Школьная гигиена

Введение

1. Гигиенические требования к учебному процессу

2. Гигиена режима дня школьника в семье, гигиена отдыха, досуга, туризма

Заключение

О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.

Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.

Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. В настоящее время предельная недельная учебная нагрузка составляет в начальной школе 20-25 часов, в средней школе - 28-32 часа и в старшей - 31-36 часов, в зависимости от длительности учебной недели.

Очень важен оптимальный ритм работы и отдыха, в том числе активного отдыха.

Таблица 1 – Учебный план общеобразовательных школ РФ.

Учебные предметы Количество часов в неделю по классам
5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
Русский язык 7 6 4 3 2 - -
Литература 4 3 2 2 3 4 3
Математика 6 6 6 6 6 4/3 4
История 2 2 2 2 3 4 3
Ознакомление с окружающим миром - - - - - - 2
Обществоведение - - - - - 1 -
Природоведение 1 - - - - - -
География - 2 3 2 2 2/1 -
Биология - 2 2 2 2 1 1/2
Физика - - 2 2 3 4 4
Астрономия - - - - - - 1
Черчение - - 1 1 1 - -
Химия - - - 3 3/2 2 2
Иностранный язык 4 3 2 2 1 1 1
Изобразительное искусство 1 1 1 - - - -
Физкультура 2 2 2 2 2 2 2
Трудовое обучение 2 2 2 3 3 4 4
Начальная военная подготовка - - - - - 2 2
Музыка 1 1 1 1 - - -
Этика и психология семейной жизни - - - - 1 - -
Основы информатики - - - - - 1 2
Всего 30 30 30 31 32/31 32 31/32

Важная роль должна быть отведена индивидуальному биоритму, который необходимо положить в основу суточного режима жизнедеятельности. Известно, что в течение суток «пик» работоспособности приходится на 9-12 и 16-18 часов. Допустимо небольшое рассогласование режима дня с биоритмом для тренировки механизмов защиты организма.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. На 5 уроке у младших и на 6 - у старших работоспособность снижается на 50 % по сравнению с первым уроком.

Вместе с тем следует учитывать и недельную, и месячную, и годовую динамику работоспособности (нарастание утомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года).

Таблица 2 –изменение работоспособности учащихся в течение недели в баллах

Базовой гигиенической проблемой учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учебы и отдыха.

Деление школьного периода обучения ребенка на 3 этапа (начальный, средний и старший школьный), безусловно, оправдано, но, наш взгляд, необходимо выделить в начальном этапе еще период наибольшего напряжения адаптационных механизмов ребенка (особенного 6-летнего) к условиям систематического обучения (первые полгода или год). Здесь умения педагога в работе с детьми или их отсутствие могут сыграть позитивную или негативную роль, заложить в ребенке интерес или нежелание учиться, а также укрепить базис здоровья или ослабить его.

Важную роль играют и склонность ребенка к обучению, его способности, его готовность, резерв адаптации. Именно поэтому в последние годы практикуется дошкольное тестирование детей (наряду с оценкой здоровья) на определение уровня развития речи, психики, моторики.
Для 6-летних детей следует установить продолжительность уроков до 30 минут и 35 минут соответственно в первом и втором полугодии, а после 2-3 уроков необходимо проводить занятия в виде организованных спортивных игр и развлечений на воздухе. В середине же третьей четверти, наиболее длительной и утомительной, желательно провести недельные каникулы. Возможно, что подобная организация учебной деятельности необходима и для некоторых 7-летних детей.

Необходимо постепенно формировать новый жизненный стереотип, школьный режим дня. В среднем адаптация детей к начальной школе длится 3-16 недель. Завершение адаптации характеризуется устойчивым функционированием систем организма и успешной учебной работой. В целях обеспечения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре - 3 урока по 35 минут, со 2-й четверти - 4 урока по 35 минут, со 2-го полугодия - в соответствии с максимально допустимой недельной нагрузкой. Для учащихся 1-х классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку.

Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20 минут в Тульском регионе (Панфилов О.П. и др., 1995)), что требует переключения на другой вид деятельности.

Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы.

Длительность непрерывного чтения в начальной школе от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать его с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом. Для письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут.

В среднем и старшем школьном возрасте учебная нагрузка возрастает за счет увеличения количества уроков в день и учебных дисциплин, что увеличивает опасность развития переутомления.

Школьная гигиена является наукой об охране и укреплении здоровья детей, подростков и молодёжи в целях воспитания всесторонне развитого поколения. Изучая и разрабатывая вопросы теории и методики работы по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи в теснейшей связи с практикой обучения и воспитания, школьная гигиена активно содействует органам образования в разрешении задач воспитания подрастающего поколения.

Школьная гигиена является медицинской наукой. Об этом свидетельствуют её содержание, методы исследования и весь ход её развития. Вместе с тем школьная гигиена тесно связана с педагогическими науками. Знание школьной гигиены необходимо для правильной организации воспитания и обучения подрастающего поколения.

Школьная гигиена как наука развивалась в органической связи с общей гигиеной и педагогикой. Поэтому, изучая школьную гигиену, необходимо предварительно ознакомиться с общей гигиеной, а также с педагогикой.

Термин гигиена проистекает из глубокой древности и происходит от имени древнегреческой богини здоровья - Гигиея. Конечно, в те отдалённые времена не было гигиены в современном понимании. Гигиена стала наукой лишь тогда, когда начала пользоваться экспериментальными, статистическими и другими методами исследования. Развитие гигиенической науки происходило одновременно с развитием таких наук, как физиология, физика, химия, микробиология, с которыми она тесно связана.

В современных условиях перед гигиенической наукой стоят ответственные задачи. Она должна не только найти средства для смягчения действия всех неблагоприятных факторов, воздействующих на организм человека, но и изыскать и применить те из природных и искусственных факторов, которые могут благоприятно сказываться на организме, повышать трудоспособность и поднять его сопротивляемость в отношении предрасположения к заболеваниям и другим вредным воздействиям.

Созданы все условия для благоприятного физического развития и всестороннего воспитания детей, подростков и молодёжи. Школьная гигиена должна активно использовать эти возможности в целях совершенствования физических и психических свойств человека.

Задачей школьной гигиены является изучение растущего организма в теснейшей связи с условиями окружающей его среды. Нельзя отрывать организм от среды, как это делают некоторые учёные, следующие по пути морганизма-менделизма. Нельзя воздействовать на организм односторонне, изолированно от воздействия среды и воспитания.

Гениальный русский физиолог Иван Михайлович Сеченов ещё в 1861 г. писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно».

Создавая наиболее благоприятные условия среды и активно используя эти условия, мы содействуем воспитанию физически сильных, бодрых, жизнерадостных людей, совершенствуем физическую и психическую природу человека.

В настоящее время, когда в нашей стране полностью победило материалистическое направление в науке, задача массового развития физического воспитания, общей физической подготовки, достижения большего спортивного совершенства подрастающего поколения, особое значение приобретает необходимость полноценного и всестороннего обеспечения гигиенических условий обучения и воспитания подрастающего поколения.

Давно известно, что приобретаемые организмом в течение жизни признаки передаются по наследству. Укрепляя здоровье подрастающего поколения, повышая сопротивляемость организма и развивая физические и психические его силы, мы тем самым прививаем новые, более совершенные черты и свойства следующим поколениям.

Как видим, целью гигиены в государстве является не только сохранение здоровья человека, но и укрепление его здоровья, совершенствование его психических и физических сил. Основываясь на данных биологии и, в первую очередь, на творческом дарвинизме, гигиена, особенно школьная гигиена, обладает широкими возможностями для совершенствования природы человека, для повышения его жизненного потенциала. Иначе говоря, целью гигиены является: сделать развитие человека более совершенным, жизнь более сильною, упадок менее быстрым и смерть более отдалённою. Эти высокие цели гигиенической науки осуществимы только в обществе, в котором созданы все возможности для всестороннего развития и совершенствования природы человека.

Признавая важность влияния на организм человека внешней среды, необходимо с особой силой подчеркнуть исключительную роль условий социальной среды, в особенности гигиенических мероприятий, проводимых в целях охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодёжи и совершенствования их физических и психических сил.

Наряду с термином гигиена существует термин санитария, происходящий от латинского слова sanitas, т. е. здоровье. Под словом санитария подразумевается применение данных гигиенической науки на практике, в жизни.

Школьная гигиена, как наука об охране и укреплении здоровья детей, подростков и молодёжи, изучает влияние внешних природных и искусственно создаваемых условий жизни, а также влияние условий труда и быта на растущий организм, его развитие и здоровье. Пользуясь данными этого изучения, школьная гигиена разрабатывает мероприятия и нормы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей, подростков и молодёжи. Школьная гигиена изучает и обобщает опыт применения этих мероприятий в школах и других внешкольных детских учреждениях, а также в семье.

Процесс формирования подрастающего человека происходит в школе и семье. Поэтому нельзя рассматривать гигиеническое воздействие на растущий организм отдельно в школе (в детском саду и т. п.) и отдельно в семье. Этот процесс един и должен осуществляться общими усилиями педагогов и родителей. Школьная гигиена имеет своей задачей внедрение лучшего передового опыта в практику учебно-воспитательных учреждений и семьи.

Некоторые рассматривают школьную гигиену как науку, изучающую вопросы охраны и укрепления здоровья детей только школьных возрастов. Такая точка зрения не может быть признана правильной. Школьная гигиена охватывает подрастающее поколение на протяжении всего времени его развития вплоть до 23- 25 лет: в процессе дошкольного воспитания, в период школьного обучения, а равно и по окончании средней школы - вплоть до завершения процесса формирования организма.

Школьная гигиена состоит из трёх основных разделов: 1) гигиена детей младших возрастов в периоды, предшествующие поступлению в школу, 2) гигиена детей и подростков, учащихся в общеобразовательных школах, ремесленных училищах, суворовских и нахимовских училищах и т.п., 3) гигиена молодёжи, учащейся в высшей школе и работающей на производстве. Особыми разделами школьной гигиены являются гигиена детей и подростков, имеющих дефекты развития, - слепых, глухих и олигофренов, учащихся в специальных школах, а также гигиена детских лечебно-профилактических и санаторных учреждений.

Школьная гигиена имеет предметом своего исследования следующие основные проблемы:

А) Школьная гигиена как наука, и её связь со смежными науками, методы исследования, история школьной гигиены и школьно-санитарного дела, организация и развитие государственных мероприятий в области охраны и укрепления здоровья детей,
подростков и молодёжи.

Б) Состояние здоровья и физическое развитие детей, подростков и молодёжи. Знание современного состояния здоровья подрастающего поколения и его физического развития, особенно динамики этого развития, раскрывает закономерности в этой области и даёт возможность использования этих данных в практике школы и других детских учреждений для проведения эффективных мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи.

В) Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Сюда относятся вопросы морфологии и физиологии растущего организма, так или иначе связанные с процессами нормального его развития (костно-мышечная система, кровь и сердечно-сосудистая система, органы дыхания и пищеварения, кожа и органы выделения, нервная система и органы чувств, а также железы внутренней секреции).

Однако в отличие от педиатрии (науки о детских болезнях) школьная гигиена изучает анатомо-физиологические особенности растущего организма не с точки зрения патологии, а с точки зрения установления оптимальных условий для нормального развития и совершенствования растущего организма в целом и его отдельных органов и систем. Таким образом, педиатрия изучает растущий организм в состоянии его патологии, а школьная гигиена, опираясь на возрастную морфологию и возрастную физиологию, изучает здоровый растущий организм.

Знание анатомо-физиологических особенностей детей, подростков и молодёжи является важной предпосылкой для построения всех остальных разделов школьной гигиены.

Г) Личная гигиена растущего организма. Этот раздел и условиях существования общественной гигиены имеет особо важное значение, так как от состояния гигиенической культуры отдельного индивидуума в значительной мере зависит гигиена коллектива.

Вопросы личной гигиены детей, подростков и молодёжи неразрывно связаны с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма.

Д) Влияние природных факторов внешней среды на здоровье детей, подростков и молодёжи. Взаимодействие организма с внешней средой оказывает огромное влияние на жизненные процессы и в значительной мере обусловливает самочувствие человека и состояние его здоровья. Знание этих факторов необходимо с точки зрения смягчения неблагоприятных их влияний на организм и особенно с точки зрения повышения его сопротивляемости и укрепления здоровья. В связи с этим приобретает особое значение закаливание организма воздухом, солнцем и водой. Только в социальном государстве возможно активное изменение условий среды в целях совершенствования физической и психической природы человека.

Е) Гигиена школы и других детских учреждений. Этот раздел объединяет комплекс вопросов, связанных с санитарно-гигиеническим благоустройством детских учреждений: принципы планировки этих учреждений, земельный участок, здания школы, детского дома и других детских учреждений, основные требования к ним, микроклимат, вентиляция и отопление, естественное и искусственное освещение, водоснабжение и канализация детских учреждений, требования к отдельным помещениям (классам, рекреационным помещениям, спальням и т. п.), уход за зданием и участком школы и других детских учреждений.

Ж) Гигиена оборудования школы и других детских учреждений. Этот раздел тесно связан с предшествующим и является его дополнением. Сюда относятся требования к мебели школ и других детских учреждений, гигиено-физиологические основы сидения, устройство парт, посадка учащихся, требования к лабораторным столам, классным доскам и прочим предметам учебного, санитарного и хозяйственного оборудования. К этому разделу также относятся гигиенические требования к учебным пособиям (учебникам, детским книжкам, наглядным пособиям, географическим и историческим картам и пр.), школьно-письменным принадлежностям и игрушкам.

З) Гигиена педагогического процесса. Этот раздел имеет особое значение для педагога и содержит следующие основные вопросы: гигиена умственного труда детей, подростков и молодёжи, гигиена учебно-воспитательной работы, в частности профилактика утомления и особенно переутомления учащихся, гигиенические основы построения режима дня отдельных возрастных групп, гигиена преподавания, гигиена урока, гигиена чтения, письма, занятий по рисованию, пению и музыке, гигиена учебных занятий по физической культуре, гигиена учебного кино, гигиена предэкзаменационного и экзаменационного периодов, гигиена внеклассной и общественной работы детей, подростков и молодёжи, гигиена работы учителя и т. п.

И) Гигиена внешкольной работы среди детей, подростков и молодёжи. Сюда относятся такие вопросы, как гигиенические и физиологические основы отдыха растущего организма, гигиена мест проведения внешкольной работы в школах и во внешкольных учреждениях, гигиена детских игр и развлечений, гигиенические требования к внешкольной физической культуре и детскому спорту, гигиена технической самодеятельности и сельскохозяйственного труда детей, подростков и молодёжи, гигиена детского туризма, экскурсий и т. п. Этот раздел включает и такие вопросы, как гигиеническая организация режима дня ребёнка и подростка в семье и интернате, мероприятия по укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи во время зимних, весенних и летних каникул.

К) Гигиена питания детей, подростков и молодёжи. Вопросы рационального питания растущего организма являются важными в ряду других разделов школьной гигиены. Вопросы гигиены питания тесно связаны с личной гигиеной. Они имеют большую социально-гигиеническую значимость. К ним относятся: гигиенические и физиологические основы питания растущего организма, возрастные нормы питания (вопросы калорийности, роль витаминов и минеральных веществ в питании растущего организма, дневной рацион питания и пр.), организация питания в школе и других детских учреждениях, а также в семье, гигиенические требования при приготовлении пищи для детей, профилактика пищевых отравлений и т. п.

Л) Профилактика болезней детей, подростков и молодёжи. Сюда относятся такие вопросы, как характеристика заболеваемости в зависимости от возраста, острые детские инфекционные болезни, пути передачи инфекционных болезней среди детей, самозащита организма от инфекции и пути повышения его сопротивляемости, профилактические мероприятия в детских учреждениях, школе, интернате и т. п.; незаразные болезни детей, подростков и молодёжи и их профилактика.

М) Гигиеническое воспитание и санитарное просвещение детей, подростков и молодёжи. Этот раздел включает методику привития санитарно-гигиенических навыков детям в школе, в детском саду, детском доме, распространение среди детей, подростков и молодёжи гигиенических знаний, преподавание гигиены в школе, санитарно-педагогическую пропаганду среди родителей и общественности.

Н) Организация школьно-санитарного дела. Сюда относятся такие вопросы, как организация работы по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи, организационные формы работы органов здравоохранения, народного образования, трудовых резервов и других ведомств по медико-санитарному обслуживанию подрастающего поколения, содержание и формы работы школьного врача как органического работника школы и других детских учреждений, роль и формы участия в работе по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи и добровольных обществ; законодательство в области школьно-санитарного дела.

Как видно из изложенного, все эти проблемы органически связаны с учебно-воспитательной работой и знание их обязательно для каждого педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены влечёт за собой нарушение нормального физического и нейропсихического развития детей, подростков и молодёжи. Несоблюдение требований школьной гигиены отрицательно влияет на успеваемость детей и подростков. Плодотворно разрабатывать вопросы школьной гигиены возможно лишь при условии всестороннего знания школы. Без знания школы, сущности педагогического процесса, без совершенного знания особенностей развития растущего организма, особенно в условиях его обучения и воспитания в школе и семье, немыслимо разрабатывать школьные гигиенические мероприятия. Решение любой проблемы школьной гигиены без знания этого основного фактора приводит к отрыву от жизни и отвлечённой и нереальной трактовке вопросов. Школьная гигиена стоит на грани медицины и педагогики. Она является крайне важной для учителей дисциплиной, так как оказывает большую помощь в их практической работе в школах и других детских учреждениях.

План

1. Предмет возрастной физиологии

2. Предмет и задачи школьной гигиены.

3. Значение изучаемого предмета

4. История развития возрастной физиологии

5. Государственная политика в области здравоохранения

Ключевые слова

Физиология, возрастная физиология, гигиена,

Вопросы к практическому занятию

  1. Что изучает возрастная физиология?
  2. Что изучает гигиена?
  3. Какие ученые Узбекистана внесли вклад в развитие физиологии и гигиены?
  4. Назовите направления программы “ Соглом авлод учун” (1993г.)
  5. Каково значение возрастной физиологии для педагогики и психологии?

Предмет возрастной физиологии

Физиология- наука о функциях, т.е. деятельности органов, их систем и организма в целом. Она изучает законы, лежащие в основе жизненных процессов организма, (слово “ физиология” с греческого природа и учение, наука.).

Физиология- наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, прорекающих в нем, и механизмах его деятельности.

В настоящее время физиология – одна из ветвей биологии, науки, изучающей общие закономерности органического мира. Великий физиолог И.П. Павлов видел задачу физиологии в отыскании способов управления функциями организма и восстановления нарушенных функций органов. Иначе говоря, физиология дает основу для предупреждения заболевания указывает пути восстановления функций пораженных органов правильного подхода к растущему и развивающемуся организму, что особенно важно в педагогической работе.

Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии.

Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза (греческой существо, особь; развитие, происхождение; индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворения яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов иорганизма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Возрастная физиология

Предмет и задачи школьной гигиены

Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья, наука о влиянии условий жизни на здоровье человека. Она разрабатывает мероприятия, направленные на предупреждение условий, неблагоприятных для человека, и создание таких, которые обеспечивают сохранение здоровья.

Слово “гигиена” происходит от греческого – целебный, приносящий здоровье.

Школьная гигиена- наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой, с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Школьная гигиена

Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке иблагоустройству детских учреждений. Основные положенияшкольной гигиены используются также при санитарно-техническом оснащении детских учреждений – устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и освещения.

В решении задач гармонического развития учащихся и укреплении их здоровья существенно важно не только обеспечить соответствие условий, режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей, но и активное целенаправленное влияние на рост и развитие, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма, расширение границ его адаптационных возможностей.

Возрастная физиология - наука, изучающая особенности жизнедеятельности организма человека в разные возрастные периоды. Она изучает функции органов, систем органов, организма в целом по мере его роста и развития, особенности этих функций на каждом возрастном этапе.

Предметом курса возрастной физиологии является изучение физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития, а также особенности реакции физиологических функций на педагогическое воздействие. Функции органов, их систем зависят от строения, поэтому возрастная физиология использует знания из других наук: анатомии, физиологии человека, цитологии, гистологии и т.д.

Знания по возрастной физиологии нужны педагогам (особенно классным руководителям) для определения эффективных методов обучения, для разработки методов формирования двигательных навыков детей и проведения оздоровительной работы в школе. Возрастная физиология имеет важное значение для понимания особенностей психологии ребенка на разных этапах развития организма. Она помогает установить этапы развития процессов внимания, восприятия информации, формирование познавательных потребностей.

Школьная гигиена - наука, о закономерностях влияния пед факторов на индивидуальное и коллективное здоровье детей и подростков. На основе знаний по школьной гигиены разрабатываются рекомендации по питания, режима дня и отдыха учащихся, организации учебно-воспитательного процесса. Основные положения школьной гигиены используются при производстве школьной мебели и при планировании учебных заведений (особенностей освещения, водоснабжения, отопления, канализации и т.д.).

2.Группы здоровья детей. Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций - дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений). Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью) К этой группе относятся дети, имеющие следующие нарушения состояния здоровья:рахит,1 степень, дефицит или избыток массы тела, аллергическая предрасположенность, дефекты осанки и т.д. Третья группа объединяет детей с хроническими болезнями или врожденной патологией в состоянии компенсации, т. е. с редкими и нетяжелыми обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, а также с функциональными отклонениями только в одной системе или органе. Четвертая группа включает детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется функциональными отклонениями не только больного органа или системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным восстановительным периодом после острых заболеваний. Пятая группа это дети с тяжелыми хроническими болезнями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т. е. относящиеся к категории инвалидности.


3.Этапы полового созревания.

Половое созревание не плавный процесс, в нем выделяют определенные стадии, каждая из которых характеризуется спецификой функционирования желез внутренней секреции и соответственно всего организма в целом. Стадии определяются по совокупности первичных и вторичных половых признаков. Как у мальчиков, так и у девочек выделяют 5 стадий полового созревания.

1 стадия- предпубертат (период, непосредственно предшествующий половому созреванию). Характеризуется отсутствием вторичных половых признаков.

2 стадия – начало пубертата. У мальчиков небольшое увеличение размеров яичек. Минимальное оволосение на лобке. Вол осы редкие и прямые. У девочек набухание молочных желез. Небольшое оволосение вдоль половых губ. На этой стадии резко активизируется гипофиз, увеличиваются его гонадотропная и соматотропная функции. Усиление секреции соматотропного гормона на этой стадии больше выражено у девочек, что определяет усиление у них ростовых процессов. Усиливается выделение половых гормонов, активизируется функции надпочечников.

3 стадия- у мальчиков дальнейшее увеличение яичек, начало увеличения полового члена, в основном в длину. Волосы на лобке становятся темнее, грубее, начинают распространяться на лонное сочленение. У девочек дальнейшее развитие молочных желез, оволосение распространяется по направлению к лобку. Происходит дальнейшее увеличение содержания в крови гонадотропных гормонов. Активизируется функция половых желез. У мальчиков усиленная секреция соматотропина определяет ускоренный рост.

4 стадия- у мальчиков увеличивается в ширину половой член, изменяется голос, появляются юношеские угри, начинаются оволосение лица, подмышечное и лобковое оволосение. У девочек интенсивно развиваются молочные железы, оволосение по взрослому типу, но менее распространенное. На этой стадии усиленно выделяются андроген эстрогены. У мальчиков сохраняется высокий уровень соматотропина, определяющий значительную скорость роста. У девочек содержание соматотропина снижается и скорость роста падает.

5 стадия- у мальчиков окончательно развиваются половые органы и вторичные половые признаки. У девочек молочные железы и половое оволосение соответствуют таковым взрослой женщины. На этой стадии у девочек стабилизируются менструации. Появление менструации свидетельствует о начале половой зрелости – яичники уже продуцируют готовые к оплодотворению созревшие яйцеклетки. Акселерация – это Ускорение роста и полового созревания подростков. Ретардация – это более поздняя закладка органа и замедленное его развитие.

Школьная гигиена* - представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности (классные скамьи, доски и т. п.), как распределять занятия и т. д. В более широком смысле Школьная гигиена* гигиена обнимает заботы о гармоническом развитии тела и духа детей в школе. Для достижения этих стремлений, помимо других условий, необходимо, чтобы рука об руку со Школьная гигиена* гигиеной шла домашняя гигиена учащихся. Основателем современной Школьная гигиена* гигиены считается венский врач Франк. После его труда (Joh.-Pet. Frank, "System einer vollst ä ndigen medizinischen Policey", Мангейм, II т., 1780), появившегося в 1780 г., наступает довольно продолжительный период застоя в этой области; в 1836 г. выходит книга а: "В защиту здоровья учащихся". Главные же работы по вопросам Школьная гигиена* гигиены относятся к последним 40-50 годам, когда появляются исследования Парова и Мейера о механизме сидения, Фарнера о реформе школьной мебели, Кона о школьной близорукости, а о воздухе, Шуберта о письме; позже, с 70 годов XIX столетия, начинают разрабатывать вопросы умственной и нравственней гигиены учащихся, о методах преподавания, о переутомлении (Кей, Крепелин и др.). В России первый занялся Школьная гигиена* гигиеной в 70-х годах XIX столетия бывший московский профессор ; помимо собственных исследований, он еще руководил многими работами других, по преимуществу земских врачей (Жбанков, Нагорский, ский, Зак, Старков и др.).

Массовые исследования школьников, произведенные у нас и за границей, обнаружили с несомненностью тот факт, что школа, главным образом благодаря своим антигигиеническим условиям, с одной стороны, вызывает развитие некоторых болезненных состояний своих питомцев, с другой стороны - поддерживает расстройства организма, в которых, однако, не может считаться единственной виновницей. К первой группе относятся: , боковое искривление позвоночника, переутомление - школьные болезни по преимуществу; ко второй: расстройства пищеварения, привычная , привычные , болезни костей, зубов, уха и проч.; некоторые причисляют также к школьным болезням припухание щитовидной железы (зоб). Наконец, школа является посредницей в передаче и эпидемическом распространении многих заразных болезней детского возраста (скарлатина, дифтерит, корь, коклюш, свинка, парша, стригущий лишай и т. д.). Статистические данные показывают, что Школьная гигиена* заболеваемость очень велика. В шведских высших школах найдено болезненных и больных 55 %, а в общинных школах - 34-38 % всех детей, в датских школах для мальчиков 29 %, для девочек 41 %. В московских городских школах было обнаружено в 1889 г. на 11188 осмотренных детей 5081 (45,4 %) больных; по отчетам петербургских школ за 1890 г., мальчиков оказалось больных 51 %, девочек 72,8 %; в ской губернии из 6000 учеников народных школ больных найдено 40,9 %. Не все, однако, так называемые школьные болезни могут быть отнесены на счет школы. Так, исследования 48000 учеников, произведенные в и и Дании, показали, что четвертая часть больных детей принесли уже с собой свои болезни из родительского дома.

Ср. Эрисман, "Курс гигиены" (т. II, 1887); Ю. И. Заволжская, "Школьная гигиена* гигиена" (СПб., 1898); Н. П. Гундобин, "Школьная гигиена" (СПб., 1902); А. В. Натансон, "Школьная гигиена глаз" ("Реальная медицинских наук", т. XX, СПб., 1897); Uffelmann, "Школьная гигиена" (ibid., там же приведена ); Baginsky, "Handbuch der Schulhygiene" (2 изд., 1883); H. Cohn, "Lehrbuch der Hygiene des Auges" (1892); Burgerstein und Netolitzky, "Handbuch der Schulhygie n e" (2 изд., 1902).



Случайные статьи

Вверх