Сообщение о рыцарских. Самые известные рыцари

В современном представлении рыцарь представляет собой независимого воина. Эти члены общества были достаточно привилегированными, составляя к тому же еще и основу средневековой армии. Рыцари легко могли пускать в авантюрные приключения и путешествия, у них образовался романтический ореол. Теоретически такого статуса могли добиться и самые низшие классы, если будут послушно и долго служить. Для них рыцарство становилось самой настоящей наградой за их смелость и доблесть. Рыцарство стало неотъемлемой частью средневековой европейской истории.

Это явление зародилось еще в Западной Римской империи в V веке и просуществовало до XVI столетия, когда произошла революция в военном деле. Национальные армии стали расти, а количество самостоятельных воинов стало снижаться, как и их значение нравственного и физического стержня военных объединений. В нашем списке присутствуют не только подлинные исторические фигуры.

Ведь даже вымышленные рыцари сыграли важную роль на теорию и практику этого явления. Оценить представителей такого средневекового течения можно по следующим параметрам: известности, следу в истории, отражению добродетелей. Вообще же традиционно известны следующие рыцарские основные черты: справедливость, мужество, великодушие, милосердие, вера, благородство и надежда.

Рыцарство начиналось, как военная структура. Человек с оружием брал на себя обязательство служить своим мечом своему владыке. А тот в свою очередь взамен предоставлял защиту, земли и льготы. Элемент служения имеет первостепенное значение. Ведь в те времена не было централизованной власти и верховенства закона. А сообщество воинов, связанных клятвами верности, являлись наиболее эффективным средством социальной сплоченности.

Считалось, что рыцарь должен был обладать определенным мастерством, чтобы быть готовым идти на подвиги. Он должен был также доказать свою верность господину. Великий рыцарь должен был создать репутацию своей неуязвимости, а также оставить после себя мифы о величии и славных делах. Рыцарями считали и правителями. Но их основной функцией все же было управление государством, а не сражения. Расскажем ниже о самых великих рыцарях, вошедших в историю Средневековья.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278). Наиболее известная черта этого немецкого рыцаря - его нарциссизм. Имя Ульриха использовалось в исторической романтической комедии, его сыграл Хит Леджер. На самом деле это был образцовый рыцарь в классической западной традиции. Он начинал, как бедный дворянин в одном из многочисленных феодальных княжеств в раздробленной Германии. Но временем у него появился свой оруженосец, а в итоге и собственное поместье. Благодаря своей настойчивости и умелому владению мечом фон Лихтештейн заработал много денег на турнирах. Это и позволило ему совершить социальный прогресс и повысить свой статус. Ульрих стал знаменитым и великим рыцарем, его за честь считали принять многие турниры. Благодаря громкому имени и призовым средствам он разбогател. Удивительно, но в реальных сражениях он никак себя не прославил, как и в браке. Другая сторона славы Ульриха - его мастерство в качестве поэта позднего миннезанга. Он исполнял лирические песни. Подобные поэты были схожи с бардами или трубадурами во Франции и Англии. Они пели о своих великих любовных подвигах и доблестных победах. Ульрих на основе своих путешествий создал довольно известный цикл «Служение дамам». Это дает возможность предположить, что рыцарь был очень начитан и творчески одарен. Но как это обычно бывает для рыцарей, он достаточно высокомерно утверждал, что все те великие истории, рассказанные о нем, являются правдой. В том числе романы с многочисленными женщинами и 307 побед на турнирах. В свое время Ульрих являлся настоящей живой легендой, но в конечном счете он тихо скончался в своем имении, так и не оказав заметного влияния на политической арене. Фон Лихтенштейн является показательным образцом благородного и романтического рыцаря.

Дон Кихот (около 1600 года). Этот испанский рыцарь прославился такими своими чертами, как упорство и самообман. На самом деле Дон Кихот и рыцарем то считаться не может в полном значении этого слова. Тем не менее список наш без него будет явно неполным. Ведь он оказал заметное литературное влияние путем жестокого сарказма на весь институт рыцарства. Дон Кихот был рыцарем больше в своих мечтах или фантазиях, таковым его сделала литература. Герой романа стал настолько одержим идеей рыцарства, что стал повсюду искать приключения. Опостылевший дом был обменян на будущие подвиги и любовные романы. История Дон Кихота во многом напоминает историю Эль-Сида, великого настоящего испанского рыцаря. Сюжет похож - лошадь, любимая женщина в беде, разрешение конфликтов и безбашенные приключения. Шутки следуют одна за другой. Дон Кихот называет рыцарем трактирщика, спасает крестьянского сына, а доярку принимает по ошибке за знатную даму. Его оруженосец крайне двуличен. В результате поиски приносят рыцарю только лишь страдания. Подобно другим рыцарям деньги вовсе не главное для Дон Кихота, он грезит о сражениях, а на его пути встречаются самые разные люди. В конце концов Дон Кихот вновь становится благоразумным. Он отказывается от прежней жизни, как только становится ясно, что рыцарство мертво, а мир больше не уважает таких вот романтиков. В финале Дон Кихот умирает, так и не отказавшись от своих ставших несовременными идеалов. Сама форма романа отходит от средневековых романтических традиций, они, наоборот, высмеиваются тут.

Эдуард Черный Принц (1330-1376). Лучшее, что было у этого английского героя - череда его великих побед. Эдвард по статусу своего рождения уже оказался на высоте рыцарской культуры, так что его статус великого дался ему относительно несложно. Этот человек являлся старшим сыном короля Эдуарда III. Именно он основал орден Подвязки, благородный рыцарский орден. Черный Принц носил титула принца Уэльского, записи говорят о нем, как о сильном воине. Он был решительным и храбрым, отлично проявил себя в сражениях с французами. А ведь те были богаче, лучше обученными и вооруженными, чем англичане. Невзирая на это, Эдуард повел против них войска своего отца. Он смог выиграть ставшими классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье. За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Да и личная жизнь рыцаря была довольно известной. Он по любви женился на своей кузине, Джоанне Кентский. Эта пара стала одной из самых ярких в Европе. Эффектная супруга еще больше прославила рыцаря, сделав его образ богаче и разностороннее. Эдвард отмечен многими рыцарскими добродетелями, в том числе щедростью и благочестием. Это проявилось в отношении к захваченному при Пуатье королю Франции и к рядовым пленным. А вот по отношению к простому народу Эдуард был более высокомерным, проявляя тревогу за свое положение и за ситуацию в родной Англии. Эдуард постоянно учился на войне. Это проявилось в его прагматизме и инновационной тактике. Таким было основное отличие Черного Рыцаря от французов, которые придерживались традиционной стратегии. Новаторский подход и сделал рыцаря великим военным лидером. И как истинный рыцарь Эдуард вскоре почувствовал, что Франция и Англия слишком малы для него. Он решил поискать славу в другом месте, в частности, в Испании, хотя в конечном счете ему это и не удалось. Негативной стороной рыцаря являлось то, что в отличии от других образцовым своих коллег, он не боролся с неверными, не писал стихов и не проводил много времени в любовных романах. А слово «черный» в его имени может означать цвет его доспехов, тяжелый характер или же происхождение его матери.

Жак де Моле (1244-1314). Этот известный французский рыцарь прославился тем, что возглавил самый большой Крестовый поход. Де Моле был последним великим Магистром ордена тамплиеров. Этого не достаточно чтобы причислять его к великим рыцарям. Но недавний роман «Код да Винчи» привлек к нему внимание, а образ самого магистра стал гораздо более интересным в глазах современников. Что же он на самом деле сделал? Его избрали главой самого мощного в христианском мире крестового похода. Именно поэтому в нем должны отображаться многие рыцарские черты, ведь они были довольно важной основой жизни в его родном ордене тамплиеров. Рыцарем Жак встал в 21 год после участия в битве. Чтобы закрепить свой статус, молодой человек принял участие в Крестовом походе на Святую землю. Вскоре Крестовые походы угасли, все, что мог сделать на тот момент де Моле - перенести штаб-квартиру тамплиеров на Кипр после падения Акры в 1291 году. В итоге Орден ушел с земли, для защиты которой от мусульман он собственно и создавался. Но эти события стали счастливым случаем для самого Жака. Уважаемый и благочестивый рыцарь стал Великим магистром Ордена тамплиеров. Де Моле проявил себя не как военачальник или сердцеед, а как умелый администратор и европейский политик. Он создал по всей Европе целую сеть филиалов своей организации. Они стали меньше заниматься рыцарскими делами, а больше торговлей и ростовщичеством. Магистр стал созывать монархов Европы на новый крестовый поход. Кульминацией усилий стало даже нападение на мамлюков в Египте в 1300 году, однако вскоре завоеванный плацдарм был снова потерян без поддержки союзников. Устав от военных потерь, Моле с тамплиерами стал одерживать победы в банковском деле. Такое его влияние на экономику восстановившейся Франции стал пугать короля Филиппа IV. В ходе борьбы за власть Моле к тому же поддержал претендента на престол, что и послужило причиной его ареста в Париже в 1307 году. Формальным поводом стала измена тамплиеров, а на самом деле таким образом король покрыл свои долги, забрав себе все средства Ордена. Жак до конца защищал свою независимость, как истинный рыцарь, оставаясь верным клятве Церкви до самого конца. В 1308 году Моле был фактически освобожден Папой Климентом V. Ведь вина Магистра основывалась больше на слухах и домыслах, нежели на фактах. Но долгие слушания привели к тому, что Моле был заживо сожжен, как впавший повторно в ересь. Он заявил, что все его предыдущие показания против Ордена были неправдой.

Рыцарь Чосера (около 1400 года). Основные черты этого английского рыцаря довольно стереотипны, однако они построены на основе реальных людей. В позднем средневековье сложился образ рыцаря, как несовременного человека. Тому виной в том числе и творения Джеффри Чосера. Этот английский писатель конца XIV века написал несколько сказочных творений о рыцарях своего времени. Эти люди показывались храбрыми, обладающими традиционными добродетелями, хорошим поведением, изысканной любовью и благочестием. Такой ходячий стереотип включил в себя сразу все возможные добродетели. Основой же для персонажа стал наемник Джон Хоквуд из Эссекса, которого автор лично знал и в своих творениях просто облагородил. Наиболее известной историей является «История рыцаря» из «Кентерберийских рассказов». Там смешивается классическое повествование с уроками галантности, ведения разговоров об опасности братского разногласия или несчастной любви. Сам персонаж рыцаря хотя и приятный, но довольно безликий. Считается, что его роль в английском обществе становится все менее значимой, а сам он больше идеальный персонаж, нежели реальный. Рыцарь из рассказов Чосера много путешествовал и стал известным благодаря своему применению оружия. Но в конце своей карьеры этот воин стал благочестивым, вот зачем он едет со своими попутчиками в Кентербери, дабы там поклониться мощам одного из святых. Хотя этот рыцарь и не был реальным персонажем, все-таки он дал немало представлений об этом классе людей.

Готфрид Бульонский (1060-1100). Этот французский рыцарь прославился тем, что именно он возглавил самый первый и самый лучший крестовый поход. Происхождение Готфрида не предполагало его будущей славы. Он был всего лишь вторым сыном незначительного французского графа. Но именно такой невысокий социальный статус и подтолкнул его к карьере великого и прославленного рыцаря, а крестовый поход только приумножил его славу. Его семья смогла наделить Готфрида титулом герцога Нижней Лотарингии, но вместо того, чтобы защищать этот богатый и стратегический важный край, он отказался от своих земель. В обмен на это преклонился перед императором Священной Римской империи и согласился поменять свои владения на меньшую территорию. Смирение и преданность являются истинно рыцарскими добродетелями, но Готфрид, как и многие другие свои коллеги, выбрал независимый курс. В 1095 году рыцарь вместе со многими другими откликнулся на призыв Папы Урбана II освободить Палестину от мусульман. Таким образом, несмотря на всех своих родственников и того, что император сделал для него, Готфрид продал все свои земли, чтобы обеспечить вооружением готовящуюся в поход армию. Рыцарь был настолько харизматичным, что вместе с ним в поход выступили и два его брата. Это никак не обрадовал мать. Согласно древним хроникам Готфрид смог собрать армию в 40 тысяч человек. Все они крестовым походом прошли из Лотарингии через Венгрию в Константинополь. Славу Готфриду принесло то, что он был одним из первых франкских рыцарей, достигших Святой земли. Именно образ герцога показал, каким самоотверженным должен быть настоящий крестоносец. Сила его, как рыцаря, заключалась также в том, что он обладал не только храбростью и благочестием, но еще и настойчивостью. В то время как другие участники похода жаловались на голод, жажду или тоску по дому, сам Готфрид был непреклонен в своем желании достичь цели. Венцом карьеры рыцаря стал штурм Иерусалима под его руководством в 1099 году. Готфрида избрали первым правителем царства крестоносцем на этой земле. Однако сам он отказался от звания короля, приняв титул барона и Защитника Гроба Господня. Хотя действия рыцаря основывались на массовых убийствах тех же защитников города, это никак не повлияло на его репутацию славного воина того времени. К 1100 году Готфрид вместе с другими воинами завоевал большую часть Палестины. Он даже распорядился короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае своей смерти. Таким образом была основана целая династия. Так что отказ от Лотарингии сослужил хорошую службу. Внешне же Готфрид обладал классическими рыцарскими атрибутами и идеальной формой. Он был высоким, сильным, стройным и бородатым. Погиб же славный рыцарь при осаде Акры.

Сэр Галахад (V век). Этот валлийский рыцарь, принадлежавший к легендарному Круглому столу короля Артура, называется святым рыцарем и помазанником божьим. Галахад был буквально рожден для величия, ведь его отцом считается сам Ланселот. Говорят, что его судьба сложилась удачно во многом благодаря Мерлину. Хотя мы говорим о вымышленных людях, но героический цикл о короле Артуре стал настолько богатым культурным явлением, что доминирует над всеми другими рыцарскими балладами не только в Англии, но и во Франции. Сами легендарные рыцари вместе со своим королем стали основой для ранних архетипов идеального рыцаря или даже нескольких различных рыцарей. Сам же Галахад появился в самом конце цикла, но все равно являлся одним из великих рыцарей круглого стола и искателей Святого Грааля. Сэр Галахад обладал некоторыми из наиболее ценных рыцарских достоинств. Он вырос очень религиозным, галантным и с чистыми помыслами. Молодой воин прославился тем, что сел в Гибельное Сиденье, а ведь это место предназначалось лишь для самого достойного, кому покровительствует Господь. В итоге король Артур провозгласил его, как величайшего рыцаря. Стать лучшим Галахаду мешает то, что он все же был мифологической фигурой. Однако его культурная значимость была очень высока, он воплотил в себя многие достоинства классического средневекового рыцаря. Галахад выполнял в основном задания не вполне рыцарского свойства, такие как спасение попавших в беду дам или своих товарищей. Этот рыцарь хотя и назывался благочестивым и милосердным, но в отсутствии характера упрекнуть его нельзя было. Он оказывался в нужных местах в нужное время, что сделало его самым значительным персонажем всего Круглого стола. Казалось, что в руках именно Галахада находится судьба Англии. Вместе с другими рыцаря ему было видения Святого Грааля, в которую Иосиф Аримафейский собирал кровь Христа. Поиски этой реликвии и стали целью той группы рыцарей. В конечном счете Галахад смог защитить и спасти самого Артура при битве у замка Тинтагель, что явилось важным событием. Ведь сам Артур являлся самым великим из всех английских королей. По легенде именно Галахад смог найти и взять в руки Святой Грааль, после чего вознесся на небо.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421). Этот французский и бретонский рыцарь смог сделать головокружительную карьеру, прославившись своими военными способностями. Уже с самого раннего возраста этот дворянин начал принимать участие в разнообразных военных кампаниях. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании, а в итоге стал одним из видных участников Столетней войны с Англией. Во время перемирия в 1390 году Бусико выбрал самый эффективный и впечатляющий путь для того, чтобы стать прославленным рыцарем. Он выступил на турнире и победил там всех. Ле Менгр не только заработал крупные призовые, но и сделал себе имя, которое стало хорошей ступенью для дальнейшей карьеры. Затем в истинно рыцарском стиле Бусико оставил все, что у него было и начал путешествовать. Он даже стал писать стихи о своих подвигах, что и являлось естественным для благородного воина тех времен. Слава благочестивого рыцаря была настолько велика, что когда он вернулся на Родину, король Филипп VI сделал его маршалом Франции. Это было максимальной вершиной в карьере для рыцаря, не считая прямого захвата трона. Ле Менгр прославился своим мастерством, опытом и мужеством в бою. Он считался великим лидером. На свой пост Бусико был помазан в главном кафедральном соборе страны, что подразумевало особую священную ауру этого воителя. Этот рыцарь всегда находился в самом центре сражений. В битве при Никополе в 1396 году он попал в плен к туркам, но избежал казни и был выкуплен. После этого Бусико основал специальный рыцарский орден, вдохновленными идеалами куртуазной любви. В знаменитой битве при Азенкуре ле Менгр снова попал в плен и умер в Англии через шесть лет. Этот рыцарь оставил весомый след в истории. Он находился на самой вершине власти, помазанник короля боролся с неверными, внес вклад в придворную культуру и прославился своими благими делами.

Ричард Львиное Сердце (1157-1199). Английский король-рыцарь прослыл рьяным защитником веры. Хотя в списке и недолжно было изначально быть королей, если из всех них выбрать настоящего рыцаря, то именно Ричард I Английский как нельзя лучше подходит на эту роль. Он наилучшим образом показал все достоинства средневекового рыцаря. К тому же Ричард больше времени провел в этом амплуа, нежели управляя государством. Короля уважали друзья и враги, он боролся за свои идеалы, а не просто за обычные завоевания денег и земель. С самой ранней юности Ричард уже был в седле, побеждая воинов различных стран и наций, вселяя любовь и преданность в своих подданных. Этот король один их немногих, кто получил громкое прозвище - Львиное сердце. Оно отражает его мастерство и страсть, как рыцаря, а не справедливость или величие, как короля. Но против Ричарда в некоторой степени говорит его происхождение. В отличие от некоторых других рыцарей свой высокий и великий статус он получил просто по праву своего рождения. Ведь Ричард являлся отпрыском знаменитой пары - Генриха II и Элеоноры Аквитанской. Тем не менее юный принц восстал против своего отца, выступив к тому же в форме странствующего рыцаря. А ведь это было довольно дурным поступком с точки зрения морали. Впоследствии Ричард сознательно принял и практиковал большинство ценностей рыцарства. Он писал стихи и галантно себя вел. К тому же принц был привлекательным и физически хорошо сложен. Говорят, что рост Ричарда составлял 193 сантиметра, он был голубоглазым и светловолосым. Большую часть своей жизни будущий король провел во Франции, в самом центре средневекового рыцарства. Именно оттуда он и восстал против своего отца, просил прощения и принял рыцарство французского короля Людовика VII, что только раздражало его английских родственников. Славу умелого военачальника Ричард приобрел при разгоне мятежа французских баронов. Но такая деятельность и постоянный страх перед отцом были не по вкусу принцу. Он оставил все свои титулы и привилегии и решил принять участие в Третьем Крестовом походе. Ричард потратил кучу денег, собрав армию крестоносцев. Это было явным выражением рыцарской защиты веры. Вместе с рыцарями Ричард оккупировал королевство Сицилию, чтобы восстановить права своей сестры на местный престол. Хроники того времени дают понять, что Ричард гонялся за победами, нежели за завоевания и в целом был плохим королем. Он завоевал Кипр в 1191 году, чтобы защитить с этой стороны собственную армию, но затем отдал остров рыцарям-тамплиерам. Это доказало его рыцарский, а вовсе не королевский дух, зато сделало знаменитым. Ричард победил мусульман в Аккре, но затем поссорился со своими союзниками - королем Франции Филиппом и герцогом Австрии Леопольдом. Затем рыцарь победил самого лучшего мусульманского лидера Саладина, а вот на штурм Иерусалима в 1192 году так и не решился. Но из-за своего высокомерия и безрассудства Ричард на обратном пути домой попал в плен к Леопольду, которого он ранее оскорбил. Только богатый выкуп позволил королю-рыцарю наконец-то вернуться домой. Но беспокойный воитель не знал покоя и в ходе очередного сражения был смертельно ранен. Военные подвиги Ричарда сделали его одним из самых известных персонажей средневековой истории. О нем сложено множество легенд, остались его стихотворения.

Эль Сид, Родриго Диас де Бивар (1043-1099). Этот испанский рыцарь прославился сражениями за независимость своей страны. Само прозвище «Эль Сид» в дословном переводе означает «мой господин». Этот человек прослыл настоящим рыцарем и для мусульман, и для христиан. Что и неудивительно, учитывая, что боролся и против христианских, и против мавританских тиранов. Хотя Эль Сид и не был добродетельным рыцарем, зато с лихвой окупил это превосходными боевыми навыками. В результате даже его собственный король простил ему постоянную смену сторон. Одним из прозвищ было «Чемпион», он был основным полевым командиром самого мощного из многочисленных христианских испанских королевств. Современная история превозносит Эль Сида, как воплощение испанского рыцарства. Менестрели складывали о нем баллады, рассказывая о его подвигах в боях в защиту Церкви. Эль Сид стал самым настоящим народным героем, что было довольно необычно для дворянина. Ведь в те времена знатные люди нещадно эксплуатировали крестьян, заставляя их выполнять все работы в поместье. Молодость Родриго встретил, будучи скромного происхождения. Его семья имела отношение к суду в Кастилии, но в основном речь шла о работе с документами. Но сам юноша смог произвести хорошее впечатление - он победил арагонского рыцаря в поединке один на один на глазах у своих ровесников. Начав служить, Эль Сид поучаствовал в нескольких сражениях с маврами, правившими на юге Испании. Там он показал отличное военное мастерство, которое к тому же постоянно совершенствовал. В лучших традициях рыцарства Эль Сид стал проявлять высокомерие, воюя с кем попало и по своей лишь воле. За этот король Альфонсо лишил его всего титулов и отправил в ссылку. Но разве «господин» должен просить прощения и молить о пощаде? Родриго стал рыцарем по найму! Хотя его имя и являлось синонимом победы над маврами, именно им Эль Сид и предложил свои услуги, возглавив армию в Сарагосе. После нескольких лет успешной борьбы с христианами, берберами и другими маврами, Родриго понадобился кастильскому королю. Ведь он оказался отличным военачальником. Казалось бы, сама просьба короля вернуться изгнаннику должна стать для того величайшей милостью. Но Эль Сид фактически ответил, что не нуждается в этом, так как может создать свое королевство. А уважение и милости в обмен на верность ему не нужны. В 1094 году Эль Сид вместе с другими наемными рыцарями захватил Валенсию, стал ее фактическим правителем. Мавры попросили вернуть город и осадили его. По легенде Родриго был ранен отравленной стрелой, а его умная жена поняла, что даже после смерти легендарный Эль Сид способен воодушевлять свою армию и командовать ею. Она облачила тело мужа в доспехи и усадила на коня, расположив на крепостных стенах. У Эль Сида были и другие необходимые атрибуты рыцаря: конь и меч. Боевая лошадь по прозвищу Бабьека сама овеяна легендами, а стальной кордовский меч Тизона прославился своей прочностью. Сам рыцарь был далеко не глупым. Он довольно много читал о войне, в том числе произведения римских и греческих авторов. Его женой стала красивая и изящная женщина, а дочери стали членами испанского королевского семейства.

Уильям Маршал (1146-1219). Славу этому английскому рыцарю принесли его победы на многочисленных турнирах. Многие современники считают его величайшим рыцарем средневековья. Несмотря на сложную обстановку вокруг, Уильям смог сохранить в себе все добродетели рыцарства. Он умело владел всеми видами оружия, был верным своему господину, защищал свою веру, заслужил расположение великой женщины. Маршала уважали за его дипломатичность и милосердие. Тогда турниры представляли собой вовсе не поединки один на один, а войны в миниатюры между объединениями рыцарей. Целых шестнадцать лет Маршал провел на турнирах, иногда участвуя и в реальных войнах. Уильям разработал собственную тактику на этих состязаниях. Он хватал коня противника за уздечку и тащил за собой к своим друзьям. Там он вынуждал врага сдаться и заплатить выкуп. Если жертва спрыгивала и убегала, то в награду оставался конь, что тоже было ценной наградой. Маршал смог за долгие годы улучшить свое мастерство, а на завоеванные деньги приобрести себе земли и лучшее оружие. По обычаям того времени молодой Маршал был отправлен на обучение во Францию. Там он быстро освоил те военные навыки, которые были необходимы рыцарю средневековья. Его репутация все улучшалась, в конце концов он обрел милость у Элеоноры Аквитанской. После этого Маршал стал служить английскому королю Генриху II в качестве компаньона его сына, Генри младшего. После чего были многочисленные турниры, войны с восставшими вассалами короля, крестовый поход… В итоге Маршал был за свою службу вознагражден большими поместьями в Англии. Все это возбудило рыцарскую гордыню, он создал собственную армию, на зависть самому королю. Но даже несмотря на этот смелый и безрассудный шаг, Уильям смог сохранить свое положение. Маршал даже смог удачно жениться, в возрасте 43 лет на 17-летней дочке графа Пембрука. Маршал славно послужил королю Ричарду Львиное Сердце в качестве маршала и регента во время его долгого отсутствия в стране. Он не только увеличил свои владения, но еще и улучшил их. Единственный недостаток в биографии Маршала связан с королем Джоном, которому он служил и противостоял знаменитому Робин Гуду. Однако монарх ненавидел популярного слугу, в итоге Уильям был вынужден бежать в Ирландию. Но потом, как истинный рыцарь, Маршал вернулся в Англию и при восстании баронов остался верен королю, только упрочив его власть и богатство. Архиепископ Кентерберийский назвал Маршала величайшим рыцарем всех времен, что имело под собой основу. После смерти короля Джона Маршал стал регентом малолетнего короля Генриха III. Даже в возрасте 70 лет этот благородный рыцарь имел в себе моральные и физические силы, чтобы возглавить королевскую армию в войне против Франции, а затем диктовать условия мира. Подпись рыцаря стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения. После подавления баронства Маршал смог организовать успешное регентство и передать свои поместья сыновьям. Рыцарь поддержал престиж короля и его право на престол. Это был одним из немногих рыцарей, чья биография была издана сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов в IV-VII веках. Тяжелое вооружение сарматской конницы и длинный прямой меч из сварной стали гуннского типа являются очевидными прототипами вооружения средневековых рыцарей Европы. Поскольку именно кочевники (прежде всего сарматы и остготы) составили господствующий слой общества после распада союза под руководством гуннов , первоисточник отличий европейской рыцарской культуры Средневековья от культуры античности логично усматривать в кочевой культуре пришельцев. Однако, ввиду их относительной малочисленности, потребовались века на распространение её влияния в ходе синтеза с местной основой.

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными », и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.

Рыцарские доблести

Рыцарские доблести:

  • мужество, отвага (фр. prouesse )
  • верность, преданность (фр. loyauté )
  • великодушие (фр. largesse )
  • благоразумие (фр. le sens )
  • учтивость, куртуазность , хорошие манеры вообще (фр. courtoisie )
  • честь (фр. honneur )
  • вольность, свобода (полная личная независимость, не считая обязанностей перед сюзереном) (фр. franchise )

Рыцарские заповеди - быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие , защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола », труверы и миннезингеры поэтизируют переутончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам; долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

Вооружение, тактика

В XI-XII вв. тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники являлись в битву совершенно без металлических доспехов, защищенные только кожаной стеганкой. В XIII в ., по мере того как тяжеловооружённая конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками - что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников появляются кольчуги.

Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно типа дестриэ) и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV в. среди рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, то оруженосцы стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти по «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название «gleve» (glaive ).

Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин (cuneus ). Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла.

В связи с военным бытом рыцарей во Франции зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Германию и Англию (couflictus gallici ).

Замки

Рыцари в популярной культуре

См. также

Литература

  • История рыцарства. Перевод с французского / Руа Ж.Ж.; Под. ред.: Федорова Н.М. – С.-Пб.: И.И. Иванов, 1898. – 250 c. – репринтная копия.
  • Gautier. La Chevalerie. - P. , 1884.
  • Schreckenstein R. von Die Ritterwürde und der Ritterstand. - Freiburg im Br., 1886.
  • Schulz A. Das höfische Leben zur Zeit der Minnesinger. - 1879-1880 (2. Aufl. - 1889.).
  • Köhler Die Entwickelung des Kriegswesens und der Kriegführung in der Ritterzeit.
  • Henne am Rhyn. Geschichte des Rittertums. - Leipzig.
  • Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М .: Прогресс, 1987. - 380 с.
  • Руа Ж. Ж., Мишо Ж.Ф. История рыцарства. - М .: Эксмо, 2007. - 448 с. - ISBN 978-5-699-20223-2
  • Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века = Chevaliers et chevalierie au moyen age. - М .: Молодая гвардия, 2006. - 400 с. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества). - ISBN 5-235-02895-3
  • Хёйзинга Й. Рыцарские ордена и рыцарские обеты // Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М ., 1988. - С. 90-101.

Примечания

Ссылки

  • Гуреев М. В. Библиография по изучению рыцарской культуры и других социальных аспектов Средневековья (Электронный ресурс) // Портал национальной прозы РФ
  • Сайт о рыцарях и средневековье - статьи и картины
  • О рыцарстве - Интересные статьи о рыцарях

Весь их образ жизни был связан с войной, и они были великими героями того времени. Высо-кое положение рыцарей частично объяснялось тем, что в средние века короли и правительства имели очень мало настоящей власти. Власть при-надлежала лучшим бойцам. Человек, имевший лошадь и твердую руку и знавший, как ими поль-зоваться, имел большие преимущества.

Пребывая в своих окруженных рвами замках с высокими стенами, более могущественные рыцари правили окружающими территориями, они не чтили никаких законов, кроме собственных, и ча-сто начинали войны против своих соседей. Ры-царь поступал по своему желанию, потому что не было никого достаточно сильного, кто бы мог ос-тановить его. Многие рыцари соблюдали некото-рые правила в своих владениях и защищали сво-их людей от бандитов. Но многие рыцари были сами не лучше бандитов.

Война рыцарей походила на игры, а их игры были как войны. Занятием, больше всего похо-дившим на сражение, был турнир. Со временем турниры становились подобием сражений, в кото-рых рыцарь сражался с затупленной пикой и ту-пым мечом. Цель турнира была той же, что и в сражении — захватить врага в плен и взять вы-куп.

Рыцари имели правила поведения, которые на-зывались «кодексом рыцарства». Рыцарь должен был обращаться со своим пленником как с почет-ным гостем, даже если они были жестокими вра-гами. Рыцарь не мог нападать на другого без объ-явления войны.

Рыцари соблюдали этот кодекс в своем кругу, потому что это был вопрос обоюдного преимущества. Когда-нибудь любой рыцарь мог быть захва-чен в плен другим.

Но на рыцарей могли напасть без предупреж-дения, поэтому ни один рыцарь не покидал своего замка без своих тяжелых, неудобных доспехов.

Средневековые рыцари

Каково оно - понятие рыцари? Кто такие эти люди? Это воины высшего класса! Так их именовали в средневековой Европе. Конное рыцарство - это своего рода аристократия на поле боя. Более того, это своеобразная военная каста. Ответы на эти вопросы уходят своими корнями в средневековую Англию. Именно там в 971 году появился первый рыцарский титул. С тех пор было много сказано и написано об этих всадниках, определение которым - рыцари.

Любопытно, что для одних людей эпохи Средневековья рыцари являлись самыми обычными алчными грабителями, конокрадами, насильниками и притеснителями простого смертного народа, а для других они были самым настоящим воплощением благородства, доблести и, конечно же, галантности по отношению к дамам.

Сегодня принято считать, что рыцарь - это доблестный воин в сияющих доспехах, мужественный солдат. Но чего уж греха таить, среди этих воинов действительно были самые разные люди - и последние негодяи, и отпетые разбойники, и знаменитые поэты, и религиозные фанатики. И все они - рыцари!

Кто такие рыцари с точки зрения жизненного уклада?

Не удивительно, что жизнь этих воинов целиком и полностью была связана с военными походами и сражениями. Каждый из них был не кто иной, как настоящий герой. Рыцарь считался одной из самых значимых фигур в средние века. Такое высокое социальное положение объясняется тем, что в руках верховных правителей было сосредоточено не так много власти, как им этого хотелось. Ведь тогда эта самая власть принадлежала тем, кто сражался лучше других! Кроме того, значительными привилегиями наделялись те, кто имел лошадей, тяжелое вооружение и прочую необходимую амуницию, и, самое главное, умел этим грамотно воспользоваться!

Согласно культурной традиции, рыцарь в доспехах - это всадник. Именно так переводится это слово на любой язык мира. Всадник, который был закован в стальные латы, профессионально владел копьем и мечом. Другими словами, это самый настоящий бесстрашный воин, давший начало такой самостоятельной культуре, как рыцарство!

Рыцарство, как культурная традиция той эпохи, оставило после себя весьма глубокий след в человеческой памяти. Оно стало синонимом воинской отваги и доблести. Ведь не случайно сегодня мы, говоря о возвышенном и джентльменском отношении к противоположному полу, соотносим это именно с эпохой рыцарства! Именно поэтому сегодня самый отважный смельчак, готовый вступиться за слабого, защитить честь женщины или бороться за правду, воспринимается общественным сознанием как самый настоящий рыцарь!

Для статистики

Приведем некоторые цифры. Рыцарей как боевой единицы было не так уж и много. К примеру, в конце 13-го века в Англии существовало примерно 3 тысячи этих отважных воинов. При этом в боях обычно принимали участие от нескольких десятков до нескольких сотен воинов в доспехах. И только в самых масштабных и крупных сражениях рыцари исчислялись тысячами.

Рыцарь - средневековый дворянский почётный титул в Европе. Рыцарство, как военное и землевладельческое сословие, возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.

Дворяне обучали военному делу сыновей с самого раннего возраста, причем больше всего заботились о том, чтобы сделать юношу сильным и ловким. Его учили объезжать диких лошадей, владеть копьем, рубить мечом. В то время, когда еще не знали употребления пороха, когда не было ружей и пушек, побеждал только сильный и ловкий. Сила войска в то время зависела от числа всадников: чем их было больше, тем войско считалось сильнее. Эти всадники благородного происхождения получили название рыцарей.

Со временем рыцари составили особое сословие, особый класс людей, вроде военного братства. Рыцари разных народов не считали друг друга чужими. Их соединяли рыцарские правила, обязательные для всех.

Вступление в звание рыцаря давалось нелегко и совершалось с особой церемонией, весьма торжественной. Будущего рыцаря в возрасте 7 лет отвозили ко двору короля или в замок знатного рыцаря. Здесь, в чужом доме, мальчик считался на службе в должности пажа. Он служил за столом, чистил оружие своего рыцаря, держал ему стремя, когда тот садился на коня, упражнялся в верховой езде, в стрельбе из лука, в единоборстве. В 14 лет юношу опоясывали мечом, и прежний паж получал название оруженосца. Теперь он уже следовал за своим рыцарем всюду и на поле битвы, и на охоту, и на все торжества, которые посещал рыцарь. Всякий благородный юноша-оруженосец мечтал спасти жизнь своему рыцарю, и если ему это удавалось он приобретал себе славу на всю жизнь.

Когда оруженосец достигал 21 года, его посвящали в звание рыцаря. К этому важному обряду он долго готовился. Накануне посвящения он шел в полном вооружении в часовню, где проводил всю ночь. Наступало утро самого торжественного дня в жизни рыцаря. Среди процессии его вели в церковь, а за ним несли все его будущее вооружение. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг.

Жили рыцари в замках. Это были каменные постройки, окруженные стенами и башнями, приспособленными к защите. Замок рыцаря окружал глубокий ров, и всегда на сторожевой башне стоял воин, опускавший для въезда в замок подъемный мост.

Богатые рыцари жили в своих замках, как короли, в силе, богатстве и почестях. Бедные рыцари, не имевшие собственных замков, переезжали со своими оруженосцами из одного замка в другой, гостили и потом отправлялись дальше.

Рыцарские традиции складывались веками. Основу кодекса чести составляли верность долгу, отвага, презрение к опасности, благородное отношение к даме, внимание к нуждающимся. Скупость подлежала осуждению, предательство не прощалось. Но с течением времени многие рыцари забыли данную ими при посвящении клятву. Проживая в своих неприступных замках, они нападали на мирных жителей, грабили, убивали, жгли дома, занимались разбоем на дорогах. В XV столетии рыцарство теряет значение основной военной силы. Противостоять огнестрельному оружию, закованному в железо коннику, вооруженному холодным оружием, было весьма не просто. Новые условия ведения войн привели к исчезновению рыцарства с исторической арены. Но влияние рыцарской эпохи нашло отражение в кодексе офицерской чести последующих времен.

В средние века рыцари были высшим классом среди военных в Европе. Рыцари, которые сражались верхом, были аристократами на поле боя. Весь их образ жизни был связан с войной, и они были великими героями того времени. Высокое положение рыцарей частично объяснялось тем, что в средние века короли и правительства имели очень мало настоящей власти. Власть принадлежала лучшим бойцам.

Поскольку на рыцаря могли напасть в любом месте и в любое время, и не предупредив об этом заранее, никто из них не покидал своих замков, не облачившись предварительно в тяжелые и неудобные доспехи, которые тем не менее надежно защищали воина. Вот теперь вы знаете если не все о рыцарях, то очень многое, и легко ответите на вопрос кто такие рыцари.

Источники: murzim.ru, fb.ru, www.genon.ru, karnegi.blogspot.ru, pochemy.net

Возможности Интернета вещей

Интернет вещей - это понятие подразумевающее, что уже в недалеком будущем каждый прибор или предмет пролучит...

Как подготовиться к свадьбе

Свадьба - это один из тех дней, когда влюбленные официально регистрируют свои отношения. И ни для кого не...

Какая же девушка не мечтает о прекрасном рыцаре? И я не исключение. Я представляла, как сильный, храбрый и мужественный принц на коне приедет к моему дому и сделает дамой своего сердца. И мой рыцарь меня нашел, правда, коня не было. Но разве это важно?

Кто такие рыцари

При слове рыцарь все представляют отважного всадника с мечом в руке. И это действительно так, хотя настоящие рыцари были далеки от идеала . Рыцарство начало образовываться примерно в VIII веке в эпоху Карла Великого . Это были герои своего времени, но рыцарем мог стать только человек знатного рода. Идеализированный рыцарский кодекс звучал так:

  • обороняй убогих и немощных;
  • будь всегда готов к бою;
  • помогай тем, кто не может себя защитить;
  • не ломай обещания;
  • Родина важнее жизни.

Но на самом деле все было не так красиво. Рыцари владели замками и прилегающими территориями и сами устанавливали законы . Они постоянно вели войны с соседями и иногда были ничем не лучше грабителей и воров. Кодекс чести требовал, чтобы рыцарь постоянно совершал подвиги. Но крестовые походы происходили не так часто, поэтому хорошей заменой стали турниры . Здесь рыцари показывали свои умения.


У каждого рыцаря был свой девиз и дама сердца , необязательно свободная. Впоследствии рыцарство начало крепнуть и стало неконтролируемой силой . Но разгром ордена тамплиеров практически уничтожил эту элитную военную силу, и рыцарство потеряло свою былую мощь.

Украинские рыцари

Видимо никто не будет спорить, что казаки - очень интересное явление не только в украинской, но и в мировой истории. Это были талантливые воины , защищавшие не только свои земли, но и земли других стран. Их главный закон - честь и справедливость . Казаки любили развлечения и горилку. Но пьянство во время походов каралось смертью.


На Сечи жили не только украинцы, но и поляки, белорусы, молдаване и русские. Казаки путешествовали по миру , интересовались культурой других стран и заимствовали различные боевые приемы. Казаки , как и европейские рыцари, имели свой кодекс . Главными принципами в нем была любовь к Родине, забота о женщинах, детях, пожилых людях, благородство, благотворительность и свобода.


А еще среди казаков жили так называемые характерники , которые, как говорят, владели магическими способностями . Их не брала ни пуля, ни сабля, ни огонь. Они могли дышать под водой, видеть будущее и превращаться в животных. Кто знает, правда это или вымысел. Но то, что к азаки были настоящими рыцарями не подлежит сомнению.



Случайные статьи

Вверх