Принципы самоконтроля. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля. Физическое развитие, методы оценки

Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающегося физическими упражнениями и спор­том за состоянием своего здоровья, физического развития и фи­зи­чес­кой подготовленностью с по­мощью простых, общедоступных приемов.

Оценка состояния здоровья, динамики положительных и от­ри­ца­тель­ных изменений не будет объективной, если не будет дополнена данными самоконтроля. Обучение технологии слежения за своим здоровьем – одна из главных задач физической культуры в ву­зе, и дос­ти­же­ние достаточного уровня умений и на­вы­ков самоконтроля (ведение дневника самоконтроля, правильная самооценка на основе анализа данных этого дневника) – одна из целей физической культуры в ву­зе.

Регулярно анализируя состояние своего здоровья, данные тестирования и про­ве­де­ния различных проб, студент получает возможность корректировать объем труда и от­ды­ха, время для восстановления, выбирать средства повышения физической и умствен­ной работоспособности, вносить необходимые изменения в собствен­ный стиль и, возможно, образ жизни. Все данные обязательно должны фиксироваться в днев­ни­ке самоконтроля для дальнейшего анализа через определенные промежутки времени: в на­ча­ле и кон­це месяца, семестра, учебного года. Основное требование: проведение проб и тес­ти­ро­ва­ния должно осуществляться в од­ни и те же часы суток, за 1,5–2 ч до и пос­ле приема пищи.

Самоконтроль складывается из учета следующих показателей: самочувствие, сон, аппетит, пульс, спирометрия, дыхание и др. При проведении самоконтроля ведется дневник, образец которого приведен ниже (табл. 12).

Таблица 12

Дневник самоконтроля

По­ка­за­тель 25 мар­та 2006 г., 13 ч
ЧСС ут­ром ле­жа, за 15 с, уда­ров в минуту
ЧСС ут­ром стоя, за 15 с, уда­ров в минуту
Раз­ни­ца пульса, уда­ров в мин
Мас­са те­ла, кг:
до тре­ни­ров­ки 70,4
пос­ле тре­ни­ров­ки 69,8
Жа­ло­бы Нет
Са­мо­чувствие Хо­ро­шее
Сон (про­дол­жи­тель­ность), ч Хо­ро­ший, 8,5
Ап­пе­тит Нор­маль­ный
Бо­ли в мыш­цах Бо­ли при пальпа­ции в ик­рах
Же­ла­ние тре­ни­ро­вать­ся Большое
По­то­от­де­ле­ние Уме­рен­ное
Ор­тос­та­ти­чес­кая про­ба (ут­ром)
Про­ба Штан­ге (ут­ром), с
Кис­те­вая ди­на­мо­мет­рия, кг Пра­вая – 43, ле­вая – 47
Настро­ение Хо­ро­шее
Бо­ле­вые ощу­ще­ния Нет
Функция же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та Ежед­нев­но, нор­маль­но
Ра­бо­тос­по­соб­ность Обыч­ная
Спор­тив­ные ре­зуль­та­ты Рас­тут
На­ру­ше­ние спор­тив­но­го ре­жи­ма Не наб­лю­да­лось

Форма дневника может быть произвольной. В не­го следует записывать как субъективные показатели (самочувствие, сон), так и объек­тив­ные (частоту пульса, время задержки дыхания, массу тела), а так­же некоторые спортивные результаты: общее время бега в од­ной из тренировок, скорость, результаты тестирования.



Самый простой способ оценки эффективности занятий – наблюдение за динамикой развития силы, выносливости и дру­гих физических качеств, а так­же оценка достижений в раз­лич­ных соревнованиях или специальных тестах. Например, если через полгода занятий ваши результаты в под­ни­ма­нии штанги увеличились, то прогресс в раз­ви­тии силы налицо. Если раньше вы преодолевали трехкилометровую дистанцию, скажем, за 18 мин, а те­перь преодолеваете ее за 15 мин, то уровень вашей выносливости повысился; то же, если вы увеличили пробегаемое расстояние за определенный период с 10 до 15 км.

Снижение результатов в тес­то­вых упражнениях, в спор­тив­ных достижениях указывает на неправильную, недостаточно рациональную тренировку: неверно подобраны тренировочные упражнения, их общий объем и ин­тен­сив­ность; они не соответствуют уровню вашей подготовленности, индивидуальным особенностям.

Любая деятельность какого-ли­бо органа, любое изменение его состояния немедленно сказываются на функционировании и сос­то­янии других органов, систем и все­го организма. Мышечная тренировка, развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости – это тренировка дыхательной, сердечно-со­су­дис­той, выделительной систем, специфическое возбуждение ЦНС, т. е. эти упражнения предназначены для укрепления здоровья, поддержания нормальной жизнедеятельности, повышения трудоспособности.

Все показатели самоконтроля можно разделить на субъективные и объек­тив­ные. К субъек­тив­ным показателям относятся самочувствие, настроение, сон, аппетит и бо­ле­вые ощущения. Самочувствие может классифицироваться как хорошее (чувство бодрости, хорошая работоспособность), удовлетворительное (небольшая вялость) или плохое (слабость, вялость, низкая работоспособность). Самочувствие – довольно информативный критерий правильности дозировок физических нагрузок. Если они соответствуют функциональным возможностям организма, то самочувствие обычно хорошее. При чрезмерных же физических нагрузках наблюдается его ухудшение.

Следующий субъективный показатель самоконтроля – настроение. Это психическое состояние, довольно тесно связанное с са­мо­чувстви­ем. Вот одна из классификаций настроения: бодрое, неопределенное (смутное, неясное), нормальное, угнетенное (подавленное, грустное).

Сон является эффективным средством восстановления как умственной, так и фи­зи­чес­кой работоспособности. Крепкий ночной сон в те­че­ние 7–8 ч свидетельствует об оптимальных физических нагрузках. Различные его нарушения (частые пробуждения, поверхностный сон, затрудненное засыпание, чувство недосыпания и др.) – показатели того, что необходимо увеличить или уменьшить объем двигательной активности.

Аппетит также характеризует состояние здоровья человека. При болезненных состояниях, переутомлении аппетит обычно становится хуже. Если физические нагрузки в тре­ни­ров­ке соответствуют возможностям организма, то аппетит хороший.

Еще один вид субъективных показателей самоконтроля – болевые ощущения. Они фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие и т. п.) и си­ле проявления.

К объек­тив­ным показателям самоконтроля относятся наблюдения за ЧСС, артериальным давлением, дыханием, массой тела, ЖЕЛ, мышечной силой и спор­тив­ны­ми результатами.

Многие специалисты признают ЧСС надежным индикатором состояния системы кровообращения. Она может быть самостоятельно определена по частоте пульса. Когда человек в по­кое, ее лучше замерять на лучевой артерии, у ос­но­ва­ния большого пальца руки. Для этого на тыльную сторону запястья руки, где измеряется пульс, положить кисть другой руки и по­ду­шеч­ка­ми второго, третьего и чет­вер­то­го пальцев отыскать лучевую артерию, слегка нажимая на нее. Частота пульса определяется по движению секундной стрелки часов за 10 или 15 с, полученное число умножается на 6 или 4 соответственно. Таким образом вычисляется частота пульса за минуту.

ЧСС – очень подвижный показатель и за­ви­сит от возраста, пола, условий внешней среды. Например, у юно­шей студенческого возраста 70–80 уда­ров в ми­ну­ту, у де­ву­шек пульс обычно на 5–10 ударов выше. С рос­том физической тренированности ЧСС постепенно снижается, что говорит об экономизации деятельности организма. Регулярные замеры частоты пульса – одно из основных требований при самоконтроле за функциональным состоянием организма в про­цес­се самостоятельной физической тренировки. Если в по­кое этот показатель постепенно уменьшается, а дру­гие показатели самоконтроля находятся на оптимальном уровне, то, следовательно, тренированность и сос­то­яние здоровья улучшаются.

Замеры пульса сразу после тренировки позволяют оценивать реакцию организма на физическую нагрузку, а так­же свидетельствуют о ско­рос­ти восстановительных процессов.

Дыхание в по­кое должно быть ритмичным, глубоким. В нор­ме у здо­ро­во­го человека частота дыхания колеблется от 16 до 18 раз в ми­ну­ту, у хо­ро­шо тренированных людей – от 10 до 14 раз в ми­ну­ту Чтобы подсчитать собственную частоту дыхания, нужно положить руку на нижнюю часть грудной клетки, и каж­дый вдох или выдох считать за одно дыхание.

Для определения функционального состояния организма можно использовать функциональную одномоментную пробу с при­се­да­ни­ем. Испытуемый стоя отдыхает в те­че­ние 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 1 мин (исходная частота пульса). Далее испытуемый выполняет 20 при­се­да­ний, поднимая руки вперед, в те­че­ние 40 с. Сразу после приседаний подсчитывается частота пульса в те­че­ние первых 15 с с пе­рес­че­том на 1 мин (путем умножения на 4). Определяется увеличение ЧСС после физической нагрузки сравнительно с ис­ход­ной, в про­цен­тах.

Оценка (для мужчин и жен­щин): отлично – 20% и меньше; хорошо – 21–40; удовлетворительно – 41–65; плохо – 66–75; очень плохо – 76% и больше.

Студентам, регулярно занимающимся физическими упражнениями, предлагается популярный во многих странах тест К. Ку­пе­ра, используемый для оценки физической подготовленности людей до 30 лет (табл. 13). По условиям этого теста устраивается 12-ми­нут­ный пробег на как можно большее расстояние. Лучше всего проводить его на стадионе со стандартной длиной дорожки 400 м.

Таблица 13

Тест К. Купера

Осуществляя самоконтроль, необходимо следить за повышением своих спортивно-тех­ни­чес­ких результатов, за нарастанием тренированности, изменением состояния здоровья и фи­зи­чес­ко­го развития. Бег на 100 м, прыжки в дли­ну с мес­та, поднимание туловища из положения лежа и под­тя­ги­ва­ние на перекладине проводятся в на­ча­ле и кон­це учебного года в про­цес­се выполнения студентами контрольных упражнений. Результаты контрольных испытаний и оцен­ки при тестировании физических качеств следует вносить в днев­ник самоконтроля.

Самоконтроль имеет большое воспитательное и пе­да­го­ги­чес­кое значение, так как студент, который занимается физическими упражнениями и спор­том, наблюдая за состоянием своего здоровья и фи­зи­чес­ко­го развития, принимает активное участие в ана­ли­зе методики своих учебно-тре­ни­ро­воч­ных занятий.

Ключевые термины

Врачебныйконтроль – комплексное медицинское исследование физического развития и функцио­наль­ной подготовленности занимающихся физкультурой и спор­том.

Диагностикафизического состояния студентов – процесс распознания и оцен­ки индивидуальных биологических и со­ци­аль­ных особенностей студентов, истолкование и обоб­ще­ние полученных данных об их здоровье и за­бо­ле­ва­ни­ях.

Педагогическийконтроль – планомерный процесс получения информации о фи­зи­чес­ком состоянии занимающихся непосредственно в про­цес­се учебно-тре­ни­ро­воч­ных занятий, физкультурно-оз­до­ро­ви­тель­ных и спор­­тив­ных мероприятий.

Самоконтроль – самостоятельные наблюдения занимающегося за результатами влияния физических нагрузок на организм.

Контрольные вопросы

1. Оха­рак­те­ри­зуйте понятия «врачебный контроль», «диспансе­ризация».

2. С по­мощью каких антропометрических измерений производится оценка физического развития человека?

3. Ка­кие показатели свидетельствуют о функцио­наль­ном состоянии сердечно-со­су­дис­той системы?

4. Ка­кие задачи решаются в про­цес­се педагогического контроля?

5. Дайте определение самоконтроля. Кратко изложите методику проведения самоконтроля для занимающегося физическими упражнениями.

6. На­зо­ви­те известные вам методы оценки физического развития.

7. Для каких целей применяются функциональные пробы?

8. Пе­ре­чис­ли­те известные вам функциональные пробы.

9. Назовите известные вам методы определения показателя развития физических качеств.

В процессе спортивной тренировки, занятий физическими упражнениями большое значение приобретает САМОКОНТРОЛЬ спортсмена. Самоконтроль спортсмена это ряд простых приемов, используемых для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья и физи­ческого развития под влиянием физических упражнений. Благодаря самоконтролю, спортсмен име­ет возможность самостоятельно контролировать тренировочный процесс. Кроме того, самокон­троль приучает спортсмена к активному наблюдению и оценке состояния, к анализу используемых методов и средств тренировки.

Данные самоконтроля позволяют преподавателю, тренеру регулировать тренировочный процесс, объем и характер нагрузки,

Одним из основных моментов в самоконтроле является ведение дневника. Форма ведения днев­ника может быть самой разнообразной, данные вносимые в дневник должны отражать характер и объем нагрузки, а так же ряд объективных и субъективных показателей для оценки адекватности применяемой нагрузки.

В группу субъективных показателей входят самочувствие, оценка работоспособности, отношение к тренировкам, занятиям, сон, аппетит и т. п.

Самочувствие - это субъективная оценка своего состояния. Оно складывается из суммы призна­ков: наличия или отсутствия каких-либо необычных ощущений, болей с той или иной локализацией, ощущение бодрости или, наоборот усталости, вялости; настроения и т. п. Самочувст­вие обозначится как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Усталость - это субъективное ощущение утомления, которое выявляется в нежелании или в невозможности выполнять обычную нагрузку, трудовую и физическую. При самоконтроле отмеча­ется зависит ли усталость от проводимых занятий или от чего-то другого, как скоро она проходит. Спортсмен должен отмечать чувство усталости после занятий: «не устал», «немного устал», «переутомился», а на следующий день после занятий: «усталость не чувствовал», «усталости нет», «чувствую себя бодрым», «осталось чувство усталости», «полностью отдохнул», «чувствую себя утомленным». Важно отметить настроение: нормальное, уставшее, устойчивое; подавленное, угне­тенное; желание быть в одиночестве; чрезмерное возбуждение.

Работоспособности зависит от общего состояния организма, настроения, утомления от пред­шествующей работы (профессиональной и спортивной). Работоспособность оценивается как повы­шенная, обычная и пониженная. Желание заниматься физическими упражнениями и спортом может зависеть как от перечисленных выше причин, так и от заинтересованности в достижении высоких спортивных результатов в избранном виде спорта, от квалификации и педагогического опыта тре­нера, преподавателя, от разнообразия и эмоциональной насыщенности учебно-тренировочных заня­тий. Отсутствие желания тренироваться может быть признаком перетренированности. Нормальный сон, восстанавливая работоспособность центральной нервной системы обеспечивает бодрость све­жесть. После него человек чувствует себя полным сил и энергии. В случае переутомления нередко появляется бессонница или повышенная сонливость, неспокойный сон (часто прерывается, сопровождается тяжелыми сновидениями). После такого сна возникает чувство разбитости. Спортсмен должен регистрировать количество часов сна (помня, что ночной сон должен быть не менее 7-8 ча­сов, при больших физических нагрузках 9-10 часов) и его качество, а при нарушениях сна - их про­явления: плохое засыпание» частое или раннее пробуждение, сновидения, бессонница, и т. п.

Аппетит отмечается как нормальный, сниженный или повышенный. Если имеются наруше­ния аппетита, отмечается, есть ли другие признаки нарушения пищеварения (например, запоры или поносы), - это облегчает выяснение причин изменения аппетита. Его отсутствие или ухудшение час­то указывает на утомление или болезненное состояние.

При толковании субъективных признаков нужны достаточная осторожность и умение по­дойти критически к их оценке. Известно, что самочувствие не всегда правильно отражает действи­тельное физическое состояние организма, хотя несомненно является важным показателем. При эмо­циональном возбуждении самочувствие может быть вполне хорошее, даже в тех случаях, когда уже имеются определенные Отрицательные объективные изменения в организме.

С другой стороны самочувствие может быть плохим в связно угнетенным настроением, не­смотря на благоприятное состояние здоровья.

Оценка перечисленных признаков самоконтроля должна проводиться с учетом того, что по­явление каждого из них может иметь своей причиной то или иное отклонение в состоянии здоровья, вовсе или непосредственно не связанное с физическими упражнениями. Например, плохое самочув­ствие, усталость, головные боли, подавленное настроение, все эти признаки могут быть обусловлены заболеваниями центральной нервной системы. Данные симптомы могут быть первым проявлением физического перенапряжения и перетренированности. Потеря аппетита - иногда признак чрезмерно большой физической нагрузки, но одновременно это один из наиболее постоянных симптомов забо­леваний желудочно-кишечного тракта и т. п.

Правильному толкованию появляющихся отклонений в состоянии организма значительно способствует анализ их с учетом содержания нагрузки и режима занятий физическими упражнения­ми, а также анализ динамики спортивно - технических результатов. В некоторых случаях оконча­тельная оценка признаков самоконтроля может быть дана лишь врачом на основании сопоставле­ния их сданными врачебного контроля. Однако, чем бы не вызывался тот или иной не благоприят­ный признак, регистрация его в дневнике самоконтроля имеет большое значение для своевременно­го устранения моментов его вызвавших.

Из объективных признаков при самоконтроле чаще всего регистрируются частота пульса, вес, потоотделение, данные спирометрии, динамометрии, кроме того в последнее время все большее распространение приобретают простейшие функциональные пробы, как информативный объектив­ный показатель состояния различных систем организма (о них говорилось выше).

Педагогические наблюдения, анализ результатов тестирования и спортивных достижений лежат в основе педагогического контроля.

Педагогический контроль может быть этапным (начало - конец семестра, учебного года), те­кущим, когда осуществляется оценка отставленного тренировочного эффекта, т.е. в поздних стадиях восстановления и оперативным, предусматривающим оценку срочного тренировочного эффекта, т.е. изменений происходящих в организме во время выполнения упражнений и в ближайший восстано­вительный период (пример: расчет максимально допустимого пульса, позволяющий оценить адек­ватность воздействия дозированных аэробных нагрузок).

К исследованиям в течение занятий или после отдельных упражнений прибегают в тех случа­ях, когда педагога интересует правильность построения занятия. Например: варианты сочетания и последовательности применения различных тренировочных средств в одном занятии, доступность используемого в занятии (тренировке) количества повторений упражнения и его интенсивности, правильность установленных интервалов отдыха, соответствие интенсивности упражнения реше­нию запланированной задачи (например, развитию аэробной работоспособности),

При педагогическом контроле могут быть использованы различные методы исследования, о которых говорилось выше. Позволю остановиться на самых простейших по доступности, но имею­щих достаточную информативность. К их числу относятся: анализ и результаты наблюдения (опрос о субъективных ощущениях в ходе занятия и наблюдение за внешними признаками утомления), измерение веса тела, определение ЧСС, измерение АД, определение частоты дыхания и др.

Анализ и визуальные наблюдения за внешними признаками утомления занимающегося по­зволяют преподавателю (тренеру) иметь представление о состояний организма в целом, ориентиро­ваться относительно степени напряжения, с которым выполняется физическое упражнение, помогают определить степень утомления.

Изменение веса тела и его динамика под влиянием нагрузок - важный метод оценки воздей­ствий нагрузок. После тренировочного занятия среднего объема и интенсивности вес должен па­дать на 300 -500 г у тренированного спортсмена и на 700 -1000 г у новичков.

В начале тренировки вес снижается более активно, чем в конце. С достижением хорошего состояния тренированности вес, обычно, стабилизируется.

Чрезмерные, неадекватные состоянию организма нагрузки приводят к значительному сни­жению веса. В таких случаях вес не будет полностью восстанавливаться к следующему занятию, что приведет к постоянной потере веса.

В процессе педагогического контроля определение частоты пульса (частоты сердечных со­кращений - ЧСС) является одним из самых распространенных методов, благодаря его доступности и информативности ЧСС определяют перед занятием, после разминки, после выполнения отдельных упражнений, после отдыха или периодов снижения интенсивности нагрузок. Исследование измене­ний частоты пульса позволяет оценить правильность распределения нагрузки во время занятия, т.е. рациональность его построения и интенсивность нагрузки на основании т.н. физиологической кри­вой.

В последнее время в педагогическом контроле все большее распространение получают мето­ды психодиагностики. Эти методы направлены на изучение трех основных объектов психодиатностики: личности спортсмена, его спортивней деятельности и взаимодействия.

Личность занимающегося физическими упражнениями и спортом диагносцируется по трем аспектам: личностные процессы, состояния и свойства личности. Спортивная деятельность рас­сматривается со стороны обучения навыкам и умениям. Взаимодействие изучается в межличност­ном плане, по форме применения это может быть наблюдение, опросники и анкеты, социометрические методики, бланковые тесты, аппаратные тесты» обследование на тренажерах и тренажерных устройствах; специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, вни­мания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.). Анализ данных врачебного и педагогического контроля, результаты психодиагностики и самокон­троля позволяют своевременно вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс, способствуя его совершенствованию.

При выполнении скоростно-силовых нагрузок до и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения:
а) функционального состояния нервно-мышечного аппарата;
б) биохимического состава крови (содержание неорганического фосфата в сыворотке крови).

Самоконтроль спортсмена должен включать:
ежедневную оценку самочувствия, активности и настроения (см. раздел «Показатели текущего и срочного функционального состояния центральной нервной системы»);
ежедневную оценку переносимости тренировочных нагрузок;
ежедневное проведение сразу после просыпания 1 мин ортостатической пробы и по возможности пробы Руффье с расчетом индекса Руффье;
Q анализ внешнего вида (см. главу III, раздел «Клинические методы обследования»);
анализ функций систем мочевыделения и пищеварения.
На последнем вопросе остановимся подробнее.
В среднем количество выделенной за сутки мочи должно приблизительно соответство-
вать количеству поглощенных жидкостей (вода, сок, компот, суп, чай и др.).
В норме моча, как правило, имеет соломенно-желтый цвет. Если ее очень мало, а это чаще всего свидетельствует о недостатке жидкости в организме, то в связи с высокой степенью насыщенности моча приобретает красновато-желтый цвет. При заболеваниях печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей ее цвет может напоминать цвет пива. У людей с серьезной патологией почек и мочевого пузыря она выглядит как мясные помои. Беловато-молочный цвет означает наличие гноя в моче, что бывает при воспалении почек и выделении солей, в частности оксалатов. Темный красноватый, зеленоватый и синий цвет может быть связан с приемом отдельных лекарственных препаратов (поливитаминные комплексы, фуразолидон - ярко-желтый; ацетилсалициловая кислота, амидопирин - розово-красный; ревень, александрийский лист -зеленоватый), фруктов и овощей.
Обычно моча прозрачная. Помутнение ее может быть вызвано наличием солей, слизи, жиров, бактерий, значительного количества клеточных элементов. Моча, как правило, имеет нерезкий специфический запах. При разложении мочи бактериями (при заболеваниях почек и мочевого пузыря) появляется аммиачный запах.
Ежедневное количество кала в норме у человека должно составлять 100-200 г в сутки. Систематическая задержка кала в кишечнике больше суток является одним из серьезных факторов риска прогрессирующего ухудшения состояния здоровья. Количество кала увеличивается при обильной растительной пище, ее плохом усвоении (например, при заболеваниях поджелудочной железы), ускоренной моторной функции кишечника. Оно уменьшается при преимущественно белковой пище (мясо, мясные изделия), запоре и голодании.
При запоре кал становится плотным или приобретает форму комочков (овечий кал). В подобных случаях, чтобы не пропустить серьезные заболевания кишечника, следует обязательно провести специальное обследование. В случае обильного содержания жира (в основном при заболеваниях поджелудочной железы) консистенция кала становится мазевидной (он трудно смывается с унитаза).
В норме цвет кала темно-коричневый. При растительной диете он может стать зеленовато-желтым, при молочной - оранжевато-свет-ло-желтым. Белый, серовато-белый, глинистый или песочный кал свидетельствует о нарушении желчевыделения. На фоне преимущественно мясной диеты он становится черно-коричневым. При кровотечении в верхних отделах пищеварительного тракта, употреблении препаратов висмута, активированного угля, больших количеств черники и черной смородины кал приобретает черный цвет.
! ЗАПОМНИТЕ! [ Появление черного кала, если Вы не може-\те связать его с употреблением определен-ных препаратов и продуктов питания, \должно служить поводом для немедленно-I го посещения врача.
При нарушении микрофлоры кишечника (дисбактериозе) кал становится разноцветным. При заболеваниях нижних отделов пищеварительного тракта, в частности прямой кишки, кал может выделяться малыми порциями и быть перемешанным с кровью, слизью и гноем (имейте в виду: при геморрое кровь, как правило, находится на поверхности кала и не сме-шана с ним). Особенно подозрителен симптом «фальшивого друга» - отхождение кала в нижнее белье вместо предполагаемого выпускания газов. В этом случае следует незамедлительно
провести инструментальное обследование прямой кишки и всего толстого кишечника.
Все данные, полученные в результате самоконтроля, должны ежедневно вноситься в дневник самоконтроля параллельно с объемами тренировочных нагрузок различного энергетического характера или различной направленности.

Показатели самоконтроля

К показателям самоконтроля относятся:

1. Субъективные показатели - в основном зависят от собственных ощущений занимающегося, не малое значение при этом имеют его мотивы, настроение, эмоционально-психическая обстановка условий его жизни и прочее:

Самочувствие,

Желание тренироваться,

Аппетит,

Болевые ощущения и др.

Субъективные показатели оцениваются по 4-х бальной системе:

5 - отлично,

4 - хорошо,

3 - удовлетворительно,

2 - неудовлетворительно.

2. Объективные показатели - показатели деятельности организма, не зависящие от нашего сознания, мотивов, настроения, эмоционально-психической обстановки условий его жизни и прочее:

- антропометрические показатели - объективные данные о физическом развитии, степени выраженности антропометрических признаков, а именно:

- соматометрические показатели - длина и масса тела, окружность грудной клетки (покой, полные вдох и выдох), бедра, голени, предплечья и т.д.;

- физиометрические показатели - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;

- соматоскопические показатели - состояние опорно-двигательного аппарата, степень жироотложения, пропорциональность;

- физиологические показатели - показатели активности функционирования органов и систем организма: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), частота дыхания (ЧД), состав крови и др., при этом не маловажно получить данные:

Ш в покое;

- пробы,

- обычно применяемые нагрузки в конкретном виде физических упражнения.

Методы самоконтроля

1. Оценка физического развития и телосложения

для лиц мужского пола

ИБМ=ДТ-100, при росте от 155 см до 164,5 см

ИБМ=ДТ-105, при росте от 165 см до 173,5 см

ИБМ=ДТ - 110, при росте выше 174 см

для лиц женского пола

ИБЖ=ДТ-108, при росте от 155 см до 164,5 см

ИБЖ=ДТ-113, при росте от 165 см до 173,5 см

ИБЖ=ДТ - 118, при росте выше 174 см,

где ДТ - длина тела в см.

Процент от ИБ (%ИБ ) - применяется для оценки фактической массы тела:

Если %ИБ в пределах 90-110%, то вес в пределах нормы, меньше 90% - недостаток массы тела, больше 110% - излишек массы тела.

Для определения типа телосложения необходимо определить: Индекс Пинье - гармоничность показателей роста, веса и развития грудной клетки (дыхательной системы) и Индекс силы - гармоничность развития мускулатуры. Эти показатели являются определяющими. А так же Индекс Рорера - усредненная плотность тканей тела индивида.

Индекс Рорера: ИР =

Индекс Пинье: ИП = ДТ (см) - МТ (кг) - ОГК п (см)

Индекс Силы: ИС = ,

где СМ - сила мышц кисти (лучший)

Каждому показателю в соответствии с полом индивида присваивается определенный балл (таблица 2). За ИС присваивается 0 баллов лицам с астеничным и нормостеничным типом телосложения по ИП, и 3 балла лицам с гиперстеничным и липидным типом телосложения по ИП. Баллы 0 и 3 свидетельствуют о слабом развитии мускулатуры.

Таблица 2. Балловая система определения типа телосложения

Все полученные за показатели баллы суммируются и определяется тип телосложения. Однако следует отметить, что лица, имеющие слаборазвитую (0 или 3 балла) и нормальную мускулатуру (1 балл) не могу иметь мускульный тип телосложения по определению.

2. Оценка уровня функционирования и развития дыхательной системы.

ЖЕЛ - объем воздуха, выдыхаемого при полном (максимальном) вдохе и полном (максимальном) выдохе.

Должная ЖЕЛ (ДЖЕЛ) - вычисляется для оценки фактической ЖЕЛ.

ДЖЕЛ м = (40 * ДТ (см)) + (30 * МТ (кг)) - 4400 (мл)

ДЖЕЛ ж = (40 * ДТ (см)) + (10 * МТ (кг)) - 3800 (мл)

%ДЖЕЛ = .

Если в пределах 90-95%, то удовлетворительно, если 95-105% - хорошо, 105% и больше - отлично.

Жизненный индекс - отношение ЖЕЛ к массе тела:

В норме у юношей - 60-70, у девушек - 50-60.

Нагрузочная спирометрия - применяют для оценки функционального состояния бронхо-легочной системы: при профилактических осмотрах, для выявления влияния на работающих в неблагоприятных производственных условиях, для решения вопроса о полноте выздоровления от острых легочных заболеваний или обострений хронических болезней, оценки результатов проводимого лечения, уточнения патогенеза заболевания и обоснования рациональной патогенетической терапии, оценки отдаленности результатов и динамики заболевания в процессе диспансерного наблюдения, при экспертизе трудоспособности и трудоустройстве больных.

Спирометр нагрузочный позволяет измерить объемную скорость форсированного выдоха (ОСФВ) по которой можно оценить состояние бронхиальной проводимости, основного механизма нарушений легочного дыхания.

ОСФВ измеряют в литрах в секунду и зависит от пола, возраста, роста и состояния дыхательных путей.

Методика: после глубокого вдоха и кратковременной задержки выдохнуть с максимальной силой и скоростью - быстрый краткий выдох за 1-2 секунды. Фиксируется число, ближайшее к индикатору. Повторить процедуру 2-3 раза. Учитывается лучший результат.

Оценка результатов

Отклонения от нормы

Проба Штанге - проба с задержкой дыхания на вдохе, характеризует соответствие ЖЕЛ массо-ростовым показателям и систему внутреннего дыхания (газообмен в легких и тканях организма).

Больше 90 сек. - отлично

60 - 90 сек. - хорошо

30 - 60 сек. - удовлетворительно

Меньше 30 сек. - плохо

Проба Генчи - проба с задержкой дыхания на выдохе, характеризует в основном систему внутреннего дыхания (газообмен в легких и тканях организма)

Больше 45 сек. - хорошо

35-45 сек. - норма

20-35 удовлетворительно

Менее 20 сек. - плохо

Проба Розенталя

Проба служит для оценки функционального состояния системы внешнего дыхания у спортсменов.

Испытуемый выполняет 5-кратное измерение ЖЕЛ с 15-секундными интервалами.

У здоровых людей при этом определяются одинаковые величины ЖЕЛ или нарастающие. При заболеваниях дыхательного тракта, системы кровообращения, при переутомлении, перетренированности. снижении функционального состояния нервной системы результаты повторных замеров снижаются (Циркин В.И., 1998).

3. Оценка уровня функционирования и развития сердечно-сосудистой системы (ССС)

Частота сердечных сокращений

Сердечно-сосудистая система одна из первых реагирует на любое изменение в организме. Наиболее доступным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является пульс (частота сердечных сокращений). Самым простым методом измерения пульса в покое является его прощупывание на лучевой артерии предплечья указательным, средним и безымянным пальцами. Данные пульса фиксируются как количество пульсаций в 1 минуту. Пульс подчитывают сидя, в течение 10 сек (15 сек), и умножают на 6 (4). В состоянии покоя пульс зависит от пола, возраста и функционального состояния . Пульс новорожденного 130-140 ударов в минуту. У взрослых людей он колеблется от 60 до 80 ударов в мин., у женщин обычно выше, чем у мужчин. У хорошо тренированных людей менее 60 уд/мин.

Выраженная тахикардия

Умеренная тахикардия

Нормокардия

Умеренная брадикардия

Выраженная брадикардия

Артериальное давление

АД - показатель гемодинамики и характеризует состояние не только ССС , но и ее регуляторную составляющую - ЦНС .

Должное артериальное давление вычисляется для оценки фактического АД.

АДС м = 109 + 0,5В + 0,1МТ

АДД м = 74 + 0,1В + 0,15МТ

АДС ж = 102 + 0,7В + 0,15МТ

АДД ж = 78 + 0,17В + 0,1МТ

В - возраст в годах, МТ - масса тела в кг.

Ортостатическая проба - оценка вегетативных (регуляторных) функций ССС. Определяется как разница показателей ЧСС в положении лежа и стоя. В положении лежа после 5-ти минутного отдыха подсчитать ЧСС за 1 мин. Затем спокойно встать и через 2-3 сек подсчитать ЧСС за 10 сек. и умножить на 6. Из показателя ЧСС стоя вычитается ЧСС в положении лежа.

Пробы для оценки функционального подготовленности (оценка взаимодействия и тренированности сердечно-сосудистой (ССС) и дыхательной (ДС) систем).

Сердечно-сосудистая система одной из первых реагирует на мышечную деятельность. Частота пульса может достигать 200-240 уд/мин. Самым простым методом определения пульса в данном случае является измерение его по ударам верхушки сердца в области 5-го межреберья. Измерения выполняют не позже 2-3 секунд после окончания выполнения нагрузки.

Индекс Рюфье

В положении сидя после 5-ти минутного покоя подсчитывают пульс за 30 секунд (2-3 раза для получения одинаковых показателей). Полученное значение умножают на 2 - Р1. Затем делают 30 глубоких равномерных приседаний в течение 30 сек. (темп - 1 раз в 1 сек.). После окончания приседаний сразу же на первых 10 секундах отдыха измеряют пульс в положении стоя - Р2 и сразу же садятся. Последнее измерение пульса проводят через 1 мин. после окончания приседаний, в положении сидя, также за 10 сек. - Р3. Результаты 10-ти секундных измерений умножают на 6.

Для получения более точных значений ЧСС в покое измерение Р1 можно проводить и за более продолжительный период времени (15, 20, 30 и 60 секунд, при этом полученный результат умножают на 4, 3, 2 и 1, соответственно).

Индекс Рюффье рассчитывается по следующей формуле:

Оценка функциональной подготовленности по тесту Индекса Рюфье производится по следующим критериям:

Показатель Р1 ниже 60 уд/мин свидетельствует об экономизации сердечной деятельности.

Показатель Р2 больше суммы двух Р1 на 10 ударов и более свидетельствует о недостаточной тренированности или недовосстановлении от предшествующей нагрузки.

Показатель Р3 выше Р1 на 10 ударов и более указывает на изменения в состоянии здоровья (инфекция, травма, усталость, …).

Р3 ниже Р1 говорит об отличной регуляторной деятельности вегетативной нервной системы и функциональном состоянии ССС.

Индекс Рюффье является очень реактивным и чувствительным показателем , поэтому важно соблюдать стандартность процедуры исследования .

Значительные выводы о состоянии здоровья и оперативном функциональном состоянии организма можно сделать зная свой стандартный ИР, который определятся путем многократного его измерения в одно и то же время суток (лучше утром перед завтраком, после гигиенических процедур).

Так же с помощью индекса Рюффье можно оценить физиологическую стоимость тренировочного занятия путем сравнения показателей ИР до, после тренировки и на следующие сутки. Если ИР на следующее утро после тренировки не вернулся к стандартному для данного индивида значению, то степень нагрузки на тренировке не соответствовала на тот момент индивидуальным особенностям индивида, а значит, нагрузку следует уменьшить.

Лестничная проба

Методика: подняться на 4 этаж в хорошем темпе без остановок и подсчитать ЧСС за 10 сек., полученный результат умножить на 6.

Оценка реакции пульса на физическую нагрузку - процент учащения пульса (% ЧСС).

где Р 1 - ЧСС до нагрузки (в покое)

Р 2 - ЧСС сразу после нагрузки (за 10 сек. * 6)

Коэффициент восстановления пульса -

где Р 1 - ЧСС сразу после нагрузки за 10 сек.

Р 2 - ЧСС через 3 мин восстановления за 10 сек.

Если КВП < 30%, то хорошая реакция восстановления на предложенную нагрузку.

Необходимо сопоставлять % ЧСС с КВП.

Гарвардский степ-тест

Тест разработан в Гарвардском университете США в 1942 году. С помощью него оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. Физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку. Для взрослых мужчин высота ступеньки 50 см, для взрослых женщин - 43 см, для юношей - 45 см, для девушек - 40 см. Нагрузка выполняется в течение 5 минут взрослыми и 4 минут юношами и девушками. Частота восхождений должна быть не меньше 30 раз в минуту, т.е. два движения в секунду:

1 - подъем одной ноги на ступеньку;

2 - подъем второй ноги на ступеньку;

3 - постановка на пол ноги, с которой начиналось восхождение;

4 - постановка другой ноги на пол.

Для строгого дозирования частоты восхождения на ступеньку спуска с нее используется метроном, частоту которого устанавливают на 120 ударов в минуту. В этом случае каждое движение будет соответствовать одному удару метронома.

Если в сложившейся ситуации не удается выполнять нагрузку все 5 минут или происходит отставание в результате усталости дольше 20 секунд, то в этих случаях необходимо четко фиксировать время, в течение которого совершалась работа.

Физическая готовность спортсмена оценивается путем подсчета частоты пульса. Сразу же после окончания восхождения на ступеньку необходимо сесть. Регистрация ЧСС ведется за первые 30 секунд на 2, 3 и 4 минутах восстановительного периода. Результаты тестирования выражаются в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Эту величину рассчитывают из следующего уравнения:

ИГСТ = t * 100/ (Р1+Р2+Р3) *2

где t - время восхождения в секундах, Р1, Р2, Р3 - ЧСС за первые 30 секунд на 2, 3, и 4 минутах (ЧСС за 30 секунд после 1, 2 и 3 минут) отдыха. Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах.

Оценка результатов Гарвардского степ-теста:

Величина ИГСТ может быть использована для оценки общей физической работоспособности и выносливости.

Методика: испытуемый выполняет две пятиминутные нагрузочные пробы (степ-тест: подъем - спуск со степ-ступеньки), высота ступеньки рекомендуется для мужчин 40 см, для женщин 33 см.

В конце пятой минуты нагрузки (или сразу после нее) определяется частота сердечных сокращений за 10 сек. Частота восхождения должна быть такой, чтобы ЧСС во время первой нагрузки была в пределах 100-120 уд/мин, после второй нагрузки - 140-160 уд/мин. Между нагрузками - пассивный отдых в течение трех минут.

Для определения мощности работы применяют формулу:

где W - нагрузка (кгм/мин), МТ - масса тела (кг), H - высота ступеньки (м), Т - количество подъемов в мин., 1,33 - поправочный коэффициент (физические затраты на спуск со ступеньки).

Для расчета мощности работы при двухступенчатом тесте PWC170 рекомендуется формула:

где PWC 170 - мощность физической нагрузки при ЧСС 170уд/мин, W1 и W2 - мощность первой и второй нагрузок (кгм/мин или Вт (1 кгм/мин = 6 Вт)); f1 и f2 - ЧСС на последней минуте первой и второй нагрузок (в 1 мин).

Определив величину теста PWC 170 , далее следует сравнить полученный результат с классификационной шкалой. По результатам теста PWC170 принято выделять пять уровней физической подготовленности. Для этого нужно обратиться к таблице 8, рекомендованной Мильнером Е.Г. (1991).

Максимальная ЧСС рассчитывается по формуле:

ЧСС макс = 220 - возраст (полных лет)

Затем рассчитывается 87% от ЧСС макс и эта цифра подставляется вместо цифры 170 в формулу расчета PWC 170 , полученный результат оценивается по таблице 3.

Таблица 3

Оценка уровня физического состояния по данным теста PWC (87% от ЧСС макс ) у людей разного возраста и пола (по З.Б. Белоцерковскому, 1984)

Возраст (лет)

PWC (кгм/мин) *

Уровень физического состояния

ниже среднего

выше среднего

* - часто в литературе встречается оценка физической работоспособности в Ваттах, при этом 1 кгм/мин = 6 Вт.

МПК - максимальное потребление кислорода, отражает функциональные возможности ССС и ДС и физическое состояние организма в целом, т.е. аэробную способность организма. Этот показатель относится к ведущим в оценке и градациях физического состояния человека.

Возможно определение МПК с использованием показателя PWC 170 , а также с использованием специального графика зависимости - номограммы Астранда-Риминга:

ь МПК = 1,7* PWC 170 (кгм/мин) +1240 (мл/мин)

ь Номограмма Астранда-Риминга

самоконтроль спорт дневник показатель

Номограмма Астранда.

Для оценки величины МПК используют МПК отн.

МПК отн = МПК мл/мин/МТ кг (мл/мин/кг)

Оценка максимального потребления кислорода относительного (мл/мин/кг) у взрослых (по K. Cooper)

Тест К. Купера

Тест К. Купера позволяет определить физическую работоспособность человека, а значит и уровень резервов его здоровья, по результатам 12-минутного бега.

Методика: испытуемый, предварительно размявшись, пробегает по самочувствию дистанцию в течение 12 минут. Т.к. это не сдача контрольного (зачетного) норматива, поэтому тяжесть (интенсивность) выполняемой работы по субъективным ощущениям должна быть в пределах 3-4 баллов (по 5-ти бальной системе).

Оценка физической работоспособности разных возрастно-половых групп по результатам 12-минутного бегового теста

Оценка физической подготовленности

Расстояние (км), преодолеваемое за 12 минут

Возраст (лет)

60 и старше

Очень плохо

Удовлетворительно

Очень плохо

Удовлетворительно

Основное место жительства.

Наличие экологически вредных факторов:

1 - нет, 2 - мало, 3 - достаточно, 4 - много.

Есть ли у Вас сейчас какие-либо хронические заболевания?

1 - нет, 2 - да.

Какой Ваш режим физической активности до поступления в вуз?

1 - на физ-ру не ходил, в секции не занимался - 0 ч,

2 - только физ-ра, в секцию не ходил - 2 ч,

3 - физ-ра и активный отдых - 3-5 ч,

Какой Ваш режим физической активности во время обучения в вузе?

1 - на физ-ру не хожу, в секции не занимаюсь - 0 ч,

2 - только физ-ра - 2 ч,

3 - физ-ра, секция и активный отдых - 3-5 ч,

4 - физ-ра и секция ОФП - 5-7 ч,

5 - физ-ра, спорт. секция и др. - более 7 ч.

С какого возраста делаете регулярно утреннюю гимнастику?

1 - дошк., 2 - мл. шк., 3 - ср. шк., 4 - ст. шк., 5 - не делаю.

Как часто делаете утреннюю гимнастику?

1 - ежедневно, 2 - через день, 3 - не регулярно.

Какие закаливающие процедуры проводите?

1 - обливание холодной водой, 2 - холодовые воздушные ванны,

3 - моржевание, 4 - не провожу.

Посещаете ли баню (сауну), как часто (регулярно)?

1 - не посещаю, 2 - раз в неделю, 3 - раз в две недели, 4 - не регулярно.

Придерживаетесь ли определенного режима дня?

1 - да, 2 - нет.

Курите ли Вы?

1 - нет, 2 - от случая к случаю, 3 - да.

С какого возраста курите регулярно?

1 - мл. шк., 2 - ср. шк., 3 - ст. шк., 4 - не курю.

Курят ли Ваши родители?

1 - оба, 2 - мать, 3 - отец, 4 - не курят.

Употребляете ли спиртные напитки?

1 - нет, 2 - от случая к случаю, 3 - регулярно.

Употребляют ли спиртные напитки Ваши родители?

1 - оба, 2 - мать, 3 - отец, 4 - не употребляют.

Форма оценки уровня здоровья

Физич. упражн. (час / в неделю):

Показатель

Результат

Общая оценка,

основные проблемы

Физическое развитие

Антропометрия

Динамометрия (кг)

И Брокка (кг)

% от И Брокка

Тип телосложения

Дых. сист.

Жизн. инд.

ЧСС (уд/мин)

АДС (факт. мм рт. ст.)

АДД факт. (факт. мм рт. ст.)

Функциональная подготовленность

Пр. Штанге (сек)

Пр. Генчи (сек)

Ортост. пр. (уд/мин)

Тест Купера

Лестничная пр. (уд/мин)

H - высота ступеньки (м)

Т 1 - кол-во подъемов в среднем за 1 мин

W 1 (кг/м/мин)

Т 2 - кол-во подъемов в среднем за 1 мин

W 2 (кг/м/мин)

PWC 170 (кг/м/мин) / (ватт)

ЧСС 87% от макс

PWC 87% от ЧССмакс

/МПК (мл/мин)

/МПК отн (мл/мин/кг)

как воспитать в себе силу воли

Концентрация уже близка к уровню плинтуса, физические и душевные силы почти на исходе, эмоциональная истощённость переходит в бессонницу - эти тревожные звоночки перейдут в протяжный набат, если вы не выработаете командный голос и не заставите свои эмоции подчиняться себе. Самоконтроль - одна из основ личности, свободы и ответственности.

Да, воспитывать себя сложнее, чем непоседливого соседского пятиклассника Митю. Да, это огромная работа над собой. Но поверьте, научившись самоконтролю, вы узнаете, что такое сильная воля и как при любой ситуации сохранять спокойствие и душевное равновесие.

Часто встречается мнение, что лишний самоконтроль лишает человека спонтанности и радости жизни и подавляет внутреннюю свободу. Но это в корне ошибочное мнение. Не бывает много контроля, важно только понять, что методы самоконтроля должны быть грамотными. Если «самовоспитываясь», будете напрягаться и ругать себя, то ничего, кроме стресса не заработаете. Но если научитесь контролю, при котором ваша работа будет доставлять вам радость, а отдых будет полноценным, любое трудное дело в будущем не испугает вас.

Возможно, вам покажется, что мои советы слишком просты. Но именно в простоте кроется та самая истина, которая, я надеюсь, поможет вам стать лучше. Не пытайтесь здесь найти прописные штампы: «Единственно верный способ воспитать себя», тут их не будет. Я только даю подсказку и направление, а решать, что делать, будете именно вы. Всегда ищите индивидуальный подход, не давайте себе поблажек - и у вас обязательно получится удержать в узде свои эмоции. Ну что ж, начнём?

1. Вы то, о чём вы думаете

Сознательно выбирайте собственные мысли. Вы считаете, что такое невозможно? Отчего же? Если нам дана свобода выбора поступков, значит, нам доступна и свобода выбора мыслей. Можете назвать это самопрограммированием. Если вы не научитесь контролировать свои мысли, то неминуемо вас будут контролировать другие люди, навязывая вам свои решения, лишая самостоятельности и индивидуальности.

Вселенная соответствует природе нашей души, и если вы будете целенаправленно «воспитывать» свои мысли, направляя их в нужное русло, вы «притянете» к себе то, о чём думаете. Вы замечали ведь, как разнится восприятие у людей: один видит грязную лужу, второй - отражение солнца в ней. Учитесь находить позитивное и хорошее в мелочах, избавляйтесь от влияния людей, которые кроме негатива, ничего вам не приносят. Вы станете спокойнее, а, главное, научитесь контролировать плохие эмоции и программировать себя только на конструктив.

2. Контролируя тело, вы контролируете душу

Вы заметили, насколько собраны внутренне и внешне люди, которые занимаются спортом? Они тренируются по расписанию, следят за режимом, пытаются найти новые способы сделать своё тело красивым и стройным. Они не заставляют себя быть лучше, они просто это делают - каждый день. Запишитесь в спортивную секцию, найдите вид спорта, которым вам будет интересно заниматься постоянно. Скоро вы ощутите, как быстро в вас появятся новые источники силы. Вы будете лучше владеть собой во многих сферах жизни, которые не имеют к тренировкам никакого отношения.

3. Систематизируйте труд

Ежедневно составляйте план на весь день, записывайте все успехи и поражения, контролируйте всё, что происходит в вашей жизни. Не зря успешные бизнесмены так любят ежедневники и органайзеры. Будьте пунктуальными и всегда выполняйте обещанное. За попыткой контролировать то, что с вами происходит, вы научитесь и самоконтролю.

4. Лошадь сдохла - слезь

Работа над своим Я не допускает «шелухи» - старых переживаний, шаблонов, автоматических реакций и стереотипов. Учитесь избавляться от ненужных вам мыслей и людей. Ваши собственные положительные эмоции позволят вашей психике быть в тонусе, позволят контролировать весь день: с раннего утра до поздней ночи. Помните, что самоконтроль - это залог вашего успеха.

5. Никто кроме вас вам не поможет

Последний и самый важный этап - принять на себя ответственность за собственную жизнь. Если вы хотите управлять своей жизнью, вы должны осознать и принять тот факт, что только вы влияете на неё. Это особенно тяжело тем, кто рос в семье, глава которой всегда пытался управлять всеми процессами в доме. Конечно же, без полного контроля над членами семьи при таком раскладе не обходилось. Не менее сложная ситуация у тех, кто рос в «оранжерейных» условиях, когда любой каприз или просьба безоговорочно исполнялись.

Ваши мысли - это начало ваших поступков. Ваши поступки формируют вашу жизнь. Не можете с собой справиться? Вам не хватает сил? Это глупости! Ресурсов в человеческом теле и мозге столько, что вы даже о сотой доле своих возможностей не подозреваете. Будьте жёстче, не опускайте смиренно руки при виде малейшей проблемы, всегда ищите выход. Помните, что выход есть всегда и из любой ситуации, нужно просто приложить немного сил.

Я не буду давать пустых обещаний и говорить, что узнав методы самоконтроля, результаты работы над собой вы ощутите моментально. Но вам определённо стоит попробовать пересмотреть свои принципы, взглянуть на себя и окружающий мир с другой стороны. И, возможно, вы действительно воспитаете волевые качества, которые сделают вашу жизнь насыщеннее, счастливее и спокойнее.



Случайные статьи

Вверх