Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
«Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла от ужасной из них — равнодушия.»
Х.Каллер
На современном этапе развития общества существует большой ряд проблем в нем, а страшнее не то, что нет решения этих проблем, а то, что никто не хочет их решать, а точнее-никто не желает этим заниматся. А одной из главных проблем, предстает перед современным обществом это-равнодушие, которое ожидает нас везде, где бы мы ни были.
Мы часто слышим такие слова как: «мне все равно», «сам виноват», «меня это не интересует» -это все говорит о равнодушии человека. Все чаще задумываемся о том, что люди начали агрессивно реагировать на других людей, на мир и доброта уже начинает отходить на задний план. Равнодушный человек прежде всего безразличен к самому себе. Он редко признается в том, что он равнодушен ко всему, но его отношение к окружающим будет проявляться в равнодушии. Когда в сердце человека оседает равнодушие, он со временем превращается черствого и бездушную личность.
Тогда, когда сердце становится равнодушным , то человек теряет способность чувствовать, нарушается контакт не только с душой, а из совестью. Им не доступны яркие моменты жизни, они не умеют сопереживать и радоваться успехам другого. Человек должен знать то, что он не один, что его любят, а если этого не происходит, то впоследствии, он замыкается в себе и каждый день идет внутреннее и внешнее гибель. Поэтому такая персона уже не сможет иметь возможность любить, а потому, никто не сможет полюбить ее. С одной стороны, мне становится жаль равнодушного человека, который никогда не сможет постичь полноту жизни и подогнать жизнь под свои параметры.
Жаль, так как, равнодушие прогрессирует и впоследствии превращается в тяжелые заболевания души, которое вызывает полное безучастие в общественной жизни. Мы все реже думаем о своих поступках, словах, стараемся быть в стороне от всего, что нас окружает, а между тем, жестокость и равнодушие, как социальные явления существовали еще с древних веков, но становится одной из глобальных проблем 21 столетия. Мир подошел к той грани, где никто не хочет брать на себя ответственности за чужую жизнь.В последние годы, такое поведение уже есть нормальным в мире.
Никто не хочет помочь женщине в ребенком, которая несет тяжелые сумки или человеку на улице становится плохо и он падает, а никто не остановится, а все потому что, в наших душах поселилась равнодушие, безразличие которое скрывает в себе попытку отойти от реального, жестокого мира. Идя с добрыми намерениями можно почувствовать безразличие, которое скрывается за «маской» вежливости.
Наша жизнь, это то, о чем мы думаем, поэтому, если постоянно думать только о плохом, не быть уверенным в себе или в своих возможностях, не радоваться за успехи других не достигать поставленную перед собой цель, мы станем равнодушными к себе и к того, что нас окружает. Я думаю что, безразличие, пассивность, агрессия может возникнуть в самом микромире человека, который был разочарован в обществе. То есть это будет выступать определенной защитной реакцией на окружающие вещи, слова и действия других. Дети не рождаются с чувством безразличия, на развитие равнодушия влияет именно воспитание в семье.
Равнодушие может привести к разрушению личности в целом, оно мешает ее гармоничному существованию в современных условиях. Еще в детстве ребенок смотрит на своих родителей, запоминает их поведение, слова и поступки и следует этому примеру всю свою жизнь. Многих из детства начинают приучать надеяться только на себя, верить только себе. То есть, можно сказать, что проблема эта уже не новая, а она тянется из предыдущих поколений. Еще одна причина это-эгоизм, которым окружает нас на каждом шагу. Сейчас эгоизм представляет собой первоисточником равнодушия.
Самоуверенность, самовлюбленность, повышенная самооценка является первой ступенью к агрессии и жестокости, в своем результате сначала провоцирует равнодушие, бездушие по отношению к другим людям, затем переходит на знакомых, друзей и близких людей, а свое «Я» становится превыше всего. Одной из важных моментов безразличия может быть страх. Страх перед всем новым, страх перед завтрашним днем??или страх быть уволенным с работы. Постоянное недоверие к миру, к людям, большое количество проблем- так же могут причинами равнодушия.
Тесно равнодушие связано с ответственностью, а точнее, безответственностью. Не редко, открывая книги, складывается некое впечатление о том, что эта проблема была в труднее для мира времена, в котором каждый для каждого был врагом, но это не было на таком массовом уровне. В наше время, когда идет быстрый технический прогресс, мы даже представить не можем, кто есть рядом с нами. Этот прогресс дает нам возможность не выходя за пределы дома, делать все то, что мы захотим. Возможно, что равнодушие возникло как реакция на войны, бедность, революции — это усталость народа, это определенная система, которая возникла и прогрессирует вместе с техническим прогрессом.
Для многих в нашем обществе, равнодушие есть определенной позицией жизни, согласно которой не нужно переживать и быть полностью огороженным от негативных эмоций. Ярким примером этого может служить отношение власти, политиков к народу. Как власть относится к людям, так и люди будут относиться к ней. Каждый раз, когда новые люди приходят к власти мы видим все те же методы управления государством и таким образом, большинство привыкает и устает. Отношение самих политиков вселяет в души населению только возмущение, страх, отчаяние, потому что народ это является последним звеном, о которой думает государство. В результате чего, народ теряет веру, ему становится безразлично, и не только к власти, а и к друг другу.
Суммируя выше написанное, можно сказать, что безразличие это чувство , которое охватывает все больше людей в мире и начинает прогрессировать во всех его звеньях. Равнодушие присущее каждому человеку, но проявляется в различной степени, в соответствии с ее поведением. Но, безусловно каждый несет ответственность за массовое распространение этой «болезни» и это имеет в себе только негативное влияние, не только на других индивидов, а и на общество вообще. И поэтому, чтобы предотвратить разрастание проблемы, каждый из нас должен ее не только осознать, но и пытаться работать над ней, начиная с себя.
Нет похожих страныц.
Сочинение по тексту
«Равнодушие – это паралич души», – писал известный русский писатель А.П. Чехов. Действительно, душевная чёрствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.
Передо мной фрагмент из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», в котором, на мой взгляд, автор тоже поднимает проблему равнодушия людей друг к другу.
Автор раскрывает её на примере взаимоотношений Насти и её матери – Катерины Ивановны. Писатель обращает внимание читателя на то, что старая мать любит дочь и мечтает в последний раз приласкать её. Но автор с горечью отмечает, что Настя бросила самого близкого ей человека («Как Катерина Ивановна жила … никому не известно»). К.Г. Паустовский, осуждает поведение Насти, поэтому не указывает причин, по которым она не навещает мать. А пейзажное описание осеннего сада создаёт символический образ холодного и тёмного мира, в котором угас свет человеческой любви. Горечь и сожаление звучат в словах рассказчика: «Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Изображая тёплое отношение героя-повествователя к Катерине Ивановне, автор подчёркивает в конце текста, что живые, любящие родители – это счастье!
Невозможно не согласиться с мнением писателя. Мы должны быть добрее и внимательнее друг к другу, отзываться на чужую боль и беду, заботиться о своих близких и родных. Какими бы ни были родители, дети не должны оставлять их беде. Русская литература не раз обращалась к этой проблеме.
Княжна Марья Болконская из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» любит, уважает своего отца и до самой смерти заботится о нём, хотя у старого князя скверный характер. Он может сказать колкость своей дочери, не всегда доверяет ей, грозится прочитать письмо подруги, навязывает ей изучение столь нелюбимой ею математики. Но важнее для дочери любовь отца к ней, а не эти частности её проявления, которые она готова простить.
А вот другой дочери – героине повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина – выпало счастье иметь мягкосердечного и нежного отца. Однако её роковая страсть к гусару заставляет совершить жестокость – она тайно бежит из дому, не получив благословения родителя и не сообщив ему о себе ничего. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а дочь появляется лишь на его могиле.
Читая печальные строки рассказа К.Г. Паустовского, начинаешь размышлять о том, как важно самому не повторить ошибок дочери Катерины Ивановны, о том, что нужно всегда, несмотря ни на что, находить время для своих родителей, дарить им свою любовь и внимание, а также о том, что нельзя проходить мимо чужой беды. Внимание, сочувствие, сострадание – вот что может спасти нас, людей, от душевного холода.
Текст К.Г. Паустовского:
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.
(2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой.
(9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!
(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(По К.Г. Паустовскому)
Говорят, что нет ничего хуже равнодушия, ведь оно убивает душу! Все мы ценим людей заботливых, радушных, готовых помочь, чутких и сочувствующих. Мы хотим иметь таких друзей и родных, но так случается далеко не всегда. Равнодушие людей окружает нас повсюду – на работе, в транспорте, государственных учреждениях, даже больницах. Увы, равнодушие людей друг к другу стало скорее нормой, привычкой, нежели чем-либо из ряда вон выходящим.
Равнодушное отношение к человеку свойственно людям не только жестоким и эгоистичным, но и тем, кому однажды ответили злом на доброе дело. Такие люди, боясь повторения ситуации и душевной боли, всегда остаются в стороне от происходящего. Именно поэтому на Земле все еще очень много насилия и зла, ведь большая часть людей проходит мимо жестокости, стараясь на все закрывать глаза. Бойтесь равнодушных – они не убивают и не изменяют, но лишь из-за их молчаливого согласия в мире столько порока!
Равнодушное отношение часто является симптомом алекситимии. Люди, страдающие этим расстройством, не могут разобраться в своих эмоциях, не умеют их проявлять. Они просто физически не способны сострадать, переживать. Качества эти приводят к прагматизму, равнодушию, черствости. Причины появления алекситимии бывают самыми разными – явление это может быть либо врожденным, либо приобретенным (к примеру, как посттравматическая реакция).
Очень частая причина – острый дефицит ласки, участия, тепла в раннем детстве, нелюбовь и равнодушие к ребенку родителей. Статистика подтверждает, что большая часть равнодушных взрослых были нелюбимыми детьми. Часто взрослые намеренно учат свое чадо скрывать свои чувства, «быть сильным». В результате вырастает человек, не способный любить, проявлять эмоции, сочувствовать.
Еще одна причина приобретенной алекситимии – душевные травмы, полученные в подростковом и юном возрасте, любовные переживания. Человек, испытавший однажды боль, закрывается и не может больше верить людям.
Обо всем этом очень важно помнить и стараться изо всех сил не стать такой личностью, не воспитывать равнодушных к злу и несправедливости детей, не страдать от равнодушия мужа, любимого человека. С маленького равнодушия начинается равнодушие к людям глобальное, перерастающее в холодную, бездушную жизнь без радостей и тепла. Ничто не будет тешить сердце равнодушного человека, все вокруг однажды станет абсолютно неинтересным и ненужным, а это – путь в никуда.
Равнодушное отношение к людям губительно прежде всего для самой личности! Уже доказано учеными, что черствые и равнодушные люди меньше живут и чаще болеют, старость приходит к ним раньше. В чем смысл их жизни? Ведь все мы должны не только потребительски «брать от жизни все», но и творить, любить, дарить друг другу радость, помогать тем, кто в этом нуждается!
Как воспитать неравнодушного, эмоционально открытого, доброго ребенка? Все достаточно просто – общайтесь с ним, делитесь чувствами и переживаниями, смотрите фильмы и мультики о добре и справедливости, читайте хорошие книги и обсуждайте их.
Давайте постараемся не становиться равнодушными – радоваться жизни, делать этот мир добрее, благороднее, милосерднее. Нет, мы не призываем вас бросать все и уезжать в Африку, к голодным детям, или же жертвовать миллионы на благотворительность. Начните с малого – накормите бездомного котенка, помогите одинокой пожилой соседке подняться по лестнице, позвоните лишний раз родителям, поинтересуйтесь их здоровьем, восстановите с партнером... Просто станьте чуть добрее и чутче, учите этому своих детей и, возможно, мир изменится к лучшему – ведь вода, как известно, точит камень.
«Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость»:
"Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности."
Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Направление | Примерный список литературных произведений | Носители проблемы |
---|---|---|
Равнодушие и отзывчивость | А. П. Чехов «Тоска» | Иона Потапов , извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь. |
И. С. Тургенев «Два богача» | Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку. | |
А. Куприн «Чудесный доктор» | Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова). | |
А. М. Горький «Старуха Изергиль» | Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием) | |
И. А. Бунин «Лапти» | Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях. | |
Кондратьев «Сашка» | Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее). | |
М. Карим «Помилование» | Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин , Ефимий Лукич Бурёнкин , Янтимер Байназаров , Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени. | |
В. Распутин «Прощание с Матерой» | Дарья Пинигина , жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища). | |
В. Распутин «Уроки французского» | Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу). | |
Б. Екимов «Ночь исцеления» | Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие. | |
А. Платонов «Песчаная учительница» | Мария Никифоровна Нарышкина , молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна. | |
А. Платонов «Корова» | Вася , подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого. | |
А. Платонов «Юшка» | Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость). | |
К. Паустовский «Телеграмма» | Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери). | |
В. Астафьев «Записка» | Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие). | |
В. Закруткин «Матерь человеческая» | Мария , потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой. | |
О.Генри «Последний лист» | Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни. | |
Е. Носов «Кукла» | Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена.. |
«Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2019 года. Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих. В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.
Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».
О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства. А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.
Другие направления итогового сочинения.