Позиционные и исторические чередования согласных. «Исторические чередования в составе слова. Чередование звуков в корне слова

Фазы звучания гласного и согласного. Коартикуляция в потоке речи. Привести примеры.

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.

Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз, т.е. состояний речевого тракта:

Экскурсия (приступ) - переход артикулирующих органов в состояние, необходимое для производства данного звука;

Выдержка - нахождение органов в данном положении,

Рекурсия (отступ) - переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению.

Реально в речевой цепи все три фазы представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является рекурсией предшествующего, а рекурсия - экскурсией следующего за ним. Фонетические сегменты могут накладываться один на другой. Такое явление – коартикуляция . Например глухой щелевой (s) перед лабиализованной гласной произносится с округленными губами.

Сильные и слабые позиции фонем в потоке речи.

Поток речи – непрерывная работа речевого аппарата, порождаемая непрерывное звучание. С лингвистической точки зрения поток речи – процесс образования обязательных аллофонов фонем.
Сильные позиции фонем по звонкости-глухости:
1. Перед гласным внутри слова

2. Перед сонантом внутри слова
3. Перед /v/, /v’/ внутри слова
Слабые позиции по звонкости-глухости:
1. Перед шумным (внутри слова и на стыке слов)
2. Конец слова перед паузой, гласным, сонантом или /v/, /v’/
Сильные позиции по твердости-мягкости:
1. Конец слова
2. Перед гласными /a/, /o/, /u/, /e/ (позиция согласного перед /е/ признается сильной только сторонниками щербовского подхода к фонеме).
3.Перед твердым согласным
4.Перед мягким негомоорганным переднеязычным согласным
Слабые позиции по твердости-мягкости:
1. Перед /i/ внутри слова
2. Перед /ы/ внутри слова
3. Перед мягким гомоорганным переднеязычным согласным

Понятие чередования. Различия исторических и позиционных чередований.

Морфемы в различных положениях могут иметь различные варианты звучания, например: <штука>-<штучка>.

Варианты морфем, частично различающиеся своим фонемным составом, называются алломорфами. Так алломорфами являются штук- и штуч-. При сравнении фонемного состава алломорфов обнаруживается факт чередования фонем.

NB!: чередований нет у москвичей.

Чередование – фонемное различие алломорфов одной морфемы.

Два типа чередований:

1) исторические

2) позиционные (живые, фонетические)

I. причина возникновения

Исторические чередования возникают из-за истории языка (необъяснимы с синхронической точки зрения), а позиционные возникают из-за действия фонетических законов.

NB! : в момент своего возникновения любое чередование позиционно

II. на письме

Исторические чередования отражаются на письме (творчество – тварь), а позиционные нет из-за морфологического принципа орфографии.

Кроме i//ы *играть-сыграть

III. позиция альтернантов

Историческое: все в сильной позиции; слева – альтернант исторически первичный.

Позиционные: альтернанты находятся в разных по силе позициях; на первом месте – альтернант сильной позиции.

IV. произношение

Для исторических чередований функция отражения произношения вторична, там важна грамматическая функция; а для позиционных чередований произношение первично, но тут тоже есть морфологическая (грамматическая) функция.

V. нахождение

Исторические чередования находятся по большей части в системе глаголов *бегу-бежишь; позиционные чередования – в системе именного словоизменения *рука-руке.

40. Позиционные и исторические чередования гласных.
Чередование – фонемное различие аллофонов одной фонемы.
Типы чередования:
-Историческое.
-Позиционное (у москвичей его нет!) Позиционные чередования очень немногочисленны и строго регулярны, так как исчислимо число фонетических законов.

Исторические чередования возникают из-за истории языка, но на момент возникновения они тоже являются позиционными.

Все чередования гласных :

Аканье : o//a (вода-воды)

Иканье : e//i (леса-леса); a//i (час – часы); o//i (нес-несу)

Ыканье : e//ы (цех-цеха); o//ы (жены – жена)

Комбинации : i//ы (играть-сыграть)

Исторические чередования: напр. тварь-творить, зарянка-зорька, гореть-огарок.

Позиционные и исторические чередования согласных

Все чередования согласных :

1) Позиция звонкость – глухость:

Зв//гл *сказать-сказка

Гл//зв *просить-просьба

2) Позиция твердость – мягкость:

Тв//мяг *рука-руке

Мяг//тв *степь-степной (на самом деле они не позиционные )

3) По месту и способу образования:

*Воза-возчик

4) Чередование с нулем

*Опоздать - поздно

Исторические чередования:

k|č –ruka-ručka. k|č|c – l’ik-l’ico-l’ičnыj. g|ž-nožыn’ka-naga.и т.д.

До сих пор мы давали характеристику отдельным звукам, как бы абстрагируясь от того факта, что реально звук существует только в речевом потоке, где попадает в разное окружение, в разные условия, где звуки взаимодействуют друг с другом, влияя друг на друга. Фонетические чередования – это изменения, происходящие со звуками под действием живых фонетических законов в данную эпоху развития языка, т.е. взаимозамена звуков в пределах одной и той ж морфемы в разных словах или словоформах. Они называются еще позиционно обусловленными. Фонетическая позиция - совокупность условий, необходимых для произнесения звука.

ЗВУКОВОЙ (ФОНЕТИЧЕСКИЙ) ЗАКОН - правило или совокупность правил, которыми определяются регулярные изменения или особенности употребления, функционирования, взаимоотношения звуков в данном языке или в

разных языках. Звуковым законом называют формулу (правило) звуковых соответствий или переходов, которая свойственна тому или иному языку или группе родственных языков. Звуковые законы формируют фонетическую систему языка (например, закон восходящей звучности, закон оглушения на конце слова, закон регулярного совпадения гласных а, о, е в первом предударном слоге в одном звуке (аканье) и др.).

Звуковые законы бывают живыми и мертвыми (умершими). Живой звуковой закон действует в данную эпоху развития языка (языков). Умерший закон свойствен предыдущей эпохе развития языка (языков), но прекратил действие к данному моменту языкового развития.

В разные периоды истории в языке могут действовать разные звуковые законы. Закон, живой для одной эпохи, в другую эпоху может прекратить свое действие, возникают другие звуковые законы. Например, в общеславянском языке действовал закон открытого слога. В древнейшую эпоху истории русского языка действовали законы палатализации (замены заднеязычныхшипящими

перед гласными переднего ряда).

В современном русском литературном языке действует ряд звуковых законов, определяющих характер его фонетической системы. Таков закон регулярного совпадения гласныхв первом предударном слоге в одном

звуке, закон сочетаемости глухих шумных согласных только с глухими шумными, а звонких - только со звонкими:

Этим законом подчиняется произношениелюоого слова и люоой формы.

В отличие от законов природы звуковые законы не имеют абсолютного характера (в них бывают разного рода исключения).

Действие звуковых законов связано с внутренними тенденциями развития языка, а также с влиянием других языков и диалектов.

Основной характеристикой действующего фонетического закона является то, что он влияет на все звуки без исключения в соответствующих позициях. изменения. Основной характеристикой действующего фонетического закона является то, что он влияет на все звуки без исключения в соответствующих позициях. Скажем, О переходит в /\ всегда во всех случаях в слоге перед ударным (в предударном слоге). А Т переходит в Щ (СВЕТ – ОСВЕЩЕНИЕ) не всегда, а лишь в ряде словоформ. Значит, первый процесс имеет фонетическую , а второй – нефонетическую природу. Но это – для современного русского языка; в дописьменную эпоху переход Т - в Щ в старославянском языке был обязателен для всех случаев Т перед JJ – и тогда был тоже живым фонетическим процессом. Сейчас он уже не действует, а перед нами – лишь его следы, рефлексы. Поэтому нефонетические процессы называют иногда историческими чередованиям (в соответствии с этим – фонетические процессы будут называться фонетическими чередованиями ): еще один вариант названия этого явления – фонетические и исторические изменения . Мена Г на К в слове РОГ [[К]] – фонетическая; мена Г на Ж в слове РОЖОК – историческая.

Различают фонетические и нефонетические чередования. Фонетические, или позиционные чередования - мена звуков, представляющих собой одну и ту же фонему; такая мена обусловлена фонетической (фонологической) позицией: например, на конце словоформы шумные звонкие согласные не произносятся и заменяются парными глухими. Так, в словоформе дуб на месте фонемы <б> (ду[б]ы) появляется звук [и] вместо звука [б]. К нефонетическим чередованиям относится мена фонем в разных морфах одной и той же морфемы (например, мена <к> - <ч> в корне слов рука-ручка). Такие чередования обычно называются традиционными (историческими), поскольку они обусловлены действием фонетических законов прошлых эпох, а в современном русском языке связаны с морфологической (грамматической) позицией фонемы (соседством с определенными морфемами). В отличие от фонетических чередований исторические чередования отражаются на письме и связаны с выражением грамматических (друг-друзья) и словообразовательных (рука-ручка) значений: выступают как дополнительное средство при словоизменении, формообразовании, словообразовании.

Последнее примечание не случайно: фонетические законы со временем претерпевают

Основные различия между фонетическими и историческими чередованиями . Фонетические чередования всегда позиционно обусловлены – регулярно и предсказуемо совершаются в аналогичных позициях,– исторические чередования этимологически мотивированны или грамматически дифференцированы, но с точки зрения современных фонетических законов – не имеют регулярности (первые принадлежат к синхронии, вторые – к диахронии языка). Фонетические чередования – это всегда чередования звуков (разновидностей, вариантов) в пределах одной фонемы: для словоформ вода//водяной /\ и Ъ есть варианты фонемы А (обозначается так {А}: []//[[Ъ]]); исторические чередования – это всегда чередования разных фонем: для слов РАВНЫЙ//РОВНЫЙ – {А}//{О}. И дополнительное различие (правда, не всегда соблюдаемое) – фонетические чередования не отражаются на письме, а исторические отражаются: потому что русская орфография имеет основной принцип – морфологический (фонематический), а не фонетический – т.е. отражает именно фонемы, а не их фонетические разновидности.

Виды фонетических чередований. Фонетические чередования, в свою очередь, бывают позиционными и комбинаторными. Позиционное чередование - фонетическое чередование звуков, зависящее от их позиции (положения) по отношению к началу или концу слова или по отношению к ударному слогу. Комбинаторное чередование звуков отражает их комбинаторные изменения, обусловленные влиянием соседних звуков.

Другой классификацией выступает деление их на позиционную мену и позиционное изменение. Основным понятием для явлений фонетической природы является позиция – фонетически обусловленное место звука в потоке речи по отношению к значимым проявлениям живых фонетических законов: в русском языке, например, для гласных – по отношению к ударению или твердости/мягкости предшествующего согласного (в праславянском – по отношению к последующему jj, в английском – закрытость/открытость слога); для согласных – по отношению к концу слова или к качеству соседнего согласного. Степенью позиционной обусловленности и отличаются виды фонетических чередований. Позиционная мена – чередование, жестко происходящее во всех без исключения случаях и значимое для смыслоразличения (носитель языка различает его в потоке речи): «аканье» – неразличение фонем А и О в безударных слогах, их совпадение в /\ или в Ъ. Позиционное изменение – действует только как тенденция (знает исключения) и не распознаваемое носителем языка в силу отсутствия смыслоразличительной функции: А в МАТЬ и МЯТЬ – фонетически разные А ([[аяÿ]]и [[дä]]), но мы не распознаем этого различия; мягкое произношение согласных перед Э – почти обязательно, но в отличие от И – имеет исключения (ТЭМП, ТЭНДЭНЦИЯ).

Исторические (традиционные) чередования - это чередования звуков, представляющих разные фонемы, поэтому исторические чередования отражаются на письме. Нефонетические, непозиционные (исторические) чередования связаны с выражением грамматических (друг-друзья) и словообразовательных (друг-аружок) значений: выступают как дополнительное средство при словоизменении, (формообразовании и словообразовании. Историческое чередование звуков, сопровождающее образование производных слов или грамматических форм слов, называют еще морфологическим, поскольку оно обусловлено соседством фонем с определенными суффиксами или флексиями: например, перед уменьшительно-ласкательными суффиксами -к(а), -ок и др. регулярно чередуются заднеязычные с шипящими {рука-ручка, друг-дружок), а перед суффиксом -ыва(~ыва-) в части глаголов чередуются корневые гласные <о-а> (отработать-отрабатывать).Виды исторических чередований .

1) Собственно исторические, фонетико-исторические – чередования, отражающие следы когда-то действовавших живых фонетических процессов (палатализация, падение редуцированных, йотация и пр.);

2) Этимологические – отражающие семантическую или стилистическую дифференциацию, когда-то произошедшую в языке: РАВНЫЙ (одинаковый) // РОВНЫЙ (гладкий), ДУШОЙ//ДУШОЮ; полногласие // неполногласие, ПРЕ/ПРИ.

3) Грамматические, дифференцирующие – имеющие и на синхроническом уровне функцию дифференциации грамматических явлений: СОСЕД//СОСЕДИ (Д//Д’’) – мена твердого на мягкий противопоставляет единственное и множественное число (к этим случаям не относятся действительно разные показатели, к примеру, спряжения –И и Е, УЩ и ЯЩ, т.к. здесь перед нами – не мена на уровне звука, а оппозиция морфологических форм (то же – ИНЖЕНЕРЫ //ИНЖЕНЕРА )).Понятно, что все эти явления, имеющие разную природу, лишь условно объединяют в число «исторических» – поэтому точнее будет термин «нефонетические».

Урок для учащихся 11 класса по теме

«Исторические чередования в составе слова. Чередование звуков в корне слова»

Оформление доски : тема, таблица исторических изменений

Цели урока:

    обучить навыкам морфемного анализа состава слова; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; развивать умения учащихся в сопоставлении древнего состава слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке; воспитать интерес к внешней оболочке слова и его значению.

    выявление и поддержка интеллектуально и творчески одаренных детей;

    повышение качества знаний, развитие творческого потенциала в области социально-гуманитарных наук;

    пропагандировать культуру речи; формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся;

    овладевать навыками сотрудничества и общения в коллективе;

    готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и эффективному участию в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Оборудование: телевизор, компьютер, иллюстрации учащихся, таблица, стенд с книгами, раздаточный материал,этимологический словарь, словообразовательный словарь, карточки, схема морфемного состава слова, рабочие листы для учащихся (см. Приложение 1), таблица исторических изменений (см. Приложение 2)

На столах у каждого ученика лист белой бумаги формата А4 с наклеенным засушенным осенним листком, текстами, необходимыми для работы на уроке, и тестом. На этом листе и будет выполнена вся классная работа

Предварительное индивидуальное задание–выучить наизусть отрывки стихотворений поэтов Серебряного века, подготовить сообщения

Ход урока.

1)Вступительное слово учителя

Слайд №1 - картина осени

На дворе поздняя осень. Она в этом году выдалась такая мягкая, теплая. Я недавно ходила по парку и собирала для вас опавшие листочки - у вас на рабочем листе прикреплен засушенный листок как символ этого урока. Быть может, он сохранится у вас, и потом, в будущей своей жизни, когда-нибудь откроете томик стихов Северянина или Гумилева и вдруг обнаружите засушенный подарок и вспомните и этот урок, и свою школу, и на душе станет так тепло, тепло.

Я попросила ребят выучить небольшие отрывки из понравившихся стихотворений поэтов Серебряного века, и они нам сейчас для настроения прочтут их.

Ребята читают стихи.

2) Беседа с чтецами о средствах фонетической организации стихов.

Слайд №2 – стихи поэтов

Валерий Брюсов. «В том же парке»

Здравствуй, листик, тихо падающий,

Словно легкий мотылек!

Здравствуй, здравствуй, грустью радующий

Предосенний ветерок!

Выхожу в аллею липовую,

Где сказал он мне: я твой!..

Я не плачу, только всхлипываю,

шелестя сухой травой

-Какие виды звукописи вы услышали в этом отрывке?

(аллитерация на звуки с,т,п,щ как средство изображения тихой осени, падающих листьев) Да, кроме того, дактилические рифмы, длинная стока создают напевную, спокойную интонацию.

  1. Игорь Северянин. Стихотворение «Городская осень»

Как элегантна осень в городе,
Где в ратуше дух моды внедрен!
Куда вы только ни посмотрите -
Везде на клумбах рододендрон...

Маркизы, древья улиц стриженных,
Блестят кокетливо и ало;
В лиловом инее - их, выжженных
Улыбкой солнца, тишь спаяла.

Совершенно другое восприятие осени в стихотворении И.Северянина. Она у него улыбающаяся кокетка, а соответственно и звуковое оформление иное –больше сонорных согласных: м,л,р и звонких согласных.

    Николай Гумилев «Осень»

По узкой тропинке
Я шел, упоенный мечтою своей,
И в каждой былинке
Горело сияние чьих-то очей.

Сплеталися травы,
И медленно пели и млели цветы,
Дыханьем отравы
Зеленой, осенней светло залиты.

Таким образом, в нашей речи, а в поэзии особенно, звук играет первостепенную роль.

    Сегодня на уроке занимаемся морфемным анализом состава слова; глубже знакомимся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; учимся сопоставлять древний состав слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке. Эти знания вы будете использовать при сдаче ЕГЭ. А оценка за урок будет средней по итогам выполнения нескольких заданий. Подпишите свой рабочий лист и посмотрите критерии оценки. Начнем с повторения известных вам чередований в корне слова.

3). Повторение изученного по теме «Корни с чередованием гласных» (Приложение 1)

Задание 1: Найдите в этих отрывках слова с чередованием гласных в корне, объясните правописание (блестят, горело)

Задание №2.Тренажер по теме «Корни с чередованием гласных» и взаимопроверка ответов

4). Углубление знаний по теме.

Защита исследовательской работы группы «Ученый совет»

Сообщение ученика №1

Исторические чередования о//а, и//-, ы// -

Праславянский язык унаследовал из индоевропейского пять гласных звуков, различающихся долготой и краткостью: среди них были краткие и долгие е, ă-ā. Эти количественные различия гласных по долготе и краткости преобразовались в праславянском языке в качественные различия: ĕ сохранился как е , ē перешел в ять , ĭ изменился в ь , а ī сохранился как i (и) , ŭ перешел в ъ , а ū– в ы , ŏ и ă совпали в гласном о , а ā и ō – в гласном а ; отсюда чередования: о//а о снуться-ка саться,

ло житься-пола гать); и/- (собр ать-собир ать, вытр у-вытир ать); ы//- (тык ать-тк нуть).

5).Актуализация знаний

Недавно мы с вами говорили о позиционных (фонетических) чередованиях звуков, т.е. о таких, которые зависят от позиции звука, например, от сильной и слабой позиции. Как известно,морфемный состав слова не является постоянным. На протяжении столетий состав многих слов изменялся в связи с изменением жизни общества. А знать эти древние корни очень важно. Помогает нам в этом наука этимология. (От греческого “etymon” – истина и “logos” - учение)

Это наука изучает происхождение слова. Существуют разные словари, из которых можно почерпнуть нужные сведения: (показать словари)

«Этимологический словарь»

«Словообразовательный словарь» Тихонова.

Иногда мы сталкиваемся со словом, морфемы которого достаточно сложно выделить: они могут сливаться друг с другом, накладываться друг на друга или же вообще видоизменяться. В таком этом случае мы имеет дело с изменениями в морфологическом составе слова.

Слайд №3 – определение

Историческими (фонетически не обусловленными) называются чередования, которые в современном русском языке не зависят от положения чередующихся звуков в специальных фонетических условиях.

Они возникли в дописьменный период под влиянием действовавших тогда фонетических законов, а с возникновением азбуки закрепились и на письме.

Следовательно, они проявляются как в устной, так и письменной речи. Как правило, исторические чередования наблюдаются в корнях слов.

Несколько простых примеров

Слайд № 4

Выделите современный корень в слове солнце . Для этого подберите однокоренные слова.

Выделите корень. Что получили? Корень -солн-., а раньше был корень-сол

В древности солнце обозначалось словом сол Как видим, в истории языка произошли изменения. (см. Приложение 2)

Итак, мы видим, что исторические изменения касаются смысла слов (Москва), структуры (народ), происходят чередования звуков (Кремль). А теперь попробуйте самостоятельно определить, как изменились некоторые бытовые слова, что с ними произошло.

Работа с классом Задания(устно):

1.Докажите, что слова мешок и мех (I вариант); подушка и ухо (II вариант) являются словами одного корня.

(I вариант). В древности мешки делали из меха. В процессе исторического развития произошло чередование Х //Ш . Зная об исторических изменениях в составе слова “мешок”, можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.

(II вариант). Подушка – то, что подкладывают под ухо. В процессе исторического развития произошло слияние приставки и корня. Но если знать этимологию слова, то можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.

Вывод: Знать их бывает очень важно. Они могут определить правописание современных слов. Например: безударная гласная в корне (столица, Москва), непроизносимая согласная в корне (солнце).

слайд №5

Разграничивают три вида исторических чередований:

1) чередования гласных (в том числе и гласного с нулем звука),

2) чередования согласных и групп согласных,

3) чередования полногласных и неполногласных сочетаний.

Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.

Фонетическая разминка Слайд №6

Чередование гласных

Прокомментируйте чередование гласных в данных примерах

О – е

Возить – везти, носить – нести, пою – петь.

О – а

Бросить – забрасывать, закончить – заканчивать.

О – ы, е – и

Вой – выть, шей – шить.

О – е – и

Сбор – соберу – собирать.

О – ы – у

Сохнуть – заcыхать – сухой.

О/е – «нуль» звука (беглые гласные)

Рот – рта, день – дня.

И – ы

Искусный – безыскусный.

Слайд №7

Чередование согласных

К – ч

Рука – ручной, дружок – дружочек.

Х – ш

Сухой – сушить.

Г – ж – з

Друг – дружить – друзья.

Д – ж – жд

Водить – вожу – вождение.

Т – ч – щ

Свет – свеча – освещение.

Ст – щ

Пёстрый – испещрить.

Д/т – с

Веду – вести, мету – мести.

  • д/ с: еда - есть.

    т/с: метла - мести.

    с/ш: высота - возвышенность.

    з/ж: мороз - мороженое.

    ц/ч: птица - птичий.

    б/бл мягкий: любовь - влюбленность.

    п/пл мягкий: торопить - тороплюсь.

    в/вл мягкий: улов - ловля.

    ф/фл мягкий: разграфить - разграфлю.

    м/мл мягкий: корм - кормление.

Слайд № 8

Чередование сочетаний звуков

Обратите внимание!

Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормлю (кормить ), люблю (любить ), ослепление (слепой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!

Сочетания

А/я – им – ин – м/н

Жать – сжимать – сожму, жать – пожинать – пожну.

Ова/ева – уj

Ковать – ку[ j ]ю, жевать – жу[ j ]ю.

Беседа с классом и членами Ученого совета Представление исследовательской работы

-Почему так произошло? Затрудняетесь ответить7 Тогда обратимся к нашему Ученому совету.

Сообщение ученика №1 о возникновении чередований им//а.

Так, сочетания гласных [е], [и], [ь] с носовыми согласными [н] и [м] преобразились в [’ а], а с гласным [о] – в [у] (в русском языке; в старославянском языке эти сочетания образовывали носовые гласные: юс малый и юс большой) в закрытом слоге, т.е. в конце слова или перед согласными. Перед гласными они сохранились, так как не нарушали закона открытого слога. Таким образом возникли чередования [ ’а]// им, ин, ен, ем, м, н; [у] //он, ом, м, н: мя-ть – с- мин-ать - мн-у, по-ня-ть – по-ним-ать; врем- я – врем-ен-и; звук - звонкий.

Примечание: Вставное -н- между приставкой и корнем появляется по аналогии к падежным сочетаниям местоимений он(а, о) с предлогами. У славян были предлоги типа КЪН При употреблении этих предлогов с косвенными падежами местоимений происходило переразложение, которое заключалось в том, что согласный н от предлога отошел к местоимению, а предлог утратил редуцированный и принял современный вид в, к, с. После других предлогов согласный н появился по аналогии с этими предлогами, по аналогии он появился и после приставок в словах с корнями –ним, -н- (снимать, снять, вынимать, принимать).

Чередование группы согласных

    ск/щ: треск - трещать.

    ст/щ: густой - гуща.

Чередование гласных с сочетанием гласный+согласный

    ов/у: исследовать - исследую.

    эва/у: ночевать - ночую.

    а/им/ом: снять - снимать - съемный.

    а/ин: смять - сминать.

Полногласные/ неполногласные сочетания

    оро/ра: борода - брада.

    ере/ре: берег - прибрежный.

    оло/ла: приволочь - влачить.

    оло/ле: молоко - млеко.

Чередования в заимствованных словах

    с/т: хаос - хаотический, рефлекс - рефлекторный.

    з/т: наркоз - наркотический.

    з/д: претензия - претендовать.

    зм/ст: сарказм - саркастический.

    т/ч: студент - студенческий.

    к/ц: фальсификация - фальсифицировать.

6). Тренировочные упражнения НА ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ

Чередования гласных :

Село-села

Беру-сбор-собрать-собирать

Посол-послать-посылать

Ходить-хаживать

Сухо-сохнуть-засыхать

Взять-возьму-взимать

Мять-мну-приминать

Проверка

э//о с’эл/ о– с’ол/а

э//# д’эн’/# – дн’/а

э//о// # // и б’эр/у– сбор/# – со/бр/а/т’ – со/б’ир/а/т’

о// # сон/ # – сн/а

о// # //ы по/сол/ # – по/сл/а/т’ – по/сыл/а/т’

о//а ход/и/т’ – хаж/ива/т’

у//о//ы сух/о– сох/ну/т’ – за/сых/а/т’

а//м//им вз’/а/т’–воз’/м/у– вз’/им/ат’

а//н//ин м’а/т’ – мн/у– пр’и/м’ин/а/т’

и//оj б’и/т’ – боj/#

Чередования согласных:

рука-ручка

лик-лицо-личина

друг-дружить-друзья

носить-ноша

пускать-пустить-пущу

светить-свечу-освещать

ходить-хожу-хождение

ловить-ловлю

сплету-сплести, веду-вести

увлеку-увлечение

Проверка

к//ч’ рук/а– руч’/к/а

к//ц//ч’ л’ик/ # – л’иц/о– л’ич’/н/ы

г//ж//з// друг/ # – друж/и/т’ – друз’/j/а

с//ш нос’/и/т’ – нош/а

ск//ст//щ пуск/а/т’ – пуст’/и/т’– пущ/у

т//ч’//щ св’эт’/и/т’ – св’эч’/у– о/св’эщ’/а/т’

д//ж//жд ход’/и/т’ – хож/у– хожд’/эн’иj/э

в//вл лов’/и/т’ – ловл’/у

д,т//с пл’эт/у– пл’эс/т’и, в’эд/у– в’эс/т’и,

г//ч’ у/вл’эк/у– у/вл’эч’/эн’иj/э

Чередования полногласных (-оро-, -оло-, -‘эр’э-, -‘эл’э-, -‘эло-) и неполногласных (-ра-, -ла,-р’э-, -л’э-) сочетаний звуков:

Отметьте чередования полногласных и неполногласных сочетаний.

Сторона– страна,

волость– власть,

молочный– млечный,

средний– середина,

борода– брадобрей,

ворота– вратарь,

здоровый– здравица,

короткий– краткий,

холод– охладить,

волосы– власяной,

берег– безбрежный.

Проверка

Оро-ра; -оло-ла; -ере-ре

Мы говорили о чередованиях в корне слова, а бывают ли слова без корня?

Слайд «Бывают ли слова без корня?»

Однако возможны чередования также в приставках и суффиксах

Слайд

Определите, какие чередования происходят в суффиксах (устно):

а) существительных, б) кратких прилагательных, в) притяжательных прилагательных.

а) комок– комка, сучок– сучка, кружок– кружка, ножек– ножка, птичек- птичка, ручек– ручка;

борец– борца, венец– венца, хлебец– хлебца, боец– бойца;

судья– судей, бегунья– бегуний, плясунья– плясуний.

б) уместен– уместна, свободен– свободна, верен– верна;

сладок– сладка, крепок– крепка, боек– бойка.

в) лисий– лисья, заячий– заячья, волчий– волчья, беличий– беличья, сорочий– сорочья.

В приставках отмечаются лишь отдельные случаи чередований гласных с нулем звука.: вознестись– взлететь (о//# - чередование о с нулем звука), передать– предать (пере//пре)

Значок # обозначает нуль звука или нулевую морфему.

Слайд

Непродуктивные приставки- это те, при помощи которых образуется мало слов.
Например, как будет называться мама вашей бабушки? (Пра бабушка)

Какие еще слова вы можете привести в пример? ( Пра внук, пра язык, пра родина.)

Теперь приставка слилась с корнем.

Какие ещё непродуктивные приставки вы знаете? (суглинок) и ПА (пасынок).

В русском языке есть слова с непродуктивными суффиксами. Вспомните их: (-ень: ливень, бивень; -знь: жизнь, болезнь, боязнь;-тяй: лентяй, слюнтяй).

Слайд «Срослись»: дотошный, спасибо, сумасшедший

7)Рассмотрим причины исторических изменений.

Нам помогут это сделать члены нашего Ученого совета. Сообщения учеников

1-ый ученик

1)изменение лексического значения производного слова (крыльцо - маленькое крыло);Сейчас эти слова (крыло – часть тела животных и крыльцо – часть дома) не соотносятся, а в древнерусском языке они соотносились. Иными словами, в наше время слово «крыльцо» мы считаем непроизводным;

2-ый ученик
2) это изменение звукового состава слов. Слова «поволока», «наволочка», «обволакивать», «оболочка», «облако» являются однокоренными, но их морфологическая структура различна: на-волоч-к-а, об-волак-ива-ть – это производные слова; облак-о, оболочк-а – это слова непроизводные вследствие утраты звука [в] (облако как обволокшее, оболочка как проволочка).

3-ый ученик

3)выпадение из словаря родственных слов, т. е. утрата из языка мотивирующего слова (недуг - дуг, или сила, здоровье; ненастье от настье, или хорошая погода), либо слова, имевшего уменьшительно-ласкательный суффикс (кольц о - коло, или круг; лягушк а - лягуха; платок - плат; зрачок - зрак; белк а - бело).

Сейчас слова «рубаха», «лебедка», «ямщик» являются непроизводными, но ранее они имели иной «статус»: руб (кусок ткани) → рубаха, ям (остановка на дороге) → ямщик.

4-ый ученик
В-четвертых, влияние морфологической структуры «продуктивных» слов на морфологическое строение слов «непродуктивных», или изолированных этимологически. Так, слово «зонтик» сейчас рассматривается как членимое (зонт + ик), ранее же оно воспринималось «целиком» (зонтик).

Слайд Вывод

8). Виды исторических изменений состава слова:

1. Опрощенье.

2. Переразложение.

3. Усложнение.

4. Замещение.

5. Диффузия.

Рассмотрим некоторые из них:

слайд

Этот процесс в языке называется ОПРОЩЕНИЕ- упрощение морфемной структуры слова. Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже – корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.

Ранее: вкус в- кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.

Сейчас: успеш-ный Ранее: у-спех-н-ый

Таким образом, от 4 морфем мы со временем пришли к 3.

Слова «добрый» и «старый» сейчас мы считаем непроизводными, а ранее в них выделялся суффикс -р-: доб-р-ый, ста-р-ый.

Также опрощению подверглись такие слова, как «дворец», «красный», «позор», в силу того что в процессе употребления эти слова утратили связь по значению со словами, на базе которых они были образованы: двор → дворец, краса → красный, зоркий → позор.

Слова «льгота», «лепесток» и «нужный» подверглись опрощению, из-за того что в современном русском языке перестали существовать соотносительные с ними производящие основы: льзя → льгота, лепест – лепесток, нужа – нужный.

Слова «усопший», «весло» и «пестрый» подверглись фонетическим имениям, поскольку потеряли связь с производящей основой и перестали делиться на морфемы: уснувший → усопший, везти → весло, писать → пестрый.

Переразложение - это процесс перемещения границ между морфемами. Сущность - один аффикс поглощает другой аффикс (вместо двух получается один большего объема).

1. На стыке производящей основы и словообразовательного суффикса.

Пылинк а ин а (инк=ин+к).

Горячность

2. На стыке производящей основы (корня) и приставки.

Снять (с - приставка, ня - корень), исторический корень "сън" (в слове сънять). По аналогии определяем корень в словах отнять, обнять, объять, изъять.

Интересно слово «отворить», где сейчас мы выделяем приставку "о" и корень "твор", а исторически был корень "вор" и приставка "от".

Групповая работа

Группа исследователей

Защита исследовательской работы группы «Ученый совет»

Сообщение ученика №3
Азбуку древние ру­сичи получили, когда в 988 году на Руси вместе с христианством появи­лись церковные книги на славянском языке - Евангелие, Псалтырь, пропо­веди и поучения.Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя Кон­стантина (Кирилла) Философа. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так, «юс боль­шой» и «юс малый» были созданы для обозначения носовых гласных, а такие гласные в древнерусском языке были утрачены до 9 века. Поэтому «юс малый» стали заменять буквой я, а «юс большой» - буквой у. Две бук­вы - «онъ» и «омега» - обозначали один и тот же звук [о]. Двумя буква­ми - «зело» и «земля» - обозначался звук [з]. Для звука (и) тоже было две буквы - Й и И. Со временем утрати­лись гласные звуки |ь] и [ъ], однако на письме буквы, обозначавшие эти звукисохранялись очень долго.

    Сообщение ученика №4

История редуцированных и следствия их утраты-

Одним из исторических чередований является чередование о и е с нулем звука, т.е. явление беглости гласных. Беглость гласных возникла в силу того, что в древнерусском языке были редуцированные гласные ь и ъ, которые могли находиться в сильной (перед слогом со слабым редуцированным, перед плавными р и л , в первом слоге под ударением) и в слабой (в конце слова, в первом слоге без ударения, перед слогом с гласным полного образования или с сильным редуцированным) позиции в различных грамматических формах одного и того же слова или в родственных словах. В конце ХΙΙ – начале ХΙΙΙ вв. произошло падение редуцированных, т.е. утрата их в слабой позиции и изменение в гласные о и е в сильной.

В современном русском языке беглость гласных наблюдается в корнях слов (сердце – сердечный, сто - сотня), в суффиксах (цветок - цветка, смешной - смешон) , в приставках (подбирать – подобрать, собрать – сбор ), в предлогах (к тебе – ко мне, с тобой – со мной ).

Следствием падения редуцированных является появление двойных согласных в русских словах на стыке корня и приставки (расъ - сказать – рассказать, подъ - делать- подделать ), корня и суффикса (рус-ьскый - руссский, весьнь - ний - весенний ). Как известно, в древнерусском языке двойных согласных не было, они отмечались лишь в иноязычных словах (тонна, агрессия ), поэтому наличие двойных согласных в корне слова свидетельствует об иноязычном происхождении слова.

Следствием утраты редуцированного гласного ъ в конце слова является отсутствие суффикса -л- (он является нулевым) в форме прошедшего времени мужского рода в глаголах с основой на согласный (неслъ – нес (несла, несло, несли), пеклъ –пек (пекла, пекло, пекли)).

В результате падения редуцированных отвердел конечный согласный н и м в некоторых грамматических формах, в том числе в форме родительного падежа множественного числа существительных первого склонения, отсюда орфографическое правило: в родительном падеже множественного числа существительных на -ня с предшествующим согласным (твердым или мягким) (меж д у этими согласными был ь или ъ) или й буква ь на конце не пишется, например: вишня – вишен, спальня – спален. Исключения : барышень, боярышень, деревень, кухонь .

Сообщение ученика №5

История звука, обозначавшегося буквой Ъ

В период с XIII – XVI вв. происходит утрата древнерусского звука, обозначаемого буквой Ъ (ять). Результаты изменения этого звука различны в русском литературном языке и русских говорах. В литературном языке мы имеем гласный е , например: лес, вера. Лишь в некоторых словах на месте ятя употребляется гласный и : дитя (ср. дети ), сидеть, свидетель (ведать), мизинец, вития (оратор) (совет , вече ). После шипящих, возникших в результате 1 палатализации, ять изменился в а (в глаголах на –ать , в суффиксе превосходной степени прилагательных – айш – (бег-Ъ-ть – беж-а-ть, кратък-Ъиш-ий –кратч-айш-ий ). В говорах на месте ятя можно услышать е, и, ие .

Что означает выражение знать на ять? Что известно вам о судьбе буквы «ять»? Когда ее исключили из русского алфави­та?

Сообщение ученика №6

- Были в кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так «фита» и «ферт» предна­значались для звука [ф], который в исконных словах в древнерусском от­сутствовал, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп, Феофан, Федор.
Значение фразеологизмов: Прописать ижицу. Ходить фертом - (ферт-щеголь, франт)-
Процесс переразложения произошел и в словах, которые приобрели связанные корни - ним-,-н-, -ем- и др. Таким образом, в словах объять, обнять, объем, обнимать, изъять, изъян, изымать, принять, прием, принимать, восприимчивый – один и тот же корень.

Такие чередования объясняются существованием в старославянском языке носовых согласных. Слайд

«Юс малый и юс большой». Не все, наверно, знают, что это буквы древнерусского алфавита*.

Наложение морфем - это полное или частичное совмещение двух морфов друг с другом, когда конец одного накладывается на начало другого.

Чаще всего процесс происходит на стыке мотивирующей основы корня и суффикса: так си ст , пальт о в ый.

На стыке приставки и мотивирующей основы: ра с сор ить, в з ыв ать.

Наложение бывает между двумя основами (корнями): лермонто в ед , тургене в ед .

Усечение мотивирующей основы.

Мотивирующая основа включается в производную основу не целиком, а лишившись конечных фонем, одной или нескольких.

Сухумский и (существительное).

Женский щина.

Близость кий (прилагательное).

Наиболее характерно это явление для мотивированных глаголов.

Побелка ить.

Плясун ать.

В наречиях: переиначить е

Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.

Ср.: стол , лев , стен а и др.

Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.

Например, корень ул- (ул ица, про ул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожан ин , англичан ин ).

при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при-

6. Диффузия

Диффузия - это исторический процесс, при котором происходят взаимопроникновение морфем при сохранении или четкой самостоятельности (т.е. морфемы частично совпадают).

Причина - фонетические изменения слова.

При+идет= придет (при - приставка, ид - корень).

Глагол, оканчивающийся на -чь: берегти - беречи - беречь (беречь - корень, чь - суффикс). аналогично печь, стричь.

7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.

Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и.

Слайд Тест (проверка)

1 . мрак

Мрак – мрач-ный – об-морок – мороч-ить – мерк-нуть – мерц-ать – су-мереч-ный; с-мерч – с-морк-аться; за-морач-иваться .

За каждое правильное слово– 1 балл . (Максимум 9 баллов)
2. сыщица
Иска-ть→с-ыскать→сыск→сыщ-ик→сыщи-ца (4 степени производности).
3. (с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый ? Обоснуйте свой ответ

Здесь зашифровано три слова, которые могут быть написаны тремя разными способами:

1) суженый – «жених»; имя существительное – субстантивация причастия, образованного от глагола «судить» с помощью суффикса -ЕНН- (историческое чередование д//ж);

2) суженный – страдательное причастие, образованное от глагола «сузить» при помощи суффикса -ЕНН- (историческое чередование з//ж);

3) ссуженный – страдательное причастие, образованное от глагола «ссудить» – дать деньги взаймы (историческое чередование д//ж). За правильный ответ – 6 баллов .
Рефлексия- (
.

-Что нового о чередованиях узнали?

Итоги урока:

1. Домашнее задание-упр.№296

2. Оцениваю себя сам по критериям:

    оценка «5»- 50-60 баллов;

    оценка «4»-40-50 баллов;

    оценка «3»- 30-40 баллов;

    оценка «2»- менее 30 баллов;

5 задание-тест- (20 баллов)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рабочий лист для учащихся

Тема урока: «Исторические чередования в составе слова.

Чередование звуков в корне слова»

    Тренажер. Вписать ответы:

1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10)

2 . Чередования гласных:

Село-села Значок # обозначает нуль звука

Беру-сбор-собрать-собирать

Посол-послать-посылать

Ходить-хаживать

Сухо-сохнуть-засыхать

Взять-возьму-взимать

Мять-мну-приминать

3.Чередования согласных :

рука-ручка

лик-лицо-личина

друг-дружить-друзья

носить-ноша

пускать-пустить-пущу

светить-свечу-освещать

ходить-хожу-хождение

ловить-ловлю

сплету-сплести, веду-вести

увлеку-увлечение

4. Чередования полногласных и неполногласных сочетаний .

Сторона– страна,

волость– власть,

молочный– млечный,

средний– середина,

борода– брадобрей,

ворота– вратарь,

здоровый– здравица,

короткий– краткий,

холод– охладить,

волосы– власяной,

берег– безбрежный.

1 . Составьте ряд слов с историческими чередованиями в корне слова мрак --За каждое правильное слово– 1 балл . (Максимум 9 баллов)
2. Постройте словообразовательную цепочку к слову сыщица . Сколько «ступеней» отделяет от этого слова до исходного?- 4 б
3. Как правильно написать слово (с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый ? Обоснуйте свой ответ За правильный ответ – 6 баллов .

Рефлексия- (размышление, склонность анализировать свои переживания)
История какого слова, рассмотренного на уроке, показалась вам наиболее интересной? Почему?-

Итоги урока: 1.домашнее задание-упр.№296

2.Оценки: оценка «5»- 50-60 баллов; оценка «4»-40-50 баллов;

оценка «3»- 30-40 баллов; оценка «2»- менее 30 баллов;

Оцениваю себя сам по критериям: Всего-60 баллов.

1задание - тренажер (10 баллов)-

2 задание-чередование гласных- (10 баллов)-

3 задание – чередование согласных-(10 баллов)-

4 задание – полногласие и неполногласие- (10 баллов

5 задание-тест- (20 баллов)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица исторических изменений

Древнее слово

Современное слово

Что изменилось?

суффикс слился с корнем

приставка на слилась с корнем

фонетические изменения – по-

явилась буква в

чередование м//мл

суффикс слился с корнем

фонетические изменения

Список использованной литературы

1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением русского языка. – М.: Дрофа, 2012

2. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984

3. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978

4. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1971

5. Михневич А. Е. В глубь слова человеческого. – Мн.: Нар. асвета, 1982

6. Ковалевская Е. Г. История слов. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1968

7. Норман Д. Ю. Этимологические мифы. – ж. “Русская речь”. 1993, №6

8. Еськова Н. А. Лингвистические задачи. – ж. “Русская речь”. 1994, №3


18. Исторические чередования СРЯ как отражение древних закономерностей фонетической системы.

В связи с наличием сильных и слабых звуков в фонетической системе русского литературного языка имеются позиционные чередования звуков. Наряду с позиционными чередованиями, или фонетическими, имеется другой вид чередований, называемыхисторическими . Позиционные чередования звуков обусловлены фонетически, т.е. вызываются действующими в современном языке фонетическими законами, например редукцией в области гласных и ассимиляцией в области согласных. Исторические чередования не обусловлены фонетически и представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка. Таково, например, чередование [г] // [ж] в корнебег- . В словахбега - бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим.

Исторические чередования по своим функциям в современном языке неодинаковы. Особо важной является роль исторических чередований при формообразовании и словообразовании. Отсюда следует, что исторические чередования изучаются в грамматике и исторической фонетике.

В современном русском языке звуки не различаются по долготе и краткости, но в нём до настоящего времени сохраняются следы существования в ранний период общеславянского языка долгих и кратких гласных, унаследованных из индоевропейского языка-основы, но по-разному затем изменённых в общеславянском языке. Отражением этих новых чередованиё разных по качеству гласных являются следующие современные русские чередования:

«поведение-водить»; «петух-пою» - чередование Е-О налицо отсутствие гласного звука. Так как современное русское беглое Е восходит к редуцированному Ь, исчезавшему в слабом положении и переходившему в Е в сильном положении, то русскому чередованию Е-О отсутствие гласного предшествовало общеславянское двухчленное чередование Е-Ь.

«кузнец-ковать» - современное чередование У-О в положении перед согласными дифтонги расчленялись: слоговые гласные О в дифтонгах (ОИ и АИ) оставались в одном слоге а неслоговой звук И в виде согласного В примыкал к следующему гласному. Так возникли на общеславянской почве новые чередования живущие в русском языке У-ОВ.

«сокращение-короткий» - современное чередование ОРО с неполногласием РА возникло в поздний общеславянский период (V-VIII вв. н.э.) из дифтонгического сочетания гласного О плавным ОР в положении между согласными по закону открытого слога. В таких сочетаниях у южных славян наблюдалось перемещение гласного и плавного и продление гласного звука ОР-РА. У восточных славян за счёт долготы плавного после него стал развиваться вторичный гласный, подобный гласному перед плавным, который, вероятно, сначала был короче обычных О и Е но с падением редуцированных прояснился до гласного полного образования: ОР’ОРО.

«зов-звать» - современное чередование в корне нуль звука О отражает древнерусское чередование слабого и сильного редуцированного Ъ по закону потери количественных гласных, следствием которого является процесс потери редуцированных. В слове «звать» в корне «зъв» редуцированный был в слабой позиции, он перестал произноситься и постепенно исчез. В слове «зов» редуцированный Ъ был в сильной позиции и подвергся возместительному удлинению и звучал как О.

Историческое чередование согласных в древнерусском языке.

Задание: из предложений выписать слова, в которых налицо результаты общеславянских смягчений согласных и групп согласных под влиянием доисторического йота и гласных переднего. При объяснении придерживаться схемы: исконный звук, подвергнувшийся смягчению (или группа согласных); закон, вызвавший смягчение; фонетические условия смягчения данного звука в данном слове (а не вообще); результаты смягчения; хронологические рамки процесса.

Въстануть намя плъци неподобьныя, клевечуть мне.

Нечестиемь свою душю объемлють.

Быша равьно пловуща начаша скакати въ лодью его.

Седяху пътица различньны имуща одежда.

Беаше въ тузе (туга-горе) и печали удрученъ сьрдьцемь.

Жалостьно гласъ испущааше.

Учьрнивъша ся отъ ожьжения пещьнаго.

Глаголаху ругающе ся:рьци намъ, старьче, что грають враны.

Утро узьрите божию помощь.

Преже умьртвия своего изглаголавъ паче же преже разумевъ пропочьствова.

Бысть сущю самодрьжьцю вьсеи русьское земли Володимиру сыну Святославлю.

Пришьдъ Вышегороду ночь призъва Путъшю и вышегородьскые муже и рече.

Жалостьно гласъ испущаше.

Лежа съпати и быше сънъ его въ мнозе мысли и въ печали крепъце и тяжьце и страшьне.

Щадимыи веньць прииметь отъ рукы вьседьржителевы.

Узьре текущиихъ къ шатьру блистание оружия и мечьное оцещение.

Приближи ся время покои прияти преоблаженьному отьцу и учителю.

Смягчение согласных и групп согласных вызваны законом слогового сингармонизма. Часть из них смягчилась в ранний общеславянский период (III-II тысячелетие до нашей эры - до V века нашей эры), часть в поздний (V-IX век нашей эры).

Ранний общеславянский период:

смягчение заднеязычных согласных перед Ь: «въстануть», «объемлють», «веньць»; перед Е: «беаше», «паче»;

смягчение сонорных (Р, Л, Н) и переднеязычных: «испущааше», «самодрьжьцю», «пещьнаго»;

смягчение переднеязычных З, С: «узьре»;

смягчение губных в начале слова (П, Б, М, В): «быша»;

Поздний общеславянский период:

изменение губных не в начале слова: «неподобьныя», «Святославлю»;

изменение переднеязычных согласных Д и Т перед J: «пришьдъ», «преже»;

Чередование – замена одного звука другим, происходящая в одном и том же месте одной и той же фонемы, но в разных словах или словоформах (коз(з)а – коз(с)).

Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой-либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе (оглушение на конце слова: подруга-друк, нога-нок; «фатально тотально».).

У фонетических (позиционных) чередований позиции, т. е. условия появления того или иного звука, фонетические – начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге, это чередование звуков, относящееся к одной морфеме.

Примеры:

Чередование звуков может быть вызвано позицией начала слова, в говорах с неполным оканьем «о» заменяется на «у» в начале слова во втором предударном слоге: облака – ублака, остров – устрова; уперация, ублегация. Чередование может быть связано с позицией звука в слоге. Так, в неприкрытом безударном слоге фонема /о/ реализуется звуком «» (озеро – азера). В прикрытом же слоге выступает после твердого согласного только в первом предударном, а в других безударных слогах после твердого согласного произносится ə (в но в əзерке). Часто чередование бывает обусловлено положением одного звука рядом с другим (после тв. согласного «и» заменяется на «ы» (игра – сыграть; ножы, шырокий)). Перед глухими согл. звонкие заменяются глухими (вязать – свяска). Звуки могут чередоваться в зависимости от положения по отношению к ударению (свЕрху – навирху).

Но в примерах подруга – дружный, бумага – бумажный это не фонетическое чередование (написание «г» не зависит от положения «н» после него (гон – гнать, мигать – мигнуть)). Здесь другая позиционная обусловленность: чередование г/ж не знает исключений в позиции перед суффиксом -н-. Позиция здесь морфологическая, чередование – морфологическое позиционное (чередование, в котором написание зависит от морфемы). В заимствованных словах тоже – каталог – каталожный. При морф. чередованиях в качестве особой позиции может выступать не только суффикс, но и окончание (губить – гублю, топить – топлю, травить – травлю, кормить – кормлю). Исключений нет, и в заимств. (графить – графлю).

Позиционные чередования, не знающие исключений – позиционно обусловленные (глаза – глас, подруга – дружный); знающие исключения – позиционно закрепленные (мост – мосьтик, сьтена – стена). Фонетические позиционно обусловленные – чередования звуков, относящиеся к одной фонеме. Фонетические позиционно прикрепленные могут быть чередованием звуков, относящихся к одной фонеме, и чередованием фонем (казань – казанский; искл. июнь - июньский).



Непозиционные чередования – чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности; связаны только с конкретными словами и необъяснимы в современном языке (подруга – друзья, засохнуть – засыхать – засушить).

Исторические чередования – чередования, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития русского языка. Это морфологические (они сопровождают образование тех или иных грамматических форм, хотя сами по себе де являются выразителями грамматических значений, и традиционными чередованиями, так как они сохраняются в силу традиции, не будучи обусловленными ни смысловой необходимостью, ни требованиями современной фонетической системы языка) и непозиционные чередования фонем. Некоторые называют морфологические чередования историческими.



Случайные статьи

Вверх