Политическая идеология. Политическая культура и политическая идеология

Модуль VI Политическая идеология

Программа модуля

Политическое сознание: содержание, уровни, функции, формы. Формирование политического сознания. Политическое сознание и политическое поведение.

Понятие политической идеологии. Политическая идеология: структура, функции, уровни. Идеология и наука. Идеология и утопия.

Основные типы политических идеологий. Классификация политических идеологий. Либерализм и неолиберализм. Консерватизм и неоконсерватизм. Марксизм и социал-демократия. Фашизм. Национализм.

Роль идеологии в современном мире. Политические идеологии современности. Поиск идеологической модели для современной России

Ключевые термины

Политическое сознание, политическая идеология, деидеологизация, консерватизм, либерализм, неоконсерватизм, неолиберализм, коммунизм, социал-демократизм, анархизм, радикализм, экстремизм, фашизм, национализм, технократизм, идеократия, медиократия, феминизм, расизм, эгалитаризм, утопия.

1. Опорные методические материалы

2. Семинар-дискуссия «Какая идеология нужна России?»

3. Самостоятельная работа. Конспект первоисточника «Идейные основы политики»

4. Творческое задание. Проблемный реферат «Сравнительный анализ современных идеологий»

Опорные методические материалы

происхождение термина Idea – понятие, образ, logos- слово, учение Понятие ввел Антуан Дестют де Трасси (1754-1836) философ эпохи Французской революции Особая, беспристрастная, наука об идеях, изучающая природу и происхождение идей, взглядов, представлений людей
определение Система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политического бытия с точки зрения интересов, потребностей целей и идеалов определенных социальных групп, слоев, наций
структура · политические теории · политические концепции · политические идеи · политические идеалы · политические принципы · политические лозунг · политические взгляды
функции · познавательная · легитимирующая · нормативная · интеграционная · мобилизационная
уровни 1. теоретико-концептуальный (элитарный) 2. программно-политический (пропагандистский) 3. актуализированный (массовый)
типология · либерализм · консерватизм · марксизм · социал-демократия · анархизм · фашизм · национализм


Подходы к определению идеологии

· совокупность идей, характерных для конкретной социальной группы

· «ложные» идеи, способствующие легитимации господствующей системы власти

· Идеология - постоянно искаженная коммуникация

· Идеология - тип идентификации

· Идеология - социально необходимые иллюзии

· Форма выражения мифологического сознания, сублимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий.

· Идеология – это неузнаваемая ложь.

· «Остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств.

· Идеология – это добровольная мистификация.

· Идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом.

Функции идеологии

Идейно-политический спектр

Законы Л. Фойера

Закон постоянных ингредиентов В любой идеологии всегда есть 3 постоянных элемента. · библейский миф о Моисее. · догмат - дающий идеологии философское обоснование · определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие
Закон «левого» и «правого крыла» Одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии – «слева направо» и наоборот, т.е. обслуживает разные политические и социальные слои
Закон генерационной идеологической волны Каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это начало новой генерационной идеологической волны. В своих истоках генерационная идеологическая волна прогрессивна. Она возникает «слева», движется к центру, завершается поправением повзрослевшего молодого поколения

Классификация идеологий

Идеология Представители Содержание
Либерализм Дж. Локк, Ш.Монтескье, И. Кант, Дж. С. Милль политическая идеология, отстаивающая приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества
Консерватизм Э. Берк, Ж. де Местр, Л. Бональд политическая идеология, предполагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения традиций
Коммунизм К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин политическая идеология, предполагающая устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида при отсутствии частной собственности на средства производства
Социал-демократия Э. Бернштейн, О. Бауэр, К. Реннер, Ф. Адлер политическая идеология, выражающая интересы широких слоев общества, признающая свободу, справедливость, которые реализуются посредством демократии
Фашизм К. Хаусхофер Ф. Ницше А. Гитлер Б. Муссолини политическая идеология, направленная на подавление всех демократических свобод и общественных движений, провозглашающая расизм, шовинизм, насилие, культ вождя, тотальную власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризацию всех сфер жизни общества, агрессию
Анархизм Макс Штирнер, М. Бакунин, П. Кропоткин, Жорж Сорель политическая идеология, провозглашающая главной целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан
Технократизм Т. Веблен, Р.Арон, Д. Белл Совокупность теорий, отводящих ведущую роль технике и техническому прогрессу в эволюции общественной и политической жизни
Национализм политическая идеология, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти

Либерализм

Главные принципы Основные политические идеи
Отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты Приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам
индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов Негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства
Отличие и обособленность каждого человека от других людей безусловны и первичны, связь и сходство – условны и вторичны Необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенства закона
Все законы и ценности человек создает сам Обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважения достоинства человеческой личности
Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой Расширение практики плебисцитарной демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления
В основе личной свободы и ответственности – частная собственность Обоснование демократической сущности элитаризма, необходимость конкуренции элит
Компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем

Консерватизм

Главные принципы Основные политические идеи
Общество-это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю Идея традиции, определяющей общественное бытие индивида
Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы Идея национального величия
Ориентация на государственный авторитет Идея социального неравенства и политической конкуренции
Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума Идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь
Частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти

Социал-демократия

Характерные черты Основные политические идеи
Материалистическая трактовка общественной жизни Отрицание всякой диктатуры как формы политической власти
Подход к анализу общественных явлений с позиций интересов всего народа Приверженность принципу демократического парламентаризма
Гуманистический характер текущих и конечных целей Ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших политических проблем
Социальный коллективизм Приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей
Исторический оптимизм Государственное регулирование экономики и рыночных отношений
Ориентация на мирное сосуществование различных государств и их достаточную безопасность Приверженность концепции социальной защищенности трудящихся масс

Фашизм

«Фашизм есть открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов финансового капитала» (XIII Пленум исполкома Коминтерна, 1933 г.)

· Безусловная доминанта национального интереса над иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими

· Утверждение особой миссии избранного народа в создании справедливого порядка во всем мире, либо в зоне «геополитических интересов»

· Сильная диктаторская власть, которая в интересах своей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения. Отвержение демократической системы как формы государственного устройства

· Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отрицание общечеловеческих нравственных норм

· Утверждение принципа использования силы для подавления инакомыслия и сопротивления установленному порядку.

· Безудержная демагогия как стиль пропаганды. Формирование «образа врага» нации

· Культ харизматического лидера, вождя

Неолиберализм

· Понимание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений.

· Государство начинает рассматриваться в качестве гаранта не только политических, но и социальных прав человека.

· Признается необходимость увеличения регулирующей функции государства в обществе.

Неоконсерватизм

· Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер.

· Малая эффективность политических методов решения социальных проблем, по их мнению, обусловлена, прежде всего, тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, они гораздо эффективнее решаются в ходе собственных усилий и активности индивида.

Технократизм

· Идея «революции инженеров»Т. Веблена (20-е гг. XX века). Т. Веблен, исходя из понимания ведущей роли инженеров в управлении производством выдвинул идею перехода власти не только в производстве, но и в целом в обществе к управленцам и техническим инженерам. Идея превращение политики в техновластие

· Теория «единого индустриального общества (Р.Арон), «теория конвергенции» (60-е гг.). Наличие сходства индустриальных технологий, систем управления производством, социальной структуры и культуры современных развитых стран доказывало нарастание сходства и в способах осуществления политической власти, т.е. отсутствие принципиальных различий между социалистической и политической политическими системами, направленности их эволюции в сторону формирования общих качеств.

· «Теория технотронного, постиндустриального общества (Д. Белл, З. Бжезинский) 70-е гг. XX века.

Впервые термин "идеология" ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде "Элементы идеологии".

Идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политике, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология).

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Политическая идеология - это определяемая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества. Она выполняет ряд функций.

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.

Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного "мы".

Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе.

Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.

Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение американского политолога Р. Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые бинокли.

Политическая идеология задает систему смыслов, ориентации человеческой деятельности. Она предлагает более совершенные идеалы, выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений. С ее помощью внедряется в общественное сознание собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего. Наконец, политическая идеология, выражая и защищая интересы определенных социальных групп, противостоит частным интересам, разъединяющим ли объединяет их в партии, группы, течения, стремится интегрировать общество.

Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гонимые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.

Основными политическими идеологиями являются консерватизм, либерализм и социализм.

Либерализм. Базовыми принципами являются свобода личности, неограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие, свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности, ликвидация регламентации экономической жизни. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. Идеалом общественно-политического устройства выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна основываться на принципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви т.д.

Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль государства, включая в число его функций защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту малообеспеченных групп и слоев населения.

Консерватизм. Отстаивает сложившиеся формы общественной жизни, Традиционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недоверием относится и к реформистским попыткам переустройства общества. Общество - это не машина, а прежде всего духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изменить не должны предприниматься без крайней необходимости. Консерваторы не верят в неограниченные возможности человеческого разума и не испытывают оптимизма относительно прогресса. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, первичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, социальная стабильность. Верность им способна разрешить все противостояния.

Социализм. Все социалистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность, основанная на общности интересов. В будущем коллективистском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, порождающие разрушительные социальные конфликты. Смысловым стержнем социалистической идеи служит идея равенства и социальной справедливости. Гарант и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, создание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отношении). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, полицией и т.д.).

Особенностью социал-демократической идеологии является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Термином "социальная демократий" обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые условия. Борьба за социальную демократию - это, прежде всего борьба за более высокое качество жизни. В современном обществознании довольно широко распространены идеи о "конце идеологий", базирующиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим проблемам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, идеологического плюрализма, уважение к правам и свободам личности, взаимная ответственно гражданина и государства и т.п.). Однако существование идеологий подпитывается не только объективным различием интересов социальных групп, но и субъективной потребностью людей в целостной и непротиворечивой системе установок и ценностей, облегчающей им ориентацию в социально-политической действительности.

АБСЕНТЕИЗМ - форма аполитичности, политического безразличия граждан, выражающаяся в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы власти.

АБСОЛЮТИЗМ - форма государства, при которой законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит одному лицу - монарху. Исторически эта форма государства была характерна для эпохи феодализма. Абсолютные монархии сохранились сегодня в странах Персидского залива (Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия и др.).

АВТОНОМИЯ - право самостоятельного управления какой-либо, частью государства, закрепленное в Конституции.

АВТОРИТАРИЗМ - политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу. Этот режим является переходным по своему характеру, занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами, содержит в себе их черты. При авторитаризме допускается многообразие экономических, политических и культурных интересов; режим не стремится распространить тотальный контро"ль над обществом. Сила используется в том случае, если население проявляет неповиновение режиму. Примерами таких режимов являются военные и гражданские диктатуры, монархии, популистские режимы.

АНАРХИЗМ - леворадикальное политическое учение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности. Критика государства анархистами осуществляется с позиции того, что всякое принуждение плохо, поскольку оно ограничивает свободу личности. Удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей, по их мнению, должно происходить добровольно на основе согласия всех членов общества. Видными теоретиками анархизма были П. Ж. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. В рамках анархизма существовали различные течения (анархосиндикалисты, анархо-коммунисты и др.). В современных условиях влияние анархизма весьма ограниченно.

БЛОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ - форма политического объединения государств, партий, движений, преследующих общие цели. Блок является объединением неравноправных политических сил. Он состоит из трех групп: 1) доминирующей, которая определяет стратегию блока; 2) союзной, вошедшей в блок для достижения превосходства над другими силами; 3) «реле», которая занята пропагандой идей блока.

БЮРОКРАТИЯ - слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Политическая власть осуществляется через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Способность одного субъекта решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах (средствах): страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т. д. Политическую власть следует отличать от других разновидностей социальной власти: семейной, нравственной, правовой. Реализация политической власти опирается на государственные институты и предполагает удовлетворение интересов бблыпих групп людей.

ГОСУДАРСТВО - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и управляющая с помощью специальных органов. Государство является наиболее важным институтом политической "системы. Различают государство правовое , ограниченное в своих действиях правом (конституцией) и призванное обеспечивать реализацию прав и свобод личности; и государство социальное , стремящееся к созданию для каждого гражданина условий и возможностей его всестороннего развития. По способам формирования властных институтов различают такие формы государства, как монархия и республика; по характеру распределения. власти на территории - унитарное, федеративное и конфедеративное государство.

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ - организованные группы, оказывающие воздействие на власть, но не стремящиеся к обладанию ею.

ДЕМОКРАТИЯ - форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти - народ; свободные выборы, как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и др.

ДИКТАТУРА - неограниченная власть одного лица, группы, класса, опирающаяся на вооруженное насилие. Обычно диктатура противопоставляется демократии, основанной на гарантиях прав человека, добровольности форм социальной жизни.

ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - система представлений об устройстве и развитии общества, выражающих интересы социальных групп. Их реализация требует обращения к политической власти.

ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - совокупность ролей и функций, а также структур, призванных обеспечивать реализацию интересов социальных групп, индивидов.

КОММУНИЗМ - разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на оанове принципов коллективизма, социального равенства, социальной справедливости и удовлетворения всех потребностей индивида.

КОНСЕРВАТИЗМ - идеология, предполагающая развитие общества на основе ценностей семьи, морального долга, религии, собственности, сохранения традиций и т. д.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - политике - правовой принцип, определяющий взаимоотношения государства и гражданского общества на основе разделения властей и ограничения их конституцией, а также на основе гарантий прав и свобод личности.

КОНФЛИКТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - состояние политических отношений между субъектами, характеризующееся их стремлением перераспределить ресурсы, ценности и статусы в свою пользу.

КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - совокупность знаний, представлений, установок, опыта, стандартов политической деятельности, позволяющая субъекту эффективно выполнять политические роли.

ЛЕГИТИМНОСТЬ - признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений.

ЛИБЕРАЛИЗМ - разновидность политической идеологии, отстаивающей приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества.

ЛИДЕР ПОЛИТИЧЕСКИЙ - личность, способная постоянно и решающим образом влиять на общество, группы, благодаря наличию у нее политической власти.

ЛОББИ - разновидность групп давления, создаваемых при исполнительных и законодательных органах власти для защиты интересов социальных общностей, слоев.

МЕНТАЛЬНОСТЬ - совокупность устойчивых представлений группы о политической деятельности, характеризующих особый способ группового мышления.

МОНАРХИЯ - форма государства, в котором вся власть сконцентрирована в руках единоличного правителя (короля, императора, князя, монарха и т. д.).

НАЦИОНАЛИЗМ - разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса и его права на самоопределение в форму политических требований к власти.

ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ - сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок.

ОЛИГАРХИЯ - власть небольшой группы богатых людей.

ОХЛОКРАТИЯ - власть толпы, непосредственное воздействие масс, реализующих свои интересы помимо институтов государства.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - форма представительства интересов членов гражданского общества, объединенных единой идеологией и стремящихся к захвату политической власти.

ПЛЮРАЛИЗМ - принцип организации общества, основанный "на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции.

ПОЛИАРХИЯ - форма власти в современных развитых странах, предполагающая распределение ее между центрами влиягаш (профсоюзами, бизнесом, фермерами и т. д.) с целью эффективного контроля за элитой. Автор термина - современный американский политолог Р. Даль.

ПОЛИТИКА - сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

ПОПУЛИЗМ - разновидность политической культуры лидера, элиты, институтов, апеллирующих к настроениям масс. Для популизма характерны демагогия, обещания, простые решения.

ПРОПАГАНДА - распространение идей с целью их внедрения в сознание широких слоев населения для формирования у них определенного отношения к политическим институтам, лидерам, элитам и т. д.

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ - совокупность различных взаимодействий по реализации своих интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определенные политические функции и роли.

РЕЖИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - совокупность средств и методов реализации политической власти. Отражает характер связи власти и индивида.

РЕСПУБЛИКА - форма государства, институты которого создаются на основе всеобщих выборов.

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействий между ними, посредством которых происходит реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.

ТОТАЛИТАРИЗМ - тип политического режима, предполагающий всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности человека.

РАСИЗМ - разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию какой-либо этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор, агрессию, войны.

ХАРИЗМА - понятие, обозначающее наличие у лидера исключительных способностей.

ЭЛИТА - группа лиц, принимающая важнейшие политические решения, отличающаяся особыми социальными, политическими, психологическими качествами, престижем и привилегированным положением.

Со времен возникновения идеологии, в обществе одновременно стали существовать самые разнообразные варианты идеологических теорий. Это единая система, функционирующая, взаимодополняющая друг друга. Даже в тоталитарной режиме, где господствует государственная идеология, поглощающая все, существуют контридеологии.

Основными классическими идеологиями принято считать, либерализм, социализм, консерватизм, …возникшие в развитие западноевропейских цивилизаций. Эти идеологии, есть реальные конфликты эпохи буржуазии. Именно в этих идеологиях общество обрело ясное самосознание.

Источник создания либеральной идеологии, стала потребность противостояния абсолютистскому, монархическому государству. Основоположниками либеральной идеологии были, Дж. Локк, Адам Смит, Ш.Л. Монтескье, Т. Гоббс, И. Кант, Дж. С. Милль. Их идеи легли в основу либеральной демократии. Главными идеями либерализма была индивидуальная свободы, борьба за ценность человеческой личности и право личного интереса. В эпоху Просвещения, индивидуализм, своего рода, «утверждение себя как носителя разума, реализовывать требования разума в реальность». «Теория общественного договора», одна из первых либеральных теорий, которая говорил о том, что «источником власти является суверенность народа». Т. Гоббс. Левиафан. М.: Изд. Букиническое, 2001г. С.148. «Государство формирование народа и правительство, а точнее договор между правительством и народом». Дж. Локк. Два трактата о правлении. М.: Социум, Перевод Е. Лагутин, Ю. Семенов, 2014г. С. 86. Основой этого социального договора была защита личной безопасности и прав собственности, согласно этому объединяются люди в содружества и подчиняются государству, а государство в свою очередь предоставляет защиту им и их собственности. Если государство, не смогло защитить права своих граждан, то оно лишалось доверия народа и не могло больше претендовать на их подчинение. Либерализм оказал большое влияние на развал устоявшихся идеологических ценностей и утвердил новые, такие как индивидуализм, максимальная свобода прав в рамках закона, равенство, братство. Развитие личности во блага себе, а не государству, максимальная свобода прав в рамках допустимого законом. Равенство прав, возможностей людей от природы, братство, как сотрудничество, а не использование своей свободы во зло другим индивидам. Все это утверждались новыми демократическими ценностями пришедшие вслед за либерализмом. Либерализм является экономическим воплощением свободного рынка, где государство занимает роль «ночного сторожа». Играет большую роль принцип правового государства.

В современном либерализме существует такое понятие, как неолиберализм. К неолиберализму принято относить так людей, как М. Фридмен, Ф. Хайек, Л. Эрхард, они вносили коррективы в исторически сложившей либерализм. «Рынок - это единственный регулятор экономических и социальных отношений; государство, как гарант политических и социальных прав человека, и предоставление больших прав государству в обществе». М. Фридмен, Ф. Хайек. Философия свободы. Вып.2.-М.:Социум, Три квадрата, 2003г.

Консерватизм, в свою очередь выражал интересы аристократии и тех слоев, которые лишались сословный привилегий и своего состояния. Возник он, после французской революции, как ответная реакция на либерализм. Разрабатывали его, такие мыслители, как Э. Берк, Ж. де Местр, Л. Де Бональд и русские философы В. С. Соловьев, И. А. Ильин. «В основе этой идеологии лежит принцип неизменного следования сложившемся обычаям и традициям, так как человек несовершенен, любое изменение чревато неудачей, потому что нарушается веками установленный порядок». Ильин В.В. Россия: опыт национально-государственной идеологии. - М.: Изд. Московского университета,1994. С. 143

Несмотря на то, что Берк скорее относиться к либеральным консерваторам, большинство философов считают его основоположником консерватизма, потому что ядром его воззрений стал традиционализм. В своей работе «Размышления о революции во Франции» он писал: «Благодаря нашему упрямому сопротивлению нововведениям и присущей национальному характеру холодности и медлительности, мы до сих пор продолжаем традиции наших праотцов; мы думаем, что мораль не нуждается в открытии, так же как основы правления или идеи свободы, которые были известны задолго до нашего появления на свет и сохранят свое значение после того, как нас не станет. Мы в Англии еще не утратили естественные чувства, мы их храним и культивируем, ибо они верно оберегают наш долг и служат опорой нашей свободной и мужественной морали… мы верим в Бога; мы с благоговением смотрим на короля, с любовью на парламент, с почтительностью на священнослужителей и с уважением на дворянство, потому что, когда эти понятия возникли, они были приняты нами как нечто естественное».Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. - М.: Рудомино, 1993. С.20. По Бёрку, соблюдать традиции означает существовать в соответствии с естественным ходом вещей, который, безусловно, сопрягается с изменениями. Он считал, что только постепенная эволюция сочетается с принципом сохранения, и очень резко высказывался о пренебрежении традиционными ценностями, которое как раз и привело французское общество к радикализму и к страшной революции. Он также полагал, что «поколение за поколением нации накапливают знания, воплощают их в традициях и нравах, а наследие всех поколений и каждого в отдельности нужно хранить и оберегать»»

Главной задачей консерваторов является сохранение исторически сложившихся устройств. Консерваторы, не терпят инновацию, во главу угла они ставят традиции, ценности, проверенные веками, так как нет гарантий того, что новые социальное устройство будет лучше старого.

В обществе нет индивидуалистов, общество сплачивается в единое целое, нет «меня», есть только «мы», это источник стабильности, патриотизма и сохранения устоявшихся традиций. Консерватизм сосредоточен на семье, общине, приходе, ремесле. В экономическом плане консерватизм, противостоит идеи свободного рынка и поддерживает принцы национальной обособленности, сильной государственности.

Неконсерватизм, сложился не так давно во второй половине 1970 года и нес себе сближение с либеральными ценностями. Говорили об этом Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл. Самыми яркими представителями в теории был А. Хайек, на практике - Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак. Главным принципом неоконсерватизма, было государственное невмешательство в экономику, но усиление ее влияние на международной арене. Политика национализации, отрицания капитализма. Свертывание социальных программ и уменьшение социальных гарантий.

Еще одно идеологическое течение, марксизм, возникшее как реакция на пролетарское движение, а на базе марксизма в свою очередь, сформировалась идеология коммунизма. Они создали теорию, включавшую в себя философия, экономику, социологию и политику, которая оказала огромное влияние на историю человечества. Основоположниками были К. Маркс, Ф. Энгельс. Коммунистическая идеология говорила: «о построении справедливого общества, где не будет эксплуатации человека и будут преодолены социальные отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда». Это общество было названо коммунистическим. Марксизм, стал мировоззрением пролетариаты, как результат промышленного переворота.

Базовыми ценностями послужила общественная собственность, классовый подход для регулировки социальных отношений, возвышение моральных ценностей, над материальными, забота об обществе «все ради общего блага», равенство результатов.

Из идей марксизма, зарождалась идеология социал - демократии, как одного из «левых» течения. Основы этой идеологии сформировались в конце XIX века и получила окрас социал - реформизма. Основоположником был, немецкий политолог Э. Бернштейн в своей работе «Проблемы социализма и задачи социал - демократии», в последующих книгах он отверг многие положения из марксизма. Он говорил, «что обстановка, а Западной Европе позволяет утвердить социализм с помощью ненасильственного демократического давления на буржуазию, реформирование всех сфер общественной жизни». «Что социализм не сводится к замене частной собственности общественной» К. Каутский. Бернштейн и социал-демократическая программа. М.: Либриком, 2012г. С. 197.. Главными ценностями социал - демократизма, было провозглашение свободы, справедливости и солидарности. Существование различных форм демократии, но не низменная основа -- это свободные выборы, возможность мирного смены правительства, гарантирование права личности, независимость судебной системы и верховность закона. Государство является главным органом общественных изменений. Они были убеждены, что демократические принципы должны действовать во всех сферах жизни.

Идеология национализма, часто путают с чем-то негативным, это не совсем так. Она бывает созидательного типа, благодаря чему «сплочает» нацию, и разрушительного типа, когда несет угрозу как для чужого народа, так и для своего народа, когда ставит национальность верховной ценностью жизни.

В идеологии национализма происходит слияние двух идей, этноса и страны для этого этноса. На этой основе возникают общества требующие совмещения политических и этнических границ.

Фашистская идеология, исходит из идеи расового превосходства одной нации над другой, и призывает к интеграции населения ради национального превосходства. Эта идеология пропагандирует шовинисткий национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Классическими образцами являются, итальянский фашизм и немецкий нацизм. Исторически фашизм сложился во времена экономического кризиса XX века, классические либеральные ценности перестали мотивировать людей. Появились маргинальные слои общества, произошло разрушение прежней социальной структуры и обнищание людей, в этот момент идея национального единства сыграло вдохновляющую роль. Особенно актуальным это стало для Германии, после поражения в Первой мировой войне. Фашистская идеология отличалась тоталитарной организацией и расизмом. Несмотря на запрет этой идеологии, фашизм возникает вновь в неофашистских партиях.

Таким образом, в этой главе мы все сторонне и полно рассмотрели разновидности политических идеологий, их возникновение и их трансформацию. Проследили совокупность взглядов к каждой из представленных идеологий. Раскрыли содержание идейно- ценностных оснований каждой изученной нами идеологией.

Идеология - система концептуально оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы, настроения людей, а также наций, политических партий и других субъектов политики.

Идеология – это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом.

Политическая идеология - это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована. Некоторые партии следуют определённой идеологии очень чётко, а другие могут иметь широкий набор взглядов, взятых из разных групп идеологий, но не следовать какой-то конкретной из них. Популярность идеологии зависит отчасти от моральных авторитетов.

Идеология является набором идей. Как правило, каждая идеология состоит из определенных идей о том какая форма правления является лучшей (например, демократия, автократия и т. д.) и какая экономическая система лучше (например, капитализм, социализм и т. д.). Иногда одно и то же слово используется для идентификации как идеологии, так и одной из его основных идей. Например, «социализм» может относиться к экономической системе, или же он может относиться к идеологии, которая поддерживает эту экономическую систему.

Идеологии также идентифицируют себя по их положению на политическом спектре (как левые, центристские или правые), хотя очень часто такое разделение является противоречивым. Наконец, идеологии следует отличать от политических стратегий (например, популизма) и от отдельных позиций, на которых может быть построена партия (например, оппозиция евроинтеграции или легализация марихуаны).

Политической идеологии присущи следующие функции:

· Выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);

· Внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;

· Интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентаций, политических представлений;

· Организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;

· Обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;

· Легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.

Окончательный вариант на уроке!

Виды
Либерализм Консерватизм Социализм Коммунизм
Политическая идеология, в основе которой лежат ценности прав и свобод личности, гражданского равноправия, приоритета личности перед обществом и государством. Идеалы либерализма: свобода личности, незыблемость частной собственности, свобода предпринимательства и рынка. Современный либерализм отказался от принципа невмешательства государства в экономические и социальные процессы, признает необходимость элементов государственного регулирования рынка Совокупность идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам, и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органичного развития; сохранение стабильности и порядка. Политическая идеология, предполагающая устройство общества на началах равенства, социальной справедливости, удовлетворения потребностей индивидов. Политическая идеология, обосновывающая необходимость переустройства общества на началах уничтожения частной собственности, классов и государства, принципах коллективизма и равенства. Общественный строй, основанный на этих принципах.

Либерализм

Либерализм (от латинского liberalis - свобода) - идейно-политическое движение, ставящее целью ограничение различных форм государственного диктата и принуждения по отношению к личности.

К основным принципам либерализма относятся:

· Безусловная ценность человеческой личности.

· Изначальное равенство перед законом.

· Неотчуждаемые права.

· Договорной характер отношений индивида и государства.

· Верховенство закона как инструмента социального контроля.

· Защищенность частной жизни человека и свободы его действий.

· Свобода в либерализме рассматривается как высшая ценность и средство обеспечения морального, интеллектуального и экономического прогресса общества.

Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида - представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.

Базовые ценности либеральной идеологии - священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

Отсюда мы выведем формы либерализма!

Форма либерализма Разъяснение
Политический либерализм Убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами. Это убеждение в политической философии и политологии называется «методологический индивидуализм». В основе лежит представление, что каждый человек лучше всего знает, что для него лучше. Английская Великая хартия вольностей (1215 г.) представляет пример политического документа, в котором некоторые индивидуальные права распространяются дальше, чем прерогатива монарха. Ключевым моментом является общественный договор, согласно которому законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каждый гражданин подчиняется этим законам. Особый акцент делается на верховенстве закона, в частности, либерализм исходит из того, что государство обладает достаточной силой для его обеспечения. Современный политический либерализм также включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо от пола, расы или имущественного положения; наиболее предпочтительной системой считается либеральная демократия.
Экономический либерализм Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Некоторые из них готовы допустить правительственный надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, что монополизация рынка возникает только как последствие действий государства. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, то есть, рыночными силами. Некоторые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или судопроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения. В настоящее время данная форма наиболее выражена в либертарианстве, другими разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм. (См. также неолиберализм, либерализация.)
Культурный либерализм Культурный либерализм фокусирует внимание на правах личности, относящихся к сознанию и образу жизни, включая такие вопросы, как сексуальная, религиозная, академическая свобода, защита от вмешательства государства в личную жизнь. Как сказал Джон Стюарт Милль в эссе «О свободе»: «Единственная цель, которая служит оправданием для вмешательства одних людей, индивидуально или коллективно, в деятельность других людей, - это самозащита. Проявлять власть над членом цивилизованного общества против его воли допустимо только с целью предотвращения вреда другим». Культурный либерализм в той или иной степени возражает против государственного регулирования таких областей как литература и искусство, а также таких вопросов как деятельность научных кругов, азартные игры, проституция, возраст добровольного согласия для вступления в половые отношения, аборты, использование противозачаточных средств, эвтаназия, употребление алкоголя и других наркотиков. Нидерланды, вероятно, сегодня являются страной с наивысшим уровнем культурного либерализма, что, впрочем, не мешает провозглашать в стране и политику мультикультурализма.
Социальный либерализм Социальный либерализм возник в конце XIX века во многих развитых странах под влиянием утилитаризма. Некоторые либералы восприняли, частично или полностью, марксизм и социалистическую теорию эксплуатации и пришли к заключению, что государство должно использовать свою власть для восстановления социальной справедливости. Такие мыслители, как Джон Дьюи или Мортимер Адлер объясняли, что все индивидуумы, будучи основой общества, для реализации своих способностей должны иметь доступ к базовым нуждам, таким как образование, экономические возможности, защита от пагубных масштабных событий вне пределов их контроля. Такие позитивные права, которые предоставляются обществом, качественно отличаются от классических негативных прав, обеспечение которых требует от других невмешательства. Сторонники социального либерализма утверждают, что без гарантии позитивных прав невозможна справедливая реализация негативных прав, поскольку на практике малообеспеченное население жертвует своими правами ради выживания, а суды чаще склоняются в пользу богатых. Социальный либерализм поддерживает введение некоторых ограничений на экономическую конкуренцию. Он также ожидает от правительства предоставления социальной защиты населению (за счёт налогов), чтобы создать условия для развития всем талантливым людям, для предотвращения социальных бунтов и просто «для общего блага».

Между экономическим и социальным либерализмом существует фундаментальное противоречие. Экономические либералы считают, что позитивные права неизбежно нарушают негативные и потому недопустимы. Они видят функцию государства ограниченной, главным образом, вопросами обеспечения законности, безопасности и обороны. С их точки зрения, эти функции и так требуют наличия сильной централизованной государственной власти. Напротив, социальные либералы считают, что главная задача государства состоит в социальной защите и обеспечении социальной стабильности: предоставлении питания и жилища нуждающимся, здравоохранении, школьном образовании, пенсионном обеспечении, уходе за детьми, инвалидами и престарелыми, помощи жертвам стихийных бедствий, защите меньшинств, предотвращении преступности, поддержки науки и искусства. Такой подход делает невозможным введение масштабных ограничений на правительство. Несмотря на единство конечной цели - личной свободы - экономический и социальный либерализм кардинально расходятся в средствах для её достижения. Правые и консервативные движения часто склоняются в пользу экономического либерализма, выступая против культурного либерализма. Левые движения, как правило, делают акцент на культурном и социальном либерализме.

Консерватизм

Консерватизм - (от лат. – conservo – охраняю, сохраняю) – совокупность идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам, и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органичного развития; сохранение стабильности и порядка.

Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм . Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство , четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

Консерваторы во внутренней политике подчёркивают ценность существующего государственного и общественного порядка и отвергают радикальные реформы, расцениваемые ими как экстремизм. Во внешней политике консерваторы делают ставку на укрепление безопасности, допускают применение военной силы, стараются поддерживать традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях отстаивают протекционизм.

Идеология консерватизма сформировалась как реакция на «ужасы Французской революции» (знаменитый памфлет Эдмунда Бёрка, 1790). Противостоит либерализму, требующему экономических свобод, и социализму, требующему социального равенства. Помимо Бёрка, огромный вклад в оформление консерватизма внесли французский иезуит Жозеф де Местр (1753-1821), английский философ Томас Гоббс (1588-1679) и австрийский канцлер Клемент Меттерних (1773-1859).

В современных обществах консерватизм является одной из четырёх так называемых базовых идеологий: демократия, либерализм, социализм и консерватизм. Следует отличать его от ретроградства как от стремления вспять и враждебности к нововведениям, а также от традиционализма. Современный консерватизм (неоконсерватизм) иногда оказывается даже более гибким и подвижным, чем другие политические течения. Примеры - реформы Рейгана в США, реформы Тэтчер в Великобритании.



Случайные статьи

Вверх