Основными процессами психической деятельности являются. Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния

Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам. Всё это является отражением действительности, прослеживающейся в динамике, то есть каждое такое явление имеет своё начало, развивается и заканчивается вытекающей из этого реакцией. Психические процессы (таблица наглядно это демонстрирует) чрезвычайно тесно взаимодействуют друг с другом. Психическая деятельность непрерывно перетекает из одного процесса в другой, когда человек бодрствует.

Психические состояния

Процессы, происходящие в психике человека, могут быть вызваны внешними воздействиями, раздражающими нервную систему, а также рождаться непосредственно во внутренней среде организма, в зависимости от состояния, в котором он находится в этот момент. Психические процессы таблица подразделяет на три основные группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Здесь же подробно классифицированы их составляющие: восприятие и ощущения, память и представление, воображение и мышление относятся к познавательным процессам, а переживания активные и пассивные - к эмоциональным. Волевые психические процессы таблица раскрывает как способность к решениям, исполнению и

Рассмотрим внимательно графу, где представлены состояния психики человека. Мотивационные, то есть познавательные психические процессы таблица представляет наиболее широко, вплоть до актуализации потребностей. Причины ясны: именно они могут обеспечить правильную помогают формировать знания и регулируют поведение. В едином потоке сознания сливаются разнообразные познавательные психические процессы, таблица которых представлена в статье, поскольку человек - весьма сложный организм, а психическая составляющая является основой для любой жизнедеятельности. Именно она обеспечивает адекватность в отражении действительности, контролируя все виды занятий человека.

Уровень деятельности

То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности. Состояния человек может испытывать самые разнообразные. Любой может вспомнить, что иногда физическая и умственная работа казалась лёгкой и протекала продуктивно, а в другие моменты те же самые действия требовали большого труда и всё равно не достигали нужного эффекта.

В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества). Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик - от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности - вдохновения.

Свойства личности

Психические - устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным - чуткость, страстность. Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.

Синтез

Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.

Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:

  • Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
  • Темперамент - природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
  • Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
  • Характер - система способов поведения и отношений.

Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность - сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом - оставшаяся в памяти информация.

Психические явления

Наиболее распространённые психические процессы были перечислены выше, но давайте остановимся на этих списках подробнее. У разных авторов они в значительной мере разнятся. Распространёнными и отмеченными всеми являются внимание, эмоции, память, воля, мышление, восприятие, речь. В категории психических явлений они доступны любому непосредственному и неквалифицированному наблюдению.

Интересен чаще всего даже не сам наблюдаемый процесс, а его отклонения от нормы, то есть характеристики. Здесь обычно студентам помогает разобраться с классификацией обычная таблица особенностей психических процессов. Детей всех категорий изучают особенно внимательно, но и у них познавательные процессы достаточно легко можно отличить от эмоциональных или волевых.

Особенности личности

Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот - только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными. Люди и друг к другу относятся по-разному: одни любят окружающих, а другим человечество кажется отвратительным. Существуют люди настойчивые, даже упрямые в достижении поставленной цели, а также и такие, которым всё безразлично - они всегда остаются апатичными и вялыми.

Отношение к науке

Отечественная психология все разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования. Тем не менее достаточно широко выявлены и изучаются не только крупные явления работы психики, но и основные психические процессы, сравнительная таблица для которых существует далеко не в единственном числе.

Но поскольку психология стала наукой, учеными разрабатываются методы её познания, где главным постулатом является интегративный подход к человеческой психике, а все классификации в таблицах - это ценность пропедевтическая и педагогическая. Аналогично происходят процессы в обществе. Так же, как и в психике отдельной личности, они предельно взаимосвязаны в социуме: дети учатся, родители воспитывают их, работают, спортсмены тренируются, алкоголики пьют, полиция ловит преступников и так далее. Насколько бы ни казались эти процессы параллельными, рано или поздно все они друг с другом каким-то образом пересекаются.

Воля и эмоции

Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму. Среди эмоциональных состояний самое яркое - аффект. Это бурная, стремительно протекающая огромной силы эмоция, которая похожа на взрыв, поэтому сознанию она неподконтрольна и часто бывает патологической.

А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, - это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции - точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.

Познание и интеллект

Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение. Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация. Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.

Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, - одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность. С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы. Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.

Выводы

Психологический процесс проще всего объяснить способностью человека вспоминать, думать и предвидеть. Чаще всего это понятие связывается с получением знаний. Познавательные психические процессы имеют всегда творческий и активный характер, не столько отражающий окружающий мир, сколько его преобразующий. Существуют два способа познания - специфический и неспецифический. Первый пользуется процессами чувственными и рациональными - это ощущения, восприятие и мышление, в последнем разделяют понятие, суждение и умозаключение.

Универсальные, или неспецифические, процессы психики - это память, воля, воображение, внимание. Действуют они сквозным методом, обеспечивая связи на всём протяжении действия познавательного процесса, и именно от них зависят все процессы поведенческого плана, находящиеся в синтезе. Так поддерживается познавательная деятельность и практическая предметная активность личности, которая получает не только индивидуальность, но и своеобразие и уникальность.

Введение

Актуальность исследования. Проблема протекания психических процессов является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего, следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Психические процессы, их особенности в разные моменты жизни человека - это неиссякаемый источник психологических исследований. Психические процессы человека, разные их типы и особенности относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о психических процессах ещё крайне недостаточна. В связи с этим тема нашего исследования -- «Особенности протекания психических процессов у военнослужащих в бою».

Цель исследования: изучить особенности протекания психических процессов у военнослужащих.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему психических процессов в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть различные подходы к изучению проблемы психических познавательных процессов в психологии.

3. Изучить особенности протекания психических процессов у военнослужащих.

Новизна исследования: проведение тестирования военнослужащих 433 группы ВФЭИ на разных этапах подготовки к выполнению боевой задачи, а также при различных условиях проведения тестирования.

Теоретико-методологические основы изучения психических процессов

Психические процессы, их сущность и классификация

Психические процессы принято относить к первичным психическим явлениям, служащим регуляторами психических состояний и поведения человека. Среди психических процессов выделяют три класса явлений: познавательные психические процессы, эмоциональные психические процессы, волевые процессы.

К психическим познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь и внимание. Среди психических процессов познавательные психические процессы занимают особое место. Благодаря ним человек получает информацию об окружающем мире, перерабатывает ее и формирует свое поведение.

Ощущение является чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия предметов и различных материальных процессов на органы чувств. Предметы, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия -- раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает в нервных тканях еще один процесс -- возбуждение, который по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, раздражение -- это процесс физический, возбуждение -- физиологический, а ощущение -- психический. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств раздражителя (предмета, воздействующего на органы чувств). Что означает «отдельных свойств»? Каждый предмет, воздействующий на органы чувств, обладает своими чувственными свойствами. В зависимости от перечня этих свойств тот или иной объект может восприниматься определенными органами чувств. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются свойствами раздражителя, воздействующего на наши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отображения отдельных свойств раздражителя.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям (характеристикам органов чувств) является правильной, хотя и не исчерпывающей.

Восприятие -- это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие основывается на ощущениях. При этом каждое восприятие охватывает целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладает целым рядом различных свойств, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать свое особое ощущение. Однако ошибочно считать, что такой процесс (от относительно простых ощущений -- к сложному восприятию) является суммированием отдельных ощущений. На деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, а также процессы осмысления увиденного, т, е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие часто называют перцептивной системой человека.

В настоящее время в психологической науке существует несколько классификаций восприятия. Чаше всего его используются две следующие: классификация восприятия по основной модальности и классификация восприятия в зависимости от формы существования материи. Вторая классификация особенно важна для успешной деятельности военнослужащих на поле боя. Данное обстоятельство обусловлено тем, что все воспринимаемые предметы реальной действительности имеют определенные пространственные характеристики: форму, размеры, пространственное местоположение, движения и др. Поэтому восприятие любого предмета связано с оценкой её пространственных форм. Но при восприятии предметов существует вероятность ошибочного отражения в психике предметов окружающей действительности, что связано не только с состоянием психики самого человека, но и тех условий, в которых воспринимается предмет. В связи с этим восприятие предмета весьма часто сопряжено с риском иллюзии.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. При этом разногласия носят разнонаправленный характер.

Чтобы понять, какую роль внимание играет в психической деятельности человека, представьте себе, что вы смотрите на некую группу предметов. Одни предметы, которые находятся в центре вашего зрительного поля, будут восприниматься вами наиболее отчетливо. Другие, находящиеся на периферии вашего зрительного поля, будут восприниматься менее отчетливо. Подобную аналогию можно построить в отношении нашего сознания: то, что составляет смысл нашей деятельности, занимает центр нашего сознания, а то, что в данный момент не значимо, уходит на периферию сознания, или в его «боковое поле». Но следует отметить, что такое сравнение не вполне точно: можно смотреть на какой-либо предмет, но думать при этом совсем о другом. В этом случае «центральное поле» вашего сознания будет занято тем, о чем вы думаете, а не тем, на что вы смотрите.

Представление -- это психические образы предметов или процессов (или отдельных их свойств), которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представлений лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько видов, или типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. те представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом опыте какого-либо предмета или процесса. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», данному выше, поскольку в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Все мы видели тундру на фотографиях, в кинокартинах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения, и на основе этого материала мы можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе информации, полученной в прошлых восприятиях, и ее (более или менее) творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление[, c. 51-60].

Память -- это процесс запечатления (записи), сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний, сведений, навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» психический процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все психические познавательные процессы в единое целое.

При рассмотрении памяти, как правило, выделяют четыре ее вида: образную, двигательную, словесно-логическую и эмоциональную память.

Образная память -- это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются и запечатлеваются объекты, образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Двигательная память -- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память -- это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют нам о том, как удовлетворяются наши потребности, интересы, стремления и побуждения, достигаются ли личностью цели, насколько окружающая среда отвечает убеждениям личности, каковы ее отношения с окружающим миром.

Рассматривая процесс создания человеком нового, мы сталкиваемся с еще одним психическим феноменом. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока не существует в реальности, а основой создания подобного образа служит наш прошлый опыт, наши впечатления и представления, которые мы получили ранее, взаимодействуя с объективной реальностью. Этот процесс создания новых психических образов и получил название воображения.

Итак, воображение -- это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создания на этой основе новых представлений.

В процессе воображения человек мысленно расчленяет предметы и явления окружающего мира на составляющие их элементы, а затем по-новому, как правило, необычно, сочетает эти элементы, в результате чего в его сознании возникают новые связи и образования, новые образы предметов и явлений, новые мысли. Воображение может подразделяться на несколько видов. Каждый из видов воображения играет свою роль в деятельности военнослужащего. Например, мечта может выступать в качестве одного из основных мотивов деятельности. Мечта -- это образы желаемого будущего, являющиеся необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Воображение бывает активным и пассивным. В первом случае оно выступает условием творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего, во втором это замена деятельности. Вариантом проявления и о го воображения могут быть грезы или дремотное состояние.

Воображение может быть непроизвольным (непреднамеренным). В этом случае небывалое сочетание образов и мыслей возникает в сознании человека независимо от его желания или вопреки ему, например, в полудремотном состоянии, состоянии переутомления и в сновидениях. Принято считать, что воображение может быть произвольным, когда оно возникает и протекает преднамеренно и бывает подчинено сознательно поставленной задаче. Существует и такой вид воображения, как творческое воображение, под которым понимается самостоятельное создание новых образов. Как правило, творческое воображение должно быть включено в деятельность, направленную на создание чего-либо принципиально нового, имеющего социальную ценность. Еще один вид воображения -- воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение позволяет воспроизводить в памяти образы по косвенной информации или описанию. Так, мы можем представить себе предмет, который никогда не видели, но о котором читали или слышали.

Ощущение и восприятия дают нам знание единичного -- отдельных предметов и явлений реального мира. Но этой информации недостаточно. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, он должен быть способен предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Например, что будет, если к листу бумаги поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но откуда мы об этом знаем? Видимо, вследствие того, что у нас был соответствующий опыт, или же на основании рассказов родителей, друзей и знакомых о том, что будет, если поместить бумагу в огонь. Мы сделали логический вывод исходя из имеющейся информации. Но для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Этот многогранный переход, от единичного к общему и от общего опять к единичному, осуществляется благодаря особому психическому процессу - мышлению. Мышление является высшим психическим познавательным процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Речь -- это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. При этом одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек, в свою очередь, становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет.

Основное предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. При этом следует отметить, что любое значение слова -- это всегда обобщение. Поэтому мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве, хотя это не абсолютно тождественные понятия. К основным функциям речи принято относить сообщение, обозначение, выражение, воздействие. С помощью речи мы излагаем свои мысли, высказываем свое отношение к предмету или явлению, о котором говорим. Но для успешной военно-профессиональной деятельности наиболее значима воздействующая функция речи.

Психические процессы

Психические процессы - Устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных нервно-психических актов, которые по определенной схеме преобразуют входы в выходы для получения определенного продукта, результата, представляющего ценность для психики в целом. Если рассмотреть в качестве примера психического процесса память, то входом здесь будет запоминаемая информация и сознательная или бессознательная потребность в запоминании данной информации, выход – запомненная информация.

– внимание,

– память,

– эмоции,

– чувства,

– ощущение,

– восприятие,

– мышление,

Психические процессы относятся к категории психических явлений – то есть они доступны непосредственному наблюдению, в том числе и неквалифицированному. При этом обычно наблюдателем рефлексируется не сам процесс "в чистом виде", а его характеристики, отклонения от нормы. Примеры:

– человек внимателен/рассеян, его внимание сконцентрировано на этом или на этом;

– память развита хорошо/плохо, у одного человека хорошо развита память на лица, а у другого на слова;

– один человек эмоционально уравновешен, а другой нет, у одного эмоция радости, а у другого – удивления;

– между одними людьми любовь и согласие, другие относятся друг к другу с отвращением;

– в одни периоды кто-то может быть упрям и настойчив, в другие – вял и апатичен и т.д.

В отечественной общей психологии вообще выделяется три вида психических явлений:

– психические процессы,

психические состояния,

– психические свойства.

Различия между этими явлениями временные. Психические процессы наиболее мимолетны, свойства – наиболее устойчивы во времени.

В последнее время само представление о психических процессах подвергается обоснованной критике. Действительно, выделение психических процессов является сугубо условным разделением психики на составные элементы. Это разделение обязано тому обстоятельству, что психология в двадцатом веке стала претендовать на звание полноценной науки. А в любой науке нельзя обойтись без анализа, без расчленения объекта исследования на более-менее самостоятельные единицы. Отсюда и появилась классификация психических явлений, психических процессов и т.п.

В современных публикациях все чаще утверждается, что психические процессы тесно взаимосвязаны. Они, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, который и есть психика. Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

Действительно, взаимосвязь психических процессов между собой очень тесная. Она выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. Если, например, на психологическом тренинге развивается внимание, то вместе с ним также развивается и память.

Тем не менее, совсем отказаться от понятия психический процесс невозможно. Хотя бы потому, что их суть как психических явлений уж слишком очевидна. Следует также отметить, что критики психических процессов в силу каких-то причин убеждены, что процессы вообще должны быть полностью независимыми друг от друга, "параллельными", а не "пересекающимися". Поэтому, дескать, психические процессы и не процессы вообще.

В качестве аналогии с психическими процессами можно рассмотреть общественные процессы. Эти общественные процессы протекают в социуме: дети учатся в школе, спортсмены готовятся к очередной олимпиаде, родители воспитывают детей, взрослые ходят на работу, алкоголики пьют спиртные напитки, полиция борется с преступностью и т.д. Этих процессов очень и очень много, где-то они пересекаются, где-то идут параллельно. Один человек может участвовать во множестве общественных процессов. То обстоятельство, что мы не может однозначно и точно разделить жизнь социума на общественные процессы, совсем не означает, что их вообще нет как таковых.

Воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния,а также отдельных психических (представлений, мыслей, движений, чувств и т.д.), перевод их из латентного, потенциального состояния в актуальное действие. Стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию и способная принять форму аффекта патологического. Также под аффектом в общей психологии понимается в целом эмоционально-чувственная сфера человека. Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Воображение и представление - инструменты отражения и проектирования окружающего мира. Понятие, указывающее на количественные, прежде всего скоростные, показатели реализации тех или иных действий. Эти показатели тесно связаны с работой неспецифических структур мозга разных уровней, в частности коркового уровня. В разных состояниях, в которых может находиться человек (утомление, возбуждение, стресс), эти показатели показывают очень широкую вариативность. Однозначное соответствие определенных участков мозга и психических процессов. Связь мышления и речи. Связь ощущений и восприятия. Способность психики сохранять во времени те или иные образы. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В то время как восприятие дает нам образ предмета лишь в непосредственном присутствии этого предмета, представление - это образ предмета, который воспроизводится в отсутствии предмета. Образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения. Аналогия между психическим и роботизированным позволяет провести определенные параллели между психическими явлениями и общими кибернетическими законами и закономерностями. Эмоционально-чувственная сфера человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Психические процессы присущи каждому человеку. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее. В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. психический сенсомоторный человеческий

В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. Мы можем воздействовать на большинство психических процессов, например, тренировать внимание и память. Но такие тренировки нелегки и требуют сознательных волевых усилий. Гораздо легче организовывать свою жизнь, опираясь на знания об устройстве наших психических процессов. Например, владея информацией о свойствах памяти можно сократить время, затрачиваемое на усвоение нового материала и повысить эффективность запоминания.

1. Психические процессы

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования, это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность.

Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы, выступают в качестве первичных регуляторов поведения. Психические процессы, могут найти себе выражение в специфическом содержании: функция чувствительности - в ощущениях, процессы памяти - в воспроизведенных образах представления. Элементарное содержание, связанное с функциями, образует как бы состав психической жизни; более сложные образования, возникающие в психических процессах, - образы восприятия, представления и т.п. - составляют ее качественно новое содержание. Все психические процессы, как и функции, рассматриваются в единстве с их специфическим содержанием.

Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются. Так, психология может и должна изучать процесс мышления в общих закономерностях его протекания, отличающих мыслительный процесс, например, от элементарного ассоциативного процесса. Реально этот мыслительный процесс обычно осуществляется в ходе какой-то конкретной деятельности - практической трудовой деятельности, разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя, рационализирующего этот производственный процесс, в теоретической работе ученого, разрешающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающего в процессе учения добытые уже наукою знания. Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются. И только изучая их в реальном контексте этой деятельности, можно вскрыть не только более частные, но и самые общие закономерности психических процессов как действительно содержательные закономерности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые. Вся психическая деятельность человека - это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

2. Познавательные психические процессы

Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - входят, как составная часть в любую человеческую деятельность и выступают как важнейшие её компоненты, обеспечивают ту или иную ее эффективность. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.

2.1 Ощущение

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Ощущение - это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.

Благодаря своей отражательной сущности ощущения являются для человека источником познания окружающего его внешнего мира. Ощущение -- продукт деятельности мыслящего мозга. У человека ощущения, как и все другие психические процессы, есть «функция мозга», они возникают как продукт деятельности головного мозга, вызываемой воздействием материи на органы чувств. Наши ощущения вторичны по отношению к материи, они являются всего лишь внутренними, субъективными образами вещей и явлений внешнего мира.

Классификация ощущений

Разделение ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях -- проприорецептивные ощущения (от лат. ”-- собственный).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

2.2 Восприятие

Восприятие - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.

Восприятие -- одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие -- нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

2.3 Мышление

Мышление -- высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы -- соответственно -- психологии и физиологии.

Мышление - это есть целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание: понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности. Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Выделяют следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-образное. Выделяют также: теоретическое и практическое, логическое и интуитивное, продуктивное и непродуктивное мышление.

2.4 Внимание

Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. Внимание не может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например, можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическую задачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнять необходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т. д. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же -- не имеет своего особого содержания.

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии внимания психическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при его отсутствии.

Свойства внимания.

Концентрация - удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

Объём внимания - это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.

Устойчивостью внимания называется удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени.

Переключаемость - сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой.

Распределение - способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.

2.5 Память

Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка) , эмоциональная или аффективная (память «чувств») , образная и словесно-логическая.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Сущность процесса

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт.

Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Классификация

По времени хранении память подразделяют:

Мгновенная (0,1 - 0,5 с) - удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память - образа).

Кратковременная (до 20 с) - представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание.

Оперативная (до нескольких дней) - хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная (неограничеоное) - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.

Генетическая - информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Зрительная - сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая - запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная - память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая - удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах:

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

2.6 Воображение

Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.

Воображение, или фантазия (от греч. фантасия, фантадза-май -- воображаю) есть всегда процесс построения нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.

Это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.

В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущее от И.Канта понимание В. как всеобщего свойства сознания.

3. Эмоциональные психические процессы

Эмоциональный процесс в действительности никогда не сводится к "чистой", т.е. абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты, - так же как интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты, а не сводится к "чистой", т.е. абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности.

Список литературы

1. Психологические процессы, Ощущение, Восприятие, Мышление, Внимание, Память, Воображение, Речь - [электронный ресурс]: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Психилогические процессы, § Психология - [электронный ресурс]: URL: http://www.glossary.ru

3. Психические процессы - [электронный ресурс]: А.Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов. URL: http://azps.ru/articles/proc/index.html

4. Психологические процессы в нашей жизни, - [электронный ресурс]: Психологический навигатор. URL: http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=709

5. Ощущения - [электронный ресурс]: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ощущения

6. Общее понятие об ощущении, Внимание, Свойства внимания, Ощущение, Восприятие, Мышление - [электронный ресурс]: Психология от А до Я. URL: http://www.psyznaiyka.net

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие термина и основная структура психики человека. Главные психические процессы человека и их сущность. Психические состояния, возникаемые при различных стрессовых ситуациях и их воздействие на деятельность людей. Психические свойства человека.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2008

    Отражательно-регуляционная деятельность человека, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром. Психические процессы формирования идеальных образов и регуляции деятельности. Понятие о памяти, ощущениях, восприятии, мышлении, воображении.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Психические процессы как первичные регуляторы поведения человека. Теоретическое исследование познавательных процессов и особенностей формирования сознания человеческой психики. Соотношение сознания и бессознательного. Эмоциональные и волевые процессы.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    Психические состояния депрессий и их проявления. Виды депрессивных расстройств, их психические проявления. Депрессивные расстройства невротического, циклотимного и психотического уровня. Психические проявления инволюционной депрессии (психические травмы).

    реферат , добавлен 20.06.2009

    Характеристика психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Основы теории эволюции Ч. Дарвина. Нейрофизиологические основы психики человека, соотношение психического и физиологического в науке психофизиологии.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2009

    Способность человека к накоплению, хранению и воспроизведению опыта. Классификация основных видов памяти. Быстрота запоминания, точность, длительность и готовность к воспроизведению. Мгновенная или иконическая память. Мнемотехнические "законы" памяти.

    презентация , добавлен 10.05.2015

    Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь как важнейшие компоненты любой деятельности. Ощущение и восприятие, их специфика и механизм проявления. Воображение и творчество, мышление и интеллект, их назначение.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Память - психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации. Память: основные черты, индивидуальные различия. Процессы памяти. Виды памяти. Продуктивность запоминания в целом и по частям. Законы памяти.

    реферат , добавлен 23.10.2008

    Основные познавательные психические процессы, принимающие участие в построении образов окружающего мира. Определение ощущения, восприятия, памяти. Виды мышления, фазы мыслительного процесса. Формирование и развитие понятий. Язык и дискурсивное мышление.

    реферат , добавлен 16.03.2015

    Функциональная асимметрия полушарий. Связь функциональной асимметрии и психических процессов. Функции левого и правого полушария мозга, влияние на психические процессы. Контроль сложных психических процессов полушариями мозга. Формы двигательных актов.


Общая психология - это область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.

Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Психические процессы

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Особенность психических процессов состоит в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие, т.е. являются актуальным откликом на происходящее. Например, пока на организм действует какой-либо раздражитель (допустим, человек слышит музыку), соответствующие анализаторы воспринимают информацию и передают ее в мозг. Если раздражитель прекратит свое воздействие (музыку выключат), то и ощущения прекратятся, ведь воспринимать будет нечего.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. На их основе формируются определенные состояния, знания, умения, навыки.


Виды психических процессов:

  • Познавательные психические процессы:

— мышление;

— воображение;

2) Эмоционально-волевые психические процессы:

— эмоции;

Стоит отметить, что выделение конкретных психических процессов весьма условно. Большинство психологов считает, что эти процессы тесно взаимосвязаны, и даже сливаются в один единый целостный процесс – психику.

Психические свойства

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.

К психическим свойствам относятся:

  1. Темперамент;
  2. Характер;
  3. Способности;
  4. Направленность.

Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.


Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой. Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых. Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.

Психические состояния

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Классификация психических состояний

  • Мотивационные состояния:

— желания;

— интересы;

— влечения и др.

2) Эмоциональные состояния:

— настроение;

— депрессия;

— эйфория;

— стресс и др.

3) Волевые состояния:

— решительность;

— инициативность и др.

4) Состояния разных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности):

— дремота;

— гипноз и др.


Психические состояния являются относительно устойчивой совокупностью всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Так, состояние депрессии обычно может длиться годами (продолжительное состояние), а гнев обычно проходит быстро (кратковременное состояние); бывают слабо выраженные состояния (легкая тоска), а бывают сильные, глубокие состояния (страстная любовь); психическое состояние сна направлено на расслабление организма и восстановления сил, а психическое состояние решительности направлено на достижение поставленной цели.

Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом, что порой очень сложно разъединить некоторые состояния. Например, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др. А состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности, т.е. ее психическим свойством. Также они могут способствовать или тормозить деятельность.



Случайные статьи

Вверх