Курение и церковь. Православие и курение

Все знают, как опасно курение для физического здоровья. А есть ли опасность духовная? Почему эта пагубная привычка считается грехом? Вон ведь в православной Греции курят даже священники. За разъяснениями мы обратились к пастырям Русской Церкви.

Никотинный дым занимает в душе место Божией благодати

Несомненно, курение - это грех. Поделюсь своим священническим опытом: я причащал умирающих, присутствовал на похоронах и видел, что смерть многих людей была напрямую связана с курением. Причем избавиться от этой пагубы очень сложно. Однажды я соборовал и причащал перед смертью женщину, умиравшую от рака гортани, так и в таком состоянии она не могла бросить курить. Даже перед Причастием затянулась несколько раз! Но так как она умирала, я не мог ее не причастить. А сколько людей умирает от рака легких, вызванного курением! Но не только на органы дыхания разрушительно влияет табак - на другие тоже.

Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию?

Пагубность этой привычки, вызывающей серьезную зависимость, еще и в том, что многие курильщики из-за курения не могут причащаться. Если ты ночью встаешь покурить, если утром затянулся, то как ты пойдешь потом к Причастию? Или даже ты дотерпел, причастился, а потом что? Выйдя из храма, жадно затягиваешься? Так что это греховное удовольствие лишает курильщика Таинства.

Невозможность бросить курить - это миф. Я лично знаю нескольких человек, которые, будучи курильщиками с серьезным стажем - лет по 30-40, сумели бросить дымить. С Божией помощью все возможно. Если человек обращается к Богу, Он ему помогает эту заразу бросить.

Старец Силуан: «Всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать»

Даже на упаковках сигарет официально пишут: «Курение убивает». Как же не является грехом то, что убивает, что мучает, лишает здоровья, доставляет страдание самому курящему и огорчает близких ему людей?

Все наши грехи делятся на три вида: грехи против Бога, против ближних и против самих себя. Так вот курение - это, безусловно, грех против себя, сознательное сокращение своей жизни, то есть разрушение бесценного дара Божия, данного нам для спасения нашей души. Но в каком-то смысле это и грех против ближних, которые вынуждены вдыхать дым сигарет в общественных местах.

Курение - это зависимость. Оно порабощает волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения. В общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее и без того малой свободы.

Иногда курильщики говорят, что сигарета им помогает внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Ни одному человеку курение не принесло и минимальной пользы, и я уверен, что в мире не найдется такого курильщика, который хотя бы раз в жизни не пожалел, что он так сильно пристрастился к никотину.

В оправдание курения часто ссылаются на православную Грецию, где курят даже священники. Действительно, в Греции самый высокий уровень в мире потребления сигарет на душу населения. Но ничего хорошего в этом нет. Возможно, курение распространилось там под влиянием исламских традиций, которые разрешают курение. А вот если мы посмотрим на Афон, этот образец строго духовной жизни как для Греции, так и для всего православного мира, то увидим, что никакого курения там нет. Преподобный Паисий Святогорец относился к курению однозначно отрицательно. И преподобный старец Силуан Афонский так же.

Является ли курение грехом? - Да, конечно. Хотя сейчас в Греции курение грехом не считается. Да что тут мудрить! Даже интуитивно курение воспринимается как что-то негативное: дым, вонища, вред здоровью… А главное - это же страсть, и вот в этом уже никаких сомнений быть не может. Скажу честно: в юности я курил. Недолго, лет пять, но так основательно, что даже и «Беломором» чадил, «Примой» не брезговал. Кто знает - поймет… Так вот, втянувшись в эту пагубную страсть, я очень скоро почувствовал: надо с этим делом завязывать - хотя я не был тогда еще крещен. Но совесть чувствовала. И вот из пяти лет своего курения я года три «бросал» и никак не мог бросить. Отчетливо помню свои ощущения. Я проснулся с утра в отличном настроении с решимостью больше не курить, но к обеду настроение гаснет, мир вокруг тускнеет, и всё без курева кажется пустым и бессмысленным - первый и верный признак действия страсти. Так что после обеда помаешься, помаешься и… эх, одну только! - закуришь с наслаждением, «порадуешься жизни», а через минуту уже думаешь с тоской: ну вот, опять сорвался. И действительно - снова начинаешь курить. Или даже так бывало: продержишься без курева неделю-другую и уже чувствуешь себя «героем», а потом оказался где-то в компании, расслабился и позволил себе мысль: «Одна сигарета ничего не решает», выкурил - и тут же понимаешь: всё, сорвался. И точно - опять начинаешь курить и маяться от того, что не можешь с этой пагубной страстью справиться. Больше того, даже когда я курить бросил, мне несколько лет снилось: я закурил - и с ужасом и тоской понимаю, что вот, сорвался и всё начинается сначала. Это говорит о том, что страсть продолжала гнездиться в душе. Так как же сказать после этого, что курение - не грех?

Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякая бессмыслица

Конечно, курение является грехом. Как и все бессмысленное. Какой смысл в курении? Что доброе получает от него человек? Никакого смысла и ничего доброго. А Господь сотворил все премудро и осмысленно. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Значит, курение противоречит замыслу Божию о человеке, как и всякое бессмысленное и ненужное.

Не будем забывать, что курение приносит и многоразличный вред человеку. А все, что вредит человеку, мучает его, тоже неугодно Господу. Какой это вред, все мы отлично знаем. Это и разрушение здоровья, данного Богом для совершения трудов по спасению своей души, и материальный ущерб, когда тратим деньги на бессмыслицу, а могли бы потратить на доброе, например подать милостыню.

Но главный вред курения, конечно, духовный. «Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения», - учит нас преподобный Амвросий Оптинский. А еще мы становимся рабами этого греха. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). А мы призваны к свободе во Христе: «И уразумеете истину, и истина освободит вы» (Ин. 8: 32). Дар Любви может воспринять только свободный во Христе человек.

Поэтому помоги нам, Господи, избавиться от всего вредного и ненужного, чтобы мы были в радости и любви, а не в мучении здесь и в вечности. И зависели только от Святого Бога, а не от сигарет, греховных удовольствий и, в конечном счете, от диавола, который за всем этим и стоит.

Кто ты, если сознательно губишь дар Божий?

Каждый из нас примерно знает, как выглядит пачка сигарет. Там крупными буквами написано: «Курение убивает». Вот из этого уже можно сделать вывод, является ли грехом употребление того, что нас убивает. Конечно же, является.

Часто люди обращаются к Господу с просьбой о здоровье. И большинство наших молитв в какой-то мере тоже о здоровье. И друг другу мы здоровья желаем. А храним ли мы то здоровье, которое даровал нам Господь? Многие ли из нас занимаются спортом, делают зарядку по утрам? Думаю, немногие. Мы кушаем перед сном, хотя знаем, что этого делать нельзя. Потребляем пищу в избытке, понимая, что это приведет и к лишнему весу, и к проблемам со здоровьем. А мы должны хранить то, что Господь дал. То здоровье, которое есть. Курение же не приведет к прибавлению здоровья.

Если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих?

Все мы прекрасно понимаем, какие риски сопровождают человека курящего: это и онкологические заболевания, и болезни желудочно-кишечного тракта, и нарушение мозговой деятельности… Это раньше курильщики не знали о том, как табак подтачивает здоровье. А если ты знаешь, что курение вредит тебе, но куришь, ты совершаешь грех: ты сознательно губишь свое здоровье. И если курильщик будет обращаться к Господу с просьбой: «Господи, дай мне здоровья!», кем он будет выглядеть в очах Божиих? И как просить у Бога здоровья теми же устами, которыми только что выкурил сигарету? Это нелепица какая-то. Вопиющее противоречие. А Господь призывает нас к целостности, целостности мышления прежде всего. Мы Евангелие читаем для чего? Чтобы ум наш по евангельски мыслил, чтобы во Христе был.

Так что курение - это грех. Причем грех страшный, наносящий ущерб богодарованному здоровью.

Приветствую, дорогие друзья на нашем православном сайте. Многие из нас задумываются, а грех ли курить? Курение грех или нет? Является ли курение грехом?

Курение в православной вере считается греховной страстью. В своей основе этот процесс является противоестественным поступком, противоречащим врожденным потребностям тела и души человека.

Грех ли курить на самом деле православному человеку?

Русская православная церковь дает четкое определение курению, как тяжкому и препятствию в достижении спасения души человека. Искажая духовную природу, грех курения изменяет первозданный образ, созданный Богом.

Тяга к курению рождает в человеке идолопоклонство перед своими страстями. Притупляется воля и сознание человека, он становится заложником привычек.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Развивая вредными привычками эгоизм, человек ставит себя выше других, считает вправе подавать гиблый пример, оказывать пагубное влияние на неокрепшее сознание детей, которые во всем подражают взрослым.

Являясь раной на душе, курение вслед за собой порождает целую круг проблем, окутывающий человека. Разрушается здоровье, дарованное Господом, сокращается жизнь. Никто не в праве вмешиваться в Божий промысел.

Почему курение считается грехом?

Никотиновые бесы будут подсаживать вас на зависимость, которая отдаляет курильщика от храма Божьего на земле. Невозможно представить полноценное , если перед ним или после человек затянулся сигаретой. Курение разрушает связь человека с Богом.

Пагубная привычка является преступлением против себя, которое медленно убивает тело. Христианин, решивший искоренить в себе зависимость от табака должен приложить все духовные и физические силы и начать свое очищение с .

Курение противоречит замыслу Божьему о естестве человека, представляя из себя бессмысленное и вредное занятие. Господь создал мир вокруг нас мудро и осмысленно, в нем нет места греховным страстям, поражающим человеческую душу.

Каждый верующий обязан хранить дар Божий и не приносить увечий своему здоровью. Оберегая свою душу от греховных страстей человек не сходит с пути, концом которого будет благодатное воссоединение с Богом.

Проявить слабость перед грехом легко, а проявить стойкость и следовать заповедям Божьим намного сложнее. На протяжении всей жизни первозданному состоянию души предстоит множество испытаний, их преодоление сохраняет чистоту совести перед собой и перед Богом.

Видео со священником, является ли привычка курить грехом? Курение считается грехом?

Почему в современном мире многие курят?

Курение прочно вошло в повседневную жизнь человека. Происходит подмена понятий, зависимость от сигарет табачные компании пытаются представить, как модное и безвредное занятие. В СМИ постоянно культивируется тема курения, что особенно пагубно сказывается на неокрепшем сознании молодежи.

Табакокурение являет слабость человеческой души, которой легко пользуются дьявольские силы. В современном мире сложно перечислить все многообразие соблазнов, сбивающих человека с истинного пути.

Важно понимать, что православие по своей сути и в официальных заявлениях ни в каком виде не принимает порок курения, поэтому курение является грехом, от которого нужно немедленно избавляться, в эту же секунду.

Является ли курение грехом? Православный христианин не задается таким вопросом. Рассуждая о вреде табака, человек должен понимать, что вред физический не сравним с тяжестью греха духовного.

Ни одна пагубная страсть не приходит в одиночку, а всегда порождает новые. Чем дольше курильщик продолжает сохранять и оправдывать в себе грех, тем сильнее он стирает свой образ перед Господом.

Милость Божья не имеет границ и человек, твердо решивший покончить с дьявольской страстью с помощью силы воли, молитвы и веры сможет преодолеть любое препятствие. Только внутренняя нерешимость и нежелание расстаться с табачной зависимостью может стать преградой в исцелении человеческой души.

Способствуя распространению табака, крупные компании ссылаются на знаменитых личностей, которые не гнушались этой привычке. Создавая таким образом рекламу сигаретам, забывается факт того, что это такие же обычные люди, слабые перед курением.

Невозможно представить истинно верующего человека в руках с сигаретой, это две несовместимые вещи. В силах человеческой души перебороть табачную зависимость и искупить свой грех перед Господом. Так, что курение однозначно грех, бросайте сейчас же курить!

О духовном и физическом вреде табакокурения...

На статьи под рубрикой "Духовное пространство Сибири" нередко приходят отклики читателей. Часть этих откликов публикуется в разделе "Обратная связь", другие нередко становятся поводом для последующих статей. Причем подчас статей на такие темы, о которых журналисты и не помышляли…

Жертвоприношение. Следующей жертвой можете стать вы!

Уважаемая редакция! Мне несколько раз приходилось слышать слова "грех курения". Я согласен с тем, что курение само по себе - дело нехорошее. Но почему это грех?

Курение не нарушает никаких заповедей Божьих. О греховности курения ничего не говорится в Священном Писании или в трудах Отцов Церкви. Курение не приносит вреда другому человеку (при соблюдении элементарных правил вежливости). Повторюсь: безусловно, курение очень вредная привычка, но, наверное, все-таки неправильно называть ее "грехом". Когда я поделился такими мыслями со своим знакомым, он сказал, что в Библии вообще есть слова: "курение радует сердце". Я проверил это по специальной компьютерной программе "Цитата из Библии", и убедился, что эта фраза действительно присутствует в книге Притчей (27:9)!

А. Ю. Воронцов, г. Бийск.

Вот такое письмо. Можно смело предположить, что в обществе, где курят подавляющее большинство мужчин и около половины женщин, с точкой зрения автора письма согласятся многие. Тем более что эти же самые "многие" (по данным социологических опросов) считают себя православными христианами. И кому же хочется числить за собой "лишний" грех? Тем более что в чем-то читатель вроде бы прав.

О вреде курения прямо в Священном Писании действительно ничего не говорится. Табак в нашем мире появился через много веков после создания Библии. Дата "открытия" курения известна очень точно. "12 октября 1492 года экспедиция Христофора Колумба пристала к острову Сан-Сальвадор, - писал епископ Варнава (Беляев). - Мореплаватели были поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа! Индейцы справляли свой священный праздник, на котором курили особую траву. Ее высушенный и свернутый лист, наподобие сегодняшней сигары, назывался у них "табако", откуда и пошло нынешнее название табака.

Туземцы курили "табако" до полного одурения. В этом состоянии входили в общение с некими "демонами", а потом рассказывали о том, что им говорил "Великий Дух". Курение было частью ритуалов поклонения языческим богам ацтеков, которым приносились, в числе прочих, и человеческие жертвы.

Моряки Колумба захватили таинственную траву с собой в Европу. И очень быстро новое "удовольствие" получило повсеместное распространение. Как писал епископ Варнава: "И вот, при благосклонном участии и тайном побуждении от бесов, по всей Европе и даже Азии началась буквально повальная горячка табакокурения. Чего правительство и духовенство ни делали, чтобы прекратить это зло, - ничего не помогало!"

С курением пытались активно бороться не только христиане, но и мусульмане. В 1625 году в Турции Амурат IV казнил курильщиков, а отрубленные головы с трубками во рту выставлял напоказ. В Персии шах Аббас Великий велел в наказание за курение отрезать губы и носы, а торговцев табаком сжигать вместе с их товаром. Даже во всегда свободной Швейцарии в 1661 году аппенцельский магистрат рассматривал торговлю табаком как грех, равносильный убийству!

У нас на Руси курение вошло в обычай с Петра I, который сам курил и даже осмеливался складывать курительные трубки на манер архиерейских дикирия (двухсвечника) и трикирия (трехсвечника) и "благословлял" ими народ во время своих пьяных "ассамблей". Но это - Петр, а до него царь Михаил Федорович в 1634 году велел "казнить смертию курильщиков". Царь Алексей Михайлович в 1649 году велел курильщикам "пороти ноздри и носы резати", а после "ссылати в дальние города".

Об оценке святоотеческой духовной мысли греха курения мы скажем позже, а пока отметим, что на самом деле опосредованно о грехе курения в Священном Писании все-таки говорится. Бог создал первых людей здоровыми и проявлял заботу об их физическом и душевном совершенстве. "Возлюби ближнего своего как самого себя", сказано в одной из заповедей Христовых. Отсюда следует, что прежде, чем возлюбить ближнего, следует "возлюбить себя". Возлюбить и бережно относиться к тому дару жизни, который дан всем нам от Бога. А какое уж тут "бережное отношение" к своему здоровью курильщика, если всем известно, что табак содержит более 30 вредных веществ. Самым опасным из них считается алкалоид никотина. Среди курильщиков особенно много больных бронхолегочными заболеваниями. А самым грозным последствием курения является рак гортани и легких. Дело в том, что табачный дым содержит канцерогены, вызывающие раковую опухоль. Это бензопирен и его производные.

…Не случайно, как подсчитали эксперты, каждую минуту в России от болезней, вызванных курением, умирают три (!) человека…

Все, что дано человеку Богом, должно использоваться во благо. Телесное здоровье - бесценный дар, и каждое наше действие, причиняющее вред здоровью, - настоящий грех перед Создателем. Многие святые учителя Церкви указывают на это. Вот слова святителя Нектария Эгинского: "Для того, чтобы человек блаженствовал и был достоин своего призвания, необходимо, чтобы он был здоров и телом и душей, потому что без благосостояния обоих не может быть приобретено ни блаженство, ни дееспособность для выполнения назначения. Человек должен заботиться об укреплении, как тела, так и души, чтобы они были крепкими и сильными".

***

Читайте также по теме:

  • Медико-психологические виды помощи при табакокурении (обширнейший научный обзор по методам лечения) - Алесей Бабурин
  • Как бросить курить: совет преподобного Амвросия Оптинского - Православная женщина
  • Как бросить курить: совет преподобного Силуана Афонского - Православная женщина
  • Нет ничего проще, чем бросить курить... - Ольга Михайлова
  • Человек, бросающий курить - Алексей Плотников
  • Курение и беременность - Интернет против наркотиков
  • Табачный самогипноз - Православная женщина
  • Если вам не безразлична ваша судьба: правда о табаке, алкоголе и наркотиках (о негативном влиянии наркотиков на организм и психику) - Интернет против наркотиков

***

"Разве вы не знаете, что вы храм Божий, - говорил Апостол Павел, - и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы". У курильщика этот храм задымлен и закопчен, и Христос в этот храм вселиться не может. Человеческой природе курить не свойственно. Дышать воздухом, есть, пить, спать - да. Но курить, отравляя свой организм ядом, дышать зловонным дымом - это требование греха, а не требование природы.

Медицина многое говорит об опасности курения для телесного здоровья. Но ничего не упоминает о том, что зловонный запах табака прикрывает запах духовного разложения. Установлено, что негативные душевные состояния приводят к изменению гормонального фона человека. Образующиеся при стрессах и других внутренних конфликтах химические вещества выводятся из организма, и эти выделения имеют очень тяжелый запах. Употребление табака делает невозможным распознание духовного состояния других людей на самом глубоком биологическом уровне. Курение есть распущенность не только тела, но и души. Это ложное успокоение своих нервов. Многие курильщики ссылаются на успокоение нервов после выкуренной сигареты, не сознавая, что нервы - это плотское зеркало души. Такое успокоение - самообман, мираж. Это наркотическое успокоение будет источником мучений души. Сейчас, пока есть тело, это "успокоение" надо регулярно возобновлять. А потом оно станет источником адского мучения. Нужно помнить, что после смерти, по разделению души от тела, страсти, проявлявшие себя в телесной жизни, не оставляют душу человека. Не освободившись от той или иной страсти, душа перенесет ее в иной мир, где при отсутствии тела невозможно будет эту страсть удовлетворить. Душа будет томиться и гореть непрестанной жаждой греха и похоти. Ненасытный в еде будет мучиться после своей смерти невозможностью набить брюхо. Пьяница будет невероятно терзаться, не имея тела, которое можно успокоить только алкоголем. Блудник будет испытывать такое же чувство. Корыстолюбивый тоже, и курильщик - тоже. Если еще при жизни курильщик не покурит несколько дней, то что он будет испытывать? Страшное мучение, но мучение, смягченное другими сторонами жизни. Но то два дня, а у умершего впереди вечность. И вечное мучение…

Между тем армия курильщиков стремительно молодеет. Возраст приобщения к курению в России снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 у девочек. На детский организм курение оказывает особенно пагубное воздействие. Кроме прочего, у курящих подростков формируется комплекс нервно-психических отклонений. В итоге страдают внимание, память, сон, "скачет" настроение. Крайне разрушительно сказывается курение подростков на репродуктивной функции. Не случайно сегодня более 70 процентов мальчиков и девочек уже к 15 годам имеют серьезные проблемы по этой "части".

Если же вернуться к "духовной составляющей" вреда от курения, то следует остановиться на несвободе курящего. Многие из курильщиков (особенно в зрелом возрасте) хотели бы бросить курить. По данным социологов, расстаться с вредной и греховной привычкой хотели бы 100 (!) процентов курящих после 30 лет. Увы… У курильщиков развивается никотиновый синдром. Эта та же зависимость, что и от алкоголя и наркотиков, только менее разрушительная для здоровья. Хотя, как сказать: рак легких, рак гортани - аргумент вовсе не в пользу безобидности столь пагубного пристрастия, как курение.

Нелишне будет упомянуть о том, что в новой классификации болезней, вступившей в силу в 1999 году, табачная зависимость официально признана недугом. А мы добавим - греховным недугом. Курение - это потворство своим прихотям, один из видов самоуслаждения. Не случайно, на Руси уже давно существует присказка: "Курить - бесам кадить".

Когда человек курит, говорят православные священники, его душа попадает в плен демоническим силам. И он добавляет еще одно тяжелое звено к цепи рабских привязанностей; воля его ослаблена, и за всеми оправданиями курения слышится голос слабовольного человека. Федор Достоевский в "Братьях Карамазовых" писал: "Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? Я знал одного "борца за идею", который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сил, что чуть не пошел и не предал свою "идею", чтобы только дали ему табаку. А ведь этакой говорит: "за человечество бороться иду". Ну, куда такой пойдет и на что он способен?"

Куришь? Осознай свой грех

Медицинская статистика подсчитала, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека минимум на семь минут. Вообще же курильщики в России живут на пять лет меньше некурящих. Большая часть курящих это знает. И тем не менее оставить греховную привычку никак не может. Вот что писал о состоянии курильщика известный православный писатель С. А. Нилус в первой части книги "На берегу Божьей реки".

"…7 июля 1909 г. Сегодня ночью со мной был тяжелый приступ удушливого кашля. Поделом! - это все от куренья, которого я не могу бросить, а курю я с третьего класса гимназии и теперь так насквозь пропитан никотином, что он уже стал, вероятно, составной частью моей крови. Нужно чудо, чтобы вырвать меня из когтей этого порока, а своей воли у меня на это не хватит. Пробовал бросать курить, не курил дня по два, но результат был тот, что на меня находила такая тоска и озлобление, что этот новый грех становился горше старого. Отец Варсонофий запретил мне даже делать подобные попытки, ограничив мою ежедневную порцию куренья пятнадцатью папиросами. Прежде я курил без счета…"

"Придет ваш час, - сказал отец Варсонофий, - и куренью настанет конец". "Надейся, не отчаивайся: в свое время, Бог даст, бросишь", - по поводу того же куренья, от которого я никак не мог отстать, сказал мне отец Иосиф. И чудо, по слову обоих старцев, надо мною совершилось. И было это так.

Живем мы с подружием моим, женой моей Богоданной, что называется, душа в душу, в полном смысле Евангельского слова, так что мы не двое, а одна плоть. Великая эта милость Божия, нам дарованная свыше, по глубокой и убежденной нашей вере в Таинство Брака, к которому мы оба в свое время приступили со страхом и трепетом. И вот, в июне 1910 года жена моя заболела какой-то странной болезнью, которой ни фельдшер оптинский, ни приглашенный врач определить не могли: утром почти здорова, а как вечер, так и до 40 температура. И так неделя, и другая, и третья! Вижу, тает на моих глазах моя радость, так, как восковая свечечка, и вот-вот вспыхнет в последний раз и погаснет. И великой, безмерной великою тоскою и скорбью исполнилось тогда мое сиротеющее сердце, и пал я ниц пред иконой Божией Матери Одигитрии Смоленской, что стояла в углу моего кабинета, и плакал я перед Ней, и ужасался, и тосковал, и говорил Ей, как живой: "Матушка Царица моя Преблагословенная Богородица! Ты, верую, дала жену ангела моего, Ты же и сохрани мне ее, а я Тебе за то обет даю не курить больше никогда. Обет даю, но знаю, что своими силами исполнить его не смогу, а не исполнять - грех великий, так Ты Сама мне помоги!" Так было это часов около десяти вечера. Помолившись и несколько успокоившись, подошел к постели жены. Спит, дыхание тихое, ровное. Дотронулся до лба: лоб влажный, но не горячий - крепко спит моя голубушка нежная. Слава Богу, слава Пречистой! Наутро температура 36,5, вечером - 36,4 и через день встала, как и не болела. А я забыл, что курил, как не курил никогда, а курил я ровно тридцать лет и три года, и весь организм мой был так пропитан проклятым табачищем, что я без него жить не мог не только дня, но и минуты".

Во всей этой истории хотелось бы сделать акцент не столько на произошедшее чудо, сколько на осознание ее героем самого греха. Без такого осознания чудо было бы невозможно. И отсюда следует первое правило для желающих бросить пагубную привычку: надо осознать всю греховность курения. Собственно, с такого шага начинается преодоление любого греха…

"Прежде чем закурить, помолись"

Теперь остановимся на том месте в письме читателя, где он говорит, будто отцы церкви ничего не говорили о вреде курения. Это совсем не так. Другое дело, что следует знать - в Русской Православной церкви нет границ святоотеческих наставлений. Дескать, до какого-то относительно давнего времени - это святоотеческие наставления, а наставления тех, кто, скажем, причислен к сонму святых в последние годы, - это нечто недостаточно авторитетное. В Русской Православной Церкви нет подобных границ. Нынешние подвижники часто впитывают и развивают наставления своих предшественников, и каждое слово всякого святого подвижника самоценно. Вот только некоторые из высказываний святых отцов о грехе курения.

"Человек извратил самые наслаждения чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону, живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, - и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать ни на тонкость сердечного чувства, оно сообщает ему плотяность, грубость, безчувственность".

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души от табакокурения".

Преподобный Амвросий Оптинский: "В 1905 году афонский старец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде он занял место напротив купца, который с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету.

Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: "Не потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и вообще в ходе жизни…" И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения.

Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: "Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно: "Отце наш". На это купец ответил: "Молиться, перед тем как закурить, как-то не идет". Отец Силуан в ответ заметил: "Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать".

Теперь о цитате из Библии из книги притчей Соломоновых "курение радует сердце". Разумеется, речь идет вовсе не о курении табака. Курениями в древние времена называли сжигание ароматических веществ и благовонного масла. Люди во все века любили благовония, и уже в древности к жертвоприношениям добавлялись благовонные воскурения. Ароматные растения и экзотические благовония высоко ценились в религиозных обрядах. Они ценились на вес золота и серебра. Так, царица Савская привезла Соломону в подарок ароматические вещества. Благовония хранились в царской сокровищнице. Именно о таком "курении" говорится в Библии. Курение радует сердце, а сердечный совет друга - сладок, - так полностью выглядит эта цитата из книги Притчей. Сегодня "курением" в храме можно назвать каждение - когда священник проходит по храму с кадилом, из которого воскуряется благовоние ладана. "На Богослужении воскуряют ладаном, как и рабам греха не изобрести своего рода курения? - говорил святой Никодим Святогорец. - Первое приятно Богу, второе должно быть приятно врагу Божию - дьяволу".

Церковь предупреждает: курение вредит вашей душе

Сегодня многие эксперты говорят о том, что в последнее время мировой центр продаж сигарет все активнее смещается в Россию. В США и в Западной Европе благодаря предпринятым мерам число курящих ежегодно сокращается на десятки миллионов человек.

Что это за меры? Запреты на курение в общественных местах - в ресторанах, самолетах, на улице, в клубах, офисах и т.д. Не меньший эффект приносит пропаганда вреда курения. Плакаты о вреде табака размещены буквально всюду. Плюс к этому табачные компании буквально завалили судебными исками заболевшие вследствие курения. Суммы исков составляют сотни миллионов долларов, и суды такие иски очень часто удовлетворяют. Может быть, еще большее значение на Западе имеет высокая цена на сигареты. Пачка сигарет в Европе стоит минимум пять евро, то есть 160 - 180 рублей в переводе на российский рубль. Будь такая ценовая политика в России, очень многие бы задумались над тем, стоит ли пускать такие деньги на дым.

В России совсем другое дело. В силу крайне небольших акцизов сигареты у нас стоят совсем недорого. Они доступны всем и, к сожалению, даже детям. В России мировые табачные компании чувствуют себя по-хозяйски. Умело прибрав к рукам практически все табачные фабрики страны (сейчас в России действуют всего две (!) отечественные табачные компании), зарубежные фирмы бросили огромные средства на рекламу курения. Если практически повсюду в мире реклама сигарет строжайше запрещена, то у нас рекламные щиты табачных изделий сотнями "украшают" улицы едва ли не всех городов страны. При этом грубо и повсеместно (в том числе в Новосибирске, Томске, Кемерово, Барнауле) нарушается российское рекламное законодательство. При помощи нехитрых уловок надпись о том, что курение вредно для здоровья, занимает, куда меньшую часть рекламных щитов, нежели предусматривает закон. Делается это очень просто. Процент площади высчитывается по отведенной для подобной надписи полосе, в то время как сама предупреждающая надпись гораздо меньше.

Одновременно зарубежные табачные компании всячески пытаются создать себе в России имидж фирм, крайне озабоченных негативным влиянием курения на здоровье. За рубежом это невозможно по законам. Там табачным компаниям законодательно запрещено участвовать в благотворительных акциях, спонсировании спортивных и всяческих других мероприятий.

…В Лос-Анджелесе на бульваре Санта-Моника установлено табло, отсчитывающее количество умерших от пристрастия к сигаретам. В России пока такого табло ни в одном городе еще нет…

Неудивительно, что подобное положение вызвало серьезную критику со стороны и российских общественных организаций, и представителей власти. В частности, предлагают привести в соответствие с западными стандартами надписи на сигаретных пачках, предупреждающие об опасности курения. Прежде всего предлагается сделать эту надпись (как и за рубежом!) не неким малозаметным размером, а в половину табачной пачки. И вот тут есть смысл вернуться к тому, с чего мы начали, к тому, что курение не просто вредит здоровью, но является серьезным грехом.

Предупреждающие надписи на сигаретных пачках могут быть самого разного содержания. За рубежом такие надписи предупреждают потенциальных покупателей о том, что курение чревато онкологическими заболеваниями. О том, что курение чрезвычайно вредно для беременных женщин. О том, что для молодежи курение часто оборачивается импотенцией. Думается, что Русская Православная Церковь всячески поддержит предложение газеты "Честное слово" о том, чтобы одна из надписей гласила: "Русская Православная Церковь предупреждает: курение - это грех". Формулировка подобного предупреждения может уточняться, но то, что она уместна (и необходима!), сомнений не вызывает.

С одной стороны, голос Церкви сегодня для многих весьма весом, с другой - совсем немногие (особенно среди молодежи) осведомлены о том, как (и почему), Православная Церковь относится к курению табака. И подобное предупреждение, вне всяких сомнений, принесет свои положительные плоды.

Александр Оконишников

Честное слово – 01.11.2006.

Молитва от страсти курения преподобному Амвросию Оптинскому

Преподобный отче Амвросие, ты, имея дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.

Господи! Молитвами угодника Твоего, Преподобного Амвросия, отчисти мои уста, оцеломудри сердце и насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во чрево адово.

Если Евангельскую Заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее Заповедям Евангелия становится государственным законом — то гнев Божий падает на весь народ, чтобы его воспитать.
Преп. Паисий Святогорец.

Православие и курение. Является ли курение грехом?
«Причиной курения», было всего лишь моим оправданием, потому что нет реальных причин идти и засовывать в себя дым. А оправдание это самый тяжкий грех.
— Курильщики тратят значительную часть своей жизни на пустоту, которая в христианской традиции именуется праздностью.
— Развращение: Когда сигарета перестаёт давать удовольствие, она провоцирует на принятие алкоголя, порнографию и т.д. Курение разжигает страсть поглощения (чревоугодия — смертный грех, а смертные грехи убивают нравственность, волю и самого человека.). Курильщик живет с чувством постоянного голода, который он никогда не сможет полностью удовлетворить. Вот почему многие курильщики переходят к обжорству, пьянству или даже переключаются на более сильные наркотики для того, чтобы удовлетворить свой голод. (БОЛЬШИНСТВО АЛКОГОЛИКОВ - ЗАЯДЛЫЕ КУРИЛЬЩИКИ. Желание напиться, посмотреть порно, объестся шашлыком – это последствия курения, которое увеличивает страсть к поглощению и желание получать аморальные удовольствия.

Православие и курение: куря — вы кормите бесенка внутри себя.
— Покурив первую сигарету вы вселили в себя зверька. С каждой сигаретой он становился сильнее и его всё труднее выгнать. Бесенок начинает управлять тобой с помощью пристрастия к сигарете. Он указывает тебе (иногда неожиданно), что пора идти покурить, хотя ты недавно курил. А вот маме помочь сумки донести нельзя, потому что при маме курить стыдно. Хотя курить помните, помните: это не вы, а они (никотиновое чудовище) испытывают лишения.
— С первой сигареты в вас стал жить маленький никотиновый предатель. Может случиться так, что у вас будет только одно желание: «Хочу сигарету».
— Вам не нужен никотин. Это не пища, а яд. Когда вас настигнет приступ дискомфорта, напомните себе, что от мук отвыкания страдают лишь курильщики. Считайте эти муки еще одним злом наркотика. Представьте, что муки отвыкания - это агония никотинового чудовища.
— Возможно, во время отказа от курения вы будете постоянно хотеть что-то съесть: конфету. Не позволяйте себе этого. Это происки зверька-никотина, который играет на жажде потребления и поглощения. После конфеты вы захотите ещё больше потреблять, в итоге вам подсунется сигарета.
— Если причина сомнений - депрессия, напомните себе, что ее породил никотин.
— Желание курить будет особенно сильным, когда вы устанете например после рабочего дня. Это никотин-зверек вас подлавливает и бьёт вас в уязвимое время. Не проиграйте ему. «Ладно, сегодня не такой уж хороший день, однако курением этого не исправишь»
— Представьте маленькое никотиновое чудовище внутри вашего тела как постоянной зуд. Самое естественное побуждение при постоянном зуде - почесаться. Вот никотиновое чудовище и чешет тогда, когда хочет чтобы вы втянули в себя ещё дыма.
— Соры при попытке бросить курить может делать «ваш разум», специально, чтобы найти повод покурить. Это - работа маленького чудовища.

Представьте все, что связано с курением, в виде увлекательной игры. Представьте, что никотиновое чудовище - это червь, поселившийся в вашем организме. В течение трех недель вам предстоит морить его голодом, а он будет пытаться обманом заставить вас закурить сигарету, чтобы сохранить себе жизнь. Временами он будет пытаться заставить вас чувствовать себя несчастным. Возникнет легкое ощущение, что вы чего-то лишены. Заранее подготовьтесь к подобным ловушкам. Четко уясните: соблазн существует лишь из-за того, что в вашем теле сидит чудовище, и каждый раз, когда вы не поддаетесь соблазну, вы наносите врагу еще один смертельный удар в этой схватке. В любом случае вы не сможете выкинуть курение из головы. В течение первых нескольких дней «маленькое чудовище» будет постоянно напоминать о нем, и вам не удастся этого избежать; пока вокруг существуют курильщики и реклама сигарет, вам постоянно будут напоминать о курении.

В моменты « я хочу покурить» вы не приносите жертву. Вас испытывает наркота. Вы боретесь за здоровье, а наркота пытается утянуть вас в курение. Если перетерпите – то победите зверька. Но делайте это с улыбкой и непринужденностью сильного человека. Не позволяйте своему настроению испортиться из-за сигареты. Помните, сигарета не стоит криков в доме и ссор с людьми.

Тренируйте свою жизнерадостность и она победит зверька-никотина.

Плюсы некурения:
Как только маленькое чудовище покинет ваше тело, пропадает и ужасное чувство незащищенности. Возвращается ваша уверенность в себе вместе с удивительным ощущением самоуважения. Вы приобретаете уверенность, что контролируете свою жизнь, не только в привычках в еде, но и во всем остальном. Это еще одно огромное преимущество избавления от табака.

(Ален Кар) Я помню, как воспитывал своих детей, когда был молодым бухгалтером. Если один из моих сыновей делал что-либо неправильно, я выходил из себя до такой степени, что это ни шло ни в какое сравнение с тем, что натворил ребенок. Я честно верил, что в моей натуре содержится некий злой дух. Теперь-то я знаю, что со мной было. Это было не каким-то унаследованным пороком, а лишь маленьким никотиновым чудовищем, которое и создавало проблемы. Грустно то, что даже сегодня я не могу убедить собственных детей в том, что именно курение сделало меня таким раздражительным. Желание курить, это зверек, который чешет вам шею изнутри, заставляя (уговаривая) закурить сигарету. Потом, с любого события, обидели вас или наоборот, сделали приятное, этот зверек уговорит вас «получить ещё удовольствия» от сигаретки. И вы опят будете всасывать дым от неизвестной подожженной травянистой пропитанной химией и обернутой в бумагу массы.

Маленькое никотиновое чудовище уже поселилось в нашем чреве, и мы вынуждены его кормить. Да да, мы работаем (зарабатываем деньги, чтобы кормить семью и никотиновую хотелку внутри нас – эдакого нахлебника, хозяева которого «стригут» с нас дураков немалые деньги. Единственная причина, по которой люди продолжают курить (неважно, заядлые они курильщики или курят от случая к случаю) - желание накормить это маленькое чудовище.

Все без исключения знают, что курение — это вредная привычка, которая негативно влияет на здоровье человека. Однако мало кто задумывался над тем, является ли употребление табака грехом. Многие люди считают, что курить можно, так как Библия конкретно не запрещает это деяние. Что касается христианства, то любая церковь, к какой бы конфессии она не относилась, негативно отзывается о курении. Например, священник Иоанн Кронштадтский утверждал, что горящая сигарета символизирует вечные муки в аду, которые ждут всех курильщиков, не отказавшихся от греховного пристрастия. Другой известный служитель говорил, что когда человек курит, табачный дым занимает в его сердце место, которое предназначается для Божией благодати.

Ответ на вопрос о том, грех или нет курить, даст история из жизни преподобного Силуана. Служитель ехал на поезде. В вагон зашел купец с папиросой во рту, предложил табак и Силуану, но батюшка отказался. Грешник начал интересоваться, почему попутчик не хочет покурить, и стал рассказывать, как курение помогает в деловых делах. С сигаретой легче решать вопросы, проще расслабиться и веселее общаться с друзьями. В ответ на такие заявления служитель предложил купцу перед каждой «затяжкой» читать «Отче наш». Человек подумал и сказал, что молитва с курением не совместимы. Тогда Силуан заключил, что надо отказываться от любых дел, которые не сочетаются с молитвой.

По всем церковным канонам курение – страшный грех, так как, прежде всего, это страсть, которая не позволят человеку идти по Божьему пути, лишает его прощения, спасения и самого главного – вечной жизни.

По мнению священнослужителей, курение – это та самая пагубная страсть, которая приводит к новым душевным болезням.

Например, табак может стать причиной формирования эгоизма. Это ярко выражено у курящих родителей. Отцы и матери, идя на поводу своих желаний, травят детей табачным дымом. Многие позволяют себе курить даже на детских площадках, тем самым отравляя себя, родных детей и других играющих малышей. А сколько женщин, которые даже не пытаются бросать курить во время беременности или в период кормления грудью.

Другой грех, который провоцирует употребление табака, – уныние. Курильщик, не имеющий возможности затянуться, впадает в настоящую депрессию. Это связано с недостатком гормона радости и психологической зависимости от никотина. Уныние приводит к душевным и физическим болезням. У человека начинается апатия, все обязанности выполняются «спустя рукава». Это тоже является грехом.

Враждебность и злость также могут быть следствием употребления табачных изделий. Когда человек хочет курить, он становится раздражительным и агрессивным. Эти проявления православный храм считает грехом.

Еще одна причина, по которой церковь относится к курению отрицательно, кроется в том, что эта привычка приводит к самооправданию. Мало того, человек создает иллюзию независимости, утверждая, что сможет отказаться от сигарет в любой момент. Появляется гордость. Неспособность признать себя виновным православие называет грехом.

Христианин должен отказаться от сигарет, так как употребление табачных изделий рано или поздно перестанет доставлять прежнее наслаждение, захочется чего-то нового.

Зависимость от удовольствий – страшный грех. Христианство считает, что именно эта слабость порождает пьянство и чревоугодие. Получается, что сигареты провоцируют ненасытность в еде, алкоголе и сексуальных утехах.

Разрушение тела

Курящий человек позволяет себе безнравственность и допускает появление иных слабостей, но самое главное – он наплевательски относится к собственному здоровью. В Библии говорится, что всякого, кто разрушит Божий храм, ждет наказание от Всевышнего. Бог сотворил людей по своему подобию, поэтому тело и является храмом Господа. Потребляя сигареты, человек уничтожает Божье творение.

По мнению церкви, причинение вреда собственному телу является большим грехом. Многие священники в таких случаях даже говорят об одержимости. Православие считает, что выкурив сигарету, человек поселяет в себе беса. С каждой затяжкой чудовище становится сильней, и выгнать монстра из души сложнее. Бес управляет курильщиком через зависимость от никотина. Сущность диктует человеку, когда надо ее покормить, то есть закурить.

Курение считается бессмысленным деянием, а все что не приносит пользы, в храме называют пустым и греховным. Если подумать об этом, то действительно, какую пользу дают сигареты? Нервы не успокаивают, только расшатывают, вводят в зависимость, требуют больших финансовых затрат.

Отдаление от Бога

По мнению служителей, курение – страшный грех, который отделяет человека от Бога. По церковным канонам каждый верующий должен принимать участие в таинствах. Это исповедование и причастие. Последнее действие совершается только натощак. Прихожанин должен отстоять всю службу и только потом принимает «вечерю», так называется церковное вино, символизирующее кровь Христа и пресный хлеб, олицетворяющий тело Мессии.

Понятно, что курить перед причастием нельзя. Но для курильщика, привыкшего начинать день с сигареты, это невозможно сделать. Человек намеренно отказывается от таинства в пользу курения.

Церковь наложила запрет на табак еще потому, что Бог повелел человеку хранить святость, чистоту души, совести и тела. Сигарета не позволяет соблюдать это предписание. На физическом уровне папироса загрязняет легкие, печень, желудок. Токсичные смолы оседают на стенках сосудов. На энергетическом уровне курение разрушает душу и порождает кучу духовных заболеваний.

Основные объяснения греховности курения

Православная церковь относится к курению крайне отрицательно. По мнению священников, греховность этого деяния заключается в том, что:

  • курильщик намеренно уничтожает себя, подрывает здоровье окружающих;
  • воля и дух человека подчинены никотинной зависимости;
  • происходит деградация личности;
  • после смерти душа курящего продолжает мучиться.

Священнослужители о табачной зависимости

Грех курения в православии сильно осуждается, священники единогласно называют это пристрастие пагубной слабостью и непотребством, а сам табак часто именуют «подарком дьявола».

Вот основные тезисы, которые отображают отношение церкви к табакокурению:

  • Каждая страсть порождается греховной сущностью человека и влиянием дьявола;
  • Привычка доводит человека до духовного падения, приближает физическую смерть;
  • От курения слабеет душа;
  • Справиться с грехом курильщик сможет только тогда, когда поймет, что привычка уничтожает его;
  • Избавиться от греха можно только с помощью Бога, вот почему, приняв решение отказаться от сигарет, необходимо исповедаться и принять причастие. Кроме того, человек каждый день должен молиться и просить Бога помочь избавиться от зависимости.

Всегда ли курение было грехом

Курение стало считаться грехом не так давно. В царское время, особенно в годы правления Петра I, эта традиция поддерживалась церковью. Именно поэтому сейчас многие люди задают вопрос, почему раньше было можно, а сейчас нельзя. Ведь курили даже те, кто почитаются святыми, например Николай II.

Дело в том, что наука не стоит на месте. Знания становятся доступными для всех. Сейчас нет ни одного человека, который бы не знал, какой вред табак наносит здоровью. Еще 100 лет назад это не было известно.

Современные ученые полностью развеяли миф о пользе табака. А что касается курящих святых, то лидеры православия объясняют это тем, что слабости могут быть у каждого человека. Не стоит забывать, что Николай II был канонизирован за терпение ради Господа.

Еще одним камнем преткновения является Греция. В этой стране дымят практически все, курят, в том числе, и церковные служители. Такое массовое распространение вредной привычки связано с влиянием мусульманской культуры, где запрета на курение не существует.

Достаточно лояльное отношение к никотиновой зависимости у католиков. Католичество считает эту проблему не грехом, а болезнью, которую должен лечить врач. То есть упование идет не на Божью помощь, а на специалиста и медикаменты.

Вот как ответил один священник католик на вопрос о том, можно ли курить: «Если врач скажет человеку, что сигареты вредят здоровью, то от привычки надо отказаться, так как разрушение тела – это грех. Если проблем с самочувствием нет, то можно продолжать употреблять табачные изделия дальше. Только необходимо упоминать это во время каждой исповеди».

Видео в тему



Случайные статьи

Вверх