Правление князя святослава. События в период правления святослава игоревича. Вооружение воинов Киевской Руси: шлемы, шпоры, меч, секира, стремя, конские путы

Вероисповедание: язычество Рождение: 942 год (0942 ) Смерть: март
на Днепре Род: Рюриковичи Отец: Игорь Рюрикович Мать: Ольга Дети: Ярополк , Олег , Владимир

Святосла́в И́горевич (Свѧтославъ Игоревичь , - март ) - князь новгородский в -969 годах , великий князь киевский с по 972 год , прославился как полководец.

Формально Святослав стал великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 году отца, великого князя Игоря , но самостоятельное правление началось около 964 года . При Святославе Киевским государством в значительной мере правила его мать - княгиня Ольга , сначала из-за малолетства Святослава, затем из-за его постоянного пребывания в военных походах. При возвращении из похода на Болгарию Святослав был убит печенегами в 972 году на днепровских порогах .

Ранняя биография

Детство и княжение в Новгороде

Первое упоминание Святослава в синхронном историческом документе содержится в русско-византийском договоре князя Игоря от 944 года .

Князь Игорь Рюрикович был убит в 945 году древлянами за взимание с них непомерной дани. Его вдова Ольга, ставшая регентшей при трёхлетнем сыне, пошла на следующий год с войском в землю древлян . Сражение открыл четырёхлетний Святослав, бросив

«копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: “Князь уже начал; последуем, дружина, за князем „» .

Начало самостоятельного правления

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом о послах Ольги, «королевы Ругов», к королю Германии Оттону I Великому по вопросу крещения Руси. Однако в 962 году миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу из-за сопротивления Святослава и нежелания княгини Ольги менять принятый ею ранее византийский обряд .

О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года :

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус , и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: „Иду на Вы!“».

Хазарский поход

Руины Саркела (Белой Вежи). Аэрофотоснимок 1930 года

В «Повести временных лет» отмечено, что в 964 году Святослав «пошёл на Оку реку и на Волгу , и встретил вятичей ». Не исключено, что в это время, когда главной целью Святослава было нанесение удара по хазарам , он не подчинил вятичей, т. е. ещё не обложил их данью .

В 965 году Святослав атаковал Хазарию :

Разгромив армии обоих государств и разорив их города, Святослав разбил ясов и касогов , взял и разрушил Семендер в Дагестане. По одной версии, Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965 году), затем двинулся на восток, и в 968 или 969 году покорил Итиль и Семендер . М. И. Артамонов же считал, что русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела.

Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появилось русское поселение Белая Вежа, Тмутаракань перешла под власть Киева (есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле и Семендере до 990-х годов, хотя их статус не ясен).

Болгарские походы

Завоевание Болгарского царства (968-969)

Калокир договорился со Святославом об антиболгарском союзе, но вместе с тем попросил помочь ему отнять у Никифора Фоки византийский престол. За это, по версии византийских хронистов Иоанна Скилицы и Льва Диакона , Калокир пообещал «великие, бесчисленные сокровища из казны государственной » и право на все завоёванные болгарские земли.

В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце , куда к нему была выслана «дань с греков» . В этот период отношения Руси с Византией были скорее всего дружественными, т. к. итальянский посол Лиутпранд в июле 968 года видел русские корабли в составе византийского флота.

К 968-969 годам относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Историки А. П. Новосельцев и Т. М. Калинина предполагают, что нападению кочевников способствовали хазары , а Святослав в ответ организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль , а каганат окончательно разгромлен .

Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега - на древлянское , Владимира - на новгородское . После этого, осенью 969 года великий князь снова пошёл на Болгарию с войском . «Повесть временных лет» передаёт его слова:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы » .

Летописный Переяславец точно не идентифицирован. Иногда его отождествляют с Преславом или же относят к дунайскому порту Преславу Малому. По версии неизвестных источников (в изложении Татищева) в отсутствие Святослава его наместник в Переяславце, воевода Волк , был вынужден выдержать осаду со стороны болгар . Византийские источники скупо описывают войну Святослава с болгарами. Его войско на ладьях подошло к болгарскому Доростолу на Дунае и после сражения захватило его у болгар. Позднее была захвачена и столица Болгарского царства, Преслав Великий, после чего болгарский царь заключил вынужденный союз со Святославом.

Война с Византией (970-971)

Столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока сильно обеспокоился вторжением русов, он решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь , когда в результате переворота 11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий (брачные планы так и не осуществились) .

В том же 969 году отрёкся от престола в пользу сына Бориса болгарский царь Пётр I , и из-под власти Преслава выходят западные комитаты . Пока Византия медлила оказать прямую вооружённую помощь болгарам, своим давним недругам, они заключили союз со Святославом и в дальнейшем сражались против Византии на стороне русов.

Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно. Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив таким образом владения Руси. На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям.

Преследование отступающей русской армии византийцами.
Миниатюра из мадридского списка «Истории» Иоанна Скилицы

Гибель Святослава в бою с печенегами подтверждает и Лев Диакон:

«Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки - многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места» .

Некоторые историки предполагают, что именно византийская дипломатия убедила печенегов атаковать Святослава. В книге Константина Багрянородного «Об управлении империей » говорится о необходимости союза [Византии] с печенегами для защиты от росов и венгров («Стремитесь к миру с печенегами»), а также, что печенеги представляют серьёзную опасность для русов, преодолевающих пороги. На основании этого подчёркивается, что использование печенегов для устранения враждебного князя произошло в соответствии с византийскими внешнеполитическими установками того времени. Хотя «Повесть временных лет » называет в качестве организаторов засады не греков, а переяславцев (болгар), а Иоанн Скилица сообщает , что византийское посольство, напротив, просило печенегов пропустить русов.

О внешности Святослава

Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира:

«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой» .

Сыновья

Олег Древлянский Владимир Ярослав Мудрый Всеволод Мстислав Храбрый
  • Ярополк Святославич , князь киевский
  • Олег Святославич , князь древлянский
  • Владимир Святославич , князь новгородский, князь киевский, креститель Руси

Имя матери Ярополка и Олега история не сохранила , в отличие от матери Владимира Малуши .

Иоанн Скилица также упоминает «брата Владимира , зятя василевса » Сфенга, который в 1016 году помог византийцам подавить восстание Георгия Цула в Херсонесе . В древнерусских летописях и других источниках имя Сфенга не встречается. По гипотезе А. В. Соловьева, здесь имеется в виду не брат, а сын Владимира и внук Святослава Мстислав .

Образ Святослава в искусстве

Впервые личность Святослава привлекла внимание русских художников и поэтов во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов , действия которой, как и события кампаний Святослава, развернулись на Дунае. Среди созданных в это время произведений следует отметить трагедию «Ольга» Я. Б. Княжнина (), в основу сюжета которой положена месть Ольги за убийство древлянами её мужа Игоря. Святослав предстаёт в ней в качестве главного героя. Соперник Княжнина Н. П. Николаев также создал пьесу, посвящённую жизни Святослава. В картине И. А. Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» показан конфликт между военной доблестью и верностью семье, отражённый в русских летописях («Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих» ).

В XIX веке интерес к Святославу несколько уменьшился. Повесть А. Ф. Вельтмана «Райна, королевна болгарская» (), посвящённая болгарским походам , была издана Иоакимом Груевым на болгарском языке в 1866 году в Вене , Добри Войников на её основе поставил в Болгарии драму «Райна-княгиня», а выполненные художником

Ок. 942 года — 972 год

Князь Новгородский (945-964 гг.) и Великий князь Киевской Руси (964-972 гг.). Сын княжеской четы - Игоря Старого и Ольги. Прославился своими походами на хазар, Дунайскую Болгарию и войной с Византией.

Святослав Игоревич - биография (жизнеописание)

Святослав Игоревич (ок. 942-972 гг.) - правитель Древнерусского государства. Формально начал княжить в Киевской Руси, будучи еще ребенком, с 946 г. после смерти своего отца - князя Игоря Старого , но до 964 г. руководство страной было полностью в руках его матери, княгини Ольги . После достижения совершеннолетия князь Святослав почти все время проводил в походах, мало пребывая в столице. Государственными делами в основном по-прежнему занималась княгиня Ольга, а после ее смерти в 969 г. сын Святослава - Ярополк .

Святослав Игоревич прожил короткую (ок. 28 - 30 лет), но яркую жизнь и занимает особое и в какой-то мере противоречивое место в русской истории. Одни видят в нем только наемного предводителя дружины - романтического «последнего викинга», ищущего славу и добычу в чужих землях. Другие - блестящего полководца и политика, деятельность которого полностью была обусловлена стратегическими интересами государства. Радикально по-разному оцениваются в историографии и политические результаты многочисленных походов Святослава.

Первое сражение

О рождении сына по имени Святослав у княжеской четы - Игоря и Ольги, сообщается в летописях в связи с заключением их брака. Правда, из-за неясной даты последнего события остается спорным вопрос и о годе рождения Святослава. Некоторые хроники называют 942 г. Видимо, эта дата близка к действительности. Ведь в русско-византийском договоре 944 г. Святослав уже упомянут, а в летописном описании битвы войска Ольги c древлянами в 946 г. именно он, совсем еще ребенок (видимо, в возрасте 3- 4 лет), символически начал этот бой, метнув копье в сторону врага. Копье, пролетев между конских ушей, ударило в ноги коню.

О дальнейшей жизни юного Святослава Игоревича мы узнаем из произведений Константина Багрянородного. Император ромеев писал о нем, что он «сидел» в Новгороде еще при Игоре. Некоторые ученые, например, А. В. Назаренко, учитывая «младенческий» возраст Святослава при жизни Игоря, полагают, что это происходило позднее - при правлении Ольги. Однако русские летописи сообщают и о самом Святославе, как он в 970 г. «посадил» княжить в Новгороде своего малолетнего сына Владимира .

Согласно известиям Константина Багрянородного, Святослав был в составе посольства Ольги в Константинополь в 957 г. Как считают историки, княгиня Ольга хотела заключить династический брак между своим сыном и дочерью византийского императора. Однако этому не суждено было случиться, и империя ромеев через десять лет встретилась со Святославом уже в совсем другой роли.

Русский гепард

Под 964 г. Повесть временных лет сообщает о Святославе, как о молодом, но уже очень серьезном воителе. Хрестоматийным стало описание летописью киевского князя: он много воевал, был быстр, подобно пардусу, в походах не возил обозов, спал под открытым небом, ел мясо, испеченное на углях. Перед нападением на чужие земли предупреждал врага своим знаменитым посланием: «Хочу на вас идти!».

Исследователи давно пришли к выводу, что это описание восходит к древнейшему дружинному преданию о первых русских князьях, а вот сравнение Святослава с пардусом (гепардом) находит параллели в описании подвигов Александра Македонского в греческих источниках.

Любопытно, что «книжный» гепард отличался не столько скоростью бега (на эту роль претендовали, по традиции, другие животные), сколько внезапностью прыжка, нападения на свою добычу. Текстологический анализ отрывка во всех летописных списках позволил известному филологу А. А. Гиппиусу сделать вывод о том, соединение летописцем фрагментов предания с «книжными» элементами привело к определенному искажению смысла этого известного пассажа о Святославе. Красочное сравнение князя с самым быстрым из млекопитающих означало не скорость передвижения, а внезапность нападения и движение налегке. Впрочем, о последнем говорит и смысл всего летописного пассажа.

Борьба за «хазарское наследство»

Под 965 г. Повесть временных лет скупо замечает о походе Святослава Игоревича против хазар. В битве с войском, возглавляемым хазарским каганом, победил русский князь, после чего он взял и одну из важнейших крепостей каганата - Саркел (Белую Вежу). Следующим шагом была победа над аланами и касогами.

В историографии, как правило, высоко оценивали успехи Святослава в восточной кампании. Например, академик Б. А. Рыбаков сравнивал этот поход русского князя с сабельным ударом. Безусловно, он способствовал обращению западных земель Хазарского каганата в зону влияния Руси. В частности, в следующем, 966 г., Святослав подчинил вятичей, до этого плативших дань хазарам.

Однако рассмотрение этой ситуации в более широком политическом контексте позволило исследователям, в частности, И. Г. Коноваловой, придти к выводу, что дальнейшее движение Святослава на восток имело лишь относительный успех. Дело в том, что во второй половине Х в. Хазарский каганат стремительно слабел, и в борьбу за его «наследство» включились все сильные соседние державы - Хорезм, Волжская Булгария, Ширван и кочевники-огузы. Боевые действия Святослава не привели к закреплению Руси на Нижней Волге и вовсе не открыли, как писали ранее некоторые историки, для русских купцов путь на Восток.

Просчет византийского императора

В 967 г. Святослав Игоревич вмешался в крупную международную политическую игру. В это время обострились взаимоотношения между Византийской империей и дружественными между собой Германией и Болгарией. Константинополь был в состоянии войны с Болгарией, вел сложные затяжные переговоры с Германией. Боясь русско-германского сближения и опасаясь за безопасность своих крымских владений после успешной войны Святослава против хазар, византийский император Никифор Фока разыграл «русскую карту». Он решил ослабить одновременно и Болгарию, и Русь и послал в Киев свое доверенное лицо - патрикия Калокира, с 15 кентиариями (ок. 1500 фунтов) золота с заданием склонить Святослава к походу на Дунайскую Болгарию.

Святослав взял золото, но вовсе не собирался быть пешкой в руках византийцев. Он согласился, так как понимал выгодное стратегическое и торговое значение этого региона. Полководец совершил поход на Болгарию и одержал ряд побед. Но после этого, вопреки воле Константинополя и, несмотря на предложения новых щедрых даров, русский князь остался на Дунае, сделав своей резиденцией Переяславец.

«Русская» война Цимисхия

Получив в результате своей ошибки по соседству с собой вместо Болгарии еще более сильного соперника, византийская дипломатия приложила немало усилий, чтобы убрать Святослава с Дуная. Историки полагают, что именно Константинополь «организовал» набег печенегов на Киев в 968 г. Летописец передает полные горечи слова киевлян к Святославу о том, что он, мол, ищет чужой земли и о ней заботится, а свою землю покинул на произвол врагов. Русский князь едва поспел с дружиной к Киеву и отогнал степняков.

Уже в следующем 969 г. Святослав заявил матери и боярам, что «не любо» ему в Киеве, хочет жить в Переяславце, где «середина земли его» и куда «стекаются все блага». И только болезнь и смерть Ольги приостановили его немедленный отъезд. В 970 г., оставив княжить в Киеве своего сына Ярополка, Святослав Игоревич возвращается на Дунай.

Пришедший к власти в Византии новый император Иоанн Цимисхий вначале путем переговоров и предложением богатой компенсации попытался вытеснить Святослава с Подунавья. Русский князь отказался, и начался взаимный обмен угрозами. Византийский историк Лев Диакон, современник этих событий, писал, что Святослав даже пригрозил императору разбить свои шатры у ворот Константинополя. Начались военные действия, которые, судя по всему, не дали перевеса ни одной из сторон. Летом 970 г. был заключен мир. Как оказалось, ненадолго.

Весной 971 г. Иоанн Цимисхий вероломно нарушил перемирие и с огромными силами совершенно неожиданно для русского князя атаковал его войска, распыленные по болгарским городам. Оставляя город за городом, Святослав оказался осажденным в Доростоле. И русские, и византийские источники сообщают о героизме русских воинов и лично Святослава, проявленных при Доростоле. После одной из вылазок русских, греки на поле сражения обнаружили среди тел павших русских воинов и тела женщин. Кто они были - русские или болгарки, - остается тайной до сегодняшнего дня. Длительная осада, несмотря на голод и лишения русских, не принесла успеха грекам. Но она не оставляла надежды на победу и Святославу.

Заключение мира стало неизбежным. После подписания мирного договора летом 971 г. Святослав обязался сдать Доростол, почетно уйти из него с войском и с оружием, но должен был покинуть Болгарию.

Дунайская война русского князя Святослава произвела такое впечатление на греков, что вошла в фольклор византийцев как «русская» война Цимисхия. Так византинист С. А. Козлов на основании анализа текстов целого ряда источников предположил отражение в героических песнях или новеллах о ратных подвигах византийских императоров цикла сказаний и о Святославе.

Сын великой Евразии

После подписания мира произошла встреча двух выдающихся исторических личностей - Иоанна Цимисхия и Святослава. Благодаря рассказу Льва Диакона мы знаем, как на этой встрече выглядел русский князь. В отличие от роскошно одетого императора и его свиты Святослав и его люди были одеты совершенно просто. Русские припыли на ладье, и Святослав сидел на веслах и также греб, как остальные, «ничем не отличаясь от своих приближенных».

Святослав Игоревич был среднего роста, с мохнатыми бровями и голубыми глазами, курносый, безбородый, но зато с густыми длинными усами. Голова была совершенно выбрита, но с одной стороны ее свисал клок волос, как полагал Лев Диакон, - признак знатности рода. В одном ухе была золотая серьга с жемчужинами. Одежда его была белой и отличалась только чистотой от одежды его приближенных. Образное описание Святослава Львом Диаконом оставило глубокий след и в восприятии современников, и в памяти потомков. «Вылитый запорожец на киевском столе», - писал о нем известный украинский историк М. Грушевский. В обличье типичного казачьего атамана вошел Святослав и в искусство Нового и Новейшего времени.

Однако современными исследованиями вполне убедительно доказывается, что и подобная прическа, и ношение мужчинами одной серьги в ухе - были в эпоху раннего средневековья образцами престижной моды и воинской субкультуры евразийских кочевников, которые очень охотно перенимала элита оседлых народов. А Святославу, как нельзя лучше, подходят слова О. Субтельного о нем: славянин по имени, варяг по кодексу чести, кочевник по образу жизни, он был сыном великой Евразии.

Кто виноват в смерти Святослава?

После заключения мира с Византией Святослав, согласно русской летописи, направился к днепровским порогам. Свенельд, воевода князя, посоветовал ему обойти пороги на конях, а не идти на ладьях. Но Святослав не послушался его. Путь преградили печенеги, и князь был вынужден зимовать в Белобережье. Пережив чрезвычайно голодную зиму, Святослав со своими людьми весной 972 г. опять двинулся к порогам. На его дружину напали печенеги во главе с ханом Курей. Они убили Святослава, а из его черепа сделали чашу, оковав его.

Гибель Святослава, вернее, вопрос о том, кто предупредил или подговорил печенегов, вызывает давние споры в историографии. Несмотря на то, что в русской летописи сказано, что печенегов подговорили болгары-переяславцы, в науке господствует мнение, что нападение степняков организовала византийская дипломатия. Константинополь, мол, не мог допустить, чтобы Святослав вернулся домой живым.

Однако в последние годы появились и иные точки зрения на причины гибели русского князя. Известный польский историк А. Паронь доказывает, что печенеги на самом деле проявили самостоятельность, возможно, отомстили за поражение под Киевом в 968 г. Мирный договор 971 г. давал грекам возможность нормализовать отношения с Киевом и вернуть их на уровень, на котором они были во времена Ольги. Поэтому Константинополь не был заинтересован в смерти русского князя.

Согласно мнению историка Н. Д. Руссева, Святослав сам медлил у порогов, потому что он ждал возвращения из Киева Свенельда с новыми дружинами. Русский князь собирался вернуться обратно в Болгарию, он жаждал реванша, а возвращаться в Киев он не хотел. Там Святослава уже не ждали. В Киеве уже вошел в силу его сын Ярополк, там по отношению к нему сформировалась сильная боярская оппозиция, которой дунайские земли не были нужны. И Святослав предпочел Руси Дунай.

Послужит чашей в назидание …

Косвенно о том, что Святослав действительно не собирался возвращаться в Киев, может свидетельствовать … чаша из его черепа. В целом ряде поздних русских летописей - Уваровской, Ермолинской, Львовской и др., есть дополнения к эпизоду Повести временных лет о гибели Святослава, касающиеся надписи на роковой чаше. Они незначительно отличаются между собой, но общий смысл их сводится к тому, что Святослав, желая чужого, своё погубил. Во Львовской летописи даже уточняется, что погубил из-за большой ненасытности.

То, что такая чаша действительно была, говорит запись в Тверской летописи, датированная XI-XII вв., о том, что «… это чаша до сих пор хранится в казне печенежских князей». Были ли предшественники у несчастного Святослава? В хрониках есть сведения о том, что в 811 г. болгарский хан язычник Крум угощал славянских князей из подобного сосуда. В этом случае материалом послужил череп побежденного болгарами византийского императора Никифора I.

Любопытные параллельные сведения о гибели Святослава предоставляет булгарская летопись Гази-Бараджа. Она подтверждает сообщение русских летописей о том, что печенеги были в сговоре не с византийцами, а с дунайскими болгарами, и содержит подробности о последних минутах жизни киевского князя. Когда Святослав оказался у него в плену, Кура-хан сказал ему: «Твоя голова, пусть и с хинской косой, не прибавит мне богатств, и я охотно даровал бы тебе жизнь, если бы ты действительно дорожил ею…. Пусть твоя голова послужит чашей для напитка в назидание всем чрезмерно гордым и легкомысленным».

Святослав - язычник!

Читая древнерусские летописи, складывается впечатление о двойственном отношении летописцев к Святославу. С одной стороны, симпатия и гордость за блистательного полководца, «Александра Македонского земли Русской», с другой - явное неодобрение его делам и поступкам. Особенно не одобряли летописцы-христиане язычества Святослава.

В русских летописях рассказывается о том, что княгиня Ольга , приняв крещение, стремилась приобщить к христианству и сына. Святослав отказывался под предлогом, что, если он один примет крещение, то дружина его станет над ним насмехаться. Мудрая Ольга справедливо на это отвечала, что если князь крестится, то и все сделают то же самое. Исследователи давно пришли к выводу о том, что указанная летописью причина отказа Святослава креститься, не серьезна. Права была Ольга, никто бы не посмел перечить князю. Как совершенно справедливо заметил исследователь А. В. Назаренко, для того чтобы крестить Русь, Ольге нужно было крестить сына, за ним бы последовало и все общество.

Однако в чем же причина упорного нежелания Святослава стать христианином? В булгарской летописи Гази-Бараджа есть на этот счет любопытное известие. Когда еще, будучи ребенком, Святослав смертельно заболел, и ему не могли помочь ни русские, ни византийские врачи, Ольга позвала булгарского лекаря Отчы-Субаша. Тот взялся исцелить мальчика, но в качестве условия попросил, чтобы Святослав не принимал христианства.

И объяснение булгарского летописца, как видим, выглядит несколько фольклорно. На этом фоне чрезвычайно интересна гипотеза А. В. Назаренко. Он считает, что причина отказа Святослава креститься таится в Константинополе, который он посетил вместе с матерью в 957 г. Византийский император в честь русской княгини Ольги устроил два приема. На первом приеме присутствовали «люди Святослава», где они в качестве даров получили денег гораздо меньше, чем даже рабыни Ольги. Это был прямой вызов русской стороне, ведь, например, в русско-греческом договоре 945 г. послы Святослава были упомянуты вторыми после Игоря , даже раньше Ольги. Видимо, унижение «людей Святослава», а значит и его самого, было вызвано нежеланием императора выдавать замуж свою дочь за правителя варваров. «Люди Святослава» были оскорблены и на втором приеме уже не присутствовали. Очень вероятно, считает А. В. Назаренко, что отказ Святославу в греческой невесте и повлиял на его (и его советников) решение остаться в язычестве.

Повесть временных лет, как бы пытаясь оправдать язычество Святослава, «смягчает» его воинственность в религиозном вопросе и сообщает: если кто-то хотел принять крещение, то он не запрещал, а только над ним насмехался. Однако в Иоакимовской летописи есть шокирующий рассказ о том, как Святослав, потерпев неудачу в одном из важных сражений с болгарами и греками, решил, что виноваты в этом христиане, находившиеся в составе его войска. Многие христиане были по его приказу казнены. Он не пожалел даже своего ближайшего родственника Глеба, который приходился ему сводным или, по другим источникам, двоюродным братом.

Авантюрист, государственный деятель, духовный лидер

Возможно, воинствующее язычество Святослава было обусловлено той особой ролью, которую он играл в обществе своего времени. Любопытно, как в историографии менялось восприятие образа этого воителя. В научной литературе первоначально преобладало мнение о Святославе, как о «последнем викинге», искателе приключений, наемном полководце, ищущем славу в чужой земле. Как писал Н. М. Карамзин , он славу побед уважал больше чем государственное благо. Война была единственной страстью Святослава, - вторит ему О. Субтельный. Болгарская исследовательница Г. Цанкова-Петкова назвала его «принцем-мечтателем».

Со временем утвердилась в ученом мире репутация Святослава, как мудрого государственного деятеля. За его воинственностью и, казалось бы, непредсказуемыми и спонтанными бросками на Восток, Юг и Юго-Запад ученые, наконец, смогли, - как пишет Н. Ф. Котляр, разглядеть определенную систему проведения внешней политики. Киевский князь решал вопросы отношений с другими странами сугубо военными средствами, - продолжает он же, еще и потому, что мирной дипломатией их, видимо, было уже не решить.

В последнее время появились гипотезы о третьей ипостаси Святослава Игоревича - сакральной стороне столь привычного нам образа воителя. К этой интерпретации уже давно подталкивало исследователей само имя Святослава. Оно относится к разряду теофорных имен и соединяет два смысловых контекста, которые могут указывать на две функции его носителя: сакральную (Святость) и воинскую (Слава). Как косвенное подтверждение подобной интерпретации можно рассматривать известие упоминавшейся булгарской летописи: после чудесного исцеления Святослав стал именоваться Ауданом - носителем сакральных жреческих функций среди степных язычников.

Ряд аргументов о выполнении Святославом сакральных функций собран исследователем С. В. Черой:

  • Внешний вид князя. Сходство с обликом языческого бога Перуна (длинные усы, но отсутствие бороды);
  • В последней битве под Доростолом, согласно рассказу греческого автора Иоанна Скилицы, Святослав отказался принять вызов на личный поединок от Иоанна Цимисхия;
  • Во время сражений Святослав находился, по-видимому, не в первых рядах и даже, возможно, позади своего войска. Согласно греческой хронике, некий Анемас, чтобы лично сразиться со Святославом во время одного боя, должен был вырваться вперед и разорвать вражеский строй;
  • В скандинавских сагах есть сообщения о том, что конунги брали в бой своих совсем крошечных детей, например, мальчиков двух лет. Их держали за пазухой, как талисман, они должны были принести удачу в сражении. И Святослав символически начинал битву с древлянами, будучи 3-4 лет отроду.

Былинный Дунай Иванович

Киевский князь Святослав Игоревич относится к разряду тех исторических личностей, интерес к которым никогда не угаснет, а со временем их образ будет только развиваться и даже обрастать новыми и важными «историческими» подробностями. Святослав навсегда останется в памяти русского народа, как герой легендарный. Исследователи полагают, что былинный Дунай Иванович и он же, Дунай Переславьев, это и есть никто иной, как Святослав. И историческое стремление Руси к Дунаю произрастает со времен легендарного киевского князя. Именно он был своеобразным предтечей великих русских полководцев - П. А. Румянцева , А. В. Суворова , М. И. Кутузова , И. В. Гурко, М. Д. Скобелева и др., которые ратными успехами прославили силу русского оружия на Балканах.

Роман Рабинович, канд. ист. наук ,
специально для портала


Княгиня Ольга, супруга Игоря, осталась вдовой с трехлетним сыном. На ее долю выпало наводить порядок в государстве, обустраивая города, содействуя развитию торговли, смиряя внутренние бунты едва присоединившихся к Руси племен. А вот сын вырос совсем другим человеком, и правил он своей «вотчиной» не как рачительный хозяин, а скорее как военачальник. Каковы же результаты его княжения?

Ольге было сложно заниматься воспитанием ребенка, поскольку много времени у нее отнимали государственные дела. К тому же, по понятиям того времени, мужчина, даже князь, должен был быть прежде всего воином и отличаться храбростью и смелостью. Поэтому сын Игоря рос при дружине. Маленький Святослав, находясь под опекой воеводы Свенельда, принимал участие в походах чуть ли не на равных со взрослыми дружинниками. Когда Святославу было 4 года, во время очередного похода русичей ему дали копье. Юный княжич бросил копье во врага изо всех своих силенок. И хотя оно упало возле коня, этот пример очень воодушевил воинов, которые дружно пошли на врага.

Походы против хазар. Завоевание Болгарского царства

Русские купцы на Волге терпели немало неудобств. Их притесняли хазары, часто совершали нападения болгары. Святослав, будучи уже взрослым, предпринимал неоднократные походы против хазар. Несколько лет (судя по летописям) он бился с этим воинственным племенем. В 964 г. состоялся решающий поход. Хазары были побеждены. Два их главных города – Итиль и Белая Вежа – оказались в руках русичей.

Далее, после закрепления торгового пути по Волге за русскими, Святослав решил покорить болгарские земли. «Подстрекателем» в данном случае выступил греческий император Никифор Фока, которому хотелось поссорить болгар и русичей, чтобы ослабить и тех, и других, тем самым обезопасив себя от возможных вторжений. Он пообещал Святославу огромное богатство – 30 пудов золота, если тот победит болгар. Русский князь согласился и выставил против болгар несметное войско. Вскоре болгары покорились. В руках русских оказались многие их города, в том числе Переяславец и Доростень. Пока бились с болгарами, в Киеве печенеги едва не пленили княгиню Ольгу и маленьких детей Святослава – почти чудом кому-то из верных дружинников удалось «умчать» их подальше от опасности.

Вернувшись в Киев, Святослав недолго пробыл там. Манила князя болгарская земля. Он признавался матери, что «нелюбо» ему в Киеве жить, а хочется уйти в Переяславец, куда он планировал перенести и столицу княжества. Ольга, которая к тому времени уже отошла от дел, сильно болела, уговорила сына дождаться ее смерти и только потом уходить.

Последний поход на Болгарию. Договор с Византией

Похоронив мать, Святослав вновь двинулся в поход в полюбившуюся ему болгарскую землю. Детей своих он оставил на Руси, поделив княжество на уделы. Горько пришлось потомкам пожалеть о таком решении Святослава: именно с него началась недобрая традиция оставления уделов и городов сыновьям, которая привела к раздробленности и ослаблению государства. Будущему великому князю Владимиру Красное Солнышко – младшему сыну Святослава – достался Новгород.

Сам же Святослав направился к Переяславцу, однако приняли его не так, как он ожидал. Болгары к этому времени вступили в союзнические отношения с греками, что помогло им противостоять русичам. Византию же гораздо больше пугало возможное соседство грозного Святослава, чем болгар, поэтому они постарались уберечь себя от такой опасности. Победа сначала была на стороне русского князя, но давалось ему каждое сражение нелегко, он терял воинов, их косили голод и болезни. Заняв город Доростень, Святослав довольно долго оборонялся, но силы его были на исходе. Проанализировав ситуацию, он обратился к грекам с просьбой о мире.

Греческий император прибыл на встречу на прекрасно оснащенном корабле, в богатых одеждах, а Святослав – в простой ладье, где его было не отличить от дружинников. Стороны заключили мирный договор, по условиям которого русские были обязаны никогда не начинать войны с Грецией.

После неудачного похода русский князь решил возвращаться в Киев. Верные люди предупредили Святослава, что водные пороги ему не перейти – в укромных местах прячутся печенеги. Князь все же попытался преодолеть пороги, но это ему не удалось – пришлось зазимовать на болгарской земле.

Весной была предпринята вторая попытка добраться водным путем до Киева, но печенеги навязали русским битву, в которой последние проиграли, так как были уже совсем измучены. В этом сражении погиб Святослав – прямо в бою, как подобает настоящему воину. По легенде, печенежский князь Куря велел изготовить из его черепа чашу.

Итоги правления

Князь Святослав был храбрым и мужественным, он не мыслил своей жизни без походов. От врага не прятался, не старался взять его хитростью, наоборот, честно предупреждал «Иду на Вы!», вызывая в открытый бой. Он провел свою жизнь на коне, питался говядиной или кониной, чуть подкопченной на огне, спал, подложив под голову седло. Он отличался воинственностью и бесстрашием. Но эти качества прекрасны, когда ими наделен военачальник. Великий князь же должен обладать более гибким умом, должен быть не только предводителем войска, но и хитрым дипломатом, и рачительным хозяином. Святослав сумел разгромить опасное Хазарское ханство, но не смог установить выгодных для Руси взаимоотношений с Византией, не обращал особого внимания на внутренние дела государства. Киевская Русь вновь нуждалась в дальновидном политике и хозяйственнике на престоле.

Российское государство имеет достаточно богатую и неповторимую историю своего формирования.

Положение, которое на данный момент занимает Россия в мире, ее внутреннее устройство, продиктовано именно самобытной историей становления нашего государства, событиями которые происходили на протяжении всего развития России, а главное людьми, великими личностями, которые стояли у истоков каждого важного преобразования в жизни русского общества.

Однако, многим из них в современных учебных исторических пособиях отводятся лишь общие фразы касательно их жизни. Одной из таких личностей является и Святослав Игоревич, великий князь Киевский, прозванный в народе также как Святослав Храбрый.

Рассмотрим основные вехи жизни князя:

  • Рождение, юность;
  • Первые военные шаги. Хазарский каганат;
  • Болгарские походы;
  • Возвращение домой. Смерть Великого князя.

Рождение и юность

Святослав Игоревич был единственным сыном князя Игоря Старого и княгини Ольги. Доподлинно год рождения великого князя Святослава не известен.

Большинство историков, ссылаясь на древние летописи, указывают в качестве такового год 942. Но, в Повести временных лет, впервые имя Святослава Игоревича упоминается лишь в 946 году, когда княгиня Ольга взяла своего сына в поход против древлян, которые годом ранее убили её мужа, князя Игоря.

Согласно Повести временных лет, сражение началось именно с броска копья Святославом в сторону древлян. На тот момент согласно источникам князю Святославу было 4 года. Поход против древлян закончился успехом для русской дружины.

Наставниками Святослава в юности были варяг Асмуд и главный киевский воевода – варяг Свенельд. Первый обучал мальчика охоте, крепко держаться в седле, плавать, укрываться от глаз врагов в любой местности.

Свенельд же обучал юного князя полководческому искусству. Таким образом, первую половину своей недолгой жизни, Святослав провел в бесчисленных походах, при этом какие-либо княжеские привилегии ему были чужды.

Он ночевал под открытым небом, спал на конской попоне с седлом под головой, одежда его ни чем не отличалась от его окружения, что и сохранялось на протяжении всей его жизни. Именно на этом этапе Святослав со своими друзьями и собрал своё будущее войско.

Х век на Руси знаменуется принятием христианства, однако в годы жизни Святослава, христианство еще медленно шагало по стране. Но его мать, княгиня Ольга, принявшая христианств, всевозможными методами пыталась и сына склонить к приходу в новую веру.

При всех попытках своей матери, Святослав твердо стоял на своем, он был – язычником, как и его дружина. В противном случае, в случае принятия христианства, дружина, по убеждениям великого князя, просто не стала бы его уважать.

Первые военные шаги. Хазарский каганат

В 964 году дружина Святослава покидает Киев, и начинается история его воинской славы. Целью похода князя вероятнее всего был разгром Хазарского каганата, но на пути своем, вначале он встречает вятичей, волжских болгар, буртасов и из каждого сражения дружина его выходит с победой.

Лишь в 965 году атаковал великий князь Хазарский каганат, разгромив войско его и разрушив столицу, город Итиль. Поход продолжился и далее, русская дружина взяла хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер и другие.

Таким образом, этот поход Святослава против Хазарского каганата расширил киевскую власть над всеми восточными славянами, а, кроме того, увеличились и границы Киевского царства до Северного Кавказа.

Болгарские походы

После возвращения князя Святослава в Киев, практически сразу он со своей дружиной отправился в новый военный поход направленный уже против Дунайской Болгарии. Причины столь скорого оставления своих земель историки называют разные.

Однако, наиболее распространенна позиция, основанная на заинтересованности Византии в улаживании возникшего недопонимания с Болгарией и по возможности не своими руками. А также, возможностью ослабления Киевского государства.

Таким образом, вернувшись из военного похода на Хазарию, князь Святослав был встречен греческими послами, уповавшими на русско-византийский договор 944 г., подкрепленный достаточно солидным золотым подношением.

В итоге, молодой князь в 968 году, выдвинулся со своим 10-тысячным войском на Болгарские земли. Там разбив 30-тысячную армию болгар, Святослав захватил город Переслава, который затем переименовал в Переяславец и перенес столицу во вновь завоеванный город.

Вместе с тем именно во время очередного военного похода князя, на Киев нападают печенеги. Святославу приходиться возвратиться с завоеванных территорий и дать отпор агрессорам.

Одновременно с наступлением печенег умирает княгиня Ольга, которая все время походов Святослава, исполняла обязанности правителя государства.

Святослав, обосновав свою невозможность сидеть в Киеве желанием жить на Дунае, по сути разделил управление государством между сыновьями: старшего сына, Ярополка оставил в Киеве, среднего-Олега послал в Овруч, а младшего-Владимира – в Новгород.

Такой поступок князя в дальнейшем скажется на истории страны в виде междоусобиц и напряжению обстановке в стране. Разобравшись с политическими делами государства, Святослав вновь отправился с походом на Болгарию, в котором уже полностью овладел территорией всей страны.

Правитель Болгарии, в надежде получить помощь от Византии, обратился к её императору. Никифор Фока, правитель Византии, наблюдающий за усилением русского государства и обеспокоенный его усилением, просьбу болгарского царя удовлетворил.

Кроме того, император надеялся заключить брак с болгарской царской семьей, дабы упрочить их союз. Но в результате переворота Никифор Фока был убит и на императорский трон взошел Иоанн Цимисхий.

Брачному договору так и не суждено было исполнится, однако Византия все-таки согласилась помочь болгарскому царству.

Вопреки своим обещаниям Византия не спешила помогать Болгарии. В результате чего, новый болгарский царь заключил мирный договор с князем Святославом, обязуясь выступить с ним против Византийской империи.

Возвращение домой. Смерть Великого князя

В 970 году, Великий князь Святослав со своим войском, куда входили болгары, печенеги, венгры, ведет свою численно-превосходящую армию на территорию Византийского государства. В ходе полутора лет шли с попеременным успехом для обоих войск различные сражения.

В конечном счете, весной 971 года произошло решающее сражение, которое закончилось мирным договором. Но, исходя из условий данного договора, ни одна из сторон не могла считать себя победителем в прошедшей войне.

Святослав обязался покинуть территорию Болгарии, в свою очередь византийская сторона должна была обеспечить русскую дружину продовольствием на два месяца.

Вдобавок, по условиям договора торговля между Киевской Русью и Византией возобновлялась. Потерпев неудачу в завоевании Византийского царства, князь Святослав направился домой.

По некоторым данным, именно греки убедили печенег напасть на войско Святослава, дабы избавиться т возможного повторения похода на Византию. В 972 году, в весеннюю оттепель князь попытался вновь пройти по Днепру.

Однако на этот раз, это была окончательная смертельная битва Великого князя Святослава.

По обычаям нападавших печенегов, из черепа князя был сделан кубок, из которого затем пил предводитель печенегов, произнося слова: «Пусть наши дети будут такими, как он!».

Таким образом, и закончилась жизнь Великого князя Киевского Святослава Храброго. Закончилась она в бою, на что и мог надеяться такой славный воин как Святослав, зажигающий в своих дружинниках веру в победу и в великое царство Киевское.

Его незаслуженно относят к категории только князей завоевателей. Ведь если посмотреть на географию его походов, то он целенаправленно и продуманно обеспечивал своему государству выход к каспийскому морю, к восточным торговым путем.

А с другой стороны, Дунай – главная торговая ветвь Европы, также в результате действий Святослава, переходит под знамена русского царства. Но непродолжительная жизнь князя не позволяет ему сохранить результаты своих завоеваний.

Великий князь Святослав Игоревич.

Давно канула в лету эпоха дохристианской Руси, однако в памяти народной до сих пор живут имена героев тех далеких лет и их ратные подвиги. Одним из выдающихся людей того времени и величайшим русским полководцем был Святослав Игоревич, Великий князь Киевский.

Конец I тысячелетия нашей эры в какой - то мере можно назвать переломным для русской земли. С запада уже началось распространение христианства, тогда как Русь до той поры все еще оставалась языческой, на востоке и юге русское государство постоянно находилось под угрозой хазарских и печенегских набегов. Вот в такое неспокойное время и появился на свет князь Святослав. Отцом его был Игорь, Великий князь Киевский и Новгородский, сын основателя династии Рюриков, матерью - княгиня Ольга. Согласно Ипатьевского списка, рождение князя Святослава Игоревича относится к 942 году, однако другие летописные источники называют 930 год.

На сегодняшний день память о Великом князе Святославе увековечена не только в художественных изображениях и скульптурах, но и в рисунках на различных предметах одежды и сувенирах, в частности, в нашем интернет военторге Военпро вы можете с изображением Великого князя Святослава.

В 945 году древлянами был убит отец князя Святослава, Игорь, и формально Святослав становится Великим князем, однако в связи с малолетством князя Святослава фактической правительницей Руси становится его мать, княгиня Ольга. Впрочем, она продолжала управлять государством и после его совершеннолетия ввиду полного отсутствия у князя Святослава Игоревича интереса к хозяйственной и административной деятельности.

С малых лет Великий князь Киевский Святослав Игоревич стал постигать азы воинского искусства. Его учителями становятся варяг Асмуд, по свидетельству некоторых летописцев приходившийся юному князю Святославу дядькой, и воевода Киева Свенельд. Вместе с Асмудом еще в детстве князь Святослав участвовал в экспедициях к эстам, самоедам, финнам, вероятно, принимал участие и в морских походах русичей. Стратегию и тактику ведения боев князь Святослав Игоревич изучал под руководством воеводы Свенельда.

Походы князя Святослава

Едва возмужав, начинает собирать князь Святослав дружину. В то же время мать князя Святослава, княгиня Ольга, принимает христианство, и пытается склонить к принятию православной веры и сына, который категорически отказывается от крещения. До конца жизни князь Святослав Игоревич поклонялся языческим богам, в частности, Перуну, покровителю князя и княжеской дружины, и Хорсу, олицетворению Солнца. Ввиду этого мы предлагаем вашему вниманию Великого на фоне символического изображения Солнца.

К двадцати годам князь Святослав Игоревич становится опытным и умелым воином, под стать ему подобралась и дружина, и с этого момента начинаются самостоятельные походы князя Святослава, причем целью их была отнюдь не нажива, что был редкий случай для того времени.

Великий князь Киевский Святослав Игоревич стал успешным «собирателем земель», значительно расширив границы Древнерусского государства, которое за годы правления князя Святослава стало самым крупным в Европе и одним из самых больших в мире. Русским историком Н. Карамзиным князь Святослав Игоревич был охарактеризован как «Александр Македонский древнерусской истории».

Хазарский поход Святослава

В 964 году дружина князя Святослава выступила в восточном направлении с целью послабления влияния Хазарского каганата. Начало разгрома Хазарского каганата было положено в 964 году, 3 июля. Впоследствии эта дата стала считаться Днем памяти князя Святослава Храброго.

Однако здесь необходимо заметить, что вышеприведенные данные, описанные в «Повести временных лет», несколько отличаются от других летописных источников, авторы которых относят хазарский поход Святослава к более позднему времени (965 или 966 годы).

При подготовке наступления на хазаров, Святослав отказался от фронтального натиска через междуречье Волги и Дона, вместо этого он предпринял грандиозный для того времени обходной маневр. Для начала князем Святославом были покорены славянские племена вятичей, зависимые от хазар. Следующим ходом князь Святослав Игоревич разгромил буртасов и волжских булгар, так же подчинявшихся Хазарскому каганату, тем самым обеспечив безопасность северного фланга своего войска. Не ожидавшие нападения князя Святослава с севера, хазары были полностью дезорганизованы, что дало возможность князю Святославу Игоревичу взять их столицу - Итиль.

Далее наступая на хазар, Святослав разгромил их важнейший опорный пункт - крепость Семендер и поставил на ее месте русский форпост Белая Вежа. Так же во время похода князем Святославом были покорены племена касогов, поле чего на Таманском полуострове им было основано Тмутараканское княжество.

Разгром Хазарского каганата Святославом положил начало доминированию Киевской Руси на востоке Европы. Значимость победы Святослава над хазарами обусловлена еще и тем, что через земли хазар и волжских булгар в то время проходил важнейший торговый путь - Великий шелковый и после разгрома Святославом Хазарского каганата русские купцы получили возможность беспошлинно торговать с восточными государствами, что благоприятно сказывалось на экономике Киевской Руси.

Однако военная деятельность князя Святослава на этом не закончилась. После закрепления на восточном направлении устремления князя Святослава Игоревича обратились к Западу, в сторону Дуная. Летописи говорят, что с того времени перед началом нападения соперники князя получали послание от Святослава: «Иду на вы!».

На сайте нашего интернет военторга вы можете купить различные предметы с изображением князя Станислава Великого на фоне его оберега - символа Солнца, в частности, и с изречением «Солнце за нас!».

Болгарские походы князя Святослава

В 967 г. Византийская империя заключила с Киевом антиболгарский договор, и дружина князя Святослава выступила в поход к дунайским берегам. Однако не только союзный договор подстегивал устремления князя Святослава Игоревича в западную сторону. Во время хазарского похода Святослава многие хазары укрылись у болгар, бывших их союзниками, таким образом, и хазарский фактор сыграл немалую роль в болгарском походе князя Святослава Великого.

В одной битве князь Святослав добился господства над Восточной Болгарией и обосновался в Переяславце. Здесь следует отметить, что, по свидетельству летописцев, после разгрома болгарского войска дальнейшие отношения князя Святослава Игоревича с болгарами были самыми дружественными, по - видимому из-за того, что в Болгарии в то время еще не было распространено христианство и дружина князя Святослава видела в болгарах своих единоверцев и братьев по крови.

Однако мирная жизнь князя Святослава Великого продолжалась недолго. В скором времени из Киевской Руси Святославу пришло известие о нападении на Киев печенегов. В то время в столице Руси оставалась княгиня Ольга и сыновья князя Святослава, воспитанием которых она занималась.

Получив известие о нашествии печенегов, Святослав со своей личной дружиной поспешил на помощь Киеву, оставив в Переяславце воеводу Волка. По пути к дружине князя Святослава присоединилось большое количество «воев» (так во времена Киевской Руси называли всех лиц, владеющих оружием). При подходе князя Святослава Игоревича к Киеву печенеги бежали, но уйти им удалось недалеко.

После основательной трепки, заданной им Святославом, печенеги принесли извинения и запросили мира.

Тогда же князь Святослав Храбрый узнает от печенегов, что подстрекателем в этом набеге выступал уже сильно потрепанный Хазарский каганат, и тогда же он второй раз отправляется в поход на хазар. Второй хазарский поход князя Святослава завершился полным разгромом каганата, его столица была разрушена.

И, как и после любой своей победы, князь Святослав со дружиною благодарил своих богов, принесших им удачу, а у нас на сайте среди различных товаров с изображением князя Святослава Великого вы можете приобрести .

По возвращении князя Святослава Игоревича в Киев умирает его мать, Ольга, являвшаяся фактической правительницей Киевской Руси во время отсутствия сына. Государственное правление князь Святослав решил по-новому: княжить в Киеве он посадил сына Ярполка, на древлянское княжение был посажен сын Святослава Олег, на новгородское - Владимир. Сам же князь Святослав Храбрый в 969 году вновь пошел с войском на Болгарию, откуда поступали тревожные известия. Болгарский царь Петр, заключавший перемирие со Святославом Великим, отрекся от престола, новый царь Борис II разорвал мирное соглашение с русами и начал боевые действия против оставшихся в Болгарии русских гарнизонов. Воевода Волк, остававшийся в Переяславце, не смог противостоять превосходящему противнику и спустился на ладьях по Дунаю, где объединился с войском шедшего ему на подмогу князя Святослава Игоревича. Переяславец был взят вторично, но на этот раз битва была кровопролитной.

После взятия Переяславца князь Святослав Великий двинулся вглубь Болгарии и, практически не встретив сопротивления, вошел в ее столицу - Преслав, где болгарский царь Борис признал себя вассалом князя Святослава Великого.

В это же время в Византии, бывшей ранее союзником князя Святослава Великого, происходит смена власти, и новая большая война становится неизбежной.

Для тех, кому интересна история земли русской, наш военторг Военпро приготовил большое количество сувениров, в том числе и с изображением князя Святослава Игоревича. В частности, у нас можно приобрести с портретом Святослава Великого на фоне солнечного Коловрата.

Война князя Святослава с Византией

Весной 970 г. князь Святослав Игоревич, заключив союз с болгарами, венграми и печенегами, начал наступление на византийские владения во Фракии. Генеральное сражение произошло в 120 км от столицы Византии - Константинополя. В этой битве князь Святослав понес большие потери, однако ему удалось подступить вплотную к городу, после чего Святослав Великий отступил, взяв при этом большую дань. После этого в течение года военные действия не предпринимались ни одной из сторон, пока в 971 году, в апреле, Иоанн I Цимисхий, ставший незадолго до этого византийским императором, не начал боевые действия против князя Святослава Игоревича. Практически сразу византийцам удалось захватить болгарскую столицу Преслав, после чего Иоанн I начал осаду Доростола, где находились основные силы русского войска во главе с князем Святославом.

В течение трех месяцев осады продолжались непрерывные стычки, пока 21 июля не состоялось еще одно генеральное сражение, в котором Святослав Храбрый был тяжело ранен. В ходе боя ни одна из сторон не достигла желаемых результатов, однако после него князь Святослав Игоревич вступил в мирные переговоры с византийцами.

В результате между князем Святославом Игоревичем и византийским императором был заключен почетный мир, согласно которому русичи получали огромные репатриации с условием отказа от болгарских владений.

После заключения мира Святослав Великий с войском покинул пределы Болгарии. Благополучно достигнув устья Днепра, князь Святослав Игоревич предпринял попытку подняться до порогов на ладьях, однако это ему не удалось, и войско князя Святослава осталось зимовать в устье реки. Весной 972 г. князь Святослав Игоревич вновь тронулся в путь, однако бывшие союзники - печенеги поджидали его возле днепровских порогов. Завязался бой, во время которого Святослав Великий погиб.

Древнерусский князь Святослав Игоревич

Уже в течение многих веков историки занимаются изучением личности Святослава Великого, и надо сказать, что мнения о нем неоднозначны, однако вклад этого талантливого полководца в историю развития русского государства несомненен, и не зря Святослав Храбрый входит в первую десятку великих полководцев мира.

Исследования продолжаются и по сей день - в 2011 на дне Днепра был найден старинный меч, предполагают даже, что владельцем меча был сам князь Святослав. В пользу этого предположения говорит богато отделанная рукоять меча. После реставрации «меч Святослава» хранится в музее г. Хортица.

Однако личность Святослава Великого интересует не только ученых мужей, память о князе Святославе живет и в сердцах простых людей, о чем говорят памятники Святославу Храброму. Их несколько - памятник князю Святославу установлен в Киеве, а на территории России скульптурное изображение Святослава Храброго можно увидеть на барельефе в Великом Новгороде, а близ Белгорода в память о Святославе Великом в 1040 летнюю годовщину победы над хазарами была установлена конная статуя князя Святослава работы скульптора Клыкова.

Жизни и подвигам князя Святослава Великого - последнего языческого князя Руси, посвящено множество художественных полотен, о нем снимаются фильмы и пишутся песни.

Наш же интернет военторг Военпро предлагает вам оригинальные сувениры с изображением легендарного князя, среди которых есть и «князь Святослав».

С полным ассортиментом товаров на тему Древних русичей, славян, родноверия и солнечного Коловрата вы можете ознакомиться, пройдя по .



Случайные статьи

Вверх