Расстройства пищевого поведения у детей: памятка родителям. Нарушение питания и пищевого поведения Нарушение пищевого поведения у детей

В современной культуре распространены такие явления, как нездоровое питание и недостаток физической активности. Этому подвержены и дети. Эксперты утверждают, что современные дети – это первое поколение, которое имеет более слабое здоровье, чем их родители.

Более того, когда нездоровое питание совмещается с сидячим образом жизни и особенностями нашей культуры, в которой эталоном является худое тело, все это приводит к расстройствам пищевого поведения. Согласно статистике, ими страдают 23 % современных девочек и 6 % мальчиков. Поэтому расстройства пищевого поведения представляют опасность для молодого поколения. К счастью, родители в силах их предотвратить, но для этого необходимо вмешаться как можно раньше. Вмешательство в юношеском возрасте, когда дети отстаивают право на самостоятельность, менее эффективно.

Что можно сделать, чтобы предотвратить расстройства пищевого поведения у ребенка? Прежде всего, помогите ему развить здоровое тело и здоровое отношение к нему.

1. Помогите ребенку сформировать правильное отношение к своему телу

Следует любить свое тело, независимо от того, что вы видите в зеркале. Но под влиянием современной культуры у многих из нас возникает навязчивая идея быть худым. Мы сильно осуждаем себя за несоответствие этому идеальному образу. Поэтому, когда мы видим, как ребенок начинает набирать вес, включается все наше самоосуждение, и мы проецируем его на ребенка, беспокоясь, что он будет всю жизнь бороться с лишним весом. К сожалению, дети перенимают наши страхи и делают вывод, что с ними что-то не так. Родителям следует развить более здоровое отношение к собственному телу, чтобы не передавать чувство стыда и неполноценности своим детям.

2. Объясните ребенку, как средства массовой информации пропагандируют идеальный образ тела, не имеющий ничего общего с реальностью

Объясните, что изображения моделей на обложках глянцевых журналов всегда обработаны в «Фотошопе» и попросту нереалистичны. Расскажите, как современная индустрия красоты устанавливает нереалистичные стандарты красоты, на которые впоследствии начинают ориентироваться люди. Поговорите с ребенком о том, что красивая внешность сама по себе еще не делает человека счастливым.

3. Покажите ребенку пример хорошего питания

Признайте, что ребенок во всем берет пример с вас. Если вы пьете газированные напитки, ваши дети тоже будут это делать. Если вы предпочитаете погрызть морковку, а не чипсы, чтобы перекусить, ваши дети тоже будут это делать. Все ваши плохие и хорошие привычки дети перенимают у вас. Хотите ли вы изменить своего ребенка и защитить его от плохих привычек? Измените свои привычки. Здоровье, хороший жизненный тонус и внешний вид станут вам дополнительной наградой вдобавок к хорошим привычкам ваших детей.

4. Не говорите о диетах

Не придерживайтесь никаких диет, просто употребляйте здоровую пищу. Сделайте физические упражнения постоянной частью повседневной жизни в вашей семье. Исследования показывают, что диеты не дают необходимого результата, а только приводят впоследствии к объеданию. Кроме того, диеты могут изменять химический состав организма, из-за чего человек может снова набирать вес, а сбросить его в следующий раз будет гораздо сложнее. Только постоянное здоровое питание и физическая активность помогает сохранять оптимальный вес тела.

Если вы хотите научить ребенка самоконтролю, начните с того, что научите его прислушиваться к собственному телу. Голоден ли он или много ест просто по привычке? Если ребенок просит у вас сладости, вместо того, чтобы говорить «нет», скажите ребенку, что вы купите ему их в следующий раз: «Кондитерская будет здесь всегда. Мы будем приходить сюда в особых случаях, а не каждый день». Как показывают исследования, такой подход учит ребенка принимать более взвешенные решения, в то время как простой отказ приводит к тому, что ребенок испытывает сильное желание получить сладости и, как следствие, переедает, когда вы покупаете ему их.

5. Не насмехайтесь над ребенком, если он набрал лишний вес – этим вы задеваете его самооценку

Вместо этого приучите его к регулярной физической активности и уменьшите количество сахара в его рационе. Если вы решите, что ребенку следует сбросить вес, специального рациона должны придерживаться все члены семьи. Изменение привычек в питании всем дается с трудом, поэтому не следует ожидать, что ребенок откажется от угощений, которые будут есть все остальные члены семьи.

6. Узнавайте больше о питании

За последнее столетие увеличилось количество людей, страдающих от избыточного веса, и этот процент продолжает расти. Вместе с тем растет и процент различных заболеваний. Причины – сидячий образ жизни, постоянные стрессы, переедание и выработанная в процессе эволюции склонность есть больше в периоды достатка.

Однако диетологи утверждают, что главная причина избыточного веса – обработанные продукты. В последнее время люди потребляют меньше насыщенных жиров и больше обработанных продуктов. Современные продукты имеют длительный срок хранения. Они вкусные, но при этом менее полезны. В их приготовлении используются гидрированные жиры, консерванты, кукурузный сироп и углеводы, лишенные своих питательных свойств. Все это очень вредно для организма и приводит к хроническим заболеваниям, когда мы становимся старше. Но даже с детства они вызывают привыкание и воспалительные процессы в организме.

И, конечно же, большинство обработанных продуктов содержат сахар. Исследования показывают, что более 10 % ежедневно потребляемых калорий мы получаем из добавленного сахара, что отрицательно влияет на весь организм. В результате в организме откладывается больше жира, чем под влиянием других углеводов.

7. Откажитесь от нездоровой пищи и не делайте запасов еды

Не употребляйте нездоровую пищу и не запасайтесь едой, за исключением особых случаев. От этого может пострадать вся семья. Если дети видят, как взрослые едят нездоровую пищу, они последуют их примеру. Они будут есть все подряд, иногда тайком. У многих девочек-подростков развивается булимия, когда они сначала тайком едят мороженое, а затем у них начинается рвота.

8. Поощряйте ребенка есть овощи

Детям обычно не нравятся новые блюда с первого раза. Но рано или поздно они привыкают. Исследования показывают, что дети с большей готовностью едят блюда, которые им уже знакомы.

9. Привлекайте ребенка к занятиям спортом

Каждому ребенку нужна регулярная физическая активность. Когда девочки занимаются спортом, они начинают позитивно относиться к своему телу, и такое отношение сохраняется у них на протяжении всей жизни. Когда дети находят вид спорта себе по душе, высока вероятность того, что это увлечение останется с ними на долгие годы. Вместо того чтобы говорить ребенку, что заниматься спортом необходимо для похудения, скажите ему, что спорт меняет биохимию организма и делает нас здоровее и счастливее. Приучите родных к совместным занятиям спортом всей семьей каждые выходные.

10. Никогда не комментируйте внешность других людей

Если вы акцентируете внимание на том, как выглядят худые или полные люди, то ребенок делает вывод, что внешность – это важно, и начинает думать, что люди всегда обращают внимание на его внешность.

11. Если вы оставляете ребенка с няней, говорите ей, что можно есть ребенку, а что – нет

Слишком строгое отношение к ребенку вызывает у него

сильное желание тайком есть нездоровую пищу. С другой стороны, если няня будет позволять ему каждый день есть чипсы и пить газированные напитки, это сведет на нет все ваши попытки приучить его к здоровому питанию.

12. Воспитывайте ребенка

Воспитание ребенка поможет вам уменьшить вероятность появления у него избыточного веса во взрослом возрасте.

13. Снижайте уровень стресса

Дети, которые имеют высокий уровень гормонов стресса, менее здоровы физически. В том числе они склонны и к избыточному весу.

14. Меньше смотрите телевизор

Дети, которые ежедневно смотрят телевизор по 2 часа и больше, склонны к избыточному весу и повышенному уровню холестерина. Вероятно, причиной является не только сидячий образ жизни, связанный с просмотром телепрограмм, а и реклама вредных продуктов. Исследователи говорят, что дети сильно подвержены влиянию рекламы, поэтому во многих странах запрещена реклама, направленная для детей (в том числе и телевизионная).

Эпидемиологические данные свидетельствуют о высокой частоте встречаемости нарушений пищевого поведения – более чем у половины детей раннего возраста. Нарушения характерны как для детей с неврологической патологией и задержкой развития (в 80% случаев), так и для нормально развивающихся детей – более чем в 25% случаев.

Именно в детском возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент. Длительно сохраняющиеся нарушения негативно сказываются на здоровье детей и психологическом климате семьи.

Более подробно о нарушениях пищевого поведения у детей в беседе с заведующей кафедрой диетологии и нутрициологии ГБОУ ДПО РМАПО МЗ РФ, профессором, доктором медицинских наук Татьяной Николаевной Сорвачевой.

– Что такое пищевое поведение?

– Нарушения пищевого поведения обусловлены широким спектром факторов, негативно влияющих на процесс кормления, прием пищи и поступление в организм пищевых веществ.

В зарубежной практике разработаны критерии диагностики нарушения пищевого поведения: стойкий отказ от приема пищи более 1 месяца; отсутствие заболеваний, вызывающих отказ от приема пищи; неправильные типы кормлений (кормление во сне, навязчивые кормления, принудительное и механистическое кормление, развлечения во время кормления, длительность приема пищи более 30 минут); рвотные движения при попытке кормления.

– Чем обусловлены нарушения пищевого поведения?

– Пищевое поведение начинает формироваться еще в период внутриутробного развития. Влияют характер питания и вкусовые предпочтения матери. В последующем на пищевое поведение ребенка влияют вид вскармливания, введение прикорма, пищевые привычки семьи. Нарушения пищевого поведения чаще всего встречаются у детей в возрасте 2–6 лет.

В основе пищевого поведения доминируют нарушения аппетита. Аппетит – это эмоционально окрашенное стремление человека к определенной пище. В практике педиатры выделяют следующие виды аппетита: нормальный, повышенный, пониженный, редко – избирательный.

– Каковы последствия нарушений пищевого поведения в детском возрасте?

– Длительно сохраняющиеся нарушения пищевого поведения связаны с недостаточным потреблением основных пищевых веществ, дефицитом ряда микронутриентов и витаминов, отставанием в росте и развитии, замедлением когнитивного развития, стрессовыми ситуациями в семье, нарушением детско-родительских взаимоотношений и психологического здоровья семьи.

– В чем заключается лечение?

– Лечение должно быть дифференцированным в зависимости от вида нарушений.

Необходимо соблюдать следующие принципы коррекции: нормализация детско-родительских взаимоотношений и психологического климата в семье, формирование правильного пищевого поведения, в том числе через чувство голода, формирование у ребенка правильного отношения и интереса к еде. На этапе формирования пищевого поведения возможно использование специализированных смесей для нутритивной поддержки с целью коррекции рациона питания. При необходимости важен мультидисциплинарный подход с привлечением педиатра, диетолога, гастроэнтеролога, психолога.

Психотерапия при отказе от пищи у детей младшего возраста

Цель этой статьи — представить психологические методы лечения отказа от пищи у детей. Эти методы эффективны в амбулаторных условиях и не требуют пребывания в стационаре.

Автор выделяет три основные модели этиологии, полезные для описания отказа от пищи: теория научения, модель развития и теория привязанности. У многих детей есть признаки, отраженные в каждой из этих моделей, которые способствуют развитию нарушений пищевого поведения. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо применять несколько разных методов лечения.

Отказ от пищи — общий термин, который охватывает широкий спектр нарушений питания у детей, в том числе и нарушающие их развитие. Они могут отказываться от пищи, но при этом пьют достаточно для того, чтобы поддерживать процесс развития и роста. Они отказываются есть многие продукты, но поддерживают массу своего тела, употребляя большое количество отдельных предпочитаемых продуктов. У других детей, отказывающихся есть, очень маленькая масса тела и они отстают от своих сверстников в физическом развитии. Поэтому прежде чем приступить к лечению, важно четко определить тип нарушения пищевого поведения, ко торое демонстрирует ребенок, учитывая при этом как этиологию нарушения, так и имеющиеся симптомы.

Диагностический термин «отказ от пищи» делает акцент на поведении, демонстрируемом ребенком, тогда как конструкт «нарушение развития» отражает результат с учетом роста и развития. Отказом от пищи следует считать крайне избирательное питание, плохой или изменчивый аппетит, отказ есть отдельные компоненты пищи, медленная еда и пищевые фобии. Показатель распространенности отказа от пищи достигает 25% в общей популяции и еще выше (почти 33%) среди детей с нарушениями развития. Можно выделить три группы факторов риска, имеющих отношение к нарушению развития: особенности личности и психическое здоровье родителей; характеристики ребенка, в том числе темперамента и нарушений в психической сфере; сложные семейные отношения, изоляция и недостаточные ресурсы.

Сложность нарушений пищевого поведения и их развития требует комбинации подходов и понимания проблемы, которую невозможно объяснить одной психологической теорией.

Один из методов лечения отказа от пищи — классическое формирование условных рефлексов. Когда ребенок не ест, у родителей и специалистов быстро возникает чувство фрустрации, в одинаковой степени сопровождающееся рекомендациями и попытками заставлять есть или лишать пищи с тем, чтобы он начал есть. У детей с выраженным избегающим поведением это может усиливать нарушение и усугублять уже имеющееся избегающее поведение. Для изменения поведения следует: 1) снижать уровень тревоги у ребенка и у родителя во время приема пищи; 2) избегать какого бы то ни было усиления эмоциональных реакций во время еды; 3) во время приема пищи избегать любых неприятных переживаний; 4) создавать такую обстановку во время еды, чтобы прием пищи воспринимался как приятное переживание; 5) формировать постепенно меняющиеся серии незначительных изменений в питании; 6) формировать у ребенка доверие к приему пищи; 7) усиливать чувство компетентности у родителей, побуждая ребенка к достижению маленьких успехов. Затем следует процесс десенсибилизации и программа подкреплений.

Применяется метод формирования инструментальных условных рефлексов. К стандартным методам нормализации поведения относятся: моделирование, формирование, подкрепление, торможение условного рефлекса и использование тайм-аута. У детей младшего возраста эффективны также методы когнитивно-поведенческой терапии при использовании в комбинации с более стандартными поведенческими методами в условиях стационара.

Данные о степени и стиле взаимодействия между родителем и ребенком могут указывать на сферы, требующие вмешательства. Родитель может нуждаться в индивидуальной помощи по поводу нарушений в эмоциональной сфере, возникших из-за взаимоотношений с другими людьми (не с ребенком). Игровая терапия нацелена на улучшение отношений привязанности между родителем и ребенком.

Психологические методы лечения способствуют значительному улучшению пищевого поведения и устранению его нарушений у детей младшего возраста. Степень выраженности нарушений пищевого поведения колеблется в широких пределах — от распространенных легких и преходящих до тяжелых случаев, обусловленных сложными семейными проблемами, нарушениями в психической сфере родителей и трудными взаимоотношениями. Эти факторы снижают способность родителей удовлетворять меняющиеся потребности своего развивающегося ребенка. Ряд теоретических подходов и лечебных вмешательств необходим для удовлетворения различных потребностей этих семей. Родителей следует научить наблюдать за поведением своих детей, распознавать собственные реакции и менять собственное поведение для того, чтобы помочь ребенку. Методы нормализации поведения играют важную роль в лечении нарушений пищевого поведения и эффективны при условии глубокого понимания особенностей семейной жизни, взаимоотношений и отношений привязанности.

www.psyobsor.org

Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина — Нарушения пищевого поведения у детей раннего и дошкольного возраста

Резюме. С целью изучения нарушений пищевого поведения у детей сотрудниками отдела по изучению проблем детской психиатрии ФГБУ «НЦПЗ» РАМН начато исследование на примере детей в возрасте от 6 мес до 6 лет 11 мес с психической патологией, вызванной различными этиологическими факторами. В исследование вошли 3 группы детей: дети с эндогенными психическими расстройствами; дети с резидуальной церебральной недостаточностью; дети из ситуации психической депривации (общее число – 75 человек).
Выводы: нарушения пищевого поведения у детей отличаются большим разнообразием, различной степенью выраженности и обусловлены сочетанием многих факторов. Нарушения наиболее глубоки и разнообразны при более выраженной психической патологии, каковой являются расстройства аутистического спектра. В то же время при состояниях, вызванных экзогенными факторами (органическими и психогенными), они также представлены достаточно широко.
Ключевые слова: пищевое поведение, эндогенные психические расстройства, расстройства аутистического спектра, дети-сироты, детская психиатрия.

Eating disorders in infants and preschool age

I.A.Margolina1, M.E.Proselkova1, G.N.Shimonova1, G.V.Kozlovskaya1, E.L.Usacheva2, T.V.Malysheva3
1Mental health research center, Russian academy of medical sciences, Moscow;
2Scientific and Practical Centre for Child and Adolescent Mental Health;
3Specialized orphanage №25 for children with organic lesions of the CNS and mental disorders, Department of Social Security in Moscow

Summary. In order to evaluate eating disorders on children, employees of the Department of Child Psychiatry Research of Mental Health Research Center of RAMS initiated a Study on children in age from 6 months to 6 years 11 months, with mental disorders caused by various etiological factors. The study included three groups of children: children with endogenous mental disorders; children with residual cerebral insufficiency; children with psychic deprivation (75 children in total).
Conclusions: Eating disorders on children are very diverse, varying degrees of severity and are caused by a combination of many factors. Disorders are more profound and varied with more severe mental pathology which is disorders of autism spectrum. At the same time, conditions caused by exogenous factors (organic and psychogenic) are also well represented.
Key words: eating behavior, endogenous mental disorders, autism spectrum disorders, orphans, child psychiatry.

Согласно современным представлениям пищевое поведение человека представляет собой совокупность вкусовых предпочтений, диеты, режима питания, зависящую от культурных, социальных, семейных, биологических факторов . Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяются «Расстройства приема пищи» (F50). В данный раздел входят: нервная анорексия, атипичная нервная анорексия, нервная булимия, атипичная нервная булимия, переедание, связанное с психологическими расстройствами, рвота, связанная с психологическими расстройствами, другие расстройства приема пищи, расстройство приема пищи неуточненное. Из данного раздела исключаются: анорексия или потеря аппетита, полифагия, затруднения питания или нарушенное питание (данные расстройства рассматриваются под рубрикой R63). Для детских психиатров представляет особый интерес расстройство приема пищи в младенческом периоде (F98.2) и поедание несъедобного (F98.3). Раздел F98.2 включает разнообразные и специфичные проявления нарушений питания, такие как отказ от пищи и крайнюю привередливость при наличии адекватного количества и качества пищи и умелого кормящего лица, а также при отсутствии органического заболевания головного мозга и желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). В раздел «Поедание несъедобного (симптом Пика) младенцами и детьми» включается стойкое питание непищевыми веществами. Данное расстройство встречается как изолированно, так и в качестве одного из симптомов более широкого психического расстройства (умственная отсталость, шизофрения, аутизм) .
Актуальность проблемы нарушений пищевого поведения обусловлена как высокой распространенностью, так и тяжестью их последствий в виде серьезных психических и соматических заболеваний, сопровождающихся в ряде случаев угрозой летального исхода. Данная проблема изучается мультидисциплинарно врачами-психиатрами, терапевтами, нейрофизиологами, эндокринологами, а также детскими врачами различного профиля и клиническими психологами.
В настоящее время существуют работы педиатров , детских неврологов , детских психиатров , освещающие различные аспекты нарушений пищевого поведения у детей. В ряде исследований нарушения пищевого поведения у детей рассматриваются как составная часть симптоматики других, более общих психических расстройств или предрасположенности к ним , другими авторами подчеркивается важность гармоничного взаимодействия в биопсихосоциальной системе – диаде «мать–дитя», искажениям которых в ряде случаев отводится роль главного этиологического фактора в возникновении нарушений пищевого поведения в раннем возрасте . В то же время комплексного исследования клинических проявлений и динамики нарушений пищевого поведения у детей в возрастной динамике не проводилось.

Цель, задачи и методы исследования

С целью изучения нарушений пищевого поведения у детей сотрудниками отдела по изучению проблем детской психиатрии НЦПЗ РАМН начато исследование на примере детей с психической патологией, вызванной различными этиологическими факторами, в возрасте от 6 мес до 6 лет 11 мес. Исследование проводится как проспективно, так и ретроспективно с тщательным анализом анамнестических данных.
В задачи исследования входит описать типологию нарушений пищевого поведения в раннем и дошкольном возрасте, встречающихся при тех или иных видах психической патологии, выявить взаимосвязь обнаруженных нарушений пищевого поведения с общей клинической картиной психического заболевания, выработать методы их коррекции.

Методами исследования психического и психофизического состояния детей были клинические (педиатрический, неврологический, клинико-психопатологический), а также параклинические (психологический, генеалогический, инструментальный). При изучении неврологического статуса особое внимание уделялось состоянию их вегетативной нервной системы с использованием авторской методики по определению исходного вегетативного статуса у детей первых лет жизни .

Выборка исследования

Результаты

Психопатологические проявления, отмечавшиеся у детей данной группы, представляли собой широкий спектр аутистических расстройств в виде симптомов искаженного общего и эмоционального развития, нарушений коммуникативных функций, неравномерной задержки интеллектуального развития различной степени выраженности. В моторной сфере отмечалось как диссоциированное недоразвитие крупной и тонкой моторики, так и микрокататонические нарушения в виде гипо- и парамимии, двигательных стереотипий, застываний. Отмечались немотивированные колебания настроения и психической активности, в ряде случаев имевшие эндогенный суточный ритм с инверсией сна и бодрствования. В когнитивной сфере у детей дошкольного возраста на фоне неравномерной задержки развития можно было отметить и нарушения качественной стороны мышления в виде появления прообраза бреда в форме особого отношения к отдельным людям, предметам одежды, а также предлагаемой пищи.
В соматовегетативном статусе в период экзацербации заболевания отмечалась вегетативная дистония, выражавшаяся в сочетании симпатикотонического и ваготонического типа реагирования, в дальнейшем сменявшаяся симпатикотонией. Часто можно было отметить дисфункции ЖКТ в виде рвоты после еды, склонности к запорам, в ряде случаев чередования запора и диареи. Богатство клинических проявлений, отмечаемых у этих детей, обусловило яркость и разнообразие нарушений пищевого поведения.
Нарушения пищевого поведения отмечались у детей-аутистов с первых месяцев жизни и проявлялись вялым сосанием, срыгиваниями, рвотами, икотой, запорами, поносами, метеоризмом (50%). У 30% детей отмечалось снижение аппетита без снижения массы тела, а в некоторых случаях даже ее увеличение, в 20% случаев имело место повышение аппетита. В 35% случаев отмечено искажение пищевого поведения (отказ от еды днем и еда ночью, во сне). Во втором полугодии жизни срыгивания уменьшались, но дети отказывались жевать твердую пищу, была выражена избирательность в еде, сохранялись рвоты.
Другим проявлением синдрома вегетовисцеральных нарушений ЖКТ можно считать младенческие кишечные колики (в 55% случаев). Клинически они проявлялись приступами беспокойства, плача, подтягивания ножек к животу, вздутием живота, отхождением газов и дефекацией. Очень часто кишечные колики сочетались с признаками гастроэзофагеального рефлюкса, диспепсическими расстройствами (отрыжка воздухом, чередование запоров и диареи), которые сохранялись в ряде случаев до дошкольного возраста с периодами улучшений. В 1/3 случаев выявлены дисбактериоз, лактазная недостаточность. При подробном сборе анамнеза их матери отмечали равнодушное, а в ряде случаев негативное отношение к грудному вскармливанию. Дети не принимали на руках у матери удобной, конгруэнтной ее телу позы, выворачивались, лежали «как куклы». Отмечалось также снижение аппетита, особенно в дневное время, когда ребенок не плакал в случае длительного промежутка между кормлениями, а спал или просто тихо лежал, пока мать сама не подойдет к нему. Таким детям часто требовалось неоднократное ночное кормление. В дальнейшем отмечались трудности с введением прикорма, дети долго не могли перейти к кормлению с ложки, отмечалось поперхивание несмотря на отсутствие неврологической патологии. После года дети отказывались пробовать новую пищу, относились к ней настороженно, с 1,5 лет можно отметить обнюхивание предлагаемой пищи.
Кроме того, начинает отмечаться потребность в различных ритуалах, связанных с процессом кормления, а также избирательность лиц, «допускаемых» ребенком к кормлению. Так, некоторых детей возможно было накормить только во время просмотра любимых мультфильмов или рекламных роликов, некоторые требовали, чтобы кормящие их лица пели или рассказывали им сказки. В ряде случаев дети разрешали себя кормить только маме или бабушке, при попытке накормить их другими членами семьи дети выплевывали пищу или сталкивали тарелки с едой со стола. При преобладании в клинической картине негативной симптоматики у пассивных детей можно было отметить медленное пережевывание пищи, дети подолгу задерживали пищу во рту, закладывали ее за щеку, затем выплевывали ее в тарелку и снова клали в рот. Особая медлительность при приеме пищи отмечалась при наличии кататонической симптоматики, когда дети «застывали» с ложкой в руках или с пищей во рту. В ряде случаев отмечался мерицизм – повторное заглатывание ранее проглоченной пищи. У детей этой группы часто можно было наблюдать игровые манипуляции с едой, когда дети размазывали еду по столу и одежде. При выраженном интеллектуальном дефекте отмечался синдром Пика – поедание несъедобного (бумага, куски клеенки, материи, в ряде случаев собственные фекалии).
По мере взросления и расширения пищевого рациона все более явной становилась избирательность в еде, проявлявшаяся в отказе от употребления в пищу каких-то продуктов, в ряде случаев вплоть до перехода на питание каким-то одним продуктом, часто неполноценным в плане необходимого набора питательных веществ, а иногда даже вредным для здоровья (хлебобулочные изделия, макароны, картофель-фри из ресторанов быстрого питания).
Отдельно следует отметить привычное регургитационное расстройство, отмечаемое как в группе детей аутистов, так и в остальных двух группах. Механизм его возникновения был различен. В ряде случаев рвота возникала после еды без видимой причины, иногда провоцировалась насильственным кормлением или какими-либо другими внешними факторами, сопровождающими прием пищи, например, кормление нежелательным для ребенка лицом, иногда ребенок сам вызывал у себя рвотный рефлекс.
Вторую группу составили дети с анте- и перинатальными органическими поражениями ЦНС (20 детей): 18 обследованы на базе специализированного дома ребенка, 2 ребенка на амбулаторном приеме в НЦПЗ РАМН. Анамнестические данные детей, воспитывающихся в домашних условиях, свидетельствовали об отсутствии у них психопатологической наследственности. У детей, обследованных на базе дома ребенка, сведения о наследственной отягощенности были скудные, однако в ряде случаев у матери были верифицированы алкоголизм и наркомания.
Из анамнеза этих детей было известно об осложненной беременности, тяжело протекавших, часто преждевременных родах. Все дети имели задержку моторного и речевого развития. В вегетативном статусе в возрасте до 1 года в 55% случаев отмечалась ваготония, в 45% – симпатикотония, в 5% – эйтония, количество которой нарастало с возрастом.
Помимо соматовегетативных нарушений часто отмечались явления пилороспазма (при отсутствии пилоростеноза), срыгивания и рвота съеденной пищей, а также
чередование запоров и диареи. Пищевое поведение было тесно связано с уровнем развития ребенка и во многом обусловлено функциональным состоянием ЦНС. Особенно ярко это проявлялось в младенчестве. Дети сосали вяло, быстро уставали, засыпали на руках кормящего, с бутылочкой во рту.
При исследовании структуры вегетативных проявлений у детей из группы с органическими поражениями ЦНС в возрасте до года также отмечались вегетативные нарушения и, как правило, имели диффузный характер. В системе питания это были частые срыгивания (35%), рвоты, метеоризм, диарея, запоры (35%) и были наиболее выражены в возрасте от 3 нед до 3 мес. У них преобладало пассивное бодрствование, аппетит часто был сниженным. Однако в ряде случаев дети были возбудимы, часто плакали, кричали, им требовался особый режим кормления. Дети ели маленькими порциями, у них особенно часто отмечались обильные срыгивания после еды. По мере роста нарушения пищевого поведения становились более разнообразными, но их связь с задержанным психомоторным развитием продолжала отмечаться. Такие дети долго не овладевали навыками жевания и глотания твердой пищи, не могли научиться самостоятельно пользоваться ложкой. В то же время следует отметить, что приблизительно к году все более значимыми становятся правильность педагогических подходов при обучении ребенка навыкам самообслуживания за столом, терпение и эмоциональная вовлеченность лица, осуществляющего процесс кормления и ухода за ребенком. В дальнейшем по мере ослабления роли резидуальной неврологической симптоматики в состоянии ребенка нарушения пищевого поведения приобретают более индивидуальный для каждого ребенка характер. Все более значительную роль играют психогенные факторы. Так, например, появление регургитационного расстройства у одного из воспитанников дома ребенка было связано с переводом в другую группу. В другом случае вызывание рвоты было попыткой манипулирования персоналом со стороны одного из детей. Нужно отметить, что такие нарушения пищевого поведения, как отказы от еды или избирательность в еде после перехода на твердую пищу, были нехарактерны для детей данной группы.

Третья группа представлена детьми-сиротами, психопатологическое состояние которых обусловлено воздействием психогенных факторов, таких как психическая депривация, эмоциональное и физическое пренебрежение, в ряде случаев – физическое насилие в анамнезе (30 детей). Дети также наблюдались на базе специализированного дома ребенка. Нужно отметить, что лишь 8 из этих детей были сиротами с рождения, остальные были изъяты из семьи или отданы законными представителями в связи с невозможностью по тем или иным причинам воспитывать их. Наследственность детей-сирот с рождения была неизвестна (отказные дети, оставленные в родильном доме). Неврологический осмотр не выявлял симптомов раннего органического поражения ЦНС. Сироты с рождения были подвергнуты воздействию фактора психической депривации и имели характерные для данного фактора психические особенности. При анализе вегетативного статуса чаще выявлялась симпатикотония, несколько реже ваготония и эйтония. В младенчестве они сосали жадно без чувства меры, в связи с чем периодически отмечалось срыгивание. В связи с употреблением достаточного количества пищи в дневное время, а также ранним приучением к режиму сна и бодрствования они не нуждались в ночном кормлении. Рано начинали следить за бутылочкой, в дальнейшем в позе сидя внимательно, с нетерпением наблюдали за процессом приготовления медицинской сестрой смеси для кормления или перекладыванием пюре из баночки в чашку. По мере взросления были нетребовательны к рациону и качеству питания, легко переходили с жидкой на твердую пищу, рано овладевали навыками самообслуживания при приеме пищи. Аппетит оставался повышенным, в связи с чем иногда возникали проблемы с перееданием, когда в силу каких-либо обстоятельств у детей появлялась возможность съесть больше положенной им порции, они не могли остановиться, ели до рвоты. Следует также отметить, что, несмотря на повышенный аппетит, дети плохо прибавляли в весе.
Несколько иные нарушения пищевого поведения отмечались у детей, изъятых из семей. Большая часть детей поступала в возрасте старше 1,5 лет, из социально неблагополучных семей, ранний их анамнез был неизвестен, однако данные их соматоневрологического статуса и проведенных обследований позволяли сделать вывод об отсутствии у них клинически значимых симптомов раннего органического поражения ЦНС. Психопатологическая наследственность либо была неизвестна, либо в ряде случаев отягощена алкоголизмом или наркоманией по линии матери или отца.
У всех наблюдаемых нами детей отмечалась незначительная задержка психического развития. В вегетативном статусе детей в большинстве случаев была констатирована симпатикотония, значительно реже эйтония и ваготония. Из соматовегетативных нарушений наиболее часто встречалась склонность к запорам, в более старшем – у детей данной группы часто отмечались боли в животе неясной этиологии. Дети были постоянно насторожены, тревожны. Во время приема пищи озирались по сторонам. Некоторые не владели соответствующими возрасту навыками самообслуживания. Дети поступали в дом ребенка, как правило, с дефицитом массы тела, без привычки к определенному режиму питания.
Однако в первое время пребывания в доме ребенка они обнаруживали некоторую избирательность в еде, связанную, вероятно, с опытом однообразного питания и выработанными в семье вкусовыми предпочтениями. По мере адаптации избирательность в еде уменьшалась, но пищевое поведение все более определялось эмоциональным состоянием ребенка. Последнее было обусловлено стрессовой реакцией, вызванной семейной ситуацией. Все дети этой группы отличались сниженным настроением, их аффективное состояние определялось как тревожная депрессия. На этом фоне отмечались как эпизоды сниженного аппетита с отказом от еды, так и эпизоды булимии без чувства насыщения. У некоторых детей такие эпизоды сменяли друг друга. По мере редукции аффективных нарушений уменьшались и нарушения пищевого поведения. Однако у ряда детей продолжала отмечаться склонность к обжорству, обусловленная искажением влечений.
Тщательный анализ нарушений пищевого поведения у детей дошкольной группы из условий хронического физического насилия позволил проследить динамику и структуру этих нарушений у детей с преобладанием черт возбудимости или тормозимости в психическом состоянии. У них отмечались, соответственно, предпочтительное реагирование на психогенный фактор в виде реакций активного (агрессивность) или пассивного (уходы, отказы). У возбудимых, склонных к дисфории, агрессивных детей чаще отмечалась склонность к булимии на фоне расторможения влечений. У тормозимых детей депрессия носила более меланхолический характер с повышением пассивности, замкнутости и снижением аппетита, вызванным предположительно элементами отчуждения собственных ощущений, в том числе чувства голода.
Меры, направленные на коррекцию выявленных нарушений пищевого поведения, зависели от нозологической формы психической патологии, при которой они встречались, и клинической феноменологии вызывающих их психических нарушений. Но независимо от нозологии большое значение отводилось психотерапевтической работе с семьей по нормализации отношений в диаде «мать–дитя», а в случаях, наблюдаемых в домах ребенка, – работе с персоналом, разъясняющим важность формирования у ребенка привязанности к ухаживающим за ним лицами. В работе с семьей важное значение придавалось также конкретным рекомендациям по установлению режима питания и развитию навыков самообслуживания ребенка за столом.
В случаях, когда ребенок находился на стационарном лечении, а также в ряде случаев в доме ребенка, ведущая роль отводилась лекарственной терапии. С учетом возрастных ограничений по применению психофармакотерапии у детей младшего возраста предпочтение по возможности отдавалось препаратам метаболического и ноотропного действия, особенно у детей с ранним органическим поражениями ЦНС, а также у пассивных детей с непроцессуальными формами аутизма.
Среди них можно выделить препарат Элькар, представляющий собой удобную для применения в детском возрасте форму L-карнитина, который не только улучшал аппетит, но также повышал психический тонус и активность детей, стимулируя, таким образом, их психическое развитие. При установлении ведущей роли аффективной симптоматики в возникновении нарушений пищевого поведения у детей старше 6 лет возникала необходимость применения антидепрессантов, чаще амитриптилина и феварина, реже, особенно в случаях булимии, сертралина. Для лечения бредовых и кататонических расстройств и связанных с ними нарушений пищевого поведения назначались нейролептики с антипсихотическим действием (этаперазин, галоперидол, рисперидон).

Наверное, каждый родитель может вспомнить тот период в жизни его ребенка, когда тот начинает отказываться принимать пищу или напротив начинает ее потреблять в несоразмерных его возрасту и физической активности количествах. Нередки и случаи, когда ребенок, не имея понятия о сбалансированном питании, требует ограничить его рацион только вкусненькими продуктами… Знакомая ситуация? Так вот, если ее пустить на самотек, в будущем могут возникнуть серьезные проблемы не только с системой пищеварения, но и обменов веществ в целом.

Итак, регулярные недоедание, переедание и однообразное (пристрастие к одним и/или отказ от других продуктов) питание – наиболее часто встречающиеся в раннем детском возрасте виды пищевых нарушений.

Специалисты считают, что в основе означенных нарушений часто лежат проблемы психологического характера: страх, депрессия, связанный либо с самим процессом приема пищи, либо с определенными продуктами. Их появление нередко обусловлено формированием негативных ассоциаций собственно приема пищи или определенного продукта с психотравмирующей ситуацией. Иногда стрессором могут быть собственные родители или имеющие влияние на ребенка сверстники, регулярно указывающие на изъяны в строении его тела и связывающие их наличие с приемом пищи вообще, или конкретных продуктов в частности. Этому может способствовать и постоянная популяризация средствами массовой информации образов стройной изящной женщины и сухого с развитой мускулатурой мужчины. Стремление во что бы то ни стало достичь желаемого идеала, может приобрести у ребенка характер навязчивой идеи. Как следствие отказ от приема пищи или ее чрезмерное и нерегулярное потребление, преобладание в пищевом рационе высококалорийных, но не вызывающих быстро чувства сытости, продуктов.

Что касается переедания или однообразного питания ребенка, то в большинстве случаев ответственность за эти пищевые нарушения все же лежит на родителях. Ведь хорошо известно, что дети переедают, склонны к полноте или страдают ожирением именно в семьях, где родители подают дурной пример. Еще хуже – иногда родители просто поощряют детское обжорство, приговаривая «съешь за маму, папу и др. родственников…». Потакать капризам еще несмышленого ребенка и регулярно баловать его «вкусненьким» (не имеющими ничего общего со здоровой и полезной пищей сладостями, чипсами, сладкими газированными напитками, гамбургерами и т.п.) – это прямой путь к формированию у него пищевых нарушений. Первым, кто станет возражать против такой пищи, будет… детский организм. Боль и/или тяжесть в животе, его вздутие, тошнота, а, возможно, и рвота, неустойчивый стул – эти и многие другие жалобы будут настойчиво указывать родителям – остановитесь! Чем же вы меня кормите! Хорошо если поймут! Но часто родители остаются слепы. И начинается поход по врачам, проведение различных обследований, которые «убедительно» свидетельствуют о наличии той или иной болезни. А, значит, доктор назначит лечение: таблетки, отвары и настои трав… Бывает помогает. Если нет, ответственность всегда можно переложить с себя на врачей: не распознали настоящую болезнь, не то назначили… А всего то и надо, критически посмотреть, чем вы кормите своего ребенка, какие пищевые привычки он усвоил. И если они пагубны, самое время попробовать «мягко», но настойчиво переориентировать ребенка. Не следует рассчитывать, что он «перерастет, станет более разумным и разберется, что полезно, что не очень». Умом то он может и разберется, а вот приученная родителями и ставшая ненасытной утроба может и не понять. И уже повзрослевший ребенок как заколдованный будет тянуться к очередному вкусненькому кусочку, периодически убеждая себя в том, что он будет «последним»!

Могут ли родители заподозрить появление у ребенка пищевых нарушений?

Следует помнить, что здоровый ребенок должен каждый год своей жизни прибавлять в весе, но с каждым годом эта прибавка по отношению к имеющейся массе тела не должна возрастать. Если вместо этого ребенок худеет, и родители не могут найти причину этого, то им следует присмотреться к пищевому поведению своего «чада». Признаками его нарушения могут быть регулярный и демонстративный отказ от еды, сопровождаемый отодвиганием тарелки, «случайным» ее опрокидыванием, непринятие пищи в школе (отказ от домашних бутербродов), уклонение от участия в мероприятиях, где нужно есть. У детей с избыточной массой тела типичными проявлениями пищевых нарушений является нежелание принимать пищу в присутствии своих сверстников (страх осуждения и издевок) во время нахождения в школе. Тем самым они взращивают у себя «зверский» аппетит, и, вернувшись домой, в привычную для себя обстановку, съедают все, что попадается на глаза. В итоге, вместо желаемого снижения массы тела, наблюдается его повышение. Еще один вариант пищевых нарушений, о котором уже упоминалось, это пристрастие к высококалорийной пище, которая не сразу вызывает чувство сытости, а потому потребляется в чрезмерных количествах. Когда же оно наступает, как правило, уже пора есть. Наиболее частые решения детей в таких ситуациях одинаково плохи. Первое — отказ от приема «здоровой» пищи, взращивание голода, который утоляется все теми же вкусными вредными продуктами. Второе — еда «через силу», потому что надо, а это не только лишние калории, но и повышение риска возникновения различных функциональных нарушений процесса пищеварения.

О том, что ребенок обеспокоен своим пищевым поведением и обусловленными ими проблемами (худоба или ожирение) косвенно свидетельствует его нежелание появляться публично в шортах, облегающей одежде, купальном костюме. Каждодневные изматывающие и выполняемые во вред учебе физические упражнения также могут быть следствием пищевых нарушений, поскольку таким образом ребенок (чаще подросток) пытается нарастить мышцы и/или согнать жир. Дети более старшего возраста прямо могут сообщить об обеспокоенности своим весом, избыточным или недостаточным.
Апатия, быстрая утомляемость, сонливость, снижение интереса к окружающим и происходящим вокруг событиям, ухудшение успеваемости, нередко немотивированная или направленная против близких агрессивность также могут быть следствием пищевых нарушений у ребенка.

Что же делать, если у вашего ребенка пищевые нарушения?

Основную роль в помощи ребенку должны сы грать именно родители. Они не только не должны прямо обсуждать недостатки детской фигуры или его/ее избыточный вес, но и пользоваться репликами, которые бы косвенно подчеркивали их несовершенство, например, «эти брюки тебя очень стройнят».

Родители должны привить здоровое отношение ребенка к пище, режиму ее приема. Дети, как губки, впитывают то пищевое поведение, которое проповедуют их родители. Поэтому начинать надо с себя. Употребляйте здоровую пищу (злаковые, овощи, фрукты, морепродукты и др.) и демонстрируйте свое неприятие «плохой» (высококалорийные, но бедные полезными веществами сладости, жирные сорта мяса, копчения и т.п.). Важно, чтобы для детей младшего возраста воспитательные мероприятия проводились регулярно и в игровой форме, чтобы у ребенка на подсознательном уровне выработались правильные стереотипы пищевого поведения. Поощряйте любое изменение в правильном направлении пищевых привычек вашего ребенка.

Если у вас нет достаточных знаний и опыта составления «здорового» ежедневного меню для своей семьи, обратитесь к специалистам-диетологам или специальной литературе. Если вы не находите в себе сил справиться с нарушением пищевого поведения своего ребенка, обратитесь за консультацией к медицинскому психологу, диетологу. В особо тяжелых случаях требуется даже лечение в специализированных лечебных учреждениях.

Не жалейте сил, времени и средств для того, чтобы воспитать в ребенке здоровое отношение к пище. Ведь на карту поставлено его будущее.

Питание — необходимый элемент для физического и психического здоровья человека. Это базовая потребность, особый ритуал, который выполняет функцию чувственного общения, взаимодействия. У детей ассоциируется с чувством защищенности. часто зависит от психологических факторов, причин.

Нарушение пищевого поведения у детей . Формы проявления

Происходит до трех лет, сохраняется на протяжении жизни. Различают две ступени: первая телесная, вторая — психологическая. Первая зависит от общей степени здоровья организма. Пищевое поведение ребенка может изменяться при соматическом недомогании. Вторая влияет на индивидуальное восприятие еды, способы употребления. Это значит, на него могут влиять болезни организма, врожденные патологии, психогенные факторы. При отсутствии органических проблем наиболее вероятная причина — психологическая. В большей мере зависит от характера взаимоотношений с матерью.

Нарушение пищевого поведения у детей — группа заболеваний, фундаментом которой являются психогенные факторы. Отображается в отношении к еде, способах приема. Примером нарушений служит отказ употреблять еду, чрезмерное потребление, стремление употреблять несъедобные предметы, вещества, что формирует вредные пищевые привычки в дальнейшей жизни. У маленьких детей проявляется в форме отказа от грудного вскармливания, пищевой интерес к “взрослым”, “запретным продуктам”, избирательность.

Пищевые привычки, особенности формирования

С самого рождения пищевые привычки имеют в основе генетическую предрасположенность. Они неустойчивы, способны изменяться на протяжении жизни. На них влияет семейное окружение детей, особенности взаимодействия членов друг с другом. Формирование пищевого поведения начинается в период кормления грудью. Новорожденный учится отличать голод, сытость, учится различать вкусы. В этот период формируется базовое доверие (недоверие) к миру, основы взаимодействия с ближайшим окружением. Это происходит через эмоциональное взаимодействие ребенка с матерью в процессе кормления.

Правильные привычки могут сформироваться у младенца исключительно в ситуации полной поддержки, понимания пищевых потребностей ребенка. Мама должна знать, когда он голоден, его нужно покормить, чувствовать, когда насыщается, полностью принимать потребности малыша. Вредные пищевые привычки могут возникать при неправильном введении прикорма. Родители часто пытаются кормить детей согласно режиму (в определенное время — определенное количество еды), независимо, хочет ребенок есть или нет. Основное внимание тут на необходимости покормить, а не на реальной потребности малыша. Это может приводить к расстройствам в пищевом поведении. (кормление согласно потребности) предусматривает, ребенок может принимать пищу, когда голоден. Ребенок учится понимать чувство голода, насыщения самостоятельно, может контролировать эти состояния. Он способен сам чувствовать свой организм и реагировать на него. Родителям необходимо лишь обеспечить возможность, доступ к еде. С физиологической точки зрения это полезно для пищеварения (ребенок ест, сколько нужно, не переедает), с психологической — ощущает себя значимым, чувствует, его ощущения принимают. Это важно для развития гармоничной личности.

Если говорить о причинах возникновения расстройств пищевого поведения у детей (не включая группу новорожденных), то их может быть несколько:

  • наличие или начало развития простудных заболеваний, ротовирусной инфекции;
  • наличие других патологических процессов в организме;
  • дефекты строения лица и челюсти;
  • стрессовые состояния.

Но перечисленные причины говорят о снижении аппетита и отказе ребёнка от еды. Однако, пищевое расстройство может проявляться и перееданием. К проявлению этой формы расстройства пищевого поведения относят: нервные и психические расстройства.

Кроме того, подобные нарушения могут быть связанные изменениями, возникшими в головном мозге и обменными аномалиями.

Симптомы

Среди симптомов наличия у ребёнка расстройств пищевого поведения выделяют:

  • отказ от пищи;
  • переедание;
  • изменение вкусовых пристрастий (извращённый вкус);
  • уменьшение массы лета или увеличение массы тела.

Признаки расстройства приёма пищи могут сопровождаться и другими симптомами, которые могут явственнее показать наличие нарушение работы органа или целой системы, или наличие психических расстройств ребёнка.

Диагностика расстройства приёма пищи

Прежде всего, доктор выслушивает ребёнка и его родителей, изучая имеющиеся жалобы на пищевое поведение больного. Часто ребёнок, в особенности подросток, не видит никакой проблемы, поэтому важно осуществить бесед с родителями. Немаловажными сведениями является то, каким образом в течение суток изменяется поведение ребёнка (может быть, он ест ночами), насколько давно начались проблемы с пищевым поведением и после каких именно событий.

  • Далее врачом осуществляется анализ анамнеза жизни ребёнка. В беседе с родителями доктор выясняет, были ли в семье подобные случаи (наследственный фактор), случались ли травмы головы у ребёнка, занимается ли он спортом.
  • Непременным шагом при наличии тревожных признаков является выполнение физикального осмотра больного, при котором доктор определяет изменение массы тела ребёнка. При продолжительном недостатке питания доктор отмечает такие признаки, как бледность и сухость кожных покровов и слизистых оболочек. При переедании наблюдается ожирение больного, которое может быть в разной стадии.
  • Среди лабораторных анализов может понадобиться сдать кровь, кал, мочу, нередко в связи с нарушением расстройств пищевого поведения называется биохимический анализ крови, и анализ на определение в крови глюкозы.

Также может понадобиться помощь невропатолога, психотерапевта, стоматолога, челюстного хирурга и других узких специалистов.

Осложнения

Наличие последствий пищевого поведения у ребёнка обусловлены вариантом такого расстройства.

  • Так, например, если наблюдается факт снижения аппетита способно возникнуть постоянное снижение массы тела, это осложнение может привести к кахексии (состояние серьёзного истощения, опасного для жизни), при повышенном аппетите может наступить ожирение.
  • Может нарушаться целостность кожных покровов, из-за недостатка питательных веществ на коже образуются трещины при сниженном аппетите, при переедании на коже могут появляться рубцы из-за быстрого растяжения при сильном повышении массы тела больного.
  • Страдают защитные функции организма (слабеет иммунитет).
  • Нарушается деятельность всех внутренних органов по причине недостатка полезных веществ либо излишка жировой ткани.
  • Нарушается умственная деятельность, к примеру: снижается память, ухудшается обучаемость, замедляется скорость мышления из-за недостатка полезных веществ при отказе от приёма пищи.
  • Ощущение психологического дискомфорта, включая нарушение сна.

При своевременной медицинской помощи последствий и осложнений удаётся избежать.

Лечение

Что можете сделать вы

Если вы замечаете у своего ребёнка необычное пищевое поведение, необходимо обратиться к врачу. Заставлять увещевать его что-либо есть или наоборот воздержаться от пищи не получается? Быть может проблема не в его характере, переходном возрасте или личном вкусе, а гораздо глубже?

Насторожить родителей должно изменение веса ребёнка, зацикленность на определённой идее, связанной с питанием, агрессивность, когда они пытаются переубедить его.

Что делает врач

Главным принципом избавления от расстройства пищи является лечение причины этого недуга.

Поэтому в каждом отдельном случае используются свои методы. Так при отказе от питания, смотрят, какие причины привели к этому. При физиологических проблемах показана медикаментозная терапия, может быть назначено оперативное вмешательство.

Если у ребёнка нарушение работы эндокринной системы, то лечение назначает эндокринолог.

При психогенных - ребёнка должен наблюдать и корректировать психиатр или невролог.

В случае переедания может быть назначена диетотерапия.

Профилактика

Профилактические меры не могут стопроцентно избавить от возникновения данной проблемы, но позволят снизить риск их появления. Необходимо следить, чтобы ребёнок полноценно спал, много гулял, проводил время на свежем воздухе, полезные умеренные физические нагрузки, важно не иметь вредных привычек подросткам. Всё это может повлиять на аппетит ребёнка и наладить его пищевое поведение. Важным аспектом является стабильность психологического фона. Ведь иногда расстройства в пищевом поведении возникают как некий протест против чего-либо.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании расстройства приёма пищи у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг, как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как расстройства приёма пищи у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга расстройства приёма пищи у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить расстройства приёма пищи у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания расстройства приёма пищи у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание расстройства приёма пищи у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Парадоксально: родители, понимая, что правильное питание – залог здоровья, сами порой являются причиной нарушения пищевого поведения у детей. И зачастую эти нарушения не связаны непосредственно с едой — они имеют более глубокую, психологическую основу.

Нарушения пищевого поведения бывают трех видов: недостаточное питание , приводящее к истощению организма; переедание , при котором, напротив, возникают проблемы с лишним весом; зависимость от постоянного жевания – «каких-нибудь вкусненьких» вредных для здоровья продуктов и напитков с неестественными, усиленными вкусами.

Недостаточное питание как реакция на насильственное кормление

Стрессы, недомогания, плохое настроение могут снижать аппетит и притуплять чувство голода. Если родители начинают кормить ребенка насильно, то по принципу формирования условного рефлекса закрепляется ассоциативная связь между принятием пищи и негативными эмоциями , которые испытывает при этом ребенок. Такое воздействие приводит к тому, что ребенок вообще не будет любить есть. В более старшем возрасте причиной ограничения себя в еде может стать низкая самооценка — ведь в подростковом возрасте самооценка тесно связана с отношением к своему телу.

Переедание как психологическая защита

Когда у человека не удовлетворяется какая-то важная потребность, он, можно сказать, испытывает некий голод. Если ребенок ощущает эмоциональную пустоту, испытывает дефицит любви, принятия, безопасности, общения, не чувствует собственную значимость, весомость, не имеет возможности восполнить этот дефицит напрямую, он попытается удовлетворять психологический голод едой . Постоянное желание поесть является своеобразной защитной реакцией на сложные обстоятельства. Нужно понимать, что если родители будут пытаться исключить переедание, но не поменяют при этом психологическую ситуацию, они лишат ребенка привычной защиты. Если ребенок расстроен, переживает стресс, то он может интуитивно тянуться к еде – это как в младенчестве, когда, припав к материнской груди, он получал питание, утешение и защиту.

Постоянное жевание: вкусности и вредности

Еда способна влиять на неудовлетворительное эмоциональное состояние, выступая в качестве своеобразного антидепрессанта. Особенно это относится ко всяким «вкусностям и вредностям», обладающим неестественно ярким вкусом. Ловушка заключается в том, что яркие вкусовые ощущения помогают нам забыть обо всем на свете. Интенсивность вкуса зависит от концентрации усилителей вкуса, сахара, соли и приправ. При частом употреблении таких продуктов и напитков вкусовые рецепторы перестраиваются: более нейтральные, естественные вкусы, перестают приносить удовольствие, и формируется своеобразная зависимость. Важно помнить – «вкусностей» требует не желудок, эта потребность идет от «головы». Часто взрослые сами провоцируют такую зависимость, приучая «заедать» неприятности или, например, учебные стрессы конфеткой.

Проблемы с питанием легче предупредить, чем потом от них избавиться. Чтобы не вызвать по отношению к еде отрицательные эмоции и не спровоцировать пищевые нарушения, важно придерживаться следующих правил:

  • Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком много или слишком мало ест, попробуйте разобраться и понять, в чем причина, какова психологическая подоплека.
    • Не стоит кормить детей насильно: старайтесь нагулять аппетит, исключите перекусы. Кроме того, прием пищи должен приносить ребенку удовольствие. Красиво оформленное блюдо увеличивает аппетит.
    • Никогда не заставляйте доедать всю порцию до конца, если ребенок наелся меньшим количеством еды.
    • Не наказывайте и не манипулируйте едой , лишая ребенка еды или заставляя что-то есть.
    • Никогда не наказывайте и не упрекайте детей за то, что они не хотят есть. Планируйте распорядок питания так, чтобы ребенок успевал проголодаться.
    • Не приучайте ребенка «заедать и «запивать» неприятности. Любое негативное чувство должно находить выражение напрямую, а не исчезать вместе с засунутой в рот конфетой.
  • Отношение в семье к еде должно быть уважительным, но без возведения ее в культ. Не переводите проявления своего внимания и заботы только на еду, покупая ребенку вкусности вместо, например, совместного времяпровождения, игр и ласк.
  • Забирая ребенка из детского сада или школы, спрашивайте сначала о том, что с ним происходило в течение дня, и только потом уже о том, что и сколько он ел.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим — независимо от того как, когда и сколько он поел; что он важнее, чем еда, ситуации и обстоятельства, с едой связанные.
  • Не стоит обсуждать худобу/полноту и другие физические особенности ребенка; не стройте прогнозов о том, какими вырастут ваши дети (толстыми или худыми), не связывайте это с тем, что его не полюбят, или будут негативно к нему относиться.

Самой важной профилактикой нарушения пищевого поведения является счастливый грудничковый период, когда питание действительно является самым важным жизненным процессом. Идеальный вариант — продолжительное грудное вскармливание «по требованию», с постепенным, не травматичным отучением от груди. Если мама кормит малыша из бутылочки, важно не забывать про эмоциональный контакт во время кормления.



Случайные статьи

Вверх