Технологическая карта урока обществознания. Технологическая карта урока по обществознанию на тему «Налоги

Тема урока

«Введение в обществознание»

Тип урока

Комбинированный урок

Цели урока

Образовательные:

определить место учебной дисциплины в образовательном процессе;

ознакомить учащихся со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса;

Воспитательные:

сформировать стойкое убеждение о необходимости образования как современном обществе

Развивающие:

вызвать интерес к новому учебному предмету

Планируемые результаты

Сформировать:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Форма урока

Вводный урок

Методы обучения

Репродуктивный

Наглядные

Словесные

Интерактивный

Формы организации учебной деятельности

Беседа, диалог, дискуссия.

Средства обучения

Средства обучения :

Раздаточный материал

Учебники А. Г. Важенин «Обществознание»

План урока

Организационный момент

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

Домашнее задание

Источники информации

А. Г. Важенин «Обществознание»

Интернет - ресурсы

Урок 1. Введение в обществознание

Ход урока

I . Организационный момент

У ночи - мрак,

У листьев - шум,

У ветра - свист,

У капли - дробность.

А у людей пытливый ум

И жить упорная способность.

Л. Мартынов

Здравствуйте, я очень рада вас видеть сегодня мы с вами встретились, чтобы познакомиться с задачами и структурой курса обществознания. В процессе изучения данного курса мы будем с вами учиться развивать умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал.

Рассмотрим следующие вопросы:

1. Задачи, структура и содержание курса «Обществознание».

2. Основные источники знаний.

П. Изучение нового материала

1. Задачи, структура и содержание курса «Обществознание»

Название учебного предмета «Обществознание» - сложное слово. Что оно означает по правилам русского языка? ( Знания об обществе)

- Что такое общество? ( Совокупность людей)

- Что люди делают в обществе? (Взаимодействуют)

Вы правы люди встречаются, обмениваются новостями читают, занимаются спортом, путешествуют, развлекаются… Наиболее активные раскрывают тайны, проникают внутрь земли, производят археологические раскопки, другие - поднимаются над землей, совершают полеты в космос, исследуют глубины Вселенной… Деятельность человека в любой области невозможна без общения между людьми. Человек существо общественное

- Вы уже давно в рамках различных школьных предметов изучаете человеческое общество. Сейчас я предлагаю вам нарисовать человека (это может быть девочка, девушка или молодой человек как вы хотите) а вокруг запишите те учебные дисциплины, которые затрагивают аспекты жизни человека.

Что мы узнаем о человеке на уроке истории? (История - это наука о том, как жили люди далеком прошлом, как живут в настоящее время и как будут жить в будущем.)

Какие аспекты жизни человека изучает география? (География изучает ареал расселения людей и влияние природно-климатического, геополитического факторов, географических условий на жизнь и деятельность человека)

А что же можно интересного узнать о человеке на уроках биологии и физической культуры? (Биология объясняет анатомию и физиологию человека, выясняет механизм функционирования высшей нервной деятельности человека. Физическая культура развивает и закрепляет навыки двигательной активности и здорового образа жизни.)

Итак, на различных уроках вы изучали разные стороны жизни человеческого общества. Отличие обществознания от других учебных дисциплин в том, что на его уроках происходит обобщение полученных ранее знаний, они приводятся в систему.

Нужны ли нам систематизированные знания об обществе? (Да, ведь только обладая целостным представлением об окружающем нас мире, можно адекватно на него реагировать и принимать правильные решения.)

Среди дис-ци-плин, изу-ча-е-мых се-год-ня в школе, имен-но об-ще-ст-во-зна-ние вы-зы-ва-ет боль-ше всего во-про-сов. Это свя-за-но как с мно-го-знач-но-стью тер-ми-на, так и с дав-ни-ми спо-ра-ми по по-во-ду его необ-хо-ди-мо-сти.

Курс об-ще-ст-во-зна-ния де-лит-ся на несколь-ко раз-де-лов - два ба-зо-вых («Об-ще-ство» и «Че-ло-век») и че-ты-ре раз-де-ла, охва-ты-ва-ю-щих по-ли-ти-ку и право, эко-но-ми-ку, со-ци-аль-ную и ду-хов-ную сферу. Обратите внимание на схему.

Человек

Общество

Раздел курса «Обществознание»

Социальная сфера жизни

Духовная сфера жизни

Экономическая сфера жизни

Политико-правовая сфера жизни

Политико

Главными целями курса являются:

1. Развитие навыков самостоятельного принятия решений и чувства ответственности за них. На миру и смерть красна, но каждый умирает в одиночку (народная мудрость).

2. Формирование навыков и умений социальной адаптации, ответственного поведения человека свободного общества. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя (Ленин).

3. Необходимость навыков социальной мобильности и активной жизненной позиции. У черепахи твердая походка, но стоит ли из-за этого подрезать крылья орлу (восточная мудрость).

4. Необходимость личного выбора и личной ответственности за сделанный выбор. Боишься - не делай, сделал - не бойся (Чингисхан ).

Обществознание - выражение, присущее только русскому языку. В других странах ему соответствует социология, которая при переводе (лат. Socius - общество, греч. Logos - знание, учение, наука) означает буквально знание об обществе. Если учитывать не только происхождение слов, но и содержание знаний, то в круг проблем, охватываемых обществознанием, включается то, что в мире именуют социальными науками. К ним относят: социологию, экономику, психологию, антропологию. В обществознание также входят культурология, этика, философия, право, которые относят обычно к гуманитарным (ценностным) знаниям.

Итак, обществознание необходимо сегодня буквально всем - будущим химикам, физикам, инженерам, рабочим, бизнесменам, адвокатам, врачам, управленцам и др. оно нужно всем гражданам России независимо от их профессии. В нашем современном мире не обойтись без знаний о законах человеческой психики и особенностях деловой коммуникации, знаний политической деятельности и принципов организации экономики, своих гражданских прав, а также сведений о культуре, науке и религии.

2. Основные источники знаний

К основным источникам знаний мы относим, прежде всего учебники, различные словари и справочники, а также средства массовой информации. Изучение курса «Обществознание» основано на учебнике Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей А. Г. Важенин. Откройте учебники и полистайте. Чтобы иметь представление о динамике развития того или иного события, крайне важно подбирать и систематизировать газетный и журнальный материал к определенной проблеме или теме.

Учебник разработан с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС СПО и профиля профессионального образования. Структурно учебник состоит из 6 глав, которые включаю в себя необходимую информацию о всех сферах общества. Наиболее важные понятия и термины выделены коричневым жирным шрифтом и курсивом. В конце параграфа даны вопросы и творческие задания разного уровня сложности. Кроме того, по этому предмету нужно завести тетрадь, где мы будем производить записи, отмечать важные моменты курса, выполнять самостоятельные работы, рисовать схемы, позволяющие успешному усвоению материала.

III. Закрепление изученного материала

Самостоятельно выполните следующие задания:

1. Напишите, какие проблемы человековедения и обществознания вызывают у вас интерес. Аргументируйте свой выбор.

Домашнее задание

1. Прочитайте введение к учебнику.

Группа: ИСО-14, ЗИО-14

Дисциплина: обществознание

Тема урока : Социальные нормы и санкции. Социальный контроль. Самоконтроль.

Тип урока : урок изучения нового материала

Цели урока :

Обучающие : познакомить учащихся с понятиями «социальные нормы», «санкции», «социальный контроль».

Развивающие : развивать умение классифицировать информацию, применять полученные знания на практике, умение вести дискуссию, ОК2, ОК4, ОК6.

Воспитательные : формировать навыки социального поведения

Материально-техническое оснащение: ТСО (интерактивная доска, проектор, компьютер)

Планируемые результаты урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя, задания для обучающихся

Деятельность обучающихся, её содержание, формы и методы

УМО

Компоненты профессиональных компетенций

Компоненты общих компетенций

ОК2 (выстраивать план деятельности)

Организация начала урока, определение темы и целей урока.

    Орг. момент

    Мотивация:

Вступительное слово учителя (Рождаясь, человек вступает в общество. В обществе свои правила и законы. Как вы считаете, нужны ли обществу правила и законы и почему?

Научно эти правила и законы называются социальными нормами. Сегодня о них и пойдёт речь. Давайте запишем тему урока. Вопросы, которые мы сегодня разберём:

    Социальные нормы, их значение

    Социальный контроль

Отвечают на вопрос.

Записывают тему урока

Слайд № 1, 2

ОК4 (классифицировать информацию)

ОК4 (определять соответствие информации поставленной задаче)

ОК6 (при необходимости отстаивать собственное мнение)

Изучение нового

материала

Норма – это… слово латинского происхождения, переводится как правило, «образец».

Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения .

Социальные нормы – стражи порядка и хранители ценностей.

Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать;

В нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения, благодаря социальным нормам человек получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми.

Проблемный вопрос: Какие нормы существуют в обществе?

Деление листа на две половины. В первой половине перечислены виды социальных норм.

Социальные нормы:

1. нормы морали (в них выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости)

2. нормы традиций и обычаев (Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения)

3. религиозные нормы (к ним относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями)

4. политические нормы (нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения, прежде всего, должны соблюдать члены данных организаций)

5. правовые нормы (формально определенные правила поведения, установленные государством)

6. эстетические нормы (закрепляют представления людей о прекрасном и безобразном)

7. нормы этикета (культура поведения людей в обществе).

Во вторую половину учащиеся записывают примеры социальных норм:

    Мужчина, выходя из автобуса, подаёт руку своей спутнице (этикет )

    Правоверный мусульманин обязан 5 раз в день совершать намаз (религия )

    Требование платить налоги государству (правовая )

    Знаменитый «круг Леонардо да Винчи» (пропорции правильного человеческого тела) (эстетическая )

    Президент РФ избирается всенародным прямым голосованием (политическая )

    Ставить ёлку на Новый Год (традиция )

    Помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие (мораль )

Установление соответствия между видами социальных норм и примерами с помощью стрелок. Работа в парах.

Проблемный вопрос. Что необходимо для того, чтобы нормы соблюдались?

Социальный контроль - система регулирования поведения людей и поддержания общественного порядка. Существует внешний и внутренний самоконтроль.

Слово учителя: учитель объясняет, кто осуществляет внешний контроль (вспомнить о социализации и об агентах социализации) и внутренний самоконтроль (совесть). Социальный контроль выражается в социальных санкциях- меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы и правила поведения.

Запись определения санкций. Санкции – это любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных.

Виды санкций:

    Формальные негативные (наказание за преступление закона или нарушения административного порядка – штраф, тюремное заключение, исправительные работы и др.)

    Неформальные негативные (осуждение человека за поступок со стороны общества – оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др,)

    Формальные позитивные (поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций – награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.)

    Неформальные позитивные (благодарность и одобрение неофициальных лиц – друзей, знакомых, коллег – похвала, одобрительная улыбка и др.).

Определите вид санкции: правительственная награда, низложение с престола, штраф, улыбка, аплодисменты, клевета, дружеская похвала, комплимент, ученая степень, лестные отзывы, понижение в должности, лишение специального права, вручение почетной грамоты.

Проблемный вопрос. Всегда ли поведение людей соответствует социальным нормам?

Слово учителя:

Эйхман Адольф- во времена Второй мировой войны распределял узников в лагеря. Считал, что он ни в чём не виноват, просто исполнял свои обязанности, хорошо выполнял свою работу, выполнял указания начальства. Это пример того, что не всегда надо соблюдать общественные правила, нужно уметь анализировать.

Записывают, что такое социальные нормы.

Просмотр слайда № 4.

Заполнение таблицы (первая колонка).

Просмотр слайда № 5 и заполнение второй колонки.

Установление соответствия в тетрадях.

Отвечают на проблемный вопрос.

Просмотр слайда и запись определения в тетрадь.

Просмотр слайда и запись в тетрадь.

Просмотр слайда и ответ на вопрос устно.

Слайд № 3

Слайд № 4.

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7, 8

Слайд № 9, 10

Подведение итогов урока.

Рефлексия. Что узнали нового? Делают выводы.

Отвечают на вопрос устно.

Технологическая карта урока по обществознанию по теме: «Государство».

11-й класс

Цель: показать сущность и значимость государства.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию представления о государстве, его признаках, формах, функциях;

Развивающие: развивать, критическое мышление, формировать навыки работы с различными источниками (учебник, раздаточный материал), умение находить, критически оценивать, систематизировать полученную информацию, видеть причинно-следственные связи, развивать коммуникативные навыки, умения применять полученные знания;

Воспитательные: воспитывать гражданскую позицию обучающихся, правовую культуру, самостоятельность суждения.

Тип урока: Изучение нового материала.

Технологии: Технология критического мышления.

Методы обучения:

    Словесный;

    Частично-поисковый;

    Наглядно-иллюстративный;

Формы обучения:

    Индивидуальная;

    Групповая;

    Коллективная;

Оборудование:

    Учебник, 11 кл., базовый уровень под редакцией А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой. М. «Русское слово», 2011 г.

    Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под редакцией П. А. Баранова, А. В. Воронцова, С. В. Шевченко. Издательство «Апрель», 2008 г.

    ИКТ, музыкальный центр.

    Раздаточный материал (тексты, схемы, таблицы)

    Сборник заданий ЕГЭ – 2015 г. Издательство «Апрель», 2014 г.

    Презентация к уроку.

Этапы урока:

    Осмысление.

    Рефлексия.

    Подведение итога.

    Домашнее задание.

Результаты урока:

Знать:

    Что такое государство?

    Признаки, функции, формы территориального устройства.

    Теории происхождения государства.

Уметь:

    Анализировать текст;

    Объяснять и формулировать смысл понятий;

    Делать выводы;

    Работать над проблемными заданиями;

    Заполнять таблицу ЗХУ;

    Отстаивать собственную точку зрения;

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вызов

Задача : создание положительной мотивации, включение учащихся в деятельность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель обращается с приветствием к обучающимся. Спрашивает, какой цвет настроения у ребят на начало урока. Затем обращает внимание учащиеся на ситуацию, которая звучит с экрана.

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

Приветствуют учителя

Быстрое включение в работу

Внимательно смотрят видео-ролик. (Прилож № 1)

Вопросы: О каком политическом институте идет речь?

Заполните колонку №1 в вашей таблице. После обсуждения высвечиваются слайды государств. Мозговой штурм. Что такое государство. Вопросы: Всякую ли территорию можно считать государством, чтобы решить проблему? Как вы думаете, что нам нужно знать о государстве? Учитель совместно с учащимися формирует цели урока. Затем цели урока высвечиваются в презентации.

Учащиеся отвечают на вопросы. Каждый ученик вписывает в таблицу « что такое государство «в первую колонку Приложения № 1 «знаю». Учащиеся заполняют вторую колонку. Высказывают предположения по целям урока.

Результат: Активное включение учащихся в работу. Учащиеся самостоятельно формулируют и принимают цели урока .

    Осмысление:

Задача : изучить материал учебника §17 для формирования знаний о признаках, функциях и формах государства; формировать умения: выделить главное, планировать работу, подводить итог.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель обращает внимание учащихся на экран. На слайде слова.

Задание.

Из предложенных слов сложить определение термина государство:

Политическая организация, органы и структура правления, данной страны, тип режима, включающая.

Для ознакомления с признаками государства учащимся предлагается расшифровать картинку и определить признаки государства. (на картинке зашифрованные в рисунках признаки государства)Выслушав учащихся, учитель высвечивает на экране признаки государства.

    Единая территория;

    Единая система управления территориями;

    Единая система законов;

    Монополия на легальное применение силы;

    Право на взимание налогов;

    Обязательное членство в государстве – гражданство;

    Представительство от имени общества в международных организациях;

    Суверенитет. Кроме признаков существуют функции государства(см. добавку к тексту на стр. 3. Вставку см. на обороте).

Слово учителя. Все государства в мире разделяются по форме. Существуют следующие формы государства (слайд презентации)… Но на сегодняшнем уроке мы уделим внимание территориальной организации государства.

Используя функцию КУК (каждый учит каждого) разобрать с учащимися материал о функциях государства. Для этого учащимся раздаются фрагменты текста с внутренними и внешними функциями государства. В течении нескольких минут они читают материал, а затем начинают свободно передвигаться по классу, обмениваясь знаниями.

Учитель делит учащихся на группы. Каждая группа получает задание урока на рабочем листе.

1 группа –« Унитарное государство»

2 группа –« Федерация»

3 группа –« Конфедерация»

Учитель осуществляет слаженную работу в группах: консультирует и направляет деятельность учащихся.

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

Учащиеся устно составляют определение, а после сверяют с истинным определением.

Учащиеся работают с иллюстрацией в парах. Структурируют полученную информацию. Учащиеся активно включены в работу.

Обучающиеся работают с рабочим листом, обращаясь к приложенному материалу §17 и рассматривают таблицы раздаточного материала.

Ученики работают в группах.

Регулятивные. Удерживают цель деятельности. Коммуникативные функции. Несут целью умение формировать собственное определение.

Познавательные. Учащиеся заполняют третью колонку таблицы.

Коммуникативные.

Ученики адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные.

Учащиеся анализируют информацию, систематизируют ее. Обучающиеся работают в группах по 4 человека. Коммуникативные.

Материал обрабатывается в форме кластера или таблицы.

Результат : Восприятие и усвоение полученной информации

    Рефлексия

Задача : Проверка усвоения материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель сообщает о выступлении группы

Задание : «Определи форму национально-государственного устройства».

Группам раздаются карточки с заданием.В конверте контуры государств(например Китай,США, Франция)

    Определи название государства;

    Покажи на карте;

    Назови столицу;

    Определи форму национально-государственного устройства;

    Назови характерные признаки.

Задание «Верно или утверждение». Учащимся предоставляются задания по вариантам.(см. приложение) После проведения письменной работы, учащиеся обмениваются работами и проверяют задания. Возвращение к проблеме – можно ли всякое национальное объединение считать государством?

Задание по выбору.

    Составить синквейн

    Написать акростих со словом государство

    Разобрать «дерево знания»

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

Каждая группа предоставляет результаты своей работы:

1 группа – унитарное государство;

2 группа – федерация;

3 группа – конфедерация.

Обучающиеся выполняют задание в группе.

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Выставляют оценки друг другу.Приложение №2

Каждый ученик на выбор выполняет задание

Познавательные.

Структурируют знания по теме.

Коммуникативные.

Контролируют действия партнера.

Коммуникативные.

Адекватно используют речевые средства.

Познавательные.

Применяют полученные знания на практике.

Познавательные.

Применяют полученные знания при выполнении задания.

Регулятивные.

Осуществляют контроль знаний.

Регулятивные.

Проявляют открытость в осмыслении при проявлении задания.

Цитата урока

«Государственное образование, именовавшееся священной римской империей, не было ни священной, ни государством

Вольтер

Вывод : «Чтобы называться государством,государство должно обладать признаками,иметь форму государственного устройства, форму правления.»

Результат:

Определение соответствия поставленных целей и полученных результатов. Создание благоприятной учебной среды для мотивации ученика к учебной деятельности в дальнейшем.

    Домашнее задание.

Задача : Дать задание на отработку, написания эссе.(темы в практикуме №5 и 6 в учебнике п. 17)

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

    Выполнить практикум

    Написать эссе на выбор:

«Сумеет ли человечество когда-нибудь в будущем обходиться без государства и каким образом» или «Существует ли идеальное государство и какое оно?»

Воспринимают задания, уточняют его

Регулятивные.

Принимают учебную задачу, планируют самостоятельное выполнение.

Приложение: задание для письменной работы:

1.Суверенитет- это независимость государства во внутренней и внешней политике.

2 Международное сотрудничество – это внутренняя функция государства.

3 В унитарном государстве существует союз самостоятельных государственных образований.

4 Гражданство- это политико- правовая связь лица и государства.

5 Монархия и республика- это формы правления.

Иногда кажется, что записи составить просто невозможно, особенно когда нужно отразить причинно-следственные связи большого числа элементов. Сложный материал трудно уместить в столбики линейной таблицы.

Однажды, в 1960-х годах британского студента Тони Бьюзена едва не отчислили из университета. Он просто не мог усвоить материал. Тогда он пошел в библиотеку, чтобы выяснить, как работает мозг. Ему было важно понять, как механизмы восприятия влияют на усвоение новых знаний. Но таких книг просто не оказалось. Тони стал придумывать свой способ ведения записей. Он изучил дневники Леонардо да Винчи и увидел, что гений фиксировал свои мысли с помощью рисунков, символов и соединительных линий. Так появилась новая техника ведения записей – интеллект-карты (Mind Map)

Этот метод основывается на особенностях работы человеческого мозга. Нам трудно увидеть суть предмета, если мы находимся в узких рамках. Поэтому, когда мы изучаем большое количество нового материала, сложно составить таблицу.

Интеллект-карта имеет форму дерева. Каждая ветвь – это понятие, идея. На карте легко проследить иерархию и взаимосвязи. Чем больше фантазии вы проявите – тем лучше будет запоминаться материал.

Вот интеллект-карта из нашего курса ЕГЭ по обществознанию по теме «Формы государства». Вы можете скачать эту карту .

Тоталитаризм иллюстрируем портретом Иосифа Сталина. Демократию – статуей Свободы. Монархию – шапкой Мономаха. Даже беглый взгляд на карту поможет вспомнить, из каких основных элементов состоит понятие.

Представим, на ЕГЭ вам попалось 28 задание, где требуется составить развернутый план по теме «Формы государства». На экзамене можно забыть указать политические режимы. Но на помощь придет образ диктатора, от которого ниточкой потянутся «тоталитаризм» и другие термины.

Такие карты можно рисовать на бумаге, но листа А4 скорее всего не хватит. Поэтому удобнее работать в специальных программах. Мы используем iMindMap , она платная. Но есть и бесплатные аналоги, вот можно посмотреть обзор различных сервисов по построению интеллект-карт.

Составление карт кажется непростой задачей. Но это дело практики. Сделав штук десять карт, вы уже вряд ли вернетесь к обычным записям. После интеллект-карт простые таблицы кажутся громоздкими. Вот пример той же темы из пособия Баранова для подготовки к ЕГЭ по обществознанию:



Случайные статьи

Вверх