Распад священного союза причины. Образование священного союза

По окончании Венского конгресса осенью 1815 г. в Париже одновременно находились государи России, Австрии и Пруссии и заключили здесь между собою так называемый Священный союз, который должен был и на будущее время обеспечивать мир в Европе. Инициатором этого союза был царь Александр I . «Вождь бессмертной коалиции», низложившей Наполеона , он был теперь наверху могущества и славы. Его популярность поддерживалась еще и тем, что его считали сторонником свободного политического развития, и действительно, в это время настроение его было довольно либеральным. Присоединяя в 1809 г. к России Финляндию , он удержал в ней сословную конституцию, действовавшую в Швеции, а в 1814 г. настоял, чтобы французский король Людовик XVIII дал своим подданным конституционную хартию. В конце 1815 г. и вновь образованное на венском конгрессе Царство Польское получило от своего нового (русского) государя конституцию. Еще раньше этого у Александра I были конституционные планы для самой России , и даже позднее, открывая в 1818 г. первый польский сейм в Варшаве, он говорил, что намерен распространить блага представительного правления на всю свою империю.

Но в одно и то же время с этим либерализмом, оказавшимся впоследствии недостаточно глубоким и прочным, в душе Александра I было и другое настроение. Грандиозные события, в которых ему пришлось играть роль, не могли не подействовать на всю его психику, а результатом этого действия было развитие в нем религиозной мечтательности, мистицизма . После пожара Москвы, по собственному его признанию, «осветившего его душу», он вместе с набожным адмиралом Шишковым стал усердно читать Библию, некоторые места которой им толковались в смысле пророчеств о только что совершившихся событиях. Это настроение усилилось в Александре I после его знакомства с одною пиетисткою , г-жою Крюденер , с которою он часто видался в 1815 г. в Гейдельберге и в Париже: она уже прямо применяла к самому Александру I разные пророчества Апокалипсиса, называла его ангелом мира, основателем тысячелетнего царства и т. п. Набросав то, что впоследствии сделалось основным актом Священного союза, мистически настроенный император показал ей свой проект, на котором в виде заголовка она и поставила слова «La Sainte Alliance».

Священный союз

Сущность дела заключалась в том, что государи Австрии, Пруссии и России давали торжественное обещание во всех своих действиях руководствоваться заповедями святой христианской веры , пребывать между собою в братстве и «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», относясь к своим подданным и войскам, как надлежит вести себя отцам семейств, и т. д. Объявляя себя «как бы поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями», три союзных государя «с нежнейшим попечением убеждали своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей», преподанных Божественным Спасителем. В заключение указывалось на то, что державы, желающие торжественно признать «священные правила», изложенные в акте, «могут все охотно и с любовью быть приняты в сей Священный союз».

Составив эту религиозно-нравственную декларацию без всякого определенного политического и юридического содержания и без какого бы то ни было упоминания о правах народов, Александр I передал ее на рассмотрение австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III . Ни тому, ни другому проект не понравился. Австрийский император был, впрочем, под безусловным влиянием своего министра князя Меттерниха , который вполне соглашался со своим государем, находя, что эта «филантропическая затея под покровом религии» не что иное, как «пустой и трескучий документ», могущий, однако, быть очень дурно истолкованным. Меттерних как раз в это время начинал играть роль первого государственного человека Австрии, в каковой и оставался потом более тридцати лет, направляя политику монархии Габсбургов по самому реакционному руслу. По своему упорному консерватизму он, как нельзя более, подходил к характеру Франца I, педантического абсолютиста, верившего только в патриархальный способ управления и в необходимость строжайшей дисциплины. Франц I поручил Меттерниху переговорить о предложении русского императора с прусским королем, и тот также нашел дело неподходящим, но вместе с тем указал на неудобство отклонения проекта. Александру I были тогда обоими союзниками указаны кое-какие, на их взгляд, желательные изменения, и Меттерних убедил автора проекта в необходимости их сделать, после чего документ был подписан всеми тремя монархами. Для самого подписания акта Священного союза его инициатор выбрал 26 сентября нового стиля, которое в прошлом веке совпадало с 14 сентября по старому стилю, т. е. с празднованием в православной церкви дня Воздвижения креста Господня, что также для Александра I. по-видимому, имело особый религиозный смысл.

Кроме трех государей, подписавших акт Священного союза, к нему присоединились и другие государи. Исключений было очень немного. Во-первых, папа Пий VII заявил, что ему нечего присоединяться к принципам, которые он всегда признавал, но на самом деле он не хотел, чтобы его подпись стояла в числе подписей второстепенных государей. Во-вторых, отказался примкнуть к союзу английский принц-регент, заменявший своего душевнобольного отца Георга III : договор был подписан одними государями, а английская конституция требует также подписи ответственного министра. Наконец, турецкий султан, как государь нехристианский, и совсем не был приглашен к участию в этом союзе «единого народа христианского», как союз был прямо назван в акте. Кроме крупных и мелких монархов, к союзу присоединились, равным образом, Швейцария и германские вольные города.

Австрийский министр, находивший сначала «филантропическую затею» Александра I «по меньшей мере бесполезною», впоследствии более, чем кто-либо, извлекал выгод из документа, который сам же назвал «пустым и трескучим». После падения Наполеона Меттерних сделался самым влиятельным политическим деятелем Европы, и даже Александр I подчинился его системе, несмотря на то, что австрийская политика нередко находилась в противоречии с наиболее жизненными интересами России. Из всех государственных людей этой эпохи австрийский канцлер полнее других воплощал в себе принципы реакционной политики и неуклоннее, чем кто-либо, проводил их на практике, недаром называя себя человеком существующего. Сама государственная традиция габсбургской монархии была традициею политической и религиозной реакции. С другой стороны, ни одно государство в такой степени не нуждалось в подавлении народных движений, как Австрия с её разноплеменным населением: в ней были и немцы, а потому нужно было смотреть за тем, чтобы в Германии было тихо и смирно, – и итальянцы, а следовательно, нужно было наблюдать и за всей Италией, – и поляки, соплеменники которых в Царстве Польском, к неудовольствию Меттерниха, имели конституцию, – и, наконец, чехи, мадьяры, хорваты и проч. с их партикуляристическими стремлениями. Все это и делало монархию Габсбургов общим центром реакционной политики, а Меттерниха – руководителем её во всей Европе. Советам венского оракула следовали не только мелкие государи Германии и Италии, но и монархи таких великих держав, как Россия и Пруссия. В частности, Александр I часто подчинялся влиянию Меттерниха, который обыкновенно требования австрийской политики всегда очень искусно подкреплял ссылками на Священный союз.

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ

Реакционное объединение европейских монархов, возникшее после падения империи Наполеона. 26. IX 1815 русский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже т. н. "Акт Священного союза".

Реальная сущность "Акта", выдержанного в высокопарно религиозном стиле, сводилась к тому, что подписавшие его монархи обязывались "во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь". Иными словами, С. с. являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер.

19. XI 1815 к С. с. присоединился французский король Людовик XVIII; в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Англия формально не вошла в состав С. с, однако на практике Англия нередко координировала своё поведение с общей линией С. с.

Благочестивые формулы "Акта Священного союза" прикрывали весьма прозаические цели его творцов. Их было две:

1. Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая в 1815 была произведена на Венском конгрессе (см.).

2. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа".

Фактически деятельность С. с. почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав С. с, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и К. Меттерних. Всего конгрессов С. с. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822 (см.).

Державы С. с. целиком стояли на базе "легитимизма", т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. С. с. был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы. Ярче всего это проявилось в позиции С. с. по отношению к революциям в Испании (1820-23), Неаполе (1820-21) и Пьемонте (1821), а также к восстанию греков против турецкого ига, начавшемуся в 1821.

19. XI 1820, вскоре после начала революции в Испании и Неаполе, Россия, Австрия и Пруссия на конгрессе в Троппау подписали протокол, который открыто провозглашал право вмешательства трёх руководящих держав С. с. во внутренние дела других стран в целях борьбы с революцией. Англия и Франция не подписали этого протокола, но дальше словесных протестов против него не пошли. В результате решений, принятых в Троппау, Австрия получила полномочия на вооружённое подавление неаполитанской революции и в конце марта 1821 оккупировала своими войсками Неаполитанское королевство, после чего здесь был восстановлен абсолютистский режим. В апреле того же 1821 Австрия насильственно подавила революцию в Пьемонте.

На Веронском конгрессе (октябрь - декабрь 1822) усилиями Александра I и Меттерниха было принято решение о вооружённом вмешательстве в испанские дела. Полномочия на фактическое осуществление этой интервенции были даны Франции, которая 7. IV 1823 действительно вторглась в Испанию со 100-тысячной армией под командой герцога Ангулемского. Испанское революционное правительство сопротивлялось иностранному нашествию в течение полугода, но в конце концов силы интервентов, поддерживаемых испанской внутренней контрреволюцией, одержали победу. В Испании, как раньше в Неаполе и Пьемонте, был восстановлен абсолютизм.

Не менее реакционной была позиция С. с. в греческом вопросе. Когда делегация греческих повстанцев прибыла в Верону, чтобы просить христианских государей и прежде всего царя Александра I о помощи против султана, конгресс даже отказался её выслушать. Этим немедленно воспользовалась Англия, которая ради укрепления своего влияния в Греции стала оказывать поддержку греческим повстанцам.

Веронский конгресс 1822 и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами С. с. После этого он фактически перестал существовать. Распад С. с. обусловливался двумя главными причинами.

Во-первых, внутри союза очень скоро вскрылись противоречия между его главными участниками. Когда в декабре 1823 испанский король Фердинанд VII обратился к С. с. за помощью для приведения к покорности своих "мятежных" колоний в Америке, Англия, заинтересованная в рынках этих колоний, не только заявила решительный протест против всех попыток подобного рода, но и демонстративно признала независимость американских колоний Испании (31. XII 1824). Это вбило клин между С. с. и Англией. Несколько позднее, в 1825 и в 1826, на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией- двумя главными столпами С. с. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам, в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих "мятежников". 4. IV 1826 между Россией и Англией был даже подписан т. н. Петербургский протокол о координации действий в греческом вопросе, явно направленный против Австрии. Вскрылись противоречия и между другими участниками С. с.

Во-вторых, - и это было особенно важно, - несмотря на все старания реакции, рост революционных сил в Европе продолжался. В 1830 произошли революции во Франции и Бельгии, а в Польше вспыхнуло восстание против царизма. В Англии бурное движение народных масс вынудило консерваторов пойти на избирательную реформу 1832. Это нанесло тяжёлый удар не только принципам, но и самому существованию С. с, который фактически распался. В 1833 монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить С. с, но эта попытка окончилась неудачей (см. Мюнхенгрецкая конвенция).


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ" в других словарях:

    Священный союз: … Википедия

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения империи Наполеона I. Целями Священного союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция и… … Большой Энциклопедический словарь

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26.9.1815, после падения Наполеона I. Целями Священного Союза являлись обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились… … Современная энциклопедия

    Исторический словарь

    СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ, союз Австрии, Пруссии и России, заключён в Париже 14(26).9.1815, после падения империи Наполеона I. Целью С. с. являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815. В 1815 к С. с. присоединились Франция и ряд… … Русская история

    Священный СОЮЗ - (Holy Alliance) (1815), союз европ. держав, ставивший своей целью поддержать и сохранить принципы христ. религии. Был провозглашен наВенском конгрессе (1815) императорами Австрии и России и королем Пруссии, Вступить в него приглашались все главы… … Всемирная история

    Союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 после падения империи Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15. В 1815 к Священному союзу присоединились Франция … Энциклопедический словарь

    Союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус. имп. Александром I, австр. имп. Францем I и прус. королем Фридрихом… … Советская историческая энциклопедия

    Союз европейских монархов, заключённый после крушения наполеоновской империи для борьбы против революционного и национально освободительного движения и обеспечения незыблемости решений Венского конгресса 1814 1815 (См. Венский конгресс… … Большая советская энциклопедия

    См. Союз священный … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Священный Союз - союз Австрии, Пруссии и России, заключённый в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. Целью Священного союза являлось обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814 15 гг. В ноябре 1815 г. к союзу присоединилась Франция,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

союз европейских монархов, заключенный после крушения наполеоновской империи. Т. н. Акт С. с., облеченный в религиозно-мистич. форму, был подписан 26 сент. 1815 в Париже рус. имп. Александром I, австр. имп. Францем I и прус. королем Фридрихом Вильгельмом III. 19 нояб. 1815 к С. с. присоединился франц. король Людовик XVIII, а затем большинство монархов Европы. Англия, не присоединившаяся к Союзу, по ряду вопросов поддерживала политику С. с., особенно в первые годы его существования, англ. представители присутствовали на всех конгрессах С. с. Важнейшими задачами С. с. являлись борьба против революц. и нац.-освободит. движений и обеспечение незыблемости решений Венского конгресса 1814-15. На периодически созывавшихся конгрессах С. с. (см. Ахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821, Веронский конгресс 1822) ведущую роль играли Меттерних и Александр I. 19 янв. 1820 Россия, Австрия и Пруссия подписали протокол, провозглашавший право их вооруж. вмешательства во внутр. дела др. государств в целях борьбы с революцией. Практическим выражением политики С. с. были Карлсбадские постановления 1819. В соответствии с решениями С. с. Австрия осуществила вооруж. интервенцию и подавила Неаполитанскую революцию 1820-21 и Пьемонтскую революцию 1821, Франция - Испанскую революцию 1820-23. В последующие годы обострились противоречия между С. с. и Англией в связи с различием их позиций в отношении войны за независимость исп. колоний в Лат. Америке, а затем между Россией и Австрией по вопросу об отношении к греч. нац.-освободит. восстанию 1821-29. Вопреки всем усилиям С. с., революц. и освободит. движение в Европе расшатывало этот союз. В 1825 в России произошло восстание декабристов. В 1830 вспыхнули революции во Франции и в Бельгии, началось восстание (1830-31) против царизма в Польше. В этих условиях С. с. фактически распался. Попытки его восстановления (подписание в окт. 1833 Берлинского договора между Россией, Австрией и Пруссией) окончились неудачей. В течение 19 и в нач. 20 вв. (кроме периода, непосредственно следовавшего за образованием С. с.) в историографии преобладали отрицательные оценки деятельности этого союза реакц. монархов. В защиту С. с. выступали только некоторые придворные и клерикальные историки, к-рые оказывали лишь слабое влияние на общее развитие историографии. В 20-х гг. 20 в. началось "переписывание" истории С. с., к-рое приобрело особенно широкие масштабы после 2-й мировой войны. Прежде всего пересмотру подверглась сложившаяся в ист. лит-ре оценка гл. деятелей Венского конгресса и С. с. (историки - Ч. Вебстер, Г. Србик, Г. Николсон), причем особо восхваляется роль "великого европейца" Меттерниха (А. Сесил, А. Г. Хаас, Г. Киссингер). Венский конгресс и С. с. объявляются олицетворением жизненной силы консерватизма, его способности сохранять сложившиеся социальные основы после бурных обществ. потрясений (Ж. Пиренн). В особую заслугу С. с. ставится подавление революц. и освободит. движения народов. При этом подчеркивается, что руководители С. с. "впервые в истории" создали "наднациональные и надпартийные" ин-ты (под ними в первую очередь подразумеваются конгрессы С. с.), к-рые обеспечили создание "эффективного механизма" "для сохранения порядка и предотвращения хаоса в Европе" (Т. Шидер, Р. А. Канн). Т. о., реакц. авторы видят особую ценность С. с. в том, что он проводил организованный "экспорт контрреволюции", к-рый в наши дни является важнейшей составной частью программы крайних империалистич. сил. Проводя сомнительные историч. параллели, новейшие империалистич. историки рассматривают С. с. как отдаленного предшественника и провозвестника "интеграции Европы" и Североатлантического блока. Подчеркивается, что НАТО предстоит еще в более широком масштабе, чем С. с., обеспечить согласие между гл. капиталистич. державами. В этой связи уделяется внимание имевшим место попыткам привлечь к участию в С. с. США (Пиренн). Примечательно стремление нек-рых историков (Киссингер и др.) доказать, будто опыт С. с. свидетельствует о возможности мирного сосуществования только социально однородных гос-в. Характерно, что большинство новейших бурж. работ о С. с. представляет собой не исследования, а опирающиеся на весьма скудную источниковедч. базу социально-политические рассуждения, целью к-рых является обоснование современной идеологии и практики империалистической реакции. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Русская нота, Соч., 2 изд., т. 5, с. 310; Маркс К., Подвиги Гогенцоллернов, там же, т. 6, с. 521; Энгельс Ф., Положение в Германии, там же. т. 2, с. 573-74; его же, Дебаты по польскому вопросу во Франкфурте, там же, т. 5, с. 351; Мартенс Ф., Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами, т. 4, 7, СПБ, 1878-85; Трактат Братского христианского союза, ПСЗ, т. 33 (СПБ), 1830, с. 279-280; История дипломатии, 2 изд., т. 1, М., 1959; Тарле Е. В., Талейран, Соч., т. 11, М., 1961; Нарочницкий А. Л., Международные отношения европейских государств с 1794 до 1830 г., М., 1946; Болховитинов Н. Н., Доктрина Монро. (Происхождение и характер), М., 1959; Слезкин Л. Ю., Россия и война за независимость в Испанской Америке, М., 1964; Манфред А. З., Общественно-политические идеи в 1815 г., "ВИ", 1966, M 5; Дебидур A., Дипломатическая история Европы, пер. с франц., т. 1, М., 1947; Надлер В. К., Император Александр I и идея Священного союза, т. 1-5, Рига, 1886-92; Соловьев С., Эпоха конгрессов, "BE", 1866, т. 3-4; 1867, т. 1-4; его же, Император Александр I. Политика - дипломатия, СПБ, 1877; Bourquin M., Histoire de la Sainte-Alliance, Gen., 1954; Pirenne J. H., La Sainte-Alliance, t. 2, P., 1949; Kissinger H. A., World restored. Metternich, Castlereagh and the problems of peace 1812-1822, Bost., 1957; Srbik H. von, Metternich. Der Staatsmann und der Mensch, Bd 2, M?nch., 1925; Webster Ch. К., The foreign policy of Gastlereagh 1815-1822. Britain and the European Alliance, L., 1925; Schieder T., Idee und Gestalt des ?bernationalen Staats seit dem 19. Jahrhundert, "HZ", 1957, Bd 184; Schaeder H., Autokratie und Heilige Allianz, Darmstadt, 1963; Nicolson H., The Congress of Vienna. A study in Allied Unity. 1812-1822, L., 1946; Bartlett C. J., Castlereagh, L., 1966; Haas A. G., Metternich, reorganisation and nationality, 1813-1818, "Ver?ffentlichungen des Institutes f?r Europ?ische Geschichte", Bd 28, Wiesbaden, 1963; Kann R. A., Metternich, a reappraisal of his impact on international relations, "J. of Modern History", 1960, v. 32; Kossok M., Im Schatten der Heiligen Allianz. Deutschland Und Lateinamerika, 1815-1830, В., 1964. Л. А. Зак. Москва.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Священный союз.
Рубрика (тематическая категория) История

В 1814 ᴦ. в Вене был созван конгресс для решения послевоен­ного устройства. Главную роль на конгрессе играли Россия, Англия и Австрия. Территория Франции была восстановлена в дореволюционных границах. В состав России перешла зна­чительная часть Польши вместе с Варшавой.

В конце работы Венского конгресса по предложению Алек­сандра I был создан Священный союз для совместной борьбы с революционным движением в Европе. Первоначально в него вошли Россия, Пруссия и Австрия, в дальнейшем к ним при­соединились многие европейские государства.

Священный союз - консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всœех христианских государей, подписанному 14 (26) сентября 1815 года, впоследствии постепенно присоединились всœе монархи континœентальной Европы, кромеПапы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как ʼʼсплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на базе подавления революционных настроений, где бы они ни проявлялисьʼʼ.

После низвержения Наполеона и восстановления всœеевропейского мира в среде держав, считавших себя вполне удовлетворёнными распределœением ʼʼвознагражденийʼʼ на Венском конгрессе, возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, причём средством для этого представлялся постоянный союз европейских государей и периодический созыв международных конгрессов. Но поскольку достижению этого противоречили национальные и революционные движения народов, добивающихся более свободных форм политического существования, то такое стремление быстро получило реакционный характер.

Инициатором Священного союза явился российский император Александр I, хотя при составлении акта Священного союза он ещё считал возможным покровительствовать либерализму и даровать конституцию Царству Польскому. Мысль о Союзе зародилась у него, с одной стороны, под влиянием идеи - стать миротворцем Европы путём создания такого Союза, который устранил бы даже возможность военных столкновений между государствами, а с другой - под влиянием мистического настроения, овладевшего им. Последним объясняется и странность самой редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты, что заставляло многих специалистов международного права видеть в нём лишь простую декларацию подписавших его монархов.

Подписанный 14 (26) сентября 1815 ᴦ. тремя монархами - императором Францем I Австрийским, королём Фридрихом Вильгельмом III Прусским и императором Александром I, он вначале в двух первых не вызывал ничего, кроме неприязненного к себе отношения.

Содержание этого акта было в высшей степени неопределённо и растяжимо, и практические выводы из него можно было делать самые разнообразные, общий же дух его не противоречил, а скорее благоприятствовал реакционному настроению тогдашних правительств. Не говоря уже о смешении идей, относящихся к совершенно различным категориям, в нём религия и мораль совершенно вытесняют право и политику из бесспорно принадлежащих этим последним областей. Построенный на легитимном начале божественного происхождения монархической власти, он устанавливает патриархальность отношений между государями и народами, причём на первых возлагается обязанность управлять в духе ʼʼлюбви, правды и мираʼʼ, а вторые должны лишь повиноваться: о правах народа по отношению к власти документ совсœем не упоминает.

Наконец, обязывая государей всœегда ʼʼподавать друг другу пособие, подкрепление и помощьʼʼ , акт ничего не говорит о том, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, что давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всœех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим ʼʼзаконнымʼʼ государям.

Это последнее именно и случилось - исчезал самый христианский характер Священного союза и имелось в виду лишь подавление революции, каково бы ни было её происхождение. Все это и объясняет успех Священного союза: скоро к нему присоединились и всœе другие европейские государи и правительства, не исключая и Швейцарии с немецкими вольными городами; не подписались под ним только английский принц-регент и Папа Римский, что не мешало им в своей политике руководствоваться теми же принципами; лишь турецкий султан не был принят в члены Священного союза как государь нехристианский.

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всœех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

74. Внешняя политика Российской Империи в 1814–1853 гᴦ.

Вариант 1 . В первой половинœе XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Οʜᴎ включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны. Это подразумевало складывание территории Российской империи в ее естественных границах по морям и горным хребтам и в связи с этим добровольное вхождение или насильственное присоединœение многих сосœедних народов. Дипломатическая служба России была четко налаженной, разведка – разветвленной. Армия насчитывала около 500 тыс. человек, была хорошо экипирована и обучена. Военно-техническое отставание России от Западной Европы не было заметно до начала 50-х годов. Это позволяло России играть важную, а иногда и определяющую роль в европейском концерте.

После 1815 ᴦ. основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Александр I и Николай I ориентировались на наиболее консервативные силы и чаще всœего опирались на союзы с Австрией и Пруссией. В 1848 ᴦ. Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и задушил революционные выступления в Дунайских княжествах.

На юге сложились весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVIII в. Черноморского побережья и, в первую очередь, с присоединœением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов – Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной к из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук- Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства хри­стианским подданным Османской империи. Этим правом Россия активно пользовалась, тем более, что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя.

На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории. Здесь Россия старалась расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было крайне важно для обеспечения свободной и безопасной связи с вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включения всœего кавказского региона в состав Российской империи.

К этим традиционным направлениям в первой половинœе XIX в. добавились новые (дальневосточное и американское), имевшие в то время периферийный характер.
Размещено на реф.рф
Россия развивала отношения с Китаем, со странами Северной и Южной Америки. В серединœе века российское правительство начало присматриваться к Средней Азии.

Вариант 2 . В сентябре 1814 – июне 1815 ᴦ. державы-победительницы решали вопрос о послевоенном устройстве Европы. Союзникам было трудно договориться между собой, так как возникли острые противоречия, главным образом, по территориальным проблемам.

Постановления Венского конгресса привели к возвращению старых династий во Франции, Италии, Испании и других странах. Разрешение территориальных споров позволило перекроить карту Европы. Из большей части польских земель было создано Царство Польское как часть Российской империи. Была создана так называемая “венская система”, подразумевавшая изменение территориально-политической карты Европы, сохранение дворянско-монархических режимов и европейского равновесия. На эту систему была ориентирована внешняя политика России после Венского конгресса.

В марте 1815 ᴦ. Россия, Англия, Австрия и Пруссия подписали договор об образовании Четверного союза. Он был нацелœен на проведение в жизнь решений Венского конгресса, особенно в том, что касалось Франции. Ее территория была оккупирована войсками держав-победи- тельниц, и ей предстояло выплатить огромную контрибуцию.

В сентябре 1815 ᴦ. российский император Александр I, австрийский император Франц и прусский король Фридрих Вильгельм Ш подписали Акт об образовании Священного союза.

Четверной и Священный союзы были созданы в связи с тем, что всœе европейские правительства понимали крайне важно сть достижения согласованных действий для решения спорных вопросов. При этом союзы лишь приглушили, но не сняли остроту противоречий между великими державами. Наоборот, они углубились, так как Англия и Австрия стремились ослабить международный авторитет и политическое влияние России, значительно возросшее после победы над Наполеоном.

В 20-е годы XIX в. европейская политика царского правительства была связана со стремлением противодействовать развитию революционных движений и желанием заслонить от них Россию. Революции в Испании, Португалии и ряде итальянских государств заставили членов Священного союза консолидировать свои силы в борьбе с ними. Отношение Александра I к революционным событиям в Европе постепенно менялось от сдержанно выжидательного к открыто враждебному. Он поддерживал идею коллективного вмешательства европейских монархов во внутренние дела Италии и Испании.

В первой половинœе XIX в. Османская империя переживала тяжелый кризис из-за подъема национально-освободительного движения входивших в нее народов. Александр I, а затем и Николай I были поставлены в сложную ситуацию. С одной стороны, Россия традиционно помогала своим единоверцам. С другой стороны, ее правители, соблюдая принцип сохранения существующего порядка, должны были поддерживать турецкого султана как законного властителя своих подданных. По этой причине политика России в восточном вопросœе была противоречивой, но, в конечном счете, доминирующей стала линия солидарности с народами Балкан.

В 20-е годы XIX в. Иран при поддержке Англии активно готовился к войне с Россией, желая вернуть земли, утраченные им по Гюлистанскому миру 1813 ᴦ., и восстановить свое влияние в Закавказье. В 1826 ᴦ. иранская армия вторглась в Карабах. В феврале 1828 ᴦ. был подписан Туркманчайский мирный договор.
Размещено на реф.рф
По нему в состав России вошли Эривань и Нахичевань. В 1828 ᴦ. была образована Армянская область, что положило начало объединœению армянского народа. В результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20-х годов XIX в. завершился второй этап в присоединœении Кавказа к Рос­сии. Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан стали частью Российской империи.

Священный союз. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Священный союз." 2017, 2018.

В 1815-1830-Х ГОДАХ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Борьба народов против Наполеона закончилась крушением французской империи. Победу над Наполеоном использовала в своих интересах коалиция монархических, феодально-абсолютистских государств. Уничтожение наполеоновской империи привело к торжеству дворянско-монархической реакции в Европе.

Мирный договор с Францией, возобновленный договор о Четверном союзе и Заключительный акт Венского конгресса легли в основу международных отношений после наполеоновской эпохи, вошедших в историю под названием «венской системы». Интересы держав-победительниц были противоречивы. Но на заключительном этапе Венского конгресса членам антинаполеоновской коалиции пришлось преодолеть взаимные противоречия и принять компромиссные решения. Решения Венского конгресса способствовали усилению дворянско-монархической реакции в Европе. Для усиления борьбы с революционными и национально-освободительными движениями реакционные правительства европейских государств заключили между собой Священный союз.

В историю европейской дипломатии Священный союз вошел как организация с клерикально-монархической идеологией, созданная на основе идеи подавления революционного духа и политического и религиозного свободолюбия, где бы они ни проявлялись. Священный союз стран-победительниц стал оплотом новой международной политической системы, установленной Венским конгрессом. Акт этого союза, составленный российским императором Александром I , был подписан 26 сентября 1815 г. австрийским императором Францем 1, прусским королем Фридрих Вильгельм III , и от их имени послан другим европейским державам. В ноябре 1815 г. к Священному союзу присоединился французский король Людовик XVIII . В дальнейшем к нему примкнули почти все европейские государства, за исключением Англии, которая формально не входила в него, однако ее правительство нередко координировало свою политику с общей линией Священного союза.

Папа римский не подписал акт, опасаясь недовольства католиков в разных странах. Текст документа гласил, что священными узами истинного братства и принципами христианской религии они обязуются оказывать друг другу пособие, подкрепление и помощь. Цель участников заключалась в сохранении европейских границ, установленных Венским конгрессом 1815 г. и борьбе против всех проявлений «революционного духа».

В Священном союзе, особенно в первые годы его существования, главную роль играл крупный дипломат и австрийский канцлер К. Меттерних, и вся политика Священного союза иногда называется «меттерниховской». Большую роль в союзе играл и русский император Александр I. Участники Священного союза в своей политике придерживались принципов легитимизма, т.е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, свергнутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. Борьба Священного союза, как органа общеевропейской реакции против любых либеральных, а тем более революционных и национально-освободительных стремлений выразилась в постановлениях его конгрессов.


В политической жизни Священного союза следует различать три периода.

Первый период - период фактического могущества длился семь лет - с сентября 1815 г., когда союз был создан, до конца 1822 г., когда прошел четвертый конгресс Священного союза. Этот период его деятельности характеризуется набольшей активностью.

Второй период деятельности Священного союза начинается в 1823 г., когда он одерживает свою последнюю победу, организовав интервенцию в Испанию. Тогда же начинают проявляться последствия прихода к власти в середине 1822 г. министра иностранных дел Англии Джорджа Каннинга. Этот период длился до Июльской революции 1830 г. во Франции, после которой Священный союз уже лежал в развалинах.

Третий период деятельности Священного союза 1830-1856 гг. - период его формального существования при наличии серьезных разногласий среди его участников.

Всего состоялось четыре конгресса Священного союза: Аахенский конгресс в 1818 г., Троппауский в 1820 г., Лайбахский в 1821 г., Веронский в 1822 г. Кроме глав трех держав - основателей Священного союза в них принимали участие представители Англии и Франции.

Первый конгресс Священного союза состоялся в Аахене в 1818 г. Он был созван в целях дальнейшего укрепления политического равновесия в Европе. Предложение о встрече союзных дворов для обсуждения положения во Франции было сделано австрийским канцлером К. Меттернихом в марте 1817 г. Он имел далеко идущие цели, стремился, во-первых, ослабить политическую оппозицию Бурбонам и пресечь нарастание революционных настроений в Европе; во-вторых, выступив сторонником возвращения Франции в ряды великих держав, уменьшить влияние на нее России; в-третьих, связав Францию договорными обязательствами с Англией, Австрией и Пруссией, не допустить усиления русско-французского влияния в Европе. Именно он предложил избрать местом встречи союзников тихий немецкий городок Аахен, где германские правители не могли оказывать влияние на ход совещания.

В период подготовки Аахенского конгресса наметились разногласия между союзными державами по вопросам повестки конгресса и состава его участников. Все союзные державы понимали, что французские проблемы займут центральное место на предстоящей встрече.

Российская сторона считала, что такое совещание должно способствовать укреплению «венской системы» и стремилась вынести на обсуждение большой круг европейских проблем. По мнению петербургского кабинета в ходе его работы могло принять участие большинство европейских стран. Но Александр I согласен был ограничить состав участников совещания, если на нем будет рассматриваться только один вопрос - о выводе союзных войск из Франции. Александр I считал необходимым быстрый вывод иностранных войск из Франции, которая после их эвакуации займет надлежащее место в европейском содружестве.

Австрийский канцлер Меттерних утверждал, что основной целью встречи должно быть рассмотрение внутриполитического положения во Франции. Австрийский двор рассчитывал провести совещание только на основе Четверного союза, что ограничивало число его участников и не давало русской дипломатии возможности маневрировать. Если петербургский двор стремился избежать принципа исключения малых государств при проведении будущей встречи, то правительства Австрии, Пруссии и Англии придерживались противоположного мнения.

В ходе подготовки Аахенского конгресса в австрийских меморандумах 1818 г. утверждалось, что четыре союзные державы имеют исключительное право изменять конвенции и договоры 1815 г., а также отклонять просьбы европейских стран об участии в совещании. Однако эта программа могла подорвать политическое равновесие в Европе. Поэтому К. Меттерних был вынужден внести в нее изменения. В новом варианте указывалось, что все вопросы, кроме вопросов о сроках прекращения оккупации Франции и ее роли в «венской системе», следовало рассматривать при непосредственном участии заинтересованных сторон.

Накануне Аахенского конгресса дипломаты союзных стран встретились в союзном городке Карлсбад. Здесь состоялся последний тур дипломатической подготовки конгресса, главной целью которого была попытка выяснить слабые и сильные стороны программ, с которыми союзники и соперники шли на предстоящую встречу. К началу конгресса программа русской делегации не претерпела изменений. Позиция Австрии также оставалась прежней, а в программу английской делегации были внесены изменения. В памятной записке, составленной лордом Р. Каслри и утвержденной в качестве инструкции для английских представителей, отмечалась целесообразность полного вывода союзных войск из Франции при выполнении ею финансовых обязательств. Далее подчеркивалось, что необходимо сохранить Четверной союз в его первоначальном виде, а, следовательно, Франция не могла стать его полноправным членом.

Аахенский конгресс открылся 20 сентября 1818 г. в работе которого приняли участие Россия, Австрия, Англия, Пруссия и Франция. Участников конгресса представляли соответственно российский министр иностранных дел К.В. Нессельроде, канцлер Австрии К. Меттерних, министр иностранных дел Англии лорд Р. Каслри, министр иностранных дел Пруссии К.А. Гарденберг, премьер-министр Франции герцог Ришелье. Возглавляли делегации России, Австрии и Пруссии императоры Александр I, Франц I и Фридрих Вильгельм III. Кроме них в Аахен съехалось множество английских, австрийских, прусских, русских и французских дипломатов более низких рангов.

В ходе работы конгресса рассматривались французские и испанские вопросы, проблемы запрещения работорговли и защиты торгового мореплавания и ряд других. Первым был решен вопрос о выводе оккупационных войск из Франции. 27 сентября 1818 г. были подписаны конвенции Франции с членами Четверного союза о выводе к 30 ноября 1818 г. всех союзных войск и своевременной выплате контрибуции в размере 260 млн. франков.

Герцог Ришелье настаивал на превращении Четверного союза в союз пяти держав, однако, по требованию лорда Р. Каслри и немецких дворов 1 ноября 1818 г. была подписана особая конвенция четырех держав, которая подтверждала Четверной союз, созданный с целью сохранения установленного во Франции порядка. Лишь после этого союзники 3 ноября 1818 г. предложили Франции присоединиться к четырем державам в деле поддержания государственных границ и политической системы, установленной Венским конгрессом.

Декларация от 3 ноября 1818 г., подписанная всеми участниками конгресса, провозглашала их солидарность в поддержании начал «Международного права, спокойствия, веры и нравственности, коих благодетельное действие столь пошатнулось в наши времена». За этой фразой скрывалось стремление пяти монархий совместно укреплять абсолютистский строй в Европе и объединять свои силы для подавления революционных движений.

Несмотря на то, что официально в повестке дня совещания было только два вопроса, связанных с французскими проблемами, на конгрессе попутно рассматривались другие аспекты международных отношений: вопрос о посредничестве держав в конфликте Испании и ее колоний, вопросы о свободе торгового мореплавания и прекращения работорговли. Конкретное решение было принято только по вопросу о защите торгового мореплавания от пиратства. Было рекомендовано Англии и Франции обратиться к североафриканским регентствам с предупреждением, что пиратские действия наносят ущерб мировой торговле и могут привести к тяжелым для них последствиям.

Аахенский конгресс стал первым крупным событием в истории европейской дипломатии после создания «венской системы». Его решения укрепили ее, показали, что великие державы заинтересованы в сохранении своего союза. Решения Аахенского конгресса были направлены на сохранение в Европе порядка Реставрации.

Второй конгресс пяти союзных держав - Австрии, России, Пруссии, Франции и Англии, открылся в Троппау 11 октября 1820 г. (Силезия). Конгресс был созван по инициативе К. Меттерниха в связи с революцией 1820 г. в Неаполитанском королевстве, представлявшей угрозу для австрийского владычества в Ломбардии и Венеции.

Конгресс проходил в обстановке острой дипломатической борьбы. На первом заседании канцлер К. Меттерних представил «Записку», в которой обосновывалось «право союзных держав на вмешательство во внутренние дела государств в целях подавления в них революций». Он добивался моральной поддержки» австрийских предложений, подчеркивал, что иного пути борьбы с неаполитанской революцией, кроме военного вмешательства, не существует.

Российская делегация предложила предпринять совместные моральные действия против неаполитанской революции. Прусские представители поддержали австрийскую точку зрения, а уполномоченные Англии и Франции отказались принимать участие в оформлении каких-либо решений. 7 ноября 1820 г. Россия, Австрия и Пруссия подписали Предварительный протокол и дополнения к нему, в которых провозглашалось право вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств (без приглашения со стороны их правительств) для подавления там революционных выступлений.

С текстами Предварительного протокола и дополнениями к нему были ознакомлены уполномоченные Англии и Франции. Они признали право союзников на вмешательство в неаполитанские события, но отказались официально присоединиться к этим документам. Таким образом, несмотря на формальный отказ одобрить решения, принятые в Троппау, ни английские, ни французские представители не осудили само право вмешательства во внутренние дела независимого государства. Протокол, подписанный участниками конгресса, санкционировал оккупацию Австрией Неаполитанского королевства. По настоянию Александра I протокол обеспечивал сохранение неприкосновенности королевства и возможность для неаполитанского короля добровольно даровать конституцию своему народу. Обсуждение вопроса о борьбе с революциями в Европе продолжилось на третьем конгрессе Священного союза в Лайбахе, который открылся 11 января 1821 г.

Приглашенные на конгресс представители итальянских государств добивались подавления неаполитанской революции и мало думали и последствиях австрийской интервенции для всей Италии. Англия внешне придерживалась нейтралитета, но фактически одобрила австрийский план, так же как и Пруссия. Франция поддерживала саму идею интервенции. В феврале 1821 г. начался поход австрийских войск против Неаполя.

Официальное закрытие конгресса в Лайбахе состоялось 26 февраля, а фактически 12 мая 1821 г. Большинство участников оставались в Лайбахе, следя за действиями австрийских войск и венского двора в Пьемонте. После подавления итальянских революций уполномоченные Австрии, Пруссии России подписали декларацию о продлении оккупации Неаполя и Пьемонта и подтвердили решимость использовать насильственные методы для восстановления власти легитимных монархов. Декларация вместе с Предварительным протоколом и дополнениями к нему отражали идеологические принципы Священного союза.

Обстановка в Европе после подавления итальянских революций продолжала оставаться неспокойной. Весной 1822 г. участники Троппау-Лайбахского конгресса начали дипломатический зондаж с целью выяснить позиции друг друга по вопросам борьбы с революцией в Испании. Очередная встреча монархов союзных держав была предусмотрена на конгрессе в Лайбахе. Предложение о созыве нового совещания было сделано императором Францем І русскому царю Александру І в начале июня 1822 г. Местом проведения нового конгресса была выбрана Верона. В этот древний город съехались монархи России, Австрии и Пруссии, итальянские государи, многочисленные дипломаты. Англию представлял видный государственный деятель герцог Артур Веллингтон.

Конгресс в Вероне проходил с 20 октября по 14 ноября 1822 г. Он был последним и наиболее представительным среди дипломатических конгрессов Священного союза. Главную роль на нем играли пять великих держав, называвших себя союзниками. Представителям итальянских государств отводилась роль второстепенная: они участвовали в обсуждении итальянских проблем. Формально союз пяти держав еще существовал, но единства между ними уже не было. Начало восточного кризиса привело к углублению противоречий. Первой стала отходить Англия. Осторожную политику проводила Франция. Программа российской делегации носила консервативный характер.

Основной проблемой на конгрессе стала подготовка по инициативе французского короля интервенции для подавления революции в Испании. На заседании уполномоченных пяти держав 20 октября 1822 г. министр иностранных дел Франции обратился с просьбой оказать его правительству «моральную поддержку» в осуществлении интервенции в Испанию, чтобы обезопасить Францию от влияния революции. Представители Англии, Пруссии и России отнеслись положительно к этой инициативе. А. Веллингтон заявил, что французское предложение противоречит английской позиции невмешательства, поэтому оно не может быть одобрено.

За этим заявлением таилось опасение английской стороны, что Франция упрочит свои позиции в Испании и в целом в Средиземноморье. 19 ноября 1822 г. был подписан протокол, явившийся секретным соглашением четырех держав о мерах по свержению революционного правительства в Испании. А. Веллингтон отказался его подписать под предлогом, что он может создать опасность для жизни испанского короля.



Случайные статьи

Вверх