Перинатальная патология цнс у детей. Как распознать перинатальное поражение ЦНС пока не поздно

Родители детей до 1-го года постоянно сталкиваются с тем, что врачи при осмотре в поликлинике или вызове детского невролога на дом находят у их деток различные нарушения, выставляют различные диагнозы. И особенно родителей пугает такие часто используемые аббревиатуры, как ПЭП, ППП ЦНС и др. И совершенно справедливо родители детей хотят понять, что не так со здоровьем их ребёнка и будут ли какие-то последствия. Начнём с терминологии, используемой детскими врачами-неврологами в России.

В СССР, а затем в России и в ряде стран СНГ для обозначения нарушений со стороны нервной системы у детей до 1-го года детские неврологи использовали термин перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Несколько лет назад в России была принята другая классификация таких нарушений. Детям после перового месяца жизни неврологи часто выставляют диагноз: последствия перинатального поражения ЦНС (ППП ЦНС). До 1-го месяца принята другая классификация заболеваний нервной системы у детей.

Сами по себе эти диагнозы: ПЭП и ППП ЦНС говорят только о том, что во время беременности и/или родах были какие-то нарушения, которые дают определённые изменения со стороны нервной системы у ребёнка. Эти термины не говорят о происхождении такого нарушения, о тяжести поражения нервной системы и тем более о прогнозе дальнейшего развития ребёнка. По сути это «шапка», после которой, должно идти название синдрома у конкретного ребёнка, т.е. чем проявляется такое нарушение.

Наиболее часто выставляемый детскими неврологами на консультации диагноз: ППП ЦНС, синдром мышечной дистонии (повышение или понижение мышечного тонуса). При повышении мышечного тонуса, могут отмечаться следующие проявления: туго подвижность ручек и ножек, ручки постоянно сжаты в кулачки, постоянное напряжение мышц. Если поставить такого ребёнка на ноги, то он может перекрещивать ножки, вставать на передний отдел стопы (на «носочки»).

Сухожильные рефлексы у таких детей ярко выражены. Однако тут важно помнить, что до 3-х месяцев жизни у детей повышение мышечного тонуса является физиологичным (вариант нормы)! И тонус самостоятельно уменьшается к 3-м месяцам. Тут важен профессионализм врача, который должен определить физиологическое это повышение тонуса или патологическое. К сожалению, в России неврологи занимаются гипердиагностикой, и чуть ли не в 99% случаев, детям раннего возраста выставляют диагноз: последствия перинатального поражения ЦНС.

Чаще всего повышение мышечного тонуса проходит после проведения 1-2-х курсов массажа и не требует медикаментозного лечения. Хотя перинатальные поражения ЦНС с явлениями повышения мышечного тонуса могут приводить к развитию детского церебрального паралича (ДЦП). Это заболевание детские неврологи в Москве и по всей России отмечают в 2-3-х случаях на 1000 детского населения. Это очень грозное заболевание. Темой моей диссертации, как раз и было проведение ранней диагностики возможного развития ДЦП по клиническим и нейросоногарфическим (НСГ - ультразвуковое исследование головного мозга) данным. Тут важен опыт и знания врача невролога.

Явления мышечной гипотонии — вялость мышц, снижение упругости мышц, гиперподвижность в суставах, встречается реже, чем повышение мышечного тонуса. Но в данном случае мышечная гипотония может быть следствием какого-то серьёзного заболевание. И необходимо наблюдение, и возможно дополнительное обследования.

Итак:

  • Важно помнить, что мышечный тонус может меняться от ряда факторов: низкой температуры в кабинете, холодных рук врача, возбуждения и плача ребёнка. До 3-х месяцев повышение мышечного тонуса у ребёнка — это норма. Повышение мышечного тонуса чаще проходит само, и не приводит ни к каким нарушениям в дальнейшем. Наиболее частые нарушения повышения мышечного тонуса — это хождение после 1-го года на переднем отделе стопы (ходьба на «носочках»).
  • Очень хорошо помогает таким детям проведение массажа, если нет противопоказаний. Обычно до 3-х месяцев я рекомендую родителям самостоятельно делать ребенку лёгкий поглаживающий массаж, а после 3-х месяцев, если тонус сохраняется, проведить сеансы профессионального массажа у специалиста.
  • Медикаментозное лечение чаще всего в данном случае не требуется.
  • Необходимо наблюдаться у невролога. Плановые осмотры невролога: 1, 3, 6 и 12 месяцев.

В статье использованы фотографии Анны Геддес.

Патологические изменения в головном мозге ребенка, сформировавшиеся во время внутриутробного развития или при прохождении через родовые пути называют перинатальным поражением ЦНС. Существует много причин перинатального поражения ЦНС у новорожденных, наблюдается разнообразие клинических проявлений и последствий.

Современная медицина обладает большими возможностями для диагностики и лечения таких состояний. Поражение ЦНС у новорожденных и последствия — есть ли причины у матерей бояться этой патологии?

Разновидности патологии

Существует множество видов морфологического повреждения вещества мозга в периоде внутриутробного развития и родов. Они различаются по механизму возникновения, по клиническому течению, по возможным последствиям. Перинатальные поражения центральной нервной системы, возникшие в результате кислородного голодания клеток мозга:

  • трех степеней тяжести;
  • кровоизлияния в головной мозг;
  • травматические и нетравматические повреждения вещества мозга.

Поражения, возникшие как следствие метаболических нарушений:

  • гипогликемические повреждения;
  • повреждения вследствие дисбаланса минералов;
  • токсические поражения лекарственной и инфекционной природы.

Иногда может наблюдаться перинатальное поражение ЦНС смешанного генеза - при сочетании нескольких факторов одновременно.

Особенности клинической картины

Симптомы поражения ЦНС у новорожденных зависят от механизма их возникновения. При кислородном голодании выделяют три степени тяжести патологии.

Первая степень характеризуется:

  • чрезмерной возбудимостью ребенка;
  • увеличением двигательной активности;
  • беспокойным сном;
  • постоянным срыгиванием при кормлении.

Это состояние полностью обратимо, все признаки исчезают через две недели. При второй степени тяжести:

  • нарушения дыхания в виде частых поверхностных движений грудной клетки;
  • цианоз кожи; учащенное сердцебиение;
  • снижение силы физиологических рефлексов;
  • гипотония мышц и снижение двигательной активности.

Эти признаки также регрессируют полностью, но через более длительное время - в течение двух месяцев.

При третьей степени тяжести состояние ребенка критичное:

  • нарушены дыхание и сердцебиение;
  • кожа бледная с серым оттенком;
  • атония мышц конечностей;
  • отсутствие физиологических рефлексов;
  • начинается очаговая симптоматика в виде нистагма глаз;
  • возможно развитие комы.

Что наблюдается по мере роста ребенка

Последствия перинатального поражения ЦНС в первую очередь зависят от степени тяжести состояния.

  1. Легкая степень при условии полноценного лечения не оставляет после себя никаких последствий.
  2. Вторая степень тяжести - симптоматика может полностью регрессировать, но в дальнейшем при присоединении тех или иных соматических заболеваний возможны неврологические проявления, которые являются следствием перенесенной в периоде новорожденности патологии. Наиболее частым проявлением становится астеноневротический синдром - нарушения нервной системы, проявляющие изменением поведения. Ребенок становится излишне капризным, повышается двигательная активность, нарушается сон, наблюдается чрезмерная раздражительность.
  3. Тяжелые поражения - при гипоксии третьей степени, кровоизлияниях, тяжелой билирубиновой энцефалопатии - впоследствии проявляются серьезными дефектами развития. Среди них можно отметить:
  • позднее физическое развитие ребенка;
  • нарушения двигательной функции;
  • задержка умственного развития;
  • нарушения речи;
  • снижение обучаемости навыкам.

Принципы лечения

Лечение перинатального поражения ЦНС - основной принцип заключается в незамедлительном его начале, сразу после уточнения диагноза. Сразу после рождения должна проводиться коррекция нарушенных жизненно важных функций организма - дыхания и сердечной деятельности.

Одновременно проводится дезинтоксикационная терапия для восстановления деятельности нервных клеток. После устранения основных симптомов должно осуществляться восстановительное лечение. Используется противоотечная, инфузионная терапия, седативные препараты, противосудорожные и ноотропные средства.

Заключение

Патология нервной системы в периоде новорожденности - состояние не всегда благополучное. Некоторые мамы должны приготовиться воспитывать ребенка с отклонениями в развитии различной степени тяжести. Однако правильное воспитание и лечение позволит максимально скорректировать эти отклонения и добиться хорошей обучаемости ребенка.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период.

К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды.

Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта.

Интранатальный период включает в себя непосредственно сам акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка.

Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется процессами адаптации новорожденного к условиям внешней среды.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ

В современной международной классификации болезней (МКБ-10) диагноз «перинатальная энцефалопатия» не применяется. Но учитывая установившуюся в нашей стране традицию, а, также имеющиеся трудности в ранней и точной диагностике характера перинатальных поражений головного мозга этот «диагноз» еще продолжает применяться у детей в возрасте до 1 года жизни с различными нарушениями двигательной, речевой и психической функций.

В последние годы произошло значительное улучшение диагностических возможностей детских медицинских учреждений. С учетом этого диагноз перинатального поражения головного мозга может ставиться только до конца периода новорожденности, после 1 месяца жизни ребенка невролог должен определить точный характер и степень поражения центральной нервной системы, спрогнозировать дальнейшее течение заболевания, обнаруженного у ребенка и определить тактику лечения, либо снять подозрение на заболевание мозга.

КЛАССИФИКАЦИЯ

По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия), травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные, гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.

В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы.

  1. Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.
  2. Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
  3. Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.
  4. Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
  5. Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
  6. Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
  7. Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.
  8. Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Антенатальный период

К повреждающим факторам антенатального периода относят:

  1. внутриутробные инфекции
  2. обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма
  3. интоксикации
  4. действие различных видов излучения
  5. генетическая обусловленность

Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.

В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).

Интранатальный период

К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:

  1. длительный безводный период
  2. отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция
  3. родовой деятельности
  4. недостаточное раскрытие родовых путей
  5. стремительные роды
  6. применение ручных родовспомогательных приемов
  7. кесарево сечение
  8. обвитие плода пуповиной
  9. большая масса тела и размеры плода

Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Постнатальный период

Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений центральной нервной системы наибольшую роль играют

  1. нейроинфекции
  2. травмы

ПРОГНОЗ И ИСХОДЫ

У ребенка с диагнозом перинатального поражения головного мозга после 1 месяца жизни врач в состоянии определить прогноз дальнейшего развития ребенка, который может характеризоваться как полным выздоровлением или развитием минимальных нарушений центральной нервной системы, так и тяжелыми заболеваниями, требующими обязательного лечения и наблюдения у невропатолога.

Основные варианты последствий перинатального поражения центральной нервной системы и детей раннего возраста:

  1. Полное выздоровление
  2. Задержка психического, моторного или речевого развития ребенка
  3. (минимальная мозговая дисфункция)
  4. Невротические реакции
  5. Церебрастенический (посттравматический) синдром
  6. Синдром вегетативно-висцеральной дисфункции
  7. Гидроцефалия
  8. Детский церебральный паралич

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и пр.

Учитывая недостаточно высокую медицинскую грамотность населения и дефицит детских неврологов в течение особенно первого года жизни такие дети не получают полноценной реабилитации.

Практика работы воспитателей и педагогов дошкольных учреждений и начальных классов школ свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, дефекты осанки, аллергодерматозы, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта и дисграфии. Спектр указанных нарушений довольно широк, разнообразен, а «набор» дефектов у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален.

Необходимо сразу же заметить, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной системы, в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем жить полноценной жизнью.

С началом же занятий в школе процесс дезадаптации с проявлениями нарушений высших функций головного мозга, соматических и вегетативных симптомов, сопровождающих минимальную мозговую дисфункцию, нарастает лавинообразно.

Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.

Дополнительные методы исследования в диагностике перинатальных поражений центральной нервной системы

Ультразвуковая диагностика (ЭХО-ЭГ, НСГ, допплерография)

Эхоэнцефалография -ЭХО-ЭГ

Метод ультразвуковой диагностики, основанный на свойстве ультразвука отклоняться на границе раздела сред с различной плотностью. Метод позволяет оценить величину третьего желудочка мозга, вентрикулярного индекса и амплитуды пульсаций.

Одномерная эхоэнцефалография широко применяется в различных медицинских учреждениях, в том числе и детских, для определения смещения срединных структур головного мозга, при подозрении на внутричерепное кровоизлияние и расширение соответствующих отделов ликворных путей мозга.

Современный, безопасный метод визуализации головного мозга, позволяющий через открытый большой родничок, швы, наружный слуховой проход или глазницу оценить состояние ткани головного мозга, образований передней, средней, задней черепных ямок и ликворных пространств, может применяться как скрининг-метод при подозрении на интракраниальное (внутричерепное) повреждение головного мозга.

С помощью нейросонографии описывается структура и эхогенность (эхоплотность) мозгового вещества, размеры и форма ликворных пространств мозга и оцениваются их изменения.

Наиболее важными особенностями метода является его способность

выявить наличие родовых и ранних послеродовых повреждений головного мозга (церебральные кровоизлияния и инфаркты мозга) и оценить характер последствий таких повреждений, выявить атрофические изменения головного мозга и изменения мозговой ткани и ликворных путей при гидроцефалии.

Метод позволяет определить наличие отека мозговой ткани, сдавления и дислокации структур головного мозга, пороков развития и опухолей центральной нервной системы, повреждения мозга при черепно-мозговых травмах.

При повторном (динамическом) проведении нейросонографического исследования возможна оценка динамики ранее выявленных структурных изменений ткани мозга и ликворных путей.

Метод основан на способности ультразвукового сигнала при прохождении через движущуюся среду изменять свою частоту и отражаться от этой среды и позволяет оценить величину кровотока в интрацеребральных сосудах (сосудах головного мозга) и экстрацеребральных сосудах и отличается высокой точностью при окклюзионных процессах.

Нейрофизиологическая диагностика (ЭЭГ, ЭНМГ, вызванные потенциалы)

Электроэнцефалография - это метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. Методика позволяет правильно оценить состояние функциональной активности мозга, этапы созревания биоэлектрической активности головного мозга у детей первых лет жизни и дает информацию о наличии патологических изменений биоэлектрической активности при различных заболеваниях центральной нервной системы.

Электроэнцефалографическое исследование во сне является наиболее адекватным методом оценки функционального состояния мозга детей в младенческом возрасте, поскольку дети грудного и раннего детского возраста большую часть времени проводят во сне, и, к тому же, при записи ЭЭГ во сне исключены артефакты мышечного напряжения (электрической активности мышц), которые в состоянии бодрствования накладываются на биоэлектрическую активность мозга, искажая последнюю.

Необходимо добавить, что ЭЭГ бодрствования у новорожденных и детей раннего возраста недостаточно информативна, так как у них не сформирован основной корковый ритм.

Однако на ЭЭГ сна уже в первые месяцы жизни ребенка наблюдаются все основные ритмы биоэлектрической активности, присущие ЭЭГ сна взрослого человека. Нейрофизиологическое исследование сна с использованием ЭЭГ и комплекса различных физиологических показателей позволяет дифференцировать фазы и стадии сна и тестировать функциональные состояния мозга.

Вызванные потенциалы - ВП

Вызванные потенциалы головного мозга представляют собой электрическую активность нейронов мозга, возникающую в ответ на раздражение соответствующего анализатора. По способу получения вызванные потенциалы подразделяются на слуховые, зрительные и сомато-сенсорные.

Вызванные потенциалы выделяются из фоновой спонтанной биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ) и нередко используются в определении наличия изменений проводящих путей центральной нервной системы и их динамики при перинатальном поражении ЦНС .

Зрительные вызванные потенциалы демонстрируют путь нервного импульса от зрительного нерва до зрительных зон затылочных областей коры головного мозга и используются чаще у недоношенных детей для определения состояния проводниковых путей в области задних рогов боковых желудочков, наиболее часто страдающих при перивентрикулярной лейкомаляции.

Слуховые вызванные потенциалы отражают прохождение нервного импульса от слухового нерва до проекционных зон коры головного мозга и используются чаще у доношенных детей.

Сомато-сенсорные вызванные потенциалы отражают путь, проходимый электрическим сигналом при раздражении периферических нервов до соответствующей проекционной зоны коры головного мозга и используются как у доношенных, так и у недоношенных детей.

Видеомониторинг

Представляет собой простой и относительно недорогой метод диагностики, позволяющий оценить этапы формирования спонтанной двигательной активности ребенка с момента рождения с помощью анализа видеозаписей. Оценивается спонтанная двигательная активности ребенка, своевременность и характер смены типов двигательной активности.

Сочетание проведения ЭЭГ- мониторинга в состоянии бодрствования и естественного сна со снятием других физиологических показателей жизнедеятельности ребенка (ЭНМГ, ЭОГ и пр.) и видеомониторинга позволяет более точно дифференцировать характер пароксизмальных состояний различного происхождения у детей раннего возраста.

Электронейромиография - ЭНМГ

ЭМГ (электромиография) и ЭНМГ (электронейромиография) нередко исользуются в диагностике перинатальных поражений нервной системы, в том числе и гипоксического характера (у здоровых новорожденных и детей, родившихся в гипоксии выявляется различная электрическая активность мышц, отличающаяся по амплитуде и частоте клонических сокращений мышечных волокон при различных вариантах проявлений перинатального поражения центральной нервной системы).

Рентгенографические методы исследования (КТ, МРТ, ПЭТ)

Компьютерная томография - КТ

Компьютерная томография - метод исследования, основанный на последовательном сканировании органов и частей тела человека рентгеновским лучом и последующим восстановлением изображения получаемых срезов.

Широко используемый у детей старшего возраста и во взрослой практике метод визуализации макроструктурных изменений центральной нервной системы (кровоизлияния, кисты, опухоли и т.п.) достаточно проблематично использовать у детей раннего возраста в связи с необходимостью проведения наркоза (для достижения обездвиженности ребенка).

Магнитно-резонансная томография - МРТ

Магнитно-резонансная томография - метод исследования, позволяющий оценить не только нарушение макроструктуры исследуемого органа, но и состояние и дифференцировку ткани мозга, выявить очаги повышенной и пониженной плотности и признаки отека головного мозга.

Позитронно-эмиссионная томография - ПЭТ

Позитронно-эмиссионная томография - позволяет определить интенсивность метаболизма в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

ЛЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Поражения головного мозга в перинатальный период являются основной причиной инвалидизации и дезадаптации детей.

Лечение острого периода перинатальных поражений ЦНС проводится в стационаре, под постоянным контролем врача.

Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться педиатрам и неврологам, включает в себя медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, довольно часто применяют иглорефлексотерапию и элементы педагогической коррекции.

Требования к лечению должны быть достаточно высокими и, надо добавить, что основной акцент в лечении последствий поражения ЦНС перинатального периода делается именно на физические методы воздействия (ЛФК, массаж, ФТЛ и пр.), в то время как медикаментозное лечение применяется лишь в ряде случаев (судороги, гидроцефалия и т.п.).

Тактика лечения основных синдромов, встречающихся у новорожденных, грудных детей и детей раннего возраста при поражениях головного мозга различного происхождения

Синдром внутричерепной гипертензии

Существенное значение в лечении имеет контроль объема жидкости в ликворных путях. Препаратом выбора в этом случае является диакарб (ингибитор карбоангидразы), уменьшающий продукцию ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности лечения повышенного внутричерепного давления диакарбом, прогрессирующем увеличении желудочков по данным методов нейровизуализации и нарастании атрофии мозгового вещества целесообразно применение нейрохирургических методов лечения (вентрикуло-перитонеальное или вентрикуло-перикардиальное шунтирвание).

Синдром двигательных расстройств

Лечение двигательных расстройств проводится в соответствии с характером двигательных нарушений.

При синдроме мышечной гипотонии (снижении тонуса мышц) применяют дибазол или, иногда, галантамин . Преимущество данных препаратов заключается в их непосредственном действии на центральную нервную систему, в то время как другие препараты действуют на периферический отдел нервной системы. Однако назначение этих препаратов должно быть очень осторожным во избежании смены мышечной гипотонии спастическими состояниями.

При синдроме мышечной гипертонии (повышении тонуса мышц) применяют мидокалм или баклофен.

Однако ведущую роль в лечении синдрома двигательных расстройств у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС играют физические методы воздействия, перечисленные выше.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости

Четкой общепринятой тактики ведения детей с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости до настоящего времени не существует, многие специалисты относятся к данному состоянию как к пограничному состоянию и советуют только наблюдать за такими детьми, воздерживаясь от лечения.

В отечественной практике некоторые врачи продолжают применять детям с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости достаточно серьезные препараты (фенобарбитал, диазепам, сонапакс и т.п.), назначение которых в большинстве случаев мало оправдано. Широко распространено назначение ноотропных препаратов с тормозным действием, таких как патногам, фенибут. Достаточно эффективно применяется фитотерапия (седативные чаи, сборы и отвары).

При наличии задержки речевого, психического или моторного развития базовыми препаратами отечественной медицины в лечении этих состояний являются ноотропные средства (ноотропил, аминалон, энцефабол). Наряду с ноотропами применяются всевозможные занятия, направленные на развитие нарушенной функции (занятия с логопедом, психологом и пр.).

Эпилепсия

Или, как часто называют это заболевание в России - эпилептический синдром нередко является одним из последствий перинатальных поражений головного мозга. Лечение данного заболевания должно проводится врачом-неврологом достаточной квалификации в этой области или эпилептологом, что предпочтительнее.

Для лечения эпилепсии применяются противосудорожные препараты (антиконвульсанты), назначение и контроль за приемом которых осуществляется непосредственно лечащим врачом. Резкая отмена препаратов, замена одного препарата другим или любые самовольные изменения схемы приема противосудорожных средств часто сами провоцируют развитие эпилептических приступов. Поскольку антиконвульсанты - препараты не безвредные, то принимать их следует строго по показаниям (точно установленный диагноз эпилепсии, эпилептического синдрома).

Минимальная мозговая дисфункция (ММД, синдром гиперактивности, гипермоторного ребенка)

Развитие данного синдрома связано с незрелостью и снижением активности тормозных механизмов головного мозга. Поэтому, в некоторых зарубежных странах, для лечения этого синдрома используют амфетамины, запрещенные к применению в России (препараты попадают в категорию наркотических веществ, вызывающих быстрое привыкание).

Так же используются различные элементы педагогической коррекции, занятия с психологом и логопедом, упражнения на концентрацию внимания.

В последние годы всё чаще новорожденным выставляется такой диагноз, как перинатальное поражение у ребёнка центральной нервной системы. Диагноз такого плана объединяет обширную группу разных по причине и происхождению отклонений головного и спинного мозга. Патология может возникнуть во время беременности, в родах и в первые сутки жизни малыша. О том, что представляют собой такие опасные эти патологии, и пойдёт речь ниже.

В развитии заболевания медиками выделяется три основных периода. Это острый период (1-й месяц), восстановительный (со 2-го месяца до 1 года у доношенных детей и до 2 лет у недоношенных) и конечный исход заболевания. В любом из периодов перинатальные повреждения отличаются разными клиническими проявлениями. Иногда у одного ребёнка наблюдается сочетание сразу нескольких синдромов. По их выраженности определяется тяжесть повреждений нервной системы, назначается лечение и строятся прогнозы на будущее.

Основные виды поражений ЦНС

При гипоксических поражениях ЦНС основным повреждающим фактором считается острый недостаток кислорода. При травматических поражениях повреждающий фактор - механическое повреждение главных тканей центральной системы (спинного и головного мозга) при родах и в течение первых минут и часов жизни ребенка. При дисметаболических и токсико-метаболических перинатальных поражениях основным фактором является нарушение обмена веществ у ребёнка в первичном внутриутробном периоде. При поражениях ЦНС при инфекционных заболеваниях губительное воздействие оказывает вирус. Нередко врачам приходится иметь дело с сочетанием сразу нескольких факторов.

Симптомы и проявления в остром периоде

При легком повреждении ЦНС у новорожденных чаще всего отмечается синдром высокой нервно-рефлекторной возбудимости. Он проявляется вздрагиванием, гипертонусом или, наоборот, гипотонией тонуса мышц. Также отмечается тремор (дрожание) подбородка и всех конечностей, беспокойный поверхностный сон, беспричинный плач.

При среднем поражении ЦНС в первые дни у детей и снижена двигательная активность, мышечный тонус, ослаблен рефлекс новорожденных, включая рефлексы сосания и глотания. В конце 1-го месяца угнетение ЦНС начинает постепенно исчезать или сменяться повышенным возбуждением. Средняя степень поражения ЦНС отличается нарушениями работы внутренних органов и основных систем. Также у ребёнка неравномерная окраска кожи, нарушен ритм дыхания и сокращений сердца, частые запоры, срыгивания и .

У детей на острой стадии заболевания появляются основные признаки перинатального гипертензионно-гидроцефального синдрома. Характеризуется он избыточными скоплениями жидкости в головном мозге, содержащими спинно-мозговую жидкость, что вызывает повышение внутричерепного давления. Основные симптомы, которые могут заметить родители - быстрый прирост окружности головы малыша (больше 1 см в неделю), большой размер и выбухание родничка, видимое расхождение черепных швов, общее беспокойство ребёнка, срыгивания, дрожание глазных яблок.

Симптомы и проявления в восстановительном периоде

Длительное нарушение тонуса мышц приводит к появлению у ребёнка задержки психомоторного развития. При задержке развития ребенок значительно позднее начинает самостоятельно держать головку, сидеть, ходить. Бедная мимика, позднее появление на лице улыбки, пониженный интерес к игрушкам, предметам окружающей его среды, слабый монотонный крик, позднее появление гуления и лепета - вот то, что должно насторожить родителей малыша.

Исходы заболевания

У большинства детей к годовалому возрасту проявления перинатальных отклонений ЦНС постепенно проходят, иногда сохраняются лишь их незначительные проявления. Наиболее частые последствия перинатальных поражений - это задержки психического, двигательного или речевого развития, видимый цереброастенический синдром (проявляется в перепадах настроения, двигательном беспокойстве, тревожном сне, метеозависимости).

Может развиться синдром гиперактивности и дефицита внимания. Это такое нарушение работы ЦНС, которое проявляется агрессивностью, излишней импульсивностью, проблемами с концентрацией и поддержанием внимания, невозможностью нормально учиться и запоминать информацию. Самыми неблагоприятными исходами могут стать: эпилепсия, детский церебральный паралич, гидроцефалия.

Перинатальные поражения нервной системы - группа патологических состояний, обусловленных воздействием на плод (новорождённого) неблагоприятных факторов в антенатальном периоде, во время родов и в первые дни после рождения.

Классификация перинатальных поражений нервной системы предусматривает выделение периода действия вредного фактора, доминирующего этиологического фактора, периода заболевания [острый (7-10 дней, иногда до 1 мес у глубоко недоношенных), ранний восстановительный (до 4-6 мес), поздний восстановительный (до 1-2 лет), остаточных явлений], степени тяжести (для острого периода - лёгкая, средняя, тяжёлая) и основных клинических синдромов.

Причины и патогенез

Основная причина поражения головного мозга у плода и новорождённого - гипоксия, развивающаяся при неблагополучном течении беременности, асфиксии, а также сопровождающая родовые травмы, гемолитической болезни новорожденных, инфекционные и другие заболевания плода и новорождённого. Возникающие при гипоксии гемодинамические и метаболические нарушения приводят к развитию гипоксически-ишемических поражений вещества головного мозга и внутричерепных кровоизлияний. В последние годы большое внимание в этиологии перинатального поражения ЦНС уделяют внутриутробным инфекциям. Механический фактор в перинатальном поражении головного мозга имеет меньшее значение.

Основная причина поражений спинного мозга - травмирующие акушерские пособия при большой массе плода, неправильном вставлении головки, тазовом предлежании, чрезмерных поворотах головки при её выведении, трак-ции за головку и т.д.

Лечение в остром периоде

Основные принципы лечения при нарушениях мозгового кровообращения в остром периоде (после проведения реанимационных мероприятий) следующие.

Ликвидация отёка мозга. С этой целью проводят дегидратационную терапию (маннитол, ГОМК, альбумин, плазма, лазикс, дексаметазон и др.).

Ликвидация или профилактика судорожного синдрома (седуксен, фенобарбитал, дифенин).

Снижение проницаемости сосудистой стенки (витамин С, рутин, кальция глюконат).

Улучшение сократительной способности миокарда (карнитина хлорид, препараты магния, панангин).

Нормализация метаболизма нервной ткани и повышение её устойчивости к гипоксии (глюкоза, дибазол, альфа-токоферол, актовегин).

Создание щадящего режима.

Лечение в восстановительном периоде

В восстановительном периоде помимо посиндромной терапии проводят лечение, направленное на стимуляцию роста мозговых капилляров и улучшение трофики повреждённых тканей.

Стимулирующая терапия

  1. Вопрос Детские церебральные параличи.

Детский церебральный паралич - состояние, характеризующееся недостаточным контролем мышц, мышечной спастичностью, параличами и другими неврологическими нарушениями, которые являются следствием повреждения головного мозга, возникающего во время беременности, родов, сразу после родов или в младшем детском возрасте (до 5 лет).

Детский церебральный паралич (ДЦП) - не заболевание, он не прогрессирует. Участки головного мозга, которые контролируют движения мышц, особенно уязвимы к повреждению у недоношенных и детей первого года жизни. Церебральный паралич встречается у 1-2 из 1000 детей первого года жизни, но в 10 раз чаще регистрируется у недоношенных детей, особенно при значительной недоношенности.

Признаки детского церебрального паралича

У новорожденного на признаки детского церебрального паралича оказывает влияние расположение патологических очагов и мера повреждения головного мозга. Признаки эти могут быть как вполне очевидны, так и заметны только для специалистов. Внешние проявления могут обозначиться в виде неуклюжести, или как сильное мышечное напряжение, лишившее ребенка возможности двигаться самостоятельно.

У грудного ребенка или ребенка старшего возраста определить ранние признаки ДЦП можно по таблице навыков для определенных возрастов – ходьба и ползание, сидение, переворачивание, хватание, отслеживание движений. Ниже приведены некоторые внешние симптомы, позволяющие заподозрить заболевание детского церебрального паралича (окончательный же диагноз способен поставить только квалифицированный специалист):

· Беспокойство и плохой сон у ребенка;

· Отставание ребенка в физическом развитии (поздно начал ползать, поднимать голову, переворачиваться);

· Имеют место остановки взгляда, судороги, вздрагивания;

· Нарушения мышечного тонуса: к 1,5 месяцам не ослабевает гипертонус рук, а к четырем месяцам – ног. Мышцы ребенка чрезмерно вялые или, наоборот, тугие, движения замедленные или резкие;

· Отмечается замедление эмоционального развития (в один месяц ребенок не улыбается);

· Телесная ассиметрия. К примеру, одна рука расслаблена, а другая напряжена. Или визуальное отличие конечностей, к примеру, по толщине рук или ног.

При выявлении подобных признаков следует обратиться за квалифицированной медицинской консультацией.

Лечение детского церебрального паралича

Прежде всего, лечение ДЦП проводится при помощи тренировок психических и физических функций, позволяющих уменьшить выраженность неврологического дефекта. Трудовая терапия и физиотерапия способствуют улучшению мышечной функции. Коррекция слуха и логопедическая помощь помогают развитию речи больного. Различные ортопедические приспособления и фиксаторы облегчают поддержание равновесия и ходьбу.

Долгосрочная терапия должна включать в себя образование по специальным программам, развитие навыков общения, психологическое консультирование. Лечение детского церебрального паралича включает также курсы специального массажа и комплекс лечебной физкультуры. По рекомендации врачей применяются средства для понижения мышечного тонуса и препараты, улучшающие питание нервной ткани и микроциркуляцию. Чем раньше начат курс лечебно-восстановительных программ при ДЦП, тем лучше.

Благодаря этому можно избежать больших отклонений в развитии ребенка. Все лечение и медикаменты должны назначаться только квалифицированными специалистами.



Случайные статьи

Вверх