Психологический диагноз и его виды. Определение понятия психологический диагноз. Виды психологического диагноза Формы представления психологического диагноза

(А. А. Невский Л.С. Выготский, 1936)

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Например, установлено, что успешность выполнения заданий методики позволяет сделать вывод об отсутствии расстройств мышления. В данном случае психодиагност лишь констатирует факт наличия той или иной характеристики, симптома и степени его выраженности, опираясь на руководство методики. При таком подходе диагноз замкнут в порочный круг, он возвращает клинике ее же данные, но только выраженные в иной системе понятий. Выготский называл "пересказом жалоб" языком научн терминологии.

Это наименее профессиональный уровень анализа результатов, поскольку установление симптомов не приводит автоматически к диагнозу. Симптоматический диагноз доступен практически всем, кто окружает обследуемого. Один из основных методов постановки симптоматического диагноза - наблюдение и самонаблюдение, высокий субъективизм которых хорошо известен. Именно такой широко распространенный тип диагностики, когда психолога вполне можно заменить машиной или специально обученным для проведения тестирования человеком, неоднократно был объектом критики. Соглашаясь с критикой, необходимо все-таки заметить, что данный уровень следует понимать как сугубо рабочий, ориентировочный, а в некоторых случаях и соответствующий поставленным задачам (например, исследование значительного числа лиц в целях их дифференциации).

2. Этиологический диагноз содержит определение и причин тех или иных симптомов. Второй уровень предусматривает переход к обобщению и гипотетическому конструкту. Надо осознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими причинами. Диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин той или иной особенности.

В качестве гипотетического конструкта может выступать раскрытие структуры. Центральную проблему этиологического анализа Выготский видит во вскрытии механизма симптомообразования, иначе говоря, исследователь должен ответить на вопросы о том, как развивался, с помощью какого механизма возник и установлен, как причинно обусловлен тот или иной симптом. На этом уровне исследователь получает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.

3. Типологический диагноз (высший уровень) предполагает построение сложной структуры личности, определение места и значения полученных данных в её целостной динамической картине

На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности. Исследователь, стремящийся построить модель личности, сталкивается со многими трудностями; Большинство затруднений возникает в результате отождествления вербализованного конкретного образа (или их совокупностей) с моделью, теоретическим построением. Когда исследователи, например, говорят о таких качествах личности, как отвага, агрессивность, целеустремленность и т. п., они нередко имеют в виду только синдромы - совокупности нескольких генерализованных конкретных образов, не обладающие свойствами теоретических построений. В результате игнорирования отличий между образами и моделью легко отождествить свойства индивида со стилем его поведения. Осуществление диагноза на высшем уровне всегда сталкивается с необходимостью отбора существенных свойств личности, раскрытия внутренних связей между ними, а это, в свою очередь, связано с состоянием развития общей теории личности в психологии.

В целом все разнообразие оснований типологии и типологических диагнозов можно свести к 2 группам:

- «глубинные» типологии, за классификационные основания которых принимаются исключительно «внутренние» причины - темперамент, конституция, «энергетические» источники (психоанализ) или, например, особенности формирования мозговых механизмов и межфункциональных связей (А.В.Семенович);

Феноменологические типологии: от античных портретов Феофраста до соционики, психогеометрии С. Деллингер и манипулятивных типов Э. Шострома;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Контрольная работа

на тему « Психологический диагноз и его виды »

Выполнил:

Слушатель факультета ДПО

Волкодав Г.В.

г. Москва, 2016 г.

  • Введение
  • 1. Понятие психологического диагноза
  • 2. Уровни установления психологического диагноза
  • 3. Соотнесение диагноза медицинского и диагноза психологического
  • 4. Предмет психологического диагноза
  • Литература

Введение

Термин «диагноз» начал пониматься как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица). Понятие «психодиагностика» распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп.

Психолог-исследователь (в том числе и исследователь в области психодиагностики) ориентирован на поиск неизвестных закономерностей, связывающих абстрактные переменные, использует «известные» (т.е. определенные по какому-либо признаку) испытуемых и пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. Для психодиагноста-практика именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектом изучения.

Можно выделить два типа диагноза:

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств.

1. Понятие психологического диагноза

Психологический диагноз - это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.

Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. В современной психодиагностике психологический диагноз не сводится к фиксации и не связан с прогнозом возможных психических заболеваний. Он может быть поставлен любому здоровому человеку и означает структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств - способностей, стилевых черт и мотивов личности.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм . Один из простейших вариантов «диагностограммы» - психодиагностический профиль.

Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния, что необходимо для выбора оптимального метода взаимодействия с человеком в этом состоянии).

К основным понятиям психодиагностики относят диагностические признаки диагностические категории и диагностический вывод.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения, это внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определенное поведение человека. Поэтому в социальных науках диагностические категории принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы».

Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.

Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.

2. Уровни установления психологического диагноза

В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:

1) симптоматический, построенный на основе математической обработки данных исследования (что может выполнять компьютер);

2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;

3) типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.

Психологический диагноз в психодиагностике качественного анализа устанавливается на основании материалов, полученных в результате экспериментального исследования психического явления, анализа специальных сведений о нем с учетом физического и психического развития испытуемого.

Психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Областью психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия, как в норме, так и при патологии.

Выделяют четыре основных направления в работе психодиагноста.

1. Осуществление диагноза деятельности, поведения, т.е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.

2. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность.

3. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание - диагностика систем нервных связей.

4. Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.

5. Деятельность понимается как направленный на определенный результат процесс.

Цель диагноза личности - не только определение источников патологии, но и зон эффективного функционирования.

3. Соотнесение диагноза медицинского и диагноза психологического

Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

В психиатрии ограниченность нозологического (синдромологического) диагноза особенно отчетливо осознается в связи с задачами реабилитации психически больных. В связи с этим разрабатывается теория функционального диагноза. Этот диагноз складывается из трех частей: клинической, психологической и социальной.

Функциональный диагноз дает врачу не только «название» болезни, но и позволяет ответить на вопросы о том, у кого (какой личности) и в какой среде (социальная микросреда) возникает болезнь.

В психологическом диагнозе, в отличие от медицинского, мы сталкиваемся с необходимостью выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Причины диагностических ошибок включают две основные группы. Это ошибки, связанные со сбором данных и их переработкой. К первой группе ошибок относятся:

Ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);

Ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения).

Ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.

Основные ошибки в переработке, интерпретации данных:

Эффект «первого впечатления» - ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

Ошибка атрибуции - приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

Ошибка ложной причины;

О познавательный радикализм - тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

Познавательный консерватизм - предельно осторожная формулировка гипотез.

4. Предмет психологического диагноза

Предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий, как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния.

психологический диагноз ошибка

5. Виды психологического диагноза

Л.С. Выготский установил три ступени психологического диагноза: первая ступень - симптоматический (эмпирический) диагноз, вторая - этиологический диагноз, третья - типологический диагноз (высший уровень).

Поскольку предметом психологической диагностики выступают и внешние, и внутренние характеристики функционирования психической системы, то основаниями для формулировки психологического диагноза может быть как обозначение неких явлений (симптомокомплексы), так и характеристика скрытых от непосредственного наблюдения отдельных психологических структур (например, личностных, индивидных нейропсихологических качеств). Возможность существования диагностических суждений на уровне признаков - симптомов послужило основой выделения симптоматического диагноза в разных областях знания.

За феноменологическим диагнозом следует этиологический диагноз, учитывающий психологические причины возникновения симптомов. Его установление связано с выявлением детерминант изучаемого явления, что дает возможность построить прогностическое суждение в каждом конкретном случае, выбрать адекватную организационную и содержательную форму психологической помощи. В то же время не следует забывать, что в силу многозначности причинно-следственных отношений между параметрами психической системы и их внешними проявлениями, а также обусловленности поведения и деятельности человека многими факторами, точность этиологического психологического диагноза может быть недостаточно высокой, а его валидность подтверждена только результатами коррекционно-развивающих воздействий. Это лишь одно из ограничений этиологического диагноза.

Другое связано с тем, что большинство известных науке психологических явлений и проблем являются поликаузальными, то есть существуют при одновременном действии нескольких психологических причин. В то же время это не означает, что широта причинно-следственной схемы является залогом эффективного решения конкретной проблемы.

Типологический психологический диагноз предполагает отнесение диагностического явления к определенной категории на основе изучаемых реальных форм и психологических закономерностей развития личности. Он учитывает тесную взаимосвязь отдельных подструктур психики, совместно работающих ее многоуровневых функциональных систем, подразумевая, что любые внешние признаки не могут носить изолированный характер и ограничиваться характеристикой отдельных психических функций.

В качестве системообразующей единицы типологического диагноза выступает психологический синдром - устойчивая совокупность признаков-симптомов, соответствующая одному и тому же явлению, объединенная общей причиной. Каждый психологический синдром отличается свойственным только ему набором специфических признаков, проявляющихся в определенной последовательности, имеющих иерархическую структуру и внешнюю форму проявления. Входящие в структуру синдрома признаки могут соединяться с другими симптомами, приводя к его усложнению или изменению. Возможно объединение «малых» синдромов в «большие», обладающие высокой типологической специфичностью, соотносящие конкретные симптомокомплексы с определенными психологическими явлениями. В основе такого диагноза лежат феноменологические типологии, а диагностические категории сформированы по внешним признакам: от конституциональных и портретных до поведенческих и деятельностных.

Симптоматический, этиологический и типологический психологические диагнозы отражают разнообразие его видов по содержанию. Наряду с такой классификацией возможно также описать результат психодиагностической деятельности специалиста по способу обоснования, по характеру проводимого обследования, по времени постановки.

По способу обоснования выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. В их основе лежат специфика и критерии принятия решения. В первом случае постановка диагноза строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида в персонологическом аспекте, составляющем его специфичность. Во втором - опирается на количественную оценку уровня развития или сформированности параметров конкретной психологической сферы (высокий - низкий уровень, соответствует - не соответствует требованиям).

По характеру психологического обследования выделяют имплицитный и рациональный психологические диагнозы. Имплицитный психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознаваемо полученный вывод (заключение) о состоянии психической системы, которое обусловливает особенности поведения и деятельности человека. Процесс распознавания происходит на основе неосознанного анализа собственных впечатлений и внешних признаков. По мнению В. Черны, такая «интуитивная диагностика» присуща каждому человеку, поскольку за ней скрывается сложившееся в индивидуальном опыте личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, контекстуальные условия и поведение людей. Однако у такой имплицитной диагностики есть и обратная сторона. Учитывая, что наибольшей трансформации обычно подвергается перцептивно-когнитивная сфера специалиста, в структуре его профессионального сознания часто появляются эталоны, профессиональные штампы, предопределяющие отношение к человеку, цели, характер и тактику взаимодействия с ним.

Рациональный диагноз - это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные. Рациональная диагностика строится лишь на воспроизводимых фактах.

По способу логического построения существуют:

1. Прямой обоснованный психологический диагноз, когда имеется совокупность симптомов или сочетание диагностических признаков, характерных для конкретного психологического явления.

2. Опосредованный диагноз, получаемый путем исключения менее вероятных признаков или выделения наиболее вероятного из них.

3. Диагноз по результатам воздействия (катамнез), когда диагноз устанавливается условно, на основе благоприятного результата оказания психологической помощи в данной конкретной диагностической ситуации.

Сложность и многообразие видов психологического диагноза, вариативность оснований для его постановки создает различного рода препятствия на пути к правильному решению, а также условия для возникновения различного рода диагностических ошибок.

Литература

1. Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики. - М.: «Феникс», 1996

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. - Питер, 2005

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб, 1999

4. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. - М, 2000. - Т.2.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

6. Ануфриев, А.Ф. Психологический диагноз / А.Ф. Ануфриев. - М.: «Ось-89», 2006. - 192 с.

7. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 5 т. М, 1983. Т. 5.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие психологического диагноза, уровни его установления. Соотнесение диагноза медицинского и психологического. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия признака. Место испытуемого или группы на "оси континуума" по выраженности качества.

    реферат , добавлен 27.05.2010

    Сущность, структура, цели, виды влияния. Способы противодействия влиянию. Манипуляция как вид психологического воздействия. Психодиагностическое заключение об уровне выраженности личностного макиавеллизма у подростков. Сущность психологического тренинга.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Сущность и этапы реализации психологического исследования, его структура, основные компоненты. Классификация методов психологического исследования, их отличительные признаки и условия выполнения. Разновидности и особенности психологического эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Понятие социально-психологического тренинга. Развитие социально-психологического тренинга как активного группового метода психологического воздействия. Соотношение понятий "социально-психологический тренинг", "психотерапия", "психокоррекция", "обучение".

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Поиск разрешения конфликтных социальных взаимодействий, формы работы с конкретными запросами. Установление психологического диагноза клиента. Два вида психологического консультирования. Психотерапевтическое воздействие.

    доклад , добавлен 14.06.2007

    Понятие и виды социально-психологического климата. Факторы, влияющие на его формирование в различных группах. Эмпирическое исследование социально-психологического климата коллектива в контрольно-счетной палате Московской области. Пути его оптимизации.

    диссертация , добавлен 03.12.2015

    Теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке, основные цели и задачи данной деятельности. Главные этапы психологического консультирования, отраженные в работах отечественных и зарубежных авторов.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Основные положения, этические принципы, структура психологического консультирования. Когнитивные и эмоциональные аспекты процедуры психологического консультирования. Обзор основных понятий, определяющих психологическую и психотерапевтическую помощь.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2016

    Методика психологического консультирования для снижения агрессии у семилетних детей. Феномен агрессивного поведения и разработка методики психологического консультирования по проблемам агрессивного поведения детей с использованием методов проекции.

    дипломная работа , добавлен 10.08.2009

    Влияние как психологический феномен. Понятие делового общения, его виды и формы, особенности психологического влияния в данной сфере межличностных отношений. Основные механизмы осуществления процесса влияния и некоторые способы противостояния ему.

Психологический диагноз и его виды

Шумская Н.Ю.

1.Определение психологического диагноза и его отличие от медицинского.

Психологический диагноз – относительно завершенный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью: - оценки их актуального состояния, - прогноза дальнейшего развития, - разработки рекомендаций, определяемых практическим запросом.

Структурированность психологического диагноза - приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему. Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

В случаях переживаемого неблагополучия требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются в клиническую картину заболевания и человек обращается к врачу, то психотерапевтическая помощь носит медицинский характер и оказывается врачом-психотерапевтом или психологом под руководством врача.

Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;

2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

Основное в медицинском диагнозе - определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

2. Уровни и виды психологического диагноза по Л.С. Выготскому

Психологический диагноз (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет ПД – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии.

Л. С. Выготский:

Симптоматический (или эмпирический). Диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании кот строятся практические выводы. Данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога можно заменить машинной обработкой данных.

Тиологический диагноз. Учитывает не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

типологический диагноз (высший уровень), заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологического диагноза в настоящее время является одной из наиболее важных задач психодиагностики.

3.Принцип анализа «социальной ситуации развития» Л.С.Выготского в постановке психологического диагноза.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Специфика постановки возрастно-психологического диагноза связана, прежде всего, с применением берущего начало в работах Л.С. Выготского системного анализа явлений детского развития, то есть с рассмотрением их в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психол. новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка требует воссоздания этого пути.

Рассматривая специфические закономерности как существенные ориентиры в диагностике нарушений развития, следует признать, что именно опора на знание и своевременное выявление этих особенностей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциальной диагностики случаях. Лишь выделение подобных закономерностей, их динамики и «профиля» с опорой на четкую возрастную соотнесенность, учет «всей последовательности хода детского развития», ориентация на тщательный и системный анализ «всех особенностей каждого возраста, стадий и фаз всех основных типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития в их многообразии» позволяет говорить о постановке каузального психологического диагноза в том смысле, в котором он был предложен Л.С. Выготским.

4. Основные психодиагностические ситуации и задачи

Основная задача: измерение различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Определяя задачи, необходимо учитывать ситуацию ПД в целом (ситуации клиента и ситуации экспертизы):

1) В ситуации клиента человек обращается за помощью, охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции более точно, без сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. К диагностическому инструменту можно предъявлять менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы.

2) В ситуации экспертизы человек знает, что подвергается анализу, старается выдержать «экзамен»; вполне осознанно контролирует свое поведение и ответы так, чтобы предстать в максимальном выигрыше (даже ценой симуляции отклонений и расстройств).

ПД задачи и ситуации (исходя из того, кто и как будет использовать диагностические данные; какова ответственность психодиагноста за выбор СП-в вмешательства в ситуацию обследуемого):

1) Для постановки непсихологического диагноза врачом или формулирования административного решения - для использования ПД данных в медицине. Выносится суждение о специфике особенностей мышления, памяти, личности, а врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности за диагноз и за лечение. Так же - при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации. 2) Для постановки психологического диагноза самим диагностом, вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом др. профиля. К примеру, поиск причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого-педагогический) характер. 3) Данные используются диагностом для постановки психического диагноза, который служит ему основанием (или его коллеги-психолога) для разработки путей психологического воздействия (псих. консультация). 4) Диагностические данные исп. самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. (Психолог несет ответственность за корректность данных, за этические, деонтологические аспекты «диагноза» и лишь частично - за то, как этот диагноз будет использован клиентом.)

5.Классификации психодиагностических средств.

I. 1 – методы, основанные на заданиях с правильным ответом (тесты IQ, специальных способностей)

2 – методы, основанные на заданиях без правильного ответа (тесты, задания которых характеризуются частотой того-иного ответа - личностные)

II. 1 – вербальные методики (память, воображение, мышление и т.п.)

2 – невербальные (речевая способность испытуемых только на этапе понимания инструкции – корректурная проба)

III. 1 – объективные техники - методики с правильным ответом, с правильным выполнением задания

2 – стандартизированные

2.1 – тесты-опросники, относительно вопросов, у которых есть выбор (Опросник Кеттелла 16PF)

2.2 – открытые опросники (Векслер)

2.3 – шкальные техники (САН)

2.4 – индивид-ориентированные техники (Дж. Келли репертуарная решетка)

3 – проективные - недостаточно структурированный стимульный материал – человек. Порождает фантазии, проецирует мотивы, поступки, свойства (тест Роршаха)

4 – диалогические - основываются на контакте, вербальные-невербальные. Могут быть в виде игры.

6. ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД (от лат. proectio - бросание вперед...) - один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Поэтому ответы на задания, используемые в П. м. не могут быть альтернативными (напр., правильно-неправильно), здесь возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для П. м. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. При этом личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны стимулы (ситуации), побуждающие ее к активности. Основной инструмент (стимульный материал) используемый при применении П. м.- это т. н. проективные тесты. Различают следующие группы таких тестов: 1) конститутивные - структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (напр., тест чернильных пятен Роршаха); 2) конструктивные - создание из оформленных деталей осмысленного целого 3) интерпретативные - истолкование какого-либо события, ситуации (напр., тат); 4) катартические - осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (напр., психодрама); 5) экспрессивные - рисование на свободную или заданную тему (напр., тест «Дом -дерево -человек»); 6) импрессивные - предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (напр., цветовой тест Люшера); 7) аддитивные -завершение предложения, рассказа, истории (напр., методика завершения предложения). П. м. возник в результате стремления исследователей наложить ограничения на возможность испытуемого искажать результаты обследования в благоприятном для себя плане, повысить объективность его ответов. В то же время этот метод оставляет возможность искажения результатов со стороны экспериментатора (в виду отсутствия четкой интерпретации полученных результатов). Кроме того, традиционные требования по надежности и валидности к проекционным методикам неприменимы, поэтому строго говоря отнесение их к категории тестов является весьма условным. К. Юнгу принадлежат открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия на значимые области-переживания и поведения человека вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности.

7.Особенности стимульного материала и условий проведения проективных методик

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.

Особенности условий проведения проективных методик. Использовать проективные методы можно, если созданы доверительные отношения, налажен контакт, что требует особого умения и личностных качеств. Перед началом проведения проективных методик, модератор должен еще раз сделать акцент на том, что при выполнении задания не существует каких-либо правил, поэтому респонденты могут чувствовать себя свободно и не бояться сделать что-нибудь не так.

Перед началом использования проективных методик необходимо правильно объяснить задание. Нужно позаботиться о том, чтобы все респонденты поняли задачу, а само задание не показалось им слишком сложным.

При этом все-таки необходимо ограничить время, отведенное на выполнение задания. По истечении отведенного времени важно не прерывать респондентов, а вежливо попросить респондентов заканчивать свою работу. Важно, чтобы никто и ничто не отвлекало респондентов от основного занятия.

Самое важное правило - необходимость объяснения каждым респондентом своих действий. Без этого исследователь не сможет адекватно интерпретировать данные, полученные с помощью проективных методик.

Психологу необходимо воспринимать проведение исследования как материал для дальнейшей интерпретации. Поэтому он должен очень внимательно слушать объяснение каждым участником дискуссии своих действий и каждый раз выяснять, как респондент относится к тому, что говорит.

8.Виды проективных методик

Первая классификация была разработана Л. Франком.. 1. Конститутивные техники - Примеры:- Незаконченные предложения- Незавершенные рисунки
2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали, из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. («Рисунок человека», «Рисунок семьи»)

3. Интерпретационные методы - испытуемый должен истолковать некоторый стимул, исходя из собственных соображений. Пример - тематический тест на апперцепцию (ТАТ) Г. Мюррея.

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. (психодрама)

5. Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. («Дом-дерево-человек»).

6. Импрессивные. основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. (Тест Люшера)

7.Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. (Тест руки)

По другой классификации проективные методики поразделяются на: Методики дополнения. Стимульный материал: набор слов-стимулов. (Ассоциативный тест К.Г. Юнга). Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения"). Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

    Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

    Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

    Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

    Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").

9. Диагностическая ценность проективных методик

Диагостическая ценность проективных методик сязана с: -гибкостью и вариативностью психодиагностической процедуры; - возможностью глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию; -высокой эффективностью при изучении изменчивых явлений; - стремлением к всестороннему описанию личности

Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации. Преимущество:едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в наиболее интимную область человеческой психики.

Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Проективные методики ставят целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», которые всегда личностно значимы.

Один из огромных «+» – это возможность использования начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным. Использование подобной методики расслабляет клиента и позволяет специалисту наладить контакт.

Применение проективных методик в детской и подростковой психологии и психиатрии охватывает широкий круг вопросов, выясняющих их роль в решении следующих проблем: особенности протекания детских психозов (аутизм, нарциссизм и др.); мир фантазии; символизация детских страхов и желаний; диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии; семейное окружение и др.

10.Общая характеристика графических методов психодиагностики

Графические методы в основном применяются для выявления особенностей интеллектуального развития (при нарушениях выявляется запаздывание), личностного развития (для выявления личностных особенностей тесты основаны на механизме проекции; рисунок – сообщение, зашифрованное в образах) и психических заболеваний (наличие органических поражений мозга).

Достоинства: 1 – информативность – позволяют выявить множество особенностей, просты и не занимают много времени; 2 – естественность – наиболее близко детям; 3 – многократность – используются без утраты своего диагностического значения, можно использовать в лонгитюдном исследовании; 4 – психотерапевтическое значение – грань между обследованием и психотерапевтическим воздействием стирается.

Недостатки: 1 – относительно низкая надежность результатов (т.к. субъективна интерпретация психолога); 2 – не позволяют количественно измерить оцениваемые свойства; 3 – термины, в которых проводится интерпретация, лишены строгости и однозначности => сложно подтвердить надежность и валидность.

Ограничения: 1) осторожно относиться к использованию в научных статистических исследованиях; 2) окончательные выводы о психологических особенностях субъекта только на основе одних рисуночных тестов лучше не делать; 3) психологическое заключение не должно основываться на отдельных признаках рисунка, вне их связи друг с другом.

11 Основные критерии диагностической оценки графических изображений

Критерии рисунков адресуются к следующим характеристикам:нажим на карандаш, особенности линий, размер рисунков, расположение рисунка на листе, тщательность и детализация, дополнительные особенности

Показатель психомоторного тонуса . Слабый нажим, линия едва видна – астения; пассивность; иногда депрессивность/субдепрессивность (с 4 лет). Сильный, карандаш глубоко продавливает бумагу – ригидность; эмоциональное напряжение; импульсивность (с 4 лет). Сверхсильный, карандаш рвет бумагу – конфликтность; гиперактивность; агрессивность; пограничное/психотическое состояние. Варьирует –эмоциональная лабильность (с 4 лет). Колебания особо сильны –эмоциональная неустойчивость; острые состояния.

Штриховые – тревожность (в характере). Множественные линии – тревога как состояние; стресс; импульсивность. Эскизные линии – стремление контролировать тревогу. Промахивающиеся линии – импульсивность; органическое поражение мозга; гиперактивность (с 5 лет). Линии не доведенные до конца – астения; импульсивность. Искажение формы линии (напр. голова треугольная) – органические поражения мозга; психические заболевания (с 5 лет).

Увеличенный (более 2/3 листа) – тревога; стресс; гиперактивность. Уменьшенный(менее 1/3 листа) – депрессия; низкая самооценка. Размер сильно варьирует – эмоциональная лабильность.

Смещен вверх , не в углу – повышение самооценки, возможно компенсаторно; стремление к высоким достижениям. Смещен вниз – снижение самооценки. Смещен вбок – органическое поражение мозга (иногда). Выходит за край листа – импульсивная, острая тревога; пограничное, невротическое, психотическое состояние. В углу листа – депрессия/субдепрессия.

Большое количество деталей –демонстративность; творческая направленность. Высокая тщательность, много однотипных деталей – ригидность; тревожность; перфекционизм (иногда); эпитептоидная акцентуация. Малое количество деталей – астения; отрицательное отношение к обследованию; интровертированность; депрессия/субдепрессия; шизоидная акцентуация; низкий уровень умственного развития. Небрежность – импульсивность; отрицательно отношение к обследованию.

12. Особенности измерения в психодиагностическом обследовании: тест как измерительный эталон

Психометрия – это область психологии (не обязательно относится к ПД), которая изучает теоретические и практические основы измерений в психике. В сфере ПД, психометрия имеет специфические задачи: технология создания и адаптации методик, обеспечение критериев качества измерений. Знание основ психометрии даёт психологу необходимую критичность в понимании ограниченности процедур, в понимании тех допущений, которые заложены в тест самим разработчиком при создании методик.

Особенностью ПД процедур, является их стандартность, которая предполагает строго регламентированные условия проведения измерения и предоставляет особые требования к самим измерительным средствам. Регламентность обеспечивается стандартизацией процедуры проведения, инструкции к исполнению системного материала и его предъявлению, бланков, способов регистрации ответов. Особые требования к измерительным процедурам выражается в репрезентности, надёжности, валидности, достоверности как критические качества теста.

Процесс измерения- это всегда сумма измерения изучаемого объекта или процесса с эталоном. В психологии человек не может выступать Эталонным субъектом. В психодиагностике эталоном выступает тест. Поэтому к тесту и его процедуре предъявляется определенные требования. Для того, чтобы тест был эталоном, он должен быть стандартизован. В словаре «тестирование»- метод психологической диагностики, использользуются стандартизированные вопросы и задания, имеющие определенную шкалу значений. "Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий". Все определения содержат следующие общие моменты: во-первых, тест – один из методов измерения в ПД наряду с такими, как проективные методы, стандартизованные самоотчеты, интервью, аппаратурные методы и др.; во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта; в-третьих, это метод измерений, который характеризуется высокой степенью объективности, надежности и валидности. Этим треб должен соответствовать каждый тест.

Есть Разница между стандартным психологическим тестом и обычным набором заданий, которые тоже могут служить источником ПД: необходимо знать, что такое стандартная тестовая процедура и в каких единицах, шкалах измеряются психические свойства чел.

13. Стандартизация теста. Понятие о норме теста.

Стандартизация теста - это совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста. В частном случае под стандартизацией понимается сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы тестовых баллов. Стандартизация позволяет сравнивать показатели, полученные одним испытуемым, с показателями в генеральной совокупности или соответствующих группах. Стандартизация важна, когда осуществляется сравнение показателей обследуемых. Три основных вида стандартизации первичных тестовых оценок: 1) приведение к нормальному виду; 2) приведение к стандартной форме; 3) квантильная стандартизация.

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает 3 этапа. 1)создании единообразной процедуры тестирования. 2)создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. 3)определении норм выполнения теста.

Тестовые нормы - количественные и качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев могут выступать как статистические показатели выборки стандартизации, так и различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том или ином уровне выраженности диагностируемых качеств. В психодиагностике наибольшее распространение получили количественные тестовые нормы, рассчитанные на основе определения средних величин и дисперсии в выборке стандартизации.

В виде качественных тестовые нормы могут выступить, например, стандартизированные наборы квалификационных требований к испытуемому, аналогичные шкалам умственного развития, либо специально разработанные для конкретного теста комплексы диагностических признаков.

14. Оценка типа распределения в процессе стандартизации теста

Оценка типа распределения (ОТР) - аналитико-статистическая процедура исследования основных характеристик эмпирического распределения (мер центральной тенденции, мер изменчивости, асимметрии, эксцесса кривой и некоторых других показателей).

ОТР предпринимают с целью проверки предположения о том, что анализируемое распределение соответствует теоретическому. Вопрос такого рода нередко решается в ходе стандартизации методики и разработки шкалы. Обычно в качестве теоретического распределения при сравнении с эмпирическим используется нормальное распределение, О. т. р. выступает в данном случае в форме проверки нормальности эмпирического распределения. Чтобы установить, подчиняется ли эмпирическое распределение изучаемой случайной величины нормальному закону, необходимо сопоставить известные исследователю сведения о свойствах этой величины и условиях ее изучения со свойствами функций нормального распределения. Сначала проводят качественное сопоставление, а затем количественное. Основой качественного сопоставления служит главное условие – действие на изучаемую случайную величину большого числа преимущественно независимых и примерно одинаковых случайных факторов. Если это условие, по мнению исследователя, выполняется, можно ожидать, что исследуемая величина распределена нормально.

Количественное сопоставление может включать ряд этапов. Первый - сравнение отдельных свойств эмпирического распределения со свойствами теоретического нормального распределения. Асимметрия и эксцесс нормального распределения равны нулю. Если хотя бы один из этих двух показателей проверяемого эмпирического распределения существенно отклоняется от данного значения, это означает аномальность оцениваемого распределения.

Практика использования разнообразных психодиагностических тестов (методик) для изучения личности неразрывно связана с понятием «психологический диагноз».

Понятие «диагноз» (распознавание) широко используется в разных областях науки и техники, ибо задача распознавания, определения существа и особенностей тех или иных явлений не считается прерогативой медицины.

В литературе можно найти немало определений понятия «психологический диагноз». Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологической науке.В таком осмыслении психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Также и некоторыми зарубежными психологами термин «диагноз» в психологии предлагалось применять исключительно для «называния» каких-либо расстройств, нарушений (Rosenzweig, 1949 и др.).

Подобные взгляды приводят к неправомерному сужению области психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Из психологической диагностики произвольно вырывается наиболее обширная, исторически сложившаяся область исследований.

Понятие диагноза является ключевым в диагностике. Его суть раскрывает специфику диагностики как особой сферы человеческой деятельности, направленной на исследование не только внешней, но и внутренней (причинно–следственной) сущности объекта, распознавание частного конкретного явления на основе абстрактного знания об общем необходимом и существенном. Диагноз представляет собой особый тип знаний, поскольку отражает представления специалиста об особенностях состояния и функционирования конкретного человека.

Областью психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия как в норме, так и при патологии.

Психологический диагноз - это конечный результат деятельности психолога по выяснению сущности индивидуально-психологических особенностей личности, оценке их актуального состояния и прогнозу дальнейшего развития. Как правило, психологический диагноз имеет форму структурированного описания комплекса взаимосвязанных психических свойств личности - способностей, стилевых черт (темперамента и характера), мотивационных особенностей - с объяснением выявленных противоречий и определением значения полученных данных в целостной динамической картине личности.

Предмет психологического диагноза -установление инди­видуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элемен­том психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и след­ствия. По мере обогащения психологичес­кого знания «этиологический» элемент в психологическом диагнозе, вероятно, не будет иметь столь су­щественного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, прак­тической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологи­ческие особенности, исследователь ли­шен возможности указать на их причины, место в структуре личности.

В зависимости от задач и соответствующей им широты и психодиагностического исследования можно выделить три ступени или уровня в развитиидиагноза , которые в общем виде впервые были описаны российскими психологами А. А. Невским и Л. С. Выготским (1936) и представляют последовательно углубляющиеся ступени познания.

    Симптоматический (или эмпирический)диагноз , ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз имеет право на существование как рабочий, ориентировочный момент в исследовании, так как не раскрывает причин и перспектив развития обнаруженных явлений; а в практике применяется для решения селекционных задач: отсева, отбора, дифференцировки лиц по какому-то признаку - например, для отбора лиц с высоким уровнем внушаемости в психотерапевтические группы с применением императивного внушения.

    Этиологическая диагностика , учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие. Здесь диагност должен ответить на вопросы о том, как развивался, с помощью какого механизма возник и какими причинами обусловлен выявленный симптом или комплекс психологических характеристик.

    Высший уровень -типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине лично­сти. Согласно Л. С. Выготскому, далеко не всякое исследование можно считать диагностическим. Последнее предполагает готовую, установленную систему понятий, с помощью которой определяется сам диагноз, а частное явление подводится под общее понятие. Он также очень точно характеризует и сегодня иногда игнорируемые различия, существующие между психологическим измерением и психологическим диагнозом. «Психологическое измерение относится к области установления симптома, диагноз относится к окончательному суждению о явлении в целом, обнаруживающем себя в этих симптомах, не поддающемся непосредственно восприятию и оцениваемом на основании изучения, сопоставления и толкования данных симптомов» (Выготский, 1983, с. 313).

По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогно­зом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения про­цесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития». Ре­комендуется разбивать прогноз на отдель­ные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Он учитывает тесную взаимосвязь отдельных подструктур психики, совместно работающих ее многоуровневых функциональных систем, подразумевая, что любые внешние признаки не могут носить изолированный характер и ограничиваться характеристикой отдельных психических функций.

В качестве системообразующей единицы типологического диагноза выступает психологический синдром – устойчивая совокупность признаков–симптомов, соответствующая одному и тому же явлению, объединенная общей причиной. Каждый психологический синдром отличается свойственным только ему набором специфических признаков, проявляющихся в определенной последовательности, имеющих иерархическую структуру и внешнюю форму проявления. Входящие в структуру синдрома признаки могут эклектично соединяться с другими симптомами, приводя к его усложнению или изменению. Возможно объединение «малых» синдромов в «большие», обладающие высокой типологической специфичностью, соотносящие конкретные симптомокомплексы с определенными психологическими явлениями. В основе такого диагноза лежат феноменологические типологии, а диагностические категории сформированы по внешним признакам: от конституциональных и портретных до поведенческих и деятельностных.

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации. Определить, например, пригодность к той или иной деятельности невозможно вне требований, к ней предъявляемых. Характеристика особенностей личности вне социальных условий лишена почвы, «повисает в воздухе». «Мы можем понять, что такое "ленивый мальчик", если нам известно, кто именно, в каких социальных условиях, кому и на каких основаниях дал такое определение» (Обуховский, 1981).

Н. Сандберг и Л. Тайлер (Sandberg and Tyler, 1962) выделяют три уровня диагностических заключений, которые совпадают по своей сути с уровнями диагностики у Выготского Л. С.

Одной из наиболее разработанных теоретических схем психологического диагноза и сегодня остается предложенная известным польским психологом Янушем Рейковским (Reykowski , 1966), который выделяет четыре основных направления в работе психодиагноста:

    Осуществление диагноза деятельности, поведения, т. е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.

    Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность.

    Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание - диагностика систем нервных связей.

    Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.

Деятельность понимается как направленный на определенный результат процесс.

При диагнозе деятельности Рейковский предлагает различать ее два наиболее общих аспекта: инструментальный (качество, скорость и адекватность действий) иаспект отношений , т. е. те характеристики, которые выражают отношение субъекта к выполняемым им действиям, к окружению и к самому себе.

Задача психологического диагноза не только в том, чтобы выявить, какие действия протекают ошибочно, но также и то, в каких действиях индивидуум может быть успешен.

Для получения систематизированных характеристик деятельности предлагается использовать систему основных ролей, выполняемых человеком в обществе.

Рейковский отмечает, что в клинической диагностике чаще всего учитывается аспект отношения, а в профессиональной наибольшую ценность имеет учет аспекта инструментального. Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему действия протекают неправильно, необходим диагноз процессов регуляции.

В диагностике процессов регуляции Рейковский также условно выделяет два класса явлений: процессы типа инструментальных и процессы типа отношений.

К процессам типа инструментальных относятся три группы процессов регуляции, каждая из которых выполняет свою функцию: ориентационные, интеллектуальные и исполнительские.Диагноз ориентационных процессов включает оценку адекватности восприятия, способности осмысления явлений и формирования понятий.Интеллектуальные функции обусловливают создание программ деятельности, их диагноз связан с оценкой эффективности планирования, решёния проблем. Кисполнительским функциям относятся психомоторные и вербальные реакции.

Под процессами типа отношений Рейковский понимает эмоциональные и мотивационные процессы. Придиагностике эмоциональных процессов определяют, какова степень соответствия между характеристиками ситуации и особенностями эмоциональных реакций по длительности, силе, знаку и содержанию эмоций.Диагностика мотивационных процессов - это оценка вида и интенсивности мотивов, побуждающих индивидуума к действию.

Процессы регуляции осуществляются благодаря сложным системам нервных связей (динамические стереотипы), вырабатывающимся в течение жизни человека. Эти механизмы регуляции обеспечивают устойчивость и организованность человеческого поведения. Для описания механизмов регуляции автор предлагает выделять два класса динамических схем : операционные (системы навыков, умений, знаний) и динамические (личностные проявления).Личность характеризуется Рейковским как особая система, благодаря которой человеческое поведение приобретает постоянство, специфичность и ориентацию на определенные цели.Цель диагноза личности - не только определение источников патологии, но и зон эффективного функционирования.

В диагностике генезиса механизмов регуляции Рейковский особое внимание уделяет изучению «истории дидактических процессов» индивида, важной для анализа приобретенных знаний и умений, а также рекомендует внимательно изучать «историю воспитательных процессов», в которой формируются системы ожиданий, потребностей и отношений. При анализе «истории дидактических процессов» следует опираться на хронологию образования, а упорядочение «истории воспитательных воздействий» возможно в ходе детального анамнестического интервью.

По способу обоснования в современной психологической литературе выделяют клинический и статистический психологические диагнозы. В их основе лежат специфика и критерии принятия решения. В первом случае постановка диагноза строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида в персонологическом аспекте, составляющем его специфичность. Во втором – опирается на количественную оценку уровня развития или сформированности параметров конкретной психологической сферы (высокий – низкий уровень, соответствует – не соответствует требованиям).

По характеру психологического обследования выделяют имплицитный и рациональный психологические диагнозы. Имплицитный психологический диагноз часто определяется как интуитивный, неосознаваемо полученный вывод (заключение) о состоянии психической системы, которое обусловливает особенности поведения и деятельности человека. Процесс распознавания происходит на основе неосознанного анализа собственных впечатлений и внешних признаков. По мнению В. Черны, такая «интуитивная диагностика» присуща каждому человеку, поскольку за ней скрывается сложившееся в индивидуальном опыте личное представление о том, как в типичных случаях сочетаются друг с другом внешние данные, контекстуальные условия и поведение людей. Однако у такой имплицитной диагностики есть и обратная сторона. Учитывая, что наибольшей трансформации обычно подвергается перцептивно–когнитивная сфера специалиста, в структуре его профессионального сознания часто появляются эталоны, профессиональные штампы, предопределяющие отношение к человеку (ученику), цели, характер и тактику взаимодействия с ним.

В сфере педагогической деятельности такие профессиональные стереотипы, прочно утвердившиеся в сознании преподавателей, хорошо описаны. Они часто проявляются в так называемых диагнозах–ярлыках. Сегодня наиболее популярные из них: «ленивый», «двоечник», «неукротимый», «трудный», «малоспособный», «проблемный», «агрессивный», «заторможенный» и т. д. Чаще всего такие «диагнозы» основываются не на конкретных фактах и объективно наблюдаемых явлениях, а на субъективных оценках педагогом поведения и успеваемости учащегося. Мотивационные и другие характеристики внутреннего мира личности за редким исключением остаются неизвестными. Следствие такой стереотипизации – снижение адекватности социальной педагогической перцепции и построение имплицитного диагноза не на уровне интуиции и обыденной психологии, а на уровне профессионального сознания, оказывающего непосредственное влияние на учебно–воспитательный процесс.

Рациональный диагноз – это научно обоснованный вывод, часто не зависящий от предшествующего опыта специалиста и его теоретических предпочтений, который опирается на точно установленные и эмпирически подтвержденные диагностические данные. Рациональная диагностика строится лишь на воспроизводимых фактах.

По способу логического построения существуют:

1. Прямой обоснованный психологический диагноз , когда имеется совокупность симптомов или сочетание диагностических признаков, характерных для конкретного психологического явления.

Например, пониженная обучаемость характеризуется специфическими особенностями процесса познания, проявляющимися на перцептивном и мыслительном уровнях: утилитарное отношение к познавательным задачам, поверхностность, разобщенность усваиваемых знаний, неумение самостоятельно овладеть рациональными способами действий и слабая податливость их коррекции. А для коммуникативной некомпетентности свойственно неумение слушать, устанавливать психологический контакт с другими, выражать свои чувства или свою позицию в диалоге, распознавать невербальные сигналы партнера по общению, участвовать в совместной работе и т. д.

2. Опосредованный диагноз , получаемый путем исключения менее вероятных признаков или выделения наиболее вероятного из них.

3. Диагноз по результатам воздействия (катамнез) , когда диагноз устанавливается условно, на основе благоприятного результата оказания психологической помощи в данной конкретной диагностической ситуации.

А.Ф. Ануфриев на основании анализа литературы, посвященной диагнозу дает его следующее понимание. Психологический диагноз выступает результатом психодиагностической деятельности специалиста. Он в краткой, емкой форме обозначает: (1) актуальное состояние психической системы или ее отдельных показателей, (2) обусловливающих особенности поведения и деятельности конкретного человека, (3) представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения (умозаключения), (4) на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего развития (будущего состояния) и (5) формулирование рекомендаций.

А.Ф. Ануфриев указывает, что в качестве специфического описания этапа психодиагностического процесса выступает психодиагностограмма , содержащая алгоритм проверки диагностических гипотез с указанием методических приемов и оценочных инструментов и создающая необходимые условия для реализации каждого этапа диагностического процесса. Использование психодиагностограмм при установлении диагноза позволяет повысить его эффективность за счет сокращения психодиагностической процедуры, точность диагностирования.

Для того чтобы составить диагностограмму, можно придерживаться следующей схемы 27:

    Охарактеризовать особенности психических процессов , реализующих деятельность и поведение. При этом диагностику следует направить накогнитивную (адекватность восприятия, способность осмысления информации; успешность планирования деятельности и принятия решений),аффективную (направленность, содержание, сила и длительность эмоций и эмоциональных состояний в определенных ситуациях) иконативную (психомоторные и вербальные реакции как исполнительские функции; содержание и сила мотивационных, побуждающих процессов)сферы психической активности. Современная диагностика располагает богатым арсеналом разнообразных надежных методов диагностики когнитивных психических процессов, эмоциональных и мотивационных характеристик, а также – психомоторной сферы. При этом могут быть применены методики объективного, субъективного и проективного подходов.

    Выявить механизмы регуляции психических процессов и их генезис на индивидном (нейродинамические характеристики) и личностном (направленность на определенные цели) уровне. Процессы регуляции осуществляются благодаря сложным системам нервных связей (динамические стереотипы), вырабатывающимся в течение жизни человека. Эти динамические стереотипы или устойчивые цепочки нервных связейпроявляются в системе навыков – умений - знаний , обусловленных историей обучения,и в структуре личности , обусловленной историей воспитания, формирующей потребности, ожидания и отношения человека.

    В результате обучения и воспитания на индивидной основе (энергопотенциал, свойства нервной системы и соответствующие функциональные возможности ) формируются стилевые особенности (темперамент илихарактер проявляются в стиле поведения вообще или в социально типичных ситуациях),способности инаправленность личности. Диагностика указанных характеристик также может быть реализована различными методическими средствами. Однако особое место среди них должен занимать биографический метод исследования и генетический метод интерпретации диагностических данных.

    Выявить, как проявляются в поведении и деятельности человека обнаруженные характеристики . Известно, что диагностируемые характеристики могут не проявляться или по-разному проявляться в поведении и деятельности. При этом следует оценитькачество, скорость и адекватность действий , а такжеотношение человека к выполняемым им действиям, к окружению и самому себе . В данном случае можно использовать объективные и семантические методы либо метод экспертных судей и бесед.

    Типологическая диагностика в сочетании с идеографическим подходом 28 . На завершающей ступени диагностики создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретныеособенности человека представленыв целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих точно и обоснованнораскрыть психологическую сущность явления, его структуру. Согласно теории диагноза Л.С. Выготского «всё многообразие индивидуальных ситуаций можно свести к определенному количеству типичных ситуаций…». Однако при этом следует помнить, что одно и то же свойство по-разному проявляется в поведении в зависимости от ситуации и отношения к ней -системы конструктов личности . При анализе «конкретных ситуаций, в которых может быть обнаружена определенная черта, следует использовать информацию о том, как эту черту воспринимает сам человек, какое место она занимает в его субъективной иерархии личностных черт, в каких случаях он считает нужным проявлять данную черту….Таким образом,…можно с определенной вероятностью ожидать её проявления во многих или в некоторых ситуациях».

Структура личности является одновременно и индивидуально-психологической и социально-психологической. Социальная среда определяет многообразие поведенческих проявлений и психологические свойства или черты личности следует понимать как обобщенные диспозиции (предрасположенности) или «гибкую готовность действовать определенным образом. Они внутренне взаимодействуют друг с другом и ситуацией, не предопределяя отдельных поступков, но обнаруживая относительно устойчивый общий тип поведения , внутреннюю диспозиционную последовательность».

Поэтому в диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, но и специфика конкретной ситуации и условия окружающий среды в настоящий момент и в процессе развития. Многообразие поведенческих проявлений свойств личности может быть конкретизировано только анализом социальных ситуаций, в которых действует и живет личность.

Формулирование психологического заключения, его написание или устное изложение представляет собой сложный аналитико-синтетический процесс, в ходе которого психолог-диагност должен отметить итоги исследования. Несмотря на то, что среди психологов отсутствует общепринятая форма психологического заключения, можно дать некоторые рекомендации по его написанию.

Несмотря на то, что в принципе у специалиста существует свобода выбора формы и порядка оформления психодиагностического заключения, тем не менее, существуют определенные принципы его составления :

а) психодиагностическое заключение обобщает данные психодиагностической процедуры, но не сами результаты, а их психологическую интерпретацию и выводы;

б) отраженный в психодиагностическом заключении вывод – четкий и конкретный ответ на поставленный перед специалистом вопрос. Для сферы образования – это может быть обозначение психологических оснований неуспешности или недисциплинированности учащихся: в чем причина неусидчивости или невнимательности, а также конкретные рекомендации для их устранения;

в) содержание диагностического вывода должно отражать только наиболее существенные относительно запроса психологические причины или явления, которые могут объясняться и дополняться исходя из необходимости уточнения и лучшего понимания сущности изучаемого феномена. В этом случае в заключение вносится описание психологических особенностей личности, подчеркивающих индивидуальное своеобразие конкретного человека;

г) по форме диагностическое заключение может быть представлено в виде как объясняющих понятий, так и суждений или умозаключений. В каждом случае используемые термины должны быть уточнены путем отнесения их к соответствующей теории, например «интровертированный тип по Айзенку» или «интровертированный тип по Роршаху», «неудовлетворенная потребность в безопасности по А. Маслоу» или «неудовлетворенная потребность в любви по К. Хорни»;

д) в случае выявления различного рода отклонений (изменений, дефицита, отставаний) в заключении указываются сохранные стороны или возможные компенсаторные механизмы личности;

е) текст диагностического заключения не должен быть перегружен техническими подробностями получения и обработки данных. Наиболее важны: а) феноменология выявленных психологических особенностей и отклонений; б) ее объяснение относительно сформулированного запроса и цели диагностического исследования; в) возможности учета выявленных особенностей в последующей деятельности и поведении.

Заключение по результатам психодиагностического обследования должно содержать ряд сведений, важных для определения состояния психического разви­тия обследуемого, в том числе:

1. Сведения об обследуемом:

    фамилия, имя, отчество;

    возраст (при обследовании детей - указанием полных лет и месяцев);

    социальный статус (при обследовании взрослых - сведения об образовании, сфере профессиональной дея­тельности, занимаемой должности; для детей - сведения о типе школы, классе);

    семейный статус (информация о семье: полная, неполная, многодетная и т. п.);

    медицинский статус и индивидуальные особенности (группа здоровья, хронические заболевания, инвалидность, леворукость, травмы, ранения и т. п.).

2. Цель обследования.

3. Перечень использованных методик и условия проведения обследования (особенно если они неблагоприятные: плохо проветриваемое помещение, плохая освещенность, шум и т. п.).

4. Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и диагностики:

    эмоциональное и соматическое состояние;

    уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его результатах;

    степень самостоятельности выполнения заданий;

    необычные поведенческие проявления.

5. Описание результатов обследования:

    достижения обследуемого при выполнении тестовых заданий (в контексте цели исследования);

    показатели, по которым получены менее высокие результаты;

    показатели, по которым получены низкие значения и которые требуют коррекции.

6. Выводы:

    уровень сформированности изучаемых психических образований в соответствии с поставленной целью обследования.

7. Адресные рекомендации. Рекомендации психодиагноста адресуются либо самому обследуемому, либо заказчику обследования, либо психологу, который будет заниматься в дальнейшем психологическим сопровождением обследуемого, определяя для него способы и формы психологической помощи.

8. Дата написания заключения и подпись психолога (с расшифровкой фамилии). Заключение завершается личной подписью психодиагноста и указанием даты составления заключения. Личная подпись психолога - своеобразное выражение ответственности за правильность диагноза и рекомендаций.

Сложность и многообразие видов психологического диагноза, вариативность оснований для его постановки создает различного рода препятствия на пути к правильному решению, а также условия для возникновения различного рода диагностических ошибок.

Анализ психодиагностических ошибок показывает, что их основные причины можно разделить на две большие группы:

1) объективные причины, обусловленные трудностями и сложностью объекта психологического познания, специфичностью психодиагностического процесса, условиями и средствами диагностики, уровнем развития науки и техники и т. д.;

2) субъективные причины, зависящие от познающего субъекта (его знаний, опыта, личностных особенностей, внимания и т. д.).

По разным данным, на долю объективных диагностических ошибок выпадает от 30 до 40 % ошибочных диагнозов, причем основной детерминантой выступает сложность объекта психодиагностики. Психическая система представляет собой единое целое. Как часть более глобальной системы – организма, она состоит из элементов и подсистем, функционирующих и взаимодействующих на разных уровнях. На ее основе происходят сложные процессы, обусловливающие состояние, поведение и деятельность человека. То есть человека и, следовательно, его психику нельзя рассматривать изолированно от окружающей его среды и общественной жизни, постоянно воздействующих на него. Таким образом, специалист имеет дело не только с психическими формами, но и всеми сопутствующими жизнедеятельности человека факторами.

Данное обстоятельство можно дополнить еще и тем, что сущность и этиология многих психологических феноменов слабо изучены. Их познание затруднено индивидуальным характером, своеобразием и нетипичностью конкретного случая, а также практически неисчислимой вариативностью особенностей и различий людей. Дополнительным осложнением выступает отсутствие однозначных причинно–следственных взаимосвязей между следствиями и психологическими причинами, способными их вызвать.

Еще одним фактором в этом списке оказывается недостаточный уровень развития психодиагностических методов, который связан с отсутствием или ограниченностью существующих средств измерения и оценки, не позволяющих в ряде случаев провести надежную интерпретацию полученных данных.

Среди субъективных источников диагностических ошибок наиболее значимые следующие.

1. Личностные качества специалиста. Так, по мнению В. С. Юркевич «опасность стереотипизации в большей степени грозит специалистам очень устойчивым эмоционально, с инертным типом ВНД». Она также отмечает, что личностная детерминация проявляется и в том случае, если специалист исходит при принятии решения из личных, например эгоистических или альтруистических, интересов, часто мотивированных собственными убеждениями или соображениями. Дополнительным условием оказывается специфика восприятия и переработки информации, на основе которых учитываются и «принимаются в работу» различные диагностические признаки.

2. Недостаточный уровень профессиональной подготовки, когда специалисту не хватает профессиональных знаний и умений для решения диагностической задачи. Это приводит к невозможности адекватного рассмотрения проблемной ситуации, профессиональной оценки проблемы. Кроме того, важно не только знать свой предмет, но более или менее свободно разбираться в смежных областях (например, дефектологии, логопедии, педагогике), важно учитывать динамику развития профессиональной сферы, постоянно пополняя и систематизируя знания в течение всей профессиональной деятельности.

3. Недостаточный уровень развития профессиональной рефлексии, который отражает слабость осознания специалистом собственных действий в решении профессиональных задач и не позволяет оценить их успешность, наметить пути профессионального роста.

Материалы исследования М. М. Кашапова, изучавшего особенности решения учителями педагогических задач, связанных с процессом распознавания, показали, что значительная часть педагогов (82 % из 149 обследованных) чаще всего оказывается не в состоянии проанализировать и осознать свои ошибки. В то время как мастерство и профессионализм педагога состоят именно в умении грамотно проанализировать и оценить допущенные ошибки, что поможет в будущем избежать неверных решений и действий.

4. Профессиональный опыт, который способствует как формированию профессиональных качеств и профессионального сознания специалиста, так и появлению штампов, шаблонов деятельности, предубеждений и стереотипов. В каждой из профессиональных областей, где осуществляется диагностическая деятельность, существует своя специфика стереотипизации и профессиональных штампов. Так, в психологии стереотипы в значительной степени формируются под влиянием научной школы, которой придерживается специалист и которая определяет систему его взглядов и убеждений. Педагогические стереотипы, в свою очередь, бывают обусловлены социальными факторами («ребенок, чьи родители – алкоголики, интеллектуально неполноценен»), успеваемостью, дисциплинированностью школьников, а также внешней привлекательностью, полом и даже… именем ученика. Подобные сверхобобщения носят ярко выраженный оценочный характер и способствуют формированию предрассудков, предвзятого отношения. Оценочное, предвзятое отношение способствует «видению» только негативных, вредных качеств в ребенке. В таком случае диагноз неблагополучия становится клеймом для учащегося, в то время как компенсаторные механизмы и ресурсы личностного роста не замечаются или игнорируются. Положение может еще более усугубляться, если педагог не только считает себя «знатоком» своей профессии, но и авторитетным взрослым, который для ребенка «всегда и во всем прав». «Учительская профессия, – писал Л. С. Выготский, – накладывает неизгладимые типические черты на своего носителя и создает жалкие фигуры, выступающие в роли апостолов ходячей истины» (Выготский Л. С., 1983, с. 255).

Именно этими обстоятельствами вызвано современное противодействие психодиагностической деятельности в образовании, которое все больше начинает рассматриваться с позиции нанесения вреда ребенку и нарушения безопасности его развития.

Объективные и субъективные причины ошибочных психологических диагнозов поднимают вопрос о качестве психодиагностической деятельности, ее успешности или неуспешности. Если учесть, что смысл диагностической деятельности на практике – это распознавание реального состояния психической системы и ее элементов, установление объективно действующих причин ее функционирования, то понятие адекватности диагноза наиболее полно отражает ведущий признак его качества, характеризуя истинность, точность и соответствие реальности.

В психологической диагностике критерию адекватности соответствует понятие «валидность». Валидный психологический диагноз – это достоверный вывод. Данное соответствие устанавливается разными способами: а) присутствием (совпадением) основных признаков, характеризующих диагностируемое явление (содержательная валидность); б) сопоставлением информации из разных источников, подтверждающей существование тех или иных психологических особенностей (валидность соответствия); в) установлением взаимосвязи между первичными результатами диагностики и данными, полученными через некоторое время (прогностическая валидность); г) проверкой результатами коррекционно–развивающей работы (катамнез).

Таким образом, в основе валидного психологического диагноза лежат два основных признака: объективность и надежность. Сопутствующими критериями качества психологического диагноза, которые определяют его достоинства и ценность использования на практике, выступают своевременность (оперативность), трудоемкость (затраты на его постановку – временные, моральные, психометрические, процедурные) и индивидуальность (соответствие конкретному случаю).


Психологический диагноз (diagnosis, от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розерцвейга (S. Rosenzweig)) приводят к неправомерному сужению предмета психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза - установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.
1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.
3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля.
Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.
В.И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.
Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.
Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

  • Медицинское понимание диагноза , прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии . В таком осмыслении психологический диагноз ...


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельно.


  • Определение понятия психологический диагноз . Виды психологического диагноза . Психологический диагноз (diagnosis , от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельно... подробнее ».


  • Общее понятие психодиагностики. Психологическая диагностика - наука о конструировании
    Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и
    Два типа диагноза : Клинический (определение ) Статистический (сравнение) Прогноз Три...


  • Психологический диагноз (от греч. diagnosis – «распознание») – конечный
    Высший уровень – типологический диагноз , заключающийся в определении места и значения полученных
    По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.


  • Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения практических задач, в.
    Обязательные методы - беседа и наблюдение. Психолог обязан поставить диагноз .


  • Благодаря данным конструктной валидности мы можем с психологических позиций закономерно объяснить результаты теста и их дисперсию, обосновать диагноз , введя измеряемое свойство в систему психологических категорий...


  • Виды психологического климата в коллективах организаций. Единого универсального определения как определяется психологический климат, нет.
    Для определения ПК используют понятия : «психологическая атмосфера», «псхологический настрой».

Найдено похожих страниц:10




Случайные статьи

Вверх