Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
ПРИМЕРНЫЕ ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ.
Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.
Программа:
Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное основное.
Посмотреть, прививает ли учитель у учащихся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.
Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.
Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.
Цель: определить результативность организации методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.
Программа:
Определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировались к достижению при изучении темы, курса, раздела.
Узнать определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).
Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.
Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей (МПС) для достижения глубины знаний.
Программа:
Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.
Выявить, систематически ли использует учитель МПС.
Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.
Посмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.
Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.
Программа:
Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.
Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание, устраняя по возможности все посторонние раздражители.
Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.
Узнать, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).
Посмотреть, применяются ли разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).
Цель: проверить на сколько целесообразно использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.
Программа :
Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.
Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний их прочности, а также повышению творческой активности учащихся.
Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.
Программа:
Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других по теме.
Проанализировать, обосновано ли, целесообразны ли те приемы, которые учитель использует на уроке.
Посмотреть, носит ли материал научный характер.
Сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с групповой формой работы.
Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.
Программа:
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, способствующих успешному решению задач реформы школы.
Выяснить, как учит учащихся учитель отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения их знаний.
Проверить, способствует ли учитель выработке общеучебных и общетрудовых умений и навыков.
Посмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учащихся, а также подготовки и развития в процессе формирования у них ЗУН.
Цель: проверить эффективность использования на уроке ТСО.
Программа:
Выявить, способствует ли ТСО повышению интереса учащихся к изучаемой цели.
Определить, приучает ли ТСО к рациональности и самостоятельности приобретения знания.
Способствует ли ТСО привитию навыков самоконтроля.
Проверить, позволяют ли ТСО существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.
Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.
Программа:
Посмотреть, приучает ли учитель планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их осуществления наиболее рациональные пути и средства.
Проверить, умеют ли учащиеся распределять работу по времени.
Выяснить, обучает ли учитель учащихся организовать свое рабочее место.
Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.
Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.
Программа:
Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.
Познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава речи.
Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникативных средств речи.
Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
Цель: определить эффективность методического приема мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учете знаний.
Программа:
1.Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.
Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.
Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.
Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.
Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.
Программа:
Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.
Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.
Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует на них внимание тех учащихся чтобы предупредить их повторения другими.
Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.
Программа:
Определить соответствие использования индивидуальной формы работы характеру изучаемого материала.
Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.
Определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.
УРОК В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Цели: постановка комплексных задач обучения и воспитания.
1.Образовательные задачи:
формирование понятий, законов;
выработка умений, навыков по предмету;
формирование навыков учебного труда.
2.Воспитание учащихся на уроке:
комплексное воспитание, всестороннее развитие;
НОТ: обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время.
полнота (в соответствии с программой);
научность
связь с жизнью;
доступность(но, высокая степень трудности);
опора на межпредметные связи;
систематичность и последовательность (опора на логику учебника)
место урока в системе уроков по теме;
оптимальные формы организации: классная, групповая, индивидуальная;
целенаправленное разнообразие структуры урока;
завершенность всех видов работ;
дифференцированные наборы заданий;
рациональные формы обратной связи: учитель - ученик;
отсутствие шаблона;
разумная плотность урока (без рабочих пауз), экономия времени.
соответствие методов содержанию, их направленность на решение задач комплексного подхода к обучению и воспитанию;
методы, направленные на формирование познавательных интересов положительного отношения к учению (использование эффекта новизны сравнения, парадоксальности, познавательного спора, занимательности, игры и др.);
методы, активизирующие мышление;
методика, самостоятельных работ.
выработка навыков НОТ (через методы);
использование внеклассного чтения, реализация внеурочных знаний учащихся;
характер вопросов, их логическая нагрузка (требует ли выделения существенного сравнения, анализа, установления причинно - следственных связей, доказательства, обобщения, рецензирования, применения знаний на практике, аргументации, иллюстрации и т.д.).
Условия обучения. Технология урока.
педагогический такт и самоконтроль учителя (культура общения, контакт с классом, находчивость, решительность, деловитость учителя, чувство юмора, культура речи, современный внешний вид);
санитарно - гигиенический режим (состояние помещения, чистота, проветренность, температура и т.д., расписание и др.);
психологический режим (мобилизирующее начало урока, эмоциональный настрой, организация взаимопомощи, дисциплинированность, взаимная доброжелательность и т.д.);
предупреждение перегрузки, дифференцированность домашних заданий и дифференцированная работа на уроке;
учебно - материальное обеспечение урока (необходимая и достаточная материальная база, эффективность ее использования);
рабочее место учителя и ученика;
рабочий темп урока (не расхолаживающий, но не завышенный);
влияние организации урока на обучение и воспитание.
Результаты:
выполнение поставленных целей;
объем знаний, умений, навыков;
их прочность, действенность;
осознанность;
преемственность;
результативность письменных работ;
продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и самовоспитании. Формирование ответственного отношения к делу.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ УРОКА.
Соответствие урока программе по месту и по времени.
Структура урока и целесообразность этапов, соотношение их по времени.
Идейность и научность.
Эстетическое воспитание, эмоциональные стороны урока.
Преподнесение нового материала.
Соблюдение принципов развивающего обучения.
Связь с жизнью.
Наглядность обучения, использование ТСО.
Работа с книгой.
Зарождение новых понятий, радость познания.
Организация тренировочных упражнений.
Самостоятельность в работе учащихся.
Активность и инициатива учащихся.
Охват учащихся разнообразными формами работы.
Охват устной и речевой практикой.
Индивидуальный подход (внимание способным, работа с отстающими).
Организация проверки знаний учащихся.
Состояние глубины и прочности знаний учащихся.
Соответствие оценок и аннотации к ним.
Организация домашнего задания.
Темп хода урока.
Педагогический такт учителя.
Речь учителя, его субъективные достоинства.
Работа над произношением.
Словарно - фразеологическая и стилистическая работа.
Развитие связной речи, практическая направленность.
Изучение грамматики, лексики.
Техника чтения.
Культура речи и письма.
Изучение литературных произведений.
Система письменныхработ.
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ.
Как решаются на уроке основные образовательные задачи, включая формирование общих и специальных умений и навыков учебного труда?
Как решаются на уроке задачи формирования мировоззрения, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.
Как решаются на уроке задачи развития интереса к учению, мышления, воли, эмоциональной сферы деятельности.
Как учитываются особенности класса при планировании и решении задач урока.
Оптимальность избранной структуры урока и темпа его проведения.
Оптимальность содержания урока (объем, сложность, доступность, научность, межпредметные связи и т.д.).
Оптимальность избранных методов обучения(цель урока, специфика класса, тема) словесных, наглядных и практических, индуктивных и дедуктивных, репродуктивных и поисковых, методы самостоятельной работы, методическое стимулирование методов контроля за эффективностью контроля.
Оптимальность сочетания форм обучения на уроке (общеклассных, групповых, индивидуальных), дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным учащимся.
Оптимальность применения разнообразных средств на уроке.
Морально - психологический и эмоциональный климат на уроке. Личностное влияние учителя.
Оптимальность объема сложности домашнего задания и способов инструктирования о его выполнении.
Результативность урока:
а) степень усвоения учащимися основных понятий, фактов, социальных умений и навыков;
б) оценка ожидаемых изменений в развитии интереса к учению, воли, эмоции, общеучебных умений и навыков, умение выделять главное, планировать ответ, работать с книгой, картой, осуществлять самоконтроль, в должном темпе читать и писать;
в) оценка ожидаемых изменений воспитанности школьника.
Недостатки: учителям не удаются два типа уроков:
а) уроки объяснения нового материала;
б) уроки повторения.
Не отводится большая часть времени на объяснение и первичное закрепление нового материала, нет системы подготовительных упражнений, объяснение проходит скоротечно, не организовано достаточное количество практических действий, нет реализации дидактических целей, плохо реализуются упражнения учебника, учебник используется на 20%, учителя берут более легкие упражнения. Обратить внимание на работу с учебником.
При решении задач преобладают фронтальные методы.
Преемственность: учителя средних классов не знают программы начальных классов.
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Цель:
изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьников, их образованности и воспитанности, особенностей интеллекта, воли, эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера и успешности деятельности.
Содержание:
Нравственность, общественная и трудовая активность.
Отношение к учению, познавательная активность.
Ведущие интересы и склонности, включая и профессиональные.
Интеллектуальное развитие, темпы усвоения материала.
Навыки учебного труда, умение рационально учиться.
Волевые качества.
Эстетическое развитие, культурный кругозор.
Физическое развитие.
Сознательность дисциплины, поведения.
Воспитательное влияние семьи.
Воспитательное влияние сверстников по месту жительства.
По каким предметам надо улучшить успеваемость.
Доминирующие причины недостаточной успеваемости или воспитанности.
Руководство начинающему завучу
Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь,
Скажем добрые слова,
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.
РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ
Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.
Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно- воспитательным процессом на основе технологического подхода.
Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.
Технологическая цепочка управленческой деятельности.
ДИАГНОСТИКА
(анализ деятельности школы)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(отдаленные и близкие цели)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(создание концепции, программы развития)
КОНСТРУИРОВАНИЕ
(разработка направлений и конкретного содержания деятельности)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)
ОРГАНИЗАЦИЯ
(концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)
РЕЗУЛЬТАТ
(сравнимый и прогнозируемым и затратами)
ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
(контроль, оценка)
Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.
На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.
Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.
Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей, организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.
В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.
Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.
Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.
Примерное распределение рабочего времени в течение недели завуча начальных классов:
Итого – 40 ч.
Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.
Проведение совещаний и собраний, планёрок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний. (
Приложение 1 )Правила, которых следует придерживаться в работе.
Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.
Основные направления деятельности завуча по руководству учебным процессом.
Все направления работы отражены в планах завуча школы. (Приложение 7 )
Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.
Система внутришкольного контроля за УВП и реализацией нормативных документов.
Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.
Система отчетной документации (Приложение 8 ).
Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. (Приложение 9 ). Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.
Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.
В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. (Приложение 6 ). Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.
Завуч должен взять за правило:
Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема.
Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.
Заповеди завуча:
Совещание при директоре | |||||||||||
Рабочее совещание при зам. дир по УВР | |||||||||||
Собеседование с учителями | |||||||||||
Методическая планерка | |||||||||||
Методические консультации | |||||||||||
Заседание методического объединения | |||||||||||
Педагогический совет |
Классные журналы | |||||||||||
Выполнение учебных программ | |||||||||||
Рабочие тетради | |||||||||||
Контрольные тетради | |||||||||||
Личные дела учащихся | |||||||||||
Дневники учащихся | |||||||||||
ПЛАН КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
Классные журналы
Сентябрь : оформление журналов, организация повторения, накопляемость оценок.
Октябрь : посещаемость, система опроса, накопляемость оценок.
Ноябрь : выполнение программ, объективность выставления оценок, выполнение практической части программы и графика контрольных работ.
Декабрь : система выполнения письменных работ, накопляемость оценок по физ-ре, музыке, ИЗО, опрос слабоуспевающих учащихся.
Январь : выполнение программ, посещаемость, система опроса, работа со слабоуспевающими учащимися.
Февраль : выполнение практической части программы, использование ТСО.
Март : выполнение программы, система опроса слабоуспевающих учащихся.
Апрель: проведение итогового контроля.
Май : организация повторения, выполнение программы.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь : планирование на 1 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.
Ноябрь: планирование на 2 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.
Январь : планирование на 3 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.
Апрель : планирование на 4 четверть, график контрольных работ, практическая часть программы.
Октябрь: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 1 четверть. Собеседования с учителями.
Декабрь: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 2 четверть. Собеседования с учителями.
Март: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 3 четверть. Собеседования с учителями.
Май: анализ выполнения программ по соответствию тематического планирования госпрограмме за 4 четверть и год. Собеседования с учителями.
Октябрь : соблюдение орфографического режима.
Декабрь : объем классной работы и домашнего задания.
Февраль: качество проверки, работа над ошибками.
Апрель : работа над каллиграфией, соблюдение норм оценок.
Виды письменных работ, индивидуальная работа.
Контрольные тетради
Сентябрь : наличие и соблюдение орфографического режима.
Январь: виды письменных работ, система работы над ошибками, соблюдение норм оценок.
Май: выполнение графика контрольных работ в соответствии с госпрограммами.
Личные дела учащихся
Сентябрь : состояние личных дел учащихся.
Май: документы в личном деле.
Дневники учащихся
Сентябрь: единый орфографический режим.
Ноябрь: выставление оценок в дневник.
Январь: контроль со стороны родителей.
Март: контроль со стороны классного руководителя.
Май: оформление и единый режим.
Журналы факультативных занятий
Сентябрь : оформление и своевременность записей.
Январь: оформление и своевременность записей
Апрель : оформление и своевременность записей
Приложение 4
Педагогическая диагностика 1 класс | |||||||||||
«Входные» работы 2-4 кл. | |||||||||||
Контроль по повторению | |||||||||||
Рубежный контроль по русскому языку | |||||||||||
Рубежный контроль по математике | |||||||||||
Рубежный контроль по окружающему миру | |||||||||||
Проверка техники чтения | |||||||||||
Проверка чтения «про себя» | |||||||||||
Контрольное списывание | |||||||||||
Контрольный словарный диктант | |||||||||||
Контрольный математический диктант | |||||||||||
Тестирование по основным темам программы | |||||||||||
Контрольное изложение | |||||||||||
Контрольная работа по труду |
Посещение уроков | |||||||||||
Посещение факультативных занятий | |||||||||||
Посещение уроков учителей предметников | |||||||||||
Посещение занятий педагогов дополнительного образования | |||||||||||
Посещение занятий логопеда | |||||||||||
Посещение занятий психолога |
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
|
Целевая проверка | Первые дни ребенка в школе | Организация повторения 2-4 кл. | Адаптационный период в 5 классе |
||
Комплексная проверка | Уроки в 1 классе | Уроки во 2 классе | Уроки в 3 классе | Уроки в 4 классе |
|
Тематическая проверка | КАНИКУЛЫ | Уроки обучения грамоте в 1 кл. | Уроки развития речи 2-4 кл. | Уроки истории 2-4 кл. |
|
Комплексная проверка | Уроки в 1 классе | Уроки во 2 классе | Уроки в 3 классе | Уроки в 4 классе |
|
Фронтальная проверка | КАНИКУЛЫ | КАНИКУЛЫ | Уроки окружающего мира | Уроки трудового обучения |
|
Выборочная проверка | Уроки математики 1-2 кл. | Уроки математики 3-4 кл. | Уроки русского языка 1-2 кл | Уроки русского языка 3-4 кл |
|
Целевая проверка | Уроки чтения и внеклассного чтения 1-2 кл. | Уроки чтения и внеклассного чтения 3-4 кл. | Уроки чтения и внеклассного чтения 1-4 кл. | КАНИКУЛЫ |
|
Классно-обобщающая проверка | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
|
Выборочная проверка | Организация повторения 1-4 кл. | Организация повторения 1-4 кл. | КАНИКУЛЫ |
График посещения уроков учителей предметников и педагогов дополнительного образования
Уроки учителей предметников | Факультативные занятия | Занятия педагогов дополнительного образования | Занятия логопеда и психолога |
|
Посещение уроков английского языка | Посещение изостудии | Посещение занятий психолога |
||
Посещение уроков музыки | Посещение занятий информатики | Посещение занятий по ритмике | Посещение занятий логопеда |
|
Посещение уроков ИЗО | Посещение занятий в музык. студии | Посещение занятий психолога |
||
Посещение уроков физкультуры | Посещение занятий по интеллекту | Посещение занятий компьют. графики | Посещение занятий логопеда |
|
Посещение уроков английского языка | Посещение занятий спортивной секции | Посещение занятий психолога |
||
Посещение уроков музыки | Посещение занятий по англ. языку | Посещение занятий театральной студии | Посещение занятий логопеда |
|
Посещение уроков ИЗО | Посещение занятий по плаванию | Посещение занятий психолога |
||
Посещение уроков физкультуры | Посещение занятий по истории | Посещение занятий по борьбе | Посещение занятий логопеда |
|
Общие вопросы | Обсуждение и утверждение нагрузки. Составление расписания, графиков работы, списков и т. д. Составление расписания факультативов и кружков. График работы логопеда и психолога. Обсуждение и утверждение режима дня и питания. Оформление информационного стенда. Организация дежурства. Медицинский осмотр учащихся. |
Совещания, заседания, педсоветы | Совещание при директоре. Совещание завучей. Рабочее совещание при зам. дир. нач. кл. Методическая планерка по подготовке к м.о. Методические консультации по документации. Совещание по 5 классу. |
Контроль за школьной документацией и выполнением программ. | Проверка оформления личных дел. Проверка оформления журнала. Проверка журнала. Цель: организация повторения, система опроса. Проверка календарно-тематического планирования на 1 четверть Проверка оформления дневников учащихся. Проверка контрольных тетрадей. Соблюдение орфографического режима. |
Контроль ЗУН | Педагогическая диагностика готовности к обучению детей 1 класса. «Входные» контрольные работы во 2-4 классах. Анализ. Составление «экрана» пробелов знаний. Составление графика контрольных работ на 1 четверть. Контроль за повторением учебного материала. Контрольные работы по повторению Анализ контрольных работ в 5 классе. |
Посещение уроков. | Посещение уроков в 5 классе (адаптация). Посещение уроков учителей (по графику). Фронтальное посещение вновь прибывших учителей. Посещение уроков молодых специалистов. Посещение уроков в 1 классе (адаптационный период). |
Методическая работа | Подготовка к метод. объединению. Собеседование по самообразованию. Составление графика открытых уроков. Планирование взаимопосещения. Методические планерки. Методические консультации. Работа по преемственности (по плану). |
Работа с родителями. | Родительские собрания. Индивидуальные беседы и консультации. Работа с дневником для родителей. |
Работа служб сопровождения. Диагностическая работа. | Обследование психологом и логопедом вновь прибывших детей. Обследование 1 класса. Педагогические наблюдения. Создание индивидуальных карт развития. Выявление уровней обучения (А,В,С), составление индивидуальных программ обучения и развития. Проведение педагогического анализа по выявлению социально-неадаптивных детей. Изучение индивид. Потребностей и реальных возможностей (ЗАР, ЗБР). |
Внеклассная работа. Общешкольные мероприятия. | Подготовка к празднику «День Учителя». |
Приложение 8
КЛАСС________________
На начало четверти в классе обучалось____________чел.
Выбыл__________________________________________________________________________________________
(Ф.И., указать когда)
Прибыл_________________________________________________________________________________________
(Ф.И., указать когда)
На конец четверти в классе обучается_____________чел.
ПРЕДМЕТЫ | Н/А | % обученности | на 4 и 5 |
||||
Русский язык | |||||||
Чтение | |||||||
Математика | |||||||
Окружающий мир | |||||||
Труд | |||||||
История | |||||||
Английский язык | |||||||
ИЗО | |||||||
Музыка | |||||||
Физкультура | |||||||
*Информатика |
Отличники:
________________________________________________________________________________________________
На «4» и «5»:
С одной «3»:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(указать предмет)
С двумя и более «3»:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(указать предмет)
Неуспевающие ученики:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
(указать предмет и причину неуспеваемости)
Неаттестованные ученики:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(указать предмет и причину)
Подпись учителя:___________________
ЧЕТВЕРТЬ______________
Теоре-тическая часть (число уроков) | Практическая часть (число уроков) | Осуществление контроля за ЗУН | ||||||||||||||||||
по плану | фактически | Экскурсии | Практические работы | Творческие работы | Предметные уроки (*) | Развитие речи | Изложения. Сочинения. | Внеклассное чтение | Заучивание наизусть | ТСО | Диктанты | Словарные диктанты | Контрольные работы | Проверочные работы | Математические диктанты | Тесты | Контрольное списывание | Техника чтения |
||
Русский язык | ||||||||||||||||||||
Чтение | ||||||||||||||||||||
Математика | ||||||||||||||||||||
Окружающий мир | ||||||||||||||||||||
Труд | ||||||||||||||||||||
История |
(*) - моделирование, наблюдения, опыты, демонстрации
РАСХОЖДЕНИЕ В ЧАСАХ:
(указать дни и причину)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись учителя:_______________________
Приложение 8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ___________________________________________________________________
КЛАСС _______
УЧИТЕЛЬ________________________________________________________________________
Программа________________________________________________________________________
Учебник __________________________________________________________________________
Количество учебных часов___________________________________________________________
Приложение 9
Планирование работы по преемственности
начальной школы и средней школы
Итоговая диагностика развития и диагностика учебной деятельности выпускников начальных классов. Ответственный:
Заполнение психологического паспорта выпускного класса | Посещение уроков в выпускном классе по русскому языку, математике, чтению учителями-предметниками средней школы. Ответственный:
| Итоговые контрольные работы за курс начальной школы. Ответственный:
| "Неделя интересных уроков", "Путешествие в среднюю школу", экскурсии в кабинеты, беседы в игровой форме с обязательным участием ребят выпускного класса. Ответственный: учителя-предметники средней школы завуч |
||||||||||||||
Тестирование -выполнение государственных стандартов. Ответственный:
| |||||||||||||||||
Выступление на августовском пед. совете с характеристикой класса, передача психологического паспорта выпускного класса. Ответственный:
| |||||||||||||||||
Посещение уроков в 5 классе по русскому языку, математике, литературе. Ответственный:
| Контрольные работы по повторению. Сравнительный анализ. Ответственный:
| "Первая четверть в средней школе". Опрос, наблюдение, сочинение. Мотивация учения, эмоциональное состояние, настроение пятиклассников. Ответственный: завуч классный руководитель психолог |
|||||||||||||||
Методическое объединение по преемственности с участием учителей начальных классов и учителей-предметников Ответственный: - завучи по УВР | |||||||||||||||||
I ЧЕТВЕРТЬ | Педагогический консилиум по 5 классам. Ответственный:
|