Развитие интеллекта и умственное развитие школьников. Что представляет собой человеческая память? Пусть больше учит наизусть

Что отвечают опытные педагоги и специалисты по детской психологии на вопросы родителей, как улучшить память школьнику?

Хорошая память может достаться по наследству, а можно ее развить при желании. К примеру, заучивание стихотворений наизусть формирует у детей специфический, их личный механизм запоминания, который в будущем будет применяться для запоминания самой разнообразной информации.

Полезное непостоянство

Чтобы поддерживать память в хорошем состоянии чрезвычайно полезно постоянно учиться новым навыкам. Не особенно важно, чему именно и насколько успешно, – решающее значение будет иметь сам факт освоения ранее неизвестного направления, будь то игра в шахматы, иностранный язык, игра на музыкальном инструменте или гончарное ремесло. Родители часто беспокоятся, что дети принимаются за какое-либо дело, а потом бросают его ради другого занятия. Не стоит ругать чадо – это нормально в их детском возрасте и даже полезно для развития когнитивных способностей, в том числе памяти.

Пусть больше учит наизусть

В наши дни необходимость учить что-нибудь наизусть вызывает сомнения: зачем это надо, если все можно найти в интернете? К чему запоминать таблицу умножения, когда в телефоне, на компьютере, на рабочем столе – всюду имеются калькуляторы? И зачем запоминать номера друзей и родителей, если они записаны в памяти телефона? Но это отлично тренирует память ребенка. И чем он младше, тем быстрее у него может сформироваться привычка учить наизусть. И это может даже стать увлекательной игрой, а не тяжкой обязанностью, как у взрослых или подростков, которым этот навык не прививали.

Как надо учить стихи

Дети дошкольного возраста очень быстро и хорошо запоминают. Просто схватывают на лету рифмованные тексты. В этом возрасте учить что-нибудь наизусть легко, эту способность следует поддерживать в ребенке. Но поддерживать грамотно: в пять лет посадить ребенка за «Евгения Онегина» – не самая удачная идея: ведь он в этом случае будет запоминать только механически, не вникая в смысл непонятных слов. Полезнее давать что-либо подходящее по возрасту – небольшие стихотворения с понятными для детей сюжетами.

Иллюстрации. Тексты, связанные с конкретными образами, запоминаются лучше. Здесь на помощь могут прийти картинки в книгах. Но ребенок может и сам их создавать в собственном воображении. При этом полезно обсуждать с детьми сюжеты стихов, проговаривать, что они видят, когда произносят те или иные строчки. Пусть воображение рисует им «студеную зимнюю пору», выходящего «из лесу» рассказчика, крестьянскую лошадь, «везущую хворосту воз». Если будут образы, появится и эффект запоминания, а без картинок – только механическая зубрежка.

Неважно, каким образом дети учат стихи. Они могут делать это лежа, ходя по кругу, сидя на диване с закрытыми глазами, в душе или на улице. Кто-то раскачивается, как в трансе или дирижирует. Пусть ребенок учит стихотворение, как хочет, как ему удобно. Он же не обязан в это время сидеть строго с прямой спиной.

Легко, когда понятно. Если дети уже читают самостоятельно, родители, наверное, могут и расслабиться: ребята сами все прочитают, сами и выучат. Однако лучше не расслабляться, так как современным детям требуется больше объяснений, чем это было нужно нам. Им часто не понятно, что значит «сам с ноготок», куда это «в сени» прилетит ласточка и какая-такая «златая цепь». Вам объяснять нетрудно, а детям запоминать то, что они понимают, намного проще.

Как можно больше играйте

Основное занятие в детской жизни – играть. При этом ребята развиваются, а также совершенствуется их память. Ее тренировать можно, к примеру, во время такой игры: дайте ребенку задание на улице внимательно посмотреть по сторонам, запоминая все предметы определенного цвета (например зеленого) или формы (квадратной или круглой). А дома достаньте карандаши и попросите ребенка нарисовать те вещи, которые он запомнил. При этом вы можете менять условия игры как угодно – запоминать птиц разного вида, машины определенного цвета, собак разных пород и прочее. Главное – запоминать группы предметов.

Пусть рукодельничают

Занятия мелкой моторикой полезны не только для развития речи, но и для памяти. Потому так важно, чтобы дети занимались ручной работой – лепили из глины и пластилина, рисовали карандашами и фломастерами, раскрашивали картинки, вышивали крестиком, конструировали из мелких элементов. Это весьма распространенная часть детских «развивашек», которая полезна не одним только малышам. Для поддержания мозговых функций, в том числе памяти, медики рекомендуют тренировать мелкую моторику всем, особенно пожилым людям.

Почему же дети иногда плохо запоминают?

Причины плохой памяти могут быть самыми разнообразными, кроме реальных проблем именно с данной когнитивной способностью. К примеру, ребенок…

— УСТАЛ. Многие дети недосыпают, так как живут по родительскому режиму, а нуждаются в более продолжительном сне. В результате – снижение когнитивных навыков.

— МАЛО ГУЛЯЕТ. Дети-домоседы часто страдают от недостатка кислорода, что непосредственно сказывается на мозговых функциях, и на качестве памяти в том числе. Необходимы прогулки, при этом желательно гулять активно: прыгать, бегать, кататься на роликах, играть в бадминтон, футбол, прятки.

— ОБДЕЛЕН ЭНЕРГИЕЙ. Детям необходимы разнообразные виды продуктов, среди них и углеводы – как сложные, так и простые, обеспечивающие детский организм энергией, которая так нужна растущему мозгу, нервной системе.

— СКУЧАЕТ. Если детям банально скучно, они вряд ли смогут качественно запоминать информацию. Легко учиться только тогда, когда учебный процесс интересен.

Внимание!

Объясняя школьные неудачи плохой памятью и недисциплинированностью, родители учеников начальной школы достаточно часто игнорируют серьезные проблемы, с которыми уже не справиться домашними средствами: причины могут быть в такой патологии, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этот диагноз часто ставят детям в начальной школе при появлении первых проблем с учебой. Если у ребенка трудности с усидчивостью, памятью, выполнением обычных школьных заданий, возможно, есть необходимость проконсультироваться с детским психологом.


Бытует мнение, что все дети делятся на «способных» и «неспособных» к обучению. Так считают практически все, и это вполне объяснимо, потому что все дети действительно делятся на «способных» и «неспособных» к обучению, и так было всегда.
Чтобы научить всех, учителю нужно приготовить и провести так назы­ваемый разноуровневый урок, в котором учесть способности каждого ребенка. Это делать очень не просто, и, как следствие, такие уроки бывают редкими. Они называются «открытыми», то есть демонстрационными, и показывают, что так работать можно, но только изредка.

Однако, выход есть, и он найден давно. Обычный школьный урок готовится для «среднего» ученика (ученика со «средними способностями»). Таких детей в классе примерно половина. Они и работают на уроке. Те, кто «выше среднего» (таких примерно четверть), на уроке отдыхают, успевая попутно делать свои дела. Те, кто «ниже среднего» (их тоже примерно четверть), на уроке «отсутствуют», но тоже чем-то заняты. И тех, и других учитель периодически «дергает», чтобы они не переставали осознавать себя участниками общего процесса.

Ученики из последней четверти часто имеют проблемы с «успеваемостью», но если все хорошо с поведением и прилежанием, то их «делают» успевающими с молчаливого согласия общества. Такое положение дел давно считается нормой. Иногда случается, что учитель не может наладить работу в классе. Причин может быть две: либо учитель просто не умеет этого сделать (не хватает знаний и опыта), либо в классе преобладают ученики с «низкими способностями» (не с кем работать).

Что же делать?
На самом деле решение проблемы есть. Но придется сделать одно небольшое допущение. Придется признать, что все дети изначально (от рождения) одинаково способны к обучению, если нет физиологической патологии. «Неспособность» к обучению – не врожденное, а приобретенное качество, которое, к тому же, имеет свойство накапливаться. Лучше других это знают учителя.

Что же является причиной «необучаемости», устранив которую можно неизменно добиваться хороших результатов?

Ответ на этот вопрос очень прост: непонятые слова. Это не единственная причина неспособности к обучению, но она – главная, потому что, устранив только её, мы немедленно получаем отличные результаты. Ребёнок (да и взрослый тоже) не просто начинает хорошо соображать и усваивать новый материал. У него появляется заинтересованность и желание учиться. Возьмите любую задачку, которую школьник не может решить. Спросите у него, как он понимает слова, из которых состоит условие задачки. Помогите ему прояснить те из них, которые он понимает неправильно или не понимает вовсе. После этого попросите его снова прочитать условие задачи. Что случится дальше, вы сами захотите мне рассказать.

Эту причину впервые установил и описал Л. Рон Хаббард во второй половине прошлого века, когда всерьёз занялся изучением проблем образования. Всякий, кто освоил технологию обучения и применяет её, не перестаёт удивляться тому, как она работает. Мальчишка, который давно забросил все школьные учебники, после нескольких занятий с использованием технологии обучения читает учебник физики даже на переменах. После прояснения нескольких химических терминов ученица с радостью заявляет, что она полюбила химию. Попробуйте спросить у любого школьника, что означает тот или иной термин.

Например, «математика» или «физкультура». Послушайте, что он вам ответит. А потом непременно посмотрите, что об этом пишет толковый словарь. На всякий случай. Одну девочку в музыкальной школе спросили, что такое «сольфеджио»? Она ответила, что это кабинет Марьи Ивановны на втором этаже. Услышав такой ответ, Мария Ивановна, наконец-то, начала прислушиваться к сотрудникам Прикладного образования СНГ, которые уже много дней безуспешно пытались донести до неё важность прояснения непонятых слов.

Можно упорно отрицать, что технология обучения работает, и продолжать утверждать, что есть дети, которых невозможно обучить. Я со всей ответственностью заявляю: это – отговорка, позволяющая безнаказанно допускать «брак» в образовании. С помощью технологии обучения можно научить любого ученика. И намного проще начать это делать в раннем возрасте, чем в 6-ом или 9-ом классе разгребать те «завалы» непонятых слов, которые накопились за всю его жизнь.

К концу сентября, когда накапливается первая усталость от начавшегося учебного года, у большинства детей можно заметить снижение успеваемости. Неудивительно, дефицит сна и свежего воздуха, большие нагрузки в школе и после нее сводят оптимизм ребенка на нет всего за несколько недель.

Рассказывать долгие нравоучения ребенку, как и убеждать его в том, что успешная учеба пригодится ему в будущей жизни, не стоит.

Гораздо лучше в такой ситуации дать ребенку возможность хорошо отдохнуть и выспаться, погулять с друзьями и, конечно, провести хороший вечер вместе с родителями. Все это помогает , что очень важно для школьника.

Кроме того, по мнению специалистов, для активной работы мозга, улучшения памяти и концентрации внимания можно использовать традиционные эфирные масла. Как оказалось, этим методом пользовались греки еще в незапамятные времена. Считалось, что розмариновое ароматическое масло защищало дом от негативной энергии и придавало сил для новых свершений. То, что надо каждому горе-школьнику в начале учебного года!

Также масло розмарина поможет при:

  • Кашле,
  • Насморке,
  • Простуде,
  • Першении в горле,
  • Заболеваниях мочеполовой системы у женщин в составе комплексного лечения.

Современные ученые, которые провели исследование в University of Northumbria, уверены, что эфирное масло розмарина способно значительно улучшить память у детей и взрослых. Такие результаты своих исследований они представили на конференции Психологического общества Британии, которая проводится каждый год.

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.


Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.

Опубликовано автором - - Ноябрь 18, 2015

Мудрые люди всегда понимали, что истоком знаний является познание, а вселенский характер человеческого разума помогает осмыслить и научиться всему на свете. Знания об устройстве мира являются стартовыми ступеньками для изобретений и открытий. Чем больше базовых ступенек, тем шире кругозор и больше возможностей. Именно поэтому мы так стремимся развивать .

В этой статье мы будем разбираться со следующими вопросами:
— почему необходимо развивать навыки запоминания;
— основные виды памяти;
— семь принципов, помогающих улучшить кратковременную и долговременную память;
— пять веселых упражнений для улучшения слуховой памяти;
— семь советов для быстрого заучивания текстов наизусть;
— как расслабиться и получать удовольствие от тренировок памяти.

Почему необходимо развивать навыки запоминания.

Довод №1. При изучении большинства предметов необходимо постоянное запоминание:
— языки – лексика, правописание, пунктуация;
— математика – правила, формулы, теоремы;
— естествознания – понимание явлений и процессов, определения;
— история – даты, личности, события.

Довод №2. Дети довольно эгоистичны и жестоки, так как многого не понимают. Часто они дразнят ребенка, который чем-то отличается от большинства. И дружат с таким ребенком, соответственно, тоже далеко не все. Поэтому из-за проблем с памятью вытекает не только низкая успеваемость, но и заниженная самооценка.

Довод №3. Дети, плохо запоминающие информацию, обычно имеют сложности и в самоорганизации – у них возникают проблемы с личными вещами, путаются с распорядком дня и не всё успевают.

Виды памяти — почему для нас важны эти различия

Начнем с основных понятий. Память – это форма воспроизведения окружающего нас мира, позволяющая закреплять, хранить и преумножать личный опыт. Только у младенцев память, как чистый лист. Без памяти невозможно научиться чему-либо, именно она лежит в основе любого обучения и развития, в том числе и школьников.

Есть много видов памяти, но мы рассмотрим только основные, которые важны для работы над улучшением процесса запоминания. Образная память делится на несколько видов: зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная. Понаблюдав, внимательный родитель сможет определить приоритетный вид памяти у ребенка – некоторые воспринимают лучше информацию на слух (когда им читают), некоторые – зрительно (когда читают сами), некоторые предпочитают записать или проговорить информацию (двигательная память), а некоторые запоминают информацию, которая удивила или поразила (эмоциональная память). Обычно у ребенка ярко выражены несколько видов памяти, над остальными придется поработать.

Для каждого возраста ребенка характерен свой вид памяти. У младших школьников ярко выражена непроизвольная и наглядно-образная память, поэтому для лучшего запоминания целесообразно использовать яркие картинки и интерактивные способы. У детей среднего школьного возраста идет формирование словесно-логической и произвольной памяти – осваивать приходится все больше информации, притом не всегда интересной.

Родители часто удивляются: «Ну как так может быть – всех динозавров даже по хвосту узнать сможет, а с заглавной буквы писать предложение – забывает». Просто у этого ребенка хорошо развита долговременная память, в которой сохраняется важная для него информация, а вот кратковременная память пока не сформировалась – она обрывочная и ненадежная, то есть требует внимания. Это относится к вашему ребенку, если вы замечали за ним следующее:
— когда читает, плохо осознает прочитанное;
— имеет проблемы со слуховым восприятием – это важно для скорости превращения слова в мысленный образ;
— становится беспокойным и невнимательным, если приходится долго и пассивно получать информацию;
— в школу ходить не хочет, обижается на учителей и одноклассников, смущается отвечать;
— если теряет мысль, то совсем теряет и суть рассказа;
— не очень интересуется обучением вообще и данной темой в частности.

Кратковременная память – это дверь в царство долговременной памяти. Если какая-либо информация не задержится в кратковременной, мозг не сможет ее транспортировать в хранилище долговременной памяти.

Глупо требовать от ребенка запоминать то, чего он не осознаёт. Только увидев ряд следующих доказательств, родитель может быть уверен, что ребенок однозначно понял информацию:
— воспроизвел без подсказок и своими словами;
— рассказал правильно и кратко, без излишних дополнений.

Если заметили, что ребенок не полностью усваивает материал в школе, не нужно закрывать глаза на проблему, она не рассосется. Мало объяснить материал, надо проследить, чтоб информация попала в долговременную память, и ребенок смог ее оттуда извлечь по прошествии отрезка времени. Задача внимательных родителей – помочь детям освоить все виды памяти, потому что без умения запоминать и помнить информацию, результативная учеба в старших классах уже невозможна.

Семь принципов, помогающих улучшить кратковременную и долговременную память.

Принцип 1. Повторяем накапливая. Если хотите помочь запомнить что-то надолго – нужно добавить 15 минут в день к основному времени на выполнение домашнего задания. Эта методика запоминания получила название накопительного повторения. Определите три темы, требующие пристального внимания, и повторяйте нужный материал ежедневно пять минут, и тогда вы достигнете фундаментального наслаивания пластов знаний. Кстати, о пяти минутах. Еще госпожа Гурченко в своей знаменитой новогодней песенке про 5 минут пыталась определить — это много или мало. Давайте посчитаем: пять минут в день — это полчаса в неделю или два часа в месяц – выходит довольно приличный отрезок времени. Естественно, за пять минут вы не успеете повторить весь учебный материал по выбранной теме, но повторяя каждый день разные части, вы скоро освоите большой объем информации. Придерживайтесь ежедневно этого нововведения, и память ребенка начнет радовать.

Принцип 2. Сверхзапоминание. Суть метода состоит в постоянном повторении до достижения автоматизма – ребенок отвечает быстро и без подсказок. После этого периодически, раз в неделю, возвращаетесь к повторению – тогда материал усвоится так, что ребенок легко сможет воспользоваться им даже в стрессовых ситуациях. Оптимальным вариантом подачи информации является совместный визуальный и кинестетический, ребенок должен видеть и делать одновременно. Также следует учесть и состояние школьника – когда он отдохнувший, в хорошем настроении и ему интересно, тогда его долговременная память сохраняет и извлекает информацию более эффективно.

Принцип 3. Ассоциации. Понятно, что все мы лучше запоминаем новую информацию, если может ее привязать к уже знакомым фактам. Множество мнемонических техник и фраз помогают нам в этом. Например, «Каждый охотник желает знать, где…» Ну вот видите, знаете. В этой фразе каждая начальная буква слова помогает запомнить цвет радуги, порядок слов соответствует порядку расположения цветов.

Примеры известных мнемотехник:
— определять количество дней в месяцах, используя костяшки пальцев на руках;
— запоминать исключения, например, три наречия, которые пишутся без мягкого знака по фразе «уж замуж невтерпеж»;
— облегчить запоминание таблицы умножения на «5», объяснив, что все ответы заканчиваются на «0» или на «5».

Принцип 4. Метапознание. Это новомодное слово используется в значении «осознание собственного сознания». Когда мы помогаем нашим детям искать, замечать, связывать факты в единый ряд, мы учим их думать и понимать свой ход мысли. Раньше считалось, что есть способные ученики, которым дано от бога, и, скажем лояльно, менее способные ученики. Результаты многочисленных исследований в области неврологии опровергают это мнение. Учеными доказано, что наш мозг податлив и может научиться учиться.

А помочь в этом мы можем, используя диагностическую подсказку, когда ребенок допускает ошибку. Мы должны помочь осознать ошибку – то есть найти ее, обдумать и понять причину. Хочу привести пример на изучении таблицы умножения. Если на вопрос: «Сколько будет три умножить на три» ребенок радостно кричит: «Шесть», не стоит одергивать его фразами, типа: «Да будь же ты внимательнее!». Попробуйте применить диагностическую подсказку на практике: «Наверное, ты услышал три плюс три, поэтому ответил шесть, и это правильно. Но я просила тебя умножить. Итак, какой ты сейчас должен решить пример?» После этого стоит потренировать слуховое внимание, чередуя примеры на умножение и сложение.

Принцип 5. Быстро вспоминаем. Если одна и та же информация вспоминается довольно часто, мозг решает, что она важна для нас и направляет ее в долговременную память, из которой ею легко пользоваться. В мозге происходит интереснейший процесс — когда мы регулярно, пусть даже короткое время, вспоминаем определенный изученный материал, то при попытке его извлечения мозг пытается все больше информации сделать взаимосвязанной и отправить в долговременную память.

Принцип 6. Запоминаем по-разному. Чем больше различных способов запоминания вы используете, тем быстрее эта информация попадет в долговременную память. Различная информация будет храниться в разных областях мозга, и это помогает эффективно воспроизводить её. Приведу конкретный пример. Выучив историческую дату, ребенку нужно будет ответить и на вопрос «В каком году закончилась Великая отечественная война?» и на вопрос «Что произошло в 1945 году?»

Принцип 7. Постепенно увеличиваем временной интервал .

Если ребенок отлично отвечает через день, спрашивайте раз в неделю. Когда начнет прекрасно вспоминать данную информацию при еженедельном интервале опроса, спрашивайте раз в месяц на протяжении нескольких месяцев. После покорения этой ступени, информация будет надежно отправлена на пожизненное хранение в архив долговременной памяти.

Пять веселых упражнений для улучшения слуховой памяти.

Хочу рассказать про упражнения для улучшения слуховой памяти, которые нам с сыном очень помогли. Сын с удовольствием баловался со мной, не подозревая, что выполняет упражнения для тренировки памяти.

Упражнение 1. Эхо. Начинать в нее играть можно уже с трех лет и до момента, пока не надоест. Она помогает улучшить слуховое внимание, скорость визуализации, дикцию и точность воспроизведения интонаций. Только не забывайте, что и в эту игру не стоит играть более пяти минут в день.

Упражнение 2. Муха – повторуха. Говорить нужно только незнакомые слова. Сыну очень нравилось повторять шуточные заклинания, но и иностранные слова повторять он не отказывался. Так мы убиваем двух зайцев – рифмованная тарабарщина смешит, а слова пригодятся для общего развития.

Упражнение 3. Ты мне сказку расскажи, так как я тебе. В этой игре можно использовать небольшие литературные произведения. Сыну нравится делать это упражнение перед сном — вначале мы ему читаем сказку, потом он пересказывает услышанное. Если пересказывает хорошо, то мы читаем еще одну сказку, которую пересказывать уже не нужно. Судя по тому, что играем мы в эту игру уже больше года, условия сына вполне устраивают.

Упражнение 4. Я сказочник. Играем всей семьей. Кто-то говорит пять-шесть слов, не связанных по смыслу, например: «Кошка, окно, ветка, птичка, прыжок». Тот, кто запомнил, кричит: «Я сказочник!» И повторяет эти слова в том же порядке, но уже связав логически. Например, так. «Сидит кошка на окне, смотрит вдаль. И тут вдруг на ветку садится птичка. Кошка как прыгнет, а окно-то было закрыто. Тяжело домашней кошке быть удачливой охотницей». Если допущены ошибки, или что-то забыли упомянуть, можно назвать себя «волшебником» и внести изменения.

Упражнение 5. Учитель. Ребенок сам придумывает слова или предложения, а мы повторяем их за ним. Я стараюсь иногда допускать ошибки, что бы проверить его внимательность и порадовать – ведь приятно когда мальчишка находит у взрослых ошибки.

Скажу честно, я не знаю людей, которые любят заучивать тексты, но я знаю тех, кому это дается легко. Проштудировав много литературы на эту тематику, поняла, что этот навык нужно тренировать чуть ли не с самого рождения.

Для начала необходимо выбирать совсем легкие стишки, состоящие из двух рифмованных строк. После того, как две строки повторяются уже со второго раза, начинаем учить четыре строки, и так постепенно наращиваем количество строк и сложность текста.

Категорически нельзя раздражаться или агрессивно комментировать неудачные попытки, потому как детям и так тяжело воспроизводить на слух, а тут взрослые еще больно бьют по самооценке.

Совет 1. Прежде чем просить ребенка повторить изучаемый текст наизусть, прочитайте его вслух раз десять, медленно с выражением.

Совет 2. Задавайте ему вопросы, чтобы быть уверенным в понимании смысла текста вообще и всех слов в частности.

Совет 3. Теперь читайте текст так же, как вначале, только опускайте последнее слово в каждой строке, бросая выжидательные взгляды на ребенка. Делайте паузу, улыбайтесь и ждите – ребенок должен что-то сказать. Если он правильно назвал пропущенное слово, покажите ему кивком головы, что он молодец и вы довольны. Если ошибся или молчит, вы просто произносите сами нужное слово и читает дальше. Дойдя до последнего слова следующей строки, вы снова делаете паузу и, улыбаясь, смотрите на ребенка. Этот прием заучивания известен как методика пропущенных слов. Она помогает избежать ощущения допроса у следователя, ребенок расслаблен и не боится разочаровать вас своим незнанием. Читать стихотворение нужно до тех пор, пока ребенок не сможет уверенно произносить последнее слово в строке без подсказок и намеков. Важный момент – не затягивать время на обучение, постарайтесь успеть за пять минут.

Совет 4. Попробуйте теперь пропускать два последних слова в каждой строке, давая ребенку время самостоятельно вспомнить и назвать недостающие слова.

Совет 5. Теперь вы подсказываете только первых два слова в строке, дальше ребенок пытается сам вспомнить и рассказать. Каждый раз, когда у него это получится правильно, показывайте жестами и улыбкой, что вы довольны результатом.

Совет 6. Как только ребенок сам смог рассказать стихотворение, попросите его повторить уже с интонацией, добавлением мимики и жестов и стоя перед зеркалом. Если получилось хорошо – зовите родственников и устраивайте публичную репетицию.

Совет 7. Если думаете, что процесс заучивания завершен, придется вас расстроить – нет. Еще необходимо его несколько раз повторить, чтобы оно попало в хранилище долговременной памяти. Идеальный вариант, если вы будете иногда повторять ранее изученные стихотворения – это поможет ему в приобретении таких полезных навыков, как слуховое восприятие информации и быстрое заучивание наизусть.

Как расслабиться и получать удовольствие от тренировок памяти.

А теперь 7 основополагающих моментов, которые помогут вам сотрудничать с ребенком.

Момент 1. Тренировка памяти должны быть всегда по продолжительности не более пятнадцати минут, даже если ребенок попросит: «Еще, ну хоть чуть-чуть».

Момент 2. Всегда начинайте с легких вопросов – это будет разминкой для мозга и согреет самолюбие.

Момент 3. Всегда демонстрируйте радость на правильные ответы. Это можно показывать:
— улыбкой;
— похвалой, озвучивая конкретные достижения, например: «Раньше ты этого не знал, а теперь быстро отвечаешь. Все ответы правильные!»;
— знаком одобрения, например, поднятым вверх большим пальцем руки.

Момент 4. Чаще перефразируйте вопросы, например:
— сколько будет трижды шесть;
— сколько будет три умножить на шесть;
— сколько будет три раза по шесть;
— на сколько надо умножить шесть, чтобы получилось восемнадцать?;
— на сколько надо умножить три, чтобы получилось восемнадцать?

Чем больше вариантов придумаете — тем лучше, заодно и свои мозги потренируете.

Момент 5. Установите новые занимательные правила и регулярно их соблюдайте. Хочу привести примеры наших правил, которые сын воспринимает с энтузиазмом:
— по дороге в школу решаем 10 примеров на сложение и 10 примеров на вычитание;
— по дороге со школы учим два новых английских слова;
— когда стоим в очереди в магазине или в банке, играем в слова.

Момент 6. Если возникают сложности с запоминанием какой-то даты или события, помогите найти ассоциацию или провести параллели.

Момент 7. Часто за нытьем, спорами, отказами делать домашнее задание, прячется тревога. Мы можем помочь справиться с этим психологическим дискомфортом, используя:
— , то есть не обзывать ребенка гением, а говорить конкретно, что из сделанного было выполнено качественно;
— ответное слушание – это когда вы поддерживаете ребенка, озвучивая его эмоции: «Да, я понимаю, ты рассержен и расстроен тем, что у тебя не получилось с первого раза. Но ты сейчас внимательно посмотришь и сам найдешь ошибку, а потом мы вместе попробуем разобраться, почему так вышло, хорошо?». Такая манера разговора очень эффективно успокаивает детей, это их обезоруживает, и тогда они начинают понимать, что вы их единомышленник и просто стараетесь помочь.

Я очень надеюсь, что информация и советы, изложенные в этой статье, будет полезными и найдут свое место в вашей повседневной жизни. Если у вас есть возможность уделять 15 минут в день на развитие навыков запоминания информации, то уже через месяц вас удивят результаты. Обучая ребенка в игровой форме, вы не только приятно проведете время вместе, но и поможете ему стать внимательнее и , более в себе и своих силах. Удачи вам и радости новых открытий!



Случайные статьи

Вверх