Последний верховный совет. Верховный совет ссср. как работают депутаты

В годы войны продолжали действовать обычные органы, одним из них был Верховный Совет СССР, который был высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом СССР, правомочный решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР к ведению Союза ССР 56 .

Состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза по Конституции 1936 г. избирался по квоте 1 депутат на 300 тыс. человек. Совет Союза 1-11 созывов избирался прямым, тайным голосованием по одномандатным округам по мажоритарной системе по единому партийному списку от Блока коммунистов и беспартийных.

Совет Национальностей представлял непосредственно «национальности» в значении этого слова, принятом в СССР (этнические группы), а национальные территориальные образования всех уровней. Совет Национальностей 1-11 созывов избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой АССР, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого национального округа. Совет Национальностей 12 созыва избирался Съездом народных депутатов СССР по норме: 11 депутатов от каждой союзной республики, 5 депутатов от каждой АССР, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа 57 .

Например, представители областей и краёв РСФСР с преобладающим русским населением получали в Совете Национальностей 6-11 созывов всего 32 места из 750, наравне с другими союзными республиками, но намного меньше их доли в населении СССР. Таким образом, система выборов в Совет национальностей, опирающаяся на административно-территориальное деление СССР, давала численно равное представительство национальным образованиям одного территориального статуса, в отличие от Совета Союза, в котором пропорциональное преимущество имели большие народы страны 58 .

Срок полномочий Верховного Совета СССР по Конституции 1936 г. составлял 4 года. В 1941-1945 гг. состоялись четыре сессии Верховного Совета СССР 1-го созыва: 9-ая сессия ВС СССР (18 июня 1942 г.) ратифицировала Договор о союзе в войне в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны между СССР и Великобританией; 10-ая сессия ВС СССР (28 января – 1 февраля 1944 г.); 11-ая сессия ВС СССР (24-27 апреля 1945 г.); 12-ая сессия ВС СССР (22-23 июня 1945 г.) приняла Закон о демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии 59 .

Президиум Верховного Совета СССР являлся также высшим органом государственной власти в СССР. Избирался Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат на первой сессии каждого очередного созыва из числа депутатов на весь срок полномочий Верховного Совета. Президиум Верховного Совета СССР состоял из председателя, 15 его заместителей (по одному от каждой союзной республики), секретаря и 20 членов. Во всей своей деятельности Президиум подотчётен Верховному Совету СССР. Основными полномочиями Президиума Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, являлись: издание указов; толкование действующих законов СССР; роспуск Верховного Совета СССР на основании ст. 47 Конституции СССР и назначение новых выборов: проведение по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик всенародного опроса (Референдума); отмена постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров союзных республик в случае их несоответствия закону; по представлению председателя Совета Министров СССР освобождение от должности и назначение министров СССР (в период между сессиями Верховного Совета СССР) с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР; учреждение орденов и медалей СССР и награждение ими; установление почетных званий СССР и присвоение их; осуществление права помилования; назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил СССР; установление воинских званий, дипломатических рангов и др. специальных званий; объявление общей и частичной мобилизации; объявление состояния войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнять международные договорные обязательства во взаимной обороне от агрессии; ратификация и денонсация международных договоров СССР, представление Верховного Совета СССР (в период между его сессиями) в сношениях с парламентами иностранных государств; назначение и отзыв полномочных представителей СССР в иностранных государствах; прием верительных и отзывных грамот аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств; объявление в отдельных местностях или по всему СССР военного положения в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. Президиум решал также вопросы приёма в советское гражданство, лишения его или добровольного выхода из советского гражданства. Президиумы Верховных Советов имелись также в союзных и автономных республиках; функции их определяются конституциями соответствующих республик 60 .

В силу чрезвычайных условий в годы войны была затруднена деятельность Верховного Совета СССР – высшего государственного и законодательного органа Советского государства, созыв сессий которого осуществлялся нерегулярно. В связи с этим в 1943 г., как и в первый период войны, большая нагрузка легла на Президиум Верховного Совета СССР, круг деятельности которого стал еще шире и многообразие 61 .

Председателем Президиума Верховного Совета СССР на протяжении всей войны был М.И. Калинин. Только в 1943 г. приемную М.И. Калинина посетили более 50 тыс. человек, а на его имя было получено свыше 80 тыс. писем.

В 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указы, направленные на усиление мощи вооруженных сил страны. Законопроекты военного характера, как и в первый период войны, обсуждались обычно специально созданными комиссиями, рассматривались Политбюро, ГКО, СНК СССР, а затем Президиумом Верховного Совета СССР, который на основе всех предложений издавал соответствующие указы. Работа проводилась и в области укрепления внешнеполитических связей между Советским Союзом и другими государствами. Также в 1943 г. Президиумом Верховного Совета СССР были решены вопросы в области административно-территориальных преобразований в ряде союзных республик. В восточных районах РСФСР в связи с ростом промышленности было проведено разукрупнение ряда областей, созданы новые области – Ульяновская, Курганская, Кемеровская. 62 .

Наряду с этим в этот период были осуществлены действия в нарушение Конституции СССР, связанные с выселением со своих территорий ряда народностей и лишением их автономий. Президиум Верховного Совета СССР в 1943 г. решал также вопросы, связанные с работой промышленности, транспорта, сельского хозяйства, учреждений культуры, с трудом и бытом советских людей 63 .

Работа проводилась в связи с награждением тружеников тыла и воинов, отличившихся на фронте в борьбе с врагом, награждение промышленных предприятий и воинских частей. Всего за 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР принял 1324 указа о награждениях. Следует отметить, что во второй период войны стали несколько шире отмечаться правительственными наградами и подвиги тружеников тыла. За заслуги в деле обеспечения фронта орденами были отмечены 46 заводов, фабрик, трестов, научных учреждений. 142 человека за доблестный труд были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Среди них наркомы, конструкторы, директора заводов, ученые 64 .

Вместе с тем Президиум Верховного Совета СССР решал вопросы, связанные с лишением орденов и званий, помилованием, снятием судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с фашистскими захватчиками. Президиум Верховного Совета СССР осуществлял непосредственное руководство президиумами Верховных советов союзных и автономных республик. Президиумы Верховных Советов союзных и автономных республик на основе общегосударственного законодательства разрабатывали законы в соответствии с особенностями каждой республики, выносили их на рассмотрение сессий Верховных Советов: о мерах по улучшению работы органов по оказанию помощи семьям военнослужащих, об улучшении работы местных Советов депутатов трудящихся и др. 65

1943 г. характерен тем, что более регулярно стали созываться сессии Верховных Советов союзных и автономных республик. В связи с военной обстановкой Президиум Верховного Совета СССР 16 декабря 1943 г. принял указ «Об отсрочке выборов в Верховный Совет СССР». Полномочия Верховного Совета первого созыва были продлены. В Верховном Совете СССР, в Верховных Советах Союзных республик подготавливались мероприятия по расширению прав и полномочий союзных республик в двух областях их деятельности – укрепление обороны страны и развитие внешнеполитических отношений.

Продолжали действовать и высшие органы власти республик. В годы Отечественной войны состоялись шестая и седьмая сессии Верховного Совета УССР. На шестой сессии, созванной в марте 1944 г., рассматривался вопрос об освобождении украинских земель и очередных задачах по возрождению народного хозяйства Советской Украины. Верховный Совет УССР наметил программу восстановления народного хозяйства на ближайшее время. В программе предусматривалось возрождение прежде всего тяжелой индустрии – угольной, металлургической, машиностроительной, коксохимической и других решающих отраслей промышленности УССР 66 .

На этой же сессии Верховный Совет УССР в соответствии с законами, принятыми на десятой сессии Верховного Совета СССР, принял Закон «О соз­дании союзно-республиканских народных комиссариатов иностранных дел и обороны Украинской ССР» и внес в связи с этим соответствующие изменения в Конституцию УССР.

Внешнеполитическая деятельность УССР получила свое развитие уже во время войны. 9 сентября 1944 г. Украинская ССР подписала соглашение с Польшей об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР. В феврале 1945 г. на Крымской конференции глав правительств СССР, США и Англии по инициативе Советского правительства был поднят вопрос об участии Украины и Белоруссии в качестве первичных членов-учредителей в создаваемой тогда международной организации для поддержания мира и безопасности народов 67 .

В апреле 1945 г. правительство Советской Украины, обратилось к Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско с заявлением о своем желании принять участие в этой организации как первичный член-учредитель. С подобным заявлением обратилось и правительство Белорусской ССР. Украина и Белоруссия были приглашены принять уча­стие в Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско. Украин­ская ССР своей деятельностью на конференции в Сан-Франциско внесла значительный вклад в дело создания Устава ООН.

Таким образом, в годы Второй мировой войны система высших органов власти СССР подверглась существенной перестройке. Полномочия главного руководящего органа государства были переданы Государственному Комитету Обороны, обладавшему правом издавать общеобязательные распоряжения для всех организаций, учреждений и населения. Решение собственно военных задач было возложено на Ставку Верховного Главнокомандования. С тех пор и до конца войны И.В. Сталин являлся Верховным Главнокомандующим. С образованием Государственного Комитета Обороны и созданием Ставки Верховного Главнокомандования, во главе которых находилось одно и то же лицо – Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) и Председатель Совета Народных Комиссаров, было завершено создание структуры государственного и военного руководства войной. Верховный Совет СССР, являвшийся главным органом власти в мирное время, в период войны играл вспомогательную роль в управлении.

- (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета Союза и Совета… … Википедия

Верховный Совет СССР (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета … Википедия

Высший орган гос. власти СССР, созданный в соответствии с Конституцией СССР 1936; состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В. С. СССР высший представительный орган Сов. гос ва. Его депутаты избираются непосредственно… … Советская историческая энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР - – высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном… … Советский юридический словарь

Высший орган государственной власти СССР и единственный законодательный орган СССР. Осуществляет все принадлежащие Союзу ССР права, поскольку они не входят, в силу Конституции СССР, в компетенцию подотчётных ВС СССР органов Президиума ВС… … Большая советская энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР - высший представительный орган государственной власти Союза ССР, учрежденный Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (последний состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей, что было… … Энциклопедический словарь конституционного права

Верховный Совет СССР - ВЕРХÓВНЫЙ СОВÉТ СССР, по Конституции СССР 1936 – высший орган гос. власти СССР (избран в 1937, 1 й созыв). До нач. войны состоялось 8 сессий ВС СССР 1 го созыва. 18 июня 1942 в Москве состоялась 9 я сессия ВС СССравни на к рой был… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Верховный Совет СССР - … Орфографический словарь русского языка

- ← 1979 1989 (СНД) → Выборы депутатов Верховного Совета СССР … Википедия

Верховный Суд СССР высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 … Википедия

Книги

  • Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Сборник статей. Вып. 2 , . В 2009 г. в Иосифо-Волоцком монастыре состоялась очередная научно-практическая конференция по теме "Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель" . На этот раз работа конференции была связана с…
  • Великий и оболганный Советский Союз. 22 антимифа о Советской цивилизации , Сергей Кремлев. Советский Союз – это потерянный рай. Сейчас завеса лжи скрывает правду об СССР от русских людей, опутывая ее многочисленными мифами. Сергей Кремлёв заявляет, что было семь Советских Союзов,…

В Верховный Совет СССР девятого созыва 16 июня 1974 года избрано 1517 депутатов, из них в Совет Союза - 767 и в Совет Национальностей - 750 депутатов. В Верховный Совет СССР избрано впервые 846 депутатов что составляет 55,8 проц. от общего числа депутатов. Среди депутатов 475 женщин (234 - в Совете Союза, 241-в Совете Национальностей). Членами и кандидатами в члены КПСС являются 1096 депутатов, 421 депутат - беспартийные, в том числе 174 депутата -члены ВЛКСМ. В Верховном Совете СССР 769 рабочих и колхозников, или 50,7 проц. общего состава депутатов; 142 работника науки культуры, литературы и искусства, просвещения и здраво охранения, или 9,3 проц.; 241 депутат - партийные, 17 - профсоюзные и комсомольские работники; 215 - работник государственных, советских органов; 77 - руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий, инженер и другие специалисты; 56 депутатов - военнослужащие. Состав депутатов Верховного Совета СССР по возраст следующий: до 30 лет - 279 депутатов, или 18,4 проц.; от 3 до 40 лет - 280, или 18,5 проц.; от 41 до 50 лет - 426, ил 28,1 проц.; от 51 до 60 лет - 331, или 21,8 проц.; старше 60 лет - 201 депутат, или 13,2 процента. Депутаты Верховного Совета СССР имеют образование: высшее - 764, или 50,4 проц., незаконченное высшее - 39, или 2,6 проц., среднее - 513, или 33,8 проц., неполное среднее-185, или 12,2 процента депутатов. В числе депутатов 55 лауреатов Ленинской и 89 лауреатов Государственной премий, 31 Герой Советского Союза и 277 Героев Социалистического Труда; 1412 депутатов награждены орденами и медалями СССР. В Верховный Совет СССР избраны депутаты 61 национальности. Заседание второе Заседание происходит в Кремле, в зале заседаний палат Верховного Совета СССР. 25 июля 1974 года, вечернее заседание. 15 часов. За столом председателя занимают места Председатель Совета Национальностей Рубен В.П., заместители Председателя Совета Национальностей Жаксыбеков С.Ш., Зайченко Н.М., Ташпулатова Д., Тихонов Н.С. В ложах - товарищи Косыгин А. Н., Пельше А.Я., Полянский Д.С., Шелепин А.Н., Машеров П.М., Пономарев Б.Н., Рашидов Ш.Р., Устинов Д.Ф. Депутаты и гости встречают их продолжительными аплодисментами. Председательствует Председатель Совета Национальностей Рубен В.П. Председатель. Уважаемые товарищи депутаты! Заседание Совета Национальностей объявляется открытым. Нам необходимо заслушать доклад Мандатной комиссии о результатах проверки полномочий депутатов, избранных в Совет Национальностей Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. Слово для доклада предоставляется Председателю Мандатной комиссии Совета Национальностей депутату Шеварднадзе. Шеварднадзе Э.А. (Тбилисский - Ленинский избирательный округ, Грузинская ССР).

ДОКЛАД МАНДАТНОЙ КОМИССИИ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Товарищи депутаты! Выборы в Верховный Совет Союза ССР, которые состоялись 16 июня 1974 года, прошли в обстановке большого политического и трудового подъема. Они продемонстрировали несокрушимое идейное и социально-политическое единство советского общества, дружбу и братство всех наций и народностей нашей великой Родины. Высокая активность трудящихся в избирательной кампании, единодушное избрание кандидатов блока коммунистов и беспартийных убедительно свидетельствуют о полной поддержке и горячем одобрении советскими людьми внутренней и внешней политики Коммунистической партии, целеустремленной и плодотворной деятельности Центрального Комитета, его Политбюро, Генерального секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза товарища Л.И. Брежнева. С огромным удовлетворением воспринял советский народ предвыборную платформу Коммунистической партии, изложенную в Обращении Центрального Комитета КПСС ко всем избирателям, в яркой речи на встрече с избирателями товарища Л.И. Брежнева, в выступлениях других руководителей партии и государства. Советских людей не могут не радовать успехи, достигнутые после XXIV съезда КПСС во всех областях хозяйственного, социально-культурного строительства, намеченные партией вдохновляющие перспективы дальнейшего продвижения страны к коммунизму. За годы, прошедшие со времени прошлых выборов, значительно увеличился объем промышленного и сельскохозяйственного производства, возросло благосостояние советских людей, укрепилось оборонное могущество нашего государства. Проводимая Коммунистической партией и Советским государством активная миролюбивая внешняя политика является важным фактором разрядки международной напряженности, утверждения принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем, укрепления мира во всем мире. Решение задач хозяйственного и культурного строительства неразрывно связано с дальнейшим развитием социалистической демократии. Наш государственный строй на деле обеспечивает активное участие трудящихся масс в управлении делами общества и государства. “На практике, в жизни, - говорил в речи на встрече с избирателями товарищ Л.И. Брежнев,- наше государство сверху донизу управляется при повседневном участии масс. И в этом - важный источник динамизма нашего общества, устойчивости политической системы социализма”. На выборах в Верховный Совет СССР проявились высокая гражданская зрелость, политическая сознательность советских людей. Участие в голосовании приняли 161.689.612 человек, или 99,98 проц. всех избирателей, внесенных в списки. При выборах в Совет Национальностей за кандидатов в депутаты от союзных республик проголосовали 99,85 проц. избирателей, от автономных республик - 99,68 проц., от автономных областей и национальных округов - 99,72 проц. избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, абсолютное большинство избирателей отдали свои голоса кандидатам нерушимого блока коммунистов и беспартийных. Товарищи депутаты! Советский Союз - многонациональное государство. Народы нашей страны широко отметили 50-летие образования Союза ССР, ознаменовавшее торжество ленинской национальной политики. Союзный характер нашего государства отражен в структуре Верховного Совета СССР, в равноправии его палат, в порядке формирования Совета Национальностей. В соответствии со статьей 35 Конституции СССР в Совет Национальностей избрано по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой из автономных республик, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа. Всего в нашу палату избрано 750 депутатов. В Совет Национальностей избраны представители 57 национальностей. Среди депутатов - русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы, абхазцы, башкиры, буряты, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, табасаранцы, кабардинцы, балкарцы, калмыки, каракалпаки, карелы, коми, марийцы, мордва, осетины, татары, тувинцы, удмурты, чеченцы, ингуши, чуваши, якуты, адыгейцы, алтайцы, евреи, карачаевцы, хакасы, коми-пермяки, ненцы, долганы, эвенки, манси, эвены, коряки, чукчи, поляки, немцы, финны. (Аплодисменты). А всего в Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик, учитывая национальный состав Совета Союза, избраны депутаты 61 национальности. Все вместе они являются представителями единого советского народа - новой исторической общности людей. (Аплодисменты). Товарищи депутаты! Мандатная комиссия с большим удовлетворением отмечает, что депутатами Совета Национальностей избраны члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК, секретари ЦК КПСС, видные партийные и государственные деятели страны, многие передовики производства. Достойное место среди депутатов занимают представители славного рабочего класса, являющегося ведущей силой нашего общества. Рабочих в палату избрано 238 человек. Это знатные металлурги и машиностроители, горняки и нефтяники, химики, строители, опытные мастера по изготовлению автоматических приборов и электронно-вычислительных машин, работники транспорта и связи, текстильной и пищевой промышленности, передовики совхозов. В составе депутатов Совета Национальностей широко представлено колхозное крестьянство. Среди 150 колхозников, избранных в палату, - лучшие полеводы, животноводы, механизаторы. Все они самоотверженно трудятся над осуществлением намеченной партией грандиозной программы по дальнейшему развитию сельского хозяйства. Вместе рабочих и колхозников в Совете Национальностей 51,7 проц. всех депутатов, то есть более половины состава нашей палаты. В Совет Национальностей избраны видные представители советской интеллигенции. В их числе 25 научных работников Академии наук СССР, отраслевых академий и академий наук союзных республик, ректоров и заведующих кафедрами высших учебных заведений, 26 учителей и врачей, работники печати, писатели, артисты, художники, композиторы. Среди депутатов руководители предприятий, хозяйственных организаций, специалисты различных отраслей народного хозяйства. Депутатами Совета Национальностей избрано 117 советских работников, 108 партийных, профсоюзных и комсомольских работников, 22 военнослужащих. Более 85 проц., или 638 депутатов Совета Национальностей, имеют высшее и среднее образование, что свидетельствует о широких и разносторонних знаниях депутатов. В состав палаты избрана 241 женщина, или 32,1 проц. от общего числа депутатов. Это говорит о том, что советские женщины активно участвуют в государственных делах, в решении задач хозяйственного и культурного строительства страны. Совет Национальностей по своему составу хорошо отражает единство и преемственность поколений нашего общества. Здесь люди, умудренные жизненным опытом, и представители молодежи, нашего славного комсомола. В числе депутатов Совета Национальностей 141 человек, или 18,8 проц. депутатов, моложе 30 лет; 348 человек, или 46,4 проц., имеют возраст от 31 до 50 лет; 154, или 20,5 проц., - от 51 до 60 лет; 107 депутатов, или 14,3 проц., - старше 60 лет. Состав палаты наглядно отражает единство блока коммунистов и беспартийных. 534 депутата являются членами и кандидатами в члены КПСС, 216 депутатов - беспартийные, из них 89 человек - члены ВЛКСМ. Нынешний состав Совета Национальностей значительно обновился. 461 депутат палаты, или 61,5 проц., не были депутатами Верховного Совета СССР прошлого созыва. Таким образом, в каждом созыве Верховного Совета проходят большую школу управления делами государства все новые и новые представители трудящихся масс. Следует отметить, что 691 депутат Совета Национальностей награжден орденами и медалями СССР, 15 депутатов удостоены звания Героя Советского Союза и 116 - Героя Социалистического Труда. 71 депутат является лауреатом Ленинской и Государственной премий. Такой состав Совета Национальностей дает возможность успешно рассматривать и успешно решать вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, последовательно претворять в жизнь политику Коммунистической партии, как этого требуют Советская Конституция, Закон о статусе депутатов, высокое доверие нашего народа. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия на основании статьи 50 Конституции СССР проверила полномочия каждого избранного в Совет Национальностей депутата. Рассмотрев протоколы окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов в депутаты, заявления кандидатов в депутаты об их согласии баллотироваться по соответствующим округам, протоколы голосования окружных избирательных комиссий, а также другие материалы, представленные Центральной избирательной комиссией, Мандатная комиссия установила, что выборы депутатов в Совет Национальностей во всех избирательных округах проведены правильно, на основе и в полном соответствии с Конституцией СССР и Положением о выборах в Верховный Совет СССР. Никаких жалоб и заявлений, ставящих под сомнение результаты выборов кого-либо из депутатов, в Мандатную комиссию не поступало. Оснований для кассирования выборов по какому-либо избирательному округу не имеется. В связи с этим Мандатная комиссия вносит предложение о признании полномочий всех 750 депутатов Совета Национальностей, избранных 16 июня 1974 года и зарегистрированных Центральной избирательной комиссией по выборам в Верховный Совет СССР девятого созыва. Мандатная комиссия представляет на утверждение Совета Национальностей следующий проект Постановления: “Заслушав доклад Мандатной комиссии, Совет Национальностей постановляет: На основании статьи 50 Конституции СССР, в соответствии с представлением Мандатной комиссии, признать полномочия 750 депутатов Совета Национальностей, избранных 16 июня 1974 года по всем избирательным округам”. Заседание второе

Заседание происходит в Кремле, в зале заседаний палат Верховного Совета СССР. 25 июля 1974 года, вечернее заседание. 17 часов. За столом председателя занимают места Председатель Совета Союза Шитиков А.П., заместители Председателя Совета Союза Алиев Г.А., Давидчик А.Л., Джумаев А., Патон Б.Е. В ложах - товарищи Андропов Ю.В., Гречко А.А., Гришин В.В., Кулаков Ф.Д., Мазуров К.Т., Подгорный Н.В., Суслов М.А., Щербицкий В.В., Демичев П.Н., Романов Г.В., Соломенцев М.С., Долгих В.И., Капитонов И.В., Катушев К.Ф. Депутаты и гости встречают их продолжительными аплодисментами. Председательствует Председатель Совета Союза Шитиков А.П. Председатель. Товарищи депутаты! Заседание Совета Союза объявляется открытым. Мандатная комиссия закончила работу по проверке полномочий депутатов Совета Союза. Слово для доклада предоставляется Председателю Мандатной комиссии Совета Союза депутату Месяцу. Месяц В.К. (Карагандинский - Ленинский избирательный округ, Карагандинская область).


ДОКЛАД МАНДАТНОЙ КОМИССИИ СОВЕТА СОЮЗА


Товарищи депутаты! Состоявшиеся 16 июня 1974 года выборы в Верховный Совет СССР девятого созыва явились важнейшим событием в общественно-политической жизни страны. Они вылились в убедительную демонстрацию монолитной сплоченности советского народа вокруг Коммунистической партии и ее Центрального Комитета. Подготовка и проведение выборов повсеместно проходили под знаком всенародной борьбы за успешное претворение в жизнь исторических решений XXIV съезда КПСС, досрочное выполнение заданий четвертого, определяющего года пятилетки. Выборы способствовали дальнейшему развитию советской демократии, широкому вовлечению трудящихся в управление государственными и общественными делами. Огромное влияние на весь ход избирательной кампании оказали Обращение Центрального Комитета КПСС ко всем избирателям, вдохновляющая речь Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа города Москвы. В этих важных документах, в предвыборных выступлениях других руководителей партии и государства дан глубокий марксистско-ленинский анализ современной обстановки, подведены итоги работы по выполнению планов экономического и социального развития советского общества, претворению в жизнь Программы мира, намечены перспективы на будущее. За четыре года со времени прошлых выборов наша страна сделала новый крупный шаг вперед. Высокими темпами развиваются социалистическая индустрия и сельское хозяйство. Достигнуты значительные успехи в подъеме народного благосостояния. Новым проявлением дальнейшего упрочения единства советского общества, торжества ленинской национальной политики, крепнущей дружбы социалистических наций и народностей стало празднование 50-летия образования СССР. Эти годы отмечены важными внешнеполитическими сдвигами, дальнейшим ростом международного авторитета нашей партии и государства. Итоги выборов в Верховный Совет СССР явились ярким выражением горячего одобрения советским народом внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государства, многогранной и плодотворной деятельности Центрального Комитета, его Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева. (Аплодисменты). В голосовании участвовали 161.689.612 человек, или 99,98 проц. общего числа избирателей. За кандидатов в депутаты Совета Союза отдали свои голоса 161.355.959 человек, или 99,79 проц. избирателей. Это убедительная победа нерушимого блока коммунистов и беспартийных, свидетельство того, что советские люди доверяют своей партии, а партия делает все, чтобы быть достойной этого доверия. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия Совета Союза на основании статьи 50 Конституции СССР проверила полномочия всех депутатов Совета Союза, избранных 16 июня 1974 года, и докладывает о результатах своей работы. Для проведения выборов в Совет Союза Президиум Верховного Совета СССР образовал 767 избирательных округов. По всем этим округам Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет СССР девятого созыва представила Мандатной комиссии Совета Союза протоколы окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов в депутаты, их заявления о согласии баллотироваться по соответствующим округам, протоколы голосования окружных избирательных комиссий, а также другие документы. Рассмотрев эти материалы, Мандатная комиссия установила, что выборы по всем избирательным округам проведены в полном соответствии с Конституцией СССР и Положением о выборах в Верховный Совет СССР. Все баллотировавшиеся кандидаты получили абсолютное большинство голосов и избраны депутатами. Никаких жалоб и заявлений, ставящих под сомнение выборы депутатов по какому-либо округу, в Мандатную комиссию Совета Союза не поступило. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия сегодня с большим удовлетворением отмечает, что в высший орган государственной власти единодушно избраны Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И. Брежнев (аплодисменты), члены и кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК КПСС (аплодисменты). Своей плодотворной деятельностью они завоевали высокий авторитет, безграничное доверие и сердечную признательность всего нашего народа. (Аплодисменты). Депутатами в Совет Союза избраны лучшие представители рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, воинов армии и флота. В нашей палате широко представлены рабочие ведущих отраслей народного хозяйства: металлургической и угольной, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения и приборостроения, энергетики и электрификации, строительства и промышленности строительных материалов, рабочие совхозов и аграрно-промышленных объединений. Всего в Совете Союза рабочих 260 человек, или 33,9 проц. состава палаты. Депутатами избраны лучшие труженики колхозного производства. Среди них работники полеводческих бригад, животноводческих ферм, бригадиры, звеньевые, механизаторы, председатели колхозов. В Совете Союза 121 колхозник, или 15,8 проц. всего состава палаты. Таким образом, половина состава палаты - это рабочие и колхозники, люди труда, чьими руками непосредственно создаются материальные ценности нашего общества. Достойный вклад в коммунистическое строительство вносит советская интеллигенция. Она пользуется уважением и доверием народа. В Верховный Совет избраны видные деятели науки и культуры, литературы и искусства, работники просвещения и здравоохранения, руководители предприятий и специалисты различных отраслей народного хозяйства. Среди депутатов Совета Союза 22 научных работника Академии наук СССР, академий наук союзных республик и отраслевых академий, 7 ректоров и заведующих кафедрами высших учебных заведений, 12 учителей и врачей, 15 писателей и других творческих работников. Депутатами Совета Союза избраны 98 работников советских органов, 150 партийных, профсоюзных и комсомольских работников, 34 военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота. Из года в год растет общественно - политическая и производственная активность советских женщин. Нет у нас такой отрасли народного хозяйства, науки и культуры, где бы наши женщины не вносили свой труд в общее дело строительства коммунизма. В числе депутатов палаты 234 женщины, что составляет 30,5 процента. В Совете Союза 562 члена и кандидата в члены КПСС и 205 беспартийных. В этом наглядно отражается жизненность блока коммунистов и беспартийных, нерушимое единство партии и народа. Постоянной заботой, поистине всенародным вниманием окружены у нас молодое поколение, наш Ленинский комсомол. Партия стремится развивать активность молодежи, шире привлекать ее к участию в управлении государственными и общественными делами. Среди депутатов Совета Союза 138 человек, или 18 проц., в возрасте до 30 лет, из них 85 - комсомольцы. Депутатов в возрасте от 31 до 50 лет - 46,7 проц., от 51 до 60 лет - 23,1 проц. и старше 60 лет - 12,2 процента. Уровень образования депутатов характеризуется следующими данными: 417 депутатов, или 54,4 проц., имеют высшее и незаконченное высшее образование, 345 депутатов, или 45 проц.,- среднее и неполное среднее образование. В Совет Союза избраны депутаты 41 национальности. Среди них: русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы. Многонациональный состав депутатов Совета Союза является замечательным свидетельством торжества ленинской национальной политики, подлинного равноправия наций и народностей, населяющих нашу страну. О том, что в Верховный Совет избраны лучшие люди нашего государства, которые своим трудом заслужили столь высокую честь, свидетельствуют такие факты: более 720 депутатов Совета Союза награждены орденами и медалями СССР, 16 - удостоены высокого звания Героя Советского Союза и 161 - Героя Социалистического Труда. 73 депутата являются лауреатами Ленинской и Государственной премий. Следует отметить, что состав депутатов Совета Союза Верховного Совета СССР девятого созыва значительно обновился. 407 человек, или 53,1 проц., не были депутатами Верховного Совета СССР прошлого созыва. Приведенные данные о депутатах Совета Союза наглядно отражают социальный и национальный состав нашего общества, ведущую роль в нем рабочего класса, нерушимый союз рабочих и крестьян, политическое и идейное единство советского народа. Как видно из приведенных данных, указанный состав депутатов позволяет Совету Союза со знанием дела решать вопросы государственного строительства, развития экономики и культуры страны, последовательно, как к этому обязывают доверие народа, Советская Конституция, Закон о статусе депутатов, претворять в жизнь политику Коммунистической партии. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия, проверив представленные Центральной избирательной комиссией документы и материалы по выборам в Совет Союза в отдельности на каждого депутата, предлагает признать полномочия всех 767 депутатов, избранных 16 июня 1974 года и зарегистрированных Центральной избирательной комиссией. Мандатная комиссия вносит на рассмотрение Совета Союза следующий проект Постановления: “Заслушав доклад Мандатной комиссии, Совет Союза постановляет: На основании статьи 50 Конституции СССР, в соответствии с представлением Мандатной комиссии, признать полномочия 767 депутатов Совета Союза, избранных 16 июня 1974 года по всем избирательным округам”. (Аплодисменты). Председатель. Товарищи депутаты! Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить по докладу Мандатной комиссии? Нет желающих.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

Верховный Совет СССР

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик, или Верховный Совет СССР, был высшим представительным и законодательным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, действовавшим в период с 1938 по 1991 годы. С 1938 по 1989 год собирался на сессии, в 1989–1991 годах являлся постоянно действующим парламентом Советского Союза.

Поскольку советская политическая система отвергала доктрину разделения и независимости властей, Верховный Совет обладал не только законодательной, но и частично исполнительной и контролирующей властью. Издаваемые Верховным Советом СССР законы являлись источником права.

Верховный Совет формально считался коллективным главой государства (в промежутках между сессиями законодательные, представительские и иные функции Верховного Совета осуществлялись его Президиумом).

Характер деятельности Верховного Совета СССР изменялся с момента избрания и начала работы в мае 1989 года первого Съезда народных депутатов СССР. Конституция 1936 года по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.

Чрезвычайные меры, характерные для законодательной деятельности ЦИК СССР, нашли свое развитие и в законотворчестве Верховного Совета СССР. В 1930–1940 годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась. К ним относятся закон 1938 года о трудовой дисциплине, законы 1939 года о приравнивании к вредительству выпуска некомплектной или недоброкачественной продукции, об установлении обязательного минимума трудодней для колхозников, невыполнение которого грозило крестьянину исключением из колхоза, то есть утратой всех средств существования. В 1947 году был издан указ о принудительном труде в колхозах, на основании которого за уклонение от труда или невыработку нормы (176 трудодней за год) постановлением сельского совета нарушитель мог быть выслан с семьей на 5 лет.

Срок полномочий Верховного Совета СССР первого созыва заканчивался осенью 1941 года, но начавшаяся война заставила отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось всего три сессии Верховного Совета (в июне 1942 года, в феврале 1944 года, в апреле 1945 года). На первой из них депутаты ратифицировалиангло-советский договор о союзе в войне, на второй – были приняты решения о расширении прав союзных республик в области внешних сношений и обороны страны и союзный бюджет на 1944 год, апрельская сессия утвердила закон о бюджете 1945 года.

Принижению роли Верховного Совета также способствовало и новое определение по Конституции СССР 1936 года Совета Народных Комиссаров (с 1946 года – Совета Министров СССР), как «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти».

Конституция СССР 1977 года не изменила принципиальных основ государственной жизни. За время обсуждения в газеты и Конституционную комиссию поступило чуть менее 500 тысяч предложений. В письмах трудящихся была критика политической и избирательной системы общества, места и роли Советов как органов власти. Но мнение народа так и не было услышано. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов свелась практически на нет.

Работой Верховного Совета руководил Президиум, который заново избирался в начале работы Совета каждого созыва на совместном заседании обеих палат из числа депутатов. Состав Президиума не был постоянным и был определен Конституцией СССР. В Конституции СССР 1977 года Президиум был определен как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями.

Президиум был уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР. Кроме того, в функции Президиума входило: издание указов; толкование действующих законов; осуществление права помилования; прием в советское гражданство, лишение его и утверждение добровольного выхода из советского гражданства; учреждение орденов, медалей, почетных званий СССР и награждение ими; установление воинских званий, дипломатических рангов.

Смена политического руководства партии и страны послужила началу эпохи попытки обновления государственных и общественно-политических структур в стране. В ходе процесса, получившего наименование «перестройки советского общества» начался период обновления всех сфер жизни, появились новые политические общественные организации. 1 декабря 1988 года были приняты два закона – «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР», существенно изменившие систему высших представительных органов СССР. Начиная с 1989 года, единоличным главой государства стал Председатель Верховного Совета СССР, а начиная с 1990 – Президент СССР.

В июне 1988 года, генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев на XIX конференции, объявил курс на политическую реформу. 1 декабря 1988 года был принят новый закон СССР «О выборах народных депутатов СССР» и внесены необходимые изменения в Конституцию СССР 1977 года. 5 сентября 1991 года Съезд принял антиконституционный Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», радикально изменивший структуру органов власти.

Согласно закону в переходный период Верховный Совет СССР являлся высшим представительным органом власти Союза ССР, состоящим из двух самостоятельных палат: Совета Республик и Совета Союза. В Совет Республик входило по 20 депутатов от каждой союзной республики из числа народных депутатов СССР и союзных республик, делегируемых высшими органами власти этих республик. Совет Союза формировался депутациями союзных республик из числа народных депутатов СССР по согласованию с высшими органами власти союзных республик.

На период до начала работы неконституционно сформированного Верховного Совета сохранялись полномочия законно избранного Верховного Совета и его органов. 26 декабря 1991 года сессия неконституционного Совета Республик приняла декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. В тот же день было издано распоряжение, в котором говорилось об освобождении народных депутатов СССР от выполнения служебных обязанностей на постоянной основе в Совете Союза Верховного Совета СССР и органах палаты со 2 января 1992 года.

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги «О текущем моменте» № 12(84), 2008 г. автора СССР Внутренний Предиктор

5. Поп всея Руси - верховный жрец? 05.12.2008 в первой половине дня государственные СМИ официально объявили о кончине «предстоятеля» РПЦ - патриарха Московского и всея Руси Алексия II , церковная карьера которого вряд ли могла строиться без соучастия в ней МГБ-КГБ . До этого

Из книги Первая атомная автора Жучихин Виктор Иванович

"Совет Министров СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

В НЕВЕДЕНИИ И ПРЕЗИДЕНТ, И ВЕРХОВНЫЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ Расходы на советский Пентагон были такими, словно у бюджета страны был бездонный карман. Оказалось, что даже президент страны (по Конституции он и – Верховный Главнокомандующий) не мог назвать сумму военных

Из книги Газета Завтра 278 (13 1999) автора Завтра Газета

Драгош Калаич ВЕРХОВНЫЙ ИЗВРАЩЕНЕЦ В дни варварских бомбардировок Югославии все нормальные люди задумываются над тем, каковы же истинные причины, какова природа столь патологической жестокости агрессора? Неожиданный взгляд на поведение главного вдохновителя этой

Из книги Главная военная тайна США. Сетевые войны автора Коровин Валерий

Верховный комиссар РФ Возможна ли в России демократическая модель диктатурыПонятие «суверенная демократия» в России возникло в тот момент, когда наше общество вплотную подошло к необходимости решения вопроса преемственности сложившегося курса, который был обозначен

Из книги Сталин-Победитель Священная война Вождя автора Ошлаков М. Ю.

Из книги Письма президентам автора Минкин Александр Викторович

Москва. Кремль. Верховный главнокомандующий Д.МЕДВЕДЕВ. Уважаемые коллеги!У нас с вами очередная встреча, но она проходит в очень тяжелую для нашей страны неделю. Поэтому прежде всего я, конечно, рассчитываю на то, что мы с вами проконсультируемся о политических и иных

Из книги Свобода – точка отсчета [О жизни, искусстве и о себе] автора Вайль Петр

Верховный смех В одном из октябрьских «Огоньков» - замечательная фотография: смеющиеся Сталин, Ворошилов, Каганович, Калинин. Молотов. Орджоникидзе.Веселый или острящий Сталин - явление нечастое, но все же - а, наверное, именно поэтому - его шутки делались широким

Из книги Евреи при Брежневе автора Байгушев Александр Иннокентьевич

Часть 19. РАССТРЕЛЯННЫЙ И СОЖЖЕННЫЙ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ Согласно теории катастроф есть понятие критической массы, когда никакой ОМОН (свезенный со всей страны после предательского сигнала Зюганова!) уже не в силах сдержать толпу. В воскресенье 3-го октября с утра, казалось,

Из книги Гений Сталин. Титан XX века (сборник) автора Ошлаков Михаил Юрьевич

Верховный Главнокомандующий Сталин исполнял обязанности Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР с 8 августа 1941 года по 4 сентября 1945 года. С 30 июня 1941 года он также являлся председателем Государственного Комитета Обороны, сосредоточившего в своих руках

Из книги К барьеру! Беседы с Юрием Мухиным автора Мухин Юрий Игнатьевич

Верховный Главнокомандующий - Говорят, что каков поп, таков и приход. Как вы оцениваете самого Сталина?- К сожалению, он очень поздно занялся вопросами командования армии. В отличие от Гитлера, Сталин не предполагал становиться военным вождем и даже не предугадывал

Из книги НЕсвобода слова. Как нам затыкают рот автора Мухин Юрий Игнатьевич

Верховный Суд и цензура Но это не единственный пример лукавства Верховного Суда, откровенно продемонстрированный в его Постановлении, – пример, когда Суд полностью закрыл глаза на конкретное требование закона «О СМИ» защищать свободу слова. Тут еще судьи могли сказать,

Из книги Продать и предать [Новейшая история российской армии] автора Воронов Владимир

Верховный главнообещающий Как известно, с высоких стен Кремля регулярно - раз в год, в канун 9 мая - раздаются дежурные посулы обеспечить ветеранов Великой Отечественной войны квартирами: к 60-летию Победы, к 65-летию… Быть может, кто-то и дождался. Еще с тех же стен почти с

Из книги Литературная Газета 6469 (№ 26 2014) автора Литературная Газета

Верховный суд теперь и высший Не должно быть разночтений в понимании и трактовке законодательных норм, считает Павел КРАШЕНИННИКОВ, председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной думы

Из книги Накануне империи [Прикладная геополитика и стратегия в примерах] автора Коровин Валерий Михайлович

Верховный Совет СССР (1937 – 1990).

Конституция СССР 1936 г., внесла коренные изменения в систему всех органов управления страной. Всеобщее, равное, прямое избирательное право предоставлялось всем гражданам, достигшим 18 лет, за исключением душевнобольных и лишенных судом избирательных прав. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти Конституция определяла Верховный Совет СССР и ставший преемником ЦИК СССР. Избирался путем тайного голосования граждан.

Выборы Верховного Совета СССР 1 созыва состоялись 12 декабря 1937 г., а 12-19 января 1938 г. прошла первая сессия Верховного Совета СССР. II созыва - в феврале 1946 г. В дальнейшем срок полномочий депутатов ограничивался 4 годами: III созыв - 1950-1954 гг., IV 1954-1958 гг.; V 1958-1962 гг.; VI 1962-1966 гг.; VII 1966-1970 гг.; VIII 1970-1974 гг.; IX 1974-1978 гг.; X – 1979-1984 гг.; XI – 1984-1989 гг.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались всем населением СССР по избирательным округам с равной численностью населения. Для выборов в Совет Национальностей действовала специальная норма представительства: от каждой союзной республики - 32 депутата, от автономных республик – 11 депутатов, от автономной области – 5 депутатов и по 1 депутату от каждого автономного округа.

При наличии разногласий между палатами решение спорного вопроса передавалось в согласительную комиссию, которая должна была быть образована обеими палатами на паритетных началах. В случае новых разногласий Президиум Верховного Совета, в соответствии со ст. 47 и 49 Конституции, мог распустить Верховный Совет и назначить новые выборы. Однако за все 53 года существования Верховных Советов подобных коллизий не возникало.

Обе палаты были наделены правом законодательной инициативы. Каждая палата избирала председателя и четырех заместителей. Председатель руководил заседаниями и определял внутренний распорядок. Совместные заседания палат вели их председатели поочередно. Каждая палата на первой сессии нового созыва основываясь на определенной представительской норме должна была образовать специальный совещательный орган - Совет старейшин, на который впоследствии возлагалась организационную работу – определение повестку дня, регламент и т.п.

Палаты на первых заседаниях должны были сформировать постоянные комиссии (законодательных предложений, бюджетные, по иностранным делам и др.) - вспомогательные и подготовительные органы палат, которые действовали в течение срока полномочий палаты. В их задачи входила подготовка заключений и поправок к законопроектам, разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов, а руководство работой комиссий осуществляли председатели палат и Президиум Верховного Совета СССР.

В 1967 г. Верховный Совет принял специальное положение о постоянных комиссиях обеих палат, определив их состав и регламентировав их деятельность. Каждая палата создавала следующие постоянные комиссии: мандатную, законодательных предположений, планово-бюджетную, по иностранным делам; по промышленности, транспорту и связи; строительству и промышленности стройматериалов; сельскому хозяйству; здравоохранению и социальному обеспечению; народному образованию, науке и культуре; делам молодежи; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы; по товарам народного потребления; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.

Основной формой деятельности Верховного Совета СССР были сессии, которые должны были созываться два раза в год. Вопрос о кворуме решался самими депутатами. Конституция предусматривала проведение как очередных, так и внеочередных сессий. Внеочередная сессия могла быть созвана по требованию Президиума или одной из союзных республик, но депутаты Верховного Совета СССР по Конституции 1936 г. этим правом не обладали. Конституция СССР 1977 г. расширила права депутатов, установив норму в 2/3 голосов любой из палат, но правом этим никто не воспользовался.

Работа Верховного Совета СССР проходила в форме сессий, созываемых обычно два раза в год. В период между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом с 1936 года являлся его Президиум, избираемый палатами, но в Конституции правовое положение Президиума не было определено.

Формально Президиум определялся как орган, избираемый и подотчетный палатам. К его компетенции был отнесен созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов и назначение новых выборов в Верховный Совет. Позднее, с 1938 года Президиум получил право принимать и лишать гражданства СССР, объявлять в стране военное положение, а по дополнению Конституции 1948 года Президиум получил право денонсировать международные договоры СССР, учреждать государственные награды, почетные и воинские звания СССР.

Чрезвычайные меры, характерные для законодательной деятельности ЦИК СССР, нашли свое развитие и в законотворчестве Верховного Совета СССР. В 1940-е годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась. К ним относятся закон 1938 г. о трудовой дисциплине, законы 1939 г. о приравнивании к вредительству выпуска некомплектной или недоброкачественной продукции, об установлении обязательного минимума трудодней для колхозников, невыполнение которого грозило крестьянину исключением из колхоза, т.е. утратой всех средств существования. В 1940 г. были приняты законы о запрещении самовольного ухода с предприятий, о прогулах, об ужесточении ответственности за мелкие кражи на производстве и др. В 1941-1944 гг. последовали беспрецедентные указы о депортации многих народов. В 1947 г. был издан указ о принудительном труде в колхозах, на основании которого за уклонение от труда или невыработку нормы (176 трудодней за год) постановлением сельского Совета нарушитель мог быть выслан с семьей на 5 лет. Указом от 4 июня 1947 г. усиливалась уголовная ответственность за хищение государственного и общественного имущества (от 2 до 25 лет)

В 1941-1945 гг. Президиум принял ряд указов по переводу экономики на военные рельсы, по расширению прав и полномочий военных властей, об увеличении налогов и законодательно оформил целую серию репрессивных акты против отдельных народов и народностей в СССР, повлекшие перекройку территориального деления страны и внесения изменений в Конституцию.

Президиум также разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, он же утверждал состав Центральной избирательной комиссии и устанавливал единые формы избирательной документации.

Но основной направленностью работы Президиума были вопросы государственного строительства. Он рассматривал и решал вопросы советского строительства, устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству экономикой и культурой, образовывал министерства и ведомства. В период между сессиями Верховного Совета СССР он мог освобождать или назначать министров.

Первоначально функции Президиума трактовались как обязанности «коллегиального президента», но очень быстро он начал издавать указы законодательного характера. В результате среди законов, принимавшихся Верховным Советом на сессиях, стали преобладать законы, утверждавшие указы Президиума, что, в свою очередь, еще более подчеркивало декоративную сущность советского «парламентаризма», где роль народных избранников была сведена к штамповке уже фактически принятых законопроектов и личному приему граждан с их жалобами и предложениями.

В Конституции СССР 1977 г. Президиум был определен как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями. Он обеспечивал подготовку проектов законов к рассмотрению и опубликование законов и иных актов; организовывал совместную работу постоянных комиссий и давал поручения постоянным комиссиям; заслушивал сообщения государственных и общественных органов о рассмотрении рекомендаций постоянных комиссий; заслушивал депутатов об их отчетах перед избирателями.

Председателями Президиума Верховного Совета СССР являлись: М.И.Калинин (1938-1946), Н.М.Шверник (1946-1953), К.Е.Ворошилов (1953-1957), М.П.Георгадзе (1957-1960), Л.И. Брежнев (1960-1964, 1977-1982), А.И.Микоян (1964-1965), Н.В.Подгорный (1965-1977), Ю.В.Андропов (1983-1984), К.У.Черненко (1984-1985), А.А.Громыко (1985-1988), М.С.Горбачев (1988-1989). 25 мая 1989 г. в связи с изменением характера деятельности Верховного Совета СССР была введена должность Председателя Верховного Совета СССР, которую до 15 марта 1990 г. занимал М.С.Горбачев, а затем, в связи с избранием М.С.Горбачева президентом СССР, до 4 сентября 1991 г. - А.И.Лукьянов.

Для осуществления своих функций Президиум Именно Президиум формировал рабочий аппарат, в который входили:

Секретариат Президиума Верховного Совета СССР (1950-1989), Секретариат Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1951-1954) и Секретариат Секретаря Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1937-1988);

Канцелярия Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Юридический отдел (1938-1989);

Отдел международных связей (1950-1988);

Информационно-статистический отдел (1938-1966);

Отдел по вопросам работы Советов (1966-1988);

Отдел по работе постоянных комиссий палат. (1966-1988);

Отдел по учету и регистрации награжденных (1938-1988; с 1959 - Отдел наград);

Отдел по подготовке к рассмотрению ходатайств о помиловании (1955-1988; с 1984 - Сектор по вопросам помилования)

Сектор выборов;

Сектор административно-территориального деления;

Обеспечение работы Верховного Совета было возложено: Управление делами (1938-1950) и Финансово-хозяйственный отдел (1938-1988).

Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца. Президиум также вел работу по приему населения, рассмотрению писем и заявлений граждан.

Характер деятельности Верховного Совета СССР изменился с момента избрания и начала работы в мае 1989 г. первого Съезда народных депутатов СССР.

Конституция 1936 г. по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.

Срок полномочий Верховного Совета СССР первого созыва заканчивался осенью 1941 г., но начавшаяся война заставила отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось всего три сессии Верховного Совета (в июне 1942 г., в феврале 1944 г., в апреле 1945 г.). На первой из них депутаты ратифицировали англо-советский договор о союзе в войне, на второй – были приняты решения о расширении прав союзных республик в области внешних сношений и обороны страны и союзный бюджет на 1944 г., апрельская сессия утвердила закон о бюджете 1945 года.

На сессиях вновь избранного в марте 1946 г. Верховного Совета СССР (1946-1953) обсуждались главным образом бюджеты СССР и отчеты об их исполнении, утверждались указы Президиума Верховного Совета. Несмотря на отдельные критические выступления по поводу работу госаппарата, призывы к уменьшению налогового бремени на сельское хозяйства, ни одно из предложений депутатов, выдвинутых по собственной инициативе, не было реализовано.

После смерти Сталина депутатами Верховным Советом СССР 1954-1962 гг. было предложено и даже выработано немало мер по расширению прав союзных республик в деле экономического и культурного развития, по расширению внешнеполитической деятельности Верховного Совета и многое другое. Немало было сделано и для восстановления справедливости по отношению к репрессированным народам и народностям в СССР, восстановлению их прав, но никакого дальнейшего развития инициативы депутатов Верховного Совета не получили.

Принижению роли Верховного Совета также способствовало и новое определение по Конституции СССР 1936 г. Совета Народных Комиссаров (с 1946 - Совета Министров СССР), как «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти». Такая постановка вопроса о месте и роли правительства в жизни страны, усилив тенденции к обюрокрачиванию государственного и партийного аппарата, только подчеркнула декоративные органов представительной власти в СССР.

Конституция СССР 1977 г. не изменила принципиальных основ государственной жизни. За время обсуждения в газеты и Конституционную комиссию поступило чуть менее 500 тыс. предложений. В письмах трудящихся была критика политической и избирательной системы общества, места и роли Советов как органов власти и т.п. Но мнение народа так и не было услышано. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов свелась практически на нет.

Смена политического руководства партии и страны послужила началу эпохи попытки обновления государственных и общественно-политических структур в стране. В ходе процесса, получившего наименование «перестройки советского общества» начался период обновления всех сфер жизни, появились новые политические общественные организации.

1 декабря 1988 г. были приняты два закона - «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР» существенно изменившим систему высших представительных органов СССР.

Бюджетные комиссии (с 1966 - Планово-бюджетные комиссии);

Совета Союза и Совета Национальностей (1938-1989);

Экономическая комиссия Совета Национальностей (1957-1966);

Комиссии законодательных предположений Совета Союза Совета Национальностей (1938-1989);

Редакционная комиссия по внесению изменений и дополнений в текст Конституции СССР (1946-1947).

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".



Случайные статьи

Вверх