Ссср в эпоху брежнева кратко. Плюсы и минусы политики леонида брежнева

После смещения Н. Хрущева, в октябре 1964 г., на Пленуме ЦК КПСС генеральным секретарем ЦК стал Л. Брежнев: Председателем Совета Министров СССР - А. Косыгин; членом Президиума, ответственным за идеологическую сферу, - М. Суслов.

Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов: высшего, постоянно функционирующею органа государственной власти, - Президиума Верховного Совета высшего исполнительного органа - Совета Министров СССР, а на местах - исполкомов Советов. Верховном} Совету СССР, состоящему из Совета Союза и Совета Национальностей, подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов Основной особенностью партийно-государственной системы СССР" стало увеличение бюрократического аппарата, который к 80-м гг. увеличился до 18 млн. человек и стал одним из самых больших е мире. При Брежневе значительные размеры получил его личный секретариат. Усилился акцент на кадровую работу, восстановлена прежняя дохрущевская структуру партийных, комсомольских и профсоюзных органов. Восстановлены региональные, областные и районные комитеты партии вместо прежних измышленных и сельских. Были упразднены совнархозы и созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). В 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР, которая упрочила контроль партии над государственными органами и закрепила достигнутые успехи на пути построения так: называемого развитого социализма.

ЭПОХА БРЕЖНЕВА (1964–1985 гг.)

«Золотой век» номенклатуры

Хотя у сменивших Хрущева руководителей имелись разногласия, в главном они были едины. Нужно было укреплять власть и спокойно наслаждаться достигнутым положением. Позже они окончательно уверились в том, что пытаться перестроить систему очень опасно и хлопотно. Лучше ничего не трогать. Именно в эту эпоху и завершилось складывание гигантской бюрократической машины социализма, наглядно проявились и все ее коренные пороки. Постепенно были отменены некоторые мероприятия Хрущева, которые в той или иной мере ограничивали номенклатуру, были восстановлены отраслевые министерства.

Политическая жизнь теперь проходила гораздо спокойнее и еще более тайно, чем прежде. Используя свое положение Генерального секретаря (генсека), Л. И. Брежнев, который не казался лидером, стал главным руководителем. Еще раз стало ясно, что в условиях господства КПСС должность генсека ЦК – ключевая. Именно с ее помощью и Сталин, и Хрущев сумели «забрать» власть у своих более выдающихся соратников.

За годы брежневского правления положение правящего слоя укрепилось, выросло и его благосостояние. Номенклатура по-прежнему являлась кастой, у которой все было специальное: квартиры, дачи, загранпоездки, лечебницы и т. п. Она не знала дефицита, так как приобретала товары также в спецмагазинах. Поэтому-то власть имущие были особенно заинтересованы в низких ценах: чем труднее было купить что-то рядовому гражданину, тем полновеснее был рубль номенклатурщика.

Номенклатура не представляла собой полностью изолированный слой от народа. Скорее, это были многочисленные концентрические круги, и чем ближе каждый из них стоял к населению, тем имел меньше возможностей. Соответственно все большее число должностей и профессий становилось привилегией номенклатуры, например преподаватели высших учебных заведений. А защита кандидатской диссертации стала обставляться такими сложными правилами, рекомендациями, направлениями, что очень напоминала мучительный путь средневекового ученика в мастера.

Высшие слои номенклатуры теперь все реже пополнялись выходцами из низших, по большей части эти должности открывались лишь для родных и близких высоких руководителей. Таков, например, путь зятя Брежнева Чурбанова, который из обычного офицера стал генералом и замминистра МВД. Зато уже попавшие в соответствующий круг гораздо реже стали выводиться из него: их как бы передвигали из одного руководящего места в другое. Из-за любви номенклатуры к «теплым местечкам» число чиновников в стране росло гораздо быстрее общего числа работающих.

Для отношений внутри номенклатурной системы характерными были чинопочитание, взяточничество и разные «подарки», вытеснение талантливых людей, втирание очков начальству, назначение на должности только своих (а в некоторых, особенно нерусских, республиках продажа должностей) и т. п. Несмотря на неподсудность высших руководителей обычным законам, все равно нередко вспыхивали различные скандальные дела, которых замять не удавалось, типа «большого икорного дела», когда высокопоставленные чиновники министерства рыбного хозяйства нелегально продавали за границу черную икру.

Брежневская эпоха, бесспорно, «золотой век» номенклатуры. Но он окончился, как только производство и потребление окончательно зашли в тупик.

Экономика: реформы и застой.

Эпоху Брежнева позже назвали «застойным периодом». Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х), отмеченный отсутствием каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны, а также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни (в противовес эпохе 1920-х-1950-х годов).Однако «застой» начался не сразу. Напротив, в 1965 г. провозгласили экономическую реформу, задуманную еще при Хрущеве. Суть ее была в том, чтобы дать предприятиям больше свободы, заставить их бороться за увеличение прибыли и рентабельности, увязать результаты труда и заработка (для этого часть прибыли оставляли предприятиям, чтобы выплачивать премии и др.).

Реформа дала некоторые плоды, оживила экономику. Положительно сказалось в сельском хозяйстве повышение закупочных цен. Однако очень скоро выявился ограниченный ее характер. Углубление же преобразований означало ослабление власти номенклатуры, на что она идти не желала. Поэтому постепенно все вернулось на прежнее место. План, валовые показатели оставались главными. Отраслевые министерства продолжали забирать всю прибыль у тех, кто работал лучше, и делить все по своему усмотрению.

Главной причиной неудачи реформы являлась сама суть советской модели социализма (в отличие от югославской, венгерской или китайской): жесткая концентрация всех ресурсов в центре, гигантская система перераспределения. У власти находились чиновники, которые видели свое назначение в том, чтобы планировать за всех, распределять и контролировать. И они не желали уменьшить свою власть. Подоплекой же этой системы являлось господство ВПК. Сделать этот сектор рыночным не представлялось возможным.

Главным заказчиком и потребителем оружия было само государство, которое средств на него не жалело. К «оборонке» было привязано огромное число предприятий тяжелой и даже легкой промышленности, работавших в обстановке секретности. Ни о каком хозрасчете здесь и речи быть не могло. А для того чтобы облегчить бремя военных расходов, государство все лучшее направляло в ВПК. Поэтому оно не желало разрешить свободную продажу сырья, материалов, энергии, свободного передвижения работников определенной квалификации. А без этого о каком рынке можно говорить. Вот и оставались все предприятия накрепко привязанными контролирующими и планирующими органами друг к другу без возможности самим искать партнеров, решать, что и сколько производить.

Производство гораздо больше подчинялось удобству планирования и контроля со стороны чиновников, чем интересам потребителя или величине прибыли. Оно должно было, по мысли плановиков, постоянно расти, причем «от достигнутого», т. е. от показателей предыдущего периода. В результате часто росло в основном военное или ненужное производство. Затраты на такой рост становились все значительнее, экономика все больше носила «затратный» характер. По сути, рост шел ради роста. Но страна уже не в состоянии была отдавать за него все больше средств. Он стал замедляться, пока не достиг почти нуля. Наступал, действительно, «застой» в экономике, а с ним и кризис системы. Возвращаясь к причинам неудач реформы, скажем, что главной возможностью отказаться от нее стали доходы от нефти. Советский Союз активно осваивал месторождения нефти и газа в Сибири, на Севере (а также и других полезных ископаемых на гигантских просторах Востока, Севера, Казахстана и т. п.). С начала 70-х годов мировые цены на нефть выросли во много раз. Это дало СССР огромный приток валюты. Вся внешняя торговля перестроилась: главными ста­ьями экспорта стали нефть, газ и другое сырье (а также и оружие), основным импортом – машины, оборудование, товары для населения и продовольствие. Разумеется, валюту активно тратили на подкуп зарубежных партий и движений, шпионаж и разведку, поездки за рубеж и пр. и пр. Таким образом, руководство по­лучило мощный источник поддержания системы без изменений. Поток нефтедолларов окончательно похоронил экономическую реформу. Импорт зерна, мяса и др. позволил сохранить убыточную колхозно-совхозную систему. Между тем, несмотря на все усилия и гигантские затраты, результаты в сельском хозяйстве были еще плачевнее, чем в промышленности.

С 50-х годов в мире началась научно-техническая революция (НТР), связанная с внедрением электроники, искусственных материалов, автоматики и т. п. Мы никак не могли уменьшить технологический разрыв с Западом. Соревнование с ним удавалось выдержать лишь в военной сфере путем непомерного напряжения сил и промышленного шпионажа. Постоянные разговоры о «соединении преимуществ социализма с достижениями НТР» лишь подчеркивали нашу отсталость. При планировании предприятия не имели никаких стимулов к техническому прогрессу, изобретатели лишь досаждали руководителям. В этих условиях брежневская команда решила, что экспорт нефти может решить и проблему отсталости. Страна стала резко увеличивать закупки современного оборудования за рубежом. Только за 4 года с 1972 по 1976 импорт западной техники вырос в 4 (!) раза. Таким образом, власть сумела несколько повысить производительность труда, увеличить производство, наладить выпуск многих современных товаров. Но этим она полностью развратила наших хозяйственников, снизила и без того низкий технический уровень инженеров, загнала в угол своих конструкторов.

К началу 80-х годов страна исчерпала возможности роста за счет привлечения новых рабочих, освоения новых месторождений, строительства предприятий. Когда мировые цены на нефть резко пошли на снижение, это означало кризис всей социалистической системы. Она слишком привыкла к нефтедолларам.

После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин.

И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Ведущее место в управлении страной заняло неофициальное «малое» Политбюро, куда входили министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК М.А. Суслов, председатель КГБ Ю.В. Андропов, которые определяли внутреннюю и внешнюю политику.

Основой курса становится «стабильность», означавшая отказ от всяких попыток радикального обновления общества. И власть, и общество устали от чрезвычайных условий и постоянного напряжения, в которых страна жила предыдущие полвека.

Политическое развитие. Характерными чертами политического развития страны во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. стали централизация и бюрократизация управленческого аппарата. Принимавшиеся резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни оставались декларативными.

Правление Брежнева явилось «золотым временем» для бюрократии. При Сталине она жила под постоянным страхом ареста, при постоянных хрущевских реорганизациях она также чувствовала себя неспокойно. После смерти Сталина и смещения Хрущева элита хотела спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, желала оградить себя от кадровых перестановок. Брежнев идеально подходил на роль выразителя интересов чиновничества.

Общая численность управленцев к концу правления Брежнева составила почти 18 млн. человек (на 6-7 работающих – один управленец). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. На содержание такого аппарата к середине 1980-х гг. ежегодно расходовалось более 40 млрд. руб., или 10% бюджета.

К началу 1980-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тыс. различных приказов, инструкций и других подзаконных актов, которые регламентировали каждый шаг хозяйственников, сковывали их инициативу.

В 1977 г. принята новая Конституция СССР . В ней отмечалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. 6-я статья официально закрепила положение КПСС как «ядра» советской политической системы, «руководящей и направляющей силы» общества развитого социализма. Важнейшей задачей провозглашалось формирование и укрепление новой интернациональной общности – советского народа.

Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 1980-х гг. 19 млн. человек. Реальная власть сосредоточилась в аппарате, который достиг почти 500 тыс. человек. Рядовые коммунисты отстранялись от реального участия в определении политики партии.

Из Устава партии был исключен пункт о сменяемости кадров, ослаб контроль над номенклатурой. Начался кадровый «застой». Высшая элита страны с 1970-х гг. начинает все больше воспроизводить себя не за счет выдвиженцев снизу, а путем отбора и подготовки кадров в элитных школах. Таковыми были Академия общественных наук при ЦК КПСС, Высшая партийная школа и др.

К концу 1970-х гг. высшее руководство страны превратилось в настоящую геронтократию. Средний возраст членов Политбюро к концу правления Брежнева достиг почти 70 лет. Заседания Политбюро, принимавшего важнейшие политические решения, зачастую длились не более 15-20 мин. Сам Брежнев, переживший в 1976 г. тяжелую болезнь, так и не восстановился после нее, и с конца 1970-х гг. пытался отойти от руководства страной, но соратники убедили его остаться. Для них он был гарантом сохранения собственной власти.

«Застой» эпохи развитого социализма стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые включали госдачи, спецпайки, спецлечение и т.п. Однако их нельзя было перевести в личную собственность и передать детям. Это вызывало желание сменить строй.

Расцвели такие явления, как кумовщина, клановость, коррупция. Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» должности, в элитарный вуз и пр.

Началось сращивание партийно-государственного аппарата с теневой экономикой. Масштабы последней приобретали все более угрожающий характер. В середине 1970-х гг. дельцы теневой экономики отчуждали себе примерно седьмую часть доходов трудящихся, к началу 1980-х гг. – 18%, к 1985 г. – 21%, а в 1989 г. – 25%.

Застойные явления в жизни советского общества 1970-х – первой половины 1980-х гг. затронули также сферу идеологии. Была свернута критика Сталина, со страниц газет и журналов изгонялись упоминания о массовых репрессиях 1930-х – начала 1950-х гг. («неосталинизм»), усилились гонения на любые проявления инакомыслия. Реальная жизнь все сильнее расходилась с официальной идеологией.

С середины 1960-х гг. в СССР формировалось диссидентское движение (в переводе «диссиденты » – инакомыслящие, несогласные). Диссиденты требовали неукоснительного соблюдения прав человека. Власть против них применяла репрессивные меры (аресты, ссылка, помещение в психиатрические лечебницы, увольнение с работы, исключение из партии). Символами правозащитного и диссидентского движения стали академик А.Д. Сахаров (выслан в Горький) и писатель А.И. Солженицын (депортирован за границу).

Диссидентами была налажена публикация за рубежом запрещенных в стране книг и нелегальное их распространение на территории СССР («тамиздат »). Возникла так называемая неподцензурная печать («самиздат »). Деятельность диссидентов оказывала большое влияние на общественное мнение в стране и сыграла значительную роль в расшатывании основ советского государства.

Экономическое развитие. Снижение качества управленческого слоя повлияло и на экономическое развитие страны.

В 1965 г. была проведена экономическая реформа под руководством А.Н. Косыгина. В промышленности восстанавливался отраслевой принцип управления, вместо совнархозов вновь образовывались министерства. Предприятия частично переходили на хозрасчет: в их распоряжении оставалась прибыль от реализации сверхплановой продукции. Эту прибыль предприятия могли направлять на развитие производства или стимулирование труда персонала.

По важнейшим социально-экономическим параметрам восьмая пятилетка (1966-1970) была наилучшей за послевоенный период. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе ВАЗ, КамАЗ, Ижевский автозавод). Однако реформа не изменила основ хозяйственного механизма, а многие ее меры из-за сопротивления бюрократии были свернуты.

С начала 1970-х гг. темпы роста экономики стали снижаться: темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке (1966-1970) до 3,8% в одиннадцатой пятилетке (1981-1985), снизились темпы роста производительности труда.

Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом. Промышленность продолжала сохранять экстенсивный характер. Стержнем экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы. На долю предприятий военно-промышленного комплекса приходилось около 2/3 продукции советского машиностроения.

Форсированными темпами развивалась добыча нефти и газа в Западной Сибири. В 1980 г. топливно-энергетический комплекс СССР давал 10% мировой добычи нефти и газа. Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ), строительство которой началось в 1974 г.

В результате ставка делалась на закупки за рубежом промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь – нефти).

В сельском хозяйстве упор был также сделан на экономические рычаги – повышение заготовительных цен, увеличение капиталовложений, перевод колхозников на гарантированную зарплату и пенсии. Увеличивался выпуск сельскохозяйственной техники, повышалось ее качество. Завершилась электрификация сельского хозяйства, осуществлялись химизация, мелиорация. Высокими темпами велись сельское строительство, на селе строились дороги, проводилась газификация. Развивалась аграрная наука, сельское хозяйство насыщалось специалистами.

Масштабными были программы развития Нечерноземья (1974) и Продовольственная программа (1982).

Бичом народного хозяйства оставались отвлечение на «шефскую помощь» селу во время уборочной страды до 20% всего активного населения страны и огромные, до 30-40%, потери урожая. Сельское хозяйство все меньше справлялось с задачами продовольственного снабжения страны. С 1970-х гг. в разряд дефицита все чаше попадали мясо, колбасы, а в ряде районов – сыры и молочные продукты.

Развитие образования. С 1966 г. в стране начинался переход средней школы на новые учебные планы и программы. Их характеризовали: преемственность в изучении материала с 1-го по 10-й класс, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4-го класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов. В результате с середины 1960-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем в течение 10 лет (к середине 1970-х гг.) – ко всеобщему среднему образованию.

Развитие науки. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. была сфотографирована обратная сторона Луны. Выдающимся достижением явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о ее атмосфере. Выдающиеся открытия были сделаны в области плазмы, квантовой физики.

Социальная политика. В социальной политике упор делался на рост благосостояния населения. Реальные доходы в расчете на душу населения за 1965-1975 гг. выросли на 46%, в 1976-1980 гг. – еще на 18%, в 1981-1985 – на 10%. Соответственно, вырос уровень потребностей, которые советская промышленность удовлетворить была не в состоянии. Дефицит товаров восполнялся импортом, на который расходовались «нефтедоллары». Но и в этом случае выросшие запросы полностью не покрывались.

Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском. Советские люди пользовались бесплатным образованием, меди­цинским обслуживанием, государство несло большие расходы на со­держание жилищного фонда.

Главным достижением в этот период стало масштабное жилищное строительство. На протяжении 1970-х гг. в стране ежегодно вводилось более 100 млн. кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 107 млн. человек. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры, причем выдавались они бесплатно.

Внешняя политика. С конца 1960-х и до конца 1970-х гг. конфронтация сменилась «разрядкой» международной напряженности. СССР подписал договоры: о нераспространении ядерного оружия (1968); договор ОСВ-1 с США (1972) об ограничении противоракетной обороны; договор ОСВ-2 (1979) по ограничению ракет средней дальности.

Кульминацией «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Государства обязалась соблюдать принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем.

В начале 1970-х гг. США признали наличие военно-стратегического паритета (равенства) с Советским Союзом.

В отношениях с социалистическими странами СССР продолжал политику «старшего партнера». В 1968 г. было подавлено восстание в Чехословакии («Пражская весна»), в которой хотели построить «социализм с человеческим лицом». В Чехословакию были введены войска.

Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение китайскими войсками в районе острова Даманский на р. Уссури.

В 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска, началась советско-афганская война (1979-1989). После ввода войск в Афганистан отношения со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор ОСВ-2.

Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

Правление Ю.В. Андропова и К.У. Черненко. Первая половина 1980-х гг. отмечена частой сменой высшего руководства страны («гонка на катафалках»). В ноябре 1982 г. умер Брежнев. Новым руководителем страны стал 68-летний Ю.В. Андропов (1982-1984), успевший отметиться борьбой с коррупцией и укреплением трудовой дисциплины. После его смерти (февраль 1984 г.) к власти пришел тяжело больной 72-летний К.У. Черненко (умер в марте 1985 г.). Ничем заметным он не запомнился. Затем генеральным секретарем ЦК был избран самый молодой, 54-летний член Политбюро М.С. Горбачев.

Перестройка 1985-1991 гг.

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал 54-летний М.С. Горбачев. Избрание относительно молодого, энергичного лидера отражало стремление общества и политической эли­ты к давно назревшим переменам. К тому времени очевидным стало технологическое отставание СССР от США, Западной Европы, Японии. Темпы роста советской экономики упали к 1985 г. почти до 3% в год. Застой в экономике сочетался с большими военными затратами. Значительно выросший уровень притязаний населения экономика удовлетворить была не в состоянии.

Правление Горбачева называют «перестройкой», потому что в 1985-1991 гг. происходило масштабное реформирование, охватившее все сферы жизни советского общества. Перестройку обычно делят на три этапа.

Первый этап (1985-1986) характеризовался попытками крупных административных преобразований, не затрагивавших основ строя и направленных на совершенствование социалистической системы.

В апреле 1985 г. был провозглашен курс на «ускорение» социально-экономического развития. Ускорения планировалось достичь за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения, активизации человеческого фактора. Развернулась борьба с коррупцией и нарушениями производственной дисциплины. Началась кампания по борьбе с «нетрудовыми» доходами, произошло введение госприемки – контроля качества продукции.

Сразу после принятия курса ускорения началось серьезное омоложение кадров в высшем эшелоне власти. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% – секретарей областных партий­ных организаций, 40% – членов ЦК КПСС.

Изменилась общественно-политическая обстановка в стране. Перемены в этой сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура. Это вызвало широкий всплеск социальной активности.

Одновременно возник ряд проблем, последствия которых сказались на судьбе перестройки. В 1985 г. резко упали мировые цены на нефть. Многомиллиардные поступления от ее экспорта сократились, не по­зволяя закупать за рубежом недостающие стране продукты питания, изделия легкой промышленности и высокотехнологичное оборудова­ние.

В 1985 г. началась антиалкогольная кампания – политика, направленная на сокращение производства, потребление и продажу спиртных напитков. Она нанесла серьезный ущерб финансовой системе (по самым минимальным подсчетам бюджет недополучил 67 млрд. руб.), привела к катастрофическому росту токсикомании и самогоноварения. Много было отравлений. Дефицитом оказался сахар. Вырубались виноградники. Возросла теневая экономика, усилилось недовольство населения.

В апреле 1986 г. случилась авария на Чернобыльской АЭС. Ликвидация последствий этой аварии обошлась только в 1986 г. в 14 млрд. руб., требовала затрат и позднее.

Во внешней политике СССР был провозглашен новый курс, получивший название «новое политическое мышление». Центральное место в нем отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми и отказу от принципа пролетарского интернационализма. Подчеркивалась необходимость широких контактов СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя.

Второй этап (1987-1988) перестройки характеризовался попытками реформирования в духе демократического социализма. Начались широкомасштабные реформы во всех сферах жизни советского общества.

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получали право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий.

В 1988 г. были приняты «Закон о кооперации» и «Закон об индивидуальной трудовой деятельности». По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг.

В 1988 г. сельские жители получили право брать землю в аренду на 50 лет и полностью распоряжаться произведенной продукцией. Но эти меры не привели к возрождению духа предпринимательства у крестьян: к лету 1991 г. в хозяйствах арендаторов было только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота. Сказались и отсутствие техники у крестьян, и стремление местных властей подавить крестьянскую инициативу.

После некоторых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. Горбачев объявил, что тормозом является бюрократизм и приступил к реформе политической системы. Она была утверждена летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции.

Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти от КПСС Советам. Высшим органом власти провозглашался Съезд народных депутатов СССР, который избирал постоянно действующий Верховный Совет.

Во второй половине 1980-х гг. обострились межнациональные противоречия, выросли сепаратистские настроения. Местные элиты стремились к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. На фоне ухудшения экономической ситуации возник протест в форме национальных движений. В 1988 г. создаются Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии, целью которых стало отделение прибалтийских республик от СССР. Кровавые столкновения имели место между Арменией и Азербайджаном, в Узбекистане и Таджикистане.

Третий этап перестройки (1989-1991) характеризуется тем, что в этот период происходит резкая дестабилизация обстановки в стране.

Продолжала ухудшаться экономическая ситуация. С 1988 г. заметно сократилось сельскохозяйственное производство, рост промышленного производства в 1989 г. достиг нулевого уровня и сократился на 10% в первой половине 1991 г. Дефицит бюджета в 1988-1989 гг. достиг 100 млрд. руб. Чтобы удовлетворить спрос, государство ввело карточную систему и увеличивало импорт на кредитной основе. К концу 1991 г. внешний долг СССР возрастает почти до 100 млрд. долларов.

Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 г. основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. Разрабатывалось несколько программ перехода к рыночной экономике. Одной из таких стала утопическая программа «500 дней», предложенная Г.А. Явлинским.

Общество все более охватывал эффект ниспровержения. Гласность из инструмента критики и «улучшения» социалистического строя стала превращаться в инструмент его разрушения.

Выборы народных депутатов, проходившие весной 1989 г. на альтернативной основе, показали негативное отношение к кандидатам, поддержанным КПСС.

На I Съезде народных депутатов (май-июнь 1989 г.) Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. На съезде группа радикально настроенных депутатов образовала политическую оппозицию КПСС под названием «Межрегиональная депутатская группа» (МДГ). В числе сопредседателей этой группы были А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов и др.

На III Съезде народных депутатов (март 1990 г.) была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. На этом же съезде М.С. Горбачев был избран первым президентом СССР.

Весной 1990 г. в союзных республиках состоялись выборы на собственные съезды народных депутатов. В РСФСР победу одержали оппозиционеры, называвшие себя «демократами». На I Съезде народных депутатов РСФСР (май-июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

После прихода Ельцина к власти в России резко усилилось противостояние союзного и российского руководства. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, провозгласившей независимость России и верховенство российских законов над общесоюзными.

Провозглашение Россией и другими союзными республиками независимости поставило вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Его проект предусматривал создание демократической федерации равноправных советских суверенных республик. В этом случае единое государство существовало бы только формально. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Чтобы остановить происходящий развал СССР часть высшего партийно-государственного руководства 19 августа 1991 г. попыталась отстранить Горбачева от власти. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП – Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (19-21 августа 1991 г.). В его состав вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев (глава), премьер-министр СССР В.С. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны СССР Д.Т. Язов и другие представители власти. В Москву были введены войска.

С самого начала участники ГКЧП повели себя нерешительно, а их действия были несогласованны. Активное сопротивление ГКЧП оказали российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным, призвавшего москвичей выйти на улицы. Не ожидавшие такой реакции со стороны российских властей и жителей Москвы, 21 августа члены ГКЧП прекратили свою деятельность. 22 августа 1991 г. они были арестованы.

События 19-21 августа ускорили распад Советского Союза. 23 августа своим указом Б.Н. Ельцин запретил деятельность КПСС на территории России, что делало невозможным дальнейшее существование СССР. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) президенты России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.Н. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич) объявили о прекращении существования СССР. Одновременно было провозглашено образование Содружества Независимых Государств(СНГ).

25 декабря 1991 г. Горбачев сложил с себя президентские полномочия. Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование.

Внешняя политика. По мере нарастания проблем внутри страны, внешняя политика СССР становилась более уступчивой. В 1989-1991 гг. происходила сдача позиций западным странам для получения политической и финансовой поддержки. В феврале 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана. М.С. Горбачев заявил об отказе от политики вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. Из стран-участников ОВД также выводились советские войска. В результате коммунистические режимы в странах Восточной Европы рухнули. 9 ноября 1989 г. была разрушена Берлинская стена, символ противостояния двух систем. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.

В 1991 г. прекратили деятельность СЭВ и Организация Варшавского Договора. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). В результате «нового политического мышления» позиции СССР в мире были утеряны, «холодная война» прекратилась.

РОССИЯ В 1990-Е ГГ.

14.1 Внутриполитическое развитие России в 1990-е гг.

14.2 Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.

14.3 Внешняя политика России в 1990-е гг.

Период застоя (эпоха застоя) – период в развитии Советского Союза, который характеризуется относительной стабильностью всех сфер жизни, отсутствием серьезных политических и экономических потрясений и ростом благосостояния граждан.

Под эпохой застоя обычно понимают период между приходом к власти Л.И. Брежнева в середине 1960-х годов и началом перестройки в начале 1980-х. В среднем, условно можно обозначить годы периода застоя с 1964 по 1986.

Понятие периода застоя

Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС, когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

Следует отметить, что однозначной трактовки термин не имеет, так как под застоем понимают, как положительные, так и негативные явления. С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос, появилась уверенность в завтрашнем дне. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период.

Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. По удачному стечению обстоятельств произошел так называемый «нефтяной бум» и цены на черное золото выросли, что позволило руководству страны получать прибыль просто от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

Таким образом, с одной стороны, в это время СССР достигло свое наивысшего рассвета, обеспечил гражданам стабильность и вышел в число мировых держав, а с другой стороны заложил не самый хороший фундамент для экономического развития страны в будущем – в период перестройки.

Характеристика периода застоя

Консервация политического режима. За практически двадцать лет периода застоя изменений в административно-управленческом аппарате практически не произошло. Это было следствием того, что во времена Хрущева реформы и перестановки в партии происходили слишком часто, поэтому обозначенный Брежневым курс на стабильность был воспринят буквально и с радостью. В результате не только не произошла реорганизация политической структуры страны, все должности в партии стали почти пожизненными. Это привело к тому, что средний возраст руководителей страны был 60-70 лет, за что СССР называли страной с самыми старыми руководителями. Подобная ситуация привела еще и к тому, что значительно усилился контроль партии над всеми сферами жизни, многие государственные предприятия, даже самые мелкие, полностью подчинялись решению партии. В этот же период возросла внешнеполитическая и внутриполитическая роль КГБ.

Рост важности военной промышленности. В эпоху застоя СССР находился в состоянии холодной войны с США, поэтому было крайне важно наращивать свою военную мощь. Резко возросло число военных предприятий, стало в огромных количествах производиться оружие, в том числе ядерное и ракетное. Велись разработки новейших боевых систем и промышленность снова, как в годы войны, была направлена на военную сферу.

Прекращение развития экономики и упадок аграрной сферы. Экономика остановилась в своем развитии практически полностью и требовала срочных реформ, однако попытки провести их не увенчались успехом. Не в самом лучшем состоянии находилось народное хозяйство – это было связано с аграрной реформой, которая вводила известные всем «поездки на картошку», когда студентов отправляли на сбор урожая. Это практически лишило работы крестьян, кроме того, процент испорченного урожая при сборе стал неуклонно расти. Многие колхозы и совхозы приносили лишь убытки, народ стал постепенно переезжать в крупные города, а в стране нарастал дефицит продовольствия, что очень сильно стало заметно уже после ухода Брежнева. Особенно сильно такая ситуация в экономике затронула регионы СССР, такие как Украина, Казахстан и другие, которые жили сельским хозяйством и добывающей промышленностью.

Социальная жизнь. Несмотря на все негативные явления, рост благосостояния граждан продолжался. Очень многие жители городов имели возможность улучшить свои жилищные условия, многие теперь могли купить хороший автомобиль и другие качественные и дорогие вещи. Вместе с этим росло и число бедных, однако это было не так заметно благодаря низким ценам на продовольственные продукты. В целом, жизнь обычного гражданина была хорошей, обеспеченной и стабильной, что было важнее всего. Жители СССР верили в светлое будущее и были полностью уверены в завтрашнем дне, так как все двадцать лет экономика, обеспеченная нефтью, поддерживала хороший уровень жизни по сравнению с послевоенным периодом.

Значение и итоги периода застоя

К сожалению, несмотря на то, что в эти годы страна жила очень размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по жизни СССР в дальнейшем. С падением цены на нефть обнажились все застойные явления и стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство только своими силами. Началась тяжелая эпоха перестройки.

Р ечь пойдёт о Леониде Ильиче Брежневе, лидере Советского Союза с конца 60-х и до начала 80-х. Период его председательствования характеризуется стагнацией всех областей жизни советских людей, упадком производства, отсутствием политической свободы. Начать стоит с того, что карьера Леонида Ильича начинается в 1931 году, когда молодой Брежнев вступает в КПСС. Во время Великой Отечественной войны будущий генсек занимает пост политрука в составе 18-й армии, а затем и всего четвертого Украинского фронта. После войны хорошо зарекомендовавший себя Брежнев быстро делал успехи в партийной карьере. Благодаря связям с Хрущевым, его назначили на должность секретаря ЦК Компартии Молдавии. Дальше он стремительно продвигался по службе пока не стал председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Следующий после Хрущева

После «смещения» Н.С. Хрущева, Брежнева рекомендовали на пост секретаря ЦК КПСС. Скорее всего из-за того, что Брежнев часто не имел собственного мнения, а также был слаб к лести и подаркам. Эти его качества делали его выгодным на посту руководителя для других, более влиятельных членов ЦК. Во многом они оказались правы, но в чем-то и ошиблись. Брежнев, несмотря на его повадки, довольно умным и очень хитрым человеком, прекрасно чувствующим людей. Это и помогло ему находится у власти такое продолжительное время.

Если говорить о деятельности Брежнева на посту руководителя страны, то нужно отметить, что все сферы жизни в этот период особо не развивались. Вернее, развития, скорее всего, было. В то время большое значение придавали «бумажному» росту. Реальные цифры замалчивались или их сознательно увеличивали.

Сам Леонид Ильич, как типичный партийный функционер был не очень сведущ в цифрах. Но для этой задачи в правительстве находился Алексей Косыгин. Он и стал автором реформ, которые сделали восьмую пятилетку самой эффективной в истории СССР. Но потом произошел кризис на Ближнем Востоке, цена за баррель подскочила до небес и реформы Косыгина стали ненужными. Правда потом, когда цена стабилизировалась (что произошло много позже), руководители пожалели о том, что не осуществили экономические реформы.

Множество советской классики было снято в то время, например, всеми известные фильмы: Служебный роман (1977), Двенадцать стульев (1970), и др. В это время творили свои шедевры такие художники и композиторы как Шагал и Хачатурян. Сердце широкой публики завоевал В. Высоцкий со своим жанром «живых» концертов.

Военно-промышленный комплекс переживал не лучшее время. Идею «большой» войны уже похоронили, так что исследования в этой области велись не очень активно. В это время были созданы многие танки и другие бронемашины, например, МП 2, Т-72, БМД 2 и др.

Что касается оценки деятельности Брежнева, то тут большинство историков едины во мнениях. Эта эпоха была отражением личности Л.И. Брежнева. Она была спокойной и флегматичной. Наверно, впервые с царских времен, советский человек мог сказать, что будет завтра и не бояться чего-то со стороны государства. Но, тем не менее, общая неэффективность экономической, финансовой и хозяйственной систем крайне чувствовалась на обыкновенных людях. Именно в то время родился стереотип о крайне низком качестве советской продукции.

Леонид Ильич Брежнев – родился в Каменском (Екатеринославская губерния) 19 декабря 1906 (по новому стилю), умер в Москве 10 ноября 1982 г. – советский политик, Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза, вождь СССР с 1964 по 1982. Брежнев также дважды был председателем Президиума Верховного Совета СССР (почетная должность главы государства): с 1960 по 1964 и с 1977 по 1982.

Объединив в своих руках посты главы партии и главы государства, Брежнев к концу 1970-х сосредоточил в своих руках широчайшую власть, но потом старость и болезни постепенно ослабили его политическую роль в пользу всего слоя советской номенклатуры.

Молодость Брежнева

Леонид Ильич Брежнев родился на Украине, в Каменском (потом Днепродзержинск, Днепропетровской области), в 1906 году и был сыном рабочего-техника металлургического завода. Национальность его в течение жизни указывалась по-разному: то «русский», то «украинец». Как и многие другие молодые пролетарские выдвиженцы он получил техническое образование: вначале (1927) окончил в Курске техникум по специальности «землеустройство», а потом (1935) – вечернее отделение Днепродзержинского металлургического института. Одновременно с учёбой в институте Брежнев работал слесарем на металлургическом заводе. В 1923 Брежнев вступил в Комсомол, а в 1931 – в компартию.

В 1935-1936 Брежнев проходил военную службу. Он служил в танковых войсках близ Читы: вначале был курсантом армейского училища, а потом политруком. Затем (1936-1937) Брежнев работал директором металлургического техникума в Днепродзержинске, инженером на заводе, а в мае 1937 стал заместителем председателя Днепродзержинского горисполкома. Вскоре он переехал в областной центр – Днепропетровск. В 1938 он стал там завотделом обкома, а в 1939 – секретарём обкома, отвечавшим за работу военных предприятий города.

Фото молодого Брежнева, курсанта Забайкальского танкового училища

Леонид Брежнев принадлежал к советскому поколению, которое уже не помнило период, предшествующий революции 1917. Он был слишком молод, чтобы принимать участие в партийной борьбе за наследование власти Ленина после 1924. К тому времени, когда Леонид Ильич вступил в партию, Сталин был уже её неоспоримым повелителем. Брежнев, как и многие другие молодые коммунисты, нашли для себя проторённый путь в сталинской системе. Члены ВКП(б), выжившие в Великой чистке 1937-1938 , стали быстро продвигаться вверх по чиновной лестнице, так как погибшие освободили для них много партийных и государственных постов верхнего и среднего уровня. Брежнев тоже сделал типичную для тех лет стремительную карьеру.

Брежнев на войне

После смерти Сталина в марте 1953, когда имя его преемника ещё до конца не определилось, численность Президиума ЦК была сокращена, и Брежнев уже в него не вошёл. В качестве компенсации его назначили начальником политуправления армии и флота в звании генерал-лейтенанта. Эта должность была очень важной. Этим своим продвижением Брежнев, по-видимому, был обязан всё тому же своему наставнику, Хрущеву. Тот в это время сменил Сталина на посту главы партии, и, подобно своему предшественнику, сконцентрировал в этой должности главный центр власти. В 1954 году Брежнев был сделан вторым, а в 1955 – первым секретарём компартии Казахстана – позиция поистине стратегическая. Здесь Леонид Ильич принимал активнейшее участие в одной из самых масштабных кампаний тех лет – освоении целины, а также в подготовке строительства космодрома Байконур.

В феврале 1956 Брежнев был отозван в Москву и занял пост секретаря ЦК КПСС по оборонной промышленности. Он контролировал от имени партии военные предприятия, советскую космическую программу, тяжелую промышленность и строительство крупных объектов инфраструктуры. Оказавшись теперь весьма влиятельной фигурой, он в июне 1957 поддержал Хрущева в борьбе за руководство партией против сталинской старой гвардии во главе с Вячеславом Молотовым , Георгием Маленковым и Лазарем Кагановичем . Поражение этой старой гвардии открыло Брежневу двери Политбюро.

В момент прихода Брежнева к власти советская внешнеполитическая мощь казалась менее впечатляющей, чем в конце сталинской эпохи – как в отношении господства над коммунистическим блоком, так и в соперничестве с Соединенными Штатами. Карибский кризис обозначил границы ядерной эскалации, а первоначальный успех в космической гонке (первый в мире спутник и первый полёт человека ) поблек из-за того, что СССР не смогли отправить своего космонавта на Луну. В США президентство Кеннеди , несмотря на подписание Московского договора в августе 1963 года, ознаменовалось энергичным усилением гонки ядерных и обычных вооружений, которая дала Америке впечатляющее военное превосходство над СССР. Брежневу удалось переломить эту тенденцию. Менее чем за десять лет СССР добился ядерного паритета с Западом и создал мощный флот.

По отношению к восточноевропейским сателлитам советские вожди приняли стратегию, которая вскоре получила название «доктрины Брежнева». То, что советская внешняя политика была готова применять её без колебаний, продемонстрировали события в Чехословакии . В 1968 году сделанная чешским коммунистическим лидером Александром Дубчеком попытка широкой либерализации политической и экономической системы (под лозунгом «социализма с человеческим лицом») вызвала неприятие Москвы, которая боялась повторения венгерских событий 1956 . В июле 1968 СССР объявил «Пражскую весну» «ревизионистской» и «антисоветской». 21 августа 1968 года, после неудачного давления на Дубчека, Брежнев приказал силам Варшавского договора вторгнуться в Чехословакию и заменить её правительство лицами, преданными Советскому Союзу. Это грубое вмешательство на два десятилетия определило пределы автономии, которую московская внешняя политика соглашалась предоставить своим сателлитам. Однако Брежнев не наказал Румынию Чаушеску, не принявшую участия в интервенции, и Албанию Энвера Ходжи, которая в знак протеста вышла в конце 1968 из Варшавского договора и СЭВ . Примирение, достигнутое Хрущёвым со строптивым Тито в 1955, при Брежневе не было оспорено. Вопреки всем тревожным прогнозам западных алармистов о предстоящем вторжении СССР в Югославию, Брежнев не только не предпринял его, но и ездил в мае 1980 на похороны Тито.

Но отношения с Китайской Народной Республикой при Брежневе продолжали ухудшаться – до кровавых пограничных столкновений в 1969 году. Восстановление китайско-американских отношений, в начале 1971 ознаменовало собой новый этап внешнеполитической истории. В 1972 году президент Ричард Никсон отправился в Китай на встречу с Мао Цзэдуном . Это сближение продемонстрировало наличие глубокой трещины в коммунистическом блоке, который ранее выставлял напоказ своё единство. Оно убедило Брежнева в необходимости политики разрядки с Западом. Эта политика была призвана предотвратить образование опасного антисоветского альянса.

Политика разрядки началась с визита Никсона в Москве в мае 1972 и подписания по этому случаю соглашения ОСВ-1 об ограничении ядерных вооружений. Во Вьетнаме , несмотря на минирование 8 мая 1972 порта Хайфон (причине некой «холодности» приёма Никсона в Москве), Советский Союз способствовал подписанию Парижских соглашений 27 января 1973. Они позволили погрязшим уже десять лет в Юго-Восточной Азии американцам на время – до апреля 1973 – сохранить лицо. Зенитом разрядки стало подписание Хельсинкского Заключительного акта в 1975 году между Советским Союзом, европейскими и североамериканскими государствами. Советская внешняя политика видела основополагающий успех в признании Западом границ, установленных по итогам Второй Мировой войны. Взамен Советский Союз принял пункт о том, что государства-участники Хельсинкского соглашения будут уважать права и основные свободы человека – в том числе свободу религии и совести. Эти принципы не были применены в СССР на практике, но внутренние противники коммунистических режимов теперь могли апеллировать к ним в своём противостоянии власти. Так поступали и советские диссиденты – например, Андрей Сахаров , создавший Московскую Хельсинкскую Группу. Источником сильных разногласий стали и проблема эмиграции советских евреев . Её не смогли решить на встрече Брежнева и президента Джеральда Форда во Владивостоке в ноябре 1974. Чуть позже СССР, требуя уважения к своему суверенитету, даже предпочел разорвать экономическое соглашение в США, чьим условием было требование дать евреям право свободной эмиграции в Израиль .

Экономическая оттепель между Востоком и Западом развивалась даже быстрее, чем внешнеполитическая. Она была особенно заметна в росте торговли и технического сотрудничества между Западной Европой и советскими сателлитами, но в ней принимал участие и сам Советский Союз. Среди наиболее знаковых примеров можно назвать лицензию на производство с 1966 Тольяттинским комбинатом итальянских автомобилей Fiat 124 (модель, заложившая основу советского бренда Лада), или изготовление в СССР с 1974 безалкогольных напитков Пепси-Кола.

В 1970-х годах Советский Союз достиг пика своей внешнеполитической и стратегической мощи по отношению к американскому сопернику, поколебленному окончательным поражением во Вьетнаме и Уотергейтским скандалом . ОСВ-1 и заключённый в 1979 году ОСВ-2 констатировали ядерный паритет между двумя сверхдержавами. Под руководством адмирала Сергея Горшкова Советский Союз впервые стал глобальной военно-морской державой. Руками Кубы он осуществлял военное вмешательство в Африке. Впрочем, оно привело советскую внешнюю политику к парадоксу: в Анголе советские, кубинские и восточногерманские солдаты защищали режим своих марксистских союзников Нето и Жозе Эдуарду душ Сантуша, защищая нефтяные скважины, которые эксплуатировали западные компании, вроде Exxon.

Экономическая стагнация и коррупция при Брежневе

Однако внешняя политика Брежнева зависела от состояния советской экономики, которая с 1975 вошла в стагнацию (застой) и даже проявляла признаки упадка. Отсталость сельского хозяйства являлась одним из примеров этого. Несмотря на мощную тяжелую промышленность, Советский Союз собирал крайне посредственные урожаи и даже начал импортировать зерно.

Выступление Л. И. Брежнева по японскому телевидению, 1977

Огромные расходы на вооруженные силы и на советскую космическую программу вынуждали пренебрегать главными жизненными потребностями – строительством жилья и выпуском потребительских товаров. Растущие обороты «теневой экономики» (черного рынка) были своеобразным ответом на это. Они вели к широкому распространению коррупции. Личное пристрастие Брежнева к роскошным автомобилям было здесь одним из ярких примеров.

В 1970-1980-х годах, зять Леонида Ильича, генерал Юрий Чурбанов, был замешан вместе с тогдашним вождём советского Узбекистана Шарафом Рашидовым в известной коррупционной афере – «хлопковом деле». Его участники присваивали крупные суммы путём фальсификации статистики. «Хлопковое дело» было одним из самых больших мошенничеств советской эпохи. Жилищный кризис в городах, который выражался в 1964 всеобщим преобладанием коммунальных квартир, где жили сразу несколько семей, отчасти – но только отчасти! – удалось преодолеть. В 1982 году 80% советских городских семей имели отдельное жильё.

Последние годы жизни Брежнева

Последние годы правления Брежнева были отмечены всепроникающим культом его личности, который достиг пика во время празднования семидесятилетия Генсека в декабре 1976 года. Однако эта назойливое превознесение не могло внушить ни уважения, ни страха народу, который отвечал на него насмешками и бесчисленными анекдотами. Брежнев интересовался в первую очередь международными вопросами, оставляя внутренние дела подчиненным. Среди них, ответственный за сельское хозяйство, Михаил Горбачев , всё более убеждался в необходимости фундаментальной экономической реформы, но пошатнувшееся здоровье Леонида Ильича подрывало надежды на неё.

Леонид Брежнев поздравляет советских детей с новым 1979 годом, который был объявлен ООН Международным годом ребёнка

Один из последних крупных актов Брежнева, оставивших фатальное наследство его преемникам, было принятое в декабре 1979 года решение вторгнуться в Афганистан , где непопулярный коммунистический режим с большим трудом удерживал власть. Это событие внезапно остановило разрядку. США наложили на СССР торговое эмбарго и стали поставлять оружие афганским повстанцам. Во Франции, после прихода к власти левых, новый президент Франсуа Миттеран порвал диалог с Москвой из-за серьезных разногласий по Афганистану и кризиса, связанного с евроракетами, хотя и сохранил экономическое сотрудничество с СССР. В феврале 1982 он подписал контракт о совместном строительстве трубопровода из Сибири в Европу и сопротивлялся Соединенным Штатам, когда с июня 1982 администрация Рейгана пыталась наложить эмбарго на поставки технологий. В Азии отмечалось начало конца давнишнего китайско-советского конфликта – после заявления Брежнева в мае 1982. Пекин был недоволен новой политикой США, весьма благоприятной для Тайваня. Его раздражала и угрожавшая мировому социализму деятельность профсоюза Солидарность в Польше. Китайцы положительно ответили на политические и экономические предложения Брежнева и затем послали в Москву делегацию на его похороны. В последние брежневские годы СССР ничуть не утерял свой авторитет в качестве верного марксистского союзника стран третьего мира. Это продемонстрировал тёплый приём, который Москва оказала лидерам двух левых режимов, возникших в 1979: весной 1982 года, Даниэлю Ортеге, главе сандинистской хунты Никарагуа, а в июле Морису Бишопу из Гренады.

В марте 1982 Брежнев перенёс сердечный приступ и умер в ноябре того же года. Его правление было вторым по длительности в истории СССР.

Награды Брежнева

По числу наград «дорогой Леонид Ильич» занимал одно из первых мест среди деятелей мировой истории. Когда он надевал военный мундир, на нём красовалось около сорока советских орденов и медалей. Если учитывать ещё и иностранные, то эта цифра превосходила 120.

Брежнев в мундире с орденом Победы и другими наградами

В 1978 году Брежнев сам себя наградил орденом Победы. Эта редкая советская награда, учреждённая в 1943 году, присваивалась полководцам, которые провели крупнейшие военные операции Второй Мировой войны. Но Леонид Ильич во время неё был лишь политруком в звании полковника, и не выиграл ни больших, ни малых сражений. Под давлением ветеранов войны, Горбачев в 1985 году лишил уже умершего Брежнева этого ордена.

Тщеславие Брежнева было во время его правления весьма серьёзной проблемой. Например, когда секретарь московского горкома партии Николай Егорычев отказался петь ему дифирамбы, он был отставлен с поста, почти изгнан из политики и получил лишь низкую должность посла. Главной страстью Брежнева было вождение иностранных автомобилей, подаренных ему лидерами разных стран мира. Обычно он гонял на них между своей дачей и Кремлём, нередко вопиющим образом пренебрегая безопасностью других водителей и пешеходов.



Случайные статьи

Вверх