С чего начинается дрессировка щенка. Полезные приемы, как научить собаку командам. Занятия в группе или индивидуально


С какого возраста можно дрессировать щенка?
Щенок способен обучаться с рождения, но, пока он слепой и глухой, очень трудно подобрать подходящее ему подкрепление. В возрасте около 2-х недель у щенка открываются глаза и он начинает покидать свое «логово» – место, в котором живет счастливая мама с потомством. Выйдя из домика, он знакомится с окружающим миром. В это время дрессировать его уже проще, но занятия могут вызвать сильное беспокойство у его матери, а это небезопасно – и для собаки-матери, и для щенков, а иногда – и для людей.
В четырехнедельном возрасте щенок подвижен, весел и доверчив. У него начинается период социализации, когда он учится общаться с сородичами, людьми и окружающим миром. С 3 и до 16-20 недель (это зависит от особенностей породы) щенок должен познакомиться с как можно большим количеством типов людей, собак и ситуаций. В это время ему необходимо выучить язык своего вида, иначе он не сможет общаться с сородичами, не станет интересоваться противоположным полом, не будет способен позаботиться о собственном потомстве. Если щенок этого возраста будет общаться только со взрослыми людьми, он не поймет, что маленькие дети – это тоже люди, и даже может начать на них охотиться. Крайне важно, чтобы щенок был хорошо социализирован, поэтому с 3 до 16 недель – это критический возраст, определяющий всю последующую жизнь вашего любимца.
Естественно, что это также лучший возраст для начала дрессировки, потому что:
1) Дрессировка – это не только и не столько обучение навыку. Обучая собаку, вы даете ей ключ к пониманию человека . Она начинает отличать похвалу от порицания, выучивает ваши жесты, лучше привязывается к хозяину, научается понимать, куда направлено ваше внимание.
2) Дрессировка – это путь к мягкому, дружескому общению с собакой . Практически каждую команду запрета, вроде «фу!» или «нельзя!», можно заменить командой «ко мне» или «сидеть». Если щенок схватил тапок или оперся на вас передними лапами, наказание лишь направит его внимание на то, что он делает. И хотя он может начать бояться наказания (или самого хозяина), он уже не забудет о тапках или своих лапах на хозяйском пальто. Команда говорит собаке не о том, что ей делать нельзя, а о том, что ей в этой ситуации следует делать. Внимание щенка оказывается направлено на выполнение команд, они закрепляются, а нежелательное поведение исчезает из его памяти.
3) Дрессировка – это способ разнообразить жизнь щенка , а значит и лучше его социализировать. Занимаясь с собакой, не пуская ее развитие на самотек, вы сами почувствуете, чего именно ваш щенок побаивается, с чем еще его нужно познакомить. А во время занятий он будет постоянно справляться с новыми для него задачами и развивать свою сообразительность.
4) В возрасте примерно от 3 до 12 недель у щенка развивается игровое поведение . Если пропустить этот период, разыграть собаку будет значительно сложнее, и она предпочтет выполнять команды за лакомство, игрушки будут интересовать ее в меньшей степени.
Это не имеет значения, если речь идет о домашнем любимце, но спортсмены-кинологи знают, насколько ценна любовь к играм у собак при подготовке к выступлениям в курсах по послушанию, аджилити, фристайлу, а также защитной службехорошая работа на рукаве зависит от того, как много и правильно с собакой играли в детстве.

Однако есть две очень серьезные причины, почему с собаками начинают заниматься дрессировкой позже 16 недель:
1) Прививки. К сожалению, в больших городах вероятность подхватить смертельно-опасную инфекцию для щенка очень велика, поэтому к прививкам приходится относиться внимательно и соблюдать карантин. Однако, пока идет карантин, щенок пропускает период социализации. Хозяину нужно помнить, что 15 лет с «сумасшедшим психом» в квартире не доставят ему никакого удовольствия, даже если этот хвостатый ненормальный будет физически здоров. Поэтому как только карантин закончен, нужно не теряя ни минуты заниматься социализацией собаки. Обычно у хозяев есть в запасе всего 2-4 недели для того, чтобы восполнить пробелы в развитии своего питомца.
2) Методы дрессировки. Экспериментально доказано, что дрессировка, основанная на так называемой «механике» (когда на собаку давят руками, пытаясь сформировать ее позу) приводит к тому, что собака глупеет . Она перестает проявлять инициативу и не пытается решить задачу самостоятельно. Такая дрессировка не помогает щенку развиваться, а, наоборот, портит его.
Возраст около 16 недель – это все еще возраст с очень сильной памятью. К тому же у многих собак (это зависит от породы вашего питомца) 3-4 месяца – это начало «возраста страхов», когда щенок учится различать опасное от безопасного. Все события, происходящие с щенком и окружающими его людьми и собаками, буквально «впечатываются» в память малыша. Если вы станете наказывать щенка физически, либо если кто-то жестко накажет свою собаку в присутствии вашего питомца, это будет иметь необратимые последствия : позже они проявятся в страхе всех людей или людей с какой-то особой внешностью, возможно, в страхе собак или особых ситуаций. Скажем, если при вашем щенке кто-то на дрессировочной площадке жестоко наказал свою собаку, так, что та поджала хвост или даже завизжала, ваш щенок запомнит, что на площадках собаки испытывают боль. Это скажется и на занятиях в группе, и на спортивных выступлениях.
Единственное наказание, применимое в этом возрасте – это «тайм-аут», игнорирование собаки в течении нескольких минут. Даже повышать голос на щенка нужно осторожно – одна собака отнесется к этому спокойно, другая – нервно. Запомните:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ СОБАКИ НЕ СВЯЗАНА С ФИЗИЧЕСКИМ НАКАЗАНИЕМ.
Важно лишь то, в какой момент и как вы воздействуете на собаку. Если вы все делаете в правильный момент, то достигаете результата не дергая и не шлепая собаку. Если вам приходится физически наказывать собаку, значит вы не ориентируетесь в ситуации, запаздываете или торопитесь, или просто даете волю раздражению. Все это приводит к отрицательному результату в дрессировке.
Дрессировка щенка в возрасте около 16 недель, чтобы она принесла пользу и собаке, и хозяину, должна включать в себя лишь два метода.

1) Вкусопоощрительный. Собаку учат следовать за кусочком лакомства или игрушкой. Затем заводят лакомство таким образом, что щенку приходиться сесть, лечь, встать или сделать что-либо еще, чтобы достать поощрение.
2) Оперантный. Хозяин спокойно наблюдает за собакой и, как только она сделала случайно какое-то нужное движение, дает ей лакомство. Сперва нужное движение собака делает очень редко, но постепенно она начинает понимать, что между ее поведением и поощрением есть какая-то связь. Освоив таким образом несколько команд, собака начинает сама придумывать и предлагать хозяину то или иное движение – человеку остается лишь выбрать, за что поощрить питомца.

Уже существуют дрессировочные площадки, где инструкторы используют описанные два метода при обучении всех собак: и щенков, и взрослых. Такая дрессировка безопасна для психики собаки любого возраста , к тому же она позволяет достичь гораздо более высоких результатов в обучении и помогает наладить взаимопонимание между собакой и хозяином. Поэтому начинать заниматься в группах воспитательной дрессировки на таких площадках можно сразу по окончании карантина или через 2 недели после появления щенка в вашем доме. Лучший возраст щенка для начала занятий – 3,5-4 месяца.

Некоторые владельцы уверены, что собаку не нужно обучать командам, если она не принимает участия в конкурсах и выставках. Но это в корне неправильная позиция. Воспитанный и послушный питомец – это не только повод гордиться, но и возможность не испытывать проблем с поведением во время прогулки или в других ситуациях. Это актуально не только для представителей крупных или бойцовых пород, но и для декоративных собачек, которые тоже могут доставлять немало неприятностей владельцу, окружающим людям и животным.

Это скорее риторический вопрос, поскольку собаки хорошо обучаются и при должном внимании и терпении могут освоить какие угодно навыки. Кто-то желает, чтобы питомец приносил предметы, а кто-то требует охранять жилье. Главное, что стоит выделить: он обязательно должен реагировать на свою кличку, слышать и слушаться хозяина, когда получает указание или видит предостерегающий жест. Единого перечня для неслужебных пород не может быть, поэтому все зависит от владельца и личных предпочтений. Тем не менее существует список базовых команд, которые развивают ловкость, послушание и сообразительность животного.

«Ко мне»

Одна из базовых команд, которая должна отрабатываться до идеального выполнения, поскольку в некоторых случаях она может спасти питомцу жизнь. В первое время произносится, когда собака уже бежит к хозяину, а впоследствии – с использованием привлекающих предметов (лакомства, игрушки). Приказание отдается спокойным голосом с небольшого расстояния, а когда ученик немного освоит его – нужно увеличивать расстояние и в идеале добиться выполнения даже когда хозяин находится вне поля зрения (например, в другой комнате).

Не следует использовать приказание «Ко мне» перед тем, как делать неприятные для животного вещи (стричь когти, ругать за что-либо и др.).

«Сидеть»

Еще одна обязательная команда, которая позволяет остановить пса в необходимый момент и занять сидячую позицию. Для начала она произносится в моменты, когда щенок начинает садиться сам, а впоследствии – по требованию хозяина после произнесения приказа. Для освоения нужно показать и дать понюхать зверю лакомство, затем поднять его над головой и озвучить приказание. Можно одновременно помогать животному, мягко надавливая на область крестца.

«Ко мне» и «Сидеть» – два наиболее важных навыка, которые должны выполняться с первого раза, независимо от ситуации и настроения. Без их освоения не следует отпускать собаку без поводка во время прогулки.

«Рядом»

Этот навык пригодится, чтобы зверь не пугал окружающих в общественных местах и следовал за хозяином. Приступать к занятию рекомендуется, когда он нагуляется и не будет отвлекаться на внешние факторы. Обучение происходит в движении, на поводке, который держится в 20-30 см от ошейника. Хозяин движется умеренным шагом и четко произносит «Рядом». Если пес отходит от ноги или путается под ногами, нужно поводком и повторным приказом возвращать его на место и при успешном выполнении поощрять лакомством. Со временем можно ускорять или замедлять темп движения, переходить на бег или сворачивать в сторону и добиваться, чтобы собака все время находилась у ноги и передвигалась параллельно.

«Фу»

Один из базовых навыков, который требует полного запрета неправильных действий, и будет полезен, когда необходимо отучить щенка кусаться, прыгать на людей, поднимать запрещенные предметы или догонять кого-либо. Первоначально навык отрабатывается на провисшем поводке, который резко дергается в момент произнесения приказания.

Не стоит злоупотреблять этим требованием, чтобы не превратить собачью жизнь в череду запретов. Слишком частое повторение чревато тем, что она просто перестанет на нее реагировать.

«Место»

У животного должно быть четко обозначено постоянное место, и оно обязано знать его локацию. Для обучения нужно произнести «Место» и заманить пса туда, показывая лакомство. Когда он окажется в требуемом месте, похвалить и отдать лакомый кусочек. Обычно это требование используется при нежелательном поведении и означает что-то вроде человеческого «уйди», например, если собака выпрашивает со стола еду или прыгает на гостей.

«Лежать»

Этот приказ используется не столь часто, как «Сидеть», но тоже может быть полезен в определенных ситуациях, например, на приеме у ветеринара, когда нужно осмотреть питомца. Для приучения можно использовать лакомство, которое держится так, чтобы животное тянулось вперед и вниз и в итоге принимало лежачее положение. Второй вариант – после подачи приказа нажимать одной рукой на холку, а вторую заводить за передние лапы и толкать их вперед.

Важно следить, чтобы пес не заваливался на бок и ложился аккуратно, вытягивая передние и подбирая под себя задние лапы.

«Стоять»

Это умение входит не только в перечень нормативов, но и часто применяется в повседневной жизни. Например, вычесывать шерсть или одевать животное намного удобнее, если оно стоит ровно и не заваливается на бок. Поскольку эта команда требует большей выдержки и концентрации, то начинать обучение следует не раньше достижения 7-месячного возраста. После произнесения указания «Стоять» нужно наклониться к сидящей рядом собаке и поднять ее в стоячее положение, взяв под живот левой рукой. После 3-4 секундного удержания можно дать лакомство и похвалить.

«Дай»

Услышав такой приказ, зверь должен отдать предмет, который держит в зубах или охраняет как свою собственность (миску, игрушку) и не позволяет к нему приблизиться. Хорошо осваивается в щенячьем возрасте на игрушках, поэтому, когда щенок вцепится в игрушку, нужно строго сказать: «Дай» и забрать ее. При необходимости можно погладить, потормошить животное или разжать свободной рукой челюсти, повторяя при этом приказ. Для начала важно немедленно возвращать игрушку, а со временем увеличивать разрыв между выполнением и возвратом предмета.

«Апорт»

Несмотря на то, что этот навык не является столь важным как «Ко мне», «Рядом» или «Место», но ему можно обучить уже с раннего возраста, чтобы дополнить способности своего ученика. Сначала нужно посадить ученика на место и заинтересовать каким-либо предметом (палкой, мячом), а когда он попытается ухватить вещь, откинуть и сказать: «Апорт!». Обучение сопровождается жестом, указывающим на необходимый предмет.

«Гуляй»

Обычно используется для смены деятельности, после того, как выполнено какое-либо упражнение. Команда не представляет затруднений для животного. Произносится приказание «Гулять» и жестом обозначается направление движения. Если после отработки других навыков каждый раз отпускать пса словом «Гуляй», то в целенаправленном обучении не будет необходимости.

«Дай лапу»

Команда не несет никакой функциональной нагрузки, но будет очень полезна, когда придет время стричь когти или мыть лапы после прогулки. Чтобы освоить этот полезный трюк, нужно усадить питомца перед собой и показать зажатое в кулаке лакомство. Он будет инстинктивно пытаться достать его сначала языком, а затем и лапой. В этот момент нужно произнести: «Дай лапу» и задержать лапу на несколько секунд в своих руках, после чего можно похвалить ученика и отдать честно заработанную съедобную награду.

«Фас»

Эта команда заслуживает отдельного внимания и осваивается только после того, как будут беспрекословно и моментально выполняться другие приказы. «Фас» — это защитный, но в то же время опасный навык, поэтому его лучше разучивать в присутствии профессионального инструктора и в возрасте не ранее 6-10 месяцев. После слов «Фас» обучаемый должен атаковать объект.

Внимание: обучать команде «Фас» можно только психологически здорового и уравновешенного пса!

Подготовка

Перед началом обучения важно осознать, что не бывает глупых питомцев. Конечно, начинать работать желательно сразу после того, как щенок появился в доме. Начиная с 3 месяцев можно приступать к освоению простых навыков в игровой форме, поскольку малыш будет быстро впитывать информацию. Некоторые считают, что с возрастом зверь глупеет, но это не так – взрослому животному сложнее усваивать новую информацию. Но если момент упущен и пес повзрослел, его тоже можно обучить командам в домашних условиях, если действовать правильно и систематически, но на это просто понадобится больше времени.

К главным условиям успешной дрессировки относятся уверенная громкая интонация голоса, четкость жестов и достаточное терпение, поскольку поначалу животное может не обращать внимания ни на приказы, ни на жесты.

Выбор места дрессировки

В качестве места занятий подойдет уже знакомая псу местность, где не будет отвлекающих факторов (машин, посторонних людей и животных). Если место будет незнакомым, нужно дать ему время обнюхать новую территорию и убедиться в отсутствии опасностей.

Выбор времени обучения

Время для занятия выбирается в зависимости от режима дня и собственных планов, но нежелательно проводить занятия в середине дня в летнее время. Если это единственно возможное время, то следует запастись достаточным количеством воды. Не следует приступать к занятиям сразу после сна, плотного обеда или ужина. Последний прием пищи должен быть за несколько часов до начала тренировки. Перед началом занятия рекомендуется хорошо выгулять зверя или пробежать несколько кругов по стадиону.

Выбор лакомства

Важно обязательно взять с собой любимое лакомство собаки, которое будет мотивировать ее на послушание и правильное выполнение приказаний. Это могут быть кусочки сыра, отваренного мяса, сухой корм, специальное печенье, купленное в зоомагазине и любые другие варианты.

Как правильно хвалить

Лакомство и похвала (голосом или в виде поглаживания) для пса выступает в качестве поощрения правильного поведения только если поступают непосредственно в момент выполнения задачи. Распространенная ошибка – задержка лакомства, во время которой возможно будут выполняться не связанные с командой действия. Например, при освоении приказа «Ко мне» лакомство выдается, как только собака окажется возле ног, но не тогда, когда она уже подошла, села или покрутилась вокруг. В противном случае поощрение будет связано с последним действием (села, лизнула руку, оперлась лапами на хозяина и др.)

Если вы решили не пользоваться услугами кинологов, а обучить собаку в домашних условиях, то полезно хотя бы знать их основные профессиональные рекомендации:

  1. Занятия проводятся ежедневно с постепенным наращиванием времени и количества повторений. Для начала будет достаточно 10-15 минут.
  2. Команда произносится строгим, серьезным голосом, похвала – более мягким и игривым.
  3. Требование произносится один, максимум два раза. Многократное повторение не будет эффективным, поскольку пес будет уверен, что можно выполнять указание с десятого раза, что недопустимо в критических ситуациях.
  4. Перед озвучиванием приказа произносится кличка питомца, которая является своеобразным сигналом для привлечения внимания и выполнения дальнейших указаний.
  5. Нельзя повышать голос или переходить на крик и особенно прибегать к физическому наказанию, если обучаемый отказывается выполнять указание.
  6. Каждое удачное действие поощряется лакомством и словесной похвалой.
  7. Проводить занятия можно в одном месте, а после успешного освоения навыка – менять место окружающую обстановку и место.

Если вы стали владельцем нового питомца, важно понимать, что смена обстановки обычно вызывает стресс у пса. В первое время важно подружиться с ним, уделять больше времени и кормить только собственноручно, чтобы добиться необходимого доверия. Если вложить в собаку достаточно любви, внимания и заботы, чтобы обучить основным навыкам, можно получить правильно воспитанного питомца, который будет предан своему владельцу до кончика хвоста.

Желание ласкать, баловать и просто любить маленького щенка вполне естественно и более приятно, нежели стремление заниматься его воспитанием. Почему? Потому что сначала этот маленький живой и такой беззащитный комочек попросту жалко. Непонятно — как и чему его можно научить в таком нежном возрасте. Вот подрастет…

Самая большая ошибка начинающих владельцев — ждать, когда щенок подрастет. Это случится гораздо быстрее, чем вы думаете, и к тому времени подросший щенок начнет дрессировать уже вас. Возраст собаки не сопоставим с возрастом человека, поэтому мы должны знать, как растет и развивается наш щенок.

2-3-месячный щенок вполне готов усваивать информацию на уровне 4-5-летнего ребенка. Дрессировка щенка — процесс, необходимый с первых дней пребывания в доме. Пусть это будут самые простые команды: «Место», «Лежать», «Нельзя», «Фу», «Ко мне». К 6 месяцам щенок уже освоит их, и на прогулке вам останется только закрепить полученный результат.

Возраст 6-месячного щенка примерно равнозначен возрасту 10-летнего ребенка. Продолжается активное исследование окружающего мира. Щенок уже более уверен в себе, и ему по силам более сложные задания — команды «Сидеть», «Стоять» и «Рядом». Усидчивости пока маловато, зато запоминается все довольно быстро. Постепенно можно учить щенка апортировке. И, конечно, все занятия нужно проводить в форме игры, обязательно делая перерывы и не переутомляя щенка. Ведь в таком юном возрасте его нервная система крайне подвижна.

Занятия надо чередовать с игрой с другими собаками, общением с людьми и прогулками в разных незнакомых щенку местах. Это позволяет социализировать его и приучает к послушанию в разных условиях и незнакомых местах.

Самая большая ошибка начинающих владельцев — ждать, когда щенок подрастет. Это случится гораздо быстрее, чем вы думаете, и к тому времени подросший щенок начнет дрессировать уже вас.

С 6 до 10 месяцев щенок превращается в молодую собаку. У него уже поменялись зубы. Он физически окреп, а половое созревание вынуждает его определиться со статусом в собственной стае — вашей семье. Вот тут и пригодится то, что вы кропотливо закладывали в его юную голову с первых дней жизни в вашем доме.

Главная задача — объяснить молодой собаке, что именно вы, хозяин, являетесь вожаком стаи. Что все члены семьи, включая самых маленьких и пожилых, имеют непререкаемый авторитет. И что к собаке отныне будет отношение уважительное, но не равное. Если хозяин сумел правильно расставить приоритеты, не унижая собаку, не обращаясь с ней грубо, то собака вырастет послушной, даже если с ней не проходили специальные курсы дрессировки.

Важно помнить, что собака, как и человек, ценит справедливость. Она смиренно примет наказание, если оно будет вовремя и за дело. С радостью примет похвалу. Оценит уважение хозяина и не простит лжи.

Многие люди считают щенят самим очарованием, ведь они такие маленькие, пушистые и симпатичные. Хотя щенки милы и забавны, чтобы стать хорошими собаками, они нуждаются в правильном воспитании. Превращение щенка в воспитанную собаку требует немало времени, а также много терпения и любви, но все эти усилия обязательно окупятся в долгосрочной перспективе. Хорошо обученный щенок станет для вас прекрасным компаньоном, тогда как отказ от дрессировки питомца очень скоро может привести к возникновению серьезных проблем. Начните дрессировку с развития хороших взаимоотношений со щенком, а затем перейдите к изучению всех важнейших команд, которые ему будет полезно знать.

Шаги

Часть 1

Изучите основы дрессировки

    Подготовьте себя и свою семью к тому, чтобы нести ответственность за щенка. При всей той волнительности, которая сопровождает появление щенка в доме, очень важно распределить между членами семьи различные обязанности по его дрессировке и утвердить правила, касающиеся самого щенка. Ключевым фактором (не только для щенка, но и для вас) является дисциплина.

    • Например, если вы решили, что щенок должен спать в ящике, пока не приучится к чистоплотности, то в первые несколько дней не разрешайте никому пускать щенка на ночь к себе в постель.
  1. Установите для щенка четкие правила. Щенок нуждается в четко установленных правилах с первого же дня у вас дома. При этом сами правила должны быть простыми в исполнении. Например, если вы не разрешаете щенку забираться на второй этаж дома, установите калитку на лестнице. Если вы не хотите, чтобы щенок попрошайничал за столом, никогда не угощайте его едой из своей тарелки. И помните, что нельзя слишком сильно ругаться на щенка, иначе он утратит к вам доверие.

    Найдите подходящий способ поощрения. Дрессировать щенка без использования какого-либо поощрения практически невозможно. Многие собаки хорошо реагируют на съедобные поощрения. Однако знайте, что при использовании съедобных поощрений (или "угощений") кусочки пищи должны быть маленькими. Для дрессировки вам подойдут даже гранулы самого обычного собачьего корма!

    • Регулярное использование для поощрения слишком крупных кусочков угощений очень скоро приведет к набору лишнего веса у собаки и сопутствующим проблемам со здоровьем. Используйте самые лакомые виды угощений при изучении новых команд, например, к здоровым видам вкусного угощения относится индейка. Когда же вы просто повторяете изученное, применяйте менее ценные виды угощений, например, обычные гранулы собачьего корма.
    • Некоторые собаки лучше реагируют на игровые поощрения. Если собака любит играть в апорт, ее можно поощрять броском мячика каждый раз, когда она что-то делает правильно, другим собакам может понравиться игра в перетягивание каната. Однако игровые виды поощрений занимают больше времени, из-за них щенок может перевозбудиться и оказаться не в состоянии продолжать урок, кроме того, через некоторое время игра может просто наскучить питомцу. Игры хорошо подходят для поощрения при дрессировке аджилити, но такая дрессировка проводится не раньше того, как собаке исполнится 18 месяцев и ее суставы и кости достаточно окрепнут для подобных занятий.
  2. Изучите информацию о конкретной породе. Разные породы собак имеют существенные различия между собой, поэтому неплохо будет изучить характеристики породы именно вашей собаки, чтобы знать, чего от нее ожидать. Каждая порода для ее же благополучия нуждается в своей собственной программе обучения, поэтому убедитесь в том, что вы точно знаете специфичные потребности своей собаки.

    Используйте словесную похвалу. В сочетании с выбранными вами способами поощрения также необходимо использовать словесную похвалу. Когда щенок правильно выполняет ваши команды, добродушно хвалите его звонким тоном голоса. Щенки всегда хорошо реагируют на довольный и счастливый голос хозяина.

    • Также полезна дрессировка с использованием кликера. Для нее вам потребуется купить кликер и незамедлительно щелкать им каждый раз, когда собака правильно выполняет команду.
    • С другой стороны, если щенок не слушается, для порицания необходимо использовать строгий тон голоса. Очень важно, чтобы щенок понял разницу между довольным и недовольным тоном голоса хозяина, который сообщает ему об ошибке. Только не забывайте мириться со щенком после того, как отругаете его.
  3. Следите за тем, чтобы занятия по дрессировке были краткими (примерно по 10-15 минут). Также старайтесь сделать так, чтобы уроки были полны новых и интересных вещей, например, включайте в них небольшие вами же придуманные игры. Если увидите, что собака начинает скучать, отвлекаться, или расстраиваться, закончите урок и сделайте паузу.

    • Если вы сами начинаете расстраиваться, также закончите урок, но попытайтесь завершить его на положительной ноте с похвалой и поощрениями. Так щенок будет с нетерпением ждать очередного занятия.
    • Постарайтесь ежедневно устраивать щенку 10-15-минутные уроки, чтобы изучение новых команд шло быстрее.

    Часть 2

    Приучите щенка к туалету
    1. Как только принесете щенка домой, начните приучать его к чистоплотности. Помните о том, что щенок в возрасте 12 недель или младше еще не в состоянии полностью контролировать мочевой пузырь и кишечник. Даже если бы он хотел “потерпеть”, он просто не смог бы этого сделать, поэтому не стоит его строго наказывать за оплошности в доме. В большинстве случаев процесс приучения к соблюдению чистоплотности в стенах дома длится до шестимесячного возраста, а в некоторых случаях даже дольше.

      • Когда идет процесс приучения щенка к туалету, очень важно сохранять позитивный настрой, даже если щенок совершил оплошность.
    2. Не забывайте правило перевода месяцев в часы. Щенки обычно в состоянии терпеть и ждать выгула столько часов, сколько им месяцев. Если вашем щенку четыре месяца, то его нельзя оставлять без прогулки дольше чем на четыре часа.

      • Это правило не касается ночного времени, так как на ночью кишечник щенят засыпает, как и у людей. К тому времени, когда щенку исполнится четыре месяца, он уже не должен испытывать потребность ходить в туалет среди ночи.
    3. Организуйте регулярный режим кормлений. Как вы могли догадаться, в большинстве случаев щенок нуждается в выгуле непосредственно после кормления. Чтобы ускорить процесс приучения к туалету, организуйте щенку регулярный режим кормлений и строго соблюдайте его. Не устраивайте щенку “свободное питание” (со всегда доступной полной миской корма), если только этого не посоветует ветеринар.

      Регулярно выгуливайте щенка. Создайте расписание регулярного выгула для своего щенка. Совсем маленькие щенки ходят в туалет каждые 30-45 минут. Таких щенят необходимо выгуливать каждый час, а также непосредственно после кормлений, сна и игр. Щенка обязательно следует выгуливать с самого утра, вечером перед сном, а также перед тем, как вы собираетесь оставить его одного дома на длительное время.

      Хвалите щенка за то, что он ходит в туалет на улице. Давайте щенку угощение и хвалите его за каждый факт дефекации и мочеиспускания на улице. Старайтесь выводить щенка в туалет всегда на одно и то же место, предназначенное для этой цели. Находясь в обозначенном месте, подайте щенку команду “в туалет” и ждите, когда он сделает свои дела.

      • Выбор конкретного места для туалета поможет щенку провести ассоциативную связь между его запахами и необходимостью сходить в туалет. Зачастую именно запах подталкивает щенка скорее сходить в туалет.
      • В период приучения щенка к чистоплотности всегда оставайтесь рядом с ним во время прогулок, чтобы иметь возможность незамедлительно хвалить его, когда он ходит в туалет. Помните о том, что некоторые щенки ходят в туалет сразу же, как только окажутся на улице, тогда как другим предварительно требуется обнюхать территорию или немного поиграть.
    4. Обращайте внимание на признаки того, что щенок хочет в туалет. Распространенными признаками того, что щенок хочет в туалет, служат обнюхивание пола, хождение кругами, скуление, непрестанное хождение и стремление выйти. Как только заметите подобное поведение, возьмите щенка и скорее выведите его на прогулку. Помните о том, что вы всегда должны внимательно следить за своим щенком.

      • Если поймаете щенка на том, как он спускает нужду в неположенном месте, дважды громко хлопните в ладоши. Шум вспугнет щенка и заставит остановиться. Быстро выведите щенка на улицу, потянув его за ошейник или заставив самостоятельно бежать рядом с вами.
      • Когда окажетесь на улице, отведите щенка в положенное для туалета место и позвольте сделать свои дела. Как только щенок все сделает, похвалите его и дайте угощение. Если щенку больше нечем ходить в туалет, не переживайте, просто постарайтесь быть рядом с ним, когда он захочет в туалет в следующий раз, чтобы успеть своевременно вывести его на улицу.
      • Не кричите на щенка и никогда не тыкайте его носом в лужу. Просто уберите за щенком и в другой раз постарайтесь вовремя его выгулять.
    5. Создайте для щенка загон. Это особенно важно тогда, когда вы оставляете щенка одного дома. Выберите клетку или территорию, которую можно будет огородить загоном или перекрыть детской калиткой. Обезопасьте эту территорию для щенка. Постелите на пол газеты, положите щенку подстилку, игрушки, поставьте миски с водой и едой. Через несколько недель вы заметите, что щенок начнет ходить в туалет только в одном конкретном месте выделенной территории.

      • Постепенно можно будет начать сокращать застилаемую газетами площадь, пока щенок не станет ходить в туалет на одну подстеленную газету. В конце концов, газету можно будет постепенно переместить ближе к уличной двери, а щенок продолжит использовать ее в качестве туалета.
      • Если щенок снова начнет ходить в туалет где-то еще, то вы слишком сильно сократили застилаемую газетами площадь или слишком быстро переместили газету в новое место. Приучение щенка к туалету требует достаточно много времени, проявите терпение.
      • Хвалите щенка, когда он ходит в туалет в положенном месте. Если щенок совершил оплошность, но вы не видели, как он это сделал, не нужно его ругать. Он не поймет наказания, за то, что было сделано им еще час назад. Если же вы поймали щенка непосредственно на месте преступления, придержите его и твердо скажите “фу”.
    6. Допустите щенка ко всей территории вашего дома. Когда щенок начнет уверенно пользоваться выделенной для туалета территорией, и ему можно будет доверять, разрешите ему начать исследовать остальную территорию вашего дома. Лучше всего знакомить щенка с новыми комнатами по одной за раз. Делайте это только под присмотром. Когда не можете присматривать за щенком, отводите его обратно в загон.

      • Сажайте щенка на поводок, когда позволяете ему исследовать новую комнату. Когда щенок привязан к поводку, ему труднее попасть в неприятности.

    Часть 3

    Отучите щенка кусаться и грызть вещи
    1. Поймите, что щенок не стремится поранить вас, когда кусается. Щенята познают окружающий мир с помощью своей пасти. Поэтому они могут кусаться, когда изучают вас или просто играют. Щенки просто не понимают, что их зубы, словно иголки, протыкают человеческую кожу, поэтому очень важно как можно раньше отучить их кусаться.

    2. Научите щенка аккуратности. Щенки еще не понимают, насколько сильно они кусаются. Играя со щенком, позвольте ему хватать вас пастью, скорее всего, он и сам уже так делает. Если он прикусит вас слишком сильно, вскрикните или издайте громкое "ай". Это вспугнет щенка, и он прекратит кусаться.

      • Игнорируйте питомца 10-20 секунд после укуса или отойдите от него на 10-20 секунд. Затем вернитесь обратно и продолжите игру. Когда щенок снова укусит вас слишком сильно, опять вскрикните "ай" и игнорируйте его очередные 20 секунд или около того. Такие действия дадут щенку понять, что аккуратность позволяет продолжать игру, тогда как болезненные укусы ее прекращают.
      • Как только щенок прекратит кусаться очень сильно, его также можно отучить кусаться даже с умеренной силой. Просто повторяйте указанные выше шаги, когда щенок кусается умеренно сильно. Продолжайте обучение до тех пор, пока щенок не станет всегда аккуратно хватать вас пастью или совсем не прекратит делать это.
    3. Отучите щенка хватать вас за ноги. Если щенку нравится бросаться на ваши ноги, когда вы ходите, носите с собой в кармане его игрушку. Как только щенок начнет хватать вас за ноги, замрите, достаньте игрушку и потрясите ею, чтобы привлечь его внимание. Когда щенок станет грызть свою игрушку, продолжите свой путь. В конце концов, щенок поймет, что грызть игрушки лучше, чем кусать чьи-то ноги.

      • Если у вас нет игрушки, просто замрите, когда щенок начнет покусывать вас за ноги. Когда он остановится, похвалите его и найдите для него игрушку.
    4. Отучите щенка грызть те предметы, которые ему нельзя грызть. Если увидите, что щенок грызет что-нибудь вроде ботинка, носка или предмета мебели, отнимите у него эту вещь и устно поругайтесь на него. Привлеките его внимание к тому, что ему разрешено грызть, например, к любимой игрушке, и похвалите, когда он начнет грызть именно ее. Так щенок поймет, что есть предметы, которые ему можно грызть, а есть предметы, которые грызть нельзя.

      • Если щенок упорно продолжает грызть то, что ему не положено, воспользуйтесь вкусовыми средствами сдерживания (например, со вкусом кислого яблока), чтобы остановить его. Подобные защитные средства можно приобрести в зоомагазине. Лучше всего действуют средства со вкусом кислого яблока, так как их неприятный вкус заставляет щенка сразу же отказаться от намерений погрызть обработанный ими предмет.

    Часть 4

    Обучите щенка основным командам послушания
    1. Обучите щенка команде "сидеть". Любая собака должна знать команду "сидеть". Если вы хотите, чтобы ваша собака была послушной, хорошо контролируемой и способной к изучению более сложных трюков, сначала обучите ее команде "сидеть".

      • Заранее приготовьте угощение. Для изучения данной команды необходимо использовать угощение (конечно, если собаке нравятся поощрения в виде угощений).
      • Щенка следует предварительно посадить на поводок. Поводок поможет вам управлять движениями собаки.
      • Держите угощение прямо перед носом щенка. Слегка потяните поводок вверх и одновременно переместите угощение выше, все так же удерживая его непосредственно у носа собаки.
      • Щенок будет следить за перемещением угощения, что заставит его автоматически принять сидячее положение. В ином случае, надавите на попу щенка, чтобы помочь ему сесть. Как только щенок сядет, подайте команду "сидеть". Затем отдайте ему угощение и похвалите.
      • Регулярно повторяйте указанные шаги и сохраняйте терпение. Некоторые собаки учатся медленнее остальных. Когда щенок уже будет хорошо узнавать слово "сидеть", начните подавать команду до того, как он сядет. Со временем, терпением и практикой собака, в конце концов, усвоит команду "сидеть".
    2. Обучите щенка команде "лежать". Щенка начинают обучать команде "лежать" тогда, когда он уже умеет садиться по команде. Выполнение команды "лежать" начинается из сидячего положения. Опять же заранее приготовьте угощение. В этот раз щенок тоже должен быть на поводке, чтобы вы могли лучше его контролировать.

      • Держите угощение перед носом щенка так, чтобы он его видел. Возможно, вам будет удобнее присесть на корточки, чтобы быть поближе к земле.
      • Придерживая поводок в натянутом состоянии, чтобы щенок не мог дотянуться до угощения, медленно опустите угощение к полу. Щенок должен лечь сам в стремлении быть ближе к угощению.
      • Если это не сработает, потяните поводок немного сильнее. Одновременно с перемещением угощения тяните щенка вниз за ошейник. Когда щенок начнет укладываться, подайте команду "лежать" и отдайте ему угощение.
      • Наконец, начните подавать команду "лежать" до того, щенок ляжет. Продолжайте практиковаться до тех пор, пока щенок не станет самостоятельно ложиться после команды.
    3. Обучите щенка команде "ко мне". Это еще одна важная команда из разряда команд безопасности. Вам необходимо держать контроль над собакой и быть в состоянии в любой момент подозвать ее к себе по команде.

      • Посадите щенка на поводок. Прикажите ему сесть или лечь. Отойдите от него на несколько шагов и присядьте на корточки. Имейте при себе любимую игрушку щенка.
      • Произнесите кличку щенка восхищенным тоном голоса. Не тяните поводок. Покажите щенку игрушку. Похлопайте по своим коленям. Продолжайте обращаться к щенку ободряющим голосом.
      • Когда щенок двинется в вашем направлении, подайте команду "ко мне". Как только он подойдет к вам, похвалите и поощрите его.
      • Продолжайте практиковаться, постепенно отходя от щенка все дальше и дальше.
      • Как только щенок твердо усвоит команду, попробуйте начать подзывать его к себе тогда, когда он будет занят какой-нибудь игрой.
    4. Обучите щенка команде "место". Это одна из самых важных команд безопасности. Щенок должен уметь оставаться на одном месте. Команда "место" пригодится на прогулках, во время уличных игр, знакомства с другими людьми и собаками и так далее.

      • Посадите щенка на поводок. В это раз не показывайте ему угощение, но держите его наготове, чтобы поощрить щенка, когда для этого придет время.
      • Усадите щенка. Твердо подайте команду "место". Вытяните руку прямо перед щенком, немного выше его головы. Рука должна располагаться так, чтобы щенок хорошо ее видел. Пока щенок не усвоит команду, не исключайте из нее руку, чтобы он сохранял концентрацию и понимал, что от него требуется.
      • Очень медленно начните отходить назад мелкими шагами, сохраняя со щенком зрительный контакт. Если щенок начнет двигаться, громко и резко произнесите "ай-яй". Это привлечет внимание щенка и даст ему понять, что он сделал что-то не так. Не расстраивайтесь, щенок просто еще не понимает вашей команды. Решительно, но осторожно верните его обратно и снова усадите. Щенок должен оказаться именно на исходном месте, иначе он может решить, что ему разрешено двигаться вперед, даже если была подана команда "место". Повторите команду и попробуйте выполнить ее снова.
      • Если щенок останется на месте, скажите "хорошо", разрешите ему встать и подойти к вам. Похвалите щенка и поощрите его.
      • Продолжайте практиковаться в выполнении команды. Когда щенок усвоит команду, постепенно начните отходить от него дальше и заставляйте его ждать дольше того момента, когда ему будет разрешено подняться.

Большинство владельцев четвероногих друзей заинтересованы в том, чтобы обучить своих питомцев различным премудростям. И многим из них это удается. Отчего же зависит успех или неудача в обучении собак – виновна ли в этом порода пса или же подход, который использует хозяин? На самом деле, важными являются различные факторы, в том числе и действия хозяина.

Если в дом попадает забавный карапуз, то хозяевам далеко не сразу приходит на ум идея о его воспитании и обучении, а зря. Когда же можно заняться этим процессом, и какие нюансы желательно учитывать?

Большинство владельцев совершают распространенную ошибку, думая, что у собаки должно быть беззаботное детство. Они практически до полугода позволяют щенку делать все, что ему хочется, не ограничивая действия ни в чем. А после, когда собаке исполняется 6 месяцев, начинают корректировать ее, по сути, устоявшееся поведение.

Но при таком подходе практически в 100% случаев хозяева сталкиваются с рядом проблем. Прежде всего, пса удивит такое изменение, ведь он не привык подчиняться и выполнять команды. Подросшее животное сложнее поддается обучению, ведь питомец уже избалован вниманием, беззаботностью и не готов отказывать от этого. Так что, подход «чем раньше, тем лучше», является самым рациональным решением.

С чего лучше начинать дрессировку собаки

Воспитание и обучение – два важных процесса, протекающих одновременно, и в обоих случаях важна последовательность, систематичность и регулярность. Нельзя всю неделю усердно заниматься на площадке, а затем на месяц прекратить занятия – в данном случае не стоит ожидать стойкого результата.

Хозяин должен в первые же дни установить ряд правил и не отступать от их выполнения ни на шаг. Например, они могут выглядеть следующим образом:

  • запрещено портить обувь;
  • нельзя спать на мебели;
  • в качестве игрушек используются только специальные приспособления;
  • запрещено кормить щенка со своего стола и т.п.

Причем, выдержка потребуется не только от питомца, но и от владельца, и членов его семьи. Нельзя в честь праздника пустить малыша поспать на диванчике, а на следующий день выгонять его. Начинать дрессировки рекомендуется с простейших заданий, которые можно начинать давать в домашних условиях.

Щенок должен усвоить команды« », « », « », « » и т.п. В дальнейшем они лягут в основу более серьезной дрессировки. Не стоит надеяться, что малыш сразу будет успешно выполнять задания, даже если он относится к умнейшей из пород. Ну кто не испытывает трудности, выполняя что-то первый раз? В этом случае важно проявить терпение, не злиться и не ругать питомца.

Приветствуются частые занятия, но с обязательными интервалами. Щенок не должен уставать от обучения, важно, чтобы он всегда с удовольствием отзывался на приглашение и поиграть, и поучиться. Следует не забывать о поощрении, щенки отлично реагируют на ласку, добрые слова, и, конечно, лакомства.

Освоение базовых навыков

Каждая команда – это еще один шаг в верном направлении, дающий собаке новые знания, а владельцу – уверенность в собственных умениях дрессировщика. Но каждая из них имеет свои характерные особенности:

  • Ко мне! Один из основных обязательных навыков, и первое время его отработку лучше осуществлять во время выгулов. Когда щенок играет и резвится, необходимо его периодически подзывать, а когда он откликается и подходит, всячески поощрять.
  • ! Это следующая команда, при которой нельзя использовать метод резкого натягивания поводка. Подобное действие способно вызвать раздражение питомца, но не заставит его подчиняться. В данной ситуации лучше совершать похлопывающие движения по бедру, а также слегка усиливать натяжение поводка.
  • Сидеть! Эту команду пес должен осваивать одновременно с предыдущей. Когда питомец приближается к владельцу, то ему следует сказать «сидеть!», можно помочь, нажимая слабенько на круп. Довольно часто щенки не улавливают, чего желает владелец, поэтому рекомендуется потягивать поводок наверх, и тогда псу придется сесть.

Это основы обучения, с которых следует начинать. Когда пес будет выполнять их с полуслова, не отвлекаясь на посторонние раздражители, можно задачи усложнять.

Особенности обучения взрослых собак

Нередки ситуации, когда к хозяину попадает уже взрослый, сформировавшийся во всех отношениях пес. В этом случае, обучить питомца можно, но, потребуется масса внимания и терпения. Если речь идет о серьезных псах ,



Случайные статьи

Вверх