Как ходить к зубному с ребенком. Рекомендации детского психолога Сапегиной Д.Л. Наш поход к детскому стоматологу: как мы водили сына лечить зубы

Когда речь заходит о здоровье, одна из самых «больных» в прямом и переносном смысле тем у детей - это зубы, стоматологи и все, что с ними связано. Возможно ли уговорить детей для лечения зубов? Взрослые, состоявшиеся люди, понимая необходимость регулярных визитов к стоматологу, посещают его только, когда начинается боль. Как же убедить малыша не бояться врача?

Как уговорить ребенка лечить зубы?

Мы все хотим только добра нашим детям и понимаем важность посещения стоматолога, но это связано с некоторыми трудностями. Действительно, если взрослые люди боятся ходить к зубному врачу, то, что же говорить о детях?

К счастью есть некоторые моменты, прояснив которые, организовать визит ребенка к зубному врачу будет совсем не сложно. Понять нужно вам, что со времен вашего детства многое изменилось. Стоматология шагнула вперед, развиваются новые технологии.

Как уговорить ребенка не бояться стоматолога?

Лечение зубов и боль сейчас - не слова-синонимы. То есть, необходимо самим перестать боятся стоматологических поликлиник.

Безусловно, страх, как одна из сильнейших эмоций, нервозность - мгновенно передаются вашему ребенку. Который начинает подсознательно боятся предстоящего визита. Во время предварительной беседы с ребенком не при каких обстоятельствах нельзя употреблять слова - больно, терпеть, сверлить, вырывать, уколы и т.п.

Ребенок может узнать, от своих сверстников, что на приеме у зубного врача бывает очень больно. В данном случае нужно сказать, что это выдумки, а на расспросы ребенка, что он будет делать в поликлинике отвечать - "доктор просто посмотрит зубки".

cЕще один не маловажный аспект - это выбор клиники. Конечно наши возможности ограничены финансами, но поверьте, найти хорошую клинику с адекватным персоналом, приятной обстановкой и специализированным детским кабинетом не так то и сложно. К тому же здоровье вашего ребенка - не слишком удачная статья для экономии семейного бюджета.

Еще один достаточно эффективный способ ребенка лечить зубы, сказать, что все взрослые люди регулярно ходят к стоматологу на осмотр, что невозможно повзрослеть, не посещая зубного врача. Каждый ребенок хочет скорее вырасти и это прекрасный стимул для того чтобы успокоить его.

Если же ребенок все-таки боится идти на осмотр к зубному, то можно применить способ "обещанное вознаграждение" - т.е. сказать ребенку, что если он будет себя хорошо вести у доктора вы непременно купите ему игрушку о которой он давно мечтал. Этот прием становится более эффективным, если игрушку в конце приема отдаст доктор. Он будет ассоциироваться, не только как человек приносящий дискомфорт, но и как человек, который может приносить радость, дарить игрушки.

Еще очень важно, что бы в семье царило уважительное отношение к стоматологам, к людям этой благородной профессии. Старайтесь не критиковать в присутствии ребенка врачей, а говорить о них только хорошее.

В качестве вывода о лечении зубов у детей

В заключении хочется сказать, что культура здоровья зубов является одной из приоритетных направлений развития современного общества. И если благодаря вашим правильным действиям ребенок не будет воспринимать визиты к стоматологу, как что - то болезненное, не получит этот стресс страха, то в дальнейшем это поможет ему сформировать правильное отношение к зубам и регулярному стоматологическому осмотру. Что в конечном итоге сохранит здоровье зубов ребенка и полости рта до старости.

детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011

Когда я была маленькой, то очень боялась лечить зубы. Я помню, что даже когда я проходила или проезжала мимо детской стоматологической поликлиники, на меня накатывал огромный страх, я сразу вспоминала неприятный запах лекарств, противный звук бормашины, врачей и мне становилось не по себе. А когда к нам в школу приезжали стоматологи, ужас вместе с запахом стоматологических препаратов распространялся по коридорам, и самая строгая учительница казалась нам просто ангелом по сравнению с врачом.

Почему же при этом одного ребенка удается вылечить, и он преодолевает страх и дальше ходит к врачу с удовольствием, а другой сопротивляется до последнего, выматывая всех взрослых вокруг, и для него приходится искать какие-то другие способы решения проблемы. Что же взрослые могут сделать, для того чтобы ребенок спокойно переносил стоматологические процедуры.

Я познакомилась с Аней (имя изменено), когда ей было четыре года. Это была симпатичная маленькая девочка, которая очень любила рисовать и играть на компьютере. Когда она засмеялась, я обратила внимание, на то, что у нее черные все верхние передние зубы. Ее мама рассказала мне, что дочка сильно боится лечить зубы, поэтому их пришлось посеребрить, чтобы инфекция не перешла на другие, из-за этого зубы стали черными, их теперь никак не отчистить, приходится ждать, пока они поменяются. Она сказала, что сначала девочка не боялась, но так как у доктора ей было больно, то пришлось силой заставить сидеть ее, в то время как врач ставила пломбу. К сожалению, когда они пришли к врачу, зуб было необходимо срочно лечить, так как он беспокоил девочку. Аня кричала, плакала, вырывалась, но взрослые не отпускали, так как им нужно было закончить работу. Уже в этот момент мама поняла, что делает что-то неправильно, но останавливаться было поздно.

В следующий раз Аня наотрез отказалась идти к врачу, хотя оставалось еще много зубов, которые нужно было лечить, тогда ее повели против ее воли и посеребрили зубы. Я попробовала поговорить с девочкой о микробах, которые разрушают зубки и о ежедневной гигиене, она слушала с большим интересом, оказывается, ей об этом никто не рассказывал. В последствие ее мама рассказала мне, что Аня теперь с большой ответственностью относится к чистке зубов, все время вспоминает про микробов.

Давайте рассмотрим ошибки,
которые делают родители, пытаясь вылечить ребенку зубы:

Ошибка первая: привести ребенка к врачу, когда у него уже что-то болит.

В общем-то, позиция родителей логична: «Для чего идти к врачам, если ничего не болит». Но с другой стороны, ребенку нужно время, для того чтобы привыкнуть к врачу и доверять ему. Стоматологическое лечение специфично, во время него используется много разных необычных аппаратов, инструментов, ребенок должен познакомиться с ними, понять как они действуют, чтобы они не пугали его, а на это нужно время.

Вспомните себя, ведь когда у вас что-то болит, вы становитесь капризны, раздражительны, вам тяжелее терпеть неудобства. В этот момент вам нужен комфорт и люди, которым можно доверить свою боль, а не новая обстановка, где необходимо взаимодействовать с новыми людьми и усваивать кучу новой информации. Для ребенка это важно вдвойне. Родители часто совершают эту ошибку потому что, неосознанно избегают или откладывают посещение врача вместе с ребенком и тем самым усугубляют положение. Происходит это, как правило, потому, что у родителя самого существует страх медицинских процедур. Таким образом родительские установки напрямую формируют у ребенка аналогичные, так страх врачей передается из поколения в поколение.

Анина мама рассказала мне позже, о том, что она в детстве очень сильно боялась всяких медицинских процедур и не позволяла себя лечить. Страх формирует у родителей особое отношение к чувствам детей, они думают, что бояться врачей — это нормально, таким образом, неосознанно подкрепляют чувства ребенка.

Исходя из вышеперечисленного, хочется дать родителям следующие рекомендации: познакомьте ребенка со стоматологом как можно раньше. Начинать посещения можно, когда ребенку исполнится один год. Выберите подходящего врача, который специализируется на работе с детьми, приходите к нему регулярно, чтобы это мероприятие стало для малыша привычным, чтобы он научился доверять доктору. Как бы вам не хотелось отложить визит, сделайте посещение врача неприкасаемым правилом. Не позволяйте своим страхам проникать в жизнь ребенка.

Ошибка вторая: не мотивировать ребенка лечиться.

Аня, когда первый раз шла к врачу не понимала, зачем ей это нужно, она намного позже узнала о микробах и кариесе. В медицинском кабинете, так или иначе, приходится терпеть некоторые неудобства, например, показывать рот незнакомому человеку, чувствовать, что в него льется вода, помещаются разные инструменты, человек должен представлять, для чего ему все это. Опыт показывает, что если у ребенка нет вообще никакой мотивации (т.е. он не понимает, зачем пришел к доктору, не хочет идти), то вылечить его оказывается достаточно сложно. Маленькие дети не могут сами себя побуждать к чему-либо, эту функцию должны выполнять за них взрослые. Поэтому мотивацию для ребенка нужно создавать. Лучше, конечно, чтобы мотивация была истинной, т.е. лечение ради достижения здоровья. Но у маленьких детей она бывает редко, чаще внешняя (получение подарка, одобрения). В случае Ани, наилучшим мотивом для нее было бы избавление от боли, дискомфорта, который она испытывала. Нужно было бы объяснить ей, что только врач может помочь ей чувствовать себя лучше, никто другой этого сделать не сможет. А для того чтобы у доктора все получилось быстро и хорошо, она должна помогать ему и делать все как он скажет. Объяснить, почему зуб болит, что там поселились микробы, которых нужно прогнать. Дети, кстати, очень живо представляют себе эту картину, и с удовольствием включаются в борьбу против вредителей. Для наглядности можно все это нарисовать вместе. Таким образом, чтобы лечение состоялось и прошло нормально, рассказывайте своему ребенку, независимо от возраста, куда он идет и для чего ему это нужно.

Ошибка третья: применять насилие при лечении

Вследствие первых двух ошибок, Анина мама совершила третью. Ребенок тревожен, не в лучшем физическом состоянии в незнакомой обстановке, с ним не церемонятся, а сразу пытаются совершить какие-то манипуляции с его телом, конечно девочка стала сопротивляться. Ну а мама, наоборот, с одной стороны, она понимает, что ребенка надо лечить, с другой ей своего ребенка жалко, с третьей, она хочет быть хорошей матерью в глазах врача. Врач просит помочь ему и предлагает удержать ребенка силой во время лечения, это проще, чем искать другие способы договориться с малышом. Мама интуитивно понимает, что так делать нельзя, но не решается противостоять авторитету врача. Этот феномен можно назвать: «Насилие от бессилия», когда взрослые ничего другого не находят как физически удерживать ребенка во время проведения процедуры, наказывать, принуждать к лечению.

Начинается все безобидно и взрослым кажется, что надо только объяснить малышу, что они не принесут ему вреда, и он поймет, и откроет рот, и будет спокойно сидеть. Но не тут-то было, врач, ассистент и мама объясняют ребенку, но он рот не открывает. На каждый следующий посыл от взрослых идет отказ. Взрослые сначала стараются мягко по-хорошему, обещают подарки, хвалят, но ничего не происходит. Наоборот ребенок еще больше вжимается в кресло, наступает момент, когда он вообще не слушает никаких слов, ему надо отсюда встать. У взрослых уже включилась доминанта, и они хотят завершить процесс. Они думают, ну что за абсурд, они что, делают что-то плохое, ведь зуб надо лечить, и начинают давить.

Постепенно они отбирают подарки, которые только что наобещали, потом начинают угрожать, что ребенок не получит ни одной конфеты, что за дверью стоит дядя со шприцом и он сейчас зайдет, что мама не будет с ним разговаривать, чтобы к врачу он больше не приходил. Ситуация превращается из безобидной, в очень даже обидную: взрослые агрессивно давят на ребенка, он им противостоит, спасает себя, но теряет любовь окружающих. И ведь это они его затащили в эту ловушку. Начинают держать руки, ноги, рот открытым, ну как тут поверишь, что тебе не хотят зла. Ребенок сначала капризничал от тревоги, теперь он обижен. Его не слышат, не принимают, мама с ними заодно. Это становится похожим на насилие, ребенок кричит от отчаяния. В лучшем случае удается заляпать зуб кое-как, но тогда врач не может дать никакой гарантии на пломбу и расстраивается мама, да и ребенок. Все было зря. В худшем – ребенок уходит очень обиженный, он не оправдал надежд, родитель потерял время и перед ним по-прежнему проблема здоровья ребенка, только теперь он еще и не доверяет врачам.

Никогда не применяйте насилие, для того чтобы вылечить ребенку зубы. В лучшем случае вы решите небольшие проблемы на данный момент, но приобретете большие проблемы на будущее. Так как в душе ребенка надолго поселится страх, который будет препятствовать не только нормальному взаимодействию с врачами, но и хорошему уходу за зубами. Ведь психика человека так устроена, что избегает соприкосновения со всем, что может напомнить о травме.

Вернемся к Ане. Так или иначе, а нужно было заниматься ее зубами, и мама записала ее на очередной прием к стоматологу. Он был назначен на 8 утра, а клиника находилась в часе езды от дома девочки, так что ей пришлось встать очень рано, она не выспалась и пребывала в плохом настроении. Всю дорогу Аня задавала маме тревожные вопросы о том, куда они идут и зачем, спрашивала, не будут ли ее лечить. Мама отвечала, что они идут к хорошему доктору, ничего делать не будут.

Аня не хотела идти, капризничала и еле двигалась. В результате они опоздали к назначенному времени, прием получился скомканным, девочка еле-еле зашла в кабинет, не хотела садиться в кресло, показала врачу зубы издалека, стоя у письменного стола. Стоматолог заметила несколько зубов, требующих немедленного лечения и один из них был настолько плох, что его необходимо было удалять. Но о начале лечения пока не могло быть и речи, Аня все время плакала, хотела выйти из кабинета. Требовалось провести большую психологическую работу, прежде чем эта маленькая девочка научилась бы лечиться, но на это не было времени, зубам была необходима срочная помощь. В итоге ребенка пришлось лечить под общим наркозом.
Сейчас Ане 7 лет, она совершенно спокойно посещает врача-стоматолога, этому предшествовала сложная совместная работа родителей, врачей и детского психолога, но это уже другая история.

Ошибка четвертая: назначать прием у врача в некомфортное для ребенка время

Аня итак была в тревоге перед приемом, а тут еще такое раннее время. Получается, поход к врачу превратился в экстремальную в жизни девочки ситуацию, она и мобилизовала все свое ресурсы, чтобы дать отпор. Так не должно быть, надо стремиться к тому, чтобы прием у врача был само собой разумеющимся делом. Это не грандиозное событие, которого ждут и к которому готовятся, иначе сверхзначимость сыграет против вас, ребенок будет напряжен, натянут как струна. С другой стороны, вообще не говорить об этом тоже нельзя, ребенок должен знать и понимать, куда и зачем он идет. Лучше не назначать визит к врачу в часы, когда ребенок обычно спит (раннее утро, тихий час) или устал (поздний вечер). Он все-таки должен быть в хорошем настроении и ресурсном состоянии. На прием ребенку лучше всего приходить сытым, здоровым. У детей от телесного комфорта напрямую зависит комфорт психологический. Сейчас во многих клиниках делают уютные детские уголки, где есть разные игрушки, можно порисовать и посмотреть мультики. Это придумано не просто так, ребенок, пребывая в такой атмосфере, расслабляется, привыкает к новой обстановке, что способствует хорошему доверительному контакту с врачом. Для того чтобы игровая комната сработала таким образом, родителям нужно спланировать свое время так, чтобы у ребенка была возможность поиграть перед приемом, соответственно нужно прийти в клинику заранее.

Ошибка пятая: обещать ребенку, что ему ничего не будут делать

Именно так делала Анина мама, когда они шли к врачу. Она, вероятно, хотела успокоить девочку, не тревожить лишний раз, не провоцировать истерику. Понятно, что ребенок задает вопросы типа: «А что мне там будут делать?» из-за собственной тревоги и страха. Но ведь ответы родителей «Ничего» не уменьшают этой тревоги, просто потому, что ребенок не понимает настоящей цели похода. Если ему ничего не будут делать, то зачем ему туда идти. Кроме того, это неправда, врач как минимум будет проводить осмотр, иначе действительно, зачем это мероприятие. Поэтому, если родитель обещает ребенку, что ему ничего не будут делать в кабинете, он совершенно сознательно его обманывает, вряд ли ребенок поверит ему в следующий раз. Здесь есть такой тонкий момент, родитель, таким способом, переносит ответственность на врача. «Мое дело привести ребенка» — думает он, а дальше врач пусть думает, что делать. Но получается, что таким образом «подготовленный» ребенок практически гарантировано выдаст негативную реакцию в кабинете врача, что ставит успех всей операции под сомнение с самого начала.

Родителю очень важно сотрудничать с врачом, так как лечение состоится и пройдет нормально только при объединении усилий. Поэтому, если ребенок задает вопросы: « А куда мы идем? А что мне там будут делать?», ему необходимо на доступном для его возраста языке объяснить правду. Например, если вы идете на скажите что вы идете познакомиться с доктором, показать ему зубки, подобрать хорошую пасту и щетку. И ни в коем случае не нарушайте обещание, не меняйте планов, осмотр, значит только осмотр. Если планируете сразу лечение, то об этом нужно предупредить и ребенка, например такой фразой: «доктор посмотрит и почистит зубы, вылечит, если это необходимо». От ребенка могут последовать и другие вопросы, это естественно, так как ему непонятно и от этого тревожно.

Самое лучшее будет, если вы спокойно объясните, в чем будет заключаться лечение. При этом, следует избегать слов и словосочетаний с негативной эмоциональной окраской, таких как: «укол», «сверло», «сверлить», «кровь», вырывать зуб, лучше заменять их на нейтральные: «заморозить», «помыть», «почистить». В любом случае, даже если вы растревожите ребенка этими сообщениями, лучше это сделать заранее, так у вас будет достаточно времени все объяснить, а у ребенка успокоиться.

Ошибка шестая: мотивировать ребенка подарками

Как-то я присутствовала на стоматологическом приеме одного мальчика. Его звали Боря, было ему около пяти лет. Мальчик дверь в кабинет стоматолога открыл ногой, бахилы надевать он отказался, так что вошел в уличной обуви, с ним были мама и няня. Врача Боря называл исключительно по имени, хотя обычно дети и родители зовут ее по имени и отчеству. Для малыша в кабинете сразу включили мультики и стали всем составом уговаривать его сесть в кресло. Но Боря садиться не собирался, сначала прошелся по подоконникам, повалялся по полу, потом все-таки решил присесть.

Дальше перед взрослыми стояла задача уговорить мальчика начать лечение. Боря не хотел лечиться, он сел, чтобы посмотреть мультики. Тогда врач решила использовать проверенный способ, она обещала мальчику, что если он позволит вылечить сегодня зуб, то его ждет подарок. На что Боря ответил: «А мне не надо ваших подарков, не хочу я лечиться». Тогда мама с няней достали из сумки и поставили на стол врача огромную красивую коробку, в ней находился электронный игрушечный робот, о котором Боря давно мечтал, они пообещали, что отдадут его мальчику, если тот вылечит зуб. На какой-то момент у Бори загорелись глаза, но потом он подумал и сказал, что откроет рот, только если мама купит ему еще какой-то автомобиль. Мама согласилась, однако, как только врач приступила к работе, мальчику снова стало тревожно, он отказался от всех подарков, встал и попытался выйти из кабинета.

Этот довольно яркий пример, хорошо иллюстрирует ситуации, когда родители пытаются купить послушание ребенка в кабинете врача. Рассмотрим причины, по которым этот механизм не работает. Если ребенку обещают подарок перед первым приемом у врача, это сразу его настораживает, он чувствует, что ему предстоит нечто неприятное, иначе бы игрушек не предлагали. Соответственно тревога, которая итак присутствует перед неизвестным, растет, обстановка вокруг лечения зубов нагнетается, что не может не отразиться на поведении ребенка в кабинете врача. Если же ребенок уже имеет тревогу или страх перед лечением, то обещанные подарки вряд ли смогут быть достаточно весомым мотивом, чтобы побороть страхи, они, как правило, сильнее. Именно это и произошло в выше описанном случае.

Детей, которые часто получают подарки от родителей или родственников вообще ничем не удивишь, поэтому они легко отказываются от игрушек ради собственного спокойствия, они знают, что получат их без особого труда через некоторое время. Из всего этого можно сделать вывод: не стоит обещать ребенку подарок перед походом к стоматологу. Он должен с детства усвоить, что посещение врача, это часть необходимой заботы о его здоровье, которая сама по себе ценна. Если ребенок проявил силу воли и поборол свою тревогу в кабинете у врача, сделайте для него что-нибудь приятное, но неожиданно, после приема, поощряя его за хорошее поведение, выразив ему таким образом свое одобрение и поддержку.

Ошибка седьмая: торопить процесс

Мила пришла в клинику очень радостная, с удовольствием рисовала рисунки перед приемом, рассказывала о том, как она любит лечить зубы. Когда она выходила из кабинета врача, то была тоже очень довольна, несла в руке небольшой сувенир, подаренный ей стоматологом, и с интересом рассматривала его. Однако, как оказалось приключения ее на сегодня еще не были закончены, через несколько минут девочку снова пригласили в кабинет, теперь уже к другом врачу — гигиенисту, там ей сделали профессиональную гигиеническую чистку зубов. Мила вышла из кабинета спокойной и уставшей, на лице не осталось следов радости, той, что была до этого. Сегодня ее ждал еще один прием, у хирурга, от него Мила вышла с заплаканными глазами и ваткой, торчащей из угла рта, взгляд был совсем потухшим. Вряд ли Мила придет в клинику в следующий раз с радостью.

Такая ситуация встречается не так уж редко. Заключается она в том, что родители хотят сделать все и сразу. Видят, что ребенок хорошо сидит лечится, просят врача: «Давайте еще одну пломбу сегодня поставим». А у ребенка, в силу возраста, хватает внимания и терпения и физических сил только на один зуб. И если врач идет на поводу у родителей, то ребенок вместо удовольствия от лечения, испытывает дискомфорт, получает негативный эмоциональный опыт, что, конечно же, отражается на его поведении у врача на следующем приеме.
Отсюда следующий совет: постарайтесь сохранить у дочки или сына позитивные воспоминания о докторе и лечении.

Даже если не удалось что-либо сделать из того, что планировалось, уходить от доктора ребенок должен в хорошем настроении, а не с чувством вины, и ощущением, что он плохой. В этом процессе двигаться лучше постепенно, от маленькой работы к большой, от простого к сложному, только тогда результат будет устойчивый и положительный: ваш ребенок научится следить за зубами сейчас и продолжит делать это в будущем, когда вырастет.

Здесь описаны основные ошибки родителей, вследствие которых тревога детей перед лечением у стоматолога усиливается, что неизбежно отражается на их поведении в кабинете. В основном с помощью соблюдения несложных правил, этих ошибок можно избежать. Если же меры предосторожности не помогают, значит, есть другие обстоятельства, которые подкрепляют страх. В этом случае необходимо обратиться к специалисту

Почему я говорю только об ошибках родителей и обращаюсь к ним. Потому, что ребенок не имеет достаточно функций, для того чтобы проконтролировать свое поведение и эмоции. А врач стороннее лицо и не всякий раз будет заботиться о вашем ребенке. Кто еще кроме родителей, может повлиять на это. Опыт работы в стоматологии с детьми, которые боятся, дал мне очень много. Это была яркая эмоциональная работа. По крайней мере, я знаю, когда моим детям необходимо будет лечить зубы, я постараюсь сделать все, чтобы они не боялись врачей.

Залогом сохранения здоровья зубов является регулярное посещение врача-стоматолога. Несмотря на то, что сегодня лечение зубов стало комфортным и практически безболезненным, многие люди до сих пор испытывают сильный страх перед зубоврачебным креслом, и внутренние уговоры на посещение могут длиться не одну неделю.

Но если взрослый человек способен перешагнуть через собственный страх и отправиться на прием ради собственного здоровья, то уговорить ребенка пойти лечить зубы бывает очень непросто. И для того, чтобы уговоры не зашли в тупик, важно знать, какие аргументы важно использовать, а каких лучше избегать.

Как устранить страх

Страх – эмоция, возникающая в том случае, когда человек сознательно или нет визуализирует в голове устрашающие картины будущего. И если визит к врачу представляется в глазах ребенка, как пытка, вполне логично, что перспектива отправиться на прием вызовет у него бурное сопротивление.

Поэтому попытки настроить ребенка на нужный лад должны начинаться с устранения этих неприятных впечатлений. Расскажите ему, что процесс посещения врача – увлекательный процесс, опишите, как причудливо выглядят инструменты стоматолога, кресло пациента.

При этом родителям ребенка иногда бывает сложно правдоподобно рассказать о плюсах посещения врача, так как и сами взрослые не лишены чувства тревоги перед лечением зуба. В этом случае, важно максимально контролировать свою мимику, голос, интонацию, чтобы ребенок не считал нежелательные невербальные знаки.

Убеждение игрой

Для ребенка игра – способ познать окружающий мир, понять свое место в нем и отношение к тем или иным факторам. Вместе с тем, все, что связано с игрой, в сознании ребенка всегда имеет приятную позитивную окраску, поэтому для того, чтобы изменить отношение малыша к тому или иному явлению, важно «проиграть» событие.

Например, можно предложить ребенку «лечить» зубы своим куклам, игрушкам. Примерив на себя роль стоматолога, он поймет, что врач не желает причинить маленькому пациенту зла, а напротив, желает помочь ему.

Если ребенок не хочет становиться зубным врачом даже в рамках игровой комнаты, можно предложить ему стать пациентом импровизированной стоматологической клиники. Разумеется, родитель, играющий роль стоматолога, не должен воспроизводить роль врача досконально, но даже примитивное воспроизведение ситуации значительно снизить уровень тревоги ребенка.

Похожий эффект дает просмотр мультфильмов, посвященных поддержанию ротовой полости в идеальном состоянии. Информация в них обычно подается таким образом, чтобы дети перестали бояться стоматологической поликлиники.

Награда за поход к стоматологу

Прежде чем перейти к пункту награждения ребенка за поход к врачу, важно уточнить, что поощрение не должно быть прямолинейным. Обещая малышу купить желанную игрушку или лакомство для того, чтобы убедить его лечить зубы, не совсем продуктивно. Важно, чтобы малыш понимал, что процедура совершается для его здоровья. Несмотря на то, что это более длительный и сложный путь убеждения, в долгосрочном плане он является наиболее правильным.

При этом важно понимать, что понятие «здоровье» для ребенка является эфемерным, поэтому аргументы должны звучать более конкретно и понятно: «мы идем к врачу, чтобы у тебя не болели зубы», «после того, как мы запломбируем зубы, ты сможешь широко улыбаться», и так далее.

Тем не менее, советы психолога гласят, что пережить любое неприятное событие будет намного проще, если после него нас ждет что-то приятное. И вместо того, чтобы нагнетать себя ужасающими картинами работающей бормашины, можно представлять себе поход в кафе, зоопарк или прогулку по парку.

Отправляясь на прием, нужно сделать акцент именно на этом приятном событии: «сейчас мы пойдем есть мороженное, но перед этим нам нужно заехать к врачу». Тогда мысли ребенка будут обращены именно к предвкушению посещения кафе, и капризничать он будет намного меньше.

Кумиры

У каждого ребенка наверняка отыщется кумир – персонаж, к которому он питает симпатию и которому, возможно, пытается подражать. И в том случае, этот персонаж – живой человек, и мультипликационный герой, можно ставить его в пример ребенку, например: «После того, как мы сходим к стоматологу, у тебя будет такая же улыбка, как у куклы Барби», или «Супергерой бы никогда не стал пугаться такой чепухи, как лечение зубов».

Вместе с тем, не нужно пытаться унизить ребенка, сравнивая его с мифическим персонажем. Если страх ребенка перед тем, как пойти лечить зубки очень сильный, можно сказать, что кумир малыша тоже испытывал опасения перед тем, как отправиться в зубоврачебный кабинет, но после визита он понял, что бояться абсолютно нечего. Это придаст ребенку заряд позитива, который позволит ему поверить в собственные силы и преодолеть страх.

– обязательный процесс, который гарантирует красивую улыбку и долгое отсутствие необходимости протезирования. Поэтому нужно уделить пристальное внимание регулярному походу к врачу, научившись успокаивать малыша и убеждать его в правильности и необходимости такого лечения. А в том случае, если будет проходить должным образом, болезненных ощущений в кресле стоматолога можно будет избежать, и уговорить маленького пациента идти к стоматологу не составит большого труда.

Часто родители сталкиваются с детской проблемой категорического отказа посещения стоматолога, слезами и ужасом перед такими визитами. К четырем годам у детей великолепно развито воображение и у них уже сформирован свой собственный внутренний мир, не похожий на мир взрослого человека. Детки, как губка, впитывают всю полученную информацию из вне и формируют свое понимание обо всем, что их окружает. Одни воспринимают все новое с интересом, а другие со страхом и опасением. Как же помочь малышу не бояться врача-стоматолога и уговорить его на лечение зубов?

Начните с выбора хорошей специализированной клиники, где доктора имеют опыт и квалификацию в лечении и общении с детьми. Сейчас практически каждая стоматология оснащена нетоксическими материалами для пломбирования молочных зубов, но не в каждой клинике смогут найти подход к маленьким пациентам, оказать должное внимание, расположить к себе и наладить контакт, настроив ребенка на положительный лад. Отправляясь к стоматологу, не нервничайте, так как все ваши переживания передаются ребенку. Помните, что изначально все дети не боятся врачей - все страхи внушают им взрослые. Усадив ребенка в кресло, старайтесь не присутствовать в кабинете при его лечении. Дети очень хорошие манипуляторы, они всячески пытаются привлечь внимание разнообразными капризами. Также ребенок может услышать отрицательные отзывы о вашем или чьем-то лечении, поэтому никаких плохих и нехороших слов о стоматологах он получить не должен. Отношение и настроение родителей играет очень важную роль.


Ни в коем случае не пугайте ребенка посещением стоматолога и, тем более, наказанием. Постарайтесь сделать визит к доктору семейным обязательным осмотром, когда в кресло к врачу помимо ребенка будут садиться и мама, и папа.


Первое посещение стоматологии сделайте ознакомительным. Придя с ребенком в клинику, рассмотрите все, что увидите в кабинете, покатайтесь на кресле, изучите муляжи и поиграйте с ними (сейчас в арсенале каждой современной стоматологии есть игрушки, мультики, которые могут заинтересовать и отвлечь ребенка). Дайте возможность будущему пациенту освоиться. Познакомьтесь с персоналом и спокойно отправляйтесь домой. Обязательно, пусть в конце такой экскурсии ребенок получит какой-то приятный подарок.


Второй визит ребенок воспримет уже не как поход к чужим людям и в незнакомое место. Придя повторно, предложите малышу почистить зубки щеточкой и вкусной ароматной пастой. После этого так же одарите смельчака подарком.


На следующий раз ребенок обязательно согласиться на лечение зубов. Идя в стоматологию, никогда не употребляйте слов «сверлить» или «вырывать», заменяйте их словами «доктор помоет», «почистит», «просто посмотрит», «посчитает, все ли зубки на месте».


Если у ребенка острая зубная боль и лечение нужно провести неотлагательно, расскажите ему правду по-детски. Говорите о том, что он идет лечить зубик, в котором поселился коварный кусачий червячок, которого надо выгнать. Вы этого сделать не сможете. Только у доктора есть специальный душ, которым он сможет его оттуда вымыть.


Пообещайте ребенку, что за посещение стоматологии зубная фея преподнесет ему долгожданный подарок. В конце лечения вручите ребенку вещь, о которой он мечтает.


Если ребенок очень переживает о том, что ему сделают больно, договоритесь с персоналом о возможности поприсутствовать на лечении другого смелого маленького пациента.

Для того чтобы посещение клиники было для ребенка психологически комфортным, начинайте знакомство со стоматологией, когда малышу исполнится 1 год. У деток зубки очень маленькие и все неблагоприятные процессы быстротечны, поэтому осмотры сделайте регулярными, каждые 4-6 месяцев, чтобы доктор смог быстро купировать возникающие заболевания зубов. Если уловить эти процессы на начальном этапе, все лечебные манипуляции для детей будут безболезненными. Обращайтесь к врачу, не дожидаясь острой боли.

Девочки,спасибо всем тем кто не остался равнодушным и переживал в прошлой теме.Пишу чем дело закончилось.Пришли мы св школу,в кабинет продленки,стали ждать остальных родителей.Учитель сразу заявил что не особо верит словам дочки и она скорее всего придумывает.Но чтобы выяснить ситуацию она должна расспросить дочку.Я согласилась тк. она сказала что сначала нами и дочкой поговорит а потом с мальчиками и их родителями,по отдельности.Очень не понравилось что она пыталась надавить на ребенка,как прокурор.Были вопросы,где ты сначала сидела?куда потом пошла?В каком именно месте они начали ее трогать.Потом подошли еще 2 мамочки и подключились.Ребенок стоял один среди взрослых и пытался отвечать на довольно не приятные на ей вопросы в каком месте трогали и тд. При том было видно что учитель пытается ее запутать и говорит с дочкой в повышенных тонах.Я не выдержала и сделала ей замечание,сказав что ребенку и так не ловко и пуст вызывают психолога и он беседует со всеми отдельно.Мне сказали что психолог уволился.Но я настояла а в незаинтересованном лице пришел заучь. С ним дело пошло на много быстрее,она попросила всех успокоится,нам не заострять внимание дочери на этом чтобы не было психологической травмы а мамам мальчиков провести с ними беседу но не ругать.Допрашивать мальчиков она запретила и сказала что и дочку тоже не кто не имел право допрашивать.По моему самый разумный человек там.Мамы мальчиков конечно не верят что их дети могли такое сделать и настаивают на том что дочка не правду говорит,так как дети у них положительные и слов таких не знают даже,да и вообще они своих детей знают и они не могли. Оно и понятно что каждый заступается за своего ребенка.Я их услышала но предупредила что если еще раз что то подобное повториться то я уже не к учителю пойду а дальше.Больше всего в этой истории не понравилось поведение учителя продленки.Она мне высказала что своими жалобами я ее в неловкое положение ставлю,что она мол не за детьми следит а полы моет.Но блин так оно и есть.В общем обиделась она на меня.Классный руководитель обещала оказывать повышенное внимание детям и лучше следить.Она молодец я считаю.Ну а я с дочкой поговорила,сказала что мы решили этот вопрос и больше ее не кто не обидит и мы закрыли эту тему.После собрания поехали на гимнастику,в этом здании есть секция айкидо. Поговорили с тренером,он принял дочку,в понедельник начнет заниматься.Знаю что быстрых результатов ждать не стоит но я думаю это придаст ей уверенности в себе,да и через несколько лет она уже сможет за себя постоять если не дай Бог встретятся еще такие вот мальчики.В общем как то так. Извините за много букв.

166

Ольга Морозова

Приветствую, форум. При среднем балле 3,75 должна быть по правилам 4, а выставлена за четверть 3 - правомерно ли?. Это у сына по физкультуре. У него всегда были проблемы с зимней физ-рой на лыжах, но все таки в основном четверки всю четверть,три 3,одна 2(исправленная на 4)есть, балл то вышел больше 3,5-значит должна быть 4 в итоге. Или это на усмотрение учителя? Блин, единственная 3 за четверть, обидно как то...

117

Александра Гирш

Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что есть. Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался.
Я воспитывалась в системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить.
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал).
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую?
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....

98

Храбрая виолончелистка

Даже в самых смелых мечтах не могла представить такой пьедестал. На сегодня Этери Георгиевне нет равных в мире, все три девочки- её воспитанницы. Браво, Алиночка, ты первая из российских фигуристок собрала все значимые титулы, Большой шлем в ФК. Чемпионат России, Чемпионат Европы, Олимпийские игры, Финал Гран-при и, наконец, Чемпионат мира. Элизабет тоже вписала своё имя в историю. Первая казахстанская фигуристка, выигравшая медаль на ЧМ и первая фигуристка среди взрослых, исполнившая четверной сальхов. Женя, с возвращением. И, конечно, Сонечку с уверенным дебютом на ЧМ. Спасибо японским болельщикам за тёплый приём.

97

Наталия

Доброго дня всем!
Дано: не правильной формы коридор-узкий и длинный. Стены светлые. Сначала не заморачивалась, стены чистые, светлые и ну и ладно. Картинки примерила (не большие в коричневой рамочке, масло)-не понравилось.
Накидайте идей для таких вот не стандартных помещений, может у кого-то такой же?
Фото попробую загрузить в комментарии.

83

Случайные статьи

Вверх