Социальная структура личности и ее компоненты. Социальная структура личности и ее элементы

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

    один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

    второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

Разумеется, названные формы и виды деятельности личности могут быть изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены на язык эмпирических социологических исследовании. Однако в силу достаточно общего характера это сделать не просто.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему, в которой они находят отражение. Как и всякое графическое изображение, она условна, но ее преимущество в том, что с помощью схемы можно получить наглядное представление о поднятых выше вопросах.

Личность - это совокупность (система) социально значимых ка­честв, характеризующих индивида как члена того или иного общест­ва, как продукт общественного развития. Это социальная характери­стика человека, которая определяется мерой усвоения им социаль­ного опыта.

Необходимо различать такие понятия, как «личность», «инди­вид», «человек». Когда мы говорим о личности, то как бы выделяем из обшей социальной структуры один из ее элементов. Причем этот элемент (личность) является носителем социальных качеств, свой­ственных всей социальной структуре (социальной общности). Мож­но сказать, что в личности как в капле воды отражаются основные свойства (качества) всего общества.

Человек - это один из представителей человеческого рода. Го­воря о человеке, мы как бы выделяем один из видов живых орга­низмов из массы других организмов. Человек, не обладающий соци­альными качествами, не является личностью.

Индивид - это отдельный, обособленный член социальной общ­ности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то по­нятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выде­лить социальные качества конкретного человека.

Индивидуальность - совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.

Человек становится личностью, приобретая социальные качест­ва в процессе социализации. Если он не в состоянии усвоить соци­альные качества (например, психически больной) или не имеет та­кой возможности (ребенок, выросший вне общества), то такой че­ловек не является личностью.

Типологизация личности. Каждый человек, включенный в систе­му общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необхо­димости. В социологии существенное значение имеют не индивиду­альные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества, которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования лично­стей, обладающих совокупностью повторяющихся, существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определен­ному социальному типу.

Понятие социальной структуры личности. При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.
Структурный анализ личности представляет собой одну из главных задач как социологии, так и социальной психологии. В рамках последней проделана большая работа по изучению социально-психологической структуры личности, основанная на значительном эмпирическом материале.
Структура сложных явлений, а к ним безусловно относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям – прогрессивным и регрессивным – вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения (о нем пойдет речь в другом разделе пособия).
В первом приближении личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых, соответственно, биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности, конечно, не может не учитываться социологией, но лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять все те социальные функции, которые выполняет здоровый человек. Больше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида. Но социальная структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.
Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности – ее социальное качество.
Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как самодеятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием "субъект деятельности". Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.
Элементы социальной структуры личности. На основании сказанного в социальной структуре личности можно выделить следующие элементы:
1) способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая. При этом труд должен рассматриваться как центральное, сущностное звено структуры личности, определяющее все ее элементы;
2) объективные социальные потребности личности. Личность – органическая часть общества, поэтому в основе ее структуры лежат общественные потребности. Другими словами, структура личности детерминируется теми объективными закономерностями, которые определяют развитие человека как общественного существа. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но от этого они не перестают существовать и определять ее поведение;
3) способности к творческой деятельности, знания, навыки. Именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования как личности (некоторые остаются на этой стадии всю свою жизнь). Причем творческие способности могут проявляться не обязательно в таких сферах деятельности, которые по природе своей требуют творческих личностей (науки, искусства), но и в таких, которые, на первый взгляд, творческими не назовешь, например, рутинная работа в трудовой сфере, а между тем и в ней проявляется творчество и создаются различные приспособления, машины и механизмы, облегчающие труд людей, делающие его интересным и эффективным. Словом, творчество – основная отличительная черта человека как личности;
4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности. А.Н. Леонтьев писал, что основной вопрос становления личности – превращение мотивов (побуждений) в то устойчивое, что характеризует личность. Он выделял три параметра в строении личности: "...широту связей человека с миром, степень иерархизированности и общую их структуру" (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 224).
5) нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность. И, наконец, убеждения – самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека. Убеждения связаны с осознанием личностью своих объективных (существующих независимо от сознания) потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.
Все эти структурные элементы в той или иной степени присущи каждой личности. Каждая личность так или иначе участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение ("ближнее" – родственники, друзья, знакомые и т.д. и "дальние" – общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека. Отсюда и социализация может быть понята как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.
Диспозиционная концепция и структура личности. Диспозиционная концепция личности (лат. disposito – расположение) сложилась на основе объединения двух подходов к личности – социологического, показывающего социальную обусловленность деятельности личности, и социально-психологического, описывающего мотивационную структуру личности. В первом приближении диспозиция предполагает наличие у личности готовностей эффективно реагировать на макро- и микросреду и на меняющуюся ситуацию (См.: Социальная психология. Л., 1979. Диспозиционную концепцию в когнитивной психологии см.: Rokeach М. The Nature of Human Values. N.Y., 1973).
В отличие от императивного поведения, не допускающего многовариантностей выбора, диспозиция такой выбор не только допускает, но и предполагает. Социологический аспект диспозиционной концепции личности разработан В.А. Ядовым. В ее основу положены исследования социальных установок и ценностных ориентаций, проведенные самим автором, а также группой ученых под руководством Д.Н. Узнадзе. Целевой установкой этих исследований была попытка выяснить социально-психологические предпосылки возможностей каждого человека быть активным и полезным членом общества. В качестве системообразующего признака личностной структуры было выделено многообразие отношений индивида к условиям его деятельности. При этом имеется в виду рассмотрение данных отношений как определенной системы, как целостности.
Социальные установки личности связаны с определенными потребностями и условиями деятельности, в которых та или иная потребность удовлетворяется. И потребности, и ситуации деятельности, и сама диспозиция образуют определенные иерархические системы расположения элементов в порядке от высшего к низшему.
В рамках диспозиционной концепции потребности личности рассматриваются относительно физического и социального существования и в цикле индивидуального развития (онтогенезе), структурируются по уровню включенности личности в расширяющиеся сферы деятельности – от семьи до общества. Активность личности при таком подходе стимулируется ее потребностями в самореализации. Другой компонент структуры личности – ситуации (условия), в которых могут быть реализованы потребности личности. Они, в свою очередь, образуют определенную иерархию. За основу здесь принимается длительность времени, в границах которого действуют данные условия. Это – и быстро изменяющиеся предметные ситуации, и более длительные – условия группового общения, и долговременные, относящиеся к условиям длительности в сферах трудовой, общественной и семейной жизни. Еще более устойчивы условия, связанные с образом жизни общества. Все это придает деятельности личности большую пластичность, приспособленность, универсализм, поскольку постоянно возникают и разрешаются противоречия между потребностями и ситуациями (условиями), из которых человек не всегда выходит победителем.
Диспозиционные образования также образуют собственную иерархию. Первый уровень диспозиционной структуры личности связан с простейшими жизненными ситуациями, требующими элементарной поведенческой готовности. Часто они лишены модальности, т.е. не требуют соотнесения суждения с достоверностью тех или иных действий или явлений (т.е. ответа "за" или "против"). Этот уровень также не требует когнитивности (от англ. cognition – знание), т.е. рассудочности, знания. Последнее включается тогда, когда привычное (автоматическое) действие наталкивается на препятствие. Например, если человек, придя на привычную остановку автобуса, не обнаружил ее на месте, он волей-неволей должен обдумывать возникшую ситуацию и искать ее рациональное решение.
Второй уровень диспозиционной структуры – социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из трех основных компонентов: эмоционального (оценочного), когнитивного (рассудочного) и собственно поведенческого (поведенческой готовности). Здесь речь идет о взаимодействии индивида с отдельными объектами и в разных конкретных ситуациях, а также и его способности разрешать различные конфликты (ролевые ситуации).
Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций индивида на цели жизнедеятельности и средства их достижения, детерминированные общими социальными условиями, в которых он находится. В данном случае речь идет о высших потребностях личности, интересах, связанных с реализацией более высоких социальных и индивидуальных ценностей.
В системе ценностных ориентаций может быть выделена центральная ось, организующая иерархию ценностей в специфически индивидуализированную структуру; эта ось называется "жизненная позиция личности" и выступает как своеобразный баланс направленности ее интересов в такие сферы жизнедеятельности, как, например, трудовая или сфера потребления. "Жизненная позиция личности" – очень важная категория, фиксирующая устойчивую направленность личности на определенные ценности. Она есть у каждого человека, даже у того, кто это не осознает, хотя и действует в соответствии с ней. Доминирование направленности интересов на определенные сферы деятельности или относительно равномерная идентификация с деятельностью в сферах труда, семьи, быта и досуга, общественно-политической жизни и т.д. в конечном счете определяет наиболее значимые черты "социального качества" индивида в соотнесении с главными особенностями образа жизни его социальной среды. Альтернативой диспозиционного поведения является императивное поведение, оставляющее мало возможностей для свободной деятельности.
Диспозиционные образования характеризуют свойства "модальной" личности, т.е. субъектотипа, и свойства "эталонной" личности, т.е. определенного социального идеала. Диспозиционная установка личности играет решающую роль при выборе ею своего поведения. Это не просто выбор поступка, но, главным образом, выбор себя как личности (См.: Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978). Концепция диспозиционной структуры личности позволяет объяснить многие опытные феномены. Диспозиции могут быть использованы при разработке компьютерных программ с точки зрения их генезиса, детерминации условиями деятельности индивида и практических результатов реализации.
Типология личностей. Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Вообще говоря, социологическая теория личности без анализа типов личностей теряет смысл. Изучая различные группы людей и их социальные функции, социология не может абстрагироваться от индивидов, из которых эти группы состоят. Причем ее интересует не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в сумме определенных признаков, присущих определенному множеству. Иными словами, проблема состоит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Возможна, конечно, экстраполяция этих качеств на отдельную личность, взятую в качестве модели. Проблема типического как отражение общего в отдельном хорошо разработана применительно к художественному творчеству. Многие литературные персонажи потому столь долго и сохраняют свое значение, что выражают нечто большее, чем конкретное лицо и конкретный характер. Достаточно сослаться на людей, которых порой соотносят с гамлетовским и донкихотским типами.
Сложнее обстоит дело в социологии. Здесь типическое представляет собой научную абстракцию, которой не всегда можно найти аналог в реальной действительности. За некоторыми исключениями в современной отечественной социологии нет специальных работ по личностной типологии, хотя отдельные ее положения и затрагиваются в трудах, посвященных личности. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Поэтому широкое распространение в наши дни получила далекая от науки астрологическая (зодиакальная) типология личностей.
В зарубежной социологии, политологии и психологии типология личности занимает подобающее место, способствуя изучению человека. Правда, чаще всего в трудах зарубежных специалистов речь идет о социальном характере, свойственном представителям определенных социальных групп. Так, у социологов можно найти описание типа личности "человека организации", "модельной личности", основного типа личности и др.
В то же время имеются прикладные разработки (их иногда называют "типоведение"), служащие своего рода инструкциями для менеджеров по управлению ими своей деятельностью и управлению людьми в организациях. В качестве примера можно сослаться на популярную работу "Типы людей и бизнес", изданную несколько лет назад в Америке. Ее авторы дают ответ на вопрос о том, как шестнадцать типов личности определяют успех в работе. Правда, их типология концентрирует внимание на психологических составляющих типов личности, не затрагивая социальные аспекты. (См.: Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. М., 1995.)
Не осталась в стороне от изучения типологии личности и российская наука конца XIX – начала XX вв К типам личности обращались и представители различных наук. Известный русский правовед Л.А. Тихомиров, рассматривая государственность, выделил два типа личностей по такому основанию, как сила самостоятельности. "В самой личности, – писал он, – может проявляться высокий психологический тип, то есть личность данного племени по самим своим свойствам может быть очень сильна, способна развивать большую силу самостоятельности, хотя бы при этом была и неразвита, не сознавала своих сил и не умела еще их реализовать. Может случиться наоборот, что личность данной национальности по природным силам довольно хила, но уже развита, т.е. реализовала всю сложность своих способностей бытия и действия. Государственность, развивающаяся на почве первого психологического типа, конечно, имеет данные на более великую жизнь, чем государство, имеющее такой слабый психологический тип личности" (Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 603). В чем-то эта идея перекликается с концепцией "пассионарности", предложенной несколько лет назад Л.Н. Гумилевым.
Поведение человека, по мнению Л.Н. Гумилева, есть способ его адаптации к окружающим условиям, требующий потенциальной энергии. Новое приспособление требует новой энергии. В процессе своей жизни человек поглощает биохимическую энергию живого вещества биосферы. "Поведенческая практика, – пишет Л.Н. Гумилев, – свидетельствует, что способность разных людей поглощать биохимическую энергию живых веществ, различна. Проще всего классифицировать всех людей по этому признаку" (Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993. С. 179).
Люди, относящиеся к первому типу, располагают достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Эти люди работают, чтобы жить.
Человек второго типа располагает избытком энергии. Ее больше, чем требуется для спокойной (нормальной) жизни, поэтому он такой жизнью не удовлетворяется, а работает ради более высоких, часто идеальных целей. Человек этого типа – "пассионарий".
К. третьему типу относятся люди, обладающие недостаточной энергией. Они не стремится к активной трудовой деятельности, предпочитая жить за счет других. Это – "субпассионарии". Со временем соотношение людей разных типов, полагает Л.Н. Гумилев, в каждом этносе изменяется, определяет пассионарность уже на популяционном уровне. Предложенный Л.Н. Гумилевым подход к человеческим типам с позиций социальной активности представляет определенный интерес для социологии личности.
В.А. Ядов, указывая, что социальный тип личности есть продукт сложного перепрелетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей, выделил, помимо идеального типа личности, "так называемый базисный тип – наилучшим образом отвечающий объективным условиям современного этапа общественного развития. А помимо этого – тип модальный, реально господствующий". С базисным типом личности связана система социально-правовых и нравственных норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений и т.д.
Характеристика базисного типа личности отвечает на вопрос: каким критериям должна отвечать личность, чтобы общество могло развиваться с максимальной эффективностью? Если взять ту или иную социальную группу, то в ней нетрудно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в высшем учебном заведении существуют представления о том, каким должен быть студент. Эти представления соотносятся с конкретными лицами, в большей или меньшей степени отвечающими определенным представлениям об идеальном, базисном или модальном типах личности.
Типология, характеризующая модальные типы личности, показывает, какие из них занимают господствующее положение в обществе или в социальных группах. Разумеется, наши представления о том, каким должен быть типичный студент вуза, могут далеко расходиться с тем, каковы студенты на самом деле. Но это не меняет сути дела. Высшее учебное заведение должно готовить специалиста определенного типа. Что касается конкретных типологий личности, то здесь имеются интересные подходы и решения, правда, относящиеся преимущественно к зарубежной социологии. Так, некоторые исследователи выделяют следующие шесть типов личностей: теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации (определенные диспозиции). Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия и т.п.
Широко распространены типологии, в которых рассматриваются типы личностей в качестве носителей признаков определенных общностей (классов, социальных групп): рабочие, студенты, военнослужащие и др.
Иногда при характеристике того или иного типа личности используются образные сравнения. Например, канадский врач и биолог, создатель учения о стрессе и общем адаптационном синдроме Г. Селье предложил типологию ученых из восемнадцати типов, сгруппированных в несколько подтипов, представители которых – "ученые-одиночки", "нарциссисты", "акулы", "прилипалы" и проч.
Существует немало характеристик национальных типов личности. Так, Н.А. Бердяев писал: "В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента – первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный аскетизм, устремленность к потустороннему миру". Можно, конечно, оспорить подобную характеристику типа россиянина; тем более, что имеется множество других определений, но мы привели это высказывание в качестве примера подхода к национальному типу.
Иногда тот или иной тип личности характеризуется с помощью одного или нескольких определений. Например, можно сослаться на прочитанную весной 1918 г. лекцию И.П. Павлова "О русском уме", ведущим мотивом которой была классическая заповедь, сформулированная дельфийским оракулом – "Познай самого себя". И.П. Павлов выделил восемь черт, какими, по его мнению, должен обладать научный ум русского интеллигента: сосредоточенность мысли на определенной цели, непосредственное общение мысли с действительностью, свобода мысли, ее привязанность к определенной идее, обстоятельность и детальность, стремление к простоте, служение истине.
В современной России сложилось понятие маргинального, или "пограничного", типа личности, которая порвала со своей социальной средой, но не адаптировалась к новой. В настоящее время в стране происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры общества. Меняются социальные статусы социальных групп и социальных типов личностей. Становление новой личностной типологии происходит с большим трудом и издержками. Практически новые базисные типы личности окончательно еще не сформировались. Средства массовой информации и судебные инстанции отмечают факт широкого распространения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяжелыми последствиями для общества.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Личность может рассматриваться как целостность биологической , психологической и социальной структур . Больше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности под влиянием общностей, в которые он входит. Важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как самодеятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием «субъект деятельности». Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

В социальной структуре личности можно выделить следующие элементы: 1) образ жизни , или такие виды деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая (труд рассматривается как центральное звено структуры личности); 2) объективные социальные потребности личности, которые определяют ее поведение; 3) способности к творческой деятельности , знания , навыки (они отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования); 4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности; 5) нравственные нормы и принципы , которыми руководствуется личность; 6) убеждения - самые глубокие принципы, которые определяют главную линию поведения человека и составляют ядро структуры личности.

Итак, структура личности представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение («ближнее» - родственники, друзья, знакомые и т.д. и «дальние» - общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека, поэтому социализация может быть понята как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества. Личность подвержена как прогрессивным, так и регрессивным изменениям, вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции, и приводят к отклонениям, девиантному поведению.


Человек - есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные – рост, цвет глаз, строение тела, и социальные – интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры. С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальность. С индивидом их объединяет то, что их основа в своей сути является биологической, природной. Однако у индивидуальности она является более сложной и разносторонней. Прежде всего индивидуальность проявляет себя в природных и психических качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы. личность: каждая личность – человек, но не каждый человек является личностью.

В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества. Основу личности составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе. роль в ее формировании принадлежит социальным условиям – воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. Поскольку личность действует не в пустом пространстве, а в коллективе, а если шире, то в обществе, он в известной степени зависит от них. Роль общества заключается как в том, что оно создает необходимые условия для появления личностей и реализации их возможностей, так и в создании преград на этом пути.

Социальная структура личности

Структура представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения. В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией. Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в кот. входит человек Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я") Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. Эго ("Я") контролирует поведение человека. Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

Один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

Второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности. Социологи выделяют такие типы личности:

1. Традиционалисты – ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины, такие качества, как креативность, самостоятельность, стремление к самореализации неразвиты.
2. Идеалисты - сильно выражены: критическое отношение к традиционным нормам, независимость, пренебрежение авторитетам, установка на саморазвитие.
3. Фрустрированный тип личности - характерна низкая самооценка, угнетение, подавленность, ощущение выброшенности из потока жизни.
4. Реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, скептицизм с самодисциплиной.
5. Гедонисты - ориентированы на удовлетворение всех потребительских желаний, это погоня за «наслаждениями жизни».

В социологии также принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, кот. реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип - не привязан к конкретным условиям, это как «пожелание на будущее». Базисный тип-тот, кот. наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Роль личности в истории - роль, выполняемая в истории личностью, которая раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом, классом. В решении вопроса о роли личности в истории марксизм-ленинизм исходит из того, что главной силой в системе условий материальной жизни общества является способ производства материальных благ. Так как главной силой производственного процесса являются трудящиеся, то отсюда следует, что история общества есть прежде всего история развития производительных сил, история трудящихся масс, а не история отдельных выдающихся личностей, завоевателей, царей, законодателей и полководцев. Не отдельные личности создают общество, а общество и классы, его составляющие, формируют личность, не герои создают народ, а народ создаёт героев и двигает вперёд историю.



При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

    один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

    второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

Разумеется, названные формы и виды деятельности личности могут быть изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены на язык эмпирических социологических исследовании. Однако в силу достаточно общего характера это сделать не просто.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему, в которой они находят отражение. Как и всякое графическое изображение, она условна, но ее преимущество в том, что с помощью схемы можно получить наглядное представление о поднятых выше вопросах.



Случайные статьи

Вверх