Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
Существуют общая и специальная формы природопользования.
Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно реализуется гражданами на основе принадлежащих им естественных прав (пользование водой, воздухом и т.д.).
Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. Оно осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных на то государственных органов. Этот вид природопользования носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации, в том числе с Земельным кодексом , Лесным кодексом , Законом о недрах, Водным кодексом , Законом о животном мире, Законом об охране атмосферного воздуха . Любая деятельность в природопользовании лицензируется.
Действия по лицензированию права деятельности в природопользовании в Российской Федерации осуществляются в рамках государственной системы лицензирования.
Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:
практической реализации государственных программ раз вития страны и защиты интересов безопасности Российской Федерации;
социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всехграждан Российской Федерации;
равных возможностей для всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;
развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;
необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.
Лицензирование природопользования - это административно-правовое действие, осуществляемое путём регулирования отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. Лицензия на право деятельности в природопользовании является:
актом собственника природного ресурса либо его владельца (фондодержателя);
формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса;
средством рационального природопользования.
При лицензировании отдельных видов деятельности в природопользовании применяют следующие основные понятия:
лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому или физическому лицу (индивидуальному предпринимателю);
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии;
лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий; приостановлением действия лицензий за нарушение лицензионных требований и условий; возобновлением или прекращением действия лицензий; аннулированием лицензии лицензирующими органами, соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий; ведением реестров лицензии с предоставлением заинтересованным лицам в установленном порядке сведений из них и иной информации о лицензировании;
лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
лицензирующие органы - федеральные органы исполни тельной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Федеральным законом;
лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
соискатель лицензии - юридическое или физическое лицо (предприниматель), обратившиеся в лицензирующий орган с за явлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий или об аннулировании лицензий.
Основные принципы осуществления лицензирования:
1. Приостановление действия лицензии. Оно осуществляется лицензирующим органом в судебном порядке в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном соответствующим кодексом Российской Федерации.
В случае вынесения такого решения лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днём истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днём досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
Срок действия лицензии на время приостановления её действия не продлевается.
Аннулирование лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа в случае если в установленный судом срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.
Прекращание действия лицензии. Действие лицензии пре кращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индиви дуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реоргани зации, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Ведение реестров лицензий осуществляют лицензирующие органы. В реестре лицензий и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указывают:
наименование лицензирующего органа;
полное и сокращённое (в случае, если имеется) наименование и организационно-правовую форму юридического лица;
Фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный но мер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
Лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняе мых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов дея тельности);
срок действия лицензии;
идентификационный номер налогоплательщика;
номер лицензии;
дату принятия решения о предоставлении лицензии;
сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
основание, срок приостановления и возобновления действия лицензии;
основание и дату аннулирования лицензии;
основание и срок применения упрощённого порядка лицензирования;
сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;
основание и дату прекращения действия лицензии;
иные сведения, определённые положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, Утверждена постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 № 208.
Существуют следующие виды лицензий (разрешений) в природопользовании:
лицензия на пользование недрами (ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. в ред. от 26.07.2010 №186-ФЗ);
лицензия на фармацевтическую деятельность;
лицензия на производство лекарственных средств;
лицензия на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).
Эти лицензии выдаются специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
По состоянию на 01.10.2010 г. некоторые лицензии, существовавшие в области природопользования на законодательном уровне, по решению Правительства Российской Федерации в период 1992-2010 гг. были упразднены и заменены разрешениями на соответствующие виды деятельности.
К списку упразднённых лицензий в природопользовании относятся следующие: природоресурсная лицензия, лицензия на использование земель, лицензия на использование вод, лицензия на использование животного мира, лицензия на использование атмосферного воздуха. При этом термин «природоресурсная лицензия» в природопользовании стал носить обобщающий характер и иметь собирательный смысл.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует лицензия на использование земель.
Состав земель в Российской Федерации определён в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли населённых пунктов;
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иногоспециального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса.
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Сегодня в Российской Федерации отсутствует также лицензия на использование вод. В этом виде природопользования уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления лиц принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта (постановление Правительства РФ от 30.12.2006
«Природоресурсные» лицензии и разрешения оформляют обязательственные отношения между государством - собственником природных ресурсов и соискателем лицензии, в которых усматривается согласование ряда условий природопользования на стадии получения разрешительной документации.
Трудность в определении правового положения разрешительных документов состоит в том, что правовой статус «природо-ресурсных» лицензий и разрешений в действующем законодательстве чётко не определён из-за отсутствия единого нормативного акта о видах и порядке их предоставления.
В лесной отрасли России по действующему законодательству отсутствуют термин «лицензия на использование лесов (лесная декларация)» и его определение. Здесь лесной декларацией является заявление, об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно заявления подаются в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ч. 1, 2 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации). Так, например, разрешение по лесной декларации на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка выдаётся, если выполнение таких работ не влечёт за собой проведение рубок лесных насаждений (ч. 3 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации). Выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 183 Лесного кодекса Российской Федерации). В иных случаях вид разрешённого использования лесного участка указывают в проектной документации и лесохозяйственном регламенте (ч. 4 ст. 69, ч. 4 ст. 7, п. 1 ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации запрещается заготовка древесины в объёме, превышающем расчётную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастных рубок.
Из Лесного кодекса также исключено понятие основных и побочных видов лесопользования, при этом установлены следующие возможные виды использования лесов:
заготовка древесины;
заготовка живицы;
заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
заготовка пишевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
существление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
ведение сельского хозяйства;
осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности;
осуществление рекреационной деятельности;
создание лесных плантаций и их эксплуатация;
выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
переработка древесины и иных лесных ресурсов;
осуществление религиозной деятельности;
иные виды, определённые в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Вид разрешённого использования лесного участка указывается в проектной документации и лесохозяйственном регламенте .
После 1 января 2008 г. все лесхозы должны быть преобразованы в соответствии с гражданским законодательством в лес ничества ж лесопарки.
В сфере использования животного мира, как было отмечено выше, действует лицензия в рамках ограниченного оборота диких животных. По другим направлениям использования животного мира действуют разрешения на соответствующую деятельность.
Федеральный закон «О животном мире» определяет следующие виды разрешённой деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях.
Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:
Охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
Добыча объектов животного мира, не отнесённых к охотничьим и водным биологическим ресурсам;
использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира -почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтрато-ров и других;
изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды оби тания;
извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов идругих;
Получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены и другие виды пользования животным миром.
Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.
Существует перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без специального разрешения запрещено.
Выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также
объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).
Взамен лицензии на использование атмосферного воздуха действующим законодательством введено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. Выдаются они территориальными управлениями федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Суть этой системы разрешений состоит в следующем :
инвентаризация выбросов вредных веществ производственным объектом;
определение предельно допустимых норм выбросов вредных веществ для объекта;
установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта ;
выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и норма выбросов вредных веществ, срок его действия. Лимиты и нормативы выбросов для объекта устанавливаются органами МПР России. Их невыполнение или нарушение влечёт за собой административную или уголовную ответствен ность .
В число нормативных актов, которыми регулируется сфера природопользования (в том числе устанавливается порядок выдачи соответствующих разрешений, определяются уполномоченные органы, которые выдают или аннулируют данные разрешения), входят следующие:
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
постановление ВС РФ от 15.07.1992 №3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №П8-Ф3);
постановление Правительства РФ от 30,12.2006 №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
постановление Правительства РФ от 15.01.2001 №31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха»;
постановление Правительства РФ от 28.11.2002 №847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;
постановление Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» и др.
Контроль и надзор в сфере природопользования осуществляет федеральная служба Росприроднадзор.
8.3. Лимитирование природопользования
Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой ограничения по объёмам предельного изъятия природных ресурсов, которые установлены предприятиям-природопользователям на определённый срок, а также ограничения выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства. Эти лимиты устанавливаются для предприятий-природопользователей государственными органами охраны окружающей природной среды с учётом необходимости поэтапного достижения нормативных объёмов при использовании природных ресурсов. 86
Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффективных мероприятий по охране окружающей среды. Также как и лицензирование, лимитирование обусловлено ограниченностью запасов природных ресурсов и необходимостью их рационального использования и воспроизводства.
Лимитирование природопользования осуществляется в соответствии с теми направлениями, по которым осуществляется само природопользование, а именно: изъятие природного вещества из природы; внесение антропогенного вещества в природу. Отсюда и лимиты могут устанавливаться на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использования природного вещества из природной среды либо на предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов.
Лимиты на изъятие природного вещества при использовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они распределяются по определённым объектам:
по землям действуют нормы отвода земель для автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, газовых и нефтяных скважин, предприятий рыбного хозяйства, линий связи, электросетей . По вышеуказанным объектам нормы отвода земель утверждаются Госстроем Российской Федерации. Кроме того, установлены и Действуют нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан для ведения сельского хозяйства, подсобного хозяйства, садоводства, а также жилищного строительства ;
по водным объектам применяются утверждённые органами водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого земледелия, животноводческих комплексов, промышленного потребления, эксплуатации систем коммунального хозяйства (водоснабжения и канализации);
в области охраны, использования и воспроизводства лесов главным лимитирующим показателем является расчётная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегодного прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древесины . Существуют также и другие лимитные показатели, устанавливаемые органами лесного хозяйства, такие как количество граждан, одновременно пребывающих в лесу; число той или иной популяции животных, от которых зависит состояние леса (например, лосей, поедающих молодую зелёную поросль, кабанов, разрушающих корни деревьев в поисках плодов, и т.д.);
в области охраны и использования животного мира разрабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охоты или рыболовства, в целом по водоёму или охотничьим угодьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромысловым хозяйствам .
Цель установления этих и подобных им лимитов двойная - природоохранная и экономическая (сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов). Средства, полученные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизводство и рациональное использование.
Действия по контролю за предельно допустимыми сбросами, выбросами, размещению отходов (вредных веществ) также представляют собой вид природопользования. В этом случае лимитирование решает природоохранные задачи путём экономического стимулирования источника загрязнения к сокращению отходов (использование экологических фондов, которые аккумулируют средства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ).
8.4. Договорные формы в природопользовании
К договорным формам в природопользовании и относят:
арендные отношения в области природопользования;
договорные отношения на рынке экологических услуг;
договоры комплексного природопользования;
договорные услуги.
Суть этих форм договоров в природопользовании состоит в конкретизации прав и обязанностей землепользователя, собственника и землевладельца, например, по целевому использованию земельного участка, срокам начала и завершения строительных работ, проведению работ по благоустройству территории и др. Эти же функции сохраняются и при временном отводе земель под разные цели.
В последние годы договоры как форма природопользования имеют всё более широкое применение и играют самостоятельную роль по мере экономизации охраны окружающей среды, более широкого внедрения в экологические отношения экономических методов регулирования. При этом в сфере экологии, где особую роль играет содержание, а не форма отношений, чаще всего используют договоры инновационного типа. Например, в хозяйственных отношениях стороны вправе заключить любой договор в природопользовании, если он не противоречит действующему законодательству.
Наибольшее развитие получает известный гражданскому праву тип договора - аренда. В земельных отношениях она впервые появилась в сфере природопользования. Затем аренда уступила место более эффективным и привлекательным видам, таким как владение и собственность. В других, например в сфере услуг в природопользовании, аренда ещё с трудом пробивает себе дорогу.
Недра, воды, леса и животный мир по отраслевому законодательству продолжают оставаться государственной собственностью. Разница в том, что в отличие от исключительной советской современная государственная собственность стала многоуровневой, т.е. собственностью Федерации, её субъектов или муниципальных образований.
Вслед за арендой, которая ещё только развивается в области лесопользования, рыбного и охотничьего хозяйства, рекреации, обозначаются другие виды договоров. Так, Закон о недрах предусматривает концессии - договор о передаче в эксплуатацию на определённый срок природных богатств и других объектов, принадлежащих государству. Появляется перспектива на договорных началах оказывать различного рода экологические услуги.
Но, несмотря на то что договорная система настойчиво проникает в сферу экологических отношений, договор не будет занимать самостоятельного места. По-прежнему основанием для возникновения природоресурсного отношения будет считаться лицензия, а договор - средством её конкретизации и выполнения.
Предметом арендных отношений в области природопользования является характер использования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. В соответствии с договором на аренду природных ресурсов одна сторона - арендодатель - обязуется передать другой стороне - арендатору - для целевого хозяйственного использования конкретно определённые виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи и др.) на установленный договором срок. Арендатор обязуется вносить обусловленную договором арендную плату и соблюдать правила рационального использования и охрану природных ресурсов.
В договоре аренды природных ресурсов в качестве арендодателя выступает владелец либо собственник природных ресурсов. Таковыми в нашей стране могут быть Федерация, её субъекты, автономные образования, города и районы (муниципальные образования).
Арендатором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическое или юридическое лицо: государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации, граждане, совместные предприятия, международные организации и объединения, ассоциации, крестьянские и коллективные хозяйства и т.д.
Так как договор аренды природных ресурсов не ограничивается исключительно хозяйственной эксплуатацией ресурсов, то он может преследовать не только экономические, но и экологические, лечебно-оздоровительные, рекреационные и другие цели.
Несмотря на многообразие природных ресурсов как объектов договора и различий в целях их использования, все права и обязанности арендатора сводятся к следующему:
целевому использованию ресурсов;
рациональному использованию ресурсов;
выполнению обусловленных договором мероприятий по охране и воспроизводству ресурса, пресечению его возможного истощения и разрушения;
соблюдению экологических требований;
уважению прав и интересов соседних (смежных) природопользователей;
возмещению причинённых убытков;
своевременной плате за пользование ресурсом.
Следует отметить, что практика арендных отношений в области природопользования имеет тенденцию к единодушию участников сторон относительно порядка заключения договора, который в свою очередь предусматривает обязательное выполнение следующих условий:
подача заявки заинтересованной организацией, граждани ном с указанием цели аренды природных ресурсов;
изучение возможностей использования природных ресур сов для обозначенных целей (здесь не исключена и экологиче ская экспертиза);
изучение возможностей заявителя реализовать данную Цель на условиях договора;
проведение конкурса или аукциона;
оформление заявки по результатам конкурса или аукциона и заключение договора.
В арендных отношениях в области природопользования не сложилось правило установления единых сроков действия договоров. Так, для лесной и водной аренды срок действия лицензии
составляет 1 год, а на охотничьи угодья аренда заключается сроком от 2 до 5 лет .
При этом арендодатель вправе досрочно расторгнуть договор аренды при невыполнении арендатором его условий (в частности, при нецелевом использовании ресурсов, невыполнении мероприятий по их охране и рациональному использованию, нарушениях требований экологической защиты).
Наряду с объективными причинами расторжения договора, например изъятие природного ресурса по постановлению государственного органа, в результате ликвидации юридического лица, заключившего договор, на практике применяются и субъективные причины. Арендатор несёт имущественную ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.
Практика арендных отношений в области природопользования только развивается на нормативно-правовой основе. Например, в области животного мира, рекреации лесов и вод действуют пока ведомственные методические разработки.
Стремление создать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей среды и с надеждой на её возможное улучшение породило за последние годы целую серию новаций в сфере природопользования.
В литературе длительное время обсуждаются идеи экологиче ского маркетинга, суть которых сводится к тому, чтобы меры по охране окружающей среды стали объектом прибыли или, наоборот, прибыль, получаемая от использования природных ресурсов, одновременно обеспечивала бы охрану и воспроизводство этих ресурсов.
Дебатируется вопрос о развитии рынка экологических услуг на базе широких договорных связей с привлечением частного капитала и с расширением частнопредпринимательской деятельности.
В Законе РФ «Об охране окружающей среды» предусмотрен новый вид договора в области природопользования - договор о комплексном природопользовании. Комплексное природопользование является одним из принципов охраны окружающей среды, а заключение такого договора продиктовано необходимостью реализации принципиальных основ природопользования.
Под комплексным природопользованием понимают действия по использованию одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учётом правил охраны окружающей среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов .
Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других.
Например, лицензии на разработку недр с целью добычи полезных ископаемых пока не регулируют вопросы охраны земель, вод, лесов. А эти вопросы должны быть затронуты при развёртывании работ по добыче полезных ископаемых, иначе такого рода хозяйственная деятельность неизбежно приведёт к разрушению природной среды. Поэтому договоры по комплексному природопользованию устраняют этот пробел.
В качестве предмета договорных услуг в обиход стало входить понятие «экологические услуги». В перечень этих услуг вошли такие виды деятельности, как экологическое страхование, эколо-го-правовое обеспечение, деятельность экологических фондов, учебно-консультативная работа, издательское дело, нормирование и оценка качества окружающей среды и т.д.
Сторонами в таком договоре могут являться административные органы Министерства природных ресурсов России, выступающие в роли заказчика, или государственные, кооперативные, общественные, частные, иностранные, международные приро-допользователи, действующие в качестве заказчика, и предприятия-исполнители экологических услуг, действующие в качестве подрядчиков.
Подрядчиком может выступать и отдельное физическое лицо, обязующееся по договору выполнить конкретную услугу, в том числе прочитать лекцию, написать методическую разработку, составить проект нормативного акта, написать учебник и т.д.
На основании лицензии природопользователь ставит перед органами охраны окружающей среды вопрос о заключении договора. Комитет по экологии города, района, субъекта Российской Федерации изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.
Заключение договоров осуществляют органы исполнительной власти города, района, субъекта Федерации в зависимости от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отношении которых он выполняет полномочия собственника либо владельца.
Договор возлагает на природопользователя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несёт ответственность и обязан возместить причинённый вред.
8.5. Экологическая экспертиза проектов природопользования
Цель экологической экспертизы - провести оценку влияния использования природного ресурса (сброса или выброса продуктов отходного производства) на состояние окружающей среды.
Экологическая экспертиза является предупредительной мерой, позволяющей предотвратить вредоносную деятельность со стороны пользователя природных ресурсов. Она проводится в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и её результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального пользования природными ресурсами, а также требованиям экологической безопасности общества.
Однако не всякая профилактическая работа по вышеуказанному соответствию требований может считаться экологической экспертизой. Предварительная проверка может принять форму теологической экспертизы, если она выполнялась специальной
комиссией.
Различают следующие виды экспертизы:
государственная экологическая экспертиза назначается уполномоченным органом государства в области охраны окружающей среды. Её выводы имеют силу подведомственного документа, обязательного к исполнению. Порядок проведения государственной экспертизы определён Положением о проведении государственной экспертизы, принятым Постановлением Правительства РФ № 1008/00 от 27.10.2000 г. и Федеральным законом № 174-ФЗ (ред. От 8.05.2009) «Об экологической экспертизе» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) ;
ведомственная экологическая экспертиза может проводиться по приказу соответствующего ведомства. Её результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если они не противоречат выводам государственной экологической экспертизы;
общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится не государственными структурами. Её заключение имеет форму
научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может быть проведена по инициативе отдельных учёных или на- учных коллективов. Её заключение носит информационный характер.
Экологическая экспертиза включает в себя сбор информации, её обобщение, рассмотрение материалов на комиссии, оценку материалов экспертизы и составление заключения.
Основные принципы экологической экспертизы сформулированы в Законе РФ «Об охране окружающей среды» . Несмотря на то что они относятся к государственной экспертизе, их необходимо использовать в любой эколого-экспертной деятельности. Государственная экологическая экспертиза должна строиться на принципах обязательности, научной обоснованности, независимости и вне ведомственности при широкой гласности и участии общественности.
Принцип обязательности государственной экологической экспертизы имеет два значения: во-первых, обязательность проведения её в тех программах, проектах, сооружениях, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду или здоровье человека. Это значит, что финансирование и осуществление работ по данным проектам и программам может быть разрешено вышестоящими органами только после положительного заключения государственной экспертизы. Во-вторых, обязательность выполнения тех предписаний, которые содержатся в заключении экспертизы.
Принцип научной обоснованности означает, что выводы экологической экспертизы должны быть чётко аргументированными, базироваться на положениях охраны окружающей среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.
Экологическая экспертиза в природопользовании проводится на законодательной основе. Для её проведения используют Закон РФ «Об охране окружающей среды», Закон РФ «О государственной экологической экспертизе», ведомственные инструкции МПР России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств.
Независимость экологической экспертизы призвана обеспечить свободу заключения эколого -экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза в природопользовании должна отстаивать основные положения охраны окружающей среды, а не интересы отдельного ведомства или группы людей.
Широкая гласность о деятельности опасного объекта, назначении по нему экологической экспертизы являются обязанностью государственных органов охраны окружающей природной среды. Обязательным является также широкое и своевременное информирование этими органами населения об экологической обстановке. Доступность экологической информации также тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия могут быть различны: рассмотрение предложений граждан или общественных объединений о проведении экологической экспертизы потенциально опасного объекта; включение представителей общественности, прессы в состав экспертных комиссий; ознакомление общественности (населения) с результатами экологической экспертизы; проведение референдумов. Законодательная основа участия общественности и граждан в назначении и проведении экологической экспертизы заложена в положениях Закона РФ «Об охране окружающей среды» .
Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.
Заказником является государственная структура, наделённая правом назначать подобную экспертизу - МПР России и её территориальные органы, а в необходимых случаях - органы исполнительной власти Российской Федерации либо её субъектов. Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Экспертиза выполняется комиссией, состоящей из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.
Потребителем в данной системе общественных отношений выступает предприятие или организация, являющиеся собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.
Объектами экологической экспертизы могут быть документы, отражающие ход предшествующей хозяйственной деятельности, негативно воздействующей на природную среду, сама вышеназванная деятельность и её продукты.
Детальный перечень промышленных объектов, подлежащих государственной экспертизе, установлен в специальном порядке.
Обязательной государственной экспертизе подлежат также экологические обоснования лицензий и сертификатов, проектов нормативной технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Обязательной экологической экспертизе подлежат все экологически опасные виды хозяйственной деятельности, требующие особого внимания, проведения специальных исследований, дополнительных научных и проектных работ. В их числе: атомная промышленность; энергетика; металлургия; нефтехимия; нефте- и газопереработка; химическая промышленность; добыча полезных ископаемых; транспорт нефти и газа, продуктов их переработки; производство целлюлозы, бумаги и картона; производство, хранение, транспортировка и утилизация боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов; животноводческие комплексы; птицефабрики; мелиоративные системы; крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов.
В стандартах на новую технику, технологию, материалы, вещества, выпускаемую продукцию потребления устанавливаются экологические требования с целью предупреждения причинения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Проверка соответствия этих объектов требованиям экологии - задача экологической экспертизы.
Особым объектом экологической экспертизы является человек его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей природной средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Её задача - установить причинно-следственную связь между состоянием здоровья человека (с его изменениями) и вредным воздействием окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности. Проведение эколого-санитарной экспертизы имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза, задача которой исследовать соответствие требованиям экологической безопасности нормативам качества окружающей среды, предельно допустимым концентрациям, выбросов и сбросов вредных веществ, предельно допустимому уровню радиационного воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется соответствие норме показателей качества окружающей среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.
Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая экспертиза. Её объектом являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов Российской Федерации, принимаемые ими в рамках отведённой компетенции.
Субъекты Федерации в принимаемых ими нормативных актах вправе устанавливать свои виды объектов экологической экспертизы, обусловленные спецификой местных условий .
Использование природных благ всегда затрагивает экономические отношения.
Знание этих отношений, а также прав на природопользование в различных его формах позволяет не только повысить эффективность работы предприятий, но и снизить вред, причиняемый природной среде.
Вопросы и задания для самоконтроля уровня знаний по теме 8
Укажите формы природопользования.
Как реализуется порядок лицензирования отдельных видов природопользования?
Укажите актуальные проблемы регулирования природопользования.
По каким формам реализуется природопользование?
Какими основными обязанностями наделены природопользователи и арендодатели?
Как в России формируется рынок экологических услуг?
Назовите основные требования рационального использования природных ресурсов.
Перечислите и обоснуйте основные принципы в государственной экологической экспертизе.
Перечислите виды лицензий в природопользовании.
Современная система, включающая в себя экономику и экологию, рассматривает виды природопользования как форму обмена веществ, связанную как с природной средой, так и с промышленными процессами и деятельностью общества.
Разбирая понятие и виды природопользования, необходимо в первую очередь сформулировать точное определение этого термина. Под природопользованием современные экологи и экономисты понимают такую совокупную деятельность, которая объединяет широкий спектр хозяйственных мероприятий. Комплексно все это сильно влияет на природную среду, окружающую человека. Понятие и виды права природопользования находятся в тесной взаимосвязи с промышленным развитием и особенностями формирования непроизводственной сферы. Кроме того, ответственная за природопользование область законодательства регулирует возможности сельского хозяйства.
Основная цель видов и форм природопользования - комплексное влияние на среду, в которой проживает человек, что приводит к увеличению общественного производства. При этом необходимо анализировать потребности населения и вести деятельность в соответствии с их корректировками.
Задача, которая ставится перед основными видами природопользования - это удовлетворение общественных потребностей. Человеку необходимы естественные ресурсы, и именно эта сфера права, экономики и экологии позволяет дать ему их в нужной мере. Одновременно с этим практикуемые современной властью, обществом виды управления природопользованием позволяют создать условия, в которых естественные ресурсы могут в нормальном либо расширенном режиме воспроизводиться, что приводит к лучшей продуктивности, эффективности среды вокруг цивилизации.
Современные виды деятельности природопользования направлены на минимальный расход общественного труда. Достигается это путем оптимизации применения природных ресурсов. Если речь идет о невозобновимых ресурсах, тогда природопользование обязывает рационально, максимально экономно расходовать вещества. Также к видам природопользования относятся мероприятия по преобразованию ландшафтов, которые должны быть только лишь целенаправленными, оправданными, а необходимость в проведении таковых - доказана. Это установлено действующими законами, направленными на сохранение природных ресурсов.
Общая характеристика права природопользования, видов природопользования невозможна без формулировки четких принципов, которым подчиняется эта деятельность. В частности, методики, применяемые в рамках производственных, социальных процессов, влияющих на природу, их характер должны соответствовать условиям строго определённой местности. Задача общества - предсказывать результат влияния на природу и предотвращать отрицательное воздействие на окружающую среду, насколько это предоставляется возможным.
Современное представление о видах общего природопользования регламентирует увеличение активности процесса освоения ресурсов, предоставляемых природой. Одновременно с этим ценные эстетически или с точки зрения науки объекты должны охраняться специальным образом в целях предотвращения ущерба. Когда говорят о видах природопользования, обязательно упоминают, что таковые обязывают определять очередность применения ресурсов, оправданную экономической целесообразностью.
Современная экология, экономика и юридические науки обязывают использовать ресурсы, предоставляемые человечеству природой, комплексно. Это позволяет сформировать разумный, экономичный, продуктивный рабочий процесс в рамках народного хозяйства. Важно постоянно модернизировать технику и технологии, чтобы процесс добычи полезных ископаемых, обогащения, переработки полученных веществ сопровождался минимальными потерями ценного материала или вовсе отсутствием таковых.
Современные виды природопользования завязаны на идее экологизации производственных процессов человечества. Для этого необходимо применять все доступные меры и ресурсы, методики и инструментарий.
Один из основных видов природопользования - это потребление ресурсов. В рамках этой разновидности выделяют три варианта мероприятий. В первую очередь это добыча ресурса, предполагающая обнаружение такового, исследовательский процесс, подготовительные мероприятия и собственно извлечение. Следующий вариант - пользование, не сопровождающееся извлечением ресурса. Наконец, есть возможность применения окружающих территорий как места для сбора отходов потребленческих, производственных процессов.
Еще один вид природопользования - это конструктивная корректировка. В рамках этих мероприятий говорят о комплексных программах, позволяющих преобразовывать среду, в которой живет человек. При этом некоторые свойства можно улучшать - например, обогащать территории или создавать искусственные системы полива. Природопользование - это еще и защита территории от стихии, а также устранение результатов деятельности человека на некотором участке земли.
Аспект воссоздания ресурсов, использованных человеком в рамках жизни социума - это важная тема, довольно долгое время вовсе не привлекавшая к себе внимание широких масс. В настоящее время она поднимается достаточно активно, в том числе и защитниками окружающей среды, поэтому виды права природопользования, связанные с восстановительными процессами, рассматривают три основных варианта: восстановление, создание условий, в которых ресурсы могут восстанавливаться самостоятельно, и воспроизводство ресурсов. Восстановление предполагает очищение территории, рекультивацию участков. Чтобы ресурсы, способные самостоятельно возобновляться, могли это делать, как правило, необходимо ввести законы и правила по охране участков. Непосредственное восстановление предполагает искусственное формирование биогеоценозов. Общество должно разводить леса, в ряде случаев требуется опреснение вод.
Есть также виды права природопользования, связанные с охраной ресурсов, среды. Они направлены на предотвращение отрицательного влияния потребительских, производственных процессов, происходящих в социуме, на окружающее пространство. Одновременно с этим необходимо охранять некоторые зоны - как правило, это делается методом консервации. Задача общества - сохранить генетическое многообразие жизни на нашей планете, и именно на это направлены нормы природопользования.
Чтобы практикуемые мероприятия в рамках разумного природопользования отвечали законным нормативам, экономическим, моральным, общественным требованиям, необходим постоянный контроль этой сферы. В настоящее время практикуется учет природных ресурсов с регулярной инвентаризацией и контролем за сохранностью территории. Человек берет на себя обязательства по корректировке состояния ресурса, среды.
На человеческое сообщество в рамках понимания идеи природопользования возлагается ответственность за управление процессами использования ресурсов окружающей среды. Техническая, научная революция, столь существенно увеличившая производственные объемы по всей планете, сделала отношения человека и природы намного сложнее, нежели это было несколько столетий тому назад. В силу этого факта в настоящее время человек должен активно участвовать в воспроизводственных процессах ресурсов природы. Многие специалисты обращают внимание на то, что именно в настоящее время как никогда нужно комплексно корректировать природную среду, чтобы при сохранности разнообразия и ресурсов общество могло применять находящиеся на планете полезные компоненты с максимальным уровнем эффективности.
В прежние времена природопользование было довольно узким понятием. Как правило, в него закладывали только лишь идею потребления производимого природой ресурса. В настоящее время тема стала существенно шире, так как необходимо защищать среду и контролировать процессы ее расходования. Все эти отрасли находятся в тесной взаимосвязи. Человеческая деятельность по преобразованию природы планеты тесно связана с охраной среды и проблематикой, встающей перед экологами.
Последствия преобразования окружающей среды зачастую провоцируют необходимость срочно принимать меры по сохранению нарушенного экологического баланса. Характерный, наглядный пример - водохранилища, в обилии созданные человеком по всей планете. Формирование таких объектов и их применение в деятельности человека создает повышенную необходимость защиты водных ресурсов. Загрязняющих факторов - огромное количество. Это и стоки от разных объектов, и сельское хозяйство, и промышленность. Водохранилища имеют очень низкую способность очищаться самостоятельно (что особенно заметно в сравнении с реками), но именно от водохранилищ питаются обычно крупные города. Это требует особенно внимательно относиться к проблеме.
Современный разумный подход к ответственному воспроизводству ресурсов окружающей среды предполагает ряд мероприятий, позволяющих охранять природу, ресурсы. Речь идет об очистке сточных вод, отработанного воздуха. В последние годы все более масштабной становится рекультивация земель. Это позволяет в некоторой степени снизить загрязненность вод, воздуха. В то же время нельзя сказать, что это мероприятия только по охране природы, так как они следуют из охраны и представляют собой ликвидацию негативного человеческого влияния на окружающую среду.
Воспроизводство, с другой стороны, находится в тесной взаимосвязи с деятельностью по охране окружающей среды и контролируется ею. Так, если выделена зона охраны водных ресурсов, сто гектаров лесопосадок такой территории позволяют сохранить восемьдесят с половиной тысяч воды в чистом состоянии. Формирование тонны сухого дерева при фотосинтезе связано с расходом почти трех тонн углекислого газа и продуцированием полутора тонн кислорода. Гектар сосновых посадок за год создает три десятка тонн кислорода, включая озон.
Альтернативный вариант понимания этого термина предполагает выделение трех видов деятельности: экономическая, культурная (оздоровительная), экологическая. При этом разделяют специальное природопользование, общее. На общих основаниях никакого специального разрешения получать не требуется - граждане реализуют это право постоянно. Даже естественные потребности - дыхание, питание, пользование водой - это уже реализация общего вида природопользования.
Под специальным видом принято понимать такое потребление, которое осуществляется некоторым юрлицом, физическим лицом. Чтобы вести деятельность, сперва необходимо получить разрешение от государственной инстанции по установленному образцу. Природопользование специального вида всегда имеет конкретную цель, указанную в разрешении. Предусмотрено деление на разновидности при учете объекта, используемого в промышленном процессе. Это может быть пользование землей, воздухом, фауной, водой, лесом. В нашей стране принят ряд кодексов и федеральных законов, призванных регулировать особенности природопользования, в том числе в специфических отраслях. Без лицензии специальное природопользование незаконно и наказывается по нормативам правовых актов.
Этим термином принято определять нормы права, а также отношения, которые ими инициированы и призваны регулировать порядок, условия рационального пользования земельными ресурсами. Каждый гражданин имеет право вести фермерское хозяйство и личное подсобное и реализовать через это землепользование. Есть возможность построить жилище, обслуживать его, развести садовое хозяйство или домашних животных. Можно построить дачу - это тоже землепользование, осуществляемое частными лицами. Можно использовать землю для реализации промыслов, традиционных для местности. Права получают те, кому они переходят по наследству, а также покупающие жилой дом. Пользование бывает временным, но можно получить и постоянное право.
В рамках этого права издано несколько норм, которые регламентируют рациональность: условия, которым необходимо соответствовать, порядок использования ресурса. Работать с недрами можно только при условии предварительного получения лицензии, а основания для ее выдачи должны соответствовать конституционным нормативам и пунктам, указанным в кодексах и федеральных законах.
Пользование лесом предполагает соответствие ряду правовых норм государственного уровня. В них прописана многоцелевая сущность реализации права пользования, тесно связанная с процессами восстановления лесных участков и сохранения уже имеющихся в стране. Пользователи леса имеют определённые оговоренные законами права, но на них возложены и обязательства, обусловленные ответственным пользованием природным ресурсом.
Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных.
Формы природопользования осуществляются в двух видах:
а) общего природопользования;
б) специального природопользования.
Общее природопользование не требует никаких разрешений. Оно осуществляется любым гражданином на основе его права, возникшего в результате рождения и существования, например пользование водой, воздухом и т.д.
Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов.
Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов (лес, газ, нефть и др.), поэтому оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством России: Лесным кодексом, Земельным кодексом, Водным кодексом, законами «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об использовании и охране животного мира» и др.
Право потребления природных ресурсов осуществляется через определенный порядок лицензирования, который регулируется постановлением Правительства РФ от 27.05.93.
По своей сути лицензия на природопользование имеет три признака:
является актом собственника природного ресурса;
является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса;
является средством регулирования рационального природопользования.
Природоресурсная лицензия - это разрешение специального органа на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса.
Лицензия выдается уполномоченным государственным органом. Такими органами в РФ являются Министерство природных ресурсов (МПР) и его территориально-отраслевые департаменты в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетенция этих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса. В России известно свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензии в области природопользования.
Вот некоторые из них:
Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения о предоставлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т.д. Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целевому назначению - ведения крестьянского хозяйства, городского хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, хозяйственного городского производства, разведки полезных ископаемых и т.д.
Лицензия на использование вод. Водный кодекс РФ различает общее, специальное и обособленное водопользование. Разрешения выдаются администрацией и органами Роскомвод РФ.
Водный кодекс РФ устанавливает следующие атрибуты лицензии: цели пользования, пространство, лимиты, сроки, условия платежей, требования рационального использования и охраны.
Организация системы лицензирования возлагается по поверхностным водам на Роскомвод, по подземным водам - на Роскомнедра.
Выдача лицензий осуществляется исполнительным органом власти соответствующей территории, совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам.
Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннулированы органами управления, если произойдет изменение экологической обстановки, угрозы нанесения вреда природной среде и здоровью населения.
Лицензия на использование недр выдается в соответствии с Законом РФ «О недрах».
Указом Президента РФ право на пользование недрами может быть предоставлено на условиях соглашения инвестору - юридическому лицу или группе юридических лиц (в том числе и иностранным). Такое право подтверждается также лицензией, выдаваемой администрацией.
Лицензия на использование леса. Лесной кодекс РФ предусматривает два вида лесопользования: основное и побочное.
Основное - это заготовка древесины и живицы; побочное - сбор ягод, грибов, орехов, сенокошение, охота и рыболовство.
Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов.
Для человека и окружающей среды его обитания важна, прежде всего, охрана той части растительности планеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на леса распространяются некоторые особые требования, обеспечивающие гарантии их защищенности, - группировка и расчетная лесосека.
Лицензия на использование животного мира. Закон РФ «О животном мире» от 24.04.95 определяет следующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях. Все они охватываются лицензированием.
Лицензии на их пользование выдают органы охраны и использования животного мира. В частности, по диким животным - органы охотнадзора; по лову рыбы и охране использования водных живых ресурсов - органы рыбоохраны.
Лицензии выдаются и в случае продажи животных или продуктов их жизнедеятельности за пределы государства (МПР России). На вывоз из России лекарственного сырья - еще и Минздравом России.
Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три ее формы: экономическую, экологическую и культурно-оздоровительную (рекреационную).
Экономическая форма взаимодействия общества и природы возникает в процессе использования человеком природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Использование природных ресурсов в экономических интересах общества - стержень экономической формы взаимодействия общества и природы.
Экологическая форма возникает в процессе деятельности общества по охране окружающей природной среды. В рамках экологической формы взаимодействия общества и природы выделяются два вида этой формы деятельности:
Деятельность общества по охране природы возникла как следствие экономической деятельности общества. Загрязнение природной среды отходами производства, которые вредны для здоровья человека и представляют собой опасность, а также истощение природных ресурсов и разрушение экологических связей породили необходимость организовать охрану природы. Первоначально деятельность по охране природы носила характер мер по охране памятников природы, но впоследствии, по мере роста потребления природных ресурсов, роста производительных сил и вредного влияния производства на окружающую среду, деятельность по охране природы стала носить характер рационального использования природных ресурсов.
Рациональное использование природных ресурсов, в отличие от потребления, является осознанной формой общественной и государственной деятельности, направленной на сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Охрана окружающей среды включает в себя комплекс как экономических, так и административных мер, подчиненных задаче охраны окружающей среды.
Рекреационное природопользование имеет три основные функции: социальную, экономическую и природоохранную. Социальная функция рекреационного природопользования - это удовлетворение специфических потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, общении с природой, что способствует укреплению физического и умственного здоровья общества. Экономическая функция заключается, главным образом, в восстановлении рабочей силы. Благодаря рекреации повышается работоспособность, увеличивается фонд рабочего времени, что способствует росту производительности труда. К экономической функции принадлежат также расширение сферы применения труда и ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктуры на территориях интенсивного рекреационного природопользования. Природоохранная функция заключается в предотвращении деградации природных рекреационных комплексов под влиянием антропогенной деятельности, в том числе и рекреационной.
Методически рекреационное природопользование следует рассматривать как единство таких процессов, как организация рекреации населения с использованием природных ресурсов и условий, предвидения изменений состояния окружающей среды под воздействием рекреационной деятельности, удовлетворения потребностей населения в природных рекреационных ресурсах и восстановление рабочей силы.
Как правило, в территориально-производственном комплексе определяющим и первичным его элементом является производственная структура. Непроизводственная сфера обеспечивает условия существования и функционирования производственной и является как бы вторичной. Лишь в тех случаях, когда регион имеет рекреационную специализацию, непроизводственная сфера становится первичным фактором, который определяет условия развития производственной сферы. В таком случае возникает необходимость в создании новых форм кооперации предприятий и организаций в рамках единого территориального комплекса с целью максимального и эффективного предоставления рекреационных услуг.
Одной из них является территориально-рекреационный комплекс (ТРК). Он характеризуется единой территорией, которая имеет значительный рекреационный потенциал, совокупность рекреационных учреждений, с тесными производственными связями, единством организационных форм правления, обеспечивающих эффективное использование природных рекреационных ресурсов и социально-экономических условий, сложившихся на данной территории.
Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.
Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).
Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.
Под природопользованием подразумевается также совокупность различных форм воздействия на природно-ресурсный потенциал - от его эксплуатации до мер по сохранению и восстановлению. При рациональном природопользовании вовлечение природных ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений. Это может быть достигнуто только за счет комплексного, экономически эффективного использования ресурсов с соблюдением требований охраны природы.
Нерациональное природопользование ведет к ухудшению природной среды, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов. При этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала. Перед специалистами в области природопользования стоят следующие задачи: