Тематические разновидности лирики. Жанры лирики в литературе

Лирика - это литературный род, в котором непосредственно воспроизводятся чувства, мысли, настроения поэта, вызванные взволновавшими его явлениями жизни. Л. И. Тимофеев отмечает, что "лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души, во всех тончайших нюансах человеческой психики и во всей полноте речевой экспрессии, им отвечающей" * .

* (Л. И. Тимофеев. Основы теории литературы, стр. 108. )

В отличие от всех других литературных родов лирика прежде всего и больше всего ориентируется на эмоциональное восприятие читателя. А это сближает ее с другой областью искусства - музыкой, которая также представляет собой образное выражение человеческих переживаний и воздействует именно на чувства человека. Даже само название литературного рода ("лира" - музыкальный инструмент в древней Греции) подчеркивает связь его с музыкой. Этот синтез слова и музыки сохранился до сих пор и обусловил выделение смежных родов, таких как лирико-вокальный и музыкально-драматический.

Генетическая связь поэзии с музыкой проявляется в ее подчиненности ритму и многим другим специфическим особенностям этого искусства (вплоть до развития лейтмотивов или композиционных форм типа рондо или баллады). Музыкальность поэзии признана и поэтами, и композиторами. Развитие лирики всегда в значительной мере было связано с развитием музыки.

Специфической особенностью лирики является субъективное отражение переживаний в образах.

Субъективное восприятие действительности проявляется в поэзии по-разному. Явным преувеличением выглядит попытка некоторых литературоведов свести содержание любого лирического произведения лишь к "самовыражению" поэта, лишь к раскрытию его "я", рассматриваемого к тому же в узко-биографическом плане. Даже в самых интимных стихотворениях, таких, например, как "Я вас любил" Пушкина, выражены не только чувства автора, но и то, что близко, что глубоко понятно и дорого читателям. Другими словами, через конкретное, неповторимо-индивидуальное переживание поэта передается общее, существенное, характерное, что и составляет специфику образного воспроизведения жизни.

Во многих лучших произведениях художник типизирует те переживания, которые являются либо концентрацией его эмоций, либо становятся как бы их проекцией для передачи вымышленному герою, который наделен качествами, поэту непосредственно не свойственными. В связи с этим и возникает важный вопрос о лирическом герое. Введение этого понятия в литературоведение оправдано стремлением теоретиков разграничить авторское "я" и типизированное "я" вымышленного героя, чувства и мысли которого выражаются в произведении от первого лица.

Еще Н. Г. Чернышевский в статье "Стихотворения графини Ростопчиной" утверждал, что "не следует предполагать, будто каждое "я", излагающее в лирической пьесе свои ощущения, по необходимости есть "я" самого автора, которым написана пьеса" * .

* (Н. Г. Чернышевский. Полл. собр. соч., т. 3, стр. 455-456. )

Рассматривая стихотворения, подобные "Черной шали" Пушкина, можно говорить лишь о лирическом герое, который создан творческим воображением автора и который своеобразно выражает чувства и мысли, его взволновавшие.

Понятие лирического героя нельзя также истолковывать слишком широко, ассоциируя его с образом повествователя в эпосе. Лирический герой является лишь одной из возможностей выражения а произведении личности поэта. Советский критик Л. Гинзбург справедливо утверждает, что "в лирике авторское сознание может быть выражено в самых разных формах - от персонифицированного лирического героя до абстрактного образа поэта, включенного в классические жанры, и, с другой стороны, до всевозможных "объективных" сюжетов, персонажей, предметов, зашифровывающих лирического субъекта именно с тем, чтобы он продолжал сквозь них просвечивать" * .

* (Л. Гинзбург. О лирике. М.-Л., 1964, стр. 6. )

Эта "зашифрованность лирического субъекта" особенно характерна для эпиграмм и мадригалов, в которых изображаются конкретные персонажи, а субъективное отношение к ним автора проявляется именно в оценке определенных их качеств, преднамеренно утрированных, а главное односторонне подобранных и изолированных от других, характеризующих облик человека-прототипа.

В то же время надо признать условность разграничений образа лирического героя и образа поэта. Еще Н. В. Гоголь справедливо писал о том, что в любом произведении в большей или меньшей степени отражается личность самого автора. Однако в стихотворениях, подобных пушкинскому "Памятнику", поэт непосредственно выражает свои мысли, чувства, раздумья о поэтическом труде, о значении творчества, о связи литературы с жизнью. Поэтическая декларация, выраженная в произведении, полностью совпадает со взглядами самого автора. Перед нами встает образ поэта с его волнениями, тревогами, симпатиями, с его философскими раздумьями.

В других стихотворениях образ поэта сближается с образом повествователя. В некрасовском "Размышлении у парадного подъезда" все события передаются через восприятие автора, выступающего очевидцем зловещей несправедливости и жестокой бессердечности власть имущих, их пренебрежительного отношения к тяготам и нуждам народа. Образ поэта раскрывается через его эмоциональное отношение к изображенным событиям.

Во многих лирических стихотворениях образ поэта выступает наряду с центральными персонажами в реальной бытовой обстановке (например, в стихотворениях "Школьник" Некрасова или "Товарищу Нетте - пароходу и человеку" Маяковского).

В лирическом стихотворении могут быть воспроизведены и образы-персонажи, выступающие вполне объективно, независимо от автора. Таков, например, образ Катюши в одноименной песне Исаковского. Однако чувства этих образов-персонажей окрашены симпатиями и антипатиями самого поэта. В сатирических стихотворениях эти авторские эмоции выражаются в форме прямого осуждения художником отрицательных явлений действительности.

Проблема сюжета в лирике весьма сложна. Одни исследователи относят все или почти все лирические стихотворения к произведениям бессюжетным в связи с тем, что в них непосредственно не передается развитие событий. Другие рассматривают этот вопрос слишком широко, без учета специфики рода.

Безусловно, пейзажные стихотворения сюжета не имеют. Это относится и к тем лирическим произведениям, которые лишь описывают определенные эмоциональные состояния (эпитафии, мадригалы и т. д.).

О своеобразном, так называемом лирическом сюжете может идти речь применительно к произведениям, рисующим сложное развитие нарастания чувств. В этом смысле можно говорить, например, о стихотворении А. С. Пушкина "Я вас любил", раскрывающем историю отношений лирического героя с любимой.

Вполне определенно о сюжете можно говорить в связи с характеристикой тех стихотворений, в которых в форме воспоминаний или в виде отклика отражаются события из жизни героев, история их отношений, изменения их судеб.

В XIX в. начался тот процесс сближения лирической поэзии с эпической прозой, который определил широкое использование элементов эпического сюжета даже в таких традиционных лирических жанрах, как послание или элегия.

В одних стихотворениях композиция непосредственно обусловлена сюжетом, в других она подчинена развитию центрального образа. Этот образ, выступающий сначала непосредственно, может быть затем заменен метафорой, как, например, в стихотворении "Огонек" Исаковского.

Часто композиционная целостность произведения достигается с помощью кольца-повтора (порой измененного) первых строк (строфы) в начале его и в конце.

Классификация лирических произведений

Классификация лирических произведений по видам и разновидностям весьма сложна. Многообразие лирических стихотворений, выражающих самые различные оттенки чувств, настроений, переживаний; более определенная, чем в произведениях других родов, зависимость жанра от особенностей композиции и языка, а также от ритмики и строфики - все это затрудняет систематизацию, делает весьма трудным разграничение по какому-либо единому принципу.

Существовали разные принципы жанрового разграничения лирики.

В античности, а затем в эпоху классицизма стремились отчетливо дифференцировать жанры по форме и содержанию. Рационалистические воззрения классицистов обусловливали установление определенных жанровых канонов. В дальнейшем многие традиционные виды лирики не получали своего развития (эклога, эпиталама, пастораль), другие изменили характер, приобретая иной социальный смысл (элегия, послание, эпиграмма).

В поэзии со второй половины XIX в. весьма условными стали разграничения между сохранившимися видами. Послание, например, нередко приобретало особенности элегии или оды.

Почти изжила себя классификация, основанная на разграничении стихотворений по строфике. От нее в современной европейской поэзии остались лишь выделение сонетов, а в восточной поэзии - восьмистиший, газелей, рубаий и некоторых других устойчивых строфических форм.

Наиболее распространена сейчас классификация по тематическому принципу. В соответствии с ней разграничивают лирику на патриотическую (например, "Стихи о советском "паспорте" Маяковского), социально-политическую ("Коммунистическая марсельеза" Бедного), историческую ("Бородино" Лермонтова), философскую ("Человек" Межелайтиса), интимную, ("Строки любви" Щипачева), пейзажную ("Весенняя гроза" Тютчева).

Конечно, это разграничение очень условно, и поэтому одно и то же стихотворение может быть отнесено к различным видам. Так, "Бородино" Лермонтова - произведение и историческое, и патриотическое. В пейзажных стихах Ф. И. Тютчева выражены его философские идеи (например в "Фонтане"). "Стихи о советском паспорте" Маяковского, относимые обычно к патриотической лирике, с неменьшим основанием можно рассматривать и как образец социально-политического, и как пример интимного стихотворения. В связи с этим при определении вида необходимо учитывать соотношение в лирическом произведении различных лейтмотивов, определяя, какому из них принадлежит доминирующая роль.

Вместе с тем в современной поэзии продолжают появляться лирические стихотворения, соответствующие в большей или меньшей степени таким традиционным жанровым формам, как эпиграмма, послание, элегия, ода.

Ода

В современном литературоведении ода обычно определяется как лирическое стихотворение, прославляющее важное историческое событие или выдающуюся историческую личность.

Истоки оды - в античной поэзии. Однако в древней Греции этим названием обозначали не только хвалебные песни, но и произведения различного содержания, исполняемые под аккомпанемент музыкального инструмента. На развитие этого жанра в дальнейшем особое воздействие оказали "эпиникии" (хвалебные оды) древнегреческого поэта Пиндара (518-442 гг. до н. э.), прославлявшие героев - победителей состязаний в торжественной, насыщенной изысканными тропами и фигурами форме. Оды Пиндара и Горация рассматривались как образцы классицистами, выработавшими основные критерии этого жанра. Уже в творчестве основоположника классицизма во Франции Ф. Малерба (1555-1628) ода выступила как "высший" жанр, наиболее точно и полно отражающий принципы этого литературного направления. Ода служила восхвалению абсолютной монархии и ее приверженцев, прославлению побед королей и полководцев. Торжественная возвышенность содержания определяла своеобразие композиции и особенности языка.

Поэты прибегали в одах к многочисленным тропам (особенно метафорам и перифразам) и риторическим фигурам. Слова из живого разговорного языка, а тем более просторечия и вульгаризмы, из од изгонялись как чуждые ее возвышенной природе. К обязательным требованиям, предъявляемым к оде, относились точность строфического построения (наиболее употребительной была десятистрочная строфа), чистота ритмического строя (недопустимость пиррихиев), звучность рифм, недопустимость переносов и т. д.

Теория и практика французских классицистов оказала сильное влияние на развитие этого жанра в литературах других европейских стран вплоть до конца XVIII в.

Оды предназначались для произнесения в торжественной, праздничной обстановке, что сближало их с выступлениями ораторов.

В русской поэзии торжественные оды создавались М. В. Ломоносовым, Г. Р. Державиным и другими классицистами. Ставшая хрестоматийной "Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года" Ломоносова представляет собой классический образец произведений этого жанра. "Ода Ломоносова, - писал Ю. Тынянов - может быть названа ораторской не потому или не только потому, что она мыслится произносимой, но потому, главным образом, что ораторский момент стал определяющим, конструктивным для нее. Ораторские принципы наибольшего воздействия и словесного развития подчинили и преобразили все элементы слова...".

Выдающийся русский поэт Г. Р. Державин, придерживаясь в своем "Рассуждении "О лирической поэзии или об оде" этих классицистических принципов, в творческой практике значительно расширил тесные рамки этого жанра. Так, в "Фелице" Державина наблюдаются недопустимые по законам жанра просторечия, изображение бытовых деталей, ирония и даже сатирический элемент.

В дальнейшем эволюционировали и содержание, и форма оды. В творчестве прогрессивных поэтов XIX в. критика тиранов сочеталась с прославлением свободы. Таковы ода "Вольность" Радищева, одноименное стихотворение Пушкина, ряд произведений поэтов-декабристов. К созданию од обращались особенно часто в годы подъема революционного движения. Однако этот во многом риторический, традиционный жанр не соответствовал основным принципам прогрессивного романтизма и критического реализма. Во второй половине XIX в. ода уступает место гимнам, кантатам, ораториям и другим видам лирико-вокального рода. В этом нельзя не заметить возвращения к истокам одической поэзии, органически связанной с музыкой на заре своего развития.

В советской поэзии "Оду революции" создал В. В. Маяковский. К созданию произведений этого жанра обращались и другие поэты. Серьезные изменения в специфике оды, происшедшие в этот период, выражаются в значительном сокращении объема, в обновлении лексики, в более ограниченном использовании тропов и фигур.

Элегия

Значительную эволюцию претерпела в истории мировой поэзии и элегия. Она ведет начало от античного вокального жанра - жалобной песни (сам термин произошел от названия древнегреческого инструмента, сопровождавшего эту песню).

Однако в дальнейшем термином "элегия" стали обозначать произведения различных областей искусства: в музыке - небольшие инструментальные произведения грустного, скорбного характера, в поэзии - небольшие лирические стихотворения, выражающие печаль. Широкое распространение этот жанр получил у сентименталистов. "Элегия, написанная на сельском кладбище" Грея оказала сильное воздействие не только на английскую поэзию, но и на творчество немецких, французских и русских поэтов, в частности на В. А. Жуковского.

К жанру элегии обращались И. Гете, Ф. Шиллер, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, которые наполняли эти стихотворения глубокими философскими раздумьями, искренними, взволнованными чувствами и переживаниями. Такова, например, элегия А. С. Пушкина "Безумных лет угасшее веселье..." (1830), проникнутая печалью минувших дней и тяжелыми предчувствиями.

К жанру элегии близки (некоторые произведения Н. А. Некрасова и др. Однако в поэзии критического реализма она постепенно утрачивает свои специфические видовые особенности. Содержание даже самых скорбных лирических стихотворений этих поэтов не исчерпывается лишь сожалением о личных утратах, в них отражаются социальные противоречия. Элегия приобретает и общественный характер. Таково, например, стихотворение "Памяти Добролюбова" Некрасова. В нем горечь о безвременной гибели молодого талантливого друга выливается в гражданскую скорбь поэта об утрате одного из лучших сыновей Родины.

В литературе социалистического реализма этот жанр в своем классическом виде почти не развивается. Очень близко по содержанию к элегии стихотворение В. В. Маяковского "Товарищу Нетте - пароходу и человеку". Оно наполнено раздумьями о судьбе друга, погибшего в борьбе с врагами за Советскую власть, и вместе с тем (проникнуто оптимизмом, верой в бессмертие героев, отдавших жизнь народу. Все это резко противоречит той грустной эмоциональной настроенности, которая определяла специфику этого вида.

В эпоху Великой Отечественной войны в интимной лирике отчетливо проявлялись те особенности, которые позволяют многие из стихотворений отнести к элегиям ("С тобой и без тебя" Симонова, "Я убит подо Ржевом" Твардовского и др.). "Печаль, грусть, горечь утрат, сжимающее сердце чувство жалости - вот их эмоциональное содержание, - пишет современный исследователь Кузьмичев. - Но не только грусть или горькое чувство определяет их тон... Великая правда чувства в них связана с глубокой тревогой за судьбу отечества" * . Оптимизмом, нерасторжимой связью личного и общественного отличаются и близкие к элегии стихотворения Я. Смелякова, Н. Заболоцкого, М. Светлова, написанные в послевоенные годы.

* (И. Кузьмичев. Жанры русской литературы военных лет. Горький, 1962, стр. 166. )

Послание

Послание - это стихотворение, написанное в форме обращения чаще всего к известному, непосредственно названному собственным именем лицу. В нем поэты выражают свои мысли и чувства, вызванные событиями политической, научной, литературной борьбы. В соответствии с этим и различают основные разновидности посланий: политические ("К Чаадаеву" Пушкина), научные (послание Ломоносова к Шувалову "О пользе стекла"), литературные ("Эпистола о стихотворстве" Сумарокова). Распространены также очень близкие к эпиграммам и мадригалам, но более пространные, чем они, шутливые и сатирические послания. ("Послание к слугам моим" Фонвизина). Стихотворения этого жанра отличаются обычно задушевностью, остроумием.

Сама форма обращения предоставляет возможность непосредственного изложения взглядов, высказываемых близким друзьям, единомышленникам. При всей своей конкретной "привязанности" даже к определенным историческим личностям, каждое поэтическое послание обладает обобщающим характером. Многие из них настолько насыщены теоретическими положениями, полемикой по научным проблемам, что приближаются к трактатам. Это и обусловило отнесение послания некоторыми литературоведами к дидактической поэзии или к публицистике.

Возникновение стихотворного послания как самостоятельного вида лирики относят к тому времени, когда в римской поэзии с произведениями этого жанра выступили Гораций и Овидий. К нему охотно обращались и поэты позднейших литературных эпох (Вольтер, Руссо, Гете и др.).

Расцвет послания в русской поэзии связан с творчеством А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, придавших ему острую социально-политическую направленность, агитационно-пропагандистский характер и вместе с тем исключительную эмоциональную напряженность, простую и изящную форму. "Послание в Сибирь" А. С. Пушкина и ответ декабриста А. И. Одоевского ("Струн вещих пламенные звуки...") принадлежат к шедеврам этого жанра.

Исследователи русской лирики отмечают падение интереса к посланию в литературе второй половины XIX в., считая, что в дальнейшем поэты пользуются им преимущественно в целях стилизации. Однако в советской поэзии этот жанр получил интенсивное развитие, приобретая отчетливую конкретность и публицистичность ("Послание пролетарским поэтам" Маяковского, "Открытое письмо" Симонова и др.).

Эпиграмма

По своему объему, а главное по содержанию, эпиграмма резко отличается от од, элегий и посланий. Так сейчас называют лаконичные сатирические или юмористические стихотворения, направленные против определенного лица или события. Эти произведения отличаются своеобразной композицией. Они состоят обычно из двух частей - посылки, сообщающей приметы того лица или события, о котором говорится в стихотворении, и краткой завершающей остроты (франц. point), которая своей неожиданностью, меткостью, афористичностью определяет смысл эпиграммы. Такова, например, известная эпиграмма А. С. Пушкина на графа М. С. Воронцова (1824):

Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будет полным наконец.

Эпиграмма имеет сложную многовековую историю. В древнегреческой поэзии так назывались надписи на памятниках умершим или на каких-либо предметах (само слово "эпиграмма" на древнегреческом языке означает "надпись").

Античные эпиграммы отличались особым ритмом: первая строка представляла собой гекзаметр, вторая - пентаметр. Впоследствии эпиграммами в античной поэзии стали называться любые стихотворения, соответствующие этой стихотворной форме (элегическому дистиху). От них ведут свое происхождение так называемые антологические эпиграммы, представляющие собой краткие стихотворения философского характера, написанные элегическим дистихом. Они создавались и в русской поэзии XIX в. Образцом антологической эпиграммы является стихотворение А. С. Пушкина, адресованное Н. И. Гнедичу - переводчику "Илиады" Гомера:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Старца великого тень чую смущенной душой * .

* (А. С. Пушкин, Поли. собр. соч., т. 3, стр. 183. )

Более интенсивное развитие получила другая разновидность эпиграммы - сатирическая. Исследователи считают родоначальниками этого жанра римских поэтов Марциала и Катулла, создателей едких и остроумных стихотворений с неожиданными концовками. К этому жанру обращались многие французские и немецкие поэты XVIII-XIX вв., в том числе Ж. Лафонтен, И. Гете, Ф. Шиллер.

Расцвет этого жанра в русской поэзии относится к первой трети XIX в. Получившие распространение с конца XVII в. в нашей литературе разновидности эпиграммы - бытовая, политическая, литературная - в этот период становятся острым оружием в борьбе прогрессивных поэтов с реакционными явлениями русской действительности. Такова резко обличительная эпиграмма А. С. Пушкина на царя Александра I.

В середине и во второй половине XIX в. роль эпиграммы в литературной и политической борьбе в России начинает ослабевать в связи с возникновением и развитием тех сатирико-публицистических жанров (фельетонов, памфлетов и др.), которые позволяли более определенно и целенаправленно обличать врагов свободы. Однако и в этот период остроумные эпиграммы создают Н. А. Некрасов, Н. П. Огарев, М. Михайлов и другие представители революционной демократии. В последние десятилетия XIX в. происходит "измельчание" эпиграммы, которая откликается лишь на мелкие бытовые вопросы или малозначительные явления литературной жизни.

Возрождение эпиграммы в русской поэзии связано с творчеством поэтов социалистического реализма. Еще в дооктябрьские годы Д. Бедный удачно использовал этот жанр для обличения представителей самодержавно-буржуазной России. В советской поэзии успешно разрабатывали эпиграмму В. В. Маяковский, С. Я. Маршак, М. Светлов. К этому жанру обращаются А. Безыменский, С. Смирнов, Э. Кроткий и другие сатирики.

В литературе последних лет наметилось тесное сближение эпиграммы с подписью к дружескому шаржу и с так называемой короткой басней.

Литературой называют произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обшественным значением. Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов : эпосу, лирике или драме.

Эпос (от греч. "повествование") - обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.

Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений - как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).

Драма (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.

В пределах каждого рода литературы выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
эпопея ода трагедия
роман элегия комедия
повесть гимн драма
рассказ сонет трагикомедия
сказка послание водевиль
басня эпиграмма мелодрама

Трагедия (с греч. «козлиная песня») – драматическое произведение с непреодолимым конфликтом, где изображается напряжённая борьба сильных характеров и страстей, завершающаяся гибелью героя.

Комедия (с греч. «весёлая песня») – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

Драма – это литературное произведение в форме диалога с серьёзным сюжетом, изображающее личность в её драматических отношениях с обществом.

Водевиль – лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

Фарс – театральная пьеса лёгкого, игривого характера с внешними комическими эффектами, рассчитанная на грубый вкус.

Ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня, произведение, воспевающее, восхваляющее какое-либо значительное событие или героическую личность.

Гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера. Первоначально гимны посвящались богам. В настоящее время гимн является одним из национальных символов государства.

Эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

Элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.

Послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание.

Сонет (от прованс. «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х катренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

Поэма (с греч. «делаю, творю») – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

Баллада – лиро-эпический жанр, сюжетная песня драматического содержания.

Эпопея – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.

Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.

Повесть – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.

Рассказ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.

Сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

Басня – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.

Ода – ведущий жанр высокого стиля, характерный прежде всего для поэзии классицизма. Ода отличается каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами (“тихий” или “стремительный” приступ, наличие отступлений, дозволенный “лирический беспорядок”) и видами (оды духовные, торжественные – “пиндарические”, нравоучительные – “горацианские”, любовные – “анакреонтические”).

Гимн – торжественная песнь на стихи программного характера.

Элегия – жанр лирики, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего – от первого лица, без отчетливой композиции”.

Идиллия – жанр лирики, небольшое произведение, рисующее вечно прекрасную природу, иногда в контрасте с мятущимся и порочным человеком, мирную добродетельную жизнь на лоне природы и т. п.

Сонет – стихотворение из 14 строк, образующих 2 катрена и 2 терцета или 3 катрена и 1 двустишие. Известны следующие виды сонетов:

“французский” сонет – abba abba ccd eed (или ccd ede);

“итальянский” сонет – abab abab cdc dcd (или cde cde);

“английский сонет” – abab cdcd efef gg.

Венок сонетов – цикл из 14 сонетов, в которых первый стих каждого повторяет последний стих предыдущего (образуя “гирлянду”), а вместе эти первые стихи складываются в 15-й, “магистральный” сонет (образуя глоссу).

Романс – небольшое стихотворение, написанное для сольного пения с инструментальным аккомпанементом, для текста которого характерны напевная мелодика, синтаксическая простота и стройность, законченность предложения в границах строфы.

Дифирамб – жанр античной лирики, возникший как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса, или Вакха, позднее – в честь других богов и героев.

Мадригал – небольшое стихотворение преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке.

Дума – лироэпическая песня, для стиля которой характерны символические картины, отрицательные параллелизмы, ретардация, тавтологические обороты, единоначатия.

Послание – жанр лирики, стихотворное письмо, формальным признаком которого является наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и пр. Содержание послания по традиции (от Горация) – преимущественно морально-философское и дидактическое, но были многочисленные послания повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворения, обычно с остро"той в конце.

Баллада – стихотворение с драматическим развитием сюжета, в основе которого лежит необыкновенная история, отражающая сущностные моменты взаимодействий человека и общества или межличностных взаимоотношений. Характерные черты баллады – небольшой объем, напряженный сюжет, обычно насыщенный трагизмом и таинственностью, отрывистое повествование,драматический диалогизм, напевность и музыкальность.

Синтез лирики с другими родами литературы

Лиро-эпические жанры (виды) – литературно-художественные произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики; сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического “я”. Связь двух начал может выступать как единство темы, как саморефлексия повествователя, как психологически-бытовая мотивировка рассказа, как прямое участие автора в разворачивающемся сюжете, как обнажение автором собственных приемов, становящееся элементом художественной концепции. Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений.

Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме, обладающее такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания.

Лирический герой – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика.

Формы лирического высказывания:

    монолог от первого лица (А.С. Пушкин – “Я вас любил…”);

    ролевая лирика – монолога от лица введенного в текст персонажа (А.А. Блок – “Я – Гамлет, / Холодеет кровь…”);

    обращение к какому-либо неопределенному лицу (Ф.И. Тютчев – “Silentium”);

    сюжет (М.Ю. Лермонтов – “Три пальмы”).

ЛИРИКА – род лит-ры, в котором мир осваиваивается эстетически как царство субъектности. Объект – внутренний мир человека. Содержание – переживание (мысли, чувства). Объективный мир в лирике – повод к переживанию или его внешний оттиск. Основные ценности – духовные: благородство и сила мысли, культура чувств, богатство эмоций.

Носители лирических переживаний:

2) Герой ролевой лирики – герой выступает другим по отношенению к автору (особ.речев. манера отличная от лит норм)

3)Поэтический мир. Худ. реальность является наглядно-зримым воплощением переживания.

Предмет изображения в лирике – внутренний мир человека. Содержательная доминанта: переживания (какого-то чувства, мысли, настроения). Форма словесного выражения – монолог. Функции слова – выражает состояние говорящего. Эмоциональная сфера человеческих эмоций, внутренний мир, путь воздействия – суггестивность (внушение). В эпосе и драме пытаются выявить общие закономерности, в лирике – единичные состояния человеческого сознания.

Нерациональные ощущения и устремления. Неповторимость, хотя и есть элемент обобщения для передачи своих мыслей современникам. Созвучие с эпохой, возрастом, эмоциональными переживаниями. Как род литературы лирика важна всегда.

В основе лежат переживания. Лирический сюжет – это развитие и оттенки авторской эмоции. Часто говорят, что лирика бессюжетна, но это не так.

Поэт отстаивает право писать в легком, малом жанре. Малые жанры возвели в абсолют. Подражания другим жанрам, игра ритмами. Иногда из-за жизненной подоплеки появляются циклы стихотворений.

Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов и Л.Я. Гинзбург «О лирике». Есть синонимы «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я». Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике. Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.

Могут быть разные носители, поэтому два вида лирики: автопсихологическая и ролевая. Пример: Блок «Я Гамлет…» и Пастернак «Гул затих…». Образ один, но лирика разная. Блок играет в спектакле, это переживание межличностных отношений – автопсихологическая лирика. У Пастернака – ролевая, даже входит в цикл Юрия Живаго. Большая часть в стихотворной форме

Жанры лирики возникли в античные времена. Вот некоторые примеры жанровых лирических произведений: гимн (хвалебная песнь), ода (прославление лица или события), эпитафия (надгробная надпись, иногда шуточная), эпиталама (стихи на бракосочетание), эпиграмма (сатира на человека), дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма). Это деление сохранялось долго, но примерно в середине 19 века и позднее стали появляться лирические жанры большой формы, например, лирическая поэма (Уитмен «Листья травы», Блок «Соловьиный сад»). Они сменили короткую лирическую песню – элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже). Такие жанры роднятся с жанром баллады («Людмила» и «Светлана» В.Жуковского, «Рыцарь на час» Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их музыкального оформления называют романсами.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

(ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание)

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.

ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.

ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.

ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.

СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами.

Драма как литературный род. Жанры драматических произведений.

Драма - (др.-гр. действие, действо) – одно из литературных течений. Драма как род литературы в отличие от лирики и подобно эпосу драма воспроизводит прежде всего внешний для автора мир – поступки, взаимоотношения людей, конфликты. В отличие от эпоса она имеет не повествовательную, а диалогическую форму. В ней, как правило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Авторская речь иногда может быть в драме, но носит вспомогательный характер. Иногда автор кратко комментирует реплики своих героев, делает указания на их жесты, интонацию.

Драма тесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра.

Драма рассматривается как венец литературного творчества. Примерами драмы является пьеса «Гроза» Островского, «На дне» Горькова.

О драматических жанрах нужно говорить, не забывая, что драма сама по себе – жанр, возникший на стыке литературы и театра. Анализировать их в отдельности друг от друга нельзя. Мы говорили о драме уже достаточно, однако, значения драме как театральному действу не дали до сих пор.

Для того, чтобы какое бы то ни было произведение называлось драмой, оно как минимум должно содержать в себе конфликт, либо конфликтную ситуацию. Конфликт имеет право быть и комичным и трагичным. Зачастую драма вмещает в себе большое количества и того и другого. Наверно поэтому, она нередко трактуется в специализированной литературе как промежуточный жанр.

Драма может быть психологической (как на сцене, так и в литературе), социальной, философской, основанной на бытовом или историческом конфликте, также нередко встречается и комбинация из перечисленных выше видов, особенно это будет характерно для драмы литературной. Драма также может быть национальной, так можно выделить испанскую драму – её иногда ещё называют «драмой чести» или «комедией плаща и шпаги», тут всё целиком и полностью зависит от того, какой конфликт разработан в драме. Жанры драмы – способны проявляться только в литературе. Их на самом деле не слишком много:

Пьеса (повествование в прозе либо стихотворной форме, в котором фигурируют действующие лица, автор, и наличествуют ремарки)

Комедия

Интермедия

Трагедия

Бурлеск

Хроника (историческая, психологическая, ретроспективная)

Сценарий

Драматическая проза отличается от прозы обычной в первую очередь тем, что в ней много постоянно сменяющих друг друга событий, при этом большое количество действующих лиц, гораздо большее, чем скажем в обычном рассказе, хотя объём повествования может быть одинаков. Считается, что читатель в состоянии запомнить не более 5-7 действующих персонажей, драма нередко нарушает этот закон, у читателя драматического произведения всегда есть возможность заглянуть на форзац и посмотреть, кто именно тот герой, о котором он совсем забыл.

Лироэпические произведения.

Лиро-эпический род литературы - художественные произведения в стихотворной форме, в которых сочетаются эпическое и лирическое изображения жизни.

В произведениях лиро-эпического рода жизнь отражена, с одной стороны, в стихотворном повествовании о поступках и переживаниях человека или людей, о событиях, в которых они принимают участие; с другой стороны, - в переживаниях поэта-повествователя, вызванных картинами жизни, поведением действующих лиц в его стихотворном рассказе. Эти переживания поэта-повествователя обычно выражены в произведениях лиро-эпического рода в так называемых лирических отступлениях, иногда непосредственно не связанных с ходом событий в произведении; лирические отступления - один из видов авторской речи.

Таковы, например, известные лирические отступления в стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в его поэмах; таковы в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главы «От автора», «О себе» и лирические отступления в других главах поэмы.

ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ): поэма, баллада.

ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему.

БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

трагедия, комедия, драма (в узком смысле).

ТРАГЕДИЯ (с греч. tragos ode – «козлиная песня») – драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу сильных характеров и страстей, которое обычно заканчивается гибелью героя.

КОМЕДИЯ (с греч. komos ode – «веселая песня») – драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, обычно высмеивающее общественные или бытовые пороки.

ДРАМА («действие») – это литературное произведение в форме диалога с серьезным сюжетом, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом. Разновидностями драмы могут быть трагикомедия или мелодрама.

ВОДЕВИЛЬ – жанровая разновидность комедии, это лёгкая комедия с пением куплетов и танцами.

1. Ода - жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление (напр., ода А С. Пушкина «Вольность», ода «На день восшествия...» М. В. Ломоносова). Истоки жанра восходят к античности (напр., оды Горация). Особое развитие получила в классицизме. 2. Песня - может выступать и как эпический, и как лирический жанр. Эпическая песня обладает сюжетностью (см. определение эпических жанров) и, как правило, она больших объемов, нежели лирическая (напр., «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина), в основе же лирической песни лежат переживания главного героя или автора (напр., песня Мери из «Пира во время чумы» А. С. Пушкина). 3. Элегия - жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире (напр., «Погасло дневное светило» А. С. Пушкина). 4. Послание - жанр, не связанный с определенной традицией (романтической, классицистической и т. п.). Основная характерная черта - обращенность к какому-либо лицу (напр., «Пущину», «К Чаадаеву» А. С. Пушкина). 5. Сонет - особый вид лирического стихотворения, характеризующийся жесткими требованиями к форме: в сонете должно быть 14 строк (напр., «Суровый Дант не презирал сонета...» А. С. Пушкина). Различают два типа сонета: 1. Английский сонет, состоящий из трех четверостиший и одного двустишия в конце (напр., сонеты В. Шекспира). 2. Французский сонет, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший. Эта разновидность, как явствует из названия, широко использовалась французскими поэтами (напр., поэтами «Плеяды» - П. Ронса-ром, Ж. Дю Белле и др., позже французскими символистами - П. Верденом, Ш. Бодлером и др.). В России эта разновидность была особо популярна в эпоху символизма, практически все русские символисты использовали ее в своем творчестве (напр., К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, А. А. Блок и другие). 6. Эпиграмма, сатира . Эпиграмма - короткое стихотворение, как правило, не более четверостишия, высмеивающее или представляющее в юмористическом ключе какое-либо конкретное лицо - (напр., «На Воронцова» А. С. Пушкина). Сатира - более развернутое стихотворение, как по объему, так и по масштабу изображаемого. Обычно в сатире высмеиваются не недостатки какого-либо конкретного лица, но пороки социальные. Для сатиры характерен гражданский пафос (напр., сатиры А. Д. Кантемира, «Румяный критик мой, насмешник толстопузый...» А. С. Пушкина). Истоки эпиграммы и сатиры восходят к античности, в особенности к древнеримской литературе (напр., произведения Марциалла, Катулла и др.). Подобное разделение на жанры условно, так как в чистом виде перечисленные жанры встречаются достаточно редко. Обычно стихотворение сочетает в себе признаки нескольких жанров. Напр., «К морю» А. С. Пушкина сочетает в себе признаки элегии и послания, «Деревня» Пушкина же - является элегией, но одновременно поднимает гражданские проблемы.

Жанры драматургии

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра - трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Однако античная драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых - идея фатума, предопределенности, судьбы. Важную роль в античной драме играл хор - он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию (т. е. зрители как бы сами являлись участниками действия). Предполагается, что разыгрывание трагедий изначально являлось неотъемлемой частью так называемых «дионисий» или, в римском варианте, «вакханалий», празд-.. неств, связанных с почитанием бога виноделия и виноградарства Диониса (Вакха); представление сцен из жизни этого бога являлось важным звеном в так называемых «оргаистических» (т. е. эротических) ритуалах, конечной целью которых было: высвободив сдерживаемые инстинктивные желания, пережить очищение, так называемый «катарсис», который в «Поэтике» Аристотеля определяется как «очищение при помощи страха и сострадания». Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе которых лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч. В средние века христианская церковь способствует возникновению новых драматических жанров - литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма. В 18 веке как жанр сформировалась драма (см. ниже), распространились также мелодрамы, фарсы, водевили. Особого расцвета драматургия после античных времен достигает в эпоху классицизма. Именно ъ эпоху классицизма формулируются особые правила драматургии, основным из которых было так называемое «единство места, времени и действия» (см. раздел «Классицизм»). В современной драматургии все большее значение приобретает такой жанр, как трагикомедия. Драма последнего столетия включает в себя и лирическое начало - так называемые «лирические драмы» (М. Метерлинк, А. А. Блок).



Случайные статьи

Вверх