Диагноз психологический: описание и выяснение сущности. Психологический диагноз. Виды диагнозов по Л.С. Выготскому Диагноз который ограничивается констатацией определенных особенностей

Психологический диагноз и его виды

Шумская Н.Ю.

1.Определение психологического диагноза и его отличие от медицинского.

Психологический диагноз – относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью: - оценки их актуального состояния, - прогноза дальнейшего развития, - разработки рекомендаций, определяемых практическим запросом.

Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему. Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

В случаях переживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача.

Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

2. Уровни и виды психологического диагноза по Л.С. Выготскому

Психологический диагноз (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет ПД – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии.

Л. С. Выготский:

Симптоматический (или эмпирический). Диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании кот строятся практические выводы. Данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных.

Тиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

типологический диагноз (высший уровень), заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологического диагноза в настоящее время является одной из наиболее важных задач психодиагностики.

3.Принцип анализа «социальной ситуации развития» Л.С.Выготского в постановке психологического диагноза.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Специфика постановки возрастно-психологического диагноза связана, прежде всего, с применением берущего начало в работах Л.С. Выготского системного анализа явлений детского развития, то есть с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психол. новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка требует воссоздания этого пути.

Рассматривая специфические закономерности как существенные ориентиры в диагностике нарушений развития, следует признать, что именно опора на знание и своевременное выявление этих особенностей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциальной диагностики случаях. Лишь выделение подобных закономерностей, их динамики и «профиля» с опорой на четкую возрастную соотнесенность, учет «всей последовательности хода детского развития», ориентация на тщательный и системный анализ «всех особенностей каждого возраста, стадий и фаз всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии» позволяет говорить о постановке каузального психологического диагноза в том смысле, в котором он был предложен Л.С. Выготским.

4. Основные психодиагностические ситуации и задачи

Основная задача: измерение различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Определяя задачи, необходимо учитывать ситуацию ПД в целом (ситуации клиента и ситуации экспертизы):

1) В ситуации клиента человек обращается за помощью, охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции более точно, без сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. К диагностическому инструменту можно предъявлять менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы.

2) В ситуации экспертизы человек знает, что подвергается анализу, старается выдержать «экзамен»; вполне осознанно контролирует свое поведение и ответы так, чтобы предстать в максимальном выигрыше (даже ценой симуляции отклонений и расстройств).

ПД задачи и ситуации (исходя из того, кто и как будет использовать диагностические данные; какова ответственность психодиагноста за выбор СП-в вмешательства в ситуацию обследуемого):

1) Для постановки непсихологического диагноза врачом или формулирования административного решения - для использования ПД данных в медицине. Выносится суждение о специфике особенностей мышления, памяти, личности, а врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности за диагноз и за лечение. Так же - при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации. 2) Для постановки психологического диагноза самим диагностом, вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом др. профиля. К примеру, поиск причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого-педагогический) характер. 3) Данные используются диагностом для постановки психического диагноза, который служит ему основанием (или его коллеги-психолога) для разработки путей психологического воздействия (псих. консультация). 4) Диагностические данные исп. самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. (Психолог несет ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично - за то, как этот диагноз будет использован клиентом.)

5.Классификации психодиагностических средств.

I. 1 – методы, основанные на заданиях с правильным ответом (тесты IQ, специальных способностей)

2 – методы, основанные на заданиях без правильного ответа (тесты, задания которых характеризуются частотой того-иного ответа - личностные)

II. 1 – вербальные методики (память, воображение, мышление и т.п.)

2 – невербальные (речевая способность испытуемых только на этапе понимания инструкции – корректурная проба)

III. 1 – объективные техники - методики с правильным ответом, с правильным выполнением задания

2 – стандартизированные

2.1 – тесты-опросники, относительно вопросов, у которых есть выбор (Опросник Кеттелла 16PF)

2.2 – открытые опросники (Векслер)

2.3 – шкальные техники (САН)

2.4 – индивид-ориентированные техники (Дж. Келли репертуарная решетка)

3 – проективные - недостаточно структурированный стимульный материал – человек. Порождает фантазии, проецирует мотивы, поступки, свойства (тест Роршаха)

4 – диалогические - основываются на контакте, вербальные-невербальные. Могут быть в виде игры.

6. ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД (от лат. proectio - бросание вперед...) - один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Поэтому ответы на задания, используемые в П. м. не могут быть альтернативными (напр., правильно-неправильно), здесь возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для П. м. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. При этом личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны стимулы (ситуации), побуждающие ее к активности. Основной инструмент (стимульный материал) используемый при применении П. м.- это т. н. проективные тесты. Различают следующие группы таких тестов: 1) конститутивные - структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (напр., тест чернильных пятен Роршаха); 2) конструктивные - создание из оформленных деталей осмысленного целого 3) интерпретативные - истолкование какого-либо события, ситуации (напр., тат); 4) катартические - осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (напр., психодрама); 5) экспрессивные - рисование на свободную или заданную тему (напр., тест «Дом -дерево -человек»); 6) импрессивные - предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (напр., цветовой тест Люшера); 7) аддитивные -завершение предложения, рассказа, истории (напр., методика завершения предложения). П. м. возник в результате стремления исследователей наложить ограничения на возможность испытуемого искажать результаты обследования в благоприятном для себя плане, повысить объективность его ответов. В то же время этот метод оставляет возможность искажения результатов со стороны экспериментатора (в виду отсутствия четкой интерпретации полученных результатов). Кроме того, традиционные требования по надежности и валидности к проекционным методикам неприменимы, поэтому строго говоря отнесение их к категории тестов является весьма условным. К. Юнгу принадлежат открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия на значимые области-переживания и поведения человека вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности.

7.Особенности стимульного материала и условий проведения проективных методик

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.

Особенности условий проведения проективных методик. Использовать проективные методы можно, если созданы доверительные отношения, налажен контакт, что требует особого умения и личностных качеств. Перед началом проведения проективных методик, модератор должен еще раз сделать акцент на том, что при выполнении задания не существует каких-либо правил, поэтому респонденты могут чувствовать себя свободно и не бояться сделать что-нибудь не так.

Перед началом использования проективных методик необходимо правильно объяснить задание. Нужно позаботиться о том, чтобы все респонденты поняли задачу, а само задание не показалось им слишком сложным.

При этом все-таки необходимо ограничить время, отведенное на выполнение задания. По истечении отведенного времени важно не прерывать респондентов, а вежливо попросить респондентов заканчивать свою работу. Важно, чтобы никто и ничто не отвлекало респондентов от основного занятия.

Самое важное правило - необходимость объяснения каждым респондентом своих действий. Без этого исследователь не сможет адекватно интерпретировать данные, полученные с помощью проективных методик.

Психологу необходимо воспринимать проведение исследования как материал для дальнейшей интерпретации. Поэтому он должен очень внимательно слушать объяснение каждым участником дискуссии своих действий и каждый раз выяснять, как респондент относится к тому, что говорит.

8.Виды проективных методик

Первая классификация была разработана Л. Франком.. 1. Конститутивные техники - Примеры:- Незаконченные предложения- Незавершенные рисунки
2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали, из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. («Рисунок человека», «Рисунок семьи»)

3. Интерпретационные методы - испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений. Пример - тематический тест на апперцепцию (ТАТ) Г. Мюррея.

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. (психодрама)

5. Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. («Дом-дерево-человек»).

6. Импрессивные. основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. (Тест Люшера)

7.Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. (Тест руки)

По другой классификации проективные методики поразделяются на: Методики дополнения. Стимульный материал: набор слов-стимулов. (Ассоциативный тест К.Г. Юнга). Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения"). Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

    Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

    Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

    Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

    Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").

9. Диагностическая ценность проективных методик

Диагостическая ценность проективных методик сязана с: -гибкостью и вариативностью психодиагностической процедуры; - возможностью глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию; -высокой эффективностью при изучении изменчивых явлений; - стремлением к всестороннему описанию личности

Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации. Преимущество:едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в наиболее интимную область человеческой психики.

Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Проективные методики ставят целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», которые всегда личностно значимы.

Один из огромных «+» – это возможность использования начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным. Использование подобной методики расслабляет клиента и позволяет специалисту наладить контакт.

Применение проективных методик в детской и подростковой психологии и психиатрии охватывает широкий круг вопросов, выясняющих их роль в решении следующих проблем: особенности протекания детских психозов (аутизм, нарциссизм и др.); мир фантазии; символизация детских страхов и желаний; диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии; семейное окружение и др.

10.Общая характеристика графических методов психодиагностики

Графические методы в основном применяются для выявления особенностей интеллектуального развития (при нарушениях выявляется запаздывание), личностного развития (для выявления личностных особенностей тесты основаны на механизме проекции; рисунок – сообщение, зашифрованное в образах) и психических заболеваний (наличие органических поражений мозга).

Достоинства: 1 – информативность – позволяют выявить множество особенностей, просты и не занимают много времени; 2 – естественность – наиболее близко детям; 3 – многократность – используются без утраты своего диагностического значения, можно использовать в лонгитюдном исследовании; 4 – психотерапевтическое значение – грань между обследованием и психотерапевтическим воздействием стирается.

Недостатки: 1 – относительно низкая надежность результатов (т.к. субъективна интерпретация психолога); 2 – не позволяют количественно измерить оцениваемые свойства; 3 – термины, в которых проводится интерпретация, лишены строгости и однозначности => сложно подтвердить надежность и валидность.

Ограничения: 1) осторожно относиться к использованию в научных статистических исследованиях; 2) окончательные выводы о психологических особенностях субъекта только на основе одних рисуночных тестов лучше не делать; 3) психологическое заключение не должно основываться на отдельных признаках рисунка, вне их связи друг с другом.

11 Основные критерии диагностической оценки графических изображений

Критерии рисунков адресуются к следующим характеристикам:нажим на карандаш, особенности линий, размер рисунков, расположение рисунка на листе, тщательность и детализация, дополнительные особенности

Показатель психомоторного тонуса . Слабый нажим, линия едва видна – астения; пассивность; иногда депрессивность/субдепрессивность (с 4 лет). Сильный, карандаш глубоко продавливает бумагу – ригидность; эмоциональное напряжение; импульсивность (с 4 лет). Сверхсильный, карандаш рвет бумагу – конфликтность; гиперактивность; агрессивность; пограничное/психотическое состояние. Варьирует –эмоциональная лабильность (с 4 лет). Колебания особо сильны –эмоциональная неустойчивость; острые состояния.

Штриховые – тревожность (в характере). Множественные линии – тревога как состояние; стресс; импульсивность. Эскизные линии – стремление контролировать тревогу. Промахивающиеся линии – импульсивность; органическое поражение мозга; гиперактивность (с 5 лет). Линии не доведенные до конца – астения; импульсивность. Искажение формы линии (напр. голова треугольная) – органические поражения мозга; психические заболевания (с 5 лет).

Увеличенный (более 2/3 листа) – тревога; стресс; гиперактивность. Уменьшенный(менее 1/3 листа) – депрессия; низкая самооценка. Размер сильно варьирует – эмоциональная лабильность.

Смещен вверх , не в углу – повышение самооценки, возможно компенсаторно; стремление к высоким достижениям. Смещен вниз – снижение самооценки. Смещен вбок – органическое поражение мозга (иногда). Выходит за край листа – импульсивная, острая тревога; пограничное, невротическое, психотическое состояние. В углу листа – депрессия/субдепрессия.

Большое количество деталей –демонстративность; творческая направленность. Высокая тщательность, много однотипных деталей – ригидность; тревожность; перфекционизм (иногда); эпитептоидная акцентуация. Малое количество деталей – астения; отрицательное отношение к обследованию; интровертированность; депрессия/субдепрессия; шизоидная акцентуация; низкий уровень умственного развития. Небрежность – импульсивность; отрицательно отношение к обследованию.

12. Особенности измерения в психодиагностическом обследовании: тест как измерительный эталон

Психометрия – это область психологии (не обязательно относится к ПД), которая изучает теоретические и практические основы измерений в психике. В сфере ПД, психометрия имеет специфические задачи: технология создания и адаптации методик, обеспечение критериев качества измерений. Знание основ психометрии даёт психологу необходимую критичность в понимании ограниченности процедур, в понимании тех допущений, которые заложены в тест самим разработчиком при создании методик.

Особенностью ПД процедур, является их стандартность, которая предполагает строго регламентированные условия проведения измерения и предоставляет особые требования к самим измерительным средствам. Регламентность обеспечивается стандартизацией процедуры проведения, инструкции к исполнению системного материала и его предъявлению, бланков, способов регистрации ответов. Особые требования к измерительным процедурам выражается в репрезентности, надёжности, валидности, достоверности как критические качества теста.

Процесс измерения- это всегда сумма измерения изучаемого объекта или процесса с эталоном. В психологии человек не может выступать Эталонным субъектом. В психодиагностике эталоном выступает тест. Поэтому к тесту и его процедуре предъявляется определенные требования. Для того, чтобы тест был эталоном, он должен быть стандартизован. В словаре «тестирование»- метод психологической диагностики, использользуются стандартизированные вопросы и задания, имеющие определенную шкалу значений. "Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий". Все определения содержат следующие общие моменты: во-первых, тест – один из методов измерения в ПД наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др.; во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта; в-третьих, это метод измерений, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности. Этим треб должен соответствовать каждый тест.

Есть Разница между стандартным психологическим тестом и обычным набором заданий, которые тоже могут служить источником ПД: необходимо знать, что такое стандартная тестовая процедура и в каких единицах, шкалах измеряются психические свойства чел.

13. Стандартизация теста. Понятие о норме теста.

Стандартизация теста - это совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста. В частном случае под стандартизацией понимается сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы тестовых баллов. Стандартизация позволяет сравнивать показатели, полученные одним испытуемым, с показателями в генеральной совокупности или соответствующих группах. Стандартизация важна, когда осуществляется сравнение показателей обследуемых. Три основных вида стандартизации первичных тестовых оценок: 1) приведение к нормальному виду; 2) приведение к стандартной форме; 3) квантильная стандартизация.

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает 3 этапа. 1)создании единообразной процедуры тестирования. 2)создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. 3)определении норм выполнения теста.

Тестовые нормы - количественные и качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев могут выступать как статистические показатели выборки стандартизации, так и различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том или ином уровне выраженности диагностируемых качеств. В психодиагностике наибольшее распространение получили количественные тестовые нормы, рассчитанные на основе определения средних величин и дисперсии в выборке стандартизации.

В виде качественных тестовые нормы могут выступить, например, стандартизированные наборы квалификационных требований к испытуемому, аналогичные шкалам умственного развития, либо специально разработанные для конкретного теста комплексы диагностических признаков.

14. Оценка типа распределения в процессе стандартизации теста

Оценка типа распределения (ОТР) - аналитико-статистическая процедура исследования основных характеристик эмпирического распределения (мер центральной тенденции, мер изменчивости, асимметрии, эксцесса кривой и некоторых других показателей).

ОТР предпринимают с целью проверки предположения о том, что анализируемое распределение соответствует теоретическому. Вопрос такого рода нередко решается в ходе стандартизации методики и разработки шкалы. Обычно в качестве теоретического распределения при сравнении с эмпирическим используется нормальное распределение, О. т. р. выступает в данном случае в форме проверки нормальности эмпирического распределения. Чтобы установить, подчиняется ли эмпирическое распределение изучаемой случайной величины нормальному закону, необходимо сопоставить известные исследователю сведения о свойствах этой величины и условиях ее изучения со свойствами функций нормального распределения. Сначала проводят качественное сопоставление, а затем количественное. Основой качественного сопоставления служит главное условие – действие на изучаемую случайную величину большого числа преимущественно независимых и примерно одинаковых случайных факторов. Если это условие, по мнению исследователя, выполняется, можно ожидать, что исследуемая величина распределена нормально.

Количественное сопоставление может включать ряд этапов. Первый - сравнение отдельных свойств эмпирического распределения со свойствами теоретического нормального распределения. Асимметрия и эксцесс нормального распределения равны нулю. Если хотя бы один из этих двух показателей проверяемого эмпирического распределения существенно отклоняется от данного значения, это означает аномальность оцениваемого распределения.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране.

Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».

В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз – это формулировка заключения об основных характеристиках, изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности .

Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:

  • оценки их актуального состояния,
  • прогноза дальнейшего развития,
  • разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.

Предмет диагноза психологического - установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Развитие теории диагноза психологического - одна из важнейших задач психодиагностики.

Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.

Психологический диагноз (от греч. – «распознание») – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования .

Цель диагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение – т.е. вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.

Единственно научный путь построения психологического диагноза – квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей. Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой – установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.

Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза .

Важнейший элемент диагноза психологического - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия.

Уровни психологического диагноза по Л.С. Выготскому

Диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

  1. Первый уровень Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим) – диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Л. С. Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.
  2. Второй уровень - этиологический - учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их появления. Важнейшим элементом научного психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, и называется этиологическим.
  3. Третий уровень - высший - состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения .

Связь диагноза с прогнозом

Диагноз неразрывно связан с прогнозом, по Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Идеи Л. С. Выготского о психологическом диагнозе, высказанные в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1936) имеют значение до сих пор. Как полагал Л. С. Выготский, это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Для осуществления контроля требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка.

Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

Как показывает опыт, значительные трудности в постановке диагноза связаны с недостаточно четким представлением детского психолога о границах своей профессиональной компетенции.

Существует две основные формы отставания в развитии :

  1. отставание, связанное с органическими нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики и теории;
  2. временное отставание и неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям и в тактичной форме убеждал их обратиться в соответствующие учреждения. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную характеристику ребенка. Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз - профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка. Причем прогноз, как отмечалось, в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. Следует тщательно продумывать, кому и в какой форме сообщать о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития ребенка. Знакомя с диагнозом заинтересованных в нем людей - воспитателей, учителей, родителей, детей, - его, прежде всего, нужно перевести на понятный всем язык, очистить от научной терминологии, иначе диагноз не будет понят, а труд психолога окажется напрасным .

Тенденция к индивидуализации диагностики, которая наметилась в последнее время, состоит в том, что делаются попытки разрабатывать методики, соответствующие специфическим проблемам клиентов, социальных институтов, предприятий, организаций. Диагностика развития - это диагностика процесса развития, то есть изменений, происходящих с индивидом на протяжении жизни. Такая диагностика, по выражению Л. С. Выготского, является многомерной, позволяющей установить многослойность, неоднородность развития личности: вскрыть его внутреннюю динамику, понять глубокие связи и соотношения отдельных компонентов психики. Дополнив выявленные симптомы и синдромы свойств анализом их взаимозависимостей и законов их динамического сцепления, можно, наконец, решить проблему индивидуального прогноза.

Список использованной литературы

  1. Лучинин А.С. Психодиагностика: конспект лекций.
  2. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004.
  3. Психологическое заключение и психологический диагноз.
  4. Диагноз психологический. Словарь.

(А. А. Невский Л.С. Выготский, 1936)

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Например, установлено, что успешность выполнения заданий методики позволяет сделать вывод об отсутствии расстройств мышления. В данном случае психодиагност лишь констатирует факт наличия той или иной характеристики, симптома и степени его выраженности, опираясь на руководство методики. При таком подходе диагноз замкнут в порочный круг, он возвращает клинике ее же данные, но только выраженные в иной системе понятий. Выготский называл "пересказом жалоб" языком научн терминологии.

Это наименее профессиональный уровень анализа результатов, поскольку установление симптомов не приводит автоматически к диагнозу. Симптоматический диагноз доступен практически всем, кто окружает обследуемого. Один из основных методов постановки симптоматического диагноза - наблюдение и самонаблюдение, высокий субъективизм которых хорошо известен. Именно такой широко распространенный тип диагностики, когда психолога вполне можно заменить машиной или специально обученным для проведения тестирования человеком, неоднократно был объектом критики. Соглашаясь с критикой, необходимо все-таки заметить, что данный уровень следует понимать как сугубо рабочий, ориентировочный, а в некоторых случаях и соответствующий поставленным задачам (например, исследование значительного числа лиц в целях их дифференциации).

2. Этиологический диагноз содержит определение и причин тех или иных симптомов. Второй уровень предусматривает переход к обобщению и гипотетическому конструкту. Надо осознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин той или иной особенности.

В качестве гипотетического конструкта может выступать раскрытие структуры. Центральную проблему этиологического анализа Выготский видит во вскрытии механизма симптомообразования, иначе говоря, исследователь должен ответить на вопросы о том, как развивался, с помощью какого механизма возник и установлен, как причинно обусловлен тот или иной симптом. На этом уровне исследователь получает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.

3. Типологический диагноз (высший уровень) предполагает построение сложной структуры личности, определение места и значения полученных данных в её целостной динамической картине

На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности. Исследователь, стремящийся построить модель личности, сталкивается со многими трудностями; Большинство затруднений возникает в результате отождествления вербализованного конкретного образа (или их совокупностей) с моделью, теоретическим построением. Когда исследователи, например, говорят о таких качествах личности, как отвага, агрессивность, целеустремленность и т. п., они нередко имеют в виду только синдромы - совокупности нескольких генерализованных конкретных образов, не обладающие свойствами теоретических построений. В результате игнорирования отличий между образами и моделью легко отождествить свойства индивида со стилем его поведения. Осуществление диагноза на высшем уровне всегда сталкивается с необходимостью отбора существенных свойств личности, раскрытия внутренних связей между ними, а это, в свою очередь, связано с состоянием развития общей теории личности в психологии.

В целом все разнообразие оснований типологии и типологических диагнозов можно свести к 2 группам:

- «глубинные» типологии, за классификационные основания которых принимаются исключительно «внутренние» причины - темперамент, конституция, «энергетические» источники (психоанализ) или, например, особенности формирования мозговых механизмов и межфункциональных связей (А.В.Семенович);

Феноменологические типологии: от античных портретов Феофраста до соционики, психогеометрии С. Деллингер и манипулятивных типов Э. Шострома;

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ». Ошибкой будет думать так, что это заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. В современной психодиагностике психологический диагноз практически не только не сводится к фиксации, но даже не связан и с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности. Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения- Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка - одна из причин внутренних кризисов в развитии личности.

Психологический диагноз выступает результатом психодиагностической деятельности специалиста. Он в краткой, емкой форме обозначает: (1) актуальное состояние психической системы или ее отдельных показателей, (2) обусловливающих особенности поведения и деятельности конкретного человека, (3) представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения (умозаключения), (4) на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего развития (будущего состояния) и (5) формулирование рекомендаций.

Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.

3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента.

По способу обоснования выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. В их основе лежат специфика и критерии принятия решения. В первом случае постановка диагноза строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида в персонологическом аспекте, составляющем его специфичность. Во втором – опирается на количественную оценку уровня развития или сформированности параметров конкретной психологической сферы (высокий – низкий уровень, соответствует – не соответствует требованиям).

По характеру психологического обследования выделяют имплицитный и рациональный психологические диагнозы. Имплицитный психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознаваемо полученный вывод (заключение) о состоянии психической системы, которое обусловливает особенности поведения и деятельности человека. Рациональный диагноз – это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные.

Психологический диагноз

Психологический диагноз – формулировка заключения об изучавшихся свойствах личности.

Психологический диагноз является конечным результатом деятельности психолога. Он направлен на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью выяснения текущего развития, а также разработке рекомендаций и прогноза.

Л. С. Выготский выделял несколько уровней постановки психологического диагноза (рис.1).

Рисунок 1. «Уровни психологического диагноза по Л. С. Выготскому»

Рисунок 2. «Клинико-психологический диагноз»

С другой стороны, существует схема принятия решения в установлении клинико-психологического диагноза (рис.2).

Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему.

Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

  1. природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;
  2. обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

Психологический прогноз

Психологический прогноз – это вид оказания психологической помощи с помощью сообщения результатов психологического обследования и разработки рекомендаций.

Психологический прогноз – это конкретное предсказание или суждение о состоянии изучаемого свойства в будущем, основываясь на психологическом диагнозе.

При формулировании психологического прогноза важно ориентироваться на типологию личности, которая поможет более грамотно составить психологический прогноз.

Также обязательным является сообщение клиенту вероятностных характер прогноза.

Прогноз не может быть осуществлен на основе одних результатов теста, он должен также исходить из общих установок клиента и других аспектов.

Необходимыми качествами психологического прогноза по Л. С. Выготскому считаются:

  1. Развернутость,
  2. Дифференцированный характер,
  3. Полнота содержания,
  4. Разбивка на отдельные возрастные этапы.

Л. С. Выготский сделал предположение о том, что психологический прогноз может быть верен лишь в том случае, если не изменяются условия развития личности.

Существует также условно-вариантный прогноз развития ребенка. В его основе лежит несколько линий развития ребенка, которые определяются в соответствии с тремя типами ситуаций:

  1. Сохранение неблагоприятных условий развития,
  2. Ослабление неблагоприятных условий развития,
  3. Усугубление неблагоприятных условий развития.


Случайные статьи

Вверх