Реформы сервия туллия. Период царствования Сервия Туллия – удачное начало и трагичное завершение

Растущее богатство и мощь верхушки родовой знати, конфликт между патрициями и плебеями обусловили проведение предпоследним римским царем важных реформ. Сервий Туллий в середине VI века до н. э. разделил все население Рима на пять разрядов.

В I -й разряд вошли граждане, владеющие имуществом на сумму 100 и более тыс. ассов 1 Или земельным участком свыше 20 югеров.

II-й разряд - имущество на сумму 75 тыс. и более ассов или 15-20 югерами земли.

III-й разряд - имущество на сумму от 50 до 75 тыс. ассов или 10-15 югерами земли.

IV-й разряд - имущество на сумму от 25 до 50 тыс. ассов или 5-10 югерами земли.

V-й разряд - имущество от 11 до 25 тыс. ассов или менее 5 югеров земли.

Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определенное количество военных подразделений - центурий; следовательно, центурия была в первую очередь военной, но одновременно политической и податной единицей.

Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвертый - по 20; пятый - 30; таким образом, всего насчитывалось 170 классных центурий. С учетом внеклассных центурий их общее количество составляло 193.

Во вновь возникших народных собраниях по центуриям Каждая центурия имела один голос.

Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого разряда составляли в сумме 98 центурий, т. е. уже больше половины от 193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.

Каждые 5 лет производилась новая оценка имущества граждан и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

Кроме того, все население было разделено на территориальные округа - Трибы .

Всего было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста; его главная обязанность заключалась в сборе податей и налогов. В народных собраниях, которые стали созываться по трибам, каждая триба также имела один голос.

Население древнеримского государства-полиса составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их общественные антагонисты - плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатнейших римских родов, происхождение вторых не ясно и спорно. Несомненно только то, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги.

Для исторического этапа перехода от царства к республиканскому правлению характерны были некоторые пережитки родоплеменной организации. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее Народное собрание римской общины, решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - Сената. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает рексу Сервию Туллию. Время ее осуществления - VI в. до н. э.

Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. К первому разряду были отнесены патриции и плебеи, имущество которых оценивалось 8 100 тыс. ассов; ко второму разряду - в 75 тыс. ассов, к третьему - в 50 тыс. ассов и т. д. В особый разряд были выделены так называемые всадники. Стоимость их имущества превышала 100 тыс. ассов. Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий: первый разряд - 80, второй, третий и четвертый - по 20, пятый - 30. Одну-единственную центурию составили граждане, которые не имели имущества. Их называли пролетариями. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. Город был разбит на четыре территориальных округа - трибы. Каждая триба имела некоторые политические права и самоуправление.

Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства.

Заслуживает упоминания так называемый Лициниев закон, который предоставил плебеям право на италийскую землю. Был установлен максимальный размер частного землевладения - 500 югеров. Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступление, а также вследствие ссылки или изгнания. Политическое полноправие не означало еще полноправия гражданского, т. е. права распоряжения имуществом. Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб. Но он не мог замещать выборных должностей и вследствие питаемого к нему недоверия служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

Реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности. Возникновение римской государственности Древний Рим первоначально представляя собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство подчинивший весь Апеннинский полуостров. Со временем Рим стал могущественной державой.

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н. э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Таким образом, в VI-V в. в. до н. э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.

Источники: radnuk.info, otherreferats.allbest.ru, be5.biz, 5ballov.qip.ru, otvet.mail.ru

Ритуалы и верования индейцев

Загробный мир в понимании древних индейцев так же реален, как и наш земной. Люди сотворены Богом...

Цветной каньон в Египте

Каких только чудес не творила природа, и Цветной каньон на полуострове Синай - не исключение. Многие слышали об...

Путешествие в царство мертвых

Даже после расправы с богом огня Кагуцути, не затихла боль и горечь Идзанаги. Он так любил свою супругу...


Возникновение римской государственности.

Государственная надстройка, отражая и закрепляя в интересах экономически-господствующего класса основные процессы, претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при изучении римского государства необходимо выделять следующие периоды:

1. Разложение родового строя - военная демократия. Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появления классов, возникновения новых органов государственной власти.

2. Римская республика (III - I века до н.э.). В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие территории Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление захваченными территориями. Этот период сопровождался усилением классовой борьбы. Это привело к кризису Римской империи.

3. Римская империя (I век до н.э. - V век н.э.) - это период глубоких социальных потрясений римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, происходит стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинах Империи. Бурно развивается экономическая жизнь провинций. Но обострение классовой борьбы, углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры. Восстания рабов и гражданские войны потребовали установления жестких мер для охраны классового господства рабовладельцев.

Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью. Родовая община представляла собой родственную, хозяйственную общность людей. В течении длительного времени такая община была и ячейкой общественного самоуправления. На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес, избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей.

Развитие производительных сил привело к возникновению частной собственности отдельных семей. Богатеющие семьи получали возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменников.

На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая объединяла людей не по родственному, а по территориальному признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Родовой строй превратился в свою противоположность.

Организация власти выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военачальник является необходимым должностным лицом. Избравшая ею родовая знать и образует совет при военачальнике, совет воинов.

В этот период римская община состояла из двух основных социальных групп: патрициев и плебеев.

Патриции - члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям.

Плебеи - это население, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин, а также из чужестранцев. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле.

Браки между патрициями и плебеями не признавались законными.

Реформа Сервия Тулия

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи не входили в военную организацию. Возникло несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.

Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все население Рима - было разделено по имущественному цензу на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.

Так выглядела центральная организация в зависимости от имущественного ценза.

Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, не имели ничего общего, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано 21: 4 городских и 17 сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды.

Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, а куриатные собрания проводились в городе. Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.

Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции, - всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Причем только постепенно, центуриатные собрания вытеснили родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса.

Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения.

Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины, послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.

Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов.

Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.

Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.

Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой нового деления населения состояла в удовлетворении, прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому это можно назвать военно-административным делением.

Верховное командование в армии осуществлял орган патрицианской знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, выделял средства на ведение войны.

Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената (диктаторы). Они воплощали институт верховного командования.

Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.

Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.

Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Набор осуществлялся для каждой военной кампании.

В период реформы Сервия Туллия армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Разрастание магистратур происходило вследствие завоеваний. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором.

Так на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Рим данного периода - город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным земельным фондом и имели частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим земли.

Эта же военная организация воплощает главную силу власти господствующего класса и играет ведущую роль внутри государства. Его элементами выступали центуриатные и трибутные комиции, где сосредотачиваются три вида власти. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.



Причины реформ. Одной из основных причин реформ Сервия Туллия явилась необходимость поддерживать стабильность в формирующемся римском обществе. Другой причиной можно назвать потребность создания более стройной военной организации. Также не стоит забывать о политическом смысле реформ, который заключался в попытке царей найти социальную опору власти у других социальных групп помимо родовой аристократии.

Военно-политическая реформа. Сервий Туллий (около 579–535 гг. до н.э.) провел важную военно-политическую реформу, в основу которой был положен имущественный ценз. На основании имущественного положения он разделил все население Рима на пять классовнезависимо от старой сословной принадлежности. К 1-му классу относились наиболее состоятельные люди – владельцы полного земельного надела стоимостью не менее 100 тысяч ассов. Из них формировалось 98 военных центурий («сотен») – 80 центурий тяжело вооруженных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий всадников. Граждане 2-го класса владели 3/4 полного надела стоимостью не менее 75 тысяч ассов и выставляли 22 центурии, 3-го – половиной надела стоимостью не менее 50 тысяч ассов и формировали 20 центурий, 4-го – 1/4 надела ценой не менее 25 тысяч ассов, от них было 22 центурии, 5-го - 1/8 надела, стоившего не менее 12,5 тысяч ассов, они давали 30 центурий легковооруженных воинов. Из остального населения, имевшего меньший доход, была образована всего одна центурия. Это были так называемые пролетарии . Они не могли приобрести вооружение и на военную службу не призывались. Помимо военной организации новое деление общества изменило и политическую расстановку сил. Для решения важнейших вопросов римляне теперь собирались на центуриатные комиции . При голосовании каждая центурия имела один голос. Большинство голосов всегда получали представители 1-го класса (в совокупности 98 голосов из 193-х). Тот же принцип определял их место в военном строю и в получении гражданских должностей. По существу реформа открыла плебеям доступ в состав привилегированного «римского народа» и тем самым заложила базу для дальнейшего развития в Риме демократических тенденций.

Административно-территориальная реформа. Второй значимой реформой Сервия Туллия было деление территории Рима на городские и сельские трибы ,к которым теперь должны были приписываться граждане и откуда они призывались на службу. Всего была создана 21 триба: 4 городских и 17 сельских, объединявших и патрициев, и плебеев. Замена старого деления территории, основанного на кровно-родственном принципе, на новое – административно-территориальное – привело к ослаблению позиций родовой знати.

Значение реформ. По своему историческому значению реформы были близки раннему законодательству Солона в Афинах и привели к демократизации римского общества, дали возможность допустить к высшим должностям, как гражданским, так и военным, разные слои населения. Однако реформы имели половинчатый характер, поэтому не удовлетворили ни знать, ни народ и не ослабили социального напряжения. Деятельность следующего правителя Тарквиния Гордого вызвала у римлян возмущение. Он был объявлен тираном и свергнут в ходе восстания. В Риме возникла республика.

Надеялись захватить господство над городом. Но, вопреки их расчётам, монархический сан получили не они, а Сервий Туллий, который, по преданию, был царский сын, родившийся в рабстве. Тарквиний Древний за добродетели и дарования сделал Сервия Туллия своим зятем. После смерти Тарквиния Сервий занял престол, благодаря хладнокровию и сообразительности жены убитого царя, Танаквилы. Народ радостно одобрил его выбор. Счастье чрезвычайно благоприятствовало Сервию Туллию. Легенда говорит, что богиня Фортуна любила его так, как никого из людей. Сыновья Анка Марция удалились в изгнание в город Суэссу Помецию, а сын рабыни стал царем.

В молодости Сервий Туллий превосходил всех сверстников мужеством, но славу у современников и потомства заслужил он не военными подвигами, а делами мира. Он довершил многое из начатого Тарквинием Древним. Он расширил и укрепил город, занимавший до него пять холмов: Палатинский, Капитолийский, Квиринальский, Целийский, Авентинский; Сервий Туллий присоединил к ним Эсквилинский и Виминальский холмы; все это пространство, и мост на сваях, который вел на остров Тибра, и самый остров он обвел валом и стеною; таким образом он сделался основателем «семихолмного города».

Еще важнее было то, что Сервий Туллий дал государству новое устройство; эта реформа поставила его во мнении потомков наряду с Нумою. Как Нума создал религиозное благоустройство, так он создал гражданский порядок, положил основание свободе римского народа.

Реформы Сервия Туллия

Сервий Туллий установил государственный порядок, по которому права граждан были приведены в соразмерность с возложенными на них обязанностями; этот порядок давал удобную организацию военной службе, платежу податей и подаче голосов в народном собрании. Царь Сервий Туллий разделил город Рим и его владения на округи (regiones), a граждан распределил по размеру их имущества на классы и центурии. Эта новая организация разорвала прежние племенные и родовые корпорации имевшие религиозный характер, и соединила всех граждан (патрициев) и плебеев в одно государственное общество.

Новые трибы Сервия Туллия

До царя Сервия Туллия плебеи составляли неустроенную, политически мертвую массу, наряду с патрициями, которые одни имели в своих руках управление государством. Но они числом значительно превосходили старых граждан и в целом не уступали им и в образовании. Оставить их совершенно вдали от всех политических прав могло быть поэтому небезопасным для государства в будущем. Кроме того, распределения и организации плебеев требовали и административные цели; без этого невозможно было комплектование войска и собирание податей. Чтобы уравнять права прежних и новых граждан и тех поселенцев, которые не имели гражданских прав, чтобы соединить все эти разряды жителей в одно гражданское общество и дать лучшую организацию войску, Сервий Туллий распределил, как говорит предание, римский народ на группы не по религиозным или родовым связям (как было прежде), а по месту жительства и по размеру имущества. Он разделил город Рим и его владения на округи – трибы. Трибы существовали и раньше, но были племенными группами патрициев. Новые трибы Сервия Туллия соединяли внутри себя патрициев и плебеев, основываясь лишь на окружном принципе.

Известия о числе триб, установленных Сервием Туллием, неодинаковы; но большинство древних писателей говорит, что он разделил государство на 30 триб: четыре городские и 26 сельских. Трибы разделялись на части менее крупные, которые в городских трибах назывались, vici, а в сельских pagi. Каждый из этих мелких участков, вероятно, имел общее святилище, и в богослужении этого святилища участвовали, вероятно, не одни патриции, но и плебеи. Жители каждого округа, по новым законам царя Сервия Туллия, образовали особую общину, имевшую своего правителя, который вел списки жителей и их поземельных имуществ, домов и другой их собственности; по этим спискам производились набор войска и распределение налогов.

В состав триб входили все римские граждане, имевшие земельную собственность. Прежде полагали, что введённое царём Сервием Туллием распределение по трибам относилось только к плебеям, а патриции не принадлежали к трибам. Это ошибка, поводом к которой послужил тот факт, что впоследствии, когда был учрежден сан народных трибунов, плебеи были созываемы трибунами в народные собрания, в который не допускались патриции (concilia plebis). В этих собраниях плебеи группировались по трибам. Но были собрания, которые созывались патрицийскими сановниками (трибутные комиции, comitia tributa) – в этих собраниях участвовали все граждане, плебеи и патриции. Было также мнение, что членами курий были только патриции и что собрание народа по куриям (куриатные комиции, comitia curiata) состояло из одних патрициев. Относительно исторических времен это мнение ошибочно: только в глубокой древности, до Сервия Туллия, могло быть так.

Распределение граждан Рима по имущественным классам – центурии

Остатки стен Сервия Туллия в Риме. Рисунок конца XIX века

По своему смыслу реформы Сервия Туллия имели совершенно тот же характер, что и законы Солона, введенные в Афинах незадолго до этого. Распределение всех граждан по трибам ввело в состав государственной общины плебеев (plebs, plebes), между которыми прежде того не было государственной связи. С тем вместе царь Сервий Туллий предоставил им политические права, участие в законодательной и правительственной власти, установил размер их участия в отправлении военной службы и платеже налогов. Он разделил всех граждан государства, патрициев и плебеев, по размеру их имущества («цензу») на пять классов, а классы подразделил на центурии, общее число которых было 193. При этом новом распределении Сервия Туллия права и обязанности каждого были соразмерны его имуществу, и ни один гражданин не был совершенно исключен от участия в политических правах. Патриции были вообще богаче плебеев, потому их положение было привилегированное, но зато они платили больше налогов, и обязанность военной службы лежала на них в большем размере. Небогатые люди имели меньше влияния на политические дела, но зато военная повинность и подати ложились на них легче; притом, улучшая свое экономическое положение, они увеличивали и свои политические права. Шестой класс, состоявший из людей, не имевших земельной собственности, не пользовался политическим значением, потому что голоса в народном собрании (центуриатных комициях, comitia centuriata) собирались по центуриям, начиная с высшего класса, постепенно переходя ко второму классу и т. д. – и как скоро образовалось большинство, следующие центурии оставались не спрошенными. Но зато люди, не имевшие земельной собственности, по законам Сервия Туллия, были свободны от налогов и военной повинности. Они назывались capite censi (внесенные в список только по именам, а не для платежа налогов); один из разрядов этого шестого класса составляли «пролетарии», т. е. люди небогатые, но владевшие имуществом достаточным для воспитания детей.

По распределению граждан на центурии Сервием Туллием, политическое влияние сосредоточивалось в руках богатого сословия. Первый класс разделялся на 80 центурий, кроме того из богатых людей состояли 18 центурий всадников; таким образом центурий первого класса вместе с центуриями всадников образовали большинство голосов; а когда все они вотировали в одном и том же смысле, то очередь подачи голосов вовсе и не доходила до граждан остальных классов. К первому классу принадлежали граждане, земельная собственность которых была оценена в сумму не менее 100.000 ассов (несколько более 20000 рублей) или, по счету греческих историков, 100 мин. 2-й, 3-й и 4-й классы имели каждый по 20 центурий. Наименьший ценз был во втором классе 75.000 ассов (75 мин), в третьем 50.000 ассов (50 мин), в четвертом 25.000 ассов (25 мин). Пятый класс состоял из граждан, чье земельное имущество простиралось от 11.000 до 25.000 ассов; он имел 30 центурий.

Общее распределение граждан Рима по центуриям в итоге реформы Сервия Туллия выглядело так:

– А. Всадники (equites), из 18 центурий, из которых 6 заключали в себе старые патрицианские двойные центурии, а 12 были вновь образованы из знатнейших плебеев.

– В. Пехота, разделенная на 5 классов и 170 центурий:

I класс, из 80 центурий, с цензом не менее 100 000 ассов (или 100 мин).

II класс, из 20 центурий, с цензом 75 000 ассов (75 мин).

III класс, из 20 центурий, с цензом 50 000 ассов (50 мин).

IV класс, из 20 центурий, с цензом 25 000 ассов (25 мин).

V класс, из 30 центурий, с цензом 12 500 ассов (12,5 мин).

– Затем следовали еще:

С. Состоящие вне классов, из 5 центурий, а именно:

1) ремесленники (fabri) при войске, 2 центурии;

2) музыканты при войске (tubicines и cornicines), 2 центурии;

3) proletarii, или capite censi; они имели имущества менее 12 500 ассов и считались поголовно, без различия имущественного состояния; они назывались пролетариями потому, что могли служить государству не своим имуществом, а только своими детьми (proles).

При всем неравенстве политического влияния граждан разных классов, распределение их по центуриям было важным шагом к соединению патрициев и плебеев в одно государственное общество, потому собрания народа по центуриям считались в исторические времена истинными собраниями всего народа. Распределение граждан на центурии, приписываемое Сервию Туллию, осталось навсегда основною формою политической деятельности римского народа. Но должно полагать, что с течением времени производились сообразные с переменами обстоятельств изменения в числе триб, классов, центурий и в цифрах ценза, по которым граждане делились на классы.

Три вида римских комиций (народных собраний) после реформ Сервия Туллия

На центуриатные комиции – собрания всего римского народа, основанные на новом, цензовом устройстве, – Сервий Туллий перенес те права, которые прежде имели куриатные комиции, собрания патрициев, а именно: принятие новых законов, утверждение избранного царя и высших сановников и решение вопроса о войне. При введении новых законов центуриатные комиции могли принять или отвергнуть предложение сената, и их решения подлежали еще утверждению комиций куриатных, которые, таким образом, имели здесь функцию первой палаты. Итак, римляне со времени Сервия Туллия имели три разных народных собрания: комиции по центуриям – собрание всего народа, комиции по куриям – собрание патрициев и комиции по трибам (трибутные комиции). Из них последние, однако, не имели еще политического значения.

Римское войско после реформ Сервия Туллия

Древнее изображение Сервия Туллия на гробнице из Вульци

Главною целью преобразования, приписываемого Сервию Туллию, было не соединение патрициев и плебеев в одно политическое общество, а улучшение войска, увеличение числа его распространением обязанности военной службы на плебеев. Прежде воинами были только патриции, выводившие с собою подвластных им людей (клиентов); только на патрициях лежала и обязанность давать взнос (tributum) на надобности государства. После реформ Сервия Туллия эти обязанности были распространены на всех «зажиточных людей» (locupletes); землевладельцы сделались плательщиками налога (assidui); в этом отношении было все равно, патриции ли они, или плебеи. Со времён Сервия Туллия военная повинность из личной сделалась имущественной. Все граждане первых пяти классов были обязаны нести военную службу с 18 до 60 лет; младше (до 46 лет) ходили в походы, а люди старше 46 лет были обыкновенно оставляемы для защиты города. Граждане первого класса были обязаны служить тяжеловооруженными воинами, и назывались по преимуществу обязанными к военной службе (classici). Граждане следующих четырех классов, по законам Сервия Туллия, служили в разных разрядах пехоты, не имевших полного тяжелого вооружения. Граждане двух последних классов служили в отрядах легкой пехоты, были мастеровыми и музыкантами при войске, а некоторые из них шли с войсками, как заместители, adcensi, безоружные velati; они пополняли убыль в рядах войска от болезней и сражений, получая вооружение занемогших, или убитых.

Вооружение первого класса состояло из шлема, круглого щита, набедренников и нагрудника (все из меди), из пики и сабли, как орудий нападения; второй класс имел то же вооружение, только без нагрудника, и вместо круглого щита имел продолговатый щит, деревянный, обтянутый кожей; третий класс не имел и набедренников; четвертый класс имел только пики и метательные копья; пятый – пращи и метательные камни. Следовательно, чем кто был богаче, тем более он, по законам Сервия Туллия, должен был употреблять средств на свое вооружение.

Общая численность пехоты во времена последних царей Рима обыкновенно составляла, вероятно, до 20.000 человек. Плебеи могли быть в пехоте начальниками мелких и даже крупных тактических единиц, центурионам и военными трибунами. Из самых знатных и богатых землевладельцев составлялась конница. По реформе, приписываемой Сервию Туллию, число её было увеличено. Первоначально было 300 всадников (по 10 от каждой курии). Тарквиний Старший удвоил их число. По реформе Сервия Туллия считалось 18 центурий, т. е. 1800 человек. Они не получали жалованья, но лошадей и продовольствие для лошадей давало им государство. Этот расход покрывался налогом, который должны были платить вдовы и незамужние женщины, имевшие земельную собственность, сироты и бездетные старики, имевшие ее.

Сословие римских всадников

С течением времени число всадников подвергалось большим изменениям; и всегда был нужен для поступления в их сословие довольно большой имущественный ценз. Те всадники, которые растратили свое имущество, провинились чем-нибудь на военной службе, или держали себя дурно в частной жизни, были исключаемы из своего почетного сословия при смотрах. Впоследствии старинные всаднические фамилии составили главный элемент того всаднического сословия, какое образовалось при развитии римского могущества. Это позднейшее всадническое сословие состояло из богатых людей, которые соединялись в коммерческие товарищества, брали на откуп подати и налоги (такие откупщики назывались publicani); другие товарищества всадников брали на себя подряды, постройки и пр. Со времени Гракхов всадникам была передана и обязанность судей. Но нести военную службу в коннице они перестали с той поры, как в Риме сформировалось постоянное войско.

Убийство Сервия Туллия

Кроме этих преобразований, Сервий Туллий, как рассказывает легенда, сделал многое другое для облегчения бедного сословия; он заплатил из своего царского имущества долги бедных людей, освободил должников, находившихся в рабстве у кредиторов, роздал неимущим земли, издал законы, ограждавшие бедных и слабых от притеснений.

Заботливостью о простолюдинах Сервий Туллий навлек на себя ненависть патрициев. Они задумали погубить его и нашли исполнителей своего злодейского умысла в самом семействе царя. Легенда рассказывает о смерти Сервия Туллия и о переходе царской власти к его зятю ужасающие подробности.

Сыновья Тарквиния Старшего Луций и Арунс были женаты на дочерях Сервия. Луций, способный на преступление, но решившийся на него не но внушению собственной воли, был женат на старшей дочери Сервия Туллия, женщине кроткой и богобоязненной; Арунс, человек честный и хороший, – на младшей сестре её, женщине бессовестной и свирепой. Младшая Туллия, досадуя на то, что старик отец живет слишком долго, презирала мужа за недостаток честолюбия и полагала, что он не будет оспаривать власти у брата, когда Сервий умрет; потому решила погубить и отца и мужа. Она уговорилась с Луцием, что он убьет жену, она – мужа, и тогда они вступят в брак; так они и сделали; они зажгли, как говорили римляне, свои свадебные факелы на кострах убитых. Возбуждаемый честолюбивою женой, Луций составил с недовольными патрициями заговор низвергнуть Сервия Туллия. Во время жатвы, когда очень многие граждане были в своих поместьях, или на своих участках, Тарквиний явился в сенат, надев на себя эмблемы царского сана и в сопровождении вооруженных людей. Услышав об этом, царь Сервий Туллий бесстрашно поспешил в сенатскую курию. Став у дверей зала, он обратился к Тарквинию с упреками; Тарквиний схватил слабого старика и столкнул его вниз по каменным ступеням лестницы. Верные друзья подняли окровавленного и разбитого падением Сервия Туллия, повели его во дворец; но на дороге слуги Тарквиния догнали их, умертвили Сервия; тело его осталось на улице.

Туллия между тем с нетерпением ждала известия от мужа; у неё не стало силы дожидаться, она поехала в курию и поздравила мужа с царским саном; даже ему была ужасна её радость; он велел ей вернуться домой. На улице, по которой ехала она, лежало тело её отца. Мулы попятились назад, правивший ими слуга тянул поводья, чтобы они отступали дальше, но она велела ему гнать колесницу через тело. Кровь брызнула на колесницу и на её платье. С той поры улица эта называлась Проклятой.

Ночью немногие верные слуги унесли тело Сервия Туллия за город; Тарквиний, боясь ожесточения народа, не решился допустить, чтобы тело было несено обыкновенным путем похоронных процессий через форум. После уничтожения царской власти, римские плебеи все продолжали праздновать день рождения царя Сервия Тулия, любившего народ.

Литература о Сервии Туллии

Тит Ливий. История от основания города. Книга I, 39-48

Возникновение государства в Древнем Риме

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят, лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь- реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.

В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3трибы. Если трибы возникли в результате объединения трех племен, то стройность организации общины носит на себе явный отпечаток сознательной деятельности, вызванной потребностью "замкнуть" общину в условиях ограниченности ее земельного фонда и необходимости его расширения военным путем. Последнее подтверждается и тем, что народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и10 конных) и имела один голос.

Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее результат очевиден - она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии- сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3разряды - тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 Городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен -трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были пат-. рициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями s количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев - издание в 451-450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах -само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364--337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев к этому фонду. Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.



Случайные статьи

Вверх