Реформы М. Основные направления политики М. С. Горбачева

Перестройка 1985-1991 гг: модернизация управленческого аппарата

2.1 Политические реформы М.С. Горбачева

Причину неудач экономической реформы М.С. Горбачев видел в сопротивлении номенклатуры. Это побудило его попытаться опереться на активность масс. Таким образом, не завершив экономические преобразования, руководство страны перешло к политической реформе.

Старт конституционной реформе, ставшей центральным звеном политических преобразований, дала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня - 1 июля 1988 г.). Положение о необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию СССР было включено в две резолюции: «О демократизации советского общества и реформе политической системы» и «О неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны». Конференция постановила реформировать систему Советов, которые составляли политическую основу СССР и основу госаппарата. Обеспечение полновластия Советов было определено как решающее направление реформы политической системы Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 109. .

Однако главным решением конференции стало предложенное Горбачевым и включенное в резолюцию «О демократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответствующих партийных комитетов снизу доверху. Этому решению - о повсеместном совмещении должностей партийных и советских руководителей - М.С. Горбачев придавал ключевое значение. По его словам, если бы оно не прошло, он бы не голосовал и за всю резолюцию о демократизации. Лично ему оно позволило, совместив должности генерального секретаря и председателя Верховного Совета СССР, контролировать всю вертикаль партийно-государственной власти История государственного управления России: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 148. .

В октябре 1988 г. М.С. Горбачев совместил должности генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума ВС СССР. 29 ноября 1988 г. по его докладу внеочередная XII сессия ВС СССР 11-го созыва приняла два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Согласно этим законам кардинально перестраивались высшие органы власти Советского Союза.

Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД) в составе 2250 человек.

Съезд из своего состава избирал Верховный Совет в составе 544 человек как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (он состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей). Должность председателя Президиума Верховного Совета СССР упразднялась. Сам же Президиум ВС сохранялся. Его главной задачей было обеспечение работы СНД и ВС. В отличие от старого Президиума новый не наделялся правом вносить изменения в законодательство, издавать нормативные указы, заменять в межсессионный период Верховный Совет История России. Новейшее время. 1945-1999. - М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2007. - с. 142. .

Конституция дополнялась идеей разделения законодательной и исполнительной власти с судебной путем учреждения нового органа -- Комитета конституционного надзора (ККН). Избираемый съездом, он в своей деятельности опирался только на Конституцию. Его задачей был надзор за союзным и республиканским законодательством в плане соответствия его Основному Закону. Комитету, однако, не были поднадзорны акты, принятые СНД СССР, и он не вправе был отменять их, даже если они противоречили Конституции и законам СССР. Он мог лишь констатировать это противоречие Омельченко Н.А. История государственного управления в России. - М.: Проспект, 2009. - с. 139. .

Изменения в избирательной системе предусматривали не только избрание депутатов от территориальных и национально-территориальных округов, но и прямое представительство от официально зарегистрированных общественных организаций. К их числу впервые была отнесена и КПСС. Конституционное закрепление получил принцип альтернативных выборов (из нескольких кандидатов). Для предварительного отбора кандидатов в депутаты от округов создавался фильтр в лице окружных предвыборных собраний.

В нововведениях содержался крупный порок -- отступление от демократических принципов избирательной системы (закрепленных в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.): прямые выборы Верховного Совета СССР заменялись двухступенчатыми с обязательным ежегодным обновлением его состава на 1/5. Получалось, что, как только его депутаты наберутся опыта, их нужно заменять новыми. Члены руководящих органов общественных организаций (главным образом номенклатурные работники) обладали большим количеством голосов, чем простые избиратели.

Политическая практика на основе принятых законов начала осуществляться в марте -- июне 1989 г., когда были избраны народные депутаты СССР и состоялся их I Съезд (25 мая--9 июня 1989 г.). Съезд избрал председателя Верховного Совета СССР (М.С. Горбачев), его первого заместителя (А.И. Лукьянов), утвердил председателя Совета министров СССР (Н.И. Рыжков). Дополнений и изменений в Конституцию съезд не внес, но вопрос о развитии конституционной реформы затронул Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - с. 174. .

Председатель Верховного Совета СССР М.С. Горбачев предостерег депутатов от поспешной корректировки действующей Конституции, поскольку она «слишком важный политический документ, чтобы приспосабливать его текст к тем или иным возникающим ситуациям» Воронцов В.А. Новейшая история России. Шоки без терапии эпохи Ельцина. - М.: Академический проект, 2009. - с. 127. .

Одновременно он заявил о необходимости закрепить в новой Конституции «революционные преобразования».

Горбачев сразу оговорился, что «сейчас, в разгар реформ, у нас еще нет возможности учесть весь комплекс вопросов, которые должны найти отражение в новом Основном Законе» Деркач О., Быков В. Горбачев. Переписка переживших перестройку. - М.: ПрозаиК, 2009. - с. 85. . Странную логику председателя ВС прояснило постановление съезда: одновременно решать обе задачи -- и дополнять действующую Конституцию, и безотлагательно начать работу по подготовке новой Конституции (Конституции «демократического социализма»).

Съезд образовал Конституционную комиссию в составе 107 человек. Ее председателем стал М.С. Горбачев, заместителем -- А.И. Лукьянов. 55% членов комиссии были представителями высшего партийного руководства -- секретари ЦК КПСС, республиканских ЦК, обкомов, крайкомов, члены ЦК КПСС и его аппарата.

Около 40% представляли научную и творческую интеллигенцию. Среди остальных -- один митрополит и двое рабочих. В состав комиссии вошли четыре лидера оппозиции, образовавшей на съезде межрегиональную депутатскую группу (МДГ), -- Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак.

Академик Сахаров предложил подготовить два альтернативных проекта Конституции и рассматривать их «на равной основе». Съезд не поддержал это предложение. Тем не менее Сахаров как один из сопредседателей МДГ взял на себя инициативу и к декабрю 1989 г. подготовил свой проект Конституции. Комиссия же во главе с Горбачевым, включавшая крупных юристов, под руководством которых работали целые институты, не смогла разработать проект за несколько лет.

В декабре 1989 г. состоялся II Съезд народных депутатов СССР. МДГ представила «конституцию Сахарова» -- радикальный проект, предлагавший кардинально перекроить национально-государственное устройство, ликвидировать иерархическую структуру СССР и превратить в субъекты Союза («структурные составные части») все существовавшие в то время национально-государственные и национально-административные образования числом более 50. Из Российской Федерации выводились все автономии, а оставшаяся часть делилась на четыре округа (Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь) «с полной экономической самостоятельностью». Хотя формально «конституция Сахарова» сохраняла территориальную целостность государства, на деле попытка такой трансформации СССР привела бы его к еще более скорому распаду Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008. - СПб.: Питер, 2009. - с. 97. .

II Съезд народных депутатов СССР обсудил вопросы, уточнения, изменения и дополнения к действующей Конституции СССР и принял три конституционных закона:

1. Об уточнении некоторых положений Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и их органов.

2. Об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам избирательной системы.

3. Об изменениях и дополнениях ст. 125 Конституции СССР. Кроме указанных законов, Съезд принял постановление «О поручениях Верховному Совету СССР и Конституционной комиссии по некоторым конституционным вопросам» Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - с. 174. .

Согласно указанным законам союзные республики получили право самостоятельно решить вопрос об учреждении Съезда народных депутатов; Верховный Совет СССР получил право выражать недоверие правительству СССР; коллективы средних специальных и высших учебных заведений получили право выдвижения кандидатов в народные депутаты; общественные организации лишились права непосредственного избрания народных депутатов; конституционный надзор распространялся не только на проекты, но и на законы и иные акты, принятые СНД. II Съезд поручил Верховному Совету СССР принять серию конституционных законов и представить очередному съезду предложения о внесении в Конституцию СССР связанных с этим изменений и дополнений.

Решения II Съезда народных депутатов завершили первый этап конституционной реформы в СССР, в ходе которого шел постепенный переход власти от партии к Советам, от ЦК КПСС к Верховному Совету СССР. Старая площадь уступала место Кремлю. На втором этапе борьба за власть развернулась в самом Кремле. Она проходила на фоне резкого обострения социально-экономической ситуации в стране. Экономическая политика правительства, определенная в 1988 г., дала свои первые результаты в 1989 г. -- произошел обвал экономики. Дефицитом стало все. Между республиками, краями, областями, городами началась «экономическая война» по поводу товарных запасов.

За первые семь месяцев 1989 г. забастовки прошли более чем в 500 трудовых коллективах. С июля 1989 г. в важнейших угольных районах страны -- Кузнецком, Донецком и Печорском бассейнах прокатилась волна стачек. Затем стачки периодически возникали в разных городах. Сначала они ограничивались экономическими требованиями, но в июне 1990 г. на съезде в Донецке был образован Независимый профсоюз горняков, и было решено объявить всеобщую политическую забастовку.

В октябре -- ноябре состоялась всеобщая стачка шахтеров Воркуты с требованиями действительной передачи власти Советам, земли крестьянам, фабрик рабочим.

Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и экономическую системы общества. 12 марта 1990 г. с докладом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А.И. Лукьянов. Он предложил изменить форму государственного строя, сложившегося в стране после 1917 г., резко ограничить власть Советов, передав ее вновь учреждаемому институту Президента, в значительной мере независимого от представительных органов власти Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. 1917-2008. - СПб.: Питер, 2009. - с. 109. .

Председатель Комитета конституционного надзора С.С. Алексеев обосновал необходимость института президентства тем, что лозунг «Вся власть Советам!» противоречит идее разделения властей, ведет к диктатуре.

Смену курса политической реформы (от власти Советов к власти Президента, от народовластия к единовластию) обосновывали также и другими аргументами: во-первых, срочной необходимостью стабилизации внутриполитического положения в стране; во-вторых, усилением личной ответственности за проводимые преобразования.

Горбачев и его единомышленники выступили на съезде радикальнее радикал-демократов, которые протестовали против введения поста Президента.

Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В политической сфере основные положения Закона сводились к следующему: учреждался институт сильного президентства; устранялась норма статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС как ядра политической системы; вводилось положение о многопартийности.

Верховный Совет СССР лишился распорядительных функций, сохранив за собой законодательные и контрольные. Закон интегрировал Президента в структуру исполнительной власти, замкнув на него большую часть деятельности Совета министров. Президент наделялся правом законодательной инициативы, утверждения законов и множеством других прав (сравнимых с правами американского президента). Президент должен был избираться всеобщим голосованием. Высшие органы советской власти (СНД и ВС СССР) могли контролировать его работу лишь в форме заслушивания ежегодных докладов о положении страны. Закон от 14 марта 1990 г. не создал в СССР президентскую форму правления -- он лишь наметил сочетание признаков парламентской и президентской республик в рамках и на основе советской власти, т. е. вводил смешанную форму правления История России. Новейшее время. 1945-1999. - М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2007. - с. 155. .

Однако эта тенденция очень скоро стала трансформироваться в тенденцию сильного президента и слабого парламента с целью правового обеспечения легализации частной собственности.

В нарушение ими же принятого закона делегаты съезда избрали первого Президента СССР.

"Перестройка" 90-х гг. ХХ века

В ноябре 1991г новое российское правительство заявило о своей приверженности радикальной экономической реформе. Предложенная им программа предусматривала: 1. либерализацию цен и заработной платы; 2...

Августовская революция 1991 года

Сейчас выдвигаются различные гипотезы по поводу отношений между путчистами и М.С. Горбачёвым. Горбачёв просто не мог не знать о том, что творится за его спиной с его ближайшим окружением. Однако...

Аграрная реформа современной России и её итоги

Новая волна ожиданий возникла с приходом на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева. Его политика характеризовалась небывалой открытостью и демократизмом, но были и просчеты, которые впоследствии он признал и сам. Речь идет о том...

Керенский и Горбачев. Сравнительные анализы их деятельности

керенский горбачев сопоставительный анализ Первый и последний президент Советского Союза, государственный и политический деятель, положивший начало перестройке и гласности в стране...

Выпускник юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, М.С. Горбачев - теоретик и интеллектуал, увлечен образами идеологического должного...

М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин как соратники и политические антиподы

Вскоре Горбачев приступил к массовой чистке партийного аппарата, но зараза сидела уже так глубоко, что серьезного результата это не дало. Горбачев не мог спасти гнилую систему. Кадровый голод, который заметен и сегодня...

Причину неудач экономической реформы М.С. Горбачев видел в сопротивлении номенклатуры. Это побудило его попытаться опереться на активность масс. Таким образом, не завершив экономические преобразования...

Реформаторская лихорадка и переворот 1964 г.

«либерализация» Децентрализация в экономике, науке, управлении расширила самостоятельность местных руководителей, развивала их инициативу. Даже в высшем руководстве страны не чувствовались авторитарные методы руководства...

Так же, как и все остальные реформы Петра, реформирование политической системы страны было связано, прежде всего, с военными нуждами страны. Прежде всего преобразования коснулись систем государственного и местного управления...

Россия в начале XXI в. (2000-2008 гг.)

В новогоднюю ночь 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке. Досрочные выборы Президента РФ были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обязанности Президента России стал В.В. Путин...

СССР в период правления Н.С. Хрущева

После, отстранения Маленкова фактически главой государства становится Хрущев. XX съезд КПСС в феврале 1956 г. и выступление на нем Н. Хрущева с докладом о культе личности Сталина стали поворотным пунктом в истории...

Становление римской государственности. Социально-экономическое и политическое развитие царского Рима

Реформа, приведшая к образованию Римского государства связывается с именем предпоследнего (шестого) рекса Сервия Туллия и условно датируется VI веком до н. э. Структурным изменениям в римском обществе...

В марте 1985 г. новым генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, который начал реформы, получившие название «Перестройка». Этот термин Горбачев впервые употребил в своем докладе на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.), но само слово «перестройка» взято из словаря сталинской эпохи (конец 20-х - начало 30-х гг.). Главный результат этих реформ - демонтаж коммунистического тоталитарного режима в СССР и начало демократизации советского государства.

Основным направлением горбачевских реформ стала серьезная реорганизация партийно-государственного аппарата, которая проводилась разными методами. Все шесть лет «перестройки» шла чистка партийного и государственного аппарата от брежневских кадров, которая отчасти объяснялась обычной при смене тоталитарного вождя процедурой - приходом к власти его личной команды и устранением команды предшественника, отчасти борьбой консервативной и демократической группировок в партийном руководстве. К 1990 г. полностью обновилось Политбюро ЦК КПСС.
В июле 1990 г. из него был выведен последний член Политбюро, вошедший в этот орган при Брежневе, - Воротников. При этом горбачевская чистка Политбюро заняла меньше времени, чем за полвека до нее - сталинская.

Горбачеву удалось провести ее за пять лет, а у Сталина на это ушло шесть лет. Только в 1930 г. из Политбюро ЦК ВКП(б) был выведен Томский, который вошел в этот орган при жизни Ленина . На 85% обновился состав ЦК КПСС. Апогеем его чистки от брежневских кадров стал апрельский, 1989 года, Пленум ЦК КПСС, когда из ЦК «добровольно» вышли 110 его членов, в основном - из консервативного крыла партии, противники «перестройки». В республиканских ЦК сменилось 45-77% их состава, в обкомах и райкомах партии уже к февралю 1989 года сменилось 89 тыс. партработников. Одновременно шла чистка государственного аппарата. Уже в 1985 г. сменились многие члены советского правительства, а всего за шесть лет «перестройки» было сокращено около 1млн государственных служащих.

Серьезно изменились отношения партии и государственного аппарата. Уже в 1985 г. Горбачев отказался от обычной для советского руководства подмены Министерства иностранных дел Международным отделом ЦК КПСС, и руководителем этого отдела стал не партработник, а профессиональный дипломат Добрынин, бывший советский посол в США. При этом главное направление внешней политики СССР - отношения с социалистическими государствами - перешло из международного отдела ЦК КПСС в МИД.

Позже идея перераспределения власти в пользу государственного аппарата легла в основу горбачевской конституционной реформы 1988-1990 гг. Ее идея была выдвинута на XIX Всесоюзной партийной конференции (май-июнь 1988 г.), юридически (в виде поправок к Конституции СССР) эта реформа была оформлена на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1988 г., а проведена в 1989-1990 гг. На XIX партийной конференции было принято принципиальное политическое решение: КПСС продолжает управлять государством, но отказывается от прямых директив и указаний, что было выражено в лозунге «Вся власть советам!» Однако передача партией части власти советам было непродуманной акцией, т.к. в это время в СССР еще не было законов, определявших функции и полномочия советов, источники их финансирования и т.д.


Превращение советов в реальные органы власти шло на всех уровнях государственного аппарата. Горбачев в марте 1990 г. стал Президентом СССР, а его ближайшие помощники А. Яковлев и Э. Шеварднадзе перешли из Политбюро в новый орган власти - Президентский совет, который стал штабом «перестройки». В центральном управлении была сделана попытка заменить партийное руководство (съезды КПСС и пленумы ЦК, на которых принимались важнейшие политические решения) новым советским парламентом - Съездом народных депутатов СССР. Он сильно отличался от старого союзного парламента, Верховного Совета СССР. Выборы народных депутатов были альтернативными, восстанавливалась двухуровневая (образца 1918 г.) система представительных органов власти - Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР (такая же двухуровневая структура высших органов государственной власти, съезды народных депутатов и Верховные Советы, была создана в 1990 г. в союзных республиках).

Конституционная реформа 1988-1990 гг. была серьезным шагом на пути демократизации советского государства, но у нее были и многочисленные недостатки. Выборы народных депутатов СССР были не вполне демократическими. Треть народных депутатов (750 из 2250) фактически не избирались, а назначались от ЦК КПСС и полностью контролируемых ею организаций и учреждений (ВЛКСМ, профсоюзов, АН СССР и др.), хотя формально они «избирались» на партийных, профсоюзных, комсомольских собраниях и т.п. В половине одномандатных округов был только один кандидат, как правило - секретарь обкома или райкома партии. Выборы не были многопартийными, проходили без наблюдателей от кандидатов и т.д. Отказ КПСС от ее «руководящей роли» во многом обесценивался тем, что ЦК партии «рекомендовал» совмещение должностей секретарей парткомов и председателей советов соответствующего уровня в одном лице (так, первый секретарь Тульского обкома КПСС Ю.И. Литвинцев стал председателем Тульского облсовета).

Это объяснялось тем, что главной целью конституционной реформы 1988-1990 гг. и других политических реформ Горбачева было усиление его личной власти за счет создания ее двойной опоры - на партию и на государственный аппарат. Однако эта попытка провалилась. Партийный аппарат, напуганный горбачевскими чистками и уменьшением своей власти, в большинстве встал в оппозицию «перестройки» (Горбачева поддерживали не более 30% членов ЦК КПСС), а государственный аппарат был очень слаб из-за отсутствия опыта руководства государством и острой политической борьбы, парализовавшей работу съезда народных депутатов СССР и других государственных органов.

Такими же противоречивыми были и результаты экономических реформ Горбачева. Они начались с промышленной реформы 1988 г., главным направлением которой стало расширение самостоятельности советских предприятий. Последние получили право на самостоятельное планирование своей деятельности, основанное на предлагаемых министерством контрольных цифрах, на контрактах, заключенных со своими поставщиками и покупателями, на государственных заказах и т.д. Другое важное право, полученное советскими предприятиями в ходе промышленной реформы, - право на установление прямых (без посредничества Госплана и министерств) связей с другими советскими предприятиями и иностранными фирмами. Однако уже в 1989 г. эта реформа провалилась, т.к. встретила сопротивление министерств и натолкнулась на отсутствие рыночной инфрастуктуры (товарно-сырьевых бирж, коммерческих банков и т.д.)

Провалилась и сельскохозяйственная реформа, начатая в марте 1989 г. Пленумом ЦК КПСС. Ее главной задачей было решение обострившейся в 80-е гг. продовольственной проблемы, которая вела к усилению социальной напряженности в советском обществе. Средством решения этой задачи стала реорганизация сельскохозяйственного производства. Созданный в первые годы «перестройки» Государственный комитет Агропрома был ликвидирован и создана Государственная комиссия Министров СССР по продовольствию и закупкам. Главной формой организации сельскохозяйственного производства должна была стать аренда колхозных и совхозных земель, на базе которой пытались создать фермерские хозяйства. Однако радикальных перемен в развитии сельского хозяйства СССР не было. Продовольственная проблема в начале 90-х гг. обострилась до предела (дефицит продуктов стал тотальным, и во всех регионах, в том числе в Москве, де-факто была введена карточная система), а подавляющее большинство крестьян отказались брать землю в аренду (в хозяйствах арендаторов летом 1991 г. было только
2% возделываемых земель и 3% поголовья скота).

Несколько более успешной была другая экономическая реформа Горбачева - легализация частного сектора экономики. В 1986 г. была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, в 1988 г. началось массовое создание кооперативов. Весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято более 7 млн чел. (5% активного населения), и около 1 млн занимались индивидуальной деятельностью, но и здесь вскоре возникли многочисленные негативные моменты. Абсолютное большинство частных предприятий работало не в производстве, а в торговле (в начале 1991 г. 90% кооперативов и совместных предприятий не занимались производственной деятельностью). Одной из главной задач частного сектора стало «отмывание» капиталов криминального происхождения (в год в кооперативах «отмывалось» до 70-90 млрд. рублей). Ускорилось расслоение советского общества (обед в кооперативном ресторане в Москве стоил в 10 раз дороже, чем в государственном ресторане 1-ой категории), и начался рост социальной напряженности.

Таким образом, реформы Горбачева не сумели решить своей главной задачи - вывести советское общество из кризиса, т.к. они были весьма непоследовательными и нерешительными.

I.Реформы М.С. Горбачева.

1.Причины перестройки

К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально-экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в сельском хозяйстве в 4 раза ниже. Реальное же положение было гораздо более тяжелым.

Для сравнения, один работник в США на тот момент производил: 54,7 т. зерна, 4570 кг. Мяса, 11,8 т. молока в год. В СССР же соответственно: 4,5 т., 320 кг., и 2.8 т..

Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Количество компьютеров в США на тот момент- 800 тыс.,

СССР- 50 тыс. Отсталая, неэффективная советская экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Они пожирали 1/5 часть валового национального продукта.

Численность советской армии на тот момент – 4,5 млн. человек (самая большая армия в мире).

При всем этом налицо был кризис общественной и культурной жизни.

Тогда ему было 54 года. Родился он на Ставропольщине, в крестьянской семье, окончил юрфак МГУ и Ставропольский сельскохозяйственный институт. М.С. Горбачев прошел весь путь комсомольского партийного функционера- от секретаря Ставропольского горкома ВЛКСМ до члена Политбюро и президента СССР. Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.

2.Антиалкогольная реформа

Изначальная задумка реформы была весьма положительной- уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к таким результатам:

· Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно пустела.

· Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.)

· Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения

· Много миллиардные убытки бюджета

3. Кадровые реформы в правительстве

В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись: А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.

4.Общественные и социальные реформы

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как: Сахаров, Марченко и т.д.. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.

5.Реформы во внешней политике

В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

· Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.

· Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на местах ликвидаций

Во время визита Михаила Сергеевича в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.

6.Реформы политической системы СССР

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени актвизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС “Советская Россия” статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой “Не могу поступиться принципами”, направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона “Об изменениях и дополнениях Конституции СССP” и “О выборе народных депутатов СССР” По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. Май-июнь 1989 года – 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу.

В него вошли:

Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова)

Депутатская группа “Союз”(Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис)

Депутатская группа “Жизнь”

И другие.

Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию (отменена 6-я статья).

7.Экономическая реформа

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катас­трофическом положении. Ускорялось падение производ­ства. Национальный доход по сравне­нию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государст­венного бюджета, т. е. превышение государственных рас­ходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). На­растание денежной массы в стране грозило потерей кон­троля государства над финансовой системой и гиперинф­ляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

8.Итоги “Горбачевской эпохи”

Среди многих обвинений, которые предъявляли Горбачеву, едва ли не самое главное – нерешительность. Но если сопоставить эпохальные масштабы осуществленного им прорыва и более чем скромный отрезок времени нахождения у власти. 5 лет и 5 месяцев, если считать окончанием срока не 25 декабря 1991г., а драматическое возвращение из Фороса в Москву, когда власть уже принадлежала Ельцину. Вот только некоторые вехи эпохи Горбачева:

· Разрушение “железного занавеса”, прекращение холодной войны

· Окончание ядерного противостояния

· Вывод войск из Афганистана

· Ликвидация монополии на власть КПСС

· Проведение первых в истории России свободных состязательных выборов

· Гласность

Гласность- ключевое слово перестройки, позволившая веками бессловесным массам говорить все, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно сладострастно самого Горбачева-человека, давшего им волю.

В результате его реформ мир кардинально изменился и больше никогда не станет прежним. Совершить такое, не обладая мужеством и политической волей невозможно. К Михаилу Горбачеву можно относиться по-разному, но нет сомнения, что это одна из крупнейших фигур истории.

Оборудование: компьютер, проектор, рабочая тетрадь учебник История Чудинов А.В. Гладышев А. В. пар.56.

Основные понятия: «перестройка», «ускорение», «гласность», «рыночная экономика», демократизация, плюрализм.

Перестройка – попытка “сверху” реформировать экономическую и политическую систему советского общества. Связана с именем ее инициатора М,С, Горбачева. Хронологические рамки перестройки – 1985-1991 гг.

Ускорение – это курс руководства СССР, принятый в апреле 1985 года, на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс предполагал внедрение в промышленность и сельское хозяйство научно-технического прогресса, технологическое перевооружение машиностроения и активизацию “человеческого фактора” через процессы демократизации.

Демократизация – внедрение демократических начал, реорганизация на демократических основах; признание и осуществление демократии, т.е. народовластия.

Референдум – всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; производиться по особо важным вопросам государственной жизни.

Плюрализм – (с лат. – множественный) философское идеалистическое учение, утверждающее, будто в основе мира лежит множество самостоятельных независимых духовных сущностей.

Слайд№1

Показ слайдов сопровождается рассказом преподавателя

Ход урока

I .Организационный момент

Приветствие присутствующих, проверка наличия обучающихся, готовность группы к занятию, сообщение темы и цели урока:

Тема урока: Реформы М.С. Горбачева

Цели урока :
Образовательные:
Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР. Обозначить этапы экономических, политических реформ СССР за годы перестройки, раскрыть их сущность и дать им оценку; установить причины неудач в реформировании экономики и политики в середине 80 – х. и 90 – х. годах.

Воспитательные:
Развитие элементов творческой деятельности, мировоззрения, навыков устной и письменной речи; использование знаний и умений в учебной деятельности.
Развивающие:
Формирование познавательного интереса учащихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, находить новые связи между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы.

II . Подготовка к восприятию новой темы: Слайд№2
Изучение материала будет происходить по плану:

План изучения нового материала

    Путь к перестройке.

    Экономические реформы.

    Политические реформы.

    Итоги реформирования.

Слайд№3

1.Путь к перестройке.

Осознание необходимости реформ, пришло к советскому руководству еще в начале 1980-х гг., о чем свидетельствовала деятельность Ю.В.Андропова в 1982-1984гг. на посту Генерального секретаря. Андропов официально признал, что сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой» и коррупция приобрели немалый размах. Реформы Андропова носили административный характер. Решить проблему без правоохранительных органов невозможно, поэтому началась борьба с коррупцией в МВД.

С 1984-1985г Генеральным секретарем стал К.У.Черненко, его политика привела к приостановке попыток произвести какие-либо перемены.

Слайд№4, 5,6,7

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦККПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, представителем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. С избранием в М.С. Горбачева в СССР наступает период реформ. На первом этапе (с марта 1985 по август 1991 г.) в стране шел процесс пересмотра основ тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономической системы.

Началась перестройка. Как заявил в то время М.С. Горбачев, перестройка должна была осуществляться в рамках социалистической системы, социалистического выбора, сделанного народом в 1917 году.

Возникший в те годы термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Все эти действия руководства страны имели положительную направленность и в этом несомненная историческая заслуга М.С. Горбачева.

Задание обучающимся: Слайд №8

В обыденном сознании наших людей существует три точки зрения на предпосылки и начало перестройки.

Одна : не нужно было ничего не менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

Вторая : кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы необходимы.

Третья: перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала «великой державы».

Вопросы:

Что вы думаете по этому поводу?

К какой точке зрения вы склоняетесь?

Аргументируйте свой ответ. (перемены с стране назрели, перестройка была насущной необходимостью)

Какие мероприятия помогут вывести страну из кризиса?

Примерный ответ, который записывается в тетради.

    В экономической сфере –сменить экономическую модель, создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.

    В социальной сфере – достичь высокого жизненного уровня, активного участия граждан в общественной жизни (создать гражданское общество).

    В политической сфере – Изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Советского Союза.

Подвести к выводу: все эти преобразования означают коренные изменения общественно-политической и экономической модели и носят революционный характер.

Слайд №9,10

2.Экономические реформы.

Стратегия ускорения. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 г. Горбачев, не дожидаясь технической революции на производстве, призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания , которая, по мнению ее инициаторов, должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве.

Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество не улучшилось.

Слайд №11,12

Итог «ускорения» :

1.Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников, успехов не принесла.

2. Усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям.

Слайд №13

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение руководство страны приступило к разработке первой за годы перестройки программы экономической реформы.

Экономическая реформа 1987 г.

К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение союзных преобразований в экономике,- Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунича и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения);

Отказ от монополии внешней торговли;

Более глубокая интеграция в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).
Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г.

Тогда же был принят ключевой документ реформы - «Закон о государственном предприятии», согласно которому предусмотренное реформой расширение прав предприятий вступало в силу с 1 января 1989 г. Закон, однако, предусматривал выполнение производителями государственного заказа; лишь после этого они могли вести самостоятельную хозяйственную деятельность. Воспользовавшись этим положением, аппарат отраслевых министерств установил госзаказ практически на всю выпускавшуюся продукцию, сократив до минимума возможную самостоятельность предприятий. Кроме того, централизованным оставалось снабжение предприятий материальными ресурсами (а значит - и зависимость от центральных органов управления). Не изменилась и система ценообразования, в основе которой лежали госдотации и соответствующий государственный контроль.

Слайд №14

Одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн.- индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок тысяч новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики».

Второй этап экономической реформы. По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на рациональный переход к рынку. Его все более открыто обвиняли в «предательстве дела социализма», в «реставрации капитализма». В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.

Однако реализация большинства из названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лини. 20 % предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это не только свидетельствовало о непоследовательности и половинчатости горбачевских начинаний в экономике, но и вело к дисбалансу между различными ее секторами, углублению экономического кризиса.

Слайд №15

С большим опозданием Горбачев приступил и к реформированию сельского хозяйства. Оно также носило половинчатый характер. Так и не решившись на передачу земли в частную собственность, серьезное увеличение приусадебных участков, Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. В результате к лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % возделываемых земель и содержалось 3 % поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной, опекой районных властей..

С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве , с 1990 г. - в промышленности . Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). Резко усилились инфляционные тенденции. Дефицит бюджета в 1989 г. превысил 100 млрд. рублей, что составляло 11 % валового национального продукта. Золотой запас страны сократился в 1991 г. в десять раз по сравнению с 1985 г. и составил 240 т.

Слайд №16,17

В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны. Требовались радикальные и быстрые реформы, однако власть на них так и не пошла.

Слайд №18

Задание для обучающихся Вопросы:

1.Перечислите основные экономические преобразования М.С.Горбачева?

2.Каков результат реформы «ускорения» ?

3.Перечислите итоги экономической реформы 1987 г.?

4. К чему привела реформа сельского хозяйства?

Материалом темы является выяснение сущности двух главных правительственных программ: реформы 1987 г. и проекта 1990 г., а также альтернативной экономической программы «500 дней».

Для закрепления материала обучающимся нужно заполнить таблицу: Слайд№19

ДОКУМЕНТЫ

Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности.
Из доклада М. С. Горбачева на пленуме ЦК КПСС. 16 июня 1986 г.

Темпы нашего движения и освоения новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживаются громоздкостью и неэффективностью работы аппарата управления... Основную часть ответственности за решение практических вопросов должны взять на свои плечи трудовые коллективы предприятий и объединений.
Из «Основных положений коренной перестройки управления экономикой», одобренных июньским пленумом ЦК КПСС. 1987 г.

Суть коренной перестройки управления экономикой страны - переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.
Из постановления пленума ЦК КПСС «О положении в стране и задачах КПСС в связи с переходом экономики на рыночные отношения». Октябрь 1990 г.

Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры.

Поддерживая разнообразные формы разгосударствления предприятий, ЦК КПСС выступает при этом за приоритет коллективных форм собственности.
Должны быть созданы равные экономические условия для развития колхозов, совхозов, крестьянских и личных хозяйств, кооперативов и ассоциаций. Пленум ЦК КПСС не поддерживает идею передачи или распродажи земли в частную собственность.

3.Политические реформы.

Слайд №20

Причиной неудач экономических преобразований реформаторское руководство КПСС объявило консерватизм политической системы и в 1987г.-1988г. приступило к проведению перемен и в этой сфере.

В стремлении преодолеть скрытое сопротивление партийного аппарата реформаторское крыло КПСС попыталось заручиться поддержкой широких слоев общества, прежде всего творческой интеллигенции, способной оказывать сильное влияние на умы и души людей. Для этих целей должна была послужить политика гласности.

Политика гласности – это возможность свободного и публичного обсуждения актуальных общественных проблем и относительное свободомыслие.

Слайд №20,21,22

Ранее искусственно ограничивавшийся тираж популярных литературно-художественных перевалил теперь за миллион экземпляров. Публиковались запрещенные произведения: Е. И. Замятина, А. П. Платонова, Б.Л. Пастернака, В.С. Гроссмана, сочинения старых и новых эмигрантов И. А. Бунина, А. И. Солженицинына и др. На экран вышли ранее запрещенные фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др. Возник небывалый интерес к советской истории: общество хотело «знать всю правду» о прошлом.

Слайд №23

В 1988 г. XIX конференция КПСС приняла решение разрешить выборы в новый орган власти – Съезд народных депутатов.

Слайд №24,25,26,27

Если в начале перестройки главным инициатором перемен выступало реформаторское крыло КПСС с Горбачевым во главе, то теперь лидеры демократического движения (А.Д.Сахаров, Б.Н. Ельцин, А.А.Собчак и др.) призывали к радикальным преобразованиям, чем те, на которые были способны сторонники Генерального секретаря. Ставился вопрос о введении многопартийной демократической системы и рыночной экономики.

Слайд №28, 29

Реформа политической системы СССР

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

- Радикальное изменение избирательной системы и внедрение в нее демократических принципов

Установление двухуровневой системы высшей законодательной власти в стране - Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из числа депутатов Съезда

Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов Съезда народных депутатов 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюза и др. общественных организаций

- Превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент

- Создание нового органа правового контроля - Комитета конституционного надзора

Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи конституции, закреплявшей руководящую роль партии в обществе

- Начало становления многопартийной системы

-Учреждение поста Президента СССР и избрание III Съездом народных депутатов в марте 1990 г. на эту должность М.С.Горбачева

Изменение структуры высшей исполнительной власти. Реорганизация правительства и создание Кабинета министров, подчиненного Президенту.

В условиях горбачевской “перестройки” начался процесс формирования новых политических партий с очень широкой ориентацией: от монархистов до анархистов. В России возникло значительное количество партий и движений в основном антикоммунистической и антисоциальной направленности. Например, в 1989 году организационно оформилась Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (лидер – В.В. Жириновский), было создано Российско-христианско-демократическое движение (РХДД) (лидер – В.В. Аксючиц).

Слайд № 30

Задания для обучающихся вопросы:

1. Как вы понимаете термин «гласность», в годы перестройки прочно вошедший в политический лексикон?

2.Перечислите основные преобразования политической системы под руководством М.С.Горбачева?

3. Какие внутриполитические достижения вы можете назвать?

(осуществлён переход к политическому плюрализму от однопартийности; гласность привела к идеологическому плюрализму; углубляются процессы демократизации общества).

4.Какие проблемы этапа вы можете назвать?

(продолжается спад экономики и снижение жизненного уровня населения; нарастают противоречия во всех властных структурах; обостряется идейно-политическая борьба в КПСС, между различными политическими партиями и движениями, нарастают национальные столкновения).

Для закрепления материала о политической реформе 1988 г. обучающимся необходимо вычеркнуть те положения, которые были приняты раньше или позже политической реформы 1988 г. Слайд№31

С целью закрепления знаний основных политических событий 1985-1991 гг. можно предложить привести в соответствие данные таблицы. Слайд№32

Слайд № 34

4. Итоги реформирования.

Ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не была доведена до логического завершения и не дала положительных результатов.

Была окончательно разрушена система тоталитарного режима, произошел поворот общества от несвободы к свободе.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество, осуществляться принцип разделения властей

К концу 1990г. экономические трудности усугублялись, слабели позиции СССР и на международной арене. Не продуманные и стихийно проводившиеся реформы спровоцировали центробежные тенденции внутри Союза.

Перед страной встал призрак экономической катастрофы.

III . Закрепление материала(тестирование)

Тест «Перестройка и гласность»

Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

1. Курс на «перестройку» был провозглашен в:

1) 1964 г.
2) 1977 г.
3) 1985 г.
4) 1991 г.

2. Появление терминов «перестройка», «ускорение», «гласность» связано с именем:

1) Н.С. Хрущева
2) Л.И. Брежнева
3) Ю.В. Андропова
4) М.С Горбачева

3. «Ускорение» социально-экономического развития СССР во 2-й половине 1980-х годов планировалось достичь, в том числе за счет:

1) ужесточения трудовой дисциплины
2) перехода к рыночной экономике
3) политики террора и массовых репрессий
4) установления свободных цен на продукцию промышленных предприятий

4. В 1988 году были приняты важные законы, которые:

1) позволяли начать реабилитацию жертв сталинских репрессий
2) разрешали создание кооперативов и частнопредпринимательскую трудовую деятельность
3) запрещали продажу и вывоз нефти и нефтепродуктов за границу
4) упраздняли министерства и вводили смешанную территориально-отраслевую систему управления народным хозяйством

5. Одной из причин неудачи «перестройки» в сфере экономике во 2-й половине 1980-х годов было:

1) отсутствие целостной концепции экономических реформ
2) нежелание советских граждан участвовать в частнопредпринимательской деятельности
3) успешное функционирование системы плановой экономики
4) повышение мировых цен на нефть

IV . Подведение итога урока: выставление оценок.

V . Домашнее задание: параграф 56 стр.338

История 11 класс Чудинов А.В., Гладышев А.В. 2011год.

Обнинский институт атомной энергетики – филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет

«МИФИ»

Факультет заочного обучения

Доклад

По дисциплине «История» на тему:

Экономические реформы Горбачева М.С.

Выполнил

Студент группы ЭиА-с15з Лямаев С.И.

Проверил Масленников И.О.

Кандидат философских наук,

Доцент кафедры философских и социальных наук

Обнинск 2016 г.

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1 Начало перестройки ……..………………………………………………2

Глава 2. Экономические реформы 1987 г. ….…………………………………..5

Глава 3. Развал…………………………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………...9

Список литературы……………………………………………………………....10

Введение.

К концу 80х годов становилось очевидным отставание СССР от ведущих мировых держав, как по темпам развития экономики, так и по качественным ее характеристикам. Перебои в снабжении населения элементарными продуктами питания никак не совпадали с лозунгами о построении в СССР развитого социализма и успешном продвижении общества к коммунизму. Застой охватил к этому времени все стороны общественной жизни. Потребность в реформировании общества превращалась в неизбежность.

После смерти Брежнева во главе партии государства встал Андропов. Он признал наличие многих нерешенных проблем. Однако, предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал с позиции сохранения и обновления системы. Деятельность Андропова была встречена в народе с симпатией, зародила в людях надежды на перемены к лучшему. В феврале 84г. Андропов умер. Главой КПСС стал Черненко. В целом продолжался курс Андропова на очищение и спасение системы. При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его признанным лидером стал Горбачев. 10.03.85 Черненко умер, через сутки пленум ЦК КПСС избрал новым генсеком Горбачева



Тремя основными лозунгами его реформ вскоре становятся перестройка, гласность и ускорение.

23 апреля 1985 года в Москве состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны и на котором впервые прозвучало слово «перестройка». При этом предыдущий период был охарактеризован как «застойный». [

В докладе Горбачева на XXVII съезде КПСС, прозвучавшем 25 февраля 1986 года, была провозглашена гласность («нам надо сделать гласность безотказно действующей системой»). На съезде Горбачев заговорил также о перестройке мышления (сам термин «новое политическое мышление» появился тогда же из уст Э. А. Шеварднадзе), было заявлено о развитии социалистического самоуправления народа.

«Если мы в двенадцатой пятилетке не сделаем того, о чем говорим,... то тогда многое можем потерять...» - сказал Горбачев по приезду в Киев 27 июня 1985 г.

Новое руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны . Главными его рычагами его были научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения, активизация человеческого фактора. В мае 85г. началась антиалкогольная компания. Упор делался на повышение качества продукции. Для его контроля была введена госприемка. Однако качество радикально не улучшилось. Традиционная ставка на энтузиазм работников успеха не принес.

«Женщины мне пишут: наконец-то отцы увидели своих детей, а мы мужей своих увидели.» - ответил на вопрос о винных очередях во Владивостоке Михаил Сергеевич(26.06.86г.)

Усиление эксплуатации оборудования обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 86г. привел к катастрофическим последствиям. Руководство страны приступило к разработке первой за годы перестройки экономической реформы, которая предусматривала следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий (хозрасчет и самофинансирование), возрождение частного сектора, отказ от монополии внешней торговли, интеграция в мировой рынок, сокращение отраслевых министерств и ведомств, признание равенства колхозов, совхозов, фермПривыкший к лозунгам и словесам прежних партийных лидеров, Горбачев тоже призывал активнее использовать "скрытые резервы", крепить трудовую дисциплину, развивать социалистическое соревнование. Низким оставалось качество выпускавшейся советской промышленностью продукции. За 1981-1984 гг. только из-за снижения цен на не отвечавшие стандартам оборудование и товары страна потеряла 12 млрд. руб. (по официальному курсу - 20 млрд. долларов). Для обеспечения более высокого качества была введена система госприемки выпускаемой продукции. Однако это в первую очередь привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве.

Все эти традиционные шаги не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 г. можно объяснить лишь самим энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Необходима была и смена кадров управления экономикой, и разработка новой стратегии экономического развития. Эта работа началась после назначения осенью 1985 г. Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова. К работе над проектом реформы были привлечены известные экономисты - Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, Т. И. Заславская и др. К лету 1987 г. работа была завершена.

В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.

С самого начала "перестройки" лидеры страны объявили о социальной ориентации реформ. Предполагалось в течение пяти лет в 3 раза сократить применение ручного труда. С учетом роста цен планировалось увеличить почти на 30% зарплату работникам производственной сферы. За счет снятия ограничений с развития подсобного хозяйства предполагалось уравнять доходы горожан и крестьян. Через общественные фонды потребления доходы на душу населения должны были увеличиться еще на 600 руб. в месяц.

Особое внимание намечалось уделить развитию образования и здравоохранения, расширению культурно-просветительных учреждений, в первую очередь на селе (за пять лет предполагалось построить в сельской местности более 500 районных дворцов культуры и 5,5 тыс. клубов).

Однако нарастание экономических трудностей сделало невозможной реализацию этих планов. Единственное, чего удалось достичь - опережающего возможности производства роста заработной платы. Ее размер увеличился со 190 руб. в 1985 г. до 530 руб. в 1991 г. В то же время сокращались объемы производства важнейших товаров. В результате неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги в 1990 г. составил 165 млрд. руб. (275 млрд. долларов по официальному курсу). Их дефицит привел к введению "визитных карточек покупателя", купить без которых что-либо было практически невозможно.

« Возьмем продовольственную проблему. Ситуация здесь улучшается. ... Политбюро считает так: у нас есть реальные возможности для того, чтобы в ближайшие 2-3 года серьезно изменить ситуацию с продовольственным снабжением» - Горбачев на пленуме в июне 1987

Разработчики преобразований исходили из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее они предполагали внесение серьезных изменений в существовавшую экономическую модель. В общих чертах предусматривалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (на начальном этапе - через деятельность кооперативов в сфере услуг и производства товаров народного потребления); отказ от монополии внешней торговли; более глубокая интеграция в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств); закрытие убыточных предприятий; создание коммерческих банков.

Ключевым документом реформы стал принятый тогда же "Закон о государственном предприятии", предусматривавший значительное расширение прав предприятий. Им, в частности, разрешалось вести самостоятельную экономическую деятельность после выполнения обязательного государственного заказа. Однако, воспользовавшись этой оговоркой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.

Централизованной оставалась и система снабжения предприятий материальными ресурсами. Государственный контроль сохранялся и над системой ценообразования. Все эти условия не давали предприятиям реальной возможности вести самостоятельную экономическую деятельность.

Тем не менее одним из немногих реальных результатов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике. Но шел этот процесс с огромным трудом, так как для него был необходим первоначальный капитал. Ограничена была и разрешенная сфера деятельности частных предпринимателей: она разрешалась лишь в 30 видах производства и сферы услуг, где государство не могло само удовлетворить потребностей населения. Все это вело к тому, что началась легализация "теневой экономики", в которой заметное место занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным подсчетам, ежегодно частный сектор "отмывал" до 90 млрд. рублей.

« ...одной из главных трудностей перестройки является ее декларативный характер. Объявили о ней без достаточного анализа причин возникшего застоя, анализа современной обстановки в обществе, без глубокого анализа в разрезе истории допущенных партией ошибок и упущений...» - Ельцин Б.Н.

«...с чем я не могу согласиться,... что объявили мы о перестройке без достаточного анализа...» - ответил Горбачев ему на конференции в июне 1988 г.

Со временем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. Горбачев согласился на поэтапный переход к рынку. На первом этапе предполагалось перевести часть предприятий на аренду, обеспечить демонополизацию экономики, начать разгосударствление собственности (если в 1970 г. удельный вес государственной собственности составлял 80%, то в 1988 г. - уже 88%). Это были правильные ориентиры, тем более что преобразования можно было проводить под контролем государства. Однако реализация большинства этих мер была отложена до 1991-1995 годов.

В сельском хозяйстве ситуация складывалась еще более неблагоприятно. Даже первый опыт передачи в аренду земли и создания фермерских хозяйств показывал, что можно в короткий срок добиться высоких результатов. Архангельский фермер Н. Сивков с двумя помощниками сдавал молока и мяса больше, чем целый совхоз, в котором он раньше работал. Не решившись на передачу крестьянам земли в частную собственность, Горбачев разрешил 50-летнюю аренду земли у колхозов и совхозов (которым она была еще в 30-е гг. передана в вечное пользование). Но те не спешили поддерживать возможных конкурентов. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Не получили хозяйственной самостоятельности и сами колхозы и совхозы, по-прежнему опутанные мелочной опекой местных властей.

На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.

Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.

Ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

На рубеже 1980-1990-х гг. началось резкое сокращение производства мяса, сыров, сахарного песка и других продуктов питания. Продовольственный дефицит принял катастрофические масштабы - чтобы купить, например, курицу или десяток яиц, нужно было отстоять в очереди три-четыре часа. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 г. при­вело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей.

«Очереди везде... Проблема приобрела настолько острый характер, что мы должны заняться ею основательно и навести здесь надлежащий порядок.» - Горбачев 29.07.88 г.

За шесть лет золотой запас страны сократился в десять раз и составил 240 т. Вместо привлечения инвестиций начались крупные заимствования за границей. Внешний долг СССР к лету 1991 г. значительно увеличился.

Поскольку союзное правительство затягивало решение экономических проблем, республики Союза начали разрабатывать собственные программы экономических преобразований. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) правительство Российской Федерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским программу "500 дней". За этот короткий срок она предполагала провести приватизацию государственных предприятий, значительно ограничить экономические полномочия Центра.

После отказа Горбачева одобрить эту программу правительство РСФСР заявило, что начнет ее реализацию в одностороннем порядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежней экономической системы, а ее полный демонтаж. Борьба вокруг содержания, темпов и методов реформы экономики вступила в решающую фазу.

«...мы с серьезным опозданием занялись анализом и оценкой финансового положения страны
...все мы не знали хорошо страну, в которой живем
...многие решения принимались без должного учета... возможностей экономики
...все оказалось гораздо сложнее, чем МЫ думали, чем казалось на первом этапе» - говорил Горбачев на пленуме в апреле 1989 г.

Заключение

Главными причинами неудач экономических реформ периода "перестройки" стали: непрерывные корректировки уже принятых решений в области экономики; промедление в осуществлении преобразований; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовной сферах жизни; обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли Центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к лучшему.

Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.

Список используемой литературы:

1. http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=166&subid=71

2. http://cyclowiki.org/wiki

3. http://xn--90abr5b.xn--p1ai/wiki/doku.php?id=examination:history:question68

4. http://historykratko.com/perestroyka-gorbacheva-i-ee-itogi

5. http://www.wiz-aut.narod.ru/L059_gorbachev_citations.htm



Случайные статьи

Вверх