Благовещенский собор Московского Кремля
Один из древнейших храмов Московского Кремля стоит на краю Соборной площади на бровке Боровицкого холма. Много веков...
Не менее половины всех мам хотя бы один раз обращались к врачу с вопросом, почему их ребенок долго не может уснуть. Причем речь шла не о младенцах, а о малышах, которым уже исполнился год, два и даже три. Врачи рекомендуют разделять отказ ребенка засыпать, когда он устал, капризничает и хочет спать, и просто его нежелание ложиться в кровать.
Обычный отказ малыша закрывать глазки, когда он уже умылся, переоделся и лег, но не желает засыпать, продиктован причинами, скорее, психологического плана, которые заключаются в некоторых моментах.
Малыш находится в состоянии стресса.
Обычно в этом случае мама знает истинную причину отказа ребенка ложиться спать:
— он напуган;
— он находится в непривычной для него обстановке (к примеру, после переезда),
— он только что получил какие-то новые для него впечатления.
Ребенок просто не успел устать за день. Такая ситуация встречается, когда с малышом мало занимаются и играют, предоставляя его телевизору или компьютеру. Отсутствие физической и умственной нагрузки часто чревато нарушением сна.
Манипулирование родителями. Так происходит в тех случаях, когда ребенок привык, что его уговаривают лечь спать и материально поощряют согласие. Обычно это случается с детьми, которым уже больше двух лет, и они способны делать выводы.
Однако не всегда нарушение сна продиктовано нежеланием спать. Часто бывает так, что ребенок не может заснуть, хотя определенно этого хочет. И на это есть свои причины.
Когда ребенок становится вялым, капризным, зевает и трет глаза, ни одна мама не ошибется — ее кроха хочет спать. Но если при этом на попытки отнести его в кровать или на фразу «пора спать» (для детишек постарше) он реагирует бурным протестом со слезами, то причины такого поведения лежат совершенно в иной плоскости.
Почему обычно так происходит?
Ребенок может не хотеть спать не только вечером, но и днем. И часто бывает, что родители после серии безуспешных попыток уложить чадо после обеда просто оставляют эту затею. Некоторые даже могут решить, что в этом случае малыш проще и быстрее пойдет спать вечером. Однако это не так.
Нервная система маленького человека не способна выдержать 10 или 12 часов бодрствования. Малыш перевозбудится, если не отдохнет днем, и вечером его будет еще труднее уложить. Поэтому обязательно после обеда надо выделить время на сон:
Чтобы уложить малыша в кровать днем, можно воспользоваться теми же способами, что и для ночного отдыха.
Разумеется, дети, строго соблюдающие режим, будут засыпать быстрее и охотнее, чем те, чей распорядок нарушен или вовсе отсутствует. Но если ребенок, привыкший к режиму, отказывается засыпать, то сначала исключают все возможные проблемы со здоровьем, а потом уже исправляют его поведение.
Как исключить проблемы со здоровьем?
Теперь, если к всеобщему облегчению подозрения не подтвердились, проблему засыпания можно попробовать решить самостоятельно.
Для начала надо «проанализировать» все внешние факторы:
Когда будут устранены внешние раздражители, можно переходить к налаживанию режима. Педиатры и детские психологи рекомендуют создать определенный ритуал, который будет повторяться изо дня в день. Он должен быть обязательно приятным для ребенка, чтобы создать позитивные ассоциации с отдыхом.
Как создать «сонный ритуал»?
Если повторять одни и те же действия каждый день и не сдаваться, даже если малыш продолжает капризничать, то рано или поздно этот ритуал станет привычным для всех. Когда все действия доведены до автоматизма, то и у ребенка момент засыпания станет логическим продолжением «вечерней церемонии».
Ниже приведены выдержки из книги Светланы Бернард “100 простых способов уложить ребенка спать” о том, как научить ребенка засыпать самостоятельно и как делать это с самого рождения, рассмотрен вопрос создания ритуала укладывания. Освещена тема: как отучить малыша вылезать из своей кроватки. Не обошла автор вниманием метод Фербера и метод тайм-аута.
Одна из важнейших предпосылок спокойного и продолжительного ночного сна малыша – это умение засыпать самостоятельно в своей кроватке. Но как его к этому приучить?
Почему даже очень усталый, засыпающий у вас на руках малютка начинает плакать, когда вдруг оказывается в кроватке один ? И отчего более старший ребенок редко пойдет спать сам и иногда погружается в сон прямо во время игры, можно сказать, против своей воли?
Научить малыша засыпать без помощи родителей и без каких-либо вспомогательных средств можно в любом возрасте. Но наиболее легко привыкают к этому дети в возрасте от 1,5 до 3 месяцев. Поэтому начинать с приучением лучше постепенно с самого рождения, пока ребенок еще не привык к разного рода неблагоприятным ритуалам, от которых его потом не так просто отучить. Если такие привычки уже сложились, родителям потребуется несколько больше терпения, потому что малыш вряд ли откажется от них добровольно. Но и в этом случае задача вполне решаема, и на ее решение потребуется скорее всего не больше недели!
Чем раньше вы начнете приучать малютку к самостоятельному засыпанию, тем проще вам будет сделать это!
Вы значительно облегчите малышу засыпание, если позаботитесь, чтобы его последний час перед сном прошел в спокойной, привычной, полной любви обстановке.
Это время перехода от активной части дня к спокойной, от новых впечатлений к знакомому уюту, от шума и подвижных игр к тишине и покою…
Успокоиться и настроиться на сон ребенку поможет введение так называемого ритуала засыпания – действий, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности и вырабатывающих у малыша своего рода условный рефлекс – установку на сон. Элементами такого ритуала могут стать, например, купание, массаж, пеленание, одевание пижамы, чистка зубов, чтение сказки, любимая колыбельная, кукла или мягкая игрушка, «ложащаяся спать» вместе с малышом, и т. д. И, конечно, нежность родителей и любимый мамин голос, который будет вспоминаться малышу всю жизнь!
У детей, привыкших к определенному вечернему ритуалу, знакомая мелодия или любимая игрушка в кроватке вскоре начнут ассоциироваться со сном. А близость и любовь родителей в это время наполнят душу малыша уверенностью, что он желанный и любимый, и с этой уверенностью малютке будет гораздо проще уснуть одному.
Детишкам же, привыкшим засыпать только с помощью разного рода вспомогательных средств (бутылочка, укачивание на руках, в коляске и пр.), введение ритуала засыпания поможет отказаться от них. Новый ритуал как бы заменит прежнюю привычку и облегчит переход к моменту, когда малютка окажется в своей кроватке один.
Ритуалы засыпания важны как для младенцев, так и для старших детей, поэтому их содержание должно изменяться в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.
Все приведенные в этой главе элементы ритуала – примеры . Вы можете использовать их или придумать свои собственные, неповторимые. Ведь вы лучше других знаете своего ребенка – что он любит, в чем нуждается, что его успокаивает.
Даже если у вас целый день не было возможности заниматься с малышом, вы можете наверстать упущенное во время вечернего ритуала. Используйте эти драгоценные минуты для близости и ласки, бесед, секретов и спокойных игр. Именно эти счастливые мгновения останутся в памяти ребенка на всю жизнь!
Но вот вы ввели ритуал засыпания и четкий режим, подобрали время укладывания, когда ребенок действительно устал, но ваш малыш по-прежнему наотрез отказывается засыпать один (и обычно, как следствие этого, часто просыпается ночью).
Что делать, если ваша усталость достигла предела? Что, если у вас больше нет сил вставать по ночам? Как быть, если вы вечером больше не можете носить на руках невероятно уставшее, но не желающее укладываться в кроватку существо?
В этом случае вы можете как последний выход испробовать метод американского профессора Ричарда Фербера. Будучи врачом детской клиники города Бостона, Ричард Фербер основал там специальный центр по изучению детского сна. Фербер предлагает последовательно укладывать ребенка в кроватку одного, оставаясь при этом поблизости (например, в соседней комнате), и, если малыш плачет, возвращаться к нему через определенные небольшие промежутки времени, утешая его, но не вынимая из кроватки. Так малютка очень быстро поймет, что криком ему желаемого не достичь, и научится засыпать самостоятельно.
Только не слушайте знакомых, рекомендующих оставить кричащего ребенка одного, пока он не уснет. Уснуть-то он уснет – что же ему еще останется сделать, если его долгие отчаянные призывы на помощь останутся без ответа ! (В пору, когда наши бабушки и дедушки были молодыми, детей обычно так и укладывали, и они прекрасно спали всю ночь.) Но что происходит в маленьком существе, на крик которого никто не отзывается? Как чувствует себя такой малыш и какие выводы он сделает для себя на будущее? Он чувствует себя одиноким, всеми забытым и никому не нужным. Он смирится с этим и уснет, но страх одиночества и неуверенность в себе останутся, скорее всего, на всю жизнь. А если вы не выдержите и после долгого крика все же вынете малютку из кроватки, он усвоит и еще одну истину: «Если достаточно долго кричать, то в итоге добьешься своего». Эту истину малыш попробует применить и в следующий раз.
Поэтому для успешного применения метода Фер-бера очень важно не оставлять плачущего ребенка одного долгое время. Возвращаясь в детскую через короткие промежутки времени и с любовью утешая малыша, вы покажете ему, что вы рядом и любите его, просто настало время сна, и он должен заснуть один.
Идеальный вариант – это, конечно, укладывать ребенка спать без слез. Метод Фербера рекомендуется только в том случае, если вам это по какой-то причине не удается и если у вас действительно нет больше сил. Ведь вы знаете, что состояние родителей, особенно матери, мгновенно передается малышу. Так что же лучше – день изо дня носить его на руках, падая от усталости, или выдержать детский плач несколько дней, чтобы потом, ежедневно отдыхая и высыпаясь, с радостью посвящать себя ребенку? Решать вам. Для тех, кто захочет испробовать метод Фербера, описываем его подробнее.
Для успеха в использовании метода Фербера очень важны следующие предпосылки.
Определите заранее, через какие промежутки времени вы будете заходить к малышу, чтобы успокоить его.
Составьте точный план, которому вы потом будете следовать. Основное правило: в первый раз время ожидания составляет пару минут, потом оно постепенно увеличивается.
Определяя временные промежутки, положитесь на свою интуицию и не делайте ничего против внутреннего голоса. Время ожидания может варьироваться от 1 минуты до получаса
(многим слишком большие промежутки, предложенные Фербером, кажутся неуместными).
Начать применять метод лучше всего вечером – в то время, когда ребенок обычно засыпает, или немного позже. Проведите последние минуты перед сном вместе с малышом, постарайтесь подарить ему в это время все ваше внимание и нежность. Очень хорошо, если у вас уже есть сложившийся вечерний ритуал, к которому ребенок привык и который означает для него переход ко сну.
Откажитесь на этот раз от всех «помощников» , ранее облегчавших малышу засыпание (бутылочка, грудь, ношение на руках, укачивание в коляске и пр.). Все это должно происходить минимум за полчаса до сна. После вечернего ритуала объясните ребенку, что он уже большой и должен теперь учиться засыпать самостоятельно; потом поцелуйте его, положите в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и покиньте комнату. Укладывая малыша, говорите каждый день одну и ту же фразу, например: «А теперь, мой родной, настало время спать». А выходя из комнаты, вы можете, к примеру, сказать: «Спокойной ночи! Я тебя очень люблю!».
Поскольку ребенок не привык засыпать один, он, скорее всего, начнет плакать. В этом случае действуйте согласно составленному плану и подождите несколько минут перед тем, как вернуться в его комнату. Можно начать с 3 минут, потому что обычно родители не в состоянии в первый раз выдержать дольше. Но и 3 минуты могут показаться невероятно долгими, если стоишь за дверью и слышишь плач любимого крохи, поэтому многие предпочитают начать ожидание с 1 минуты. Обязательно смотрите на часы, потому что собственное ощущение времени в эти минуты растягивается до невероятности.
Если ребенок по-прежнему плачет, зайдите на пару минут в комнату и постарайтесь успокоить его, не вынимая из кроватки. Вы можете поговорить с малышом или погладить его. Старайтесь говорить спокойным, твердым голосом, потому что ребенок прекрасно почувствует любую неуверенность в ваших действиях. Очень важно также, чтобы голос звучал без раздражения и нетерпения, с любовью. Повторите снова, что настало время спать, что малыш уже большой и должен учиться засыпать один. Скажите, что мама поблизости и любит его. (Даже если малютка еще не понимает слов, он почувствует тепло и любовь, а также уверенность в вашем голосе.) С этими словами снова покиньте комнату, даже если малыш еще плачет. Важно, чтобы ваше пребывание в комнате не длилось слишком долго. Ни в коем случае не давайте ребенку бутылочки и не берите его на руки.
Если он встал в кроватке, положите его, перед тем как выйти из комнаты (но только 1 раз).
Некоторые дети реагируют на появление родителей еще более возмущенным криком. В этом случае пребывание родителей в комнате может быть еще короче. Но возвращаться в комнату через определенные промежутки времени обязательно, чтобы малыш не почувствовал себя покинутым.
Выйдя из комнаты, следуйте составленному плану: пережидайте установленное вами время, после чего возвращайтесь в детскую, повторяя прежние действия, и так до тех пор, пока малыш не уснет. Если ваше присутствие в комнате не успокаивает ребенка, то время ожидания можно несколько растянуть.
На следующий день действуйте так же, увеличив только количество минут согласно плану. Максимальное время ожидания (10 минут) лучше не превышать. Заходите к ребенку, только если он действительно плачет. Хныкающий малыш часто успокаивается самостоятельно. Поэтому в этом случае лучше немного подождать.
Если периоды ожидания кажутся вам очень длинными, можно сократить их, начиная с 1 минуты и не оставляя ребенка одного дольше чем на 5 минут. Даже в этом случае вышеописанный метод увенчается успехом.
Какой бы план вы ни выбрали, главное – чтобы вы были в состоянии осуществить его до конца. Если вас грызут сомнения, выберите лучше самый мягкий вариант. Только если вы будете уверены в том, что делаете, ваши действия дадут желаемый результат. Ребенок почувствует вашу уверенность и не будет долго сопротивляться. По этой же причине не рекомендуется изменять длительность периодов ожидания больше одного раза. Частые отклонения от плана внесут в ваши действия неуверенность и непредсказуемость. Старайтесь придерживаться одной линии. Зная, что делать дальше, вы будете чувствовать себя спокойнее.
Если вы боитесь оставлять малыша одного (есть мнение, что страх разлуки может иметь негативные последствия для развития и будущей жизни ребенка), то можете, выйдя из комнаты, разговаривать с ребенком из-за закрытой или приоткрытой двери . Так он будет уверен, что вы поблизости и не покинули его. Повторяйте, что любите своего кроху, но что пора спать, что он должен научиться засыпать в кроватке один, а завтра вы пойдете с ним гулять… (и дальше в том же духе).
Ну а если вам кажется суровым и этот совет,то вы можете оставаться в комнате, пока малыш не уснет. Но действуйте и в этом случае по плану, подходя к малышу только время от времени, чтобы утешить его. Затем найдите в себе силы отойти и сесть, скажем, на стул вдали от кроватки ребенка, но так, чтобы он вас видел. Сделайте вид, что читаете или чем-то заняты (свет обязательно должен быть приглушенным). Если ребенок при этом плачет, то вы, по крайней мере, можете быть уверены, что он плачет не от страха, а просто потому, что не получает того, чего хочет. Главное – чтобы малыш самостоятельно уснул в своей кроватке, без вашей помощи, без бутылочки или других прежних «помощников засыпания». Конечно, в этом случае вам понадобится гораздо больше терпения и времени, пока он начнет засыпать самостоятельно. А если ваше присутствие в комнате не помогает и ребенок все равно плачет каждый день, то стоит подумать, не перейти ли к обычному плану, описанному выше (если, конечно, ваш внутренний голос не будет возражать).
Во время применения метода очень важно будить ребенка утром и днем в то время, когда он обычно просыпался раньше . Если малыш, заснув позже обычного, имеет возможность наверстать это время потом, то весь режим нарушится, и к моменту укладывания ребенок не будет достаточно усталым. В этом случае метод самостоятельного засыпания действовать не будет.
Мама и папа могут сменять друг друга, укладывая малыша в кроватку (но лучше не в одну и ту же ночь). Начать должен тот, кто более уверен в необходимости применения метода и кто сможет довести начатое до конца.
Привыкший засыпать с вашей помощью малыш поначалу протестует, перестав ее получать. Он кричит, пытаясь криком достичь желаемого. Но что происходит? Мама или папа время от времени утешают его, не давая, тем не менее, того, чего он хочет. Малютка ужасно устал, ведь утром его разбудили в обычное время. «А стоит ли кричать дальше, – думает он, – если все равно от этого нет никакого толку? Я только зря трачу силы, уж лучше поспать самую малость…» Потребность в сне побеждает в итоге над старой привычкой, которую малыш хотел восстановить.
Поскольку время ожидания родителей постепенно увеличивается, малыш понимает, что кричать дольше тоже бесполезно. Этим он все равно не добьется от родителей того, чего хочет.
Засыпая от усталости день ото дня, ребенок привыкает погружаться в сон самостоятельно, это постепенно входит в привычку. А ставшая привычной ситуация перестает вызывать у малыша тревогу и заменяет в подсознании прежнюю неблагоприятную привычку.
Это зависит от темперамента ребенка, от того, с какой энергией он сопротивляется новым обстоятельствам и какие «уроки» ему приходилось «учить» в своей еще совсем недолгой жизни.
Первые дни будут в любом случае испытанием и для вас, и для малыша. Но некоторые детишки не плачут дольше 15 минут и через 2-3 дня засыпают в кроватке самостоятельно. Другие же не могут успокоиться поначалу час или два, и родителям приходится по десять раз или чаще заходить в их комнату со словами: «Я здесь, я люблю тебя, но тебе пора спать. Ты уже большой и должен засыпать один в своей кроватке».
Однако если вы будете терпеливо и последовательно применять составленный вами план, то вы можете ожидать первого улучшения, а иногда даже решения проблемы уже на третий день . Ведь дети учатся гораздо быстрее взрослых и умеют довольно быстро приспосабливаться к новым ситуациям.
Некоторым детишкам требуется несколько больше времени. Но приобретение новой привычки редко длится дольше недели и только в отдельных случаях дольше двух недель. После того как вашему малышу удалось десять раз подряд заснуть самостоятельно, вы можете считать, что самое сложное позади ! Вы можете откинуться на спинку дивана и с облегчением вздохнуть.
Время, которое вы раньше тратили на укладывание ребенка, лучше провести вместе с ним за уютным вечерним ритуалом!
А за несколько сложных дней, которые вам понадобятся, чтобы приучить малыша засыпать самостоятельно, вы будете вознаграждены спокойным вечером и беспробудной ночью.
Хорошо, если вам удалось научить ребенка засыпать самостоятельно, пока он был маленький и не мог выбираться из своей кроватки. А что, если в момент, когда вы читаете эту книгу, боковины кроватки уже перестали быть для малыша непреодолимым препятствием? Или если малютка, раньше засыпавший без вашей помощи, научился садиться, а потом и вставать в своей кроватке и уже пытается закинуть ногу на верхнюю перекладину? Теперь вы не можете оставить его одного и просто выйти из комнаты. Желая последовать за вами, малыш удвоит свои силы и рано или поздно «возьмет барьер».
Дожидаться исхода этого опасного предприятия однозначно не стоит. Если вы уже опустили матрас в самое нижнее положение и даже спальный мешок больше не в силах удержать маленького скалолаза от первых попыток восхождения, то настало время обеспечить малышу более безопасную возможность «выхода на свободу». Чтобы предотвратить падение с большой высоты, вам придется опустить переднюю боковину кроватки или вынуть из нее несколько вертикальных перекладин.
Получив возможность беспрепятственно вылезать из кроватки, ребенок обрадуется новой возможности открывать мир вокруг себя. Все, что раньше было для него недоступным, покажется вдруг близким и интересным, и малыш не замедлит отправиться в «исследовательское путешествие». Думаете, теперь он спокойно ляжет спать? Легко ли оставаться в кровати, когда вокруг столько всего нового, волнующего и, главное, с недавних пор доступного? И почему бы, проснувшись ночью, не попытаться забраться в уютную родительскую постель?
В этот переломный момент изобретательности родителей нет цены. Если более старших ребятишек можно как-то уговорить оставаться в постели, то младших придется приучать с помощью терпения и последовательности.
Если вы будете действовать уверенно и последовательно, то решение проблемы не займет больше нескольких дней. А вы, обнаружив, что любимое создание спокойно дремлет в своей кроватке, воскликнете: «Ну надо же, наконец-то у меня появилось вечером свободное время!»
Дети слушаются охотнее, если у них есть выбор. Объяснив им, какие последствия для них будет иметь то или иное решение, вы тем самым подтолкнете их к правильному выбору. Ведь гораздо лучше остаться в кроватке при открытой двери в детскую комнату, чем вылезти из нее, оказавшись отрезанным от внешнего мира закрытой дверью…
Упорно вылезающий из кроватки малыш пытается уже в раннем возрасте меряться силами со своими родителями. Поэтому закрытая на короткое время дверь в детскую комнату может стать для него одной из первых границ, очень важных в детском воспитании. Граница означает: «Стоп! Дальше нельзя!». Чтобы научиться жить в обществе людей, ребенок обязательно должен знать, что существуют границы дозволенного поведения.
Барьер, дверь или просто пространственное отдаление от малыша лучше всего символизируют понятие границы, которую не следует переступать. Это касается, конечно, не только отхода ко сну, но и поведения ребенка днем. Поэтому в случае, когда малыш делает что-то недопустимое (бьет младшего братика или сестричку, кидается едой, бросается на пол в приступе гнева и пр.), психологи советуют пользоваться методом, называемым «тайм-аут».
Метод тайм-аута, показывает ребенку, что он переступил границу допустимого поведения, но что он не безразличен родителям и любим ими. Для этого, заметив поведение малыша, громко скажите: «Стоп!» Посадите ребенка на стул в другом углу комнаты со словами: «Этого делать нельзя. Сейчас ты должен посидеть один». Если он слезает со стула, отнесите его в соседнюю или в детскую комнату. Для маленьких детишек достаточно барьера, для старших необходимо закрыть дверь.
Старайтесь не кричать, но действовать решительно. Ребенок должен понимать, что это не наказание, а логическое следствие его собственного поведения. И что в его власти изменить ситуацию. Для этого достаточно прекратить нежелательное поведение. Поэтому тайм-аут не должен быть долгим. Как и в методе открытой или закрытой двери, он не должен превышать нескольких минут. Потом вы открываете дверь или приближаетесь к барьеру и делаете ребенку «мирное предложение». Вы можете спросить: «Ты понял, что так делать нельзя?». Или: «Ты не будешь больше так поступать?». И потом: «Мы снова друзья?».
Обычно дети быстро успокаиваются и ведут себя хорошо, слишком уж непривлекательна перспектива остаться одному за закрытой дверью. Но может случиться, что ваши действия только разожгли гнев ребенка, он стучит в дверь, бьет в нее ногами и т. п. В этом случае стоит обождать, пока он не успокоится и агрессивное поведение не перейдет в жалобный плач. Тогда вы можете повторить предложение о мире и утешить малыша. Если он при вашем появлении вновь ведет себя агрессивно, то тайм-аут нужно повторить, снова закрыв дверь на несколько минут . Только когда ребенок успокоился и согласился сотрудничать с вами, он может покинуть свою комнату. Важно, чтобы малыш понимал, что выбор за ним и что он изменением своего поведения в любой момент может закончить неприятную для него ситуацию.
Некоторые дети не любят, когда их относят в угол или другую комнату, и предпочитают идти туда самостоятельно. Если ребенок действительно идет туда, куда вы ему сказали, и остается там некоторое время – замечательно. Это первый признак того, что он сознает недопустимость своего поведения. Если же ребенок, обещая уйти в комнату, попытался обмануть вас и, едва вы выпустили его, спрятался, то не повторяйте эту ошибку еще раз.
Очень важно, чтобы тайм-аут удался в первый раз . Впоследствии может оказаться достаточным напомнить малышу об этом или спросить, не хочет ли он прогуляться в свою комнату, чтобы ребенок добровольно перестал «дебоширить».
Какой бы символ границы вы ни выбрали, главное – чтобы ребенок знал, что дальше нельзя. Границы нужны не только родителям, чтобы дети «не сели им на голову», но и в первую очередь самим малышам, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Границы, проведенные родителями с любовью и строгостью, дают детям ощущение уверенности и защищенности!
Любите себя, работайте над собой, приводите в порядок свою жизнь, и ваши дети будут спокойны, счастливы и послушны!
Младенец сразу после рождения нуждается в материнском тепле, внимании и заботе. Значительную часть суток дети отводят сну. Чтобы кроха заснул быстрее испокон веков используют укачивание. способствует быстрому засыпанию новорожденного. Однако, наступает момент, когда мама принимает решение приучить засыпать малыша самостоятельно, без кормления грудью или укачивания. Чтобы переход прошел безболезненно для грудничка, необходимо правильно провести изменения в режиме.
Процесс укачивания напоминает грудничку однообразные и размеренные движения, когда малыш находится в мамином животе. Монотонность действий при этом связана в подсознании грудничка с чувством защищённости, помогает быстрее успокоиться и уснуть.
Существует версия, что такой ритуал, предшествующий отхождения ко сну, способен развивать вестибулярный аппарат, что в будущем поможет ребенку увереннее удерживать равновесие во время ходьбы.
Чтобы уложить грудного ребенка спать без укачивания и кормления грудью, важно изначально разобраться с тем, почему он не может долго уснуть. Причина беспокойного поведения новорожденного часто заключена в следующем:
Родителям важно знать с какого возраста лучше приучать малыша к самостоятельному засыпанию в кроватке без дополнительных усилий со стороны близких. Рекомендованный возрастной диапазон довольно широк – с 6 месяцев до 2–3 лет. Как только количество ночных кормлений сократится и за ночь карапуз просыпается единожды, можно начинать постепенное приучение. Начиная процедуру до года, следите за реакцией крохи. Если он не готов, лучше откажитесь от затеи. Годовалый малыш быстрее поддастся новому режиму, чем грудничок.
Доктор Комаровский отмечает, что проблема самостоятельно сна носит не медицинский, а педагогический характер. Приучить любого малыша к удобному графику по силам родителям, главное – запастись терпением и настойчивостью. Следует избегать частого укладывания ребенка спать при помощи укачиваний, чтобы не сформировать устойчивой привычки у крохи.
Важно процесс укладывания малыша в постель превратить в спокойный и естественный ритуал. Отучить кроху от качания можно только одним способом – перестать его укачивать. Обязательно надо рассказать малышу, что у него есть свое спальное место, подготовить его к предстоящим изменениям. Даже если малыш ночью спит с мамой, дневные сны следует проводить в собственной постели. Составьте график вечерних мероприятий, выполняйте их ежедневно в одно и то же время. Последовательность действий может быть следующей:
Нельзя практиковать нововведения, изменять привычный процесс засыпания и режим ребенка, если карапуз заболел или плохо себя чувствует. Для пересмотра расписания подберите время, когда малыш полностью здоров.
Необходимо научить ребенка различать дневной и ночной сон. Днем не стоит задергивать шторы, включать светильник, создавать особую атмосферу для сна. А вот ночью звуки и свет должны быть приглушенными.
Чтобы помочь малышу самому заснуть в кроватке, существует множество проверенных способов:
Ритуалы отхождения ко сну, которые сопровождаются одной и той же последовательностью совершаемых действий помогают создать новый режим. Совершаемый ритуал может быть разработан родителями самостоятельно исходя из графика малыша, его привычек.
Разрешите карапузу заснуть на маминой груди и переложите его в кроватку, коляску. Рядом положите свою одежду. Чувствуя мамин запах, ребенок будет спать крепче и спокойнее. Главный секрет – создать удобный дневной режим и придерживаться его, несмотря на все трудности. Пройдет время и малыш привыкнет к новым правилам сна и бодрствования.
Специалисты-сонмонологи настаивают на необходимости обучения ребенка самостоятельному засыпанию. При этом важно учитывать его возраст, тип темперамента и т.д. Существует множество методик самостоятельного детского сна. При этом они различаются по степени участия родителей в процессах сна и радикальности по отношению к ребенку.
Лояльные методики сводится к постепенному воздействии речевых и тактильных приёмов, которые воздействуя на кроху, помогут научиться успокаиваться и засыпать самостоятельно.
К таким воздействиям относят комплекс привычных маме манипуляций. Согревающая ванна с успокаивающими травами, защита от непроницаемости света в помещение, колыбельная или сказка, нежный мамин голос, мелодичные спокойные музыкальные мотивы помогают успокоиться ребенку. При этом родители отказываются от укачивания малыша, кормления грудью, пустышки и других способов, вызывающих устойчивое привыкание.
Постепенно кроха адаптируется к тому, что в момент беспокойства, просыпания его не берут на руки. Основой стратегии является последовательность родителей в действиях. При этом важно не устанавливать чётких дат достижения цели, не стоит ориентироваться на чужие успехи. Родителям важно оценивать характер плача малыша: конечно, если кроха плачет от боли, голода применение методов останавливают и удовлетворяют потребности грудничка. Возможны также случаи, когда малыш требует тактильного контакта, что проявляется в виде надрывного плача, истерик. Такого состояния допускать нельзя – возможно грудничок не готов к такому способу приучения к самостоятельности. Поэтому так важно опираться на индивидуальность каждой ситуации, характер ребенка, возраст, темперамент и т.д.
Считается одной из наиболее мягких и длительных методов. Суть его заключается в плавной смене привязанностей. Мама при засыпании отвлекает кроху от груди (укачивания, бутылочки) другими действиями, которые призваны заинтересовать ребенка (стишки, сказки, колыбельная и т.д.). Используя этот вариант, женщина не лишает малыша привычных процессов засыпания, но мягко сокращает время контакта с объектом. Для воплощения этой техники может понадобиться 1,5 – 2 месяца.
Этот способ оптимален для мам, которые не готовы мириться с длительным плачем ребенка. Используя данную методику, родители постепенно увеличивают расстояние между собой и кроваткой крохи: ежедневно укладывая младенца спать, необходимо усаживаться всё дальше от ребенка. При этом малыш не испытывает страха расставания с мамой, ведь он слышит её голос и знает, что она близко.
Используя эту тактику важно учитывать несколько важных моментов: ребенок укладывается в постель, когда посылает сигналы готовности ко сну (зевает, трёт глазки, замедляются движения); если малыш выражает беспокойство, родители не берут кроху на ручки, а успокаивают его мягкими поглаживаниями, разговаривая с ним; также не следует допускать интенсивного плача малыша. Цикл «передвижения» маминого стульчика от кроватки до дверного проёма может занять от 10 до 20 дней. Психологи отмечают, что мама должна быть уверена в необходимости и правильности своих действий, ведь кроха может почувствовать её неуверенности и беспокойство.
Сущность этой техники заключается в изменении привычных малышу ассоциаций, с которыми связывает малыш процесс засыпания. Автор метода рекомендует начинать процедуру укладывания несколько раньше принятого времени, что позволит крохе не переутомиться. Пентли также рекомендует заменить привязанность на игрушку или мамину вещ (например, платок). Также автор советует не реагировать на любое кряхтенье или похныкивание. Важно, чтобы младенец научился успокаиваться от нежного поглаживания, звука материнского голоса.
Существует целый ряд техник, направленных на обучение младенца самостоятельному сну, сущность которых заключается в выдерживании и увеличении родителями некоторого временного интервала между началом плача и моментом, когда мама подходит к малышу для успокоения. При этом мама не берёт малыша на ручки, а использует поглаживания, похлопывания, белый шум. Стоит отметить, что применять такие способы не рекомендуется для деток младше 6 месяцев, а некоторые психологи отмечают, что практиковать такие приёмы можно только после 3 –летнего возраста, когда малыш уже готов к «отделению» от мамы.
Случается так, что 12-месячный малыш уже отвык от укачиваний, мамины старания не прошли даром. Однако засыпая в кроватке, он часто просыпается и плачет. Чтобы ночь прошла хорошо, определите, что мешает карапузу спокойно отдыхать, устраните раздражитель:
Сколько времени потребуется для адаптации малыша к нововведению зависит от индивидуальных факторов, его возраста. Не стоит излишне давить на кроху, проявлять упорство, если ребенок требует внимания мамы, хочет ощущать её близость. С малышом можно договориться, обосновывая свои действия, постепенно сокращая время контакта и его частоту. Например, мама перед сном несколько минут совершает покачивания сидя на кровати взяв ребенка на руки. Затем укладывает в пастель и поёт колыбельную. Постепенно первый этап засыпания укорачивается, а второй удлиняется. Стоит отметить, лучше всего умеет спланировать сценарий отхода малыша ко сну мама, которая лучше остальных знает привычки и потребности своего ребенка.
Вы укачиваете его вот уже 30 минут, и час… А он всё скачет, вертится, хлопает глазами.
Или отказывается идти в постель, бегает – кажется, и спать совсем не хочет. Но его выдает плаксивость, раздражительность, ненормальное возбуждение – да, он устал, но почему же не идет в кроватку?
Почему ребенок плохо засыпает и мучает этим и себя, и родителей?
На самом деле, это зона ответственности именно родителей. Мама должна знать, когда укладывать спать и организовать режим и вечерние ритуалы таким образом, чтобы ребенок хотел спать, с удовольствием шел в постель и легко засыпал.
Если не брать в расчет серьезные заболевания нервной системы и головного мозга, то эти причины можно подразделить на физиологические и психологические.
К физиологическим относят возрастные причины. Это ранний возраст (1-2 месяца), когда проходит становление ритмов сна и бодрствования. А также периоды коликов, газиков, прорезывания зубов. Плохое засыпание в это время вполне объяснимо, и его нужно просто переждать.
Влияние также оказывает течение беременности и родов, наличие серьезных проблем в этот период- всё это сказывается на самочувствии и нервной системе ребенка. Замечено также, что плохо спят дети, если во время беременности многократно проводилось УЗИ (более 5 раз).
У малышей такая слабая нервная система, что любые мелочи могут привести к перевозбуждению, стрессу, невозможности расслабиться и заснуть. Поэтому важно поддерживать благоприятную среду для ребенка, избегать резких изменений в жизни, обеспечивать покой и режим.
Отсутствие режима вызывает стресс у ребенка, так как жизнь кажется полным хаосом и непонятно чего ожидать от неё. Отклонения от режима даже на 15 минут могут привести к плохому настроению и сну. И чем младше ребенок, тем критичней эти отклонения.
Наблюдение за ребенком показывают вам, сколько раз он спит и сколько времени бодрствует – на этот счет есть определенные нормы, и именно мама должна их соблюдать. Даже если кажется, что малыш еще бодр и весел, по истечении положенного времени бодрствования его необходимо укладывать спать.
Нормы времени бодрствования:
Новорожденный – 50-60 минут
1 месяц – 60-75 минут
2 месяца – 1 час 15-20 мин
3 месяца – 1 час 20-35 мин
4 месяца – 1 ч 45 мин – 2 ч
5 месяцев – 2 ч – 2 ч 15 мин
6 месяцев – 2 ч 15 мин – 2 ч 30 мин
7 месяцев – 2 ч 45 мин – 3 ч
8-10 месяцев – 3-4 ч
11-12 мес – 3 ч 30 мин – 4 ч 30 мин
При переходе на 1 сон время бодрствования составляет 5-6 часов.
Не следует ждать, когда ребенок подаст признаки того, что хочет спать. Иначе он “перегуляет” и здравствуй, истерика. Мама должна контролировать, сколько бодрствует ребенок, и определять, когда ему пора спать.
Чтобы ребенок быстрее засыпал, соблюдайте ежедневные ритуалы перед сном – это привычный порядок действий. Например, “3К”: купание, кефирчик, книжка. Если каждый день повторяется такая последовательность, то дитя сам собой настраивается на сон и спокойно укладывается в постель.
Но ни одно из этих действий не стоит затягивать, даже если малыш просит. Не нужно читать 10 сказок, петь 10 песенок, 3 раза ходить на горшок и попить водички – если легли, то легли спать.
Не следует поддерживать возбуждающие ритуалы – игры, щекотка перед сном, просмотр мультиков, ныряние в ванне, веселые песни и т.п. И вообще постарайтесь исключить нетипичные ситуации непосредственно перед сном – приход гостей, поздние гуляния.
Если ребенок боится засыпать, потому что состояние сна непонятно для него, то поговорите о завтрашнем дне – что хорошего произойдет с ним, когда он поспит и проснется.
Новорожденному для засыпания нужны грудь, укачивания и мамин голос, поющий колыбельную – это его ассоциации на сон.
После 6 месяцев можно плавно разрушать связь “грудь-сон”, и вводить новые ассоциации на другие условия. Кормление грудью может помочь малышу расслабиться перед сном, но засыпать он должен уже без груди. Чтобы ребенок быстрее засыпал, у него может быть любимая игрушка, своя подушечка, кроватка, ночник.
Укачивания, грудь, бутылочка, соска – это уже неправильные ассоциации, плохая привычка и причина, почему ребенок плохо засыпает. Это приводит и к частым просыпаниям, так как ребенок будет ожидать, что грудь и укачивания должны длиться постоянно, и мама всё время должна быть рядом.
Также важно, чтобы кроватка ассоциировалась со сном. Не стоит превращать её в место для игр, кроватка должна быть местом для сна и отдыха.
В современных реалиях родители ложатся спать за полночь и дети перенимают их привычки. Но такой сон не приводит к полноценному отдыху и крепкому сну, и становится причиной, почему ребенок плохо засыпает.
Биологически мы устроены так, что с наступлением сумерек у нас начинает вырабатываться гормон мелатонин – наш регулятор суточных ритмов, который обеспечивает крепкий сон. Но высокий уровень мелатонина сохраняется до 2-3 часов ночи, после этого сон становится не таким крепким и глубоким и приносит меньше отдыха.
Поэтому чем раньше человек ложится спать, тем крепче он спит и лучше восстанавливаются его силы. Чтобы ребенок быстрее засыпал и лучше отдыхал, он должен ложиться до 21 часа.
Каждая мама и папа знают, как сложно совладать с ребенком, который никак не может заснуть. Вашему ребенку, чтобы восстановить силы, порой необходимо вздремнуть, да и вам, возможно, тоже. Пока ребенок спит, хорошо отдохнуть или заняться домашними делами. К сожалению, нет магического заклинания, благодаря которому дети моментально бы погружались в сон . Если доктор подтвердил, что у ребенка нет никаких заболеваний, которые его беспокоят, но малыш все равно никак не может заснуть, попробуйте эти несколько советов.
Это тот самый звук, который появляется, если попасть на пустой телевизионный канал. Может показаться странным, но именно он способен успокоить ребенка. Попробуйте на практике этот совет, когда ребенок откажется от сна. Главное выбрать оптимальную громкость канала. Также могут помочь звуки волн или ветра (который перебирает листья деревьев), шум дождя. Это именно те звуки, которые успокаивают детей.
Спящие дети.jpg
Одна из причин, почему дети часто не могут заснуть, это отсутствие четкого распорядка дня. Для ребенка очень важна последовательность действий. И для сна должно быть выделено определенное время. Наличие такого графика поможет и родителям. Зная, когда ребенок будет спать, вам будет проще спланировать свои собственные дела. Теперь одним неизвестным в жизни станет меньше.
укачивание.jpg
Укачивание может быть хорошим способом чаще общаться с ребенком. Но если малыш никак не заснет без того, чтобы его покачали на ручках, самое время подумать об альтернативных методах. К сожалению, никто не может сказать, какой именно из предложенных вариантов сработает именно для вашего ребенка.
Первое, что стоит попробовать – это кресло-качалка, которая будет работать от аккумуляторов. Второе – это возможность использовать автомобиль в этом качестве. Если ребенок часто засыпает в машине, вам очень сильно повезло. В самых критических ситуациях лучше всего посадить малыша в автокресло и проехать пару-тройку кварталов. Хороший способ переключиться с одного дела на другое. Если ребенок не спит, может быть стоит добраться вместе с мужем до магазина, прикупить все для ужина. Неожиданный бонус в лице заснувшего крохи прилагается.
Третий способ – сделать дома небольшую колыбель. В свое время такие колыбели были почти в каждом крестьянском доме. Сохранилось множество названий этого удивительного приспособления: зыбка, люлька, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка. Все они представляют собой люльку, подвешенную к потолку.
Вы волнуетесь, что ребенок никак не может заснуть. Ходите по дому, качаете малыша на руках, даже напеваете колыбельные, но ничего не помогает. Что ж, попробуйте расслабиться и прилечь на кровать. Немного тишины, ощущение спокойствия, дом, погружающийся в сон – возможно, именно это позволит вашему малышу проникнуться атмосферой спокойствия и вздремнуть.
Это может звучать совсем крамольно, но иногда дневной сон нужно пропустить. Если ваш ребенок с трудом засыпает днем, возможно, именно он относится к тем детям, которым не всегда требуется отдых в светлое время суток. Такая мысль кажется непривычной, но даже в яслях не все дети засыпают. Самым активным разрешают просто поваляться в кровати, пока другие малыши сопят и видят сон за сном. Конечно, если ребенок отказывает от возможности вздремнуть, у вас будет меньше свободного времени. Но лучше принять эту мысль, чем пробовать все на свете методы, чтобы ребенок таки заснул. Иногда это просто невозможно.