Выделяют такие формы природопользования как. Основные виды природопользования

Арендный блок

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование является разумным и не допускает снижения продуктивности природной среды. Нерациональное - это потребительское отношение к природе, то есть стремление получить от нее как можно больше любыми способами, что приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению природной среды. При нерациональном природопользовании возникают две проблемы: ресурсная, связанная с истощением природных ресурсов и экологическая, связанная с ухудшением (загрязнением) среды жизни. В настоящее время существует эпоха нерационального природопользования.

Три ее формы: экономическая (ведущая), экологическая и культурно-оздоровительная.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Охрана природы. Экология

Экологическая ситуация в России, энергоресурсы в РФ. Альтернативные источники энергии. Природопользование, природоведение.

Уголовный кодекс Российской Федерации УК РФ. Система уголовного права, понятие и значение. Состава преступления. Субъективная сторона преступления. Общественно опасное деяние. Причинная связь в уголовном праве. Уголовная ответственность. Субъект преступления.

Физиология

Мембранный потенциал. Классификация мышц. Мышечная ткань. Организация скелетной мышцы. Рефлекс. Классификация гормонов. Нервная система. Сетчатка глаза. Функции кожи. Тепловыделение.

Воспалительные заболевания перикарда. Этиология и патогенез. Классификация. Клиническая картина. Диагностика. Лечение

Перикардит. Риккетсии. Сухой перикардит. Экссудативный перикардит и тампонада. Хронический панкреатит: определение, этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, современные принципы лечения, профилактика.

Массивные фундаменты глубокого закладывания.

Фундаменты, которые сооружаются методом массивного опускного колодца. Массивные опускные колодцы. Фундаменты, которые сооружаются методом кессона.

Термодинамика и молекулярная физика

Состояние макроскопической системы и его параметры. состояния идеального газа. энтропия термодинамики

Для удовлетворения разнообразных потребностей населения и ведения хозяйственной деятельности в регионе, природопользование должно быть дифференцировано по типам природопользования, обеспечивающим:

Овладение естественными ресурсами с получением нужной энергии и первичных материалов;

Обеспечение связи мест получения энергии и первичных материалов с пунктами переработки последних в продукцию, а мест производства продукции - со всеми точками ее потребления;

Приспособление всех районов жизнедеятельности населения, с поддерживающим жизнь потреблением, к условиям окружающей среды;

Сохранение свойств среды, признаваемых необходимыми для жизнедеятельности населения.

В настоящее время в природопользовании принято выделять четыре основных вида, имеющих определенные различия в практическом использовании и присущие им особенности территориальной структуры. По используемым свойствам и характеру зависимости от природы, можно выделить две основные группы отраслей хозяйства (преимущественно ресурсопотребляющие и ресурсосберегающие), обусловленные характером его связи с природой, а в них четыре вида природопользования.

Рассмотрение природопользования как единой сферы деятельности осложняется тем, что трудовая деятельность населения узко специализирована по видам природопользования, а в рамках производственной деятельности - по отдельным отраслям хозяйства. Каждый из этих видов и отраслей по-своему связан с природой и зависит от нее, воздействуя, используя или изменяя отдельные компоненты природной среды. Характер подобной связи определяется тем, что тот или иной вид деятельности использует в природе компоненты, являющиеся естественным условием и ареной деятельности всех отраслей хозяйства. По этому критерию выделяются основные формы территориальной структуры главных видов природопользования. Следует заметить, что имеются различные подходы к выделению основных видов и типов природопользования, нет единой общепринятой методики их выделения.

Анализ различных классификаций показал, что все они выделяют четыре основных вида природопользования. Так, по классификации разработанной в МГУ К. Зворыкиным (1993), выделяются следующие виды природопользования.

I. Производственное природопользование: сельскохозяйственное, энергообеспечение, водоснабжение, горнопромышленное (наземное и подземное), горнопромышленное морское на шельфе, лесохозяйственное, наземное охотопромысловое, морское охотопромысловое, хранилищно-складское, фабрично-заводское, отходно-отвалочное, вспомогательное, включая строительное, рекультивационное и средоулучшающее мелиоративное.

П. Пространственно-увязывающее природопользование: транспортно-морское, транспортно-речное и озерное, транспортно-авиационное, энергопередаточное, железнодорожное, автодорожное, гужевое и пешеходное.

III. Коммунальное природопользование: городское и прочее селитебное, научно-учебное (в природе), культурно-мемориальное, спортивно-оздоровительное, лечебно-курортологическое, рекреационное.

IV. Средоохранное природопользование, водоохранное, природоохранное (в отношении видового генофонда растений и животных, редких естественных явлений и объектов), запасное (в отношении всех других видов природопользования).

Перечисленные выше виды природопользования - формы овладения естественными ресурсами природной среды и территориями для всех видов жизнедеятельности населения в относительно доступных экотрудовых условиях.

Иной подход представлен в классификации, разработанной в Институте географии РАН (Рунова, Волкова, Нефедова и др., 1993). Взяв за основу данную разработку, А. В. Евсеев предложил свой вариант классификации регионального природопользования. На наш взгляд, она весьма удобна при анализе состояния природной среды и картографировании природопользования в регионах России. В этой классификации приведена группировка главных видов природопользования, выделены четыре основных вида территориальной структуры: фоновое, очаговое, крупноочаговое и дисперсное природопользование (рис. 1).

I. Фоновое природопользование - основано на территориально широком использовании естественных ресурсов, угодий, тесно связанных с зональными особенностями природных ландшафтов. К данному виду относятся следующие отрасли ресурсопользования: сельское, лесное, промысловое хозяйства, которые тесно связаны с зональными особенностями ландшафтов. Эти отрасли заинтересованы в сохранении нужной им природной среды. К фоновому относится и традиционное природопользование, то есть тип сложившейся хозяйственной деятельности, основанной на использовании естественных ресурсов (земельных, пастбищных, охотничьих), как правило, максимально адаптированной к местным условиям природной среды, составляющей основу традиционной культуры и образа жизни населения. Подобный тип природопользования характерен в настоящее время для территорий проживания, например, коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

II. Крупноочаговое природопользование - характеризуется ареальным, узловым или групповым типом размещения производств, добывающих, использующих и перерабатывающих природные ресурсы, а местные ландшафты для которых - лишь место функционирования крупных технических сооружений и размещения массовых отходов производства со значительными нарушениями, загрязнением природной среды. Для данного вида природопользования характерным являются базовые отрасли хозяйства: горнодобывающая, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность, металлургия, энергетика, машиностроение (особенно транспортное, тяжелое), добыча и переработка углеводородного сырья (нефть, газ). Данные отрасли заинтересованы лишь в объемах добываемого ресурса, а также в определенных условиях его добычи, связанных с рельефом, климатом, водными ресурсами, грунтами. С этим видом природопользования связано формирование так называемых импактных районов (зон), или территорий, подверженных интенсивному антропогенному воздействию, для которых характерно сильное загрязнение, механическое нарушение, значительная деградация многих компонентов природной среды. На таких территориях наблюдается кризисная, критическая, а в отдельных случаях и катастрофическая экологическая ситуация, с глубокими и необратимыми изменениями отдельных компонентов природной среды, утратой естественных ресурсов и резким ухудшением условий проживания населения, вызванных в основном многократным превышением допустимых техногенных нагрузок на местные ландшафты. В настоящее время импактные зоны (района) сформировались во многих промышленных регионах России.


III. Очаговое природопользование - связано с системой расселения и развития отраслей хозяйства, использующих местные природные ресурсы или технологии, не вызывающие значительных изменений (в том числе загрязнений) окружающей природной среды. Экологическая ситуация на отдельных территориях может быть напряженной или конфликтной, при которой происходят незначительные в пространстве и во времени изменения в ландшафте, в том числе в средо- и ресурсовоспроизводящих свойствах, что ведет к сравнительно небольшой перестройке структуры ландшафтов и восстановлению в результате осуществления процессов саморегуляции природного комплекса или приведения несложных природоохранных мер. Этот вид природопользования обычно связан с хозяйственной деятельностью отдельных предприятий машиностроения (приборостроения, легкое машиностроение и т. д.) и пищевой промышленности, с центрами лесозаготовки и переработки древесины, с транспортными узлами. Данные отрасли хозяйства не предъявляют жестких требований к ландшафтам как к месту размещения производства, но иногда создают проблему трудно ассимилирующихся природой отходов.

IV. Дисперсное природопользование - основано на хозяйственной деятельности, для которой необходимо определенное сочетание природных свойств ландшафтов, что является основным условием ее размещения в данном месте, а также ориентированное на максимальное их сохранение. В основном в ландшафтах - районы рекреационной деятельности, заповедники, национальные парки и другие охраняемые природные территории. Все эти виды деятельности тесно связаны с местными ландшафтами. Для этого вида природопользования характерна удовлетворительная экологическая ситуация, естественная эволюция, а из-за отсутствия видимого прямого или косвенного антропогенного воздействия все свойства ландшафтов сохраняются. Дисперсное природопользование в настоящее время включает природоохранное и рекреационное природопользование.

Целостность картины природопользования в регионе придает сетево-узловые и линейные формы, характерные для транспортно-коммуникационных, водно-мелиоративных, распределительных видов деятельности, которые объединяют вышеперечисленные виды в единый каркас, придают особую конфигурацию их пространственным сочетаниям.

В природопользовании России сочетаются рассмотренные выше территориальные формы и уровни его организации. Выделяются четыре иерархических уровня территориальной организации природопользования (Рунова, 1993):

Природно-зональный, образуемый сочетанием фоновых отраслей природопользования;

Регионально-зональный, отражающий территориальную дифференциацию фоновых отраслей, в первую очередь по уровню их интенсивности;

Фоново-узловой (сетево-ареальный), формируемый под влиянием системы расселения, уровня урбанизированности, размещения азональных (очагово-дисперсных) форм природопользования, коммуникационной сети, интенсивности фоновых отраслей;

Локальный (местный), формируемый местными особенностями природных ландшафтов и ресурсных угодий, взаиморасположением природопользователей и их географическим положением, в целом отражающий преобладающий тип (вид) природопользования.

Таким образом, территориальная организация природопользования имеет черты, присущие как природным, так и социально-хозяйственным системам. Выделение четырех уровней в структуре природопользования позволяет выявить специфику возникающих на каждом из этих уровней проблем ресурсообеспечения, охраны окружающей среды и сохранения природы. При этом появляется возможность проанализировать применяемость к каждому из них выработанных в географии подходов к решению этих проблем и определить недостающие звенья, исследования которых могут послужить основой для организации географических работ в области природопользования.

Особо следует отметить и наличие в ряде регионов конфликтной ситуации между отдельными видами природопользования. Часто она наблюдается между крупноочаговым - фоновым и дисперсным, реже между фоновым и дисперсным природопользованием. Это связано с активной хозяйственной деятельностью, которая в условиях рыночной экономики приводит к жесткой конкуренции при использовании естественных и особенно земельных ресурсов и вызывает ухудшение качества отдельных компонентов природной среды. В качестве примера можно привести проблему национального парка "Югыдва" в Республике Коми, где на часть территории национального парка претендует горнодобывающая отрасль (разработка месторождений углеводородного сырья в районах ведения традиционного хозяйства коренных народов Севера России).

Фоновое природопользование (представленное в основном сельским, лесным и промысловым хозяйством) распространено повсеместно и является основой при анализе структуры природопользования в регионах, представляя собой фон для других видов: крупноочагового, очагового и дисперсного.

Региональные особенности фонового природопользования представлены в табл. 1. Т. Г. Руновой и др. (1993) на европейской территории бывшего СССР выделено шесть микротипов фонового природопользования и 17 типов, отражающих в первую очередь характер сочетания форм и уровней интенсивности природопользования. Их географическое положение показано на рис. 2.

Таблица 1

Типы фонового природопользования (Рунова и др., 1993)

Картина пространственного распределения фонового природопользования, формируемая сочетанием совокупности факторов, довольно сложная. Например, широтно-зональное распределение сельско-лесохозяйственных типов природопользования (микротипы I-IV) сочетается с азональностью распределения сельско-рекреационно-лесных типов (микротип V), который приурочен к экономически развитым урбанистическим регионам и характеризуется повышенной активностью и продуктивностью природопользования. Выявленные различия фонового природопользования очень устойчивы. В современных условиях приоритетное развитие других видов природопользования способно нарушить сложившуюся картину фонового природопользования. Определенные сложности испытывают районы узконаправленного специализированного сельского хозяйства, утратившие транспортные сферы сбыта своей продукции. Имеются проблемы фонового природопользования, связанные с загрязнением природной среды, эродированностью почв в ряде сельскохозяйственных регионов, деградацией пастбищ и лесных ресурсов.

Каждый регион имеет свои специфические проблемы природопользования, которые и будут рассмотрены ниже.


Похожая информация.


Тема Основные виды и формы природопользования 2 час.

План


  1. Формы и виды природопользования

    1. Общее природопользования

    2. Специальное природопользование

  2. Управление природопользованием

  3. Лицензирование природопользования

    1. Природоресурсная лицензия
Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной Среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных и т.д. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы - экономическая (ведущая), экологическая, культурно-оздоровительная.

Формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).

Осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполпомеченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов.

К видам природопользования относятся:

1) землепользование;

2) водопользование;

3) лесопользование;

4) недропользование;

5) пользование животным миром;

6) пользование растительным миром;

7) использование атмосферного воздуха;

9) иные виды природопользования, устанавливаемые законами.

Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мир, Законом об охране атмосферного воздуха.

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ - установленный законом или исторически сложившийся свод правил использования земли как средства производства и в других целях.

Земельные ресурсы - это совокупность участков территории земной поверхности, обладающих конкретными природными условиями, природно-ресурсными свойствами, определяющими возможности их включения в производственную деятельность человека.

Сельскохозяйственное использование земельных ресурсов допускает ограниченную эксплуатацию территории для рекреационных и природоохранных целей, а также для проведения некоторых видов коммуникаций.

Под лесопользованием понимается удовлетворение материальных потребностей общества и его членов в ресурсах леса, обусловленных уровнем общественно-экономического развития, а также состоянием и динамикой лесных ресурсов.

Лесохозяйственное использование земельных ресурсов также имеет свою специфику. В нем, как и в сельскохозяйственном, важную роль играет плодородие земель. Многие десятилетия лесохо-зяйственное использование земель оценивалось преимущественно по продуцированию лесного сырья, прежде всего древесины.

Водопользование - это совокупность всех форм и видов исполь­зования водных ресурсов в общей системе природопользования. Рациональное водопользование предполагает обеспечение полно­го воспроизводства водных ресурсов территории или водного объек­та по качеству и количеству. Если система водопользования хоть в какой-то мере не обеспечивает этого, то рано или поздно водные ресурсы будут истощены.

Статья 37. Цели водопользования

Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.

Статья 38. Виды водопользования

1. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

1) совместное водопользование;

2) обособленное водопользование.

2. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления товарного рыбоводства.

3. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

В задачи государственного регулирования входят:

Определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;

Обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

Установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

Введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

Установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 36 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования указазнного Федерального закона

Если есть природопользование, осуществляемое на какой-то территории, то естественно, оно должно осуществляться по каким-то правилам и должно соответствовать каким-то нормативам. Если это так, то возникает понятие об управлении природопользованием. “Управление - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации её программ и целей”. Таким образом управление - это сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а также на самих людей с целью внесения упорядоченности в их деятельность, получения желаемого результата, придания управляемым процессам определенного состояния и направленности.

Управление природопользованием является весьма специфичной областью, заключающегося “в идеале” в регулировании воздействия человека на природные объекты и процессы для удовлетворения своих экономических, культурных и других потребностей при условии осознанного ограничения своих потребностей с целью устойчивого развития общества и сохранения природы.

Иными словами, управление природопользованием можно определить, как совокупность принципов, методов, форм и средств организации и рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения природной окружающей среды с целью обеспечения экологической безопасности человеческой популяции, как одного из объектов природной среды, на всех уровнях управленческой иерархии (от гражданина, предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества).

Управление природопользованием осуществляется по многоуровневой иерархии. Это прежде всего межгосударственное управление, осуществляемое на основе международных договоров и конвенций.

Государственное управление природопользованием осуществляется на федеральном уровне, региональное управление - находится как в совместном ведении государственных и региональных органов власти, так и в ведении региональных и местных органов власти субъектов федерации и, наконец, управление природопользованием, которое осуществляют непосредственно предприниматели и граждане, то есть сами природопользователи.

Например: Статья 36. Государственное управление отношениями недропользования

Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора.

Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.

Основными элементами системы управления природопользованием (охраной окру­жающей среды) в России (лимитирование, лицензирование, сертификация, паспортизация).

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, которые установлены предприятиям-природопользователям на определенный срок, а также выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства.

На принципе лимитирования построена система ПДК вредных веществ и ее производных, ПДУ физических воздействий, ограничений воздействия производственной деятельности человека и эксплуатации природных ресурсов. Лимитирование как механизм ограничения также включает в себя систему производственных, отраслевых и региональных норм природопользования. Для водных ресурсов это лимитирование отведения и потребления, нормы истощения и изъятия воды, размеры водоохранных зон. В лесном хозяйстве базовыми являются нормы возраста рубок и воспроизводства лесов, нормы лесосеки и пр. В большинстве отраслей промышленности применяются нормы ресурсоемкости.

Лицензирование природопользования - проявление административно-правовым путем регулирования экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания.

Природоресурсовая лицензия - это разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса. В этой лицензии сконцентрировано две функции: контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию и соблюдение экологических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса.

Лицензирование - мероприятия, связанные с выдачей лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором за соблюдением лицензиатами (соответствующих требований и условий. Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при (обязательном соблюдении лицензионных требований иусловий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или ин­дивидуальному предпринимателю.

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензи­атом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Осуществление деятельности, связанной с промышленным про­ изводством, использованием ресурсов и обращением отходов про­ изводства и потребления, в соответствии с лицензией должно от­ вечать строго обозначенным нормам и правилам. Именно поэтому процесс лицензирования следует отнести к одному из механизмов экологического нормирования, выполняющему две важнейшие функции:

превентивную - посредством установления в лицензии норм использования природных ресурсов, пределов химических, фи­зических и биологических воздействий, других экологически зна­чимых условий на основе данных о масштабах и видах деятель­ности;

контрольную - выражается в осуществлении контроля деятель­ности природопользователя-лицензиата государственным уполно­моченным органом.

Лицензирование в области охраны окружающей среды в насто­ящее время сводится к природопользованию и представлено спе­циальными лицензиями на право пользования (добычи, изъятия, пользования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также разрешениями на право выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов. Кроме того, федеральная лицен­зия требуется на деятельность, связанную с утилизацией, склади­рованием, перемещением, захоронением, уничтожением промыш­ленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактив­ных).

Лицензирование некоторых видов деятельности по эксплуата­ции природных ресурсов передано в ведение субъектов Россий­ской Федерации.

В соответствии с экологическим законодательством приме­няются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями используются также разрешения (на выбросы, сбросы и захоронение отходов), лесору­бочные билеты и т.д. Все они охватываются понятием «лицензиро­вание».

Сертификация - осуществляется в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья населения. Иногда она рассматривается в качестве одной из форм лицензирования.

СЕРТИФИКАЦИЯ - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. органом по сертификации может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Объектами сертификации являются продукция, услуги и иные объекты, включая процессы, работы, системы качества и др. Сертификация может носить как добровольный, так и обязательный характер

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

Содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

Защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

Контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

Подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);

Создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Сертификат соответствия ГОСТ Р

Это специальный документ, который подтверждает, что продукция качественная и соответствует российским стандартам (ГОСТ, ТУ и т.д.)
Особенностью сертификатов соответствия является то, что не всегда для их получения необходимо проведение испытаний продукции. И именно этот момент регламентируется схемами сертификации продукции.

Сертификаты соответствия выдаются аккредитованными в системе ГОССТАНДАРТа органами по сертификации. Основанием для выдачи сертификата соответствия ГОСТ Р является протокол составленный по результатам испытаний в аккредитованной лаборатории.

Сертификаты соответствия бывают двух видов:

"желтый " - сертификат соответствия для объектов обязательной сертификации;

Перечень продукции, подлежащей обязательной стандартизации, а также ее параметры, показатели и характеристики определяются в соответствии с действующими в стране нормативными документами и законодательством....

"голубой " - сертификат соответствия для всей остальной продукции, которая не вошла в Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации. Сертифицировать ее можно на добровольных началах.

ГОСТ Р ИСО 9001:2008 (ISO 9001:2008)

Сертификация системы менеджмента качества, работ и услуг.

Сертификация системы менеджмента качества, работ и услуг, позволит Вашему предприятию получить преимущество перед конкурентами при участии в подрядных торгах, т.к. конкурсная документация предусматривает наличие сертификата соответствия стандартам ГОСТ Р ИСО 9001:2008.

ГОСТ Р ИСО 14001-2005

Система Экологического Менеджмента в организации

Ключевым понятием серии ISO 14 000 является понятие Системы Экологического Менеджмента в организации.

Система Экологического Менеджмента - часть общей системы административного управления с организационной структурой, системой планирования и распределения ответственности, разработанными методами и процедурами, наличием ресурсов, необходимых для реализации экологической политики.

Требования к системе управления охраной окружающей среды установлены стандартом ГОСТ Р ИСО 14001-2005 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению".

Система экологического менеджмента по стандартам ГОСТ Р ИСО 14000-2005 обеспечивает:

Оптимизацию систем управления предприятием и предупреждение вредных воздействий на окружающую среду

Экономию энергетических ресурсов за счет эффективного внедрения экологического менеджмента

Снижение рисков экологических катастроф. Улучшение экологической ситуации в регионе
Сертификат ГОСТ Р ИСО 14000-2005, являясь официальным подтверждением соблюдения правил и норм в области экологии, необходим для:

Выполнения требований предъявляемых к российским предприятиям Всемирной Торговой Организацией (ВТО)

Формирования имиджа организации в области выполнения природоохранных требований

Выхода предприятия на международный рынок

Получения приоритета перед конкурентами на рынках экологически чисых продуктов

Привлечения высококвалифицированной рабочей силы

Паспортизация - это составление экологических (природоохранных) паспортов на отдельные объекты, единицы ресурсов, b cnочники выбросов, системы очистки с целью оптимизации их пользования, определения воздействия на окружающую среду и роля соблюдения природоохранных норм и правил.

http://www.leadnet.ru/city/chapter1.htm

Арустамов Э.А. Природопользование Стр 94-101 2000

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

  • СОДЕРЖАНИЕ
    • Введение
    • 1. Понятие природопользование, его предмет, принципы, задачи и направления
    • 2. Виды и формы природопользования
    • Заключение
    • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Человечество с древнейших времен использовало природу в хозяйственных целях (охота, собирательство, рыболовство). На протяжении всей истории происходило расширение связей в системе природа - человек. В сферу человеческой деятельности включались все новые виды природных ресурсов. Росла численность населения, увеличивались масштабы производства, происходило изменение естественной природной среды в результате человеческой деятельности.

Проблема природопользования представляет в настоящее время жизненно важный интерес. Основными причинами, стимулирующими постановку и необходимость решения данного вопроса, являются:

Постоянно возрастающее усложнение и интенсификация взаимодействия общества и природы в процессах производственной деятельности;

Возросшая масштабность общественного производства, его становление «крупнейшей геологической силой»;

Влияние экологических изменений на развитие общественного производства, необходимость рассмотрения экологического фактора в качестве условия роста и развития производительных сил общества;

Существенное возрастание природоохранных затрат.

Поэтому, особенностью современного этапа развития является формирование представлений о тесной взаимосвязи между экологическими и экономическими системами в самом широком смысле. Экономическое развитие страны и управление окружающей средой - это две взаимодополняющие задачи. России в период перехода к рыночной экономике необходимо особое внимание уделять механизму рационального природопользования и охране окружающей среды. Это определяется не только ее внутренними потребностями, но и процессом интеграции страны в мировое сообщество.

В результате, в настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла свое отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности. Природопользование является совокупностью мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

В контексте данного исследования мною будет дано определение понятию природопользование, раскрыт предмет природопользования, его виды и задачи.

1. ПОНЯТИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, ЕГО ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

Возрастающие потребности человека и общества ведут к усилению и разнообразию воздействия на биосферу, к ее серьезной деградации, исчерпанию ресурсов и возникновению ответных реакций, ставящих под вопрос как возможность развития человечества, так и сам факт его существования. Все это сделало актуальным системное изучение природных ресурсов, процессов и противоречий, образующихся в результате их эксплуатации. Поскольку природные ресурсы чрезвычайно разнообразны, а их ценность и методы разработки - факторы экономические и технические, возникла необходимость формирования новой междисциплинарной науки, которая была бы посвящена различным аспектам природопользования и природным ресурсам и могла интефировать технические, естественные и общественные науки. Такое научное направление и сам термин «природопользование» были предложены в конце 50-х гг. XX в. профессором Ростовского государственного университета Ю.Н. Куражковским.

Природопользование определено как совокупность процессов взаимоотношения природы и человека. По мнению автора данного термина, задачи природопользования сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями.

В настоящее время существует два подхода к содержанию понятия «Природопользование»:

1) как целенаправленная деятельность по обеспечению потребностей общества в природных ресурсах и сохранению необходимого качества окружающей среды;

2)как система отношений между обществом и природой, возникающая в процессе их взаимодействия.

Цель природопользования - комплексное воздействие на природу, обеспечивающее постоянное повышение эффективности производства и благосостояния народа, сохранение экологического потенциала для будущих поколений людей.

Объектом научного природопользования служит комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием.

Предметом природопользования является оптимизация этих отношений, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизнедеятельности человека.

Природопользование включает:

Извлечение и переработку природных ресурсов;

Использование и охрану природных условий;

Сохранение экологического баланса биосферы, что служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития человека.

Основные задачи природопользования заключаются:

1) в удовлетворении постоянно растущих потребностей общества, повышении эффективности общественного производства за счет рационального использования природных ресурсов;

2) создании условий для расширения воспроизводства естественных ресурсов, повышении продуктивности природной среды на основе целенаправленного ее преобразования;

3) сбережении природной среды и сохранении ее биоразнообразия.

В организации и осуществлении природопользования необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) соответствием характера и способов использования форм и методов освоения природных ресурсов конкретным природным и экономическим условиям;

2) планированием и прогнозированием максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования;

3) повышением интенсивности исследования природы, сокращением и устранением потерь в ходе эксплуатации природных ресурсов;

4) комплексностью применения и соблюдения целесообразной, экономически обоснованной последовательности хозяйственного освоения и использования природных ресурсов;

5) экологизацией общественного производства, позволяющей сберечь природные ресурсы и свести на нет отрицательные последствия производства для окружающей среды;

6) охраной и сохранением научных и эстетических ценностей.

Учитывая, что природопользование (в широком смысле) представляет целенаправленную комплексную деятельность людей, можно выделить основные его направления и виды (табл. 1).

природопользование экологический ресурс

Табл. 1. Классификация направлений природопользования

Направление

Состав направления

Ресурсопотребление

1. Добыча ресурсов (в том числе выявление, изучение, подготовка, непосредственное извлечение).

2. Ресурсопользование (без непосредственного извлечения из природной среды, например, рекреация).

3. Использование элементов среды как «вместилища» отходов производства и потребления.

4. Использование элементов среды, например земли, как пространственного базиса для размещения производительных сил общества

Конструктивное преобразование

1. Комплексные программы преобразования природной среды в рамках региона.

2. Преобразование отдельных элементов природы (например, трансформация лесных ресурсов).

3. Защита от стихийных бедствий.

4. Ликвидация последствий хозяйственной деятельности

Воспроизводство природных

ресурсов

1. Непосредственное воспроизводство возобновляемых природных ресурсов (например, восстановление леса).

2. Создание условий для воспроизводства возобновляемых ресурсов (например, охрана лесов от пожаров).

3. Восстановление (рекультивация ландшафтов, очистка рек)

Охрана окружающей среды

1. Предотвращение негативных воздействий производства и потребления.

2. Собственно охрана (консервация) ландшафтов.

3. Сохранение генофонда биосферы

Управление и мониторинг

1. Инвентаризация, учет и контроль.

2. Регулирование состояния ресурсов и природной среды.

3. Управление процессами природопользования

Рассматривая данную классификацию основных направлений природопользования, необходимо заметить, что все направления чрезвычайно переплетены между собой, тесно связаны, и поэтому разграничить их весьма трудно.

2. ВИДЫ И ФОРМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три ее формы: экономическую, экологическую и культурно-оздоровительную (рекреационную).

Экономическая форма взаимодействия общества и природы возникает в процессе использования человеком природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Использование природных ресурсов в экономических интересах общества - стержень экономической формы взаимодействия общества и природы.

Экологическая форма возникает в процессе деятельности общества по охране окружающей природной среды. В рамках экологической формы взаимодействия общества и природы выделяются два вида этой формы деятельности:

Заповедная охрана, т.е. создание и реализация норм законодательства по заповедной охране природы, проведение мероприятий в этой сфере;

Оздоровление окружающей среды, т. е. проведение различного рода мероприятий в этой области.

Деятельность общества по охране природы возникла как следствие экономической деятельности общества. Загрязнение природной среды отходами производства, которые вредны для здоровья человека и представляют собой опасность, а также истощение природных ресурсов и разрушение экологических связей породили необходимость организовать охрану природы. Первоначально деятельность по охране природы носила характер мер по охране памятников природы, но впоследствии, по мере роста потребления природных ресурсов, роста производительных сил и вредного влияния производства на окружающую среду, деятельность по охране природы стала носить характер рационального использования природных ресурсов.

Рациональное использование природных ресурсов, в отличие от потребления, является осознанной формой общественной и государственной деятельности, направленной на сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Охрана окружающей среды включает в себя комплекс как экономических, так и административных мер, подчиненных задаче охраны окружающей среды.

Рекреационное природопользование имеет три основные функции: социальную, экономическую и природоохранную. Социальная функция рекреационного природопользования - это удовлетворение специфических потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, общении с природой, что способствует укреплению физического и умственного здоровья общества. Экономическая функция заключается, главным образом, в восстановлении рабочей силы. Благодаря рекреации повышается работоспособность, увеличивается фонд рабочего времени, что способствует росту производительности труда. К экономической функции принадлежат также расширение сферы применения труда и ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктуры на территориях интенсивного рекреационного природопользования. Природоохранная функция заключается в предотвращении деградации природных рекреационных комплексов под влиянием антропогенной деятельности, в том числе и рекреационной.

Методически рекреационное природопользование следует рассматривать как единство таких процессов, как организация рекреации населения с использованием природных ресурсов и условий, предвидения изменений состояния окружающей среды под воздействием рекреационной деятельности, удовлетворения потребностей населения в природных рекреационных ресурсах и восстановление рабочей силы.

Как правило, в территориально-производственном комплексе определяющим и первичным его элементом является производственная структура. Непроизводственная сфера обеспечивает условия существования и функционирования производственной и является как бы вторичной. Лишь в тех случаях, когда регион имеет рекреационную специализацию, непроизводственная сфера становится первичным фактором, который определяет условия развития производственной сферы. В таком случае возникает необходимость в создании новых форм кооперации предприятий и организаций в рамках единого территориального комплекса с целью максимального и эффективного предоставления рекреационных услуг.

Одной из них является территориально-рекреационный комплекс (ТРК). Он характеризуется единой территорией, которая имеет значительный рекреационный потенциал, совокупность рекреационных учреждений, с тесными производственными связями, единством организационных форм правления, обеспечивающих эффективное использование природных рекреационных ресурсов и социально-экономических условий, сложившихся на данной территории.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

Под природопользованием подразумевается также совокупность различных форм воздействия на природно-ресурсный потенциал - от его эксплуатации до мер по сохранению и восстановлению. При рациональном природопользовании вовлечение природных ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений. Это может быть достигнуто только за счет комплексного, экономически эффективного использования ресурсов с соблюдением требований охраны природы.

Нерациональное природопользование ведет к ухудшению природной среды, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов. При этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала. Перед специалистами в области природопользования стоят следующие задачи:

Разработка основных принципов взаимодействия производственной и не производственной деятельности человека с окружающей средой;

Оптимизация взаимоотношений между природно-ресурсной базой и социально-экономическим развитием общества;

Поиск методов хозяйствования, учитывающих природное равновесие окружающей среды и улучшающих природный потенциал;

Разработка единой системы природоохранного законодательства, стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности и состоянию окружающей среды;

Создание новых законодательных экономических отношений в обществе, позволяющих осуществить структурную перестройку национального хозяйства на базе ресурсов и энергосбережения, внедрения более совершенной экологически чистой техники и технологий;

Переход на международные экологические стандарты качества окружающей среды, технологических процессов и производимой продукции, обеспечивающие включение РФ в систему Международного экономического сотрудничества;

Формирование эффективной системы органов государственного и регионального управления в области экологии и природопользования, призванных осуществлять единую государственную экологическую политику страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании всего вышеизложенного представляется возможным сделать следующий вывод:

Природопользование является достаточно сложной комплексной дисциплиной, синтезирующей знания многих наук с целью оптимизации взаимодействия природы и общества.

Под природопользованием, как процессом взаимодействия природы и общества, понимают совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли. Оно исследует общие принципы рационального использования природных ресурсов человеческим обществом. Объектом исследования природопользования как науки является комплекс взаимодействий между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием. Предметом природопользования следует считать оптимизацию этих отношений.

Задачи природопользования сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с изменяющими ее воздействиями.

Так как под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных и т.д. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы - экономическая, экологическая, культурно-оздоровительная. Формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Арустамов Э.А. Природопользование: Учебник. - М.: "Дашков и К", 2000. - 263 с.

2. Авраменко, И. М. Природопользование: Курс лекций для студентов вузов / И. М. Авраменко. - Спб.: Лань, 2003. - 128 с.

3. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учеб-ник. - М.: ТЕИС, 1997. - 290 с.

4. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования: Учеб. пособие - М.: Гардарики, 2005. - 448 с.

5. Природопользование, Ч.II, Ресурсы: курс лекций / сост. В.М. Урусов - Владивосток: Дальнаука, 2009 . - 412 c.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и основные виды природопользования. Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов. Принципы и направления рационального использования водных ресурсов и недр. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов России.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Сущность, объект, предмет, основные меры и средства рационального природопользования. Классификация и характеристика природных ресурсов. Принципы экологического нормирования. Состав показателей и нормативы качества окружающей среды и пределы их изменений.

    презентация , добавлен 08.02.2014

    Современные проблемы природопользования. Классификация природных ресурсов и их экономическая оценка. Сырьевая база промышленности Казахстана. Пути экологического развития страны. Виды загрязнений окружающей среды. Методы управления природопользованием.

    курс лекций , добавлен 13.11.2011

    Направления государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Причины загрязнения окружающей среды. Взаимосвязь экономики и природопользования, модели и подходы к экономическому развитию с учетом экологических требований.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Понятие, цели, направления и проблемы государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Организация государственного управления в сфере экологии. Функции экологического контроля, его недостатки.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Ресурсный цикл как антропогенный круговорот вещества. Современное состояние окружающей среды. Компоненты ландшафта, подвергающиеся изменению. Природные источники загрязнения атмосферы. Качество питьевой воды. Задачи рационального природопользования.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Связь природопользования с экологией и законами взаимодействия различных природных систем. Понятие рационального природопользования. Наиболее эффективные пути приспособления развития социально-экономической системы к изменениям, происходящим в биосфере.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2013

    Понятие о природопользовании. Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Методы стоимостной оценки природных объектов. Финансирование рационального использования ресурсов. Государственное управление в области недропользования.

    методичка , добавлен 09.12.2010

    Влияние постоянного природопользования человека на окружающую среду. Сущность и цели рационального природопользования. Признаки нерационального природопользования. Сравнение рационального и нерационального природопользования, их иллюстрация примерами.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2015

    Право природопользования - система юридических норм и средств, направленных на урегулирование отношений относительно эффективного использования, возобновления и охраны природных ресурсов. Классификация права природопользования. Нормы правовой регуляции.

Исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы. Право природопользования - это университет экологического права , который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и.т.д.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со статьей 129 ГК РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Оценивая значение природопользования в рамках экологического права необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу. Использование человеком природных ресурсов для своих нужд - экономических, духовных, рекреационных и иных - в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды », и иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой университет, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой университет права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право , содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

  • право землепользования; право недропользования;
  • право водопользования;
  • право пользования атмосферой;
  • право лесопользования;
  • право пользования растительным миром вне лесов;
  • право пользования животным миром.

Правда, в юридической литературе о пользовании атмосферным воздухом говорится реже и меньше, чем о пользовании другими природными ресурсами. В этой сфере более остро стоят вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, а не регулированием его использования. Соответствующий ФЗ РФ называется «Об охране атмосферного воздуха». Видом использования атмосферы является выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.

В земельном законодательстве определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории России, соответствующее видам землепользования. Так, Земельный кодекс РФ выделяет: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;

  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, детализирующую их назначение. Так, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

  • жилым;
  • общественно-деловым;
  • производственным;
  • инженерных и транспортных инфраструктур;
  • рекреационным;
  • сельскохозяйственного использования;
  • специального назначения;
  • военных объектов;
  • иным территориальным зонам.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации , нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства , местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Новацией Земельного кодекса РФ является то, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки , продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям ;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте в установленные сроки и в установленном порядке.

В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут может быть срочным или постоянным.

Закон РФ «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими субъектов РФ (ст. 7). Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Земельный кодекс РФ также допускает возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для собственных нужд, имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, пресных подземных вод (ст. ст. 40, 41). Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Лесной кодекс РФ широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом на них возлагается обязанность соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьи 11 Лесного кодекса РФ, не допускается.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. Этот вид водопользования тесно связан с выделяемыми Водным кодексом РФ водными объектами общего пользования. Согласно статье 6 Кодекса поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности , являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Кодексом. Соответственно, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. При этом использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, установленными Правительством РФ . Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления.

Законодательством РФ и субъектов РФ на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов , водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также иные запреты.

Право общего пользования водными биоресурсами регулируется ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» применительно к любительскому и спортивному рыболовству. Любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом. При этом любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. В прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц , любительское и спортивное рыболовство осуществляется с согласия их собственников, а на рыбопромысловых участках - с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.

Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества , юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в формах:

  • комплексного природопользования,
  • специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие.

Под комплексным природопользованием понимается направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду), а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные природные ресурсы - земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера, как правило, предоставляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности .

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров , оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Принципы права природопользования

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном.

Можно оценивать право природопользования и как правоотношения, то есть, урегулирован правом комплекс прав и обязанностей, которые принадлежат субъектам природопользования в конкретных общественных отношениях относительно использования земельного участка, водного объекта, лесного массива, участка недр, охотничьего угодья, объекта, естественно заповедного фонду и тому подобное.

Так, согласно ст. 8 ГК РФ который, если и не полностью, то в значительной мере, применим и к экологическим правоотношениям, они возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности.

Понятие и виды природопользования

Лицензия содержит следующие сведения: данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования; перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов; план природоохранных мероприятий; особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность; сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений; ответственность за несоблюдение предприятием требований в области охраны окружающей среды и условий природопользования.

Если лицензия представляет собой, по сути, разрешение на ведение определенного вида деятельности, возлагающее обязанности на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности, как для органов власти , так и для природопользователя.

Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров . Например, законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции; водное законодательство - договор пользования водным объектом; земельное законодательство - договор аренды и временного пользования земельным участком. Эти договоры заключаются с федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления . В ряде случаев заключения договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами .

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Министерством промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.

К лимитам на природопользование относятся:

а) нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.;

б) лимиты водопользования - предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок;

в) расчетная лесосека - норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях - по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;

г) лимиты использования объектов животного мира - устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

д) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.



Случайные статьи

Вверх