Реформы проведенные екатериной 2. Реформы екатерины великой и их значение

Таблица - Государственно-административные и социально-экономические реформы Екатерины II

Сенатская реформа : Одна из первых реформ Екатерины II. Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контрольными функциями, ко времени Екатерины в значительной мере утратил свое значение в системе органов управления. Его указы исполнялись плохо, дела решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны и даже, как выяснила Екатерина, не знали, сколько городов существует в Российской империи. Утвержденный императрицей план реорганизации Сената, подготовленный Н.И.Паниным - одним из самых образованных и способных ее министров, - предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Сенат лишился своей законодательной власти, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа.

Секуляризационная реформа: Другая важная реформа первых лет царствования Екатерины II была связана с наследием, доставшимся ей от Петра III. Взойдя на престол, императрица объявила об отмене секуляризации церковных земель. Однако сама проблема от этого не разрешилась, и уже в 1762г. Была учреждена специальная комиссия для ее решения. В течение полутора лет комиссия готовила новый вариант секуляризационной реформы, и в феврале 1764г. Екатерина подписала соответствующий указ, согласно которому все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учрежденной Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне были названы экономическими, а их правовое положение стало примерно таким же, как положение черносошных, т.е. государственных крестьян. Все подати они отныне должны были платить непосредственно государству, что было значительно легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей.

Другим следствием секуляризационной реформы стало изменение положения русской православной церкви в системе государственной власти. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов, ибо содержало их на средства государственной казны

Отмена гетманства на Украине: Третье преобразование начала царствования Екатерины II, имевшее столь же долговременные последствия для судеб страны и ее народов, касалось системы управления территориями необъятной империи. С давних пор в соответствии со средневековой традицией земли, в разное время попадавшие под власть московского царя, сохраняли некоторые исторически сложившиеся особенности в управлении, а в отдельных случаях - даже элементы автономии (особые органы власти, специфическое законодательство и административно-территориальное деление). По мнению Екатерины, такое положение было нетерпимым. Она была убеждена, что вся страна должна управляться по единым законам и принципам. Особое раздражение вызывал статус автономии Украины. Украинские крестьяне сохраняли право на свободный переход от одного помещика к другому, что затрудняло для России получение с них податей в полном объеме. Осенью 1764 г. Екатерина приняла отставку последнего украинского гетмана графа К.Г. Разумовского и назначила на Украину генерал-губернатора графа П.А. Румянцева. В течение последующих десятилетий были постепенно ликвидированы остатки былой казачьей вольницы, особенности административно-территориального деления, городские свободы. В мае 1783 г. последовал указ об окончательном запрете переходов крестьян от одного хозяина к другому, что означало утверждение на Украине крепостнических порядков.

Финансовая реформа: Государству постоянно не хватало денег, и оно вынуждено было искать различные способы их добывания. Сперва стали переплавлять серебряные и медные деньги, чеканя из них монеты с более низким содержанием драгоценных металлов. В 1769 г. в России впервые стали печатать бумажные деньги - ассигнации, но распространение их на первых парах было нелегким: население с трудом соглашалось принимать бумажные деньги вместо «настоящих», а государство печатало так много ассигнаций, что их стоимость падала, и излишние деньги приходилось сжигать. Открытие дворянского и Купеческого банков.

Губернская реформа: «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».

Реорганизация системы местного управления. В ходе губернской реформы было введено новое административно-территориальное устройство, по которому страна делилась на 25 губерний: позднее они были вновь разукрупнены и к концу царствования Екатерины их стало 41.

Губернская реформа отделила судебные органы от органов исполнительной власти, что явилось шагом вперед в реализации принципа разделения властей. Более того, впервые в русской судебной практике уголовное судопроизводство было отделено от гражданского. Вместе с тем в организации суда сохранился сословный принцип, т.е. лица, принадлежавшие к разным сословиям судились в разных судах, где судьями были представители тех же сословий.

Введение свобода предпринимательства. Императрица отлично сознавала, что мощная индустрия и процветающая торговля - непременное условие успешного осуществления любого замысла и внутри страны и вне нее. В основе развития промышленности и торговли, считала она, должен лежать принцип свободного предпринимательства, базирующегося на частной собственности. Развитие и внедрение этого принципа в российскую жизнь проводилось постепенно. Были ликвидированы монополии в некоторых отраслях, упростился порядок организации новых предприятий, их регистрации. Введены льготы для купцов первой, второй и третьей гильдий, а одновременно увеличен имущественный ценз для записи в них, т.е. право на запись в купеческую гильдию получали лишь наиболее богатые, кто был в состоянии «объявить» определенный капитал. Закреплена частная собственность на владение фабриками и заводами, введено право открывать промышленные предприятия без какого-либо специального разрешения правительственных органов, заключались международные конвенции об охране торгового мореходства, в зарубежных морских портах открылись российские консульства и т.д.

Полицейская реформа: Введение «Устава благочиния, или полицейского», согласно которому за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственный контроль.

Городская реформа: «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Прежде всего адресована она была не какому-то определенному сословию и в ней рассматривались не только личные и сословные права городского населения, но и вопросы организаций и деятельности купеческих гильдий, ремесленных цехов и органов городского самоуправления.

Жалованная грамота дворянству: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Главным замыслом Екатерины было создание законодательства о сословиях. 21 апреля 1785 г. она издала сразу два обширных документа, которые в исторической литературе принято именовать Жалованными грамотами дворянству и городам. Первый из этих документов законодательно оформлял все права и привилегии дворянства, которых оно добивалось на протяжении столетий.

Утвержденные грамотой 1785 г. сословные привилегии окончательно отделили дворянство от всех прочих слоев русского общества, упрочив господствующее положение этого сословия.

Образовательная реформа: создание системы образовательных учреждений. Создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которых работал специально приглашенный из Австрии известный педагог В.И.Янкович де Мириево. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.

В результате всех этих мер в Росси впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах и это практически закрывало доступ к обучению в них крестьянских детей.

В меньшей мере изменения коснулись сельского хозяйства, развитие которого носило в основном экстенсивный характер, т.е. шло главным образом за счет освоения новых территорий, а сельскохозяйственная техника, методы хозяйствования и, следовательно, производительность труда оставались практически неизменными. Правда, в это время появляются и первые энтузиасты научного земледелия, чему правительство всячески способствовало в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество для распространения научных знаний в области хозяйствования и прежде всего в агрономии. Издававшиеся обществом «Труды» были не менее популярны у читающей публики, чем сочинения французских просветителей. Всё это, однако, не привело к серьёзным сдвигам в сельском хозяйстве, да и не могло привести, покуда в основе сельскохозяйственного производства лежал труб крепостных.

В целом, несмотря на все сложности и недостатки, российская экономика второй половины 18 в. развивалась вполне успешно. Правительственные указы, направленные на стимулирование производства и торговли на принципах свободного предпринимательства, как бы открыли последние шлюзы, дав возможность до конца использовать потенциал феодально-крепостнического государства. Однако этого потенциала могло хватить лишь ненадолго, так как на пути нормального развития страны непреодолимой преградой стояло крепостничество. Каково же было отношение императрицы к крепостному праву и что происходило в этой сфере во время её царствования?

В своих мемуарах Екатерина высказывалась по этому весьма однозначно:

«Предрасположение к деспотизму прививается с самого раннего возраста к детям, которые видят, с какой жестокостью их родители обращаются со своими слугами, ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки при малейшей провинности тех, кого природа поместила в этот несчастный класс, которому нельзя разбить свои цепи без преступления. Едва посмеешь сказать, что они такие же люди как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями; чего я только не выстрадала от такого безрассудного и жестокого общества, когда в комиссии для составления нового Уложения стали обсуждать некоторые вопросы, относящиеся к этому предмету, и когда невежественные дворяне число которых было неизмеримо больше, чем я когда-либо могла предполагать, ибо слишком высоко оценивала тех, которые меня ежедневно окружали, стали догадываться, что эти вопросы могут привести к некоторому улучшению в настоящем положении земледельцев.»

В другом документе, написанном рукой императрицы, читаем:

«Великий двигатель земледелия - свобода и собственность. Когда каждый крестьянин будет уверен, что - то, что принадлежит ему, не принадлежит другому, он будет улучшать это. Государственные налоги ему не тяжелы, ввиду того, что они очень умеренны, если государство вовсе не нуждается в увеличении доходов, земледельцы могут располагаться как им удобно, лишь бы они имели свободу и собственность».

Екатерина была недалека от истины, когда говорила, что её могут побить камнями при малейшей попытки поднять вопрос об отмене крепостного права. В защите своей главной привилегии, составлявшей основу его экономического благосостояния, дворянство, ставшее к этому времени серьёзной политической силой, было готово идти до конца, и императрица могла легко лишиться трона. Однако не следует думать, что взгляды Екатерины II носили однозначно крепостнический характер и сравнимы в этом отношении со взглядами, например, революционных демократов 19 в. Отрицание императрицей крепостничества, как явления антигуманного, противоречащего основным принципам Просвещения и вредного с экономической точки зрения, соединялись с представлением, с одной стороны, с духовной неразвитости народа и необходимости его просвещать, а с другой о довольно благостных в целом взаимоотношениях крестьян и их хозяев. Подобный взгляд был характерен не только для императрицы, но и для многих просвещенных людей этого времени. Так, например, Е.Р.Дашкова в беседе с Дени Дидро объясняла ему, что народ напоминает ей слепца, живущего на вершине скалы и не ведающего об этом. Внезапно прозрев, он станет глубоко несчастен:

«Просвещение ведет к свободе, свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок. Когда низшие классы моих соотечественников будут просвещены, тогда они будут достойны свободы, так как они тогда только сумеют воспользоваться ею без ущерба для своих сограждан и не разрушая порядка и отношений, неизбежных при всяком образе правления».

Итак, бороться с крепостниками открыто Екатерина не могла, хотя определенные планы в отношении изменения положения крестьянства у нее были. Между тем само явление крепостничества, как всякое явление общественно-политической жизни, не могло, естественно, оставаться неизменным, но менялось оно в сторону усиления эксплуатации крестьян и ухудшения их положения.

Понятно, однако, что завершить реализацию своей программы по созданию в России сословий Екатерина не могла, минуя самое многочисленное сословие - крестьян. Документы свидетельствуют, что был заготовлен проект жалованной грамоты и крестьянам, но он не был утвержден. Адресована грамота была не всем крестьянам, а лишь государственным, которые именовались в ней « свободными сельскими жителями» и наделялись правами, сходными с правами горожан. Согласно проекту грамоты, в деревнях должна была появиться новая система управления - сельский старшина, староста и «управительских дел горница», сходная по функциям с губернским дворянским собранием и градским обществом. Как и другие сословия, крестьяне делились на шесть категорий, причем первые две освобождались от телесных наказаний.

Рассматривая все три грамоты, современный американский историк Дэвид Гриффитс пришел к выводу, что в совокупности они образуют « конституцию в дореволюционном значении этого слова», имея в виду, что первоначально, до Французской революции 1789 г., слово « конституция» означало в целом способ устройства, организации чего-либо. Целостное рассмотрение грамот, с точки зрения Д. Гриффитса, «обнаруживает и целостную политическую программу, отражающую ясные и взаимосвязанные представления императрицы о форме общественного устройства. Это не либеральные и не консервативные представления, не про - и не антидворянские. Это характерные для начала Нового времени представления о хорошо регулируемом обществе сословной структурой».

Однако, как уже сказано, третья грамота так и не была издана. Причины этого ясны: сопротивление дворянства, которое Екатерина была не в состоянии преодолеть. В этих условиях императрица реализовала поставленную ею цель в той мере, в какой это вообще было возможно без опасения вызвать серьезные социальные потрясения, и с этой точки зрения ее реформы нужно признать удавшимися. Именно с екатерининского времени, по мнению историков, можно говорить о появлении в России полноценных сословий. Но сама императрица и после 1785 г. продолжала работать над законодательством и, как свидетельствуют сохранившиеся архивные документы, не оставила идеи создания сословного строя в полном объеме. Так, она намеревалась учредить особый орган с функциями верховного суда, состоящий из выборных представителей трех сословий: дворян, мещан и крестьян. Сохранились также ее разработки в области семейного, имущественного, уголовного права. На 1797 г. была намечена новая реформа Сената. Среди проектов можно встретить и размышления о путях ликвидации крепостного права. Так, в одной из записок читаем:

«Вот удобный способ: поставить, что как только отныне кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки ее новым владельцем, а в течение сотни лет все или по крайней мере большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен».

Как видим, Екатерина не надеялась на скорое освобождение крестьян, да и вообще считала «резкий переворот» вредным. По другим сведениям, она готовила указ, который объявлял свободными всех детей крепостных, родившихся после 1785 г. впрочем, все это были лишь проекты. Реальные же реформы казались не только сферы внутреннего управления, сословной организации и экономики. Среди важнейших следует назвать реформу образования.

Будучи прилежной ученицей философов-просветителей, Екатерина понимала, что успех любых социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности воспринимать новое.

В начале упоминалось о том, что пример императрицы, увлекавшейся чтением и сочинительством, имел благотворное влияние и на развитие русской культуры. Это был тот короткий период, в течение которого существовал своего рода союз государства и культуры, когда культура остро нуждалась в поддержке государства.

Огромной заслугой Екатерины является подъем культурной жизни в стране. Она плохо разбиралась в изобразительном искусстве, но при ней возникла внушительная основа коллекций сегодняшнего Эрмитажа: ее агенты-искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей и владетельных особ, покупая шедевры и целые коллекции для северной Семирамиды, как называли Екатерину французские просветители. Императрица, мягко выражаясь, не очень-то чувствовала музыкальную гармонию, но при ней в Петербурге получила постоянную “прописку” оперная труппа итальянцев, а опера “Севильский цирюльник” Паизиелло впервые в 1782 году исполнялась в концертном зале Эрмитажа, После своей первой поездки по России в шестьдесят шестом году Екатерина, когда ей довелось увидеть и услышать пение приветственных кантов, народные мелодии и пляски, обратила внимание на воспитание отечественной музыкальной смены. И это выразилось в конкретной поддержке музыкантов-россиян через дирекцию императорских театров.

Эпоха Екатерины II - это время расцвета русской архитектуры. В это время жили и творили архитекторы Р. П. Никитин, Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен - Деламот, И.Е. Старов, В.И.Баженов.

Особая заслуга принадлежит императрице в развитии русской журналистики, расцвет которой пришелся на 60-70-е годы 18 века. В 1769 г. императрица основала сатирический журнал “Всякая всячина”, официальным редактором которого был ее статс-секретарь Г.В.Козицкий. Это издание было необходимо Екатерине, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения на общественно значимые проблемы. В журнале она опубликовала несколько статей, в которых в иносказательной форме объяснила причины неудачи Уложенной комиссии.

"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно работу над законодательным проектом.

В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов.

Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение. Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантии гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование правовой системы в духе этих начал.

Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на её особую обширность. Главная из таких закономерностей - "Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства". А "всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно". Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей "направить к получению самого большого ото всех добра", способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве. Это показывает, что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм монархии.

Главы 9 и 10 устанавливали принципы законодательства в сфере уголовного права. Правильно построенный уголовный закон провозглашался важнейшей гарантией гражданской "вольности". "Наказ" категорически воспрещал любые жестокие по форме наказания, сокращал возможные случаи смертной казни. Суд также учреждение не столько карательное, сколько орган охраны общества и гражданина. И так как суд действует в реальном сословном обществе, то в нём гарантии судебной справедливости должны заключаться в участии выборных представителей от сословий в рассмотрении дел.


Главы 11-18 посвящались законодательству в социально-правовой сфере и гражданскому праву. Общество разделено на три сословия, исходя из естественного и исторического различия занятий. Более почётное место дворян гарантировало им особые привилегии на службе, в собственности. Но и для крестьянства важно "учредить что-либо полезное". Закон должен охранять всех, но гражданские права предоставляются соответственно сословно.

Последние, 19 и 20 главы "Наказа" устанавливали некоторые правила в отдельных вопросах законодательства. Декларировалась свобода вероисповедания, запрещались не предусмотренные законом суды.

Несмотря на полную неудачу Комиссии, она всё-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины II. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 гг. Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом мнения как сословий, так и отдельно избранных ими лиц о предметах, интересовавших императрицу, были высказаны. Был собран огромный фактический материал, отразивший картину взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества. Кроме того, Екатерина сумела заставить россиян задуматься о государственной вольности, политических правах, веротерпимости, равенстве всех подданных перед лицом Закона. Комиссия показала, что именно надо исправить и к чему нужно приложить эти принципы. После роспуска Комиссии Уложения Екатерина II начала собственную разработку серии законодательных актов, составивших реформу "просвещённого абсолютизма", основой для которой стали принципы и правила ранее изданного "Наказа". Особенно важное значение имела реформа местного самоуправления.

Губернская реформа

Губернские учреждения императрицы Екатерины II составили целую эпоху в истории местного управления России. В 1775 году вышел в свет обширный законодательный документ "Учреждение для управления губерний". В соответствии с этим документом вступило в силу новое административно-территориальное деление, были внесены большие изменения местного управления. Эта система просуществовала почти столетие.

Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый правительством губернатор со своим заместителем - вице-губернатором. Иногда две или три губернии объединялись под управлением наместника - генерал-губернатора. Страна была разделена на 50 губерний; провинции были упразднены, каждая губерния делилась на 10-12 уездов. В основе такого деления лежал принцип численности податного населения. Для губерний и уездов было установлено определённое количество жителей: по 300-400 тысяч и по 20-30 тысяч человек соответственно.

С изменением границ прежних административных территорий возникли новые уездные и губернские центры. Система местной власти была реорганизована. Слабость прошлой местной власти проявлялась в её неспособности собственными силами подавить антиправительственные выступления. Это убедительно доказали события московского "чумного бунта" 1771 г. (широкого выступления, вызванного строгостями карантина), а особенно восстание Пугачёва. Теперь в распоряжении центральной власти находились многочисленные административные учреждения, любое вооружённое выступление встретило бы скорый и жестокий отпор.

Екатерина II выработала свои положения о губерниях, стремясь, в первую очередь, увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы. В каждом губернском городе были установлены: губернские правления во главе с губернатором (имело административный характер, представляло правительственную власть и являлось ревизором всего управления), уголовная и гражданская палаты (высшие органы суда в губернии), казённая палата (орган финансового управления), верхний земской суд (судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами), губернский магистрат (судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них), верхняя расправа (судебное место для одноверцев и государственных крестьян), приказ общественного призрения для устройства школ, богаделен и т. п. Все эти учреждения носили коллегиальный характер и считались сословными, но реально вся власть принадлежала губернатору.

В каждом уездном городе находились: нижний земский суд (ведал делами уездной полиции и администрации, состоял из исправника и заседателей), уездный суд (для дворян, подчинялся Верхнему земскому суду), городской магистрат (судебное место для горожан, подчинялось губернскому магистрату), нижняя расправа (суд для государственных крестьян, подчинялся верхней расправе).

Судебная реформа

Впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Деятельность новых органов приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали участие местные жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суды для дворян, городского населения и для тех крестьян, которые не находились в крепостной зависимости.

Вследствие областной реформы был усилен полицейско-дворянский надзор за населением, увеличено число чиновников. Появились 216 новых городов за счёт упразднения автономии окраин (в 1775 г. была уничтожена Запорожская Сечь, упразднено казачье самоуправление на Дону, ликвидирована автономия Эстляндии и Лифляндии).

Таковы были главные меры, предпринятые Екатериной II относительно управления государством. В результате императрица усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. Но недостатком местного учреждения 1775 г. явилась прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. За исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения) все остальные были органами какого-либо одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было нововведением для горожан, но было крупной реформой для дворянства.

"Жалованная грамота дворянству"

В 1785 году Екатерина II обнародовала Жалованную грамоту дворянству и в ней подтвердила все его права, полученные от прежних государей, наделив новыми.

При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передаёт его жене и детям. Он освобождался от податей и телесных наказаний, владел как неотъемлемой собственностью всем, что находилось в его имении, освобождался окончательно от обязательной прежде государственной службы, но не мог принимать участие в выборах на дворянские должности, если не имел офицерского чина. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осуждённых дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось "благородным".

Крестьянские реформы

Она запретила свободным людям и отпущенным на волю крестьянам вновь вступать в крепостную зависимость. По её распоряжению для вновь учреждённых городов правительство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан. Дети крепостных, принятые на государственное попечение в воспитательные дома, становились свободными. Екатерина готовила указ, согласно которому дети крепостных, родившиеся после 1785 года, считались вольными. Мечтала она осуществить и другой проект - он привёл бы к постепенному освобождению крестьян при переходе имений из одних рук в другие. Но опубликован этот проект не был, так как императрица опасалась дворянского недовольства.

"Жалованная грамота городам"

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения ("настоящих городовых обывателей", то есть владельцев недвижимой собственности в черте города); купцов трёх гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; "именитых граждан" - большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы её функции передавались исполнительному органу - шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке.

Сопоставление всех трёх документов (Жалованной грамоты дворянству, Жалованной грамоты городам и неопубликованной Жалованной грамоты государственным крестьянам) позволяет считать, что императрица не столько стремилась поддержать то или иное сословие, сколько заботилась об усилении государства, основой которого были, по её мнению, сильные сословия западноевропейского типа. Именно при Екатерине II начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий.

Важную роль в формировании гражданского общества Российской империи играли и другие труды по законодательству и праву, разработанные Екатериной II в 1770-1780 годах. Екатерина II занималась другими проектами: о переустройстве тюрем, об изменении розыскного порядка. Из Уложения вырос небольшой указ 1781 года об изменении ответственности за разные виды воровства. Одновременно Екатерина составила обширный устав благочиния, обнародованный в 1782 году. В Уставе были определены принципы реформирования учреждений полиции в стране, новые задачи полицейских учреждений - не только по розыску преступников и охране порядка, но и по регулированию вообще социальной жизни в городах. Устав включил и Уголовный кодекс (поскольку в полномочия было внесено право не только отдавать под суд, но и самой определять наказания за малозначительные преступления).

Развитие торговли и промышленности

Из отдельных мероприятий просвещённого правительства Екатерины II выделяется также покровительство императрицы русской торговле, доказательством чего является Жалованная грамота городам 1785 года. На таком отношении Екатерины к русской торговле и промышленности сказывалась зависимость императрицы от западноевропейских идей. С Петра I в России над торговлей и промышленностью установилась система старого правительственного контроля, и деятельность торгово-промышленного класса была стеснена регламентацией. Екатерина II сняла эти стеснения, уничтожила органы контроля - Берг-Мануфактур-коллегию. Она содействовала развитию промышленности и торговли. При ней впервые были выпущены ассигнации, или бумажные деньги, что очень помогло торговле. Желая лучше организовать кредит, Екатерина II учредила государственный заёмный банк с большим капиталом.

В ноябре 1775 года для развития торговли и промышленности был издан Манифест о свободе заведения промышленных предприятий ("станов"), объявлена свобода предпринимательства. Купцы, владевшие капиталом свыше 500 рублей, освобождались от подушной подати и платили сбор в один процент с капитала; освободиться от рекрутской повинности представитель купеческого сословия мог заплатив 360 рублей. Также в 1775 году императрицей был принят льготный таможенный тариф для черноморских портов и отменены промышленные и торговые монополии. Освоение южной России сделало возможной торговлю зерном на Чёрном море; в России закладывались новые города, была построена военно-морская база в Севастополе. Эти мероприятия, проведённые Екатериной в экономической политике России, способствовали расширению экспорта и совершенствованию различных отраслей промышленности.

Расширение народного образования

К важным результатам деятельности правительства "просвещённого абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. Екатерина II в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений.

В соответствии с "Генеральным учреждением о воспитании обоего пола юношества" были открыты училище при Академии художеств (1764 г.), Общество двухсот благородных девиц (1764 г.) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772 г.)

В 1782 году для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Эти училища являлись всесословными и содержались за счёт государства.

Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко, ведь речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.

Организация врачебной помощи населению

Примечательно и то, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при императрице попытку правильно организовать врачебную помощь по всей стране. Медицинская комиссия, учреждённая в 1763 году, и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи и готовить медицинских работников. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Город должен был также заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за границы и проводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов. В 1783 году Екатерина II организовала медицинскую службу для наблюдения за состоянием здоровья населения. Она учреждала больницы и психиатрические лечебницы.

Развитие русской науки

Большой шаг вперёд делает русская наука. В 1783 году была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы. Существовавшая с петровских времён Академия наук за 1768-1774 годы провела пять географических экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет двадцать пять томов древних русских документов. В 1765 году возникает Вольное экономическое общество, предназначенное для популяризации передовых агрономических знаний и содействия помещичьему рационализаторству. В трудах Вольного экономического общества печатались многочисленные статьи по организации и ведению сельского хозяйства. В Академии наук значительно возросло число русских учёных, среди них - выдающиеся натуралисты И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, астроном С. Я. Румовский, минеролог В. М. Севергин и другие. Ко второй половине XVIII века относилась деятельность видных историков М. М. Щербатова и И. Н. Болтина; активно публиковались источники по русской истории (Н. И. Новиковым, Академией наук). Издательская продукция увеличивается чрезвычайно. За весь XVIII век в России было издано 9500 книг, из них около 85% приходилось на царствование Екатерины II. 15 января императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии.

Положительные изменения произошли и в организации научно-исследовательской работы. В 1783 году директором Российской академии наук была назначена княгиня Е. Р. Дашкова, проявившая недюжинные способности на административном поприще. За двенадцать лет её пребывания на этом посту были приведены в порядок академическое хозяйство и академические учебные заведения, налажена работа общедоступных курсов по основным отраслям наук, активизировалась издательская деятельность Академии.

Основные реформы Петра I.

1. 1708-1710 гг. - областная реформа (реформа местного управления). Ещё в 1702 г. уничтожены должности губерных старост и заменены воеводами. В 1708 г. произошло деление страны на губернии и уезды. Областное управление много раз изменялось в частностях. В 1719 г. приняло следующие окончательные формы: государство поделено на 12 губерний, губернии - на провинции (около 50), провинции - на уезды. Во главе губернии стоит губернатор, во главе провинции - воевода или вице-губернатор, в уездах финансовое и полицейское управление возложено на земских комиссаров. Попытки отделить суд от администрации были неудачны и с 1722 г. администрация снова участвует в деле суда.

2. Боярская Дума при Петре распущена - это знаменует собой переход от сословно-представительной монархии к абсолютной. В 1711 г. учреждён Сенат, который стоит во главе всего управления (Сенаторы - граф Мусин-Пушкин, Тихон Стрешнев, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгоруков, Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, Михаил Сомарин, Василий Апухтин). Сенат стал высшим правительственным и судебным органом, контролировал администрацию и коллегии. В 1721 г. установлена должность генерал-прокурора - это самое властное лицо в администрации.

3. 1718-1720 гг. - образование 12 коллегий вместо приказов во главе с прокурорами: иностранных дел, военная, адмиралтейская (морская), штатс-коллегия (ведомство расходов), камер-коллегия (ведомство доходов), юстиц коллегия, ревизион-коллегия, коммерцколлегия (торговля), мануфактур-коллегия (промышленность), Главный магистрат (городское управление), берг-коллегия (горное дело), вотчинная коллегия (промышленность). Наряду с коллегиями существовали часть канцелярий и приказов (например, Сибирский приказ). Коллегии были подчинены Сенату. Несмотря на новые формы и названия, основа административной системы оставалась старая - все управление осталось исключительно в руках дворянских.

4. Проведенные Петром меры в отношении сословий не изменили их положения в государстве, изменилась несколько сама организация сословий и организация повинностей. 1714, 1723 гг. - введение первоначального обязательного образования для дворян. 1722 г. - "Табель о рангах" - лестница служебных чинов, включающая 14 рангов. Приоритет личных заслуг. Законодательство Петра превратило старые поместья в вотчины, т.е. наследственную собственность. Указом 1714 г. Петр запретил дворянам дробить земли при завещании сыновьям (закон о единонаследии, был отменен в 1731 г. по настоянию дворян).

Городское сословие получило новую организацию. В 1699 г. городам было дано самоуправление. В 1720 г. учрежден главный магистрат, ведающий городским сословием. Оно поделено на гильдии, высшие освобождены от рекрутской повинности. 1718-1722 гг. - проведена перепись населения, введена подушная система налогообложения. Несмотря на отсутствие прямых законов, крестьяне повсеместно по обычаю приравнивались к холопам (кроме черносошных, монастырских, дворцовых, приписных). 1721 г. - указ Петра, разрешивший заводчикам покупать крестьян.

5. Военные реформы Петра I были направлены на укрепление зачатков регулярной армии. В 1715 г. Сенат постановил как норму, брать одного рекрута с 75 дворов владельческих крестьян и горожан. Обязательная служба дворян. К 1725 г. русская регулярная армия состояла из 210 тыс. человек, 100 тыс. казацких войск. Во флоте - 48 линейных кораблей, 787 галер и мелких судов и 28 тыс. человек.

6. Большие усилия приложил к развитию промышленности, освоению рудных и иных месторождений, обучению специалистов, развитию торговли. При Петре было основано более 200 фабрик и заложены целые отрасли промышленности.

7. Поощрение наук и образования. 1725 г. - открыта Петербургская Академия наук. 1712 г. - столица переведена из Москвы в Петербург. Значительно возросло книгопечатание, за которым лично следил Петр. В 1703 г. начинает регулярно выходить первая русская газета - "Ведомости". Устроение музеев и библиотек. 1714 г. - открытие Кунсткамеры. Исследования Сибири.

8. 1721 г. - "Устав о наследии престола" - определение наследия отдавалось на волю государя.

9. 1722 г. - учреждение полиции в Москве.

10. Более 20 лет (1700-1721 гг.) церковь управлялась без патриарха. 14 февраля 1721 г. - учреждение Синода. Эта духовная коллегия заменила патриаршую власть и состояла из 11 человек. С учреждением Синода церковь становилась в зависимость не от государя, как прежде, а от государства. Управление церковью было введено в общий административный порядок. Реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила ее того политического влияния, которое имели патриархи. Церковная юрисдикция также ограничена. Масса дел от церковных судов перешла в суды светские. Часть недвижимого церковного имущества была изъята из хозяйственного ведения духовенства. Управление им было передано Монастырскому приказу. В эпоху Петра наблюдается большая веротерпимость. В 1721 г. разрешены браки с католиками и протестантами. В отношении русского раскола Петр сперва был веротерпим, но когда увидел, что религиозный консерватизм ведет к гражданскому консерватизму (противление его реформам), последовало ограничение прав раскольников и их репрессии.

Основные реформы Екатерины II.

Екатерина II (1729-1796 гг.) - русская императрица, одна из образованнейших женщин своего времени. Настроенная либерально, в практической деятельности руководствовалась русскими национальными традициями. В первый год правления восстановила Сенат (1762 г.), который разделила на 6 департаментов. Он был центральным административно-судебным учреждением, но без законодательных функций. Разработку нового законодательства взяла на себя, два года работая над принципами будущего кодекса. К 1767 г. появился написанный ею Наказ. При обсуждении с окружавшими ее государственными деятелями она неоднократно правила его и в окончательном варианте он мало напоминал начальный труд. Наказ стал изложением принципов, какими должен руководствоваться государственный человек. Для составления кодекса манифестом 14 декабря 1766 г. были созваны в Москву представители сословий и присутственных мест. Их собрание из 567 человек получило название "Комиссии для сочинения проекта нового уложения". С собой они привезли более 10 тыс. депутатских наказов. Несмотря на полную неудачу работы Комиссии (1767-1768 гг.) и отказ Екатерины от общей реформы законодательства, значение Комиссии состоит в том, что она дала богатый материал с мест и повлияла на всю деятельность Екатерины (отдельные части Комиссии работали до 1784 г.). Екатерина принялась по частям выполнять свой план реформ.

1. 1775 г. - "Учреждения для управлений губерний". Страна делилась на 51 губернию с примерно равной численностью жителей 300-400 тыс. человек. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. жителей. Екатерина стремилась увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к участию в управлении земские элементы. В каждом губернском городе были установлены: 1) Губернаторское правление во главе с губернатором; оно имело административный характер и представляло правительственную власть в губернии; 2) палаты уголовная и гражданская - высшие органы суда в губернии; 3) Палата Казенная - орган финансового управления; 4) Верхний земский суд - судебное место для дворянских тяжб; 5) Губернский магистрат - судебное место для лиц городского сословия; 6) Верхняя расправа - судебное место для однодворцев и государственных крестьян; 7) Совестный суд; 8) Приказ общественного призрения - для устройства школ, богаделен, приютов. Аналогичная структура была и в уездах. Выдержан принцип разделения ведомств и властей: административные-судебные-финансовые учреждения. Местные общества получили на сословном принципе широкое участие в делах местного управления: и дворянство, и горожане, и даже люди из низших слоев наполняли своими представителями новые учреждения. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, в центре осталось лишь общее руководство и наблюдение. Управление центральное при расцвете местного управления окончательно расстроилось и уже при Александре I были образованы министерства. Учреждение 1775 г. давало дворянству самоуправление и внутреннюю организацию. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда. Таким образом, вся Россия от высших до низших ступеней стала управляться дворянством.

2. Позднее Екатерина те же факты, ею установленные, а равно прежние права и преимущества дворян изложила в особой Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Это не новый закон о дворянстве, а систематическое изложение прав и преимуществ дворян. Грамота установила, что дворянин не может иначе, чем по суду, лишиться своего звания, передает его жене и детям; судится только равными себе; свободен от податей и телесных наказаний; свободен от государственной службы, но для выборов на дворянские должности должен иметь "офицерский чин"; владеет как неотъемлемой собственностью всем, что находится у него в имении. Таким образом, дворянство к концу XVIII в. получило исключительные личные права, широкие права сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление.

3. Крестьянин в правление Екатерины фактически приравнен к холопу. Однако, в глазах закона он был и рабом и гражданином: крестьяне продолжали считаться податным сословием, имели право искать в судах и быть свидетелями в суде, могли вступать в гражданские обязятельства и даже записываться в купцы с согласия помещика, казна допускала их к откупам за поручительством помещика. Однако, фактически век Екатерины был временем наибольшего развития крепостной зависимости.

4. Многочисленные мероприятия по устройству образования, искусства, медицины, торговли и промышленности: 1) Устройство Воспитательных домов в Москве (1763 г.) и Петербурге (1767 г.), закрытых институтов для девиц-дворянок и девиц горожанок (с 1764 г.), кадетского корпуса. 2) В каждом уездном городе открылись Малые народные училища, в каждом губернском - Главные народные училища, предполагалось открыть несколько новых университетов. 3) В 1763 г. учреждена Медицинская комиссия. Каждый город и уезд должны были устраивать госпитали и больницы, приюты (богоугодные заведения), заботиться об образовании лекарей и хирургов, основывать аптеки и фабрики хирургических инструментов. 4) 1785 г. - Жалованная грамота городам - подтверждало право городского самоуправления. 5) Учрежден Государственный заемный банк с большим капиталом и низким (6%) процентом. 6) Екатерина уничтожила органы государственного контроля над промышленностью и торговлей и позволила им развиваться свободно. Построены фабрики стальных изделий, кожевенные заводы, мануфактуры. Разведение шелковичных червей. 7) Снаряжение морских экспедиций в Тихий и Ледовитый океаны, к берегам Азии и Америки.

5. Внешняя политика. Петр решил только шведский вопрос. Перед Екатериной стояли польский и турецкий вопросы. В результате двух русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия получила берега Черного моря и Азовского, присоединила Крым, получила Очаков. В результате активной политики на Западе и трех разделов Речи Посполитной Россия получила Белоруссию по первому разделу, еще 4500 квадратных миль по второму разделу, Литву и Курляндию по третьему. Русские земли, в течении многих веков бывшие под властью Литвы и Польши, возвратились к России. Не была возвращена только Галиция. При Екатерине II выдвинулись видные военначальники: А.В.Суворов (1729-1800 гг.), Ф.Ф.Ушаков (1744-1817 гг.), П.А.Румянцев (1725-1796 гг.), Г.А.Потемкин (1739-1791 гг.).

Передвижники . Во 2-й четверти XIX в. начинается постепенное утверждение реализма во всех видах русского искусства. В живописи появляются картины на бытовые темы, которые не укладываются в строгие рамки, преписываемые Императорской Академией Художеств. В 1870 г. по инициативе И.Н.Крамского, Г.Г.Мясоедова, В.Г.Перова образовалось товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1871 г. они устроили 48 передвижных выставок по всей стране. Они ознакомили общество с русским искусством, сделали его доступным русской провинции. Сюжеты картин - современная русская жизнь, родная природа, история русского народа. ТПХВ стало символом искусства демократического, восприимчивого к новому. В его состав в разное время входили И.Репин, В.Суриков, В.Маковский, А.Саврасов, И.Шишкин, А. и В.Васнецовы, А.Куинджи, В.Поленов, Н.Ярошенко, И.Левитан, В.Серов. Важную роль в развитии художественной деятельности передвижников сыграл П.М.Тре-тьяков, приобретая в свою галерею их полотна. ТПХВ распалась в 1923 г.

Податные сословия - в России XVIII-XIX вв. группа населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и др. натуральные повинности.

Подворное обложение - прямые налоги с каждого двора.

Подушная подать - в XVIII-XIX вв. основной прямой налог, облагались все мужчины ("души") податных сословий.

Посадские люди - в России торгово-промышленное городское население.

Просвещенный абсолютизм - политика абсолютизма в ряде европейских стран во второй пол. XVIII в., выражалась в уничтожении "сверху" и в преобразовании наиболее устаревших форм феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы - крестьянские, судебные, управления, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители - Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России. Используя популярность идей французского Просвещения, они изображали свою деятельность как "союз философов и государей". Просвещенный абсолютизм был направлен на укрепление господства дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада.

Редукция - (от лат. - возвращение) изъятие у феодальной аристократии земель, которые отдаются в аренду, а крестьяне при этом освобождаются от крепостной зависимости, проведена Карлом XI - королем Швеции во второй пол XVII в.

Респектабельный - почтенный, солидный.

Россия и Кавказ в XIX в. В XIX в. Россия проводит на Кавказе активную политику. В 1801 г. выходит Манифест Павла I о присоединении Грузии к России. В 1802-1806 гг. в состав России вошли: Кубинское и Талышское ханства, Менгрелия. Русские завоевали Гянджийское ханство, включили в состав России Карабахское, Шекинское и Ширванское ханства, взяли Баку и Дербент. В 1810-1813 гг. в состав России вошли Абхазия, Имеретия и Гурия. Турция признала факт вхождения в состав России этих территорий. В результате войны с Персией и Турцией по Адрианопольскому мирному договору 1829 г. Россия закрепила за собой Черноморское побережье от устья Кубани до Поти. Завоевание Северного Кавказа длилось долго: с 1817 по 1864 г. – это так называемая Кавказская война. Она начинается с продвижения русских в Чечню и Дагестан и характеризуется упорными кровопролитными боями. Главные действуеющие лица с российской сторорны – командующие русскими войсками на Кавказе генерал Ермолов А.П., генерал-фельдмаршал Паскевич И.Ф., со стороны горцев – Гази Магомед, Шамиль.

Русский терроризм – его возникновение связанов России с социальными сдвигами, произошедшими в результате великих реформ 1860-х гг. Его стратегия сопряжена с тактическим многообразием форм и методов. Популярны идеи цареубийства, истребления "императорской" партии. Сочетался с макиавеллизмом и мистификацией. Политико-идеологическое обоснование относится к 1860-м гг.; как общественное явление сложился в 1870-е гг., когда теориря и практикаа терроризма стали политикой. Одной из особенностей русского терроризма было "женское лицо" – треть первого состава исполкома "Народной воли", известные террористки В.Засулич, С.Перовская, Д.Бриллиант и др. 1878-1882 гг. можно назвать "террористическим пятилетием". Наиболее известные террористические акты – покушение на Лорис-Меликова М.Т. в 1880 г., убийство Александра II в 1881 г., убийство Столыпина П.А.в 1911 г. В дальнейшем активно применялся партией эсеров.

"Священный Союз" - реакционный союз Австрии, Пруссии и России, заключенный в Париже 26 сентября 1815 г., после падения Наполеона I. В 1815 г. к нему присоединилась Франция и ряд европейских государств. Почин в заключении союза принадлежит Александру. Монархи обязались пребывать в вечном мире; “подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь”; управлять подданными, “как отцы семейств”; в политических отношениях руководствоваться заповедями любви, правды и мира. Однако, очень скоро союзники Александра воспользовались этим союзом в практических целях. Обязанность государей помогать друг другу была истолкована так, что государи должны вмешиваться во внутренние дела других государств и поддерживать в них законный порядок (особенно эту линию проводила австрийская дипломатия во главе с Меттернихом). Фактически это вылилось в подавление революционных и национально-освободительных движений. Священный Союз санкционировал вооруженную интервенцию и подавление австрийскими войсками революций в Неаполе (1820-1821 гг.), Пьемонте (1821 г.) и французскими войсками в Испании (1820-1823 гг.). Противоречия между Европейскими державами и развитие революционных движений расшатали Священный Союз, и в начале 30-х годов он фактически распался.

Сенат - в России в 1711 - 1917 гг. - Правительствующий Сенат, высший государственный орган, подчиненный императору, учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. Состав его определялся лично императором из гражданских и военных чинов первых трех классов по Табели о рангах и возглавлялся генерал-прокурором. В Сенат по должности входили министры, их товарищи (заместители министров), обер-прокурор Синода. Состоял из 6 департаментов.

Синод - один из высших государственных органов в России 1721-1917 гг. Введенный Петром I вместо упраздненной должности патриарха, ведал делами православной церкви. Возглавлялся обер-прокурором, назначаемым царем. После 1917 г. - совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси.

Славянофильство - направление русской общественной мысли сер. XIX в. Основные черты:

1. Выступали за отличный от европейского путь развития России на основе ее самобытности.


Похожая информация.


Реформы Екатерины 2 (кратко)


Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в правление императрицы Екатерины 2.

Губернская реформа:


«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:


Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:


Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:


15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:


Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:


В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования


Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа


В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

(1762 - 1796)
Сельское хозяйство . При Екатерине были приняты законодательные акты, позволяющие сказать, что крепостное право достигло своего пика. Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу. По указу 1763 г. крестьяне должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений. В 1767 г. был издан указ, запрещавший крестьянам подавать жалобы императрице на своих помещиков.
Промышленность . В 1785 г. было издано специальное «Ремесленное положение», по которому не менее 5 ремесленников определенной специальности должны были составить цех, избиравший своего старшину.
Финансы . При Екатерине впервые в 1769 г. появились бумажные деньги . Также впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. в Голландии, второй - в следующем году в Италии.
Первые годы царствования. Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на 6 департаментов с определенными полномочиями и компетенцией. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая все более переходила к императрице. В 1764 г. было отменено гетманство на Украине. Автономия Украины была ликвидирована.
Губернская реформа 1775 г. Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 г. 7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии, во главе которых стояли губернаторы. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам. При губернии создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством, школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения. Губернии делились на уезды. В них по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер. В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий. В городах вводился строгий полицейский контроль. После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий перешли к губернским органам.
Жалованные грамоты дворянству и городам. 21 апреля 1785 г. были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Изданием этих грамот Екатерина регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Также теперь горожане делились на 6 разрядов: дворяне и духовенство, купцы, цеховые ремесленники, иностранцы, именитые горожане, посадские. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского главу и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган - шестигласную думу .
Реформа образования. Екатерина придавала огромное значение образованию в жизни страны. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной ее заслугой в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования , не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных).
Значение реформ . Крепостное права достигло своего величия, была проведена колоссальная законодательная и административная работа, превратившая Россию в европеизированную державу.



Случайные статьи

Вверх