Если болит челюсть после удара. Как проводится диагностика? Последствия от удара в челюсть

В результате сильного удара по лицу, несчастного случая может произойти перелом верхней или нижней челюсти. Следствием тяжелой травмы головы может быть перелом верхней и нижней челюстей одновременно.

Перелом челюсти - это нарушение целостности челюстной кости под влиянием механического воздействия.

Переломы могут быть прямыми и отраженными, одиночными и множественными, со смещением и без смещения отломков кости, открытые и закрытые, оскольчатые.

Для всех видов переломов челюстей характеры такие признаки, как, боль в области травмы, кровоизлияние, отек мягких тканей лица, нарушение функции жевания.

Перелом нижней челюсти

При переломе нижней челюсти возникает боль в челюсти, которая усиливается при открывании рта, разговоре, попытке разжевать пищу. Рот полуоткрыт. На коже лица и слизистой оболочке полости рта могут быть кровоизлияния, ссадины. Появляется отек мягких тканей лица, возникает сильная боль при дотрагивании до места перелома. При смещении отломков кости нарушается прикус. Рефлекторное сокращение мыщц, осуществляющих движение нижней челюсти, вызывает смещение отломков. При этом может усиливаться боль и кровотечение. При тяжелых травмах возможно обильное кровотечение, развитие затрудненного дыхания, шока.

Подтверждением перелома нижней челюсти может служить так называемый симптом непрямой нагрузки. Он заключается в следующем: при легком надавливании на подбородок или постукивании по челюсти появляется боль в зоне перелома.

Перелом верхней челюсти

Перелом верхней челюсти бывает по нижнему, среднему и верхнему типу. Наиболее тяжелыми являются переломы по среднему и верхнему типам. Все переломы верхней челюсти чвляются открытыми в полость рта, носовую полость или придаточных пазух (гайморовой пазухи, лобных пазух).

При переломе верхней челюсти возникает боль в средней трети лица, которая усиливается при попытке смыкания зубов. На коже и слизистой оболочке полости рта могут быть кровоизлияния, раны, ссадины. Лицо у пострадавшего уплощено и как бы удлинено, рот полуоткрыт, изо рта и носа может быть кровотечение. При переломе верхней челюсти по среднеу и верхнему типам через несколько часов после травмы может появиться "симптом очков" - крвоизлияние в склеру глаз и веки.

Перелом верхней челюсти часто сочетается с черепно-мозговой травмой. Поэтому у пострадавшего может возникнуть тошнота, рвота, головокружение, амнезия, кровотечение из носа и ушей.

Первая помощь при переломе челюсти

Следует помнить о том, что осложненные переломы челюстей представляют угрозу для жизни! Поэтому, при переломах челюстей требуется немедленная госпитализация!

Если есть возможность, следует принять обезболивающее (анальгин, темпалгин, парацетамол). Оказание первой доврачебной помощи при переломах челюстей заключается в их транспортной иммобилизации. Иммобилизация - это обеспечение неподвижности отломков челюстей при помощи фиксирующей повязки. Фиксация фрагментов позволяет создать покой для травмированной кости и уменьшить травматизацию мягких тканей полости рта отломками челюсти.

Для этого нижнюю челюсть по возможности осторожно "подводят" к верхней челюсти и фиксируют в таком положении пращевидной повязкой (марля, бинт, платок и пр.) через свод черепа.

При переломе верхней челюсти не следует пытаться остановить кровотечение из носа и ушей, требуется только наложить повязку.

Попытаться устранить причину затрудненного дыхания (положить потрадавшего вниз лицом, сместить кпереди язык), при шоке - провести искусственное дыхание.

Транспортировать пострадавшего следует в положении лежа на боку или на животе.

Ни один человек не застрахован от травмы челюсти, самой известной патологией считается ушиб челюсти (МКБ-10 S00-S09). При этом травмироваться можно в любом возрасте. Случаются ушибы челюсти по различным обстоятельствам: начиная катастрофами различного уровня серьезности и завершая травмами от удара, приобретенного вследствие уличной драки. Удар, что приходится в челюсть, затрагивает мягкие ткани лица, кровеносные артерии и капилляры. Это приводит к формированию гематом и отеков. Люди ощущают сильную боль и дискомфорт.

Причины

К главным предпосылкам, приводящим к ушибам и другим травмам челюсти, можно причислить:

  • падение, ушиб челюсти после удара либо иной контакт с любой жесткой поверхностью, что происходит стремительно и внезапно;
  • драка — это могут быть попросту детские забавы либо взрослые серьезные разборки;
  • авария, к примеру падение с велосипеда, скутера, мотоцикла, а также всевозможные дорожно-транспортные происшествия, в которых удар пришелся в лицевую часть головы.

Симптомы

Ушиб челюсти - это травма, которая протекает без нарушения структуры костей и целостного покрова кожи лица. Она довольно распространенная и отличается от перелома тем, что при ушибе можно

Симптомы:

  1. Появляются болевые ощущения на месте травмы, которые возрастают при физическом контакте с областью травмы. Например, пальпирование места ушиба.
  2. Образовывается отек, покраснение. Могут появляться ссадины или гематомы в месте ушиба.
  3. Трудно принимать пищу. Сложно зевать, говорить и т. д. Но вот оскалиться человек сможет, хоть это и причинит боль.
  4. Также появляется зубная боль. Она становится ярче, если надавить на зубной ряд.
  5. Губы могут начать кровоточить и опухнуть.
  6. Будет сложно двигать челюстью.
  7. Если человек носит брекеты или зубные протезы, то может появиться неудобство в ношении.
  8. Идет воспаление лимфатических узлов.

Человек начинает ощущать ухудшение состояния. Окончательно выяснить, есть ли у человека ушиб челюсти, может только рентген или компьютерная томограмма. Также это позволит выявить, какая именно челюсть пострадала:

  • верхняя;
  • нижняя.

Травма верхней челюсти может быть опасной. имеет связь с носом, глазницами, гайморовой пазухой, также она неотделима от костей черепа. Менее опасен ушиб нижней челюсти (МКБ-10 определяет код этой патологии - S00-S09).

Первая помощь

Как оказать правильную первую помощь при ушибе? Он имеет наглядные симптомы:

  • изменение оттенка кожи;
  • появляется сильная боль;
  • ткани начинают отекать.

Охлаждение будет элементарной первой помощью при ушибе челюсти, код по МКБ-10 - S00-S09 - у данной патологии мы уже назвали. В качестве охлаждающего предмета можно взять что угодно - от полиэтиленового пакета со снегом до грелки с ледяной водой. Сверху обязательно нужна давящая повязка.

После этого важно сохранять поврежденную челюсть в покое и как можно быстрее доставить больного в травматологическое отделение. Когда пострадавший жалуется на сильную боль, разрешено дать ему обезболивающее. На такие травмы категорически запрещены греющие повязки, так как это спровоцирует развитие воспаления.

В больнице необходимо сделать ренгтеновские снимки, чтобы точно определить, перелом это или ушиб. Никак иначе это определить невозможно. Также нужно знать, что зачастую эта травма сопровождается сотрясением мозга. Пройти медицинское освидетельствование необходимо, чтобы исключить серьезные челюстные травмы, будь то переломы или же повреждения костей черепа. Успешное лечение ушиба челюсти дома возможно, только когда будет известен точный диагноз и предупреждены возможные осложнения.

Лечение медикаментами

При ушибах челюсти пострадавшему назначают медикаментозное лечение, которое заключается в принятии обезболивающих средств для снятия боли, а также различных противовоспалительных медикаментов наружного применения, снимающих опухоль и синюшность. В первую очередь при подобных травмах может помочь холод. Он не только снимает отечность, но и способствует остановке кровотечения. Такой эффект имеют многие мази и гели. Они просты в использовании, быстро впитываются в кожу, не пачкая одежды.

Устраняют боль

  • "Анальгин";
  • "Кеторол";
  • "Нурофен";
  • "Седалгин";
  • "НайзБрал";
  • "Нимесил";
  • "Темпалгин".

Наружное применение

Средства наружного применения, назначаемые при ушибах:

  • "Кетонал";
  • "Фастум гель";
  • "Долгит крем";
  • "Финалгон";
  • "Индометацин".

Очень эффективны лекарственные препараты, в состав которых входит гепарин. Он отлично справляется с подкожными скоплениями крови и лимфы, а также эффективно снимает отек. Однако этот препарат имеет некоторые противопоказания.

Людям с плохой свертываемостью крови запрещено использовать подобные лекарства. Некоторые гели содержат экстракт конского каштана, который категорически противопоказан беременным женщинам и людям с заболеванием почек. Поэтому перед использованием любого медикамента необходимо изучить инструкцию по применению.

Лечение народными средствами

Этот вид устранения последствий ушиба челюсти используют в тандеме с традиционным медицинским лечением. Самые известные виды лечения с помощью народных средств:

  1. К челюсти нужно прикладывать листья подорожника, измельченные листья полыни, а также мелко нарезанный лук. Эти все кашицы прикладывают как компресс на ушиб. Как только эта масса высыхает, ее нужно убрать и положить новую.
  2. Самым популярным и действенным способом остается бодяга, ее покупают в аптеке, разбавляют водой до средней густоты и прикладывают к ушибленной челюсти.
  3. Если на месте ушиба есть синяки и кровоподтеки, нужно использовать в виде компрессов настоянные на водке травяные настойки. Настойки подходят из следующих растений: толокнянка, спорыш, хвощ, из оболочки фасоли, а также листья березы, синего василька. Если их нет в виде спиртовых настоек в аптеке, необходимо купить в сухом виде, насыпать в емкость, измельчить, залить водкой и настаивать в темном месте несколько дней.
  4. Для устранения последствий ушиба идеально подходит мазь, которую можно сделать самостоятельно. Для этого нужен любой жир (свиной, куриный), добавить туда морскую соль и репчатый лук измельченный. Первая задача средств, которыми лечат ушиб, - это снятие боли. Первые сутки после получения ушиба можно прикладывать только холод. А на следующий день уже можно прикладывать различные мази, примочки и настойки из лекарственных трав в виде компрессов.

Лучшие настойки и мази

Народные настойки и мази, которыми пользовались еще наши предки:

  1. Чтобы избавиться от боли, нужно приготовить следующую мазь. Смешиваем жир нутрии и шишки хмеля. Прикладываем на пораженную часть челюсти. В течение двух дней боль уходит.
  2. Берем водку и камфору. Примочки нужно пропитать в приготовленном средстве. После того как бинт или тряпочка, которую используете в виде марли, высыхает, ее нужно сразу намочить опять.
  3. Примочки из настойки или отваров горной арники. Если нет такого настоя в аптеке, покупаем сухой концентрат, кипятим воду, бросаем траву. Оставляем, ждем, когда остынет, процеживаем и прикладываем к больному месту.
  4. Листья капусты снимают отек, жар с ударенного места. Просто взять чистый лист, приложить к месту удара.

Все эти лекарственные методы от матушки природы можно применять только после квалифицированного осмотра врача. Если он после осмотра скажет, что лечить ушиб можно и дома, только тогда можно применять описанные выше средства. А также по назначению врача можно лекарственные препараты чередовать с примочками и компрессами из трав.

Последствия

Как и любое повреждение, описываемое состояние при несвоевременном и неправильном излечении может послужить причиной крайне печальных последствий и довольно резкого ухудшения самочувствия.

Запущенный ушиб может быть фактором формирования посттравматического периостита, что в последующем спровоцирует деформацию. Откорректировать эту патологию станет существенно труднее, а терапия заберет много времени.

Еще одним нежелательным последствием может стать развитие посттравматического миозита, представляющего собою воспаление костных тканей. Зачастую на фоне запущенных ушибов формируется контрактура - ограничивание природной подвижности челюстных суставов.

Особенно тяжелыми данные последствия могут быть при получении ушиба в детском возрасте. Непосредственно в этот период в организме формируется надкостница. В случае, если вовремя не выполнить хирургическое вмешательство, нарушение может спровоцировать образование злокачественной опухоли - саркомы.

Таким образом, для того чтобы сберечь собственное здоровье и исключить все малоприятные последствия ушиба, следует правильно оказать первую неотложную помощь пострадавшему, сделать высококлассную диагностику в условиях медицинского учреждения и вовремя применять правильные способы излечения. При соблюдении абсолютно всех советов доктора прогноз практически всегда положительный.

Хорошо известно, что ни один человек не застрахован от получения травмы, а самой распространенной является ушиб, и нередко это ушиб верхней или нижней челюсти. У взрослого и у ребёнка повреждение имеет свои особенности и может принести неприятные последствия. Да и лечение ушиба этой части лица имеет свои особенности, ведь челюсть отвечает не только за эстетику, но и за нормальное пищеварение.

Симптоматика

В первую очередь следует помнить, что при ушибе нет повреждения целостности кости и кожи лица.

Именно от этого и отталкивается вся последующая симптоматика, ведь человек жалуется на боль, которая становится сильнее, если пощупать место травмы. Возможно наличие ссадин, мягкие ткани отекают, возможно покраснение, наличие подкожных кровоизлияний и кровоподтеков. Человек не может нормально жевать, зевать или говорить, но вот показать «оскал» способен, хоть это и приносит боль. Могут увеличиться лимфатические узлы и развиться общее недомогание.

Челюсти при ушибе, в отличие от перелома сохраняют своё анатомическое сообщение с костями черепа.

При ушибе боль не такая сильная, да и стиснуть зубы вполне реально, при переломе сделать это никогда не удастся. Окончательную точку способен поставить рентгеновский снимок или компьютерная томограмма.

Лечение

Какое-то особое лечение при ушибе челюсти не требуется, все может ограничиться этапом оказания первой медицинской помощи.

Но, такой вариант возможен только при условии целостности костей, что подтверждается рентгенограммой.

Вначале необходимо к месту повреждения приложить холод, но если это предмет из морозилки, лучше его предварительно замотать в полотенце. Также накладывается повязка на пострадавший участок, а в случае необходимости можно принять таблетку анальгетика.

Последствия

Любая травма оставляет после себя последствия, некоторые из них проходят бесследно, а есть и такие, которые могут остаться на всю жизнь. Так если не обратиться к врачу вовремя, даже с банальным ушибом челюсти, то результатом может стать посттравматический периостит, деформация и длительное лечение.

В области жевательных мышц ушиб может привести к посттравматическому миозиту или ограничению подвижности нижней челюсти.

У ребенка ушиб челюсти, особенно на этапе ее формирования, может привести к развитию злокачественной опухоли (саркомы). При таком варианте развития событий оперативное вмешательство будет просто неизбежно.

Итак, каким бы не был ушиб, лучше показать его стоматологу, чтобы удостовериться, что все будет в порядке. Не стоит применять и народную медицину, с подобным видом травмы и традиционная весьма успешно справляется, не оставляя последствий. Особенно тщательно лучше подойти к проблеме, если травма произошла с ребенком.

Не слишком часто, но все же в повседневной жизни многим из нас приходилось иметь дело с травмами лица. Чаще всего это бывают ушибы. Одной из наиболее распространенных патологий лицевой части головы считается ушиб челюстей, как нижней, так и верхней, в результате механического или физического воздействия.

Такие ушибы обязательно сочетаются с травмированием мягких лицевых тканей. Также может присутствовать ушиб носа или . При этом целостность кожных покровов лица и структура костей не нарушается.

Вы можете сразу перейти, к нужному Вам разделу

Причины повреждения

Ушибы челюстно-лицевой области может спровоцировать механическое воздействие на мягкие лицевые ткани тупым тяжелым предметом, удар об твердую поверхность или столкновение с твердым препятствием. Чаще всего пациентами травматологов с данной травмой становятся люди, попавшие в аварию или ставшие участниками драки. Более распространенным считается ушиб именно нижней челюсти.

Симптомы и тяжесть травмирования

В результате травмирования чаще всего поражаются мелкие кровеносные сосуды, которые расположены в мягких тканях лицевой части головы человека. Поэтому пациент, поступивший в травматологию, чаще всего указывает на присутствие следующих симптомов и проявлений травмы:

  • образование отека, покраснения, ссадин и гематомы в месте приложения основной силы удара;
  • выраженные болевые ощущения, которые локализованы в области нижней челюсти и могут усугубляться при попытках пошевелить ею;
  • затруднения совершать любые естественные действия: жевать, говорить, принимать пищу и т.д.;
  • воспалительная реакция в лимфатических узлах;
  • ухудшение общего состояния пациента, недомогание.

Данные симптомы характерны для ушибов как верхней, так и нижней челюсти.

Тяжесть данной травмы зависит от следующих показателей:

  • характер предметов или поверхностей, с которыми случилось столкновение: их вес, материал, скорость, на которой произошло столкновение и т.д.;
  • область столкновения, чем она больше, тем тяжелее степень патологии;
  • состояние мягких лицевых тканей и кости челюсти пострадавшего в момент получения травмы.

При столкновениях или падениях достаточной силы может произойти , при котором симптомы будут более интенсивно выражены. Соединение костей черепа при этом стабильное.

Оказание первой помощи

При травмировании можно оказать пострадавшему следующие мероприятия:

  • наложить плотную повязку;
  • воздействовать холодом, например, компрессами изо льда, завернутого в полиэтилен;
  • постараться обеспечить покой;
  • при сильно выраженной боли пострадавшему можно принять любое обезболивающее средство, которое окажется в домашней аптечке;
  • доставить больного в травматологическое отделение для постановки диагноза и назначения адекватного лечения.

Нельзя при этом допускать контакта травмированной челюсти с источниками тепла, так как это может только усугубить положение и увеличить интенсивность симптомов.

Диагностика и лечение

Как правило, незначительные травмы челюсти со слабой степенью выраженности признаков ушиба, не требуют госпитализации больного. Лечение можно проводить самостоятельно, так как особого дискомфорта травма ему не доставляет.

Опытный врач сможет диагностировать ушибы челюсти на основании внешних признаков и указанных пациентом симптомов. Однако чтобы исключить или вывих потребуется дополнительное исследование. Также очень важно при осмотре пациента не упустить из виду симптомы, указывающие на последствия, выходящие за пределы челюсти и области лица. Так, зачастую, особенно в случаях падения, у пострадавшего может наблюдаться сотрясение головного мозга.

Чтобы избежать нежелательных последствий и подтвердить диагноз, целесообразно провести рентгенологическое исследование челюстно-лицевой области.

Только после этого можно приступать к лечению травмы. Прежде всего, пациенту необходимо создать условия, при которых пострадавшее место будет находиться в максимальном покое. Для этого целесообразно наложить давящую повязку. Воздействие холодом на место ушиба поможет приостановить кровоизлияние в мягкие ткани и снизить болевой синдром. Холодом рекомендуется воздействовать первые 2-3 дня после получения травмы.

За данным этапом следует воздействие на место ушиба теплом. С помощью согревающих процедур ускоряется процесс рассасывания гематомы и регенерации поврежденных мягких тканей. В качестве согревающего воздействия может быть использовано:

  • сухое тепло;
  • соллюкс;
  • озокеритовые аппликации.

Лечение с помощью средств народной медицины

Народная медицина предлагает свои рецепты лечения ушиба челюсти, которые оказывают должный терапевтический эффект, особенно если сочетать их с традиционными методами лечения. Одними из наиболее распространенных методов лечения народными средствами являются следующие:

  • прикладывание к ушибленной челюсти листьев подорожника, истолченного репчатого лука или полыни, предварительно истолченной и измельченной, по мере высыхания которой, необходимо ее менять или смачивать водой;
  • отлично зарекомендовала себя в лечении ушибов бодяга, при этом порошок рекомендуется развести водой и в таком виде прикладывать к повреждённому месту;
  • для рассасывания синяка используют спиртово-водные или водочные настойки листьев толокнянки, хвоща, спорыша, рыльцев кукурузы, цветов василька синего, высушенных стручков фасоли, почек березы. Для этого используемые травяные ингредиенты измельчаются и заливаются спиртово-водным раствором или водкой. После этого их необходимо настоять около 3 дней, настой процедить и использовать для компрессов.
  • отлично помогает избавиться от последствий ушиба самостоятельно приготовленная мазь из любого животного жира, мелко нарезанного лука и измельченных гранул морской соли.

Возможные последствия и прогноз

Как и любая другая травма, при несвоевременном и неправильном лечении может привести к весьма плачевным результатам и достаточно серьезным последствиям для здоровья.

Запущенный ушиб может стать причиной развития посттравматического периостита, который в дальнейшем спровоцирует деформацию. Исправить данную патологию будет значительно сложнее, а лечение займет много времени .

Еще одним нежелательным последствием можно назвать развитие посттравматического миозита, представляющего собой воспаление костных тканей. Нередко на фоне запущенных ушибов развивается контрактура – ограничение природной подвижности челюстных суставов.

Особенно серьезными эти последствия могут быть при получении ушиба в детском возрасте. Именно в этот период в организме формируется надкостница. Если своевременно не провести хирургическое вмешательство, то патология может вызвать образование злокачественной опухоли – саркомы.

Таким образом, чтобы сохранить свое здоровье и избежать всех неприятных последствий ушиба, необходимо правильно оказать первую неотложную помощь потерпевшему, сделать профессиональную диагностику в условиях медицинского учреждения и своевременно использовать правильные методы лечения. При соблюдении всех рекомендаций врача, прогноз практически всегда благоприятный.

Здоровый образ жизни студента подразумевает
регулярное выполнение оптимального
двигательного режима с использованием
таких наиболее распространенных средств
физической культуры и спорта, как
утренняя гигиеническая гимнастика,
ритмическая гимнастика, оздоровительная
ходьба, оздоровительный бег, загородные
прогулки, однодневные туристические
походы и т. п.

Чтобы оценить физические качества
(силу, быстроту и выносливость) можно
пользоваться основными нормативами
кафедры и их оценочными критериями.
Динамика этих качеств в течение учебного
года вызывает несомненный интерес.

Их общеоздоровительное воздействие
известно, но пользоваться ими нужно
весьма осторожно с учетом физической
подготовленности и состояния здоровья
организма. Поэтому в самостоятельных
занятиях их применение должно быть
регламентировано основными методическими
особенностями воздействия на организм.

Рассмотрим более подробно некоторые
из средств физической культуры и спорта.

Утренняя гигиеническая гимнастика.Должна быть обязательным атрибутом в
режиме дня каждого студента. Ее
целесообразно проводить по 10–15 мин с
использованием 6–9 упражнений. Число
повторений зависит от степени сложности
упражнений и варьируется в пределах от
6 до 12 раз.

При построении комплекса следует
исходить из следующих рекомендаций.

1. Последовательность упражнений: ходьба
на месте или в движении; упражнения на
потягивание; упражнения с наклонами
вперед, в стороны, с поворотами туловища
вправо и влево; упражнения на силу мышц
рук (сгибание и разгибание рук в упоре
или висе); упражнения на растягивание
(махи ногами в различных направлениях);
упражнения для укрепления мышц брюшного
пресса (поднимание ног, туловища из
положения лежа на спине или сидя на
полу, стуле);


2. При наклонах, приседаниях и других
упражнениях, сопровождающихся силовым
напряжением и сужением грудной клетки,
делают выдох, при выпрямлениях – вдох.

3. Упражнения следует выполнять с
постепенным нарастанием нагрузки.

4. Необходимо сочетать силовые упражнения
с упражнениями на растягивание и
расслабление.

5. После выполнения комплекса применяются
водные процедуры.

6. Через каждые 1–2 недели комплекс
следует менять.

Ритмическая гимнастика.Данная
форма занятий физическими упражнениями
представляет собой вид высокой физической
активности. Особенностью занятий
ритмической гимнастикой является
включение в активную двигательную
систему большого количества мышечных
групп. Движения выполняются динамично,
свободно, плавно, выразительно и
эмоционально. Ведущим и необходимым
фактором в занятиях является музыка,
которая в решающей степени формирует
ритм движения.


В ритмическую гимнастику включаются
следующие группы упражнений: для мышц
рук, ног, туловища и шеи; на напряжение
и расслабление мышц конечностей и
туловища; на общую координацию;
объединяющие упражнения для конечностей
и туловища.

Для того чтобы достигнуть большего
эффекта, необходимо придерживаться
следующих методических указаний: при
выполнении любого упражнения быть
предельно внимательным; движения
выполнять с оптимальной амплитудой;
избегать быстрых и резких движений при
расслабленном положении суставов;
избегать излишнего перенапряжения
спины и резких движений шеей и головой.

Прежде чем приступать к самостоятельным
занятиям ритмической гимнастикой,
желательно просмотреть ее демонстрацию
по телевидению и обратить внимание на
наличие в занятиях сочетаний быстрого
и медленного выполнения движений,
упражнений на восстановление дыхания,
контроля частоты сердечных сокращений
и ее регулировкой.

Оздоровительная ходьба.Является
естественным движением человека.
Особенно ценно ее воздействие на
циркуляцию крови в нижних конечностях
и на поддержание оптимального тонуса
в их мышечной и сосудистой системах.
Оздоровительное воздействие ходьбы
можно регулировать за счет темпа,
продолжительности и расстояния.

Темп ходьбы – число шагов в единицу
времени. В зависимости от индивидуальных
особенностей темп ходьбы различен.
Прежде всего он зависит от длинны шага.
Средняя длина шага равна 70 – 100 см. При
такой длине средний темп находится в
пределах 80 – 120 шаг/мин.

очень
медленная 60–70 шаг/мин или 2,5–3 км/ч

медленная 70–90 шаг/мин или 3–3,5 км/ч

средняя 90–120
шаг/мин или 4–5,5 км/ч

быстрая 120–140 шаг/мин или 5,5–6,4 км/ч

очень быстрая более 140 шаг/мин или свыше
6,5 км/ч.

Примерная программа распределения
нагрузки для начинающих, предложенная
В.В. Уховым (1985), приведена в табл. 6.3.

В течение занятия можно чередовать
скорость ходьбы. Например, в начале
медленная ходьба (10 мин), затем быстрая
(15–20 мин) и снова медленная (10 мин). В
заключение – общеразвивающие упражнения
успокаивающего характера в сочетании
с самомассажем мышц ног.


нога ставится на грунт с пятки на носок.
Делается своеобразный перекат стопы с
активным отталкиванием пальцами ног и
переносом тяжести на внешний свод стопы;

стопа ставится вдоль по прямой линии,
мысленно проведенной между сомкнутыми
ступнями. Носки ног в стороны не разводить;

туловище прямое, голову держать прямо,
плечи развернуты и опущены, мышцы
плечевого пояса расслаблены;

руки слегка согнуты в локтях, кисти рук
расслаблены. При активной работе рук
(в зависимости от темпа ходьбы) необходимо
подключать в движение лопатки;

при ходьбе не участвующие в работе мышцы
предельно расслаблены, движение ног
плавное, шаг пружинистый.

Оздоровительный бег. Как и ходьба, –
наиболее доступное средство физической
тренировки. При правильной методике
использования помогает укреплять
здоровье, физическую и функциональную
подготовленности организма.

Для начальной подготовки можно
воспользоваться рекомендациями К.
Купера (1979), приведенными в табл. 6.4.

После завершения программы провести
12-минутный тест. По результатам теста
определите степень своей подготовленности
(табл. 6.1). Если она стала выше, увеличьте
дистанцию пробега до 2,4 км, что соответствует
6 кругам по стадиону. Фиксируя время
пробегания, программу следующих 6 недель
тренировок составьте самостоятельно,
взяв за основу программу табл. 6.3.


руки во время бега должны быть согнуты
в локтях и свободно двигаться около
туловища строго вперед-назад;

туловище держится прямо, чуть наклонено
вперед, плечи опущены, положение
регулируется за счет наклона головы (в
зависимости от скорости бега);

кисти рук расслаблены, большие пальцы
кверху, ладони внутрь;

постановка ноги на грунт осуществляется
с наружного свода стопы с последующим
перекатом ее на переднюю часть;

бегать на носках нецелесообразно;

во время бега старайтесь держать ноги
ближе к линии, проведенной условно между
ногами.

Санитарные и гигиенические требования.Для успешных занятий оздоровительной
ходьбой и бегом большое значение имеет
удобная спортивная обувь: кроссовки,
кеды, полукеды (в зависимости от
климатических условий). Гимнастические
тапочки, различные ботинки на низком и
высоких каблуках для занятий непригодны,
так как вызывают излишнее напряжение
мышц голени и ахиллового сухожилия,
усложняют технику передвижения.

Желательно, чтобы подошва спортивной
обуви была достаточно мягкой и высокой,
хорошо амортизировала. В снег и дождь
наиболее надежна обувь с рифленой
подошвой. Для того чтобы уберечь ноги
от мозолей, целесообразно надевать две
пары носков. В жаркие летние дни желательно
пользоваться легким головным убором,
который хорошо предохраняет от солнечного
и теплового ударов.

Физический аспект здоровья в домашних условиях

Солнечный свет. Под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца в коже человека происходит выработка витамина D, который не только укрепляет кости, но и является хорошим средством от депрессии. Достаточный уровень данного витамина защищает от остеопороза, рассеянного склероза, рахита. Его дефицит способствует развитию пародонтоза, онкологических заболеваний, мышечных болей, болезней суставов и даже сахарного диабета.

Уничтожение болезнетворных микроорганизмов – это еще один из положительных аспектов воздействия солнечного света. В старину, до появления антибиотиков, солнечный свет активно использовали для лечения различных гнойничковых заболеваний кожи.

Кроме этого солнечный свет оказывает благотворное влияние на психику человека, вызывая положительные эмоции, которые также благоприятно воздействуют на общее самочувствие.

Вести ЗОЖ – это значит не пренебрегать прогулками в солнечные дни, регулярно «впускать» через открытые окна солнечные лучи в комнату и умеренно загорать. С другой стороны, во избежание негативного влияния солнечного света, в летние дни необходимо пользоваться солнцезащитными очками и не допускать солнечных ожогов, нося соответствующую одежду и пользуясь солнцезащитными кремами.

Воздух. Свежий воздух, насыщенный отрицательно заряженными ионами и кислородом, также благотворно влияет на общее состояние организма. Тугие пояса на талии и привычка дышать верхней частью грудной клетки, а также застойный воздух в помещении могут вызвать головную боль, нарушение сна, раздражительность, агрессивность, снижение концентрации внимание и ухудшение мыслительных способностей. Иногда для ясности мысли достаточно сделать несколько глубоких вдохов-выдохов.

Использовать свежий воздух для здоровья – это регулярно проветривать свое жилье, учиться дышать «животом» (диафрагмальный тип дыхания) и обеспечивать хорошую вентиляцию во время приготовления пищи на кухне, особенно если для этого используются газовые плиты.

Вода. Для нормального функционирования нашего организма достаточно в день употреблять 1,5–2 литра жидкости, 2/3 из которых должна составлять обыкновенная вода. О недостатке воды могут свидетельствовать следующие симптомы:

  • головная боль (обычно достаточно выпить 1–2 стакана воды, чтобы она исчезла);
  • усталость, общая слабость, раздражительность;
  • появление запоров ;
  • отеки и одутловатость лица;
  • нарушение сна.

Наше сердце, нервная система, почки и другие органы хорошо функционируют, если в сутки человек весом в 70 кг выпивает не менее 1,5 литров жидкости. При избыточной массе тела следует добавить по 1 стакану на каждые 10 кг лишнего веса.

Сбалансированное питание. Основной принцип сбалансированного питания - умеренность и разнообразие, потому что организм должен получать все необходимые питательные вещества и микроэлементы.

Основу питания должны составлять каши, хлеб и макаронные изделия из муки грубого помола, картофель. Многие проблемы возникают из–за того, что современный человек ограничивает употребление фруктов и овощей, которые богаты клетчаткой, фитохимическими веществами, витаминами и минералами. Согласно рекомендации ВОЗ, человек в день должен употреблять как минимум 200 г фруктов и 300 овощей.

Также в рацион питания обязательно следует включать молочные и кисломолочные продукты, яйца и бобовые. Многие пирамиды сбалансированного питания также рекомендуют включать в ежедневное меню рыбу и нежирные сорта мяса, а также орехи и семена.

Из жиров предпочтение отдается растительным маслам, а вот конфеты, выпечку и прочие сладости следует употреблять в очень ограниченном количестве, например, по выходным или праздникам.

Здоровое и сбалансированное питание – это основа профилактики рака прямой кишки, запоров, геморроя, гастрита, атеросклероза, гипертонии, остеопороза и многих других заболеваний.

Физические упражнения. Считается, что гиподинамия оказывает такое же вредное влияние на сосуды, как и длительный стаж курения. Физические упражнения не только улучшают обмен веществ и циркуляцию крови в организме, но и способствуют укреплению иммунитета, снижению холестерина и нормализации обмена веществ.

Для взрослого человека необходимо делать в день не менее 10 000 шагов. Полезными будут также занятия аэробикой, бегом, плаванием или другими видами спорта минимум по 30–40 минут 5 раз в неделю.

Самый простой способ мотивировать себя больше двигаться – это приобрести беговую дорожку и просматривать любимые телесериалы и программы не лежа на диване, а занимаясь на домашнем тренажере.

Отдых. Человек нуждается в ежедневном, еженедельном и ежегодном отдыхе, который зависит от основного вида деятельности. Например, при тяжелом физическом труде отдыхать – это выспаться, почитать интересную книгу или просто посидеть в любимом кресле. Если же работа сидячая, то лучшим отдыхом станет посещение спортзала и общение с друзьями на свежем воздухе.

Воздержание. По мнению специалистов, воздержание – это полный отказ от вредного и умеренность в полезном. Например, однозначно вредят здоровью человека курение, употребление наркотических препаратов, больших доз алкоголя, а также незащищенный секс с партнером, который заведомо имеет заболевание, передающееся половым путем. Поэтому для сохранения своего здоровья от этого всего лучше отказаться.

Вредные привычки

Алкоголь, табак и психотропные вещества вызывают в организме человека тяжелую зависимость. Нарушается работа сердца, легких, печени, расшатывается нервная система, ухудшается внешность. Вредные привычки разрушают карьеру и семью, отравляют жизнь окружающих.

В последнее время появляются новые виды зависимостей. Ведется полулегальная торговля курительными смесями, спайсами, энергетиками, которые позиционируются как безопасные для здоровья. На деле подобные увлечения могут вызвать острые расстройства психики, вплоть до смертельного исхода. Зависимость человека от интернета, социальных сетей, бесконтрольное употребление сладкой калорийной пищи вызывает в мозге такие же изменения, как при курении табака.

Бороться с пагубными привычками сложно, но можно. Необходимо желание человека избавиться от зависимости, жесткий самоконтроль, позитивный настрой и поддержка близких.

Состояние здоровья человека более чем 65% зависит от его стиля жизни. Основные составляющие здорового образа жизни человека тесно связаны между собой: нарушение в одной сфере влияет на все здоровье в целом.

Питание

Питание здорового человека должно быть регулярным, сбалансированным по белкам, жирам и углеводам, насыщено витаминами и микроэлементами. Белок – основной строительный материал, его получают из мяса, рыбы, яиц. Легко усваиваются организмом белки из молочных и морепродуктов. Сторонники вегетарианства восполняют потребность в белках за счет сои, бобовых культур, орехов.

Углеводы и жиры дают человеку энергию. Лучше употреблять так называемые медленные углеводы. К ним относят блюда из круп, цельных злаков. Они плавно расщепляются в организме и поддерживают стабильный уровень сахара в крови. Из жиров для здоровья человека более полезны растительные, они содержат ненасыщенные жирные кислоты, которые препятствуют отложению холестериновых бляшек.

В питании здорового человека должно быть много овощей и фруктов – это источник витаминов, минералов, клетчатки. Подстегивает обмен веществ в организме вода. Ее нужно выпивать не менее 2 л в сутки. Пьют воду небольшими порциями между основными приемами пищи.

Для здоровья человека важно осознанно выбирать продукты питания. Внимательно изучают состав и сроки хранения покупок – пища может быть напичкана вредными для здоровья человека консервантами, красителями, усилителями вкуса.

Ежедневное злоупотребление жирной и сладкой пищей ведет к нарушениям здоровья:

  • ожирению;
  • сахарному диабету;
  • болезням печени, почек.

Это веский довод отказаться от употребления продуктов из фаст-фуда, большого количества сдобы, сладостей в пользу здоровой пищи. Ограничивают употребление поваренной соли. Она задерживает жидкость в организме и может привести к появлению отечности.

Не стоит забывать о культуре питания. Красиво оформленные блюда, неспешный прием пищи дают моральное удовольствие, способствуют хорошему пищеварению и крепкому здоровью.

Это процесс поступления в организм и усвоение им веществ, необходимых для покрытия энергетических и пластических затрат, построения и обновления тканей и регуляции функций. Различают эндогенное питание за счет запасов питательных веществ в организме и экзогенное – за счет питательных веществ, поступающих из внешней среды. У современного человека значительно ослаблен инстинкт к эндогенному питанию в ущерб своему организму.

Недостатки в организации питания особенно негативно отражаются на детях, что проявляется задержкой их роста, физического и психического их развития, снижением устойчивости организма к различным заболеваниям. Так, избыточное питание способствует развитию таких болезней, как ожирение, атеросклероз, сахарный диабет (ссылки на болезни) и др. Рациональное питание — это и своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные для него питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса и т. п.

Здоровое сбалансированное питание – это именно тот пункт здорового образа жизни, о котором говорят и знают практически все. Действительно, мы то, что мы едим. Если человек будет питаться жирной, острой, копченой, сладкой пищей и запивать все это газированными напитками, то в результате – организм начнет «говорить» хватит путем болезней.

Здоровое питание должно быть натуральным, сбалансированным по белкам, жирам и углеводам и не превращаться в культ потребления и насыщения. В противном случае, очень скоро такие пациенты принудительно посетят врача-гастроэнтеролога с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Если не уделять должное внимание здоровому питанию, то через некоторое время можно ощутить, как уменьшается работоспособность, появляется лишний вес, развивается диабет, возникают боли в сердце от ожирения, количество и частота заболеваний увеличивается.

Эффективность использования людьми
физических упражнений зависит как от
организации педагогического процесса,
так и от уровня материального и научного
обеспечения, совершенства органов
руководства и контроля. Целенаправленное
взаимодействие всех этих частей и
создает ту целостную социальную
организацию, которая называется системой
физического воспитания.

Физическое воспитание– это
специально организованный и управляемый
педагогический процесс, специфика
которого заключается в обучении
двигательным действиям и развитии
физических качеств человека, совокупность
которых в решающей мере определяет его
здоровье, телосложение, физическую
работоспособность, двигательные
способности.

Методические принципы физического
воспитания– это наиболее важные
положения, отражающие общие закономерности
воспитания.

Принцип сознательности и активности
раскрывается в следующих требованиях:
осмысленное отношение и устойчивый
интерес к цели и конкретным задачам
занятий; сознательный анализ, самоконтроль
и рациональное использование сил при
выполнении физических упражнений;
инициативность, самостоятельность и
творческое отношение к заданиям.

Принцип наглядности: необходимая
предпосылка освоения движений;
неотъемлемое условие совершенствования
двигательных навыков, развития физических
способностей. Преимущественное место
среди способов наглядного обучения на
первых порах занимают те, которые
обеспечивают формирование зрительных
образов. В дальнейшем же возрастает
роль двигательного анализатора и
соответствующих способов обеспечения
наглядности; взаимосвязь непосредственной
и опосредованной наглядности, объясняемая
единством чувственной и логической
ступеней познания.

Принцип доступности и индивидуализации:
определение меры доступного означает
полное соответствие возможностей и
трудностей; преемственность физических
упражнений (от освоенного к неосвоенному);
постепенность в переходе от одних
заданий к другим (от простого к сложному,
от легкого к трудному); осуществление
индивидуального подхода к воспитуемым
и создание условий для наибольшего
развития их способностей.

Принцип систематичности: непрерывность
процесса физического воспитания и
оптимальное чередование нагрузок с
отдыхом; сочетание повторяемости и
вариативности; последовательность
занятий и взаимосвязь между различными
сторонами их содержания.

Принцип постепенного повышения
требований (динамичности): необходимость
регулярного обновления заданий с общей
тенденцией к росту нагрузок; нагрузки
должны быть посильны для занимающихся;
динамика нагрузок должна характеризоваться
постепенностью. Ни один из указанных
способов не может быть полностью
реализован, если игнорируются другие.
Лишь на основе единства принципов
достигается наибольшая действенность
каждого из них.

Метод физического воспитания– это
разработанная с учетом педагогических
закономерностей система действий
педагога (преподавателя, тренера),
целенаправленное применение которых
позволяет организовать определенным
способом теоретическую и практическую
деятельность занимающегося, обеспечивающие
освоение им двигательных действий и
направленное развитие физических
качеств.

2) способствующие овладению техникой
двигательных действий;

3) развивающие физические (двигательные)
качества.

В первую группу входят методы,
предусматривающие устную передачу
информации.Устное изложение при
обучении движениям осуществляется в
виде рассказа, беседы, объяснения,
описания и других форм речевого
воздействия.

Рассказ – это изложение событий в
повествовательной форме. Беседа
представляет собой вопросно-ответную
форму овладения учебным материалом.
Разновидностью беседы является разбор,
широко используемый при анализе
каких-либо явлений, процессов, событий.
Описание – это подробный перечень
признаков, особенностей изучаемого
упражнения. При его применении говорится,
что надо делать, но не указывается,
почему надо так делать. Объяснение
предполагает раскрытие существенных
закономерностей выполняемых движений.

Во вторую группу входят методы
наглядного восприятия, обеспечивающие
зрительное и слуховое восприятие
изучаемого движения: показ и звуковая
световая сигнализация. Показ двигательного
действия является наиболее специфическим
методом обучения двигательным действиям.
Демонстрация наглядных пособий создает
дополнительные возможности для восприятия
двигательного действия с помощью
предметного изображения.

Звуковая и световая сигнализации создают
необходимые слуховые и зрительные
ориентиры для начала и окончания действия
(движения), задают определенный темп и
и т.д.

На базе специальных знаний и в результате
многократного выполнения двигательных
действий происходит возникновение
двигательных умений и навыков,
характеризующих разный уровень
способностей владения действием.

Методы наглядного восприятияобеспечивают зрительное и слуховое
восприятие изучаемого действия. Показ
двигательного действия является наиболее
специфичным методом обучения. Демонстрация
наглядных пособий создает дополнительные
возможности для восприятия двигательного
действия с помощью предметного
изображения. Звуковая и световая
сигнализации создают необходимые
слуховые и зрительные ориентиры для
начала и окончания действия (или
движения), задают определенный темп и
ритм движений, направление, амплитуду
и т. д.

Следует выделить три основных категории
методов освоения и совершенствования
двигательных действий: целостного и
расчлененного упражнения; облегчения
и усложнения условий выполнения
упражнения; упражнения при различных
состояниях организма обучаемых.

Методы расчлененного обученияпредполагают разучивания упражнения
по частям с последовательным объединением
их по мере освоения в целостное действие.

Этот метод применяется в следующих
случаях: при изучении координационно-сложных
двигательных действий, когда нет
возможности изучить их полностью; если
упражнение состоит из большого числа
элементов органически мало связанных
между собой; если упражнение производится
так быстро, что при целостном выполнении
нельзя изучить и усовершенствовать его
отдельные части;



Случайные статьи

Вверх