Как помочь малышу уснуть: от рождения до трех месяцев

Не менее половины всех мам хотя бы один раз обращались к врачу с вопросом, почему их ребенок долго не может уснуть. Причем речь шла не о младенцах, а о малышах, которым уже исполнился год, два и даже три. Врачи рекомендуют разделять отказ ребенка засыпать, когда он устал, капризничает и хочет спать, и просто его нежелание ложиться в кровать.

Почему ребенок не хочет ложиться спать?

Обычный отказ малыша закрывать глазки, когда он уже умылся, переоделся и лег, но не желает засыпать, продиктован причинами, скорее, психологического плана, которые заключаются в некоторых моментах.

Малыш находится в состоянии стресса. Обычно в этом случае мама знает истинную причину отказа ребенка ложиться спать:
— он напуган;

— он находится в непривычной для него обстановке (к примеру, после переезда),

— он только что получил какие-то новые для него впечатления.

Ребенок просто не успел устать за день. Такая ситуация встречается, когда с малышом мало занимаются и играют, предоставляя его телевизору или компьютеру. Отсутствие физической и умственной нагрузки часто чревато нарушением сна.

Манипулирование родителями. Так происходит в тех случаях, когда ребенок привык, что его уговаривают лечь спать и материально поощряют согласие. Обычно это случается с детьми, которым уже больше двух лет, и они способны делать выводы.

Однако не всегда нарушение сна продиктовано нежеланием спать. Часто бывает так, что ребенок не может заснуть, хотя определенно этого хочет. И на это есть свои причины.

Почему ребенок не может заснуть, даже если хочет спать?

Когда ребенок становится вялым, капризным, зевает и трет глаза, ни одна мама не ошибется — ее кроха хочет спать. Но если при этом на попытки отнести его в кровать или на фразу «пора спать» (для детишек постарше) он реагирует бурным протестом со слезами, то причины такого поведения лежат совершенно в иной плоскости.

Почему обычно так происходит?

  1. Малыш очень не хочет расставаться с интересным ему обществом (к примеру, с родителями, которые еще не ложатся спать) или с какими-то увлекательными занятиями.
  2. Ребенок боится засыпать. Страх перед засыпанием — это серьезная проблема, которая связана с детскими кошмарами и боязнью темноты. В таких случаях придется запастись терпением, ведь невозможно за один день избавить ребенка от страха.
  3. Возможные проблемы со здоровьем или физически дискомфортные состояния :
    неудобная одежда для сна или сама постель;
    некомфортная температура воздуха в помещении,
    малыш голоден или хочет пить;
    прорезывание зубов;
    дискомфорт в животе и прочие болезненные состояния.

Трудности с дневным сном у детей до трех лет

Ребенок может не хотеть спать не только вечером, но и днем. И часто бывает, что родители после серии безуспешных попыток уложить чадо после обеда просто оставляют эту затею. Некоторые даже могут решить, что в этом случае малыш проще и быстрее пойдет спать вечером. Однако это не так.
Нервная система маленького человека не способна выдержать 10 или 12 часов бодрствования. Малыш перевозбудится, если не отдохнет днем, и вечером его будет еще труднее уложить. Поэтому обязательно после обеда надо выделить время на сон:

  • годовалый ребенок должен спать днем около 3 часов;
  • двухлетний — 1,5-2 часа;
  • трехлетний — 1-1,5.

Чтобы уложить малыша в кровать днем, можно воспользоваться теми же способами, что и для ночного отдыха.

Как помочь маленькому ребенку уснуть?

Разумеется, дети, строго соблюдающие режим, будут засыпать быстрее и охотнее, чем те, чей распорядок нарушен или вовсе отсутствует. Но если ребенок, привыкший к режиму, отказывается засыпать, то сначала исключают все возможные проблемы со здоровьем, а потом уже исправляют его поведение.

Как исключить проблемы со здоровьем?

  1. Проверить , не режутся ли у малыша зубки.
  2. Исключить :
    больное горло;
    насморк (затруднение дыхания через нос);
    воспаление ушек (как правило, ребенок в этом случае плачет, закрывает уши, не дает к ним прикасаться и резко отдергивает голову при легком надавливании на козелок);
    газообразования в кишечнике.
  3. Можно проконсультироваться с неврологом , если есть подозрение, что проблема гораздо глубже, чем обычное недомогание.

Теперь, если к всеобщему облегчению подозрения не подтвердились, проблему засыпания можно попробовать решить самостоятельно.

Для начала надо «проанализировать» все внешние факторы:

  • температура в комнате должна быть около 20 градусов, а воздух достаточно увлажнен;
  • пижама и постель должны быть мягкими на ощупь, это можно проверить, прикоснувшись к материалу щекой;
  • проследить за взглядом ребенка или спросить у него, не напуган ли он чем-то; возможно, простая тень от цветка на подоконнике или одежда, висящая на крючке, стали причиной беспокойства;
  • оценить обстановку: если семья недавно переехала или сделала ремонт, то ребенку потребуется время, чтобы привыкнуть к изменениям.

Когда будут устранены внешние раздражители, можно переходить к налаживанию режима. Педиатры и детские психологи рекомендуют создать определенный ритуал, который будет повторяться изо дня в день. Он должен быть обязательно приятным для ребенка, чтобы создать позитивные ассоциации с отдыхом.

Как создать «сонный ритуал»?

  1. Игрушка. Купите игрушку, которая будет с малышом только во время сна, назовите ее интересно, скажем, Звездный Зайчик или Пижамный Медвежонок. Ее появление сразу будет указывать на то, что пора спать.
  2. Музыка. Попробуйте петь колыбельные, а если сомневаетесь в том, что ребенку они нравятся, то можно включить тихую, спокойную музыку. Это может быть классика, где преобладают звуки фортепиано, скрипки и флейты.
  3. Питье. За 30 минут до сна дайте малышу теплого молока, травяного сбора или просто теплой воды.
  4. Купание. Если добавить в ванночку отвары лаванды, мяты, пустырника, то водные процедуры будут еще и успокоительными. Однако не стоит усердствовать с играми в воде - малыш может развеселиться и потребовать продолжения после купания.
  5. Освещение. Если ребенку некомфортно спать в темноте, можно оставить ночник, но источник света должен находиться вне зоны видимости.
  6. Чтение. Сказка, прочитанная перед сном, завершит ритуал. Только надо читать ее монотонным голосом, а сюжет должен быть хорошо известен ребенку и не пугать его.

Если повторять одни и те же действия каждый день и не сдаваться, даже если малыш продолжает капризничать, то рано или поздно этот ритуал станет привычным для всех. Когда все действия доведены до автоматизма, то и у ребенка момент засыпания станет логическим продолжением «вечерней церемонии».

Ниже приведены выдержки из книги Светланы Бернард “100 простых способов уложить ребенка спать” о том, как научить ребенка засыпать самостоятельно и как делать это с самого рождения, рассмотрен вопрос создания ритуала укладывания. Освещена тема: как отучить малыша вылезать из своей кроватки. Не обошла автор вниманием метод Фербера и метод тайм-аута.

Почему дети не хотят ложиться спать

Одна из важнейших предпосылок спокойного и продолжительного ночного сна малыша – это умение засыпать самостоятельно в своей кроватке. Но как его к этому приучить?

Почему даже очень усталый, засыпающий у вас на руках малютка начинает плакать, когда вдруг оказывается в кроватке один ? И отчего более старший ребенок редко пойдет спать сам и иногда погружается в сон прямо во время игры, можно сказать, против своей воли?

  • Каждый малютка жаждет больше всего близости своих родителей . Оказаться одному в постели означает для него расстаться с родителями, не чувствовать больше их успокаивающей близости и родного тепла. Разумеется, редкий малыш согласится на это без протеста, тем более если он днем избалован родительским вниманием и «не сходит с рук». Малыш наслаждается вниманием мамы, которая каждый вечер по нескольку раз возвращается в комнату и успокаивает его.
  • Зачастую малютка засыпает во время кормления грудью или на руках у мамы. Заметив однажды, что стоит ему уснуть, как мама пытается осторожно переложить его в детскую кроватку, малыш будет в следующий раз изо всех сил сопротивляться сну, чтобы не пропустить этот момент. Заснув же, он будет спать очень чутко. Почувствовав, как вы перекладываете его в кроватку, он сразу проснется и выразит свое несогласие громким криком. Попробуйте-ка сами уснуть, если вы знаете, например, что как только вы закроете глаза, кто-нибудь стащит у вас одеяло…
  • Может быть, малютке случалось просыпаться ночью в кроватке мокрым, замерзшим, голодным или испуганным страшным сном. Он чувствовал себя одиноким и забытым, и ему приходилось дольше ждать прихода мамы, чем это бывало днем. После такого опыта малыш может испытывать подсознательный страх перед сном и протестовать, оказавшись один в своей кроватке.
  • Очень часто малыш, которого мы пытаемся уложить спать, просто еще недостаточно устал . Старшие дети засыпают охотнее, если им разрешить ложиться на час позже. Но тут надо помнить о биологических часах.
  • Для старшего ребенка лечь спать означает расстаться с каким-то интересным занятием , закончить игру, попрощаться с сидящими в соседней комнате гостями и т. д.
  • Зная, что родители или старшие братья и сестры еще не ложатся спать , малыш не хочет согласиться с такой «несправедливостью».
  • Некоторые дети боятся темноты. В этом случае можно купить детский ночник.
  • Некоторые дети боятся тишины. Многих малюток успокаивает открытая дверь в детскую, стук посуды, плеск воды и шум кипящего чайника – эти звуки означают, что мама рядом и, значит, можно спокойно спать…
  • Иногда дети не хотят ложиться спать просто потому, что мы избаловали их . Ребенок использует вечерние уговоры родителей, чтобы протянуть время, или они служат ему поводом для самоутверждения.

Как с самого начала приучить малютку засыпать самостоятельно

Научить малыша засыпать без помощи родителей и без каких-либо вспомогательных средств можно в любом возрасте. Но наиболее легко привыкают к этому дети в возрасте от 1,5 до 3 месяцев. Поэтому начинать с приучением лучше постепенно с самого рождения, пока ребенок еще не привык к разного рода неблагоприятным ритуалам, от которых его потом не так просто отучить. Если такие привычки уже сложились, родителям потребуется несколько больше терпения, потому что малыш вряд ли откажется от них добровольно. Но и в этом случае задача вполне решаема, и на ее решение потребуется скорее всего не больше недели!

  • Чтобы научить грудного ребенка засыпать самостоятельно, нужно с самого начала как можно чаще класть его одного в детскую кроватку, оставаясь тем не менее рядом с ним. Если вы целый день носите малютку на руках или укачиваете его днем в коляске, то, оказавшись один в неподвижной кроватке, он будет чувствовать себя неуверенно. Это ощущение будет для малыша непривычным, и он вряд ли сможет спокойно заснуть. Привыкший же к кроватке малыш чувствует себя там спокойно, а в привычной обстановке любой ребенок засыпает лучше.
  • Класть младенца одного в кроватку не означает оставлять его там на долгое время, тем более если он плачет . Нет, конечно, плачущего ребенка нужно успокоить . Но как только он перестал плакать, не носите его на руках. Положите его снова так, чтобы он видел вас или слышал ваш голос. Говорите с ним, пойте ему, но оставьте его в кроватке, чтобы он постепенно к ней привыкал. Кроме всего прочего, ребенок научится таким образом заниматься сам с собой: рассматривать свои ручки или играть с ними, смотреть по сторонам, прислушиваться к звукам вокруг него и пр. Ну а вы сами успеете переделать больше дел, чего никак не успели бы, если бы малютка все время находился у вас на руках.
  • Если младенец в первое время засыпает только у вас на груди, ничего страшного. Не нужно его будить. Для начала будет достаточным, если он привыкнет к своей кроватке во время бодрствования. Когда же у него появится режим с определенным временем сна, нужно постепенно начать разделять еду и сон. Любящих заснуть на груди или с бутылочкой малышей лучше кормить, когда они проснутся или, по крайней мере, за какое-то время до сна. А ко времени, когда малыш обычно засыпает, нужно укладывать его одного в детскую кроватку. К этому времени он уже устал и его «внутренние часы» переключились на сон, поэтому ему будет легче заснуть без вашей помощи.
  • Поначалу не обязательно укладывать ребенка одного в кроватку перед сном каждый раз. Можно начать с одного или двух раз в день, в то самое время, когда малыш, по вашему опыту, засыпает легче всего . Для большинства детей это вечер, но есть дети, которые быстрее засыпают утром или днем. Главное – чтобы вы и малыш почувствовали, что самостоятельное засыпание в принципе возможно. Потом оно войдет в привычку – это только дело времени.
  • А что делать, если вы перед сном положили кроху в кроватку и он начинает горько плакать? Попробуйте сначала успокоить его, не беря на руки . Погладьте его, спойте песенку, поговорите с ним, расскажите, как вы его любите. Объясните, что пришло время спать, чтобы набраться новых сил, что вы рядом и будете оберегать малыша, пока он спит. Если ребенок по-прежнему плачет, возьмите его на руки. Но как только он успокоится, положите его снова в кроватку. Плачет опять – постарайтесь еще раз успокоить, не беря на руки, и только потом, если все напрасно, возьмите малютку из кроватки. Может быть, он еще слишком мал и стоит подождать пару недель, чтобы потом опять осторожно начать приучать его к самостоятельному засыпанию. А с полугодовалого возраста уже можно перейти к методу доктора Фербера.
  • Некоторым ребятишкам помогает уснуть соска-пустышка. Но как только малыш крепко уснул, осторожно выньте соску у него изо рта, иначе он проснется, когда потеряет ее во сне . А если малыш, проснувшись ночью, ищет соску и плачет, то она сможет стать действенной помощью только тогда, когда он научится сам ее находить. В такой ситуации обычно выручает связка из сосок – хватаясь за веревочку малыш одну то, да найдет. Только не делайте веревочки слишком длинными, чтобы малыш не запутался или, не дай бог, не обмотал себе шею.
  • Младенцы в первые месяцы жизни спят лучше, если они упираются верхней частью головы в свернутую роликом пеленку, подушку или защищенную одеялом спинку кроватки. Это напоминает им ощущение в утробе матери.
  • Можно также потуже перепеленать малютку перед сном, что тоже напомнит ему тесноту до рождения. А когда малыш станет постарше, ему может помочь спальный мешок или мамина рубашка, завязанная снизу узлом. Однако многие дети не любят, когда что-то ограничивает свободу движений – тут надо экспериментировать.
  • Мамин запах вообще успокаивающе действует на младенцев, и вы можете просто положить рядом с головкой малыша что-то из маминой (ношеной) одежды.
  • Но не забудьте, что главное условие для того, чтобы научить ребенка засыпать самостоятельно, – это правильно выбранное время укладывания. Малыш должен действительно устать, иначе попытки уложить его не увенчаются успехом. Легче всего вам это удастся, если вы уже ввели строгий распорядок дня. В этом случае вы знаете заранее, когда «внутренние часы» ребенка переключатся на сон. Если нет, то вам придется положиться на свою интуицию и опыт. Уставший малыш начинает зевать, тереть глазки или капризничать без причины. Попробуйте подгадать самый удачный момент, когда его глазки уже закрываются сами собой, чтобы положить его одного в кроватку. Помните, вдоволь выспавшись днем, малыш вечером не будет уставшим.

Чем раньше вы начнете приучать малютку к самостоятельному засыпанию, тем проще вам будет сделать это!

Ритуалы засыпания

Вы значительно облегчите малышу засыпание, если позаботитесь, чтобы его последний час перед сном прошел в спокойной, привычной, полной любви обстановке. Это время перехода от активной части дня к спокойной, от новых впечатлений к знакомому уюту, от шума и подвижных игр к тишине и покою…

Успокоиться и настроиться на сон ребенку поможет введение так называемого ритуала засыпания – действий, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности и вырабатывающих у малыша своего рода условный рефлекс – установку на сон. Элементами такого ритуала могут стать, например, купание, массаж, пеленание, одевание пижамы, чистка зубов, чтение сказки, любимая колыбельная, кукла или мягкая игрушка, «ложащаяся спать» вместе с малышом, и т. д. И, конечно, нежность родителей и любимый мамин голос, который будет вспоминаться малышу всю жизнь!

У детей, привыкших к определенному вечернему ритуалу, знакомая мелодия или любимая игрушка в кроватке вскоре начнут ассоциироваться со сном. А близость и любовь родителей в это время наполнят душу малыша уверенностью, что он желанный и любимый, и с этой уверенностью малютке будет гораздо проще уснуть одному.

Детишкам же, привыкшим засыпать только с помощью разного рода вспомогательных средств (бутылочка, укачивание на руках, в коляске и пр.), введение ритуала засыпания поможет отказаться от них. Новый ритуал как бы заменит прежнюю привычку и облегчит переход к моменту, когда малютка окажется в своей кроватке один.

Ритуалы засыпания важны как для младенцев, так и для старших детей, поэтому их содержание должно изменяться в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.

  • В первый год жизни малыша рутинная часть ритуала (подготовка ко сну) еще тесно переплетается с родительской нежностью, ласковыми словами и прикосновениями. Купая, пеленая или переодевая малютку вечером, вы можете гладить его, делать ему массаж, петь песенки, рассказывать о прошедшем и новом дне. Не забудьте делать это каждый день в одной и той же последовательности, чтобы малыш заранее знал, что будет дальше. Только в этом случае эти действия станут для ребенка ритуалом и сигналом ко сну. Укладывая малютку в кроватку, нужно обязательно говорить одну и ту же фразу, которая станет для него привычной, например: «а теперь пора спать, чтобы набраться сил для нового дня» (или какую-то другую, которая даст малышу понять, что наступило время сна). Задергивание занавесок, выключение света (включение детского ночника) и нежный поцелуй со словами: «Спокойной ночи, сыночек (доченька)! Я тебя очень люблю!» – станут заключительным пунктом ритуала, после которого вы должны выйти из комнаты. И действуйте уверенно , потому что, почувствовав неуверенность в ваших действиях или вашем голосе, малыш обязательно попытается удержать вас обиженным плачем. (О том, что делать, если ребенок плачет, мы поговорим в разделе «Если ребенок не хочет ложиться спать один (метод Фербера )»).
  • Чтобы проследить за тем, уснул ли малыш, используйте радионяню . Включив ее, вы сможете спокойно передвигаться по дому, а не стоять на цыпочках под дверью, прислушиваясь к каждому шороху за ней.
  • Для более старших детей рутинную подготовку ко сну можно сократить до необходимого минимума, зато уютную часть с мамой или папой в детской комнате стоит немножко растянуть. Это то время, когда малыш наслаждается безраздельным вниманием своих родителей, – полчаса, принадлежащие ему одному. Вы можете, посадив ребенка на колени, почитать ему книжку или просто рассматривать вместе картинки, называя вслух то, что на них изображено. А может быть, вы споете малышу или расскажете ему добрую историю. Многие люди и в зрелом возрасте помнят мамины сказки и колыбельные. Или можно негромко включить кассету и покачаться с ребенком, например, в кресле-качалке. Если малыш привык засыпать с любимой игрушкой, вы можете вовлечь ее в вечерний ритуал. Пусть зайчик, мишка или кукла скажут потом ребенку, что пора ложиться спать, и спросят, разрешит ли он им сегодня спать вместе с ним. Дайте волю вашей фантазии в эти минуты. Но помните о том, что все ваши действия должны стать для малыша привычкой и повторяться изо дня в день, даже если вам это покажется скучным. Только в этом случае уютные минуты перед сном будут ассоциироваться для ребенка с засыпанием.
  • Выбирая вечерний ритуал, очень важно заранее определить его временные рамки и предупредить о них малыша. Если вы не сделаете этого, ребенок не захочет остановиться и попытается всеми силами растянуть приятное занятие («еще одну историю, мама, ну пожа-а-а-луйста…!»). Проще всего провести границу сразу и договориться с малышом, что прочитаете ему, например, только одну историю или только одну детскую книжечку. Можно показать на часы в комнате и сказать, что будете читать, пока вот эта стрелка не дойдет вот до этой цифры. Даже не знающему цифр малышу это покажется наглядным и логичным. Определив границы, оставайтесь тверды и не нарушайте их даже в качестве исключения. Почувствовав слабинку, ребенок постарается воспользоваться ей, чтобы оттянуть время сна. Он поймет: достаточно поканючить, и он получит желаемое. Вы же станете нетерпеливы, малыш, почувствовав это, начнет капризничать, и весь ритуал уже не будет иметь желаемого действия.
  • Заключительный пункт ритуала для старших детей тот же, что для маленьких (задернутые занавески, выключенный свет, нежный поцелуй с ласковыми словами на ночь). Если вы использовали для определения временных рамок часы, то сейчас как раз нужный момент, чтобы указать ребенку на них. Например, со словами: «Ну вот, смотри – маленькая стрелка уже дошла до цифры „семь“», – вы убираете книжки с игрушками и укладываете малыша в детскую кроватку.

Все приведенные в этой главе элементы ритуала примеры . Вы можете использовать их или придумать свои собственные, неповторимые. Ведь вы лучше других знаете своего ребенка – что он любит, в чем нуждается, что его успокаивает.

Даже если у вас целый день не было возможности заниматься с малышом, вы можете наверстать упущенное во время вечернего ритуала. Используйте эти драгоценные минуты для близости и ласки, бесед, секретов и спокойных игр. Именно эти счастливые мгновения останутся в памяти ребенка на всю жизнь!

Если ребенок не хочет ложиться спать один (метод Фербера)

Но вот вы ввели ритуал засыпания и четкий режим, подобрали время укладывания, когда ребенок действительно устал, но ваш малыш по-прежнему наотрез отказывается засыпать один (и обычно, как следствие этого, часто просыпается ночью).

Что делать, если ваша усталость достигла предела? Что, если у вас больше нет сил вставать по ночам? Как быть, если вы вечером больше не можете носить на руках невероятно уставшее, но не желающее укладываться в кроватку существо?

В этом случае вы можете как последний выход испробовать метод американского профессора Ричарда Фербера. Будучи врачом детской клиники города Бостона, Ричард Фербер основал там специальный центр по изучению детского сна. Фербер предлагает последовательно укладывать ребенка в кроватку одного, оставаясь при этом поблизости (например, в соседней комнате), и, если малыш плачет, возвращаться к нему через определенные небольшие промежутки времени, утешая его, но не вынимая из кроватки. Так малютка очень быстро поймет, что криком ему желаемого не достичь, и научится засыпать самостоятельно.

Только не слушайте знакомых, рекомендующих оставить кричащего ребенка одного, пока он не уснет. Уснуть-то он уснет – что же ему еще останется сделать, если его долгие отчаянные призывы на помощь останутся без ответа ! (В пору, когда наши бабушки и дедушки были молодыми, детей обычно так и укладывали, и они прекрасно спали всю ночь.) Но что происходит в маленьком существе, на крик которого никто не отзывается? Как чувствует себя такой малыш и какие выводы он сделает для себя на будущее? Он чувствует себя одиноким, всеми забытым и никому не нужным. Он смирится с этим и уснет, но страх одиночества и неуверенность в себе останутся, скорее всего, на всю жизнь. А если вы не выдержите и после долгого крика все же вынете малютку из кроватки, он усвоит и еще одну истину: «Если достаточно долго кричать, то в итоге добьешься своего». Эту истину малыш попробует применить и в следующий раз.

Поэтому для успешного применения метода Фер-бера очень важно не оставлять плачущего ребенка одного долгое время. Возвращаясь в детскую через короткие промежутки времени и с любовью утешая малыша, вы покажете ему, что вы рядом и любите его, просто настало время сна, и он должен заснуть один.

Идеальный вариант – это, конечно, укладывать ребенка спать без слез. Метод Фербера рекомендуется только в том случае, если вам это по какой-то причине не удается и если у вас действительно нет больше сил. Ведь вы знаете, что состояние родителей, особенно матери, мгновенно передается малышу. Так что же лучше – день изо дня носить его на руках, падая от усталости, или выдержать детский плач несколько дней, чтобы потом, ежедневно отдыхая и высыпаясь, с радостью посвящать себя ребенку? Решать вам. Для тех, кто захочет испробовать метод Фербера, описываем его подробнее.

Для успеха в использовании метода Фербера очень важны следующие предпосылки.

  • К моменту, когда вы начнете применение метода, ребенок должен быть старше 6 месяцев и здоров.
  • В ближайшие недели не должно планироваться поездок, визитов с ночевкой или других резких изменений в жизни малыша. Пока новая привычка не стала постоянной, ребенок должен спать дома в своей кроватке. Изменение окружающих условий во время применения метода может помешать успеху предприятия.
  • А вот перемена места сна (например, из спальни родителей в детскую комнату ) непосредственно перед тем, как вы начнете следовать методу, наоборот, может помочь малютке в приобретении новой привычки.
  • Малыш должен быть приучен к определенному режиму и засыпать в одно и то же время. В момент, когда вы укладываете ребенка в кроватку, он обязательно должен быть уставшим, его «внутренние часы» должны уже переключиться на сон.
  • Вы должны быть уверены в своих действиях и готовы довести начатое до конца.
  • Важной предпосылкой для применения этого метода является единогласное решение обоих родителей . Ведь если мама укладывает малютку в кроватку, а папа через 2 минуты вынимает из нее (или наоборот), то успеха, как вы понимаете, не будет.

Подробнее о методе Фербера

Определите заранее, через какие промежутки времени вы будете заходить к малышу, чтобы успокоить его. Составьте точный план, которому вы потом будете следовать. Основное правило: в первый раз время ожидания составляет пару минут, потом оно постепенно увеличивается. Определяя временные промежутки, положитесь на свою интуицию и не делайте ничего против внутреннего голоса. Время ожидания может варьироваться от 1 минуты до получаса (многим слишком большие промежутки, предложенные Фербером, кажутся неуместными).

Начать применять метод лучше всего вечером – в то время, когда ребенок обычно засыпает, или немного позже. Проведите последние минуты перед сном вместе с малышом, постарайтесь подарить ему в это время все ваше внимание и нежность. Очень хорошо, если у вас уже есть сложившийся вечерний ритуал, к которому ребенок привык и который означает для него переход ко сну.

Откажитесь на этот раз от всех «помощников» , ранее облегчавших малышу засыпание (бутылочка, грудь, ношение на руках, укачивание в коляске и пр.). Все это должно происходить минимум за полчаса до сна. После вечернего ритуала объясните ребенку, что он уже большой и должен теперь учиться засыпать самостоятельно; потом поцелуйте его, положите в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и покиньте комнату. Укладывая малыша, говорите каждый день одну и ту же фразу, например: «А теперь, мой родной, настало время спать». А выходя из комнаты, вы можете, к примеру, сказать: «Спокойной ночи! Я тебя очень люблю!».

Поскольку ребенок не привык засыпать один, он, скорее всего, начнет плакать. В этом случае действуйте согласно составленному плану и подождите несколько минут перед тем, как вернуться в его комнату. Можно начать с 3 минут, потому что обычно родители не в состоянии в первый раз выдержать дольше. Но и 3 минуты могут показаться невероятно долгими, если стоишь за дверью и слышишь плач любимого крохи, поэтому многие предпочитают начать ожидание с 1 минуты. Обязательно смотрите на часы, потому что собственное ощущение времени в эти минуты растягивается до невероятности.

Если ребенок по-прежнему плачет, зайдите на пару минут в комнату и постарайтесь успокоить его, не вынимая из кроватки. Вы можете поговорить с малышом или погладить его. Старайтесь говорить спокойным, твердым голосом, потому что ребенок прекрасно почувствует любую неуверенность в ваших действиях. Очень важно также, чтобы голос звучал без раздражения и нетерпения, с любовью. Повторите снова, что настало время спать, что малыш уже большой и должен учиться засыпать один. Скажите, что мама поблизости и любит его. (Даже если малютка еще не понимает слов, он почувствует тепло и любовь, а также уверенность в вашем голосе.) С этими словами снова покиньте комнату, даже если малыш еще плачет. Важно, чтобы ваше пребывание в комнате не длилось слишком долго. Ни в коем случае не давайте ребенку бутылочки и не берите его на руки.

Если он встал в кроватке, положите его, перед тем как выйти из комнаты (но только 1 раз).

Некоторые дети реагируют на появление родителей еще более возмущенным криком. В этом случае пребывание родителей в комнате может быть еще короче. Но возвращаться в комнату через определенные промежутки времени обязательно, чтобы малыш не почувствовал себя покинутым.

Выйдя из комнаты, следуйте составленному плану: пережидайте установленное вами время, после чего возвращайтесь в детскую, повторяя прежние действия, и так до тех пор, пока малыш не уснет. Если ваше присутствие в комнате не успокаивает ребенка, то время ожидания можно несколько растянуть.

На следующий день действуйте так же, увеличив только количество минут согласно плану. Максимальное время ожидания (10 минут) лучше не превышать. Заходите к ребенку, только если он действительно плачет. Хныкающий малыш часто успокаивается самостоятельно. Поэтому в этом случае лучше немного подождать.

Если периоды ожидания кажутся вам очень длинными, можно сократить их, начиная с 1 минуты и не оставляя ребенка одного дольше чем на 5 минут. Даже в этом случае вышеописанный метод увенчается успехом.

Какой бы план вы ни выбрали, главное – чтобы вы были в состоянии осуществить его до конца. Если вас грызут сомнения, выберите лучше самый мягкий вариант. Только если вы будете уверены в том, что делаете, ваши действия дадут желаемый результат. Ребенок почувствует вашу уверенность и не будет долго сопротивляться. По этой же причине не рекомендуется изменять длительность периодов ожидания больше одного раза. Частые отклонения от плана внесут в ваши действия неуверенность и непредсказуемость. Старайтесь придерживаться одной линии. Зная, что делать дальше, вы будете чувствовать себя спокойнее.

Если вы боитесь оставлять малыша одного (есть мнение, что страх разлуки может иметь негативные последствия для развития и будущей жизни ребенка), то можете, выйдя из комнаты, разговаривать с ребенком из-за закрытой или приоткрытой двери . Так он будет уверен, что вы поблизости и не покинули его. Повторяйте, что любите своего кроху, но что пора спать, что он должен научиться засыпать в кроватке один, а завтра вы пойдете с ним гулять… (и дальше в том же духе).

Ну а если вам кажется суровым и этот совет,то вы можете оставаться в комнате, пока малыш не уснет. Но действуйте и в этом случае по плану, подходя к малышу только время от времени, чтобы утешить его. Затем найдите в себе силы отойти и сесть, скажем, на стул вдали от кроватки ребенка, но так, чтобы он вас видел. Сделайте вид, что читаете или чем-то заняты (свет обязательно должен быть приглушенным). Если ребенок при этом плачет, то вы, по крайней мере, можете быть уверены, что он плачет не от страха, а просто потому, что не получает того, чего хочет. Главное – чтобы малыш самостоятельно уснул в своей кроватке, без вашей помощи, без бутылочки или других прежних «помощников засыпания». Конечно, в этом случае вам понадобится гораздо больше терпения и времени, пока он начнет засыпать самостоятельно. А если ваше присутствие в комнате не помогает и ребенок все равно плачет каждый день, то стоит подумать, не перейти ли к обычному плану, описанному выше (если, конечно, ваш внутренний голос не будет возражать).

Во время применения метода очень важно будить ребенка утром и днем в то время, когда он обычно просыпался раньше . Если малыш, заснув позже обычного, имеет возможность наверстать это время потом, то весь режим нарушится, и к моменту укладывания ребенок не будет достаточно усталым. В этом случае метод самостоятельного засыпания действовать не будет.

Мама и папа могут сменять друг друга, укладывая малыша в кроватку (но лучше не в одну и ту же ночь). Начать должен тот, кто более уверен в необходимости применения метода и кто сможет довести начатое до конца.

Почему же метод Фербера действует?

Привыкший засыпать с вашей помощью малыш поначалу протестует, перестав ее получать. Он кричит, пытаясь криком достичь желаемого. Но что происходит? Мама или папа время от времени утешают его, не давая, тем не менее, того, чего он хочет. Малютка ужасно устал, ведь утром его разбудили в обычное время. «А стоит ли кричать дальше, – думает он, – если все равно от этого нет никакого толку? Я только зря трачу силы, уж лучше поспать самую малость…» Потребность в сне побеждает в итоге над старой привычкой, которую малыш хотел восстановить.

Поскольку время ожидания родителей постепенно увеличивается, малыш понимает, что кричать дольше тоже бесполезно. Этим он все равно не добьется от родителей того, чего хочет.

Засыпая от усталости день ото дня, ребенок привыкает погружаться в сон самостоятельно, это постепенно входит в привычку. А ставшая привычной ситуация перестает вызывать у малыша тревогу и заменяет в подсознании прежнюю неблагоприятную привычку.

Когда и как часто следует пользоваться методом Фербера?


Какие проблемы могут возникнуть?

  • Некоторые дети склонны к рвоте и реагируют ею на долгий плач. Если рвота возникнет во время применения метода самостоятельного засыпания, то зайдите сразу же к малышу, переоденьте его, уберите комнату, смените постельное белье и следуйте плану дальше, как было предусмотрено. Если вы будете по-прежнему спокойны и уверенны, ребенок быстро поймет, что рвота не влияет на ваше решение, и научится засыпать самостоятельно.
  • В случае если один из родителей не в состоянии выдержать детский плач , он может пойти погулять или надеть наушники с музыкой, пока ребенок не заснет. Вы можете даже, чтобы избежать ненужных ссор, воспользоваться этим методом, например, пока муж в командировке, и потом удивить его готовыми результатами.
  • Если детская кроватка стоит в вашей комнате и вы хотите, чтобы малыш засыпал самостоятельно также по ночам, то вы можете на время переставить кроватку в другую комнату или повесить перед ней занавеску.
  • Братья или сестры в одной комнате с малышом тоже значительно усложнят дело, а также будут просыпаться от плача младшего ребенка. Попробуйте переселить их на время в другую комнату.
  • Если малыш во время следования методу Фербера заболеет, то применение метода обязательно нужно прервать. Во время болезни не может быть и речи об изменении привычек. Когда ребенок поправится, начните все заново. Это возможно и в том случае, если малыш уже научился засыпать самостоятельно, но из-за болезни вернулся к старым привычкам. К плану самостоятельного засыпания можно возвращаться не один раз, и с каждым разом обучающий эффект будет проявляться быстрее.

Когда же будут заметны первые успехи?

Это зависит от темперамента ребенка, от того, с какой энергией он сопротивляется новым обстоятельствам и какие «уроки» ему приходилось «учить» в своей еще совсем недолгой жизни.

Первые дни будут в любом случае испытанием и для вас, и для малыша. Но некоторые детишки не плачут дольше 15 минут и через 2-3 дня засыпают в кроватке самостоятельно. Другие же не могут успокоиться поначалу час или два, и родителям приходится по десять раз или чаще заходить в их комнату со словами: «Я здесь, я люблю тебя, но тебе пора спать. Ты уже большой и должен засыпать один в своей кроватке».

Однако если вы будете терпеливо и последовательно применять составленный вами план, то вы можете ожидать первого улучшения, а иногда даже решения проблемы уже на третий день . Ведь дети учатся гораздо быстрее взрослых и умеют довольно быстро приспосабливаться к новым ситуациям.

Некоторым детишкам требуется несколько больше времени. Но приобретение новой привычки редко длится дольше недели и только в отдельных случаях дольше двух недель. После того как вашему малышу удалось десять раз подряд заснуть самостоятельно, вы можете считать, что самое сложное позади ! Вы можете откинуться на спинку дивана и с облегчением вздохнуть.

Время, которое вы раньше тратили на укладывание ребенка, лучше провести вместе с ним за уютным вечерним ритуалом!

А за несколько сложных дней, которые вам понадобятся, чтобы приучить малыша засыпать самостоятельно, вы будете вознаграждены спокойным вечером и беспробудной ночью.

Если ребенок вылезает из кроватки

Хорошо, если вам удалось научить ребенка засыпать самостоятельно, пока он был маленький и не мог выбираться из своей кроватки. А что, если в момент, когда вы читаете эту книгу, боковины кроватки уже перестали быть для малыша непреодолимым препятствием? Или если малютка, раньше засыпавший без вашей помощи, научился садиться, а потом и вставать в своей кроватке и уже пытается закинуть ногу на верхнюю перекладину? Теперь вы не можете оставить его одного и просто выйти из комнаты. Желая последовать за вами, малыш удвоит свои силы и рано или поздно «возьмет барьер».

Дожидаться исхода этого опасного предприятия однозначно не стоит. Если вы уже опустили матрас в самое нижнее положение и даже спальный мешок больше не в силах удержать маленького скалолаза от первых попыток восхождения, то настало время обеспечить малышу более безопасную возможность «выхода на свободу». Чтобы предотвратить падение с большой высоты, вам придется опустить переднюю боковину кроватки или вынуть из нее несколько вертикальных перекладин.

Получив возможность беспрепятственно вылезать из кроватки, ребенок обрадуется новой возможности открывать мир вокруг себя. Все, что раньше было для него недоступным, покажется вдруг близким и интересным, и малыш не замедлит отправиться в «исследовательское путешествие». Думаете, теперь он спокойно ляжет спать? Легко ли оставаться в кровати, когда вокруг столько всего нового, волнующего и, главное, с недавних пор доступного? И почему бы, проснувшись ночью, не попытаться забраться в уютную родительскую постель?

В этот переломный момент изобретательности родителей нет цены. Если более старших ребятишек можно как-то уговорить оставаться в постели, то младших придется приучать с помощью терпения и последовательности.

  • Пока малыш только встает в кроватке, но еще не может вылезти из нее, вы можете пользоваться методом Фербера, укладывая малютку каждый раз, когда заходите в комнату или покидаете ее (но только один раз). Если кроха, едва коснувшись головой подушки, вновь играет в ваньку-встаньку, оставьте это на сей раз незамеченным и выйдите из комнаты по плану.
  • Когда и кроватка перестает быть для малыша препятствием и он настойчиво выскакивает из комнаты вслед за вами, можно попробовать установить барьер в дверном проеме детской комнаты. Тем самым вся детская комната как бы становится детской кроваткой. И цель ваша в том, чтобы ребенок заснул там один, без вашей помощи. Вы можете следовать методу Фербера, регулярно заходя в комнату на короткое время, чтобы успокоить малыша и уложить его в постель. Если он снова вылезает из кроватки или продолжает плакать, вы должны (по методу Фербера) все равно выходить из комнаты на несколько минут по заранее составленному плану, давая ребенку шанс заснуть самостоятельно. (Не забудьте, что речь идет только о случае, когда у родителей больше нет сил и все их попытки действовать другим образом не увенчались успехом.)
  • Вполне может случиться, что малыш в ваше отсутствие заснет от усталости, но не в своей постели, а где-нибудь на полу или на диване. Ничего страшного – отнесите его осторожно в кроватку и закройте одеялом. Как бы там ни было, он заснул самостоятельно, без вашей помощи. Рано или поздно он сам поймет, что засыпать в кровати уютнее, чем на холодном полу.
  • Если у вас нет барьера (или ребенок уже научился перелезать через него), но есть еще немного терпения, попробуйте относить малыша назад в детскую кроватку, пока он не останется в ней добровольно . Однако этот метод может функционировать, только если вы в состоянии сохранять внутреннее спокойствие. Малыш должен чувствовать, что засыпать одному в своей комнате – важная необходимость, а не наказание и не результат гнева родителей . А в противном случае вся «процедура» превратится в борьбу за власть. Тогда она не увенчается успехом, а только нарушит доверительные и нежные взаимоотношения между вами и ребенком!!!
  • Очень хорошо работает этот метод ночью, когда у малыша нет сил повторно забираться в родительскую постель и он легче смиряется с тем, что вы относите его обратно. Хотя есть ребятишки, которые и ночью отличаются удивительной настойчивостью. Если вы уверены, что ребенок пришел к вам ночью не из-за страха или боли, а просто по привычке, то вы можете достигнуть желаемого результата, относя его в детскую кроватку с необходимой регулярностью и последовательностью.

    Рекомендуется делать это не бессловесно, а вначале объяснить малышу , что ваша кровать слишком узка и в ней недостаточно места для всех, что иначе утром все будут усталыми и невыспавшимися и, что вы с удовольствием ждете утра, когда снова сможете тискать и ласкать своего малютку. Конечно, не нужно читать ребенку проповеди каждый раз. В следующий раз будет достаточно напомнить ему: «Ты же знаешь, что для нас всех в кровати нет места».
  • После того как малыш справился с задачей и заснул в своей комнате самостоятельно, вы обязательно должны похвалить его . Он будет сам гордиться собой и с большей охотой согласится повторить этот опыт на следующий день.
    Поощрения же и подарки, наоборот, в этом случае не подходят. Ребенок должен осознать, что речь идет о необходимости, о чем-то нормальном и само собой разумеющемся, а не об одолжении с его стороны, требующем награды. Иначе ваш маленький хитрюшка быстро сделает сон в своей кроватке «источником дохода», каждый раз шантажируя вас и требуя все новых поощрений.
  • Ну а что делать, если малыш настойчиво выходит из комнаты, едва вы уложили его, и у вас нет ни барьера, ни терпения и сил, чтобы по двадцать раз относить его обратно? В этом случае профессор Фербер рекомендует метод открытой или закрытой двери в детскую комнату. Дело в том, что любой ребенок останется в комнате один охотнее, если не будет чувствовать себя отрезанным от внешнего мира закрытой дверью. Голоса родителей или бытовой шум в соседней комнате успокаивают и усыпляют, наполняют уверенностью и прогоняют страхи.
    Открытая или приоткрытая дверь – как бы мостик к родным людям, до которых в случае необходимости рукой подать. Этот мостик открыт для малыша, если он остается в своей кроватке, и закрыт, если он из нее вылезает. Таким образом, ребенок своим поведением сам контролирует ситуацию. Открыта дверь или закрыта, зависит от него одного . Конечно, эта причинная связь должна быть ребенку ясна, поэтому для применения данного метода ребенку должно быть минимум 2 года и у него не должно быть проблем в языковом развитии. (Кроме того, этот метод, конечно, не подходит для детишек, страдающих ночными кошмарами, болями или болезненным страхом расставания с родителями.)

    Укладывая малыша в постель, повторите ему, что пришло время самостоятельно засыпать в своей кроватке. Скажите, что, если он будет лежать спокойно, дверь останется открытой, а если он будет из нее вылезать, вы дверь закроете. Старайтесь говорить спокойно и уверенно. Ребенок не должен думать, что это наказание, но и не должен сомневаться в вашей решительности . Тон ваших слов играет решающую роль для успеха предприятия.
    Выходя из комнаты, оставляйте дверь открытой или приоткрытой. (Можете спросить малыша, как ему больше нравится. Он будет доволен тем, что его мнение для вас важно.)
    Если ребенок вылезает из кроватки, вернитесь в комнату, уложите его обратно и выйдите со словами: «Что ж, значит, мне придется дверь закрыть». Закрывая дверь, не запирайте ее на ключ! Подождите пару минут, перед тем как вернуться в детскую комнату (даже если малыш уже вернулся в кроватку). С плачущим ребенком вы можете разговаривать через дверь или сказать что-то, когда снова откроете ее.
    Время ожидания за дверью не должно быть слишком долгим. Иногда достаточно всего одной минуты, чтобы убедить малыша в вашей решительности. Если при вашем возвращении он уже лежит в своей кроватке, то вы можете похвалить и приласкать его. В этом случае дверь в его комнату останется открытой. Если же он опять вылез, отнесите его назад и повторите свои прежние действия, и так до тех пор, пока ребенок не останется в постели. В этом случае время ожидания можно постепенно увеличивать от одной до нескольких минут. Каждый раз, выходя из комнаты, повторяйте, что дверь останется открытой, если малыш будет спокойно лежать в своей кроватке, то есть все зависит только от него.

Если вы будете действовать уверенно и последовательно, то решение проблемы не займет больше нескольких дней. А вы, обнаружив, что любимое создание спокойно дремлет в своей кроватке, воскликнете: «Ну надо же, наконец-то у меня появилось вечером свободное время!»

Дети слушаются охотнее, если у них есть выбор. Объяснив им, какие последствия для них будет иметь то или иное решение, вы тем самым подтолкнете их к правильному выбору. Ведь гораздо лучше остаться в кроватке при открытой двери в детскую комнату, чем вылезти из нее, оказавшись отрезанным от внешнего мира закрытой дверью…

Метод “Тайм-аут”

Упорно вылезающий из кроватки малыш пытается уже в раннем возрасте меряться силами со своими родителями. Поэтому закрытая на короткое время дверь в детскую комнату может стать для него одной из первых границ, очень важных в детском воспитании. Граница означает: «Стоп! Дальше нельзя!». Чтобы научиться жить в обществе людей, ребенок обязательно должен знать, что существуют границы дозволенного поведения.

Барьер, дверь или просто пространственное отдаление от малыша лучше всего символизируют понятие границы, которую не следует переступать. Это касается, конечно, не только отхода ко сну, но и поведения ребенка днем. Поэтому в случае, когда малыш делает что-то недопустимое (бьет младшего братика или сестричку, кидается едой, бросается на пол в приступе гнева и пр.), психологи советуют пользоваться методом, называемым «тайм-аут».

Метод тайм-аута, показывает ребенку, что он переступил границу допустимого поведения, но что он не безразличен родителям и любим ими. Для этого, заметив поведение малыша, громко скажите: «Стоп!» Посадите ребенка на стул в другом углу комнаты со словами: «Этого делать нельзя. Сейчас ты должен посидеть один». Если он слезает со стула, отнесите его в соседнюю или в детскую комнату. Для маленьких детишек достаточно барьера, для старших необходимо закрыть дверь.

Старайтесь не кричать, но действовать решительно. Ребенок должен понимать, что это не наказание, а логическое следствие его собственного поведения. И что в его власти изменить ситуацию. Для этого достаточно прекратить нежелательное поведение. Поэтому тайм-аут не должен быть долгим. Как и в методе открытой или закрытой двери, он не должен превышать нескольких минут. Потом вы открываете дверь или приближаетесь к барьеру и делаете ребенку «мирное предложение». Вы можете спросить: «Ты понял, что так делать нельзя?». Или: «Ты не будешь больше так поступать?». И потом: «Мы снова друзья?».

Обычно дети быстро успокаиваются и ведут себя хорошо, слишком уж непривлекательна перспектива остаться одному за закрытой дверью. Но может случиться, что ваши действия только разожгли гнев ребенка, он стучит в дверь, бьет в нее ногами и т. п. В этом случае стоит обождать, пока он не успокоится и агрессивное поведение не перейдет в жалобный плач. Тогда вы можете повторить предложение о мире и утешить малыша. Если он при вашем появлении вновь ведет себя агрессивно, то тайм-аут нужно повторить, снова закрыв дверь на несколько минут . Только когда ребенок успокоился и согласился сотрудничать с вами, он может покинуть свою комнату. Важно, чтобы малыш понимал, что выбор за ним и что он изменением своего поведения в любой момент может закончить неприятную для него ситуацию.

Некоторые дети не любят, когда их относят в угол или другую комнату, и предпочитают идти туда самостоятельно. Если ребенок действительно идет туда, куда вы ему сказали, и остается там некоторое время – замечательно. Это первый признак того, что он сознает недопустимость своего поведения. Если же ребенок, обещая уйти в комнату, попытался обмануть вас и, едва вы выпустили его, спрятался, то не повторяйте эту ошибку еще раз.

Очень важно, чтобы тайм-аут удался в первый раз . Впоследствии может оказаться достаточным напомнить малышу об этом или спросить, не хочет ли он прогуляться в свою комнату, чтобы ребенок добровольно перестал «дебоширить».

Какой бы символ границы вы ни выбрали, главное – чтобы ребенок знал, что дальше нельзя. Границы нужны не только родителям, чтобы дети «не сели им на голову», но и в первую очередь самим малышам, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Границы, проведенные родителями с любовью и строгостью, дают детям ощущение уверенности и защищенности!

Любите себя, работайте над собой, приводите в порядок свою жизнь, и ваши дети будут спокойны, счастливы и послушны!

Младенец сразу после рождения нуждается в материнском тепле, внимании и заботе. Значительную часть суток дети отводят сну. Чтобы кроха заснул быстрее испокон веков используют укачивание. способствует быстрому засыпанию новорожденного. Однако, наступает момент, когда мама принимает решение приучить засыпать малыша самостоятельно, без кормления грудью или укачивания. Чтобы переход прошел безболезненно для грудничка, необходимо правильно провести изменения в режиме.

Процесс укачивания напоминает грудничку однообразные и размеренные движения, когда малыш находится в мамином животе. Монотонность действий при этом связана в подсознании грудничка с чувством защищённости, помогает быстрее успокоиться и уснуть.

Существует версия, что такой ритуал, предшествующий отхождения ко сну, способен развивать вестибулярный аппарат, что в будущем поможет ребенку увереннее удерживать равновесие во время ходьбы.

Чтобы уложить грудного ребенка спать без укачивания и кормления грудью, важно изначально разобраться с тем, почему он не может долго уснуть. Причина беспокойного поведения новорожденного часто заключена в следующем:

  • Недостаточная усталость крохи. Если карапуз много и долго спит днем, мало играет на свежем воздухе, ограничен в движении, и когда приходит время ложиться в кроватку на ночной сон, начинает капризничать, протестовать против укладывания.
  • Нежелание или страх расставания с мамой. Дети знают прикосновение руки, запах, голос и сердцебиение матери с рождения. Привыкнув засыпать под боком у мамы, ребенок будет бояться и беспокоиться из-за того, что привычная обстановка изменилась.
  • Выработка привычек. Если с младенчества детей укладывать спать под размеренное укачивание, у них выработается определённая последовательность действий перед процессом засыпания.

Родителям важно знать с какого возраста лучше приучать малыша к самостоятельному засыпанию в кроватке без дополнительных усилий со стороны близких. Рекомендованный возрастной диапазон довольно широк – с 6 месяцев до 2–3 лет. Как только количество ночных кормлений сократится и за ночь карапуз просыпается единожды, можно начинать постепенное приучение. Начиная процедуру до года, следите за реакцией крохи. Если он не готов, лучше откажитесь от затеи. Годовалый малыш быстрее поддастся новому режиму, чем грудничок.

Доктор Комаровский отмечает, что проблема самостоятельно сна носит не медицинский, а педагогический характер. Приучить любого малыша к удобному графику по силам родителям, главное – запастись терпением и настойчивостью. Следует избегать частого укладывания ребенка спать при помощи укачиваний, чтобы не сформировать устойчивой привычки у крохи.


Как научить грудничка засыпать самостоятельно

Важно процесс укладывания малыша в постель превратить в спокойный и естественный ритуал. Отучить кроху от качания можно только одним способом – перестать его укачивать. Обязательно надо рассказать малышу, что у него есть свое спальное место, подготовить его к предстоящим изменениям. Даже если малыш ночью спит с мамой, дневные сны следует проводить в собственной постели. Составьте график вечерних мероприятий, выполняйте их ежедневно в одно и то же время. Последовательность действий может быть следующей:

  • прогулка на улице;
  • купание (можно использовать для ванночек отвары трав, обладающие успокоительным эффектом);
  • расслабляющий массаж;
  • время спокойных игр;
  • кормление;
  • колыбельная или сказка.

Нельзя практиковать нововведения, изменять привычный процесс засыпания и режим ребенка, если карапуз заболел или плохо себя чувствует. Для пересмотра расписания подберите время, когда малыш полностью здоров.

Необходимо научить ребенка различать дневной и ночной сон. Днем не стоит задергивать шторы, включать светильник, создавать особую атмосферу для сна. А вот ночью звуки и свет должны быть приглушенными.

Чтобы помочь малышу самому заснуть в кроватке, существует множество проверенных способов:

  • полежать рядом;
  • включить успокаивающую музыку;
  • положить рядом любимую игрушку;
  • рассказать малышу, какие животные (птицы, игрушки) уже уснули;
  • убаюкать малыша поможет сказка или колыбельная;
  • темнота способствует выработке гормона, способствующего засыпанию;
  • белый шум (фен, шум радио и т. д.);
  • длинный звук ш;
  • мягкое прихлопывание по спинке или плечику.

Ритуалы отхождения ко сну, которые сопровождаются одной и той же последовательностью совершаемых действий помогают создать новый режим. Совершаемый ритуал может быть разработан родителями самостоятельно исходя из графика малыша, его привычек.

Разрешите карапузу заснуть на маминой груди и переложите его в кроватку, коляску. Рядом положите свою одежду. Чувствуя мамин запах, ребенок будет спать крепче и спокойнее. Главный секрет – создать удобный дневной режим и придерживаться его, несмотря на все трудности. Пройдет время и малыш привыкнет к новым правилам сна и бодрствования.

Методики самостоятельного засыпания

Специалисты-сонмонологи настаивают на необходимости обучения ребенка самостоятельному засыпанию. При этом важно учитывать его возраст, тип темперамента и т.д. Существует множество методик самостоятельного детского сна. При этом они различаются по степени участия родителей в процессах сна и радикальности по отношению к ребенку.

Лояльные методики сводится к постепенному воздействии речевых и тактильных приёмов, которые воздействуя на кроху, помогут научиться успокаиваться и засыпать самостоятельно.
К таким воздействиям относят комплекс привычных маме манипуляций. Согревающая ванна с успокаивающими травами, защита от непроницаемости света в помещение, колыбельная или сказка, нежный мамин голос, мелодичные спокойные музыкальные мотивы помогают успокоиться ребенку. При этом родители отказываются от укачивания малыша, кормления грудью, пустышки и других способов, вызывающих устойчивое привыкание.

Постепенно кроха адаптируется к тому, что в момент беспокойства, просыпания его не берут на руки. Основой стратегии является последовательность родителей в действиях. При этом важно не устанавливать чётких дат достижения цели, не стоит ориентироваться на чужие успехи. Родителям важно оценивать характер плача малыша: конечно, если кроха плачет от боли, голода применение методов останавливают и удовлетворяют потребности грудничка. Возможны также случаи, когда малыш требует тактильного контакта, что проявляется в виде надрывного плача, истерик. Такого состояния допускать нельзя – возможно грудничок не готов к такому способу приучения к самостоятельности. Поэтому так важно опираться на индивидуальность каждой ситуации, характер ребенка, возраст, темперамент и т.д.

Техника «Фейдинг»

Считается одной из наиболее мягких и длительных методов. Суть его заключается в плавной смене привязанностей. Мама при засыпании отвлекает кроху от груди (укачивания, бутылочки) другими действиями, которые призваны заинтересовать ребенка (стишки, сказки, колыбельная и т.д.). Используя этот вариант, женщина не лишает малыша привычных процессов засыпания, но мягко сокращает время контакта с объектом. Для воплощения этой техники может понадобиться 1,5 – 2 месяца.

Метод «Долгое прощание»

Этот способ оптимален для мам, которые не готовы мириться с длительным плачем ребенка. Используя данную методику, родители постепенно увеличивают расстояние между собой и кроваткой крохи: ежедневно укладывая младенца спать, необходимо усаживаться всё дальше от ребенка. При этом малыш не испытывает страха расставания с мамой, ведь он слышит её голос и знает, что она близко.

Используя эту тактику важно учитывать несколько важных моментов: ребенок укладывается в постель, когда посылает сигналы готовности ко сну (зевает, трёт глазки, замедляются движения); если малыш выражает беспокойство, родители не берут кроху на ручки, а успокаивают его мягкими поглаживаниями, разговаривая с ним; также не следует допускать интенсивного плача малыша. Цикл «передвижения» маминого стульчика от кроватки до дверного проёма может занять от 10 до 20 дней. Психологи отмечают, что мама должна быть уверена в необходимости и правильности своих действий, ведь кроха может почувствовать её неуверенности и беспокойство.

Метод Элизабет Пентли

Сущность этой техники заключается в изменении привычных малышу ассоциаций, с которыми связывает малыш процесс засыпания. Автор метода рекомендует начинать процедуру укладывания несколько раньше принятого времени, что позволит крохе не переутомиться. Пентли также рекомендует заменить привязанность на игрушку или мамину вещ (например, платок). Также автор советует не реагировать на любое кряхтенье или похныкивание. Важно, чтобы младенец научился успокаиваться от нежного поглаживания, звука материнского голоса.

Существует целый ряд техник, направленных на обучение младенца самостоятельному сну, сущность которых заключается в выдерживании и увеличении родителями некоторого временного интервала между началом плача и моментом, когда мама подходит к малышу для успокоения. При этом мама не берёт малыша на ручки, а использует поглаживания, похлопывания, белый шум. Стоит отметить, что применять такие способы не рекомендуется для деток младше 6 месяцев, а некоторые психологи отмечают, что практиковать такие приёмы можно только после 3 –летнего возраста, когда малыш уже готов к «отделению» от мамы.

Что может мешать ребенку спать

Случается так, что 12-месячный малыш уже отвык от укачиваний, мамины старания не прошли даром. Однако засыпая в кроватке, он часто просыпается и плачет. Чтобы ночь прошла хорошо, определите, что мешает карапузу спокойно отдыхать, устраните раздражитель:

  • Мокрые подгузники. Чтобы ребенок меньше писал ночью, не давайте перед сном ему много воды, чая или компота.
  • Чувство голода. Блюда для ужина должны быть достаточно питательны для того, чтобы малыш мог сытно кушать перед сном.
  • Повышенный уровень шума. Голоса взрослых, телевизор или шум стиральной машинычастые причины беспокойства крохи.
  • Некомфортная обстановка в помещении. В комнате должно быть прохладно и влажно. Оптимальная температура воздуха – 18–22 градуса. Проветривайте помещение перед сном.
  • Неудобная одежда. Вещи карапуза должны быть сделаны из натуральных тканей, не сдавливать тело и ни мешать движениям, ни содержать грубых швов, аппликаций.
  • Насекомые и др.

Сколько времени потребуется для адаптации малыша к нововведению зависит от индивидуальных факторов, его возраста. Не стоит излишне давить на кроху, проявлять упорство, если ребенок требует внимания мамы, хочет ощущать её близость. С малышом можно договориться, обосновывая свои действия, постепенно сокращая время контакта и его частоту. Например, мама перед сном несколько минут совершает покачивания сидя на кровати взяв ребенка на руки. Затем укладывает в пастель и поёт колыбельную. Постепенно первый этап засыпания укорачивается, а второй удлиняется. Стоит отметить, лучше всего умеет спланировать сценарий отхода малыша ко сну мама, которая лучше остальных знает привычки и потребности своего ребенка.

Вы укачиваете его вот уже 30 минут, и час… А он всё скачет, вертится, хлопает глазами.

Или отказывается идти в постель, бегает – кажется, и спать совсем не хочет. Но его выдает плаксивость, раздражительность, ненормальное возбуждение – да, он устал, но почему же не идет в кроватку?

Почему ребенок плохо засыпает и мучает этим и себя, и родителей?

На самом деле, это зона ответственности именно родителей. Мама должна знать, когда укладывать спать и организовать режим и вечерние ритуалы таким образом, чтобы ребенок хотел спать, с удовольствием шел в постель и легко засыпал.

Если не брать в расчет серьезные заболевания нервной системы и головного мозга, то эти причины можно подразделить на физиологические и психологические.

Физиологические причины плохого сна

К физиологическим относят возрастные причины. Это ранний возраст (1-2 месяца), когда проходит становление ритмов сна и бодрствования. А также периоды коликов, газиков, прорезывания зубов. Плохое засыпание в это время вполне объяснимо, и его нужно просто переждать.

Влияние также оказывает течение беременности и родов, наличие серьезных проблем в этот период- всё это сказывается на самочувствии и нервной системе ребенка. Замечено также, что плохо спят дети, если во время беременности многократно проводилось УЗИ (более 5 раз).

Психологические причины, почему ребенок плохо засыпает

У малышей такая слабая нервная система, что любые мелочи могут привести к перевозбуждению, стрессу, невозможности расслабиться и заснуть. Поэтому важно поддерживать благоприятную среду для ребенка, избегать резких изменений в жизни, обеспечивать покой и режим.


Режим

Отсутствие режима вызывает стресс у ребенка, так как жизнь кажется полным хаосом и непонятно чего ожидать от неё. Отклонения от режима даже на 15 минут могут привести к плохому настроению и сну. И чем младше ребенок, тем критичней эти отклонения.

Наблюдение за ребенком показывают вам, сколько раз он спит и сколько времени бодрствует – на этот счет есть определенные нормы, и именно мама должна их соблюдать. Даже если кажется, что малыш еще бодр и весел, по истечении положенного времени бодрствования его необходимо укладывать спать.

Нормы времени бодрствования:

Новорожденный – 50-60 минут

1 месяц – 60-75 минут

2 месяца – 1 час 15-20 мин

3 месяца – 1 час 20-35 мин

4 месяца – 1 ч 45 мин – 2 ч

5 месяцев – 2 ч – 2 ч 15 мин

6 месяцев – 2 ч 15 мин – 2 ч 30 мин

7 месяцев – 2 ч 45 мин – 3 ч

8-10 месяцев – 3-4 ч

11-12 мес – 3 ч 30 мин – 4 ч 30 мин

При переходе на 1 сон время бодрствования составляет 5-6 часов.

Не следует ждать, когда ребенок подаст признаки того, что хочет спать. Иначе он “перегуляет” и здравствуй, истерика. Мама должна контролировать, сколько бодрствует ребенок, и определять, когда ему пора спать.

Ритуалы

Чтобы ребенок быстрее засыпал, соблюдайте ежедневные ритуалы перед сном – это привычный порядок действий. Например, “3К”: купание, кефирчик, книжка. Если каждый день повторяется такая последовательность, то дитя сам собой настраивается на сон и спокойно укладывается в постель.

Но ни одно из этих действий не стоит затягивать, даже если малыш просит. Не нужно читать 10 сказок, петь 10 песенок, 3 раза ходить на горшок и попить водички – если легли, то легли спать.

Не следует поддерживать возбуждающие ритуалы – игры, щекотка перед сном, просмотр мультиков, ныряние в ванне, веселые песни и т.п. И вообще постарайтесь исключить нетипичные ситуации непосредственно перед сном – приход гостей, поздние гуляния.

Если ребенок боится засыпать, потому что состояние сна непонятно для него, то поговорите о завтрашнем дне – что хорошего произойдет с ним, когда он поспит и проснется.

Ассоциации на сон

Новорожденному для засыпания нужны грудь, укачивания и мамин голос, поющий колыбельную – это его ассоциации на сон.

После 6 месяцев можно плавно разрушать связь “грудь-сон”, и вводить новые ассоциации на другие условия. Кормление грудью может помочь малышу расслабиться перед сном, но засыпать он должен уже без груди. Чтобы ребенок быстрее засыпал, у него может быть любимая игрушка, своя подушечка, кроватка, ночник.

Укачивания, грудь, бутылочка, соска – это уже неправильные ассоциации, плохая привычка и причина, почему ребенок плохо засыпает. Это приводит и к частым просыпаниям, так как ребенок будет ожидать, что грудь и укачивания должны длиться постоянно, и мама всё время должна быть рядом.

Также важно, чтобы кроватка ассоциировалась со сном. Не стоит превращать её в место для игр, кроватка должна быть местом для сна и отдыха.

Позднее укладывание

В современных реалиях родители ложатся спать за полночь и дети перенимают их привычки. Но такой сон не приводит к полноценному отдыху и крепкому сну, и становится причиной, почему ребенок плохо засыпает.

Биологически мы устроены так, что с наступлением сумерек у нас начинает вырабатываться гормон мелатонин – наш регулятор суточных ритмов, который обеспечивает крепкий сон. Но высокий уровень мелатонина сохраняется до 2-3 часов ночи, после этого сон становится не таким крепким и глубоким и приносит меньше отдыха.

Поэтому чем раньше человек ложится спать, тем крепче он спит и лучше восстанавливаются его силы. Чтобы ребенок быстрее засыпал и лучше отдыхал, он должен ложиться до 21 часа.

Каждая мама и папа знают, как сложно совладать с ребенком, который никак не может заснуть. Вашему ребенку, чтобы восстановить силы, порой необходимо вздремнуть, да и вам, возможно, тоже. Пока ребенок спит, хорошо отдохнуть или заняться домашними делами. К сожалению, нет магического заклинания, благодаря которому дети моментально бы погружались в сон . Если доктор подтвердил, что у ребенка нет никаких заболеваний, которые его беспокоят, но малыш все равно никак не может заснуть, попробуйте эти несколько советов.

Используйте белый шум

Это тот самый звук, который появляется, если попасть на пустой телевизионный канал. Может показаться странным, но именно он способен успокоить ребенка. Попробуйте на практике этот совет, когда ребенок откажется от сна. Главное выбрать оптимальную громкость канала. Также могут помочь звуки волн или ветра (который перебирает листья деревьев), шум дождя. Это именно те звуки, которые успокаивают детей.

Спящие дети.jpg

Одна из причин, почему дети часто не могут заснуть, это отсутствие четкого распорядка дня. Для ребенка очень важна последовательность действий. И для сна должно быть выделено определенное время. Наличие такого графика поможет и родителям. Зная, когда ребенок будет спать, вам будет проще спланировать свои собственные дела. Теперь одним неизвестным в жизни станет меньше.

укачивание.jpg

Укачивание может быть хорошим способом чаще общаться с ребенком. Но если малыш никак не заснет без того, чтобы его покачали на ручках, самое время подумать об альтернативных методах. К сожалению, никто не может сказать, какой именно из предложенных вариантов сработает именно для вашего ребенка.

Первое, что стоит попробовать – это кресло-качалка, которая будет работать от аккумуляторов. Второе – это возможность использовать автомобиль в этом качестве. Если ребенок часто засыпает в машине, вам очень сильно повезло. В самых критических ситуациях лучше всего посадить малыша в автокресло и проехать пару-тройку кварталов. Хороший способ переключиться с одного дела на другое. Если ребенок не спит, может быть стоит добраться вместе с мужем до магазина, прикупить все для ужина. Неожиданный бонус в лице заснувшего крохи прилагается.

Третий способ – сделать дома небольшую колыбель. В свое время такие колыбели были почти в каждом крестьянском доме. Сохранилось множество названий этого удивительного приспособления: зыбка, люлька, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка. Все они представляют собой люльку, подвешенную к потолку.

Вы волнуетесь, что ребенок никак не может заснуть. Ходите по дому, качаете малыша на руках, даже напеваете колыбельные, но ничего не помогает. Что ж, попробуйте расслабиться и прилечь на кровать. Немного тишины, ощущение спокойствия, дом, погружающийся в сон – возможно, именно это позволит вашему малышу проникнуться атмосферой спокойствия и вздремнуть.

Это может звучать совсем крамольно, но иногда дневной сон нужно пропустить. Если ваш ребенок с трудом засыпает днем, возможно, именно он относится к тем детям, которым не всегда требуется отдых в светлое время суток. Такая мысль кажется непривычной, но даже в яслях не все дети засыпают. Самым активным разрешают просто поваляться в кровати, пока другие малыши сопят и видят сон за сном. Конечно, если ребенок отказывает от возможности вздремнуть, у вас будет меньше свободного времени. Но лучше принять эту мысль, чем пробовать все на свете методы, чтобы ребенок таки заснул. Иногда это просто невозможно.



Случайные статьи

Вверх