Сравнение предметов. Расположение предметов по размеру. План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: конспект нод: фэмп. "три медведя" сравнение предметов по величине и цвету.(старшая группа)

Презентация Сравнение предметов (1 класс). Презентация предназначена для проведения урока математики в первом классе. Разработка содержит учебный материал, который помогает развивать у детей умения сравнивать , сопоставлять. Показ содержит задания, направленные на развитие зрительного восприятия. Организация слайдов позволяет без труда познакомить учеников с понятиями условия задачи, требованием и решением. Методика обучения. Надо поставить детей в ситуацию, когда непосредственно сравнение размеров предметов невозможно и необходим помощник - третий предмет - условная мерка. Примеры: 1. Чтобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить Дидактические игры . «Мастерская» (например, изготовление ножек для табурета); «Магазин» (например, покупка обложки для книги, скатерти на стол, обуви для куклы); «Ателье» и др. Методика обучения измерению длины с помощью условной мерки (задача 7).

Играть бесплатно онлайн ловкий колобок

Раздел: Игровая деятельность → Картотека игр . Игры подобраны с учетом возраста детей. В картотеке подробно описывается ход игры и ее цель. Для воспитателей детских садов. 2 стр. Старший дошкольный возраст. Цели: закрепить умение сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового размера по длине , ширине, высоте, толщине и общему объему, пользуясь приемами приложения и наложения, а также на глаз. 9,00 КБ. скачан 32 раза. Конспект занятия для дошкольников "Величина. Сравнение предметов по длине ". Назвать палочки по длине сверху вниз и снизу вверх. Игра на внимание: детям предлагается закрыть глаза. Взрослый убирает по 1 (2) палочке. Дети должны найти место этих палочек.

Игра пикси онлайн

Конспект открытого занятия по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в старшей группе. « Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине и длине » (закрепление). Обучающие задачи: 1. учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине и длине Online игры на поиск предметов станут отличным выбором для отдыха дома или на работе. Благодаря им вы сможете в режиме online испытать себя, пытаясь обнаружить спрятанные объекты внутри старинных особняков, древних храмов и прочих загадочных сооружений. В категории собраны лучшие бесплатные онлайн игры на поиск предметов . Каждая из них имеет собственный сюжет и множество уникальных деталей, выделяющих ее среди остальных. Вначале ребят учат при сравнении двух плоских предметов показывать и называть длину как наиболее легко выделяемую протяженность, затем другие измерения. Сравнение предметов по каждому измерению в отдельности следует проводить на 3-4 занятиях. Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару»1. В средней группе учат сравнивать три - пять предметов , менее контрастных по размеру. Наиболее успешно выделяют нужную величину при сравнении двух предметов . Длина и ширина воспринимаются легче, чем высота. При выделении того или иного измерения большое значение для ребенка имеет движение рукой, проведение пальчиком вдоль протяженности. Необходимо объяснить им, что этого делать не надо: «У предмета право там, где твоя правая рука, когда ты смотришь на предмет » (исключение куклы, когда играют роль человека). Дидактические игры .

Тема: «Измерение и сравнение длины предметов»

Цели:

  • Закрепление умения сравнивать длины предметов способом наложения (приложения), на глаз.
  • Формирование умения измерять длины предметов различными мерками.
  • Закрепление знаний о геометрических фигурах.
  • Знакомство со старинными русскими мерами длины ЛОКОТЬ, САЖЕНЬ, ПЯДЬ, ОБХВАТ РУК, ВЕРШОК, КОСАЯ САЖЕНЬ. (ФУТ, ДЮЙМ.)
  • Развитие логического мышления, воображения, мышления, памяти.
  • Развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Расширение кругозора, словарного запаса.
  • Развитие навыков самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
  • Развитие умения работать с учебником.

Оборудование:

  • Полоски бумаги различной длины.
  • Шнурки различной длины.
  • Тесьма (лента) трех цветов.
  • Рисунки с изображением значения старинных русских мер длины.
  • Палочки – мерки различной длины.
  • Проволока (изогнутая в форме ломаной).
  • Рисунок – математическая загадка.
  • Учебник «Математика» 1 класс, А.Л. Чекин, АКАДЕМКНИГА, 2007г.
  • Листок с заданиями для самостоятельной работы.
  • вырезанные из бумаги ладони «великана», «гнома».

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация учебной деятельности

Учащимся предлагается рассмотреть на доске чертеж: прямая (синяя, красная), отрезок (синий, красный), ломаная (замкнутая, незамкнутая), кривая (замкнутая, незамкнутая), точка.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие предметы образуют пары? По какому признаку?
  2. Каким признаком обладает каждая фигура?
  3. Какой предмет на чертеже «лишний»?
Фронтальная работа.

По виду (отрезки, прямые, ломаные)
Длина.

Точка (не имеет длины).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Можно ли сравнить предметы по длине? Прямые – нельзя, они не имеют определенной длины. Отрезки – можно. Ломаные и кривые – трудно.
Как определить, какой отрезок длиннее, короче? На глаз, наложить друг на друга.
Как определить, какой предмет длиннее, короче? (Демонстрируются предметы: шнурки, полоски бумаги, палочки, ленты, проволока. Ленты напоминают кривые. Проволока - ломаную.) На глаз, наложить друг на друга.
Поиск других способов. Учащиеся предлагают свои варианты.

3. Локализация затруднения

Сравнение длин полосок. На доске 2 полоски. Накладывать друг на друга нельзя. Предлагают способ сравнения длины.
Трудно сравнить на «глаз». Нужны другие способы.

4. Построение плана проекта

Что вызвало трудности?

Почему появились трудности?
Что нужно сделать, чтобы эти трудности преодолеть?

Нельзя пользоваться знакомым способом. Нужен новый способ. Необходимо научиться измерять и сравнивать длину предметов.

5. Реализация построенного проекта

1. Выбор метода решения учебной задачи.
Работа по учебнику стр. 10 № 1.
Раскрасить ту полоску, которая длиннее.
Какие полоски легче сравнить по длине?
Учащиеся подводятся к выводу: для более удобного сравнения длин полосок лучше располагать их от одной отметки.
2. Практическая работа – сравнение длины шнурков. Шнурки в руках учеников. Ученики сидят за партами в разных рядах класса.
Как измерить?
Необходимо измерить шнурки.
Знакомятся с понятием МЕРА (МЕРКА).
Измеряют с помощью предложенной учителем мерки.
Мерки разные. Ученики измеряют, получают разные числа. Сравнивают длину по числам, проверяют по длине. Шнурки одинаковые.
Вывод: мерки должны быть одинаковые.
3. Знакомство с мерой – КЛЕТКА.
Работа с учебником №1, стр.10.
Чем отличается шуруп от гвоздя?
Сравнение предметов по длине на клетчатой бумаге.

Счет клеточек.
Сравнивают полученные числа.
Сравнивают длины шурупа и гвоздя.

4. Выбор точной мерки.
Работа с учебником. №2 стр.10.
Измерение ширины ворот шагами, с помощью палки.

Предполагают результат измерения ширины ворот шагами, с помощью палки. Выбирают точный способ измерений ширины ворот.

6. Первичное закрепление во внешней речи

1. Перечисление главных требований к измерению длины предметов.

Измерять можно различными мерами – клетками, с помощь палки. Мерки должны быть одинаковы.

2. Практическая работа.

Измерение длины учительского стола.
Измерение расстояния от задней стены класса до доски.
Измерение длины доски.
Знакомство с мерками – палочки разной длины: 30 см, 50 см, 1 м. Дети с длиной палочек не знакомятся.
Знакомство с правилами безопасной работы с острыми предметами.

Ученики объединяются в команды по рядам, выбирают измерителей, счетоводов, контролеров.
2 команды измеряют одну длину разными мерками. По окончании работы сравнивают результаты измерения. Делают вывод: мерки должны быть одинаковыми.

7. Включение в систему знаний

1. Решение заданий на включение знаний в систему знаний.

Предположите, какими могут быть мерки для измерения длины.

Предлагают свои способы измерения длины.

2. Знакомство со старинными русскими мерами длины: ЛОКОТЬ, САЖЕНЬ, ПЯДЬ, БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ, ОБХВАТ, ВЕРШОК, КОСАЯ САЖЕНЬ. Другие меры ФУТ, ДЮЙМ.

Измерение длины различных предметов в классе новыми мерами.
Объяснение выражений: косая сажень в плечах, пядь земли, от горшка два вершка, футбол, Дюймовочка.
Сравнить предложенные меры длины на доске с мерами, предложенными в учебнике. №3 стр.11.
Измерение длины полоски с помощью большого пальца руки.

Учащиеся рассматривают иллюстрации на доске, объясняют каждую меру.
Упражняются в измерении длины предметов.

1- говорят о силачах-богатырях, 2- часть земли, 3-малый рост.

На доске 9 мер длины, в учебнике 5 мер длины.

Индивидуальная работа в учебнике.
Сравнение результатов измерений в паре.
У доски 2 ученика – «превращаются» в гнома и великана: у них появляются ладони великана и гнома. При помощи большого пальца своей новой ладони измеряют длину одинаковых полосок.

3. Штриховка части полоски длиной в 5 больших пальцев.
Сравнение длины полученных полосок.
№ 4, стр.11
Индивидуальная работа в учебнике. Сравнение результатов в паре.
Фронтальная проверка работы «великана» и «гнома».
Чтение вывода Маши.
Самостоятельный вывод.
4. Самостоятельная работа. (Приложение 1 . ) Упражнение в сравнении длины отрезков «на глаз», по клеткам, старинной русской мерой (пядь), построении отрезков заданной длины.

8. Рефлексия деятельности

Оценка деятельности всего класса.
Оценка своей деятельности.
Закончите предложение: Теперь я знаю, что ….
Построение «градусника настроения» на уроке.
Словесная оценка работы на уроке.
Перечисляют, что же нового узнали на уроке.
Совместно строят «градусник настроения»

Какого цвета эта ленточка?

Правильно, молодцы!

А эта? Правильно.

Чем еще отличаются ленты?

Давайте, сравним их по длине.

Чтобы сравнить ленточки, надо край одной ленты наложить на край другой.

Какого цвета длинная лента?

София, проведи по ней пальчиком. Молодец!

Какого цвета короткая лента?

Матвей, проведи по ней пальцем.

Какую ленту мы подарим большому медведю?

Какую ленту - маленькому?

По ходу завязываю игрушкам ленты.

У кого лента длиннее?

У кого короче?

Какие нарядные стали медвежата. Они очень рады, что мы правильно подобрали им ленточки и говорят нам «спасибо».

Ребята, посмотрите, а медвежата принесли нам вот такие две полоски.

Какого они цвета? Правильно, желтого. Молодцы!

Сейчас мы будем учиться сравнивать полоски по длине.

Какая полоска длиннее?

Как же это нам узнать?

Посмотрите, пожалуйста, я приложу одну полоску к другой, слева подравняю их концы.

Видите, правый конец полоски выступает, значит, она длиннее вот этой, а эта полоска короче этой.

Биржан, покажи какая полоска длиннее. Проведи по ней пальчиком.

Длиннее эта полоска или короче?

Действительно, она длиннее!

Давайте, все вместе скажем - «длиннее».

Ангелина, покажи какая полоска короче.

Короче эта полоска или длиннее?

Да, она короче - проведи по ней пальцем. Умница!

Посмотрите – эти полоски как будто дорожки. А здесь будет домик!

Какая дорожка короче, верхняя или нижняя? А какая длиннее? (Провожу рукой вдоль дорожки).

Правильно, верхняя дорожка короче, а нижняя длиннее».

Ребята, дайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка.

«У жирафа пятна – пятна»

Хорошо, ребятки мы с вами немного отдохнули - давайте продолжим.

Смотрите, к нам в гости еще пришла лошадка.

Сейчас она побежит по дорожкам. Сначала, вдоль короткой дорожки. Тпру! Дорожка кончилась.

Добежала лошадка до домика?

А теперь лошадка побежит по другой дорожке. Добежала лошадка до домика?

А теперь поменяем дорожки местами.

Какая дорожка длиннее, верхняя или нижняя?

А какая короче?

А как вы догадались?

Правильно, конец этой дорожки выступает, значит, она длиннее.

А у этой не хватает маленького кусочка - значит она короче.

Молодцы ребята- все правильно назвали.

Хорошо, а теперь дети возьмите полоски. Это как будто дорожки.

Как узнать какая полоска длиннее? Приложите дорожки одну к другой, подравняйте их концы слева.

Какая дорожка длиннее?

Проведите по ней пальчиком.

А какая дорожка короче? - проведите по ней пальчиком.

Возьмите, матрешку в правую руку, а левой придерживайте дорожку.

Пусть матрешка погуляет по дорожкам. Какая дорожка короче?

Ведите по ней матрешку.

Какая дорожка длиннее?

Пусть матрешка по ней пройдет.

Тема НОД: ФЭМП. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ И ЦВЕТУ.

Цель:

Создать условие сравнивать предметы по длине, ширине, цвету

Задачи:

Упражнять в сравнении предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, ещё короче…самый короткий(и наоборот), закреплять знание цветов;

Упражнять в сравнении предметов по высоте, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самая высокая, ниже, еще ниже… самая низкая (и наоборот);

Закрепить полученные знания на занятии о величине предметов на листах с заданием;

Развивать пространственное мышление

Ход НОД:

  1. Введение игрового момента.

Послушайте стихотворение и скажите: герои какой сказки просят им помочь?

(ЧИТАЮ СТИХ)

Правильно. Это герои сказки Льва Толстого «Три медведя».

(ПОКАЗАТЬ КАРТИНУ)

  1. Сравнение предметов по величине и цвету.

Рассмотрите иллюстрацию к сказке «три медведя».

По какому признаку различаются медведи? (По росту, по весу, по возрасту)

(ВЫЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ К ДОСКЕ)

Это Мих.Иванч, Анаст Петна и мален-й Мишутка

Сегодня будем говорить о длине предметов и учиться сравнивать предметы по длине и цвету.

Сейчас расположим героев сказки по росту.

Девочка Маша принесла медведям ШАРФЫ. Самый длинный-Мих Иван, покороче- Анаст Петро и самый короткий Мишутке. (ВЫЗВАТЬ ДЕТЕЙ)

Когда на глаз сравнить нельзя , применяется способ приложения и наложения.

Методика обучения:

Дети меряются ростом, вставая рядом или спиной друг к другу, чтобы узнать, кто выше, кто ниже (приложение)

Дети примеряют пальто, кофту. Вещи меряют, чтобы узнать, в самый ли раз они человеку, такого ли они размера(наложение)

3.РАБОТА ДЕТЕЙ с раздаточным материалом (ПОЛОСКАМИ).

- Детям предлагается сравнивать ПОЛОСКИ немного различающиеся по длине. Совместно с детьми формируется правило и проговаривается сначала при помощи воспитателя, затем самостоятельно.

Разложить полоски от самой длинной до самой короткой

(ПРАВИЛО СРАВНЕНИЯ)

Одна полоска прикладывается к другой(если цвет одинаковый) или накладывается на другую(если цвет разный)так, чтобы их концы, обычно слева, совпадали.

Если при этом другой конец одной полоски выступает, значит, она длиннее, а другая - короче.

Если правые концы точно совпали, значит, полоски одинаковые по длине.

Назовите длину каждой ленточки

4.Физкульминутка

Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в лес и навестить ТРЁХ МЕДВЕДИЙ.

Три медведя шли домой:

Папа был большой- большой,

Мама с ним - поменьше ростом,

А сынок – малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

5.Закрепление полученных знаний (на листах с заданием)

Ребята, девочка Маша принесла вам листочки с рисунками.

6. Динамическая пауза

Стоя у рабочего стола, дети выполняют динамическую паузу

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем .

Перед вами два карандаша (красный и коричневый) и лист с заданием.

Предлагает рассмотреть рисунки и раскрасить.

Какие способы сравнения мы знаем?

Правильно, способы сравнения (приложения и наложения)

7. Дети выполняют задания на листах

8. Итог.

Итак,

Меряясь ростом и меряя одежду, мы сравнивали предметы по размеру способами приложения и наложения.

Что мы сравнивали по размеру? Как сравнивали?

(ПрИКЛАДЫВ АЛИ _НАКЛАДЫВАЛИ)

Способ наложение и способ приложения

Мы учились сравнивать предметы по величине

Сравнение ширины:

Необходимо подравнять полоски обычно по нижней стороне

Для сравнения высоты:

Предметы необходимо поставить рядом на ровную горизонтальную поверхность на одну линию или один перед другим

Сравнения величины:

Одна полосочка прикладываеся к другой (или накладываеся), так, чтобы концы совпадали

Если конец полоски выступает, то она длиннее, а другая короче

Если правые концы совпали, полоски одинаковые по длине


Тема:

Сравнение предметов

по длине

Цель занятия

Учить сравнению двух предметов по длине. Научить рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: длиннее, короче.

Материалы

Для воспитателя: ворота (2 шт.), к которым прикреплена горизонтальная полоска (длинная и короткая, одной ширины и цвета); игрушки: заяц, волк, мышонок.

Для детей: полоска такой же длины и ширины, как на каких-либо воротах, ленты разной длины.

Ход занятия

Сидя за столом

Дети сидят полукругом на стульчиках, перед ними - стол, на котором лежат развернутые ленты. Предложите детям поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызванные ребята, по сигналу, начинают скручивать (скатывать) ленты. Кто быстрее с этим справится, тот победил.

После первой попытки многие из них понимают, в чем залог успеха, и, когда игра возобновляется, бегут к столу, чтобы взять короткую ленту. Спросите у детей, почему они выбирают именно такую. Пусть сами объяснят: если лента длиннее, то скручивается дольше, а если короче, то быстрее.

Вместе с ребятами проверьте, так ли это, прикладывая одну ленту к другой, обращая их внимание на разницу в длине.

Подведите итог: действительно, ленты неодинаковые: одна длиннее, другая короче. Длинную ленту скручивать дольше, а короткую - быстрее.

Для выполнения этих упражнений следует, прежде всего, научить ребенка раскладывать предметы так, чтобы их основания находились на одной воображаемой линии. Это важно, потому что так их легче сравнивать.

Поиграем

В конце занятия проводится игра «Автомобили».

«Автомобили»

Игра немного видоизменена по сравнению с вариантом, предложенным в занятии 3.

На столе лежат длинные и короткие полоски одной ширины.

Воспитатель предлагает детям взять по одной полоске. Это «номера» машин. А ворота - гаражи. Пусть ребята представят себе, что все они «машины», у каждой свой «номер». «Машины» будут ездить по городу. Но как только ведущий скажет: «Машины, в гараж!» - каждый должен найти свой гараж и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» своей машины к «номеру» на воротах. Если «номера» будут одинаковые по длине, можно въезжать. Если занятие займет много времени, игру «Автомобили» можно провести на свежем воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сравнение предметов по длине»

Конспект занятия во 2 младшей группе по сенсорному развитию, целью которого является упражнять в сравнении предметов по длине, обозначая словами результаты сравнения. Различать и называть геомет...

НОД ФЭМП "Сравнение по длине. Измерение длины"

Программное содержание.Закрепить умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести речевую практику слова «длиннее», «короче».Формировать представление об изм...

Комплексное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, возраст детей 5-6 лет. В процессе данного занятия реализуются коррекционно-образовате...



Случайные статьи

Вверх