Значение игры в жизни ребенка. Влияние игры на развитие ребенка

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.

Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Таким образом, игровая деятельность дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на его развитие.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Виктория Куриленко
Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста

ГБОУ г. Москвы «Школа № 1272»

Доклад :

Тема : «Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста »

Составила

воспитатель :

Куриленко В. В.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра , в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту , способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития . Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника .

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста . В этот период она возникает и приобретает наиболее развитую форму , которая в психологии и педагогике получила название сюжетно – ролевой.

Сюжетно – ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В такой игре интенсивно формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития . Игра органически связана с жизнью общества. Она имеет определяющее влияние на преемственность опыта, привитие нравственных качеств, правил поведения молодому поколению, вступающему в жизнь.

Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин , в игре интеллект направляется за эмоционально – действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально – действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

В отечественной психолого-педагогической науке, сюжетно – ролевая игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, содержанию и структуре (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, отражающая действительную жизнь.

Д. Б. Эльконин высказал гипотезу, что в истории человечества сюжетно – ролевая игра возникает на определённой стадии развития общества . Усложнение производства, с одной стороны, делает невозможным участие ребёнка в реальной социальной, производительной деятельности, а с другой – требует от него ориентировки в системе задач, ролей и правил поведения во взрослом сообществе. Ролевая игра, по мнению Д. Б. Эльконина , является особой символико-моделирующей деятельностью, позволяющей осуществить эту ориентировку. Гипотеза учёного получила подтверждение в историко-этнографических и межкультурных исследованиях игры.

Таким образом, исходным и общим для психологов и педагогов является безусловное признание социального происхождения игры как естественной деятельности ребёнка.

Значение и место игровой деятельности в жизни ребёнка – дошкольника обсуждались в работах зарубежных и отечественных педагогов и психологов Ж. Пиаже, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. И. Божович и др.

Д. Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребёнка :

развитие мотивационно – потребностной сферы;

Преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;

Формирование идеального плана;

развитие произвольности действий;

Результатом развития мотивационно – потребностной сферы является формирование у ребёнка стремления к социально значимой деятельности и мотива, сменив свой статус, занять новую социальную позицию, обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к поступлению в школу и обучение в ней (А. П. Усова, С. Л. Новосёлова, Л. И. Божович, М. И. Лисина, .

Благодаря игре происходит изменение психологической формы мотивов от досознательных, аффективно окрашенных, непосредственных желаний к мотивам, имеющим «форму обобщённого намерения, стоящим на грани сознательных» (Д. Б. Эльконин, .

Сюжетно-ролевая игра в силу своего особого строения содержит возможности преодоления познавательного «эгоцентризма» (Ж. Пиаже, , выраженного в абсолютизации собственной позиции и невозможности её соотнести с другими возможными познавательными позициями. Принятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций её участников и различных точек зрения партнёров на предмет и роль. В процессе игры дети должны учитывать позиции друг друга в соответствии с ролевыми отношениями, с практикой действий с предметами в зависимости от игрового и реального значения и, наконец, координировать свою позицию с позицией партнёра по игре (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, .

Л. С. Выготский главное значение игры видел в коренном преобразовании сознания, заключающемся в отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т. е. в формировании идеального плана сознания. Он рассматривал игру как естественную, стихийно сложившуюся практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развёрнутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами – заместителями к речевым, а затем умственным. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно – образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения (Н. Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьев, .

Наконец, игра как деятельность, реализация которой требует от ребёнка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение, осуществляемое и контролируемое ребёнком в соответствии с образцом и правилом, становится доступным ему благодаря принятию роли и взаимному контролю со стороны участников игры. Качество произвольности, таким образом, приобретают сенсомоторные функции (А. В. Запорожец, память (З. М. Истомина, поведение (Э. В. Мануйленко, .

Таким образом, игровая деятельность дошкольника заключает в себе большие возможности по формированию психических процессов, влияющих на поведение ребёнка, и являются основой перехода к новой, высшей стадии развития .

Игровая деятельность оказывает огромное влияние на развитие общения в этот период. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается , главным образом, в процессе совместной игры и связано с формированием детского коллектива. Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей - проявляется такое важное качество как «общественность» (А. П. Усова, . В таком коллективе воздействие на ребёнка опосредуется детским обществом, через которое осуществляется влияние на отдельного ребёнка (Т. А. Маркова, В. Я. Воронова, Д. В. Менджерицкая, Р. Н. Жуковская, .

Игра богата эмоциями, она выявляет искренние переживания ребёнка и формирует его чувства. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности (А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, А. Д. Кошелева и др.) .

Таким образом, игровая деятельность занимает определённое место в педагогической системе, т. к. именно в игре и посредством игры осуществляется формирование детской личности, развитие эмоциональной сферы .

На протяжении дошкольного детства качественно меняется характер основной деятельности ребёнка-дошкольника – характер сюжетно – ролевой игры, представляющей широчайшие возможности для развития фантазии и творчества.

В сюжетно – ролевой игре ребёнок начинает воспроизводить те отношения, которые он наблюдает у взрослых людей, и которым он стремится подражать. И чем больше ребёнок получает впечатлений, тем разнообразнее его игры, тем больше простора для развития его творческого воображения.

Вместе с развитием сюжетов игр развивается и возможность творческого воображения ребёнка, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию малыша. В ролевой игре ребёнок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя видит, то доктором, то волшебником, то принцем. Выполнение роли в игре требует от ребёнка сложнейшей деятельности воображения : необходимо хорошо представлять себе, что должен делать его герой в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации, направлять развитие игры в целом .

Исследователи считают сюжетно – ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят все то, что они видят вокруг. А. А. Люблинская отмечает, что ролевая игра является формой творческого отражения ребенком действительности, сплетение реального и вымысла.

Сюжетная игра захватывает ребёнка, она создаёт тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества; именно в игре ребёнок выражает себя наиболее полно и свободно. В игре ребёнок учится проявлять свою творческую инициативу, учится умению организовывать, планировать и направлять игру.

По мнению исследователя – педагога О. Солнцевой , развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию представляющую ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, то есть стать, «автором» новой части игрового материала, на основании которой можно создать собственный сюжет и реализовать его.

Следовательно, именно сюжетно – ролевая игра подводит ребёнка к способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений.

В самом деле, сначала воображение ребёнка приковано к тем предметам, с которыми он действует, затем опирается на игровые действия в сюжетно – ролевой игре, но уже к концу дошкольного возраста воображение ребёнка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план.

Этот переход подготавливается тем, что уже в сюжетно – ролевой игре ребёнок сначала представляет свои действия, их последовательность, их значение для общего сюжета игры, а потом уже действует. Такая необходимость приводит к тому, что ребёнок начинает всё чаще и чаще «проигрывать» различные ситуации в уме, а затем как-то обнаруживать это во вне. Наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старших дошкольников появляется ещё одна важная способность подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать заранее намеченному плану.

Возникновение и развитие творческого воображения считает В. С. Выготский – это переход к творческой деятельности, который связан с появлением у дошкольников замысла игры . Творчество детей проявляется в ролевом поведении в соответствии с видением роли и в то же время сдерживается наличием игровых правил.

Такой постепенный переход к внутренней деятельности воображения, который происходит в результате развития игры , ведёт к проявлению творческой активности в самых разных областях (О. М. Дьяченко, .

Таким образом, дошкольное детство характеризуется бурным развитием познавательного воображения. Творческое воображение формируется, прежде всего, в игровой деятельности, и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать. На протяжении всего дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребёнка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре, в деятельность самостоятельную внутреннюю, позволяющую осуществить элементарное игровое творчество. Исследователи подчеркивают важную роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно – ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей (т. е. «делаю сам» ) составляет сущность воспитания. В творческой самодеятельной игре ребенок не просто запечатлевает увиденное. В ней, по мнению А. П. Усовой , происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что он берет из жизни. В игре ребёнок из элементов, взятых из окружающей жизни, создаёт новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловлено существенными изменениями в содержании сюжетно – ролевой игры (М. В. Ермолаева, .

Старший дошкольный возраст , по мнению педагогов и психологов, - возраст расцвета сюжетно – ролевой игры. К пяти годам у детей сформировались такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушкой, ролевое поведение. Сюжетно – ролевая игра, как правило, коллективная. Она отличается большим разнообразием тематики, сложностью и развёрнутости сюжетов . Дети отражают в играх события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта (А. П. Усова, Р. Н. Жуковская, С. Л. Новосёлова и др.)

В работах разных исследователей (Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др.) собрано достаточно много фактов, свидетельствующих о том , что сюжетная игра старших дошкольников имеет разнообразные формы. Это и, собственно, ролевая игра с принятием на себя игровой роли и игра-фантазирование с преимущественно речевым планом и создание через посредство мелкого игрового материала, воображаемых миров. Все эти формы сюжетной игры развёртываются как в индивидуальном плане, так и совместно со сверстниками.

Разнообразие форм сочетается с многообразием содержания; игровой сюжет может моделировать как вполне реалистические события, так и вымышленные, однако в любом случае игровые сюжеты старших дошкольников становятся всё более связанными, внутренне логичными.

Объединяющим для всех этих форм игры является направление старших дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно – смысловые контексты.

Наиболее характерными разновидностями сюжетно – ролевых игр являются :

Игры, отражающие профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и т. п.) ;

Игры в семью;

Игры, навеянные литературно – художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику) .

Взаимоотношения взрослых и детей в сюжетно – ролевых играх строится на основе личностно – ориентированного подхода, с соблюдением принципов партнерского взаимодействия, активности в построении предметно – игровой среды, творческого характера игровых действий.

Старший дошкольный возраст способствует тому , что игры становятся богаче по содержанию, интереснее и увлекательнее по выдумке, замыслу. Построение образов, в этом случае, приобретает творческий, сознательный, активный характер. Вместе с развитием сюжетов игр развиваются и возможности творческого воображения ребёнка, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию ребёнка (В. Я. Воронова, Н. Я. Михайленко, Н. Ф. Короткова и др.) .

Игры старших дошкольников отличаются сложным содержанием, использованием средств отображения реальной жизни, а также организацией.

Часто это длительные творческие игры, т. е. игры, в которые дети играют долгое время, постоянно развивая сюжет , усложняя содержание игры; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей , отображающие их психическое развитие (В. Я. Воронова, С. Л. Новосёлова и др.) .

Основной признак длительной игры – это устойчивый интерес ребёнка к роли им выполняемой, и к определённой теме игры. Длительная игра даёт возможность уточнять и углублять представления детей об изображаемом им персонаже. В нём ярко раскрывается отношение ребёнка к роли, происходит влияние её на его поведение , с одной стороны, а с другой – в игре проявляется разностороннее игровое творчество в поисках средств для изображения задуманного, создавать мнимую ситуацию (Д. Б. Менджерицкая, .

В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка (О. Солнцева, . У детей – сочинителей творческие проявления связаны, прежде всего, с созданием игровых сюжетов, для них характерно осуществление игры в речевом плане и воображении. Такие дети рано переходят к игре – фантазированию. Дети – исполнители проявляют игровое творчество в реализации замыслов создания образов игровых персонажей, используя для этого, разнообразные средства : мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь. Дети – режиссеры максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступа посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.

Творческая игра – высшая ступень развития игры . Специфика творческой игры состоит в том, что она возникает по инициативе самих детей , которые самостоятельно берут на себя роли, хотят развивать сюжет , проявляют в игре больше вымысла, творчества в выборе действий и распределении ролей, при использовании подсобных материалов.

Таким образом, игра определяет существенную роль в каждом творческом процессе. Проявление творчества в игре позволяет ребёнку приобрести некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выражать его в своей деятельности. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя её сказочностью и волшебством (В. Я. Воронова, Д. Б. Менджерицкая и др.) .

Воображение и творчество теснейшим образом взаимосвязаны. Творческое воображение формируется в процессе игровой деятельности. Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка , выступают связующим звеном в отношении к познаваемому.

Данные психолого-педагогических исследований позволили сделать вывод о том, что сюжетно – ролевая игра, во-первых – представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений, создание условий для психического развития и «взросления» , подготовке ребенка к будущей жизни; во-вторых – имеет мощный потенциал в воспитании и развитии с возможностью формирования детской личности и становления индивидуальных особенностей дошкольника ; в-третьих – определяет существенную роль в формировании творческой деятельности и развитии творческого потенциала.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте . М., Просвещение, 1988. – 460 с.

2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1996. №6. - с. 62-76.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте . М., Просвещение, 1991. – 93 с.

4. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника // Вопросы психологии, 1987. №1. – с. 52-67.

5. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. Воронеж., НПО «МОДЭК» , 2005. – 304 с.

6. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры . // Избранное в 2-х томах. Том 1. М., Педагогика, 1983. – с. 303-323.

7. Люблинская А. А. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей // Дошкольное воспитание , 1968. № 7. – с. 40 -48.

8. Маркова Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений . // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста . М., Просвещение, 1965.–с. 32-136.

9. Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. // Воспитание детей в игре . М., Просвещение, 1979.– с. 5-19.

10. Новосёлова С. Л., Зворыгина Е. В. и др. Комплексное руководство формированием игры старших дошкольников // Игра дошкольника . / Под ред. С. Л. Новосёловой. М., Просвещение, 1989. – с. 95-102.

11. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников . / Под ред. М. И. Лисиной. М., Просвещение, 1974. – 207 с.

12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 1969.

13. Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект. Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М., Педагогика, 1987. – 192 с.

14. Солнцева О. Играем в сюжетные игры. Дошкольное воспитание , 2005. №4.

15. Усова А. П. Воспитание общественных качеств ребёнка в игре. Психология и педагогика игры дошкольника . М., Просвещение, 1966. – с. 38-48.

16. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., Просвещение, 1978. – 304 с.

17. Эльконин Д. Б. Детская психология М., Академия, 2007. – 384 с.

Игра – форма взаимодействия людей, мотивом которой является не результат, а сам процесс. Детская игра – основной вид деятельности ребенка, способ познания окружающего мира, усвоения нового опыта, испытания типичных жизненных ситуаций. Игра в определенной форме моделирует постоянное психо-эмоциональное состояние ребенка. Каково влияние игр на развитие детей? Зачем детям игры? Какие игры необходимы ребенку для нормального развития? Роль компьютерных игр в деформации сознания и искажении реального мира.

Влияние игры на развитие ребенка: интерпретация игры

Игра для ребенка – одна из форм деятельности для познания окружающего мира. Влияние игры на развитие детей неоспоримо велико. В процессе игровой деятельности формируются основные психические процессы, происходит развитие ребенка. Посредством игры ребенок приобретает новый опыт, познает жизненные ситуации, вырабатывает свое отношение к ним. Говоря о влиянии игр на развитие детей, стоит упомянуть, что любая форма игры, предпринимаемая ребенком, является своего рода диагностическим инструментом для родителей. По типу предпочитаемых игр, поведению ребенка во время игры, его восприятию и реакции на развитие событий родители могут сделать выводы о психологическом и физическом развитии ребенка и предпринять определенные действия для коррекции данных состояний. Так, ребенок может проявлять безразличие к предметам, что может говорить о его непонимании предназначения той или иной вещи, оставаться в стороне от других детей, предпочитая одиночные игры, что может свидетельствовать о страхе, боязни, физической слабости ребенка. Любая простейшая игра – собственная реальность для ребенка, которая подчиняется его правилам и законам, даже в том случае, если ребенок просто складывает кубики один на другой. Именно в этом и заключается основное влияние игр на развитие детей . Игра стимулирует ребенка к воссозданию ситуаций (усложняющихся с каждым новым этапом развития ребенка), определению своей роли в данной ситуации, а также ролей прочих людей, значения предметов, вовлеченных в ситуацию.

Влияние игры на развитие ребенка: основные виды игр

Игра присутствует в жизни ребенка с первых дней. Предметы, украшающие кроватку, комнату являются его первыми игрушками. Первый вид игры для ребенка – познавательный. Суть таких игр заключается в познании окружающих предметов: твердые, мягкие, гладкие, теплые, большие. Предметами познания могут становиться как традиционные игрушки, так и предметы окружающего мира. Следующая стадия развития игр представляет собой логическое воспроизведение ситуаций «взрослого мира». Логически-процессуальные игры помогают ребенку испробовать примитивные ситуации, постоянно встречающиеся в повседневной жизни взрослого человека.

Следующей стадией развития игры в жизни ребенка является моделирование отношений, ситуаций, создание своего мира, подвластного четко продуманным правилам, распределение ролей в игре, осуществляется переход к коллективной игре. Такие подражающие игры являются основным этапом подготовки ребенка к взрослению. В моделирующих подражающих играх впервые происходит разделение по половому признаку. Наблюдая за игрой ребенка на данном этапе, родители получают возможность скорректировать некоторые состояния и особенности поведения ребенка: грубость, жестокость, жадность, хитрость, нечестность.

Значение игры для развития ребенка: компьютерные и традиционные игры

Влияние игры на развитие детей до сих пор является предметом изучения многих психологов . С развитием современного мира, современных технологий в жизни ребенка происходит непроизвольная замена игры в традиционном понимании игрой компьютерной. В чем заключается опасное влияние игр на развитие детей подобного характера? В первую очередь необходимо понять, какое влияние на ребенка оказывает игра традиционная.

Обычная игра требует от ребенка моделирования самой ситуации, четкого представления и осмысления предстоящих событий, вовлечения предметов, других людей, интеграции игрового процесса в реальную жизнь. В этом процессе активно задействуется и развивается творческое мышление ребенка. Игра заставляет ребенка продумывать ситуацию, подбирать необходимые роли для каждого участника игрового процесса. Создавая свою игру, ребенок вовлекает в процесс обычные предметы, наделяя их вовсе иным значением. Так, даже самые простые игры требуют некой физической активности от ребенка. Компьютерная игра в свою очередь переносит ребенка уже в готовую реальность, где герои, образы, характеры, ситуации продуманы и прописаны в программном коде. Величайшее множество возможных игровых комбинаций, действий и образов создает иллюзию вседозволенности и свободы действий. Компьютерные игры развивают культ силы, насилия, жестокости, безответственности за содеянное. Значение игры для развития ребенка не стоит недооценивать . Компьютерные игры существенно деформируют сознание ребенка, искажая его представление о реальной жизни. Опыт компьютерной игры производит ту же подмену ценностей. Герой компьютерной игры выпивает зелье, становясь бессмертным, выполняет невозможные для человека задания, прививая бесстрашие и рискованность, что несет непосредственную угрозу для здоровья и жизни ребенка (оказавшись в подобной ситуации, ребенок, руководствуясь опытом, полученным в ходе компьютерной игры, может совершить поступок, стоящий ему жизни: прыжок с высоты, управление большим предметом). Влияние игры на развитие ребенка может проявиться на более поздних этапах жизни и отразиться на процессах обучения, построения карьеры, создания семейных отношений. Компьютерная игра приучает ребенка с детства к тому, что все можно остановить и «перезагрузить», начав с самого начала, что развивает в ребенке непостоянство, безответственность, легкомыслие. В будущем такое влияние игр на развитие детей проявляется частой сменой рабочих мест, кратковременными браками, брошенными детьми.

Однако нельзя утверждать, что компьютерные игры не развивают детей. Значение игры для развития ребенка в современном мире крайне велико . Посредством компьютерных игр ребенок постигает азы управления процессами, ситуациями, основы адаптации в новом окружении. Виртуальные игры создают представление о глобальном Интернет пространстве, позволяют ребенку освоить простейшую работу с компьютером, что существенно облегчит процесс обучения и развития в дальнейшем.

Компьютерные игры используются психологами как психодиагностический инструмент для выявления определенных состояний: предпочтение тех или иных игр, выбор героя, сложности игры, выбор собственной тактики прохождения создают психологический портрет ребенка.

Игра – неотъемлемый элемент развития и воспитания ребенка. Правильный подбор игр способствует формированию характера, психо-эмоциональному развитию ребенка. Игра, моделируемая ребенком, является подготовительным этапом к взрослой жизни, испытанием различных сценариев и определением собственных предпочтений.

Игра - основная форма существования малыша, она занимает большую часть времени, которую он проводит в состоянии бодрствования. Она имеет важное значение в жизни ребенка, ее можно сравнить с работой и хобби в жизни взрослого человека. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного.

Конечно, с возрастом игры меняются. Игру младенца можно назвать элементарной. Когда малыш играет с погремушками, рассматривая их, перекладывая из одной ручки в другую, когда роняет или специально бросает на пол, он таким образом знакомится с несложными физическими законами.

Следующая стадия игры - предметная. Теперь малыш проделывает определенные действия с предметами, например, возит по полу машинки, строит домики из кубиков, нанизывает предметы друг на друга. В процессе подобной игры ребенок наблюдает за предметами со стороны.

Любимая игра повзрослевших детей - ролевая, когда они могут изобразить кого-то, представить себя на чужом месте - своего участкового врача, продавца из соседнего магазина, шофера и т. д. Таким образом, малыш сам становится частью игры. Но ролевые игры также различаются по степени сложности, и чем сложнее игра, тем труднее малышу самому справляться со всеми желаемыми ролями. Ему необходимы партнеры по игре, таким образом ребенок переходит в стадию коллективной игры. Это происходит обычно к трем-четырем годам его жизни.

Но, пока малыш предпочитает индивидуальную игру коллективной, он еще не умеет достаточно хорошо общаться с другими детьми, ему не требуются сложные стадии игры, пока он довольствуется игрой с предметами.

На втором году жизни ребенок становится более крепким физически и более подвижным - это возраст его активности и самостоятельности. Малыш ищет контакт с окружающим его миром, приобретает некоторые навыки познавательного характера. Он уже ходит, точно координирует движения, способен производить некоторые несложные действия. Происходит быстрое развитие речи: словарный запас двухлетнего ребенка составляет приблизительно 200-400 слов, дети уже общаются со своими близкими и сверстниками с помощью речи.

Конечно же, самое большое влияние на развитие ребенка оказывают родители. Разговаривая с малышом, взрослые могут направлять его поведение, обучать определенным действиям.

Однако организм малыша еще хрупок и очень восприимчив к внешним воздействиям. Необходимо постоянно укреплять здоровье ребенка, заниматься его физическим развитием. Игры должны учить детей выполнять различные действия с предметами: возить тележки, усаживать в них игрушки, играть в мяч, скатываться с горки и т. п.

Самая главная задача родителей двухлетнего малыша - это умение правильно направить энергию своего ребенка. Если ребенок не может сосредоточиться на игре, он не знает, что ему хочется делать в определенный момент, или если он вообще не проявляет должного интереса к играм, родителям следует насторожиться. Постарайтесь исправить обнаруживаемые недостатки малыша, и опять же в этом вам поможет игра. С помощью игры можно выработать у ребенка качества, которые вы желали бы видеть в его характере. В процессе игры можно приучать ребенка к труду, порядку, дисциплине.

Некоторые родители запрещают малышам слишком активно двигаться как дома, так и на улице. Однако подвижные игры на свежем воздухе малышу просто необходимы, как для его физического, так и для психического здоровья. Подвижные игры способствуют совершенствованию мышечного аппарата, помогают ребенку овладевать произвольными движениями, т. е. учат его действовать не хаотично, а целенаправленно. Ограничение малыша в движениях может привести к тому, что ребенок окажется не подготовленным к школьным занятиям, требующим способности сдерживать себя, управлять своими действиями и поступками.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Ее обязательные правила регулируют поведение ребенка, ограничивают его импульсивность.

Известно, что у детей младшего возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Поэтому главной задачей родителей на данном этапе развития своего чада будет являться обучение малыша в игровой форме. Преимущество этого заключается в том, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых занятий и способов действия. Игры способствуют развитию воображения и фантазии, пробуждают ребенка к творчеству, малыш начинает рифмовать простые слова, сочиняет свои первые стихи. В игре у ребенка появляется тяга к рисованию. Творчество дает маленькому человеку возможность активно познавать себя и окружающий мир, формирует его мироощущение.

Многие родители считают, что наиболее важным является развитие речи и мышления у ребенка. Но ведь занятия физической культурой не должны быть оторваны от речевой или другой деятельности. Движения малыша вполне могут развиваться в процессе игры, когда с помощью логических связей объединяются несколько видов деятельности: музыка, физическая культура и речевая деятельность; развитие движений и т. п. Но все это должно быть продумано заранее.

Например, с помощью кукольного театра вы можете изобразить лес. При этом у ребенка организуется речевая деятельность: покажите ему отрывок из сказки - эпизод о зайчиках - они поют песенку, затем рассказывают стишки, им угрожает опасность - нужно спрятаться, но вот опасность миновала - и зайки вновь радостно играют и т. д. Таких движений можно придумать огромное множество, все зависит от воображения взрослого. А после окончания спектакля попросите вашего малыша повторить те движения, которые ему больше всего запомнились или понравились. Таким образом вы ненавязчиво заставите ребенка двигаться и задействуете несколько видов памяти.

Дома ребенок должен непосредственно развиваться в самых естественных условиях. Режим необходимо соблюдать лишь при организации быта: отдыха ребенка, питания, прогулок на свежем воздухе. Разнообразную игровую деятельность детей организуют в зависимости от их эмоционального состояния, потребностей, настроения, желания и здоровья.

Вот, к примеру, игра "Самолетик", в которую можно играть с ребенком как дома, так и на улице. Возьмите игрушечный самолет, рассмотрите его с ребенком, задайте вопросы: "Что это? Где у самолета крылья? Как он гудит? Куда летит самолет?" и т. д. Затем попросите ребенка изобразить самолет, пускай при этом он побегает по комнате и вместе с вами повторяет стихотворение А. Барто "Самолет":

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

После нескольких раз повтора такого занятия малышу понравится игра, и, возможно, он уже наизусть выучит стихотворение.

Поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, их можно с успехом проводить не только дома, но также и в свободное время на прогулке. Но, если игра совсем не знакома ребенку и требует от него довольно высокого умственного напряжения, малыша следует подготовить к ней. Иначе вы рискуете вызвать у него негативное отношение к занятиям.

Использование дидактических игрушек или пособий нередко называют игрой: стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку - и считается, что игра состоялась. Но это совсем не так. Развивающая игра - это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием при занятии с ребенком. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действия.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т. е. то, чему вы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотите ему передать;

2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для двухлетнего малыша характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые вы предлагаете ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других - выполнить определенные движения, в третьих - обменяться предметами и т. п.

Игровые действия включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с возможными участниками игры. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и конечно же для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания ребенка замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Их выполнение требует от малыша определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

Но, для того чтобы игра действительно увлекла малыша, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с ребенком родитель вовлекает его в совместную деятельность, делает ее важной и значительной для малыша.

Взрослый должен стать как бы центром притяжения в общении. Это очень важно на первых этапах знакомства с игрой, особенно для малышей двух лет. В то же время взрослый организует игру и направляет ее - он помогает ребенку преодолевать затруднения, одобряет его хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил, но и указывает на ошибки. Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора - важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы у ребенка. Кроме того, многие игры учат ребенка действовать "в уме", мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Малыш всегда стремится к чему-то новому, необычному, веселому. Поэтому для ребенка второго года жизни наиболее результативными будут игры-забавы. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Обучающая задача такой игры обычно занимает ребенка и не требует от него особых усилий.

Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Вот пример одной из таких игр, которая называется "Что на картинке?".

Цель этой игры - научить ребенка самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи ребенка.

Материалом игры является предметное лото, которое состоит из карт. На них изображены знакомые ребенку предметы бытового окружения. Это может быть одежда, посуда, мебель, игрушки и т. д. Они обязательно должны быть изображены реалистично и красочно.

В начале игры вы раскладываете перед ребенком картинки и, рассматривая их, говорите, что на них изображено. Затем перемешиваете все карточки и раздаете их малышу. Он должен еще раз внимательно посмотреть на них, затем попросите, чтобы он дал вам карточку с тем предметом, о котором вы попросили. Не торопите малыша, пусть он хорошо подумает и наверняка укажет на верную карточку.

Интерес малыша к этой задаче обеспечивается красочным игровым материалом. Кроме того, привлекательной для него является возможность применить свои знания, приобретенные в более раннем возрасте. А ваше одобрение только может вселить в него уверенность и принести радостные переживания. Эта игра развивает речь малыша, способствует развитию образного мышления, воображения и его познавательного развития.

Возможности ребенка как личности не могут полностью раскрыться сами по себе. Их развитию и совершенствованию нужно помочь. А для этого важно искренне любить ребенка, поддерживать его стремление к личной свободе и радости существования. Ребенок должен чувствовать, что он любим, что он может, когда сам этого захочет, активно проявлять себя, а взрослые уделяют ему внимание, несут душевную теплоту и спокойствие, привлекают к разнообразной деятельности, помогают, хвалят, дают возможность не только играть со сверстниками, но и побыть одному. Ребенок должен иметь свои любимые игрушки, вещи, маленький коврик на полу или какое-то другое пространство, где он мог бы один поиграть со своими игрушками, отдохнуть от окружающих, когда ему это захочется.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Игра непросто играет важную роль в развитии детей, она является ведущим видом деятельности, в которой происходит развитие ребенка. Игра – форма активного психического отражения ребёнком окружающей действительности. В игре происходит физическое и психическое развитие ребенка.

Именно в игре происходит развитие психических процессов, и появляются важные психические новообразования, такие как воображение ориентация в мотивах деятельности других людей, способность к взаимодействию со сверстниками.

Игровая деятельность различна и классифицируется по своим задачам.

Классифицировать игры можно по различным показателям: количеству играющих, наличию предметов, степени подвижности и т.д.

По основной цели игры разделяются на несколько видов:

  • Дидактические – игры, направленные на развитие познавательных процессов, усвоение знаний, развитие речи.
  • Подвижные – игры, на развитие движений.
  • – деятельность по воспроизведению жизненных ситуаций с распределением ролей.

В играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в самооценке, которая представляет собой оценку своих способностей по сравнению со способностями других участников.

Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением. Разница в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, и без неё даже процесс обучения становится невозможным.

Мотив игры не в результате, а в самом процессе. Ребенок играет, потому что ему интересен сам этот процесс. Сущность игры в том, что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции.

Но игра подразумевает не только выдуманные отношения (дочки-матери, продавец и покупатель и др.), но и реальные отношения друг к другу. Именно в игре появляются первые симпатии, чувство коллективизма, потребность в общении ос сверстниками. В игре развиваются психические процессы.

  • Развитие мышления

Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.

Ролевая игра вносит изменения в позиции ребенка, перенося его с детского статуса на взрослый уровень. Принятие ребенком роли позволяет ребенку приблизиться к взрослым отношениям на уровне игры.

Переход от предметных действий до ролевых игр связан с тем, что ребенок переходит от наглядно-действенного мышления к образному и логическому, то есть действия переходят от практически в умственные.

Процесс мышления связан с памятью, так как мышление опирается на опыт ребенка, воспроизведение которого невозможно без образов памяти. Ребенок получает возможность преобразования мира, он начинает устанавливать причинно-следственные связи.

  • Развитие памяти

Игра в первую очередь влияет на развитие памяти. Это неслучайно, так в любой игре у ребенка появляется необходимость в запоминании и воспроизведении информации: правила и условия игры, игровые действия, распределение ролей. При этом проблема незапоминания просто не возникает. Если ребенок не запоминает правила или условия, то это будет негативно восприниматься сверстниками, что приведет к «изгнанию» из игры. У ребенка впервые появляется потребность в намеренном (осознанном) запоминании. Вызывается это желанием выиграть или занять определенный статус в отношениях со сверстниками. Развитие памяти происходит на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем.

  • Развитие внимания

Игра требует от ребенка сосредоточенности, совершенствуя внимание: произвольное и непроизвольное. У ребенка появляется необходимость сосредоточения при определении игровых правил и условий. Кроме того, некоторые дидактические и подвижные игры требуют от ребенка внимания на протяжении всей игры. Потеря внимания непременно приведет к проигрышу или недовольству своих сверстников, что сказывается на его социальном статусе.

Развитие объема и длительности внимания происходит постепенно и тесно связано с умственным развитием ребенка. При этом важно развивать именно произвольное внимание как волевой компонент. Непроизвольное внимание используется на уровне заинтересованности детей.

  • Развитие воображения

Ролевые игры интерпретируются в принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли. Чем больше развито воображение, тем интереснее и сложнее становятся образы, создаваемые ребенком. При этом сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли так, чтобы всем было интересно играть. Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие.



Случайные статьи

Вверх