Симптомы волевых нарушений. Нарушения волевой сферы

30. Нарушения волевой сферы

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации. Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей).

Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях. Побудителем познавательной деятельности человека может быть и интерес, который играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний.

Мотивация и активность тесно связаны с двигательными процессами, поэтому волевая сфера иногда обозначается как двигательно-волевая.

К расстройствам волевой деятельности относятся:

1) нарушение структуры иерархии мотивов – отклонение формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей человека;

2) парабулия – формирование патологических потребностей и мотивов;

3) гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения);

4) гипобулия – нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора).

Одним из наиболее ярких клинических синдромов дви-гательно-волевой сферы является кататонический синдром, который включает в себя следующие симптомы:

1) стереотипии – частое ритмичное повторение одних и тех же движений;

2) импульсивные действия – внезапные, бессмысленные и нелепые двигательные акты без достаточной критической оценки;

3) негативизм – беспричинное отрицательное отношение к любым воздействиям извне в виде сопротивления и отказа;

4) эхолалия и эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые он слышит или видит в данный момент; 5) каталепсия (симптом «восковой гибкости») – застывание больного в одной позе и сохранение этой позы в течение длительного времени. Особыми разновидностями нарушений воли являются следующие патологические симптомы:

1) симптом аутизма;

2) симптом автоматизмов.

Симптом аутизма проявляется в том, что больные утрачивают потребность общаться с окружающими. У них формируется патологическая замкнутость, нелюдимость и отгороженность.

Автоматизмы – это самопроизвольное и неконтролируемое осуществление ряда функций независимо от наличия побудительных импульсов извне. Выделяют следующие виды автоматизмов.

1. Амбулаторный(встречается у больных эпилепсией и заключается в том, что больной совершает внешне упорядоченные и целенаправленные действия, о которых после эпилептического припадка полностью забывает).

2. Сомнамбулический (больной находится либо в гипнотическом трансе, либо в состоянии между сном и бодрствованием).

3. Ассоциативный.

4. Сенестопатический.

5. Кинестетический.

Последние три разновидности автоматизмов наблюдаются при синдроме психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

3 сферы На текущем моменте социального развития человечества очень контрастно выделились три сферы человеческих интересов, интересов личности, и как результат формирование для каждой из сфер своих моделей предсказания, своих убеждений.Эти сферы: внутренний мир, близкие

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина Дмитриевна

Поражение духовной сферы Духовность в рамках концепции созависимости определяется как качество взаимоотношений с субъектом (человеком) или объектом, наиболее значимым, важным в нашей жизни. Духовность связана с системой отношений и ценностей человека.К наиболее

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Четыре сферы жизни

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы Опросник для самооценки терпеливости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)Инструкция. Ответьте, согласны ли Вы с предложенными Вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны – знак

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

21. ОБЩЕСТВО И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СФЕРЫ Обществом является определившаяся в процессе исторического развития большая общность людей, которая связана достаточно устойчивой системой социальных связей и отношений, духовным единством, сложившимися традициями,

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Волевой процесс Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

6.1. Что такое «волевой человек» В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый, отважный, решительный, т. е. не теряющий самообладания в опасной

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

6.5. Соотношение волевой и эмоциональной регуляции Эмоции и воля являются непременными компонентами управления (и регуляции как частного случая управления) человеком своим поведением, общением и деятельностью. Традиционно эмоционально-волевая регуляция - объект

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции Одними из первых о волевом усилии как специфическом механизме воли заговорили в начале XX в. Г. Мюнстерберг, Г. И. Челпанов, А. Ф. Лазурский. Г. Мюнстерберг, например, писал: «Если я стараюсь вспомнить название

Из книги НАУКА О ЛЮБВИ автора Салас Соммэр Дарио

11.6. Нарушения в развитии волевой сферы у умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития Отклонения в развитии волевой сферы у детей с умственной недостаточностью были выявлены во многих исследованиях (Э. Я. Альбрехт ; Л. С. Выготский ; Л. В.

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Глава 11 Волевой отказ от переживаний Тот, кто не воспитывает себя сам, подобен ослу, который идет туда, куда его гонят. Скилеф Теперь, когда мы поняли, что Жизнь применяет достаточно жесткие меры по разрушению наших идеализаций, то хотелось бы еще узнать, как можно от них

Из книги автора

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности Деятельность осуществляется системой действий. Действие - структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную,

Из книги автора

Из книги автора

Тренинг «Формирование эмоционально-волевой сферы личности в общении» Пояснительная запискаОбщение играет предельно необходимую роль в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.Характеризуя

  • 2.1. Анализ и оценка уровня работы руководителя и бизнесмена
  • 2.2. Экономизация действий и приемов деятельности менеджеров и бизнесменов
  • 3. Изучение работы подчиненных, определение их потенциальных возможностей и условий доведения до них задания
  • 3.1. Изучение работы членов трудового коллектива и определение их потенциальных возможностей
  • 3.2. Опрелеление целесообразности и условий передачи полномочий подчиненным
  • 3.3. Доведение решений до исполнителей и формулировка им заданий
  • 4. Выработка научного подхода к принятию решения, определение его эффективности и условий реализации
  • 4.1. Выработка научного подхода к принятию решения
  • 4.2. Доведение распорядительной информации до подчиненных
  • 4.3. Контроль и управление при реализации решения
  • 4.4. Проверка эффективности решения
  • 4.5. Рекомендации умудренных опытом исследователей‑управленцев
  • 5. Повышение уровня функционально связанных действий и коллективных усилий членов групп
  • 5.1. Условия создания групп
  • 5.2. Организационная работа в группах
  • 5.3. Работа по сплочению членов группы
  • 5.4. Официально‑деловая структура отношений
  • 5.5. Неофициально‑деловая структура отношений
  • 5.6. Контроль настроения группы
  • 6. Методы, средства и приемы экономии времени в управленческом труде
  • 6.1. Рационализация затрат времени на регулярно повторяющиеся работы
  • 6.2. Рационализация затрат времени на нерегулярные и непредвиденные работы
  • 6.3. Исправление трудовых навыков
  • 6.4. Устранение вредных привычек
  • 6.5. Обеспечение всесторонней информированности при осуществлении мероприятий
  • 6.6. Изучение передового опыта по совершенствованию стиля и методов работы руководителя
  • 6.7. Автоматизация действий
  • 6.8. Минимизация интервенции, или имманентизация
  • 7. Совершенствование методов ведения бесед, помогающих разрешению деловых проблем
  • 7.1 .Совершенствование методов проведения бесед
  • 7.2. Время и место, отводимые для беседы
  • 7.3. Установление взаимного доверия
  • 7.4. Как быть всегда на высоте положения
  • 7.5. Завершение беседы
  • 7.6. Решение вопросов служебной дисциплины с помощью бесед
  • 7.7. Работа по выдвижению и перестановке кадров
  • 7.8. Правила ведения бесед на собраниях
  • 7.9. Роль беседы для установления нормальных взаимоотношений с новым сотрудником
  • 7.10. Роль беседы для создания дружного и работоспособного коллектива
  • 7.11. Комплексное решение производственных и социальных задач с помощью бесед
  • 8. Техника борьбы и использование процесса активного мышления для разрешения причин возникающих проблем
  • 8.1. Праксеологическая борьба как направление регулирования механизма взаимоотношений в диалектике жизни
  • 8.2. Использование процесса активного мышления для устранения причин возникающих проблем
  • 8.3. Праксеологические обобщения и предостережения тадеуша пщоловского менеджерам и бизнесменам
  • 9. Развитие умения руководить и подчиняться
  • 9.1. Умение слушать и воспринимать
  • 9.2. Использование научного стиля руководства в современных условиях
  • 9.3. Необходимость применения технических знаний
  • 9.4. Организационная работа по выполнению планов
  • 9.5. Работа с отчетами
  • 9.6. Работа с вышестоящим руководством
  • 10. Гигиена умственного труда, осуществление мер по сохранению и укреплению здоровья
  • 10.1. Перенапряженность функционирования в условиях реакции ожидания и тревоги
  • 10.2. Рациональная организация умственного труда - важное направление раскрытия резервных возможностей руководителя
  • 11. Конфликты, их разрешение и направления формирования нормальных взаимоотношений в коллективе
  • 11.1. Предконфликты и причины конфликтов
  • 11.2. Пути преодоления конфликтов
  • 11.3. Установление нормальных взаимоотношений в группе
  • 12. Направления стимулирования трудовой деятельности лиц старших возрастных групп
  • 12.1. Изменение возрастных соотношений в трудовом коллективе
  • 12.2. Факторы повышения уровня трудовой деятельности старших возрастных групп
  • 13. Повышение эффективности индивидуального и коллективного труда женщин в процессе оптимизации их деятельности
  • 13.1. Трудовая деятельность женщин на современном этапе
  • 13.2. Факторы эффективной деятельности и их специфические особенности
  • 13.3. Способы частичной рационализации существующих отношений
  • 14. Управление процессом формирования у молодежи трудовой активности и потребности в общественной деятельности
  • 14.1. Формирование активной жизненной позиции
  • 14.2. Профилактика правонарушений и борьба с ними
  • 14.3. Особенности воспитательной работы в молодежном коллективе
  • 14.4. Выбор метода воздействия
  • 14.5. Концепция действующей личности
  • 14.6. Праксеологический подход в формировании человека нового общества
  • 15. Рациональная организация отдыха, направленная на предупреждение утомления
  • 15.1. Индивидуальный подход к организации отдыха
  • 15.2. Биологические ритмы жизни и труда и управление ими
  • 15.3. Аутогенная тренировка для предупреждения и снятия утомления
  • 15.4. Поисковая активность как важнейшее направление целенаправленного поведения
  • Список литературы
  • 5.4. Официально‑деловая структура отношений

    Официально‑деловая структура отношений обусловлена деловыми взаимоотношениями между менеджером или бизнесменом и членами группы и регламентируется установленными нормативными актами, где определены их обязанности, права и ответственность. Исходя из такого нормативного акта важность целенаправленной, эффективной и творческой деятельности менеджера обусловлена тем, что менеджер или бизнесмен является непосредственным руководителем коллектива, организатором его деятельности и движения. Его девизом может быть: «Идите и делайте, вы всегда успеете оправдаться позже». Однако, как показывает практика, одним из сдерживающих факторов повышения уровня работы некоторых руководителей является аномалия воли, то есть наблюдаемое в многообразных формах проявление волевой недостаточности. Эти формы волевой недостаточности условно можно разделить на два вида: пассивные и активные. К классу пассивных форм волевой недостаточности можно отнести тех руководителей, которые подвержены легкой внушаемости и деятельность которых характеризуется в значительной степени несамостоятельностью, легкой податливостью и чрезмерной уступчивостью чужому влиянию. В практике это проявляется в отсутствии личной инициативы и предприимчивости, в слепом следовании мнению других. Обычно при обсуждении какого‑то вопроса такой руководитель следует.мнению последнего из выступающих, он недостаточно настойчив и не умеет отстоять свою позицию. Обусловлено это тем, что данный работник не выработал у себя еще определенных взглядов и убеждений, которые явились бы для него доминирующими в жизни, и недостаточно развил твердую принципиальность своей жизнедеятельности. Более тяжелой формой волевой недостаточности, граничащей с депрессией, т. е. уже с болезненным состоянием, является апатия. У работника притупляется острота восприятия действительности, исчезают желания и стремления. Превалирует безразличие к жизнедеятельности коллектива или отдельных его сотрудников, притупляются чувства. Одной из причин апатии может быть переутомление, такие нервные заболевания, как истерия, неврастения, и такие душевные состояния, как меланхолия и депрессия. Нерешительность, отсутствие настойчивости и выдержки в работе являются следствием волевой недостаточности. Эти качества проявляются в работе руководителя как неспособность его остановиться на одном существенном мотиве и решить действовать в известном направлении. Отмечается борьба мотивов, причем иногда длительная, сопровождающаяся тяжелым самосознанием своей беспомощности. Обусловлено это отсутствием стержневой линии поведения, появлением болезненной мнительности, вызывающей «бред сомнений». При таком состоянии длительное время не принимаются решения менеджером или бизнесменом, но и принятые - не всегда доводятся до конца, а часто вообще меняются без всякого обоснования и аргументации. Пугает каждый новый шаг, который должен быть предпринят, пугают трудности, которые могут возникнуть. Отмечаются пассивное полусонное состояние, отсутствие настойчивости и выдержки, слабая способность к волевому усилию. К классу же активных форм волевой недостаточности относятся те работники, которые на первый взгляд кажутся чрезвычайно энергичными и настойчивыми, бурно реагирующими на все происходящее, порывистые в решениях и действиях. При этом волевая недостаточность может характеризоваться импульсивностью и упрямством. Внешне проявляющаяся импульсивность, порывистость в действиях, даже при условии недостаточной взвешенности мотивов и без осмысления проблем, свойственность неудержимого стремления к немедленному исполнению, т. е. бурная, малоосознанная активность возникающих желаний, целей и чувств - все это может ярко выражаться безволием. Действия таких работников необдуманные, бессистемные, интересы и стремления неустойчивые. У них не выработана привычка самоконтроля, Упрямство же проявляется в бессмысленной настойчивости, в пародии на волю. Оно обусловлено слабостью критической оценки, неспособностью работника спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, неповоротливостью ума. Отмечается стремление придерживаться принятого ранее решения, даже если очевидно, что оно неразумно. «Гневливый пусть терпит наказание: потому что, если пощадишь его, придется еще больше наказывать его». В практике часто встречаются люди со смешанной формой волевой недостаточности, проявляемой в зависимости от характера и воспитания. «Праведник ходит в своей непорочности; блаженны дети его после него!» Целенаправленное развитие воли требует определенного уровня сознания, моральных установок и жизненного опыта. При этом следует учитывать, что воля развивается и закаляется на протяжении всей человеческой жизни в борьбе с трудностями и в преодолении препятствий, встречающихся на пути. Однако некоторые люди не любят прилагать особые усилия, вместо немедленного напряжения всех сил они предпочитают растянутые и более легкие действия. Однако количество не заменяет качество. За легкостью действия гонится тот, кто пренебрегает настоящим трудом. У деятельного руководителя ничто значительное, важное не выпадает из поля его внимания. Он замечает небрежность и порицает ее. В то же время иной руководитель может каждый день равнодушно проходить мимо свалки неубранных отходов, его, например, мало интересует то, что выведенная из строя машина ржавеет под дождем. Разумеется, руководителю не следует постоянно акцентировать свое внимание на мелочах, но это не значит, что он должен проходить мимо вопиющих фактов. Что бы руководитель ни делал, какой бы ответственный пост ни занимал, он всегда должен помнить об этом. В этой связи представляет интерес позиция практического реалиста, который знает, что надо считаться с потерями и избегать их, что нельзя сделать невозможное, что действительность такова, какова она есть, что не всегда может получиться так, как должно быть. Реалист взвешивает все «за» и «против», прежде чем решиться на действие. Действуя же, он будет стараться избегать того, что плохо, а если это окажется невозможным, выбирать меньшее зло. Однако позиция практического реалиста не должна противоречить общепринятым моральным нормам. Нетрудно предположить, что игнорирование их влечет за собой непредсказуемые последствия, отражающиеся рано или поздно на результате. Макиавелли недвузначно предостерегал людей, жаждущих успехов и лишенных моральных принципов, что достижение цели недозволенными средствами не бывает устойчивым.

    Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответствующей структуре деятельности.

    Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем, постановкой наиболее значимых целей и определением путей их достижения. Состояние инициативности выражается в повышенной возбудимости к поиску цели. При наличии ряда целей первостепенное значение приобретает состояние решительности.

    — мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения. Состояние решительности связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики. Решительность не только побуждается чувством, но и связана с подавлением различных эмоций, предвидением последствий будущих действий.

    У различных людей состояние решительности имеет индивидуально-типологические особенности. Одни стараются каждое решение подвести под какую-либо одобренную обществом идею, принцип, схему («так принято», «так положено», «такова инструкция» и т. д.). Подчинение определенным принципам облегчает принятие решения. Однако при этом возникает возможность неадекватного поведения. Другие люди предпочитают при принятии решения плыть по течению, не вмешиваясь в ход событий, передоверяя решение окружающим.

    Одна из индивидуально-типологических особенностей состояния решительности — быстрое, но необоснованное, импульсивное принятие решения. Это объясняется стремлением некоторых людей побыстрее избавиться от напряженного состояния борьбы мотивов. Под внешней решительностью здесь скрывается недостаточность волевой регуляции деятельности. Подлинная решительность требует относительно быстрого принятия твердого решения на основе учета преимуществ и недостатков всех альтернативных решений.

    Однако несмотря на субъективные различия в состоянии решительности, имеются и объективные факторы, влияющие на процесс принятия решения. К этим факторам относятся дефицит времени, значимость действия, в пользу которого принимается решение, тип высшей нервной деятельности человека, особенности взаимодействия сигнальных систем. Так, при недостаточной регуляции первой сигнальной системы со стороны второй сигнальной системы человек проявляет суетливость, хаотичность при принятии решений, при недостаточной связи второй сигнальной системы с первой — излишнюю «теоретиза- цию», затянутость в принятии решения.

    Психическое состояние неспособности быстро принимать решения — состояние нерешительности . Оно может быть проявлением особой психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности. Нерешительность не относится напрямую к свойствам какого-либо темперамента. Однако темперамент влияет на форму нерешительности. Настороженность у меланхоликов, затянутость у флегматиков, суетливость у сангвиников, импульсивность у холериков — таковы некоторые особенности принятия решений, определяемые темпераментом.

    Нерешительность часто связана с недостаточной информированностью, отсутствием соответствующих умений и навыков, основная же причина нерешительности — наличие в данной ситуации равноценных противоборствующих мотивов. При этом отдельные люди склонны последовательно принимать разные решения, менять их, колебаться и даже принимать решение об одновременных разных действиях (метод проб и ошибок).

    Отношение людей к своей нерешительности различно. Одни болезненно ее переживают, другие во всех случаях находят ей оправдание, а третьи не придают этому недостатку особого значения. Между тем нерешительность — отрицательное качество, требующее преодоления. Она может привести к нравственно отрицательным и противоправным последствиям (преступная бездеятельность и т. п.).

    Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели.

    Уверенность как волевое психическое состояние представляет собой высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Такое состояние в значительной мере определяет результативность деятельности. Оно состоит в объективной оценке обстоятельств, влияющих на исход деятельности, основано на четком осознании связей исходных данных с конечной целью, осознании (иногда интуитивном) ее достижимости, реальности. В силу этого возникает положительно-эмоциональное отношение ко всей деятельности по достижению данной цели, повышается физическая и психическая активность человека. Жизнерадостность и бодрость — спутники уверенности. Состояние уверенности зависит от владения средствами для достижения цели (предметом и орудием деятельности, знаниями, навыками, умениями и физическими возможностями).

    Успешное завершение деятельности требует преодоления не только неуверенности, но и излишней самоуверенности, когда человек переоценивает свои возможности и недооценивает объективные трудности, вмешивается в дела, в которых он некомпетентен. Такое состояние может быть эпизодическим (возникающим в результате временных успехов) и доминирующим (возникающим в результате некритического отношения к себе).

    Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, контролировании действия и направленности его на достижение цели. Избирательное отношение ко всему тому, что может содействовать достижению цели, — это проявление гибкости в преодолении препятствий. От настойчивости следует отличать упрямство — негибкость, некритическое отношение к деятельности.

    В процессе деятельности на человека влияют различные стимулы, провоцирующие действие в нежелательном направлении. Торможение нежелательных действий есть состояние сдержанности. самообладания, требующего значительного волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление возможных негативных эмоций.

    Сдержанность не следует смешивать с бесчувственностью, эмоциональной невосприимчивостью. Сдержанность предполагает разумно обоснованную реакцию на сильные эмоциональные воздействия. Сдержанность — состояние, в котором проявляется тормозная функция воли, контролируется поведение.

    Образ жизни человека, стиль его жизнедеятельности закрепляют у него определенные психорегуляционные качества, которые и принято называть волевыми свойствами личности (табл. 1). Эти свойства связаны с типом нервной деятельности человека и теми требованиями, которые предъявляются ему социальным окружением. Некоторые из этих требований переходят в убеждения личности и принципы ее поведения. У социализированной личности формируется чувство социальной ответственности — чувство долга, определенный нравственный идеал. Вс это служит обшей основой поведения индивида, определяет личностную ее направленность.

    Таблица 1. Проявление волевых качеств личности на разных этапах сложного волевого действия

    Волевые качества

    Этапы волевого действия

    Выбор цели, формирование модели желаемого результата

    Борьба мотивов

    Принятие решения. Программирование действия

    Исполнение действия

    Оценка результата

    Сильная воля : целеустремленность, ситуативная адаптивность, решительность, настойчивость в целедостижении, критичность

    Ясное осознание необходимости и возможности достижения планируемого результата

    Обоснованное сопоставление возможных вариантов, нравственное предпочтение одного из них, личностная санкция предпочтительного варианта поведения

    Окончательный выбор варианта повеления, формирование поведенческой программы с учетом всех существенных обстоятельств

    Устойчивость исполнительских действий, их системная целедостигающая организация, преодоление психических и физических трудностей

    Критическая оценка достигнутого результата, его соотнесение с мотивом совершенного поведенческого акта

    Слабоволие

    Слабое целеполагание, уход от возможных трудностей

    Неспособность к всесторонней и обоснованной оценке вариантов

    Необоснованный выбор поведенческого варианта без стремления к его выполнению

    Неустойчивость исполнительских действий, быстрое истощение

    Удовлетворенность любым достигнутым результатом, нежелание его усовершенствования

    Повышенная внушаемость

    Принимается внешне заданная цель без ее критического анализа

    Отсутствует

    Дается извне

    Возможны модификации от интенсивных до слабых

    Пониженная критичность

    Упрямство

    Объективно НС обоснованное

    Отсутствует

    Быстрое и необоснованное

    Ригидные действия

    Отсутствует

    1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма:

    При этой форме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственных детям более младшего возраста повышенной эмоциональной живости, неустойчивости, преобладании мотива получения удовольствия, чрезмерной привязанности к матери, боязни всего нового. Эти дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жизнерадостность. В интеллектуальной деятельности также преобладает влияние эмоций, слабо развиты собственно интеллектуальные интересы, в то время как игровые продолжают преобладать и в школьном возрасте. Активное внимание отличается повышенной неустойчивостью и пресыщаемостью, дети не могут организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива.

    2. Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности:

    При парциальных задержках речевого развития, в отличие от общих форм речевого недоразвития (алалии), несформированными в нормальные возрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции, такие, например, как фонематический синтез и анализ (способность воспринимать и четко дифференцировать звуки слышимой речи и использовать ее в собственной речи, а также при письме и чтении). Даже при легком недоразвитии этой функции могут возникать серьезные затруднения при овладении грамотой. У таких детей отмечаются нарушения различения близких фонем, звонких и глухих согласных (б-п, д-т, г-к), свистящих и шипящих (с-з, ж-ш), ошибки при сочетании нескольких согласных. При нарушении фонематической стороны речи возникают затруднения в понимании речи окружающих, невозможность чтения и письма или ошибки при чтении и особенно при письме под диктовку.

    В других случаях может быть задержка формирования звукопроизносительной стороны речи при сохранности физического и фонематического слуха, а также при отсутствии артикуляторных расстройств.

    3. Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант синдрома раннего детского аутизма).

    В ряде случаев у детей с ранним аутизмом при отсутствии выраженного недоразвития мышления и речи возможны вторичные состояния интеллектуальной недостаточности, выявляемые обычно при начале школьного обучения. В их основе лежит не столько недоразвитие познавательной деятельности, сколько свойственные этим детям особенности личности, речи, моторики, в частности недостаточная потребность в контакте с окружающими, слабость побуждений, эмоциональная невыразительность, низкая речевая активность, незрелость общей и тонкой моторики, а также недостаточность активного внимания.

    46. Энцефалопатические формы пограничных интеллектуальных нарушений.

    1. Церебрастенические синдромы с запаздыванием развития школьных навыков.

    Нарушения интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, обусловленные остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций и травм.

    Расстройства формирования корковых функций.

    При церебрастенических состояниях на первый план выступают повышенная утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенку предъявляют не только повышенные, но и новые требования. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется неравномерной, колеблющейся работоспособностью, низкими общими показателями деятельности, замедленным темпом усвоения школьного материала.

    2. Психоорганические синдромы с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций.

    Расстройства высших корковых функций, вызванные последствиями раннего органического поражения головного мозга.

    При психоорганических синдромах наряду с явлениями церебрастении могут наблюдаться другие психопатологические симптомы, характерные для резидуальной стадии органического поражения мозга. У одних больных выступают явления вялости, замедленности и слабости побуждений. В таких случаях интеллектуальная деятельность значительно нарушена.

    3. Пограничная интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах.

    Особенностью психического развития при детских церебральных параличах является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, диспропорциональность в формировании отдельных, главным образом высших корковых функций, ускоренное развитие одних, несформированность, отставание других.

    С особенностями патогенеза связана и особая структура интеллектуальной недостаточности - диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных способностей и других высших корковых функций, имеющих значение для формирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков.

    наиболее характерны вялость, аспонтанность, адинамия, инертность и трудная переключаемость психических процессов. Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

    4. Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии).

    Поражение мозговых механизмов в период, предшествующий появлению речи

    Клиника и динамика речевого и интеллектуального развития при этом имеет свои особенности на разных возрастных этапах.

    В раннем детском возрасте наблюдается отсутствие лепета, резкое запаздывание речевых реакций. Первые слова возникают лишь с 2-3 лет, а иногда позднее. Фразовая речь появляется к 5-6 годам и состоит из упрощенных предложений, включающих 2-3 слова. Обнаруживаются грубые нарушения всех сторон речи: бедность словарного запаса, расстройства звукопроизношения, искажение структуры слова и грамматического оформления фразы. Важной особенностью речи этих детей является выраженный разрыв между импрессивной и экспрессивной сторонами речи: при наличии понимания обиходных фраз ребенок почти не владеет самостоятельной речью. В дошкольном возрасте дети обнаруживают известную интеллектуальную продуктивность, которая диссоциирует с почти полным отсутствием речи. Они проявляют интерес к играм, неплохо ориентируются в быту, овладевают навыками самообслуживания.

    47. Формы пограничных интеллектуальных нарушений в связи с дефектами анализаторов, дефицитом информации и воспитания.

    1. Интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте или тугоухости.

    Замедление и искажение формирования речи в первые годы жизни ребенка.

    Сенсорная и социальная депривация, особенности семейного воспитания и длительная психическая травматизация.

    Инфекционные и токсические поражения центральной нервной системы.

    2. Интеллектуальная недостаточность при слепоте, возникшей в раннем детстве.

    Возникновению интеллектуальной недостаточности при дефектах анализаторов и органов чувств способствует отсутствие своевременного и полноценного дефектолого-педагогического (сурдологического и тифлопедагогического) воздействия

    Факторы воспитания ребенка в семьях умственно отсталых и примитивных родителей, воспитание в условиях «порочной эмоциональной ситуации» (фрустрации), в конфликтных семьях, в семьях, где отсутствует один из родителей, или воспитание в чужих семьях, где создаются условия безнадзорности.

    В основе микросоциально-педагогической запущенности лежит социальная незрелость личности и недостаточность таких ее высших компонентов, как система интересов и идеалов, нравственных установок, которые, по мнению психологов, обусловлены исключительно социально. Отсутствие или недостаточная сформированность интеллектуальных интересов, потребности в труде, недостаточность чувства долга, ответственности, незрелость и искаженное понимание нравственных обязанностей ведут к отклонениям в поведении и отказу от посещения школы, нежеланию учиться, стремлению к легкой жизни, непосредственному удовлетворению элементарных интересов, пренебрежению обязанностями. Интеллектуальная недостаточность у этих детей и подростков проявляется в более или менее выраженном недостатке объема знаний, представлений, которые должны иметься у ребенка данного возраста, при наличии достаточной способности к обобщению, умения использовать помощь в выполнении тех или иных заданий, хорошей ориентировки в повседневной житейской ситуации. Вместе с тем структура интеллектуальной недостаточности при микросоциально-педагогической запущенности не ограничивается только недостатком объема знаний, но включает относительно бедную, неразвитую речь, с преобладанием «речевых штампов», бедность интеллектуальных интересов, недостаточность высших потребностей и установок личности.

    Картина интеллектуальной недостаточности значительно усложняется и может приобретать патологический характер при сочетании микросоциально-педагогической запущенности с легкими проявлениями нарушения психического развития или негрубой резидуальной церебрально-органической недостаточностью. В этих случаях отграничение от ядерной умственной отсталости становится более сложным, хотя психопатологическая структура интеллектуальной недостаточности в описываемой группе значительно отличается от структуры интеллектуального дефекта при олигофрении.

    Признаки сравнения Олигофрения Деменция
    Причина возникновения Наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например, лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания. Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы. Инфекционные заболевания и отравления, а также некоторые детские болезни (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Баттена, болезнь Лафора), опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы.
    Этап возникновения Врожденное. Приобретенное. Возникает на более поздних этапах жизни (после развития речи), т. е. после 3 лет, когда большая часть мозговых структур уже сформирована и психика ребенка уже достигла определенного уровня развития.
    Характер интел. наруш. Непрогрессивна, прогредиентна (стабильна). То есть, проявившись в детстве, в дальнейшем олигофрения не прогрессирует. Выделяется стационарное и прогрессирующее слабоумие. При стационарном слабоумии его уровень не достигает степени деменции с патологическим изменением личности, а приостанавливается на определенном этапе развития интеллектуальных расстройств. Прогрессирующее слабоумие характеризуется постоянным нарастанием интеллектуальных нарушений и достигает завершающей стадии распада психической деятельности - стадии маразма.
    Структура интел. наруш. Характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоций, произвольных форм поведения, абстрактного мышления. Отличается неравномерностью различных познавательных функций. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов.
    Характер проявления Особенности психического дефекта при олигофрении проявляются в индивидуальном развитии не сразу; они становятся более отчетливыми к концу дошкольного -началу школьного возраста ребенка. В раннем детском и дошкольном возрасте недостаточность познавательной деятельности проявляется преимущественно в недоразвитии психических функций, которые относятся к начальному этапу развития абстрактного мышления: отставание в сроках развития психической деятельности и моторной активности; искажение и замедленный темп становления зрительных и слуховых условных рефлексов; недостаточность эмоционально-волевых реакций; запаздывание сроков появления эмоциональных реакций на окружающее на первом году жизни; отставание в развитии речи, подражательный «манипулятивный» характер игры; длительное отсутствие навыков самообслуживания; слабо выраженный познавательный интерес к окружающему; недиф-ференцированность, или отсутствие высших эмоций (сочувствие, чувство привязанности и др.), в раннем детском и дошкольном возрасте. У детей школьного возраста на передний план более отчетливо выступают конкретно-ситуационный характер мышления, слабость или невозможность обобщения, неспособность выделения существенных признаков предметов и явлений. При глубокой умственной отсталости усвоение любых отвлеченных знаний и школьное обучение могут быть вообще невозможны. Проявляется в виде утраты поздно приобретенных навыков. Если деменция возникает в 3 года, то прежде всего теряется речь, пропадают навыки опрятности, самообслуживания. Затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки (ходьба, чувство привязанности к близким). Характерным признаком начала деменции становится появление нецеленаправленного (полевого) поведения, общая двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, некритичность, немотивированно повышенный фон настроения. При начале заболевания в старшем дошкольном возрасте наиболее выражено искажение игровой деятельности. Игра становится стереотипной, однообразной. Если деменция начинается в младшем школьном возрасте, то довольно долго наблюдаются сохранная речь и учебные навыки. Но зато резко снижается интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом, изменяется поведение. При поражении головного мозга в школьном возрасте выявляется контраст между наличием знаний и навыков, приобретенных до заболевания, и познавательными возможностями ребенка, обнаруживаемыми во время обследования. Продуктивность мышления снижается и в связи с неустойчивостью, трудностью концентрации внимания, ухудшением памяти, повышенной истощенностью. Интеллектуальное снижение почти всегда сочетается с выраженными аффективными расстройствами и снижением психической активности.
    Динамика Динамика олигофрении носит непрогредиентный, так называемый эволютивный характер, связанный с возрастным созреванием центральной нервной системы, а также с процессами репарации и компенсации. Выражением положительной динамики олигофрении является постепенное, более медленное, чем у здоровых детей, повышение уровня умственных способностей, усиление подвижности психических процессов, улучшение фразовой речи, появление более правильной самооценки и критического отношения к окружающему, уменьшение моторной недостаточности, пополнение запаса знаний, приобретение бытовых сведений, несложных трудовых и профессиональных умений и навыков. Такая динамика свойственна в основном лицам с неосложненной олигофренией. При органической деменции, в отличие от олигофрении, часто имеются указания на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга, хронологическая связь начавшегося психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе детей с органической деменцией чаще, чем при олигофрении, будут наблюдаться явления повреждения, локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки). В физическом же облике, наоборот, будут отсутствовать диспластические признаки телосложения, характерные для олигофрении. Легкую степень органической деменции иногда приходится дифференцировать с тяжелыми формами задержки психического развития церебрально-органического генеза, имеющими постнатальное происхождение. Эта необходимость возникает ввиду определенной качественной общности структуры дефекта, обусловленной механизмом «повреждения» нервной системы (парциальность поражения, дефицитарность высших корковых функций, осложненность энцефалопатическими синдромами). Однако, как видно из вышеизложенного, в отличие от задержки психического развития, деменция, связанная со значительно большей грубостью поражения мозга, характеризуется разлаженностью деятельности, личностным распадом, грубой некритичностью и большой тяжестью западения отдельных функций. Динамика задержки психического развития, как указывалось, благоприятна и содержит возможности социальной адаптации. При органической же деменции возможности психического развития резко ограничены.

    49. Психокоррекция и психотерапия при нарушениях интеллектуального развития.

    Психотерапия в дефектологии Вазьман Н.П. Москва 1992

    Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии СПб 2003

    Долгое время в отечественной науке и практике психотерапия понималась как лечебное воздействие. Позднее стали широко использовать немедицинские модели психотерапии. Основателем отечественной школы психотерапии считают Бехтерева. Он считал, что ребенок все принимает на веру, без критики и на эту особенность нужно опираться, воспитывая в ребенке все хорошее. Таким образом, он подчеркивал роль внушения как важного фактора воспитания. В целом любое воздействие педагога в той или иной степени считается психотерапевтическим. Между специальными методами воспитания и психотерапии есть сходства и различия. Сходство состоит в том, что и в том и в другом случае взрослый управляет психическим развитием ребенка, взрослый организует специальные условия, использует словесные методы, которые адресованы разуму ребенка. Различия заключаются в том, что психотерапия опирается на неосознаваемые субъектом стороны психики, в частности с помощью психотерапии перед ребенком можно поставить цель, закрепить способ действия, перестроить взаимоотношения, можно наладить новые взаимоотношения, можно пробудить скрытые возможности. В свою очередь Вазьман выделил 4 группы по степени внушаемости, причем дети с нормой интеллекта относятся к 3-4 группам, дети с УО не достигают 4-й степени внушаемости, тк она основывается на наличии большого запаса знаний, на хорошем фантазировании. Дети 1 класса с УО практически е поддаются вербальному внушению в силу плохого развития восприятия окружающего, и по причине того, что слово для них не является раздражителем нужной силы. Примерно к 11-13 годам степень внушаемости увеличивается и достигает своего пика. Психотерапия оказывается эффективной только в случае комплексного развития, т е когда она сочетается с применением лекарственных веществ, с проведение соц-пед мероприятий и др. Большое значение имеет форма воздействия. Наиболее оптимальный вариант проведения психотерапии - совместно с другим ребенком или со взрослым. Нервозоподобные поражения ЦНС как правило коррегируются через гипнотерапию. Гипнотерапия для УО имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В частности, положительная роль в том, что они меньше проявляют критики, негативизма, отрицательная - дети невнимательны, расторможены, часто теряют нить объяснения. Эффект от гипнотерапии зависит от глубины поражения ЦНС. То есть он может быть непрочным в виду трудности образования условных связей, поэтому необходимо проводить повторные курсы. При лечении гехиперкинетического синдрома УО гипнотерапия не подкрепленная медикаментозной терапией дает эффект только после 3-4 попыток. При этом дети при данном синдроме расторможены, невнимательны, теряют много энергии из-за неадекватного поведения. При лечении психопатоподобного синдрома психотерапия вторична по отношению к медикаментозному воздействию, но она дает хороший эффект в случае экстренного снятия возбуждения у детей. При лечении энуреза у детей психотерапию сочетают со строгим соблюдением режима дня. В случахнарушения поведения используется так называемый гетеротренинг, то есть проговариваются расслабляющие формулы, проводятся успокаивающие движения. На фоне расслабления и погружения внушается установки на хорошее поведение. После таких сеансов дети становятся более контактными, послушными, успокоенными, настроение меняется в хорошую сторону.

    Психокоррекции понимается в узком и широком смысле. В широком это есть комплекс клинико-психолого-пед воздействий направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков развития психических функций и свойств личности. В узком - метод психологического воздействия который направлен на оптимизацию развития психических процессов и функций и гармонизацию развития личностных свойств. Существуют множество классификаций различных видов, вариантов психокоррекции

    Например по форме организации психокоррекция может быть индивидуальной и групповой. В зависимости от психокор задач она может быть игровой, семейной, нейропсихологической и тд. Психокор работа с детьми с УО базируется на нескольких положениях:

    1) возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности и активизация данных процессов

    2) ориентация на ЗБР

    3) проводимая работа должна быть систематической

    4) обязательно должны включаться разные специалисты, работа должна носить комплексный характер

    5) в работу должны включаться родители

    6) психокор работа должна строится с учетом деятеьностного подхода, психокор работа это есть организованный процесс обучения и воспитания который имеет психокор основу

    7) педагог должен корригировать недостатки в деятельности ребенка (учеб., изобразит., трудов.)

    При моделировании психокор работы исходят из имеющихся дефицитов у ребенка, отдельных познавательных психических процессов и личностных свойств. Например, исходя из особенностей восприятия детей с УО, психокор работа направлена на формирование целостности восприятия, которое может осущ-ся в процессе различных продуктивных видах деятельности ребенка, например, конструирование, аппликация, лепка и тд. Развитие пространственной ориентировки может осуществляться через усвоение пространства собственного тела, через анализ расположения объектов по отношению к себе, через установление расположения объектов между собой, через ориентировку на плоскости(на листе бумаги).

    50. Медико-генетическое консультирование.

    Первая медико-генетическая консультация была создана в Москве Сергеем Николаевичем давиденковым. Первое подобное учреждение за рубежом была создана только в 41 году в США. На сегодняшний день медико-генетическая консультация, с одной стороны это - врачебное заключение, а с другой - учреждения, где проводится прием больных и их родственников, в свою очередь медико-генетическое консультирование представляет собой обмен информацией между враче и будущими родителями, а так же людьми, которые имеют заболевания, их родственниками по вопросу о возможности проявления или повторения в семье наследственного заболевания. Главная цель медико-генетического консультирования - предупреждение рождения больного ребенка.

    Можно выделить несколько главных задач, которые выполняются в процессе:

    1) установление точного диагноза наследственного заболевания

    2) определения типа заболевания в данной семье

    3) определение прогноза рождения ребенка с наследственным заболеванием

    4) расчет величины риска повторения заболевания в семье

    5) помощь в принятии правильного решения

    6) пропаганда медико-генетических знаний среди населения

    Медико-генетическое консультирование осуществляется в несколько этапов:

    1) уточнение диагноза наследственного заболевания. при этом обязательно используют ряд методов исследования - генеалогический метод, цитогенетические методы, биохимические, имунологические методы исследования. Точный клинический и генетический диагноз определяют дальнейшую стратегию консультирования семьи и последующего лечения

    2) определение прогноза потомства. В частности определяют риск рождения больного ребенка. Расчет риска проводят с использование спец разработанных таблиц. Генетические риск до 5% считается низким, от 6 до 20 считают средним, свыше 20 считается высоким.

    3) заключительный. На этом этапе врач-генетик делает заключение об имеющейся болезни и вероятность его возникновения в будущем. Задача врача на этом этапе оказать помощь в принятии правильного решения, но не решить этот вопрос. Врач обязан сообщить всю информацию, которой он располагает, сообщить о всех рисках, сообщить маю информацию о медицинских и социальных последствиях развития ребенка.

    Консультация врача-генетика необходима в ряде случаев: если у пары уже есть физические или психически-неполноценных ребенок, в семье среди родственников повторяются случаи наследственной патологии, если муж и жена состоят в кровном родстве, если возраст женщины меньше 18 и больше 35 лет, если у женщины имеет место первичное бесплодие, которое как правило сочетается с другими патологическими признаками, если у женщины были неблагоприятные исходы беременности(мертворрждение, неразвивающаяся беременность, выкидыш и тд), если в процессе беременности женщина перенесла серьезные вирусные заболевания, если один из супругов работает на вредоном производстве, если у женщины имеется первичная аминурея, которая может сочетаться с недоразвитием вторичных половых признаков, если в процессе беременности зафиксированы отклонения при использовании неинвазивных методов). Большое значение имеет использование генеалогического метода. Исследования проводят в семье ребенка при этом изучают наследование только какого либо одного признака. Сначала проводится составление родословной схемы используют при этом обще принятые символы, фигуры в родословной располагаются по поколениям, каждое поколение занимает отдельную строку и обозначается слева римской цифрой. Арабскими цифрами нумеруют со члены одного поколения в порядке их рождения. Причем членами одного поколения являются братья, сестры, двоюродные братья сестры. Далее после исследования используется генетический и психо генетический анализ. Онтнапрехавлен на определение типа наследования признака. При этом выделяют разные типы наследования: аутосомнодосинантный тип, аутосомный рецессивный тип и наследование, сцепленное с полом.


    | | 3 |

    Представленный материал предназначен для педагогов основной школы, социальных педагогов, школьных психологов. Будет полезен студентам психолого-педагогических дисциплин, родителям подростков. Может использоваться как "информация к сведению" и как лекционный на различных конференциях, педагогических советах, заседаниях, на консультациях и пр. Содержит описание видов часто встречаемых аномалий воли (легкой внушаемости и несамостоятельности, апатии, нерешительности, импульсивности, отсутствия настойчивости и выдержки, упрямства), причин их возникновения, а также способов коррекции.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психосоциальные и коррекционно-развивающие технологии

    Коррекция волевой недостаточности подростков

    в предупреждении правонарушений

    Захарова Г.Ю.

    (педагог-психолог МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области)

    Рисуя портрет правонарушителя, мы обычно представляем себе человека с недостаточно развитыми волевыми качествами, неспособного противостоять злу, соблазнам криминального мира.

    Принято считать, что среди школьников слабостью воли больше отличаются подростки. Именно они недостаточно организованы в обучении и выполнении домашних дел, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, нередко ведут себя вопреки правилам поведения, принятым в обществе. Для подросткового возраста характерны противоречия, расхождения, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой, между его возможностями и его собственными требованиями к себе.

    Волевые процессы в онтогенезе начинаются, когда ребенок овладел речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой регуляции. Физиологически развитие воли зависит от работоспособности клеток головного мозга, прежде всего клеток коры больших полушарий от силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов в них. То есть волевые свойства человека определяются врожденным типом темперамента и уровнем развития головного мозга. Однако не только ими. Развитие воли у детей тесным образом связано с обогащением их нравственной и мотивационной сфер, что дает нам возможность активно использовать воспитательные воздействия в процессе формирования воли и коррекции волевой недостаточности подростков.

    Волевая недостаточность, или аномалии воли, подразумевает не отсутствие воли вообще, а недостаточное (слабое) развитие одного или нескольких волевых качеств, необходимых для осуществления волевого акта.

    Классический волевой акт состоит из трех этапов:

    1. Выбор цели.

    Выбор между «я хочу» и «так надо». На данном этапе человек исходит их своих потребностей, интересов, нравственных устоев. Мотивы, побуждающие человека к сознательному, произвольному действию, могут одновременно возникать и как противоречивые. В этом случае происходит «борьба мотивов», которая должна закончиться победой ведущего мотива.

    1. Сознательное принятие решения и построение плана действий для реализации поставленной цели.
    2. Этап достижения цели, требующий преодоления внутренних и внешних трудностей, связанных с выполнением принятого решения.

    Эти этапы во времени могут быть разделены значительными промежутками, а могут быть и нераздельно связаны, плавно перетекая один в другой.

    Коррекция волевой недостаточности будет грамотно построена, если мы определим причину возникновения аномалии воли и этап волевого акта, на котором у подростка возникают затруднения, и направим свои воспитательные усилия на оказание помощи ребенку и изменение своего стиля воспитания.

    Рассмотрим несколько часто встречаемых аномалий воли и пути коррекции их.

    Легкая внушаемость и несамостоятельность.

    Подростки с такой формой волевой недостаточности характеризуются чрезвычайной уступчивостью чужому влиянию и легкой податливостью воле другого человека. Легкая внушаемость и несамостоятельность в принятии решений – «обратная сторона медали» послушных детей, которые привыкли безропотно исполнять волю родителей и педагогов. Такие подростки не имеют собственных взглядов и убеждений, которым они могли бы следовать в жизни, у них слабо развита принципиальность. Вследствие чего легко поддаются уговорам, убеждениям попробовать закурить, употребить наркотические и токсические вещества, постоять «в карауле» во время совершения кражи, насилия и пр.

    Такие подростки легко вовлекаются в асоциальные компании, и в уголовных делах проходят как соучастники преступлений, хотя их действия чаще опосредованно, не напрямую связаны с совершением преступления.

    Появлению данной формы волевой недостаточности способствует воспитание через приказы и требования точного и беспрекословного их выполнения и, наоборот, воспитание в гиперопеке, когда родители многое выполняют за ребенка, лишая его возможности удовлетворить свою природную любознательность и сделать что-то самому.

    У подростка с данными формами аномалии воли возникают трудности на первом этапе волевого акта с постановкой цели. «Борьбу мотивов» «берут на себя» родители, решая за ребенка, что ему есть, во что одеваться, с кем дружить, какую музыку слушать и т.д. Дети привыкают к передаче ответственности за принятие решения другому человеку, будь то родитель, педагог или приятель в компании. Поэтому для коррекции несамостоятельности и легкой внушаемости необходимо дать ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу поведения героя на киноэкране, близкого человека, своего поведения и научиться определять свои чувства, потребности, цели в жизни. Задача взрослого при этом будет сводиться к оценке, к объяснению важности и необходимости поступков.

    Для выработки у подростка образца нравственного поведения, которому он мог бы подражать, недостаточно читать ему лекции, проводить беседы о вреде алкоголя, курения, наркотиков и прочих, о законе и этикете. Взрослым необходимо самим стать таким образцом для ребенка; показать возможность работы над собой, проявления волевых качеств. А для этого начать самим с отказа от вредных привычек, настойчиво приучать себя к здоровому образу жизни, тактичному общению с окружающими и так далее.

    Перед выполнением подростком какой – либо работы взрослому нужно обучить ребенка постановке целей и выработать умение доказывать важность своей деятельности (опять же на собственном примере), которая должна осуществляться в соответствии с собственными желаниями ребенка, а не из страха наказания или под прямя нажимом. Еще французский педагог Ж.-Ж. Руссо писал: «… ребенок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен то, что хочет воспитатель». В этом состоит мудрость, и мастерство педагога и родителя, к которому мы можем стремиться в течение всей жизни.

    Апатия , как более тяжелая форма волевой недостаточности, близкая к состоянию депрессии, характеризуется отсутствием у ребенка любых желаний, стремлений. «Что воля, что неволя – все равно» - говорила в одной киносказке заколдованная героиня. Апатия подростков может быть результатом тяжелых переживаний, горя, отчаяния, бессилия, чаще она встречается у школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья. Таких детей дразнят сверстники за физические или умственные недостатки. В результате у них снижается самооценка, пропадает уверенность в своих силах и способностях, могут появиться суицидальные мысли.

    Данная форма волевой недостаточности может быть результатом воспитания родителями, предъявляющими завышенные требования к своему чаду. Вследствие чего ребенок, что бы он ни сделал, постоянно испытывает неуспех, неодобрение со стороны матери и (или отца), или другого значимого человека. Поэтому у подростка постепенно пропадает желание что-либо делать вообще. Потеря интереса ко всему может быть также воспитана в семье, где ребенка муштруют или опекают во всем, подавляя его врожденную активность и интерес к жизни.

    Для подросткового возраста характерны колебания самооценки, связанные с психологическими особенностями этого периода. Однако, чтобы снижение самооценки не переросло в переживание апатии, депрессии, необходимо родителям и педагогам постоянно подкреплять позитивные намерения подростка, а не упрекать его в недостаточности силы воли при каком-либо неуспехе в школьных и домашних делах.

    Из-за отсутствия какого-либо «хочу» у апатичного подростка волевой акт может быть не начат вовсе, т.к. необходимым условием осуществления волевого процесса является напор сильных желаний, заставляющих человека преодолевать препятствия. Поэтому коррекционная задача взрослого будет состоять в определении круга интересов, желаний подростка, увлечении его чем-либо, естественно, социально допустимым. Ведь увлеченному человеку труд – «не в тягость, а в радость», удовольствие. А если труд успешен и вознагражден (не обязательно материально), то и ребенок, и взрослый ощущают прилив сил, стремятся к этой деятельности и в будущем.

    Особенно важно в подростке побудить интерес к будущему профессиональному и личностному самоопределению, для чего необходимо создать условия, позволяющие ребенку попробовать свои силы, определить свой круг профессиональных интересов. Задача взрослого в этой работе будет заключаться в подсказке видов деятельности, помощи при анализе успехов и неудач.

    Другими словами, коррекция апатии как аномалии воли будет успешной только в случае параллельно осуществляемой психологической поддержки, направленной на повышение самооценки, уверенности в своих возможностях, развитии положительного эмоционального отношения к миру, окружающим, обучению.

    Нерешительность – форма волевой недостаточности, которая выражается в неспособности остановиться на одном существенном мотиве и решить, действовать в нужном направлении.

    Образным примером внутренней «борьбы мотивов», возникающей у нерешительных людей, является притча о Буридановом осле.

    У Буридана был осел. Уезжая, Буридан оставил в конюшне достаточно сена в яслях: справа и слева от стойла. Но т.к. обе охапки были одинаковые, осел не мог решить, какую же охапку начать есть. Так и околел с голоду.

    «Борьба мотивов» у нерешительных людей сопровождается тяжелым состоянием самосознания собственной беспомощности. Нерешительные люди или совсем не принимают никакого решения, или останавливаются на случайном решении просто потому, что устают от длительной душевной борьбы. Но и это принятое решение часто не доводят до конца и меняют его, уже приступив к исполнению, под влиянием либо собственных сомнений по поводу верности принятого решения, либо под напором доводов со стороны.

    Если легко внушаемому подростку трудно устоять перед соблазном совершить что-либо противоправное, то нерешительному, уже вставшему на асоциальный путь, сложно сказать «да» здоровому образу жизни, социально приемлемому типу поведения. Он то принимает решение «завязать», то вновь пускается «во все тяжкие». Нерешительность подростков сопряжена с их повышенной тревожностью, заниженной самооценкой.

    Воспитание нерешительного ребенка возможно в семье, где родители постоянно раздражаются, сердятся, проявляют недовольство ребенком по поводу и без повода. Ребенок не понимает как нужно вести себя, чтоб родители были довольны им. Поэтому возникает боязнь перед принятием решения, как поступить. Однако нерешительность может быть и результатом воспитания в семье, где родители во всем потакают ребенку, скупая все игрушки, одежду, которые ребенок желает в данный момент, не обучая его умению выбирать, отдавать предпочтение чему-либо одному.

    Соответственно, коррекционные мероприятия по выработке решительности должны включать в себя тренировку умения взвешивать положительные, отрицательные стороны того и другого поведения, умение доводами разума поддерживать более ценный мотив и ослаблять противостоящий им мотив, который сбивает с правильного пути.

    Обучаться принятию решений можно в любом виде деятельности, свойственном ребенку: через игру, труд, обучение, общение. Ведь каждый из них полон проблемных ситуаций и содержит важный этап волевого акта – борьбу мотивов. В результате успешной коррекционной работы борьба мотивов, осуществляемая подростком, должна заканчиваться такой перестройкой, при которой мотивы долга, необходимости становятся не только осознанно более значимыми, но и более привлекательными эмоционально; поскольку подростки склонны подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения.

    Импульсивность противоположна нерешительности, но все же не является признаком волевого человека, а наоборот, выражает форму волевой недостаточности. Импульсивность подростка отличает чрезвычайная порывистость к действиям даже тогда, когда мотивы не взвешены и решение не обдумано. То есть импульсивные школьники в выполнении волевого акта «перепрыгивают» с первого, едва начавшегося этапа на третий. Им свойственно безудержное стремление к немедленному действию, чтобы достичь желаемого. Про таких в народе говорят: «Горячие головы», «Не человек, а порох» и пр.

    Импульсивность характера связана с недостаточной тормозимостью, т.е. неразвитой способностью сдерживать первые чувственные порывы, чтобы все основательно обдумать. Но она естественна для младших дошкольников. В подростковом же возрасте возможно уже воспитание в себе выдержки и самообладания. В коррекции импульсивности могут возникнуть трудности у детей с холерическим типом темперамента, ведь у холериков возбуждение преобладает над торможением. К тому же для подростков характерна узость круга предвидимых последствий совершаемых действий. Они часто не способны учесть, как отзовется их поведение на окружающих, в основном они учитывают последствия только для себя. Так, например, совершая кражу, подростки больше озабочены предстоящими расходами, тем, чтобы их не уличили в преступлении. Думать же, что случится с человеком, организацией, которую они обворовывают, подростки склонны в меньшей степени. В добавлении к этому, школьникам подросткового возраста сложно учесть последствия в отношении собственного психологического и физического состояния. Идя на правонарушение, они не задумываются о муках раскаяния, потере доверия близких людей, которые возможно узнают о преступлении.

    Коррекцию импульсивности можно построить на следующем психологическом наблюдении: непосредственные влечения сильны тем, что их «поддерживают» эмоции. Значит, надо противопоставить им эмоции иного рода. То есть вырабатывая у подростка умение взвешивать и обдумывать свои действия, взрослые, прибегая к своему опыту, могут помочь ребенку наиболее ярко представить картины отрицательных переживаний, последствий для здоровья, жизни, которые несут за собой совершенные правонарушения, вредные привычки. Этот негатив ослабит детское желание следовать своим непосредственным побуждениям: получить удовольствие от курения или приема наркотиков, от траты наворованного или ощущения радости отмщения от избиения сверстника и пр. Однако не стоит ограничиваться только внушениями «страшилок», важно красочно описать ребенку те преимущества, которые возникнут обязательно, если он будет поступать «как надо» - это будет дополнительным подкреплением для того, чтобы восторжествовало чувство долга.

    Отсутствие настойчивости и выдержки характерно для подростка, освоивших в волевом акте этап постановки целей, борьбы мотивов, принятия решения. Но у них возникают трудности на последнем этапе – исполнении принятого решения до конца, до той цели, которую они поставили перед собой. Данная форма волевой недостаточности определяется развившейся леностью со слабо выраженной способностью к волевому усилию. При первой же трудности, появляющейся на пути к осуществлению запланированного волевого действия у них «опускаются» руки.

    Воспитанию данной аномалии воли способствует гиперопека в семье, в которой ребенка всячески оберегали от трудностей, все делали за него, включая элементарные действия по уходу за собой.

    Исполнить благие намерения до конца подростку мешают его личностные особенности: неумение рассчитывать свои силы, повышенная лабильность эмоций. Бурная вспышка эмоции, желаний сделать «как надо» может угаснуть под негативным влиянием товарищей, какого-нибудь минутного впечатления, более значимого в тот момент, при неуспехе в столкновении с трудностями реализации поставленной цели; появившейся усталости, на которую подросток не рассчитывал при решении отложить важное дело «на потом» и т.д.

    Эти особенности учитывать при воспитании подростка: оказания поддержки ребенку в осуществлении его намерения, дроблении длительной работы на части и обнаружении мелких успехов на завершении каждого этапа. Тренировать умение правильно рассчитывать и распределять свое время, деньги, силы и пр. можно совместно с ребенком, вырабатывая режим дня, обсуждая вопросы семейного бюджета и карманных расходов, соизмеряя возможности организма на спортивных тренировках. Неукоснительное соблюдение выработанных правил, договорив поможет знание о нравственности и морали, хорошем поведении перевести в умении, умение перерастает в навык, навык закрепится привычкой. А привычка и есть действенное средство укрепления воли. Доведя до автоматизма вежливость в общении с окружающими, ведение здорового образа жизни, в головном мозге «освобождается» место для образования других важных доминант – таких возбужденных участков головного мозга, которые в данный момент обеспечивают, например, осознание цели, мотивов, принятие решения, составление плана действий и пр. То есть уже нового волевого акта. А значит, тем больше волевых качеств укореняется в человеке, его характере.

    При воспитании в подростке настойчивости и выдержки можно использовать его природное стремление к самовоспитанию. Однако очень важно направить внимание ребенка не на специальные искусственные упражнения для воспитания воли (сидения на кнопках, терпение боли от сознательно нанесенных увечий организму и пр.); а на воспитание в себе достаточной выдержки и организованности в выполнении своих повседневных обязанностей как в отношении школьных и домашних дел, так и в своих отношениях с окружающими людьми.

    Упрямство.

    На первый взгляд упрямые подростки кажутся необычайно настойчивыми: приняв решение, они цепко за него держатся, даже когда оно неразумно, смутно, а может быть, и вредно. Однако, это «бессмысленная» настойчивость, пародия на волю. Ведь зачастую под упрямством прячется страх показать другим свою слабость или боязнь уступить, чтобы не попасть под чужое влияние, которое не всегда оказывается дурным. Анализируя поведение упрямых подростков, можно отметить слабую критическую оценку у них, неспособность спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, ригидность мышления.

    Естественное для подросткового возраста стремление к самостоятельности поддерживает у них частые проявления упрямства как протест против авторитаризма родителей и педагогов. Даже если подросток понимает впоследствии свою неправоту, «до последнего», оправдывая ложными доводами совершенное. Недаром подростки любят участвовать в дискуссиях, спорах, где можно отстоять свою вымышленную или реальную точку зрения.

    Эту особенность можно использовать в воспитании волевых качеств школьников, умело управляя дискуссиями, обучая подростков выполнению правил ведения спора, уважению чужого мнения, терпению к позиции оппонента, умению признавать свои заблуждения. Однако следует помнить, что коррекция упрямства у детей должна сопровождаться параллельной коррекцией данной аномалии воли у взрослых, воспитывающих их. В заключение следует подчеркнуть, что указанные формы волевой недостаточности могут встречаться в характере подростка поодиночке, а могут и в совокупности с другими формами. У одних подростков проявляются сильнее, а у других – слабее.

    Результатом коррекционной воспитательной работы может явиться появление нового волевого качества либо ослабление интенсивности проявления существующей аномалии воли. Результат воспитания может зависеть еще и от пола ребенка. Так исследования Шульги Т.И. выявили существование гендерных различий волевых характеристик. А именно: уровень развития волевых качества у мальчиков выше, чем у девочек, а критерии их проявления у девочек более выражены, чем у мальчиков. Девочки чаще, чем мальчики демонстрируют в поведении волевые качества, что и обеспечивает высокую успешность всех видов деятельности. Анализ экспериментальных данных показал, что у мальчиков хуже развивается организованность, а у девочек – смелость и решительность.

    Эффективность воспитания воли у детей может зависеть и от системности и комплексности подходов родителей и педагогов. То есть начинать коррекцию форм волевой недостаточности у подростков нужно с совершенствования волевых процессов самих взрослых – воспитателей. А также помнить, что воспитание – процесс творческий, а значит при «несрабатывании» одного приема нужно не отчаиваться, а искать новые подходы. И конечно же, коррекция воли будет проходить намного быстрее и результативнее, если взрослым удастся поддерживать положительное эмоциональное отношение ребенка к той деятельности, через которую планируется осуществлять коррекцию, будь то игра, труд, учение или общение.

    Таким образом, воспитание воли, коррекция волевой недостаточности – процесс не простой, но очень важный, т.к. ни одна более или менее сложная проблема человека не решается без участия воли. А человек, умеющий решать свои проблемы, сможет сделать правильный выбор в пользу здорового образа жизни и социально приемлемого поведения, что и будет профилактикой правонарушений в подростковой среде.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – Воронеж, 1997.
    2. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. – Мн., 1974.
    3. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – Спб.: Речь, 2003.
    4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение.: Владос, 1994.
    5. Тылевич И.М., Немцева А.Я. Руководство по медицинской психологии. – Л.: Медицина, 1995.



    Случайные статьи

    Вверх