Сущность и специфика философского познания. Природа философского познания. Структура современного философского знания

2. Социально-антропологические корни философского сознания. Природа философского знания

Выше мы отметили, что философия решает три блока вопросов. Первый, который мы вкратце определили как «что есть бытие?», рассматривает специальная философская дисциплина или раздел философии – все зависит от понимания структуры философии – онтология . Чтобы ответить на данный вопрос, философия обращается за помощью к науке, но и не только к науке. Поскольку человек тоже есть часть бытия, находится внутри его, а не во вне, то бытие становится человеческим бытием, наполняется смыслом, духовностью. Поэтому философия не в состоянии решить первый блок вопросов, опираясь исключительно на науку.

Второй, связанный с проблемой субъекта, имеет прямое отношение к проблеме человека. Весь комплекс вопросов, относящийся к сущности человека, решает философская антропология . Поскольку философию интересует человек, прежде всего как духовно-нравственное существо, она учитывает опыт всех социально-гуманитарных наук и ценностных форм общественного сознания.

Третий блок вопросов касается отношения человека к миру. Из многообразных связей и отношений человека с миром в истории философии всегда выделялось в первую очередь познавательное, исследуемое гносеологией . И это понятно: человек есть существо разумное, мыслящее. Однако живой человек как часть бытия, связанный с миром онтологически, не может свои отношения с миром исчерпать лишь познанием последнего. Его связи богаче, разнообразнее.

Означает ли все сказанное, что существует несколько философских дисциплин, каждая из которых исследует свой круг вопросов, но нет единой философии. Существует ли внутри перечисленных проблем вопрос, который выполнял бы роль системообразующего фактора, объединяющего различные философские дисциплины в единую философию, по отношению к которой все они становились бы ее сторонами, аспектами.

Из огромного комплекса философских вопросов мы выделили бы в качестве такового вопрос об отношении субъекта к объекту , за которым стоит еще более фундаментальный и конкретный – отношение человека к миру.

Впервые классическую формулировку данного вопроса философии дал Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», хотя в той или иной форме этот вопрос ставили до него и другие философы. Приведем энгельсовскую формулировку основного вопроса философии: «Великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию…». «Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе…» . Учитывая, что нет ни чистого сознания, ни чистого мышления как самостоятельных сущностей, а есть человек мыслящий, сознающий, так же как нет бытия вообще, а существует конкретно-исторический мир, представляющий бытие человека, мы можем переформулировать основной вопрос философии в вопрос об отношении человека к своему миру. И в этом виде он становится основным мировоззренческим вопросом.

Основной вопрос философии, с нашей точки зрения, таковым является не потому, что он делит всех философов на два главных направления – материалистов и идеалистов, не потому, что он якобы предопределяет решение других философских вопросов. И, конечно, не потому, что он исчерпывает предмет философии. Он является основным прежде всего потому, что обусловливает и раскрывает природу философского знания . Поясним наше понимание связи между основным вопросом философии и характером, природой философского знания. Первое, на что мы обратили бы внимание, это исследование философией субъективно-объективных отношений, благодаря анализу которых философия формирует целостную картину мира. Сам предмет философского анализа нуждается в синтетическом знании. Не объект и субъект как таковые , в своей самости и автономности, а их отношение – вот что в первую очередь изучает философия и что делает философское знание объектно-субъектным, научным и ценностным одновременно.

Другой момент, возможно, самый принципиальный и определяющий, связан с объяснением природы самого основного вопроса философии: где его корни, откуда он появляется, из какой человеческой потребности рождается. Ответим сразу: источник основного вопроса философии заключен в дуалистичности человека, в его природе. Мы не можем согласится с В. Межуевым, заявляющим, что «не нужно выводить потребность в философии из какой-то антропологии человека. Нет там этой потребности» . Конечно, непосредственно из природы человека философию не выведешь. Но вопрос-то в другом: где заключен источник удвоения мира, откуда появляется сама проблема отношения мышления к бытию, человека к миру? Почему человек относится к миру, а не просто пребывает в нем?

Человек как разумное, мыслящее существо не может не видеть своего отличия от внешнего мира, не может не отличать своего «Я» от внешнего, иного «Не–Я», прежде всего от природы. И в этом различении, вытекающем из удвоения человеком себя сначала в сознании, а потом и в реальности, уже заключено отношение: человек ставит себя в отношение к окружающему, не сливаясь с последним. В этом и заключается жизненное основание великого вопроса философии: в дуалистичности, дихотомичности природы человека. И, наоборот, как замечает Маркс, «животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение» . Проблема отношения мышления к бытию, человека к миру возникает в повседневной чувственно-предметной деятельности, в практической жизни человека. Философский характер она принимает тогда, когда становится предметом специального рассмотрения античными мыслителями.

Энгельс не случайно назвал этот вопрос основным вопросом всей философии, то есть философии как таковой. Его может не решать тот или иной философ, но философия в целом не может обойтись без решения данного вопроса, поскольку она должна хотя бы для самой себя уяснить свою собственную сущность. К сожалению, в учебной литературе основной вопрос ставится абстрактно, декларативно, а подчас и с идеологическим подтекстом, без выявления его генетических корней, многообразия форм. Но самое существенное в другом: иногда полагают, что именно основной вопрос философии определяет предмет философии и сохраняет ее преемственность. В то время как он важен для решения проблемы природы самого философского знания.

Основной вопрос философии, сформулированный как вопрос об отношении человека к миру, приобретает конкретный характер, становится содержательным, богатым по смыслу.

Прав был Фейербах, писавший:«Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек» .

На протяжении истории философии изменялись представления о бытии: бытие как природа; бытие как чувственно-предметный мир; бытие как вторая реальность, очеловеченный мир. Менялись и представления о мышлении: мышление как сознание; мышление как сознательная деятельность; мышление как человеческая субъективность; мышление как духовный мир человека. Вследствие этого изменялись и формы их взаимоотношения.

По мнению В. Шинкарука, история философии выявила следующие формы основного вопроса философии:

I. природа àчеловек àмышление àприрода;

II. природаàчеловекàмышление àобщественная жизнь;

III. мышление àпредметная деятельностьàприрода;

IV. мышление àпредметная деятельность àпредметный мир;

V. предметная деятельность àчеловекàпредметный мир очело­ве­ченой природыàмышлениеàприрода .

Каждая из этих форм основного вопроса философии соответствует определенному большому периоду в истории философии и связана с тем или иным доминирующим философским течением. Так, IV форму основного вопроса философии В. Шинкарук связывает с философией Гегеля, а V – с именем Маркса.

Для Гегеля исходным является мышление (Разум), оно предшествует предметной деятельности, которая является реализацией замысла Разума, Идеи. Результатом деятельности оказывается одухотворенный предметный мир.

В марксистской философии исходным началом выступает практика как предметная деятельность, в которой сливаются идеальное и материальное, бытие и мышление. Чувственно-предметная деятельность не вынуждает субъекта выбирать между бытием и мышлением: что первично. Тем самым практика, будучи исходной в реальной жизни и в познании, оставляет открытым вопрос о бытии, «начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения» .

Итак, природа, особенности философского знания обусловливаются основным вопросом философии, решение которого придает этому знанию целостный характер, так как в нем раскрывается субъектно-объектное отношение: это знание о субъекте, его отношении к миру, самом мире. Таким образом, философское знание является регулятивно-ориентационным, личностно-ценным, мировоззренческим.

Мы объяснили специфику философского знания через основной вопрос философии, а последний вывели путем анализа антропологической сущности человека. По существу, антропологический подход к основному вопросу философии позволяет рассмотреть его в качестве системообразующего принципа, превращающего философию из суммы философских дисциплин в единую систему знания об отношении человека к миру. Тем самым мы сделали еще один шаг, приближающий к ответу на вопрос, что такое философия.

  • 7. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.
  • 8.Софисты. Этический рационализм Сократа.
  • 9.Философия Платона.
  • 10.Философия Аристотеля.
  • 11.Эллинистический этап античной философии (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).
  • 12.Особенности, этапы развития и основные проблемы философии Средневековья.
  • 13.Философия Августина Блаженного.
  • 14.Философия Фомы Аквинского.
  • 15.Характерные черты и основные направления философии эпохи Возрождения.
  • 16.Новоевропейская философия: учения ф. Бэкона и р. Декарта.
  • 17.Философская мысль эпохи Просвещения: механистический материализм и атеизм.
  • 18.Философия и. Канта.
  • 19.Философия г.В.Ф. Гегеля.
  • 20.Антропологический материализм и атеизм л. Фейербаха.
  • 21.Основные положения философии марксизма.
  • 22.Становление иррационалистической философии: а. Шопенгауэр и ф. Ницше.
  • 23.Философия позитивизма и ее эволюция.
  • 24.Философия экзистенциализма и ее разновидности (м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр и др.).
  • 25.Философия постмодернизма.
  • 26.Становление российской философии: г.Сковорода, м.В. Ломоносов, а.Н. Радищев.
  • 27.Антропологическая и религиозная направленность философских учений ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
  • 28.Философия в.С. Соловьева.
  • 29.Обоснование национальной идеи и будущего общества в российской философской мысли хх в. (с. Л. Франк, н. А. Бердяев).
  • 30.Философия русского космизма. Основные проблемы космоантропоцентризма (н. Федоров, к. Циолковский, в. Вернадский).
  • 31.Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия
  • 32.Категория материи в онтологии. Развитие представлений о материи; современная научная и философская картина мира.
  • 33.Сущность движения, пространства и времени как характеристик бытия; их качественная специфика и взаимосвязь.
  • 34.Диалектика – философское учение о развитии и универсальных связях бытия. Исторические формы диалектики и ее альтернативы.
  • 35.Сознание: происхождение, сущность, структура. Сознание, деятельность, мышление и язык.
  • 36.Гносеология как философская теория познания.
  • 37.Познание как процесс и деятельность. Проблема субъекта и объекта познания.
  • 38.Структура и закономерности процесса познания. Объяснение и понимание.
  • 39.Познание и творчество. Рациональная и нерациональная стороны познания.
  • 40.Теория познания о достижении истины. Современная концепция истины и ее альтернативы.
  • 41.Научное познание, его сущность и специфика. Динамика научного знания.
  • 42.Философия техники.
  • 43.Основные уровни научного исследования.
  • 44.Философский анализ общества как особого типа реальности: история и современность.
  • 45.Философия истории: специфика формационного и цивилизационного подходов к всемирной истории.
  • 46.Субъекты и движущие силы социального развития.
  • 47.Культура и цивилизация: проблемы соотношения.
  • 48.Материально-производственная сфера общественной жизни.
  • 49.Социальная сфера общественной жизни.
  • 50.Политическая сфера общественной жизни.
  • Политическая сфера
  • 51.Духовная сфера общественной жизни.
  • 52.Общественное сознание как философская проблема.
  • 53.Философская антропология как комплексное учение о человеке.
  • 54.Проблема сущности человека в истории философии.
  • 55.Антропо-, социо- и культурогенез о важнейших факторах становления и развития человека.
  • 56.Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  • 57.Ценности человеческого существования. Свобода и ответственность личности. Смысл жизни.
  • 58.Философские проблемы эстетики.
  • 59.Глобальные проблемы современности, их социально-философский анализ.
  • 60.Философия постиндустриального общества.
  • 1.Предмет философии. Специфика философского знания, его разделы и генезис.

    Философия – учение об основных принципах и законах бытия. Объект – система мир-человек. Предмет – закономерности бытия, наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком.

    Философия появилась в 7-5 веках до н.э. как особая область духовной деятельности. Сам термин философос ввел впервые Пифагор(6 веке). Разъяснение содержания и смысла философии принадлежит Платону («софия»-мудрость, «филео»-любить). В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни).

    можно определить предмет философии так ‑ «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».

    Специфика философского знания:

    1. Философия отвечает на вопрос «почему?», а наука на вопрос «как?».

    2. Философия-это знание всеобщего, поскольку каждая наука изучает лишь фрагмент реальности.

    3. Философии присуще «диалоговое» мышление, поскольку не отражается значимость самых разных философских шквал течений и направлений.

    Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. В свою очередь философия играет важную роль в развитии научных знаний:

    Философия разрабатывает систему общих универсальных категорий (причина, следствие, сущность, явление, содержание и т. д.). Каждая наука использует эти категории;

    Философия выступает методологией науки;

    Философия вносит существенный вклад в разработку научной картины мира;

    Философия оказывает на науку и ценностно-этическое воздействие, развивая понимание ответственности ученых, меняя их менталитет

    Генезис философии (развитие):

    1. Философия Др.мира(античная, индийская, китайская)-7 в. до н.э.-3 в. н.э.

    2. Философия Средневековья- 4-14 в.(арабомусульманская, европейская).

    3. Философия Возрождения - 14-16 в.

    4. Философия Нового времени- 17 в.

    5. Философия Просвещения-18 в.

    6. Немецкая классическая философия- кон 19 в,-перв четв 20 в.

    7. Постоклассическая западно-европейская философия - 19-20 в.

    Отдельно : отечественная философия.

    2. Мировоззрение, его типы и структура. Философия как ядро мировоззрения. Функции философии.

    Структура философского знания

    1)онтология - учение о бытии;

    2)гносеология -учение о познании;

    3)логика -учение о законах и формах мышления;

    4)социальная философия- учение об обществе;

    5)натурфилософия- философское естествознание;

    6)философская антропология - учение о человеке;

    7)этика - философское учение о морали и нравственности;

    8)эстетика- философское учение о прекрасном и безобразном;

    9)аксиология - философское учение о ценностях человеческого существования;

    10)история философии - (генезис-развитие)

    Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. В широком смысле – это все взгляды, в узком – самые важные из числа наиболее общих.

    Мировоззрение- это исторически развивающийся вместе с человеком и человечеством.

    Можно представить в виде пирамиды, в основании которого лежит знание, а на верху находится идеал.

    Мировоззрение включает в себя: знания, убеждения, ценности, идеалы, веру, сомнения, любовь и т.д.

    Известно 2 уровня мировоззрения:

    Обыденный(семья) и

    Теоретический(книги) уровень.

    Ф. является теоретическим ядром мировоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

    В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.

    Функции философии:

    Мировоззренческая функция -функция изменяет взгляд на мир.

    Гносеологическая (познавательная) одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Методологическая - разрабатывает методы познания мира.

    Аксиологическая- помогает формировать систему ценностей.

    Прогностическая - выработка путей развития мира.

    Критическая - сомнение во всем.

    Гуманистическая -поиски ответов на смысл жизни (делает человека человеком).

    Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое.

    Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам и идеалам нравственности.

    Логика и философия

    Основные типы мировоззрения: Миф это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания которая характеризуется символическим фантастическо-образным целостным представлением о природе обществе и человеке.

    Тема 1: Специфика и сущность философского знания.

    План темы:

    1. Мировоззрение. Основные типы мировоззрения: миф, религия, философия.

    2. Осевое время – время возникновение философии. Карл Ясперс.

    3. Философия и наука.

    4. Предмет философии.

    5. Структура философского знания.

    6. Функции философии.

    7. Основной вопрос философии. Фридрих Энгельс.

    У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения.

    Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

    Два уровня мировоззрения:

    1. Жизненно-практический – навыки, обычаи, традиции, опыт

    2. Теоретический – наука и философия

    Основные типы мировоззрения:

    Миф – это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке.

    Основные вопросы, на которые миф пытается дать ответ:

    1. происхождение Вселенной, земли и человека;

    2. объяснение природных явлений;

    3. жизнь, судьба, деятельность и смерть человека;

    4. взаимоотношение человека и богов;

    5. вопросы чести, долга, нравственности.

    Миф возник как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека.

    Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

    С мифом и мифологией тесно связана религия. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви.

    Религия – это основанное на вере в сверхъестественное мировоззрение, включающее в себя систему догм, чувств, направленных на иллюзорные предметы, и обрядовых действий, реализующих определенные духовные потребности человека.

    Функции религии:

    1. мировоззренческая

    2. объединительная

    3. культурологическая

    4. нравственно-воспитательная.

    Анализируя эпоху зарождения философии и науки, Карл Ясперс ввел понятие осевого времени , подразумевая под этим эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению окружающего мира и места человека в нем. Осевое время (800 – 200 гг. до н.э.) – поворотная точка в мировой истории, когда одновременно в Китае, Индии и на Западе жили и творили Конфуций и Лао-цзы (Китай), в Индии возникли Упанишады. Жил Будда. В Иране проповедовал Заратустра, в Палестине – Илия, Исайя, Иеремия. В Греции – это время Гомера, Парменида. Гераклита, Платона. Аристотеля, Софокла, Фукидида, Архимеда. “Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, - заключает Ясперс, - сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели”.

    Философия является особой формой общественного сознания, от мифологии и религии философия отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

    Термин “философия” впервые ввел в обиход Пифагор (6 в. до н.э.), понимая под ним “любовь к мудрости”. Философия – “любомудрие”, философ – “любомудр”. Мудрец же по его мнению лишь Бог, человек может лишь стремиться к мудрости. Затем Платон стал интерпретировать его как любовь к “мудрости-истине”.

    Философия – это специфическая форма духовной культуры, связанная с постижением умозрением сущности мира и человека, его места в этом мире, отношения к миру и смысла жизни.

    Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического:

    1. рационально – основано на знании, а не на вере или вымысле;

    2. рефлексивно – обращает мысль на саму себя;

    3. логично – имеет внутреннее единство и систему;

    4. опирается на четкие понятия и категории.

    Философия тесным образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в которой переплетаются рациональное и эмоциональное, жизненно-практический опыт и научное знание, рассудок и предрассудки, мифология и религия. Философия же, выделяя всеобщее и необходимое, присущее миру как целому., проникает в его глубинное начало, ставит вечные вопросы бытия.

    Философия и наука:

    1. Философия-мудрость – стремление человека к поиску смысла жизни, часто интуитивным путем, бессистемна (Сократ, Платон, Паскаль, Монтень, Ницше, Хомяков, Чаадаев, Бердяев, Соловьев, Толстой, Достоевский). Философствование.

    Ницше – философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективный мир.

    2. Философия-наука – рациональность, объективность, системность, методичность (Аристотель, Декарт, Бэкон, Кант, Гегель).

    Предмет философии:

    1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще (“преднаука”). Предмет нерасчлененной науки – вся действительность. Философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

    2) Традиционное – связано с именем Аристотеля, который трактует философию как науку наук. Философия – это учение о всеобщем, безраздельно господствующая и руководящая наука.

    Иммануил Кант (18 век):

    Философия должна ответить на 4 вопроса:

    Что я могу знать? Что я должен делать?

    На что я могу надеяться? Что такое человек?

    Гегель (19 в.): Философия – “царица наук”, которая одна имеет право на истину в последней инстанции.

    Томас Манн (20 век) – “Доктор Фаустус”:

    “Философия – царица наук. Среди них она занимает приблизительно такое же место, как орган среди музыкальных инструментов, она их обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет результат исследования во всех областях науки, тем самым создавая картину мира, всеобъемлющий и основополагающий синтез, определяющий смысл жизни и место человека в космосе”.

    3) Современное – складывалось по мере накопления специальных знаний, выработки конкретных приемов исследований и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Происходит обособление отдельных наук: астрономии, физики, медицины, математики, химии и т.д.

    Сегодня: существует символическое древо познания, ствол которого – философия, а кроны частные науки.

    Структура философского знания:

    Онтология – учение о бытии и его сущности; Гносеология – учение о познании.

    Социальная философия – учение об обществе.

    История философии – зарождение, становление и развитие философской мысли.

    Логика – учение о мышлении, его законах и формах; Этика – учение о морали; Эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве.

    Философская антропология – учение о человеке.

    Аксиология – учение о ценностях.

    Прикладная философия (культуры, религии, науки, образования, истории и т.д.).

    Определенный круг проблем философии связан с ее функциями, главными из которых являются:

    Функции философии:

    Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

    1. Мировоззренческая – способствует осмыслению человеком своей собственной жизни, осознанию своего места в природе и обществе, выбору нравственных ориентиров. Помогает человеку стать человеком.

    Центральная мировоззренческая проблема - вопрос об отношении человека к миру , к бытию или сознания к материи, духа к природе, психического к физическому, идеального к материальному. Этот вопрос был четко сформулирован в работе Ф.Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической философии” (1886) и назван основным вопросом философии.

    В зависимости от решения основного вопроса философии – что является первичным, определяющим – материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? – философы делятся на материалистов (“линия Демокрита”), признающих первичным материю, существующих вне и независимо от сознания, а сознание производным от материи (Эпикур, Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин) и идеалистов (“линия Платона”) , считающих, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее.

    Различают две разновидности идеализма: объективный идеализм признает основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало, мировой дух, внечеловеческий разум, мировою волю (Платон, Лейбниц, Гегель) и субъективный, который считает первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли).

    Не всякое философское учение можно отнести к материализму или к идеализму. Существуют дуалистические философские системы или дуализм (лат. duo – два). Дуализм признает материальное и духовное двумя независимыми началами (Декарт).

    2. Познавательная (гносеологическая) – тесно связана с основным вопросом философии, составляет его вторую сторону.

    Позваниваем ли мир – в состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о нем составлять верное отражение действительности?

    Большинство философов считают, что человек в состоянии раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее верную картину мира. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

    В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Эмпиризм – источник знания – опыт, основанный на чувственном познании. Рационализм – источник знания – разум, абстрактное мышление.

    Существуют течения, представители которых отстаивают идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, неспособности человеческого разума постичь суть бытия.

    Иррационализм – рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция, откровение.

    Скептики – познание мира ограничено возможностями человека, агностики – суть вещей человек познать не в силах.

    Отношение “мир-человек” теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта.

    Проблема истина и ее критериев.

    3. Методологическая – выработка основных способов познания окружающей действительности и человека.

    Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, софистика, эклектика, феноменология, герменевтика.

    Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. Первый из этих взглядов получил название метафизического, а второй диалектического.

    Метафизика – способ мышления противоположный диалектическому:

    1) истина понимается как нечто конечное, застывшее, а не как процесс

    2) все стороны познаваемого мира абсолютны

    3) признается развитие, но не саморазвитие; признаются изменения предметов, процессов количественно, но не качественно

    4) все объекты рассматриваются вне связи друг другом.

    4. Аксиологическая (в переводе с греч. axios - ценный) – обосновывает ценностные нормы и идеалы, способствует формированию у человека представлений об оценках и нормах бытия, разрабатывает нравственных понятия Истины, Добра и Красоты.

    5. Социальная – философия анализирует общественное развитие, выявляет его общие и специфические закономерности.

    6. Критическая – философия формирует способность подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, не принимать на веру, а искать рациональные доказательства.

    7. Прогностическа я – на основе имеющихся философских знаний об окружающем мире попытаться спрогнозировать тенденции развития человека природы и общества

    Литература:

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Изд.3-е. – М., 2001.

    Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия; Канке В.А. Философия. М., 1997.

    Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб., 2001.

    Миголатьев Л.А. Философия. М., 2001; Пивоев В.М. История философии. – СПб., 2002; Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. – М., 2002.

    Солопов Е.Ф. Философия: Учебное пособие. М., 2003.

    Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М., 2004.

    Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск, 1994.

    Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М., 2000-2001.

    Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1972.

    Хрестоматия по истории философии. В 3-х ч. – М., 1997-2001.


    А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

    28469. Предприятие в условиях рыночной экономики, основные при 69.5 KB
    Предприятие в условиях рыночной экономики основные признаки определяющие предприятие характеристика отдельных типов предприятий туристской индустрии. При характеристике рынка туризма необходимо учитывать что основным предметом куплипродажи являются услуги. Принятие самостоятельных решений связанных со стратегией тактикой созданием структур управления предприятием. Можно выделить следующие предприятия в туриндустрии: 1.
    28470. 73.5 KB
    Гостиницы объединяются с целью ускорения процесса бронирования и сокращения общих расходов. Подтверждение и аннуляция бронирования: письмо подтверждающее бронирование номера содержит намерения обеих сторон предоставить или воспользоваться услугами гостиницы. Эти № заносятся в информационную систему гостиницы во избежание несоответствий связанных с бронированием или отмены бронирования. В некоторых гостиницах форму №1Г заполняют сами администраторы на основании паспорта дополнительный сервис гостиницы.
    28471. Метод найменшої вартості побудови початкового опорного плану 17.79 KB
    Для даної задачі такою є клітинка А2В2 в яку записується найменше з чисел 220 230. У звуженому полі клітинок вибирається найменша вартість в клітинці А2В1 в яку записується min 10 150 =10. В цю клітинку записується min 280300=280 проставляється прочерк в А3В3 і біля запасів А1 записується залишок в 20 од. Далі заповнюється клітинка А1B4 з найменшою вартістю числом min 20 200=20 виставляються прочерки в клітинках А1В1 А1В2 і записується залишок потреб В4 в розмірі 180 од.
    28472. Метод потенціалів побудови оптимального плану 20.81 KB
    Метод потенціалів побудови оптимального плану Побудова системи потенціалів. Сформулюємо критерій оптимальності Канторовича опорного плану ТЗ:Опорний планоптимальний тоді і тільки тоді коли для цього плану існує система чиселпотенціалів u1u2.Іншими словами для оптимальності опорного плану необхідно і достатнє існування такої системи потенціалів що для заповнених клітинок виконується система рівнянь а для вільних клітинок виконується система нерівностей де К1 К2 множини пар індексів і та j які визначають...
    28473. Матриці та дії над ними 25.77 KB
    Матрицею або m × nматрицею називається прямокутна таблиця m × n чисел розташованих вт рядках і n стовпцях: де а.Матриця називається прямокутною якщо m ≠ n і квадратною якщо m = n. В останньому випадку число n називається її порядком.Нульовою нульматрицею називається матриця О псі елемент якої нулі.
    28474. Визначники та їх властивості 23.28 KB
    Введемо в розгляд нове поняття визначник квадратної матриці порядка n .Для цього попередньо покажемо як шукаються визначники І 3 порядків тобто визначники квадратних матриць 1 3 порядків.Визначник першого порядку це сам елемент аll:Визначником другого порядку називається число В 1 добуток елементів основної діагоналі береться із знаком а побічної діагоналі із знаком.Обчислення визначників порядку n ≥ 4 можна звести як покажемо нижче до знаходження визначників...
    28475. Обернена матриця 17.08 KB
    Оберненою до даної квадратної матриці А називається така матриця А1 що А1А =АА11=Е. Для кожної невиродженої квадратної матриці існує єдина обернена. Можна довести що А1 = А 1 де А приєднана до А матриця тобто матриця того ж порядку елементами якої є алгебраїчні доповнення відповідних елементів матриці А" транспонованої до А. Визначник дає інформацію про виродженість чи невиродженість тільки квадратної матриці.
    28477. Предмет математичного програмування 11.64 KB
    Для будьякої технікоекономічної задачі кожного рівня наприклад керування роботою підприємства характерними є багатоваріантність вибору тих чи інших рішень а також наявність того чи іншого критерію доцільності прийняття чи відкидання рішень наприклад мінімізація собівартості максимізація прибутку то що. При розв"язуванні будьякої задачі економічного змісту із застосуванням методів математичного програмування необхідно: 1 побудувати математичну модель задачі і проаналізувати її адекватність економічній задачі; 2 з допомогою...

    Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – люблю, друг и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. У древних греков солво любовь, по отношению к мудрости обозначало «стремление к знанию, жажду знаний». Первым, кто употребил слово «философ», был Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) Он полагал, что смысл философии – в поиске истины . Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 – ок. 460 до н. э.)

    Однако, совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes - мастер, художник). Главная задача философ а , считали они, - научить своих учеников мудрости . Однако, мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.

    Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

    Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427- 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. Это под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

    По мнению Аристотеля (384-322 до н. э.), задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия . При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

    Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие - в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т. д. Все это свидетельствует, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и, тем самым, она плюралистична (лат. pluralis - множественный). Однако, сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

    Что же она исследует, что является ее предметом?

    1. Исследование наиболее общих вопросов бытия . При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтология (от греч. ontos - сущее и logos - учение). Анализируя сущее, первоначало в философии оформилось три основных течения: монизм, дуализм, плюрализм.

    Монизм (гр. monos –один единственный) – философское течение, в котором утверждается, что мир имеет одно начало. Таким началом может выступать материальная или духовная субстанция. Следовательно, монизм может быть двух видов:

    а) материалистический (материализм);

    б) идеалистический (идеализм).

    Материализм – философское течение, в котором утверждается, что в основе мироздания находится материя, а дух – производное от нее.

    Идеализм – философское течение, в котором утверждается первичность идеального, духовного, а материальное обусловлено духовным.

    Дуализм (лат. dualis - двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материи и духа, независимость их друг от друга.

    Плюрализм (лат. pluralis - множественный) – философское течение, в котором утверждается несколько или множество начал мироздания, бытия (земля, вода, воздух, огонь и т. д.).

    2. Анализ наиболее общих вопросов познания . Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. Философское учение о познании получило название гносеология (от греч. gnosis - знание, познание и logos - учение).

    3. Исследование наиболее общих и существенных вопросов бытия человека. Этот вопрос также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является «действующим лицом» социальной истории. Для многих философских направлений человек является исходным и конечным пунктом философствования. Философия человека называется философская антропология.

    4. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества . Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальная философия.

    Таким образом, философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

    ЛЕКЦИЯ 1.1. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ.

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: ЛЕКЦИЯ 1.1. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ.
    Рубрика (тематическая категория) Философия

    РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ.

    Цель данной лекции - ознакомить слушателœей с природой философского знания, раскрыть основное поле философской деятельности, обозначить предмет философии, выделить основные вопросы философии. Предполагается, что ряд философских категорий, предварительно изученных во ʼʼВведенииʼʼ, будет затем повторно рассмотрен на конкретном историко-философском материале последующих лекционных тем. Спецификой данной темы является рассмотрение базовых философских понятий, используемых как способ войти в собственно философскую проблематику, поставить вопросы, связанные с онтологией и теорией познания, раскрыть философскую сущность мировоззрения. Немаловажным вопросом является раскрытие проблемы метода философского познания, сформулированного в данной лекции с точки зрения проблемного подхода. Важным аспектом данной лекции является раскрытие функции философии, представленных в комплексе общественно-исторической жизни людей, устанавливается связь философии с наукой.

    Философия самая древняя область знания. Она возникла в I тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено. В первую очередь, накоплением знаний. Во-вторых, неудовлетворенностью господствующими в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире.

    Философия (с греч. ʼʼфилоʼʼ-люблю, ʼʼсофияʼʼ- мудрость)- "любомудрие". Существуют несколько конкретных определœений понятию ʼʼфилософияʼʼ:

    Философия- это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры, определœенной эпохи, то есть ее квинтэссенции (сгусток, результат) .

    Философия- это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении человека к миру.

    Философия-наука, об общих законах развития природы, общества и мышления.

    Как наука философия собирает, обобщает и анализирует информацию с целью получения новой. Эти знания концентрируются в понятиях философских категориях, общих принципов и законах образующих целостную систему.

    Философия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем. Она исследует познавательные, целостные, социально – политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру.

    Итак, предметом философии является отношения человека к миру.

    Можно выделить следующие моменты, свойственные философскому знанию вообще.

    1.Исследование наиболее общих вопросов бытия. Этим занимается онтология (от греч. ontos – бытие, сущее, logos – учение).

    2. Анализ наиболее общих вопросов познания, который осуществляет гносœеология, теория познания (от греч. gnosis – знание, logos- учение).

    3.Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека, производимое философской антропологией.

    4.Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества, осуществляемое социальной философией.

    5.Учение о ценностях, признанных обществом, - аксиология.

    Исходя из вышесказанного, можно дать самое общее определœение.

    Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

    Основной вопрос философии - вопрос о соотношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи, души к телу, человека к миру. Это вопрос о том – создан ли мир богом или он существует вечно, это вопрос о том, как соотносится между собой природа и наши знания о ней. От решения основного вопроса философии зависит способ решения всœех других философских проблем.

    Основные вопросы философии:

    1.ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ (учение о бытии, как таковом) – вопрос о соотношении материи и сознания.

    Решение: 1.Материализм: материя – первична, сознание - вторично (Демокрит ʼʼЛиния Демокритаʼʼ). Сознание отражает материю, есть результат материализма.

    Исторические формы материализма:

    · наивный материализм (древний)- Эпикур, Демокрит.

    · метафизический материализм (17 -18 вв.) – Гоббс, Бэкон.

    · материализм русских революционных демократов – особенность в попытке соединить материализм и диалектику – Герцен, Чернышевский.

    · марксистский материализм.

    2.Идеализм: сознание - первично, материя - вторична. (Платон, Гегель; ʼʼЛиния Платонаʼʼ).

    Формы идеализма:

    · Объективный идеализм (идея независима от чел. сознания) – Платон ʼʼМир идей предшествует миру вещейʼʼ.

    · Субъективный идеализм (представления о мире полностью зависят от субъекта) –Юнг ʼʼВещь есть комплекс человеческих ощущенийʼʼ.

    Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, несомненная реальностью признает только мысли субъективные, всœе остальное существует лишь в сознании человека. (Солипсизм: без субъекта нет объекта).

    Материализм и идеализм – монистическое течение (признает единственную основу – материя, дух, душа и т.п.).

    Дуализм (Рене Декарт): материя и сознание существуют параллельно, независимо друг от друга.

    Соединœение отдельных положений материализма и идеализма, называют эклектика.

    2.ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ (гносœеология- теория познания) – вопрос о том познаваем ли мир.

    Решение: ДА, познаваем - (материалисты, часть объективных и субъективных идеалистов):

    Субъективный идеализм: познавать мир, значит познать комплекс человеческих ощущений.

    Объективный идеализм: познавать мир, значит познать абсолютную идею.

    Решение: НЕТ, непознаваем - (агностицизм (Юнг, Кант)

    Скептицизм – философское направление, представители которого не настаивают на непознаваемости мира, но выражают сомнения в достоверности наших знаний.

    Философия как исторический тип мировоззрения является самым высшим из всœех, поскольку она способна вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

    1.Мировозрение - ϶ᴛᴏ система наиболее общих теоретических взглядов и представлений человека о мире, и осознание им своего места в данном мире. Основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы определяют жизненную позицию в жизни. Мировоззрение есть у каждого человека, но его уровень, содержания и формы у различных людей не одинаковы. Это зависит, как от объективных факторов, под влиянием которых формируется личность, так и от субъективных особенностей личности.

    Мировоззрение носит конкретно исторический характер, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения.

    Существенную роль в формировании человека играет принадлежность человека к какой-либо социальной группе.

    Вместе с тем, в обществе формируются общие человеческие ценности, то есть едины для всœех идеи гуманизма, нравственные ценности, эстетические и другие критерии.

    Структура мировоззрения:

    Два КОМПОНЕНТА: чувства и знания (в выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный).

    Две СРЕДЫ: эмоциональная (представлена мироощущением и мировосприятием) и интеллектуальная (представлена миропониманием, опирающиеся на знания)

    Два УРОВНЯ: мироощущение и миропонимание (миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое).

    типологии мировоззрения.

    Два ТИПА: жизненно-повсœедневная (складывается стихийно, в процессе повсœедневной жизнедеятельности) и теоретическая (человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.)

    Формы мировоззрения:

    1.Мифологическое мировоззрение (миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства).

    2.Религиозное мировоззрение (основанное на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей).

    3.Научно-философское мировоззрение.

    От других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится к научной сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат, опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину, а как весь совокупный опыт развития человека.

    1.как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру.

    2.как комплекс принципов познания, как всœеобщий метод познавательной деятельности.

    Т.о. Философия выступает и как всœеобщий метод познания.

    Метод это совокупность приемов и способов, теоретически и практически преобразующие деятельность людей .

    Каждая наука имеет свои методы исследования - ϶ᴛᴏ методы частных наук. Философия не предлагает всœеобщий (универсальный) метод исследования.

    Философские методы исследования реализуются в частных науках. Специфика философского метода определяется характером решения ряда коренных проблем:

    1.Развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии?

    2.Представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов?

    3.Что является источником развития?

    4.Каково направление развития мира от низшего к высшему или это простое повторение?

    Учитывая зависимость отрешения этих вопросов различают 2 метода исследования:

    1.Диалектический метод исследования (Диалектика (с греч.)- это искусство вести беседу).

    Ленин определил диалектику, как науку о всœеобщей связи и развития и об относительности человеческого знания.

    Современное определœение диалектики таково: диалектика- это наука о наиболее общих знаниях развития общества, природы и мышления.

    Основные этапы развития диалектики

    1.Стихийная диалектика древних мыслителœей – Гераклит.

    2.Диалектика материалистов эпохи Возрождения – Джордано Бруно.

    3.Идеалистическая диалектика немецкой классической философии – Гегель.

    4.Диалектика русских революционных демократов 19 в. – Белинский, Чернышевский, Герцен.

    5.Марксистская материалистическая диалектика.

    Основные принципы диалектики:

    1.Все в мире находится в движении, всœему присуще изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений – развитие (изменение не только количественное, но и качественное)

    2.Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было бы абсолютно независимы от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всœегда обнаруживаются.

    1. Метафизический метод исследования (досл. МЕТАФИЗИКА означ. ʼʼнадприродныйʼʼ):

    · Все предметы и явления окружающего мира находятся во взаимной связи, обособленно.

    · Предметы лишены внутренних противоречий, последнее характерно лишь человеческому мышлению.

    · Недооценка источника развития, отрицание его наличия в самом предмете, явления привела к тому, что метафизики усматривает источник развития во внешнем толчке, то есть в боге.

    · Направление движения по кругу, то есть, как простое повторение.

    Каковы же функции философии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей? Прежде всœего, философия выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры . Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как Бытие, Материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина - следствие, случайное-крайне важно е, часть-целое, элемент-структура и др.. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие “универсалии”, всœегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, всœемирной истории.

    Помимо функции экспликации “универсалий” философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всœех его формах. Разработка обобщенных идей и представлений с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. Выполняя эту функцию, философия в идеале как бы стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только интеллектуальные, духовные, жизненно-практические. К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт. По отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого “сита”. Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стараются не “выплеснуть вместе с водой и ребенка”, стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения всœе ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать, мысленно “проигрывать” различные варианты миропонимания (“возможные миры”), как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ полно неожиданностей, никогда не бывает всœецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается, в частности, существованием в истории философии рапных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем.

    Итак, выделяются следующие функции философии:

    1. Формирование научного мировоззрения - ϶ᴛᴏ самая важная и самая трудная задача, она определяет ролью человека в современном обществе. Сегодня от мировоззрения человека зависит воплотит ли он в жизнь гениальные инженерные идеи или превратит данный мир в безжизненную пустыню.

    2.Методологическая функция философии разрабатывает законы, которые являются основой для познания мира.

    3.Гносœеологическая функция (теоритическо – познавательная) философии разрабатывает формы и методы научного познания, с целью его преобразования в соответствия с потребностями человека.

    4.Целостно – ориентационная функция философии восстанавливает иерархию ценностей, способствуют их переоценки в меняющем мире.

    5.Прогностическая функция философии прогнозирует модели будущего развития

    6.Интеграционная функция философии позволяет обобщить всœе формы человеческого опыта

    7.Критическая функция философии призвана разрушать догматическое отношение к миру.

    Т.о. В начальный период своего развития философия была наукой всœех наук, т.к. включала в себя совокупность всœех знаний. С развитием общественной практики начинается разделœение научных знаний и их отмежевание от философии. Астрология, медицина, математика, география и другие становятся самостоятельными науками, но и в этих условиях философия не утратила своей значимости, она осталась тесно связана с другими науками. Обобщая конкретно научные знания, философия строит свою философскую картину мира. С развитием науки происходит изменение и самой философии. Обогащаясь за счёт частно–научного знания философия, в свою очередь, оснащает частные науки всœеобщим методом исследования. Философия влияет на развитие частных наук через человека, путем формирования его мировоззрения.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Что означает греческое слово ʼʼфилософияʼʼ?

    2. Что является основным вопросом философии? Назовите пути решения.

    3. Дайте определœение понятию ʼʼмировоззрениеʼʼ.

    4. В чем специфика философии, как части человеческого мировоззрения?

    5. Что такое метод философского познания? Какие методы существуют?

    6. Перечислите и объясните функции философии.

    Библиографический список:

    1. Введение в философию. 2-е изд. М.,2009

    2. Григорьева Т.П. Дао и логос (Встреча культур). М.,2010. Гл.2.

    3. Двадцать лекций по философии./ Под ред. Н.Я. Лойфмана. Екатеринбург,2001

    4. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. М.,1972

    5. Многообразие жанров философского дискуса: Учебное пособие. / Под ред. В.И.Плотникова. Екатеринбург, 2001

    6. Анахт Д. Определœения философии. // Соч. М., 1975

    7. Бабушкин В.У. О природе философского знания. М., 1978

    8. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993

    9. Васильева Т.В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля. М.,1985

    10. Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997

    Философия- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем.

    Предмет философии - круг вопросов, которые изучает философия.

    Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.

    Мифологическое мировоззрение - форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

    Религиозное мировоззрение - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир.
    Размещено на реф.рф
    Для религиозного мировоззрения характерно чувственное образно-эмоциональное восприятие действительности.

    Философское мировоззрение - отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно(имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

    Философское мышление - это мышление теоретическое и оно близко научному мышлению. Ученые считают, что между философией и богословием существует небольшая разница - философское сознание противопоставлено обыденному сознанию.

    Метод философии - средства, с помощью которых реализуются философские исследования.

    Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления, рассматриваются критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

    Метафизика - метод противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязи), статично (игнорируется факт постоянных изменений), однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознается их единство).

    Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсœегда принятых убеждений, недоказуемых, ʼʼданных свышеʼʼ, и носящих абсолютный характер.
    Размещено на реф.рф
    Данный метод присущ средневековой теологической философии.

    Эклектика - метод, основанный на произвольном соединœении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика использовалась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

    Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинные, суждений. Часто использовалась в Древней Греции и имела целью не получение истины, а получение победы в споре, использовалась как прием в ораторском искусстве.

    Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

    Функции философии - основные направления применения философии через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

    Мировоззренческая - способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

    Методологическая - состоит по сути в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    Мыслительно-теоретическая - состоит по сути в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

    Гносœеологическая - познавательная.

    Критическая - учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания.

    Аксеологическая - состоит в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

    Социальная - пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

    Воспитательно-гуманитарная - состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали.

    Прогностическая - состоит по сути в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

    Общекультурная - эту функцию философия выполняла с момента своего зарождения, философия согласовывает и синтезирует достижения всœех видов человеческого опыта. Сегодня философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

    Практическая - теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым, подтверждая правильность теоретических суждений.

    ЛЕКЦИЯ 1.1. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛЕКЦИЯ 1.1. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ." 2017, 2018.



    Случайные статьи

    Вверх