Современные проблемы науки и образования. Тема: «Пассивные, активные и интерактивные методы обучения

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко)

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

® пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

® активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

® интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Цель работы – изучить особенности применения интерактивных методов в современных учреждениях среднего профессионального образования.

Задачи работы:

1. Рассмотреть состояние интерактивных методов на современном этапе развития образования.

2. Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе.

3. Выявить особенности современных интерактивных методов.

Объект исследования – интерактивные методы.

Предмет исследования – особенности применения интерактивных методов в современных СПО.

Методы исследования – анализ литературы по теме педагогики, психологии и вопросам инновационных методов образования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические основы педагогического обеспечения интерактивного взаимодействия

1.1. Классификация интерактивных методов интерактивного взаимодействия на учебных занятиях со студентами колледжа

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Ведущий (преподаватель, тренер) вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении достаточно взрослых обучающихся. Интерактивные методы могут применяться при организации куратором следующей работы со студентами:

® организация тематических занятий,

® организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом,

® формирование портфолио студента,

® организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе,

® для создания образовательных ресурсов.

Для решения воспитательных и учебных задач куратором могут быть использованы следующие интерактивные формы:

1. Интерактивная экскурсия.

2. Использование кейс-технологий.

3. Проведение видеоконференций.

4. Круглый стол.

5. Мозговой штурм.

6. Дебаты.

7. Фокус-группа.

8. Деловые и ролевые игры.

9. Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).

10. Учебные групповые дискуссии.

Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого студента. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности студентов колледжа. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей студентов, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике.

1.2. Сравнение традиционного и интерактивного подходов

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки среднего профессионального учебного заведения. Достаточно сложно развеять данное сомнение прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала. Подтверждение вышесказанному - слова Ш. А. Амонашвили: «Раньше, в том далеком прошлом, когда я был императивным учителем, я не жил со своими учениками одним творческим горением, да и сложности, с которыми они сталкивались, оставались мне неведомыми. Для них я был только контролер, а они для меня - правильно или неправильно решенными задачами».

Активные методы обучения - методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Методы активного обучения - это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

· вынужденная активность обучения;

· самостоятельной выработкой решений обучаемым;

· высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;

· преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;

· постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Методы активного обучения обеспечиваюти направленную активизацию психических процессов учащихся, т. е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока.

Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т. д.

Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса – обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Наравне с активными методами обучения в образовательном процессе применяются интерактивные методы. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов

В настоящее время многие учителя и преподаватели считают, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики.

Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Чтобы достичь целей, поставленных на уроке учитель и ученик должны понимать друг друга, двигаться в одном направлении. Учитель также разрабатывает план, ход урока.

При использовании интерактивных форм учитель перестаёт быть основным доносчиком информации, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации и формулирует темы или вопросы для обсуждения в группах, контролирует порядок и время выполнения намеченного плана, готовит заранее необходимые задания. Если у кого-то из обучающихся имеется хоть небольшой опыт работы с решаемой задачей, он делится своими знаниями с остальными, при этом происходит и взаимосвязь всех учащихся друг с другом. Они начинают совместно решать поставленные задачи, преодолевать все конфликты, уступать, находить что-то общее.

Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого.

Главные задачи интерактивных средств обучения:

§ обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологичес-кое преподнесение учебного материала;

§ исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников;

§ способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

В решении воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дебаты, дискуссия) - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, восполнить недостающую информацию, позволяющая закрепить полученные ранее знания, научить культуре ведения дискуссии, укрепить позиции, сформировать умения решать проблемы.

· Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) − оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, даже самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые можно будет использовать на практике.

· Деловые и ролевые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики.

· Case-study (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций) – это педагогическая технология, основанная на использования реальной ситуации в целях анализа данного случая или моделировании ситуации, выявляются проблемы, ищется альтернативное решение и затем принимается оптимальное решение проблемы.

· Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель в течение многих лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую проектирование, целеполагание, использование последовательности ряда известных воспитательных и дидактических методик, занятий, собственные «ноу-хау», мероприятий, учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Существуют и другие виды интерактивного обучения, которые можно использовать в образовательном процессе. К ним относят тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивную экскурсию, видеоконференцию, фокус – группу, мини-лекцию, разработку проекта, решение ситуационных задач, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула» и д.р.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;

· все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус, место работы;

· каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;

· никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею);

· все, что сказано на занятие это информация к размышлению.

Благодаря интерактивному обучению:

ü ученики лучше понимают и усваивают тему, творчески применяют знания, решая практические задачи;

ü повышается мотивация и вовлеченность учеников в решение обсуждаемых проблем, при этом они становятся активнее;

ü растут умения, знания, навыки, деятельность, ученики раскрывают новые возможности, накапливают опыт, осознают все ценности;

ü меняется опыт, установки, учеников, меняется их понимание об окружающей действительности, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.

Игра как метод

Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения.

1. Основные задачи Конкурса по решению головоломок– повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.

2. Участники Конкурса– команды численностью 4 человека.

3. Всем командам-участникам Конкурса выдается одинаковый набор различных заданий, на решение которых дается 30-40 мин.

4. За правильное решение задания (ответ) начисляется его стоимость в баллах, за неправильное решение (ответ) – снимается половина стоимости задания в баллах.

Игры, которые обычно используют на уроках математики:

· «Морской бой» - излюбленная игра младших и старших школьников. Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Координаты цели определяются именем столбца и строки.

В эту игру играют три команды. Одно поле на все команды. Все клетки кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквой, соответствующей теме вопроса.

Участникам необходимо овладеть всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то этой команде сразу же начисляется 1 очко и дается право следующего хода. Если под ним окажется буква, то это значит, что рядом находится борт корабля. Команде задается соответствующий вопрос на обдумывание которого дается 30 сек. Если команда ответила не верно, то ответ может дать другая команда, кто быстрее, цена верного ответа – 2 очка, третьей попытки нет. Если никто не смог дать верного ответа, то ход переходит следующей команде. Если поле чистое – переход хода.

· «Своя игра». В игре участвуют 3-5 команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

· «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т. д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.

Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.

· Математический брейн-ринг. Основная цель этой игры – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу.

К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы.

Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так:

1. Ведущий выдает (или просто читает) условие задачи командам, после чего они приступают к решению.

2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение».

3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему.

4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления.

5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд.

6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего.

Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется.

Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов.

Все эти игры можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время. Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.

«Интерактивные методы и приемы обучения»

В нас Раздел № 1

«Актуальность выбранной темы»

Кто не хочет знать английский язык? Я думаю, не найдется человека, отрицательно отвечающего на этот вопрос. Без знания английского языка невозможно путешествовать, познавать культуру других народов, иметь престижную работу...

Но при изучении иностранного языка возникает множество проблем.

Одна из них, по моему мнению, проблема в обучении говорению. Практика показывает, что очень часто ученик испытывает так называемый «языковой барьер».

Как показывает собственный опыт преподавания, не всегда удается добиться результатов в говорении, используя традиционные методы и формы работы. Необходимо взаимодействие всех участников процесса. Интерактивные методы и приемы отвечают этим требованиям. Практика показывает что внедрение таких методов позволяет за достаточно короткий промежуток времени передавать достаточно большой объем знаний. С помощью этих методов создаются возможности для раскрытия личного потенциала каждого ученика. Они позволяют научить школьника практически использовать знания иностранного языка.

Так же данные методы помогают разнообразить учебную деятельность, и способствуют повышению мотивации к обучению.

Но чтобы добиться всех этих результатов, учителю необходимо организовать учебный процесс с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося.

Раздел №2

« Виды методов и приемов и их применение на практике»

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик», «ученик = ученик», «ученик = класс», «группа = группа». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя

друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения:

* научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

* научить работать в команде, уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

* научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Классификация методов обучения и их практическое применение.

Методы классифицируют по разным признакам:

по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;

по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;

по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;

по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

В рамках ФГОС предполагается использование следующих интерактивных методов:

* Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

* Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

* Кейс-метод». Ученикам предлагается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения и выбрать лучшие из возможных решений.

* Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

* Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками.

* Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

В процессе обучения педагог может выбирать как один метод (или прием), и/или использовать комбинацию нескольких. Каждый метод обучения содержит в себе набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Существует множество приемов обучения , применяемых на современном уроке. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

1. «Мозговой штурм»

Хороший прием для поиска новых идей. Повышает активность школьников на уроке, так как в работу включаются все ученики. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Этот прием хорош тем, что его можно применять на многих этапах урока. «Мозгового штурма» достаточно много разновидностей: обратный, теневой, индивидуальный, на доске, челночный, комбинированный, визуальный, в стиле «соло» и.т.д

« Обратный » мозговой штурм» используется чаще в ходе выполнения работы по систематизации материала или в работе над ошибками. Главные задачи «обратного мозгового штурма»: найти ошибки и попытаться их устранить.

« Комбинированный мозговой штурм » это сочетание прямого и обратного. Хорошо применять для анализа какой-нибудь выполненной работы, выявления ее недостатков..

«Индивидуальный мозговой штурм» можно применять в качестве домашнего задания, когда ученику предлагается самостоятельно дома (можно в течение нескольких дней) продумать варианты ответа (выхода из какой-нибудь ситуации) и предложить свои идеи на уроке.

«Мозговой штурм на доске» лучше всего подходит для начального этапа урока в качестве целеполагания. Здесь есть возможность высказаться каждому ученику, а учитель может все зафиксировать на доске и в ходе урока, для закрепления материала можно работать с этими идеями.

«Соло» применяется в ходе всей работы над какой-нибудь темой (проблемой), когда ученики собирают свои идеи, фиксируют их в тетради или специальных карточках. Начать работать с этим видом «штурма» можно с самого начала темы, а в конце темы обсудить результаты.

Эти приемы можно использовать в разных формах работе, и как показывает практика,

учащимся интересно работать, применяя эти приемы на практике.

2. «Снежный ком»

Данный прием можно использовать для формирования навыков устной речи и для формирования и активизации лексико-грамматического материалов. «Нарастание снежного кома может проходить по двум линиям» - с наращиванием лексики и/ или грамматики. Этот прием хорош тем, что с ним сочетается очень много тем (книги, характер, внешность, отношения и.т.д)

Например, при изучении темы «М ass media” ( books) можно использовать такой вариант: I like reading books ~ I like reading electronic books~ I like reading e-books because they are easy to use ~ I like reading e-books because they are easy to use, compact and reliable~ I like reading e-books because they are easy to use, compact and reliable , which is really important to me....

3. « Кластер »-

Это графическая форма организации информации когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Также можно изобразить это прием в виде «грозди». Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. Этот прием хорошо использовать для решения какой-то проблемы на этапе закрепления материала при систематизации (повторения), при работе с текстом, при повторении в начале урока, при введении в тему, при контроле.

Рассмотрим несколько тем, где можно воспользоваться этим приемом. В 9 классе изучается тема «Страны. Великобритания, США и Россия». Для активизации ЛЕ и систематизации материала можно воспользоваться этим «кластером».

В 7 классе много времени отводится изучению темы « Teens problems”. Основные пункты этой темы для обсуждения тоже можно оформить в виде кластера, затем используя еще и другие приемы, обсудить проблемы и способы их решения.


Этот прием помогает учителю отслеживать уровень владения материалом, способствует получению опыта работы в группе, помогает найти связи между понятиями. Следует отметить, что это прием хорош еще тем, что неверные предположения можно исправлять, заполнять ячейки новой информацией (добавляя ее по мере изучения темы).

4. « Фишбоун »

Этот прием может быть использован в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-нибудь ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего его применять во время урока обобщения и систематизации знаний. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Целесообразно в конце урока представить результат работы в виде презентации. Чем еще хорош этот прием? Он позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуально «кость» может располагаться как горизонтально, так и вертикально. В «голове» лежит проблема, которую необходимо решить. Затем по бокам причины и факты и в конце в «хвосте» - вывод.


Учащимся можно предложить какой-нибудь текст проблемного содержания (Это может быть видеофильм). Например « Ecology. Environment. Problems. We can protect the environment”. Эти темы актуальны и изучаются во многих классах. Учащимся необходимо выяснить причины проблем в окружающей среде: пожары, браконьерство, неумелое использование природных ресурсов, выхлопные газы и.т.д. Затем предлагается подумать о фактах: проблемы со здоровьем, исчезновение многих видов растений, животных, птиц, загрязнение ресурсов и.т.д. В конце необходимо сделать вывод: бережное отношение к природе, строительство специальных очистительных систем, переход на менее токсические виды топлива, вторичная переработка сырья и.т.д.

Этот прием можно использовать в абсолютно любой теме и в любом режиме работы.

Как показывает практика, используя этот метод учащиеся успешнее справляются с задачами и целями урока, лучше усваивают ЛЕ, пытаются строить логические высказывания и более развернутые предложения. У многих пропадает «языковой барьер».

5. «ПОПС-формула»

Является эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного материала учащимися по всем гуманитарным дисциплинам. Этот прием помогает закрепить пройденный материал и выявить «пробелы».

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П - позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О - обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос - почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П - примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С - следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

Я с успехом применяю этот прием в старших классах для написания ОГЭ (ЕГЭ). Его можно использовать при подготовке как устной, так и письменной части.

6 «Лови ошибку»

У этого приема нет недостатков, если все организовано правильно. Этот прием можно использовать на всех этапах урока (в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала а так же на этапе рефлексии с целью подведения итогов). Учащимся предлагается материал (текст), в котором допущены ошибки. Это могут быть ошибки как в лексике так и в грамматике. Им необходимо их найти. Работу можно проводить индивидуально, в парах, в группах.

В этом тексте объединены несколько тем. Текст содержит 20 ошибок.


7. «Восстанови рассказ»

Хороший прием при обобщении и закреплении материала. А так же для контроля пройденного материала (ЛЕ, грамматики..) Проводить его можно несколькими способами:

Первый способ: Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке и восстановить логическую последовательность всего текста. Работу можно проводить в парах или индивидуально. Затем учащимся можно предложить рассказать полученный вариант рассказа.

Второй способ: Можно дать текст, где пропущены слова (или слова заменены картинками). Восстановить текст, вставляя слова или заменяя картинки словами. После выполнения задания можно устроить взаимоконтроль в парах. Этот прием очень нравится детям младшего и среднего звена, т.к детям нравится работать с картинками, кроссвордами и другими похожими заданиями.

8. «Знаю, хочу, умею»

Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на занятии, за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.

Заполнение таблицы ЗХУ

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Но сначала надо поставить «проблему» и на этапе перехода к работе с информацией, можно заполнить первую графу. Здесь может быть и ЛЕ и ответы на вопросы, ассоциации и.т.д

Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.

Например, в начальной школе в 4 классе изучается тема « А nimals”. Учащиеся уже знают из предыдущих классов названия многих животных и птиц, их цвета, что они умеют делать. Мы заполняем графу «знаю», вспоминая ЛЕ по этой теме и отвечаем на вопросы учителя.

На следующем этапе урока задаем вопрос «что бы мы хотели еще узнать про животных?» Например, где живут? что едят? какую пользу приносят людям? На этапе «рефлексии» подводим итог: можем мы ответить на эти вопросы?

Я часто использую этот прием на этапе урока «целеполагание» и «рефлексия».

Рассмотрим, как можно практически применить несколько приемов на одном-двух уроках (на примере темы « The root of all evil” в 10 классе учебник “ New Millennium English” ).

Подтема урока: « Fighting for life” . Учащимся предлагается обсудить и проанализировать причины и следствия бедности и найти способы решения проблем бедности (бедных) в стране. На начальном этапе урока для активизации лексики учитель может использовать прием « мозговой штурм ».

Учащиеся вспоминают слова, связанные с этой темой. Это можно сделать фронтально, в парах, группах. Слова можно записать на листочках или на доске.

Данный прием можно заменить на « ассоциативный ряд » или «ряд ассоциаций», который преследует такие же цели и задачи, как и «мозговой штурм».

Слова (выражения) можно представить в виде схемы, таблицы (кластера). Конечно, в ходе выполнения этого задания будет появляться новая лексика. Учителю необходимо помогать учащимся в работе и фиксировать необходимую новую лексику на доске.


Затем, на следующем этапе учащимся необходимо подумать о причинах и следствиях бедности. Это задание можно сделать в виде «кластера» или использовать прием «фишбоун». Это задание лучше выполнять в небольших группах.


Для проверки и обсуждения этого задания учитель заранее готовит ответы (можно представить в виде презентации), обсуждает и анализирует с учащими полученные варианты.

Далее учащимся можно предложить заполнить таблицу ЗХУ. На этом этапе урока уже можно подвести предварительные итоги: что знают ученики по этой теме и что хотели бы узнать (How to solve this problem? ). Перед учениками ставится речевая задача: Как можно решить данную проблему?

Здесь можно использовать « проблемный метод » и такие приемы как ПОПС-формула , « кластер » или « фишбоун ». Ученики работают в группах. Каждая группа работает над этой проблемой и разрабатывает способы ее решения в виде «кластера».

Затем представляют свои результаты в классе, сравнивая и анализируя результаты.

Но перед тем как ответить на этот вопрос, учащимся необходимо доказать , что бедность это действительно большая проблема . Для решения этой задачи учащимся предлагается прослушать первую часть текста и ответить на вопросы по заданию.


Затем учащимся предлагается выполнить задания по чтению. Учащиеся активизируют ЛЕ и выбирают необходимую информацию для дальнейшей работы по теме. Новая ЛЕ, которая появляется в ходе чтения, так же фиксируется в тетради.



Для подведения итогов можно воспользоваться приемом «ПОПС-формула». Этот прием помогает учащимся выразить свое собственное мнение, объяснить свою позицию и сделать выводы по сказанному.

В ходе выполнения данных заданий учащиеся активизируют ЛЕ. Для активизации и контроля ЛЕ по этой теме можно использовать приемы «снежный ком », « лови ошибку » или « восстанови рассказ ».

В конце занятия заполняется последняя часть таблицы ЗХУ . Что мы хотели узнать? Что мы знаем в результате? Смогли мы ответить на основные вопросы, поставленные в начале урока?

Таким образом, можно сделать вывод, что на одном-двух уроках можно применять сразу несколько методов и приемов работы с материалом.

В конце изучения темы “ The root of all evil” учащиеся готовили урок в виде деловой игры по сценарию, предложенному в учебнике.

Вывод:

Применение интерактивных методов и приемов способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся и эффективности уроков. Интерактивные приемы и методы обучения обеспечивают прочность знаний, творчество и фантазию, командный дух, свободу самовыражения и взаимоуважение ко всем участникам учебного процесса.

В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

  • по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
  • по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
  • по источнику учебного материала: словесные, практические;
  • по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  • Дискуссионные.
  • Игровые.
  • Тренинговые.
  • Рейтинговые.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

  • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о .
  • , сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp , или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений,

Педагогические науки/5. Современные методы преподавания

Адильбекова А.К.

Северо-Казахстанский государственный университет им.М.Козыбаева, Республика Казахстан

Интерактивные методы обучения и их классификация

Для того чтобы глубже понять суть интерактивных методов, давайте посмотрим на схемы, которые помогут нам увидеть различия между пассивными, активными и интерактивными методами .

Рис.1 – Пассивный метод

Пассивный метод (рис. 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

Рис. 2 – Активный метод

Активный метод (рис. 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Рис. 3 – Интерактивный метод

Интерактивный метод (рис. 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый .

Методы интерактивного обучения: Интерактивные игры; пары и группы; «Мозговой штурм»; «Общая дискуссия»; проекты; семинары; «Общий галдёж»; словесные ассоциации; каждый учит каждого; «Мозаика» («Ажурная пила»).

Классификация игр:

- По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые;

- По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные;

- По игровой методике : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация;

- По характеру педагогического процесса : обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие.

Ролевая игра . Игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Успешностьдействий участников игры определяется в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

Деловая игра – имитация в игре реального процесса с помощью модели. Ее особенностями являются:

Различие интересов участников игры;

Наличие общей игровой цели;

Реализация цепочки решений;

Использование гибкого масштаба времени.

Пары и группы. Это один из самых популярных методов, так как он дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия), что часто бывает невозможно в большом коллективе.

Работа в парах и группах даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты:

Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. При нехватке знанийучащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания;

Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими;

Надо записывать инструкции на доске и (или) карточках;

Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

«Мозговой штурм». Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать наибольшее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Общая (учебная) дискуссия. Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Виды дискуссий:

- Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока;

- Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника;

- Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь».

Проектная деятельность. Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение определенного времени. Этот прием может быть использован дляизменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск, то есть в более старшем возрасте.

«Общий галдёж». Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.

Рисование. Приём используется с целью развития:

Наблюдательности;

Навыков совместной работы;

Воображения .

Метод «каждый учит каждого» может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга - это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться и др. Учащиеся также смогут с помощью своих товарищей обозреть общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время занятия, урока, которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность ученикам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одноклассниками.

Классификация интерактивных методов обучения

По Ю.С.Арутюнову – в основе наличие заданных моделей деятельности и наличие ролей .

Таблица 1. Классификация интерактивных методов обучения

Неимитационные

Имитационные

неигровые

игровые

Проблемное обучение

Анализ конкретных ситуаций

Деловая игра

Практическое занятие

Имитационные упражнения

Игровое проектирование

Семинар

Действие по инструкции

Разыгрывание ролей

Дискуссия

Проблемная лекция

Конференция

По О.С.Анисимову – в основе – обеспечиваемый результат:

- традиционные – лекции, семинары, практические занятия, тренинги (обеспечивают функцию трансляции);

- новые (имитационные) - (обеспечивают усиление роли мышления и развитие мотивации обучаемых);

- новейшие – инновационные игры, организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры (обеспечивают формирование интеллектуальной культуры и культуры саморазвития) .

По С.С.Кашлеву – в основе – ведущая функция в педагогическом взаимодействии:

- методы создания благоприятной атмосферы, организациикоммуникации;

- методы организации обмена деятельностями;

- методы организации мыследеятельности;

- методы организации смыслотворчества;

- методы организации рефлексивной деятельности;

- интегративные методы (интерактивные игры) .

По Д.В. Чернилевскому и Н.В. Борисовой – в основе: наличие модели и наличие ролей :

Иммитационные – иммитационное или иммитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе (игровые и неигровые формы и методы);

Неиммитационные – построение моделей изучаемого явления (дискуссии, «мозговые атаки» и т.д.).

Итак, интерактивныеформыиметодыобученияпоказываютновыевозможности,связанные,преждевсего сналаживаниеммежличностноговзаимодействияпутёмвнешнегодиалогавпроцессеусвоенияучебногоматериала.Междуучащимисявгруппевозникаютопределённыемежличностныевзаимоотношения;иоттого,какимионибудут,вомногом зависитуспешностьихучебнойдеятельности.Умелаяорганизациявзаимодействияучащихсянаосновеучебногоматериаламожетстатьмощнымфакторомповышенияэффективностиучебнойдеятельностивцелом.

Литература:

1 Абылкасымова А.Е., Ушуров Е.А., Омарова Р.С. Развитие системы общего среднего образования в современном мире. Учебное пособие.- Алматы.: НИЦ « Ғылым», 2003.- 112 с.

2 www.letopisi.ru/

3 Арутюнов Ю.С. О классификации активных методов обучения // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. - Рига, 1983. – С.11-15.

4 Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения: зарубежный опыт// Университетское управление.-2004.-№4.- С. 78-83.

5 Интернет энциклопедия. Интерактивные методы обучения. www.wikipediya.ru/

6 Инновационные методы обучения в высшей школе: учебно-практическое пособие/ Гусаков В.П., Пустовалова Н.И., Хрущев В.А., Карташова Е.Б., Исакова Е.К. – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007. – 92с.



Случайные статьи

Вверх