Знаменитые геологи. Геология

Кто из школьников не читал книги А. Е. Ферсмана «Занимательная минералогия», кто мог остаться равнодушным, узнав об удивительных «волокнистых» камнях, из которых можно связать варежки, о камнях в живом организме, о съедобных камнях, о камнях, падающих с неба, и многом другом! Кто не увлекался книгой Ферсмана «Занимательная геохимия», мысленно совершая фантастическое путешествие в глубь Земли, знакомясь с атомами химических элементов в природе! Вместе с автором юный читатель, наверное, мечтал о времени, когда советские ученые смогут подчинить атом своей воле и использовать громадное количество энергии на благо народа. Молодежь увлекают и такие популярные книги Ферсмана, как «Воспоминания о камне», «Мои путешествия», «Рассказы о самоцветах», «Путешествия за камнем».

Академик Александр Евгеньевич Ферсман, наш крупнейший минералог и геохимик, был другом детей. Со многими юными любителями минералогии он переписывался. В архиве академика бережно хранятся три толстые папки, полные детских писем. На каждое письмо Александр Евгеньевич, как правило, отвечал. Не раз выступал он в Домах пионеров и в школах. Под влиянием Ферсмана многие школьники-пионеры брали в руки геологические молотки и шли на поиски полезных ископаемых. С радостью потом сообщали они ученому о своих походах и находках. Вместе с ними радовался и Александр Евгеньевич.

Ферсман родился в 1883 г. в Петербурге, но большую часть детства провел в любимом им солнечном Крыму, неподалеку от Симферополя, в селении, которое теперь называется Ферсманово. По словам самого Александра Евгеньевича, он с шестилетнего возраста сделался «страстным минералогом». На каменистой горушке, недалеко от дома, мальчик старательно молотком выбивал плотно сидящие в породе кристаллики горного хрусталя, сияющие на солнце. Иногда он пробирался в заброшенные каменоломни. Не без страха входил он в таинственный полумрак пещер, но зато приносил оттуда удивительные камни. Посмотрев однажды сквозь один камень на буквы в книге (Ферсман умел читать уже в 5 лет), он увидел, что буквы удвоились. Камень оказался двупреломляющим кальцитом. Мальчик тогда не знал его названия. Он понимал только, что природа полна интереснейших тайн и загадок и что нужно во что бы то ни стало их разгадать.

Ученик Одесской классической гимназии Александр Ферсман любил бродить по берегу моря, выискивая камни для коллекции. Эти экскурсии научили его (как сам он позже писал) «очень трудной и сложной обязанности естественника - наблюдать». Учился Ферсман хорошо, но ему хотелось знать больше того, что написано в учебниках. Он читал много книг, делился со сверстниками впечатлениями о прочитанном и тогда уже мечтал стать минералогом.

В 1901 г. Александр Евгеньевич окончил гимназию и поступил в Одесский университет (называвшийся тогда Новороссийским), но в следующем году перешел в Московский. Он привез свои коллекции в Москву и подарил их университетскому музею.

В университете Ферсман стал учеником знаменитого ученого - профессора минералогии Владимира Ивановича Вернадского, будущего академика (см. стр. 274). Его лекции увлекли молодого студента. Вернадский создал новое направление в минералогии. До Вернадского минералоги занимались главным образом описанием минералов, изучением их свойств и не интересовались их происхождением и изменением. Вернадский же раскрыл сложную и интересную картину «рождения» и «жизни» минералов. Каждый минерал, попав в новые условия, с течением времени меняется, составляющие его химические элементы вступают в новые соединения.

Ферсман был лучшим учеником Вернадского. Еще студентом он написал пять научных работ (первая вышла, когда Ферсману было около 20 лет). По окончании университета, в 1907 г., Александр Евгеньевич получил командировку за границу. Вернувшись на родину, он продолжал работать с Вернадским.

Вернадский и Ферсман создали новую науку - геохимию, изучающую поведение атомов химических элементов в земной коре.

«Еще недавно было время, когда массы значков полезных ископаемых лежали в беспорядке на пестром ковре нашей геологической карты. Казалось, не было никаких строгих законов, которые рассеивали бы эти знаки по полям разного цвета: одни из них накапливались вместе в горных районах, другие заполняли поля бывших морей и материков. Сейчас мы знаем, что распределение этих точек подчиняется глубочайшим законам геохимии»,- говорил Ферсман. Распределение полезных ископаемых - результат сложных путей миграции (перемещения) атомов, результат химических реакций определенных химических веществ в определенной химической и физической обстановке.

В 1912 г. Александр Евгеньевич стал профессором. Он прочел первый университетский курс геохимии. Молодой ученый не мыслил науки, оторванной от жизни, не приносящей пользы человеку. «В основе каждой истинной науки лежит связь теории и практики»,- говорил Ферсман. Он стремился раскрыть богатства недр своей родины, но царское правительство почти не отпускало средств на геологические исследования. Ферсман возмущался, что в России не используют богатейшие недра и ввозят из других стран минеральное сырье (уголь, фосфориты и пр.). С целью разведок он стал совершать путешествия, чаще на свои средства.

В 1915 г. ученые-патриоты во главе с В. И. Вернадским добились организации при Академии наук Комиссии по изучению естественных производительных сил России. Александр Евгеньевич стал одним из энергичнейших ее деятелей. Исследовательскую работу Ферсман начал на Урале. Его увлекало изучение «рождения» самоцветов и цветных камней - голубых топазов, зеленых изумрудов, фиолетовых аметистов, розовых и малиновых турмалинов, пестрых яшм и многих других. Впоследствии Александр Евгеньевич написал об этих камнях несколько книг. Основное внимание в течение 25 лет он уделял исследованиям пегматитовых жил, в которых обычно находятся ценные минералы. Ученый стремился выявить законы распределения минералов в различных по типу пегматитовых жилах. В результате длительных наблюдений и исследований Ферсман создал большой научный труд «Пегматиты», признанный в геологии классическим. Эта работа Александра Евгеньевича имеет не только научное, но и практическое значение. Она облегчает геологам-разведчикам поиски полезных ископаемых.

В первые же годы Советской власти партия и правительство поставили перед Академией наук как одну из основных задач исследование недр страны. На экспедиции стали отпускаться значительные средства. Александр Евгеньевич - в то время уже академик (его избрали в действительные члены Академии наук в 1919 г.) - стал организовывать одну геологическую экспедицию за другой. Начиная с 1920 г. он с группой студентов и молодых геологов провел несколько экспедиций в пустынном тогда краю Кольского п-ва - Хибинах. Путешественники исходили горы и болота Хибинской тундры, страдали в горах от бурь и туманов, на болотах - от комаров, разъедавших до крови лицо и руки. Они совершали трудные переходы с тяжелой ношей за плечами. Но все трудности окупались открытием огромного месторождения апатита - камня плодородия, содержащего фосфор. Это было открытие мирового значения. Ферсман сам разработал новый способ получения из апатита фосфорных удобрений.

На Кольском же полуострове, в Монче-тундре, Александр Евгеньевич обнаружил медные и никелевые руды.

Ферсман совершил трудное и интересное путешествие в центр пустыни Каракумы. Там вместе со своим отрядом он едва не погиб без воды.

В Каракумах Александр Евгеньевич обнаружил большие залежи самородной серы. Раньше наша страна ввозила серу из-за границы, а после экспедиции Ферсмана началась разработка месторождения серы в Каракумах, где был построен первый в СССР серный завод.

Александр Евгеньевич провел также экспедиции на Алтай, в Забайкалье, в Карелию, на Кавказ и многие другие места.

Это не мешало ому выполнять множество других работ. Он был вице-президентом и членом президиума Академии наук СССР, директором Минералогического музея и Института кристаллографии, минералогии и геохимии. В то же время он напечатал свыше тысячи научных статей и книг. Одним из самых крупных трудов Александра Евгеньевича Ферсмана была «Геохимия». Лондонское геологическое общество присудило за нее Ферсману высшую награду - медаль им. Волластона, в свое время присужденную Дарвину и другим крупнейшим ученым мира.

Всю жизнь Александр Евгеньевич отдал любимой науке. Любовью к камню проникнуты все его книги. Особенно поэтично написаны «Воспоминания о камне». В этой книге автор обращается к молодежи с призывом: «Познавайте свою страну, свой край, свой колхоз, свою горушку или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое».

Умер Александр Евгеньевич Ферсман 20 мая 1945 г. в г. Сочи, у дорогого ему с детства Черного моря.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вспомните

Какие полезные ископаемые вам известны?

Существуют топливные полезные ископаемые – торф, уголь, нефть (осадочное происхождение).

Рудные полезные ископаемые – руды цветных и черных металлов (магматическое и метаморфическое происхождение).

Нерудные полезные ископаемые – горно-химическое сырье, строительные материалы, минеральные воды, лечебные грязи.

Это я знаю

1. Что такое земельные ресурсы? Минеральные ресурсы?

Земельные ресурсы – территория, пригодная для расселения людей и размещения объектов их хозяйственной деятельности.

Минеральные ресурсы – природные вещества земной коры, пригодные для получения энергии, сырья и материалов.

2. Каково значение минеральных ресурсов в жизни человека?

Минеральные ресурсы – основа современного хозяйства. Из них получают топливо, химическое сырье, металлы. От количества и качества минеральных ресурсов во чаще всего зависит благосостояние страны.

3. Чем обусловлено размещение полезных ископаемых?

Размещение полезных ископаемых обусловлено их происхождением.

4. Какие закономерности можно установить в размещении полезных ископаемых?

Месторождения руд черных и цветных металлов, золота, алмазов приурочены к выходам кристаллического фундамента древних платформ. Месторождения нефти, углей, природного газа приурочены к мощным осадочным чехлам платформ, предгорным прогибам, шельфовым зонам. Руды цветных металлов так же встречаются в складчатых областях.

5. Где сосредоточены основные нефтегазоносные месторождения?

Основные нефтегазоносные районы сосредоточены в шельфовых зонах – Северное море, Каспийское море, Мексиканский залив, Карибское море; осадочных чехлах платформ – Западная Сибирь; предгорных прогибах – Анды и Уральские горы.

7. Выберите верный ответ. Полезные ископаемые осадочного происхождения приурочены в основном: а) к щитам платформ; б) к плитам платформ; в) к складчатым областям древнего возраста.

Б) к плитам платформ

Это я могу

8. Используя схему «Образование горных пород» (см. рис. 24), объясните, какие превращения происходят с горными породами в результате круговорота веществ.

В результате круговорота веществ, происходит превращение одних полезных ископаемых в другие. Первичными можно считать магматические горные породы. Они образовались из излившейся на поверхность магмы. Под действием различных факторов магматические породы разрушаются. Обломочные частицы переносятся и осаждаются в других местах. Так формируются осадочные горные породы. В складчатых областях происходит смятие горных пород в складки. При этом часть из них погружаются на глубину. Под действием высоких температур и давления они переплавляются и превращаются в метаморфические горные породы. После разрушения метаморфических горных пород вновь образуются осадочные породы.

Это мне интересно

9. Считается, что в каменном веке почти единственным полезным ископаемым был кремень, из которого изготавливали наконечники стрел, топоры, копья, рубила. Как, по вашему мнению, изменились с течением времени представления людей о многообразии полезных ископаемых?

Представления людей о многообразии полезных ископаемых с каменного века очень быстро менялись. После кремня люди очень быстро нашли медь. Наступил медный век. Однако медные изделия для использования были непрочными и мягкими. Прошло еще немного времени, и люди познакомились с новым металлом - оловом. Олово - очень хрупкий металл. Мы можем предположить, что произошло так, что кусочки меди и кусочки олова попали в огонь или костер, где они расплавились и смешались. В результате появился сплав, объединяющий в себе лучшие качества как олова, так и меди. Так и была найдена бронза. Период бронзового века - это время, начиная с конца четвертого- до начала первого тысячелетия до нашей эры.

Как мы все знаем, железо в чистом виде не встречается на Земле - его нужно добыть из руды. Для этого руду нужно нагреть до очень высокой температуры, и только после этого из нее можно выплавить железо.

То, что века были названы в честь полезных ископаемых, говорит о их огромном значении. Использование все новых полезных ископаемых открывает для человека новые возможности и может коренным образом изменить все хозяйство.

С тех прошло очень много времени и сейчас люди используют огромное количество минеральных ресурсов для разных целей. Разведка и добыча минеральных ресурсов актуальная задача для хозяйства во все времена.

10. Известный отечественный геолог Е.А. Ферсман писал: «Мне хочется извлечь сырой, на первый взгляд неприглядный материал из недр Земли… и сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию». Раскройте смысл этих слов.

Минеральные ресурсы, при извлечении из их из земной коры чаще всего имеют вид далекие от внешнего вида продукта, который из него получают. Они действительно представляют собой неприглядный материал. Но при правильном подходе, переработке из этого материала можно извлечь много ценного для человека. Ферсман говорил о ценности недр Земли, о необходимости их изучения и разумного подхода к этому.

Любовь к «прекрасному миру камня» проявилась у Александра Евгеньевича Ферсмана едва ли не в младенческую пору и прошла через всю жизнь, как единодушно признают исследователи жизни, творчества и научной деятельности ученого - О.Баян в книге «Разведчик недр» (Л., 1959) и Д.И.Щербаков в своем труде «А.Е.Ферсман и его путешествия» (М., 1953).

Сам Ферсман пишет: «…я очень хочу вас увлечь в этот мир, хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и каменоломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться вместе с нами из города, подальше, к течению реки, к ее высоким каменистым берегам, к вершинам гор или скалистым берегам моря, туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду. Там всюду мы найдем, чем заняться; и в мертвых скалах, песках и камнях мы научимся читать великие законы природы, по которым построена вселенная».

Увлечь в этот мир ученый хочет вас, наши юные читатели. И именно для детей и молодежи А.Е.Ферсман в 1926 году написал книгу «Занимательная минералогия», которая при жизни автора переиздавалась 12 раз.

Третье издание (М., 1953 год) представлено в нашем Музее детской книги.

Вы, наверно, спросите, а что может быть увлекательного в камне? Камень - это мертвая часть природы: булыжник мостовой, простая глина, известняк тротуаров, драгоценный камень в витрине музея, железная руда на заводе и соль в солонке.

Александр Евгеньевич Ферсман ответил бы вам так: «…Каждый камень живет своей жизнью - растет, изменяется со временем, сохраняет отпечатки растений и животных, которых уже нет, откладывается в животных организмах (желчный, молочный, мочевой и другие камни).

Но, конечно, самое замечательное происходит в громадных печах и домнах заводов – таинственный процесс сгорания, плавления, улетучивания камня. Из невзрачного темного булыжника можно извлечь сверкающее серебро, из красной рудной массы добыть жидкую ртуть, а простой колчедан превратить в тяжелую жидкость серной кислоты».

Разве не интересно? Не увлекательно? Как вы считаете?.. И если, прочитав книгу Ферсмана «Занимательная минералогия» или биографические очерки о нем Щербакова Д.И. «Ферсман и его путешествия» и Баян О. «Разведчик недр», которые есть в нашем Музее детской книги, вы хоть немного загоритесь желанием узнать мир камня, то книги сделали свое дело и написаны не зря.

Но прежде, чем вы заинтересуетесь минералогией и ее исследованиями, давайте узнаем немного о биографии самого выдающегося искателя и исследователя минеральных богатств нашей страны Александра Евгеньевича Ферсмана.

А.Е.Ферсман родился 27 октября (8 ноября) 1883 года в Санкт-Петербурге. Его отец, по образованию архитектор, после турецкой кампании остался на военной службе, так как слабое зрение не позволяло ему работать по специальности.

Мать Александра – образованная женщина - любила естественные науки, была хорошей пианисткой и художницей. Брат ее, оказавший большое влияние Александра Евгеньевича, химик по специальности, жил в Крыму, недалеко от Симферополя, на берегу реки Салгир. Здесь, в Тотайкое, где семья Ферсманов проводила обычно лето, шестилетний Саша начал собирать коллекции камешков. Этот интерес к камню получал большую поддержку со стороны матери и дяди.

Так уж получилось: одни дети в детстве любят машинки всякие, другие собирают бабочек и жучков, а Сашина самая любимая игрушка, самое глубокое детское увлечение – камешки. Начитавшись сказок о «подземном царстве», Саша воображал, что где-то глубоко под землей, за неведомыми запертыми дверями находятся пещеры, полные сверкающих самоцветов.

Но как проникнуть туда? Где найти таинственный ключ? Эта мысль не оставляла мальчика.

Как-то раз Саша вместе с сестрой Верой пробирались по темному ходу каменоломни. Осторожно ступая по скользким камням, прислушиваясь к мелодичным звукам падающих капель, к неясным шорохам и стукам, он старательно нащупывал небольшие пустоты, заполненные кристаллами. При каждой находке он радостно восклицал:

Опять тальянчики (кварц с хорошо образованными гранями - Ю.У.)! Да сколько их тут!

Вера, а Вера, – вдруг обратился он к сестре, - как ты думаешь, может быть, здесь уже начинается подземное царство?

Не успела Вера обдумать, что ей сказать, как Саша сам ответил себе.

Нет. Оно ведь заперто, а ключ мне не найти.

А вдруг и найдешь! – сказала Вера, желая ободрить брата.

В самом деле?! – обрадовался Саша – Может быть, он лежит где-нибудь здесь под камнем. Давай поищем!

Нам пора домой, - уклончиво ответила Вера. Она знала, что никакого подземного царства не существует, а, значит, и никакого ключа от него нет. Но ей не хотелось объяснять это брату, разбивать дорогую для него мечту. Вера была уже не рада, что невольно подала ему эту нелепую мысль. Ведь, не найдя ключа, Саша будет очень огорчен. Что сделать, чтобы избежать этого?

И вдруг ей пришла счастливая, как ей показалось, мысль. В нянином ящике лежит никому не нужный большой ржавый ключ. Она возьмет его и подложит под камень. Вот обрадуется Саша, когда найдет!

Саша действительно необычно обрадовался находке. Раскрасневшийся, возбужденный он прибежал домой с криком:

Нашел, нашел ключ! Теперь увижу все самые красивые камни! Только я не знаю, где дверь в подземное царство. Пойдем, мама, со мной, покажи мне ее, - и он тянул за руку мать.

Та ничего не понимала:

Какой ключ? Где он?

Вот! – и Саша с сияющим видом торжественно поднял над головой свою находку.

Да ведь это старый выброшенный ключ от нашего чулана, - сказала Мария Эдуардовна, - где ты его взял?

Это я подложила его в «пещере» под камень, - виновато потупившись, ответила Вера. – Я хотела порадовать Сашу.

Мальчик понял, что его обманули. Он выронил ключ, опустился на пол и залился горькими слезами.

Мать подняла Сашу с пола, усадила к себе на колени и, вытирая слезы платком, ласково, но уверенно сказала:

Не горюй, родной! Ключ от подземных богатств ты непременно найдешь. Учись. Ищи этот ключ в науке. Она даст его тебе.

Прошло много лет напряженной учебы и исканий… Теперь Ферсман-студент с улыбкой вспоминал свои детские радости и огорчения.

Особенно большое значение для дальнейшей научной деятельности Александра Евгеньевича и укрепления его интереса к минералогии имел Московский университет, куда он пришел в 1902 году из Новороссийского (Одесского) университета. Кафедра минералогии Московского университета возглавлялась в то время Владимиром Ивановичем Вернадским, сыгравшим исключительную роль в истории этой науки и в судьбе Ферсмана.

Владимир Иванович подошел к столу Ферсмана и, вскинув на лоб большие очки, близорукими глазами пристально стал всматриваться в штуф кварца (Штуфы – крупные куски породы, состоящие из разных минералов. – Ю.У.). Ферсман с трепетом ждал вопросов. Он знал, что профессор не пропустит ни одного, даже мелкого включения.

А что это за темный кристаллик? – спросил Вернадский.

Турмалин, – ответил Ферсман (Турмалин – минерал очень сложного состава, содержащий редкий элемент бор, применяется как сырье в электропромышленности, а также в ювелирном деле. – Ю.У.).

А желто-красный?

Монацит. (Минерал, содержащий редкие элементы, добывается из россыпей. – Ю.У.).

А вот эту золотисто-желтую полосочку заметили? Что это?

Циркон. (Минерал, содержащий редкие элементы, используется в медицине, металлургической промышленности, керамике. – Ю.У.).

И вы уверены в этом?

Совершенно уверен.

По каким признакам определили?

Ферсман дал подробный, обоснованный ответ. Вернадский остался доволен своим талантливым учеником. Он предугадал в Ферсмане будущего крупного минералога. Беда только в том, что ради минералогии Ферсман иногда запускал другие предметы. И Вернадский с отеческой заботой спросил:

А как у вас с ботаникой? Кажется, тройка? Подтянитесь. В дипломе вы должны иметь круглые пятерки.

По окончании университета, в 1907 году, Александр Евгеньевич отправился в научную командировку за границу. Он работал в Гейдельберге в кристаллографической лаборатории, где написал большую монографию об алмазах.

После двухлетней заграничной командировки Ферсман возвратился в университет. Он преподает, работает в Геологическом музее, принимает участие в первой своей научной экспедиции на Урал. Затем была Средняя Азия, Хивинская тундра и много других, порой нехоженых земель. Вся жизнь прошла в дороге.

Рассматривая фотографии Александра Евгеньевича Ферсмана, очень трудно представить себе, что этот тучный, массивный человек обладал юношеской легкостью в движениях, что такой с виду «кабинетный» ученый в жилетке и с цепочкой на животе прошагал тысячи километров по местам, которые можно с полным правом назвать труднодоступными районами планеты.

Во время путешествий поражала нетребовательность и невзыскательность Александра Евгеньевича. Он мог передвигаться на чем угодно, спать в любой обстановке и питаться крайне ограниченным количеством самой простой пищи.

Александр Евгеньевич любил ездить в поезде. Вагонная обстановка не только не мешала его личной работе, но, видимо, даже способствовала ей, так как можно было освободиться от постоянно окружавших его людей. Он любил говорить, что, будучи создан природой в «форме шарообразного тела», вынужден постоянно «катиться».

Не один десяток лет упорного труда и собирания материала в разных местах нашей Родины, главным образом на Урале, а также и за границей, привели Александра Евгеньевича, наконец, к новым для науки выводам, имеющим мировое значение.

«Ключ», о котором говорила мама в детстве Саше, найден. Ферсман открыл новые законы перемещения химических элементов в земле. Значение этих законов и явилось тем «ключом» от недр, который Ферсман много лет искал.

Теперь этот ключ ваш, и для того, чтобы им воспользоваться, учитесь, наблюдайте за природой, собирайте коллекцию необычных камней и минералов. И если вас заинтересовала минералогия, наука, которой всю жизнь занимался А. Е. Ферсман, дерзайте!

Александр Евгеньевич дает начинающему минералогу советы:

1. Собирай минералы в природе и наблюдай их там.

2. Собирай и наблюдай минералы, которыми пользуется рядом находящийся завод.

3. Составляй коллекцию минералов.

4. Посещай минералогические музеи.

5. Выращивай дома кристаллы.

6. Читай книги по минералогии.

Когда заинтересуешься камнем и захочешь им заняться посерьезнее: минералогия требует знания химии, физики и геологии, и хороший минералог должен быть хорошо знаком с этими основными науками. Прежде всего, надо заняться химией, чтобы сделаться минералогом, - таков основной совет.

И самое главное, будь активен и энергичен, и ты проникнешь в тайны минералогии.

В небольшом рассказе о большой жизни А. Е. Ферсмана молодые годы занимают, быть может, неподобающе обширное место. Но это делается умышленно. На примере жизни Александра Евгеньевича особенно хорошо видно, как важен прочный фундамент, который закладывается в юные годы под здание дальнейшей жизни. Этот достойный подражания пример жизни полезен для каждого молодого человека, какую бы профессию он не избрал.

Ферсман прожил большую, красивую, полную интереса жизнь, насыщенную пафосом труда.

На его письменном столе осталось лежать предисловие к большому труду, подводившему итоги его горячей любви к камню. В нем он писал:

«Я хочу увлечь читателя в новый мир – мир камня и в ряде бесхитростных очерков раскрыть богатства камней великой страны самоцветами и цветными камнями. Подобно красоте благоухающих цветов, красоте линий, тонов и форм, создаваемых творческим гением человека, я вижу в самом камне заложенные в нем элементы красоты. Мне хочется извлечь сырой, казалось бы, неприглядный материал из недр земли и на солнечном свете сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию. Я хотел рассказать в моих очерках не только то, что узнал, вычитал и выяснил, сколько то, что сам пережил, что видел собственными своими глазами, с чем сроднился в своих многочисленных поездках по Уралу, Алтаю, Забайкалью, Крыму и островам Средиземного моря. Да, впервые я увлекся самоцветами больше тридцати лет назад, когда судьба занесла меня на остров Эльбу. Здесь среди южной ласкающей природы Средиземного моря дивный розовый турмалин так прекрасно гармонировал с серой гранитной породой, а сверкающей красной сталью геманит ярко блестел и ослеплял глаза. Потом много лет все мои часы и думы были заняты алмазом. Тысячи, десятки тысяч природных кристаллов проходили через мои руки. Величайшие законы кристаллографии вытекали из мельчайших деталей строения алмазов, и широкие проблемы зарождения камня в глубинных расплавах земли увлекали меня к другим драгоценным камням. И эти же интересы, полные любви к камню и самоцвету, уже с 1912 года перенесли меня в дебри Урала, и в течении почти двадцати лет каменные богатства недр Алтая, Забайкалья и Уральского хребта приковали мое внимание, давая материал для исследований».

Российские ученые и последователи Ферсмана продолжают начатое им дело. Они открывают неизвестные ранее закономерности в природе, находят все новые и новые богатства в недрах нашей земли. С теплым чувством благодарности вспоминают они о Ферсмане.

Заслуги Ферсмана перед Отечеством велики. В Ильменском заповеднике, в Хибинах установлены мемориальные доски памяти ученого.

Академик

Александр Евгеньевич

8/09-1883г. 20/05-1945г.

Крупнейший советский минералог и геохимик,

один из первых организаторов Ильменского заповедника

имени В. И. Ленина.

Работал в Ильменских горах в период с 1912 по 1942.

В нескольких музеях и научно-исследовательских институтах учреждены стипендии его имени. А. Е. Ферсман был ученым-практиком. В память о нем Академия наук каждые три года присуждает премию имени Ферсмана молодым ученым - минералогам и геохимикам - за лучшие работы, имеющие не только теоретическое, но, главным образом, практическое значение.

Ферсман всегда горячо звал молодежь в науку, но самым боевым призывом является пример его собственной жизни, полной самоотверженного труда на благо любимой Отчизны.

Известный отечественный геолог А.Е. Ферсман писал:"мне хочется извлечь сырой,на первый взгляд неприглядный материал из недр Земли...и сделать его доступным человеческому созерцанию и пониманию" раскройте значение этих слов

Ответы:

Этот геолог хотел найти залежи нефти

Похожие вопросы

  • где Бетховен получил музыкальное образование? семейное положение композитора?
  • зі словосполученням прийшла осінь скласти речення
  • социальной демографической группой являются
  • З яких клітин складається листок?
  • как решить задачу на прямой линии 10 кустов так что расстояние между любыми соединениями кустами одно и тоже начинает расстояние между крайними кустами составляет 90 штук
  • мир который нас окружает
  • Придумай сценарий утренника "Первый снег".План запиши в "Рабочую тетрадь".
  • спортивные секции занимаются 60 учащихся причем мальчиков в 4 раза больше чем девочек сколько мальчиков занимается в секции
  • Какой город в Украине ближе к Польше?
  • Помогите пожалуйста.Сон также необходим нам, как пища.Выбери условия, при которых сон будет более полноценным.1. Лучше ложиться спать: рано, поздно, в одно и то же время.2. В конце дня лучше: погулять, посмотреть захватывающий фильм.3. Перед сном лучше: почитать, поесть.4. Постель должна быть: жёсткая, нежёсткая, мягкая.5. Спать лучше: при свете, в темноте.6. Плохо спится: в прохладной комнате, в духоте.7. Сну не помешает: тихая музыка, любимая музыка, полная тишина.8. Чтобы поскорее заснуть, лучше подумать: о нерешённой задаче, о приятном, о том, что завтра рано вставать.

Но ученые занимались не только теоретическими вопросами геологии. Они тщательно исследовали геологическое строение отдельных районов, в том числе отдаленных районов Сибири и труднодоступных горных местностей.

Геологическое изучение Средней Азии связано с именем талантливого ученого и неутомимого путешественника И. В. Мушкетова (1850-1902). Отважный геолог работал в горах Тянь-Шаня, на Алтае, на Памире. Он поднимался в высокогорные районы, проходил по труднодоступным снежным перевалам. Мушкетов исследовал и описал геологическое строение этих горных систем, изучал ледники, месторождения полезных ископаемых. Он составил руководство по геологии, которое не потеряло значения и в наше время.

В далекой Сибири в 70-х и 80-х годах прошлого столетия работал геолог-самоучка И. Д. Черский (1845-1892). Он впервые подробно исследовал берега оз. Байкала, Забайкалье и дал правильное описание сложного геологического строения этого района. Когда Черский, вызванный из Иркутска в Петербург, поехал на почтовых лошадях по унылому Сибирскому тракту, то и в пути он продолжал геологические исследования. Работы Черского долгое время были незаменимым пособием при изучении геологии Сибири.

В 1891 г. Академия наук организовала экспедицию на р. Колыму. Возглавил ее Черский. В составе экспедиции были его жена и двенадцатилетний сын. Здоровье Черского в это время сильно пошатнулось, и путешествие оказалось для него последним. Он умер в пути, на берегу р. Колымы. Советские геологи, высоко чтя память неутомимого исследователя Сибири, назвали один из высочайших горных хребтов Колымы хребтом Черского.

Чтобы лучше организовать совместную работу геологов в России, в 1882 г. было создано особое учреждение - Геологический комитет, в котором объединились почти все геологи страны. Первой его задачей было составление геологической карты Европейской России в масштабе 10 верст в 1 дюйме .

С конца 70-х годов прошлого века стали собираться международные геологические конгрессы . В них участвовали и русские геологи. VII Международный геологический конгресс собрался в 1897 г. в Петербурге. Члены конгресса совершали научные экскурсии в различные районы России.

Конгресс, созванный в России, был поистине торжеством русской геологической науки. При разрешении многих вопросов геологической науки особое значение стало придаваться трудам русских геологов.

В XX в. развивающаяся промышленность в России требовала все больше угля, железа, цветных и других металлов. Нужно было искать новые месторождения. К этому же времени в науке были сделаны крупнейшие открытия: Д. И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, французские физики супруги Кюри открыли явление радиоактивности элементов, немецкий физик Рентген обнаружил лучи, носящие теперь его имя. Эти открытия имели большое значение для геологической науки. Появилась новая наука - геохимия. Одним из основателей ее был крупнейший русский ученый В. И. Вернадский.

Ученый доказал, что минералы только на первый взгляд представляют собой как бы «мертвые», безжизненные тела. На самом деле они оказываются продуктами различных химических процессов и, находясь в недрах Земли, подвергаются непрерывным изменениям. Задача минералогов состоит в изучении свойств минералов, условий их образования и дальнейших изменений в природе.

«Я положил в основу широкое изучение минералогических процессов земной коры, обращая основное внимание на процесс, а не только на исследование продукта процесса (минерала), на динамическое изучение процессов, а не только на статическое изучение их продуктов»,- писал ученый.

Задача геохимии - изучение закономерностей образования и распространения элементов в нашей планете.

Если мы знаем, при какой температуре и каком давлении образуются определенные минералы, то, зная условия, в которых образовались горные породы, залегающие в определенном районе, можно предсказать, какие руды в этом районе могут встретиться.

Таким образом, геохимия имеет огромное практическое значение, так как дает научную основу для поисков полезных ископаемых. Особого расцвета геохимия достигла благодаря трудам талантливого ученика Вернадского A. Е. Ферсмана.

Исследованиям Сибири всю жизнь посвятил советский геолог акад. В. А. Обручев (1863-1956). В Сибири Обручев начал работать еще в 1888 г. в качестве первого и единственного штатного геолога. Ученый работал в Прибайкалье, занимаясь геологическими исследованиями при постройке Сибирской железной дороги, а затем совершил длительное путешествие по Китаю и Центральной Азии.

В. А. Обручев установил сложное геологическое строение Забайкалья. Он доказал, что Сибирь, так же как и Европа, в прошлые геологические времена покрывалась льдом. В. А. Обручев занимался исследованием вечной мерзлоты и создал новую науку - мерзлотоведение. Им были описаны многие месторождения полезных ископаемых Сибири и Алтая. Труды Обручева создали целую эпоху в познании геологического строения Сибири. Ценнейшие работы B. А. Обручев осуществил уже в годы Советской власти.

Исследуя минералы и горные породы, ученые стремились раскрыть тайну внутреннего строения земного шара. В жизни Земли бывают моменты, когда внезапно проявляются ее внутренние силы и слегка приоткрывается завеса, скрывающая глубокие недра. Это - землетрясения. Сведения о них имеются в древних летописях; их изучением занимались многие ученые, в частности в конце XIX в. А. П. Орлов, выдающийся геолог И. В. Мушкетов, Л. А. Ячевский и др.

А. П. Орлов составил «Каталог землетрясений Российской империи». Этот каталог дополнил и издал после смерти Орлова И. В. Мушкетов.

Особенно же детально начал изучать землетрясения в России Б. Б. Голицын (1862-1916). Он организовал на Пулковской обсерватории сейсмическую станцию , ставшую впоследствии одной из крупнейших станций мира.

Голицын изобрел новую конструкцию прибора, регистрирующего землетрясения,- сейсмографа. В настоящее время почти все сейсмические станции мира снабжены точнейшими сейсмографами системы Голицына. Благодаря работам Б. Б. Голицына, Г. В. Левицкого и других ученых в России развилась наука о землетрясениях - сейсмология.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Случайные статьи

Вверх