Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» мы встречаемся с охотником, заблудившимся в лесу, от лица которого и ведется повествование. Один из героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» — крестьянский мальчик Павлуша.
Наблюдая за ними и слушая их беседу, охотник дает каждому из ребят детальную характеристику, отмечая их природную даровитость. Рассказ «Бежин луг» ввел в русскую литературу проблему изображения детского мира и детской психологии. С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Сначала мы узнали имя героя, потом автор описал внешность мальчика, в немногих репликах и поступках раскрылся характер двенадцатилетнего мужичка.
Рассказ и реплики его более реалистичны. Мальчик очень суеверный, верит в водяных и русалок, о которых рассказал остальным ребятам. Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен.
Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. 1. Возраст и портрет мальчика. 2. Степень участия и его роль в конфликте. 4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
Этот приземистый и неуклюжий парень двенадцати лет, с огромной головой, всклоченными черными волосами, серыми глазами, бледным и рябым лицом, стоял на коленях у костра и варил «картошки». И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Что за славный мальчик!» — так оценил его охотник. Только вот врожденная смелость и твердый характер не вознаградили его долгой жизнью.
Жаль, славный был парень!» — с печалью на душе заканчивает Тургенев свой рассказ. А свою низенькую войлочную шапочку, из-под которой торчали острые косицы желтых волос, он то и дело натягивал на уши обеими руками. Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни.
Павлуша рассказывал историю о том, как в Шаламове зачалось небесное предвиденье. Автор относится к герою хорошо: он с самого начала выделяет Павлушу среди других героев. Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность.
В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Появление этого рассказа означало новый поворот и расширение темы русского крестьянского мира. В детских его представителях показана его одаренность, красота и в то же время трагизм положения.
Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал то в поле не по нужде, а так, для забавы». Писатель стремился не только пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой.
Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживлённое быстрой ездой, горело смелой удалью и твёрдой решимостью». На вопрос Кости о звуках в бучиле Павел даёт два ответа, мистический и реальный. Тем более удивительно, что Павел слышал голос утонувшего Васи. Правда, и на эту примету у него находится свой, взрослый ответ: «Своей судьбы не минуешь». Когда охотник покидал гостеприимный приют, все спали, только Павел приподнял голову и посмотрел.
Ближе к ночи он, заблудившись, забрел на Бежин луг, где встречает пять деревенских мальчишек. Охотник, слушая их разговор, выделяет у каждого мальчика свои особенности и замечает их даровитось. Самый старший из них — Федя. Он из богатой семьи, а в ночное он выехал ради забавы. Также у него был гребешок — редкий предмет у крестьянских детей. Мальчик стройный, нетрудящийся, с красивыми и мелкими чертами лица, с белокурыми волосами, «белоручка».
Уделил внимание и его одаренности: глядел Павлуша очень умно и прямо, «да и в голосе у него звучала сила». На одежду автор обратил внимание в самую последнюю очередь. Десятилетний Костя привлек внимание охотника задумчивым и печальным взглядом его черных блестевших глаз. Лицо Кости маленькое, худое, сам он низкий.
Он подражает взрослым, в своей речи часто говорит «братцы мои». Автор назвал Костю трусишкой за страх перед волками, сопоставляя его с Павлом. Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?
В этом отношении абсолютно уникальным является рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг», изучаемый в 6-7 классах. Образы мальчиков – героев рассказа – овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия. В рассказе «Бежин луг» Тургеневым описаны пятеро героев: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Подробно рассказывая о внешности и особенностях одежды мальчишек, автор показывает разницу их характеров.
Характеристика Мальчиков из произведения «Бежин луг» И.С.Тургенев
Ночь. На лугу около
костра пять мальчиков. В котелке варится картошка. Поблизости пасутся лошади.
Вдруг собаки залаяли и бросились в темноту. Широкоплечий неуклюжий парнишка, молча,
вскочил, прыгнул на лошадь и поскакал вслед за собаками.
Это был Павел, один из героев рассказа Ивана Сергеевича
Тургенева "Бежин луг". Павел понравился мне больше других ребят. Он
был из бедной крестьянской семьи и одет был очень бедно, лицо изрыто оспой, а
голова, как говорится, с пивной котел. Павел - немного неказист, но в нём
чувствовалась железная воля.
Но было в Павле что-то очень привлекательное. Особенно
ясный умный взгляд, сильный голос, спокойствие и уверенность. Еще больше
привлекает в нем его деятельность. Все ребята сидели, а он варил картошку,
следил за костром. И рассказы его отличались от рассказов других ребят. Павел
всегда говорил только о том, что сам видел, в его рассказах был юмор. И когда
он рассказывал, как ждали дня, когда Тришка-антихрист должен был спуститься на
землю, все ребята смеялись.
Еще из мальчиков мне понравился Костя. Правда, он во
многом отличался от Павла. Костя на два года младше Павла. У него худое лицо, с
острым, как у белки, подбородком, большие черные глаза смотрели всегда немножко
грустно, как будто хотели что-то сказать, но на языке таких слов не было.
Худенький, он был одет так же бедно, как и Павел. А лицо у него было усталое, с
болезненным выражением. оказался ночью в лесу, то, наверное, тоже испугался бы
ночных криков. Но не потому, конечно, что вообразил себе леших, а просто так,
потому что как-то страшно в темноте.
Мальчики, о которых пишет Тургенев, были неграмотными,
суеверными, и они всерьез верили тому, что рассказывали Костя, Илюша и Федя.
Но мне понравились не только Павел и Костя, но и остальные мальчики: Федя, Илюша и Ваня. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд.
Зато они многое
знали и умели делать: пасли лошадей, помогали взрослым в поле и дома, собирали
в лесу ягоды, грибы, особенно хорошо чувствовал себя в ночном Павел. Он лучше
всех знал природу, объяснял ребятам, какая птица кричит, кто в реке плещется.
Костя сказал, что проходил мимо бучила, а там кто-то
застонал жалостливо. Костя испугался, вообразив себе водяного. А Павлик сказал,
что так могут кричать маленькие лягушки.
В то же время Костя лучше всех описывал природу в своих
рассказах. Он очень красочно описал, как плотник Гаврила встретил в лесу
русалку. Павел любил настоящую жизнь леса и поля, а Костя видел во всем этом
что-то сказочное.
Мне, как и Тургеневу, в речи Павла понравился его юмор
и здравый смысл, а в речи Кости - мечтательность, поэтичность.
Было между ними еще одно отличие. Павел был смелым,
решительным мальчиком. Я уже написала в начале, как Павел решительно поскакал
на лошади. Это он хотел отпугнуть волка, а с собой не взял ничего, кроме
хворостины. А когда вернулся, и не подумал похвастаться свой смелостью. А Костю
даже сам Тургенев назвал трусишкой. И не зря. Ведь Костя пугался всего
непонятного, даже крика лягушки в бучиле.
Костя был добрым мальчиком. Он очень жалел Феклисту,
мать утонувшего Васи. Когда Павел пошел к реке, Костя предостерег его, сказал:
"Осторожно, не упади!"
А Павел заботился о других не на словах, а на деле он
бросился спасать от волка не свою лошадь, а всех лошадей. И картошку варил не
для себя, а для всех ребят.
Все пятеро ребят не похожи друг на друга. Они очень разные, но все-таки нашли общий язык, и были очень дружны между собой.
Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».
Образы крестьянских мальчиков.
Цели урока:
образовательные
: раскрыть образы крестьянских мальчиков ; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;развивающие:
развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;воспитательные
: воспитывать любовь к чтению художественного произведения.Задачи:
закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.Оборудование урока
: презентация к уроку Microsoft Power Point , билет на вход, билетик на выход, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners , портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.Формы работы
: групповая, парная, индивидуальная.Обучающие
структуры (Educare) : Corners, Single Round Robin, Mix Pair Share, билетик на выход .Тип урока
: комбинированный«Читая рассказ, словно наяву любуешься
мальчишками- каждый из них – характер, в каждом
неповторимая душа…»
И. Смольников « Середина столетия»
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие гостей, партнера по плечу, по лицу.
2.Сообщение темы и цели урока.
Учитель читает стихотворение
И. З. Сурикова « В ночном».Летний вечер.
За лесамиСолнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
3.Работа в группах.
Обсудите с партнёром по лицу:
Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (
В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).Отвечает участник №3 стол №2, №4 стол №1.
Обсудите с партнёром по плечу:
Что значит «выйти в ночное»? (
Пастьба лошадей ночью ) Ч то значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)Отвечает участник №1 стол №3, №2 стол №4.
Сингл Раунд Робин
. Сейчас я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по очереди. Начинает ученик №1.Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?
Отвечает участник №1 стол №3, участник №2 стол №4.
4.Индивидуальная работа
. Частичная проверка знания текста на первом этапе урока.Каждый из вас получил сегодня билетик на вход (
приложение №1 ), раскройте его. Что вы видите? (текст) Что это за текст? (Описание, портрет)-
А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).Что можно узнать по портрету?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
Тексты (на листах А4, который свёрнут конвертиком, чтобы не было видно номера)
1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой
. (Федя).2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.
(Павлуша).3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки
. (Илюша)4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.
(Костя).Определите, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (
портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе ) и определитесь с героем.5.
Углы. Corners (ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного им варианта ответа)А теперь посмотрите внимательно на стены и найдите портрет своего героя. Пройдите к нему.
Зачитайте ваше описание друг другу (15 сек.) Согласны ли вы, что правильно определили героя?
Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани. (10 сек).
Почему?
А теперь разверните ваш билет на вход. Вы увидели номер группы, куда вы отправляетесь для дальнейшей работы.
Персонажвозраст
Семья, положение
Одежда
Почему попал в ночное
Характер
Основные черты
Где и в чём проявились
Впечатление
Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу
7 минут.6.Выступления (3 минуты)
7.Закрепление материала (микс-пэа-шэа).
Потанцуем! Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Музыка прекратилась, учитель объявляет «Встаньте в пары!». Ученик образует пару с ближайшим к нему учеником и дают «пять». Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга.
Вопрос учителя (5 секунд, чтобы его обдумать):
1)
Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?Отвечают ученики, у которых светлее глаза.
Музыка.
2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете?
(Федя. По одёжде)
Отвечают ученики, у которых темнее волосы
Музыка.
3)
Сколько лет было детям ? ( Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)Отвечают ученики, старшие по возрасту.
Музыка.
4)Что готовили мальчики?
«Картошку»Отвечают ученики, чей дом ближе к школе.
-Поблагодарим друг друга.
8 Билетик на выход (приложение № 3). Выполнение задания по кругу (задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу и по лицу.) Обсуждение в группах.
Ответить письменно на вопросы:
1.О чём говорят мальчики у костра?
Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут. 3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.
Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
Подведём итоги урока.
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?
(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)
- Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.
- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?
(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.
Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)
10.Оценки за урок (приложение №4):
До свидания, ребята. Всего доброго!
Задание: страшные истории мальчиков из рассказа "Бежин луг"
1. История Илюши про домового
.
Илюша с
друзьями (человек десять) заночевали в старой рольне. Как только один из ребят вспомнил домового, у них над головами наверху кто-то стал ходить: доски под ним так
и гнулись, так и трещали. По колесу зашумела вода, колесо начало стучать и
вертеться, затем вдруг остановилось. Затем кто-то опять пошел к двери наверху,
стал неторопливо спускаться по лестнице. Дверь открылась. Вначале они увидели как у одного чана зашевелилась
форма, которая поднялась, походила по воздуху и встала на место. Потом у
другого чана крюк снялся с гвоздя, а затем опять встал на гвоздь. После этого
ребята услышали кашель и очень испугались.
2. История Кости о слободском плотнике
.
Как-то
плотник Гаврила пошёл в лес собирать орехи. Вскоре он зашел бог знает куда и
совсем заблудился. Так и не отыскав дорогу домой, присел Гаврила под дерево и
решил дождаться утра. Он задремал, когда вдруг услышал будто кто-то его зовет. Появилась
перед ним на ветке смеющаяся русалка. Гаврила вначале обмер, пошел к русалке, а
затем вдруг одумался и перекрестился. Заплакала русалка и сказала: «Не
креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца
дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться
буду: убивайся же и ты до конца дней». Затем она исчезла, а Гаврила понял как
ему выбраться из леса. Вот только с тех пор он всё невеселый ходил.
3. История Илюши о плотине
.
Похоронен
на плотине утопленник, утонувший давным-давно. А могилка его была видна –
бугорочек. Поехал как-то Ермил за почтой,
задержался в городе, а назад ехал уже хмельным. Переезжал он через плотину, и
увидел на могиле утопленника белого барашка. Решил Ермил забрать его себя, взял
на руки и поехал дальше. Смотрит он на барашка, а тот ему прямо в глаза так и
глядит. Жутко стало Ермилу, стал он его гладить и говорить: «Бяша, бяша!» А
баран-то вдруг как оскалил зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша...».
4. История о нечистом месте Варнавицах
Ходит в
кафтане долгополом покойный барин, охает и что-то ищет на земле. Повстречал его
как-то дедушка Трофимыч и спросил, что он ищет. Тот ответил, что разрыв-травы,
мол давит ему могила, хочется вон.
5.
История Илюши о церковной паперти.
В
родительскую субботу на церковной паперти можно живого увидеть, за кем, то
есть, в том году очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть на
церковную да всё на дорогу глядеть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому, то
есть, умирать в том году. В прошлом году ходила на паперть баба Ульяна. Видела она мальчика в одной рубашонке, а когда приглянулась - узнала Ивашку
Федосеева, который умер весной. А потом увидела себя.
6. Истории Павла о затмении.
Говорили
старики в селах, как только предвидение небесное начнется, так появится
удивительный, лукавый Тришка, приходящий при наступлении последних времен. Ни
дубинками его взять не могут, ни в цепи сковать – все ему сходит с рук: цепи
рвутся, а дубинками люди между собой начинают драться.
Случилось
затмение, увидели люди в дали идущего человека. Испугались: староста в канаве
спрятался, старостиха застряла в подворотне, Дорофеич вскочил в овёс. А
человеком этим оказался бочар Вавила.
7. История
Кости о голосе из бучила
.
Мальчик
шёл в Шашкино через лужок, где есть бучило. Он услышал оттуда жалостливый стон.
А Павлуша
добавил, что Акима-лесника утопили в том бучиле воры.
8. История Илюши о лешем.
Водил
леший мужика по лесу, всё вокруг одной поляны. Тот его хорошо разглядел:
большой, темный, скутанный, словно за деревом прятался, моргал большими
глазищами. Мужик этот домой успел прийти лишь к рассвету.
В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» мы встречаемся с охотником, заблудившимся в лесу, от лица которого и ведется повествование. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. Все образы мальчиков в рассказе Тургенева получились яркими и выразительными. Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы.
Наблюдая за ними и слушая их беседу, охотник дает каждому из ребят детальную характеристику, отмечая их природную даровитость. И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Что за славный мальчик!» — так оценил его охотник. Только вот врожденная смелость и твердый характер не вознаградили его долгой жизнью.
Жаль, славный был парень!» — с печалью на душе заканчивает Тургенев свой рассказ. Во время беседы он ведет себя деловито, задает вопросы, важничает, покровительственно разрешает мальчикам делиться удивительными рассказами. Илюша — двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим «какую-то тупую, болезненную заботливость».
Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни. Охотник, слушая их разговор, выделяет у каждого мальчика свои особенности и замечает их даровитось. Самый старший из них — Федя. Он из богатой семьи, а в ночное он выехал ради забавы.
Также у него был гребешок — редкий предмет у крестьянских детей. Мальчик стройный, нетрудящийся, с красивыми и мелкими чертами лица, с белокурыми волосами, «белоручка». Уделил внимание и его одаренности: глядел Павлуша очень умно и прямо, «да и в голосе у него звучала сила». На одежду автор обратил внимание в самую последнюю очередь.
Мальчик очень суеверный, верит в водяных и русалок, о которых рассказал остальным ребятам. Он подражает взрослым, в своей речи часто говорит «братцы мои». Автор назвал Костю трусишкой за страх перед волками, сопоставляя его с Павлом.
Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Ночное, костры, беседы в ожидании «картошек» - это вовсе не забава.
Не струсил он и когда в одиночку пошел в темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших, водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира простого русского человека. В поэтическом рассказе «Бежин луг» появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает их развернутую эмоционально-психологическую характеристику. Эти ребята очень подвижны и любознательны.
В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой. На фоне поэтической и загадочной среднерусской природы автор с необыкновенной симпатией рисует деревенских ребятишек в ночном. Заблудившийся охотник пристраивается к разведенным кострам и при таинственном свете огня всматривается в лица мальчиков.
Заблудившемуся охотнику по сердцу редкая удаль, решимость, смелость и скромность Павлуши, который скачет за собаками в пугающую ночь, не имея в руках даже простой хворостинки. Охотнику по душе и маленький Костя, наделенный «задумчивым взором» и развитым воображением. Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.
Это сборник, который включает очерки, рассказы и новеллы. В рассказе «Бежин луг» главный герой заблудился после охоты, сбился с пути и оказался на лугу возле реки. Там он повстречал «крестьянских ребятишек из соседних деревень, которые стерегли табун».
В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.