Подростковая аутоагрессия и как с ней бороться. Аутоагрессия: почему человеку выгодно себя наказывать и как прекратить. Основные причины аутоагрессии

Дети у многих ассоциируются с радостью, счастьем, беззаботным весельем. Недаром ведь их называют цветами жизни. И только став родителями, можно в полной мере осознать, что и маленький человечек умеет не только радоваться. Он способен проявлять страх, злость, … Причем агрессия может быть направлена не только на других, но и на себя. У негатива, который ребенок направляет на самого себя, причиняя себе физические или психические (например, словами) страдания, есть название – аутоагрессия.

С этим явлением сталкиваются многие мамы. Они замечают, что ребенок бьет себя по голове или по другим частям тела, царапает, режет или вовсе стучит головой о стену. Есть и другой вариант, когда аутоагрессия у ребенка проявляется вербально. Например, он высказывается о себе резко негативно.

Человек, которому свойственна аутоагрессия, имеет внутренний конфликт, а также не умеет полноценно взаимодействовать с окружающим миром, приспосабливаться к нему. Подобное поведение, по мнению многих специалистов, является разновидностью психологической самозащиты. Когда по каким-то причинам ребенок не может направить агрессию на человека, доставляющего ему переживания (самый простой пример – дети зависят от родителей, поэтому не могут «наказать» их), он направляет ее на себя.

Есть несколько качеств, по которым можно определить, склонен ребенок к аутоагрессии или нет. Аутоагрессия у ребенка может проявиться, если он:

  • чаще испытывает негативные эмоции, нежели позитивные, проявляющиеся плачем, частым упадком настроения;
  • малообщителен, стеснителен;
  • излишне эмпатичен, благополучие других ставит выше своего благополучия;
  • склонен недооценивать себя, свое качества и способности.

Причины аутоагрессии у детей

Можно выделить две основные причины аутоагрессии:

  • ребенка часто наказывали;
  • он обладает повышенной эмоциональной чувствительностью.

Многие родители, узнав, каковы причины аутоагрессии у детей, начинают активно возмущаться: «Мы никогда не применяли физических наказаний в воспитании ребенка!» Но ведь наказывать можно не только физически. Часто детки, склонные к аутоагрессии, чувствуют недовольство родителей собой. Например, ребенка резко критикуют за то, что у него что-то не получается. Это тоже своего рода наказание. Следует понимать, что малыш только познает мир, никто не родился с запасом необходимых знаний и опыта. К тому же в дошкольном возрасте он склонен подражать взрослым, пытается многому у них научиться. Логично, что первые попытки, скорее всего, будут не совсем удачными. Поэтому если у ребенка что-то не получается (например, он не сразу освоил процедуру завязывания шнурков или испортил первое собственноручно сделанное тесто для печенья), его нельзя за это осуждать или ругать. В противном случае ребенок может испугаться излишне негативной и бурной реакции родителей и начать «опережать» их действия, «наказывать» сам себя, чтобы взрослые не стали на него злиться и не кричали – он ведь уже принял меры.

Что касается эмоциональной чувствительности, это значит, что ребенок слишком сильно сопереживает другим людям. Например, если его друг поранился, он может наносить увечья себе, чтобы как бы снять часть боли с товарища. Или встречаются еще такие ситуации, когда взрослые пытаются шантажировать ребенка своими переживаниями. Например, если малыш что-то отказывается делать, бабушка делает вид, что плачет. Или мама показывает, что чрезвычайно расстроена и ей плохо. Дети разные – одни расстраиваются лишь немного, другие пугаются до глубины души и уже готовы сделать все, что от них хотят. А потом наказывают себя за то, что причинили боль и страдания своим близким.

У деток разных возрастов аутоагрессия возникает по разным причинам:

Родителей, дети которых склонны истязать сами себя, не могут не задаваться вопросом – что же делать? Прежде всего, оказывать ребенку внимание и поддержку, а также действовать по ситуации. Но не показывать испуг (а то чадо может «наказать» себя еще больше), не злиться и не проявлять равнодушие. Действовать спокойно, но действовать обязательно. Если вы видите, что ребенок нуждается в ласке – обнимите его, посидите с ним. Если не нуждается, не стоит ему ее навязывать. Лучше постарайтесь его отвлечь каким-то занятием. Например, можно почитать ему интересную книгу. Или вместе «выпускать» пар: рисовать обидчиков, изображая их в нелепом виде, метать дротики или мячи (только сначала убедитесь, что случайно не сможете кого-либо травмировать во время этого занятия), колотить резиновым молоточком по мебели (стараясь ничего не сломать и не разбить).

Аутоагрессия выражается саморазрушительным поведением. Причинение себе психического или физического вреда является своеобразной психологической защитой. Часто человек пытается справиться со стрессом, причиняя себе небольшую боль. На какое-то время это может приносить облегчение, но чем дальше, тем хуже. Это начинает входить в привычку, человек может уже и не замечать, как всякий раз, испытывая негативные эмоции, начинает царапать себя, грызть ногти, унижать. Такое поведение не является решением проблемы, оно только усугубляет состояние человека, так как впоследствии он начинает ненавидеть себя еще больше, стесняется попросить помощи и все больше отдаляется от других людей.

Как это происходит?

Аутоагрессия не всегда проявляется исключительно в самоповреждении. Существуют следующие виды и проявления аутоагрессии:

  • самоунижение;
  • самоповреждение (селф харм, самоубийство);
  • употребление наркотических веществ, алкоголя;
  • экстремальные виды спорта;
  • отказ от еды;
  • уход в себя, аутическое поведение;
  • поведение “я – жертва”.

Одним из частных случаев аутогрессии считают обостренную и болезненную эмпатию. Причина такого поведения кроется в излишних сопереживаниях другому человеку. Нанесение себе вреда может происходить с целью облегчения боли другого, либо если сопереживающий считает себя виноватым в сложившейся ситуации, таким образом показывая и наказывая себя за это. А вот отсутствие эмпатии по отношению к человеку может вызывать у него поведение жертвы, направленное на то, чтобы получить внимание, сопереживание и поддержку.

Аутоагрессию необходимо отличать от непосредственно агрессии, которая может выражаться по отношению к другим людям или предметам (бить посуду, рвать бумагу). Аутоагрессия всегда направлена на самого себя.

Манипуляторы

Существуют случаи, когда внешние проявления аутоагрессии используются для манипулирования людьми. В таких случаях человек обычно использует аутоагрессивный паттерн личности исключительно для получения внимания. Отличить манипуляцию от непосредственно аутоагрессии можно, понаблюдав за человеком. Если аутодеструкция происходит только в присутствии других людей, скорее всего, этот человек – манипулятор. Чаще всего такие люди будут использовать поведение “жертвы” для достижения каких-то целей. Обычно таким путем пытаются добиться внимания и жалости, но бывают случаи, когда такое поведение направлено исключительно на получение выгоды. Дети, например, могут пытаться получить таким образом сладости или подарки. Такое встречается даже у взрослых, ведь и они не брезгуют порой этим способом. В таких случаях потакание провокатору не приведет к решению проблем, ведь человек привыкнет все получать с помощью истерик. Лишение внимания или ответная злоба вряд ли поможет вам разобраться с манипулятором. Самым оптимальным решением проблемы является спокойное обсуждение, направленное на понимание происходящего обеими сторонами.

Как выявить нарушения?

Распознать аутоагрессию у взрослого человека бывает очень сложно. Люди склонны скрывать проявления саморазрушения, так как боятся увидеть негативную реакцию в свой адрес, из-за которой их положение может стать куда серьезнее. Если вы предполагаете, что кто-то из ваших знакомых имеет склонность к аутоагрессии, вам стоит обратить внимание на следующие признаки:

  • свежие или зажившие раны, ожоги и синяки;
  • длинные рукава или штанины, особенно в жаркую погоду;
  • молчаливость и раздражительность;
  • частое желание побыть одному;
  • слова о собственной неполноценности, осуждения себя почем зря;
  • суицидальные наклонности, желание исчезнуть.

При обнаружении вышеперечисленных симптомов аутоагрессии необходимо спокойно поговорить с человеком, убедив его в необходимости диагностики у специалиста. Окончательно разобраться с аутоагрессией можно только после проведения диагностического обследования у психотерапевта.

Дети с аутоагрессией

Многие родители сталкиваются с проявлением аутоагрессии у детей. Ребенок может бить себя, говорить о себе только дурные вещи, всячески унижая и недооценивая себя. Некоторые дети не показывают недовольство собой, а просто молчат.

Причины аутоагрессии у детей достаточно обширны. Одной из самых веских причин является физическое наказание. Дети, порой даже неосознанно, могут копировать поведение родителей, опекунов или воспитателей. И если взрослые решают прибегнуть к телесным наказаниям, ребенок может начать делать с собой то же самое. Даже если вы будете избегать таких мер наказания, но при этом давить на ребенка, показывать ему, что он хуже других (а вот Маша на контрольной пять получила, не то, что, ты, неумеха) и оскорблять, особенно за несоответствие вашим идеалам, вы рискуете получить серьезно травмировать свое чадо. Если в вашем поведении по отношению к своему отпрыску не было замечено подобных наказаний и унижений, но он проявляет аутоагрессию, следует присмотреться к его кругу общения. Возможно, что сверстники или старшеклассники как-либо издеваются над ним, возможно, что он одинок. Детская аутоагрессия может происходить вследствие недостатка общения, внимания и теплоты.

Аутоагрессия у ребенка может происходить вследствие чересчур высокой эмоциональности. Такие дети не переносят страданий своих близких, начинают винить в них себя. В таких ситуация следует объяснять ребенку, что причина слез родных кроется не в нем, рассказывать ему, что произошло в семье.

Саморазрушительное поведение может присутствовать в разном возрасте, ему подвержены и дети, и взрослые. Но аутоагрессия у подростков достигает наибольшего пика. Так как в этот период в организме наблюдаются сильные гормональные перестройки, помимо прочего повышающие эмоциональность, человеку тяжелее нормально реагировать на проблемы. Проявления психологических травм, нанесенных в детстве, обостряются. У подростков возможны частые суицидальные порывы, открытая ненависть к себе, особенно внешности, принижение собственных достоинств.

Как помочь себе?

Начинать необходимо с осознания проблемы. Если вы замечаете у себя признаки аутоагрессии, но при этом считаете их нормальными – помочь вам будет практически невозможно. В том случае, если вы понимаете, что аутодеструкция – это путь в никуда, мы можем дать вам следующие советы:

  • Разберитесь со своей злобой и гневом, поймите, откуда взялись эти чувства и на кого направлены. Разрешите себе злиться и кричать (не выходя за разумные пределы), но не вините себя за это. Признайте, что вы такой же человек, как и все, что вы имеете право «выпустить пар».
  • Когда вы чувствуете, что злитесь на самого себя и снова хотите начать заниматься саморазрушением, попробуйте отвлечься от таких мыслей, занявшись любимыми делами, которые приносят вам удовольствие. Постарайтесь успокоиться, послушайте успокаивающую музыку, выпейте чаю или расслабьтесь в ванне.
  • Для того, чтобы побороть самоповреждение, используйте спорт. Всякий раз, когда захотите покалечить свое тело, делайте зарядку, занимайтесь спортом дома или ходите в тренажерный зал.
  • Чтобы избавиться от негативных эмоций, срывайте злость на предметах, например, побейте подушку или боксерскую грушу, разорвите бумагу.
  • Если вы не можете справиться со злобой в адрес какого-то конкретного человека, например, своего начальника, и при этом на работе вы не можете ему ничего высказать, попробуйте выплеснуть агрессию на какие-то предметы вне работы.

Если самостоятельно справиться с аутоагрессией не получается, вы можете обратиться за помощью к психологу, который предложит вам различные курсы и методики для преодоления проблемы. При тяжелых формах саморазрушения необходима помощь психотерапевта и назначение лекарственных препаратов (транквилизаторов и антидепрессантов). Лечение проводится только специалистом, самостоятельно им заниматься нельзя. После проведение лечения рекомендуется профилактика, направленная на подавление аутоагрессии. Для этого вы можете использовать вышеперечисленные рекомендации.

Как помочь своему ребенку?

Для помощи своему ребенку вам необходимо придерживаться простых правил в общении с ним. Рекомендуется не задавать своему чаду вопросов, если вы видите, что ему плохо. В таком случае надо говорить утвердительно (я вижу, тебе плохо, обидно и больно). Рано или поздно ребенок сам расскажет вам о своих проблемах. Крайне не рекомендуется отрицать проблемы, важно видеть значимость происходящего для него. Вам может казаться, что его беды – ерунда по сравнению в вашими, но это не так. Вспомните себя в детстве, возможно, тогда вы поймете, что чувствует ваш ребенок в данной ситуации. Постарайтесь поддержать его, обнимите, покажите, что вы его любите – это очень важно. В случае, если чадо отказывается от ласки, не навязывайтесь, лучше займитесь с ним игрой или творчеством, отвлеките его от плохих мыслей.

Для полноценной диагностики и последующего лечения необходимо обращаться к специалисту. Ребенку также, как и взрослому, в таких случаях требуется помощь психолога, а в сложных случаях и психотерапевта.

Вы тоже можете присутствовать на занятиях с врачом, учась понимать и слушать свое дитя. Психолог подберет специальные методики, направленные не только на избавление от аутоагрессии, но и на понимание между вами и вашим ребенком.

Оставленная на самотек аутоагрессия у детей может привести к серьезным последствиям в будущем. Чем дольше затягивают с лечением, тем тяжелее потом лечить такого пациента. Не забывайте вовремя обращаться за помощью к врачам и не запускайте здоровье своих детей.

– форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение основывается на когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, групповых тренингах.

Общие сведения

Термин «аутоагрессия » происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания. Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

Патогенез

Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение. Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения . Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение .
  • Химическая зависимость. Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурение , наркомания , токсикомания , алкоголизм .
  • Фанатичное поведение. Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение. Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение. Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение . Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Осложнения

Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Диагностика

Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог . Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:

  • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
  • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
  • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Лечение аутоагрессии у ребенка

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

  • Семейную психотерапию . Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.
  • Когнитивно-поведенческую психотерапию . Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.
  • Групповые тренинги . Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.
  • . Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики.

Прогноз и профилактика

Прогноз аутоагрессии определяется возрастом ребенка и своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен у детей с простыми и непосредственными формами аутодеструктивных реакций в раннем детстве, дошкольном периоде. Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.


На протяжение всей жизни ребенок активно растет, развиваются его личностные и поведенческие качества .

Иногда даже самый милый и воспитанный малыш внезапно демонстрирует агрессивное поведение, чем ставит в тупик родителей и окружающих.

Важно понять, что стало причиной подобного поведения, является ли оно разовым проявлением или следствием психических нарушений.

Основные понятия

С точки зрения психологии, агрессией являются действия, которые направлены на причинение физической и психической боли другим людям.

Аутоагрессия представляет собой поведение, при котором ребенок осознанно или бессознательно причиняет боль себе.

Каждый ребенок хоть раз в жизни проявлял агрессию по отношению к другим людям. Первые признаки возникают еще в грудном возрасте, малыш может щипаться, кусаться, царапаться.

После года агрессия начинается в момент, когда ребенок хочет что-то получить, а ему запрещают. Если с помощью агрессивного поведения он добивается своей цели, то у него в сознании четко фиксируется причинно-следственная связь: агрессия — достижение цели.

В случае, когда такие поступки не пресекаются родителями, то агрессия становится чертой характера и основным способом получения желаемого.

Агрессивное поведение выражается следующими способами:

  • экспрессия . Это мимика, жесты, позы. Данная форма трудней всего диагностируется;
  • вербальный вариант . Дети ругаются, оскорбляют сверстников, нецензурно выражаются;
  • физическое проявление : драки, побои и другие физические воздействия.

Аутоагрессия, или аутодеструкция имеет более серьезные причины.

Психоаналитики относят ее к методам психологической защиты. Аутодеструкция может быть вербальной и физической .

В первом случае ребенок ругает себя, перестает есть, сам становится в угол. При физической аутоагресии малыш наносит себе физические увечья: бьется головой о стену, царапает себя, в более старшем возрасте проявляет попытки суицида.

Саморазрушение встречается значительно реже, чем обычная агрессия, ей подвержены мальчики с невротическим расстройством поведения. Данная патология проявляется в условиях социальной дезадаптации.

Ребенок не может противостоять более сильным людям, внешним раздражителям, боится разрушить отношения, поэтому перенаправляет агрессию с внешнего объекта на самого себя. Это своего рода психологическая защита.

Аутоагрессия может проявляться в разных формах:

  1. Нанесение повреждения себе . Дети режут себя ножом, бьются головой о стену, уродуют свою внешность.
  2. Патологическое пищевое поведение . Свойственно школьникам, проявляется в отказе от пищи, воды или употреблении некачественных продуктов, вызывающих расстройство пищеварения.
  3. Зависимость от наркотиков, алкоголя, сигарет.
  4. . Ребенок замыкается в себе, сознательно не общается со сверстниками и родителями.
  5. Попытки суицида . Это самое тяжелое проявление аутоагрессии. Стремление к суициду может быть прямым и косвенным, когда подросток занимается экстремальным видом спорта, провоцирует опасные для жизни ситуации.

Причины

Почему ребенок агрессивный?

Патогенез обоих состояний заключается в нарушении баланса между возбуждением и торможением в головном мозге вследствие недоразвития определенных мозговых структур.

После попадания раздражителя процессы торможения включаются с запозданием.

Несмотря на разницу в проявлении агрессии и аутоагрессии, причины подобного поведения практически идентичны. Они бывают физиологическими и психологическими. К физиологическим относятся:

  • серьезные заболевания нервной системы или сердца;
  • травмы головы;
  • опухоль мозга;
  • перенесенные нейроинфекции;
  • родовые травмы.

Основная психологическая причина агрессии и аутоагрессии — это социальная дезадаптация. Обычно она возникает из-за неблагоприятного психологического климата в семье.

Провоцирующими факторам и появления патологического поведения выступают:

У маленьких детей до года причиной агрессии становится неправильное отлучение от груди. Малыш перестает чувствовать защиту мамы, пытается вернуть ее близость и внимание.

Более старшие дети (2-3 года) с помощью деструктивного поведения пытаются заполучить желаемое , например, игрушку, сладости. В возрасте 4-5 лет ребенок обычно начинает , у него формируются навыки социального взаимодействия.

Если до этого он не научился общаться с детьми, то будет требовать внимания к себе с помощью агрессии. Такое поведение свойственно единственным детям, которых балуют родители.

В 6-7 лет причиной деструктивного поведения становится желание стать лидером в классе, самоутвердиться . У подростков причиной агрессии и аутоагрессии становится гормональная перестройка.

Скрытая агрессия

Одним из вариантов агрессивного поведения является скрытая, или пассивная агрессия . В отличие от явной, она выражается не в действии, а в бездействии. Например, отказ общаться с родителями, обидчивость и т. д.

Такие дети становятся искусными . Они удачно прячут свои намерения, но всеми способами добиваются поставленных целей.

Например, ребенок и жалуется на боли в животе, голове, высокую температуру. Иногда он сознательно может подвернуть ногу, порезать палец и пр.

Обнаружить скрытую агрессию можно по следующим признакам:

Что делать?

Как вести себя родителям? При первых признаках агрессии следует осознать, что явилось причиной подобного поведения. Возможно, малышу просто недостает внимания мамы.

Сначала необходимо наладить психологический климат в семье. Дети не должны видеть ссоры родителей, слушать крики и нецензурные выражения.

Второй шаг — это повышенное внимание к ребенку. Нужно поговорить с ним, выяснить, что его тревожит, чего он боится. Родители должны объяснить, что они любят сына или дочку и способны защитить его от всех проблем.

Обязательное условие — это единая линия поведения обоих родителей. Нельзя, чтобы один все запрещал, а другой — все разрешал.

Также родителям по возможности необходимо проводить как можно больше свободного времени с ребенком , выезжать на природу, посещать кафе, развлекательные центры и своим поведением подавать пример социального взаимодействия.

Как реагировать и подавить приступ гнева?

Как снять приступ агрессии у чада? Приступ гнева легче предотвратить, чем погасить.

Родители знают поведение малыша, поэтому легко заметят приближающиеся признаки деструктивного поведения.

Справиться с ситуацией можно при помощи следующих способов:

  1. Отвлечение внимания. При первых признаках агрессии следует переключить внимание ребенка на другой объект или деятельность.
  2. Осуждение поведения. Нельзя поощрять или оставлять без внимания вспышки гнева. Родители должны объяснить, что это плохо, предложить устранить последствия подобного поведения: убрать игрушки, пожалеть обиженного.
  3. Поощрение . Обязательно хвалить малыша за хорошие поступки.
  4. Предложение альтернативы. Это относится к словесной агрессии. Иногда ребенок не знает, как по-другому выразить свои эмоции. Родители должны рассказать, чем можно заменить нехорошие слова.

Отличный способ перевоспитать излишне агрессивного ребенка — это записать его в спортивную секцию. На занятиях его научат дисциплине, там он будет выплескивать лишние эмоции.

Существуют некоторые психологические приемы, которые помогут справиться с агрессией :

  • битье подушек;
  • выражение эмоций с помощью рисунка;
  • упражнения на релаксацию;
  • выполнение физических упражнений, требующих значительных усилий, например, прыжки, кувырки;
  • пение песен громким голосом.

Большое значение имеет полноценное питание, режим дня ребенка.

Следует оградить сына или дочь от просмотра агрессивных фильмов, компьютерных игр, особенно перед сном.

Ошибки родителей

В отношениях с агрессивными детьми родители совершают ряд ошибок:

  • шантаж, угрозы;
  • физические наказания;
  • игнорирование деструктивного поведения;
  • поощрение агрессии;
  • перевод ситуации в шутку.

Зачастую взрослым проще уступить маленькому тирану и дать ему, что он требует, чем справляться с его выходками.

Это является самой главной ошибкой . У ребенка формируется четкое убеждение, что достичь цели возможно только при помощи деструктивных поступков, криков, физического насилия или манипулирования.

Также неправильно защищать и оправдывать поведение своего чада перед обиженными им другими детьми, перекладывать вину на жертву.

Точка зрения Комаровского

Знаменитый доктор Комаровский считает, что ни в коем случае агрессию нельзя игнорировать.

В некоторых случаях ребенку следует отвечать тем же. Это не означает, что дитя нужно бить в ответ.

Просто он должен осознать, что его поведение не поощряется . При проявлении агрессии родителям необходимо делать следующее:

  1. Остановить малыша. Например, сдержать его руку, закрыть рот своей рукой, твердо сказать, что так делать нельзя.
  2. Предложить выпустить пар на неживых предметах, то есть, постучать палкой по земле, потопать ногами, громко покричать.
  3. Правильно выразить словами состояние дитя : «Ты злишься, ты обиделся, ты расстроен».
  4. После того, как малыш успокоился, провести спокойную беседу о причинах поведения, объяснить, что эмоции необходимо выражать другими способами.

Лечение

Иногда агрессия и аутоагрессия не поддаются коррекции воспитательными мерами. В этих случаях прибегают к помощи врачей.

Терапия будет эффективной при комплексном подходе и сочетании различных методик.

Для лечения патологии применяют следующие методы:

  1. Семейная психотерапия . Врач проводит сеансы вместе с родителями. Основной упор делают на беседу, обсуждение семейных конфликтов. Учат родителей и детей выражать эмоции и решать проблемы мирным путем, осваивают практические способы выражения агрессии: подвижные игры, пение, рисунки.
  2. Когнитивная психотерапия. Психотерапевт в индивидуальной беседе выявляет негативные личностные установки ребенка: заниженную самооценку, страхи, излишнюю ответственность, боязнь наказания.
  3. . Обычно применяются для тетей школьного возраста. Их учат взаимодействовать, решать конфликты, налаживать социальные связи. Положительные эмоции от других участников пзитивно влияют на ребенка, повышают его значимость и самооценку.
  4. Лечение медикаментами. Применяется в крайних случаях, когда вспышки агрессии и аутоагресии становятся опасными для ребенка и окружающих. Обычно назначают антидепрессанты, нейролептики и снотворное.

Деструктивное поведение среди детей встречается довольно часто.

Основной причиной является сложная психологическая обстановка в семье.

Если родители не будут обращать внимание на патологические проявления, то агрессия и аутоагрессия превратятся в черты характера, которые создадут множество проблем во взрослом возрасте.

Если психотерапевтические методики бессильны, прибегают к лекарственной терапии.

Как бороться с детской агрессией, направленной на других, как бороться с детской аутоагрессией? Советы психолога:

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.


Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

от 7 до 12 лет

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге — не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе — можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других — гордо уйти, а в каких-то — резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.



Случайные статьи

Вверх