Реформы хрущева в сфере экономики были поддержаны. Аграрная реформа Н. С. Хрущёва и её результаты. краткая биография н. хрущева

Изменения в высшем руководстве страны. После смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) наступил короткий период «коллективного руководства». Председателем Совета Министров СССР стал Г.М. Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия , возглавивший министерство внутренних дел, объединенное с министерством государственной безопасности. Н.С. Хрущев сначала занимал пост секретаря ЦК КПСС, но в сентябре 1953 г. был избран на пост Первого секретаря ЦК КПСС. Между ними и развернулась борьба за власть. Самыми минимальными шансами на победу обладал Хрущев, но именно он в итоге стал руководителем страны. Выиграть борьбу ему помогло то, что он возглавлял партию - главный элемент политической системы.

В июне 1953 г . Л.П. Берия был обвинен в «антипартийной деятельности» и арестован. Группой захвата руководил заместитель министра обороны Г.К. Жуков. Уже в декабре 1953 г. Берия был расстрелян. В 1955 г. Г.М. Маленков был смещен с поста председателя Совета Министров.

Летом 1957 г. Маленков, Молотов и Каганович предприняли попытку сместить Хрущева с поста первого секретаря ЦК. При помощи Г.К. Жукова Хрущев сохранил власть, а Маленков, Молотов и Каганович были обвинены в создании антипартийной группы и сняты со своих должностей. Уже через несколько месяцев Хрущев «отблагодарил» Жукова, отстранив его от руководства армией. В 1958 г. Хрущев возглавил и Совет Министров СССР, став единоличным лидером.

На XXII съезде КПСС в Уставе партии появилось важное положение, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более двух сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться, по меньшей мере, на одну треть. Если при Сталине массовое обновление управленческого слоя происходило за счет репрессий, при Хрущеве оно должно было происходить за счет выборов.

На рубеже 1950-1960 гг. «оттепель» сворачивалась, нарастал культ личности самого Хрущева. Зрело недовольство его политикой вследствие неудовлетворительных результатов проводившихся реформ.

Реформы управления промышленностью. В августе 1953 г. Г.М. Маленков выступил с программой экономических реформ, суть которых заключалась в приоритетном развитии легкой и пищевой промышленности (группы «Б») и сельского хозяйства. Планы Г.М. Маленкова вызвали недовольство руководителей тяжелой промышленности. В высшем партийном руководстве шла острая борьба за власть, и это недовольство Н.С. Хрущев решил использовать для ослабления позиций своего соперника. Г.М. Маленкову была поставлена в вину опасная недооценка развития тяжелой промышленности, и он был смещен.

Основное внимание по-прежнему уделялось производству средств производства - группе «А». К началу 1960-х гг. доля группы «А» в общем объеме народного хозяйства стала составлять 75%. Особенно быстрыми темпами развивались производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика.

В 1957 г. произошло упразднение министерств, вместо них были созданы 105 совнархозов. Суть реформы состояла в переходе от отраслевого к территориальному принципу. Децентрализация управления промышленностью значительно укрепила экономическую роль союзных и автономных республик, но в то же время затруднила общесоюзные связи, координацию предприятий, расположенных в различных регионах, породила определенную разобщенность.

Организация совнархозов дала некоторый эффект, затем стала сдерживать производство, так как мелочная опека местных руководителей оказалась хуже мелочной опеки отраслевых министерств. В начале 1960-х гг. темпы экономического роста стали неуклонно снижаться.

Ухудшение положения в экономике заставило Хрущева пойти еще на одну крупную реформу управления. В 1962 г. по производственному принципу были перестроены все руководящие органы сверху донизу. Партийные организации, Советы и исполкомы делились на промышленные и сельские. Разделение по производственному принципу привело к неразберихе, к росту численности чиновников и значительному увеличению административных расходов.

Реформы в сельском хозяйстве. На сентябрьском (1953) пленуме ЦК КПСС были приняты важные решения об экономическом стимулировании сельского хозяйства. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышались в зависимости от вида в 2-6 раз. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

В 1954 г. началось освоение целины. В Казахстан и Западную Сибирь было отправлено около 300 тыс. добровольцев и много техники. Эти ресурсы отрывались от старопахотных районов России. В первые годы целина давала неплохой урожай. Однако уже в конце 1950-х гг. началась эрозия почв, и урожаи упали.

С целью решения кормовой проблемы были увеличены площади под кукурузу за счет уменьшения посевов зерновых.

В 1953-1958 гг . прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предшествующим пятилетием. Однако с конца 1950-х гг., по мере укрепления Н.С. Хрущева у власти, наметился поворот к прежним административным методам руководства сельским хозяйством. Началось ограничение личных подсобных хозяйств.

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС, вместо которых появились ремонтно-технические станции (РТС). Машинно-тракторные станции ликвидировались, а их техника должна была выкупаться колхозами по высокой цене и в короткие сроки. Это разорило многие колхозы.

К началу 1960-х гг . вновь обострилась продовольственная проблема. Решение правительства стимулировать развитие животноводства повышением розничных цен на мясо и масло (1962) вызвало острое недовольство городских жителей. В ряде регионов прошли митинги и демонстрации протеста, демонстрация рабочих и служащих Новочеркасска была подавлена войсками. Были жертвы.

Опасаясь дальнейшего роста социальной напряженности, партийно-государственное руководство впервые в истории России и СССР пошло на закупку зерна в США, что положило начало растущей зависимости страны от продовольственного импорта. Показателем кризиса сельского хозяйства стал провал заданий 7-летнего плана (1959-1965): фактический рост сельскохозяйственного производства за годы семилетки составил 15% вместо плановых 70%.

Наука. Высокий уровень советской науки способствовал появлению ядерной энергетики. В 1953 г. была испытана первая водородная бомба. В 1954 г. в подмосковном г. Обнинске запущена первая атомная электростанция. В 1959 г. появился первый атомный ледокол «Ленин». Затем были построены первые атомные подводные лодки. Появился первый в мире пассажирский реактивный самолет ТУ-104.

В 1957 г. под руководством С.П. Королева был запущен первый искусственный спутник, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек планеты - Ю.А. Гагарин .

Однако в целом руководству СССР не удалось обеспечить полноценное осуществление научно-технической революции, охватившей все развитые страны мира, что в последующие годы обусловило техническое отставание страны на наиболее перспективных направлениях.

Социальная сфера. В 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 и более раз. Колхозники получили государственную пенсию только в 1964 г. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. Увеличились масштабы жилищного строительства.

Внешняя политика. В своем внешнеполитическом курсе Н.С. Хрущев руководствовался принципом мирного сосуществования капиталистической и социалистической систем. Но он не всегда соблюдался. Прорывы в отношениях с Западом сменялись кризисными ситуациями.

В 1958 г. состоялся первый визит главы советского государства в США. В 1963 г. заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах - в атмосфере, в космосе, под водой.

В 1961 г . произошел второй Берлинский кризис , итогом которого стало разделение города на Западный Берлин, обнесенного знаменитой Берлинской стеной, и Восточный Берлин, столицу ГДР.

Особенно острым стал Карибский кризис 1962 г., возникший в связи с размещением советских ракет на Кубе, в непосредственной близости от США, и поставивший мир на грань ядерной войны.

Для укрепления своих позиций в странах социалистического лагеря Советский Союз использовал все возможные рычаги - от финансово-экономической и технической помощи до силового давления. В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии) - Организация Варшавского договора . В 1956 г. Советский Союз подавил антикоммунистическое восстание в Венгрии. В конце 1950-х гг. резко обострились отношения СССР с крупнейшей социалистической страной - Китаем, вызванные идеологическими разногласиями и расхождением стратегических интересов двух стран.

Большое внимание уделялось развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) - Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Пытаясь обеспечить свое влияние в этих странах, Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных объектов. За время правления Н.С. Хрущева при финансовой и технической помощи СССР в разных странах мира было построено около 6 тыс. предприятий.

В 1964 г. против Хрущева возник заговор , в котором активное участие приняли А.Н. Шелепин, Н.В. Подгорный, Л.И. Брежнев, В.Е. Семичастный и др. На октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме » и «субъективизме », смещен со всех постов и отправлен на пенсию.

Со смертью Сталина в стране завершился период «чистого» тоталитарного режима, имевших харизматического лидера, опиравшегося на активный и мощный репрессивный аппарат, на всепроникающее идеологическое единообразие, режима, стремившегося повседневно контролировать дела и мысли каждого отдельного человека.

Со смертью Сталина заканчивалась сложная, неоднозначная, героическая, но и кровавая страница истории советского общества. Оно с трудом и робко вступало в новый этап своего развития.

В сентябре 1953г. на Пленуме ЦК партии Хрущев избирается Первым секретарем ЦК КПСС.

С конца 50-х гг. все более активным становится поиск новых подходов в экономической политике. В 1957г. начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Реформаторская деятельность Хрущева в общем виде сосредотачивалась на двух направлениях его деятельности:

1. Управление промышленностью.

2. Реформа в сельском хозяйстве.

Одной из наиболее крупных реорганизаций была проведенная в 1957г. перестройка управления по территориальному принципу. Данилов С.Ю., Никитин В.М. Очерки истории Отечества: Учебное пособие.- М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000.-С.134 По мнению Хрущева, руководство из центра большим количеством предприятий было не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Был упразднен ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств- промышленности и строительства. За исключением авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической.

Вместо них учреждались территориальные управления- Советы народного хозяйства (СНХ). Организация совнархозов дала некоторый эффект, в частности- сократились встречные перевозки, закрылись многие дублировавшие друг друга мелкие производства на предприятиях разных министерств. Произошло некоторое сокращение административно-управленческого персонала на производстве. Созданы межотраслевые предприятия по ремонту оборудования. Органы управления приблизились к предприятиям.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. Ощутимо усилились местнические порядки. С ликвидацией ряда министерств нарушилось единство технической политики и научно-технического прогресса отрасли в целом.

В связи с этим были образованы республиканские советы народного хозяйства. Но и они не устранили недостатка. В промышленности стали наблюдаться замедление темпов роста производства и производительности труда. Руководство отраслями оказалось раздробленным по экономическим районам.

2 октября 1965г. были упразднены советы народного хозяйства и опять образованы промышленные министерства.

В 1959г., находясь в США, Н.С. Хрущев пообещал американцам показать «кузькину мать» не только в науке и технике, но и в сельском хозяйстве. Он пришел к выводу, что поднять «мясную целину» можно, лишь решив проблему кормопроизводства.

Хрущев принял ряд мер, чтобы расширить зерновую и кормовую базу для животноводства и подъема сельскохозяйственного производства. Эти задачи решались в основном административно-командными методами. Наиболее типичны для тех лет-«кукурузная эпопея», когда Хрущев усиленно стал внедрять кукурузу в сельское хозяйство. Продвигали ее вплоть до Архангельской области. Это было надругательством не только над вековым опытом и традициями крестьянского сельского хозяйства, но и над здравым смыслом, поскольку рост урожайности кукурузы ставился в прямую зависимость от уровня политической сознательности. Хрущев в то время замечал: « Если в отдельных районах страны кукуруза внедряется формально, колхозы снимают низкие урожаи, то в этом виноват не климат, а руководитель. Надо заменять тех руководителей, которые не дают кукурузе возможности развернуться во всю мощь». Данило С.Ю, История Отечества….. С. 135

Историки, в частности Данилов С.Ю. и Никитин В.М. дают следующую оценку экономической политике хрущевских реформ:

1. В их основе лежал волюнтаризм первого лица страны.

2. По своим целям они были утопичны и не учитывали подлинного состояния экономики.

3. По избранным направлениям достижения целей экономическая политика была противоречива.

4. Методы проведения реформ были чисто командно-административными, антидемократическими. Мнение масс фактически не принималось во внимание.

Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства.

Главная причина поражения реформ состояла в том, что они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули основную- систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.

В целом крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953-1958г., можно свести к следующему:

Резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными);

Списали долги прошлых лет;

В несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни;

Отменили налог на ЛПХ (личные подсобные хозяйства) и разрешили в 5 раз увеличить его размер;

Провозгласили принцип планирования снизу;

Стали вводить пенсии для колхозников;

Начали выдавать паспорта колхозникам;

Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий;

Наконец, за пять лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель.

Эти меры, не подрывая государственной монополии, укрепили сельское хозяйство, во многом раскрепостили крестьян. Экономика села стала набирать темпы.

Символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек- Ю.А. Гагарин.

С точки зрения развития государства период характеризуется обилием реформ, как разумных, так и надуманных. История отечественного государства и права. Ч.2: Учебник /Под ред. О.И. Чистякова.- М.: Издательство БЕК, 1997.-С.369 Общей чертой является стремление детализировать управление государством, что приводит к расширению прав союзных республик и местных органов власти и управления.

Лучшее, что смог сделать Хрущев в своей жизни- это наступление на систему ГУЛАГа и освобождение политзаключенных. Важнейших событием является восстановление законности в деятельности органов государственной безопасности. Началась массовая реабилитация людей, необоснованно репрессированных в сталинские годы. Создаются условия, гарантирующие невозможность повторения беззакония.

Никита Сергеевич Хрущев – тот советский лидер, который в массовом сознании ассоциируется с «оттепелью» и «хрущевками». Однако, далеко не все знают, что социальные и политические реформы этого советского лидера, фактически, заложили «бомбу» под весь советский строй и государственность.
Неспособность нашего государства и общества справиться с государственным переворотом 1991 года, ошибки Горбачёва в ходе «перестроенных реформ» и крайне слабая дееспособность позднесоветской власти в принципе – наследие именно Никиты Хрущева.

Даже то, что довольно быстро, через десять лет после прихода к власти, Хрущева свергли методом уже «тихого переворота» не помогло СССР оправиться от «реформ». Настолько глубокие изменения в обществе и системе власти они заложили.

Команда Хрущева

Придя к власти в 1954 году Никита Хрущёв начал весьма своеобразно формировать свою «команду». Нет, кадровое обновление было необходимо с политической точки зрения. Очень многие в тогдашней номенклатуре относились к новому генсеку весьма негативно.

Но подбирая «новые и лояльные кадры» Никита Сергеевич, в первую очередь, смотрел именно на лояльность, часто игнорируя такой критерий, как профессионализм.

Эту систему в свое время очень точно охарактеризовал советский экономист Дмитрий Шепилов: «Почему министр икс заменен игреком? Почему на этот важный пост поставлен такой совершенно неподходящий человек, как зет?» - следовали ответы: «С игреком Никита Сергеевич работал на Украине... зета Никита Сергеевич знает по совместной работе в МК партии».

Эти отношения и ставка на лояльность сразу стали характерной чертой всей политической системы до самого низового партийного и политического уровней. Тем более, что последовали и официальные реформы, которые по сути, нивелировали понятие «политического профессионализма».

Школьная реформа

Речь идет, например, о так называемой школьной реформе и о законе от 24 декабря 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

Этот закон предполагал упор на трудовое воспитание, а после школы выпускники обязаны были два года отработать на производстве и только потом могли продолжать учебу. Проблема была только в том, что зарплата даже неквалифицированного рабочего была выше, чем студенческая стипендия.

А потому новоиспечённые рабочие не горели желанием продолжать обучение. Правда, именно из этих кадров вследствие еще одной реформы и начали формироваться политические элиты хрущевского периода.

Доярки-рекордсмены

По инициативе Никиты Сергеевича, теперь, главными претендентами на социальные лифты стали выходцы из рабочей молодежи. Грубо говоря, доярка-рекордсмен, которая превышала норму надоев, могла запросто стать заместителем председателя колхоза и продвинуться по партийной линии. И таких доярок, трактористов, шахтеров и прочих молодых рабочих в Стране Советов были миллионы. В общем, было кому заместить «устаревшую» партийную элиту, которая по словам самого Хрущёва «задержалась на ярмарке».

В качестве повышения политических знаний ей, этой новой элите, предлагались партийные курсы, но никак не систематическое образование. И вот эти самые «доярки» в итоге и пришли к власти в СССР. Да, они были практиками, но теоретический багаж, знания о политике, у этих людей были минимальны.

Из комбайнеров в политики

Самый известный и печальный пример такого карьерного роста явил собой Михаил Сергеевич Горбачев, который был отличным комбайнером и попал под хрущевские кадровые и социальные реформы. И кто бы спорил, что с комбайном у него получалось отлично.

А поскольку это получалось отлично, то пошёл и партийный, и карьерный рост. Только не по специальности, а именно в политической сфере, который и привел в итоге Михаила Сергеевича к власти в СССР, в стране, о политическом устройстве которой он понимал крайне мало.Поэтому у него с ней как-то не задалось.

Необразованные элиты

В тот же период в СССР возникла своеобразная система «нравственных приоритетов». Теперь та самая «рабочая, трудовая молодежь» крайне негативно относилась к образованным специалистам и профессионалам. Потому что те были всего лишь «теоретиками», тогда как новые «элиты» стали сугубыми практиками социализма и коммунизма. Они его строили в буквальном смысле, своими руками. К политической грамотности это, впрочем не имело никакого отношения. Однако Никиту Сергеевича это интересовало в минимальной степени.

Фактически, именно при Хрущеве и сформировался механизм продвижения во власть самых наглых, напористых, но лояльных и необразованных, который в историографии принято называть «отрицательный отбор».

Уже после отстранения Хрущёва от власти, новый генсек, Леонид Ильич Брежнев столкнулся с острейшей кадровой проблемой. Профессионалов от политики, действительно образованных специалистов, было меньшинство. К тому же хрущевский фаворитизм продолжал превалировать в советской системе. А потому эти самые редкие специалисты и сформировали уже брежневскую геронтократию, а после и «застой». Адекватной смены попросту не было, да и не очень хотелось пускать её во власть.

Но в итоге эти самые «хрущевские кадры» ввязли свой реванш уже после смерти Брежнева, а потом и Андропова с Черненко. И чем этот реванш закончился мы все прекрасно помним. Это был грандиозный крах величайшей страны.

Стоит отметить, что этот крах устроило именно поколение «перспективных кадров» Хрущева. Ведь и Михаил Горбачёв, и Борис Ельцин – это люди, которые полностью сформировались именно в СССР. Они родились, выросли, обучились и воспитались только по советским лекалам.

Даже у Брежнева было три класса гимназии в Царской России. И он, надо сказать, не разрушил Советский Союз. Разрушили его полностью советские люди. И «спасибо» за это в первую очередь можно сказать Никите Сергеевичу Хрущеву.

Борьба за власть и перипетии экономической политики. Отсутствие в СССР легитимных механизмов передачи власти, в течение почти трех десятилетий сосредоточенных в руках Сталина, после его смерти вызвало затяжную борьбу в высшем руководстве страны. Выбор путей дальнейшего развития экономики, равно как и страны в целом, определялся исходом борьбы в партийно-государственной элите. Однако общее направление в сторону некоторого смягчения сверх централизма управления, степени и масштабов внеэкономического принуждения, постепенного отказа от чрезвычайных методов – было задано с самого начала. Причины «оттепели» коренились в перенапряжении народного хозяйства, длительное время находившегося в состоянии предельной мобилизации: форсированная индустриализация, война, затем восстановление и ускорение формирование ВПК, результатом которых явилось разорение деревни, низкий уровень жизни подавляющей части населения, а также колоссальная по своим масштабам экономика заключенных. Все эти факторы не только сдерживали дальнейшее развитие страны, но и грозили социальным взрывом. Важнейшую роль в отходе от сталинского курса сыграло стремление высшего звена партии и государства гарантировать себя от возобновления репрессий.

Поначалу лидером послесталинского «коллективного руководства» выступил Председатель Совета Министров СССР Г. Маленков. Его союзником считался Л. Берия – первый заместитель председателя правительства и министр внутренних дел. Именно они сразу же выступили против культа Сталина и выдвинули самые радикальные предложения по реформированию страны. Особый радикализм проявлял Л.Берия. Это объяснилась как его информированностью о реальных проблемах советского общества, так, и по-видимому, стремлением изменить свой образ, увеличить свои возможности в будущем. Продуманной экономической стратегии у него, равно как и других лидеров, на было. По его инициативе в 1953 г. была объявлена небывалая по своим масштабам амнистия, в ходе которой было освобождено 1,2 млн. человек. Уже 6 марта 1953 г. Л. Берия дал указания о передаче Главного управления лагерей Министерству юстиции, а строительных главков, находящихся в ведении МВД, соответствующим министерствам.

Л. Берия высказывался за перераспределение властных полномочий от партии к государственным органам, поставив под сомнение эффективность колхозного производства и призвал отказаться от создания колхозов в Восточной Европе. По его инициативе было прекращено строительство Главного Туркменского канала, Волга — Балтийского водного пути, канала Волга-Урал, железной дороги Чум – Салехард – Игарка и других грандиозных сооружений. Наконец, Берия предложил радикально улучшить отношения с Югославией, отказаться от строительства социализма в Восточной Европе и объединить ГДР и ФРГ в нейтральное демократическое государство.

Однако другие члены руководства партии и государства, не исключая Маленкова, боялись Берию, допустившего ряд просчетов, напугав их своим «радикализмом», а главное дав повод заподозрить себя в претензиях на лидерство и в двойной игре по отношению к своим соратникам. Это позволило Н. Хрущеву (секретарь ЦК КПСС, с сентября 1953 г. – первый секретарь ЦК), объединить все высшее руководство страны, включая Г.Маленкова. 26 июня 1953 г. Л. Берия был арестован, и в декабре того же года после недолгого следствия и суда он и шестеро других руководителей МВД были расстреляны.

Устранение Л. Берии привело к дискретизации многих его реформистских предложений. Тем не менее, линия на умеренную демократизацию общества и переориентацию экономической политики сохранялась. На июльском (1953) Пленуме ЦК КПСС Г. Маленков признал «существенные недостатки» в хозяйственной деятельности партии и указал на наличие немалого числа «отстающих предприятий и даже целых отраслей промышленности, а также колхозов и целых сельскохозяйственных районов». Но главное заключалось в анализе хозяйственных просчетов. Решающим фактором отставания сельского хозяйства Г. Маленков счел недостаточную материальную заинтересованность колхозников в росте производства сельскохозяйственных продуктов. Обеспечение этой заинтересованности Г. Маленков назвал «коренным вопросом» развития сельского хозяйства. Не менее важна была и констатация недостаточного удовлетворения потребностей народа в целом.

В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Г. Маленков сформулировал новый курс, предусматривающий социальную переориентацию экономики приоритетное развитие легкой промышленности. Последнее, правда, носило вынужденный характер. Масштабные дотации в легкую и пищевую промышленность вместе со значительным снижением цен (в конце 1953 г. хлеб стоил в 3 раза дешевле, чем в 1948 г.) привели к росту дефицита и пересмотру текущего плана в пользу опережающего росла производства товаров широкого потребления. Другим ключевым направлением экономической политики стало возрождение деревни. Уже в 1954 г. были резко снижены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов государству, списаны долги с колхозов, уменьшены налоги с приусадебных участков и продаж сельскохозяйственных продуктов на рынке. В то же время в 1,5-5,5 раза были повышены заготовительные цены на сельскохозяйственные продукты, возросли инвестиции и поставки техники, были увеличены размеры приусадебных участков. Заготовительные и закупочные цены на основные сельскохозяйственные продукты к концу 1950 –х гг. выросли в 3 раза.

С середины 1950-х гг. сельское хозяйство впервые за долгие годы стало рентабельным. Государственные ассигнования на развитие аграрной сектора в 1954-1955 гг. составили 34,4 млрд. руб., что на 38% больше, чем за всю 4-ю пятилетку. Доля расходов госбюджета на сельское хозяйство возросла с 7,6% в 1950 г. до 18% в 1955 г. А всего за 1953 –1954 гг. инвестиции в сельское хозяйство возросли в 4 раза.

Увеличился поток тракторов, комбайнов, автомашин, отправляемых на село. Из различных учреждений и научных институтов в колхозы было направлено 120 тыс. специалистов-аграрников для оказания реальной помощи сельскому хозяйству. Была отменена практика проведения сельскохозяйственных работ из центра. Теперь решение о том, где, когда и что сеять принимали в районах.

Решение об увеличении размеров личных подсобных хозяйств, право держать в них домашний скот и птицу значительно улучшило материальное положение не только крестьян, но и жителей городов, крупных промышленных центров, где заметно повысился уровень продовольственного снабжения. Несмотря на то, что личные подсобные хозяйства были совсем небольшими, их продуктивность была довольно высокой. Количество коров в личном пользовании составляло в 1959-1965 гг. 42 55% общего поголовья в стране; свиней 31-37%.

На сентябрьском (1953) Пленуме ЦК КПСС Н. Хрущев выступил с предложением о поднятии целинных и залежных земель, но оно не получило должной поддержки у других руководителей партии и государства. И лишь на Пленуме ЦК в феврале – марте 1954 г. эта программа была принята и в том же году началось массовое освоение целины. Более подробно о реализации этой программы будет сказано ниже.

Большие изменения происходили не только в аграрном секторе, но и в других отраслях экономики. Так, заметное внимание было уделено промышленности, особенно ее техническому уровню. В 1955 г. на пленуме ЦК КПСС была осуждена, как ошибочная, «теория» об отсутствии морального износа техники при социализме, которая имела широкое распространение в науке. Было подчеркнуто, что самое главное в настоящее время для промышленности – это «всемерное повышение технологического уровня производства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации».

В середине 1950-х гг. стало очевидным, что без признания приоритетного развития новых направлений в науке СССР будет трудно выдержать не просто экономическое, но, прежде всего военное противостояние с Западом. Именно на рубеже 1950-1960 –х гг. появился лозунг: «Наука должна стать непосредственной производительной силой социалистической экономики». Были направлены огромные финансовые, материальные и кадровые ресурсы на развитие отдельных направлений фундаментальных наук и естествознания (физики, химии, биологии, кибернетики, космических исследований), на подготовку высококвалифицированных научных кадров, в результате чего был осуществлен значительный рывок советской науки и техники. В 1954 г. была введена в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция в г. Обнинске, а в 1959 г. построен первый атомный ледокол «Ленин», в 1957 г. на околоземную орбиту выведен первый спутник Земли, в 1961 г. –первый космический корабль с Ю.Гагариным на орбиту.

В те же годы бурно развивалась энергетическая база страны. Был построен ряд гидроэлектростанций на Волге, Днепре, Ангаре, и других реках, много теплоэлектростанций местного значения. В результате производство электроэнергии выросло со 150,6 млрд. кВт./ч. в 1954 г. до 507,7 млрд. кВт-ч в 1965 г. одновременно с этим мощный импульс был дан развитию добычи нефти и газа, прежде всего в Сибири. Добыча нефти возросла с 52,7 млн. т. в 1954 г. до 347,3 млн.т. в 1965 г. Рост энергетической базы позволил перевести железнодорожный транспорт с паровозов на теплоходы. Заметное развитие получили химическая промышленность, металлургия, добыча угля и т.д.

Однако развитие промышленности шло за счет экстенсивных факторов. Как и прежде, строились тысячи предприятий, но мало уделялось внимания повышению эффективности имеющихся мощностей. Постепенно усилились структурные диспропорции: если в 1940 г. на долю тяжелой промышленности приходилось 62,2 процента всей выпускаемой продукции, то в 1960 г. этот показатель увеличился до 72,5%, что, в свою очередь, привело к снижению объемов производимой продукции предметов потребления. Уже почти не вспоминалась программа развития отраслей легкой промышленности, провозглашенная Г. Маленковым в 1953 г. Более того, когда решался вопрос о его отставке в 1955 г., это выступление было признано ошибочным, стремлением завоевать «дешевую популярность среди народа», за что Г Маленкову пришлось раскаиваться перед участниками Пленума ЦК КПСС.

Изучая данный период, приходится констатировать, что советское руководство, приступая к масштабам реформам, не имело перспективной программы дальнейшего развития страны. Этим объясняются многочисленные повороты экономической политики, зависящие от нетерпения руководителей, их желания немедленно улучшить положение. Это приводило к поспешности и в определении сроков достижения намеченных целей и в выборе методов их осуществления, что зачастую обесценивало положительный эффект от нововведений.

В качестве примера можно привести выдвинутое Н.Хрущевым в 1957 г. предложение догнать США по производству мяса, масла и молока в течение 3-4 лет. Была ясна нереальность этого предложения, поскольку в 1956 г. США производили 16 млн. т. мяса, а СССР – 7,5 млн. т. и для сокращения такого разрыва не было условий: достаточного количества кормов для животноводства, помещений для скота, средств механизации и т.д.

Имея ввиду предпринятые усилия, определенный результат был достигнут. В первый год советско-американского соревнования производство мяса в СССР увеличилось всего лишь на 301 тыс. т., а в 1960 г. –еще на 1 млн. 007 тыс. т. в 1964 г. по производству мяса СССР достиг уровня 8,3 млн. т. Такой же недостаточно придуманной была затея Н.Хрущева с принудительным внедрением кукурузы на зерно по всей стране. Вдохновленный увиденным во время поездок в США, Хрущев стал одержим идеей организовать повсеместное выращивание кукурузы на зерно и для корма скота, не учитывая того, что эта зерновая культура требует жаркого климата который отсутствует в основном зерносеющих районах СССР, расположенных гораздо севернее, чем в США. В самый пик кукурузной компании (1962) этой культурой было засеяно не менее 37 млн. га, а вызреть она могла лишь на 7 млн. га. Попытка воплотить данную идею в жизнь закончилась в 1964-1965 гг., и с тех пор посевы этой культуры остались лишь в традиционных южных районах страны.

Точно также закончилась компания по ликвидации травопольных севооборотов и исключение из оборота чистых паров. Все эти нововведения не привели к улучшению зерновой ситуации в стране, средняя урожайность почти не росла. После некоторого роста (с 7,9 ц./га в 1950 г. до 11 ц./га в 1958 г.) урожайность стала даже снижаться и только в 1964 г. она достигла 1958 г. (11,4 ц/га). В 1958 г. было принято решение ликвидировать МТС, а технику продать колхозам. Но так как в то время резко поднялись оптовые цены на технику, МТС стали распродавать ее по возросшим ценам. Однако у колхозов не было средств для приобретения этой техники. Долги колхозов банкам за сельскохозяйственную технику составили в 1961 г. более 2 млрд. руб.

Многие механизаторы, работавшие в МТС, не хотели вступать в колхозы, чьи поля они обрабатывали, и стремились найти работу в других местах. Сельское хозяйство сразу потеряло половину квалифицированных рабочих кадров. На селе стали создаваться организации «Сельхозтехника» для проверки технического состояния и ремонта машин, но это на привело к заметному улучшению положения. Государство пыталось помочь колхозам, снижая цены на автомобили, тракторы, инвентарь, запчасти, горючее. Но по причине отсутствия средств у хозяйств резко сократился устойчивый внутренний спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения, который ранее существовал со стороны МТС.

Всего через несколько лет после начала реформы стали буксовать. Уже в 1959 г. были изъяты многие объявленные ранее льготы. Горожанам снова запрещалось иметь в своих хозяйствах скот, который следовало продать в колхозы и совхозы. Были введены ограничения на продажу и заготовку кормов для личных подсобных хозяйств, началась кампания против «спекуляции» на колхозных рынках. В 1962 г. поголовье коров в индивидуальном владении колхозников и рабочих совхозов составило 10 млн., тогда как в 1958 г. их было 22 млн.

В 1963 г. из-за неблагоприятных погодных условий был собран очень низкий урожай – всего 107,5 млн. т. (в 1962 г. – 140 млн. т.) от засухи пострадали основные житницы: Северный Кавказ, Южная Украина и др. Государство не сумело накопить необходимых продовольственных ресурсов, во многих районах страны обострилась проблема с хлебом, в городах снова стали появляться очереди, продажа хлеба на одного человека была ограничена. Впервые в истории СССР начались массовые закупки хлеба за границей за счет наличного золотого запаса, чтобы не допустить повторения голода прошлых лет. Объем импортируемого хлеба превысил 13 млн. т.

Становилось ясно, что экстенсивное освоение новых посевных площадей в восточных районах не обеспечивает ежегодные гарантированные урожаи. Земля нуждалась в новой технике, удобрениях, обновлении. В 1963 г. была принята новая программа химизации земледелия, в соответствии с которой предусматривалось довести производство минеральных удобрений к 1970 г. до 80 млн. т., а к 1980 г. – до 150-170 млн. т., при том, что в 1963 г. их производилось менее 20 млн. т. В 1970 г. было произведено 53,4 , а в 1977 г. – 96,8 млн. т., поскольку мощности не были готовы к запланированным объемам производства.

Продолжался процесс укрупнения и слияния колхозов. Если к 1955 г. их количество составляло 91 тыс., то к 1965 г. оно сократилось до 29 тыс. Исходя из тезиса о временном характере колхозно-кооперативной собственности, во второй половине 1950-х гг. началось проведение массового преобразования колхозов в совхозы, превращения колхозников в сельскохозяйственных рабочих. Число совхозов увеличилось с 4857 (1953 г.) до 10078 (1964 г.). В эти же годы широкое распространение получил процесс ликвидации неперспективных сел и деревень. Жители тысяч сельских поселений покидали обжитые многими поколениями места и переселялись на центральные усадьбы совхозов и колхозов.

Одновременно стал изживаться достаточно своеобразный сектор экономики, остававшийся еще со времен НЭПа – промысловая кооперация, на долю которой в 1955 г. приходилось 8 % всей промышленной продукции. Промышленные артели выпускали разнообразные изделия повседневного быта, выполняли различные услуги. В 1956 г. в государственную собственность были переведены наиболее крупные промартели, а в 1960 г. промысловая кооперация полностью прекратила свое существование.

В начале 1962 г. была осуществлена перестройка системы управления сельским хозяйством. На районном уровне учреждались колхозно-совхозные управления, а в областях, краях, республиках – колхозно-совхозные комитеты. При них снова начали функционировать парторги ЦК КПСС, обкомов и райкомов. Областные комитеты партии были разделены по производственному признаку: на промышленные и сельскохозяйственные. Итоги были таковы. По плану на 1959 – 1965 гг. объем валовой сельскохозяйственной продукции должен был возрасти на 70%, фактически же прирост за эти годы составил 10%. Средняя урожайность зерновых культур в 1960-1964 гг. возрастала на 0,8 % в год. Темпы прироста поголовья крупного рогатого скота снизились в два раза по сравнению с предыдущими пятью годами. Удои молока на одну корову снизились в среднем на 370 кг. в год.

В силу того, что имелись значительные расхождения между плановыми и фактическими показателями экономического развития, требовалась корректировка текущих планов. Например, так и не был составлен детальный план на пятую пятилетку (1951-1955), а в качестве отправного документа, направлявшего работу экономики в течение пяти лет, стали Директивы ХIХ съезда КПСС. Это были всего лишь контуры пятилетки, но не конкретный план. Такая же ситуация сложилась и с шестым пятилетним планом (1956-1960). В феврале 1956 г. на ХХ съезде КПСС были одобрены Основные показатели шестой пятилетки, но уже в декабре этого года выяснилось, что план нуждается в существенной корректировке. Был составлен переходный план на два года, а затем появился семилетний план развития народного хозяйства (1959 – 1965 гг.), выполнение которого позволило бы догнать и перегнать США. Остановимся в силу значимости этого периода на нем особо.

В 1959 г., когда принимался этот план, впервые была поставлена задача интенсификации производства, с вторичного выдвижения которой на первый план начались и реформы 80-х гг. Промышленность как и все народное хозяйство, может развиваться либо экстенсивным, либо интенсивным путем. Экстенсивный путь – это путь количественного роста через увеличение производственных мощностей, численности занятых и количества перерабатываемых ресурсов. В определенные периоды, например, при послевоенном восстановлении хозяйства, экстенсивный рост может быть и очень значительным.

Интенсификация – это рост производства за счет увеличения производительности труда, за счет технического прогресса. Необходимость перехода к интенсификации диктовалась тем, что экстенсивным путем невозможно увеличить производство на душу населения, повысить уровень жизни. Между тем, мирные условия развития, когда не надо было уже концентрировать усилия на восстановлений хозяйства или индустриализации, выдвигали на первый план задачу повышения уровня жизни. Экстенсивный путь означает, что количество продукции на одного занятого в производстве работника не увеличивается, а следовательно, не увеличивается оно и на душу населения. Увеличить производство на душу населения можно лишь через рост производительность труда. Хотя практически не существует «чисто» экстенсивного роста. В основе развития экономики лежит сочетание экстенсивных и интенсивных факторов так, что можно говорить лишь о преобладании того или иного направления пути развития. Очевидно, исходя из задачи интенсификации производства, следует анализировать развитие промышленности в 60 – 70 –е гг.

На первый взгляд, промышленность в годы семилетки развивалась вполне успешно. Было намечено увеличить производство на 80 %, а возросло оно на 84 %, так что количественно план был перевыполнен. Произошли структурные сдвиги, отражавшие технический прогресс. Черная металлургия увеличила производство на 66 – 67 %, а цветная –в 2 – 3 раза. Для изготовления новых машин требовалось не так много, как прежде черного металла, зато больше цветных сплавов. Добыча угля возросла только на 16 %, а добыча нефти –2,2 раза, новые двигатели требовали жидкого топлива. Химическая промышленность увеличила производство в 2,5 раза: выпуск синтетических материалов был одним из ведущих направлений в техническом прогрессе того времени. Однако некоторые из этих прогрессивных структурных сдвигов происходили с запозданием: угольная промышленность и черная металлургия перешли в разряд «старых» отраслей уже после первой мировой войны; теперь на первый план выдвигались отрасли НТП – робототехника, микроэлектроника и т.п. Впрочем, технический прогресс в годы семилетки выражался не только в структурных сдвигах. Именно в это время происходил переход к индустриальным методам, а стройплощадки превращались в сборочные. На железных дорогах переходили от паровозов к тепловозам и электровозам.

Но за годы семилетки темпы роста производительности труда не возросли, а снизились, сократилась фондоотдача, т.е. выпуск продукции на единицу фондов. Выпуск продукции увеличился на 84 процента, а основные фонды выросли на 100 %. А ведь при интенсификации фондоотдача должна расти: новые фонды, новая техника более производительны. Таким образом, те показатели, которые отражают процесс интенсификации, свидетельствовали о замедлении этого процесса. Лозунг интенсификации не подкреплялся экономическими стимулами. Плановая система исключала конкуренцию, без нее предприятия не были заинтересованы в ускорении технического прогресса, потому он осуществлялся преимущественно административными методами (посредством выдачи заданий сверху). Отставание СССР от развитых стран по техническому уровнюпромышленности возросло.

В 50 – 60-е гг. в стране осуществлялись попытки улучшить структуру производственного аппарата, наделить его новыми правами, или, наоборот, ограничить их полномочия, разделить существующие плановые органы и создать новые и т.п. В качестве приема подобных реформ можно назвать попытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Не были затронуты этой перестройкой лишь министерства, ведавшие военным производством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. В итоге было упразднено 140 союзных, союзно-республиканских министерств и создано 105 совнархозов.

Таким образом была предпринята попытка децентрализации управления, обеспечения контроля за хозяйственными органами снизу, создания условий для комплексного развития экономики в пределах данного совнархоза, сокращения и удешевления государственного аппарата и др. Эта реформа проходила в обстановке спешки. 30 марта 1957 г. были опубликованы тезисы о предстоящей реорганизации, а уже на сессии Верховного Совета 7 мая этого же года принят Закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». К 1 июля предписывалось закончить перестройку управленческих структур, несмотря на то, что уже была середина года и вся экономика работала по-старому. Был также создан Всесоюзный Совет народного хозяйства – ВСНХ, тем самым уменьшены функции Госплана СССР. За Госпланом СССР осталось лишь общее планирование и координация территориально-отраслевых планов, распределение между союзными республиками важнейших фондов. Для проведения единой научно-технической политики при Совете Министров СССР были учреждены государственные комитеты: по автоматизации, авиатехнике, машиностроению, радиоэлектронике и т.д.

Предложенная новация имела неоднозначные последствия. Реформа дала определенный экономический эффект за счет резкого сокращения числа межведомственных барьеров, повышения оперативности управления, налаживания рациональный кооперации и т.д. Уже в 1958 г., то есть через год после ее начала, прирост национального дохода составил 12,4 % (по сравнению с 7% в 1957 г.). Ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство. Но надо иметь в виду, что полученный эффект – следствие не только самой перестройки. Дело также в том, что на какой-то период предприятия оказались бесхозными (когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще не сформировались), и именно в этот период они стал работать заметно эффективнее, не ощущая никакого руководства «сверху». Эффект реформы проявлялся до тех пор, пока органы управления еще не сложились в устойчивую систему, пока сама логика развития системы не привела к укрупнению совнархозов и фактическому восстановлению ведомственно-отраслевой системы управления внутри территориальной.

Таким образом, сохранив сущность прежней системы, реформа как бы заменила недостатки отраслевой системы управления проявившимся вскоре недостатками территориальной системы управления с отраслевой несбалансированностью, местническими тенденциями, разбухшим аппаратом управления. Местничество проявлялось в том, что совнархозы стремились выполнить прежде всего плановые задания по выпуску той продукции, которая требовалась для собственного потребления, и в то же время всячески отказывалась от заданий по производству продукции для других совнархозов. И хотя внешне новая, совнархозовская система управления существенно отличалась от прежней, министерской, ее суть оставалась той же. Сохранялся прежний принцип распределения сырья, продукции, тот же диктат поставщика по отношению к потребителю.

Экономические рычаги просто не могли стать определяющим в условиях абсолютного господства плановой системы. Разделение в 1962 г. партийных и советских органов по производственному принципу на промышленные и сельские (о чем уже говорилось выше) было последним звеном в цепи преобразований. Постепенно выяснилось, что без существенного реформирования всего хозяйственного механизма, системы стимулирования работников и предприятий решить экономические проблемы невозможно. Более того, если в 1951 –1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85 %, сельскохозяйственное – на 20,5 а в 1956-1960 гг., соответственно, на 64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел в основном за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 гг. эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11%

Итак, центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 г. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединять, а более мощным (по аналогии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура управлений экономической страны.

Экономическое положение на рубеже 1950 – 1960-х гг. оставалось достаточно напряженным. Значительное внимание, как указывалось выше, продолжало уделяться развитию сельского хозяйства. Под влиянием принятых в 1953 – 1954 гг. решений, ослабивших экономический нажим на деревню, темпы развития сельского хозяйства выросли в 5 раз. В 1953 – 1958 гг. среднегодовой темп роста сельскохозяйственного производства составил примерно 9% против 1,6 в 1950 – 1963 гг. Весомый вклад в рост сельскохозяйственного производства внесло поначалу и освоение целинных и залежных земель. В 1956 –1959 гг. страна получила с целины более 50% заготовленного хлеба. Доля инвестиций в сельскохозяйственное производство поднялась почти до 1/3 по сравнению с 1/5 в начале десятилетия. Денежные доходы колхозов с 1953 г. по 1958 г. выросли более чем в 3 раза. Однако оживление деревни недолгим – на продолжение начатой в 1953 – 1954 гг. аграрной политики не хватало средств.

В силу политических и социальных соображений было решено не поднимать розничных цен, перенеся на них примерно трехкратное увеличение заготовительно-закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и иные масштабные дотации, полученные колхозами в 1953-1958 гг.. Произведенная в 1958 г. реорганизация МТС, с принудительным выкупом колхозами имевшихся у них техники, хотя и позволила изъять из деревни некоторые средства, тем не менее, резко ухудшила финансовое положение большинства хозяйств, а главное, не могла решить проблемы инвестиции для сельского хозяйства.

Глубинные причины кризиса сельского хозяйства коренились в том, что ликвидация сталинской системы репрессий способствовала разложению колхозного строя, основанного на диктате государства. Начавшаяся выдача паспортов колхозникам позволила им обрести свободу передвижения и в массовом порядке двинуться в города. Устранение угрозы репрессий за невыполнение заданий подорвало важнейший стимул к труду в общественном хозяйстве. Это обстоятельство, а также стремление приблизиться к полностью обобществленному хозяйству подтолкнули к необходимости попытаться ликвидировать личное крестьянское хозяйство. Однако эта мера не заставила лучше работать в колхозах. Напротив, она нанесла сельскому хозяйству ущерб и вытолкнула миллионы людей в города.

Как следствие, средне годовые темпы роста сельскохозяйственного производства в 1959-1964 гг. снизились примерно в 5 раз, составив 1,5 %, что соответствовало периоду 1950-1953 гг. Среднегодовое производство зерновых на душу населения едва превышало уровень 1913 г. Освоение целины, потребовавшие огромных вложений, хотя и дало поначалу хорошие результаты, тем не менее, не смогло решить зерновой проблемы в СССР, поскольку из -за эрозии почвы и засух урожаи на целине стали быстро падать. В начале 60-х гг. в городах возник острый дефицит продуктов питания, включая хлебобулочные, мясные изделия и другие товары массового спроса. В 1962 г. розничные цены на мясо (на 30%) и масло (на 25%) были повышены. Однако проблему дефицита это не решило. Как уже указывалось выше, СССР стал постоянно и в возрастающих размерах вывозить эти продукты из-за границы.

Вынуждение прекращение перекачки ресурсов из деревни в города ликвидировало важнейший источник накопления советской экономики, позволившей в свое время провести форсированную индустриализацию, послевоенное восстановление экономики. Более того, сельское хозяйство само стало требовать огромных ресурсов, как в виде прямых инвестиций, так и виде масштабного импорта продовольствия (в основном кормового зерна). Положение дел в этом секторе экономики оказывало огромное влияние на народное хозяйство и общество в целом. Необходимость экономии средств явилось одним из важнейших факторов сокращения армии и обычных вооружений. Только в 1955 – 1958 гг. вооруженные силы, насчитывавшие тогда 5,8 млн. чел., были сокращены более чем на 2,1 млн. чел. Однако эта экономия была относительной. Колоссальные ресурсы поглощала гонка вооружений, прежде всего стратегических, в которых СССР приходилось, как правило, догонять США. СССР впервые добился кратковременного приоритета, первым создав баллистическую межконтинентальную ракету.

Одним из следствий ухудшения финансового положения страны в этот период стало усиление инфляции, хотя официально считалось, что при социализме инфляции быть не может. Была сделана попытка поправить положение дел, осуществив ряд мер. Первым шагом в этом направлении была денежная реформа. С 1-го января 1961 г. в обращении вводились новые купюры. Обмен старых денег производился в пропорции 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата. Фактически была проведена деноминация, т.е. укрупнение денежной единицы страны. Но покупательная способность новых денег при этом продолжала снижаться.

Следующим шагом можно считать решение правительства о всеобщем снижении издержек производства. Оно было вызвано тем, что динамика роста производительности труда по стране оказалась ниже запланированной. Было решено организовать компанию за сокращение производственных издержек, что означало скрытое понижение заработной платы рабочих.

Период хрущевских преобразований 50 –начала 60-х гг. внес немало положительного в развитие социальной сферы. Экономическая история СССР была бы неполной без изучения больших изменений, которые происходили в этот период в социальной сфере и которые коснулись в первую очередь городского населения. Вышеотмеченные меры неразрывно переплелись с разного рода послаблениями в социально-политической жизни, составлявшими содержание первой хрущевской «оттепели». В 1956 г. был отменен Закон 1940 г. об уголовной ответственности за опоздание на работу, о запретах на перемену места работы. Был четко определен минимум заработной платы, ниже которого на предприятиях нельзя было оплачивать работу. В том же году было принято решение о сокращении рабочей недели до 46 часов.

Наиболее исторически значимым из всех социальных мер хрущевского периода был Закон о пенсионном обеспечении 1965 г., который затронул интересы миллионов людей. Размер пенсии устанавливался в зависимости от стажа работы, возраста и размера получаемой заработной платы. Если до 1956 г. все трудящиеся получали пенсию в 210 руб., то новым Законом предусматривался диапазон колебаний пенсий от 300 до 1200 руб. Значимость этого Закона простиралось далеко в будущее, ибо в сегодняшний России пенсионное обеспечение явно отстает от уровня 1956 г. Мужчины могли уйти на пенсию в возрасте 60 лет при 25 летнем стаже работы, женщины – в 55 лет при 20 летнем стаже (это было гораздо ниже возрастного ценза в большинстве западных стран). Однако в этом Законе был обойден вопрос об автоматическом уходе на пенсию при достижении предельного возраста. Помимо этого, значительно расширялась система персональных пенсий, назначаемых «за особые заслуги перед государством». Их размер был значительно выше общегосударственных пенсий, с ними были связаны различные привилегии по оплате жилья, получению бесплатных путевок в санатории и пр.

Вопрос о пенсионном обеспечении для колхозников решился только в 1965 г. Пенсии по старости стали получать мужчины в возрасте 65 лет, женщины – в 60 лет, и только в том случае, если они продолжали жить в своем колхозе. Для тех же, кто на старости лет перебрался в город к детям до наступления пенсионного возраста (даже при наличии необходимого трудового стажа), вопрос о пенсии вообще не стоял, они как бы выпадали из сферы социального обеспечения. Да и размер пенсий для сельских жителей был определен в 8 руб., позже его подняли до 12-15 руб. Считалось, что остальные средства для жизни они могут получить от своего подсобного хозяйства.

Выше уже говорилось о сокращении рабочей недели с 48 до 46 часов. В годы семилетки рабочая неделя сократилась в среднем до 40 часов. Это означало, что рабочие и служащие работали пять дней в неделю по 7 часов, а в субботу –5 часов. Позже, в конце 1960 гг., эти пять субботних часов распределили на другие дни недели, и суббота стала вторым выходным днем. Увеличился оплачиваемый отпуск по беременности и родам с 70 до 112 дней.

В те же годы произошли кардинальные изменения в жилищном строительстве. В 1955 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое означало переход к массовому дешевому строительству жилья, переводимому на промышленную основу (производство деталей домов осуществлялось на построенных ранее домостроительных комбинатах). Стали возводиться дома из железобетонных панелей, что заметно сокращало сроки строительства.

И хотя новые микрорайоны в городах стали застраиваться однообразными пятиэтажными домами, люди, переезжавшие из бараков, подвалов и общежитий в новые отдельные квартиры, воспринимали это как счастье. Городской жилищный фонд в 1955-1964 гг. возрос в 1,8 раза. В 50-е годы стали предоставляться льготные кредиты застройщикам индивидуальных домов. Это улучшило положение с жильем в малых и средних городах и сельской местности. За 1956-1960 гг. в новые квартиры переселялись почти 54 млн. чел., что составляло четверть всего населения страны. Большое распространение получили жилищные кооперативы на достаточно льготных условиях с рассрочкой на 15 лет выплаты всей стоимости квартиры. Все это позволило обеспечить к концу 70-х гг. 80% семей в городах отдельными квартирами. Тем не менее, из-за массового наплыва в города мигрантов из деревни преодолеть жилищный кризис не удалось.

В 1958 г. было принято решение приостановить на 20 лет выплату денег по государственным займам, поскольку средств у государства на это не было. Одновременно произошла отмена обязательной подписки на государственные займы. Решение это было воспринято неоднозначно. С одной стороны, у миллионов людей за многие годы скопилось определенное количество облигаций, их и оплата служила дополнительная статьей дохода.

С другой стороны, прекращение ежегодной подписки на заем означало некоторую экономию средств семьи. В 1957 г. были снижены налоги на заработную плату низкооплачиваемых категорий работников, возросли пособия многодетным семьям, оплата по временным нетрудоспособности. Была повышена минимальная заработная плата с 30 до 40-45 руб. в мес. В середине 1960-х гг. она достигла 60 руб. в мес. Среднемесячная зарплата выросла с 78 руб. в 1958 г. до 95 руб. в 1965 г., однако разрыв между низшим и высшим уровнем зарплаты оставался достаточно большим. В категорию низкооплачиваемых работников входили учителя, врачи, младший медперсонал, работники музеев, библиотек и пр. Доходы семей возросли также с отменой в 1956 г. всех видов оплаты школьного и высшего образования.

Как и прежде, незначительное место в бюджете семьи занимали коммунальные платежи. Основное место среди семейных расходов составляли затраты на питание – более 50% заработной платы. Нельзя не отменить и начавшееся широкое движение за либерализацию духовной жизни, охватившие интеллигенцию: представителей академической науки, преподавателей вузов, литераторов и др., получавших позже название «шестидесятников». Стали выходить художественно-публикационные журналы, где публиковались произведения, критически оценивавшие сталинскую эпоху и общие пороки общественной системы с позиции романтической веры в светлое будущее. Этот краткий период получил название «оттепели».

Эти и другие социальные меры положительно сказались на прогрессе в благосостоянии людей и могут быть, несомненно, записаны в актив Н. Хрущеву. В целом, последствия социально-экономических преобразований середины 50 – х начала 60-х гг. можно оценить как положительные. Они вырвали страну из оцепенения сталинской эпохи. Но своего логического завершения эти меры не получили. Да и дни самого лидера на высоких постах были сочтены. Тем не менее, следует отметить годы правления Н. Хрущева как период поисков и надежд на лучшее будущее. По сравнению с годами правления Сталина было предпринято много попыток изменить страну, дать почувствовать людям, что они не «винтики» огромной государственной машины, а члены общества.

За 1953 – 1964 гг. серьезные изменения произошли в экономике страны. Впервые стали говорить об эффективности хозяйствования, задумывается об уровне жизни народа. Далеко не все из задуманного Хрущевым реально воплотилось в жизнь. Ряд хрущевских проектов отличался неконкретностью, а то и откровенным прожектерством. Но во всем этом с точки зрения истории проглядывалось главное –не успокаиваться, идти вперед, совершенствовать формы и методы управления страной

Курс Н. Хрущева имел известные социально-психологические и методологические основы. Во всяком случае, он органически вписывался в общественную атмосферу послесталинской «оттепели», с пробуждающимися, хотя и весьма неопределенными надеждами, оптимизмом, верой в собственные силы, отражал традиционную для советского руководства психологию максимализма, коммунистического штурма и убеждение в том, что «нет таких крепостей, которые не могут взять большевики». Эти настроения подогревали и изменения на международной арене, где укрепилось сообщество социалистических стран, рушилась колониальная система, десятки миллионов людей в «третьем мире» обращали свои взоры на СССР.

В этой обстановке в 1957 г. Н. Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку». Хотя речь поначалу шла лишь о производстве мяса и молочных продуктов, данный лозунг положил «прыжку» Хрущева, под которой уже вскоре была подведена идеологическая основа. В 1959 г. ХХII съезд КПСС констатировал, что в СССР социализм одержал полную и окончательную победу, а страна вступила в период развернутого строительства коммунизма. Этот тезис был закреплен в третьей Программе КПСС, принятой на ХХII съезде партии (октябрь 1961 г.). В программе утверждалось, что к 1980 г. в СССР будет в целом построено коммунистическое общество. Было намечено выйти к этому времени на первое место в мире по уровню производительности труда и выпуску продукции на душу населения по уровню жизни. Через 20 лет предстояло свести к минимуму или совсем отменить все товарно-денежные отношения в экономике, преобразовать «социалистическую государственность в общественное коммунистическое самоуправление», воспитать «нового человека», соответственно высоким нравственным идеалам.

Предполагалось, что достаточно быстро отомрут все проявления частной собственности на бытовом уровне, а потому люди должны ездить на общественном транспорте или брать автомашины на прокат, а не приобретать их в личное пользование, отдыхать в домах отдыха, а не на личных дачных участках и т.д. Все это должно было воспитывать в людях стремление к всеобщему равенству и коллективизму. Ожидалось, что к 1980 г. ряд продуктов питания будет распределяться бесплатно, бесплатно станет проезд в общественном транспорте, проживание в муниципальном жилье и т.п. Эти и другие представления экономического примитивизма, заложенные в программе, должны были усилить у людей веру в светлые идеалы, вызвать подъем энтузиазма широких слоев населения.

Большие изменения произошли во время хрущевского десятилетия и во внешнеполитической деятельности. На ХХ съезде КПСС были сформулированы новые принципы в международных экономических отношениях, в частности, признана возможность многовариантного пути построения социализма в различных странах. Тем самым подтверждался особый путь развития Югославии и других стран. Но, несмотря на это, СССР продолжал навязывать свои стереотипы восточно-европейским странам, в результате чего в Венгрии, Германии, Польше резко обострились антисоциалистические настроения.

Потребовались военное вмешательство СССР, чтобы изменить положение в Венгрии (осенью 1956 г., а в Германии построить «берлинскую стену» (1961), разделившую немецкий народ. Ухудшились отношения с Китаем и Албанией, чье руководство было недовольно критикой «культа личности» на ХХ съезде КПСС. На этом съезде была также подтверждена необходимость мирного существования стран с различным общественным строем.

Исходя из этого принципа, СССР стремился договориться с ведущими западными странами о взаимном разоружении, сокращении численности вооруженных сил. В одностороннем порядке была сокращена численность вооруженных сил с 5,8 млн. чел. (1955) до 2,5 млн. чел. (1960). Особенно остро стоял вопрос об ограничении испытаний ядерного оружия в трех сферах: атмосфере, в космосе, под водой. Этот договор подписали представители СССР, США и Великобритании. Правда, западные страны не очень доверяли Советскому Союзу, да и СССР развертывал в это время свои военные программы по строительству атомных подводных лодок, оснащению армии и флота межконтинентальными ракетами с ядерными зарядами, размещал свои военные базы в странах «третьего мира». Особая напряженность возникла после ввоза на Кубу советских ядерных ракет, в результате чего осенью 1962 г. возник «карибский кризис», поставивший мир на грань ядерного конфликта, который удалось разрешить путем переговоров лидеров США и СССР. Такая непростая внешнеполитическая обстановка не давала СССР снизить военные расходы, а также расходы на поддержание военно-политического блока социалистических стран –Организации Варшавского Договора.

К середине 1960-х был достигнут предел на пути частичного совершенствования плановой системы. Дальше необходимо было решиться на более кардинальные перемены во всех сферах жизни, но политическое руководство страны уже не смогло этого сделать. «Лимит времени», отпущенный Н. Хрущеву, был исчерпан, как был исчерпан и его собственный политический и интеллектуальный потенциал. Знаменательно, что Н. Хрущев, как и многие политические деятели современности, был гораздо популярнее на международной арене, нежели у себя в стране. Это было связано, прежде всего, с тем твердым курсом, которым следовал СССР в международной политике, с поворотом от конфронтации к разрядке, к налаживанию диалога. Именно с личностью Хрущева на Западе связывали крепнущее мнение о том, что с русскими можно договориться по многим вопросам.

Но внутри страны Н. Хрущев становился все более непопулярной фигурой, как среди своих соратников, так и среди народа. Партийно-государственный аппарат был недоволен постоянными и непредсказуемыми реорганизациями, которые доставляли массу беспокойства. К тому же широкие слои общественности предлагали отменить или сократить привилегии номенклатуры, чтобы не допустить дальнейшей социальной дифференциации общества, но эта перспектива не устраивала правящие круги страны. Наиболее ортодоксальные партийные руководители полагали, что процесс десталинизации, начатый на ХХ съезде КПСС, зашел слишком далеко и угрожал роли партии во всех областях экономической, политической и особенно духовной жизни страны. Среди недовольных было много военных из-за сокращения вооруженных сил. Ведь в конце 50-х начале 60-гг. были ликвидированы многие высокооплачиваемые генеральские должности, а сотни тысяч офицеров были оставлены на произвол судьбы. Росло также недовольство из-за постепенного запрета на либерализацию духовной жизни и вмешательство партийных органов в творческую сферу. Все это помогло части партгосаппарата без особых усилий избавиться от Н. Хрущева. На октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПСС он был обвинен в волюнтаризме и субъективизме и отправлен в отставку.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Реформы Хрущева.
Рубрика (тематическая категория) Промышленность

После смерти в марте 1953 года Сталина развернулась борьба за власть между Маленковым, Берией и Хрущевым. В борьбе за власть победил Хрущев. С сентября 1958 года Хрущев совместил поста Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совмина. Придя к власти Хрущев провел ряд политических реформ:

– подчинил МВД и КГБ местным партийным органам;

– прекратил репрессии, провел пересмотр дел, реабилитацию заключенных, изменил систему ГУЛАГа;

– на ХХ съезде партии в феврале 1956 года выступил с докладом о культе личности Сталина.

В результате этих реформ ему удалось вывести из партийной бюрократии сторонников Сталина и провести на их места своих приверженцев.

А) сельское хозяйство. Политика Сталина сильно укрепила тяжелую промышленность и разорило сельское хозяйство. Хрущев решил укрепить село. Для этого:

– были уменьшены налоги;

– усилена финансовая поддержка;

– начато освоение целины в Северном Казахстане.

На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. На сентябрьском пленуме ЦК в 1953 ᴦ. Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства:

Увеличить закупочные цены на сельхозпродукцию,

Ввести авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д.

В конце 1958 ᴦ. по инициативе Н.С. Хрущева принимается решение о продаже сельскохозяйственной техники, находившейся в распоряжении МТС, колхозам. Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном производстве далеко не сразу. Большая часть их оказалась не в состоянии сразу купить тракторы и комбайны и выплачивала деньги в рассрочку. Это поначалу ухудшило финансовое положение значительной части колхозов и породило известное недовольство. Отрицательным последствием продажи техники была также фактическая потеря кадров механизаторов и ремонтников.

Находясь с визитом в США в 1959 ᴦ. Хрущев побывал на полях американского фермера, который выращивал гибридную кукурузу. Хрущев пришел к выводу, что поднять уровень развития советского животноводства можно, решив проблему кормопроизводства. С его точки зрения, крайне важно было перейти к широким и повсœеместным посœевам кукурузы, которая будет давать зерно и зелœеную массу на силос. Огульное внедрение этой идеи, без учёта природных и климатических особенностей, привело к её дискредитации.

Б) Промышленность.

За счёт строительства атомных и крупных гидроэлектростанций увеличена мощность энергосистемы СССР, завершена электрификация страны, началась продажа электроэнергии за границу. Предприятия начали переоснащаться новой техникой.

В) Бюрократия. Все реформы Хрущев начинал с изменения систем управления. Целью реформ было сделать Главной задачей всœех проводимых в стране реформ Хрущев считал ускоренное развитие экономики с целью обгона темпов роста экономики США. Из-за неправильно поставленных задач были неправильно выбраны методы (двигателœем реформ стала бюрократия, положение которой было очень неустойчивым). Проводились реформы в спешке и не имели четкой организации. Бюрократия материально в реформах не была заинтересована и работала ради отчетов. По этой причине всœе реформы оказались неудачными. В итоге к серединœе 1960-х годов:

– кризис в сельском хозяйству углубился;

– начался кризис в промышленности;

– бюрократия прекратила поддержку Хрущева;

– из-за перебоев с продовольствием и введения карточек в стране начались волнения.

систему управления более эффективной.

Реформы Хрущева. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реформы Хрущева." 2017, 2018.

  • - Последние реформы Хрущева.

    Летом 1964 г. Хрущев затеял новую реорганизацию системы управления. Полигоном для ее отработки должно было вновь стать сельское хозяйство. В июле 1964 г. на Пленуме ЦК он выступил с большим докладом, в котором пытался обосновать необходимость создания т.н. специализированных... .


  • - Реформы Хрущева

    Он неясно представлял средства для достижения поставленных целей. В экономике Хрущев видел задачу в основном в изменении методов руководства министерствами, Госпланом, но не смог подняться до осознания необходимости глубоких структурных реформ. Не был готов Хрущев к...



    Случайные статьи

    Вверх