Происхождение германцев. Германские племена

ГЕРМАНЦЫ - группа народов - древних носителей германских языков.

Обыч-но вы-де-ля-ют 3 вет-ви Германцев: за-пад-ную (сфор-ми-ро-ва-лась ме-ж-ду ре-ка-ми Рейн и Одер; под-раз-де-ля-лась на несколько групп), се-вер-ную (сло-жи-лась на юге Скан-ди-нав-ско-го полуострова и се-ве-ре полуострова Ют-лан-дия) и вос-точ-ную (офор-ми-лась в хо-де ми-гра-ций).

В древ-но-сти Германцами пер-во-на-чаль-но на-зы-ва-ли не-боль-шое пле-мя (по ря-ду оце-нок, не-гер-ман-ское) на ле-вом бе-ре-гу Рей-на. С середины I века до н. э. это название бы-ло рас-про-стра-не-но на на-ро-ды к вос-то-ку от Рей-на и к се-ве-ру от верх-не-го те-че-ния Ду-ная, где жи-ли Германцы и по-сте-пен-но ас-си-ми-ли-ро-ван-ные ими другие на-ро-ды. Восточные пре-де-лы об-лас-ти рас-се-ле-ния Германцев ан-тич-ные ав-то-ры по-ме-ща-ли в рай-оне Вис-лы. К Германцам они при-чис-ля-ли и бо-лее восточные груп-пи-ров-ки, например бас-тар-нов (на ос-но-ве сход-ст-ва об-ли-ка и не-ко-то-рых внеш-них осо-бен-но-стей куль-ту-ры), про-ти-во-пос-тав-ляя их сар-ма-там.

По-пыт-ки вы-де-лить куль-тур-ное един-ст-во Германцев в брон-зо-вом ве-ке по-ка не убе-ди-тель-ны, хо-тя ряд лин-гвис-тов счи-та-ет, что германские язы-ки в это вре-мя уже обо-со-би-лись. Фор-ми-ро-ва-ние Германцев свя-зы-ва-ет-ся с ар-хео-ло-гической яс-торф-ской куль-ту-рой и рас-се-ле-ни-ем в ран-нем же-лез-ном ве-ке час-ти но-си-те-лей этой и род-ст-вен-ных ей куль-тур. Силь-ное воз-дей-ст-вие на Германцев ока-за-ли куль-ту-ры Галь-штат и Ла-тен, от-ра-жаю-щие влия-ние групп кель-тов.

Древ-ней-шей ми-гра-ци-ей Германцев, от-ра-жён-ной в письменных ис-точ-ни-ках, бы-ли пе-ре-се-ле-ния ким-вров и тев-то-нов. Их груп-пи-ров-ки во II веке до н. э. дви-га-лись из южной Ют-лан-дии, при-сое-ди-няя по пу-ти другие объ-е-ди-не-ния, и дос-тиг-ли сред-не-го Ду-ная, Гал-лии, северо-восточной Ис-па-нии и северной Ита-лии. В 102-101 годах они бы-ли раз-гром-ле-ны римской ар-ми-ей под ко-мандованием Гая Ма-рия. Пик сле-дую-щей вол-ны германской ми-гра-ции, в ко-то-рой до-ми-ни-ро-ва-ли све-вы, при-шёл-ся на 70-60-е годы. Удар-ная груп-пи-ров-ка это-го объ-е-ди-не-ния во гла-ве с Арио-ви-стом утвер-ди-лась в северо-восточной Гал-лии, но в 58 году бы-ла раз-гром-ле-на Га-ем Юли-ем Це-за-рем. Втор-же-ние све-вов по-слу-жи-ло од-ним из по-во-дов к римской ок-ку-па-ции Гал-лии. Гра-ни-ца римских вла-де-ний и Германцев по Рей-ну ста-би-ли-зи-ро-ва-лась по-сле экс-пе-ди-ций Це-за-ря в зем-ли Германцев в 55-53 годах.

В конце I века до н. э. - начале I века н. э. Рим рас-про-стра-нил свою власть над Германцами от Рей-на до реки Ве-зер, несколько раз римские ле-гио-ны до-хо-ди-ли до Эль-бы; бы-ла про-воз-гла-ше-на про-вин-ция Гер-ма-ния. Од-на-ко вос-ста-ние хе-ру-сков под пред-во-ди-тель-ст-вом Ар-ми-ния, под-дер-жан-ное другими Германцами, при-ве-ло к раз-гро-му рим-лян в 9 году н. э. в Тев-то-бург-ском Ле-су. В ре-зуль-та-те по-хо-дов Ти-бе-рия (11) и Гер-ма-ни-ка (14-16 годы) Ри-му уда-лось ста-би-ли-зи-ро-вать си-туа-цию, в от-но-ше-ни-ях с Германцами он пе-ре-шёл к по-ли-ти-ке ак-тив-ной обо-ро-ны. Вдоль Рей-на бы-ли сфор-ми-ро-ва-ны про-вин-ции Гер-ма-ния Ниж-няя и Гер-ма-ния Верх-няя, по-строе-на сис-те-ма ук-ре-п-ле-ний по Рей-ну, вклю-чая ниж-нюю Ло-го-ну, до-ли-ну в ни-зовь-ях и ле-во-бе-ре-жье Май-на, б. ч. бас-сей-на Нек-ка-ра, там же был воз-ве-дён т. н. верх-не-гер-ман-ский вал, под-хо-див-ший к ре-тий-ско-му ва-лу, про-хо-див-ше-му се-вер-нее верх-не-го те-че-ния Ду-ная. Вдоль гра-ниц бы-ла по-ло-са, сво-бод-ная от на-се-ле-ния. С ча-стью герм. пле-мён Рим за-клю-чил до-го-во-ры о по-став-ке рек-ру-тов.

В I веке н. э. мож-но вы-де-лить сле-дую-щие пле-ме-на и пле-мен-ные объ-е-ди-не-ния Германцев: ба-та-вы (жи-ли у устья Рей-на), тенк-те-ры (на ле-вом бе-ре-гу ниж-не-го Рей-на; бы-ли из-вест-ны сво-ей кон-ни-цей), гер-мун-ду-ры (вос-точ-нее верх-не-гер-ман-ско-го и се-вер-нее ре-тий-ско-го ва-лов; един-ст-вен-ные из Германцев, ко-му по-зво-ля-лось тор-го-вать на римской тер-ри-то-рии), ха-ты (в вер-ховь-ях Ве-зе-ра; сла-ви-лись пе-хо-той), хе-ру-ски (в сред-нем те-че-нии Ве-зе-ра), хав-ки (в ниж-нем те-че-нии Ве-зе-ра), фри-зы (у по-бе-ре-жья Се-вер-но-го моря). Юг Ют-лан-дии на-се-ля-ли ким-вры, в бас-сей-не Эль-бы гос-под-ство-ва-ло объ-е-ди-не-ние све-вов, вклю-чав-шее лан-го-бар-дов, сем-но-нов и др., Бо-ге-мию за-ня-ли мар-ко-ма-ны, вос-точ-нее рас-по-ла-га-лись ква-ды и др., в т. ч. не-гер-ман-ские пле-ме-на. По-вис-ле-нье на-се-ля-ли мно-го-численные пле-ме-на лу-ги-ев (смотри в статье Пше-вор-ская куль-ту-ра), бли-же к Бал-тий-ско-му морю жи-ли ру-гии, го-ты и др. Из скандинавских пле-мён из-вест-ны све-о-ны. Су-ще-ст-во-ва-ли, ве-ро-ят-но, куль-то-вые груп-пы германских пле-мён: ин-ге-во-ны у Се-вер-но-го моря, гер-ми-но-ны на Эль-бе и Ве-зе-ре, ис-те-во-ны бли-же к Рей-ну и др.

В этот пе-ри-од об-ще-ст-во Германцев, при не-ко-то-рых от-ли-чи-ях, име-ло ро-до-п-ле-мен-ную ор-га-ни-за-цию. Германцы за-ни-ма-лись зем-ле-де-ли-ем и жи-вот-но-вод-ст-вом. В хо-де ми-гра-ций про-ис-хо-ди-ло уси-ле-ние ро-ли во-енных во-ж-дей и их дру-жин. Важ-ным фак-то-ром раз-ви-тия Германцев бы-ло влия-ние Римской им-пе-рии, в т. ч. вос-ста-нов-ле-ние при императоре Не-ро-не Ян-тар-но-го пу-ти.

К середине II века про-цес-сы в сре-де Германцев при-вели к но-вой вол-не ми-гра-ций. В сред-нем По-ду-на-вье это при-ве-ло к Мар-ко-ман-ским вой-нам, в ко-то-рых, кро-ме мар-ко-ма-нов и ква-дов, уча-ст-во-ва-ли другие Германцы и не-гер-ман-ские пле-ме-на. Их опус-то-ши-тель-ные по-хо-ды ох-ва-ти-ли По-ду-на-вье, Германцы дос-ти-га-ли Северной Ита-лии. Во 2-й половине II века ван-да-лы, оби-тав-шие в вер-ховь-ях Вис-лы, поя-ви-лись на се-ве-ро-вос-то-ке Кар-пат-ской кот-ло-ви-ны, на-ча-лось дви-же-ние го-тов и ге-пи-дов из ниж-не-го По-вис-ле-нья в При-чер-но-мо-рье (смотри Вель-бар-ская куль-ту-ра). В 1-й половине III века к вос-то-ку от Рей-на офор-ми-лись но-вые объ-е-ди-не-ния германских пле-мён - але-ман-ны и фран-ки.

К середине III века на-тиск вар-ва-ров на Римскую им-пе-рию рез-ко уси-лил-ся. Со сто-ро-ны Рей-на ак-ти-ви-зи-ро-ва-лись але-ман-ны, фран-ки, ютун-ги и др., про-ры-вав-шие-ся да-ле-ко в глубь римских тер-ри-то-рий (233-234, 253, 259-261, 268, 270-271, 274-276 годы). Осо-бен-но опу-с-то-ши-тель-ны-ми бы-ли т. н. Скиф-ские вой-ны. На их на-чаль-ном эта-пе зна-чительная роль при-над-ле-жа-ла не-гер-ман-ским объ-е-ди-не-ни-ям кар-пов и др., но по-сте-пен-но она пе-ре-шла к восточным Германцам, осо-бен-но го-там. Це-ной ре-форм, при-вед-ших к фор-ми-ро-ва-нию сис-те-мы до-ми-на-та, Римская им-пе-рия ус-тоя-ла. Бы-ла эва-куи-ро-ва-на провинция Да-кия, ос-тав-ле-ны т. н. Де-ся-тин-ные по-ля ме-ж-ду вер-ховь-я-ми Рей-на и Ду-ная, с ря-дом германских пле-мён за-клю-че-ны во-енные сою-зы. В ка-че-ст-ве фе-де-ра-тов и на-ём-ни-ков Германцы иг-ра-ли за-мет-ную роль в её во-енно-по-ли-тических струк-ту-рах (не-ко-то-рые Германцы до-сти-га-ли вы-со-ких долж-но-стей). Рим, со сво-ей сто-ро-ны, ока-зы-вал влия-ние на раз-лич-ные сто-ро-ны жиз-ни и куль-ту-ры Германцев (смотри, например, Чер-ня-хов-ская куль-ту-ра). Сре-ди Германцев на-ча-ло рас-про-стра-нять-ся хри-сти-ан-ст-во, поя-ви-лись пер-вые ре-лигиозные об-щи-ны. Епископ Уль-фи-ла со-ста-вил пер-вую германскую аз-бу-ку (гот-ское пись-мо) и пе-ре-вёл на гот-ский язык Биб-лию (ве-ро-ят-но, около 360 года). Хри-сти-ан-ст-во сре-ди Германцев пер-во-на-чаль-но рас-про-стра-ни-лось в фор-ме ари-ан-ст-ва.

Ка-че-ст-вен-ные из-ме-не-ния про-изош-ли в германском ми-ре в эпо-ху Ве-ли-ко-го пе-ре-се-ле-ния на-ро-дов, фор-ми-ро-вались но-вые груп-пировки. В управлении за-воё-ван-ными тер-ри-то-ри-ями ис-поль-зо-вались опыт римской ад-ми-ни-ст-ра-ции и зна-ния, по-лу-чен-ные на служ-бе в римкойс во-енно-по-ли-тической сис-те-ме. В ито-ге у Германцев на-ча-ли фор-ми-ро-вать-ся го-су-дар-ст-ва, ста-ли ко-ди-фи-ци-ро-вать-ся за-ко-ны (смотри Вар-вар-ские прав-ды).

Поч-ти все восточные Германцы в конце IV-V веках не-сколь-ки-ми вол-на-ми пе-ре-се-ли-лись на тер-ри-то-рию Римской им-пе-рии, где бы-ли соз-да-ны Вест-гот-ское ко-ро-лев-ст-во сна-ча-ла в Гал-лии, за-тем в Ис-па-нии, го-су-дар-ст-во ван-да-лов в Северной Аф-ри-ке, Ост-гот-ское ко-ро-лев-ст-во в Ита-лии, вклю-чав-шие, кро-ме Германцев, чис-лен-но пре-вос-хо-див-шее их ме-ст-ное на-се-ле-ние. В По-ти-сье сфор-ми-ро-ва-лось го-су-дар-ст-во ге-пи-дов, на всём про-стран-ст-ве рас-се-ле-ния восточных Германцев, вплоть до северо-восточного При-чер-но-мо-рья (смотри в статье Дюр-со), воз-ник-ли бо-лее мел-кие «ко-ро-лев-ст-ва» и во-енно-по-ли-тические объ-е-ди-не-ния. Од-на-ко уже в середине VI века под уда-ра-ми Визан-тии, лан-го-бар-дов и авар па-ли го-су-дар-ст-ва ван-да-лов, ост-го-тов, ге-пи-дов, в хо-де араб-ских за-вое-ва-ний раз-гро-му под-верг-лось го-су-дар-ст-во вест-го-тов. Восточные Германцы этих и других по-ли-тических объ-е-ди-не-ний бы-ли по-гло-ще-ны ме-ст-ным и при-шлым на-се-ле-ни-ем. До XVI века со-хра-ня-лись ос-тат-ки крым-ско-гот-ско-го язы-ка в Южном Кры-му (смотри в стать-ях Су-ук-Су, Ман-гуп, Гот-ский язык), но позд-нее его но-си-те-ли ста-ли ча-стью ме-ст-ных гре-ков (смотри Ма-риу-поль-ские гре-ки) и та-тар.

С V века на-ча-лось рас-се-ле-ние западных Германцев в Запаной Римской им-пе-рии, при-вед-шее к об-ра-зо-ва-нию го-су-дарств але-ман-нов, фран-ков, лан-го-бар-дов. В этом ря-ду сто-ит скла-ды-ва-ние го-су-дар-ст-ва бур-гун-дов и ба-ва-ров. К за-па-ду от Эль-бы сло-жи-лись по-ли-тические объ-е-ди-не-ния тю-рин-гов, сак-сов (бо-лее восточные тер-ри-то-рии бы-ли ос-тав-ле-ны Германцами и за-ня-ты сла-вя-на-ми). В даль-ней-шем прак-ти-че-ски все они во-шли в со-став Франк-ско-го го-су-дар-ст-ва. По-сле рас-па-да по-след-не-го в его бывших западных и южных об-лас-тях, где пре-об-ла-да-ло ро-ма-но-языч-ное на-се-ле-ние, сфор-ми-ро-ва-лись ро-ман-ские на-ро-ды - вал-ло-ны, фран-цу-зы, италь-ян-цы, а в северо-западных и восточных рай-онах - современные но-си-те-ли германских язы-ков: фла-манд-цы, гол-ланд-цы, нем-цы, ав-ст-рий-цы. Анг-лы, часть сак-сов и ютов на про-тя-же-нии V-VI веков пе-ре-се-ли-лись в Бри-та-нию. Сло-жив-шая-ся там общ-ность анг-ло-сак-сов по-слу-жи-ла ос-но-вой для фор-миро-ва-ния анг-ли-чан.

Северные Германцы в эпо-ху Ве-ли-ко-го пе-ре-се-ле-ния на-ро-дов в основном ос-та-ва-лись в пре-де-лах Скан-ди-на-вии. По-сле пе-рио-да Вен-дель на-сту-пи-ло вре-мя до-воль-но зна-чительных ми-гра-ций ви-кин-гов эпо-хи. Они сыг-ра-ли заметную роль в раз-ви-тии ря-да го-су-дарств (Анг-лии, Фран-ции, смотри в стать-ях Ден-ло, Нор-ман-дия; Древне-русского государства, смотри в статье Ва-ря-ги), колонизовали Ис-лан-дию и Фарерские острова. Северные Германцы ста-ли осно-вой скан-ди-нав-ских на-ро-дов: шве-дов, нор-веж-цев, дат-чан, ис-ланд-цев, фа-рерцев.

Ми-фо-ло-гия, эпос, ли-те-ра-ту-ра.

Ми-фо-ло-гия Германцев из-вест-на по древне-германским тек-стам (эпос и скандинавская средневековая ли-те-ра-ту-ра, древнеанглийские и древненемецкие за-го-во-ры), греческим и латинским со-чи-не-ни-ям (Та-цит, Иор-дан, Про-ко-пий Ке-са-рий-ский, Гри-го-рий Тур-ский, Па-вел Диа-кон, Бе-да Дос-то-поч-тен-ный, Сак-сон Грам-ма-тик, Адам Бре-мен-ский). По со-об-ще-ни-ям о Германцах I века у Та-ци-та, по на-зва-ни-ям дней не-де-ли в германских язы-ках и скандинавским ис-точ-ни-кам ре-кон-ст-руи-ру-ют-ся име-на об-ще-гер-ман-ских бо-гов, со-пос-тав-ляе-мых Та-ци-том с позд-не-ан-тич-ны-ми пер-со-на-жа-ми: Во-дан (скандинавский Один, у Та-цита - Мер-ку-рий), Тиу (скандинавский Тюр, у Та-ци-та - Марс), До-нар (скандинавский Тор, у Та-ци-та - Гер-ку-лес) и *Фрия (скандинавский Фрейр и Фрейя и Фригг, у Та-ци-та - Иси-да), а так-же бо-ги-ня Нер-тус (жен-ская па-рал-лель скандинавскому Ньёр-ду). Ми-фо-ло-гический и ге-ро-ический эпос Германцев наи-бо-лее пол-но со-хра-нил-ся в скандинавском и древнеанглийском ареа-ле. Ис-кон-ная эпическая тра-ди-ция бы-ла уст-ной. Для германской поэ-зии ха-рак-те-рен ал-ли-те-ра-ци-он-ный стих, при-няв-ший осо-бо слож-ную фо-рму у скан-ди-нав-ских скаль-дов. Наи-бо-лее ран-ние из со-хра-нив-ших-ся про-из-ве-де-ний ге-ро-ического эпо-са - анг-ло-сак-сон-ские по-эмы «Бе-о-вульф» (сло-жи-лась в концеVII - начале VIII веков) и «Бит-ва при Финнс-бур-ге» (IX век), ма-лые па-мят-ни-ки «Вид-сид» и «Валь-де-ре» (X век), древнесаксонские поэмы на библейские сюжеты «Ге-незис» и «Хелианд» («Спаситель»), древненемецкая «Песнь о Хиль-деб-ран-де» (начало IX века), а так-же латинское пе-ре-ло-же-ние «Валь-та-рий» (IX-X века). Основной кор-пус за-пи-сей германского эпо-са да-ти-ру-ет-ся XIII веком: древнеисландская «Стар-шая Эд-да» (ми-фо-ло-гиченные пес-ни, цикл пес-ней о Си-гур-де, пес-ни о Вё-лун-де, Хель-ги, Хам-ди-ре), сред-не-верх-не-не-мец-кая «Песнь о Ни-бе-лун-гах», про-за-ические пе-ре-ло-же-ния в исландских па-мят-ни-ках - «Млад-шей Эд-де» и са-гах («Са-га о Вёль-сун-гах», «Са-га о Тид-ре-ке», «са-ги о древ-них вре-ме-нах»); германские ге-ро-ические сю-же-ты лег-ли в ос-но-ву скандинавских бал-лад позд-не-го Сред-не-ве-ко-вья. Для германской ми-фо-ло-гии ха-рак-тер-ны эс-ха-то-ло-гические мо-ти-вы (эд-дическое «Про-ри-ца-ние Вёль-вы»), до-ми-ни-ро-ва-ние нужд и мо-ра-ли вой-ны, для эпо-са - те-ма судь-бы, ге-ро-ический тра-гизм. Ге-ро-ев, пав-ших на по-ле боя, при-ни-ма-ет в сво-ём чер-то-ге Валь-хал-ле Один; воз-люб-лен-ны-ми ге-ро-ев (Си-гур-да, Хель-ги, Вё-лун-да) час-то бы-ва-ют валь-ки-рии (с ни-ми свя-зы-ва-ют рас-про-стра-нён-ные с эпо-хи Вен-дель изо-бра-же-ния жен-щин с ро-гом в ру-ке). В ге-ро-ическом эпо-се Германцев на-шли по-этическое от-ра-же-ние со-бы-тия эпо-хи Ве-ли-ко-го пе-ре-се-ле-ния на-ро-дов: раз-гром гун-на-ми бур-гунд-ско-го ко-ро-лев-ст-ва, смерть гунн-ско-го пред-во-ди-те-ля Ат-ти-лы в 453 году и др. Многие скан-ди-нав-ские ко-ро-лев-ские и знат-ные ро-ды воз-во-ди-лись к бо-гам-асам (ге-неа-ло-гии Инг-лин-гов, Скьёль-дун-гов, анг-ло-сак-сон-ских ко-ро-лев-ских ди-на-стий).

Об-ще-гер-ман-ской пись-мен-но-стью бы-ло ру-ни-че-ское пись-мо. В IV-XIII веках скла-ды-ва-лась литература на гот-ском, др.-скан-ди-нав-ских, древнеанглийском, древнесак-сон-ском, древнефриз-ском, древ-не-верх-не-не-мец-ком язы-ках.

Му-зы-ка.

Све-де-ния о музыкальной куль-ту-ре Германцев от-ры-воч-ны. Та-цит со-об-ща-ет о пес-но-пе-ни-ях Германцев и об осо-бой пес-ни, ис-пол-няв-шей-ся пе-ред бое-вым стро-ем с ис-пользова-ни-ем ре-зо-нан-са щи-тов. Основным музыкальным ин-ст-ру-мен-том Германцев, по ар-хео-ло-гическим и литературным ис-точ-ни-кам, был струн-ный ин-ст-ру-мент ти-па ли-ры, на-зы-вав-ший-ся об-ще-гер-ман-ским сло-вом *harpa - ар-фа (древнеисландское harpa, древнеанглийское hearpe, древ-не-верх-не-не-мец-кое harfa), иг-ра на ко-то-рой со-про-во-ж-да-ла ис-пол-не-ние эпо-са. Ду-хо-вые ин-ст-ру-мен-ты ти-па тру-бы на-ту-раль-ной - ро-ги-лу-ры, ве-ро-ят-но, вос-хо-дят к лу-рам брон-зо-во-го ве-ка. Из гот-ско-го пе-ре-во-да Биб-лии из-вест-ны германские сло-ва swiglon - ‘иг-рать на свирели’, þuthaurn - ‘труба’ (буквально ‘шум-ный рог’), klismo - ‘ким-ва-лы’.

Ис-кус-ст-во.

Древ-ней-шее изо-бра-зительное искусство Германцев тес-но свя-за-но с тра-ди-ция-ми других ев-ропейских на-ро-дов. Силь-ней-шее влия-ние на не-го ока-за-ли кель-ты, позд-нее - куль-тур-ный мир Римской им-пе-рии. В эпо-ху римских влия-ний про-изош-ло фор-ми-ро-ва-ние свое-об-раз-ных сти-лей германского юве-лир-но-го ре-мес-ла (полихромный стиль; литьё, воспроизводящее резьбу, - немецкое Kerbschnitt, английское chip-carving).

Наи-бо-лее яр-кое яв-ле-ние изо-бра-зительного искусства Германцев - германский зве-ри-ный стиль, для ко-то-ро-го ха-рак-те-рен ис-клю-чительный ор-на-мен-та-лизм и фор-ма-лизм. На его фор-ми-ро-ва-ние по-влия-ли ани-ма-ли-стической тра-диции, вос-хо-дя-щие к ски-фо-си-бир-ско-му зве-ри-но-му сти-лю и осо-бен-но к искусству Ла-те-на; на ран-нем эта-пе ска-за-лись влия-ния про-вин-ци-аль-но-римского искусства. К концу V века сло-жил-ся на-бор зоо- и ан-тро-по-мор-фных мо-ти-вов, со-хра-няв-ший-ся поч-ти не-из-мен-ным до кон-ца эпо-хи ви-кин-гов при час-той сме-не сти-лей. Пер-вый са-мо-сто-ятельный германский зве-ри-ный стиль (стиль I по клас-си-фи-ка-ции Б. Са-ли-на) сфор-ми-ро-вал-ся на ос-но-ве тех-ни-ки Kerbschnitt и об-раз-цов римского исксства IV-V веков (поя-са т. н. позд-не-рим-ско-го во-ин-ско-го сти-ля и др.). Под влия-ни-ем этой тех-ни-ки зве-ри-ные (ре-же че-ло-ве-че-ские) изо-бра-же-ния при-об-ре-та-ют гео-мет-рические очер-та-ния, рас-па-да-ют-ся на эле-мен-ты, са-мо-стоя-тель-но уча-ст-вую-щие в ор-на-мен-таль-ной ком-по-зи-ции. Во 2-й половине VI века в зве-ри-ный стиль про-ни-ка-ет лен-точ-ная пле-тён-ка, со-ста-вив-шая ос-но-ву но-во-го сти-ля II: под её влия-ни-ем изо-бра-же-ния под-вер-га-ют-ся ли-ней-ной сти-ли-за-ции, ком-по-зи-ция стро-ит-ся на вол-но-об-раз-ном рит-ме. Германский стиль II по-лу-чил наи-боль-шее раз-ви-тие в искусстве куль-ту-ры Вен-дель в Скан-ди-на-вии и анг-ло-сак-сон-ской Бри-та-нии (VI-VIII века). На-про-тив, в кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пе тра-ди-ция зве-ри-но-го сти-ля за-ту-ха-ет в эпо-ху Ка-ро-лин-гов . В VIII веке рав-но-мер-ная рит-ми-ка пле-те-ния германского зве-ри-но-го сти-ля сме-ня-ет-ся ир-ре-гу-ляр-ной, ино-гда чрез-вы-чай-но слож-ной, по-яв-ля-ет-ся ха-рак-тер-ный мо-тив «зве-ря, за-вя-зан-но-го в узел» (стиль III, по Са-ли-ну), воз-ро-ж-да-ют-ся гео-мет-ризм, эле-мен-ты рель-е-фа и на-ту-ра-лиз-ма (в т. ч. за-ро-ж-дает-ся мо-тив «хва-таю-ще-го зве-ря», за-ме-няю-щий пле-те-ние в по-строе-нии слож-ных ком-по-зи-ций). Все эти тен-ден-ции дос-тиг-ли наи-выс-ше-го раз-ви-тия в искусстве на-ча-ла эпо-хи ви-кин-гов (де-ревянная резь-ба Осе-бер-га, клад из Броа). В даль-ней-шем на их ос-но-ве сло-жи-лись сти-ли IX-X веков Ел-линг (вол-но-об-раз-ная лен-точ-ная пле-тён-ка) и Бор-ре (гео-мет-рич. фи-гу-ры, мо-тив «хва-таю-ще-го зве-ря», рель-еф-ность). Во 2-й половине X века в зве-ри-ный стиль про-ни-ка-ют кон-ти-нен-таль-ные влия-ния: эле-мен-ты рас-тительного ор-на-мен-та, мо-тив оди-ноч-но-го зве-ри-но-го изо-бра-же-ния - «боль-шо-го зве-ря» (в то же вре-мя имею-щий про-то-ти-пы в зве-ри-ном сти-ле VII-IX веков). На их ос-но-ве сло-жи-лись сти-ли кон-ца эпо-хи ви-кин-гов - Мам-мен и Рин-ге-ри-ке; в по-след-нем сти-ле эпо-хи ви-кин-гов (Ур-нес) про-ис-хо-дит воз-врат к рав-но-мер-но-му пло-ско-ст-но-му зоо-морф-но-лен-точ-но-му пле-те-нию. Тра-ди-ции зве-ри-но-го сти-ля бы-ли про-дол-же-ны в фа-сад-ной резь-бе норвежских де-ревянных «стол-бо-вых церк-вей» XII века, ка-мен-ных кре-стиль-ных ку-пе-лей, по-влия-ли на сло-же-ние те-ра-то-ло-гии ев-ропейского ро-ман-ско-го сти-ля в це-лом.

В про-ти-во-по-лож-ность зве-ри-но-му сти-лю сти-ли-сти-ка ан-тро-по-морф-ных изо-бра-же-ний Германцев при-ми-тив-на. Сю-же-ты вос-хо-дят к скандинавским пет-рог-ли-фам брон-зо-во-го и же-лез-но-го ве-ков, ряд мо-ти-вов за-им-ст-во-ван из ан-тич-но-го искусства: изо-бра-же-ния вои-нов с ору-жи-ем, ко-раб-лей, всадни-ков (в т. ч. на брак-теа-тах - зо-ло-тых ме-даль-о-нах, ими-ти-рую-щих римские об-раз-цы), жен-щин, дер-жа-щих рог; встре-ча-ют-ся мно-го-фи-гур-ные ком-по-зи-ции, ми-фо-ло-гические сце-ны (в Осе-бер-ге, на «кам-нях с изображениями» острова Гот-ланд, ру-нических кам-нях, пор-та-лах «стол-бо-вых церк-вей»).

Дополнительная литература:

Schmidt L. Geschichte der deutschen Stä mme bis zum Ausgang der Vö lkerwande-rung. Münch., 1934-1938. Bd 1-2;

Holmqvist W. Germanic art during the first millenum AD. Stockh., 1955;

Хойс-лер А. Гер-ман-ский ге-рои-че-ский эпос и ска-за-ние о Ни-бе-лун-гах. М., 1960;

Ме-ле-тин-ский Е.М. «Эд-да» и ран-ние фор-мы эпо-са. М., 1968;

Vries J.P. Alt-ger-ma-nische Religionsgeschichte. 3. Aufl. B., 1970. Bd 1-2;

Hachmann R. Die Ger-manen. Münch. u. a., 1971;

Reallexikon der germanischen Alter-tumskunde. 2. Aufl. B.; N. Y., 1973-2005 -. Bd 1-30-;

Die Germanen: Ein Handbuch / Hrsg. B. Krü-ger. 2. Aufl. B., 1976-1983. Bd 1-2;

Кор-сун-ский А.Р., Гюн-тер Р. Упа-док и ги-бель За-пад-ной Рим-ской им-пе-рии и воз-ник-нове-ние гер-ман-ских ко-ро-левств. М., 1984;

Щу-кин М.Б. На ру-бе-же эр. СПб., 1994;

Иор-дан. О про-ис-хо-ж-де-нии и дея-ни-ях ге-тов. 2-е изд. М., 1997;

Germanen beiderseits des spä tan-ti-ken Limes. Köln; Brno, 1999;

Ко-ло-сов-ская Ю. К. Рим и мир пле-мен на Ду-нае, I-IV века н. э. М., 2000.

Иллюстрации:

Зо-ло-той рог из Гал-ле-ху-са (Ют-лан-дия, Да-ния), най-ден-ный в 1734 году (по-хи-щен в 1802 году): 1 - ре-кон-струк-ция; 2 - раз-вёрт-ка. Ру-ни-чес-кая ал-ли-те-ра-ци-он-ная над-пись:«Я, Хле-ва-га-стир из ро-да Холь-ти-ев, рог сде-лал». V век. Архив БРЭ;

«Кам-ни с изо-бра-же-ния-ми» с острова Гот-ланд: 1 - из Ха-во-ра. V век; 2 - из Аль-ско-га. VIII века. Ввер-ху спра-ва - валь-ки-рия с ро-гом в ру-ках встре-ча-ет ге-роя на вось-ми-но-гом ко-не (Слейп-ни-ре?) в Валь-хал-ле. Го-су-дар-ст-вен-ный ис-то-ри-чес-кий му-зей (Сток-гольм). Архив БРЭ;

Гер-ман-ский зве-ри-ный стиль 1-го тысячелетия н. э. (по Б. Са-ли-ну): 1 - дву-пла-стин-ча-тая фи-бу-ла из Ве-стру-па (остров Зе-лан-дия, Да-ния), ор-на-мен-ти-ро-ван-ная в сти-ле I. Се-ре-бро. На-цио-наль-ный му-зей (Ко-пен-га-ген); 2 - дву-пла-стин-ча-тая фи-бу-ла из Хай-динг-сфель-да (Ба-ва-рия), ор-на-мен-ти-ро-ван-ная в сти-ле II. Се-ре-бро. На-цио-наль-ный му-зей (Ко-пен-га-ген); 3-4 - ко-роб-ча-тые фи-бу-лы с острова Гот-ланд, ор-на-мен-ти-ро-ван-ные в сти-ле III и мо-ти-вом «хва-таю-ще-го зве-ря» (а - вид свер-ху; б - вид сбо-ку, раз-вёрт-ка). Брон-за. Го-су-дар-ствен-ный ис-то-ри-чес-кий му-зей (Сток-гольм). Архив БРЭ;

Гер-ман-ский зве-ри-ный стиль IX-XII веков в Скан-ди-на-вии: 1 - зо-ло-тые на-клад-ки, ор-на-мен-ти-ро-ван-ные в сти-ле III и мо-ти-вом «хва-таю-ще-го зве-ря», из кла-да Броа (остров Гот-ланд). IX век. Го-су-дар-ст-вен-ный ис-то-ри-чес-кий му-зей (Сток-гольм); 2 - брон-зо-вый флю-гер, ор-на-мен-ти-ро-ван-ный в сти-ле Рин-ге-ри-ке, с церк-ви в Чел-люн-ге (остров Гот-ланд). XI век. Про-ри-сов-ка; 3 - се-вер-ный пор-тал «стол-бо-вой церк-ви» в Ур-нес (Нор-ве-гия), ор-на-мен-ти-ро-ван-ныйв сти-ле Ур-нес. Середина XI века; 4 - пор-тал «стол-бо-вой церк-ви» из Хю-ле-ста-да (Нор-ве-гия), ор-на-мен-ти-ро-ван-ный сце-на-ми из эпо-са о Си-гур-де. XII век. Му-зей ис-то-рии куль-ту-ры уни-вер-си-те-та Ос-ло. Архив БРЭ.

Около 4-5 тысяч лет назад индоевропейские племена пришли на территорию Прибалтики и побережье Северного моря. На тот момент там обитали представители какой-то иной этнической группы, чьё происхождение науке пока неизвестно. В результате смешения пришельцев с коренными обитателями этих территорий и возник народ германцев. Со временем племена начали покидать свою прародину и расселились практически по всей Европе. Само слово «германцы», которое впервые появилось в сочинениях римских авторов в IV в. до н. э., имеет кельтские корни. Германцы вытеснили кельтов из Западной Европы и сами заселили их земли.

Древние германские племена: области расселения

Исследователи выделяют три основных ветви германских племён:

  • Северогерманские. Обитали на севере Скандинавского полуострова. Являются предками современных норвегов, датчан и шведов.
  • Западногерманские. Эта группа племён, куда входили лангобарды, англы, саксы, тевтоны и многие другие, заселила бассейн Рейна.
  • Восточногерманские. Включали племена готов, вандалов и бургундов. Данная группа занимала просторы от Балтийского до Чёрного морей.

Великое переселение народов и образование варварских королевств

В IV веке из азиатских степей в сторону плодородных земель Южной Европы стали выдвигаться грозные орды гуннов под предводительством Аттилы. Надвигающаяся угроза привела в движение всё население Евразии. Целые народы и племена двинулись на запад, чтобы не столкнуться с тюркскими кочевниками. Эти события вошли в историю как Великое переселение народов. Германцы сыграли в этом процессе одну из ключевых ролей. Продвигаясь на запад, они неизбежно должны были столкнуться с Римской империей. Так началась долгая борьба варваров и римлян, которая закончилась в 476 году падением Рима и возникновением на территории империи многочисленных варварских королевств. К самым значительным из них относятся:

  • Вандальское в Северной Африке;
  • Бургундское в Галлии;
  • Франкское на Рейне;
  • Лангобардское в Северной Италии.

Появление первых зачатков государственности у древних германцев относится к III веку. Это явление характеризовалось разрушением родоплеменного строя, усилением имущественного неравенства и образованием крупных племенных союзов. Данный процесс приостановился из-за вторжения гуннов, но после того как кочевая угроза миновала, продолжился с новой силой уже на осколках Римской империи. Нужно отметить, что число бывших римских граждан значительно превышало число завоевателей. Это стало причиной достаточно мирного сосуществования представителей двух цивилизаций. Варварские королевства выросли из синтеза античных и германских традиций. В королевствах сохранились многие римские институты, а из-за недостатка в варварской среде грамотных людей римская элита занимала не последнее место в государственном управлении.

Неоднородность и незрелость варварских королевств привела к гибели большинства из них. Некоторые из них были подчинены могущественной Византийской империей, а некоторые стали частью влиятельного королевства франков.

Быт и общественное устройство

Древние германцы жили преимущественно за счёт охоты и грабежей. Главой племени был вождь — конунг, однако, важные решения он всегда согласовывал со своей военной дружиной, старейшинами и народным собранием. Право на участие в собрании имели все свободные члены общины, способные носить оружие (в некоторых племенах это могли быть и женщины). По мере обогащения племенной верхушки у германцев начали возникать первые сословия. Общество разделилось на благородных, свободных и полусвободных. Рабство у германцев тоже существовало, но носило патриархальный характер. Рабы были не бесправной собственностью хозяев, как в Риме, а, скорее, младшими членами семьи.

До II-III века германцы вели преимущественно кочевой образ жизни, однако, им приходилось сосуществовать рядом с тогда ещё могущественной Римской империей. Любые попытки проникнуть за пограничные римские валы жёстко пресекались. В результате для того, чтобы прокормиться, германцам пришлось перейти к осёдлости и пахотному земледелию. Собственность на землю была коллективной и принадлежала общине.

Культурное влияние кельтов и осёдлость способствовали развитию ремёсел. Германцы научились добывать металл и собирать янтарь, изготавливать оружие, выделывать кожу. Археологами было найдено множество керамических изделий, драгоценностей и деревянных поделок, изготовленных германскими мастерами.

По мере ослабления Рима и расшатывания дисциплины в приграничных гарнизонах германцы стали всё чаще проникать на территорию империи. Между двумя культурами стали возникать прочные связи (в основном, экономические). Многие германцы даже шли служить в римскую армию.

После возникновения варварских королевств основой общественных и земельных отношений стали феодальные связи, выросшие из отношений дружинников и бывшего конунга (а ныне — короля). Позже эти связи станут базисом общественной жизни в средневековой Европе.

Верования

Наиболее полную картину историки смогли сложить только о религиозных представлениях северогерманских племён, поскольку их мифы дошли до наших дней в письменных источниках. Во главе языческого пантеона северных германцев стоял бог войны и мудрости — Один. Второстепенное, но также очень большое значение имели и другие боги, в числе которых: богиня плодородия Фрейя, воплощение морской стихии — Ньёрд, бог хитрости Локи и бог грома Тор.

Прочие племена, очевидно, имели достаточно схожий со скандинавским пантеон. Изначально культовыми практиками занимались вожди и старейшины, но по мере усложнения религиозных воззрений и социальной структуры у германцев возникло жреческое сословие. Согласно римским авторам, все важные церемонии — молитвы, жертвоприношения (в том числе, и человеческие), гадания — германцы проводили в своих священных рощах. Ещё задолго до падения Рима население Европы начало стремительно христианизироваться. Однако христианские догматы смешивались с языческими воззрениями, что стало причиной искажения христианского учения и появления ересей.

Таинственный народ во мраке прошлого: германские племена. Римляне называли их , дикарями, далекими от культуры. Ведали они о чем-либо, кроме битв и войн? Во что они верили? Чего они боялись? Как сосуществовали с ? Что они оставили после себя и что мы знаем о них? Кем же были германцы?

Битва Ариовиста с Цезарем

Октябрь 1935 года. Археологи исследуют могильный холм на датском острове . Холм датируется 1 веком до н.э., временем германских племен .

Археологи делают сенсационное открытие: это могила германской жрицы . Об этом говорят найденные семена растений, окаменелые морские ежи и ивовые прутья – все это предположительно имело магическое значение .

Кем была умершая – неизвестно, ведь биографии германских женщин той эпохи не дошли до нас. Но римские историки уже тогда упоминали о большом влиянии, которое имели жрицы на германцев.

Сегодня античные источники и современная наука позволяют нам рассказать о жизни германской жрицы. Назовем ее Базена, и вот ее история.

«Над нашим племенем нависла угроза войны с римлянами. Я спросила : должны ли мы сражаться? Что скажут знаки? Прутья священной ивы предскажут мне будущее. Участь моего племени – в руках богов. О чем они нам возвестят? И вот предостережение: никаких сражений, пока Луна умирает. Пусть оружие отдыхает до новой Луны».

Но в 58 году до н.э. римский полководец Цезарь вторгся в земли свевов . Памятуя о предостережении богов, Ариовист был готов к переговорам с римлянами, Цезарь же потребовал от него покинуть свои земли.

Друз установил римские вехи там, где никто вообще не знал о существовании Рима. А вот, что пишет римлянин : «Друз покорил большую часть германцев и пролил немало их крови».

Как и Друз, Тиберий – тоже приемный сын императора , и он должен был исполнить волю своего отца Августа: окончательно покорить всех германцев .

Тиберий избрал иную стратегию, чем его брат: он решил не добиваться цели войной. Тиберий пошел по пути дипломатии : германцы должны были добровольно признать господство Рима. Сопротивление варваров должно было быть сломлено культурным превосходством римлян.

На Рейне на месте сегодняшнего было положено начало этому. По римскому образцу возник город – германского племени, которое было союзником Рим не одно десятилетие. Оппидум Убиорум стал одним из роскошнейших имперских метрополисов: театра, храмы и термы должны были убедить германцев в преимуществах римской цивилизации .

От времен основания Кельна сохранилось не очень много. Самые ранние археологические свидетельства – знаменитый памятник убиев , фундамент каменной башни, построенной в 4 году н.э.

Воздвигнув башню, римляне обнесли ее тесанным камнем – это был римский способ строительства. Город стал подарком императора его германским подданным. Судя по всему, каменная башня была частью городской стены Оппидума Убиорума.

У Рима были большие планы на город убиев: здесь возник первый главный храм новой провинции Германии. Раз в год здесь должны были собираться все покоренные племена германцев, чтобы возобновлять свой союз с Римом.

Просторный храм, построенный римлянами, возвышался над городом. Германский священник вел церемонии на алтаре Ара Германия . Символично, что алтарь был обращен на восток, на Германию – туда, где Рим хотел получить господство.

Не только убии, но и племена с правого берега Рейна постепенно подчинялись римскому императору . Предположительно в 8 году до н.э. сдались и . Как и остальные племена, жившие между Рейном и Эльбой , они могли либо скрываться в лесу, либо выбирать между безнадежным боем и покорением. Вожди херусков решились на мирное сосуществование с Римом. Вот, что пишет римский автор Патеркул: «Тиберий как победитель прошел по всем уголкам Германии, не потеряв из своих преданных войск ни единого человека. Он полностью покорил германцев , сделав их провинцией, платящей дань».

Рим был заинтересован в заключении мира. Тиберий должен был защищать вновь приобретенные области и искать надежного союза с побежденными. Эта политика умиротворение оказалась успешной и долгосрочной.

Но херуски заплатили высокую цену за мир и безопасность : им пришлось отказаться от свободы, выполнять приказы Рима, платить дань и посылать своих сыновей на службу в римскую армию.

«И в конце концов римляне потребовали сына предводителя как особую гарантию нашей преданности. Римляне назвали его . В качестве заложника он должен был идти с легионерами в Рим. Предводитель уступил, у него не было выбора. Судьба нашего племени была поставлена на карту. На нем лежала ответственность за нашу свободу».

Дети в качестве заложников были в древности обычным делом. Они должны были вдалеке от родины доказывать лояльность своих племен. В Риме, как правило, с заложниками обращались хорошо. Арминия воспитывали в столице империи как римлянина.

«Верные соратники сопровождали сына предводителя на чужбину. Увидят ли они снова когда-нибудь земли херусков?».

Спустя 20 лет Арминий вернулся на родину , и в истории германцев произошел драматический поворот…

«Слово Германия - новое и недавно вошедшее в обиход, ибо те, кто первыми переправились через Рейн и прогнали галлов , ныне известные под именем тунгров, тогда прозывались германцами. Таким образом, наименование племени постепенно возобладало и распространилось на весь народ; вначале все из страха обозначали его по имени победителей, а затем, после того как это название укоренилось, он и сам стал называть себя германцами.»

В позднем железном веке на северо-востоке Иберии проживало племя германы , однако большая часть историков рассматривает их как кельтов. Лингвист Ю. Кузьменко считает, что их название связано с регионом, откуда они мигрировали в Испанию, позднее оно перешло на германцев .

Впервые термин «германцы» использовал, по известным данным, Посидоний в 1-й половине I в. до н. э. для названия народа, имевшего обычай запивать жареное мясо смесью молока с неразбавленным вином . Современные историки предполагают, что употребление этого слова в более ранние времена явилось результатом поздних вставок . Греческие авторы, которых мало интересовали этнические и языковые различия «варваров», не разделяли германцев и кельтов. Так, Диодор Сицилийский , писавший свой труд в середине I в. до н. э. , относит к кельтам племена, которые уже в его время римляне (Юлий Цезарь , Саллюстий) именовали германскими .

По-настоящему этноним «германцы » вошёл в оборот во 2-й половине I в. до н. э. после галльских войн Юлия Цезаря для обозначения народов, живших к востоку от Рейна и к северу от верхнего и нижнего Дуная , то есть был для римлян не только этническим, но и географическим понятием.

Однако в самом немецком языке тоже есть созвучное имя (не путать с римским) (нем. Hermann - изменённое Harimann/Herimann, двухосновное имя древнегерманского происхождения, образованное сложением компонентов heri/hari - «войско» и mann - «человек»).

Происхождение германцев

Индоевропейцы. IV-II тыс. до н. э.

Согласно современным представлениям, 5-6 тыс. лет назад в полосе от Центральной Европы и Северных Балкан до северного Причерноморья существовало единое этноязыковое образование - племена индоевропейцев , говоривших на едином или по крайней мере близких диалектах языка, получившего название индоевропейского языка -основы, из которого развились затем все современные языки индоевропейской семьи. По другой гипотезе, имеющей в наши дни ограниченное число сторонников, индоевропейский праязык зародился на Ближнем Востоке и был разнесён по Европе миграциями родственных племён .

Археологи выделяют несколько ранних культур на рубеже каменного и бронзового веков, связанных с распространением индоевропейцев и с которыми ассоциируются разные антропологические типы европеоидов :

К началу 2-го тысячелетия до н. э. из этноязыковой общности индоевропейцев выделились и развивались самостоятельно племена анатолийцев (народы Малой Азии), арии Индии, иранцы, армяне, греки, фракийцы и наиболее восточная ветвь - тохары . К северу от Альп в центральной Европе продолжала существовать этноязыковая общность древнеевропейцев, которой соответствует археологическая культура курганных погребений (XV-XIII вв. до н. э.), перешедшая в культуру полей погребальных урн (XIII-VII вв. до н. э.) .

Юг Скандинавии представляет регион, где в отличие от других частей Европы наблюдается единство топонимов, принадлежащих только к германскому языку . Однако именно здесь обнаруживается разрыв в археологическом развитии между относительно процветающей культурой бронзового века и сменившей её более примитивной культурой железного века , что не позволяет сделать однозначного вывода о зарождении именно в этом регионе германского этноса.

Ясторфская культура. 1-е тыс. до н. э.

Во 2-й половине I тыс. до н. э. во всей прибрежной зоне между устьями Рейна и Эльбы и в особенности во Фрисландии и Нижней Саксонии (традиционно относятся к исконно германским землям) была распространена единая культура, которая отличалась как от единовременных латенской (кельты), так и от ясторфской (германцы). Этническую принадлежность её индоевропейского населения, в нашей эре ставшего германским, установить и классифицировать пока не удаётся:

«Язык местного населения, судя по топонимике, не был ни кельтским, ни немецким. Археологические находки и топонимика свидетельствуют о том, что Рейн до прихода римлян не был никакой племенной границей, и по обе стороны жили родственные племена».

Лингвисты делали предположение о выделении прагерманского языка из праиндоевропейского в самом начале железного века, то есть в начале 1-го тысячелетия до н. э., появляются также версии о его формировании значительно позже , вплоть до начала нашей эры:

«Именно в последние десятилетия в свете осмысления новых данных, поступающих в распоряжение исследователя, - материала древнегерманской топонимики и ономастики, а также рунологии, древнегерманской диалектологии, этнологии и истории - в ряде работ было со всей определённостью подчёркнуто, что вычленение германской языковой общности из западного ареала индоевропейских языков имело место в относительно позднее время и что образование отдельных ареалов германской языковой общности относится лишь к последним векам до и первым векам после нашей эры.»

Таким образом по версиям лингвистов и археологов формирование германского этноса на базе индоевропейских племён относится примерно к периоду VI-I вв. до н. э. и произошло в областях, прилегающих к нижней Эльбе , Ютландии и югу Скандинавии. Формирование специфически германского антропологического типа началось гораздо раньше, в раннем бронзовом веке , и продолжилось в первые века нашей эры как результат миграций Великого переселения народов и ассимиляции негерманских племён, родственных германцам в рамках древнеевропейской общности бронзового века.

В торфяных болотах Дании находят хорошо сохранившиеся мумии людей, внешний облик которых не всегда совпадает с классическим описанием античными авторами рослой расы германцев. См. статьи о человеке из Толлунда и женщине из Эллинга , живших на Ютландии в IV-III вв. до н. э.

Генотип германцев

Хотя на германских землях удаётся классифицировать оружие, фибулы и другие вещи по стилю как германские, по мнению археологов они восходят к кельтским образцам латенского периода .

Тем не менее отличия между ареалами расселения германских и кельтских племён прослеживаются археологически, прежде всего по более высокому уровню материальной культуры кельтов, распространению оппидумов (укреплённых кельтских поселений), способам захоронения. То, что кельты и германцы представляли собой схожие, но не родственные, народы, подтверждается их отличным антропологическим строением и генотипом. В плане антропологии кельты характеризовались разнообразным сложением, из которого сложно выбрать типично кельтский, в то время как древние германцы представляли собой по строению черепа преимущественно долихоцефалов . Генотип населения в ареале возникновения германского этноса (Ютландия и юг Скандинавии) представлен в основном гаплогруппами R1b-U106, I1a и R1a-Z284.

Классификация германских племён

Отдельно Плиний упоминает также гиллевионов, проживающих в Скандинавии, и другие германские племена (батавы , каннинефаты, фризы , фризиавоны, убии, стурии, марсаки), не классифицируя их.

Согласно Тациту названия «ингевонов, гермионов, истевонов » произошли от имён сыновей бога Манна, прародителя германских племён. Позже I века эти названия не употребляются, многие названия германских племён исчезают, но появляются новые.

История германцев

Германцы как этнос сформировались на севере Европы из индоевропейских племён, осевших в районе Ютландии , нижней Эльбы и юге Скандинавии. Римляне стали выделять германцев как самостоятельный этнос только с I в. до н. э. Мнение о том, что начало экспансии германских племён в соседние с ними районы следует датировать началом новой эры в настоящий момент считается ошибочным; очевидно племенные группы говоривших на ранних диалектах ещё общего прагерманского языка стали продвигаться на юг с территории Скандинавии и Ютландии уже с II века до н. э. К III веку н. э. германцы атакуют северные границы Римской империи уже по всему фронту и в V веке в ходе Великого переселения народов разрушают Западную Римскую империю, расселившись по всей Европе от Англии и Испании до Крыма и даже на побережье Северной Африки.

В ходе миграций германские племена смешивались с более многочисленным коренным населением завоёванных территорий, теряя свою этническую идентичность и участвуя в формировании современных этносов. Названия германских племён дали названия таким крупнейшим государствам как Франция и Англия , хотя доля германцев в составе их населения была относительно небольшой. Германия как национально единое государство было образовано только в 1871 году на землях, занятых германскими племенами в первые века нашей эры, и включало в себя как потомков древних германцев, так и потомков ассимилированных кельтов , славян и этнически неизвестных племён. Считается, что генетически наиболее близки к древним германцам остаются жители Дании и юга Швеции .

Древние германцы до IV века.

Античный мир долгое время ничего не знал о германцах, отделённый от них кельтскими и скифо-сарматскими племенами. Впервые о германских племенах упомянул греческий мореплаватель Пифей из Массалии (совр. Марсель), совершивший во времена Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э.) путешествие к берегам Северного моря, и даже предположительно Балтики .

Римляне столкнулись с германцами в ходе грозного нашествия кимвров и тевтонов (113-101 гг. до н. э.), которые в ходе переселения из Ютландии опустошили приальпийскую Италию и Галлию. Современники восприняли эти германские племена как орды северных варваров из неизвестных далёких земель. В описании их нравов, сделанных поздними авторами, трудно отделить художественный вымысел от реальности.

Самые ранние этнографические сведения о германцах сообщил Юлий Цезарь , покоривший к середине I в. до н. э. Галлию, в результате чего вышел к Рейну и столкнулся в сражениях с германцами. Римские легионы к концу I в. до н. э. продвинулись до Эльбы, и в I веке появились труды , в которых подробно описаны расселение германских племён, их общественное устройство и нравы.

Войны Римской империи с германскими племенами начались с самого раннего их соприкосновения и продолжались с разной интенсивностью на протяжении всех первых веков н. э. Наиболее известным сражением стала битва в Тевтобургском Лесу в 9 году , когда восставшие племена истребили 3 римских легиона в центральной Германии. Риму удалось подчинить лишь небольшую часть населённых германцами территорий за Рейном, во 2-й половине I века империя перешла к обороне по линии рек Рейн и Дунай и Верхнегерманско-ретийскому лимесу , отражая набеги германцев и совершая карательные походы в их земли. Набеги совершались по всей границе, но наиболее угрожающим направлением стал Дунай , где на его левом берегу расселились германцы в ходе своей экспансии на юг и восток.

В 250-270-е годы римско-германские войны поставили под вопрос само существование империи. В 251 году погиб император Деций в сражении с готами , осевшими в северном Причерноморье, после чего последовали их опустошительные сухопутные и морские набеги в Грецию, Фракию, Малую Азию. В 270-е годы империя была вынуждена отказаться от Дакии (единственной римской провинции на левом берегу Дуная) из-за усилившегося напора германских и сарматских племён. Из-за давления алеманнов Верхнегерманско-ретийский лимес был оставлен, новой границей империи между Рейном и Дунаем стал более удобный для обороны Дунай-Иллер-Рейнский лимес . Империя устояла, последовательно отразив нападения варваров, но во 370-е годы началось Великое переселение народов , в ходе которого германские племена проникли и закрепились на землях Римской империи.

Великое переселение народов. IV-VI вв.

Германские королевства в Галлии продемонстрировали силу в войне с гуннами. Благодаря им в на Каталаунских полях в Галлии был остановлен Аттила , и вскоре гуннская империя, куда входил ряд восточных германских племён, распалась. Императоров в самом Риме в 460-470 гг. назначали военачальники из германцев, сначала свев Рицимер , потом бургунд Гундобад . Фактически они правили от имени своих ставленников, свергая тех, если императоры пытались действовать независимо. В 476 году германские наёмники, составлявшие войско Западной империи во главе с Одоакром , низложили последнего римского императора Ромула Августа . Это событие формально считается концом Римской империи.

Общественное устройство древних германцев

Социальный строй

По словам античных историков, древнегерманское общество состояло из следующих социальных групп: военные вожди, старейшины, жрецы, воины-дружинники, свободные члены племени, вольноотпущенники, рабы . Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. В первые века н. э. у германцев существовал родоплеменной строй на его поздней стадии развития .

«Когда племя ведёт наступательную или оборонительную войну, то избираются должностные лица, несущие обязанности военачальников и имеющие право распоряжаться жизнью и смертью [членов племени]… Когда кто-либо из первых лиц в племени заявляет в народном собрании о своём намерении предводительствовать [в военном предприятии] и призывает тех, кто хочет следовать за ним, изъявить свою готовность к этому, - тогда подымаются те, кто одобряет и предприятие и вождя, и, приветствуемые собравшимися, обещают ему свою помощь.»

Вожди содержались за счёт добровольных пожертвований членов племени. В I веке у германцев появляются цари, которые отличаются от вождей только возможностью наследования власти, весьма ограниченной в мирное время. Как заметил Тацит : «Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей - из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом. »

Хозяйственные отношения

Язык и письменность

Как считается, эти магические знаки стали буквами рунического письма . Название знаков-рун является производным от слова тайна (готское runa : тайна), а английский глагол read (читать) произошёл от слова угадывать . Алфавит футарк , так называемые «старшие руны», насчитывал 24 знака, которые представляли собой сочетание из вертикальных и наклонных линий, удобных для резки. Каждая руна не только передавала отдельный звук, но также являлась символическим знаком, несущим смысловое значение.

Не существует единой точки зрения на происхождение германских рун. Наиболее популярна версия рунолога Марстрандера (1928 г.), предположившего, что руны развились на основе неустановленного североиталийского алфавита, ставшего известным германцам через кельтов.

Всего известно порядка 150 предметов (детали вооружения, амулеты, надгробные камни) с ранними руническими надписями III-VIII вв. Одна из самых ранних надписей (raunijaz : «испытывающий») на наконечнике копья из Норвегии датируется ок. 200 годом . , ещё более ранней рунической надписью считается надпись на костяном гребне , сохранившемся в болоте на датском острове Фюн . Надпись переводится как harja (имя или эпитет) и датируется 2-й половиной II века .

Большинство надписей состоит из единственного слова, обычно имени, что в дополнении к магическому использованию рун приводит к невозможности расшифровать около трети надписей. Язык древнейших рунических надписей наиболее приближён к прагерманскому языку и архаичнее готского , самого раннего германского языка из зафиксированных в письменных памятниках.

Благодаря своему преимущественно культовому назначению руническое письмо в континентальной Европе вышло из употребления к IX веку , вытесненное сначала латынью , а потом письменностью на основе латинского алфавита. Однако в Дании и Скандинавии руны использовались до XVI века .

Религия и верования

Тацит , писавший примерно 150 лет после Цезаря в конце I века , фиксирует заметный прогресс германского язычества. Он сообщает о большой власти жрецов внутри германских общин, а также о богах, которым германцы приносят жертвы, включая человеческие. В их представлении земля родила бога Туистона, а его сын бог Манн породил германцев. Они также чтят богов, которых Тацит назвал римскими именами Меркурия , Марса и Геркулеса. Кроме того германцы поклонялись различным богиням, находя в женщинах особый священный дар. Разные племена имели свои особые обряды и собственных богов. Воля богов определялась при помощи гадания на деревянных плашках с вырезанными на них знаками (будущими рунами), по голосам и полёту птиц, по ржанью и фырканью священных белых коней. Богам не строили храмов, но «посвящали дубравы и рощи». Для предсказания исхода войны применялись поединки избранных соплеменников с захваченными представителями противника.

Развитая скандинавская мифология , представляющая собой древнегерманский северный эпос, записывалась с XII века и создавалась во времена Великого переселения народов или позже. Сохранившийся древнеанглийский эпос (Беовульф , Видсид) не содержит описаний духовных воззрений его персонажей. Скудные сведения древнеримских авторов о языческих представлениях древних германцев почти не пересекаются с мифологией значительно более поздней эпохи викингов, к тому же записанной уже после обращения к христианству всех германских народов. В то время как христианство арианского течения стало распространяться среди готов в середине

История происхождения древнегерманских племен.
(мои исследования)

В течении длительного времени (начиная с 1972 года) я самостоятельно (это мое увлечение, которым я занимаюсь и в настоящее время) собирал всю информацию по древнейшей истории всех народов мира.

Это была информация по различным наукам – в археологии, этнографии, антропологии. Эта информация извлекалась из различных исторических справочников, научных книг, популярных журналов, газет и телевидения, а последние годы из Интернета. За 30 года (к 2002 году)у меня собралось очень много научной информации и я думал, что я близок к своей цели – создать исторический атлас всех народов, племен и культур начиная с самых древнейших времен. Но используя всю информацию такой атлас не получился, и я стал перечитывать всю религиозную литературу, мифы и легенды. Только после этого, а также прочитав книги Блаватской, Рериха и других авторов, которые проводили анализ мифов и легенд, у меня получилась полная картина происхождения всех народов мира начиная с 17 млн.лет днэ. После этого я завершил создание своего исторического атласа, это произошло в 2006 году. Попытки издать атлас не увенчались успехом, так как все издатели заранее требовали денег, получается, что издать книгу может только тот, кто имеет много денег. А то, что нужна ли такая книга людям никого не волнует (особенно издателей). На основе своего атласа, а также своей книге «Вымысел о древней истории» я теперь могу хронологически последовательно историю происхождения любого народа мира. И я решил свое исследование произвести на примере происхождения германских племен.
Германские языки принадлежат к германской группе языков и входят с состав индоевропейской семьи народов мира, поэтому выделение древнегерманских племен из общей массы всех древних индоевропейцев нельзя рассматривать без рассмотрения вопроса происхождения индоевропейцев.
Примерно в 18-13 тыс.днэ.на севере Европы (на материке Арктида в Северном Ледовитом океане) существовала и процветала гиперборейская цивилизация, то есть до Великого оледенения в 13 тысячелетии до нашей эры). Но постепенно материк Арктина стал уходить под воду (оседать на дно океана). Так на Земле происходило всегда – одни территории поднимаются, другие опускаются, и в наше время это тоже происходит, только мы не замечаем, человеческая жизнь так коротка, что нам незаметны глобальные изменения на планете.
К концу 15-го тысячеления днэ. Арктида так опустилась на дно океана, что основное население ее уже стало жить на территории северной части Восточной Европы (Мурманская и Архангельская области, Северный Урал и север Скандинавии). В 13-м тысячелетии днэ. на севере Европы произошло резкое похолодания, там появились ледники.
В результате наступления ледников гиперборейцы и их потомки стали переселяться на юг. Это переселения и стало концом гиперборейской цивилизации. Постепенно гиперборейцев не стало (остались лишь их потомки), хотя есть мнение некоторых исследователей, что некоторые из них достигли до Средиземного моря и участвовали в создании там новых цивилизаций (на Ближнем Востоке, в Междуречье, Египте и Греции).
Основная же масса потомков гиперборейцев осталась на севере Восточной Европы, они уже не имели тех знаний, даже сильно деградировали (дошли до первобытнообщинного уровня развития).
Около 7500 лет днэ. на территории между Уралом (включая Урал) и Прибалтикой возникла Шигирская археологическая культура. Племена этой культуры явились исходной точкой для возникновения финно-угорских и индоевропейских народов.
Около 4800 года днэ. племена индоевропейцев окончательно выделились из общей массы шигирцев. Образовалось три группы индоевропейских племен – нарвская (нарвская археологическая культура занимала территорию современной Латвии,Литвы,Ногородской и Псковской области), верхневолжская (верхневолжская археологическая культура занимала территорию от Новгородской области по южному берегу Верхней Волги, вплоть до Татарстана, включая бассейн Оки) и арийская (это предки индо-персидских народов, они занимали территорию восточнее верхневолжцев, включая Южный Урал и юг Западной Сибири).
К 3900 году днэ. все три группы индоевропейских народов расширили свои территории. Нарская группа заселила территорию Эстонии, верхневолжская группа заселила верховья Днепра и Дона, а арийцы заселили территорию от Иртыша до Средней Волги.
К 3100 году днэ нарвская группа почти не изменила территорию своего проживания (видимо произошло только увеличение плотности населения), верхневолжские народы расширили свою территорию также незначительно. В то же время арийская группа племен, хорошо освоив скотоводство, заняло обширные площади степей от Иртыша до Днестра. На месте проживания арийских народов археологами обнаружена ямная (древнеямная) археологическая культура.
Для начала мы условимся, что история появления любого нового народа является сложным процессом и нельзя говорить о том, что какой то конкретный народ произошел из какого то другого конкретного народа. За длинную историю формирования народа происходят различные процессы – слияния разных народов, поглощения одного (более слабого или малочисленного) народа другим, разделения крупных народов на более мелкие. И такие процессы происходит за многие годы неоднократно.
Для исследования вопроса происхождения германских племен, свои исследования я начну с племен нарвской культуры, повторю, что к 3100 году днэ эти племена проживали на территории Прибалтики. Пока условно я назову эти племена прото-германцами.Все исследования я буду проводить в хронологическом порядке на основании изменений на картах исторического атласа.
К 2300 году днэ. племена нарвской культуры проникли на другой берег Балтики- на южное побережье Скандинавии. Образовалась новая культура – культура ладьевидных топоров, племена которой занимали территорию юга Скандинавии и Прибалтику. Племена этой культуры я также условно буду называть прото-германцами.
К 2300 году днэ произошли и другие события среди индоевропейских народов. В середине 3-го тысячелетия днэ на западной окраине племен ямной (древнеямной) культуры (это индоевропейские племена) сформировалась новая культура – культура племен шнуровой керамики (это племена пастухов – индоевропейцев), племена этой культуры стали продвигаться на запад и на север, сливаясь и взаимодействуя с родственными им племенами нарвской и верхневолжской культурами. В результате этого взаимодействия возникли новые культуры – вышеупомянутая культура ладьевидных топоров и средне-днепровская культура (ее можно условно отнести к культуре древних пра-славян).
К 2100 году днэ культура ладьевидных топоров разделилась на собственно культуру ладьевидных топоров (прото-германские племена) и на прибалтийскую культуру (условно можно назвать культурой прото-балтов). А западнее средне-днепровской культуры возникла культура злата (на территории западной Украины и Белоруссии), эту культуру можно отнести как к будущим пра-германцам, так и к будущим пра-славянам. Но движение на запад племен шнуровой керамики в начале 2-го тысячелетия днэ было временно остановлено племенами, которые двигались им навстречу. Это были племена колоколовидных кубков (древние иберы, родственники современных басков). Эти предки иберов даже оттеснили индоевропейцев полностью с территории Польши. На основе оттесненных на северо-восток племен культуры злата возникла новая культура – юго-восточно прибалтийская. Такое положение племен в центральной Европе сохранилось примерно до 1600 года днэ.
Но уже к 1500 году днэ в центре Европы сложилась новая культура, занимавшая обширную территорию (север Украины, почти всю Польшу, Чехию, Словакию и восточную окраину современной Германии) – это тшцинецкая культура. Племена этой культуры тоже трудно отнести к конкретной ветви индоевропейцев, они занимали также промежуточное место между древними славянами и древними германцами. А на большей части Германии возникла еще одна индоевропейская культура – саксо-тюрингская. Племена этой культуры также не имели определенной этнической принадлежности и занимали промежуточное место между древними кельтами и древними германцами. Такая этническая неопределенность многих культур характерна в древние времена. Языки племенных объединений постоянно менялись, взаимодействуя друг с другом. Но уже в это время было видно, что племена древних индоевропейцев (западных групп) уже начинают доминировать в Европе.
К 1300 году днэ всю территорию современной Германии занимали племена курганных погребений, эта культура сложилась на основе существовавшей до этого саксо-тюрингской культуры и прихода новых племен индоевропейцев в востока. Эту культуру уже можно условно отнести к древним кельтам, хотя эти племена также участвовали с создании племен древних германцев.
К 1100 году днэ культура племен курганных погребений была оттеснена (или ушла сама) на запад и превратилась в новую культуру – гальштатскую, которая заняла обширную территорию (запад Германии, восток Франции, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Австрия и запад Югославии). Племена этой культуры можно уже уверенно отнести к древним кельтам, только племена, находящиеся в Югославии в последствии создали свою особую общность – иллирийцев (предки албанцев). Восточная часть Германии и Польша были в это время заняты племенами лужицкой культуры, которая возникла на основе тшцинецкой культуры. Племена этой культуры еще нельзя конкретно отнести ни к древним германцам, ни к древним славянам, хотя в создании этих народов эти племена участвовали.
Такое положение сохранялось вплоть до 700 года днэ, когда с юга Скандинавии племена ладьевидных топоров двинулись на юг – на территории Дании и север Германии, где в результате их смешения с западными племенами лужицкой культуры возникла совершенно новая культура – ясторфская. Вот племена этой культуры можно со всей уверенностью назвать древними германцами. Первые письменные сведения о германцах у античных авторов появляются в 4-м веке днэ, а в 1 веке днэ, римляне уже непосредственно сталкивались и воевали с племенами древних германцев. Уже в те времена существовали следующие германские племена (союзы племен) – готы, англы, вандалы, свевы, хавки, лангобарды, гермундуры, сигамбры, маркоманны, квады, херуски.
Со временем разнообразие германских племен увеличивается – появляются новые и новые племена: алеманы, франки, бургунды, гепиды, юты, тевтоны, фризы и другие. Все эти племена повлияли на формирование немецкого народа, как и на другие англо-саксонские народы (англичане, голландцы, фламандцы, датчане). Но все таки датой (примерной) формирования древнегерманских народов нужно считать 700 год днэ (дата возникновения ясторфской культуры на севере Германии и Дании).

Случайные статьи

Вверх