем Новгороде - у 60%, а в таких экологически неблагополучных городах, как Кириши и Череповец, - у 70-80%. Следует признать, что это не только наша проблема. Развитые страны столкнулись с нею на девятилетия раньше нас и тоже не сразу сумели оценить ситуацию. Дело в том, что нарушения, обусловленные церебральной недостаточностью в созревании и развитии мозга, а также причины, приводящие к этому, в основном хорошо известны и описаны, т.к. всегда находились и находятся в зоне повышенного внимания педагогов, психологов и медиков. Разрабатываются различные методы профилактики и лечения серьезных нарушений в созревании и развитии мозга, которые по мере углубления знаний постоянно совершенствуются. Напротив, легкие отклонения (ММД) до недавнего времени не воспринимались как острая проблема. Возможно, еще одной причиной недостаточной разработанности данной проблемы является ее междисциплинарный характер. Проблемы воспитания и обучения ребенка с М МД относятся к разряду пограничных медико-социальных проблем, требующих комплексного подхода и решения. Как будет показано далее, психолого-педагогический аспект в этой проблеме не менее существен, чем медицинский.

Невозможно перечислить все причины, по которым рост и созревание мозга могут быть нарушены. В этой связи важным оказывается то, что легкие нарушения в деятельности мозга, независимо от того, чем они были вызваны, имеют практически одинаковую «внешнюю» картину проявления. Возможно, именно в связи с этим их объединяют в общую группу легких мозговых дисфункций, хотя картина глубинных анатомо-физиологических нарушений может отличаться существенным разнообразием. Для характеристики этой «сборной» группы можно предложить следующее определение. Минимальные мозговые дисфункции (ММД) - это наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и специфичные отклонения в поведении (двигательную расторможенность, неуправляемость, невнимательность). ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга в благоприятных условиях.

Очевидно, что предлагаемое определение ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Это скорее только констатация факта наличия таких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить, для того чтобы начать лечение. В этом состоит медицинский аспект проблемы. Для психолога неврологический дефект ребенка выступает как данность, с которой он сделать ничего не может (да и не должен). Однако ему необходимо понять суть нарушений, чтобы осознать возможные последствия их отрицательного влияния на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом, принять меры для их предупреждения и минимизации.

Если обратиться достаточно обширной литературе, посвященной ММД, то можно увидеть, что ММД при описании постоянно тесно связывается со значительным комплексом психологических дефектов - настолько тесно, что уже начинает ассоциироваться с ЗПР и психопатиями или, по крайней мере, причиной их появления у ребенка (особенно с началом обучения в школе). Дело в том, что в невропатологии ММД не выступает в качестве серьезного дефекта. Детей с легкими функциональными отклонениями уже в возрасте 1 -2 лет снимают с диспансерного учета, и, если родители не проявляют беспокойства, врачи больше такими больными не занимаются. Ребенок взрослеет, а ММД остается, постепенно обрастая вторичными отклонениями в психическом развитии. С началом обучения этот процесс может принять лавинообразный характер. В итоге ребенок попадает или к дефектологу, или к психиатру, или к обоим специалистам одновременно. Они и описывают целостно тот комплекс отклонений, с которым им приходится работать. А поскольку к психиатрам и дефектологам у нас попадают уже в самом крайнем случае, то и описания этих случаев выглядят впечатляюще, выводы также делаются самые неутешительные, но вполне объективные: коррекция таких запушенных отклонений оказывается очень сложной, а часто практически невозможной. По существующим публикациям складывается впечатление, что дети с ММД обязательно имеют ослабленные память и внимание, сильно отстают в интеллектуальном развитии, плохо обучаемы, хронически не успевают в школе, страдают неврозами, трудноизлечимыми энурезом, тиками, заиканием, склонны к девиантному поведению и асоциальным поступкам. Они нуждаются в специальном попечении и коррекционном обучении, и держать их в общеобразовательных школах просто негуманно (Забрамная С.Д., Корнев А.Н., Лубовский В.И. и др.)

Сразу хотелось бы возразить.против такой характеристики. На самом деле ММД не является препятствием к обучению не только в общеобразовательной школе, но и в гимназии, а впоследствии и в вузе. В этих случаях требуется соблюдение определенного режима труда и отдыха, с ребенком проводятся специальные коррекционно-развивающие занятия. В результате растущий мозг оказывается в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования. У большинства детей с ММД при соответствующем образе жизни и режиме обучения к 5-6 классу работа мозга полностью нормализуется. Однако при резком возрастании учебных нагрузок или после тяжелых заболеваний отдельные симптомы ММД (повышенная умственная утомляемость, расстройства внимания и самоуправления) могут проявляться и в старших классах, несмотря на то что проводившиеся ранее неврологические обследования свидетельствовали о полном излечении. Но возобновившиеся проявления ММД после восстановления здоровья и нормализации образа жизни исчезают сами.

Не вдаваясь в анатомофизиологические подробности, общую картину нарушений при ММД можно охарактеризовать с помощью следующих характерных признаков. Отмечается общее замедление темпов роста и созревания мозга. ЭЭГ имеет характерные признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке развития электрической активности мозга. Отмечается незрелость я-ритма, его расчетный индекс оказывается ниже возрастной нормы. В электрической активности гипоталамических отделов мозга сохраняется значительное преобладание медленных тета-ритмов над быстрыми бета-ритмами, вследствие чего не формируются селективные механизмы произвольного внимания. Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга. Это, в свою очередь, осложняет процесс формирования связей между ними и затрудняет координацию их деятельности. Часто дополнительным негативным фактором является сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из их. Запаздывает процесс миелинизации проводящих волокон, который завершается не к 7 годам, как это происходит в норме, а к 9-10-летнему возрасту (Захаров А.И. и др.). При неполной миелинизации волокон электрические импульсы; распространяющиеся по проводящим путям, оказываются недостаточно изолированными друг от друга, что может приводить к иррадиации возбуждения и, соответственно, к хаотической, нескоординированной активности.

Исходя из осуществленного неврологического анализа сути ММД, представляются очевидными сдвиги в формально-динамических характеристиках протекания психических процессов и поведения ребенка. При этом качественная, содержательная сторона психики может остаться незатронутой и развиваться без осложнений. Таким образом, ребенка, имеющего легкие функциональные нарушения в работе мозга (или ММД), будут отличать от нормально развивающихся детей:

  • быстрая умственная утомляемость и сниженная умственная работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать);
  • резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности-(невозможность сдержать обещание, составить план и следовать ему и пр.);
  • существенная зависимость деятельности (особенно умственной) от характера внешней социальной активации (от вялости, сонливости в одиночестве до двигательной расторможенности, хаотичности, полной дезорганизации деятельности в многолюдной шумной обстановке);
  • выраженные нарушения в деятельности (в том числе и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной);
  • значительные сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности);
  • снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации);
  • трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей);
  • неполная сформированное зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т.е. при списывании и срисовывании не замечают несоответствий даже при последующем сравнении);
  • изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов в деятельности мозга.

На этой последней характеристике следует остановиться подробнее, тле. она практически не описана, но имеет исключительное значение для понимания особенностей поведения детей с ММД. Как известно, в норме мозг человека привыкает работать в «суточном» ритме, для которого характерны активность в течение дня и релаксация ночью. При накапливающемся утомлении (в результате болезни, усталости, монотонной работы) общий ритм функционирования мозга несколько меняется: рабочие циклы могут сокращаться до 30-40 минут и перемежаться 10-15-секундными релаксационными паузами, во время которых! мозг, непроизвольно «отключившись», отдыхает, восстанавливает работоспособность. Каждый из нас может легко) вспомнить подобные периоды непроизвольной релаксации. Например, читая; книгу в состоянии переутомления, иногда мы замечаем, что отключились и не понимаем, о чем идет речь. Мы поднимаем глаза выше по тексту и не узнаем прочитанного. Следовательно, в релаксационные периоды «внешняя» деятельность может продолжаться (ведь мы продолжали «читать»), однако при этом она не осознается и ее результаты нигде не фиксируются и не запоминаются.

При ММД дети страдают хронической энергетической недостаточностью, поэтому их мозг постоянно функционирует в состоянии, близком к «переутомлению». В результате рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-10 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В течение урока он может 4-5 раз отключиться, но в периоды релаксации «внешняя» деятельность ребенка не прерывается, а продолжает совершаться автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Своих «отключений» ребенок не замечает и может не осознавать до тех пор, пока у него не начнет формироваться саморефлексия, т.е. до младшего подросткового возраста (5-7-го класса). Если в состоянии «релаксация» ребенок продолжает писать, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т.к. прочесть написанное оказывается невозможно. От классических дисграфиков дети с ММД отличаются тем, что в их работах периодически встречаются грамотно написанные куски текста. Кроме того, в начале работы ошибок значительно меньше, чем в конце.

Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он клянется, что ничего не брал, в подтверждение своих слов с готовностью выворачивает карманы и с удивлением взирает на ручку, не понимая, как она там оказалась. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с ММД вполне искрение клянутся, что не говорили, не орали, не толкании тд., и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей проступков много, их часто начинают считать врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против них. Невротизация или защитная агрессия часто становится следствием подобного развития событий. Маленькие дети с ММД не бывают агрессивными, их грубость обычно является реакцией на аналогичное обращение взрослых. Они просто возвращают взрослому «той же монетой», т.к. не умеют контролировать свои действия. Если жизнь заставляет постоянно их защищаться, то к подростковому возрасту многие из них становятся агрессивными. Довольно часто бывает так, что деятельность мозга нормализуется, ММД компенсируется, а «патология» характера, недоверчивость, озлобленность на окружающих остается на всю жизнь. Отключения при ММД следует отличать от «стертых» эпилептических приступов. Разница состоит в том, что при ММД ребенок продолжает действовать, а при эпилепсии деятельность прекращается, человек замирает, может упасть, хотя и не всегда доходит до полноценного припадка. При эпилепсии человек не отвечает, не реагирует на обращения и не помнит, что с ним было во время приступа, даже если тот не носил классического, развернутого характера. К сожалению, при общении с родителями ребенка с ММД в большинстве ситуаций невропатологи все чаще начинают подозревать эпилепсию и назначать соответствующее радикальное лечение, чтобы как можно раньше приостановить развитие болезни. В результате такого лечения поведение ребенка с ММД фактически не меняется к лучшему, а здоровье значительно разрушается. Сложность объективной диагностики состоит в том, что даже на ЭЭГ больного эпилепсией не всегда регистрируются характерные «застойные» участки электрической активности (только при приближающихся приступах или в состоянии крайнего физического утомления, после хронического недосыпания), поэтому врачи предпочитают перестраховаться и начать лечение, если наблюдаются хоть какие-то намеки на это тяжелое заболевание.

ММД необходимо также отделять от неврозов и психопатий, которые, конечно же, гораздо легче развиваются на базе ММД, но ни в коем случае не являются ее следствием. Основные причины неврозов и психопатии достаточно хорошо описаны в литературе (Александровский Ю.А., Астапов В.М., Буянов М.И., Демьянов Ю.Г., Захаров А.И., Лебединский В;В. и др.). По данным Александровского, у 30% больных неврозами имелись в детстве различные функциональные отклонения в деятельности нервной системы (которые можно отнести к категории ММД), но у 70% - ничего подобного обнаружено не было." По данным обследований Ясюковой Л.А., также более 80% детей с ММД не страдают неврозами, не имеют повышенной тревожности или каких-либо патологических отклонений в эмоционально-личностном развитии. Но на фоне невроза процесс нормализации работы мозга приостанавливается, может происходить явное нарастание дезорганизации и ухудшение состояния.

В целом анализ психолого-педагогической и медицинской литературы, посвященной проблемам развития детей с ММД, позволяет сделать следующие важные выводы. В дошкольном возрасте только по поведенческим проявлениям очень сложно (практически невозможно) отделить детей с ММД от обычных детей, но просто утомляемых, неорганизованных, отвлекаемых, капризных, повышенно подвижных. В дошкольный период дети с ММД могут не иметь никаких особых проблем в развитии, связанных с их дефектом. Им свойственны те же самые проблемы, что и всем остальным дошкольникам. Дошкольная жизнь ребенка с ММД может протекать вполне благополучно (так чаще всего и оказывается). При этом ни родители, ни окружающие могут даже не подозревать о его физиологическом дефекте, относя некоторые отклонения в поведении ребенка (если они наблюдаются) к недостаткам воспитания. Однако ситуация резко меняется с момента поступления в школу. С первого дня повышенные требования начинают предъявляться именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены или несформированы. Недостатки внимания, оперативной памяти, повышенные отвлекаемость и умственная утомляемость, слабость самоуправления - все эти неустранимые характеристики первичного дефекта начинают играть роковую роль в судьбе детей. Они оказываются не в состоянии обучаться наравне со здоровыми сверстниками.

Как мы уже отмечали, специфика интеллектуальной деятельности этих детей состоит в цикличности. Время, в течение которого они могут произвольно продуктивно работать, очень незначительно и может не превышать 5-10 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3-7 минут) мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. Затем умственная активность восстанавливается и ребенок опять может продуктивно работать в течение 5-10 минут, после чего мозг снова «отключается» и произвольное управление интеллектуальной активностью оказывается невозможным. Если интеллектуальная работа ребенка хорошо организована, продумана и распределена так, что осуществляется только в эти активные периоды, то обучение проходит очень эффективно. И наоборот, чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длиннее время отдыха (пока не наступает полное истощение). Тогда для восстановления умственной работоспособности бывает необходим сон. Поэтому мы предлагаем после 2-го урока проводить час релаксации, когда под наблюдением педагога-психолога или социального педагога дети имеют возможность расслабиться и отдохнуть под музыку или даже вздремнуть. Наша совместная длительная работа с педагогическим коллективом МОУ СОШ № 99 г. Волгограда подтверждает эффективность таких релаксационных пауз.

Современная ситуация в начальной школе связана с резко возросшим числом именно таких детей. Однако если задуматься, трудно понять, почему система школьного обучения остается неизменной, в то время как психофизиологические особенности более чем у 40% детей, поступающих в школу, значительно изменились. Поскольку основные изменения, происшедшие с детьми, относятся к области формально-динамических характеристик, необходимо преобразование аналогичных сторон системы обучения: изменение общего режима, форм и методов организации урока, изложения материала. Если после второго урока учащимся предоставляется час релаксации, который сопровождается завтраком и прогулкой, то и на последующих двух уроках они сохраняют такую же работоспособность, как на первых. В обычном же режиме "обучения дети с ММД к третьему, а тем более к четвертому уроку полностью перестают что-либо воспринимать.

Активность обучения детей с ММД значительно возрастает при использовании групповых методов работы на уроке, которые не требуют от учащихся соблюдения абсолютной тишины, строгой дисциплины, что для них труднодостижимо, напротив, предоставляют возможность поговорить, обсудить решение или ответ. Поэтому выводы о том, что дети с ММД не успевают в школе из-за большого объема и слишком высокого уровня сложности общеобразовательных программ, мы считает несостоятельными. Практическая работа с данной категорией младших школьников убедительно показывает, что ММД не накладывает каких-либо ограничений на интеллектуальное развитие. И дошкольное детство это прекрасно подтверждает. До школы ребенок с ММД живет и «обучается» в том ритме, который свойственен работе его мозга и нервной системы. Поэтому отставания в интеллектуальном развитии обычно не происходит. Случаи одновременного выявления у ребенка ММД и задержки психического развития (ЗПР) показывают, что дело тут не столько в ММД, сколько в отсутствии минимального внимания со стороны родителей.

Если ребенок растет в благополучной семье и его воспитанию уделяется много внимания, то уровень интеллектуального развития ребенка может быть и высоким. Однако в школе и у него начнутся проблемы. Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозга и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом порождает обвальное нарастание проблем в начальной школе. Мы видим решение проблемы повышения эффективности образования детей, имеющих ММД, в создании в образовательном учреждении комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которое приобретает новое звучание в свете модернизации российского образования. Как известно, приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, а связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками преодоления трудностей в обучении, но включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость и широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию. При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности являются ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношении со сверстниками, учителями, родителями);
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

  • социальнопсихологическая профилактика;
  • медико-психологопедагогическая диагностика (индивидуальная и групповая);
  • консультирование всех участников образовательного процесса (индивидуальное и групповое);
  • коррекционно-раз-вивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и образование (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей);
  • медико-психологопедагогическая экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны и должны быть конкретизированы с учетом возрастных особенностей обучающихся. Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и умения учиться, развитии творческих способностей. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

При этом особое внимание необходим мо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровожден Уровень класса (группы) - на данном.: уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Специалисты (педагог-психолог и социальный педагог) выполняют консультативную, организационно-методическую и оценочно-корректирующую функции. Уровень учреждения - на данном уровне работа ведется в комплексе педагогом-психологом, учителем-логопедом и социальным педагогом в условиях единой психолого-педагогической службы образовательного учреждения или центра «Здоровья». В последнем случае в состав центра могут входить врачи, учителя физкультуры и педагог-организатор. На данном уровне, кроме традиционных направлений психолого-педагогического сопровождения, также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

Непосредственно для организации коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками, имеющими ММД, мы предлагаем использовать следующий комплекс достаточно эффективных программ, который условно можно разделить на три направления.

Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе:

  • программа комплексной нейропсихологической коррекции и реабилитации (автор Семенович А.В.);
  • методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторы Пылаева Н.М. и Ахутина Т.В.).

Коррекционно-развивающие программы, ориентированные на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка:

  • программа формирования произвольной регуляции (автор Семаго Н.Я.);
  • программа формирования пространственно-временных представлений (автор Семаго Н.Я.).

Коррекционно-развивающие программы, базирующиеся на уровневом подходе к аффективной регуляции поведения и сознания:

  • программа формирования базовой аффективной регуляции (гармонизация уровневой регуляции аффективной сферы) (автор Никольская О.С);

Своей задачей мы не ставили дать всеобъемлющий анализ коррекционно-развиваюших программ, а ограничились только теми, которые посчитали минимально необходимыми. Несомненно, предлагаемые программы могут быть дополнены программами по отдельным направлениям двигательной коррекции, программами телесно ориентированной коррекции, сказкотерапии и т.п. В любом случае необходимо применять весь возможный спектр программ для коррекции и развития детей, но делать это в системе (в течение всего времени обучения в школе) и комплексно. Необходимо также помнить о том, что время «не ждет» - с возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка и, следовательно, возможности компенсации и коррекции уменьшаются. Как правило, это время ограничивается первыми 5-6-ю годами обучения ребенка в школе. Эти «жесткие» условия определяют ценность и значимость психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Литература

Диагностика развития зрительно-вербальных функций - М.: Академия, 2003. - 64 с.

Лебединский В.В., Никольская О.С, Баен-ская Е.Р., Либлинг М.М.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М: МГУ, 1990. -г 197 с.

Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.

Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. - 364 с.

Никольская О.С.

Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Те-ревинф, 2000. - 336 с.

Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Школа внимания. Методика развития и коррекции вни» мания у детей 5-7 лет. - М.: Теревинф, 2004. - 48 с.

Пылаева Н.М., Ахутина Т.В.

Организация и содержание деятельности психолога специального образования - М.: АРКТИ, 2005. - 336 с.

Семаго М.М., Семаго Н.Я.

Проблемные дети! Основы диагностической и коррекци-онной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000 - 208 с.

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Нужды и проекты

Дорогие друзья!

Просим помощи в покупке новой мебели для детей, особенно мягкой. Старая ещё послужит некоторое время, но все сложнее и сложнее ее поддерживать в исправном состоянии.

Дорогие друзья!

Осенью 2017 года мы установили отличную наружную дверь в спортивном зале, летом 2018 года также приобрели ещё несколько новых матов для обеспечения безопасности во время занятий.

Весной 2018 года мы полностью отремонтировали весь медицинский блок: смотровой и процедурный кабинеты, а также изолятор.

Дорогие друзья!

Для нас очень важно, несмотря на серьезные финансовые трудности, сохранить и развивать юношеский спорт на базе нашего Дома,

Спортом занимаются не только ребята, которые живут у нас, но и дети из приемных семей, дети из села Ковалево и ребята из города. Мы приглашаем ребят из окружающего социума на занятия на безвозмездной основе, это все дети из семей, которые не имеют средств на оплату спортивных секций.

Часто я получаю на почту письма с различными вопросами и просьбами родителей и всегда стараюсь ответить и помочь, чем могу. Но иногда бывает, что почта не принимает ответ. Видимо, автор письма неправильно написал адрес, и письмо не может быть отправлено. Так получилось и в этот раз. После нескольких неудачных попыток отправить ответ, я решила написать ответ для всех. Тем более, что таких писем приходит все больше.

«Мой 7- летний сын пошел в первый класс в этом году. И у нас начались проблемы: он не хочет работать на уроках, не делает того, что делают другие дети в классе. Дома он делает все, что делали в классе плюс домашнюю работу. У ребенка диагноз ММД и . Как помочь мне сыну я не знаю. Дома со мной он делает все, а в школе не хочет. Просилась поприсутствовать на уроке, учительница мне отказала. Как мне понять, почему он отказывается работать на уроках, если я не вижу его поведения на них? Как мне помочь своему мальчику? Посоветуйте, что делать.»

Давайте же разберемся, в чем причина такой проблемы обучения ребенка в школе.

Наверняка, Вы обратили внимание на первые 4 буквы в названии статьи. Вот эта загадочная аббревиатура и является очень часто причиной проблемы обучения . В народе это зашифрованное слово звучит просто – дефицит внимания . Но, несмотря на кажущуюся простоту и незначительность, именно этот дефицит внимания создает множество проблем и ученику, и родителям, и учителям.

Ребенок не может выполнить все задания в школе на уроке, так как не может долго удерживать внимание на каком-то объекте. Любой шум, стук, разговор отвлекают ребенка от дела, его мысли разбегаются в разные стороны и ищут более интересный объект, чем выполнение упражнения или решение примеров. А даже, если он вспомнит о невыполненном задании, то пока будет искать что же сделать и где это написать, его взгляд встретит что-то другое и застрянет там: порисует на обложке, переложит или покрутит закладку учебника, вспомнит, что в учебнике еще не все картинки рассмотрел и займется перелистыванием учебников… Оказывается, на уроке можно найти столько интересных дел, которые, к сожалению, никак не касаются учебы.

Кроме того, что ребенок не может удержать внимание на ходе урока, такой ребенок еще и очень быстро устает. И если ребенок должен работать на уроке 35-40 минут, то ребенок с диагнозом может работать всего 10-15 минут, а потом ему надо очень много времени для отдыха и восстановления работоспособности мозга. Причем, такая усталость никак не отражается на двигательной активности ребенка, скорее наоборот, усиливает ее. И ребенок начинает баловаться, играть, ходить по классу, прыгать на месте, стучать ногами или щелкать ручкой – выполнять все то, что так мешает учителю и всему классу на уроке. Соответственно, получает замечания и обстановка усугубляется.

Не буду описывать все «удовольствия», которые получают родители такого ребенка, лучше остановимся на том, как же помочь ребенку с диагнозом СДВГ и ММД . Всего 5 пунктов, которые надо выполнять:

1. Строго выполнять все рекомендации врача-невропатолога. Если Вы еще не наблюдаетесь у него, то немедленно записаться на консультацию, взять с собой школьные тетради ребенка и попросить школьного психолога или учителя, чтобы он написал характеристику для врача. Зачем? Чтобы врач знал, что вызывает проблемы и на что надо обратить внимание. Ведь с видимым здоровьем у ребенка все в порядке и проблемы проявляются только в учебной деятельности. А учебную деятельность врач за 5 минут приема отследить не сможет. Это первый и самый важный этап помощи ребенку с диагнозом ММД и СДВГ .

Причем, в этом заинтересованы, прежде всего, родители. Пока ребенок маленький и учится в начальной школе, такие проблемы достаточно легко решаются и дальше ребенок сможет учиться нормально. Если оставить все, как есть, то внимание само по себе не сформируется и, эти проблемы потянут за собой другие: неуспеваемость, заниженную самооценку и т.д. Проблемы будут нарастать, как снежный ком и усугублять положение ребенка и обстановку в семье.

2. Установить четкий режим дня ребенка, где у него будет достаточно времени для спокойного отдыха, спокойных игр или занятий. Обязательно занятие плаванием, спортом, танцами, но не борьбой (исключаем резкие движения и травмы головы).

3. Выполняем дома домашние задания и повторяем все, что делали в классе. Причем, часть работы родителям желательно взять на себя, т.е. что-то прочитать, объяснить, повторить. Помните, что ребенок с диагнозом ММД может работать без перерыва не более 15 минут? Значит, рассчитываем время так, чтобы через определенные промежутки времени ребенок отдыхал: порисовал, послушал книгу, которую читает взрослый, сделал разминку, поиграл в простые игры.

4. Будет очень хорошо, если Вы заглянете вперед и просмотрите с ребенком следующий урок по учебнику. Тогда на уроке ребенок будет частично знаком с материалом, ему будет легче вспомнить и понять материал, он лучше ответит и, возможно, заслужит похвалу или хорошую оценку. А это очень мощный стимул стараться и дальше.

5. Соблюдать режим сна и питания. Ребенок должен спать не менее 10 часов и, по возможности, поспать или хотя бы отдохнуть, полежать днем.

Еще раз подчеркну, что самым важным является пункт № 1. Витамины для мозга, витамины и минералы для нервной системы помогут вашему ребенку восполнить дефицит внимания и нормализуют учебную деятельность ребенка.

Если Вы хотите посетить уроки, а учитель не позволяет, то можно обратиться с просьбой к директору школы или завучу. Только надо понимать, что в присутствии родителей дети ведут себя совсем по-другому. Не всегда в лучшую сторону, но по-другому. Если у вас есть возможность посещать уроки и помогать своему ребенку, то можно этот вопрос решить с администрацией школы. Если ребенок в присутствии родителей ведет себя лучше и работает на уроке, то администрация школы может разрешить присутствовать родителям какое-то время на уроках. Иногда это бывает оправданно.

Очень важное примечание. Не стоит бояться невропатолога. При наличии такого диагноза ММД и СДВГ , невропатолог – Ваш друг и помощник. Только совместными усилиями вы сможете помочь своему ребенку.

Если Вашему ребенку ставили диагноз ММД и СДВГ, поделитесь своими способами решения этой проблемы. Думаю, что многим родителям будет интересно узнать практический опыт родителей, столкнувшихся с такой проблемой обучения ребенка в школе .


Еще с сайта:


  • 28.07.2013. комментариев 14
  • 19.02.2019. Отзывов нет
  • 14.10.2018. Отзывов нет
  • 05.03.2018. комментария 4
  • 13.02.2018. комментариев 6
  • 09.08.2017. комментария 4
  • 12.06.2017. комментариев 13
  • 08.01.2017. Отзывов нет

    У нас проблема как у многих тут писавшие. У меня дочке 10-год. Ходим в 3 класс. Первый класс дался тяжело...Учитель попалась нам требовательная к поведению, к учебе,каждый день жалобы, не пишет, вертится, отвлекает других. Могла прити домой,а в тетради нет классной работы.как будто ребенок и не присутствовал на уроке. Дома,все понимает, пишет только под чутким руководством. Чуть стоит отойти,сразу начинает рисовать или считать "ворон" в окне. И так продолжается уже 2,с половиной года. К третьему классу заросли в двойках. На уроках присутствовать запрещают. Говорят, нечего вам там делать,это не нужно.... Обратилась к школьному психологу. Они у нас почему то меняются каждый год. Одна сказала что с вашим ребенков все в порядке, вторая сказала что у нас идет запоздание в развитии, и что ребеноку тяжело успевать за своими сверстниками,отстает на пару шагов. Тоесть идет развитие но очень медленно, маленькими шагами. Что ей тяжело из за невосприимчивости в левом полушарье.психолог сказала что нужно работать в одном направлении с учителем, психологом и родителем. Когда я подошла к учителю, учитель всем видом показала что не хочет меня слушать.Что ей абсалютно не интересно что ребенку тяжело... ее ответ был " Она у меня тридцатая! Я работаю только с теми детьмию которым интересно слушать и которые готовы со мной работать!" Мы сделали обследование головы. Нам сказали что сужены сасуды в левом полушарье. Что нужны витамины и лекарства для того что бы стимулировать мозг. Но диагназа ММД,ЗПР и СДВГ не ставят и не поставили. Прописали лекарства и направили на дневной стационар. Мы до сих пор не дождались стационара. На учет поставили а лечить не хотят,говорят нет мест. Пропили один таблеток и витаминов. Ствига естественно ноль. К неврологу вообще не пробится. А если приходим, то нам говорят ждите. А время то идет. Классная руководитель начала почти на прямую намекать что нам срочно нужно лечится,ну типа вашему ребенку не место в нармальной школе что типа отсталый ребенок у вас.... почему вы не добиваетесь лечения. А я и сделать ничего не могу. Учитель помогать ребеку не желает, учитель по английскому засыпала одними двойками, потому что ребенок до сих пор не умеет читать, не понимает и не знает языка... А во втором классе не дали должного языка, дети половино класса перешли в третий класс не умея даже читать. А на собрании вообще заявила что ее задача не на учить детей читать, а уже спрашивать чтение полными предложениями и бегло. Я английския язык сама знаю 1 процент и научить своего ребенка не могу. Я из малообеспеченой семьи. Оплачивать репетиторов вообще не может быть и речи,так как еле хватает денег на обеспечение семьи. Зарабатываем с мужем не боььшие деньги. Короче замкнутый круг... Бьюсь головой об стенку и все бесполезно((((((у меня опускаются руки(((((

    здравствуйте!! у меня ребенок во 2 классе. весь первый класс можно сказать зря ходили, так как не работал на уроках вообще и мешал остальным. учительница тоже не работала с ним выгоняла и все. врач выписал препараты. прошли крс лечения, но результатов нет((((т подскажите пожалуйста что делать? уже стыдно заходить в школу((((

    Всем доброго дня! А что делать если ребенок закончив 1 класс так и не научился писать, считать и читать. Дома занимаемся читать получается только по слогам, но что прочитал сам воссоединить в предложение и понять о чем идет речь не может. Диагнозы СДВГ, ММД и задержка речевого развития. Иногда при разговоре меняет окончания слов перенося их в начало слова. Все попытки научить чему то дома заканчиваются слезами и словами я устал и больше не могу. Средств посещать коррекционные центры и логопедов я не имею, бесплатные занятия с логопедом практически найти невозможно. Курсы лечения у невролога проходим постоянно. Эффект есть ребенок стал лучше говорить, но обучение в школе проблематично т. к имеются диагнозы дефецита внимания, общение с детьми очень хорошее.

    • В школе наша учительница нас забраковала, отсадила на последнюю парту в одиночестве, водила к директору его часто, выгоняла из класса. Школьный психолог провела два занятия с ребенком и оставила все как есть. Учитель думая что мотивирует ребенка просто доводила до слез словами:" весь класс едит в зоопарк, а ты не поедишь". В итоге наступило время, что ребенок возненавидил школу и учителя, не стесняясь говорил учителю в лицо о том, что она плохая. Школа настаивает на переводе на дом.обучение и облегченную программу обучения. Ребенок все это воспринимает не как помощь, а как то что его считают не таким как все остальные дети.

      • Юлия, ребенок будет считать так, как думаете вы. Ведь ребенок - ваше отражение. Пусть вы и не говорите напрямую такими словами, но он считывает ваши мысли и выражает их по-своему. А потому надо, прежде всего, самой понять что и как. В вашем случае это может быть лучший вариант. Если домашнее обучение, то к вам будут ходить учителя и проходить программу один на один с ребенком. Ему будет легче. Комплекс неполноценности из-за того, что не все получается, не будет возникать. И, самое важное, ребенок может подтянуться с вашей помощью и догнать класс. А потом вернетесь в класс и будете учиться со всеми.
        Но здесь важно понять, что независимо от формы обучения, без вашей активной помощи и логопеда ребенку не справиться. Только в содружестве и сотрудничестве можно получить хорошие результаты.
        Поищите логопеда в онлайн, может найдете недорого.
        Успехов!

    • Юлия, в вашем случае лечение у невролога продолжать. Но этого мало, ведь невролог не поставит речь и не ликвидирует те речевые проблемы, которые есть у ребенка. Может, получится найти логопеда на пенсии, который смог бы заниматься за небольшую плату. Или найти средства на консультацию логопеда, попросить рекомендации и заниматься самостоятельно. И чем раньше, тем лучше. Вы же понимаете, что с этими трудностями во 2 классе ребенок учиться не сможет. У вас еще есть время лета, чтобы как-то помочь ребенку. А эта помощь ему просто необходима.

    Моему ребенку в 6 лет поставили диагноз ммд толком не разьяснив что это...Повторно мы пошли к неврологу через год по причине нервного энкопреза и вот теперь нам поставили такой диагноз что вод дифицит внимания и ммд.....Лечить это почему-то не хотят мол прошло все....Но я не знаю ребенок психует когда ему что-то запрещаещь...Чуть в окно не сиганул когда я его на улицу не пускала....аж рычал весь от злости....Спит так дрыгается весь ужасно...Я не знаю как мне быть с ним и что это?Неужели это он так разбаловался или это все этот дурацкий диагноз?

    Вот уже и год заканчивается, а у нас все без изменений. В классе не работает, ходит,и может под парту залезть. Дома делаем и классную работу и домашнюю. Я и на уроках сидела, и с психологом в коррекционном центре занимается, только балуется,дерется, потому что дети не принимают. А дети не принимают из-за того что мешает. На ПМПК поставили диагноз ЗПР-трудности формирования учебной деятельности,3 четверть закончили с 1 тройкой. Учитель за голову берется, говорит первый ученик за 20 лет, а что мне делать. Ругаемся каждый день, ребенок нервничает и я на пределе.

    • Татьяна, ситуация у вас нелегкая, но от того, что вы ребенка ругаете, лучше не будет. Что вам рекомендовали на ПМПК? В таких случаях один психолог не поможет, нужна комплексная работа - психолог, невролог, учитель и родители. В некоторых случаях для ребенка лучше, если перевести его на домашнее или семейное обучение. При индивидуальной работе ребенку проще выполнить задания, а учителю подстроиться под одного ребенка и подождать там, где надо. Пока ребенок маленький, надо приложить максимум усилий, чтобы преодолеть эти трудности. Потом что-то наверстать или исправить будет уже очень трудно. Терпения вам и успехов.

      • Здравствуйте! На ПМПК нам поставили диагноз ЗПР, но не психолог, ни невролог, которые его наблюдают, это не подтверждают. Да и занимаемся мы постоянно,3 по грамоте-медленно читает и пишет. Я нашла центр коррекционный, именно поведенческие нарушения, сейчас занимаемся там. В школе написали заявление, сдаем письменные работы. А вот учитель не захотела с ребенком заниматься. Спасибо Светлане за подсказку про АВА-терапию, так нашла центр, Ванюше очень нравится, еще и школьную программу сдаем.

        Учитель может подождать, но не в ущерб уроку и другим детям, которым очень мешает шум ребенка с СДВГ. Почему невропатологи делают вид, что ничего непроисходит?
        Жаль спокойных воспитанных деток, коорые страдают и на уроке, и на перемене от таких одноклассников.

    Здравствуйте! Вот мы второй месяц учимся в школе и каждый день проблемы. Ежедневно учительница жалуется, не работает и другим детям мешает. Правда там еще несколько ребят таких же. Я уже присутствовала на уроке, при мне вроде сидел, отвечал, как только я ушла-стал вертеться и ничего ни делать. Обратилась к школьному психологу, он отправил к психотерапевту, сказал собирайте документы на комиссию МПК. Я уже сама боюсь к школе подойти, будут жаловаться. А дома мы без проблем делаем домашние задания, занимаемся по дополнительной литературе. ЭКГ мы тоже делали, невролог отклонений не нашел.

    Татьяна, то что учительница выгоняет ребёнка из класса - это неправильно. Да, возможно, он ей мешает вести урок, но это признак того, что учительница не подходит для вашего ребёнка! Ищите другого педагога или другую школу. Сходите ещё раз к другому врачу, уточните, нужны ли ребёнку таблетки. Возможно, что можно обойтись без таблеток. Обратитесь к диетологу. Очень возможно, что определённая еда или компоненты еды отрицательно влияют на ребёнка. Найдите в своём городе специалиста по АВА терапии. Эта терапия отлично подходит не только для аутичных детей, но и для вашего ребёнка. Томатис терапия тоже хорошо помогает. Удачи!

    Татьяна, чтобы невропатолог смог вам помочь, надо рассказать все нюансы поведения ребенка, желательно предоставить характеристику от учителя или воспитателя. Врач за 5-10 минут осмотра не увидит те проблемы, которые возникают на уроках, поэтому надо специально заострить на этом внимание. В вашем случае таблетки могут очень даже помочь, поэтому не стоит от них отказываться. Обязательно ребенку нужны витамины, занятия спортом (лучше плавание или танцы) и режим дня. Успехов вам и терпения.

    Татьяна, я работаю в школе, педагог-психолог, недавно прошла вебинар, а затем и 9-часовой кастомарафон по проблеме детей с ММД у психолога из СПб Татьяны Герасименко. У нее самой дочка с таким диагнозом, так что Татьяна не понаслышке знает об этой проблеме. 22 сентября 2014 года она начинает вести 3-недельный интернет-тренинг для родителей детей с ММД. Там будет индивидуальная психологическая диагностика, разработка индивидуальной стратегии развития для Вашего ребенка. Вот ссылка на ее клуб http://family-career.ru/ Желаю удачи.

    Я работала с гиперактивными девочками - двойняшками. И знаю, что такое гиперактивность из собственного опыта, т.к. в это время читала кучу литературы по этому вопросу.
    1. Не надейтесь, что гиперактивность "рассосётся" с возрастом. Она, к сожалению, будет сопровождать этого человека до конца его жизни. Конечно, взрослый человек имеет больше тормозов, чем ребёнок, но проблема останется в той или иной степени.
    2. Существуют разные степени гиперактивности. От чего это зависит, учёные не выяснили. Есть дети, которые с этим синдромом опережают в умственном развитии своих сверстников, есть дети, которые наоборот отстают. А есть такие, которые имеют какие-то необычные способности. Причём, способности могут быть как положительные, так и отрицательные
    3. Если у вас ребёнок с таким синдромом, не отчаивайтесь! Это не конец света! Такие дети рождались и раньше, 10, 20, 50, и 100 лет назад, но, к сожалению, за последние 10 во всём мире произошёл всплеск рождаемости гиперактивных детей. Например, в Израиле количество гиперактивных малышей составляет 10% от всех рождённых новорожденных детей. Во всём мире тоже примерно такая же статистика. Учёные выясняют почему такое происходит, но однозначного ответа нет.
    4. Чтобы вам было легче психологически, найдите в интернете сообщество родителей гиперактивных детей, общайтесь, делитесь опытом воспитания и обучения.
    5. Медикаментозное решение. Если у вас есть, хоть самая маленькая возможность отказаться от лекарств, то откажитесь. (хотя совет очень не однозначен). В Америке огромное количество смертей от передозировки такого лекарства, назначенного врачом. (Я смотрела об этом документальный фильм.) Это происходит от того, что учёные ещё не выяснили сколько давать лекарства, в каком каком возрасте и прочие нюансы.
    6. Воспитание и обучение. Таким детям всегда трудно. Учителям и воспитателям тоже всегда трудно с такими детьми. Нужно предупредить учительницу, медсестру, администрацию школы, что к ним поступает гиперактивный ребёнок. Рассказать учительнице о ребёнке, о его особенностях, о том, как лучше управлять вашим ребёнком.
    7. Читайте книги о воспитании. Если у вас мало времени, вы можете прочитать основные мысли из книги известного психолога Росса Кэмпбелла "Как справится с гневом ребёнка" http://ru.calameo.com/books/0013066564a55d2388cba

    У нас у старшего Вани (сейчас первоклассник, 7 лет) как раз такой синдром. Проблем, конечно, много. Но так как учиться он у меня любит и это самое большое удовольствие, то как раз на уроках проблем мало. Основные проблемы на перемене, когда вроде бы причин для концентрации внимания нет и его несет во все тяжкие. Основные жалобы - отношения с одноклассниками. Родители даже очень настойчиво предлагали учителю написать в департамент об исключении из школы и переводе в спецшколу. Но, Слава Богу, учитель у нас адекватна и замечательный специалист и человек, делает все, чтобы класс стал коллективом и детки научились работать в команде. Спасибо ей большое! И теперь Ваня с огромным удовольствием ходит в школу, хотя и не очень пока общается с ребятами. Выходили мы из этого постепенно: на переменки, чтобы не болтался приставая к другим, он брал книги и читал. (Для кого-то это напряжение, а для него наоборот расслабление и передышка от людей). И еще, не знаю, из какого города автор письма, но в Москве очень хорошая служба психолого-педагогической помощи В каждом округе есть такие центры. Мы очень довольны, что ходим туда заниматься. Пробоволи ходить к платному психологу - как-то не пошло у нас, мне не понравилась направленность занятий. А там - превосходные специалисты и причем бесплатно, что тоже радует. Мы проходили там полный комплекс обследования: психолог семейный, детский, нейропсихолог, психиатр, логопед, генетик, делали ЭКГ. Ходим на игровые занятия пока индивидуально, позже, наверное, дорастем до групповых.))) И невролог, конечно, тоже. И спокойствия и терпения родителям!...)))

Загадочная аббревиатура чаще всего появляется в амбулаторной карточке ребенка во время весеннего осмотра перед школой. Этим знаком неврологического отличия доктора удостаивают каждого пятого из будущих первоклассников. Диагноз может быть записан по-разному: "ММД" или "МЦД" - "минимальная мозговая (церебральная) дисфункция". Не думайте, что специалисты обнаружили нечто "ужасное": к совершеннолетию расстройство сойдет на нет, но прежде успеет доставить немало неприятностей самому ребенку и хлопот родителям и учителям. Можно ли их избежать? Разумеется!

Родом из детства

Именно "мелочи", приключившиеся во время беременности (от состояния тошноты и других проявлений токсикоза, легкого насморка или "пустяковой" аллергии до сильной обиды, давно уже изгладившейся из маминой памяти), не проходят даром для ребенка. Отклонения от идеального сценария родов, родовая травма, инфекции и другие проблемы со здоровьем, возникшие на первом году жизни, тоже способны воздействовать на чрезвычайно ранимую нервную систему малыша. Ведь она растет и развивается, не по дням, а по часам, и нежелательное вмешательство извне может спустя годы "аукнуться" ослаблением той или иной функции (невропатологи называют это парциальной задержкой развития). Почему не сразу? Требуется время, чтобы ребенок дорос до очередного этапа, на котором проявится давным-давно заложенное нарушение. Бывает, первоклассник уже бойко читает, а в тетради такие каракули - просто беда! Или наоборот - с почерком проблем нет, а слова разбирает по слогам, как маленький. Могут "подкачать" память или устный счет. Из той же серии путаница в пространственных ориентирах "направо - налево", "вверх - вниз", замена на письме звонких и глухих согласных, зеркальное воспроизведение чисел... Вариантов много, и всплывают они, как правило, уже в школе. Но внимательные родители сумеют заподозрить неладное задолго до ученической поры и, взяв в союзники невропатолога, принять меры, которые помогут сгладить наметившуюся диспропорцию в развитии и устранить другие проблемы, сопутствующие ММД.

Вопросы на засыпку

Ответы на них подскажут, имеются ли у ребенка основания "претендовать" на этот диагноз.

Вспомните:

1. Возможно, на первом году малыш вызывал беспокойство у врачей в связи с повышенной возбудимостью, нарушениями мышечного тонуса, гипертензионным синдромом или другими проявлениями так называемой перинатальной энцефалопатии. И если да, не пренебрегали ли вы их рекомендациями, считая, что "само пройдет"?

2. Ваш ребенок засыпает с трудом, обычно просыпается несколько раз за ночь, ворочается и вскрикивает во сне. Скорее всего он рано (до 6 лет) отказался от дневного сна.

3. Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.

4. Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым как осенний день и отличается рассеянностью.

5. Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях.

6. Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники (окружность головы годовалого ребенка в норме - 46 см, в 2 года - 48 см, в 3-4 года-49 см, в 5 лет-50 см, в 10 лет-51 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до "взрослой" величины - 55-58 см).

7. Плохо приживается в детском коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке.

8. Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений.

9. Быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит (ставит ноги носками внутрь), нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки.

10. Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.

11. Перед засыпанием ритмически покачивает головой или раскачивается туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во вредных привычках.

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визит к невропатологу до 6 - 7 лет. Чтобы подготовиться к школе, такому ребенку недостаточно выучить буквы и освоить счет до 10. Главное - укрепить его слабую нервную систему, помочь ей справиться с предстоящей учебной нагрузкой. И чем раньше это сделать, тем лучше.

Не переживайте из-за того, что к ребенку с ранних лет "пристанет" неудобопроизносимый диагноз, который потом потянется за ним по жизни. ММД, как корь или свинка, -болезнь детская и хотя за считанные недели не проходит, но за несколько лет перед школой справиться с ней вполне реально. Если проглядели ее в детсадовском возрасте, еще не все потеряно для начинающего школьника. Просто лечиться и учиться нужно будет одновременно. Когда придет время переводить подросшее дитя в поликлинику для взрослых, врачи обязательно "снимут" диагноз "ММД", констатируя выздоровление. От вас, мама и папа, зависит, чтобы оно не растянулось на долгие школьные годы, а произошло как можно скорее!

То, что доктор прописал

Вы, конечно, считаете, что речь пойдет о микстурах и таблетках? Хотя без лекарств не обойтись, не они сейчас на первом месте. Главное - создать в семье такую обстановку, которая способствовала бы выздоровлению ребенка. А это не всегда просто. Будь то взрывчатый, подвижный как ртуть, все сметающий на своем пути, пропускающий мимо ушей родительское "нельзя!" живчик или вечно всем на свете недовольная плакса с бесконечными капризами - обе крайности способны довести родителей до белого каления. Только вот от окриков и наказаний толку мало. Примите как данность, что у ребенка слабая нервная система. Поверьте: он и рад бы стать паинькой, да с самим собой у него сладу нет. Помогите ему - уберите с глаз долой вещи, которые малышу не полагается брать, чтобы пореже одергивать его. Будьте ровны и доброжелательны, проявляйте выдержку и не обостряйте "пиковые" ситуации. Если отношения накалились, отвлеките ребенка, переключив его внимание на увлекательную книгу или игру, подготовку к долгожданной поездке за город, походу в зоопарк. Примерно в трети конфликтов уступайте и только иногда запрещайте. Все без исключения домашние должны неукоснительно придерживаться единой стратегии воспитания, чтобы детскую психику не "штормило" от педагогических разногласий взрослых.

    Ребенку надо ложиться спать, вставать по утрам, есть, ходить на прогулку в одни и те же раз и навсегда определенные часы. Привычные действия служат своеобразными сигналами точного времени, синхронизирующими работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.

    Сделайте все возможное, чтобы наладить дневной сон - ослабленной нервной системе необходим послеобеденный отдых.

    Заранее предупреждайте ребенка обо всех переменах: посещении врача, поездках, если планируете пригласить няню, отлучиться по делам, переставить мебель в детской, избавиться от лишних игрушек... Это даст ему время подготовиться к предстоящему событию и исключит ненужные конфликты.

    Приглашая гостей, постарайтесь, чтобы привычный детский распорядок не нарушался, а контакт с пришедшими был минимальным.

    Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Водить дружбу с расторможенными детьми противопоказано. Они будут "заводить" друг друга и от такого контакта больше потеряют, чем приобретут. Пусть товарищ по играм будет спокойным, неагрессивным, лучше на 1-2 года постарше.

    Никогда не выясняйте отношений в присутствии ребенка - ссоры взрослых до крайности истощают детскую психику.

    Очень важно, чтобы в воспитании активно участвовал папа. Маме, задерганной капризами маленькой Несмеяны или выкрутасами юного Соловья-разбойника, единолично исполнять эту обязанность не под силу: ей требуется хотя бы пару часов отдохнуть: побыть одной, расслабиться, отвлечься.

    Наложите запрет на телевизор и компьютерные игры: мелькание кадров (даже когда сериал смотрят взрослые, а ребенок занимается своими делами в той же комнате) может при минимальной мозговой дисфункции спровоцировать судорожный приступ.

    До полного выздоровления не берите малыша в загрантуры и не загорайте с ним на солнцепеке: лучший отдых для него - на даче в кружевной тени родных рябин да берез.

    Организуйте детский досуг с пользой для здоровья, выделив время для занятий физкультурой, плаванием и подвижных игр на свежем воздухе, улучшающих координацию и точность движений.

    Пусть побольше рисует, вырезает, лепит, складывает картинки из мозаики и паззлов, занимается конструированием - это поможет разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память и пространственную ориентировку.

    Почаще читайте малышу стихи и слушайте вместе с ним спокойную музыку, научите песням - детским, русским народным, на ночь обязательно пойте колыбельную. Ученые установили, что заложенный в них размеренный ритм гармонизирует и оздоравливает нервную систему. По этой же причине полезны занятия бальными танцами и художественной гимнастикой.

    Если есть возможность, не отдавайте ребенка в детский сад, а в школу определяйте не раньше 7 лет. Да не в гимназию с двумя иностранными языками с первого класса и экзаменами в конце учебного года - вы же выучить его хотите, а не до нервного срыва довести!

К весеннему равноденствию

Для детей, страдающих ММД, весна - не лучшее время года. Когда организм перестраивается на работу в новом температурном и световом режиме, ослабленная нервная система, отвечающая за адаптацию к переменам, испытывает двойное напряжение. В такие моменты ребенку труднее контролировать поведение и эмоции, он быстрее утомляется, жалуется на головную боль, приносит из школы плохие отметки. Особенно тревожно, если сезонное ухудшение совпало с экзаменами или периодами быстрого роста - так называемого физиологического вытяжения (первый - в 5-6, второй -в 12-14 лет), предъявляющими повышенные требования к детскому организму. Посоветуйтесь с невропатологом о том, как избежать сезонных срывов. Возможно, врач порекомендует 2 раза в год в течение месяца принимать:

    успокаивающие средства - настой корня валерианы, травы пустырника, зверобоя, новопассит, гомеопатические "Шалун" или"Успокой";

    мочегонные лекарства (диакарб, фуросемид, верошпирон) или аптечные сборы трав аналогичного действия;

    препараты, стимулирующие обмен веществ в клетках головного мозга (ноотропил, когитум, пантогам, энцефабол, глицин) и улучшающие мозговое кровообращение (кавинтон, винпоцетин, стугерон);

    витаминные комплексы и адаптогены (экстракты элеутерококка, левзеи, лимонника, родиолы розовой, эвкоммии вязолистной).

Какие лекарства из этого списка и в какой дозе нужны маленькому пациенту, решит специалист. Но вот курс так называемой гидротерапии можете провести сами. И ребенку понравится принимать лечебные ванны через день в течение месяца. Условия такие: температура воды - 36-37", первая процедура - не дольше 3-5 минут, затем постепенно увеличивается до 10-15 минут. Во избежание несчастного случая не оставляйте малыша одного в ванне - посидите рядышком и заодно проследите, чтобы не погружался в воду по самые плечи: верхняя часть грудной клетки и область сердца должны оставаться над поверхностью.

    Общая теплая ванна (температура 37-38") поможет успокоить непоседу и усмирит юного "агрессора". Эффект будет сильнее, если добавите в ванну успокаивающий настой из мяты, пустырника, зверобоя или корня валерианы, заваренный из расчета столовая ложка сырья на 1 л воды.

    Хвойная снимет напряжение, окажет расслабляющее действие на нервную систему возбудимого ребенка (полоска стандартного брикета или чайная ложка натурального жидкого хвойного экстракта на 10 л воды).

    Соляная прогонит слабость, сделает вялого и безучастного ребенка более собранным, обострит внимание и память. Готовят ее из расчета 2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды.

После процедуры ополосните ребенка водой на 1° прохладнее, чем в ванне, слегка "промокните" махровым полотенцем, не растирая, наденьте пижаму и уложите в постель. Сладкий сон, приятное пробуждение и прилив сил утром ему гарантированы!

При минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается отставание в развитии . Многие педагоги и родители склонны считать это трудностями с адаптацией в школе или детском саду.

Однако причина кроется в нарушении высших психических функций ребенка, которое отражается на многих характеристиках связанных с умственной деятельностью и поведением.

Общее понятие

ММД — это целый комплекс различных нарушений психоэмоционального характера .

Патология проявляется в виде особого состояния ребенка под влиянием нарушения работы центральной нервной системы, когда возникают отклонения в восприятии окружающего мира, поведении, эмоциональной сфере и расстройстве вегетативных функций головного мозга.

Данный синдром впервые описан в 1966 Г. С. Клеменсом . Согласно статистике, ММД встречается у 5% всех школьников младших классов и у 20-22% дошкольников, то есть синдром широко распространен. В большинстве случаев заболевание временное и поддается лечению.

Причины

Синдром развивается по причине дисфункции головного мозга . В свою очередь на это влияют возможные травмы коры головного мозга или аномалии развития нервной системы ребенка.

В возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев причиной становится неправильное воспитание ребенка с социальной и педагогической точки зрения его родителями и педагогами, то есть ребенком никто не занимается.

К провоцирующим факторам также относятся:


Большинство детей с ММД воспитывались в неблагополучных семьях .

Симптомы и признаки

Что характерно для детей с ММД? Данное заболевание может развиваться уже с младенчества, однако первые заметные симптомы появляются в дошкольный период , когда происходит подготовка в детском саду.

У ребенка наблюдается слабая концентрация внимания, плохая память и другие проблемы, несмотря на нормальный уровень интеллекта.

Рассмотрим различные виды синдрома подробнее:

У младенцев можно заметить следующие признаки ММД:

  • повышенное потоотделение;
  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • повышенная капризность;
  • частые срыгивания и ;
  • проблемы со сном;
  • тревожность.

У школьников появляются дополнительные симптомы:

  • конфликтность;
  • рассеянность (часто теряются вещи);
  • низкая успеваемость;
  • плохая память;
  • повышенная раздражительность.

Диагностика

Для диагностики необходимо обратиться к неврологу или детскому педагогу . Сперва изучается история болезни, проводится опрос родителей и анализируется поведение самого ребенка.

  • позитронно-эмиссионная томография;
  • реоэнцефалография;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • нейросонография.

Методы лечения и коррекции

Каждый отдельный случай ММД требует индивидуальный подход в лечении на основании клинической картины.

Терапия должна быть комплексной и включать в себя прием медицинских препаратов, психотерапию и приемы педагогики.

Медикаменты

В лечении применяются ноотропные препараты, которые снижают возбуждающее действие аминокислот на головной мозг (Пикамилон, Пирацетам, Пантогам). Для улучшения успеваемости и умственного развития используют Пирацизин и Глицин.

Возможно применение антидепрессантов и успокоительных средств (настойка валерианы, настойка пустырника, Диазепам). При энурезе применяется Адиуретин.

Психотерапия и педагогика

Для ребенка нужно создать благоприятные условия дома и за его пределами, чтобы он чувствовал себя комфортно . Родители и педагоги не должны воспринимать его поведение как эгоизм или капризность — это психическое расстройство, и ребенок в этом не виноват.

Однако нельзя потакать всем его прихотям, а приучать к дисциплине. Важен контроль над его жизнью, но так чтобы он этого не ощущал. Нельзя вдаваться в крайности и сильно ругать или наоборот жалеть ребенка. Во всем должна быть мера.

Внутри семьи следует избегать ссор и конфликтов, которые могут негативно сказаться на его состоянии.

Также нужно быть последовательным в воспитании и обучении и не переутомлять ребенка большим количеством заданий.

Предпочтение следует отдавать занятиям, требующим повышенной концентрации внимания, например, лепка из пластилина или рисование.

Полезным будет придерживаться режима , то есть ложиться спать, вставать и принимать пищу следует в одно и то же время. В то же самое время лучше избегать большого количества контактов с другими людьми — это утомляет ребенка и делает его более замкнутым.

Компьютер, телевизор и планшет снижают концентрацию внимания, однако есть специальные приложения именно для детей с ММД.

Также важно направлять куда-то избыток энергии у гиперактивных детей. Для этого можно записать ребенка в бассейн, в секцию футбола или другого активного вида спорта.

Физкультура пойдет на пользу в любом случае. Параллельно рекомендуется водить ребенка к детскому психологу, который будет контролировать состояние пациента и помогать в его лечении.

Прогноз

Для всех детей с ММД прогноз благоприятный . По статистике, от 30 до 50% "перерастают" этот синдром и становятся полноценными членами общества.

Однако у некоторых детей последствия остаются на всю оставшуюся жизнь в виде различных комплексов и психо-эмоциональных отклонений, так как характер и психическое состояние взрослого человека "завязано" на детстве.

Такие люди могут в будущем стать нетерпеливыми, капризными, раздражительными или испытывать проблемы с адаптацией в новом коллективе.

Крайне важно именно в детском возрасте вылечить ребенка, так как взрослая психика практически не поддается терапии.

Профилактика

Для предупреждения появления ММД необходимо соблюдать меры профилактики :

  • в период беременности правильно питаться и избегать стрессов;
  • беременной матери отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь);
  • обеспечить ребенку благоприятные условия дома;
  • регулярно заниматься с ребенком и развивать все его способности;
  • избегать скандалов, конфликтов и стрессовых ситуаций внутри семьи;
  • регулярно посещать педиатра для профилактических осмотров (1-2 раза в год).

Малая мозговая дисфункция — частая проблема в современном обществе .

Многие дети недополучают внимание родителей и страдают от этого. В других случаях патологиях может развиться еще во внутриутробный период.

В любом случае ребенку нужно помочь и как можно раньше . Следует пройти все необходимые исследования и найти причину недуга, а затем пройти курс терапии, чтобы ребенок стал полноценным членом общества.

Что такое минимальная мозговая дисфункция? Узнайте из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!



Случайные статьи

Вверх