Техника речи и ее компоненты. Необходимые составляющие речевого звучания. Смотреть что такое "Техника речи" в других словарях

Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатии и доверие.

Красивый, хорошо поставленный голос требуется представителям многих профессий - политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, часто выступает на широкой аудитории.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Техника речи - это "совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат".

При выступлении оратора нужно не забывать о средствах выразительности. Для повышения средств выразительности деловой речи можно использовать следующие средства.

1. Варьирование тональностью выступления. Любой доклад, даже достаточно официальный, не должен быть монотонным, лишенным особенностей подачи различных его структурных частей. В практике выделяют несколько разновидностей тональности выступления. Она может быть: мажорной, минорной, торжественной, упрекающей, предупреждающей, просящей, шутливой, строгой.

Варьирование тональностью выступления зависит от общей тематики и направленности выступления, смыслового акцента, падающего на его различные структурные части.

Тональность выступления обусловлена и составом аудитории (например, возрастным или должностным), ее общим настроем на восприятие речи. Выбор той или иной тональности в процессе выступления служит более яркому раскрытию основной мысли, заложенной оратором в различные части или в выступление в целом.

2. Выделение главных мыслей. Как правило, любое сообщение, произносимое с трибуны, имеет различную смысловую нагрузку, меняющуюся по ходу выступления. Одни части доклада можно рассматривать в качестве его основных тезисов, другие следует отнести к разряду комментариев, пояснений.

Восприятие доклада будет более осознанным, его смысловое воздействие на слушателей станет более глубоким, если по ходу выступления оратор отделяет главные мысли от вспомогательных высказываний и разъяснений. Для этого следует использовать такие речевые элементы, как короткие паузы (не нарушающие, однако, общего хода выступления), менять темп речи, высоту голоса и т.п. Слушатели более естественно воспринимают основные мысли, произносимые в относительно медленном темпе, и вспомогательные суждения (комментарии, разъяснения) -- в несколько ускоренном. Аналогично наиболее важные моменты выступления целесообразно представлять более громким, твердым голосом.

К средствам выразительности деловой речи относятся и некоторые стилистические формы. Среди них можно выделить семь.

1. Постановка в ходе выступления риторических вопросов. Традиционно к риторическим относят вопросы, заранее предполагающие определенный ответ (как правило, да или нет). Нельзя сказать, что риторические вопросы несут глубокую смысловую нагрузку. Их использование в письменной работе, за редкими исключениями, вряд ли оправданно.

Но по ходу устного выступления применение риторических вопросов позволяет наладить необходимый контакт с аудиторией, побуждает слушателей к более активному восприятию речи, вызывает чувство сопричастности с говорящим. Конечно, в данном случае оратору не должно изменять чувство меры, иначе речь превратится в пустопорожнее произнесение общих фраз.

2. Использование форм диалога. Постановку риторических вопросов в определенной степени можно считать формой диалога. Другие варианты этой стилистической формы речи, как и в предыдущем случае, способствуют установлению контакта выступающего с аудиторией, заставляют слушателей (иногда даже неосознанно) включиться в мыслительный процесс, сопровождающий произносимые оратором слова.

Подобный эффект достигается вследствие обращений выступающего к аудитории. Эти обращения, как правило, облекаются в форму нейтральных фраз, позволяющих тем не менее повысить роль слушателей в обеспечении общей благоприятной канвы выступления, поднять их заинтересованность в его восприятии.

Обращения говорящего к аудитории могут быть как общими, т. е. направленными ко всем слушателям одновременно, так и персональными, т.е. обращенными к определенной части аудитории.

Использование форм диалога не должно превращать выступление в дискуссию (если такая цель не ставилась изначально). Поэтому обращения к аудитории должны предполагать лишь мыслительную или краткую словесную реакцию с ее стороны.

3. Призыв к действиям. Сопричастности слушателей с говорящим, их заинтересованности в восприятии слов, произносимых с трибуны, в немалой степени способствует обращенный к аудитории призыв к взаимодействию и сотрудничеству по решению поставленных в речи оратора проблем.

Даже если такие обращения направлены лишь к определенной части слушателей (например, к представителям конкретной организации или какого-либо ее подразделения), они вызывают интерес к сути высказываний и предложений.

  • 4. Включение образных сравнений, поговорок и других форм. Если позволяет время, отведенное на выступление, включение в канву доклада образных сравнений, пословиц, поговорок, метафор и других выразительных форм вполне оправданно. Оно позволяет несколько разрядить напряженную деловую атмосферу (что вполне допустимо), подсознательно сконцентрировать внимание слушателей вокруг тех или иных элементов выступления.
  • 5. Использование примеров. Роль примеров как стилистической формы выразительности речи аналогична воздействию образных сравнений и поговорок. Примеры могут быть представлены в форме конкретных ситуаций, подтверждающих те или иные положения доклада.

Иногда ораторы прибегают к так называемой форме косвенных примеров. Подобными косвенными примерами могут быть фрагменты литературно-художественных произведений, кинофильмов, спектаклей (желательно достаточно известных).

К косвенным примерам можно отнести анекдоты, случаи из жизни известных людей и т.п. Однако излишнее или неумелое применение косвенных примеров (отчасти и непосредственных описаний производственных ситуаций) ведет к нарушению общей структуры выступления, уводит слушателей от четкого восприятия его сути, может способствовать тому, что оратор просто не успеет в отведенное время раскрыть и донести главные положения и мысли.

  • 6. Применение повторов. Для акцентирования внимания слушателей на какой-либо важной мысли, конкретной информации (выраженной, например, в цифровой форме) выступающий может применить такой достаточно распространенный в риторике прием, как повторы. Как способом повышения выразительности речи, повторами также не следует злоупотреблять, а количество повторов одной фразы (или иного элемента речи) не доводить до абсурда.
  • 7. Демонстрация заинтересованности и убежденности. Наверняка каждый из нас может подтвердить, что общее настроение выступающего, его отношение к тому, что он говорит, передается аудитории.

Если докладчику или лектору неинтересен предмет разговора, это сразу же отражается на слушателях, им становится, как правило, тоже неинтересно. Внимание аудитории распыляется, слушатель перестает следить за ходом рассуждений выступающего.

Если оратор не показывает своей убежденности в актуальности темы выступления, в необходимости обязательно решать названные им проблемы, которые он поднимает по ходу доклада, -- равнодушие выступающего начинает чувствовать аудитория и ее контакт с докладчиком нарушается, она перестает эффективно воспринимать предлагаемую ей информацию.

Итак, выступающему не следует забывать, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает дополнительные проблемы во взаимоотношениях с аудиторией, если докладчик просто зачитывает текст.

В то же время устная речь имеет целый ряд преимуществ, выгодно отличающих ее от письменной работы. Эти преимущества надо использовать, чтобы окружающие воспринимали ваше выступление как речь хорошего специалиста и интересного оратора.

Особенности:

Речевое поведение проявляется в процессе общения и имеет следующие характеристики: тембр голоса, манера речи; скорость речи, громкость голоса; произношение слов, артикуляция; окраска звучания голоса, модуляция речи, ритмичное говорение.

Голос, манера речи сильно влияют на общее впечатление, которое производит собеседник в процессе общения. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего состояния и возраста человека, основывающихся только на голосе и манере говорить.

Значительная часть людей размышляет во время беседы над содержанием своих слов больше, чем над способом, каким они произносятся. Речевое поведение является источником нефальсифицированной информации и имеет на практике большое значение для верного понимания мыслей и намерений собеседника.

В интонации речи сочетаются мелодия (модальность), тембр, громкость голоса, темп разговора, паузы, интонационные и смысловые ударения. Фактически все элементы интонации, характеризующие речевое поведение, могут быть объективно измерены.

Скорость речи соответствует господствующему состоянию темперамента. Ее трудно произвольно изменить, в лучшем случае это можно сделать лишь на короткое время. При истинной внутренней включенности в беседу специфический темп речи снова восстановится.

Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера говорить, быстрый темп речи указывают на то, что ваш собеседник -- человек темпераментный, импульсивный, живой, уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи).

В то же время беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жестикулированием, и срывающийся голос свидетельствуют о робости (возможно, только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости.

Спокойная, медленная манера говорить указывает на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника. В то же время замедленная речь может свидетельствовать о бездеятельности, вялости, тупости, робости.

Ускоряющийся темп речи (и жестикуляции) указывает на то, что говорящий весь погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит. Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком недостатка уравновешенности, возбудимости человека.

Большая или малая громкость голоса -- это проявление, по сути, большой или малой изначальной жизненной силы. В то же время, увеличив или уменьшив громкость, собеседник хочет скрыть свое истинное состояние (например, явно громкий голос нередко призван скрыть слабость и неуверенность).

Большая громкость голоса говорит или об истинной силе побуждений, или о кичливости, или недостаточном владении собой (как в припадке гнева). Малая громкость голоса при спокойном течении речи указывает на стремление «не выходить из себя», сдержанность, скромность, такт, ненавязчивость и в то же время на нехватку жизненной силы, слабость человека; при колеблющемся течении речи можно говорить о робости, боязни «выйти за пределы себя», боязливости, неразговорчивости.

Малые изменения в громкости указывают на способность управлять эмоциями (особенно при большой громкости) или же на недостаток живости чувств.

Подчеркивание (акцентирование) указывает на слабую внутреннюю включенность в обсуждаемое дело, недостаток интереса и даже отсутствие душевной живости.

Особенности произношения слов, артикуляции часто создают впечатление твердого, определенного, четкого, уверенного или же неясного, расплывчатого, неуверенного голоса.

Ясное и четкое произношение слов, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц (т.е. отчетливая артикуляция) указывают на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время могут быть отражением недостатка динамики.

Неясное и нечеткое произношение контуров слов (нижняя челюсть не движется совсем или движется мало) указывает на недостаток критического отношения к самому себе, уступчивость, неуверенность, мягкость, вялость воли, любовь к покою, отсутствие установки на собеседника в общении.

Тенденция к усилению неясности произношения может быть проявлением стремления к самозащите, скрытности, упрочению своего положения, неопределенности позиции.

Ясная и легко понятная, но не блещущая четкостью артикуляция характерна для естественно и искренне включенного в общение человека, уравновешенного по натуре.

Важную информацию несет окраска звучания голоса. Особенно большое значение имеют верхние и нижние тона и звучащие гласные. «Металлически» звучащий голос говорит об энергии и твердости. Елейный, жирно-мягкий голос свидетельствует о изображаемой дружественности, при сильном соскальзывании голоса к фальшивому пафосу.

Вокальная речь (сильное подчеркивание звучания гласных) указывает на доминирование темперамента и чувств, добродушие.

Консональная речь (гласные отступают на второй план перед остро акцентированными согласными) указывает на доминирование разума и воли, аналитический склад ума.

Слабая модуляция речи (подъемы и падения высоты тона) действует монотонно, усыпляюще. Монотонный голос всегда подразумевает нечто скрытое, зажатое. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, трезвость, но в то же время может быть индикатором недостатка заинтересованности и живости, отсутствия истинного внутреннего участия, робости, стесненности, страха перед публичными выступлениями.

Сильная модуляция (изменение высоты голоса в широких пределах) указывает на открытость, большую эмоциональную восприимчивость, многообразие интересов, внутреннюю живость, богатые и многообразные душевные переживания, богатство настроений при внутренней свободе. Гораздо реже сильная модуляция может отражать недостаток внутренней дисциплины и внутренних переживаний.

Падение высоты тона к концу предложения при прежней громкости голоса может указывать на слабую волю, мягкость, склонность к депрессии.

Ритмичные колебания мелодии характерны для внешне оживленных, но внутренне уравновешенных людей со значительными способностями к творчеству и развитию.

Неритмичные колебания, т.е. неравномерные, немотивированные повышения и падения тона, указывают на внутреннюю неуравновешенность, отсутствие стабильности в характере.

Ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) отражает богатство чувств, уравновешенность, преимущественно радостное настроение.

Некоторая неравномерность в ритме отражает живой подвижный характер, а также зависимость от эмоций, недостаточный самоконтроль, нерасчетливость, преимущественно негативное или неустойчивое настроение. Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств.

риторика ораторский речь

1. Техника речи

2. Можно ли по отношению юриста к языку судить о его «гражданской ценности»?

3. Тестовое задание

Список использованной литературы

1. Техника речи

Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека, а так же может препятствовать ей. Например, журналист с писклявым тонким голосом или видный политический деятель с резким, гнусавым произношением. Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос.

Почему мы с абсолютным доверием слушаем таких ведущих телепередач, как Евгений Киселев, Владимир Молчанов, Владимир Познер, Александр Масляков? Частично это происходит благодаря мелодичному, спокойному голосу, лишенному раздражающих и отвлекающих внимание нот, произносительной культуре этих людей .

Красивый, хорошо поставленный голос требуется представителям многих профессий - политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, часто выступает на широкой аудитории.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Научиться четко, ясно, красиво говорить можно. Этому поможет техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства. Техника речи - это «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат».

Составными частями техники речи являются:

1) постановка правильного речевого дыхания;

3) работа над дикцией;

4) работа над интонацией;

Техника речи является специфическим разделом риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.

Вести работу над техникой речи нужно начинать в школе. Во-первых, этой теме надо посвятить несколько отдельных уроков в начале курса риторики как в начальной, так и в средней школе. Тематика уроков может быть следующая.

1. Строение речевого аппарата. Механизм образования звуков речи. Упражнения на разминку речевого аппарата (массаж, гимнастика).

2. Речевое дыхание, его отличие от физиологического. Что значит правильно дышать во время речи? Ошибки при дыхании. Упражнения на развитие контролируемого дыхания.

3. Дикция и артикуляция. Формирование стереотипов отчетливого произнесения отдельных звуков и звуковых сочетаний. Выявление и коррекция индивидуальных недочетов. Произнесение и заучивание скороговорок.

5. Качества хорошего голоса: широкий диапазон по высоте и громкости, чистота и ясность тембра, благозвучие, способность к тональным изменениям, полетность, выносливость, суггестивность. Упражнения на развитие качеств хорошего голоса.

6. Интонация устной речи. Компоненты интонации: а) логическое (фразовое) ударение; б) пауза; в) темп; г) основной тон речи; д) мелодика (повышение и понижение голоса); е) ритм.

Упражнения на правильное интонирование фразы в зависимости от коммуникативной установки автора, ситуации общения и содержания высказывания.

7. Типы интонации. Интонация конца предложения, вопроса, восклицания, обращения, перечисления. Упражнения на правильное интонирование фразы в зависимости от характера синтаксической единицы.

8. Выразительность устной речи. Выразительное чтение.

Уроки по технике речи в начальной школе лучше давать рассредоточенно, по годам обучения. Например, в 1 классе можно предложить следующие темы.

1. Где и как рождаются звуки речи? (Строение речевого аппарата. Механизмы образования звуков речи). Упражнения на разминку речевого аппарата.

2. Речевое дыхание. Что значит дышать правильно во время речи? Упражнения на развитие контролируемого дыхания.

3. Дикция. Активная артикуляция звуков как залог хорошей дикции. Упражнения на формирование стереотипов отчетливого произнесения отдельных звуков и звукосочетаний. Выявление и коррекция индивидуальных недочетов. Произнесение и заучивание скороговорок.

4. Особенности устной речи:

Упражнения на изменение громкости, высоты и темпа речи в зависимости от ситуации общения и содержания высказывания. Использование громкости, темпа, высоты голоса в целях речевой выразительности.

Во 2 классе в блоке «Техника речи» вводятся следующие темы:

1. Интонация. Логическое ударение и паузы как интонационные средства оформления устной речи. Использование их в целях речевой выразительности.

2. Интонация. Основной тон речи как компонент интонации. Использование его в целях речевой выразительности.

3. Ритм как компонент интонационного рисунка речи.

4. Ритм стихотворной речи.

5. Коллективная разметка текста для выразительного чтения: расстановка пауз и логических ударений, определение темпа, громкости, основного тона чтения. Выразительное чтение текста после предварительной коллективной подготовки.

В 3 классе после повторения ранее изученных речетехнических сведений вводятся следующие темы.

1. Мелодика речи.

2. Типы интонации. Интонация конца предложения, обращения, перечисления, вопроса, восклицания.

3. Правильность устной речи. Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари.

4. Самостоятельная разметка текста для выразительного чтения: определение сверхзадачи, выбор интонационных средств, способствующих эффективной реализации данной задачи. Выразительное чтение текста.

Место уроков по технике речи в общей системе риторической подготовки учащихся в начальной школе, их планирование приводятся в пособии И.Р. Калмыковой «Программы школьного курса риторики для 1-4 и 5-6 классов. Планирование уроков риторики в начальной школе» .

После сообщения теоретических сведений по технике речи нужно организовать систематическую работу по развитию речетехнических навыков. С этой целью на каждом уроке или через урок нужно проводить особую пятиминутку по технике речи. В методической литературе она называется по-разному:

Орфоэпическая (по аналогии с орфографической),

Фонетическая зарядка (в методике обучения иностранцев русскому языку),

Дыхательная гимнастика (К.С. Станиславский),

Дыхательно-интонационный тренинг.

Каждое из этих названий не охватывает всех компонентов техники речи, поэтому остановимся на формулировке «работа над техникой речи». Что входит в содержание этой пятиминутки? В нее могут войти следующие компоненты:

1) упражнения на разминку речевого аппарата;

2) дыхательная гимнастика;

3) дикционные упражнения, произнесение скороговорок;

4) интонационный тренинг;

5) упражнения на развитие речевого слуха;

6) выразительное чтение небольших текстов.

Естественно, что все эти компоненты войти в одну пятиминутку не могут в силу ограниченности учебного времени. Учитель сам должен определить содержание пятиминутки исходя из особенностей класса, цели и содержания урока.

Работа над техникой речи помимо специальных уроков и ежедневных пятиминуток должна проводиться и на уроках русского языка, литературы, математики и других в форме контроля за устной звучащей речью учеников. Учитель должен обращать внимание на то, напрягает ли ученик голос при ответе у доски, хватает ли у него дыхания для произнесения длинной фразы, регулирует ли он силу голоса в зависимости от ситуации и содержания высказывания, свободно ли владеет средствами выразительности голоса.

2 Можно ли по отношению юриста к языку судить о его «гражданской ценности»?

По отношению юриста к языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа.

Профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования.

По убеждению А.Ф. Кони, юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, потому что юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей. Юрист выступает в различных коммуникативных ролях: составляет законопроекты, ведет деловую переписку, ему приходится писать протоколы допроса и осмотра места происшествия, различные постановления, обвинительные заключения, исковые заявления, приговоры и определения, договоры и соглашения, заявления и жалобы.

К тому же при производстве уголовных дел и решении споров граждан и учреждений между собой юрист бывает и конфиденциальным собеседником. Ему приходится сталкиваться с людьми самых разнообразных профессий и различного уровня культуры. И в каждом случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли. От того, насколько точно понимают эти лица речь юриста, подчас зависит содержание их объяснений и показаний. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Бывают случаи, когда из-за неточно заданного вопроса допрашиваемый просит уточнить или исправить некорректно заданный вопрос. Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, как пропагандист правовых знаний, читая лекции; прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому юристу необходимо владеть навыками публичной речи. Умение говорить публично, владение языком издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста.

Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является дикция (это то, как чисто он выговаривает звуки). Этот элемент речи сопоставим с почерком. Сообщение, написанное кривым, неразборчивым почерком, будет непонятно и неинтересно адресату, так же, как и скомканное, невнятное выступление маловероятно заинтересует слушателя или вызовет массу встречных вопросов. Далее мы расскажем, как с помощью регулярно выполняемых упражнений поставить голос, улучшить произношение.

Один из способов использовала главная героиня из фильма «Карнавал», она оттачивала речь при помощи повторения скороговорки про кукушонка, набив рот грецкими орехами. Помимо этого, есть ряд дыхательных занятий, о которых мы расскажем немного позднее.

Голос

Приятный голос является одним из основных показателей правильной речи. Голос тоже поддается тренировке и его возможно поставить. Каждая личность способна научиться управлять силой голоса, в зависимости от ситуации повышать или понижать его, достаточно сдерживать эмоции, быть спокойным и говорить размеренно. Немаловажным фактором является здоровое горло и необходимо бросить курить.

Тембр

Следующий показатель – тембр голоса. В этом случае главное не переусердствовать, так как излишне низкий или высокий голос воспринимается фальшиво. Для отработки тембра голоса самый важный момент - это дыхание и необходимо работать с диафрагмой.

Интонация

Следите за интонацией и правильным произношением, важно правильно расставлять ударения в словах и делать логические паузы. Это дает возможность вам перевести дыхание, правильно выстроить дальнейшую речь, а также привлечь внимание слушателей.

Итак, перед тем как начать выполнять упражнения, нужно создать рабочую обстановку. Устройтесь удобно перед зеркалом в свободной комнате, уберите излишние предметы обеспечив необходимую акустику. Все задания выполняйте примерно 5–10 минуток, приступайте к последующему затем, как усвоите предыдущее задание. Запишите видео, для того, чтобы в дальнейшем исправлять ошибки.

Уроки для улучшения речи

Дыхание

Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!

Отрабатываем дыхание:

  • Ноги поставьте по ширине плеч;
  • Поставьте ладони на талию и неспешно выдохните, чтобы вы чувствовали противодействие губами воздуха (параллельно нужно повторять четверостишье).
  • Сделайте упражнение совмещая с ходом, ускоряясь на легкий бег, подражая срезу травы, рубке деревьев и метению пола. При точном исполнении и выдох должен быть ровным, не сбиваться.
  • Держите спину прямо, склонитесь вперед и сделайте глубокий вдох.
  • При выпрямлении в изначальное позу, сделайте выдох и неспешно проговаривайте «ги-м-м-м-м.» синхронно совмещая с легким бегом.
  • Возвратитесь в положение прямой стойки. Глубоко вдохнув нагнитесь прямо, а руки объедините за головой. В этом же расположении выдохните и выпрямитесь, проговаривая «гн-н-н…», совмещая с легким бегом; Далее требуется исполнить задание для усовершенствования носового дыхания.
  • С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох, увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним кончиками пальцев. На основе прошлого примера, при выдохе медленно произносим буквы «М» и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по очереди.

Подготовка мышц неба

  • Проговорите согласные «К», «Г» три раза без остановки. Далее проговорите гласные «А», «О», «Э» тоже трижды, но при зевке.
  • Вдохните воздух ртом, как бы прополоскав его. Откройте рот и проговорите: «АММММ…АММММ», «А» должно быть чуть слышно, «М» – звучным и далее проделайте трижды.

Упражнение для губ и языка

  • Для отработки верхней губы проговорите: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
  • Расслабьте язык и повторите форму лопаты, уложив его на нижнюю губу, выговорите: «И», «Э», пять раз.
  • Языком примите подобие искривившегося крюка и проведите по небу кончиком языка, синхронно выговаривая «О», «У».
  • Вытягивайте букву «М» с прикрытым ртом и перемещая язык к губам, щекам и небу.

Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

  • Проговорите случайную скороговорку применяя исключительно согласные буквы, гласные соответственны будут глухими и продолжительными.
  • После это произнесите ту же скороговорку, только совершенным голосом. Старательно вслушиваясь в себя, вы ощутите эпицентр собственного речевого голоса, установите, в какое состояние артикуляционного аппарата звучит свободно и неподдельно. Повторите упражнение с наклонами головы, попеременно назад/вперед, вправо/влево.
  • Прочитайте скороговорку обозначенным приемом, но выставляя язык на губы, опуская и сменяя этим самым проговаривание гласных.
  • Основательно вдохните и замедлите дыхание (можно стиснуть нос ладошками) и вслух прочтите какой-нибудь текст. Выдохните и ещё раз через нос вдохните в тех отрывках текста, где это требуется по грамматике и смысловым паузам.

По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.

Упражнения для усовершенствования дикции

Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.

Упражнения для ослабленной нижней челюсти

  • Скажите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» сдерживая в этот момент, ладонью подбородок в постоянном состоянии, голова должна отклоняться назад. При звуке «Й» она принимает начальное состояние. Далее проделайте данный пункт в привычном положении, сравнивая, не зародилось ли чувство мышечной независимости.
  • Повторите упражнение, но с переворотом головы влево/вправо, попытайтесь дотянуться подбородком до плеч. При звуке «Й» голову опять верните в первоначальное расположение.

Податливое небо

  • Склоните назад голову и ополаскивайте гортань воздухом, проговаривая протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть. Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.
  • Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте букву «М».

Упражнения для упрочения языка и рта

Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.

  • проговаривайте «БЯ», уложив язык на нижнюю губу;
  • выговаривайте «АС», активно работая языком вперед/назад;
  • выговаривайте подряд «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ», повторите трижды;
  • в целях поправки активности губ говорите «МБ», «ТВ», «БМ»;
  • сверните губы трубочкой и вытягивайте звук «М-М-М-М», потом улыбнитесь.

Упражнения на корректирование нехватки звука в говорящей полости рта

  • при прямолинейном и непосредственном состоянии тела на неторопливом выдохе скажите: «ССССССС…», «ШШШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРР», «РЬРЬРЬРЬ…»;
  • в такой же позе на напряжённом постоянном выдохе выговорите: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое передается в неизменный звук «ФФФФФФФ…»;
  • закройте ладонью нос и рот, в такой позе постарайтесь промолвить звук «М», вслед за тем, уберите ладонь, прочтите какой-нибудь текст с максимальным числом «М», «Н».

Упражнения на прорабатывание неразвитого звучания в груди

  • Примите удобное положение тела, возложите ладонь на грудь, чтобы почувствовать пульсацию, а второй закройте рот для обследования собственного дыхания. Попытайтесь издать различные гласные: ласковый выдох – звук («УУУУУУ») – ласковый вдох. Если вы все проделываете безошибочно – то появиться желание зевнуть и легкость в зоне глотки.
  • Дальнейший шаг похожий, единственный в момент стона следует попытаться его растянуть и выговорить ударение легким ударом диафрагмы вглубь, потом нежный выдох.

Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.

Борьба с тяжелым дыханием при быстротечной беседе

  • Необходимо принять наклонное состояние и начать искать вымышленный предмет, параллельно проговаривая громко произвольное стихотворение, но наблюдайте за равномерным дыханием.
  • Прыжки через скакалку с синхронным проговариванием четверостишья так, так чтобы прыжки соответствовали слогам слов. Если задание, на первый взгляд, представится трудным, будет путаться речь и дыхание, рекомендуется понизить скорость и шаг за шагом их усиливать, доводя до максимума.

Вырабатывание диапазона и повышение голоса

  • Выберите какой-нибудь поэтический текст, состоящий из восьми или более строк, и примитесь проговаривать его таким способом, чтобы на начало строки выпал слабый уровень вашего диапазона и с каждой строкой он последовательно увеличивался, добившись предельного на заключительной.
  • После того как вы отработали это упражнение, начинайте с предельного и завершайте низким диапазоном собственного голоса.
  • По результатам удачного исполнения повышайте количество строк поэтического рассказа.

Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.

Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.

Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка - громко, следующая - тихо, потом наоборот.

Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.

Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. И наоборот, малосодержательная речь, произнесенная фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление. Для того чтобы овладеть техникой устной речи, необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования , о дикции, голосе, интонации. Знать орфоэпические нормы языка и способы исполнения речи перед аудиторией, включая стандарты телесных движений.

С точки зрения участия в образовании звуков произносительный аппарат можно разделить на две части. Одна часть непосредственно в звукообразовании не участвует, а только поставляет необходимый для этой цели «воздушный материал». Другая часть является «произносительной» в прямом смысле слова. В соответствии с этим в речеобразовании выделяют следующие функциональные области:

1. Респирация (организация дыхания). Она обеспечивается дыхательным аппаратом, который состоит из легких, бронхов и трахеи. Речевая функция ДА состоит в производстве необходимого для работы голосовых связок подсвязочного давления. Следует различать дыхание в покое (физиологическое) и дыхание во время речи (речевое). При ФД вдох равен выдоху, при речевом выдох длиннее вдоха. Прерывающаяся, захлебывающаяся речь не производит благоприятного впечатления и даже раздражает слушателей. Неправильное речевое дыхание утомляет говорящего, пагубно сказывается на состоянии произносительных органов.

2. Фонация . Собственно произносительный аппарат состоит из 4-х связанных между собой полостей – гортани, глотки, полостей рта и носа . Самостоятельно.

3. Артикуляция. Органы, непосредственно участвующие в образовании звуков речи, называются артикуляторными органами: губы, язык, мягкое небо, маленький язычок, задняя стенка глотки, зубы, альвеолы, твердое небо. Самостоятельно.

Дикция – это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя:

1.Правильность артикуляции,

2.Степень ее отчетливости;

3.Манеру выговаривать слова.

Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми. Дикция имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.

Правильность артикуляции – это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.

Степень отчетливости артикуляции – это показатель, который влияет на разборчивость устной речи. Хотя у большинства людей дефекты речи отсутствуют, СОА у них может быть разной. Рассказать. Четкая артикуляция создает впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чем говорит, что является одной из задач устной коммуникации.



Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление и редукцию слогов и т.п. у каждого человека есть характерная манера выговаривать слова, формализовать которую довольно трудно, гораздо легче воспроизвести (спародировать). МВС связана не только и не столько с характером артикуляции, а определяется главным образом специфической ритмической структурой слова (соотношением по длительности и интенсивности ударного и безударных слогов в слове), а также особыми модификациями интонации.

Манера произносить слова тесно связана с понятием стиля произношения . Нормативная, стандартная манера соотносится с полным или нейтральным стилем, а все индивидуальные особенности произношения присущи именно разговорному стилю. «человек»: (чьлавек) – (чек). Манера произношения часто характеризуется диалектными особенностями ритмики и интонации.

Выделяются следующие недостатки речи, которые можно отнести к манере произношения. Они не являются языковыми и относятся к парафонетике.

3. Задержка дыхания на вдохе, что происходит неосознанно, когда речевое звучание должно появиться буквально в следующие мгновение или еще не закончилась фаза контроля и селекции звуковых единиц.

4. Шумные вздохи перед началом фразы

5. Чмоканье – шумное «отлипание» средней части спинки языка от неба и боков языка от щек. Чмоканье обычно заполняет часть паузы, а в спонтанной речи – также для выбора. Оно меньше контролируется говорящим, чем эканье и шумные вздохи. Слабое чмоканье – смачивание полости рта, сглатывание – физиологически свойственно всем и производится машинально.

6. Назализация – произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опускания мягкого неба (и язычка) еще до окончания фразы. Она оценивается как вульгарная черта в речи.

7. Эмканье – смыкание губ в конце слов, когда гласный еще звучит (в городе(м), девушки(м) и т.п.). это также результат речевой небрежности.

Техника речи. Компоненты техники речи

Для оратора большое значение имеет техника речи, составляющими которой? постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильная литературное произношение).

Суть техники речи - в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Это обеспечивает такие такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высоту, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко, к тому же имея шумный голос, это вызывает раздражение у людей, которые его слушают, и эффект выступления существенно снижается.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами.

1) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляет импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают куры: киш - киш. Такая жестикуляция довольно привычная для новичков.

2) Жестикуляция не должна быть непрерывной. НЕ жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается подчеркивание жестом.

3) Управляйте жестами. Не стремитесь быть похожим на ветряную мельницу, приберегите силы; помните, что жестикуляция -элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.

4) Вносите разнообразие в жестикуляции. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.

5) Жесты должны отвечать своему назначению, их количество и интенсивность должны соответствовать характеру говорящего.

Стиль произношения и язык движения тела

Стиль произношения. Человека легко узнать по особенностям ее произношения. При этом очевидна эстетическая и вкусовая оценки качества произношения человека и соответствующая реакция на это. Известно, что отношение к человеку на этологическом уровне формируется на основе обаяния ее тембра, богатства и разнообразия интонации, энергетики произношения. Это привлекает и завораживает слушателей. Если не все перечисленные качества произношения имеют негативный оттенок, она негативно повлияет на слушателей. Очевидно, что с точки зрения восприятия речи существуют благозвучное, такова, что "ласкает" слух, и какофонических, что "оскорбляет" слух, произношение.

В интонационно-тембральных звучании - духовное богатство личности человека. Возможно объяснить некоторые правила и законы произношения и риторического воздействия на слушателей? Попробуем назвать категории произношения с точки зрения мастерства ее восприятия:

1. постановка дыхания

2. деления языка на такты

3. паузация

4. темпоритм

5. интонация

6. логический и психологический ударения

8. дикция и артикуляция

9. громкость, звучность

1. Постановка дыхания лежит в основе работы над голосом. Если дыхание - основа жизни, то для ритора владение дыханием одновременно означает как подчинение риторическом задаче всего психофизиологического аппарата, так и возможность руководства эмоцией и мнением. Если дыхание сбилось, то собьется и мысль, и слово, и овладение эмоциями аудитории. Волнение перед выступлением уместно лишь тогда, когда оратор в состоянии овладеть своим настроением. Поиск такой гармоничной меры творческого волнения продолжается в течение всей творческой жизни ритора.

Поставить правильное дыхание можно с помощью дыхательных упражнений, но, по сути, это технический вопрос должен решаться на основе практического опыта. Однако техника дыхания производится как на практике, так и с помощью упражнений.

Правильное дыхание начинается с правильной позы тела (напряженные ноги, работа диафрагмы, расправлены плечи, расслабленная шея, голова, прямо смотрит).

2. В ритора должно быть ощущение ясного композиционного дробления текста: как только началась лишняя торопливость, донесения мысли оказывается "смазанным". Осмысленное вложено идей и слов в разум слушателей начинается с разделения языка на такты. Стихийной, неурегулированной, такой, что подчиняется каким-то законам современной энергетики, рожденным современным состоянием общественного духа и настроения, является тем речь дикторов современных молодежных радиокомпаний, где законы разделения языка на такты не соблюдены, существует только желание нагнетать эмоции и энергетику в максимальном объеме фразы, где урегулирован дыхания и возможные то максимально длинные по объему фразы, то вдруг короткие реплики, с остановками, затрудненным заиканием и блеянием...

Не случайно именно с этого предлагал начинать работу над текстом Станиславский: "Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по языковым тактах. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку... Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимые том, что они заставляют анализировать и вникать в их суть. НЕ вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактах сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной за передачей, но и глубокой по содержанию, поскольку заставит вас постоянно думать о том, что вы говорите... Работу над языком и словом надо начинать с разделения на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз ".

3. Поэтому приходится рекомендовать всяком риторов помнить о значении паузы в его речи. Пауза - большое проявление мастерства. Вне паузой не может быть осмысленное восприятие речи. Язык вообще - чередование звучания и молчание. Нецелесообразно как отсутствие пауз, так и их затягивания. "Пулеметный" стиль языка предлагается в современных утренних новостях, чтобы показать напряженность наших новодемократической будней, натренированный диктор с красивым низким баритоном "шпарит" без остановки все блоки. У слушателя, который еще не проснулся, по мнению авторов текста, должен появиться ощущение энергичного жизненного ритма - жаль, что в результате мнение говорящего, а не доносится, так как восприятие мысли происходит во время паузы.

4. Темп, иначе скорость речи, также необходимая часть восприятия речи. Ошибка современных молодых риторов в СМИ заключается, что, владея основами языковых наук и отрицая прежнюю культуру речи, пытаясь сформировать новый стиль, они непрерывно и много говорят, темп их речи свидетельствует будто они хотят показать "искусство" болтать на разные темы, умение говорить "раскованной" языке. К чему приведет такая "кулеметность" языка? Прежде всего к невозможности говорить на серьезные темы.

Однако если оратор передает значимый смысл, он не высказываться в форсированном темпе. Современному человеку, погруженной в очень быстрые ритмы бытия, как правило, рекомендуется говорить медленнее. Конечно, плохой и очень медленный темп, что вызывает желание слушателей подтолкнуть оратора к движению (время дорого!). Таким образом, и здесь рекомендуется поиск золотой середины. Во время учебы темп речи устанавливается через чтение вслух, советы держать паузу, осознавая значимость своих слов, что "бросаются на ветер".

Язык имеет ритм как гармоничное чередование определенных частей - в произношении они произносятся плавно, благозвучно в сочетании с отдельными сегментами языка. Нарушение ритма гармонического языка может проявляться в затяжек, паузах, несогласованности частей - как крупных отрезков речи, так и мелких.

5. Основным качеством произношения, что может сделать ее привлекательной или, наоборот, непривлекательной является интонация говорящего. Интонация, или мелодика речи, заключается в особой выразительности звучащего слова. Интонационная выразительность вместе с фиксацией логичности и содержательности важных отрезков текста свидетельствует о богатстве личности, ее интеллектуальную подготовку, способность соотноситься в звучащем слове с аудиторией, для которой речь оратора становится НЕ мукой, а наслаждением.

Однако возможны проявления, как недостаточности, так и излишества: недостаточность заключается в интонационном однообразны (как правило, оно возникает в результате семейно-школьной недовчености и риторической невоспитанности) избыточность же заключается в том, что мелодические ходы бывают преувеличенными. Как правило, эти недостатки устраняются в труде риторического обучения, но если недовченисть побеждается обучением, то излишества почти непобедимы, потому что является следствием сложившихся или испорченности вкуса, которые являются убеждением данного человека.

6. Логическое ударение - это следствие правильного смыслового акцентирования, которое в спонтанном потоке речи происходит почти автоматически. Однако именно риторическая обученность сознательно соотносится с правилами и возможностями логической акцентуации, что расширяет интеллектуальные возможности человека ритора. Логическое ударение как центр акцентуации, силового ударения в синтагме показывает, насколько ритор грамотно доносит до слушателя содержание своей речи.

7. Тембром называется особое голосовое окраску, имеющееся в каждом достаточно развитом голосе. Обратим внимание на то, что детские голоса не обладают тембральных своеобразием (их и можно характеризовать как детские тембры), но с возрастом происходит формирование индивидуальных тембральных характеристик голоса. Определить тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, непросто. Свидетельством этому является эпитеты и метафоры, которыми описывается тембральную звучания. Так, говорят о голос бархатный, звонкий, мягкий, твердый, журчащий, нежный - характеристики голосов, которые приводит Т. В. Матвеева, заранее отбросив клевету, тембр "с трудом поддается классификациям: бархатный, грустный, детский, жесткий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, важный, холодный, шутливый, ясный и др. " Многие из характеристик, которые даются в художественной литературе и в одну из которых ссылается Т. В. Матвеева, относятся к общей характеристике голоса. Возможно поставить и развивать тембр голоса? Основной тон голоса, несомненно, сохраняется. Каждый ритор вправе надеяться, что голос его может развиваться. И происходит это не так вследствие тренировок, как вследствие накопления жизненного опыта, переживаний, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая отображается на лице ритора и соответственно, в его голосе.

8. дикция называют ясную четкую произношение, что позволяет обеспечить донесение содержания речи к слушателю. Дикция также подлежит риторической оценке. Например, говорят: хорошая / плохая, поставленная / поставленный язык (дикция). Дикция, как справедливо пишет Т.В.Матвеева, "обеспечивается правильной и активной артикуляцией и зависит от темпа речи". Без сомнения, требования касающиеся четкой дикции относятся прежде всего к профессиям, связанным с устной публичной языке: актера, диктора, радио журналистов, тележурналиста. Сегодня мы являемся свидетелями "снисходительных" требований к дикции. Существует требование естественного звучания (что называется, "ближе к народу") - требование, возникшая в эпоху демократической перестройки как реакция на бывшую "застойную" правильность.

В то же время такое ослабление аристократизма языка подобное, конечно, бывший большевистской революции (новые демократические веяния традиционные) - создание нового стиля всегда тяготеет к снижению ее качества. В известной степени современная радио - и телемова не выработали новых идеалов, поскольку всякое создание нового стиля возможно на основе культурных традиций, а всякое забвение традиций приводит к возникновению стилей - однодневок, и характерно для языка нынешних средств массовой информации. По дикции следует отметить и такое: чрезмерно правильная артикуляция время не симпатизирует слушателям. Напротив множество влиятельных риторов с тем или иным дефектом произношения. Иначе говоря, дефекты произношения будто побуждают других ораторов внутренне мобилизоваться и взять реванш во втором, более важном: реальном столкновении идей, аргументации, словесной оригинальности (к дефектам, мол, можно и привыкнуть) - более того, данный дефект становится отметкой, индивидуальной характеристикой данного человека.

С точки зрения обучения следует сказать о необходимости занятий дикцией (отработка звуков, скороговорок, одновременно работая вдохновения, интонацией и т.д.). Только в такой работе больше всего следует заботиться не об элегантность и изящество, а о том, чтобы понять, что же требуется от ритора - ученика, как ему откорректировать свой образ языка и, в частности, стиль произношения. Всякое актерство в занятиях с людьми серьезных профессий (политиками, юристами, предпринимателями, педагогами) может устранить человека от риторики, поэтому тренировки дикции должно происходить как психофизический тренинг лица, близкий частично к спортивным занятиям, тренировка речевого аппарата, что позволяет достичь успехов не сразу, а постепенной трудом и долговременными усилиями.

9. Кажется, что громкость уже сама по себе является характеристикой деятельности ритора. Действительно, речь на площади или в суке в присутствии многих людей непременно требует яркого, звучного, полетного голоса. Однако современная картина видов словесности и развитие техники значительно корректируют требования к громкости речи. Конечно, ритора должно быть слышно.

Слишком громкая речь не только обременительна для восприятия, ее воспринимают слушатели (хочется сказать: "не громко, не так навязчиво **). Поскольку любой язык является своего рода насилием над аудиторией, необходимо обеспечить избежание ЕЕ неприятных моментов. Поэтому умелый ритор не форсируйте голос, а скорее привлекает к слушанию языка, аудитория же напрягает слух - и тогда устанавливается и благодатная тишина, которая является снаружи "шумовой" целью говорящего. Такое слушание в постоянной аудиторной тишине знакомо каждому профессиональному оратору: его или - "слушают" - и тогда чутко, как "муха пролетит", или в аудитории устанавливается перманентный шум, который, кстати, часто является следствием форсирования голосовых связок оратором: аудитория считает возможным нашептывать во время речи, поскольку "и так слышно ". Следовательно, и здесь оратору следует соблюдать меры: с одной стороны, напрягать голос, с другой - не увеличивать громкость, чтобы не повредить вниманию слушателей неприятностью усиленного действия.

Существуют также понятия польотности и звучности голоса. Полетность голоса определяется как свойство достижения звуками голоса любой точки аудиторного пространства. Для этого ритор будто направляет свой голос над головами слушателей (не во подлого и не в потолок).

Звучность связана с чистотой, ясностью и голосовыми возможностями оратора - она также регулируется особым чувством меры, что практически призван вырабатывать в себе оратор. Как пишет П. Сопер: "Звучность голоса дает оратору возможность донести язык ко всей аудитории".

Психологической основой полноты звучания является "уверенность в себе и подъем, которые являются неотъемлемым условием хорошей во всех отношениях языка. Голос - второстепенный механизм, В нем не будет внятного тона, если вы не уверены в себе, и стоите на ногах, ни жив ни мертв. Если вам не приходилось взять слово, чувствовать избыток подъема и хорошо вооружившись интересными фатамы, - испытайте это! Наверное, вас самих удивит полное и послушное вам звучание голоса ". Физической основой звучности П. Сопер считает дыхание.

Таки образом, мы как бы образовали круг и вернулись к тому, с чего начали. После популярной цитаты из книги американского теоретика риторики хочется отметить, что риторы имеют множество подобных своеобразных недостатков, которых современная наука не замечает. В результате открываются зарубежные "велосипеды" - это можно отнести и к произношению, и к движению тела (так называемый bodi language, описан во многих книгах как "язык тела" или "телесное витийства»).

Те несколько примеров, которые мы приведем, должны показать реальность традиции, основываясь на которой необходимо описать практическую риторическую фонетику. К сожалению, новая фонетика, хотя, несомненно, имела цель конечного улучшения произношения в обществе, занимается более теоретическими исследованиями, чем прикладными разработками.

М. М. Сперанский писал о голосе: "Счастлив, кому природа даровала гибкий, чистый, льется и звонкий голос. Древние так уважали это дарение, изобрели особую науку делать его приятным. Частые упражнения, напряжение в груди и вкус в музыке могут дополнить или скрыть недостатки природы ". О дикцию сказано так: "Речь твердая, такая, что выливает каждое словом, не быстрая и не медленная, дающая каждому звуку надлежащий упор". Часто мы слушаем с удовольствием человека только потому, что речь ее шустрая и дикция твердая. Слушатель, кажется, разделяет все сложности оратора, когда он не в состоянии овладеть языком и очень дорого платит за его "холодную" мораль. Тому, кто хочет иметь дело с людьми, нужно думать хорошо, но говорить еще лучше ".

Обратим внимание на то, что в украинском риторической классике по-другому будут расставлены акценты, но основы требований к современной произношения будут принципиально те же: "напряжение в груди" влечет постановку дыхания и произносимую энергетику ритора, "твердость" языка "выливает" каждое слово, - выразительная метафора, вполне ясна для каждого оратора, занимается сегодня тренингами по дикции. Темп - "не стремительный и не медленный"; наконец, трудно описать термин "ловкость языка", но ясно, что под ним понимается подвижность, живость, раскованность органов артикуляции.

Возможность обратиться к украинской классики в анализе современных требований к поведению ритора покажем на одном из самых популярных и обсуждаемых ныне предметов - мимике и жестикуляции, называемых движение тела.

Язык движения тела. Интересно, как последователь М.В.Ломоносова Амвросий Серебряников описывает лицо, взгляд и движения рук (кстати, эта последовательность сохранилась во всех современных учебниках: "От лица должен быть прямой, не поникший, впрочем отвечать чувством душевным, как и голос. Так, например, наморщенный лоб и сведенные брови изображают гнев, брови, приподнятые вверх - величавость и презрение.

Обращение глаз должно быть умеренное, так как скорость изображает иногда непостоянство, медлительность или суровость - грубую натуру; вообще-то глаза должны быть вестниками души...

Движения рук должны быть осторожными: 1) не нужно чрезмерно протаскивать их, поднимать, ударять (это выражать дерзость или страсть неприличное), ни, наоборот, прятать их таким образом, можно вызвать смех или хотя бы показать свою робость.

Наиболее яркое описание произношения (и чем ближе к нам по времени, тем понятнее и отчетливо) находим у автора "Правил высшего красноречия" М.М. Сперанского. К "искусству произношения", как и раньше, принадлежат не только "правильная дикция предложений и периодов, и приличное расположения лица и приличные движения головы, рук и прочее". Подводя итоги описания изменений в лице и движениях головы, рук и др.., Н.Н. Сперанский отмечает: "Искусный движение тела позволяет чувствовать всю красоту языка и скрывает многие ее недостатки." Жесты. Проксемика как наука изучает:

1) пространственное расположение собеседников, их размещение относительно друг друга.

Обычно выделяются зоны общения, или "пространственные зоны "": интимная (от 15 до 46 см), куда разрешается проникнуть только лицам, с кем мы находимся в тесном эмоциональном контакте; личная зона (до 1,2 метра) - расстояние, которое разделяет нас в дружеском общении, социальная зона (доз, 6 метра) - такого расстояния обычно придерживаются в официальном общении с людьми, которых не очень хорошо знают; общественная зона (более 3,6 метра) - адресация к большой группе людей.

2) Положение рук, потому что руки, конечно, выразительная часть тела.

3) Жесты рук и ладоней.

4) Прикосновение рук к различным частям лица.

5) Руки в качестве барьеров.

6) Манеры (позы) сидеть, стоять; положения головы.

8) Поза, влияет на тех, кого окружают с помощью различных положений тела.

9) Виды столов и способы размещения участников за ними. Наиболее выпукло недостатки или трудности усвоения новых движений тела оказываются в ораторском монологе. Поэтому дадим несколько практических советов относительно положения тела и практики движения тела в ораторском выступлении:

1) Стойте на прямых, напряженных (но не «деревянных») ногах. Ноги - основа ораторского позы ("дрожь в коленях" как раз следствие отсутствия силы и упругости в ногах). Оратор занимает "ногами" нужную позицию, которую не меняет в течение всей своей речи. При этом расположение ног не "военное" (пяти - вместе, носки - врозь) и не "борцовская" (ноги на ширине плеч), а классическое, известное еще с античной практики: одна нога - опорная, другая слегка вы- двинута вперед. Возможен перенос тяжести тела с одной ноги на другую вследствие различного содержания речи: вперед - при внутреннем движении к аудитории (например, приветствии), обратно - при обороне, защите, внутреннем отступлении.

2) Плечи - расправлены, спина - прямая. Как говорил К. С. Станиславский, "тело посаженное на колышек». Розпрямленисть плеч и прямая спина создают психологический настрой оратору и дают возможность приобрести уверенного вида. При этом, конечно, оратор не должен быть самоуверенным. "Осанковатий", по мнению Ломоносова, "вид" способствует тому, что у оратора появляется "длинный дух и крепкие груди", необходимые для того, чтобы владеть дыханием во время речи: известное "в зобу дыханье сперло" бывает не только "от радости", но и прежде всего от волнения, которое известно каждому оратору - начинающему.

3) Куда девать руки? Вопрос, волнующий каждого, кто вступает на ораторское дорогу. Положение рук прежде всего должна быть естественное, а жестикуляция оправдана смыслом произносимых слов. Слушатель и зритель как бы не замечают их, поскольку движение рук естественно сопровождает язык. Жест действительно сопровождает язык - он "паралингвистичний" в том смысле, что существует рядом со словами. При этом все равно негативные как размахивание руками, что происходит или от волнения (недостаток слов побуждает неопытного оратора не всегда уместно выражать мысли движениями ладоней), или от излишней горячности и увлеченности (аудитория внутренне смеется часто над такими "горячими" ораторами, оставаясь холодной до смысла слов), так и скованность, недвижимость в движениях рук и ладоней (тело словно деревенеет в других ораторов, когда они делают инстинктивные жесты в подтверждение своей интонации, хотя речь не требует обязательного сопровождения жестами рук).

4) Оценив ходу, позу и движения тела говорящего, слушатели обычно останавливают внимание на мимике оратора, а точнее, на его глазах и взгляде, обеспечивающих, в конце концов, контакт с аудиторией. Взгляд выдает истинный эмоциональное состояние оратора и его отношение к аудитории. Вот почему в старинных риторике советовали принимать "смело лицо" и "глазами вращать повсюду". Для психологическому настрою оратору рекомендуется быть внимательным к аудитории, стремясь иметь "глазной контакт", что означает последовательно переводить глаза с одного слушателя на другого необходимым (не очень длительной) остановкой взгляда на разных слушателях, обычно рекомендуется остановить взгляд на одну - две секунды на каждому слушатели. Однако взгляд при этом не имеет "бегать" (перевод взгляда без остановки с одного слушателя на другого), и быть "упрямым" у одного из слушателей, пусть даже и симпатичного оратору.

5) Глаза - зеркало души, поэтому вне глазным контактом невозможно достичь эмоционального восприятия речи аудиторией. Распространенной ошибкой будет также "отсутствует" взгляд (оратор уткнулся в свои бумаги и, читая текст. Не пытается взглянуть на аудиторию - тыловой состояние оратора, который вышел на трибуну с готовой речью) в таком случае рекомендуется учиться "отрываться от текста и время от времени поглядывать на аудиторию, будто посылая ей сигналы о том, что вы внимательны к ней. Если есть тип ораторов, которые опускают глаза вниз, то должен быть тип ораторов, сознательно возводят глаза вверх. Такой взгляд вверх свойственный ораторам - философам, или лицам, которые говорят при сложные предметы и уверены в том, что аудитория слушает. Таким образом, набравшись смелости, смотреть в глаза аудитории и, настойчиво донося содержание своей речи, честно выявлять лиц заинтересованных и скучающих, положительно "или агрессивно настроенных. Старайтесь почувствовать настроение слушателей и изменить его в свою пользу. Последнее не всегда удается, но ораторская расположение, выраженная во взгляде, обычно находит вознаграждение в одобрении аудиторией. Кроме того, сосредоточение на контакте с аудиторией дает заговор избежать лишнего психологического самоанализа и переживаний, сняв внимание с себя и переведя ее на слушателей. При этом ораторская скромность близка к смелости, когда одинаково побеждаются и излишняя робость, и беззаботная дерзость, которая мгновенно ощущаются и негативно оцениваются слушателями.

Таким образом, речь возникает еще до собственно языка, в ощущениях оратором своего тела, в сознательном управлении своим телом с помощью умственно психологических усилий во время речи. Язык тела или телесно-семиотические "невербальные" знаки общения должны соответствовать некоторой общественно-эстетической норме (норматива) поведения и в то же время выражать личную (индивидуальную) своеобразие человека, зафиксированную в образе оратора.



Случайные статьи

Вверх