Способы разрешения внутриличностных конфликтов. Персональные методы управления конфликтами

Общение человек ведет не только с другими людьми, но и с самим собой. Разговаривают абсолютно все люди сами с собой. Это происходит посредством обдумывания какой-то идеи, представления беседы, в которой участвует два оппонента, обсуждение темы, которая сильно затронула, и т. д. Возникновение внутриличностного конфликта является вполне нормальным последствием, которое может быть различным по типу. Понятие и причины раскрывают данное явление более широко.

Внутриличностный конфликт свойственен всем людям, у которых имеются противоречивые взгляды, желания, идеи. Внутриличностный нередко возникает, когда человек хочет одного, а мир предлагает ему другое или окружающие люди требуют иного. Данное явление происходит со всеми, нередко создавая серьезные проблемы..

Что такое внутриличностный конфликт?

Общение человека с самим собой называется внутриличностным. Что такое внутриличностный конфликт? Это противоречие, которое возникает внутри человека в результате такого общения. Данный конфликт воспринимается индивидом как серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения. Если человек не может разрешить ситуацию либо не способен принять окончательное решение, тогда проблема провоцирует у него различные расстройства и нарушения. К примеру, человек может плохо спать из-за необходимости обдумывать свою проблему.

В результате внутриличностного конфликта человек может пойти по одному из пути:

  1. Проблема заставит его саморазвиваться. Силы его мобилизуются, из-за чего он начнет предпринимать меры для улучшения качества своей жизни.
  2. Проблема его затормозит, что приведет к отсутствию самопознания и процесса развития.

Внутриличностный конфликт – это столкновение двух и более равнозначных по значимости и противоположных по направленности потребностей, интересов, желаний, влечений. В такой ситуации человек испытывает трудность в принятии решения, сделать выбор. Если он займет одну из сторон, тогда лишится всех благ другой стороны. Человек это понимает, поэтому находится в сомнениях, колеблется, не может сделать выбор.

В зависимости от значимости темы, которую человек не может решить, внутриличностный конфликт может привести к различным неурядицам и даже расстройствам. Пока человек находится в конфронтации с самим собой, он развивает в себе различные патологии на физиологическом или психологическом уровне. Как только проблема решается, человек становится на путь выздоровления и освобождения от всех побочных эффектов.

Понятие внутриличностного конфликта

Понятие внутриличностного конфликта подразумевает конфронтацию, которая возникает внутри человека в связи с обдумыванием двух противоположных или разноплановых идей. Особенностью внутриличностного конфликта является то, что:

  1. Человек может не осознавать наличия у него внутри конфликта, однако на подсознательном уровне он компенсирует это или активностью.
  2. Здесь отсутствуют посторонние лица, с которыми человек спорит. Конфликт возникает у человека с самим собой.
  3. Конфронтация сопровождается депрессией, страхами, стрессом и прочими негативными переживаниями.

В зависимости от того, как характеризуется личность, выделяют различные причины и сути внутриличностного конфликта:

  • Фрейд рассматривал данное явление как противоборство между биологическими инстинктами и порывами и социальными устоями, в которых вынужден жить человек. Когда внутренние желания не согласуются с внешними возможностями или моральными общественными устоями, тогда человек застревает в конфликте.
  • К. Левин определял внутриличностный конфликт как необходимость человека жить в условиях одновременно направленных полярно сил. Конфронтация является следствием равнозначности данных сил.
  • К. Роджерс рассматривал внутриличностный конфликт как следствие несоответствия представления о себе и понимания идеального «Я».
  • А. Маслоу рассматривал данное явление как следствие несоответствия желания самореализоваться и уже достигнутыми результатами.
  • В. Мерлин считал внутриличностный конфликт как следствие неудовлетворенности личностных отношений и мотивов.
  • Ф. Василюк полагал, что внутриличностный конфликт является противостоянием двух противоположных и самостоятельных ценностей.

Леонтьев считал, что внутриличностный конфликт является нормальным состоянием психики, поскольку она является противоречивой. А. Адлер выделил комплекс неполноценности, выработанный в детстве под влиянием неблагоприятной окружающей среды, как основу для зарождения внутриличностного конфликта.

Э. Эриксон полагал, что в каждом возрастном периоде человек обязательно сталкивается с различными противоречиями, успешное или не успешное разрешение которых программирует дальнейшую судьбу. Успешное разрешение позволяет перейти на следующий виток развития. Не успешное разрешение приводит к появлению комплексов и основ для развития внутриличностных конфликтов.

Причины внутриличностных конфликтов

Условно причины внутриличностных конфликтов делятся на 3 вида:

  1. Противоречивость самой . Если у человека имеется множество желаний, разноплановых взглядов и ценностей, тогда конфликта не избежать. Здесь выделяют такие противоречия:
  • Между общественными нормами и потребностями.
  • Противоречие общественного долга и внутренних (религиозных) ценностей.
  • Рассогласованность потребностей, интересов, желаний.
  • Борьба между социальными ролями, которые должен отыгрывать человек в конкретный промежуток времени.

Данные противоречия должны быть значимыми для индивида и при этом равнозначными, иначе конфликта не возникнет, человек выберет то, что ему наиболее приемлемо или менее пагубно.

  1. Статус человека в обществе.
  2. Статус личности в конкретной группе. Пребывая в определенной группе лиц, человек вынужден согласовывать свои потребности с желаниями окружения. Порой приходится «наступать на горло собственной песни», чтобы только получить одобрение своим поступкам со стороны других лиц. Здесь наблюдаются такие конфронтации:
  • Внешние обстоятельства мешают удовлетворять свои потребности.
  • Отсутствие партнера, который нужен для удовлетворения потребности.
  • Физиологические изъяны и патологии, которые мешают человеку достигать цели.
  • Общество, которое мешает или ограничивает человека.

Человек должен выполнять работу, при этом его не обеспечивают нужными инструментами. Дают конкретные задачи, при этом не обсуждается вопрос о выполнении задуманного. Человек должен быть отличным работником, при этом уделять достаточное время семье. Часто в противоречие вступают личностные ценности и правила, предложенные в компании.

Причин для конфликта внутри личности существует очень много, поэтому абсолютно все люди сталкиваются с данным явлением.

Типы внутриличностного конфликта

К. Левин предложил 4 основных типа внутриличностного конфликта:

  1. Эквивалентный – возникает противоборство двух и более функций, которые должен выполнить человек. Решением является компромисс, частичное выполнение.
  2. Витальный – возникает при необходимости принятия одинаково неправильных решений.
  3. – возникает, когда действия и результат равнозначно нравятся или отталкивают.
  4. Фрустрирующий – возникает, когда расходятся принятые нормы и устои, результат с действиями, предпринятыми для достижения цели, неодобрение .

Человек сталкивается с внутриличностным конфликтом, когда побуждается двумя разноплановыми мотивами. Нравственная подоплека возникает в ситуации, когда человек вынужден соизмерять свои желания с общественными моральными установками, свои стремления с долгом.

Конфликт на основе нереализованных желаний возникает, когда человек имеет цели, но сталкивается с действительностью, которая ему в этом мешает. Ролевой конфликт возникает, когда человек вынужден играть одновременно несколько ролей, а также в ситуации, когда требования к человеку не сходятся с его собственными представлениями о данной роли или возможностями.

Конфликт неадекватной самооценки возникает в результате расхождения о собственном представлении и оценкой личного потенциала.

Разрешение внутриличностного конфликта

Разрешением внутриличностного конфликта упорно занимался Адлер, который вначале определял, что комплекс неполноценности провоцирует данное явление. До 5 лет формируется характер человека, который постоянно подвержен различным неблагоприятным социальным обстоятельствам. Далее он лишь различными способами старается компенсировать свои недостатки.

Адлер выделил 2 способа разрешения внутриличностного конфликта:

  1. Развитие социального интереса и чувства. Успешное развитие позволяет приспосабливаться к обществу и выстраивать хорошие взаимоотношения. В противном случае развивается алкоголизм, наркомания, преступность.
  2. Стимуляция собственного потенциала:
  • Адекватная компенсация.
  • Сверхкомпенсация – развитие одной способности.
  • Мнимая компенсация – некие факторы компенсируют комплекс неполноценности.

Разрешение внутриличностного конфликта может происходить такими способами:

  1. Открытые:
  • Прекращение сомнений.
  • Принятие решений.
  • Концентрация на решении проблемы.
  1. Скрытые (латентные):
  • Симуляция, истерия, мучения.
  • Рационализация – самооправдание путем логических рассуждений, которые включают выборочные аргументы.
  • Сублимация.
  • Идеализация – абстрагирование, отрыв от реальности.
  • Компенсация – восполнение утраченного другими целями и достижениями.
  • Регрессия – избегание ответственности, возврат к примитивным формам существования.
  • Уход от реальности – мечты.
  • Эйфория – радостное состояние, напускное веселье.
  • Номадизм – изменение места жительства или работы.
  • Проекция – приписывание другим лицам собственных отрицательных качеств.
  • Дифференциация – отделение размышлений от автора.

Последствия внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт влияет на то, как далее формируется личность. Последствия могут быть как продуктивными, так и разрушающими, что зависит от решений, которые принимаются индивидом.

Успешное разрешение конфликта приводит к самопознанию, поднятию самооценки и личностной самореализации. Человек поднимается над самим собой, развивается, становится сильнее, улучшает собственную жизнь.

Негативными последствиями внутриличностного конфликта являются невротические расстройства, кризисы, расщепление личности. Человек становится агрессивным, раздражительным, тревожным, беспокойным. Нарушается профессиональная способность человека и умение налаживать контакты с окружающими.

Если человек не может справиться с собственными внутренними проблемами и длительное время отводит им центральное место в своей жизни, тогда возникают невротические конфликты. Человек меняется под их воздействием.

Итог

Внутриличностный конфликт свойственен всем людям. Человек не живет в «тепличных» условиях, где он может ни о чем не переживать, не беспокоиться, не сталкиваться с неприятностями. Итог будет зависеть лично от человека, который рано или поздно принимает некое решение после длительного внутриличностного конфликта.

Какое решение человек примет, по такому пути он и пойдет. А в дальнейшем снова возникнут проблемы подобного или другого характера. Человек снова будет принимать решения, которые повлияют на его развитие и действия. Это формирует его будущее, то есть жизнь, которой он потом живет.

Если рассматривать положительные последствия внутриличностного конфликта (см. предыдущую статью), то можно выделить следующие:

1) конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;

2) конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватнойсамооценке;

3) внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека;

Человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. Виктор Франкл

4) конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;

5) преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее.

Существуют всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов:

Познайте самого себя. Следующий шаг — выявление талантов и сильных сторон своей личности. Проанализируйте, когда при каких обстоятельствах и каким образом вам удалось преодолеть себя, свою инертность и достигнуть успеха?

Выявление своих ошибок и недостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей. Для этого можно воспользоваться анализом следующих сдерживающих факторов:

Мы перекладываем ответственность на других вместо того, чтобы нести ее самим.

Другим мы верим больше, чем самим себе, потому что сами не знаем, что для нас главное.

Лицемерие из любезности и по любому поводу приводит к деградации наших чувств.

Нам недостает готовности защищать наше право на счастье и самореализацию.

Мы позволяем заглушить в себе силу, дающую нам независимость, фантазию.

Неспособность обратиться к важному и с легким сердцем отказаться от всего несущественного, второстепенного.

Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности. Используйте свой положительный жизненный опыт.

Будьте уверены в себе. Человек, не уверенный в своих силах, в то же время всегда чувствует себя неспокойно. Рано или поздно он столкнется с внутриличностным конфликтом, ибо неуверенность порождает сомнение, которое соседствует со страхом. Поэтому прежде чем взяться за какое-либо серьезное дело, проверьте, свойственны ли вам следующие типичные проявления неуверенности в себе:

Боязнь попробовать — бездействие, нежелание добиваться своего из страха потерпеть поражение, “потерять свое лицо”.

Суетливость — боязнь не угнаться за другими, беспокойство, вызывающие дискомфорт, тревогу и страх.

Зависть и самоунижение — постоянное сравнивание себя с другими, недовольство самим собой, самоунижение и унижение других.

Бравада и ложь — стремление произвести впечатление лучше, чем есть на самом деле, “пустить пыль в глаза”.

Конформизм — приспособленчество, стремление быть “как все”, “не высовываться”, не рисковать.

Если вам свойственны хотя бы некоторые из названных качеств, необходимо принять меры к тому, чтобы от них избавиться. При этом можно воспользоваться следующими рекомендациями:

Уверенный в себе человек не стремится самоутвердиться за счет других, унижая других. Он старается стать лучше, чем он есть сам, а не стать лучше других всегда и во всем, как это делает невротик.

Не поддавайтесь давлению поведенческих стереотипов, не сдерживайте свою активность.

Думайте “своей” головой, хотя, конечно, не стоит пренебрегать дельными советами и других.

Знайте, что у вас имеется много способностей и сил, достаточных для выполнения тех задач, которые вы перед собой поставили. Есть способности. о которых человек даже не подозревает, и которые обнаруживаются лишь в конкретном опыте жизни.

Доверяйте больше самому себе, не разрушайте свое собственное “Я”, постоянно и во всем прислушиваясь к мнению других.

Не забывайте, нет ничего для вас более худшего, чем отказываться от самого себя, жить чужой жизнью, чужими идеями и смыслами. Вы — это Вы, и никто другой никогда вас не заменит. Отбросьте установку “Я такой, какой вам нужен” и руководствуйтесь принципом “Я такой, какой Я есть”. Уже одно это осознание своей самоценности укрепит вашу уверенность в себе.

Стремитесь к нравственному самовоспитанию и самоутверждению.

Помимо названных способов предупреждения внутриличностных конфликтов современная конфликтология выделяет и другие. Вот некоторые из наиболее значимых.

Не стремитесь “объять необъятное”, не беритесь за все дела сразу. Умейте выделить из всех ваших мотивов и потребностей приоритетные и сосредоточьтесь на их выполнении в первую очередь.

Не копите проблем, В конце концов ситуация достигнет того уровня, когда вы уже не сможете справиться с их решением, что приведет к внутриличностному конфликту.

Разрешение (или преодоление) внутриличностного конфликта — это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии.

Разрешение конфликта носит позитивный характер и приводит к развитию личности, к ее самосовершенствованию.

Прежде всего следует отметить, что всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален, носит личностный характер. Поэтому его разрешение зависит от таких факторов личности, как возраст, пол, характер, темперамент, социальное положение, ценности и др. Это обусловливает то, что универсальных способов разрешения внутриличностных конфликтов, одинаково подходящих для всех людей и ситуаций, не существует.

Однако, несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее общие и типичные принципы и способы их разрешения, которые с учетом индивидуальной специфики могут использовать все. Итак, если вы попали в ситуацию внутриличностного конфликта, то рекомендуется предпринять следующее:

2 Осознайте экзистенциальный смысл конфликта. Проанализируйте степень важности его для вас, оцените с точки зрения места и роли в вашей жизни его последствия. Может статься, причину, вызвавшую конфликт, сразу же следует отодвинуть на задний план в системе ваших ценностей или забыть вовсе.

3 Локализуйте причину конфликта. Выявите самую сущность его, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.

4 Проявите смелость в анализе причин внутриличностного конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза, даже если она вам и не очень приятна. Отбросьте все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину вашего беспокойства.

5 “Выпустите пар”. Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения так и творческие занятия. Сходите в кино, театр, возьмите любимую книжку.

6 Прибегните к расслабляющему тренингу. Сегодня имеется много публикаций по конкретным приемам и механизмам релаксации, медитации, выберите наиболее приемлемые для вас лично.

7 Измените условия и / или стиль своей работы. Это следует сделать в том случае, если внутриличностный конфликт возникает постоянно из-за неблагоприятных условий деятельности.

8 Умейте прощать. Причем не только других, но и себя. В конце концов, все люди “не без греха” и мы тут не исключение.

9 Плачьте на здоровье. Американский биохимик У. Фрей, специально занимавшийся исследованием слез, обнаружил, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, действующее подобно морфию и обладающее успокаивающими свойствами. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение. Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение, силы двигаться дальше и добиваться успехов.

Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально- психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся
к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся
к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии – один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины – в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.


Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин). Психологическая защита – нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.

Некоторые исследователи (Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Роттенберг, И. Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее “собственную активность”. Но, так или иначе, в трудных ситуациях мы ими пользуемся, и в любом случае будет лучше, если мы будет пользоваться ими квалифицированно и максимально разнообразно.

Рассмотриммеханизмы психологической защиты подробнее.

Отрицание – один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами, их игнорированием.

Проекция – сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.

Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне.

Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта
к детским стереотипам поведения.

Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы
и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.

Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.

Изоляция – восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание
о них без чувства тревоги.

Интроекция – присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются следущие способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “–” каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+”
и “–” в каждой из тенденций и их суммирование.

Аннулирование – поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

Сублимация – удовлетворение вытесненногонеприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.

Рационализация – нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Реализуемые способы – дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины).

Компенсация – онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии.

Идентификация – моделирование поведения другого лица как путь
к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.

Фантазия – бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты как средство адаптации и разрешения конфликтов могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации. В основе этой неоднозначности лежит то, что механизмы защиты являются в своем большинстве продуктами конфликтов раннего развития.

Существует множество рекомендаций по выходу из состояния внутриличностного конфликта. Наиболее эффективным способом решения внутриличностых конфликтов является адекватная эмоциональная реакция личности – конгруэнтность (точное совпадение эмоций, их осознания и выражения).

Справиться с внутриличностными конфликтами непросто, главным образом потому, что их трудно диагностировать. Они проявляются во внутреннем напряжении, тяжелых переживаниях, но, даже понимая, что он находится в состоянии внутреннего конфликта, человек редко может правильно определить его причины. Самая важная информация обычно бывает скрыта в бессознательном, и человек не только не может найти правильные ответы, но не может задать правильные вопросы, настолько сильны защитные механизмы. Поэтому, если внутреннее напряжение держится достаточно долго, имеет смысл обращаться к специалистам – психологам, психотерапевтам. Методы их работы зависят от того, какой психологической концепции придерживается тот или иной специалист. Психоанализ предлагает осознать и пережить свои конфликты. Это позволяет снять защиту и дает возможность рационально воздействовать на установки и тем самым изменить поведение и обрести душевное равновесие. Другие направления предлагают свои методы, часть из которых приведены выше.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое внутриличностный конфликт? Каковы его проявления?

2. Как психоаналитическая традиция объясняет внутриличностные конфликты?

3. Что такое социальная роль? В чем состоит ролевой конфликт?

4. Как когнитивная психология объясняет внутриличностный конфликт?

5. Представьте внутриличностный конфликт как борьбу мотиваций.

Глава IV
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны (от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах). Как
и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих), интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т. д.

Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Например, появившаяся вакантная должность руководителя подразделения может стать причиной конфликта между двумя сотрудниками, если оба претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции.

Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Процесс межличностного восприятия имеет сложную структуру. В социальной психологии процесс рефлексии предполагает, как минимум, три позиции, характеризующие взаимное отображение субъектов:

1) сам субъект, каков он есть в действительности;

2) субъект, каким он видит самого себя;

3) субъект, каким он видится другому.

Во взаимоотношениях субъектов мы имеем те же самые три позиции
и со стороны другого субъекта рефлексии. В результате получается процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга (см. рис. 1).

Схожую по структуре построения с рефлексивной, но несколько иную по содержанию схему взаимодействия субъектов предложил американский психотерапевт Эрик Берн (рис. 2).

В этой схеме основой конфликта являются различные состояния субъектов взаимодействия, а «провокацией» конфликта – пересекающиеся трансакции. Комбинации «а» и «б» являются конфликтными. В комбинации «в» один из субъектов взаимодействия явно доминирует над другим или занимает позицию покровителя, другой субъект довольствуется ролью «ребенка».
В этой комбинации конфликты не возникают по причине того, что оба субъекта принимают свои позиции как должное. Наиболее продуктивной в общении людей является позиция «г» (В-В). Это общение равноправных людей, не ущемляющее достоинство ни одной из сторон.

Адекватному восприятию человека другим нередко мешают уже сложившиеся стереотипы. Например, у человека сложилось предвзятое представление о чиновнике как о бездушном бюрократе, волокитчике и т. д.
В свою очередь, у чиновника тоже может сформироваться негативный образ просителя, незаслуженно добивающегося для себя особых льгот. В общении этих личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы – упрощенные образы определенных социальных типов. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации, обобщения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в обществе или в определенной социальной среде. Примерами стереотипов могут быть высказывания типа «все продавцы...», «все мужчины...», «все женщины...» и т.д.

Сформировавшийся, возможно ложный, образ другого может серьезно деформировать процесс межличностного взаимодействия и способствовать возникновению конфликта.

Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка - готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.). Например, предприниматель предварительно договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения важного делового соглашения. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы о деловых и этических качествах предполагаемого партнера. На основании этих отзывов у предпринимателя сформировалась негативная установка и встреча может либо не состояться, либо не дать ожидаемых результатов.

В конфликтных ситуациях негативная установка углубляет раскол между оппонентами и затрудняет урегулирование и разрешение межличностных конфликтов.

Нередко причинами межличностных конфликтов становится недоразумение (неправильное понимание одного человека другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т. д. «Мы часто ожидаем, – пишет Максуэлл Мольц, – что окружающие будут реагировать на те же самые факты или обстоятельства так же, как и мы, делая те же самые выводы. Мы забываем, ... что человек реагирует не на реальные факты, а на свои представления о них». Представления у людей бывают разные, порой диаметрально противоположные, и этот факт надо принимать как вполне естественное явление, не конфликтовать, а попытаться понять других.

Взаимодействуя с людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т. д. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость - взаимное неприятие (антипатия) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия.

Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.

В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать также влияние социальной и социально-психологической среды. Например, конфликты между кавалерами в присутствии дам бывают особенно жестокими
и бескомпромиссными, так как в них затрагиваются честь и достоинство оппонентов.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

Решение (преодоление) внутриличностного конфликта - восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.

Решение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. Во время конструктивного преодоления внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новая ценностная сознание. Решение внутриличностного конфликта осознается из-за отсутствия болезненных состояний, связанных с конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

Для решения внутриличностного конфликта применяют специальные стратегии поведения личности (табл. 5.3):

Таблица 5.3

Стратегии решения внутриличностного конфликта

Согласно теории Фрейда преодоления внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты. Психологическая защита - полноценный, повседневно функционирующий механизм психики. Он является продуктом онтогенетического развития и обучения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях ее переживаний.

Некоторые исследователи [Ф. Василюк, Э. Киршбаума, ст. Роттенберг, И. Стоиков) считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутриличностного конфликта, поскольку защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее "собственную активность". Однако в сложных ситуациях ними можно квалифицированно пользоваться.

К механизмов психологической защиты относятся вытеснение, рационализацию, отрицание, обособление, компенсация и другие. Рассмотрим характеристики некоторых из них.

Отрицание - один из онтогенетически наиболее ранних и простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью получения негативных эмоций, вызванных попаданием человека в сложную ситуацию и предусматривает инфантильную подмену принятия решения в соответствии с новыми обстоятельствами и их игнорирование.

Проекция развивается сравнительно рано в онтогенезе для запрета ощущение неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями. Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональной основы для его неприятия и самопринятия на этом фоне.

Регрессия развивается в раннем детстве для ограничения чувство неуверенности в себе и страха, неудач, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возврат к детским стереотипов поведения в ситуации внутреннего конфликта.

Замещение развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного или более значимыми субъекта, чтобы избежать в ответ агрессии или игнорирование. Индивид снимает напряжение, направляя агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от типа конфликтного реагирования.

Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним. К подавлению относятся близкие к нему механизмы изоляции и интроекции.

Изоляция - восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

Интроекция - присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте и предусматривает произвольное толкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. В то же время применяются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка "+" и "-" каждой из тенденций и их анализ; шкалирования каждого "+" и "-" за каждой из тенденций и их суммирования.

Сублимация - удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив путем переключения на другой вид деятельности, а также осуществление привлекательных, общественно значимых поступков.

Рационализация - поиск объективных причин для оправдания действий, вызванных подавленными неприемлемыми чувствами путем: дискредитации цели (элементарное обесцинювання) дискредитации значимого другого, который отказывает во внимании; превышение качестве условий, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодескредитация (улаживания вины).

Компенсация - онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно и предназначен для предотвращения чувство печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, неполноценности. В него входят механизмы идентификации и фантазии. Идентификация - моделирование поведения другого лица путем повышения самооценки или удовлетворения чувства долга за возможной потери. Фантазия - бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с решением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут, при определенных условиях, вызвать состояния дезадаптации. В основе этой неопределенности есть позиция, что механизмы защиты в основном являются продуктами конфликтов раннего онтогенеза.

Решение внутриличностных конфликтов предусматривает применение основных принципов и способов, которые с учетом индивидуальной специфики могут использоваться в различных ситуациях. К ним относятся такие шаги:

1. Адекватная оценка ситуации и стремление выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.

2. Осознание экзистенциального смысла конфликта, анализ степени его важности, оценка места и роли с точки зрения следствия.

3. Локализация причины конфликта, выявление его сути.

4. Анализ причин внутриличностного конфликта.

5. "Спуск пары" с выходом накопленного гнева, эмоций или тревоги с использованием и физических упражнений, и творческих занятий.

6. Проведение индивидуального расслабляющего тренинга.

7. Изменение условий и / или стиля своей работы, если внутриличностный конфликт возникает постоянно за неблагоприятных условий деятельности.

8. Изучение возможности снижения уровня притязаний, если способности и возможности не соответствуют стремлениям и интересам.

9. Отработка умения прощать не только других, но и себя.

10. возможности поплакать. Американский биохимик В. Фрей, который специально занимался исследованием слез, обнаружил, что в случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, которое действует как морфий и обладает успокаивающими качества. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга, ослабляя напряжение, предоставляя эмоциональную разрядку и облегчение.

Выводы

1. Внутриличностный конфликт - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, то есть выработать приоритеты поведения.

2. Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть и конструктивным (функциональным, продуктивным) с положительными последствиями, и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным с негативными последствиями.

3. В соответствии с понимания внутреннего мира человека, определяют такие внутриличностные конфликты: мотивационный, нравственный, ролевой, адаптационный, конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности.

4. Решение внутреннего конфликта - это процесс восстановления согласованности внутреннего мира личности, установление единства психики, снижение остроты противоречий жизненных отношений. На решение внутренних конфликтов влияют мировоззренческие установки, волевые качества, характер, половозрастные особенности личности.

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно установить сам его факт, определить причины, выбрать соответствующие способы разрешения.

Внутриличностный конфликт не возникает самопроизвольно. Человек существо биосоциальное. С одной стороны, его осуществляется в окружении. Помимо того, что сама психика человека явление достаточно противоречивое. Человек вовлечен в многообразные общественные отношения. По своему содержанию социальное окружение и общественные отношения довольно противоречивы и воздействуют на индивидуума в различных направлениях и с разным знаком. Только в обществе может удовлетворить свои , самоутвердиться и самореализоваться. Личностью индивид становится в обществе. Он должен, обязан, вынужден соблюдать нормы и правила поведения, сложившиеся в его социальном окружении, как официальные (закрепленные юридически), так и неофициальные. Жить в социуме и быть свободным от него невозможно. С другой стороны, личность стремится к свободе, сохранению своей , неповторимости.

Таким образом, взаимоотношения человека с социальным окружением носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. По мнению , «многообразные отношения, в которые человек вступает, являются объективно противоречивыми; эти противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в .

При выявлении причин внутриличностного конфликта необходимо учитывать, что авторы каждой из концепций выделяет свои группы. Но основной причиной, объединяющей различные подходы, следует назвать наличие противоречий. Выделяют две группы противоречий, приводящих к возникновению внутриличностного конфликта.

Группы внутриличностных конфликтов:
1-я группа: переход внешних противоречий, по отношению к человеку, в его внутренний мир (адаптационные, моральные и др.);
2-я группа: противоречия внутреннего мира личности, отражающие ее отношение к социальному окружению.

Наряду с группами противоречий, выделяют их уровни:
1. Психологическое равновесие внутреннего мира;
1. Внутриличностный конфликт;
3. Жизненный кризис.

Психологическое равновесие внутреннего мира характеризуется фоновым уровнем внутренней конфликтной ситуации, способностью личности оптимально ее разрешать.

Уровню внутриличностного конфликта свойственно нарушение психического равновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельности, перенос психического дискомфорта на , взаимодействие с социальным окружением.

Для уровня жизненного кризиса характерны невозможность реализации жизненных планов и программ, выполнения даже основных жизненных функций до тех пор, пока не разрешится противоречие.

Разрешение противоречия возможно на любом из этих уровней. Связано это в первую очередь с соотношением уровня притязаний и возможностью их удовлетворения или способностью снизить их уровень, или даже отказаться.

Но для перехода от первого уровня к последующим необходимо наличие как личностных, так и ситуационных условий.

Личностные условия:
- Сложный внутренний мир, актуализация;
- Способность личности к самоанализу.

Ситуационные условия:
- Внутренние;
- Внешние.

Внешние условия по В. Мерлину связаны с удовлетворением каких-либо глубоких и активных мотивов, потребностей и отношений личности (борьба с природой, удовлетворение одних потребностей порождает другие, более сложные, еще неудовлетворенные, социальное ограничение способов удовлетворения мотивов и потребностей).

Внутренние условия - противоречия между различными сторонами личности. По эти противоречия должны быть значимыми, приблизительно равными, и личность должна осознавать высокий уровень трудности разрешимости ситуации Некоторые авторы при рассмотрении социально-психологических причин внутриличностного конфликта выделяют три группы:
- Внутренние причины, коренящиеся в противоречии личности;
- Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;
- Внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что все виды причин конфликта взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены, а их дифференциация достаточно условна. По сути речь идет о единичных, особенных и общих причинах, между которыми существует соответствующая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Конкретизируя внутренние и внешние причины, необходимо отметить, что именно они предопределяют тип (вид) внутриличностного конфликта.

Внутренние причины коренящиеся в противоречивости психики личности:
- Противоречие между потребностью и социальной нормой;
- Противоречие социальных статусов и ролей;
- Противоречие социальных норм и ценностей;
- Противоречие мотивов интересов и потребностей.

Общим признаком внешних причин внутриличностного конфликта, обусловленного положением личности в группе, является невозможность удовлетворения принципиальных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и .

Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе:
- Физические преграды, препятствующие удовлетворению потребностей;
- Физиологические ограничения, препятствующие удовлетворению потребностей;
- Отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения потребности;
- Социальные условия, препятствующие удовлетворению потребностей.

Среди причин внутриличностного конфликта, обусловленного положением личности в группе, следует выделить группу причин на Уровне социальной организации (института). На этом уровне к внешним причинам, вызывающим данный конфликт, следует отнести:
- Несоответствие ответственности и прав;
- Несоответствие условий труда требованиям, предъявляемым к его результату;
- Несоответствие личностных норм и ценностей организационным;
- Несоответствие между социальным статусом и ролью;
- Отсутствие возможностей к самореализации, творчеству;
- Взаимоисключающие требования, задания.

В условиях рыночной экономики выделяют в качестве причины внутриличностного конфликта противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами. Однако на наш взгляд, это в большей степени свойственно на переходном этапе рыночных отношений, этапе первоначального накопления капитала.

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе, связаны с противоречиями которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

Значительный вклад в разработку проблем, связанных с причинами возникновения внутриличностного конфликта в условиях рыночных экономических отношений, внесли , и др. В своих работах Карен Хорни выделила ряд противоречий в рыночной культуре, которые лежат в основе типичных внутриличностных конфликтов, приводящих даже к .

По ее мнению, в условиях конкуренции, свойственной рыночным отношениям, личность вынуждена постоянно соперничать с себе подобными, в этих условиях постоянная враждебность к социальному окружению перерастает при определенных условиях во враждебность к самому себе, что в конечном счете приводит к возникновению внутриличностного конфликта. С одной стороны рыночные отношения требуют от индивидуума соответствующего уровня агрессивности, а с другой, общество требует от бизнеса определенного альтруизма, меценатства, рассматривая их как соответствующие общественные добродетели. Эти обстоятельства выступают объективной социальной основой внутриличностного конфликта в условиях господства рыночных отношений.

Причины внутриличностного конфликта (К. Хорни):
- Соперничество и успех;
- Стимуляция потребностей;
- Провозглашаемая свобода и равенство;
- Братская любовь и человечность;
- Препятствия на пути их достижения;
- Фактическое их ограничение.

Эрих Фромм, изучая влияние рыночных отношений на внутриличностный конфликт, называет современное общество «больным обществом», основная болезнь которого - всеобщая конкуренция и отчуждение, где происходит борьба за власть, престиж и статус. Отчуждение поражает саму внутреннюю структуру личности -происходит самоотчуждение человека от своей сущности. Возникает конфликт между сущностью и существованием личности.

Индивидуум в условиях рынка ощущает, что его самоуважение зависит от условий рынка, которые он не может контролировать. Он чувствует, что его ценность зависит не от его человеческих качеств, а от успеха на конкурентном рынке. И неудачники, и состоятельные люди живут в условиях страха и тревоги перед будущим. Поэтому они вынуждены непрерывно бороться за успех, и любое препятствие на этом пути представляет серьезную угрозу для внутреннего состояния и порождает внутриличностный конфликт.

Следует подчеркнуть, что в условиях рыночной культуры, в сочетании с другими факторами реформирования общественной жизни, значительно возрастает вероятность перехода любого вида внутриличностного конфликта в форму. В группу риска попадают не только те, кто проживает на уровне прожиточного минимума и ниже, но и представители состоятельных слоев населения, для которых бизнес-дело всей жизни. В случае крушения планов, банкротства, человек испытывает сильнейший стресс. При этом необходимо учитывать, что сам образ жизни таких людей-это существование в стрессовой ситуации: постоянное состояние тревоги, заботы, переутомления.

Таким образом, личность постоянно находится под воздействием внешних и внутренних факторов, которые вызывают внутри нее противоборство и разногласия, и только от самой личности зависит, к каким последствиям они приведут.

Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так и деструктивным.

Наиболее тяжелыми деструктивными последствиями своевременно неразрешенного внутриличностного конфликта является то, что он может перерасти в состояние стресса, фрустрации, невроза, привести к суициду.

Необходимо учитывать, что стресс является весьма распространенной на внутриличностный конфликт, если он зашел достаточно далеко, и личность вовремя и конструктивно его не разрешила. При этом сам стресс часто провоцирует дальнейшее развитие конфликта или порождает новый.

Фрустрация также является одной из форм внутриличностного конфликта. Она, как правило, сопровождается ярко выраженными отрицательными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. Глубина фрустрации тем больше чем сильнее внутриличностный конфликт. Уровень фрустрационнои толерантности индивидуален, исходя из этого каждый обладает определенными силами для преодоления фрустрациоиной реакции на внутриличностный кофликт.

В основе неврозов лежит непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее факторами действительными. Основной причиной их возникновения является глубокий внутриличностный конфликт, который личность не в состоянии разрешить положительно и рационально. Невозможность разрешения конфликта сопровождается возникновением болезненных и тягостных переживаний неудач, неудовлетворенных потребностей недостижимости жизненных целей, потери смысла жизни и т.д. Появление неврозов свидетельствует о переходе внутриличностного конфликта на новый уровень - невротический конфликт.

Невротический конфликт как высшая стадия развития внутриличностного конфликта может возникнуть в любом возрасте. Выделяют три формы неврозов: неврастения, и невроз навязчивых состояний.

Неврастения, как правило, характеризуется повышенной раздражительностью, утомляемостью, утратой способности к длительному умственному и физическому напряжению.

Истерия чаще всего возникает у лиц с большой внушаемостью и самовнушаемостью. Характеризуется расстройством опорно-двигательного аппарата, параличами, нарушением координации, расстройствами речи и т.д.

Тягостные мысли, идеи, воспоминания, страхи и побуждения к действию, неожиданно возникающие у человека помимо его воли, неодолимо приковывающие к себе все его «Я.

Длительное нахождение в невротическом состоянии приводит к формированию невротического типа личности, личности, характеризуемой внутренне противоречивыми тенденциями, которые она не способна ни разрешить, ни примирить.

Характерной чертой невротической личности во взаимоотношениях с социальным окружением является постоянное стремление к соперничеству в любых ситуациях. К. Хорни выделила ряд особенностей невротического соперничества, отличающих его от обычного.

Особенности невротического соперничества:
- Скрытая враждебность;
- Стремление во всем быть уникальным и исключительным;
- Постоянное сравнение себя с другими.

Отрицательные последствия внутриличностного конфликта касаются не только состояния самой личности, ее внутренней структуры, но и ее взаимодействия с социальным окружением.

Внутриличностный конфликт может нести в себе не только отрицательный заряд, но и положительный, т.е. выполнять позитивную (конструктивную) функцию, позитивно влиять на структуру, динамику и конечный результат , состояний и свойств личности Он выступает одним из важнейших источников самосовершенствования и самоутверждения личности. В этом случае конфликтная ситуация разрешается без преобладания негативных последствии, общим результатом их разрешения является развитие личности.

Исходя из этого, большинство теоретиков и исследователей внутриличностного конфликта рассматривают позитивный внутриличностный конфликт как один из основных способов развития личности. Именно через борьбу, разрешение и преодоление внутриличностных противоречий происходит формирование , познание окружающей действительности, становление характера, фактически формируются и развиваются все основные структурные компоненты психики личности.

Конструктивные функции внутриличностного конфликта:
- Мобилизация внутренних ресурсов личности;
- Развитие структурных компонентов психики личности;
- Способ сближения «Я» идеального и «Я» реального;
- Активизация процессов самопознания и ;
- Способ самоактуализации, самореализации личности.

Таким образом, позитивный внутриличностный конфликт с одной стороны, усложняет психическую жизнь человек, но с другой он способствует переходу на новый уровень функционирований позволяет осознать себя полноценной, сильной личностью, получить удовлетворение от победы над своими слабостями.

Наряду с причинами и функциями внутриличностного конфликта, следует определиться и с основными его формами. Одну из них, наиболее деструктивную и опасную - мы paссмотрели, описывая негативные функции конфликта. Но, наряду с пей, выделяют и другие формы.

Рационализм - самоопровдание, придумывание искусственных оправдательных причин своих поступков, действий для обеспечения состояния психического комфорта. Защитный механизм сокрытия субъектом от своего сознания причин своих действии, поступков с целью сохранения чувства собственного достоинства, целостности своего Я, предотвращения нежелательных психических состояний (чувства вины, спада и т.д.). Рационализм направлен на сокрытие социально, личностно неприемлемых мотивов, потребностей.

Эйфория - психическое состояние, характеризуемое беспричинным, радостным, блаженным настроением, беспечностью, безмятежностью не соответствующему объективному положению человека.

Регрессия - возвращение к более примитивным, нередко детскому, типам поведения, форма психологической защиты, возврат к той стадии развития личности в которой переживалось чувство удовольствия.

Проекция - процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в сознательном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний, переживаний на внешние объекты, других людей (бессознательная попытка в критической ситуации найти «козла отпущения»; интерпретация ситуаций, событий с приданием им собственных чувств, собственного опыта; бессознательное приписывание другим людям собственных морально неодобряемых, нежелательных мыслей, чувств, действий, впервые высказанное ). Кроме постижения и порождения новых значений проекция выполняет и функцию снятия с личности чрезмерных внутренних моральных конфликтов путем обвинения других.

Номадизм - частое изменение места жительства, места работы, семейного положения.

Определившись с основными причинами, функциями и формами внутриличностного конфликта, следует определиться с такими категориями, как их предупреждение (предотвращение) и разрешение (преодоление). При этом необходимо учитывать, что предупредить конфликт всегда легче, чем его разрешить.

Предупреждение деструктивного внутриличностного конфликта - создание соответствующих предпосылок и условий, предотвращающих возникновение острых форм внутриличностных противоречий.

Разрешение внутриличностного конфликта, по мнению А.Я. Анцупова, - это восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.

Способы и условия преодоления внутриличностного конфликта:
- Всеобщие (общесоциальные);
- Личностные.

Всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностного конфликта связаны с установлением прогрессивной социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются изменений, происходящих на макроуровне социальной системы.

Общесоциальные условия, в меньшей степени зависят от отдельной конкретной личности. Поэтому мы более подробно рассмотрим личностные способы и условия преодоления внутриличностного конфликта.

Выделяют целый ряд основных способов разрешения внутриличностного конфликта:
- Компромисс - сделать выбор в пользу какого-то конкретного варианта и приступить к его реализации.;
- Уход - отказ от решения проблемы, вызванной внутриличностными противоречиями;
- Переориентация - изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему;
- Идеализация - мечтания, фантазии, уход от реальности, от внутриличностных противоречий.;
- Вытеснение - процесс, в результате которого не приемлимые для личности мысли и переживания из сферы сознательного переводятся в бессознательное;
- Коррекция - изменение в направлении достижения адекватного представления о себе.

Следует подчеркнуть, что все перечисленные способы разршения конфликта данного типа достаточно эффективны, и ведут к конструктивному разрешению конфликта.

На эффективность деятельности личности по конструктивному разрешению внутриличностного конфликта оказывает влияние целый ряд факторов.

Наряду со способами разрешения выделяют и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов (механизмы психической защиты).

Психическая защита - бессознательный, спонтанный регулятивный механизм устранения , неприятных, психотравмирующих переживаний, любого психического дискомфорта, связанного с осознанием конфликта.

Функцией психической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Она, как правило, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов.

Личности представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации психики личности, направленную на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги или страха, сопровождающих внутриличностный конфликт.

Следует обратить внимание на тот факт, что целый ряд механизмов психической защиты одновременно являются его формой.

Отрицание - подмена принятия решения на его игнорирование.
- Замещение - защитный механизм от угрозы разрушения, целостности «Я» личности, от психического перенапряжения, заключающийся в спонтанном изменении объекта актуализированной потребности. Например, агрессия, раздражительность по отношению к начальнику может вымещаться на членах семьи. Или в видоизменении, трансформации самой потребности. Например, мотивы поступления в технический вуз могут заместиться после неудачи на мотивы поступления в гуманитарный вуз или же на отказ от получения высшего образования вообще. Замещение как механизм психической защиты может проявляться в изменении чувств, мотивов, отношений личности на противоположные (безответная любовь может превратиться в ненависть; неудовлетворенная сексуальная потребность в агрессию и т.д.). В процессе действия механизма замещения происходит трансформация, перевод активности, энергии из одного вида деятельности в другой, сопровождаемый катарсисом. Катарсис - освобождение личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, вспоминания.
- Подавление - сдерживание страха посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.
- Изоляция - восприятие травмирующей ситуации или воспоминание о ней без чувства тревоги.
- Интроекция - присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угрозы с их стороны.
- Интеллектуализация - способ анализа стоящих перед человеком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мыслительного компонента при полном игнорировании его чувственных элементов. При использовании данного защитного механизма даже очень важные для личности события рассматриваются нейтрально, без участия эмоций, что вызывает удивление обычных людей. Например, при интеллектуализации человек, безнадежно больной раком, может безмятежно подсчитавать сколько ему осталось дней, или увлеченно заниматься каким-либо делом, совершенно не думая о предстоящей смерти.
- Аннулирование - поведение, мысли способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, вину.
- Сублимация - механизм замещения (переключения) с конфликтной ситуации на другую
- Реактивное образование - выработка противоположной установки.
- Компенсация - скрытие дефектом, посредством преувеличенного проявления и развития других качеств.
- Идентификация
- Приспособление
- Обособление
- Воображение (фантазия).

Формирование стабильного внутреннего мира опирается на учет своего позитивного и негативного жизненного опыта.

Ориентация на успех, как правило, предполагает, что личность должна руководствоваться реальной оценкой своих шансов на достижение цели и поэтому должна ставить перед собой выполнимые, хотя, может быть, и умеренные цели и задачи.

Принципиальность по отношению к себе, не только в большом, но и в малом, надежно предупреждает возникновение серьезных внутренних противоречий.

Нравственно зрелый человек, утверждающий своим поведением высокие этические нормы, никогда не окажется в ситуации, за которую ему придется переживать, испытывать чувство вины и угрызения совести.

Чтобы адекватно оценивать и рационально разрешать внутриличностный конфликт, необходимо соблюдать ряд общих принципов.

Таким образом, внутриличностный конфликт достаточно сложное, многообразное, многофункциональное, как позитивное, так и негативное явление . Знание его сущности и содержания, основных видов, причин возникновения, принципов, способов и приемов его разрешения, действия механизмов психологической защиты позволяет конструктивно подходить к этому уникальному социально-психологическому явлению, одному из основных способов и самоутверждения личности.



Случайные статьи

Вверх