Урок биологии "формы взаимоотношений между организмами". Конспект урока биологии "взаимоотношения между организмами"

Презентация - Типы экологических взаимоотношений организмов

В природе каждый живой организм живет в окружении множества других представителей. Экологические взаимодействия организмов обычно имеют чрезвычайно сложный характер, зависят от многих факторов и по-разному протекают в различных условиях.

Все взаимоотношения делятся на 6 групп. Рассмотрим их на конкретных примерах:
Взаимополезные
Полезновредные
Взаимовредные
Полезнонейтральные
Вреднонейтральные
Нейтральные
Скачать и читать Презентация - Типы экологических взаимоотношений организмов

Презентация - Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и процессов позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров.
Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере можно разделить на несколько основных этапов
На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модель.
Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования (целей моделирования), свойства объекта, а несущественными свойствами пренебрегает
На втором этапе создается формализованная модель, т. е. описательная Скачать и читать Презентация - Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Презентация - Пищеварительная система

Цель презентации :
Повторить особенности строения и функционирования органов пищеварительной системы

Функции питания :
Строительная
Энергетическая
Снабжение организма БАВ

Питательные вещества :
Белки
Жиры
Углеводы
Минеральные соли
Витамины
Скачать и читать Презентация - Пищеварительная система

Презентация - Фосфор - строение и свойства

Сравнение свойств разновидностей фосфора

Фосфор белый (жёлтый) Имеет молекулярную кристаллическую решетку кубического типа, состоящую из молекул Р4, которые могут свободно вращаться, связаны очень непрочными связями и имеют форму тетраэдра. В чистом виде совершенно бесцветен и прозрачен, продажный продукт окрашен в желтоватый цвет и по внешнему виду похож на воск. На холоду хрупок, мягкий при темп. выше 15 градусов Цельсия, с характерным запахом. Легоплавок и летуч. Очень ядовит. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. В порошке самовоспламеняется. При темп. 34оС. Поэтому его хранят под водой.

Фосфор красный Имеет аморфное строение или атомную кристаллическую решетку, полимерное строение: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи. Несколько отличен «фиолетовый фосфор», состоящий из группировок Р8 и Р9, уложенных в длинные трубчатые структуры с пятиугольным сечением. Порошок красно-бурого цвета (название красный относится сразу к нескольким модификациям, отличающимся по плотности и окраске от оранжевой до тёмнокрасной и даже фиолетовой), не ядовит. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. Не светится в темноте. Загорается лишь при поджигании, а самовоспламеняется при темп. более 200оС

Фосфор чёрный Кристаллическая форма. Построен из объёмных шестиугольников с атомами фосфора в вершинах, связанных друг с другом в слои (напоминает графит) Наименее активная форма. Внешне похож на графит. При нагревании без доступа воздуха переходит в пар, из которого конденсируется белый фосфор
Скачать и читать Презентация - Фосфор - строение и свойства

Презентация - pH жидкостей, необходимых для человека

Знаем ли мы, что нужно и что не следует употреблять в пищу, какими средствами гигиены и кому можно пользоваться?
Можем ли мы в домашних условиях определять уровень pH?

Цель:
Исследовать pH среды жидкостей, необходимых для человека и выяснить влияние кислотности среды на здоровье человека

Задачи:
Изучить литературные источники по названой теме;
Получить и исследовать индикаторы из натурального сырья;
Практически ознакомиться с методикой определения pH среды жидкостей, применяемых человеком.

Объект исследования
Напитки, средства гигиены, моющие средства, жидкости окружающие нас в природе, Жидкости входящие в состав организма человека;
Различные растения, из которых можно получить индикаторы

Водородный показатель
Водородный показатель, pH (произносится «пэ аш»), - это мера концентрации ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность.
Скачать и читать Презентация - pH жидкостей, необходимых для человека

Презентация - Органы чувств

Данный проект охватывает тему
«Значение органов чувств» из раздела биологии «Нервная система человека».
Работа по группам создаёт ситуацию успешности.
Познавательная деятельность позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия: слуховой анализатор, звуковое восприятие.
Проблемные вопросы развивают интерес к биологии.

Дидактические цели :
Формирование биологической грамотности и усвоение специфичности анализаторов;
Формирование критического мышления;
Формирование навыков работы в команде.
Методические задачи
:
Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведённой работе;
Научить применять новые компьютерные технологии.

Цели урока:

  • Сформировать знание основных биотических связей, как основы существования живых организмов в экосистемах;
  • развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать понимание ответственности перед микро- и макромиром за свою деятельность, которая может привести к разрушению экосистем.

Учебник: Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2005 г.

Домашнее задание: п.5.3 Творческое задание – приготовить электронную презентацию на тему: «Биотические факторы среды».

Эпиграф урока: «Нет ничего более изобретательного, чем природа». Цицерон

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивационный этап.

Учитель: Организм. Мельчайший вирус, крошечная бактерия, одноклеточная водоросль, зеленое растение… система, созданная силами природы. А жизнь помимо сложных внутренних процессов есть еще и непрерывное взаимодействие с внешним миром. Не только абиотические связи, не только постоянная потребность в притоке энергии важны для всех живущих на Земле. Тысячи взаимосвязей с другими организмами – растений с растениями, растений с животными. Иногда они второстепенны, почти незаметны, но всегда играющие важную роль в благополучии и самом существовании организма.

Кодограмма 1

Тема нашего урока «Биотические факторы среды». Определим цель нашего занятия. (Обсуждение, работа с эпиграфом и формулирование цели урока).

3. Операционно-исполнительский этап.

Учитель:

  1. Что называют средой обитания?
  2. Какие факторы относят к факторам живой природы?

Все воздействия, оказываемые живыми организмами друг на друга, относятся к биотическим факторам. Их можно разделить на две группы.

Схема на доске:

Межвидовые отношения, как правило, отличаются многообразием проявлений. Если два вида вступают во взаимоотношения, то положение вида при разных формах биотических связей обозначается условными знаками:

  • + особи вида извлекают пользу;
  • - особи испытывают угнетение;
  • 0 отсутствует влияние.

Давайте выполним упражнение (выполнение задания 1 приложения, обсуждение результатов ).

Рассмотрим некоторые из форм взаимоотношений между живыми организмами.

Хищничество

Учитель: Это одна из наиболее враждебных и крайних форм взаимоотношений, крайних, но неизбежных. Хищничество имеет для одного положительное, а для другого вида отрицательное значение.

  • типичное собирательство
  • типичное хищничество

- Что можно сказать об особенностях хищников? (выполнение задания 2 приложения ).

  • питаются за счет других;
  • характерно охотничье поведение;
  • цикл развития не связан с циклом развития жертвы.

- А какие особенности характерны для жертв хищников?

Кодограмма 2

- Почему нельзя истреблять хищников?

Кодограмма 3

(Обсуждение роли хищников в регуляции численности популяций и выполнение задания 3 приложения ).

Вывод: Хищничество, связанное с активным поиском и энергичными способами овладения добычи ведет к выработке разнообразных экологических адаптаций (развитие органов чувств, быстрой реакции, скорости бега – у жертв; выносливости, скорости бега, быстроты реакции на добычу – у хищников).

Конкуренция

Учитель: Данная форма взаимоотношений возникает между видами со сходными экологическими потребностями, каждый из видов находится в невыгодном положении, так как присутствие другого уменьшает возможность в овладении пищевыми ресурсами, убежищами и другими средствами существования. Формы конкурентных взаимодействий могут быть самыми разнообразными: от прямой физической борьбы до мирного существования. Тем не менее, если два вида оказываются в одном сообществе рано или поздно один вид вытеснит другой (принцип конкурентного исключения Гаузе).

(Выполнение задания 4 приложения, обсуждение и формулирование вывода).

Вывод: Конкуренция - единственная форма экологических отношений, отрицательно сказывающаяся на обоих взаимодействующих партнерах.

Схема на доске:

(Решение задачи 5 приложения).

- Что такое дегенерация?

(Выполнение задания 6 приложения и формулирование вывода).

Симбиоз

Учитель: Симбиотические отношения вносят разнообразие в межвидовые связи в сообществе и чем разнообразнее и прочнее связи, тем устойчиво данное сообщество. Формы симбиотических отношений следующие:

Кодограмма 4

(Выполнение заданий 7-8 приложения, их обсуждение).

4. Оценочно-рефлексивный этап.

Выполнение учащимися самостоятельной работы, после окончания, которой подводятся итоги, и проводится рефлексия.

Литература:

  1. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания. 9-11 кл.- М.: Просвещение, 2003 г.- с.103
  2. Петунин О.В. Уроки биологии в 11 классе.- Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.- с. 223-231
  3. Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Изд. 2-е.- М.: Молодая гвардия, 1977г.-304 с.

Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами»

Тип урока: формирование новых знаний и способов деятельности

Цель урока : познакомить учащихся с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и рассмотреть их классификацию.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у школьников понятие о взаимоотношениях в природе; продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей; продолжить работу с биологическими терминами.

Развивающие: продолжить развивать у учащихся основы поисковой работы; развивать умение делать выводы на основе полученных сведений.

Воспитательные: экологическое воспитание .

Оборудование: мультимедийная презентация , экран, проектор.

Учебное пособие: учебник «Общая биология», авторы В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин М., «Дрофа», 2004г.

Методы:

Оформление урока:

Сделаны записи на доске, на экран проецируется презентация

Структура урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Закрепление

    Домашнее задание

    Подведение итогов урока

1.Организационный момент:

Учащиеся заходят в класс и занимают места.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует?

Мы с вами изучаем экологию - науку о взаимоотношениях организмов. Скажите, может ли хоть один организм существовать отдельно от других? Да верно, конечно же, нет. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Весь комплекс таких отношений называют биотическими связями. Сегодня мы познакомимся с многообразием биотических связей в природе, и будем выявлять их особенности.

2.Изучение нового материала

Взаимодействие двух популяций можно представить в виде парных комбинаций символов: +, -, 0, где-

«+»- выгода,

«-»- ухудшение состояния,

«0»- отсутствие значение

(Данные заранее написаны на доске)

Существуют различные комбинации знаков. Давайте составим их:

0, +-, 0-, --, 00

(Запись на доске)

По направлению действия на организм различают следующие виды отношений:

Позитивные

Негативные

Нейтральные

Давайте рассмотрим их подробнее.

Позитивные отношения - это форма взаимоотношений, при котором, оба или один из партнеров извлекает пользу от другого. Запишите.

Различают несколько форм взаимополезного сожительства живых организмов.

Давайте отметим этот вид отношений знаками. Подскажите мне, что надо записывать? Правильно + +.

Вторая форма- это мутуализм , когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них. Здесь примером может быть лишайник, представляющий собой сожительство гриба и водоросли. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гиф гриба извлекают воду и минеральные соли. Вы наверное видели, что на корнях березы, сосны, ели и других деревьев мицелий гриба образует толстый слой. Это тоже пример мутуализма.

А как мы отметим этот вид отношений? Тоже ++.

Третья форма отношений- это комменсализм , при котором один вид получает пользу, а другому это безразлично. Пример: гиены подбирающие остатки недоеденной львами добычи (нахлебничество). Использование тела других животных как убежища (квартиранство). Пример: дупло и белки.

А здесь как отметим ? +0

Теперь мы приступаем к изучению другого вида взаимоотношений. Антибиотические отношения- это форма взаимоотношений когда одна или обе популяции испытывают отрицательное влияние. Неблагоприятное влияние одних видов на другие тоже имеет несколько форм.

С первой формой отрицательного воздействия вы хорошо знакомы. Это- хищничество . Этот вид отношений имеет большое значение в саморегуляции биоценозов. Назовите мне примеры этих отношений.

Да, все примеры верны, но также к хищничеству относится каннибализм- поедание особей своего вида. Он часто встречается у пауков (самки съедают самцов), у рыб (поедание мальков).

Также хищничество встречается не только у животных. Некоторые растения из-за недостатка азотного питания выработали себе механизм, позволяющий им ловить насекомых.

Посмотрите на слайд. Вы видите насекомоядных растений венерину мухоловку и росянку круглолистную. Насекомое, прилипшее к растению переваривается, слизью выделяемой волосками.

Этот тип мы запишем как … +-

Следующий вид отрицательных отношений это конкуренция.

Как вы думаете почему возникает конкуренция? (потому, что оба вида имеют одинаковые потребности). Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными- от прямой физической борьбы до мирного совместного проживания на одной территории.

Как мы отметим этот тип отношений? - -

3.закрепление изученного материала

А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Мы заполним таблицу. Во вторую колонку вы пишите, какое влияние они оказывают друг на друга. А в третью заносите цифры с примерами к типам взаимоотношений. Каждый пример можно использовать только один раз.

Типы взаимоотношений

Взаимное влияние +, -,0

Примеры взаимоотношений

Взаимодействующие виды

1.КОНКУРЕНЦИЯ

    Цапля - лягушка

    Шакал - лев

    Человек - аскарида

    Амёба - водные бактерии

    Берёза - подберёзовик

    Лошади-мустанги – бизоны

    Рак-отшельник - актиния

    Щука - карась

    Росянка - муха

    Заяц-беляк - заяц-русак

    Акула - рыба-лоцман

    Собака - блоха

3.СИМБИОЗ

4.ХИЩНИЧЕСТВО

4.Домашнее задание

    Привести примеры всех типов взаимоотношений (каждого по три)

5.Подведение итогов

Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с многообразием биотических отношений, выявили особенности, по которым их объединяют и посмотрели их примеры.

Сегодня на уроке вы очень активно работали, молодцы!

Оценки за устные вопросы и за заполнение таблицы.

Спасибо за урок! Все свободны. До свиданья!

  • -На одном из уроков мы говорили об экологических факторах среды. Назовите какие экологические факторы вы знаете?
  • -Правильно, сегодня мы с вами более подробно поговорим о биотических факторах среды.

Записываем число, классная работа и тему нашего урока: «Биотические факторы среды. Взаимодействие между организмами».

Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными и имеют разное значение в жизни видов, таким образом, биотические факторы - это взаимодействие между живыми организмами.

Взаимоотношения между живыми организмами в природе принято делить на несколько основных групп.

Биотические взаимоотношения:

  • а) комменсализм
  • б) протокооперация
  • в) мутуализм

нейтрализм

Теперь расшифруем данную схему.

Как вы видите биотические взаимоотношения делятся на симбиоз, нейтрализм и антибиоз.

Нейтрализм, при котором совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно. Примером нейтрализма могут быть взаимоотношение белки и лося в одном лесу, где они не контактируют друг с другом.

  • - Симбиоз - сожительство (от греческого "син" - вместе, "биос" - жизнь) - форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.
  • - Антибиоз, при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

Рассмотрим эти типы взаимодействий подробнее.

Симбиоз. Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.

Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.

Другими словами, комменсализм - одностороннее использование одного вида другим без принесения ему вреда.

Комменсализм, основанный на потреблении остатков пищи хозяев, называют нахлебничеством. Например, взаимоотношение львов и гиен, подбирающих остатки недоеденной львами добычи.

Примером комменсализма является сопровождение акул рыбами-прилипалами. Отношение нахлебничества наблюдается даже между насекомыми и некоторыми растениями. В жидкости кувшинов насекомоядных непенсетов обитают личинки стрекоз, защищенные от переваривающего действия ферментов растения. Они питаются насекомыми, которые попадают в ловчие кувшины.

Особенно развито использование убежищ либо в постройках, либо в телах других видов. Такой комменсализм называется квартиранством. Примером является поселение растений-эпифитов на коре деревьев.

В полости тела голотурии (тип Иглокожие), называемой так же морским огурцом, находят убежище разнообразные мелкие животные. Мальки рыб прячутся под зонтиками крупных медуз, где находятся под защитой щупалец, снабженных стрекательными клетками. В гнездах птиц, норах грызунов, обитает огромное количество насекомых и клещей. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди. Морские рыбы карепрокты откладывают икру под панцирь крабов в его жаберную полость. Отложенные на жабры икринки развиваются в условиях идеального снабжения чистой водой, непрерывно пропускаемой через жабры хозяина. Такое же приспособление выработалось у пресноводного горчака, откладывающего икру в мантийную полость двустворчатых моллюсков - беззубок.

Взрослые рыбы также нередко ищут защиты у животных других видов. Мелкие кривохвостки подолгу держатся между длинными иглами морских ежей, в полной безопасности от хищников.

Следующая разновидность симбиоза - это протокооперация.

Протокооперация - совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

В тропических морях на небольших глубинах обитают кишечнополостные животные, относящиеся к коралловым полипам,- актинии. В отличие от других кораллов они лишены твердого скелета и имеют вид небольшого цилиндра, окаймленного на верхнем конце венчиком из щупалец. Как и все кораллы, актинии ведут сидячеприкрепленный образ жизни. Однако нередко можно видеть, как актинии медленно перемещаются по морскому дну. Это бывает в тех случаях, когда актиния поселяется на пустой раковине какого-нибудь моллюска. В раковине находит себе убежище рак-отшельник, прячущий в ней свое мягкое брюшко, и он-то и "везет" на себе раковину вместе с актинией. Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи. Часть добычи, пораженная стрекательными клетками актинии, не захватывается ею, падает на дно и поедается раком. Польза для обоих организмов очевидна, но связь их необязательна: и рак и актиния могут существовать обособленно.

Запишите: например, взаимодействие рака-отшельника и актинии.

Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха). Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений. Присутствие бактерий вызывает разрастание тканей корня и образование утолщений. Утолщения на корнях называются клубеньками. Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедных азотом, и обогащать им почву. Вот почему бобовые - клевер, люцерну, вику - вводят в севообороты как предшественники для других культур.

Другая форма симбиотических взаимоотношений у растений сожительство гриба с корнями высших растений - микориза. На корнях березы, сосны, дуба, ели, а так же орхидейных, вересковых, брусничных и многих многолетних трав мицелий гриба образует толстый слой. Корневые волоски на корнях высших растений при этом не развиваются, а вода и минеральные соли поглощаются с помощью гриба. Мицелий гриба проникает даже внутрь корня, получая от растения-партнера углеводы и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, чем без нее.

Следующая разновидность - это мутуализм. Мутуализм - оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами.

Пример, отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих у них в кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших - симбионтов - термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного микроклимата в кишечнике термитов получают пищу и условия для размножения.

А также классическим примером мутуализма - лишайники.

Скажите, какими организмами представлен лишайник?

Правильно. И мы с вами переходим к следующему виду взаимоотношений между живыми организмами: антибиозу.

Отрицательные взаимоотношения могут принимать следующие формы:

Хищничество - отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида.

Примеров, данного взаимодействия множество, и вы можете сами их привести.

Частным случаем хищничества служит каннибализм - поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки некоторых млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.

Мы переходим к конкуренции.

Конкуренция - это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. Если такие виды обитают на одной территории, то каждый из них находится в невыгодном положении: уменьшаются возможности овладения пищевыми ресурсами, убежищами, местами для размножения и т.д. Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными - от прямой физической борьбы до мирного совместного существования. Тем не менее, если два вида с одинаковыми потребностями оказываются в одном сообществе, рано или поздно один конкурент вытеснит другого. Ч.Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование, играющую большую роль в эволюции.

Учитель биологии высшей категории Мажара Елена Геннадьевна.
Разработка урока биологии 11 класс.
Тема: Типы взаимоотношений между организмами.
Цель урока: знать типы взаимоотношений между организмами; уметь называть такие взаимоотношения, как паразитизм, комменсализм, хищничество, конкуренция, аменсализм, симбиоз; доказывать на примерах типы взаимоотношений.
Тип урока: изучение нового материала.
Приемы:
на развитие информационной компетенции (заполнение таблицы);
на развитие коммуникативной компетенции (ромашка Блума, сундук с сокровищами, работа в группах, оратор, задачи на соответствие);
на развитие компетенции бытовой ориентировки (шапка вопросов, сюрприз, решение практических задач).
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Соседи, соседи: жуки и медведи,
Орлы и козявки, деревья и травки.
Прожить без соседей - увы! – невозможно,
Иных обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде!
Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи? Да нужны! Эта тема рассматривалась вами уже неоднократно, начиная с уроков окружающего мира и природоведения и заканчивая уроками общей биологии в 9 классе, поэтому, основная цель урока: закрепить и углубить знания о многообразии типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.
II. Изучение нового материала.
Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют. Как называются связи между разными организмами? (биотическими).
1. Работа в парах: «Оратор» - за 1 минуту убедите своего собеседника, что изучение данной темы просто необходимо. Теперь скажите соседи, вас убедили? Итак, продолжим.
2. А теперь я предлагаю вам «Сундук с сокровищами», что можно туда положить? Правильно знания: запишите на карточках взаимоотношения организмов, уже известные вам и положите в сундук.

Подобно большинству биологических категорий, взаимоотношения не являются понятиями с абсолютно четкими границами, поэтому не существует и общепринятой их единой классификации. У вас на столах данная классификация, с которой мы будем работать. Данная классификация строится по принципу влияния, которое оказывают одни организмы на другие в процессе взаимных контактов: + - положительное, - отрицательное, 0 – нейтральное. Составьте все возможные комбинации:
00 – нейтральные
- - – взаимовредные
- 0 – вреднонейтральные
++ – взаимополезные
+0 – полезнонейтральные
+- – полезновредные
3. А теперь мы с вами перейдём к более подробному изучению этих взаимоотношений. По ходу урока вы заполните таблицу, а поможет вам карточка с примерами отношений организмов в природе: (на партах).
Задание: заполните вторую колонку в таблице
Вид взаимоотношений Обозначение по классификации Примеры
Нейтрализм 00, не формируют значимых форм воздействий. Синицы - полевые мыши
Волк – дождевой червь, белки и лоси
Аменсализм - 0, для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы корни осины тормозят рост дуба; дуб угнетает чернику,
пенницилл не дает развиваться бактериям, светолюбивые травы под елью
Конкуренция - - тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. заяц – беляк и заяц – русак, пшеница – бодяк полевой,
Внутривидовая конкуренция - - борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида. Много дуба, за жилища, пищу
Межвидовая конкуренция - - отрицательные отношения между двумя видами. Щука и окунь, волк и лисица
Симбиоз + + сожительство (от греческого "син" – вместе, "биос" – жизнь) – форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого. Тля и муравей

Задание группе №2.
Стимул: для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы. По классификации «- 0»
Задача: О каких взаимоотношениях идет речь? Выберите из списка данный тип взаимоотношений и заполните в таблицу. (аменсализм)

Задание группе № 3.
Стимул: тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.
Задача: О каких взаимоотношениях идет речь? Выберите из списка данный тип взаимоотношений и заполните в таблицу. (комменсализм)

7. Проверяем, выступление каждой группы, остальные записывают себе в таблицу.

8. Решение практических задач.(работа в группах)
Задача 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?
Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.
Задача 2. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?
Ответ: папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий.
Задача 3. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

9. Закрепление:
Ромашка Блума:
1. Простой вопрос: Что такое биотические факторы?
2. Уточняющий вопрос: Верно ли утверждение, что к биотическим факторам среды относится свет, температура, влажность, деятельность человека?
3. Объясняющий вопрос: Почему растения в лесу растут ярусами?
4. Оценочный вопрос: Чем протокооперация отличается от мутуализма?
5. Практический вопрос: Постройте возможные отношения между живыми организмами из предложенных компонентов.
6. .Творческий вопрос: Что бы произошло, если бы на планете исчезли все растения?

10. Рефлексия: «Сундук с сокровищами», положите те знания, которые вы получили на уроке.
11. «Шкатулка вопросов»: (пишутся на карточках разного цвета)
1) (желтые карточки) вопросы репродукции знаний по данной теме со слов: Когда? Сколько? Кто? Что? Почему? Как?
2) (розовые карточки) Вопросы со слов Я считаю, что…?, А как ты думаешь….?, Как ты считаешь…..?
3) (оранжевые карточки) Вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить или который интересует вас больше всего.

12. Домашнее задание: творческое: найти ответ на интересующий вопрос и сделать сообщение.



Случайные статьи

Вверх