Можно ли во время месячных читать суры из корана. Это должна знать каждая женщина

Согласно нормам религии женщине во время месячных дней запрещено (харам) чтение намаза, соблюдение поста и совершение полового акта. То же самое касается женщин, которые недавно родили ребенка, так как им тоже не разрешается совершение вышеперечисленных действий в течение сорока дней после родов. Наш достопочтенный Пророк (меиб) по данному вопросу сообщил следующее: "Женщина во время месячных или в состоянии «джанабат» (т.е. в ритуально нечистом состоянии, возникающем после половой близости) не должна читать Коран». (Тирмизи, Тахарат, 98; Ибни Маджа, Тахарат, 105; Даракутни, Сунен, 1/117). Кроме того, Али (да будет доволен им Аллах) сообщил следующее по данному вопросу: «Ничего не могло предотвратить чтение Корана Пророком, кроме как пребывание в состояние джанабат». (Абу Давуд, Тахарат, 90; Насаи, Тахарат, 170; Ибни Маджа, Тахарат, 105). Вышеприведенные хадисы являются достаточно сильным основанием для вывода о том, что в состоянии джанабат не разрешается чтение Корана». (Айни, аль-Бинайе, 1/644).

Основываясь на вышеприведенных хадисах, большинство Исламских ученых заключают, что женщине во время месячных дней не полагается чтение даже одного аята Корана. Кроме того, женщине в такой ситуации не полагается также, и писать аяты Корана. В этом вопросе Тора, Библия и Псалтырь подобны Корану. (Ибни Абидин, Хашиету Редди Мухтар, 1/293)

Разрешается чтение суры Фатиха в качестве дуа. Кроме того, некоторые аяты Корана, являющиеся по своему смыслу дуа, можно читать с намерением произнесения дуа, но не с целью чтения Корана. Например, аяты подобные аяту - «Раббана атина фиддуня хасанатан ва филахирати хасанатан ва кина азабаннар». Аналогичным образом, женщина, получившая хорошую новость, может сказать «Альхамдулиллах», или же при получении нерадостной вести сказать «Инна лиллах ва Инна илайхи раджиун». (Ибрахим Халеби, Халеби, Сагир, стр. 37-39; Ибни Абидин, Хашиету Редди Мухтар, 1/293)

По мнению Имама Малик, женщина, находясь в месячные дни, имеет тем самым уважительную причину и нуждается в чтении Корана, и поэтому все же может его читать. Однако это может иметь место только после прекращения кровяных выделений и после совершения ей омовения «гусл». (Зухайли, Аль-Фикхуль-Ислами, 1/471).

Также женщина может в этот период делать зикри и дуа. В этом ничего запретного для нее нет. Напротив женщине в такие месячные дни даже можно посоветовать временами сидя лицом в сторону Каабы повторять тасбихы и делать дуа. Таким образом, она сможет получить для себя духовную подпитку в такие дни

Для женщин находящихся в период менструации, или в послеродовом периоде или же в состоянии джанабат, нет ничего запретного в том, что они будут повторять различные дуа, тасбихы или салаваты Пророку (меиб). Хотя вышеперечисленной категории женщин не полагается читать Коран, они все же могут его слушать.

Если женщина является преподавателем на курсах по обучению Корана, то в такие особые дни она должна предоставить это дело своей помощнице. Если же у нее нет помощницы, то согласно мнению ученых ханифитского мазхаба Кархи и Тахави она может продолжить обучение. Согласно Кархи наставник или ученица во время своих особых дней могут, произнося одновременно по одному слову, а согласно Тахави по полаяту, продолжить обучение Корана.

В заключении можно заявить что, по мнению большинства исламских ученых в Ханифитском, Шафиитском и Ханбелитском мазхабов, женщина в период менструации и в послеродовом периоде не может читать Коран. (Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами, 1/471).

С наилучшими пожеланиями,

Редакция сайта Ислам Вопросы

С наилучшими пожеланиями…...

Это должна знать каждая женщина! Всевышний Аллах не возложил на Своего раба более того, чем он сможет вынести. В этом смысле Ислам является религией облегчения. Таким периодом, т. е. в котором ограничиваются некоторые виды поклонения, для женщины является менструальный цикл.

В Коране сказано: «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: "Это боль и выделения" ».

Запреты в поклонении в это время:

1. Совершать молитву. Несовершённые молитвы не требуют восполнения позже.

2. Соблюдать пост. Обязательные посты должны быть возмещены позже.

3. Совершать обхода вокруг Каабы во время хаджа. Другие обряды хаджа допустимы.

Передают, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Мы отправились в путь вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и не говорили ни о чём, кроме паломничества. Когда мы достигли местечка Сариф, у меня началась менструация, и я заплакала.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), зашёл ко мне и спросил: "Отчего ты плачешь?"

Я ответила: "Лучше бы я не отправлялась в паломничество в этом году".

Он сказал: "Наверное, у тебя началось кровотечение".

Я сказала: "Да".

Тогда он сказал: "Воистину, Аллах предписал это всем дочерям Адама, посему делай всё, что совершают паломники, но не совершай обхода вокруг Каабы до тех пор, пока не очистишься"» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).

4. Вступать в половую связь.

5. Находиться в мечети.

6. Притрагиваться до Корана.

Каждая женщина должна знать график своего цикла и следить за ним . Продолжительность менструального периода может быть разной. Учёные считают, что нормальный период длится 6–7 дней, минимальный – один день и одну ночь (сутки), максимальный – 15 дней.

Любое кровотечение более этого срока рассматривается как ненормальное, имеющее неменструальный характер (истихада). На 16-й день, если не прекратились выделения, надо искупаться и начинать исполнение регулярных обязанностей. А если выделение крови длилось меньше чем сутки, женщина возмещает в качестве долга пропущенный пост и намаз, и ей не нужно совершать полное омовение, так как эти выделения не считаются менструацией, потому что не достигли минимума. Если после истечения 24 часов выделения прекратились, женщина делает полное омовение тела, совершает намаз, держит пост.

Для женщины, у которой болезненные выделения, такое же решение, как для тех, у кого недержание мочи. Женщина в этих случаях не оставляет намаз. Но для этого она прежде всего очищает место выделения крови. Затем ставит внутрь ватный тампон, после чего ставит чистую прокладку и надевает чистое бельё.

Согласно мнению большинства учёных женщине нельзя читать Коран во время менструаций. Исключением будет ситуация, когда аяты Корана читаются не как Коран, а как дуа или зикр, поскольку многие из них упомянуты в Книге Аллаха.

На запрет они привели различные доводы, среди которых хадис Айши (да будет доволен ею Аллах), в котором она рассказывает, что посланник Аллаха (ﷺ) читал Коран, положив голову ей на колени, в то время, как у неё были менструации (хадис передали Аль-Бухари и Муслим). Подобная формулировка и упоминание менструаций в данном контексте указывают на запрет чтения Корана женщиной во время месячных выделений.

Некоторые из учёных, склонившихся к запрету чтения Корана во время менструаций, в качестве исключения разрешили читать его для повторения, если в противном случае женщина может забыть Коран, а также в некоторых других подобных ситуациях.

Шейх Абдуллах аль-Джибрин сказал: «Не разрешается женщине во время менструаций читать Коран или прикасаться к мусхафу, кроме как при затруднительной ситуации (дарура), как, например, опасение забыть [выученное] или во время учебного процесса».

Шейха Салиха аль-Фаузана спросили : «Можно ли женщине скрыто читать Коран во время менструаций? Если это не разрешено, то будет ли на ней грех, если она будет обучать Корану своих детей?» [Вопрос был немного сокращён. – прим. сайт].

Шейх ответил : «Женщине во время менструаций не разрешено читать Коран. Читать его не разрешено ни из мусхафа, ни по памяти. Потому что она находится в состоянии большого осквернения. А если человек находится в состоянии большого осквернения, как во время менструаций или после половой близости (и т.п.), ему не разрешено читать Коран. Поскольку пророк (ﷺ) отстранялся от чтения Корана во время полового осквернения. Менструации подобны половой близости (и т.п.) и вводят человека в состояние большого осквернения, при котором нельзя читать Коран.

Однако если женщина знает наизусть суры Корана или весь Коран и боится забыть их без повторения, поскольку период менструаций может затягиваться, то в таком случае не будет ничего страшного, если она станет читать Коран. Поскольку это относится к затруднению (дарура). Ведь если она не будет читать Коран, то забудет его. Поэтому в таком случае ей дозволено читать Коран, чтобы он остался у неё в памяти.

То же самое касается и студентки, у которой должен быть экзамен по Корану, в то время как у неё продолжающиеся менструации, и она не может сдать этот экзамен после их окончания. В таком случае нет проблем в том, чтобы читать Коран по причине экзамена, поскольку если она не будет читать его, то пропустит экзамен, что приведёт к его провалу и навредит ей. В таком случае студентке дозволено читать Коран, чтобы она могла сдать экзамен, поскольку это относится к затруднительной ситуации (дарура). А всевышний Аллах знает лучше» (конец слов шейха из «Маджмуу ль-фатава», стр. 120, 121).

Истихада - кровотечение у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду .

В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, которое необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы.

С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.

Отличия хайда (то есть обычные регулы) от истихады

1. Между двумя менструациями должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода .

2. Для обычных регул был обозначен минимальный период: по мнению богословов-ханафитов - трое суток; по мнению богословов-шафиитов - одни сутки.

3. У хайда имеется максимальный срок - десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов).

Истихада

То, что не укладывается в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой. Например - кровотечение, которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение, начавшееся менее чем через пятнадцать суток. Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток - это так же истихада .

Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных .

Каждая религиозно практикующая женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.

В чем реальная польза для женщины уметь отличать хайд от истихады?

Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем. То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв. Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному.

В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики женщиной подобны действиям оправдываемого человека (ма‘зур).

Если состояние ритуальной чистоты постоянно нарушается по причине тех или иных, не зависящих от человека выделений , которые в обычном состоянии являются причиной нарушения ритуальной чистоты, то данный человек становится «оправдываемым» (ма‘зур), то есть имеет определенные облегчения.

Из-за некоторых разногласий богословов в практическом применении данного положения считаю, что будет проще дать описание двух основных мнений раздельно.

Позиция ученых-ханафитов состоит в следующем.

Человек становится «оправдываемым» с того момента, когда причина постоянного нарушения омовения присутствует на всем протяжении времени одной обязательной молитвы , например с начала времени полуденной (Зухр) и до наступления времени послеполуденной (‘Аср). В последующем этот человек остается в положении «оправдываемого» до тех пор, пока в течение времени одной молитвы у него происходит данное выделение хотя бы единожды. Как только продолжительность отсутствия станет равной промежутку времени от начала одной обязательной молитвы до другой (в соответствии с местным расписанием) , этот человек становится обычным в совершении омовения и молитвы. Если выделения опять начнутся, то «оправдываемым» он станет только тогда, когда фактически, а лучше - предположительно (чтобы в ожидании окончания времени не пропустить молитву) у него будет это продолжаться на протяжении всего периода очередной обязательной молитвы.

В чем состоит каноническое послабление? В том, что этот человек может ограничиться одним омовением на все время очередной обязательной молитвы . То есть ему не нужно совершать омовение для каждой обязательной или дополнительной молитвы , а также нет никакой необходимости обновлять омовение, когда произошло выделение прямо во время совершения намаза. Во временном отрезке одной обязательной молитвы он совершает одно омовение и может молиться с ним до тех пор, пока временной промежуток молитвы не закончится . Совершенное ма‘зуром омовение нарушается с завершением времени обязательной молитвы .

Богословы-шафииты считают по-другому.

Они акцентируют внимание на непрерывности совершения приготовлений к молитве и самой молитвы. Молитва-намаз должна совершаться сразу, непосредственно после омовения . Допустимыми могут быть только те задержки, которые связаны с приготовлением к молитве или совершением ее. Например, если человеку необходимо одеться, прослушать читающийся азан и икамат, подождать человека, сообща с которым можно было бы совершить молитву, или дойти до мечети, в которой он собирается молиться, то это не аннулирует действительность совершенного омовения, даже если за этот период были выделения. Однако же если в промежутке между совершением омовения и началом молитвы мусульманин решил поесть, выпить воды или поразговаривать на отвлеченные темы, то подобными действиями омовение аннулируется.

Ма‘зур, считают ученые-шафииты, с одним омовением может совершить только одну обязательную молитву (фард) и неограниченное число дополнительных (нафиля). Погребальную молитву (джаназа) они относят к числу дополнительных .

Если у человека постоянно нарушается полное омовение, то практические рекомендации идентичны.

Исламские ученые единодушны в том, что имеющий упомянутые послабления (ма‘зур) должен по возможности использовать все, что минимизировало бы данные выделения (прокладки, повязки и т. п.). Если совершение молитвы в сидячем положении способствует, к примеру, уменьшению кровотечения или выделений, то больной должен совершать молитвы сидя. Необходимость сохранения одежды в чистоте определяется возможностями оправдываемого (ма‘зура).

Ответы на вопросы о регулах и кровотечении

1. Если менструация длится только пять дней, то можно ли делать намаз на шестой день? Некоторые говорят, что можно только через семь дней.

2. Как совершить омовение после полового акта? Обязательно полное омовение или можно мокрой рукой протереть голову и искупаться? Р.

1. Как только менструальный цикл заканчивается, вы продолжаете совершать молитвы-намазы в обычном режиме. У каждой женщины своя продолжительность менструации.

2. Если есть трудности с мытьем волос, то женщина может ограничиться следующими действиями: (1) омыть все тело один раз, касательно волос - достаточно полить воды на голову до проникновения ее к корням, а затем провести между волосами мокрой рукой, (2) прополоскать рот, (3) промыть нос .

Можно ли молиться при кровяных выделениях? У меня неделями кровяные выделения. Джамиля.

Если неделями, то это истихада, стоит обратиться к врачу-гинекологу, а молитву-намаз совершайте как ма‘зур (оправдываемый), когда выделения выходят за границы обычных для вас месячных.

Можно ли находиться в мечети во время менструации? Дания.

1. При использовании женщинами современных средств гигиены им разрешается посещать мечети в критические дни, если на то есть необходимость.

2. Женщинам во время менструации или в послеродовом периоде запрещается то, что запрещено не совершившим малого омовения, а именно: совершение молитвы (намаз), обхождение Каабы (таваф), прикосновение к Священному Корану (на арабском языке).

Однако чтение отдельных аятов Священного Корана не возбраняется в следующих случаях: когда аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения . По этому поводу есть заключения современных богословских комиссий .

Правда ли, что во время критических дней нельзя мыться? Я часто это слышу и не знаю, так ли это.

Канонических запретов по этому поводу нет. С медицинской точки зрения во время месячных нельзя мыться в стоячей воде, так как есть вероятность попадания в организм опасных микробов. Но принятие душа во время менструации, наоборот, приветствуется, так как первостепенным является поддержание чистоты тела и использование благовоний, эфирных масел и ароматизирующих веществ. Как указывается в хадисах, чистота - это половина веры , то есть вера человека проявляется в том числе через его чистоплотность.

Можно ли во время критических дней стричь ногти? Слышала, что это нежелательно. А если пострижешь, то нужно сохранить их и помыть остриженные ногти во время полного омовения. Правильно ли это? Асем.

Для меня это очень важно, потому что касается моих отношений с супругом. Суть вот в чем: может ли жена прикасаться к своему супругу во время менструации (просто прикасаться, поцеловать его, обнять и т. п., конечно, я не говорю о близости), не испорчу ли я ему своим прикосновением омовение (вуду’)?

Нет никакой связи между наличием или отсутствием у супруги менструации и нарушением у мужа состояния ритуальной чистоты.

Вопрос этот может рассматриваться лишь относительно вообще прикосновения женщины к мужчине - нарушает ли это прикосновение состояние ритуальной чистоты или нет. Из-за отсутствия однозначного ответа на данный вопрос в Сунне Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), мнения ученых прямо противоположны: богословы-шафииты считают, что нарушается (вуду’), богословы-ханафиты - не нарушается.

Одна женщина заставляет свою невестку надевать резиновые перчатки во время приготовления пищи, когда у нее проходит менструация. Как быть?

Считается ли харамом (запретным) пища, приготовленная женщиной во время менструации? Мадина.

Категорически нет, не считается! Непонятно, откуда появилась эта традиция в некоторых мусульманских регионах. Никаких канонических аргументов в пользу этого нет. Наоборот, имеются хадисы, явно показывающие, что женщина во время месячных никак не становится «грязной» и «нечистой».

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова ‘Аиши, супруги пророка Мухаммада: «Я причесывала посланника Божьего в период месячных» . Там же приводятся слова сподвижника Пророка, ‘Урвы ибн Зубейра, у которого спросили: «Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем в период месячных? Можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные?» Он ответил: «Все это естественно! Ничего плохого в этом нет [то есть такова природа женского организма, а выдумывать ограничения для представительниц слабого пола из-за этого физиологического процесса - абсолютное невежество]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша говорила мне, что [как и обычно] причесывала Пророка, когда у нее были критические дни» . Важно подчеркнуть, что это происходило в те времена, когда не было сегодняшних средств гигиены и чистоты во всем их разнообразии форм.

Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота (ат-тахара) женщины никак не нарушается в период месячных . Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами.

Кровотечение влияет на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому, а также ради облегчения, во время менструации женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста.

Предположения о причинах появления такого новшества, что женщине нельзя готовить в период месячных, имеются. Во-первых, возможно это следствие невежественного проявления набожности и излишней осторожности в соблюдении ритуальной чистоты. Во-вторых, что очень даже вероятно, - это может быть результатом влияния библейской ветхозаветной традиции. Ведь мусульмане жили бок о бок с христианами и иудеями на протяжении многих веков. В Библии сказано: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего. И всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто…» (Лев. 15:19–20. См. также Лев. 15:25–28).

Данное библейское положение не утвердилось в наследии последнего Божьего посланника и не возымело продолжения в мусульманской культуре или богословии.

Кстати, у арабов также местами встречается такой, ничем не обоснованный и усложняющий жизнь обычай. На что, например, арабский богослов Рамадан аль-Буты отвечает: «Эта домысел-ошибка (что женщина якобы нечиста во время месячных) никак не связана с религиозными канонами» .

Как определить конец хайда? В одних источниках пишут, что надо дождаться начала белых выделений, в других говорят, что завершение выделений означает конец хайда. Когда брать гусль (полное омовение), если у женщины прекратились выделения, а до достижения белизны проходит еще 3–4 дня (возможно, связано с болезнью, но все мы не абсолютно здоровы).

Полное омовение (гусль) необходимо совершить после того, как прекратятся кровянистые, окрашенные выделения и останутся только прозрачные, белые выделения в обычные для данной женщины сроки .

Менструация - ежемесячное маточное кровотечение у женщины детородного возраста или девушки, достигшей половой зрелости. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 533.

Менструация наступает обычно через каждые 21–30 суток и продолжается 3–6 суток, в течение которых теряется от 50 до 150 мл крови. Менструация отсутствует во время беременности и кормления ребенка, а так же при различных заболеваниях. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.-Мн.: Аст-Харвест, 2002. С. 516.

Регулы - то же, что и менструация. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1111.

Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 189.

Обильные и длительные выделения (меноррагия - усиление и удлинение менструальных кровотечений - признак ряда заболеваний матки), а также маточное кровотечение, не связанное с менструальным циклом, являются симптомами ряда гинекологических заболеваний. См.: Энциклопедия народной медицины. Москва: Анс, 1996. Т. 3. С.71.

Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 59.

Максимальное число дней чистого периода не ограничено. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 29; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 227.

Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 26–30; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 225–230; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 282–287.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 459–461.

Например, недержание мочи, кровь из носа, кишечные газы или метеоризм (урчание в животе к этому не относится), продолжающиеся больше обычного менструальные циклы, постоянно кровоточащая рана и т. п.

Промежутки между выделениями не должны быть больше того периода, за который можно спокойно совершить омовение и молитву-намаз.

То есть, например, с начала времени полуденной и до начала времени послеполуденной молитв.

Важно заметить, что омовение должно совершаться после наступления времени обязательной молитвы. Когда оно совершено до этого, то не является действительным для совершения с ним молитвы, время которой наступит через некоторое количество минут или часов, если до наступления времени и фактического совершения молитвы будут выделения. Если же их не будет, то - допускается. И как только нарушится омовение, совершенное до наступления времени очередной молитвы, необходимо будет обновить омовение для очередного временного промежутка.

Исключением, проговариваемым только учеными-ханафитами, является полуденная молитва (Зухр). Так как в промежутке между восходом солнца и наступлением полуденной молитвы нет каких-либо обязательных молитв, богословы-ханафиты допускают совершение омовения для нее до наступления ее фактического времени. И даже если омовение нарушится до совершения намаза, оно все равно сохраняет свою каноническую пригодность.

С одним омовением он может совершать любое количество молитв-намазов, как обязательных, например долговых, так и дополнительных. Так считают богословы-ханафиты и богословы-ханбалиты.

Конечно же, он может постоянно или периодически обновлять омовение. Этого никто ему не запретит. Мы сейчас говорим о допустимом каноническом минимуме в данной ситуации.

Это омовение также является действительным для допустимости прикосновения к Священному Писанию или, например, совершения обхода вокруг Каабы во время паломничества.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 442–444; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 60, 61; Ибн Хаммам. Фатх аль-кадир. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т. 1. С. 179–186.

Омовение совершается «оправдываемыми» людьми только после наступления времени молитвы. Исключение, которое оговаривают богословы-ханафиты относительно полуденной молитвы Зухр, богословы-шафииты не поддерживают.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 447, 448.

Полоскание рта и промывание носа у ханафитов является обязательным (фард), а у шафиитов - желательным (сунна).

Но в то же время шафииты говорят об обязательности (фард) намерения в мыслях, сердце в начале совершения полного омовения (гусль). Богословы-ханафиты относят намерение к категории желательного (сунна).

См. также материал «Религиозная практика» данной книги.

Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих».

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 113, хадис № 295; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 528, хадис № 295; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 156.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 114, хадис № 296; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 528, хадис № 296; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 157.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 528–530; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 158.

См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 24, 25.

Это соответствует мнению богословов ханафитсткого и шафиитского мазхабов. См., например: аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 115, 116.

Вопрос: Ассаляму алейкум, уважаемый имам! Я хотела бы узнать, как мне поступить в моей ситуации. Я болею хроническим туберкулезом легких. Каждый день, утром и вечером, а иногда в большей мере я его читаю чаще вслух, так как, когда читаю вслух, мне физически становится очень хорошо, будто открывается второе дыхание. Когда грустно или тяжело на душе, читая священную книгу, эти состояния проходят и приходит ощущение счастья, хотя я не понимаю текста, но видимо душа и сердце понимают… И священные слова Всевышнего я воспринимаю как лекарство для моей души и тела!

Я придерживаюсь имама аш-Шафии. Во время месячных (идут они у меня по долгу 7–12 дней) мне очень трудно без Корана. Я скучаю по нему и замечаю, что в этот период, когда я не читаю, я ослабеваю, хотя стараюсь слушать его. Но мне всегда хочется читать его вслух, так как я получаю очень большое удовольствие и подпитку. Мне говорили, что читать его нельзя в таком состоянии. Хотя мое сердце до конца этого не принимает, так как это самое лучшее лекарство для меня по моему состоянию, но хочу услышать ответ алима, дабы убрать сомнения и принять правильное решение. Что мне сделать, как поступить в моей ситуации, можно ли больному читать Коран, несмотря на то, что у меня менструация, и как это правильно сделать, можно ли читать его вслух и в перчатках, дайте, пожалуйста, точный ответ, я очень нуждаюсь… И да воздаст Вам Аллах благом за ваши труды и простит за упущения, да дарует Он вам счастье в обоих мирах, амин. (Саратов, Россия)

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Маша-Аллах! Приятно узнать, что в чтении Корана вы находите мир и успокоение. В этом состоит одно из величайших полезных свойств Корана. Ведь это слова Самого Аллаха, и наиболее близкую связь с Ним человек может обрести через произнесение Его слов.

На то, что Коран снимает все тревоги и печали, указывает мольба, которую пророк (мир ему и благословение Аллаха) назначал читать от грусти. Следующее его высказывание передается Ибн Масудом (да будет доволен им Аллах):

Когда одолевает грусть, произнесите следующую мольбу – и Аллах снимет вашу печаль:

اللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ ابْنُ عَبْدِكَ ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ، مَاضٍ فِيَّ حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِيَّ قَضَاؤُكَ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَ لَكَ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ، أَوْ أَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ، أَوِ اسْتَأْثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ، أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي، وَنُورَ بَصَرِي، وَجِلَاءَ حُزْنِي، وَذَهَابَ هَمِّي

Примерная транслитерация: Алла́хумма инни́ абдукь, ибну абдикь, ибну аматикь, на́сыяти́ биядикь, ма́дын фийя хукьмукь, адлюн фийя кадо́укь, ас-алюкя бикуллисмин хува лякь, саммайта бихи́ нафсакь, ав анзальтаху́ фи́ кита́бикь, ав аллямтаху́ ахадам-мин холькыкь, ависта-сарта бихи́ фи́ ильмиль-гойби индакь, ан тадж-аляль-кур-а́на раби́-а кольби́, ва ну́ра басори́, ва джиля́-а хузни́, ва заха́ба хамми́.

Перевод: О, Аллах! Я – твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабыни. Мой чуб – в Твоей руке, Твое веление царит надо мной, Твое суждение обо мне справедливо. Каждым Твоим именем, которым Ты назвал себя, ниспослал в Своей Книге, научил кого-то из Своих творений или предпочел оставить при Себе в качестве охраняемой тайны, прошу Тебя сделать Коран весной моего сердца, светом моих глаз, исцелением моей печали и средством от моей тревоги! (Ибн Хиббан. Сахих. – № 972, достоверный хадис)

Примечание: Женщинам при чтении данной мольбы следует заменить слова (اللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ ابْنُ عَبْدِكَ ابْنُ أَمَتِكَ Алла́хумма инни́ абдукь, ибну абдикь) на следующие: (اللَّهُمَّ إِنِّي أَمَتُكَ بِنْتُ عَبْدِكَ بِنْتُ أَمَتِكَ Алла́хумма инни́ аматукь, бинту абдикь, бинту аматикь).

Если говорить о чтении Корана во время месячных, то это запрещено. (Аль-бахр-ур-раик. – Том 1, стр. 209)

قوله: وقراءة القرآن أي يمنع الحيض قراءة القرآن وكذا الجنابة

Данное правило основано на хадисе, в котором передаются следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

لا تقرأ الحائض، ولا الجنب شيئا من القرآن

Женщины во время месячных и те, кто находится в нечистом состоянии, пусть ничего из Корана не читают. (Тирмизи. – № 131, передал Ибн Умар)

Многие хадисоведы, включая имамов Мунзири и Навави (милость им Аллаха), относили данное сообщение к категории «хасан», то есть считали его веским и приемлемым, поскольку другие повествования поддерживали его содержание.

Во время месячных вы не можете произносить ничего из Корана, за исключением тех сур и аятов, что имеют значение мольбы или предписаны в качестве мольб. Сюда относятся, например, последние три суры Корана, аят-уль-курси, первая сура Корана и др. при условии, что, произнося их, вы делаете это в качестве мольбы. (Хашият-ут-Тахави. – Стр. 141–142)

ويحرم بالحيض والنفاس ثمانية أشياء قراءة آية من القرآن إلا بقصد الذكر إذا اشتملت عليه لا على حكم أو خبر اهـ وفي حاشية الطحطاوي : قوله : “إلا بقصد الذكر” إي : أو الثناء أو الدعاء إن اشتملت عليه فلا بأس به في أصح الروايات قال فى العيون : ولو أنه قرأ الفاتحة على سبيل الدعاء أو شيئا من الآيات التي فيها معنى الدعاء ولم يرد به القرآن فلا بأس به اهـ واختاره الحلواني وذكر في غاية البيان أنه المختار كما فى البحر والنهر

В остальном же произнесение текста Корана в качестве тилавата (произнесения текста Корана как такового) во время месячных не допускается. Несмотря на свои чувства, вы должны подчиниться закону Аллаха. Дух веры состоит в том, чтобы мы полностью подчинялись установлениям Аллаха. Даже наши чувства, какими бы хорошими они ни были, должны подчиняться велениям Творца.

Для лучшего понимания представьте человека, желающего исполнить намаз во время запрещенных отрезков времени (восхода, полудня, заката). Каким бы чистым ни были его чувства, каким бы искренним ни были его намерения, сколь бы преданно он ни молился, такой намаз приведет его к греху, поскольку в это время намаз исполнять нельзя. Аналогичным образом, месячные – это время запрета на чтение Корана. И отказ исполнять данное веление – грех.

Во время месячных помните, что Аллах вознаграждает вас за ваши намерения и терпение, и произносите указанную выше мольбу, предписанную хадисом для снятия печали.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевод: askimam.ru



Случайные статьи

Вверх