Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
Безусловно, по уникальности любой язык достоин высоких оценок. Но каждый ли из них может похвастаться своим богатством лексики, гигантским набором грамматических форм, глубинным сложным и простым синтаксисом, величественной морфологией? Предлоги в русском языке обеспечивают высокий показатель уникальности.
Предлоги в русском языке являются отдельной частью речи. Классы и разряды их тоже требуют пристального внимания.
В современном русском языке выделяют 6 самостоятельных частей речи :
Помимо этой группы, лингвисты выделяют ещё одну, которую они назвали служебными частями речи (ч. р.). Её элементы выполняют «второстепенные» функции, но на высших формациях языка (синтаксис) их роль существенно выше, так как без них не получится составить предложение. Сюда входят 3 основные группы :
Из всех вышеперечисленных ч. р. наиболее интересна третья. Предлог не может отвечать ни на один из вопросов и пишется всегда перед существительным. По своей сути, он является своеобразным клеем или раствором, используемым для строительства синтаксического целого (предложения). Из предложений выстраивается текст, а значит, предлоги выполняют очень важную функцию в тексте. Таким образом, можно сформулировать определение.
Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
По происхождению и строению выделяют производные и непроизводные предлоги. Непроизводные никогда не были другими частями речи или их морфемами. Производные же образовались путём перехода самостоятельной части речи в служебные. Для русского языка такое явление не является редким и часто случается, когда одна часть речи постепенно приобретает морфологические признаки другой. Явление частеречного перехода постоянно изучается учёными. Основным инструментом такого анализа является выявление закономерностей в современных языковых процессах.
По структуре выделяют группы простых: в, под, на; и составных: несмотря на, в заключение.
Чтобы разобраться с написанием производных предлогов и их омонимичных форм, нужно определить причинно-следственные связи их образования. Следует выяснить на примерах, как должны писаться омонимичные формы, как подчёркиваются они и чем отличаются друг от друга на письме. Для этого необходимо составить таблицу.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что следует различать самостоятельные ч. р. и производные предлоги, так как от этого зависит, каким членом предложения являются слова. Если неверно определить ч. р., можно ошибиться в итоге. А значит, есть риск нарушить правила обособления дополнений и обстоятельств.
Производные бывают трёх видов :
Следует отметить, что, переходя из существительного, наречия или деепричастия, слово лишается морфологических признаков самостоятельных ч. р. Оно меняет одни морфологические категории на другие. Например, теряется род, число, падеж и т. д.
Морфологический разбор является способом доказать, какой ч. р. является слово. Любое из них обладает морфологическими признаками (категориями). Нужно ознакомиться с примером такого разбора.
Морфологический разбор состоит из 3 действий:
Таким образом строится устный разбор. На практике (письменно) он выглядит следующим образом:
Под высокой травой хоронится земля.
До сих не все знают, как подчёркивается предлог в предложении, и неверно его графически выделяют. Согласно общепринятому правилу, он может обозначаться только как и связанное с ним существительное.
Если в предложении существительное является дополнением (подчеркивается пунктирной линией), то п. будет подчёркиваться таким же образом (над лесом). Если существительное в предложении будет обстоятельством, то и п. будет подчёркиваться таким же образом.
Многие подчёркивают п. так же, как и прилагательное (волнистой линией), если оно стоит между существительным и предлогом. Это неверно. Он всегда связан только с существительным и отражает падежную форму этой части речи, но с прилагательным связывает его только зависимость от существительного.
Поскольку с п. могут употребляться только существительные, можно говорить о том, что это качество распространяется на ч. р., морфологические признаки которых сходны с именем существительным :
С этими ч. р. предлог может сочетаться, но с прилагательными, наречиями, порядковыми числительными связь никогда не наблюдается. Это связано с тем, что вышеперечисленные ч. р. по своим морфологическим категориям сходны с прилагательным, а предлог от него не зависит.
Предлог является служебной частью речи, главной функцией которой является связь между местоимениями, существительными, числительными и словами, принадлежащими к другим частям речи.
Предлоги обозначают отношения между двумя объектами (лодка с парусом), между объектом и действием (смотреть на речку), между объектом и признаком (готовый на самопожертвование). Предлоги не могут изменяться по падежам, числам, времени и родам.
Они никогда не выступают самостоятельными членами в предложении. Зачастую в предложении предлоги ставятся либо перед существительными, либо перед определениями, которые относятся к существительному. Например: в красном платье. Некоторые предлоги могут употребляться и после существительного. Например: чего ради или ради чего.
Согласно способ образованию предлоги делятся на две категории: непроизводные и производные. Непроизводные предлоги (иногда их называют первообразными) – это предлоги, которые не имеют связей с другими части речи, то есть не образованны от них. Примеры непроизводных предлогов: при, из-за, от, с, без.
Производные предлоги (непервообразные) – это предлоги, которые образовались на основе слов, принадлежащих к самостоятельным частям речи. Производные предлоги делятся на три группы:
Наречные: напротив, вокруг, вдоль, вблизи;
Отыменные: в виде, за счет, ввиду, по поводу, в течение;
Отглагольные: включая, начиная, исключая, спустя, благодаря.
Согласно строению, предлоги делятся на две группы: простые и составные. Простые предлоги пишутся слитно: около, благодаря, вокруг, вследствие. Составные предлоги включают в себя два и более слова, которые следует писать раздельно: в продолжение, в связи с, по направлению к, в зависимости от, за исключением.
Предлоги следует разбирать по такой схеме:
1. Часть речи, грамматическая роль (для чего в предложении служит данный предлог);
2. Выделение морфологических признаков:
Производный или непроизводный;
Простой или составной.
Например: Мария Ивановна, заложив руки за спину, быстро ходила по гостиной из угла в угол, смотря вперед себя, и задумчиво покачивала головой. В данном предложении есть четыре предлога:
- по : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в дательном падеже;
- из : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в родительном падеже;
- в : простой, непроизводный, употреблен в предложении с существительным в винительном падеже;
Добрый день, уважаемый студент! Сегодня я хотела бы уделить внимание такой не сложной, но вызывающей трудности у иностранцев теме как предлоги. В русском языке очень много предлогов и каждый из них входит в определенную группу. Предлоги нужны нам для связи слов в предложении, для того, чтобы указать на определенное место, время, пространство, причину или цель.
Сегодня рассмотрим предлоги, которые мы употребляем со вопросительными словами "где", "куда", "откуда"
С вопросительным словом "где" в русском языке обычно употребляются 2 предлога "на" и "в", как же разобраться, когда употреблять один из этих предлогов? Обычно говоря про пространство, которое подразумевает, что нужно в нем находиться, внутри, мы употребляем "в", если же мы говорим про пространство и имеем в виду нечто обширное, широкое, на поверхности, обычно не закрытое, то употребляем "на", давайте рассмотрим на примерах:
Где вы работаете? Я работаю в большом офисе Where do you work? I work in a big office
Где вы живёте? Мы живем в маленькой квартире Where do you live? We live in a small flat/appartment
Где был концерт? Он прошёл на большом стадионе в Москве Where was the concert? It has been held in a big stadium
Где играют дети? Они играют на площадке около дома Where the children play? They play on the playground near the house.
В данных примерах, слова "квартира" и "офис" являются закрытыми пространствами, поэтому мы употребляем в речи предлог "в". А слова "стадион" и "площадка" являются открытыми местами, на поверхности которых обычно люди проводят какое-то время и обычно не так долго, поэтому мы употребляем предлог "на".
С вопросительным словом "куда" мы также употребляем предлоги "в" или "на", но в данном случае существительное, которое идет после предлога должно стоять в винительном падеже, например:
Куда вы идете сегодня вечером с Антоном? Мы собираемся пойти в новое кафе Where are you going tonight with Anton? We are going to visit a new cafe.
Куда ушла бабушка? Она пошла на улицу Where is granny? She went to the street
В этих примерах все тот же самый принцип "закрытого" или "открытого" пространства, но если со словом "где" после предлога идет существительное в предложном падеже, то в случае с вопросом "куда", мы употребляем существительные в винительном падеже:
Пошла на улицу (что? Улицу) Went to the street (in Accusative case)
В новое кафе (что? Кафе) In a new cafe (in Accusative case)
В случае с вопросительным словом "откуда", в русском языке мы обычно употребляем предлоги "из" и "с"
Чтобы правильно уметь разобраться в том, какой из этих предлогов употреблять, запомним такое правило:
Если мы говорим о направлении: куда идёт? И далее в ответе употребляем предлог "в", тогда вопросительное слово "откуда" будет означать обратное направление: идти/возвращаться откуда? Соответственно, в речи мы должны употребить предлог "из":
Куда она уехала? В Самару Where did she go? She went to Samara
Откуда она приехала? Из Самары [ Atkuda ana priekhala? Iz Samary] Where did she come from? From Samara
Запомните,что схематически эти примеры выглядят так: "в" - "из"
Если же в вопросе: Куда он пошёл? В ответе будет присутствовать предлог "на", то и с вопросительным словом "откуда": Откуда он пришел? Мы должны употребить предлог "с". Например:
Куда он пошёл так рано? Он пошел на работу Where did he go so early? He went to work
Откуда он пришел так поздно? С работы Where did he come so late? Fr om work.
Схематически эти примеры можно выразить следующим образом: "на" - "с"
Запомните слова с которыми употребляется предлог "из":
Из кабинета From study room
Из ресторана From the restaurant
Из театра From the theatre
Из города [ Iz gorada] From the city
Слова, с которыми употребляется "с":
С работы From work
С севера From the North
С площади From the square
Запомните,что слово "стадион" с предлогом "с" и вопросительным словом "откуда" не употребляется, к предлогу добавляетс я буква "о":
Откуда идут люди? Со стадиона Wh ere did this people come? From the stadium.
Мы уже знаем, что слова в предложении связаны по смыслу. Сегодня мы узнаем о маленьких помощниках, без которых эта связь не была бы возможна.
Рассмотрим первый пример. Составим предложение со словами кот и стол , опираясь на рисунки.
Кот сидит на столе.
Кот сидит под столом.
Кот сидит за столом.
Кот сидит у стола.
Назовём слова, которые помогли указать, где находится кот: на, под, за, у . Если убрать их из предложений, они теряют свой смысл и связность.
Предлог - это часть речи, которая служит для связи слов друг с другом.
В русском языке около 200 предлогов. Познакомимся с некоторыми из них.
Где растут грибы? В лесу. Предлог В .
Где сидит Колобок? На пеньке. Предлог НА .
С кем дружит собака? С кошкой. Предлог С .
Корабль плывёт по чему? По морю. Предлог ПО .
Где сидит ученик? За партой. Предлог ЗА .
Запомним предлоги : в, без до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, для, с, у, за, над, об, под, про.
В отличие от существительных, прилагательных и глаголов предлоги не отвечают на вопросы. Однако связь слов в предложении без предлогов невозможна.
Запомним:
Предлоги со словами пишутся раздельно .Мы уже знаем, что в русском языке есть похожие приставки. Но приставки - это часть слова, поэтому они пишутся со словами слитно. А предлоги - это часть речи, поэтому они пишутся со словами раздельно.
Давайте узнаем, как отличить приставку от предлога.
Определим, где приставка, а где предлог.
(На)писал (на)конверте.
Первый способ: можно отбросить или поменять приставку, а предлог - нет. Попробуем:
Писал (на) конверте. Слова связаны по смыслу. Значит, первое НА - приставка.
Написал конверте. Связь нарушилась. Значит второе НА - предлог.
Написал - НА приставка - пишем слитно. На конверте - НА предлог - пишем раздельно.
Запомним: предлоги с глаголами не употребляются!
Рассмотрим второй способ:
(Про)читал (про)животных.
Второй способ: между предлогом и словом можно вставить другое слово. Попробуем:
Прочитал - что сделал? - это глагол, ПРО - приставка, вставить другое слово нельзя.
Прочитал про домашних животных . ПРО - предлог, напишем раздельно.
Прочитал про животных.
Слово предлог в перевод с греческого означает «перед словом ». По частоте употребления предлоги занимают четвёртое место после имён существительных, глаголом и имён прилагательных.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями
:Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.
Контингент участников: - учащиеся 2-го класса (9 лет).
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний.
План урока
Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.
а). Орфографическая зарядка.
б). Разделить слова на группы.
(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.
Но мы не говорили о них подробно.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.
Таблица 6.
Таблица 8.
3. Работа с текстом.
Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.
Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
Таблица 9
Таблица 10
Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14
(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
Таблица 11
за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.
Таблица 7
Таблица 1
4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.
Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.
Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.
5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.
1). Предлог – служебная часть речи.
2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
3). Предлоги служат для связи слов в предложении.
4). Перед глаголами предлоги не употребляются.
5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)
6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Упражнение 87 стр. 56 учебника.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)
3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.
Тест – опрос.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
А. Предлоги не служат для связи слов
в предложении.
Б.
Предлоги служат для связи слов в
предложении.
А. Перед именем существительным.
Б.
Перед именем прилагательным.
В.
Перед глаголом.
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А.
Раздельно.
Б.
Слитно.
А. по танцевал
Б.
за школой
В.
на писать
Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.
Таблица 3
Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.
Таблица 5
Таблица 4